Сочинение по повести «Белеет парус одинокий»: сочинение

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»

Главные герои повести «Белеет парус одинокий» — два друга, Петя и Гаврик. Петя Бачей – сын учителя одной из одесских гимназий, ему восемь с половиной лет. Гаврик — внук рыбака, ему девять лет, но он уже помогает дедушке ловить рыбу и носит улов на базар. Гаврик с дедушкой живут в лачуге на берегу моря и еле сводят концы с концами, потому что на дедушкиной шаланде нет паруса, а без паруса им не добраться до мест, где водится много рыбы. Дедушка Гаврика мечтает о парусе, но заработать на него никак не получается.

Летом 1905 года Петя с отцом и братом Павликом возвращались в Одессу с отдыха на море. В то лето произошло восстание на броненосце «Потемкин», которое закончилось поражением восставших. Мятежные матросы покинули корабль и вынуждены были скрываться. Один из них, Родион Жуков, спасаясь от погони, укрылся в дилижансе, на котором семья Бачей возвращалась в Одессу. Глава семейства не стал выдавать матроса стражникам и тот сумел добраться до ближайшего города, из которого в Одессу можно было попасть на пароходе «Тургенев».

Позже, на пароходе, наблюдательный Петя Бачей снова увидел беглого матроса. Петя углядел, что матроса опознал сыщик. Когда сыщик попытался задержать Жукова, тот выпрыгнул за борт и поплыл к берегу. Пароход в это время уже подходил к Одессе и у моряка были шансы добраться до берега вплавь.

Так случилось, что Родиона Жукова подобрала шаланда, на которой вечером вышли в море Гаврик с дедушкой. Они доставили моряка на берег и укрыли в своей лачуге. От долгого пребывания в воде матрос заболел, у него началась горячка. Гаврик решил обратиться за помощью к старшему брату Терентию, который был уже взрослым человеком и работал в мастерских.

Отправляясь к брату, который жил достаточно далеко, в районе под названием Ближние Мельницы, Гаврик взял с собой за компанию Петю. По дороге Петя с жаром рассказывал о беглом матросе. Гаврик понял, что именно этого человека они с дедушкой спасли в море, но он ничего не стал рассказывать Пете.

В гостях у Терентия Петя познакомился с его дочерью Мотей. Пока Мотя показывала Пете свои игрушки и играла с ним в прятки, Гаврик рассказал Терентию о матросе с броненосца «Потемкин». Терентий обещал помочь матросу и вместе с Гавриком и Петей отправился в город.

Но когда поздно вечером Терентий с товарищем пришел к дедушке забрать матроса, лачугу окружила полиция. Гаврик успел предупредить брата об опасности и Терентий с товарищем и Родионом Жуковым сумели скрыться. Но дедушку Гаврика полиция арестовала и отправила в тюрьму. Гаврику пришлось вернуться к брату на Ближние Мельницы.

Тем временем Петя Бачей был занят поступлением в гимназию. Он успешно прошел вступительное испытание, а после вместе с отцом и тетей покупал школьную форму, ранец и письменные принадлежности. А потом наступила осень и началась учеба. Поначалу Петя нахватал двоек, но после взялся за ум и стал учиться со всем прилежанием.

На какое-то время друзья потеряли друг друга из виду. Гаврик жил у брата, потому что дедушку по-прежнему держали в тюрьме. Не желая быть обузой, мальчик каждый день отправлялся в город и старался заработать хоть немного денег. Он подносил корзинки с провизией, помогал грузчикам на станции. В то время у одесских детей была популярной игра в «ушки», которыми называли пуговицы от форменных мундиров. Гаврик заинтересовался этой игрой, потому что в нее играли на деньги. Он быстро стал чемпионом и игра стала приносить ему стабильный доход.

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Петя Бачей тоже заинтересовался этой игрой, но игрок из него был никудышный, и он постоянно проигрывал. Для того, чтобы отыграться, Петя пошел на преступление – он тайком взял с комода сдачу, которую кухарка принесла с рынка. А через какое-то время он вытащил деньги из копилки младшего брата Павлика. Но и эти деньги он проиграл Гаврику. Вскоре Петя стал должником Гаврика и вынужден был выполнять все его поручения. В основном ему приходилось таскать в своем ранце мешочки с «ушками», которых у Гаврика всегда было много.

В октябре, после опубликования царского манифеста, из тюрем стали выпускать заключенных. Вышел на свободу и дедушка Гаврика. Пребывание в тюрьме сильно подорвало его здоровье и он больше не мог жить в своей лачуге и заниматься рыбной ловлей. Терентий при помощи товарищей устроил его работать сторожем.

В Одессе наступило тревожное время, на улицах стреляли, доступ в некоторые районы был перекрыт полицией. Однажды Гаврик потребовал от Пети взять ранец, гимназический билет и отправиться с ним. Гаврик наполнял ранец тяжелыми мешочками и вместе с Петей пробирался в районы Одессы, блокированные полицией. Вскоре Петя догадался, что он носит в ранце не «ушки», а револьверные патроны, в которых остро нуждались восставшие рабочие. Но, даже узнав, чем он занимается, Петя продолжал помогать Гаврику.

Вскоре сопротивление восставших было подавлено, и многим из них пришлось скрываться от полиции. В их числе был и Терентий. Его семья вынуждена была переехать в лачугу дедушки на берегу моря. Терентий по мере возможности помогал родным и даже обещал купить деду парус на шаланду.

Мысли о парусе воодушевили старого рыбака, но его состояние здоровья ухудшалось, и весной дедушка Гаврика умер. Когда Терентий принес обещанный парус, было уже поздно. Гаврику и Пете тоже не удалось долго походить на шаланде под новым парусом. Их общий знакомый, матрос Родион Жуков, был схвачен полицией, но друзья устроили ему побег из тюрьмы. Гаврик, Петя и Мотя приняли деятельное участие в спасении моряка. Они пригнали шаланду под парусом в условленное место и, дождавшись появления Терентия с Родионом Жуковым, передали матросу шаланду. После этого ребята долго смотрели на одинокий белый парус в открытом море.

Таково краткое содержание повести «Белеет парус одинокий».

Главная мысль повести заключается в том, что правильные, справедливые поступки можно совершать в любом возрасте. Гаврику и Пете было чуть больше девяти лет, когда они приняли деятельное участие в спасении матроса Родиона Жукова. Ребята также помогали восставшим рабочим, доставляя им патроны в заблокированные районы. Но и ошибок ребята не избежали. Петя, увлеченный игрой в «ушки», совершал неблаговидные поступки — взял тайком деньги, оставленные кухаркой на комоде, и опустошил копилку младшего брата.

Повесть «Белеет парус одинокий» учит не поддаваться азарту и всегда думать о последствиях того или иного поступка.

В повести мне понравился дедушка Гаврика. Старый рыбак, попав в заключение, сумел выдержать тяжелые испытания и не выдал никого из революционеров, потеряв здоровье и жизнь.

Какие пословицы подходят к повести «Белеет парус одинокий»?

Хороша помощь, оказанная вовремя.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Справедливый победит.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сочинение на тему: “Петя и Гаврик” по рассказу В. Катаева “Белеет парус одинокий”

Герои рассказа В. Катаева “Белеет парус одинокий” Петя и Гаврик – настоящие друзья, совершенно разные по своему характеру и по-разному действующие в складывающихся ситуациях. Их черты характера, привычки и взгляды главным образом проявляются в отношении этих ребят к окружающим и их поступках.

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Петя – мечтатель и фантазер, беззаботный и простодушный баловень семьи, для которого жизнь наполнена романтическими историями, неразгаданными тайнами и радостными открытиями. В то же время Гаврик – волевой, сдержанный, привыкший трудится

Сразу ответить на этот вопрос достаточно сложно. Скорее всего, что Петю в Гаврике привлекала его необычайная стойкость, настоящий “морской”, волевой характер, мальчишеская доблесть, гордость и смелость. Это те качества, которыми сам Петя никогда не отличался.

Например, он был очень удивлен, когда увидел, что Гаврик, придя с ним на Ближние Мельницы, достал из-за пазухи леденечного петуха о отдал его своему

Гаврика же в Пете привлекала его верность в дружбе, общительность, постоянная готовность помогать нуждающимся и добродушие. Обоих мальчиков сближала восприимчивость к красоте природы, стремление к справедливому, честному и героическому.

По-разному воспринимают мальчики и происходящие вокруг события. Петя, который рос в прекрасных условиях, многого не понимал, а вот Гаврик относился к жизни более серьезно и иногда рассуждал, как взрослый. Живя среди трудовой бедноты, он прекрасно разбирался во всех событиях, которые происходили вокруг него и отлично знал, против кого и за что предстояла борьба. “Борьба учила хитрости, осторожности, зоркости, смелости.

Все эти качества совершенно незаметно, исподволь, росли и развивались в маленьком рыбаке”,- пишет о Гаврике В. Катаев. Эта мысль подтверждается и тем, что мальчик принимал участие в распространении листовок, ловко обманул сыщика, быстро сообразил, кому нужно сообщить о матросе и умел быть по-взрослому сдержанным.

Только со временем Петя стал понимать, что реальная жизнь совсем не такая беззаботная, приятная и веселая вещь, как ему казалось раньше. Крепкая дружба с Гавриком, судьба дедушки, встречи с революционерами – все это становится для Пети жизненной школой, под влиянием которой и стал формироваться его характер. И пусть Петя еще не стал таким стойким, как Гаврик, он от всей души тянется к сильным и мужественным друзьям Гаврика и понимает, что они борются за то, чтобы сделать лучше жизнь бедняков.

И Петя, и Гаврик совершают своего рода подвиг, и прежде всего, подвиги для самих себя. Гаврик проявляет смелость, когда ему приходится противостоять полицейскому сыщику и делать выбор между собственной жизнью и спасением людей, которые находились в хибарке. Петя преодолевает себя, когда ему приходится самому пробираться в штаб революционеров, неся за плечами ранец с настоящими патронами.

Для каждого из друзей это было сложнейшее испытание, свидетельство их морального и нравственного роста под влиянием событий того времени.

Похожие сочинения:

“Белеет парус одинокий” Катаева в кратком содержании Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу. Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морское пространство. На память пришли.

Белеет парус одинокий Валентин Петрович Катаев Белеет парус одинокий Повесть (1936) Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу. Петя в последний раз окинул взглядом светящееся.

Краткое содержание В. П. Катаев Белеет парус одинокий В. П. Катаев Белеет парус одинокий Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу. Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной.

Петя Ростов в партизанском отряде Петя, младший сын в семье Ростовых, поддавшись патриотическому порыву, упросил родителей отпустить его в армию. После долгих уговоров и угроз сбежать родители согласились. Петя еще не понимал, что его отъезд.

Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным.

Сочинение на тему: “Душевные богатства простого крестьянина по рассказу Бунина “Лапти” Чтобы понимать писателя, всегда лучше обратиться к его биографии. Ведь создавая какое-либо повествование, автор использует тот жизненный опыт, который он наработал в обществе его породившем. Часто он черпает силы для.

Сочинение на тему: “Тема воспитания детей в семье по рассказу Бунина “Цифры” Мир взрослых и детей находится рядом. Ведь дети не смогли бы обходиться без взрослых. А жизнь взрослых без детей стала бы бессмысленной и пустой. Но тем не менее дети и.

Сочинение на тему: “О каком новом человеке мечтал Данте” по рассказу Д. Алигьери “Божественная комедия” Литературное творчество Данте Алигьери разнообразно и многогранно. Известный и любимый многими автор написал огромное количество интересных произведений, которые могут поразить и восхитить даже самого взыскательного читателя. Но вряд ли кто-то.

Мой любимый герой романа “Война и мир” – Петя Ростов Огромное эпическое полотно романа Льва Толстого “Война и мир” населяют десятки самых разнообразных героев. Одни из них появляются лишь изредка, в эпизодах, другим же посвящены целые главы и части. В.

Петя Трофимов – вечный студент Споры о Пете Трофимове начались уже давно – с момента появления “Вишневого сада” на сцене и в печати. Выдающийся писатель-гуманист Короленко, например, отнесся к Пете с немалым подозрением: “…для меня.

Сочинение на тему: “Чувство сострадания к братьям нашим меньшим по рассказу “Кусака” А. Н. Андреева” В литературных произведениях часто ставятся вопросы, заставляющие нас задуматься об общечеловеческих ценностях. Несомненно, к ним относится сострадание не только к людям, но и к братьям нашим меньшим – животным. Человек.

ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ (анализ главы 7 части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ (анализ главы 7 части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Художественные образы, созданные Л. Н. Толстым, поражают своей жизненностью. М. Горький.

“Вечный студент” Петя Трофимов в пьесе Чехова “Вишневый сад” Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено.

Кто прав, представляя себе завтрашний день Отечества: Лопахин или Петя Трофимов? Так уж получилось в общественном раскладе поколений, что живущие сегодня люди могут реально судить, что стояло за взглядами на жизнь и общество двух противоположных героев пьесы А. П. Чехова “Вишневый.

Анализ стихотворения Фета “Одинокий дуб Являясь настоящим королем пейзажной лирики, Афанасий Фет довольно редко затрагивал серьезные философские темы в своем раннем творчестве, так как не испытывал в этом душевной потребности. Однако к середине жизни, когда.

Одинокий в семье и в мире Франц Кафка – европейский писатель начала XX века поистине был человеком мира: еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский – по культурной.

“Алмазный мой венец” Катаева в кратком содержании Эта книга – не роман, не повесть, не лирический дневник и не мемуары. Хронологические связи заменены здесь ассоциативными, а поиски красоты – поисками подлинности, какой бы плохой она ни казалась.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Одинокий дуб Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления.

Читайте также:
Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение

“Растратчики” Катаева в кратком содержании Курьер Никита поставил перед главбухом Филиппом Степановичем Прохоровым стакан чаю, но не ушел. Ему явно хотелось поговорить. Газеты были полны сообщениями о растратах и растратчиках и повальном в Москве бегстве.

“Уже написан Вертер” Катаева в кратком содержании …Он спит, и ему видится, что он на дачном полустанке и ему надо перейти полотно, на котором остановился поезд. Нужно подняться, пройти через тамбур, и окажешься на другой стороне. Однако.

Сочинение по рассказу Александра Суворова “Человек без паспорта” Май. Зелень. Щебет птиц. Из дома напротив слышу отрывки песни “Как молоды мы были”… Скоро получу свой первый документ… Ну и что? Бумажку с красивой обложкой… Насколько он важен в.

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева “Муму” Сегодня пойдет речь о прекрасном рассказе Тургенева “Муму”. В этом рассказе описывается история которая произошла с дворником Герасимом, собакой по кличке Муму и крепостной в славном, и стародавнем городе Москва.

Сочинение по рассказу Сетон-Томпсона “Домино” Во всех Произведениях Е. Сетон-Томпсона главными героями являются животные: волки, собаки, олени. Чувствуется, что писатель любит животных, относится к ним с большим уважением, любовью, с увлечением. Природа живет по своим.

Сочинение по рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона “Снап” Я очень люблю животных, особенно собак. Стараюсь больше узнать о них. Особенно меня интересуют породы собак, их характеристики. Знакомясь со справочной литературой в отношении первых друзей человека, делала выводы относительно.

Сочинение по рассказу “левша” Сегодня мы поговорим о творчестве Лескова, а именно о произведении “Левша”. Это произведение является одним из наиболее популярных среди большинства рассказов. Сюжет фильма разворачивается таким образом, итак, в общем по.

Сочинение-рецензия по рассказу И. А. Бунина “Чистый понедельник” Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с.

Как не потерять человеческое достоинство? Сочинение по рассказу Чехова “Толстый и тонкий” Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще.

ПАРУС М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПАРУС Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны – ветер свищет, И мачта.

Анализ стихотворения Лермонтова “Парус Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является.

Сочинение-размышление по рассказу Бунина “Братья” Бунин написал рассказ после посещения Цейлона в 1911 году. В “Братьях” автор обличает устои бесчеловечного, жестокого и уродливого строя. Наряду с разоблачением в романе прослеживается, основанное на насилии и рабстве.

Сочинение по рассказу белеет парус одинокий по плану

1. История создания
2. Смысл названия главы
3. Тема и идея главы
4. Характеристика литературного героя
5. Средства художественной выразительности
6. Общечеловеческая значимость всей поэмы

1.
Александр Трифонович Твардовский был одним из коллектива авторов, которые во время Финской кампании создавали поэму «Вася Тёркин». В 1942 году Твардовский принял решение изменить внешний облик главного героя, после чего поэма вышла в свет.

2. и 3.
Название главы – «О награде» — в точности передает ее смысл: важность награды для советского воина, особенно в послевоенное время. Тема справедливого вознаграждения волновала многих солдат и офицеров. Они справедливо полагали, что не только подвиги, но и то, что им каждый день приходится смотреть в глаза смерти, — это должно быть отмечено наградами. Но есть у названия и второй смысл: награда – не только медаль или орден. Награда – это возвращение на родину, мирная, счастливая жизнь после ратных подвигов.

Читайте также:
Мцыри как романтический герой: сочинение

4.
«- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль».

С первых строк главы мы видим и скромность героя, и одновременно гордость и радость от того, что он сопричастен успехам нашей армии в боях с фашистами. И еще в этой строфе присутствует юмор, построенный на антитезах «мне награда не нужна, но все-таки нужна» и «я герой – и в то же время простой человек».

Теркину рисуется картина возвращения на Смоленщину, его родину. Он мечтает в будущем, после войны, зажить простой гражданской жизнью, заниматься обычными делами, веселиться вместе со всеми на «гулянках» («Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду»).

Но ему очень хочется, чтобы его воспринимали как воина-победителя, чтобы к нему относились с уважением и почтением, чтобы слушали его рассказы о войне. Он – человек по-житейски рассудительный, и ему нравится, когда к его мнению прислушиваются.

«И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг».

С медалью на груди, шутит Теркин, он легко покорит девушку, в которую будет влюблен.

Но не все так безоблачно. Война еще идет, и его родной смоленский край занят врагом: «А не носит писем почта в край родной смоленский твой».

В конце главы радостная картина возвращения домой обрывается страшной действительностью:

«Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле».

5.
Из всех художественных средств выразительности автор выбирает те, которые характерны для устного народного творчества. Эпитеты, гиперболы, метафоры, олицетворения практически отсутствуют (метафора: «девчонка — самый цвет»). Но зато есть литоты (преуменьшение, смягчение) – «Дело самое простое — человек пришел с войны», «я ж сказал, что я не гордый» и параллелизм* «Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал… Вот пришел я с полустанка», «Загадал ты, друг, немало, Загадал далеко вдаль».

6.
Поэма «Василий Теркин» была важна в тот исторический момент, когда она была написана, в разгар войны. Она описывала почти что былинного героя, и в то же время рассказывала о нем очень простым, понятным для каждого советского бойца языком, так, что многие узнавали в Теркине самих себя, и чувствовали, и вели себя, как он, героически, и в то же время скромно. В этом – огромное патриотическое значение поэмы, и в военное время, и после войны.

* ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут.
А. С. Пушкин
Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Фантазер и мечтатель Петя в повести «Белеет парус одинокий»

Читатели хорошо помнят содержание повести, поэтому, обращаясь к чтению той или иной главы, Читатель должен предварительно обозначить цель чтения, чтобы они могли представить характер той умственной деятельности, которую будут осуществлять в процессе восприятия намеченной главы. Так, выделяя для чтения главу «Море», мы предлагаем им вести наблюдения в двух направлениях: с одной стороны, отмечать все те художественные детали, которые дают нам представление о Пете, его внешности, особенностях характера, увлечениях; с другой стороны, обратить внимание на картины моря, нарисованные писателем, на то, какие изобразительные средства находит он для создания подобных картин.

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Как видим, эта глава знакомит нас с одним из главных героев повести, вводит в обстановку, предшествовавшую грозным событиям, а также позволяет остановиться на картинах моря и дать ученикам представление о пейзаже. Первые наблюдения у себя над текстом повести чрезвычайно важны. Они дают наглядное представление о значении детали: светло-зеленый силуэт трехтрубного броненосца с красным флажком на мачте и тот же броненосец йуетой, без команды, с машинами, залитыми водой, со спущенным флагом восстания… окруженный тесным конвоем дыма; батраки, которые срывали с себя фуражки и рубахи и, с яростью размахивая ими, приветствовали инсургентов, и те же люди, молча смотревшие ему вслед.

На основании прочитанного Читатели придут к выводу: пытливый и чуткий ко всем изменениям, происходящим вокруг, Петя наблюдает волнение людей при виде броненосца, и это заставляет его задуматься, почему корабль притягивал к себе напряженные взоры.

Нужно, чтобы Читатели поняли, что Петя, с которым мы встречаемся в начале повести, еще далек от осознания революционного значения броненосца «Потемкин», что он для мальчика пока лишь одна из тайн, которая волнует в силу своей необычности и загадочности. Однако Петя чувствует непреодолимое желание проникнуть в эту тайну, вот почему наблюдательность мальчика особенно обостряется.

Петя весело провел лето на даче. Мы видим его в то самое утро, когда семейство Бачей собирается домой, в Одессу. Внешне Петя подготовлен к встрече с городом, но внутренне он продолжает чувствовать себя свободным, независимым, «человеком природы». Ему мешает городской костюм («Ботинки стесняли мальчика…», «Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной», «В чулки впивались колючки. »). Костюм означает для Пети конец привычной свободе, разлуку с морем, а оно здесь, на даче, было особенно близким и давало богатую пищу буйному воображению. Вот и сейчас фантазер и мечтатель Петя, придя в последний раз на «чудеснейший в мире пляж», рассматривает таинственные следы, прощается с морем. Мальчик горячо любит, море и понимает его поэтическую красоту.

Рисуя море, писатель тонко и живописно передает игру его красок (светло-голубое… ярко-синее… темно-индиговое… малахитовое). Он одухотворяет море, наделяя его свойствами живого существа. Оно может быть ласковым, может сердиться, гневаться. В хорошую погоду море играет барашками; в шторм — взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Мощные звуки слышит читатель, воспринимая картину разбушевавшейся стихии (доски прибоя… с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов; см. подробно текст повести).

Показывая цветной диапозитив «Черное море», можно предложить ученикам описать картину, используя слова и выражения из главы «Море». Читатели не раз осмысливали в процессе анализа произведений функциональную значимость художественных описаний природы. Достаточно вспомнить, что картина летней ночи в конце рассказа «Муму» Тургенева помогает нам понять обновленное состояние души Герасима, а грустная осенняя природа Кистеневской рощи дает возможность еще глубже прочувствовать горечь утраты молодого Дубровского. Такие наблюдения расширяли представления учащихся об эмоциональном мире героев, помогали понять то, что прямо не высказано и не названо писателем.

Читайте также:
Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Работая над повестью Катаева «Белеет парус одинокий», мы имеем возможность сформулировать и само понятие «пейзаж в художественном произведении», определить его основную функцию: пейзаж помогает писателю не только рассказать о месте и времени изображаемых событий, ио и глубже понять переживания героев. Так, прощаясь с морем, Петя грустит. Он вспоминает стихотворение Лермонтова:

  • Белеет парус одинокий
  • В тумане моря голубом…

Эти строки раскрывают печальную взволнованность мальчика, его нежелание покинуть полюбившиеся места.

Сочинение на тему: Судьба России в поэзии М.Лермонтова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Судьба России в поэзии М.Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, “…нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова — в тесном переплетении конкретно-исторической и общественной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мироздании и его творце, о вечности.
Один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова, — судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху “безвременья”, основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов, отречение дворянской интеллигентности от общественно-политической жизни. В стихотворении “Монолог” свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:
И душевно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. В лирических произведениях Лермонтова родина — предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью — за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.
Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий — стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “…царей корона упадет”. Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона:
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”. На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой! Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”. Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны — “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне. Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.
Непосредственная тема стихотворения “Родина” — не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма.
Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”. Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях
.

Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение

Тема Родины в поэзии Лермонтова

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: «Прощай, немытая Россия…»

Читайте также:
Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»: сочинение

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое стихотворение «Бородино».

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в стихотворении «Монолог». В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия — его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Тема России в лирике Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)

Лирика Лермонтова обладает особым трагическим характером. Поэт ощущает себя человеком, родившимся не в свое время, опоздавшим на «пир героев». Жажда действия, стремление к подвигу, отличающие его натуру, бессмысленны в России. Существующий порядок с его моральными нормами отрицал достоинство личности, любые попытки изменить общественную жизнь самостоятельно, а не по «повелению» свыше.

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Одиночество становится поэтому главной чертой лирического героя. Общество, в котором по воле судьбы он вынужден жить, лишено главного — высокой цели. Именно это ощущение эпохи и определяет образ России в поэзии Лермонтова.

Уже в ранней лирике поэта, в стихотворении «Жалобы турка», создан, образ страны, где стонет человек от рабства и цепей. Но было бы неверно понимать это определение только как критику крепостного права. Речь идет прежде всего о рабстве, ставшем «основой» национального духа, о той России, которую и через двенадцать лет Лермонтов назовет «страной рабов, страной господ». Народ «послушен» властям, а общественное мнение безмолвствует. Всеобщая покорность создает такую атмосферу, в которой гаснут любые порывы к свободе, любые поиски смысла жизни. В этой молчаливой стране лишь голос поэта, человека чести, может нарушить тишину.

Но значит ли это, что Россия изначально лишена героического духа, что покорность силе в крови русского человека? Нет, в истории своей страны Лермонтов выделяет две эпохи: далекую. И близкую, которые свидетельствуют о свободолюбии русского народа. Постепенно Лермонтов начинает понимать, что историю творят не герои, а народ, и ищет времена, когда нравственный дух нации пробуждался не в одиночках, а в тысячах людей. Это эпоха Новгородской республики и Отечественная война 1812 года. Черта, которая их объединяет, в лирике поэта обозначена-предельно ясно. Это не просто порыв к свободе, а способность эпохи порождать массовый, героизм. Народным его можно назвать в том смысле, что борьба с тиранией, будь то тирания московского самодержавия или тирания Наполеона, «стирает» сословные

Границы, объединяет тех, кто еще недавно чувствовал себя чужими друг другу. Единство офицеров и солдат особо подчеркнуто в стихотворении «Бородино», а воля древне новгородского поэта неотделима от воли его сограждан. «Естественный» природный человеческий эгоизм, разъединенность людей исчезают в общем порыве к «воле» — национальной и гражданской. Только жажда свободы, борьба за личное достоинство каждого могут объединить людей, разбудить страну. Героизм одиночки в целом неприемлем для Лермонтова. Поэт понимал, что один человек, какими бы личными качествами он ни обладал, ничего не сможет изменить ни в обществе, ни в своей жизни. Необходима целая «эпоха поступков», эпоха славы и чести, чтобы. Герой смог осуществить свое предназначение. Почему же «железный век», современная Лермонтову эпоха, так резко «отделен» от прошлого? Русский дух словно «одряхлел», национальная жизнь будто утратила саму способность рождать массовый героизм. Эгоизм, отсутствие цели жизни, поверхностность и мыслей и чувств, «мелочность» поступков характеризуют в глазах Лермонтова его поколение. С таким образом поколения мы встречаемся в стихотворении «Дума». В какой-то степени вместе со своим поколением Лермонтов судит и себя. Ощущение бессмысленности своего существования, ненужности своей стране определяет трагическую интонацию лирики поэта. Россия тридцатых годов, увиденная глазами Лермонтова, — это страна без будущего. Проснется ли когда-нибудь страна? На этот вопрос поэт не может ответить. Время остается для него «закрытым». Образ России в его лирике — отрицательный образ.

Неприязнь поэта к стране «рабов и господ» так часто приводила к негативным характеристикам, что обвинение в не патриотизме становилось неизбежным. На это обвинение Лермонтов ответил стихотворением «Родина».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id45779

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: