Сочинение по стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта»: сочинение

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Автор: Guru · 02.05.2018

Смерть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина для многих оказалась настоящей трагедией. Поклонники поэта искренне выражали свое соболезнование, и, конечно, М. Ю. Лермонтов не остался в стороне. Отношение к такому печальному событию Михаил Юрьевич решил воплотить в собственном стихотворении «Смерть поэта», за что потом ему пришлось серьезно поплатиться.

История создания

Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, именно тогда, когда великий поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Слухи о кончине Пушкина разносились с неимоверной скоростью, и Михаил Юрьевич был так же в курсе происходящего. Литератор Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая – все они могли послужить информаторами бунтующему Лермонтову о событиях, происходящих в квартире Пушкина. Как и положено стоящему поэту, свои глубокие переживания он выражает в творчестве. Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.

Известно, что первоначальная редакция стихотворения заканчивалась строками «И на устах его печать», однако позже Лермонтов дописал продолжение. Заключительным шестнадцати строчкам, вероятно, послужили подробности дуэли Пушкина, рассказанные врачом, который пытался спасти поэта.

Стихотворение о смерти Пушкина стало очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ. Известно, что произведение долгое время было запрещено, и распространялось оно в списках по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семейства Карамзина, но было опубликовано лишь после смерти Лермонтова. С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь погибшего поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия. Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте. Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.

В основном, Лермонтов – представитель романтизма. Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма. Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью. Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.

Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе.

Композиция

Условно стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части:

  1. Поначалу автор высказывает свое сожаление по большой утрате – гибели великого поэта. Автор действительно искренне огорчен кончиной творца, и это заметно в строках. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, параллельно называя виновным не совсем его. Конечно, Лермонтов не отказывается от того факта, что смертельно Пушкин был ранен именно Дантесом, но так как мы говорим о произведении бунтующего автора, который не обошелся без сатиры, — виновными тут оказываются окружающие люди.
  2. Так, во второй части, Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит лишь «пустых похвал ненужных хор и жалкий лепет оправданья». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то впоследствии натыкаемся на обвинения общества, непонимающего, клеветавшего света. В своих заявлениях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что людям не избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу – так же значительная причина смерти Пушкина, и этого не скрыть перед Богом. Автор уверен: ответственность понесут убивавшие поэта морально предатели, внешне кажущиеся невиновными и непричастными к этой печальной истории.

Особого внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. С самого начала мы настораживаемся строками: «Будь справедлив и накажи убийцу», — и после этого можно догадаться, что название и год создания стихотворения – лишь половина намеков, говорящих о том, что представляет собой данное произведение Лермонтова.

Образы и символы

Разобравшись, о чем произведение, стоит обратить внимание на главные символы стихотворения: основной образ — это, конечно же, образ Поэта. Конкретно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может прятаться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от руки реального убийцы, а от рук общества, которое губит творца. Нетрудно догадаться, что лирический герой этими строками пытается защитить и себя, как такого же поэта.

Другой символ произведения – образ убийственной толпы, посодействовавшей гибели Солнца русской поэзии. Автор подмечает, что кровь Поэта омывает руки каждого, кто клеветал на него и его семью, кто разносил и обсуждал позорные слухи.

Читайте также:
Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – это роль прокурора, совести, прорвавшейся сквозь лицемерные речи. Он пытается образумить общество, дав ему пощечину и зачитав приговор, чтобы оно само наказало себя.

Каждое стихотворение может спровоцировать на определенные мысли, и «Смерть поэта» — точно не исключение, а скорее, яркое правило. Одна из главных тем в произведении — тема поэта и поэзии. Главное оружие творца – его литературный талант, именно им пользуется Лермонтов, чтобы защитить честь ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше – это пытаются донести многие литераторы. Однако они так часто сталкиваются с непониманием.

Еще одна тема – это свобода творчества. Автор усиленно намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которым его правда покалывала глаза. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, где Александр Сергеевич высмеял его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Данный факт он тщетно пытался скрыть, женившись на старшей сестре Натальи Гончаровой.

Итак, поэт и толпа – следующая, и, видимо, самая актуальная тема стихотворения. Ведь если автор не так много уделяет внимания Дантесу, чья рука действительно выстрелила в Пушкина, то это о чем-то говорит. Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы – непонимание. Поэт встает против всех, «против мнений света», но не находит поддержки. Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей – именно эта невозможность донести свою мысль убивает.

Проблемы

Одна из главных проблем, поднятая Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта», это — непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким в окружении людей, как правило, это еще хуже, чем когда он просто одинок. Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно движутся к нулю, это способно ранить, тем более, творческую натуру. Что делать с этим недопониманием и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он лишь старается выразить свой ярый протест против общества, погубившего Пушкина. Именно злая молва вынудила его бросить роковой вызов. Сам он верил своей жене, но не мог больше терпеть анонимных писем и насмешек за спиной.

Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на гибель Пушкина, поэтому Лермонтов ставит немаловажную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли еще молодым, не успевшим воплотить еще столько романов, повестей и стихов. Он сгорел, словно факел во тьме, а бессовестные разносчики сплетен остались в живых с лицемерной скорбью на лицах.

Возможно, какому-то читателю хочется помочь поэту и подсказать ему, но он теряется в догадках, что делать. Подстраиваться под толпу или противостоять ей? Лермонтов противостоит, но за это он был сослан в ссылку. Пушкин противостоял, но в строках Лермонтова, «пал оклеветанный молвой». Может, лучше подстроиться под общество, и жить будет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если порой это слишком дорогого стоит? Впрочем, на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.

Смысл

Главная мысль стихотворения – это, помимо соболезнований по поводу кончины Пушкина, своеобразное предупреждение и толпе, которая мешает поэту творить, и поэту, любому, способному так же столкнуться с непониманием, как и главный герой стихотворения, и сам автор. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, как считает Лермонтов, это послужило веской причиной его смертельного исхода. Именно поэтому автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал. ».

Главная идея стихотворения «Смерть поэта» — это скорбь по Пушкину, выраженная не только в печали, но и в явном несогласии автора с обществом, которое он обвиняет. Однако Лермонтов уверен, что каждый виновный поплатится в Божьем Суде, неподвластном деньгам и статусу.

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Средства художественной выразительности

В своем произведении Лермонтов позаботился не только о содержании, но и о форме собственного стихотворения. Автор прибегал к многочисленным эпитетам, которые заметно украсили его порыв: «миг кровавый», «пустое сердце», «безжалостной рукой».

Особенно красиво автор сравнивает судьбу Пушкина с поэтом, которого он сам создал – «добыча ревности глухой…». Мы понимаем, что речь идет о Владимире Ленском, который так же, как и его творец, был сражен абсолютно безжалостной рукой. Интересно будет заметить, что совпадение не только в призвании Ленского и Пушкина, но и в причине возникновения дуэли – ревность. Однако Лермонтов не обвиняет любовь, и даже не столько обвиняет Дантеса, заброшенного «на ловлю счастья и чинов», сколько винит толпу, которая довела талантливого человека до крайности своим ропотом, напоминая всем клеветникам и сплетникам о том наказании, которого нельзя избежать.

Автор применяет и метафоры, например, «жалкий лепет оправданья», активно выражающие, насколько люди склонны прибегать к злословью.

Читайте также:
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”: сочинение

Ну и, разумеется, противопоставление жестокой, бессердечной, ничтожной толпы с честным, простодушным, «смелым даром» великого творца ярко выделяет нам еще одно средство художественной выразительности – антитезу.

Сочинение Лермонтов «Смерть поэта»

Сочинения по стихотворению «Смерть поэта» Лермонтов

Тема поэта и общества в произведениях «Смерть поэта» и «Поэт»

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика.

Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и всё общество. По мнению Лермонтова, причина гибели Пушкина в том, что поэт обречён на одиночество и не мог этого вынести. Он бросается в чуждый ему мир и погибает.

Пушкин погиб, потому что «Восстал он против мнений света…».

«Смерть поэта» вершинное достижение русской политической лирики XIX века

Стихотворение «Смерть поэта», выражающее взгляды целого поколения, было стихотворением, носящим все черты лермонтовской субъективности и, если угодно, лермонтовского субъективизма. Того самого субъективизма, который продиктовал раннюю лирику: стихотворения «Предсказание», «10 июля. (1830)», «30 июля. — (Париж) 1830 года», «1831-го июня 11 дня», «Нищий», «Парус», «Новгород» и многие другие. Отсюда из этих стихотворений в «непозволительные стихи» 1837 года пришли общие идеи, мысли, чувства, образная система в целом и в деталях поэтики.

Смерть поэта (Лермонтов о Пушкине)

Поэзия М.Ю.Лермонтова дышит необыкновенной печалью и жизнелюбием. Он страстно любил жизнь, родину, мечтал о свободе, стремился к подвигу. И все, что создал поэт за 13 лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. Глубоко потрясенный гибелью А.С.Пушкина, он пишет стихотворение «Смерть поэта» в 1837 г.,

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта»

Стихотворение «Смерть Поэта» написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. Стихотворение, проникнутое искренним и глубоким чувством любви к Пушкину, возвестило о приходе в литературу нового великого поэта.

Стихотворение важно не просто как отклик на конкретное событие, взволновавшее современников.

«Смерть Поэта» мятежный дух поэта гражданина

Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных в истории России время — николаевскую реакцию, которая наступила вслед за национально-патриотическим подъемом, вызванным победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Воспитывался будущий поэт в семье, близкой к декабристским кругам.

Смерть поэта

В стихотворении две части, связанные как предметный и инасказательный планы аллегории. Если в первой возникает зарисовка «кинжала надёжного», то во второй проводится аналогия с положением поэта в «век изнеженный». Кинжал в прошлом был «героя спутником», его ценностью была «надёжность», крепость «закала». Однако теперь он стал «игрушкой золотой». Кинжал лишён смысла существования. Он богато украшен, но стал бесполезным предметом.

Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта»

Стихотворение «Смерть поэта» в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения, осуществилась, по слову Станиславского, его сверхзадача. И осуществилась она в естественной динамике образов, в свободном полете творческой фантазии поэта, в быстроте восхождения от единичного и случайного к высшим художественным построениям.

Анализ стихотворения «Смерть Поэта»

Стихотворение «Смерть Поэта» явило России имя Лермонтова, и оно же подняло молодого поэта на огромную высоту. Стихотворение не осталось неоцененным современниками. Позднее А. В. Дружинин скажет: «Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые надругались над памятью великого человека.

«Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк»

Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ.
Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя помочь,
Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты.

Рубрики

На нашем ресурсе помимо собственно примеров сочинений, можно найти и статьи о психологических аспектов написания сочинений, менталитета авторов в разном возрасте и основных рекомендаций по написанию действительно отличных работ.

Выражение мыслей в виде сочинения тренирует мышление и речь, учит самостоятельно излагать мысли и наблюдения в логически верном порядке. Написание произведений-неотъемлемая часть в развитии ребенка: это формирует личность, расширяет мировосприятие, эрудицию.
Приступая к сочинению, стоит четко определиться с темой. Не осмыслив ее, нет смысла приступать к собственно написанию. Эксперты советуют начать обдумывать тему задолго до начала изложения мыслей на бумагу.
Вторым важным шагом становится определение основной мысли, лейтмотива вашего произведения. Не знаете, что можно взять за основу? Воспользуйтесь сочинениями нашего сайта, здесь можно найти размышления на разные темы.

Читайте также:
Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова): сочинение

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 252.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 252.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” посвящено гибели А. С. Пушкина. В стихотворении Лермонтов выражает сожаление о смерти великого поэта и винит в ней всё окружающее светское общество. Полный и краткий анализ “Смерть поэта” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Смерть поэта.

История создания – 1837 год, написано на смерть Александра Сергеевича Пушкина.

Тема – гибель великого поэта.

Композиция – написано в форме лирического монолога, совмещает разные по размеру и ритму строфы, объединённые общей идеей.

Жанр – Литературоведы по-разному определяют жанр этого произведения: некоторые определяют как политическая ода, другие считают, что это совмещение элегии и сатиры (эпиграммы), третьи относят к лиро-эпическому жанру.

Стихотворный размер – первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шестистопный ямб.

Метафоры – “звон злата”,”увял торжественный венок”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.

Эпитеты – “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “пустое сердце”, “грозный суд”, “чёрная кровь”.

Метонимия – “с свинцом в груди“.

История создания

Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потере бесценного для России поэта.

Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.

Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовое стихотворение, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.

Ведущей темой стихотворения является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “ Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы “. Заброшенный в Россию “ на ловлю счастья и чинов “, человек с “ пустым сердцем “, даже не представлял, с кем он собирался драться…” не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!” .

Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он не виновник, а лишь орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком высокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.

Главная мысль – жестокость людей способна на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Композиция

Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее показывает всю масштабность трагедии, которую после оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей различных по рифмовке, размеру и ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в произошедшее, подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приёмы для достижения цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в русской литературе.

Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного человека, который не стоит даже упоминания о нём. В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому кругу людей… Разоблачает общество, по вине которого погиб поэт. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о высшем суде, избежать которого не удастся никому.

Литературоведы по-разному определяют жанр этого произведения: некоторые определяют как политическая ода, другие считают, что это совмещение элегии и сатиры (эпиграммы), третьи относят к лиро-эпическому жанру.
Первая часть стихотворения – элегия с чертами оды, вторая часть тяготит к жанру эпиграммы. Стихотворение разностороннее, выделить единый жанр достаточно сложно. Совмещение сатиры и элегии передаёт душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.

Читайте также:
Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Средства выразительности

Эпитеты подчёркивают ораторский монолог Лермонтова: “ свободный смелый дар “, “дивный гений” , “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд”, “пустое сердце”, и другие.

Метафоры умело маскируют и сдерживают гнев автора, облачая его в нужные острые образы: “звон злата”,”увял торжественный венок”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “на устах его печать”.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану

1. История создания

Стихотворение «Смерть поэта» было написано в 1837 году, сразу после трагической гибели А. С. Пушкина, и в ближайшие несколько дней разошлось в десятках тысяч экземпляров.

Молодой поэт был потрясён гибелью своего кумира и видел в этом высочайшую несправедливость.

Он первым сказал правду о смерти Пушкина, назвав и её официальную причину (дуэли были официально запрещены), и виновников. Даже ближайшие друзья Пушкина не сделали этого сразу.

Стихотворение распространилось с быстротой молнии. О Лермонтове узнала вся Россия.

Когда «революционные» по духу стихи Лермонтова дошли до императора, тот принял решение об отправке поэта на Кавказ.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере и на основе реальных событий. При этом его автор – человек с мироощущением романтика.

Трагическое и сатирическое сливаются в одно целое, образуя соединение романтического и реалистического направлений.

3. Род

Перед нами лирическое произведение с сильно выраженным публицистическим началом.

4. Жанр

«Смерть поэта» – образец гражданской лирики. Это лирическое стихотворение, тяготеющее к жанру памфлета.

5. Проблематика

Поэт со всем жаром негодования борется с проблемой человеческого равнодушия и социальной безучастности.

Сам Лермонтов в объяснительной записке Николаю II писал: «Я защищал честь того, кто уже не мог постоять за неё».

Его убивало стремление части просвещённого общества защитить не Пушкина, а Дантеса, замять историю, бросающую тень на жену поэта, его окружение и самого государя. Лермонтов объясняет миру истинное значение Пушкина, напоминая его убийцам о справедливости Божьего Суда.

6. Тематика

Тема стихотворения – смерть Пушкина. Написанное по горячим следам, оно стало живым свидетельством того, что гибель поэта стала страшной раной для его современников.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что современники не смогли встать выше собственных страхов и сложившихся обстоятельств ради того, чтобы уберечь Пушкина от нелепой гибели. Цена его жизни была неизмеримо высока. Юный Лермонтов уже тогда понимал это и не щадил убийц поэта.

8. Пафос

Обвинительный и обличительный пафос стихотворения – следствие душевной боли, поразившей Лермонтова в первые минуты после получения известия о роковой дуэли.

Любая неправда в отношении Пушкина ранит молодого автора, глубоко оскорбляя в нём веру в Поэзию и всенародного кумира. Лермонтов ищет объяснения случившемуся и пытается напомнить о торжестве справедливости, если не в этом мире, так на Страшном Суде.

9. Система образов

Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.

Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.

Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».

На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – поэт и «молва».

Под молвой имеются в виду те, кого Лермонтов считал прямо или косвенно виновными в случившемся: супруга поэта Н. Н. Гончарова, Жорж Дантес и его дядюшка барон Геккерн, государственный цензурный комитет, сам государь.

Все эти люди, с точки зрения Лермонтова, являются убийцами Пушкина, «наперсниками разврата». В завершении стихотворения возникает образ Бога. Виновных ожидает божий суд, и никто из них не будет оправдан.

11. Лирический герой

Лирический герой не присутствует в тексте стихотворения, но перед нами – живая душа Лермонтова, наследника пушкинской славы, его представлений о совести и чести.

Поэт от первого лица говорит современникам правду о смерти Пушкина и не прячется за ширмой красивых слов. В этом состоит его гражданское и человеческое мужество.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает гибель А.С. Пушкина вследствие ранения, полученного на дуэли с французским подданым Ж. Дантесом на Чёрной речке 27 января (8 февраля) 1837 года.

В случившемся автор винит светский круг, раздувавший в Пушкине огонь суетных страстей, всех, кто радостно бесчестил на словах его жену и его самого. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного чужака, не понимавшего, на что он поднимает руку.

Он описывает трагизм последних минут Пушкина («Умер он с напрасной жаждой мщенья…», с терновым венцом страдания на челе), горько сожалеет о том, что уста поэта навек останутся немы.

Стихотворение завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых хочет защитить погибшего поэта Лермонтов. Он опасается возможного злословья и призывает помнить о высшем суде, для которого будут важны дела Пушкина – его стихотворения и поэмы.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

Первая часть в подробностях описывает трагедию и занимает 5 строф. Вторая часть, состоящая из 1 строфы, содержит обращение к потомкам, сформулированное как вывод.

Кульминацией стихотворения является четвёртая строфа, в которой выражены глубочайшая скорбь и осознание конечности момента. Гибель Пушкина – непоправимая трагедия русской истории и культуры.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует обращениями, риторическими вопросами, восклицательными предложениями.

Глаголы второго лица множественного числа усиливают тягостное чувство всеобщей причастности к смерти Пушкина.

Лермонтов не скупится на прямые и резкие характеристики героев драмы «убийца», «наперсники разврата», «пустых похвал ненужный хор», «жалкий лепет оправданья», «Свободы, Гения и Славы палачи».

Использование инверсии, назывных предложений, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обличительный пафос стихотворения.

В тексте присутствуют книжные слова и выражения, поскольку трагическое начало стихотворения требует высокой лексики.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано несколькими стихотворными размерами:

  • начинается оно с любимого Пушкиным четырёхстопного ямба;
  • вторая часть представляет собой вольный стих, составленный из чередующихся строф, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ). Шесть строф поэтического текста имеют разную длину.

Своеобразная строфическая нерегулярность и внутренняя аритмия передают смятения автора, неспособность говорить заданным языком и стилем о проблеме, всколыхнувшей всё русское общество. Исключительность лермонтовского сообщения подчёркивается данными формальными характеристиками.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используется множество эпитетов: «венец терновый, увитый лаврами», «напрасной жаждой мщенья», «звуки чудных песен», «коварный шёпот насмешливых надежд», «свет завистливый и душный», «поэта праведная кровь».

Язык произведения богат сравнениями: «угас, как светоч, дивный гений», «подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов»…

Встречаются метафорические иносказания-символы: увитый лаврами венец терновый (похвалы, приправленные желчью), «приют его угрюм и тесен» (могила), «на устах его печать» (безмолвие смерти).

Основной приём, на котором выстраивается конфликт – это антитеза: «дивный гений – убийца хладнокровный», «вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».

Эмоциональное напряжение передают аллитерации: «р», «п», «ч». Они напоминают резкий звук пистолетного выстрела.

Ассонансы с «а», «о», «э», «у», «и» соответствуют скорбному плачу, неудержимому рыданию, безысходной тоске и гневу автора.

17. Значение произведения

Стихотворение «Смерть поэта» вписало факт гибели Пушкина в историю русской культуры в той гениальной трактовке, которую дал ему Лермонтов. Этим текстом он канонизировал Пушкина и защитил его от ложных посмертных обвинений.

Для современников это стихотворение стало глотком правды в спёртом воздухе цензурных запретов, а также свидетельством появления в литературе нового дарования, продолжающего начатый Пушкиным великий путь национального поэта.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально по сей день. Тема отношений поэта и власти никогда не звучит так трагически, как в момент разговора о гибели творца. Это кульминация конфликта.

Певец свободы, Пушкин всей своей жизнью противопоставил небесную власть поэта над человеческими душами земной власти кесаря. Эта антитеза разрешилась трагически, и Лермонтов остро чувствовал обречённость истинного творца на гибель, чем стала примером его собственная судьба.

19. Моё отношение

Стихотворение «Смерть поэта» невозможно читать равнодушно. Меня поражает смелость юного Лермонтова, быстрота его реакции на произошедшее, сила и убедительность каждой строки, а также то, что молодой автор не пощадил ни современников, ни потомков.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас бережному отношению к памяти Пушкина, пониманию того, какой великой трагедией явилась для народа ранняя смерть гения. Человеческая жизнь ценнее всего. А жизнь такого выдающегося творца, каким был Пушкин, и вовсе бесценна.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)

Содержание:

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.01.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Несомненное влияние Пушкина, которое испытал на себя Лермонтов, заставляет нас поставить вопрос о том, как поэт относился к своему предшественнику. Мы можем найти небольшое количество высказываний Лермонтова о Пушкине.

Возможно, это связано с застенчивостью, которую Лермонтов не мог преодолеть на протяжении всей своей жизни. Влияние Пушкина на жизнь и творчество Лермонтова очевидно. Более того, из косвенных высказываний, сделанных его современниками, можно предположить, что, глубоко чувствуя свое родство с Пушкиным, громко выраженное в поэме «Смерть поэта», Лермонтов говорил об этой связи на биографическом уровне. Так, в 1830 году Лермонтов пишет: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская – я не слыхал сказок народных, в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности». Вполне правомерным представляется здесь аллюзия: отсылка к образу русской няни А.С.Пушкина, сказки которой значительно повлияли на творческое развитие поэта.

Э.Найдич, обсуждая связи двух великих русских поэтов, отметил многочисленные пересечения не только на уровне творчества, но и с точки зрения событий. Он писал, что в последний год своей жизни Лермонтов хотел последовать за Пушкиным и полностью посвятить себя профессиональной деятельности писателя, то есть издать собственный журнал.

Читайте также:
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Цитаты Пушкина

Следует отметить, что цитаты Пушкина встречались у Лермонтова на протяжении всей его карьеры. Своим искренним и яростным стихотворением «Смерть поэта» (1937), посвященным смерти Пушкина, Лермонтов получил всеобщую известность. Несмотря на то, что карьера поэта началась гораздо раньше, именно с этого стихотворения начинается его поэтическая судьба, с ним Лермонтов врывается в жизнь литературного Петербурга. Однако этот поэтический некролог был не первым обращением к Пушкину. Рассмотрим поэтические высказывания Лермонтова о Пушкине в хронологическом порядке.

Первое замечание относится еще к 1830 году. О том, что в этом случае адресатом является Пушкин, говорит А.М.Горький. Если именно так раскрыть посвящение «К. » («О, полно извинять разврат. », 1830-1831гг.), то следует сказать, что Лермонтов ценил в Пушкине именно свободную стихию его творчества – тему независимости:

Ты пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни. (отсылка к стихотворению Пушкина «Арион») .

В своеобразной интерпретации «строф», которые он не понимал точно, или стихотворения «В друзья», которое дошло до него (оно не было опубликовано), или, основываясь на некоторых биографических данных легендарного характера, поэт упрекает Пушкина за «предательство» старых идеалов и обращения к нему с просьбой-советом

О, полно извинять разврат.

Ужель злодеям щит порфира?

Пусть их глупцы боготворят,

Пусть им звучит другая лира;

Но ты остановись, певец,

Златой венец не твой венец.

Следующее стихотворение Лермонтова «Снова народные повороты» (1835), связанное с пушкинской поэмой «Клеветники на Россию» (1831), также посвящено Пушкину. Точка зрения поэта совпадала с точкой зрения Пушкина по вопросу отношений России и Польши. В первой главе Лермонтов прямо говорит, что он следует за Пушкиным в этом вопросе («Поэт казнил тебя могучим словом. »). Выражение «народные капризы» также указывает на связь с позицией Пушкина. Стихотворение отражает противоречивый путь формирования политического сознания раннего Лермонтова.

В 1836 году Лермонтов написал поэму «Монго». Имя Пушкина появляется в нем. В этой строфе Лермонтов приводит цитату Пушкина из поэмы 1825 года «Если жизнь тебя обманет. ».

В этом стихотворении Лермонтова важно местоимение – «наш» Пушкин. Это говорит о том, что Пушкин близок с Лермонтовым и его молодыми друзьями, это молодое поколение признает величие поэта и родство с ним. С 1836 года Лермонтов сознательно и конкретно упоминает имя Пушкина в своих произведениях: «Тамбовский казначей», «Смерть поэта», «Родина», «Пророк».

Лермонтов достигает глубочайшего понимания работы Пушкина в 1837 году в своей поэме «Смерть поэта». Лермонтов осознает разрыв между поэтом Пушкиным и его благородным окружением, свободный дар поэта противостоит завистливому и удушающему свету. Лермонтов поднялся над интерпретацией смерти Пушкина как личной драмы поэта. Он видел социальную основу, на которой росли планы уничтожения того, кто «восстал против мировоззрения». Но этот грозный гнев поэта и его мучительное горе сочетаются с упреками:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным.

Зачем поверил он словам и ласкам ложным.

В стихотворении 1830 года Лермонтов упрекал Пушкина в том, что он предпочитает корону своего поэта «золотой короне». Здесь, в стихотворении 1837 года, это изображение, будучи измененным, повторяется:

И прежний сняв венок – они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него.

Лермонтов, описывая гибель Пушкина в стихотворении, использует аллюзию – образ Ленского из романа Пушкина.

Один как прежде . и убит!

Убит. и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Все эти стихи Лермонтова о Пушкине отражали сложность отношения поэта к своему учителю. Такое отношение объясняется романтической непримиримостью Лермонтова, его требовательным отношением к поэту и поэзии. Мятежные мотивы Байроника и желание осудить курс правительства после восстания декабристов также оказали влияние. Чувствуя близость, особую общность поэтических судеб, а также, восхищаясь величием гения, Лермонтов крайне требователен к поэтическому дару Пушкина. Ясное ощущение глубины духовной пропасти между людьми света, которые преследовали Пушкина, и поэтом, вероятно, было причиной такого отношения.

Свидетельства друзей-охранников Лермонтова о том, как он относился к Пушкину, сохранились. Столыпин похвалил стихи Лермонтова о смерти Пушкина, но полагал, что напрасно автор придавал большое значение убийце Пушкина. Лермонтов сказал на это, что русский человек может понести любое совершенное преступление. Пушкин, во имя любви к России, и никогда бы не поднял руку на этого великого человека. Кроме того, в споре со Столыпиным Лермонтов сказал: «Вы, сударь, антипод Пушкина. » .

Единственные документированные высказывания Лермонтова о его гениальном предшественнике также связаны со стихотворением «Смерть поэта». Прежде всего, большое значение имеет документ, созданный Лермонтовым в ходе полицейского производства по поводу стихов о смерти Пушкина «Объяснение корнета Лермонтовского гусарского полка лейб-гвардии».

Вот некоторые выдержки из этого текста: «Я все еще болел, когда весть о неудачной дуэли Пушкина распространилась по всему городу. Некоторые из моих знакомых привели ее ко мне, изуродованные различными дополнениями. Во мне вспыхнуло непроизвольное, но сильное негодование по отношению к этим людям, которые напали на человека, уже убитого рукой Божьей, который не сделал их никому. вред и когда-то хвалили их, и врожденное чувство в моей неопытной душе – защищать каждого невинного осужденного – еще сильнее вызвало во мне болезнь раздраженных нервов. Когда я начал спрашивать: на каком основании они так громко восстают против убитого? – Мне ответили, возможно, чтобы придать себе больший вес, что весь верхний круг общества придерживается такого же мнения. – Я был удивлен, они смеялись надо мной. Наконец, после двух дней напряженного ожидания пришла печальная новость о том, что Пушкин умер, и вместе с этой новостью пришла другая – утешительная для русского сердца: император, несмотря на свои прежние заблуждения, щедро протянул руку помощи своей несчастной жене его маленькие сироты. Затем, в результате необдуманного побуждения, я излил горечь своего сердца на бумагу, преувеличенными, неправильными словами я выразил противоречивое столкновение мыслей, не веря, что я написал что-то предосудительное, что многие могут по ошибке принять за свой счет выражения, которые им вообще не были назначены.

Читайте также:
Повесть Княжна Мери (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?): сочинение

Этот опыт был первым и последним в этом роде, вредным (как я раньше думал и все еще думаю) для других даже больше, чем для себя. Но если я не оправдываю пыл молодости и служу как бы объяснением – ведь в тот момент страсть была сильнее, чем холодный разум. До того, как я написал разные мелочи, возможно, до сих пор хранится у некоторых моих друзей. Одна восточная история под названием «Гаджи-Абрек» была помещена мной в «Библиотеку для чтения», и драма «Маскарад» в стихах, которую я дал театру, не могла быть представлена ​​из-за (как мне сказали) слишком резких страстей и характеров, а также из-за того, что добродетель не была достаточно вознаграждена в нем. Когда я писал свои стихи о смерти Пушкина (что, к сожалению, я сделал слишком рано), то один из моих хороших друзей, Раевский, который, как и я, слышал много неправильных обвинений и из-за бездумности не видел в своих стихах что противоречило законам, попросило меня их списать. Вероятно, он показал им, как новость отличается – и поэтому они расстались. Я еще не ушел, и поэтому не мог скоро распознать сделанные ими впечатления, не смог вовремя вернуть их и сжечь. Я сам не давал их никому другому, но я не мог от них отречься, хотя я постигал свою легкомыслие, я не мог: правда всегда была моей святыней, и теперь, принося свою виновную голову в суд, я твердо прибегаю к ней, как единственный защитник благородного человека перед лицом царя и лицом Бога.

Искренность этого объяснения явно характеризует отношение Лермонтова к своему блестящему предшественнику. Объяснение фактически повторяет стихотворение «Смерть поэта», в котором подчеркивается сила искренности этой работы.

Смерть Пушкина заставила Лермонтова говорить открыто и публично. Поэтический голос Лермонтова, который в эти дни превратился в обвинительную речь пророка, прозвучал по всей России и вызвал широкий отклик у его современников. Величие поэтического дара Пушкина только усугубило для Лермонтова огромную несправедливость, совершенную по отношению к живому человеку.

Этот искренний порыв определяет судьбу Лермонтова. Если раньше он был неизвестным поэтом, то теперь они за одну ночь стали говорить о нем как о продолжателе пушкинской традиции. Это чувство только усилилось в результате трагического ореола, возникшего вокруг Лермонтова после его отъезда в изгнание. Возникает вопрос, можно ли назвать случайностью, что Кавказ, занимающий столь важное место в творчестве Пушкина, стал коренным во время этой ссылки, и для Лермонтова биографический факт оказал здесь значительное влияние. Общность сблизила этих великих поэтов.

Таким образом, Лермонтов, казалось, был введен в русскую литературу твердой рукой Пушкина. Поэма «Смерть поэта» определила его литературную судьбу как в восприятии его современников, так и, возможно, в восприятии самого Лермонтова. Пушкин был для Лермонтова эталоном русской поэзии. Продолжая и развивая пушкинскую традицию, Лермонтов не был его подражателем, хотя в молодости он был склонен подражать Байрону, которого любил. После 1837 года талант Лермонтова был раскрыт во всей его полноте, обеспечивающей как точность слова, так и искренность каждого изображения.

Работа Лермонтова – это диалог с Пушкиным, в котором говорится о проблемах и конфликтах другого поколения и, что очень важно, другого человека: в каждой строке текста Лермонтова чувствуется отпечаток уникальной и самобытной личности его автора. По словам графа Васильева, сам Пушкин не был лично знаком с Лермонтовым, но сумел узнать его по стихам. В воспоминаниях А.В.Васильева описан его диалог с Пушкиным, в котором поэт говорил о юном Лермонтове так: «Мальчик далеко пойдет!».

Лермонтов относился к Пушкину как к гению, великому человеку, который создавал великие произведения. Он был очень расстроен смертью Пушкина, не боялся высказываться по этому вопросу. Лермонтов считал, что смерть поэта негативно отразится на судьбе России. В фильме Н.Бурляева герой, который играет Лермонтова, говорит: «Бедный Александр Сергеевич. Бедная Россия. » – эта интерпретация учитывает симпатию к Пушкину при его жизни, знание обстоятельств судьбы последнего, и с этим трудно не согласиться даже при отсутствии документальных доказательств. Главный аргумент для Высокое отношение к поэту – это работа самого Лермонтова, его свитков с предшественником, о которых мы поговорим в следующем разделе работы.

Заключение

Анализируя высказывания Лермонтова о Пушкине, аллюзии и воспоминания в его лирике, мы пришли к выводу не только о первостепенной важности пушкинских экспериментов на этапе становления Лермонтова как художника слова, но и об особом характере поэтики ассимиляция: Лермонтов не копировал тот или иной пушкинский образ или метод высказываний, и стремился внедрить воспринимаемые элементы в свой взгляд на мир. Кроме того, Лермонтов широко использовал технику смешения ссылок на разные тексты Пушкина в одной и той же работе. Так, в « Тамбовской казначейше » мы встретили отсылки к « Пиковой даме », « Руслану и Людмиле », « Графу Нулину ».

Читайте также:
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Очевидно, стремление Лермонтова к жанровому эксперименту: организация сюжета у Пушкина, система персонажей или набор мотивов не привели Лермонтова к созданию определенной художественной аналогии, просто повторяя достижения Пушкина на новом этапе развития русского языка. литература. Мы доказали это на примере таких лирических текстов, как «Что толку жить. Без приключений. », «Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. » и поэм «Тамбовская казначейша», «Сашка», «Княгиня Лиговская». Влияние Пушкина на творчество Лермонтова прослеживается по самым ранним стихам, но поэт быстро заканчивает период юного подражания. Наличие намеков и воспоминаний Пушкина в творчестве Лермонтова только подчеркивает его творческую индивидуальность.

В творчестве Лермонтова мы можем наблюдать усвоение таких пушкинских мотивов, как, например, мотив любви в поэме « Я не унижусь пред тобою. », мотив дружбы в поэме « Сашка », жизни, смерти и справедливости в стихотворении « Смерть поэта ».

Изучив природу влияния романа на художественное сознание Лермонтова, мы доказали, что поэт использовал «Онегинскую строфу» в своих произведениях, но она несколько отличалась от пушкинской. Поэт использовал его для легкости стиха, пытался использовать его для создания образа таких героев, как Онегин, в поэме «Тамбовский казначей». Но он не полностью сохранил те свойства своей организации, которые есть в романе «Евгений Онегин». Произведения Лермонтова, написанные «Онегинской строфой», содержат небольшое количество таких эпитетов, поэтому они не обладают такой внушительной легкостью, воздушностью при чтении текста, как у Пушкина. «Онегинская строфа» доказывает умение легко и естественно выразить различные поэтические стили, в том числе юмористический рассказ. Не случайно «Тамбовская казна» юмористична, как роман Пушкина. В стихотворении «Какая польза от жизни без приключений» через свойства строфы, которую он улавливает, усваивает иронию Пушкина, не вычеркивая глубины пережитой мысли.

Таким образом, общее движение в контексте влияния Пушкина на Лермонтова выглядит следующим образом: от ученичества, подражания – к творческому усвоению и трансформации пушкинских традиций, прежде всего в области новаторской структуры и изображения внутреннего мира человека. Лермонтов подошел к созданию своего прозаического романа не столько как ученик Пушкина, сколько как самостоятельный художник слова со своим представлением о задачах романа как жанра.

Изучив литературные программы, мы выяснили, что теме «Лермонтов-Пушкин» практически не уделяется внимания в школе, поэтому в практической части нашего исследования мы попытались найти новые методологические решения для установления исторических и литературных связей между двумя Поэты на уроках литературы в старшей школе. Определив место изучения романов Лермонтова и Пушкина на уроках литературы, мы разработали урок, в котором будет учтена возможность сравнения романов Лермонтова и Пушкина, сравнения их по индивидуальным параметрам и внесения вклада в понимание личности. свойства творческой индивидуальности Лермонтова, причины изменения русского романа, а также понимание закономерностей развития литературного творчества.

Перспективы дальнейших исследований: в историко-теоретических и аналитических главах, а также в методологических разработках, по нашему мнению, имеется вспомогательный материал, позволяющий нам увидеть перспективы дальнейших исследований по проблеме «пушкинских традиций в творчестве Лермонтов ».

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова

Разделы: Литература

Цель: знакомство с основными мотивами лирики поэта.

  • обучение анализу лирического стихотворения;

Развивающие:

  • расширение сведений о биографии писателя;
  • знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания произведения;
  • развитие умения понимать прочитанное;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие эмоционального восприятия учащихся;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к чтению и к русской литературе;
  • подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Оформление: ход урока сопровождается слайдами, на них представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена, которых звучат на уроке (Приложение 1).

Задание перед уроком

1. Индивидуальные задания отдельным учащимся:

  • Выучить наизусть стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта», «Пророк», стихотворение Пушкина «Пророк»;
  • Подготовить краткую историческую справку «Россия в начале XIX века: Отчественная война, Восстание декабристов, создание правительством тайной полиции»;

2. Определить микротемы в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»

3. Вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк» (тема, основная мысль)

4. Прочитать стихотворение Лермонтова «Пророк», определить тему, основную мысль.

В январе 1837 года от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался великий русский поэт А.С.Пушкин. В эти скорбные дни среди передовых людей того времени в списках распространилось стихотворение «Смерть Поэта» и Россия узнала имя молодого поэта М.Ю.Лермонтова, которому суждено было стать преемником Пушкина.

Звучит стихотворение «Смерть Поэта».

На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них

В.А,Жуковский – стихотворением «А.С.Пушкин», Ф.И.Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А.В.Кольцов – стихотворением «Лес.(Посвящено памяти А.С.Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии!). Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение? На этот вопрос мы постараемся найти ответ сегодня на уроке.

Читайте также:
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: сочинение

Современник Лермонтова А.И.Герцен писал: «История нашей литературы – это … реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью.» К.Рылеев повешен. Пушкин убит на дуэли 37 лет, А.Грибоедов предательски убит в Тегеране, Лермонтов убит на дуэли 27 лет на Кавказе. Веневитинов убит обществом, 22 лет. В.Белинский убит, 37 лет, голодом и нищетой.

Что сближает стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» и высказывание Герцена?

– Общая мысль о трагичности судьбы талантливого человека в России в то время.

Историческая справка. В 1812 году Россия одержала победу в Отечественной войне. Заграничные походы русской армии породили среди передовой дворянской интеллигенции определенные надежды на перемены к лучшему и в первую очередь на отмену крепостного права. Этого не произошло. Возникают тайные общества, которые ставят цель поднять вооруженное восстание, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон – революционную Конституцию. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Руководители восстания были казнены. Остальные отправлены в ссылку, на каторгу, в Сибирь. Правительство во главе с императором Николаем I было напугано, оно перестало доверять независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. В России была создана секретная служба – тайная полиция. Методами деятельности этого учреждения было введение осведомительной агентуры в различные слои населения и вскрытие корреспонденции на почте, т.е. перлюстрация писем, как система, которая, по словам А.Бенкендорфа, возглавившего это учреждение, «составляет одно из средств тайной полиции». В стране наступила эпоха, которая историками будет названа годами мрачной николаевской реакции.

В это сложное время отсутствия свободы Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта».

Какие микротемы можно выделить в стихотворении?

– Смерть Поэта. Поэт и светское общество. Убийцы.

Прочитайте строки, где говорится о смерти Поэта.

– Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
…..
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
…..
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Что дорого Лермонтову в Пушкине?

– Гордый дух, независимость от общественного мнения, свободолюбие, смелость, величина таланта.

Прочитайте строки, которые можно отнести к микротемам «Поэт и светское общество», «Убийцы».

– Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

– Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», – называет их автор.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

– А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.

Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику : это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т.е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения.

О каком суде идет речь?

– Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Речь идет о Божьем суде. О суде совести. О суде потомков.

Итак, Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта», так как показан общественный конфликт между первым гением России и светским обществом, конфликт, который заканчивается трагически – гибелью Поэта! Мы видим и продолжение неравного поединка – одного против всех. Пока он стоил Лермонтову свободы : за это стихотворение он был сослан в ссылку на Кавказ.

Анализировать стихотворение Лермонтова «Пророк» интересно в сравнении с содержанием стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк».(Стихотворение читает заранее подготовленный учащийся)

Стихотворение метафорично. Как бы вы определили прямой его смысл?

– Показан процесс превращения простого смертного в пророка, посланника Бога, устами которого говорит сам Бог.

Каков переносный смысл стихотворения?

– Речь идет о рождении поэта, о его судьбе, его назначении.

Какова судьба поэта у Пушкина?

– Нелегкая, она связана с большими трудностями, но он должен идти к людям и возвещать им истину.

Звучит стихотворение Лермонтова «Пророк».

Оно тоже метафорично. О чем, на ваш взгляд, это стихотворение?

– Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, с позором изгнан в пустыню, оставаясь при этом верным своему предназначению. Речь идет о судьбе поэта. Она трагична, поэт одинок, его творчество не находит должного отклика среди читателей.

Читайте также:
Философский символ свободы в стихотворении «Парус»: сочинение

Стихотворение Лермонтова, можно сказать, является продолжением стихотворения Пушкина, оно было написано в 1841 году, незадолго до гибели поэта. Лермонтов пришел в литературу как «невольник чести», а ушел, начертав на бумаге горькие строки: «Как презирают все его!» Поэт XX века И.И.Кобзев написал стихотворение «Лермонтов», которое заканчивается такими словами:

Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотмщенной
Благородную кровь певца?!
Почему же никто
от имени
Оскорбленных людских сердец! –
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
Почему (бог с ним, с пистолетом!),
Не пугаясь опальным стать,
Гневных строчек «На смерть поэта»
Не посмел никто написать?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» или «Пророк».

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

Стихотворения, датированные 1837-1841 годами, в которых поднимается тема поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»), можно смело назвать гражданской лирикой поэта.

Стихотворение «Смерть поэта» во многом определило судьбу Лермонтова. После того как это произведение вызвало большой общественный резонанс, он был арестован и сослан на Кавказ на 9 месяцев.

В «Смерти поэта» присутствует мотив судьбы:

Убит. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Автор беспощадно обличает пороки современного ему поколения, высказывает смелые суждения, поднимает проблему нравственного и интеллектуального кризиса общества и т. д. Лермонтов понимал, что в гибели Пушкина виновно общество, которое оттолкнуло его, не смогло разглядеть в нем величайшего гения своей эпохи:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Лермонтов говорит, что Пушкин в последние месяцы жизни был одинок, судьба его оказалась трагической. В произведениях Лермонтова судьба поэта практически всегда оказывается трагической. В стихотворении «Пророк» (1841), которое является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка» (1826), он продолжает эту тему.

Если в стихотворении Пушкина описывается лишь процесс становления поэта пророком, то у Лермонтова читатель может найти одну из версий дальнейшего развития событий: избранный Богом, но непризнанный и непонятый в мире людей, пророк так и остается неуслышанным:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин «Пророк»

С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

М. Ю. Лермонтов «Пророк»

В 30-е годы XIX века романтизм был ведущим направлением, и излюбленной темой поэтов-романтиков было противопоставление поэта и толпы. Но даже в этой теме оставались противоречия. Поэты-декабристы представляли поэта как героя, за которым должны были пойти люди.

В своем стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов показывает два образа поэта: 1) поэт, каким он должен быть и каким он был когда-то и 2) то, что поэт представляет собой в действительности. Начинается стихотворение с шести строф, посвященных кинжалу («Клинок надежный, без порока»), то есть автор метко сравнивает остроту поэтических слов с остротой кинжала. В конце стихотворения Лермонтов вводит голос толпы, и получается, что в стихотворении два поэта и две толпы, и поэт уже не носитель божественной личности, а вполне заурядная личность, ничем не отличающаяся от остальных членов общества. Таким образом Лермонтов устраняет романтические противоречия, но придает слову «толпа» другой смысл, и получается, что поэт сам сын народа и дитя поколения. Единственный вопрос, который Лермонтов задает поэту, — способен ли он воспрянуть ото сна и начать «глаголом жечь сердца людей» (А. С. Пушкин):

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Еще одно важное для понимания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова стихотворение — «Не верь себе» (1839).Лермонтов, обращаясь к поэту, впервые говорит о том, что толпа, которую все заранее готовы презирать, оказывается, состоит из людей, которые живут, работают, и вполне возможно, тяжело и усердно, но не демонстрируют свои страдания, а достойно несут каждый свой крест:

Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной,

На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной.

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты.

По сравнению с этим поэт может предъявить толпе нечто довольно сомнительное. Какое общество — таков и поэт, он не способен принести высшей истины; если у толпы своя трагедия, то у поэта — своя, то есть поэт уже не «сын богов», а именно сын своего времени, и если времена — вялые и безыдейные, то и переживания поэта никто не будет воспринимать всерьез:

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: