Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 93.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 93.

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Стихотворение относится к философской и гражданской лирике, а главный мотив — разочарование в жизни, скептический взгляд на окружение. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.

История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подаёт лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёх- четырёх- и пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся поэт не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил тёплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются всё чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стихотворения воображение рисует человека, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать» . Особенно тяготит оно человека в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьёз не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Написано стихотворение разностопными строками: трёх-, четырёх- и пятистопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Читайте также:
Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

Произведение можно определить как элегию: это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихотворении ярко выражен мотив разочарования.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», эпитеты – «холодное вниманье», «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «пустая и глупая шутка»; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

И скучно и грустно (Лермонтов) — анализ

Стихотворение «И скучно, и грустно» — одно из самых зрелых произведений поэта, передающих его мироощущение и настроение. Возможно, такое настроение было сиюминутным, и его можно сравнить с записью в дневнике. Современники, любившие Лермонтова, запомнили его добродушным, общительным, улыбающимся, иногда искрометным, взрывным. Другие, напротив, замкнутым и желчным. Лермонтов, как никто другой чувствовал людей, их отношение к нему. Поэтому рядом с друзьями он был открытым, общительным. Попадая в светское общество, где под маской вежливости, этикета, таились злобные чувства, лицемерие, зависть, он замыкался в себе, становился желчным.

Предпосылки к написанию стихотворения

Стихотворение «И скучно, и грустно» было написано в 1840 году в Санкт-Петербурге. Более точной даты написания этого произведения нет. В сети можно встретить информацию, что это произведение было опубликовано в «Литературной газете», но это дезинформация, хотя бы потому, что «Литературная газета» выпускалась А. Дельвигом всего полтора года – с января 1830 года, по июль 1831 года. Стихотворение было опубликовано в единственном прижизненном издании поэта, выпущенном в 1841 году.

Можно предположить, что на подавленное настроение поэта повлияла дуэль с французом Барантом, последовавшие после дуэли гонения, сложные отношения с кн. Марией Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен.

Белинский охарактеризовал это произведение, как

Тема, идея произведения

Стихотворение относится к жанру элегии, философской лирики. В нем заключены переживания, размышления автора о жизни, о людях. Тема стихотворения — одиночество – просматривается во многих произведениях Лермонтова. В этом стихотворении она выражена наиболее остро, без олицетворений и аллегорий. Идея – заключена в переживании автора в том, что рядом нет человека, которого можно любить беззаветно, вечно, нет друга, которому можно подать руку, зная, что в трудную для автора минуту друг поступит также.

Композиция, построение стиха

Стихотворение состоит из трех четыре строчных строф – катренов, написанных стихотворным размером пятистопный амфибрахий. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских слогов. Композиция стихотворения одночастная. Все произведение подчинено одной главной мысли — бессмысленности бытия. За это критики того времени ополчились на Лермонтова:

  • А. Никитенко в «Сыне Отечества» – за «траурные узоры.
  • С. Бурачок, выступивший в «Маяке» — за безверие;
  • Критик из «Москвитянина» С. Шевырев за то, что оно являет собой случайный, «мгновенный плод… мрачной хандры»;

По этому поводу В. Г. Белинский писал:

Средства художественной выразительности

В этом стихотворении Лермонтов применил многосоюзие в начале стихотворения, тем самым как бы подчеркивая каждое слово

И скучно, и грустно, И некому руку подать…

Читайте также:
О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

В другой строфе:

И радость, и мука, и все там ничтожно.

В стихотворении использованы:

  • эпитеты, подчеркивающие настрой произведения: душевной, лучшие, пустая и глупая (шутка);
  • метафоры : сладкий (недуг), холодным (вниманьем).

Завершая анализ стихотворения «И скучно и грустно», следует вспомнить о том, что это произведение Лермонтова привлекло внимание композиторов, потому что, говоря словами Белинского:

Это произведение положили на музыку А. С. Даргомыжский, А. Л. Гурилев, И. И. Билибин, В. Г. Кастриото-Скандербек и другие.

«Стихотворение «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка)»

Стихотворение «И скучно, и грустно» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества поэта. Известно, что в зрелой лирике Лермонтова отвлеченная проблематика часто соприкасается с социальной. Романтический максимализм облекается здесь в простые, естественные человеческие чувства. От отвлечённых романтических форм выражения своих духовных исканий Лермонтов переходит к более конкретным изображениям.

«И скучно и грустно» — одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворений. По жанру оно близко к элегии: представляет собой лирическую думу от первого лица, композиция свободна. Также оно похоже на дневниковую запись сиюминутного душевного состояния. Ведущими чувствами в стихотворении являются грусть и скука. Дружба, любовь, страсти подвергаются сомнению и даже отвергаются рассудочным анализом. Понятия «желанье», «любовь», «страсть», «прошлое» глубоко значимы для Лермонтова. Но попытки найти опору в этих обольщениях жизни, которые были столь ценны для него прежде, безуспешны. И поэт, вопреки своим словам о «жажде бытия», которые он повторял не раз, отвергает саму жизнь: «А жизнь… такая пустая и глупая шутка…”

Стихотворение представляет как бы диалог Лермонтова с самим собой. Он спрашивает себя и сам же отвечает. Эти два полюса — утверждающего и отрицающего — не могут объединиться. Утверждение связано со стремлением личности, которая уже истерзана «битвой» мыслей и чувств, прикоснуться к чему-то позитивному. А отрицание указывает на невозможность этого.

«И скучно и грустно» — одновременно и «документ» мироощущения русского человека в 30-е годы, и образец, как бы «памятник» романтического мышления. Элегическая форма стиха здесь своеобразна: она объединяет черты и политической, и философской, и любовной элегии одновременно, что идет вразрез с поэтической традицией. Это дает возможность наглядно увидеть сочетание «документа» и «памятника», которое подчас переходит в полемику.

Итак, Лермонтов поет «похоронную песню всей жизни», как говорил . «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека. «Любить на время» — «не стоит труда, А вечно любить невозможно». Вывод недвусмыслен: любовь — пустое дело, не стоит на нее тратить силы и время.

«Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка…», — размышляет лирический герой. Зачем что-то делать, если это что-то когда-нибудь или скоро бесследно исчезнет? Кажется, что и о жизни лирический герой думает так: зачем жить, если все равно умрешь? Если Лермонтов думает так, то я с ним не согласен. В этом я не разделяю его пессимизма. Но все же Лермонтов переживает за уходящее время: «А годы проходят — все лучшие годы».

Но, переживая, уже не хочет чего-то успеть. Время молодости, цветения личности для него уходит. И уходит безвозвратно — возможность перемен исчезает. Иллюзии, наполнявшие его душу в прошлом, тоже ушли.

Известно, что частая встреча звуков «у» в стихотворениях может усиливать их мрачные настроения. Так, в первой строфе стихотворения «И скучно и грустно» ассонансный звук «у» встречается восемь раз:

И скУчно и грУстно, и некомУ рУкУ подать

Читайте также:
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский): сочинение

В минУтУ душевной невзгоды…

А годы проходят — все лУчшие годы.

А в последней строке пессимистическая окраска финала усиливается повторением звуков «у»: «пУстая и глУпая шУтка».

Интересен ритмический рисунок стихотворения. Размер стиха — разностопный амфибрахий. В первом и последнем двустишиях присутствует элегическо-напевное начало. С третьей строки на стих накладываются паузы. Эти паузы продиктованы смыслом, и здесь уже нет мелодичности — она исчезает из-за превосходства логического принципа: «Любить… но кого же? на время — не стоит труда».

Читая стихотворение можно задаться вопросом: «Почему же Лермонтов так пессимистичен?» Ответ кроется в первых строчках: «…и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.»

Мы видим, что начальные строчки обусловливают конечные («жизнь… — такая пустая и глупая шутка»), чувство одиночества, осознание этого одиночества приводит к осознанию бренности всей жизни. Но надо помнить, что те переживания, в которых лирический герой хотел бы найти себя: желание, любовь, страсти, — отвергаются не потому, что он не понимает и не признает их ценности. Они сами по себе ценны, но они временны — и герой их отвергает.

«Отрицательный смысл» стихотворения стал причиной спора об отношении Лермонтова к действительности. А. Никитенко порицал элегию за «траурные узоры», С. Бурачок — за безверие, С. Шевырев — за то, что оно являет собой случайный, «мгновенный плод… мрачной хандры». отнесся к этому всеотрицающему пафосу элегии с глубоким сочувствием. Он причислил стихотворение «И скучно и грустно» к «величайшим созданиям поэзии», а в противовес Шевыреву утверждал: «это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни”(как было упомянуто выше). И песня эта оправдана самой реальностью.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова “И скучно и грустно. ” (восприятие, истолкование, оценка)

Если кто-то произносит имя Лермонтова, в голове сразу мелькают ассоциации: одиночество, тоска, обреченность. Стихотворение «И скучно и грустно. » только подтверждает устоявшееся представление поэта. Оно заставляет нас задуматься о своей жизни и ощутить уныние. Стихотворение исходит из самых тайных закоулков души, но его нельзя заклеймить таким клише, как «крик души». Лермонтов никогда не кричит; это стон, стенание, плач, судорожный вздох, что угодно – только не крик. Наверное, точнее всех определил это стихотворение Белинский, назвав его «потоком слез, давно уже накипевших, . струей горячей крови из раны. »
Реакция Белинского необычайно точна и как будто выражает твои собственные мысли после того, как прочтешь стихотворение. Следующая мысль, которая приходит в голову: как немного, всего несколько строк, нужно настоящему поэту, чтобы высказать то, что его терзает. Каждый человек переживал минуты ужасающего одиночества, жесточайшего отчаяния, когда некому руку подать. Часто людям просто кажется, что они одиноки, растеряны, что никого нет вокруг. Но Лермонтов никогда не внушал себе подобных мыслей, он был действительно одинок, мы знаем его биографию, читаем его стихи и понимаем, что не можем ощутить и сотой доли тех душевных терзаний, которые выпали на его долю. Трудно даже представить себе, насколько страшно такое абсолютное одиночество.
Каждый русский поэт имеет свою неповторимую стилистику, а кроме того обладает особым восприятием мира, которое свойственно только ему и никому больше, и по которому так легко узнать авторство стихотворения. Так, Пушкин, жизнелюб, воспевал жизнь абсолютно во всех ее проявлениях, Некрасов был «народным заступником», через творчество Тютчева и Фета лейтмотивом проходит любовь к природе, а Лермонтов был певцом одиночества. Нельзя представить себе более отчаянного одиночества, чем-то, которое вдохновило поэта на написание стихотворения «И скучно и грустно. »
Герой стихотворения (а в нем, безусловно, угадывается сам автор) находится в постоянном душевном поиске, он пытается ответить на задаваемые самому себе вопросы, но в ответах этих слышится только уныние и безнадежность: «Любить. но кого же. », «В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа, «Что страсти? -. их сладкий недуг исчезнет. » Страшно не то, что в отчаявшейся душе возникают подобные вопросы, а то, что герой с невероятной ясностью и очевидностью видит ответы. Ему не нужны страсти, чувства, любовь, даже собственная душа ему не нужна, неинтересна, скучна. Да, такие мысли были бы вполне понятны, будь они высказаны древним старцем. Но молодой человек, талантливый поэт? Ведь Лермонтов был совсем молод, когда писал это стихотворение, старого Лермонтова вообще никогда не существовало на свете, но душа его успела пройти через такие испытания и разочарования, что он уже ощущал свой юный возраст тяжким грузом на плечах.
Душа поэта заледенела, для нее ничтожны «и радость, и муки», а жизнь кажется «пустой и глупой шуткой». И все. Просто шутка. Существование человека никому не нужно, даже ему самому. Такие мысли иногда встречались и у Пушкина, и у Некрасова, и у Тютчева, и у Фета, но это единичные стихотворения, у Лермонтова же подобное настроение доминирует в лирике. Неизвестно, было ли то влияние времени или же особого душевного устройства поэта. Многие критики склонны обвинять именно эпоху в подобной подавленности, но почему тогда у тех же Пушкина и Тютчева нет подобных горьких откровений? Видимо, немалую роль все же играет характер человека, а Лермонтов от природы был склонен к мрачности и пессимизму.
Поэт раздираем страшными противоречиями. С одной стороны, он стремится найти в жизни смысл, руководствуясь здравым рассудком. С другой стороны, именно рассудок не позволяет ему увлечься ложными, надеждами и упованиями. Такие нравственные испытания совершенно бессмысленны, поэт чувствует это, но не может их избежать.
Читателю, даже самому чувствительному, трудно осознать всю глубину отчаяния, выраженного в стихотворении. Вернее, он может осознать его рассудком, но не сердцем, потому что никогда мы не сумеем до конца постигнуть ни счастье, ни горе своего ближнего.
Бывают люди, переживающие (и не единожды за свою жизнь) приступы тоски и отчаяния, но это не более чем эпизоды. Некоторым жизнь не дает счастья, а посылает одно за другим испытания. Чаще всего такие люди приходят к тупому равнодушию в отношении своей судьбы. И только такие нервные, художественные натуры, как Лермонтов, умеют испить чашу страданий до конца. Ужас их положения в том, что они не умеют быть равнодушными.
Лермонтов как всегда просто и естественно передал то, что чувствовал. Нет в стихотворении натянутости, нет и излишней размытости. Поражает лаконизм – лишь только передача чувств и ничего более. Такие сжатые фразы, но, сколько в них вложено! Никаких новых форм, броских слов, витиеватых выражений. Так позднее писал Чехов свою прозу.
Если попытаться охарактеризовать стихотворение в нескольких словах, то нет ничего лучше, чем обратиться к Белинскому (кто лучше него чувствовал русскую литературу?) Критик назвал «И скучно и грустно. » «похоронной песней всей жизни». Лучше не скажет никто.

Читайте также:
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Художественный мир лирики Ю.М.Лермонтова» (для студентов 1 курса)

Сочинения

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение
Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Читайте также:
Стихотворение Дума: сочинение

Сочинение по литературе на тему «Лермонтов»

Вариант 1

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.

Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

«А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…»

В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

«Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!»

Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

Читайте также:
Музыка сердца в произведениях М. Ю. Лермонтова: сочинение

В августе 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет, где проучился до 1832 г. В пансионе и университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Среди них немало подлинно художественных созданий (“Нет, я не Байрон, я другой…”, “Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной…” и др.). Раннее творчество исполнено протеста поэта против реакции, воцарившейся в стране. В нем звучит призыв в борьбе, к действию: “Так жизнь скучна, когда боренья нет”; “Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой”. В 1831 г. умер отец Лермонтова. На эту смерть поэт откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына…»

В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.

В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.

В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий.

Читайте также:
Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сочинение

Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли. Гибель поэта В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года. Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе.

Такие произведения, как «Мцыри», «Бородино», «Демон», «Узник», «Герой нашего времени» навсегда останутся в истории отечественной литературы!

Лирика Лермонтова (9, 10 класс) сорчинение

Ни для кого не секрет, что Михаил Юрьевич Лермонтов является приемником Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, стихи, произведения этого человека не могут оставлять равнодушным. Лермонтов является любимым поэтом у многих людей самых различных поколений, потому что каждое слово, написанное талантливым поэтом пропитано особым чувством, энергетикой, которая заряжает человека и даёт новые мысли в голове. Эта пища для размышлений, а так же эмоции, которые автор старался передать через свои рукописи эхом отзываются в наших сердцах, заставляя прочувствовать все до единой капли. И это непередаваемое чувство. Чувство, которое хочется повторить ещё раз и восхищаться им до бесконечности.

Лирика Михаила Лермонтова весьма разнообразна, хотя и автор творил в большей степени в направлении романтизма. Автор посвящал стихи многим тематикам, в особенности тема одиночества. Знаменитое стихотворение «Смерть поэта» посвящённое кумиру Лермонтова, Пушкину повествует о жестокости общества, в котором он живёт. Михаил Юрьевич обвинил общество в смерти Александра Сергеевича. Неофициальные порядки общества того времени, слухи, слова всё это довело талантливого поэта до смерти.

Стихотворение «И скучно, и грустно. » автор поднимает вечные темы и постепенно философствует на каждую из них, тем самым обогащая и давая пищу для размышления своим верным читателям. А скучно и грустно бывает абсолютно всем и различные философские темы, думаю настигали каждого здравомыслящего человека.

И, конечно же, не обойтись без стихотворений о любви. Ведь именно из-за любви, в большей степени, и происходят лирические события. Любовь это самое важное в жизни человека. Любовь заставляет летать человека высоко — высоко. Например, стихотворение «Нищий» в котором поэт освещает страданий из-за любви. Он сравнивает себя с бедняком, который ничего не имеет. Он просит этой любви, но не получает толком ничего.

Таким образом, лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна. Она затрагивает различные тематики общественной жизни. Это очень важно, когда людям открываются реальные вещи на проблемы или события. Многие живут в тени того, что ничего не происходит, что нет одиночества, тоски, боли, страданий, а Лермонтов через свои стихи показывает, что оно есть. И эти чувства, эмоции, которые побуждает в нас автор навсегда отпечатываются не только в памяти, но и в сердце.

2 вариант

Лермонтов выделяется среди прочих писателей тем, что он написал множество весьма замечательных и неповторимых стихотворений, которые запомнились читателям как довольно глубокие и продуманные работы. В его лирике можно найти и отметить множество разнообразных приемов и образов, с помощью которых автор высказывался о своих переживаниях и думах. Также, стоит сказать, что он старался передавать свои мысли весьма понятным и простым образом. Именно поэтому, стоит сказать, что читателю дается данный материал очень хорошо. Благодаря этому достигается такой эффект, что оно становится популярным среди большинства людей. Также, стоит добавить, что в своих работах, написанных в жанре романтизма, ярко прослеживается такой прием, в котором автор повествует о довольно одиноких, и зачастую непонятых персонажей, которые страдают от своего положения.

Читайте также:
Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча: сочинение

Благодаря «Парусу», написанному в тысяча восемьсот тридцать втором году, можно говорить о том, что всем людям, которые разбираются в творчестве, станет ясным тот момент, что произведение содержит в себе большой философский смысл, который несет довольно яркий эмоциональный и смысловой посыл. Благодаря пейзажам, изображенным в данной работе, становится понятной атмосфера грусти и печали, которая была заложена в ней. Также, можно отметить и прочие дополнительные элементы, которые затронул автор в произведении. Благодаря лирической направленности, и нестандартным рамкам, в которые завернул свою историю Лермонтов, откровенным становится тот момент, который говорит о весьма сложном существовании человека, которого большинство не может понять и принять.

Изображенные в нем элементы морей, волн, неба, и прочего, сигнализируют читателю о том, что атмосфера в данной истории полна того, что мысли героев погружены в печаль и уныние. Также, в некоторых произведениях, Лермонтов рассказывает о том, что часто гениальных писателей и авторов не понимали, и не могли оценить по достоинству. Из-за этого, происходили неравнозначные отношения, которые могли сигнализировать о весьма несправедливой обстановке, которая складывалась из-за этого. Например, в произведении «Смерть поэта», автор указывал на то, что общественное мнение сгубило Пушкина. Тем самым, он хотел людей призвать к ответственности за совершение поступков и изречение фраз, которые могут быть губительными в ряде ситуаций. Лермонтов подарил миру массу замечательных стихотворений. В своей философии автор указывает на то, что порой жить становится крайне невыносимо и тоскливо.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

Произведение Грибоедова «Горе от ума» произвело большой фурор на читателей. Комедия стала полноценной пьесой, которая включает в себя классицизм и новое искусство. Кроме того, там есть реализм

Безусловно, поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты. Она очень добра и отзывчива по отношению к мальчику, понимает, насколько тяжело ему приходится. Неоднократно учительница предлагает ему продукты и финансовую помощь

Какие качества нужны человеку, который в будущем достигнет многого? Запомнят ли его за его внешность или за его ум? Я считаю, невозможно достигнуть чего-то, не имея силы воли. Великие ученые, лидеры и авторы – все они пример этому.

Римма Лебедева вместе с мамой приехали в город Свердловск из села, в котором проходили бои. Остановились они в квартире у тетки. Римма должна была пойти учиться в третий класс, и тетка решила поговорить прежде с учительницей

Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

Читайте также:
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: