Сочинение-рассуждение по роману: сочинение

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Читайте также:
На что он руку поднимал: сочинение

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

  • Разделы
  • |
  • Вопросы теории
  • |
  • Коллекция текстов
  • |
  • Методические разработки
  • |
  • Примеры сочинений

Сочинение-рассуждение по тексту Агеева М.

Исходный текст:

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

Читайте также:
Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри и ее главный герой: сочинение

(4) – Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, – ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, – я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, – я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)

Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту:

Передо мной фрагмент из произведения М. Агеева «Роман с кокаином». Писатель рисует образ жалкой женщины, каждое слово вызывает сочувствие: «облысевшая шубёнка», «смешной капор», «седые волосики», «беспомощно вглядывалась». Герой, мальчик Вадим, стыдится своей матери, смеётся над нею вместе со своими одноклассниками. В противостоянии матери сына вырисовывается проблема взаимоотношений между ними, проблема отцов и детей.

Эта нравственная проблема, к сожалению, вечная. О разногласиях, непонимании людей разных поколений мы читаем в произведениях И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Этот вопрос часто становится предметом обсуждения среди психологов, педагогов, журналистов, простых людей в частных беседах, на радио, на телевидении.

Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.

Нельзя не согласиться с мыслями М. Агеева о том, что родители, пусть не до конца понимающие нас, – это самое святое в жизни. К ним мы приходим в трудную минуту за помощью, советом, добрым словом.

Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Вспомним, например, героев из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то что госпожа Простакова – грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на всё. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Отношения между детьми и родителями не могут быть безоблачными, идеальными. Но самое главное, что надо научиться признавать свои ошибки, не бояться просить прощения и стремиться к взаимопониманию. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» герой Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собою Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется лишь только на его могиле.

Вслед за известным поэтом Расулом Гамзатовым хочется сказать: «Дети мира, берегите мать». Берегите своих родителей, уважайте их и не причиняйте им зла!

Сочинение по роману Тихий Дон Шолохова

Сочинение по роману Шолохова Тихий Дон задают написать в старших классах общеобразовательной школы. Здесь мы проанализируем роман-эпопею Шолохова, познакомимся с тематикой, главными героями, а также поделимся своим отзывом по роману Тихий Дон в нашем сочинении.

Тихий Дон Шолохов, сочинение

Тихий Дон — это грандиозная, масштабная работа Шолохова, за которую писатель был награжден Нобелевской премией. Читая роман Тихий Дон, читатель переносится в трудную для России годину, переживая вместе с героями период Первой мировой войны, революцию и годы Гражданской войны. Эти переломные для страны моменты так или иначе врывались в жизнь людей, меняли их взгляды, судьбы, и саму жизнь.

Автор изображает жизнь казачества в период 1912 по 1922 годы, отражая их жизненный уклад, нравы и традиции, останавливаясь на том, как политическое переустройство повлияло на судьбы донского казачества.

В романе мы знакомимся с разнообразными героями и судьбами, среди которых стоит выделить главного героя романа — Григория Мелехова. В образе Григория автор воплотил все донское казачество, которому пришлось жить в те тяжелые времена. Обычные люди, рожденные для труда, земледелия, и семьи, война разделяет на два лагеря. Брат идет против брата, распадаются родственные связи, рушатся судьбы. Казаки, как и Григорий, не понимают что делать. Сегодня они за белых, потом переходят на сторону красных, а поняв что они ничем не отличаются, и с обеих сторон царит жестокость и несправедливость, в отчаянии бунтуют и погибают так и не найдя своего счастья.

Помимо захватывающего сюжета, Тихий Дон помогает научиться отличать истинные ценности от мнимых, ценить любовь, доброе отношение, и находить счастье в каждом миге.

В своей работе автор затрагивает разнообразные тематики. Одной из тематик, которую Шолохов раскрывает на примере отношений Гришки и его двух женщин, является любовь. В любовном треугольнике находится его жена, которую Григорий может и не любит, но уважает и ценит. А также Аксинья, к которой Гришка испытывает страсть. Сколько бы ни бежал Гришка от Аксиньи, он всегда возвращается к этой сильной и привлекательной женщине.

Раскрыта в романе и тема семьи, которая показана на примере семейства Мелеховых. Мы видим, как важен дом для каждого из героев романа. Мы видим, как в тяжелые минуты войн и сражений Григорий мечтает о том, как вернется домой.

Раскрывается в романе Тихий Дон тема патриотизма, тема жизни и смерти. Автор показывает, насколько казаки любят свою Родину и готовы защищать Отчизну. Но с каждой минутой ужас братоубийственной войны лишь нарастал, и люди терялись в хаосе происходящих событий. Казаки не понимают, на чьей стороне сражаться, ни в одной из противоборствующих сторон нет ни поддержки, ни помощи, ни уважения к традиционным устоям. Везде царит разруха и смерть. Герои романа находятся в постоянном поиске правды, но так и не могут ее отыскать.

В завершение сочинения рассуждения по роману-эпопее Тихий Дон стоит сказать, что произведение Шолохова учит не только быть верными традициям и любви к Отчизне. Оно показывает всю нелепость происходящих событий безжалостной братоубийственной войны.

Читайте также:
Человек и природа в поэзии Лермонтова: сочинение

Сочинение по роману Тихий Дон, 11 класс

Роман Тихий Дон — это настоящая эпопея, повествующая о страшных событиях братоубийственной бойни. В то же время роман демонстрирует силу любви, которая готова пройти все испытания.

Тихий Дон переносит читателя в хутор Татарский, где и живут главные герои. Живут они своей размеренной жизнью до тех пор, пока война не врывается в их дом, и здесь начинается драма русского народа. Казаки, ищущие правды и справедливости, попадают в котел братоубийственной войны. Разные взгляды разделяют родных на два лагеря. Теперь нет родных и близких некогда людей, а есть лишь красные и белые.

В романе Тихий Дон автором мастерски раскрыт не только военный, но и любовный сюжет. Мы знакомимся с Натальей и Аксиньей, которые сыграли главную роль в жизни Григория Мелехова. Но и здесь главный герой тоже не может определиться. Он женат на Наталье, но любит замужнюю Аксинью. С одной стороны, он не хочет расстаться с женой, с другой — не может отказаться от любовницы. Вот так и мечется Григорий между двух женщин, пытаясь сбежать от проблем на войну.

Жестокость противоборствующих лагерей выматывает героя, лишает его нравственной опоры, ему хочется бежать, отказаться от оружия, чувствуя себя заложником политической системы, и внутренний конфликт раздирает Мелехова на части. Он теряет нравственную опору, и снова пытается сбежать. Захватив с собой Аксинью, он пытается добраться до Кубани, но по дороге возлюбленную убивают. Смысл жизни потерян, и он отправляется обратно на хутор, мечтая посвятить себя сыну. Ведь это все что у него осталось.

Сочинение рассуждение по роману Тихий Дон

Свое произведение Тихий Дон Шолохов писал целых пятнадцать лет. Эта работа писателя раскрыла многие проблемы общества молодой страны, и извечные вопросы, которые было не принято озвучивать. Прежде всего Шолохов затрагивает те проблематики, что были связаны с жизнью народа, и последствиями Первой мировой, революции и Гражданской войны. Происходящие события с их жестокостью, беспощадностью, и главное бессмысленностью, не оставляет в стороне никого. И Шолохов ставит целью показать, как ведет себя военное время по отношению к людям, как оно ломает их жизнь и калечит сознание.

В романе Тихий Дон Шолохов раскрывает бесчеловечность войны на примере судьбы семьи Мелеховых. И поначалу мы видим счастливых людей, до боевых действий живущих мирно и дружно. Нагрянувшая революция и Гражданская война принесла потери и боль. Многие герои из романа погибают. Убийство Петра, смерть Натальи, самоубийство Дарьи. Погибает и отец Гришки Прокофий Петрович, умирает Аксинья. Почти всех забирает у Григория война, оставляя в живых лишь сына и сестру Дуняшу.

Разрушительная война заставила идти брата против своего же брата, и на примере семьи Мелеховых развалила многие семьи. Гришка и его судьба лишь один из множества примеров, который демонстрирует читателю, как беспощадная война может ломать судьбы людей.

Тихий Дон — это просто замечательная работа Шолохова, по которой можно оставить лишь положительный отзыв.

Сочинение-рассуждение по роману Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»

Сочинение рассуждение на тему «Почему роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» моя любимая книга?». Анализ произведения и попытка раскрыть замысел автора.

Когда люди спрашивают, какая же книга у меня самая любимая, я задумываюсь и усиленно пытаюсь найти ответ в своей голове. И то, что название произведения сразу же не приходит на ум, на самом деле не является показателям скупого багажа книг в арсенале. Напротив, я очень люблю читать. Столько книг, столько названий всплывает в памяти сразу, что тяжело выбрать, ведь почти во всех книгах нахожу нечто особенное для себя.

Читайте также:
Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Очень непросто мне сравнивать произведения, которые отличаются жанрами, эпохами, философией, идеями, и выделить среди них самое лучшее (в одном жанре покорила одна книга, в другом жанре — вторая, в третьем — следующая и т.д.). По причине невозможности выбрать то единственное произведение, я лучше расскажу о книге, которая пришлась по душе не так давно. Речь пойдет об антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».

В этом произведении мне понравилось буквально все. И с целью раскрыть это «все», я последовательно опишу каждый аспект, начиная с формы.

Изложение лаконичное и простое. При этом текст совсем не примитивен, так как за каждым абзацем понятных всем слов скрывается глубокий подтекст, интересная мысль. Произведение в целом обретает ироничное звучание с нотками грусти и вкраплениями некой неопределенности. В процессе чтения я ощущала беспомощность автора, который надсадно срывает свой голос без какой-либо надежды что-то исправить своим призывом, а только лишь от боли за будущее общества, от боли за то, что капитализм беспощадно толкает мир к смерти духа и хоронит привычное понятие «человека».

О. Хаксли создал полноценный футуристический мир, продуманный до мелочей, который восстает в воображении внушительной махиной, царством высоких технологий и низменных (по нашим меркам) взглядов. Мир — храм потребления, где для каждого «нормального» человека жизнь, окружающие люди, природа, вселенная – лишь инструменты удовлетворения потребностей, не более. В таком месте полноценным человека делает умственная, мировоззренческая и даже биологическая идентичность. Люди создаются инкубаториями, появляются на свет гигантскими партиями близнецов. Их взращивают там же — на заводах, с самых пеленок программируя, формируя их сознание с помощью безустанного прокручивания во время сна установок. Подсознание каждого впечатало в голову внушения: любовь к дорогим вещам и развлечениям, неприятие естественных процессов, желание работать по программируемому шаблону, отвращение к другим кастам и довольство, восхищение своей.

В этих условия формируется общество, в котором нельзя проявлять неприятие к сложившейся ситуации, выделяться умственно, жить без ежедневных развлечений, быть с одним партнером больше месяца, иметь небольшие внешние отклонения, несвойственные классу, читать художественные книги, отказываться от сомы (безвредного легального наркотика), иметь родителей и детей, бояться смерти.

Выше я сказала о том, что, на мой взгляд, автор не видит благоприятного развития событий для человечества. На такую мысль меня натолкнула сюжетная линия с Дикарем. Ребенок, рожденный в резервации низкоразвитых племен женщиной футуристической цивилизации, стоит на перепутье старых нравственных взглядов и новейшего технологического общества. Нравственно воспитанный «дикарями», знакомый со сборником произведений Шекспира и взращенный на сказках об идеальном мире матерью, он сталкивается с конфликтом ожиданий и реальности.

Мир потребления, в который он попадает, возмущает его до глубины души. На глазах Дикаря движется и растет общество счастливых, одинаковых людей, которым не свойственны переживания и настоящие чувства, забота о ком-то, кроме себя; возмутительно безнравственных, не испытывающих страсти, любви, томления, печалей. Дикарь восстает против общества, и общество побеждает его и друзей-изгоев из футуристического мира. Привычные устои не пошатнулись. Общество продолжило свое счастливое существование ради существования.

Тяжело отыскать какую-то определенную, оформленную в словах позицию автора, не найти в книге строк, которые подскажут: «Вот это плохо, а это – нет». Олдос Хакасли не занимается внушением читателю своей точки зрения, а заставляет задуматься. Все неоднозначно. В старом мире люди счастливы за счет преодоления невзгод, достижения страстно желаемого, а в новом мире люди не испытывают огромного счастья, не переживают каких-либо сильных эмоций, но вполне довольны своей жизнью без потрясений и потерь. То, что автор дает возможность выбирать мнение самому читателю, я считаю очередным достоинством книги.

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Хаксли своим произведением заставляет задуматься о предназначении общества и каждого человека, о том, что делает индивида личностью, о человечности и гуманизме, о смысле жизни вообще, обращает внимание на нравственную деградацию, алчность, бездумное потребление.

Очевидно, что этот, созданный писателем мир, похож на отражение в кривом зеркале нашего, современного. Стремительный прогресс, капитализм, постепенная утрата нравственных норм и моральных ориентиров — идентификация нынешнего общества в произведении доведена до абсурда. Книгу можно расценить как грубый прогноз альтернативного развития общества, той реальности, в которой нет и не будет места духовности. И лишь от читателя зависит, положительная ли эта, нарисованная автором картина, или нет. Выбор за всеми нами.

Сочинение предоставлено usan-2016.

Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» – первый русский реалистический психологический роман в прозе. Лермонтов считает, что «история Души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа». Вот эту сложную задачу Поставил перед собой М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», так как его герой сложный, противоречивый. А чтобы Глубже и всесторонне раскрыть внутренний мир Печорина, его противоречивый характер, автор решил нарушить хронологическую Последовательность событий, о которых рассказывается в романе. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие, но Объединяет их в одно целое главный герой – Печорин.

Жизнь Печорина, события располагаются в такой последовательности: чтобы глубже проникнуть в его внутренний мир. Бывший гвардейский офицер за что-то переводится на Кавказ и едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань – Это первая повесть; отсюда он едет в Пятигорск – «Княжна Мэри»; за дуэль с Грушницким он сослан в крепость «Бела»; потом «Фаталист»; по дороге в Персию Печорин встречает Максима Максимовича – «Максим Максимыч». Лермонтов же нарушает хронологию событий, порядок повестей: на первое место ставит «Белу», чтобы на фоне Максима Максимовича честного человека цельной непосредственной натуры с горячим сердцем показать характер Печорина, Глубже увидеть его натуру.

А для того, чтобы показать цельность натуры Печорина, упорство в достижении поставленной Цели, смелость и ловкость, любовь к жизни, полной риска и опасности авто сталкивает своего героя с горцами, людьми Смелыми и свободными – Азаматом и Казбичем. Лермонтов приоткрывает первую страничку к пониманию характера Печорина, но Это только первая черта натуры Печорина. Потом «Тамань»; тяжелое душевное состояние героя раскрывается в данной повести на фоне природы.

Он не может Вдоволь насладится красотой природы в час восхода солнца. «У меня,-пишет он,-на сердце был камень. Солнце казалось мне Тусклым, лучи его меня не грели». Читатель понимает как тяжело жить Печорину.

Он одинок среди дворянского общества, Собравшегося «на водах». Описание героев светского общества дано в повести «Княжна Мэри», чтобы оттенить различные черты Характера Печорина. На фоне таких как Грушницкий, который любит производить эффект, но в его душе нет «ни на грош Поэзии». Грушницкий не только самовлюбленный пустой человек, он способен на всякую подлость и низость. На фоне такой Молодежи, представителем которой является Грушницкий, ярко вырисовывается глубоко чувствующая, страдающая личность Печорина.

Доктор Вернер выделяется из окружающего Печорина общества своим глубоким и острым умом, проницательностью и Наблюдательностью, знанием людей. Его эпиграммы остры и метки, как и у Печорина. У него доброе сердце (плакал над Умирающим солдатом).

Эти общие черты, а также высокая культура роднят его с Печориным. Вернер – разночинец, а это значит Передовой человек 30-х годов, которые пришли на смену дворянам-революционерам. Дружба Вернера помогла глубже познать Натуру Печорина, когда, после дуэли Вернер ушел не подав руки Печорину, поведение доктора вызвало у Печорина горькие Мысли: «Вот люди!

Читайте также:
Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, Видя, невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость Взять на себя всю тягость ответственности». На фоне Грушницкого и его секунданта открылась еще очень ценная черта внутреннего мира Печорина, его честь, Благородство, но и доктор помог увидеть в характере Печорина смелость и решимость, которой даже Вернер пугался. Таким образом, при помощи своего непревзойденного мастерства писателя, искусно расставившего акценты Лермонтов Помог увидеть в герое сильную натуру, но ненужную. Печорин – лишний человек.

Лермонтов показал проблему своего времени. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в умную ненужность. Сам герой отвечает так: «Во мне душа Испорчена светом, хотя силы мои необъятные».

Сочинение: Мастерство в построении сюжета. По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пуш

Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А.С.Пушкин. «Пир во время чумы».)

Автор: Пушкин А.С.

“Пир во время чумы” — трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и горечь потери близких друзей, вступивших на Сенатской площади в противоборство с “жестоким веком”, и воспоминание о женщине, которой уже нет в живых, но чувство к ней все еще продолжает жить в душе поэта, и предчувствие новых суровых испытаний, что несет ему грядущая жизнь.

Мир “Скупого рыцаря” очень широк: сценическими и -особенно — внесценическими образами воссоздана почти пластически осязаемая картина Европы эпохи позднего средневековья.

В “Моцарте и Сальери” два музыканта живут в мире искусства, вроде бы только о нем и говорят.

В “Каменном госте” перед нами предстает всего лишь “импровизатор любовной песни” — человек, внешне замкнутый в своем эгоцентричном мире.

У героев “Пира во время чумы” практически нет выхода в большой мир, пирующие — всего лишь крохотный островок в мире мертвых, поэтому ситуация трагедии уникальна, она являет собой некую экспериментальную площадку для исследования самых общих вопросов бытия. Но в самой уникальности ситуации заложены громадные возможности для обобщения, для соотнесения проблем отдельного человека и человечества в целом.

Внешняя динамика здесь вступила бы в явное противоречие с внутренней жизнью героев. Из трех стадий нравственного поступка — мотивов, непосредственного действия и следствий его — Пушкин на этот раз исследовал лишь первое, сознательно отсекая все остальное. Поэтому каждый из пирующих — в сущности, замкнутый мир, их речи — прежде всего самоизлияния, непрерывная цепь внутренних монологов, их судьбы, может быть, и пересекаются, но ни в коем случае не взаимовлияют друг на друга. Все это создает особый, напряженный сюжет последней из “маленьких трагедий”.

Герои обречены на гибель. Они это знают. Осознание неизбежного рождает в иных людях фаталистическое примирение с судьбой, с неотвратимостью рока. Этот фатализм может быть очень разным — тут и бездумная беспечность Молодого человека, предлагающего выпить в честь уже погибшего Джэксона “с веселым звоном рюмок, с восклицаньем”, и самоотверженное великодушие нежной Мери, и черствый эгоизм Луизы, пытающейся самоутвердиться в человеконенавистничестве, но:

. нежного слабей жестокий,

И страх живет в душе, страстьми томимой.

Сама атмосфера пира проникнута лишь иллюзией жизни, смерть все время напоминает пирующим о неотвратимости и закономерности конца.

В сущности, “Пир во время чумы” начинается с той тревожной ноты раздумий о жизни, подлинной и мнимой, которой заканчивалась каждая из “маленьких трагедий”. Но если в финалах предшествующих пьес в раздумье повергались читатели и зрители, то здесь эти раздумья вынесены, если так можно выразиться, на авансцену: в них все время погружен главный герой.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Молитва.: сочинение

Вальсингам — председатель пира, возможно, даже его инициатор. И пир предпринят с целью забыться среди ужаса всеобщей смерти. Но происходит парадоксальное: именно председатель пира все время возвращается в своих мыслях к смерти и настойчиво напоминает о смерти всем пирующим.

Безусловно, “упоение” пиром во время чумы — чувство сложное и острое, это чувство человека, находящегося на грани жизни и смерти. Но все же не бегство и не смирение, а борьба! — вот пароль и лозунг Вальсингама. И если уж неизбежна смерть, то встретить ее с открытым забралом! Человек и Смерть столкнулись на равных. Именно поэтому так драматургически закономерен внешне, казалось бы, неожиданный и случайный финал трагедии: Вальсингам бросает вызов чуме и не гибнет! Драматургический конфликт перерастает тему борьбы с роком. Он разрешается как гимн человеческой дерзости и гордости перед лицом самой смерти. Однако пьеса не могла закончиться гимном председателя. Для разрешения конфликта Пушкину оказывается крайне важным последний спор “маленьких трагедий” — спор Вальсингама со священником, тоже действующим во время всеобщей катастрофы.

Священник, как и Вальсингам, стремится “ободрить угасший взор”, но. лишь для того только, чтобы подготовить обреченного к смерти. И голос священника, весь строй его речи — это голос самой смерти, как бы звучащий из-за гробовой доски. Священник беспрестанно напоминает об умерших, о муках ада и о райском блаженстве, он судит живущих от имени погибших. Знаменательно его обращение к имени погибшей Матильды в качестве последнего, решающего аргумента в споре с Вальсингамом!

Упоминание о Матильде вызывает у него бурный эмоциональный взрыв. Да, Председатель признает, что он осквернил память матери и возлюбленной, участвуя в пире! Но тем не менее он останется, ибо здесь — жизнь, пусть на краю гибели, но жизнь, а там — лишь смирение и бездействие перед лицом смерти. И характерно, что священник, почувствовав силу этих слов, уходит, благословляя Вальсингама. “Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость”, — гласит заключительная ремарка “маленьких трагедий”. Жизнь и страсть, ум и сердце вновь выходят победителями.

Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века. — А.С.Пушкин. «Пир во время чумы»)

“Пир во время чумы” — трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и горечь потери близких друзей, вступивших на Сенатской площади в противоборство с “жестоким веком”, и воспоминание о женщине, которой уже нет в живых, но чувство к ней все еще продолжает жить в душе поэта, и предчувствие новых суровых испытаний, что несет ему грядущая жизнь.

Мир “Скупого рыцаря” очень широк: сценическими и -особенно — внесценическими образами воссоздана почти пластически осязаемая картина Европы эпохи позднего средневековья.

В “Моцарте и Сальери” два музыканта живут в мире искусства, вроде бы только о нем и говорят.

В “Каменном госте” перед нами предстает всего лишь “импровизатор любовной песни” — человек, внешне замкнутый в своем эгоцентричном мире.

У героев “Пира во время чумы” практически нет выхода в большой мир, пирующие — всего лишь крохотный островок в мире мертвых, поэтому ситуация трагедии уникальна, она являет собой некую экспериментальную площадку для исследования самых общих вопросов бытия. Но в самой уникальности ситуации заложены громадные возможности для обобщения, для соотнесения проблем отдельного человека и человечества в целом.

Читайте также:
Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сочинение

Внешняя динамика здесь вступила бы в явное противоречие с внутренней жизнью героев. Из трех стадий нравственного поступка — мотивов, непосредственного действия и следствий его — Пушкин на этот раз исследовал лишь первое, сознательно отсекая все остальное. Поэтому каждый из пирующих — в сущности, замкнутый мир, их речи — прежде всего самоизлияния, непрерывная цепь внутренних монологов, их судьбы, может быть, и пересекаются, но ни в коем случае не взаимовлияют друг на друга. Все это создает особый, напряженный сюжет последней из «маленьких трагедий».

Герои обречены на гибель. Они это знают. Осознание неизбежного рождает в иных людях фаталистическое примирение с судьбой, с неотвратимостью рока. Этот фатализм может быть очень разным — тут и бездумная беспечность Молодого человека, предлагающего выпить в честь уже погибшего Джэксона “с веселым звоном рюмок, с восклицаньем”, и самоотверженное великодушие нежной Мери, и черствый эгоизм Луизы, пытающейся самоутвердиться в человеконенавистничестве, но:

…нежного слабей жестокий,

И страх живет в душе, страстьми томимой.

Сама атмосфера пира проникнута лишь иллюзией жизни, смерть все время напоминает пирующим о неотвратимости и закономерности конца.

В сущности, “Пир во время чумы” начинается с той тревожной ноты раздумий о жизни, подлинной и мнимой, которой заканчивалась каждая из “маленьких трагедий”. Но если в финалах предшествующих пьес в раздумье повергались читатели и зрители, то здесь эти раздумья вынесены, если так можно выразиться, на авансцену: в них все время погружен главный герой.

Вальсингам — председатель пира, возможно, даже его инициатор. И пир предпринят с целью забыться среди ужаса всеобщей смерти. Но происходит парадоксальное: именно председатель пира все время возвращается в своих мыслях к смерти и настойчиво напоминает о смерти всем пирующим.

Безусловно, “упоение” пиром во время чумы — чувство сложное и острое, это чувство человека, находящегося на грани жизни и смерти. Но все же не бегство и не смирение, а борьба! — вот пароль и лозунг Вальсингама. И если уж неизбежна смерть, то встретить ее с открытым забралом! Человек и Смерть столкнулись на равных. Именно поэтому так драматургически закономерен внешне, казалось бы, неожиданный и случайный финал трагедии: Вальсингам бросает вызов чуме и не гибнет! Драматургический конфликт перерастает тему борьбы с роком. Он разрешается как гимн человеческой дерзости и гордости перед лицом самой смерти. Однако пьеса не могла закончиться гимном председателя. Для разрешения конфликта Пушкину оказывается крайне важным последний спор “маленьких трагедий” — спор Вальсингама со священником, тоже действующим во время всеобщей катастрофы.

Священник, как и Вальсингам, стремится “ободрить угасший взор”, но… лишь для того только, чтобы подготовить обреченного к смерти. И голос священника, весь строй его речи — это голос самой смерти, как бы звучащий из-за гробовой доски. Священник беспрестанно напоминает об умерших, о муках ада и о райском блаженстве, он судит живущих от имени погибших. Знаменательно его обращение к имени погибшей Матильды в качестве последнего, решающего аргумента в споре с Вальсингамом!

Упоминание о Матильде вызывает у него бурный эмоциональный взрыв. Да, Председатель признает, что он осквернил память матери и возлюбленной, участвуя в пире! Но тем не менее он останется, ибо здесь — жизнь, пусть на краю гибели, но жизнь, а там — лишь смирение и бездействие перед лицом смерти. И характерно, что священник, почувствовав силу этих слов, уходит, благословляя Вальсингама. “Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость”, — гласит заключительная ремарка “маленьких трагедий”. Жизнь и страсть, ум и сердце вновь выходят победителями…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: