Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Калашников и Кирибеевич. Сравнительная характеристика – сочинение (7 класс)

В своём произведении “Песнь про царя Ивана Васильевича” Лермонтов описывает тот мир, в котором живут обычные люди, со своими обычными проблемами. Он показывает этот мир таким, каким он и должен предстать перед читателем, чтобы он в полной мере смог пропитаться той атмосферой, которую автор намеренно создал в произведении. Также в нём автор раскрывает тему добра и зла, которые выражаются в соотношении двух образов персонажей, которых автор наделил диаметрально противоположными чертами личности. Взаимодействуя, данные персонажи создают полную картину всего произведения, и в полном объёме объясняют концепцию темы, выражаемой автором в данном произведении.

Всё произведение наполнено интереснейшими эпизодами, через которые автор как бы общается со своим читателем, создавая канал обратной связи, через который он и делится своей идеей. Автор говорит о том, что на каждого доброго человека найдётся свой антипод, который будет всячески мешать ему жить, тем самым создавая некий баланс добра и зла в мире. Очень часто баланс сводится в сторону зла, и потому добрые люди страдают. Автор выражает данную тему очень ясно, чтобы читатель мог в полной мере оценить то, что вложил в данное произведение автор, какую глубокую мысль он пытался передать через своё произведение. Отличным примером персонажей, через которые автор наиболее точно передаёт свою идею, являются образы Калашникова и Кирибеевича.

Два этих человека в произведении хоть и имеют некоторые сходства, но всё-таки это два абсолютно разных человека, которые не имеют ничего общего между собой. Даже напротив, эти люди являются полными противоположностями друг друга, так как их характеры являются взаимоисключающими друг друга, а потому два этих персонажа просто не могут сосуществовать вместе. Если Калашников представляет собой примерного семьянина, который всегда готов помочь своей семье, постоять за неё, когда же Кирибеевич, полная противоположность Калашникова, презирает образ жизни Калашникова, так как считает его самым приторным из всех возможных, а потому, эти два персонажа просто не могут существовать вместе, из-за чего на протяжении всего произведения они конфликтуют по самым разным причинам. В конце произведения автор всё же даёт читателю посмотреть на развязку всего конфликта, что даёт нам понять, что любой конфликт обязательно должен заканчиваться, а не продолжаться на протяжении поколений.

Сочинение 2

Калашников является одним из главных героев поэмы. Степан является молодым купцом. Он здоровый, словно богатырь, широкоплечий. Степан честен и порядочен, также он скромный, спокойный и никогда не любил не перед кем хвастаться. У него своя лавка, где продаются ткани и шелка. У Калашникова есть супруга и двое детей. У них очень счастливая семья, он уважительно относится к своей жене, также верит в бога. Калашников любил свою семью, хотел, чтобы они был всегда в достатке. Также у героя есть братья, которые тоже занимаются торговлей, он очень любит и уважает их.

Когда узнал о том, как Кирибеевич поступил с его женой, то повел себя очень смело, вызвал на бой своего соперника и убил его. Дальше он не стал лгать царю Ивану Грозному, а честно признался в своем поступке и не побоялся казни. Единственное о чем тот попросил царя, так это о том. Чтобы помиловали его супругу и детей. Царь был впечатлен силой духа Калашникова, он дал разрешение его братьям на торговлю без уплаты пошлины, а его супруге назначил пошлину за казненного Степана.

Еще одним противоположным первому герою является персонаж по фамилии Кирибеевич, который является любимцем Ивана Грозного. Он смел и бесстрашен. Кирибеевич вспыльчивый. Молодой человек влюбился в супругу Калашникова и начал преставать к ней, и этим опозорил ее перед людским народом. Он поступил себя нечестно и непорядочно, также молодому человеку не хватило смелости признаться о своем поступке царю. За свои нехорошие деяния он поплатился жизнью, ведь его убивает Калашников.

Кирибеевич в отличие от Калашникова является все же отрицательным героем в этом произведении. По характеру эти два героя были очень противоположны. Единственным сходством была их сила. Кирибеевичу царь поручает всякие грязные дела, типа казней. Тот же сделает все, что царь ему прикажет. Кирибеевич был хитрым молодым человеком и мог обманывать, также любил похвастаться и не отличался особым умом. Кирибеевич поступил, как настоящий трус, сначала обесчестил замужнюю девушку, затем же не сказал об этом царю. Он не задумался о чувствах других людей. Он не испытывал чувства любви, для него, скорей всего, она являлась просто развлечением и блажью. Также для него не существует такого понятия как честь, в отличие от Калашникова, который может ответить за всех. Он не дал порочить честь своей семьи и вызвал противника на кулачный бой. Также не стал говорить о причине, чтобы хранить от позора имя своей любимой, даже тогда, когда это послужило его смерти.

Калашников и Кирибеевич. Сравнительная характеристика

Популярные сочинения

«Фауст» — главное произведение Гете, плод всей его жизни. Автор создавал его более 60 лет, а напечатана пьеса была уже после смерти писателя, в 1808 году.

У каждого человека есть свою любимые уголки природы. Весенний луг, укромное место в парке или просто дачный участок. В таком заветном уголке можно остаться в тишине наедине со своими мыслями, помечтать, посмотреть на красоту природы.

Среди людей иногда возникают споры, кто же на самом деле те люди, которые называют себя гениальными. А ведь многие их считают простыми везунчиками, которые оказались в нужное время и в нужном месте.

Сочинение на тему сравнительная характеристика кирибеевич и калашников

8 вариантов

Калашников – честный купец, заботливый отец и хороший семьянин. Он любит свою семью, оберегает и защищает ее. Это молодой, удалой мужчина, имеющий понятие чести и острое чувство собственного достоинства.
Кирибеевич — буйный молодец, отличный воин, любимый царский опричник. Он хороший боец, не раз выходивший победителем из многих битв, но чувство любви к замужней красавице оказывается сильнее него. Его не останавливают даже суровые законы домостроя. Кирибеевич настолько ослеплен своими чувствами, что все для него теряет смысл: и долг, и приличия.
И тогда, понимая свою приближенность к государю и чувствуя безнаказанность, он открыто признается в своих чувствах замужней женщине, тем самым нарушая святость брака. Молодой опричник привык получать все, что захочет, он не был готов к тому, что Алена Дмитревна откажет ему, и тем более к поединку с оскорбленным мужем.
Примечательно, что ни один из противников, встав лицом к лицу на кулачном бою, не открыл всей правды об истинной причине перед царем, потому что отстаивать свою честь каждый должен сам. В этот момент мужчины выглядят равными и достойными противниками.
Чтобы сохранить семейную тайну, купец заплатил жизнью, это вызывает уважение царя за «ответ по совести». Музыканты воспевают народного героя за отвагу, мужество, за то, что отстоял честь свою и своей семьи. При всей разности поступков и характеров оба героя поэмы несут в себе присущие русскому характеру черты: молодецкую удаль, богатырскую силу, способность постоять за свою честь, верность долгу и традициям.
Произведение поднимает важные во все времена вопросы: о свободе и ее границах, о неотъемлемых правах человека, о судьбе, чести, насилии над личностью и о том, можно ли ему противостоять.

Читайте также:
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Калашников
Кирибеевич
Место в поэме:
Степан Парамонович Калашников —является по истине положительным персонажем, но и весьма трагичным
Кирибеевич самый настоящий негативный герой,автор даже не стал называть его имя, а только кличку «басурманский сын»
Место в социуме:
Активно занимался торговлей, руководил личной лавкой
Кирибеевич являлся слугой Ивана Грозного, а также воином и защитником.
Быт:
у Степана была жена Анна Дмитриевна, он души не чаял в своей семье и и детях, был верен родителям и братьев
семьи нет, исходя из всего произведения не видно никаких упоминай о каких-либо родственниках и друзьях
Отношение к свободным действиям:
Калашников отдавался своим чувствам и действиям, был верен религии и наставлениям царя
из-за того, что всю свою жизнь он пробыл под руководством царя, то понятие воли для него было незнакомым
Физические показатели:
Исходя из описания герой был высокий, статный, сильный и широкоплечий
телосложение схоже с Калашниковый, он так же был высок и силен, как богатырь
Честь и достоинство:
Эти два качества играли огромную роль для Калашникова
хоть автор и не особо упоминает об этих качествах, но исходя из некоторых поступков видно, что Кирибеевич готов защищать свою честь
Отношение к Ивану Грозному:
проявлял уважение
по сути он испытывал уважение к царю, но для получения своего, он все же не побоялся пойти на обман
Человеческие качества:
Спокойный, уравновешенный, любил семью и был готов на всё ради неё
он был одинок, считал свою жизнь весьма трагичной и всё время хотел ощутить свободы. Можно выделить одно великое чувство-любовь, которое он носил в себе к замужней женщине
Склонность к хвастовству:
Такое качество для Калашникова было недопустимо, он выполнял свои поручения молча и качественно
любил раскидываться словами, обещать и говорить, что сможет сделать всё
Судьба:
был уверен, что судьба каждого человека заранее решена, именно поэтому отношение к жизни было простое
считал, что каждый сам меняет ход своей жизни, но сам не смог противостоять смерти
Окончание жизни героев:
смерть настигла Калашникова при царском дворе. Похоронили с почестями
пошел на бой с купцом, там и погиб, но автор не особо описывает это
Таблица сравнение для 7 класса.

План Сравнительная характеристика Калашникова и КирибеевичаТаблица сравнение Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича
Поэма М. Ю. Лермонтова носит название “Песнь про царя Ивана Васильевича … ” в ней раскрывается суть противоположных характеров, показано развитие конфликта на почве разных взглядов и принципов. Проводя некую черту между характерами главных героев можно сделать выводы о них, сказать как они жили, что для каждого было ценностью и что они из себя представляли.
Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек. Помимо хорошего характера, ему везло в работе, он владел собственной лавкой, а также был примерным мужем для своей жены. Киребеевич же был противоположностью, автор даже не посчитал нужным называть героя по имени, поэтому мы встречаем кличку “басурманский сын”. Ему не понятно значение воли, ведь он был рабом, любимым рабом Ивана Грозного.
Но однажды произошла неприятная ситуация, Кирибеевич влюбился в жену Калашникова, и когда та, рассказала всё своему мужу, то купец не задумываясь направился на разговор к сопернику. Для него эта ситуация была оскорбительной, ведь он очень любил свою жену и никогда бы не допустил, чтоб её обидели. Для Калашникова честь и достоинство были важными чертами, поэтому сейчас для него стояла задача отстоять свои права. Он прекрасно понимал, что Киребеевич гораздо сильнее, а это значит, что дуэль может закончится весьма трагично, но это не останавливает купца. Дуэль должна решить, будет ли чиста честь семьи Калашникова или нет. Говоря о Киребеевиче можно сказать, что по большей части он был противоположностью купца, единственное, в чем они были схожи, так это в силе. По характеру и отношению к жизни эти два персонажа были совершенно разные.
Калашников не хотел называть настоящих причин их ссоры с Кирибеевичем, хотя понимал, что может этим вызвать гнев царя. В бою купец держался достойно, и убил соперника одним ударом. Следующим испытанием для него стало встреча с царем, собрав всю силу и храбрость он прямо рассказал Грозному почему Кирибеевич заслужил смерть. Я считаю, что автор поместил в образ Калашникова идеальные черты русского человека, своими поступками, отношением к окружающему миру этот герой надолго запомнился читателям.

Читайте также:
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

Всё произведение наполнено интереснейшими эпизодами, через которые автор как бы общается со своим читателем, создавая канал обратной связи, через который он и делится своей идеей. Автор говорит о том, что на каждого доброго человека найдётся свой антипод, который будет всячески мешать ему жить, тем самым создавая некий баланс добра и зла в мире. Очень часто баланс сводится в сторону зла, и потому добрые люди страдают. Автор выражает данную тему очень ясно, чтобы читатель мог в полной мере оценить то, что вложил в данное произведение автор, какую глубокую мысль он пытался передать через своё произведение. Отличным примером персонажей, через которые автор наиболее точно передаёт свою идею, являются образы Калашникова и Кирибеевича.
Два этих человека в произведении хоть и имеют некоторые сходства, но всё-таки это два абсолютно разных человека, которые не имеют ничего общего между собой. Даже напротив, эти люди являются полными противоположностями друг друга, так как их характеры являются взаимоисключающими друг друга, а потому два этих персонажа просто не могут сосуществовать вместе. Если Калашников представляет собой примерного семьянина, который всегда готов помочь своей семье, постоять за неё, когда же Кирибеевич, полная противоположность Калашникова, презирает образ жизни Калашникова, так как считает его самым приторным из всех возможных, а потому, эти два персонажа просто не могут существовать вместе, из-за чего на протяжении всего произведения они конфликтуют по самым разным причинам. В конце произведения автор всё же даёт читателю посмотреть на развязку всего конфликта, что даёт нам понять, что любой конфликт обязательно должен заканчиваться, а не продолжаться на протяжении поколений.

«Песня про.. .удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия.
Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников — главные герои поэмы. Несмотря на то что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга.
Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву гордится молодой женой.
Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитревну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее «цалавать-ласкать» , сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась она из его рук, но вслед ей уже смеялись «злые соседушки» . Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитревну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя.
Все герои “Песни… ” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.

В основе поэмы М. Ю. Лермонтова “Песнь про царя Ивана Васильевича…” представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов.
Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.
Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна.
Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.
Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:
“Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать…”
Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.
Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.
Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:
“Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку”.
Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:
“Ты поведай мне, добрый молодец,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться”.
В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.
Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.
Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:
“Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквям,
А потом всему народу русскому…”
На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:
“И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника “вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому”.
Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.
Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

Читайте также:
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет всё: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но он полюбил чужую жену. Это девушка былаженой купца Калашникова Алена Дмитриевна.
Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.
Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:
“Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать…”
Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.
Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.
Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:
“Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку”.
Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:
“Ты поведай мне, добрый молодец,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться”.
В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.
Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.
Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:
“Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквям,
А потом всему народу русскому…”
На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:
“И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника “вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому”.
Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.
Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

ПланСравнительная характеристика Калашникова и КирибеевичаТаблица сравнениеСравнительная характеристика Калашникова и КирибеевичаПоэма М.Ю. Лермонтова носит название «Песнь про царя Ивана Васильевича…» в ней раскрывается суть противоположных характеров, показано развитие конфликта на почве разных взглядов и принципов. Проводя некую черту между характерами главных героев можно сделать выводы о них, сказать как они жили, что для каждого было ценностью и что они из себя представляли.
Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек. Помимо хорошего характера, ему везло в работе, он владел собственной лавкой, а также был примерным мужем для своей жены. Киребеевич же был противоположностью, автор даже не посчитал нужным называть героя по имени, поэтому мы встречаем кличку «басурманский сын». Ему не понятно значение воли, ведь он был рабом, любимым рабом Ивана Грозного.
Но однажды произошла неприятная ситуация, Кирибеевич влюбился в жену Калашникова, и когда та, рассказала всё своему мужу, то купец не задумываясь направился на разговор к сопернику. Для него эта ситуация была оскорбительной, ведь он очень любил свою жену и никогда бы не допустил, чтоб её обидели. Для Калашникова честь и достоинство были важными чертами, поэтому сейчас для него стояла задача отстоять свои права. Он прекрасно понимал, что Киребеевич гораздо сильнее, а это значит, что дуэль может закончится весьма трагично, но это не останавливает купца. Дуэль должна решить, будет ли чиста честь семьи Калашникова или нет. Говоря о Киребеевиче можно сказать, что по большей части он был противоположностью купца, единственное, в чем они были схожи, так это в силе. По характеру и отношению к жизни эти два персонажа были совершенно разные.
Калашников не хотел называть настоящих причин их ссоры с Кирибеевичем, хотя понимал, что может этим вызвать гнев царя. В бою купец держался достойно, и убил соперника одним ударом. Следующим испытанием для него стало встреча с царем, собрав всю силу и храбрость он прямо рассказал Грозному почему Кирибеевич заслужил смерть. Я считаю, что автор поместил в образ Калашникова идеальные черты русского человека, своими поступками, отношением к окружающему миру этот герой надолго запомнился читателям.

Читайте также:
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Ребят помогите срочно нужно сочинение. Сочинение на тему “Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича “

Калашников – московский купец, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Опричники (кромешники) — дружина, во главе которой стояли Малюта Скуратов, Алексей Басманов и другие любимцы ИванаIV. От опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, доносить на изменников, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . За это Грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян.
Рабство Кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой — потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.
Отличительная черта натуры Кирибеевича — желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”.
Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать… ” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

Калашников – московский купец, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает.
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям.
Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание! ” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам — и семья смирялась с фактом своего бесчестья.
Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке — безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании — любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память.
Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.

Читайте также:
Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение

Антагонист Калашникова — Кирибеевич. Кирибеевич — опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Опричники (кромешники) — дружина, во главе которой стояли Малюта Скуратов, Алексей Басманов и другие любимцы ИванаIV. От опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, доносить на изменников, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . За это Грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян.
Рабство Кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой — потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.
Отличительная черта натуры Кирибеевича — желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”.
Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать… ” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

Анализ поэмы и основные персонажи

Лермонтов пишет произведение в период, когда перебывал в Царском Селе, тогда у него формируется собственная позиция, что касается общественной жизни людей и их власти. Жанр: романтическая и национально-историческая поэма, ближе к российскому фольклору, написанному под русский эпос. Уникальность произведения заключалась в том, что такой стилизации в литературе следующих периодов не попадалось ни у одного современника Михаила Юрьевича.

Основой сюжетной линией является проблема проявлений человеческой чести, а также раскрытие тем властностей вседозволенности, любви и нравственности, безумной несправедливости. Ключевой идеей стало размышление автора о том, что необходимо защищать честь и достоинство, бороться за свободу любой ценой, выступив против тираничной влады государства.

Степан Парамонович Калашников — один из главных героев, молодой купец. Основные черты характера:

  • смелость;
  • любовь к своей работе;
  • профессионализм.

Герой полон чести и достоинства, имеет уважение к царю, не способен на обман. Испытывает трепетные чувства к супруге и гордится ей.

Кирибеевич — второе главный герой, любимый солдат царя. Молодой парень, который неплохо устроился возле правителя. Лермонтов не называет имени опричника, что свидетельствует о том, что он не очень важный человек в этом мире. Герой никогда не имел семьи и жил рабом. Единственное светлое в его существовании — чувства к супруге Степан Парамоновича , которые привели его к смерти.

Калашникова Анна Дмитриевна — настоящий образ русской женщины. Дама очень красивая и скромная, не привлекает к себе лишнего внимания. Заботиться о детях и муже. Отклоняет с гордостью ухаживания Кирибеевича и рассказывает обо всем супругу, прося у него защиту. Иван Грозный. Его писатель изображает в качестве двуличного человека. Отличается он от других жестоким поведением, несправедливыми решениями и действиями. В нем присутствует характер деспота, не осознает всех последствий своих приказов. Он изображен как правитель, который не несет пользы, без мудрости, всегда действующий ради своих желаний и вопреки государственным интересам.

Сравнение 3

Оба героя в творении являются центральными. Однако они имеют огромное количество различий. Калашников намного старше, он обычный купец, а Кирибеевич — человек молодой, но обеспеченный, однако не нашедший своего места в жизни. Он не знает своего предназначения. Примечательно, что сам Лермонтов называет этого отрицательного героя пренебрежительно, а точнее «басурманский сын».

У Калашникова есть любящая жена, Алена Дмитриевна. Кирибеевич не имеет женщины, однако испытывает симпатию к жене Калашникова. Мало того, он умудряется опозорить ее своими чувствами. Можно сказать, что юноша безрассуден. Он не задумывается о последствиях.

Если Калашников выглядит человеком цельным, сформировавшимся, то Кирибеевич – совершенно иным. Калашников честно трудится, ценит семью. А Кирибеевич, можно сказать, заносчивый и невоспитанный, но богатый молодой мужчина, который привык по щелчку пальца получать все то, что ему понравится. Однако в случае с Аленой Дмитриевной эта стратегия не работает.

Калашников достаточно решителен и смел. Он понимает, что свое счастье нельзя никому отдавать, за него нужно бороться. Поэтому он вступает с молодым человеком в конфликт, и, что примечательно, одерживает победу.

Краткое содержание поэмы

Дело было в Москве, наблюдается царская трапеза с наличием охраны, стольников и опричников. Иван Грозный предлагает устроить праздник для своих слуг, поит всех вином, и таким образом испытывает их на лояльность. Все угощаются, царь радуется, но как-то вдруг замечает, что один солдат не прикоснулся к бокалу с вином. Он узнает в опричнике своего любимчика – Кирибеевича. Тот разыграл сцену перед князем, мол, не пью, потому-то испытываю чувства к красавице, а она воротит носом от него.

Читайте также:
Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Узнав, что та девушка дочка обычного купца, Иван Грозный рассмеялся и велел взять монет и одарить чем-нибудь даму, и она будет его. Так получилось, что Кирибеевич вроде как и не соврал, но и часть правды утаил, о том, что красавица уже замужем.

Гостиный дом. Лавка у купца Калашникова. За прилавком стоит хозяин и считает деньги. Герой очень спешил домой к послушным деткам и любящей жене. Приехав, увидел, что его супруги Алены Дмитриевны нет дома, стал переживать, чтобы ничего не случилось с ней, время-то позднее. И тревога была не напрасной, среди улиц к ней пристал Кирибеевич, целовал при соседях, чем и опозорил девушку.

Жена, приехав домой все рассказала мужу, тот не сразу поверил, но решил разобраться с этим. Степан Парамонтович знал, что наутро при царском дворе в честь праздника будут кулачные бои. Так он и решился вступить в схватку с обидчиком семьи. Первым в бой идет Кирибеевич, возбужденный от вчерашней победы, он полностью уверен в себе. Был удивлен, когда в противнике увидел новичка, но потом, узнав, что тот является мужем Алены Дмитриевны, теряет самообладание.

Решающий удар нанес Степан и убил обидчика жены. Когда у него спросили, случайно или специально он это произошло, герой ответил, что тот получил за дело. Царь проникся признанием купца и дал обещание позаботиться о семье Калашникова после его казни и он его выполнил.

1.1.2.В чём вы видите причину царского гнева?

Царь Иван Грозный – очень жестокий и мстительный человек. Он испытывает гнев к Калашникову за то, что тот посмел убить пусть хоть и в честном поединке его любимого опричника Кирибеевича. Такой человек опасен для царя, так как противится царскому произволу, посягательствам на семейные устои, борется с бесчестием и несправедливостью. Хотя Грозный и не знает о подлом поступке своего любимца, но, очевидно, догадывается, что Калашников вышел на кулачный бой с Кирибеевичем неспроста. Ведь опричники не признавали никаких законов и творили свои бесчинства при молчаливом поощрении царя. Иван Грозный чувствует, что Калашников бросает вызов безграничному деспотизму и беззаконию.

1.1.3.Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова с приведённым ниже фрагментом поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». В чём разность двух сцен боя?

Образ героев

Положительным персонажем в рассказе Лермонтова выступает Калашников. Главный герой изображен в виде образа русского человека тех времен, который отличался своей простотой, сердечностью, честностью и благородством. Автор представляет его как человека, который очень трогательно относится к своим близким, заботиться. Нельзя сказать, что Родину он любил меньше, ведь готов был сражаться за нее до последнего. Образный портрет его таков:

  • сильный;
  • мужественный;
  • статный.

Калашников любил всем сердцем свою жену и был успешным во многом. Он человек чести, поэтому важным решением для него было пойти на дуэль, ведь Калашников был намного слабее физически своего оппонента, и бой мог закончиться совсем печально, но героя это не испугало. Если говорить кратко, именно на том месте битвы решалось, быть семье Калашникова или нет.

В сравнении с ним Кирибеевич являлся полной его противоположностью. Герой имеет буйный нрав. Испытывав чувства к замужней женщине Алене Дмитриевне, он, даже, не смотря на то что она уже находилась в законном браке с купцом Калашниковым, докучает ей, чем посрамляет ее перед соседями. Описание такого поступка говорит о том, что совестливым и благородным человеком его назвать нельзя, ведь он опозорил честь венчанной женщины, а также соврал царю, одобрившему его сватовство к Алене Дмитриевне, что у девушки уже есть супруг.

Автор очень негативно относился к данному герою, и, наверное, из-за этого не называл его по имени. Лермонтов только дал ему кличку — «басурманский сын».

Почему возник конфликт

У всякого события есть предпосылки. И у каждого противостояния есть своя хронология.

Купец и добрый семьянин

Если кратко, описание его жизни можно свести к фразе: всё было по совести. Степан Калашников, человек православный, вёл себя, как и подобает истинно верующему человеку:

  • берёг честь семьи;
  • с уважением и доверием относился к своей половинке;
  • любил жену и ребёнка.

Заботился Калашников и о материальном достатке. У главы семейства была лавка, которая располагалась на рынке.

Приветливый купец привлекал покупателей хорошими товарами, говорил с покупателями вежливо.

А голос у Степана был мягкий и приятный, что ещё более располагало к нему людей.

Во внешности и характере удалого купца были характе́рные черты, которые придавали ему сходство с былинными богатырями и выигрышно дополняли литературный портрет героя.

Истинное лицо опричника

Молодость в сочетании с напором, азартом и энергичностью — разве это плохо? Когда такие качества служат благородным целям, конечно же, это лишь укрепляет жизненную позицию и помогает достигать новых нравственных высот и реализации планов.

Царь благоволил к молодому опричнику Кирибиеевичу, который числился в любимчиках государевых. И самодовольный молодец, решив, что ему теперь всё дозволено, брал от жизни всё, до чего только мог дотянуться:

  • деньги;
  • внимание женского пола;
  • прекрасных коней, оружие.

К сожалению, у Кирибеевича не было и намёка на порядочность. Об этом красноречиво свидетельствует история с Алёной Дмитриевной Калашниковой, купеческой женой.

Анализ эпизода отражает типичные проблемы общественной жизни того времени.

Сравнение Калашникова и Кирибеевича

Таблица как нельзя лучше поможет сопоставить положительные и отрицательные стороны одного и другого персонажа. В ней можно увидеть их различия и сходства, если таковы, конечно, имеются.

Калашников Кирибеевич
Место героя в поэме Самый положительный персонаж, с трагической судьбой. Представлен в негативном свете. Нет имени, только кличка.
Социальное положение Был купцом и имел личную лавку. Воин Ивана Грозного.
Семейные отношения Был в браке, безумно любил свою жену и детей, также заботился о братьях. Считал семью главным в жизни. Защитник не имел ни семьи, ни девушки. В поэме ни слова не сказано о его родственниках.
Отношение к жизни Был вольный в своих действиях, но строго следовал законам царя и церкви. Всю жизни был рабом Ивана Грозного. Не знал понятия «воля», но всегда мечтал о ней.
Физическая характеристика Статный мужчина, высокий, с широкими плечами. Достаточно сильный и имеет телосложение богатыря.
Понятие чести и достоинства Человек чести. Свою семью и Родину он готов был защищать даже ценой собственной жизни. Несмотря на весь негатив, который шел от него понятия честь и достоинство ему тоже знакомы, так как он вступил в дуэль.
Отношение к Ивану Грозному Уважал и готов был держать перед ним ответ. Почтительно и с любовью относился к царю, однако ради своих целей обманул его.
Как Царь относился к героям Грозному понравилась речь купца после боя, и он пообещал заботиться о семье Калашникова и также позволил попрощаться перед казнью. Царь любил и называл его своим лучшим воином, и хотел отомстить за его убийство.
Проявление человеческих чувств Довольно спокойный и уравновешенный человек. Одинок по жизни, но посмертно любил жену Калашникова – Анну Дмитриевну. И чувства к ней были самыми светлыми в его жизни.
Негативная черта Нет такой. Хвастовство. Дружинник кичился перед женой купца, о том, что сделает для нее все, что она пожелает. И идя на бой, что убьет любого на своем пути.
Вера в судьбу Держался мысли, что все, что происходит в жизни задумано Богом, и человек не в силах чего-то исправить. Считал себя хозяином своей жизни, несмотря на то что был рабом, и так не смог избежать смерти.
Завершение жизненного цикла Был убит руками царского палача, но погиб он героем, который боролся за честь и достоинство семьи. Похоронили, почитая все христианские традиции, в могиле с крестом из клена. Погиб в дуэли с Калашниковым. О том, как его хоронили Лермонтов не пишет.
Читайте также:
Своеобразие и уникальность Песня про царя Ивана Васильевича: сочинение

Как показывает таблица, если сравнить двух героев, то Степан был абсолютно положительным персонажем, а Кирибеевич — отрицательным. Даже сам Лермонтов считал его таковым. Калашников являл собой цельную личность. Он видел свое предназначение в справедливой работе и опеке над близкими. Кирибеевич же был одиночкой, не знал, что делать, не имел смысла жизни.

Примечательная деталь произведения заключается в том, что именно в конце поэмы появляется Иван Грозный. Такой образ выведен Лермонтовым не просто так, этим способом он хотел показать, что купец сражается не только со своим врагом и обидчиком семьи, а и протестует против общей бесчестности.

Окончание поэмы — гибель Калашникова. Но даже несмотря на то, что до сих пор неизвестно местоположение его могилы, история этого персонажа навечно осталась в сердцах людей.

Предоставленный материал позволит ученикам 8 классов написать сочинение на тему «Сравнительный анализ двух образов: Калашникова и Кирибеевича ». А также поможет составить краткий письменный план к открытому уроку по литературе.

Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»

М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно, – писал Белинский, – что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звуча в лирике, в поэмах, в бессмертном романе «Герой нашего времени».

Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении «Дума»:

    Печально я гляжу на наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно. Меж тем под бременем познанья иль сомненья В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его – Григорий Александрович Печорин – и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом».

Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно…» Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает: «Любить, но кого же. На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно…»Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке(«А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка»). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря («Фаталист», «Тамань»).

Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта – Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус»); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом («Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива»). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григории Печорин мог бы воскликнуть: «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога».

Читайте также:
Мое отношение к образу Печорина: сочинение

При беглом чтении романа кажется, что Лермонтов создал Печорина по своему подобию. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность совпадает со взглядом самого Лермонтова. Но заключение это крайне неверное. Между писателем и его героем общего намного меньше, чем различий.

Да, у них похожи судьбы, мысли и взгляды их во многом совпадают. Оба они, личности одаренные и глубокие, вынуждены жить в мрачные годы николаевской реакции. Но как люди они совершенно разные. Вспомним Печорина. В молодости – погоня за светскими развлечениями, разочарование в них, .попытка заняться наукой и, наконец, скука. Лермонтов начинал так же. Был завсегдатаем балов и маскарадов, много писал, впал в немилость и был выслан. Пребывание Печорина на Кавказе надо рассматривать как ссылку, и Лермонтов попадает туда за вольномыслие.

Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Лермонтов, наоборот, с годами осознает свое значение как писатель. Печоринский пессимизм чужд ему. Печорин чувствует, что существовала цель, для которой он был рожден, назначение ему было высокое, он ощущал в душе своей силы необъятные, но с годами силы эти были растрачены по мелочам, он впал в уныние. От нечего делать начал играть в «кошки-Мышки» с жизнью. А достичь он мог многого. Природный ум, наблюдательность, высокая культура могли сделать его выдающимся человеком своего времени. Он, прекрасно разбиравшийся в душах человеческих, не стал писателем, как Лермонтов, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Печорин убивал в себе благородные стремления боязнью быть осмеянным. По-настоящему занятый только собой, Печорин заявляет, что «к дружбе он не способен». Уходя от людей, он замыкается, только в себе ищет разрешения всех противоречий, которые поставила перед ним жизнь.

Лермонтов не такой. Он все время тянулся к людям, ища и обретая среди них душевное равновесие. Он писал о людях и для людей. Если кого-то задевал желчный взгляд или колкая эпиграмма, то это потому, что ему горько и обидно было встретить в^ людях равнодушие и жестокость. Под маской отчужденности и иронии в поэте скрывалась отзывчивая и добрая душа.

Печорин больше всего ценил свою свободу, желание ни от кого и ни от чего не зависеть, делать все, что хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только потом, оставив за плечами тридцать лет жизни, он понял, каким нелепым фарсом обернулась его свобода. Один, без родины, без друзей, без любимой.

Печорин – скептик, который живет из «любопытства». В нем борется рассудочность с чувствами, ум с сердцем. Сколько циничности в его суждениях о Вере, хотя он и заявляет, что она «единственный человек. которого он не может обмануть и которого, может быть, любил по-настоящему». Сколько расчета и логики в его ухаживаниях за Мери! Когда-то ок был способен на глубокое чувство. Но противоречия его характера погубили эту, может быть, единственную для его спасения способность. Иногда сердце побеждает, и тогда он, «как безумный», скачет вслед за Верой «пожать хоть раз ее руку». Но, не догнав ее, падает на землю и рыдает. И тут же приводит в отчаяние княжну Мери своей грубой откровенностью. Чувства его какие-то рассудочные, вызванные честолюбием или любопытством. На первый взгляд может показаться, что в этом писатель и его герой схожи: быстрая смена увлечений, недолговечность чувства.

Лермонтов любил искренно и глубоко. Он искал в женщине духовные богатства, искал подругу, которая поняла бы и ценила его мысли. Не его вина, что такую он не встретил («не ты, но судьба виновата…»). Казалось бы, безнадежная любовь к Ивановой, вынужденная разлука с Лопухиной, неудавшаяся любовь к Щербатовой должны были ожесточить, озлобить Лермонтова. Этого не случилось. Он ждал серьезную любовь, основанную на родстве душ, до последних дней своей жизни ждал…

Но несмотря на то, что различия Печорина и Лермонтова были очевидны, современники писателя находили в них много общего.

У Лермонтова и Печорина схожи многие жизненные ассоциации. Величие вселенной вызывает у них размышления о человеческих судьбах. Печорин «в первой своей молодости был мечтателем». Романтические настроения чувствуются в ранних стихах и поэмах Лермонтова. Вспомним две дуэли: Печорина и Грушницкого, Лермонтова и Мартынова. И те и другие дрались на смерть. Условия дуэли были тяжелые, счастливого исхода быть не могло. Лермонтов не был заядлым дуэлянтом, но вопрос чести – главная жизненная позиция писателя и его героя.

Лермонтов критически относился к Печорину. Многие современники писателя увидели в герое «карикатуру на свое поколение». Гончаров и Белинский отнесли Печорина к разряду «лишних людей».

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Герой нашего времени
  • Это сочинение списано 30 168 раз

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Читайте также:
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,

В бездействии состарится оно.

М. Ю. Лермонтов

В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях.

Роман «Герой нашего времени», несомненно, связан с образами лирических произведений Лермонтова. Это первый философский роман в истории русской литературы, который по праву может быть назван родоначальником той великой традиции напреженнейшего внимания к коренным вопросам человеческого существования, которой может гордиться русская художественная проза. Взяв типичный характер индивидуалиста 1830‑х гг., Лермонтов поставил его перед собой не просто как социально характерное явление. Он попытался вглядеться в его индивидуализм, рассмотреть, насколько состоятелен он как способ разрешения важнейшей проблемы человеческого бытия – проблемы смысла жизни. Эта тема также отражена в стихотворении «Дума». Главный герой романа – Григорий Александрович Печорин – представитель целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Каждый шаг его с неумолимой последовательностью доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувств, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим миром идет лишь в одном направлении.

Печорин утвердил себя в глазах поколения 1830‑х гг. как типичный характер последекабристской эпохи. Своей судьбой, страданиями, сомнениями и складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. На протяжении всего романа Печорин неустанно демонстрирует верность своему принципу – смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе», как на «пищу», поддерживающую его душевные силы. Любовь его трагична. Он причиняет боль тем, кто его любит, и своими поступками напоминает лирического героя стихотворения «И скучно и грустно…».

И, несомненно, тема одиночества присутствует в романе. Несмотря на то что вокруг Печорина много людей, которые его любят, в душе он остается одиноким человеком. Он призирает и винит общество: «душа моя испорчена светом». Это схоже со стихотворением Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен».

Только величественная природа успокаивает героя романа, примиряя его с окружающей действительностью. Он вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом. Эти темы созвучны со стихотворениями Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и «Когда волнуется желтеющая нива».

Печорин олицетворяет все то, что было в те годы, когда писался роман. Кто‑то назовет его эгоистом, кто‑то бесчувственным, а для меня это человек с очень сильным, жестким характером, который не привык выставлять свои чувства напоказ. Он страдает, когда причиняет боль другим. Возможно, только единственный человек во всем романе понял и принял Печорина таким, какой он есть. И мне кажется, что и у Михаила Юрьевича Лермонтова был этот человек. И именно его он отразил в образе Веры.

Когда читаешь роман «Герой нашего времени», то переживаешь очень много разных чувств: от любви до ненависти, от радости до горя, слез и жалости. И в конце романа я задалась вопросами: а как бы я поступила в данных ситуациях и смогла бы я их выдержать?

Свое сочинение я хотела бы закончить строками В. Г. Белинского, которые, несомненно, относятся к М. Ю. Лермонтову: «всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания… глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть… представитель общества, времени, человечества».

«Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»»

М.Ю.Лермонтов поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, писал Белинский, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М.Ю.Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества . И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе “Герой нашего времени”. Связь “Героя нашего времени” с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении “Дума”:

* Печально я гляжу на наше поколенье,
* Его грядущее иль пусто, иль темно,
* Меж тем под бременем познанья иль сомненья
* В бездействии состарится оно…

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его Григорий Александрович Печорин и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, “жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом”. Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения “И скучно, и грустно…”. Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает:

Читайте также:
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

* Любить, но кого же?
* На время не стоит труда,
* А вечно любить невозможно…

Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке(”А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка”). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря(”Фаталист”, “Тамань”). Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в “Тамани” видит вдалеке белеющий парус (”Парус”); вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с богом (”Выхожу один я на дорогу”, “Когда волнуется желтеющая нива”). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:

* И счастье я могу постигнуть на земле
* И в небесах я вижу бога.

Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (”Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”) Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример.

Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек , страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки.

Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…”. Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” признается Печорин. Он научился быть скрытным , злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.

Печорин эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви. Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследует скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы, именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

И все же Печорин натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Белы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию.

Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И, правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: