Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сочинение

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит

грозный царь Иван Васильевич.
Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет. Разгневался царь, «…стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником…». Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.
Царь Иван Васильевич посоветовал:
«…Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное…
…И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся».
Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?…
Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому бог простит!»
Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался «богатырский бой», и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство «верного слуги». С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
«Песня про удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.

Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Какой период русской истории отражен в «Песне…»? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало.

На чьей стороне правда в «Песне про царя…» Михаила Лермонтова Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории.

Краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапезой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него — стольники, напротив — бояре да князья, по бокам —.

Своеобразие и уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма является стилизацией русского фольклора в большой.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в последствие потомки признали гениальными. Первой поэмой, которую Лермонтов решился.

Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора.

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный.

Русские народные волшебные сказки в кратком содержании Морозко У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз».

Удалой купец Калашников Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. «Песня про царя Ивана.

«Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог.

Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — события вокруг.

Тест по литературе. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Ответы 1. Поэма — это жанр: а) лирического произведения; б) лиро-эпического произведения; в) эпического произведения. 2. События, о которых идет речь в произведении, относятся ко времени.

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) (1) Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова».

Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) (2) М. Ю. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого.

Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…») Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» Основная тема поэмы — борьба за восстановление достоинства семьи. Яркие, героические характеры, помещенные в необычную критическую ситуацию — таково содержание поэмы. Для 16 века, века.

«Песня про купца Калашникова» Лермонтова в кратком содержании Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана.

Сочинение на тему: «Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Про царя Ивана Васильевича» Действие поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова разворачивается в эпоху царствования царя Ивана Грозного. Эти смутные.

Биография Михаила Калашникова Российский изобретатель Михаил Калашников является создателем самого популярного оружия в истории — АК-47. Эта автомат впервые появился на свет в 1947 году, и его производят.

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (1) Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный.

Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…» Михаила Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их.

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (3) В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их.

Русские народные бытовые сказки в кратком содержании Мудрые ответы Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется.

Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение.

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (2) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение.

Краткое содержание Тарантас В. А. Соллогуб Тарантас Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, — встреча эта.

Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести.

«Тарантас» Соллогуба в кратком содержании Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, — встреча эта, случившаяся на Тверском бульваре.

Иван Грозный. Великий Царь Земли Русской План. 1. Введение 2. Начальные годы царствования 2.1 Юность 2.2 Вступление в царские права 2.3 Золотые годы власти 3. Последующие этапы правления 3.1 Изменения в.

Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) «Песня про… удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия. Царский опричник Кирибеевич и удалой купец.

«Пожар» Валентина Распутина Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит в книгах. В большой.

«Конек-горбунок» Ершова в кратком содержании В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший Данило умный, средний Гаврило «и так, и сяк», младший Иван дурак. Братья зарабатывают на жизнь.

Краткое содержание Конек-горбунок Ершов П. П. Ершов Конек-горбунок В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так, и.

Читайте также:
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: сочинение

Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» Михаила Лермонтова Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город.

Стихи Пушкина на немецком языке с переводом Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все.

Краткое изложение произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Глава 1 Никогда не разговаривайте с неизвестными «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Моск-ве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». «Первый был не.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой… М. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова» переносит нас в глубокую старину, в XVI век.

Фольклор и историзм в «Песне про купца Калашникова» Лермонтова На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты — устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными.

Краткое содержание «Садко» Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях.

Краткое содержание Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Н. В. Гоголь Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко.

Сочинение Чем поэма “песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова” близка устному

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837году. Создание это произведения относится к периоду творческой зрелости поэта.
Это первая поэма, которую опубликовал поэт. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни. ” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова.
После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую гуслярами. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.
Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически.
Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песнью» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества.
Жанр своего произведения Лермонтов определил как песню. И действительно здесь многое напоминает песню: и троекратное повторение, свойственное произведениям русского фольклора, и традиционное обращение с хвалебными словами к хозяевам дома:

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

«Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» – звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного» и усаживал их за «дубов стол, к зелену вину». И никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народным».
Центральной темой «Песни про купца Калашникова» становится борьба добра и зла, борьба Правды и Кривды. В заглавии лермонтовского произведения обозначены три действующих лица: Иван Васильевич – вершитель судеб на земле, Калашников – носитель Правды. Особняком от них стоит молодой опричник («опричь» – «особо»). При этом сразу нельзя сказать, что Кирибеевич – это воплощенное злодейство. Он полюбил замужнюю женщину, и любовь эта перевернула все в душе верного царского слуги. Он мучится от тоски и безысходности, а может быть, и от угрызений совести. Не случайно гусляры говорят о нем: «лукавый раб».
Фольклорная основа поэмы Лермонтова чувствуется во всем, буквально в каждой фразе. Все герои, их действия и поступки во многом похожи на героев народного эпоса. Например, Лермонтов восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды. Для нее суд любимого мужа превыше всего:

«…Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей ты меня, или выслушай!
Твои речи – будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости…
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание…»

Читайте также:
Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»: сочинение

В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:

Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника.
Произведение «Песня про купца Калашникова» пронизано народной поэтикой. Оно представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества.Это уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.

«Песня. » написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песнью» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи «Песни.. «, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.

Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.

Все герои «Песни. » — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.

Одна из важнейших характеристик героев «Песни. » — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.

Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.

Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.

Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: «Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!» — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Лермонтова: сочинение

Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде».

Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Твои речи — будто острый номе;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюся твоей немилости.

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охулънжам в поругание!

Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться «за святую правду-матушку», и бесстрашной верностью его братьев:

Ты наш старший брат, нам второй отец.

Делай сам, как знаешь, как ведаешь

А уж мы тебя родного не выдадим.

В «Песни. » перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

Образ Степана Калашникова как воплощение лучших черт русского народа в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Сочинение на тему “Калашников – носитель лучших свойств русского национального характера”

По мнению Лермонтова, тогда еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве. Герои песни четко разделены на 2 противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников. Он – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, влюбился в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:

И ласкал он меня, цаловал меня; На щеках моих и теперь горят, Живым пламенем разливаются Поцалуи его окаянные… А смотрели в калитку соседушки, Смеючись, на нас пальцем показывали…

Калашников не мог потерпеть такого оскорбления своей жены и своего доброго имени. Он прекрасно понимает, что выступает против царя, ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость. Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о жене, о товарищах, о Боге:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать; Поклонитесь дому родительскому, Поклонитесь всем нашим товарищам, Помолитесь сами в церкви божией Вы за душу мою, душу грешную!

Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться до последнего «за правду». Он выходит победителем и вызывает гнев царя.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину он скажет только Богу.

Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить своей милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.

Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».

Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.

«Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа»

«Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. Этой реакционной трактовке в поэме «Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду. Таков Степан Парамонович Калашников. Он отстаивает свое человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника – царского любимца. «Правдой-матушкой» заклинает он своих братьев выйти на поединок с опричником, если он сам погибнет в бою. Он выступает в «Песне…» как защитник народной правды, против произвола царских приспешников, против произвола деспотии. В этом отношении особенно важна одна деталь: Кирибеевич, выходя на поединок, только «царю, в пояс, молча, кланяется».

Читайте также:
Авторское сочинение на тему произведения М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Степан Калашников же — истинный христианин: «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», «а родился я от честнова отца и жил я по закону Господнему», Степан Парамонович венчался в церкви, его жена ходила в церковь; «а за что, про что – не скажу тебе, скажу только Богу единому». Божий суд для Калашникова – самый важный.

Степан гордый, с чувством собственного достоинства: «Я убил его волей вольною, а за что, про что – не скажу тебе…»; говорит, что Киребеевич нечестен: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Калашников заботится о семье, он защитник и крепкий семьянин: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную; не оставь лишь малых детушек, не оставь молодую вдову да двух братьев моих своей милостью…». Купец думает о родных, а не о себе. Степан Парамоновиче не побоялся идти на бой, чтобы защитить честь жены; когда пришел из лавки, спросил про жену Алену Дмитриевну и детей.

Калашников смелый, сильный: пошел на бой, хотя и не боец, в отличие от Киребеевича; не боится разговаривать с царем: говорит с ним на равных, не заискивает.

Мужество, стойкость, благородство Калашникова делают его положительным образом лермонтовской поэзии.

В Степане Парамоновиче Калашникове сочетаются лучшие качества русского народа. Все помнят Степана, несмотря на то, что его могила не на кладбище, безымянная. Под каким бы гнетом ни был русский народ, он всегда сохраняет свои лучшие традиции.

Висссарион Григорьевич Белинский, который был покорен гениальным проникновением Лермонтова в строй народной поэзии, горячностью чувств, роскошью красок, богатством содержания, сказал, что поэма «подтверждает кровное родство духа» поэта с «духом народным» и свидетельствует о «великости его таланта».

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный и гордый купец Калашников; верная и любящая Алена Дмитриевна. «Песня» написана в традициях народной поэзии. Лермонтов не пародирует фольклор, его произведение почти соткано из народных традиций, дышит и вдохновлено ими.

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Атмосфера пира воссоздана автором почти с документальной точностью. Подозрительный и грозный царь всюду ищет крамолу да измену, а веселясь, хочет видеть только радостные и счастливые лица вокруг. Почему же кручинится верный слуга Кирибеевич? Влюблен? Так это поправимое дело. Надо только шаль дорогую, да кольцо поднести понравившейся девушке, она сразу же кинется на шею слуге царскому. Да вот только Кирибеевич не сказал царю, что приглянулась ему замужняя женщина!

Не будь Кирибеевич царев слуга, разве посмел бы он оскорбить замужнюю, да не крепостную, а купеческого рода! Лермонтов видит в поступке опричника прямую связь с царским покровительством «своему войску». Не будь такой опеки, попридержал бы себя Кирибеевич. Я же вижу главную причину в молодости и безрассудности опричника. Он влюблен, молод, поэтому мало раздумывает над последствием своего поступка.

Алена Дмитриевна не побоялась рассказать все мужу, прося у него помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание!

Удалой купец Калашников выходит на кулачный бой не силушкой похвастаться, а отстоять честь и достоинство семьи. Сознание правоты дела, за которое он вышел биться, придает силы Степану. Кирибеевич же еще до начала боя проиграл. Он кругом виноват перед купцом, и это чувство вины мешает лихому бойцу.

«А зовут меня Степаном Калашниковым…» И, услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло…

Не закоренел еще Кирибеевич в злодействе, еще стыд способен испытывать перед честными и открытыми людьми, поэтому и гибнет, что не прав и виноват перед Калашниковым. Царь же, оправдывая прозвище «грозный», отблагодарил Степана Парамоновича.

И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорною; И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася.

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

В «Песне меня привлекают не только характеры, правдиво воссозданные автором, но и весь строй произведения: язык, ритмичность, особый звуковой ряд. Я люблю перечитывать ее, поражаюсь гениальности Лермонтова, его литературному чутью.

referat5vip.ru

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых опричников царя, Кирибеевич, полюбил Алену Дмитриевну, жену купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поступками он опозорил честь его семьи. Молодой купец не смог безмолвно снести оскорбления, нанесенные ему опричником. Защищая свою честь, он вызвал любимца царя на кулачный бой при всем народе и одолел его. Купец был казнен, но он отстоял достоинство своей семьи. В образе Степана Калашникова поэт отразил лучшие черты русского национального характера. Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Эту обиду он не может подавить в себе и молча выдержать оскорбления. Смелость – еще одна характерная черта Степана Калашникова. Несмотря на то, что опричников боялись все, он готов драться с Кирибеевичем: Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду на смерть биться, до последних сил… Калашников обладает большой нравственной силой. Основана эта сила на честности перед людьми и самим собой: А родился я от честнова отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… Еще перед боем эта моральная сила позволяет одержать нравственную победу над Кирибеевичем: И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло… Калашников обладает и огромной физической силой: Изловчился он, приготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво… Но вот обидчик повержен. Купец мог бы все рассказать царю, но честь семьи для него дороже. Позору он предпочитает смерть: Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Таков сильный образ русского человека, созданный М.Ю.Лермонтовым в «Песне…». И этот образ достоин гордости и подражания.

Похожие материалы:
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» краткое содержание — .
  • М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» краткое содержание — .
  • Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» — .
  • Портретная характеристика образа купца Калашникова — .
  • Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) — .
  • «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова — .
  • Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» — .
  • М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» — .
Более новые статьи:
  • Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» — .
  • Портретная характеристика образа купца Калашникова — .
  • Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…») — .
  • Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) — .
  • «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова — .
  • Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» — .
  • М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» — .
  • Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» — .

Путь к признанию

Получив опыт первых боёв, Калашников в госпитале начинает разрабатывать то, чего так не хватает в тот период его товарищам на фронте, — автоматическое стрелковое оружие.

Отправленный долечиваться в тыл, молодой танкист создаёт опытную модель пистолета-пулемёта, который был представлен на суд специалистов-профессионалов. Их вердикт был таков: новый пистолет-пулемёт интересен по ряду характеристик, однако дорог и сложен в производстве по сравнению с ППШ-41 и ППС.

Именно ППШ и ППС станут главным автоматическим оружием Красной армии в Великую Отечественную. Но талантливого оружейника-самоучку оценили и взяли на работу на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления РККА.

Там Михаил Калашников продолжил работу над различными видами стрелкового оружия и, в частности, над принципиально новым автоматом, в котором нуждалась армия.

Талантливых конструкторов в России много, и чтобы превзойти всех, нужно было создать что-то по-настоящему революционное.

После того как был отклонён его пистолет-пулемёт, Калашников чётко понял, какие качества должны отличать идеальное оружие. Помимо хороших показателей дальности и точности стрельбы, автомат должен быть прост в производстве, недорог по стоимости и неприхотлив в эксплуатации.

Читайте также:
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Именно таким требованиям соответствовал автомат Михаила Калашникова, победивший в конкурсе 1947 года и принятый на вооружение под именем АК-47.

Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта. Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии. Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму. К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

2 вариант

Реализм – это направление в литературе, которое было наиболее популярно в искусстве в целом в 19-ом веке, сменив собой романтизм. Для того, чтобы понять, что такое реализм в искусстве и особенно в литературе, необходимо установить, что любое произведение условно делиться на два элемента – субъективный, то есть то, что автор выдумал и вложил в историю, персонажей и их окружение (характерен для уже упомянутого романтизма), а так же объективный – то есть то, что творец увидел в реальном мире и воспроизвёл в своём творении. Именно максимально возможное отражение реальности и использование объективного элемента присуще реализму как направлению в искусстве.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов умело совместил черты как романтизма, так и реализма. Реализм проявляется в первую очередь в самом главном герое – Григории Печорине. Будучи «героем своего времени» (а слово «герой» здесь обозначает не человека, сделавшего что-то отважное и общественно-поощряемое) он впитал в себя все реальные черты, характерные для его поколения и социальной группы. Образ Печорина – реалистическое отображение нравов и взглядов, господствовавших среди молодых людей, принадлежавших к дворянству 19-ого века. Несмотря на романтизм самого героя (а именно – его собственного мировоззрения, которое он высказывает в течение событий, составляющих сюжет романа), отображение его таковым само по себе является чертой реализма.

Более того, важная реалистическая черта «Героя нашего времени» – отделенность автора от своего персонажа, а порой даже рассказчика истории от её главного героя. Например, самый первый рассказчик, Максим Максимыч, даже если бы очень хотел отобразить и раскрыть внутренний мир Печорина (что характерно для романтизма), рассказывает нам лишь реально производившие факты, поскольку он не мог пережить события так же, как Григорий. Да, он передаёт его поведение, его реакцию на определённые события, но он рассказывает именно о том, что существовало в реальности, что мог бы увидеть каждый человек, а не о внутреннем мире, чувствах, переживаниях Печорина в момент совершения определённых поступков. Именно это и является главной чертой реализма всего романа в целом – отстранённость самого Лермонтова от своего героя, вследствие чего мы видим лишь реальные факты, ту самую объективную сторону произведения, упомянутую в начале.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Черты реализма в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Одним из второстепенных образов произведения является Семен Константинович Двоекуров. Семен Константинович был советником, и служил на государственной службе.

Среди многочисленных всемирно известных сказок А. Михалкова произведение «Три поросенка» имеет захватывающий сюжет со счастливым концом. Эта книга заставляет поволноваться детей над интересным запоминающимся сюжетом

Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

Ностальгический рассказ Бунина описывает быт русской деревни глазами помещика. В определенной степени именно усадьбы, подобные таким, которые описываются в рассказе и являлись своеобразными хранителями традиций русской культуры

Человек в чем-то подобен стреле, пущенной из материнского лона по направлению к лону земли. Так или иначе, практически каждого ожидает практически идентичный естественный исход, который завершает земной путь

«Своеобразие реализма в романе “Герой нашего времени”»

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство. Существует целый комплекс единых для всех романтиков мотивов (т.е. особенностей, общих для писателей одного направления, либо характерных для всего творчества одного автора). Так, Лермонтов достойно продолжил дело поэтов, стоявших в России у истоков романтизма, – Пушкина и Жуковского, и в полной мере развил мотивы, встречающиеся у них, о чем будет сказано далее.

Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как “Герой нашего времени”. Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном романтиком, имеют место значительные черты привычного для него направления. Несомненно, “Герой нашего времени” реалистичен: исторически верно воссоздана эпоха и типичные представители разных слоев общества (офицеры, горцы и прочие), главный герой находится в более или менее реальных условиях и ситуациях. Тем не менее, в характере самого героя присутствует много чисто романтических черт (и Лермонтов, быть может, невольно, их выделяет), как, например, полное разочарование в окружающих людях и жизни, возвышенное одиночество и тому подобное. Таким образом, “Герой нашего времени” можно оценивать как романтическое произведение, если рассматривать только главного героя и не касаться общественных и нравственных вопросов, затрагиваемых в нем.

Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования.

В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также “вытекает” из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика.

Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа “Герой нашего времени” также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Печорин, безусловно, одинок, но его одиночество качественно отличается, к примеру, от одиночества Мцыри – типично романтического героя у Лермонтова. Оно приурочено к его жизненному опыту: он встречал многих людей и, вследствие своего “несчастного характера” или каких-либо других причин, считает себя несравненно выше почти всех из них (не считая подобных доктору Вернеру, которые способны разглядеть его истинное лицо под маской). Отсутствие интереса к кому бы то ни было из окружающих – Печорин считает их недостойными внимания – приводит к простой, но вместе с тем гибельной скуке. Стоит отметить, что для Лермонтова существовало различие между разными видами одиночества: бегство или странничество он относил к так называемому добровольному одиночеству (человек сам выбирает этот путь, отвергая окружающих), а изгнанничество или узничество он называл вынужденным. То есть, тот же Мцыри был вынужденным узником, а Печорин просто сам не захотел быть с людьми, разочаровавшись в них. И он путешествует, переходя от одного человека к другому и не находя в них интересного для себя; это еще один мотив – мотив пути, в поисках свободы. Для него свобода – это жизнь среди равных ему людей, умеющих видеть пороки “всего…поколения, в полном их развитии”. Освобождением можно было бы назвать и избавление от внутренних “злых” сил, от того порока, не имеющего имени, который не позволил развиться в его душе положительным качествам, способным развеять скуку. Недопустимо видеть в Печорине отдельного, конкретного человека, ведь даже сам автор в предисловии заметил во избежание такой ошибки, что Печорин – это “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего…поколения”. Само название романа, предисловие, выразившее основную мысль Лермонтова и в своем роде пересказавшее смысл, говорит о том, что в романе автор продолжает начатые в стихотворении “Дума” размышления по поводу молодежи 30-х гг., то есть современной ему. Если общественно-политические взгляды Пушкина, Достоевского, Толстого можно понять по их публичным высказываниям, прочесть в дневниках и так далее, то мнение Лермонтова по подобным вопросам возможно увидеть только в его произведениях. “Дума” и “Герой нашего времени” в этом смысле как бы дополняют друг друга и вкупе являют собой полную картину современного Лермонтову общества (его глазами). Эти выводы настолько серьезны, что их можно выделить в отдельный мотив – размышления над поколением. Вероятно, никто из историков не смог бы так точно передать характер поколения 30-х гг. Лермонтов же создал достаточную для понимания картину: события 14 декабря 1825 г. оказались трагичными не только для самих декабристов, но и для этих людей; они чувствовали себя растерянными после поражения восстания, на которое возлагались такие надежды. Если такие крайние меры оказались безрезультатными, что же тогда могут сделать они? Это вопрос угрожающе навис над молодыми людьми, некоторые из них пытались искать истину в науке и философии и, подобно Печорину, стали теми, кому Лермонтов в “Думе” дал очень емкое определение: “тощий плод, до времени созрелый”. Главная мысль Лермонтова заключалась в том, что ненужность молодежи 30-х гг. возникла из-за ее бездействия, ибо действие есть основа жизни, по Лермонтову. Печорин, несомненный эгоист, чтобы не поддаваться скуке, развлекает себя, издеваясь и мучая окружающих, а с ними и себя самого. Причиной было желание не “застывать” на месте, а постоянно осуществлять хоть какую-нибудь деятельность.

Читайте также:
«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

Естественно, при таких обстоятельствах покой, которого так ищет Печорин, наступит только со смертью. Поскольку “Герой нашего времени” все-таки реалистическое произведение, то ни о какой сентиментальной исповеди (как у Мцыри) и загробной жизни речи быть и не может, то есть остается только догадываться, что есть смерть для самого Печорина. Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы (а провел он их в путешествиях, о которых он может сказать, что не делал ничего, кроме как “скучал”), на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти. В этом случае смерть тоже является избавлением от всех житейских проблем, волнений и, главное, от скуки.

Жизнь его, в общем, состояла из того, что он от нечего делать заставлял страдать других, изучая результаты своих экспериментов. Собственные страдания он принимал за нечто само собой разумеющееся, они ему неинтересны, в отличие от чужих, созерцание которых поддерживало его жизненные силы. Печорин не был бы так увлечен наблюдением за душевными метаморфозами, если бы жизнь не была бы столь скучна для него; изучая других, он заполняет “вакуум” своей жизни, пытаясь хоть как-то ее разнообразить.

Итак, сравнив некоторые типично лермонтовские мотивы, можно сделать вывод о том, что деятельность этого человека привнесла в русскую литературу совершенно неожиданное сочетание двух, казалось бы, противоположных, направлений – романтизма и реализма. Его творчество уникальным образом стало “завершающим звеном” романтизма, и в то же время некоторые его произведения являются единственными в своем роде, где читатель может наблюдать переходную стадию от романтизма к реализму.

Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени (сочинение)

Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он является психологическим, но также повествует о русской жизни и быте военных людей.

Данное произведение заключает в себе реалистические и романтические элементы. Лермонтов с объективной точки зрения глядит на русское бытие, подходит к ее описанию как настоящий исследователь. Два этих направления находят друг против друга в сравнении и подчеркивают самую важную проблему романа. Реализм формируется и подчеркивается во внутренностях другого жанра.

В заметках по пути использован реалистический вид рассказа. Детали быта описаны четко и достоверно, а речь проста и поэтична, также заполнена иронией и лирикой.

Глава «Бэла» точно соответствует канонам романтизма. Природа романтичен, и он предупреждает таинственные происшествия. Основной персонаж вступает в борьбу с наружным светом и обществом: он находится в поисках любви, которая нереальна, его сердце постоянно мечется, точно какая-то стихия, он противостоит всем принятым нормам общественности. Здесь восприимчивость мира героя очень глубокая и она разрешает ему не следовать законам, которые есть у простых людей. Печорин – это романтик. Он одинок, бесстрашен и его волю нельзя сломить.

Контрастируют романтизм и реализм в главе «Максим Максимыч». Здесь герой думает и поступает наподобие романтического героя, но Лермонтов относит его к реалистическому персонажу. Печорин находится в кризисе. Тут Лермонтов показывает свое мастерство писателя в полной мере. Печорин изображается как одинокий, страдающий, разочарованный жизнью человек. Но историческая конкретность присутствует. Михаил Юрьевич приближается к реалистическому изображению, противопоставляет Печорину простого, полного положительных качеств, Максима Максимыча.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

В «Тамани» сюжет воспринимается двупланно. Детали его видимы, точны, реальны, но при этом он символизирует порывы главного героя: представления морей, парусов – вот где отражены мотивы романтизма. Разочаровывается герой из-за бессмысленной храбрости и романтического ощущения мира.

«Княжна Мери» является самым сильным самовыражением главного героя. Здесь герой приближен к пейзажам и природе. Она символизирует свободу и полную возможность раскрепоститься. Романтизм проявляется в его дневниковых зарисовках.

Вариант 2

Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил. В романе присутствуют как черты реализма, так и моменты романтического жанра. Характер главного героя, его поступки, поведение – это всё относится к реализму, но внутренние переживания, мысли Печорина, которые похожи на размышления людей нежного возраста, а также его осмысление поступков как своих, так и чужих, позволяет отнести это произведение к романтизму.

В первой части образ героя раскрывается через повествование офицера, который рассказывает автору историю про полюбившуюся Печориным девушку, которую он выкрал, а после начал остывать к ней. Это типичное для нашего общества явление знакомо многим читателям, потому что это реальность. Возможно, во времена Лермонтова такие отношения были менее распространены, но они были, хоть и очень сильно выделялись на фоне стабильной любви и совместной жизни людей.

Дальше рассказчик сам видит Печорина, который сразу предстаёт ему неприветливым, задумчивым и отстранённым человеком. Максим Максимыч рад старому товарищу, но тот не разделяет его чувств. Такое тоже бывает в реальной жизни, и это, хоть и вызвано внутренними переживаниями, на первый взгляд кажется просто неделанием общаться.

Черты романтизма наиболее чётко и полно раскрываются, когда мы читаем дневник главного героя, ведь он писал его не для публикации, а ради структурирования своих мыслей, а это значит, что в нём всё честно и открыто, без притворства и приукрашиваний. Он пишет о княжне, чувствами которой играет. Печорин вроде и влюблён в неё, но в то же время и понимает, что чувство любви для него – пустой звук, оно лишнее и не имеет ценности. Также дела обстоят и с дружбой. На дуэли он убивает Грушницкого, но и это событие ничего не изменило в его душе, потому что дружба, как и любовь для Печорина – лишнее чувство, ведь он привык к одиночеству. Всё это создаёт вокруг него ореол романтичности, грусти и мятежности.

В Тамани он рушит судьбы контрабандистов, просто появившись в их жизни. Он рассуждает на эту тему, но ему уже давно всё равно, ведь он привык к такому положению вещей. Возможно, раньше ему было жалко людей, но сейчас его характер изменился под тяготами жизни и он стал более хладнокровным.

В главе «Фаталист» главной темой является тема предопределения и судьбы. Печорин выступает фаталистом. Это глава – накал бунта и мятежа, Печорин, чтобы испытать судьбу, рискует своей жизнью. Это одна из главных черт романтического героя – жертвенность и способность «вызвать на бой» саму жизнь.

Лермонтов хотел создать собирательный образ человека, героя жизни и того времени, в котором он жил, но также, сам являясь одиноким и рассуждающим романтиком, он смог описать душу Печорина. Такое описание даёт ответ на многие вопросы, ведь знание человеческой души помогает оправдать и понять многие из его поступков.

Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

В произведении много различных героев. Один из которых Белкин, худой помещик среднего роста. По своей неопытности, он послушал крестьян и сделал главной старуху-ключницу.

Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии Горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов.

«Два капитана» – это про детскую мечту, которая станет былью. Когда один капитан будет искать другого капитана. В городе Н-ске живут два мальчика. Одного из них зовут Саня Григорьев, другого – Петька Сковородников.

Пётр Гринёв и Швабрин – два разных персонажа повести А.С.Пушкина. Их можно запросто отличить друг от друга. Позиция Гринёва кардинально отличается от позиции Швабрина.

Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: