Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка)

Тема оторванного листка, символизирующего изгнанника была широко распространена не только в русской, но и в зарубежной литературе начала XIX века. Лермонтов не был первым поэтом, посвятившим целое стихотворение ничем не примечательному листку, ожившему благодаря вложенной в него идее. Но если этот образ не является оригинальным, то необычно само построение сюжета, описание судьбы листка. Для Лермонтова характерен такой художественный прием, как противопоставление двух образов с целью подчеркнуть одиночество главного персонажа стихотворения. Достаточно вспомнить такие известные стихотворения, как «Парус», «Утес», «На севере диком». Точно так же и в стихотворении «Листок» судьба одинокого бесприютного странника кажется еще печальней при сравнении с благополучным существованием чинары, обласканной солнцем и воздухом. Вполне вероятным кажется предположение, что листок символизирует собой ничто иное, как личность самого автора, а судьба листка, гонимого ветром в неизвестном направлении, до некоторой степени сравнима с судьбой Лермонтова, который, как известно, подвергался сильнейшим гонениям со стороны царского правительства. Поэт действительно был подобен листку, который летит независимо от своей воли туда, куда его гонит ветер. Первая строфа – воспоминание о том, как все начиналось:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокого бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

Это лишь завязка. С того момента, как листок оказался у Черного моря начинается то самое лермонтовское противопоставление двух судеб. Стихотворение, если можно так выразиться, вливается в более широкое русло. Вторая строфа показывает нам чинару, жизнь которой так разительно отличается от жизни почерневшего, увядшего дубового листка. Чинара напоминает человека, который не видел в жизни горя, не знал страданий, не впадал в отчаяние. Как известно, подобные люди наиболее жестоки, поскольку не осознают той боли, которую могут причинить окружающим. Это не их вина, просто жизнь никогда не поворачивалась к ним спиной. Что же удивительного в ответе чинары на просьбу листка приютить его: «На что мне тебя? – отвечает младая чинара,- // Ты пылен и желт,- и сынам моим свежим не пара»? Здесь нет ни злобы, ни сочувствия, всего лишь равнодушие благополучия к страданиям. Так многие люди не подают нищим просто потому, что не замечают их или не могут понять, что такое жестокая нужда.
Листок не может принести видимой пользы чинаре, а значит, он бесполезен. Единственная выгода (а чинара везде ищет выгоды), которую от него можно ожидать, это рассказы о том, что он повидал. Но столь самодостаточное, самодовольное существо, как чинара, не считает это преимуществом, она лишена здорового любопытства, озабоченная только собой. Её слух «утомили давно уж и райские птицы ». Как это напоминает некоторых эгоистичных людей, которые настолько сосредоточены на себе и своих заботах, что нимало не интересуются происходящим за пределами их тесного мирка и, следовательно, прямо их не касающегося. Говорят, что, чем обширнее твои знания, тем больше ты не знаешь. Выходит, что, если кругозор твой узок, то тебе и не нужно больше ничего знать, поскольку ты не подозреваешь, что мир огромен и разнообразен. В жизни мы видим на каждом шагу, как образованные люди желают узнавать все новое и новое, никогда не останавливаясь, а люди ограниченные довольствуются тем немногим и скудным запасом знаний, который у них есть, и не стремятся к большему. Такова чинара: у нее своя, весьма ограниченная, система ценностей:

«. Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветки раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Вот и все. Зачем усложнять свое благополучное сытое существование «рассказами мудреными и чудными»?
Нетрудно предположить, что за образом чинары скрывается косное, самодовольное общество, для которого нет лучше мира, чем его тесный мирок, а «простор» и «свобода» – пустые слава. Лермонтов жил среди таких людей, подобный пожухшему листку. Ведь сколько он знал, сколько хотел поведать своими стихами, сколько мог рассказать! Но в то время он подвергался постоянным гонениям и был словно листок, который по прихоти ветра кидает туда и сюда. Подобно листку Лермонтов был одинок и искал приюта, но ему было отказано в этой радости, никто не хотел слушать поэта, никто не хотел отогреть его душу. Так появлялись полные скорби стихи. Не будь Лермонтов столь одинок, он не написал 6ы лучших своих произведений. Многие поэты были несчастны, и это пробуждало в них жажду творчества. Их горе и страдания, как ни парадоксально, обернулись благом для потомков, то есть для нас. Можно сочувствовать Лермонтову как человеку, но завидовать как поэту. Его вдохновение было неразделимо с тоской и одиночеством, чему неоспоримое доказательство – «Листок». Это стихотворение – порождение тоски и боли, но оно гениально. Может быть, как ни кощунственно звучит, мы должны благодарить судьбу за то, что Лермонтов был настолько одинок?

Читайте также:
Природа в лирике М.Ю. Лермонтова: сочинение

Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Центральным образом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», написанного в 1841 году, стал оторвавшийся от «ветки родимой», «жестокою бурей гонимый» «дубовый листок». Надо сказать, что листок как символ бесприютного, скитальческого существования проявлялся еще в ранней лирике поэта («Портреты», «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).

Лермонтоведы указывают на связь стихотворения «Листок» с элегией французского поэта Антуана Арно, переводившейся на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.

Образ листка-странника продолжит свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna») и многих других.

Главная тема стихотворения «Листок» – поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка спастись от одиночества.

Листок в стихотворении созрел до срока. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образов: листка и чинары. Листок-странник переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии:

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя». Но мир чинары тоже не идеален: это мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?». Чинара живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества:

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

Но почему чинара не приютила листок? Потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, где царят эгоизм и пресыщение, нет места состраданию и пониманию.

Финальные слова чинары: «На что мне тебя. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю. » оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

И здесь опять прослеживается тема несовместимости двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова “черный” – “чинара”:

У Чёрного моря чинара стоит молодая.

Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит». В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно. Так и не найдет, не обретет листок желанного покоя. Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? «Отчизна сурова», но не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю Лермонтова “Листок” (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка)

История создания

Стихотворение «Листок» — одно из лучших произведений позднего периода творчества поэта.

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

Вариант №2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.

Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

В последние годы своей жизни, Лермонтов написал стихотворение «Листок». Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом. Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства. И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.

Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни. Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет чтобы он надолго оставался рядом с ней. Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни. И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.

Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг. Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде. А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.

Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Туча (Пушкин) – анализ стихотворения кратко

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам».

Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Необычные эпитеты позволяют разобраться в характерах персонажей. «Бедный листочек дубовый» «с тоскою глубокой» просит чинару о помощи. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «суровой отчизне», «жестокой буре».

Читайте также:
Печорин и Максим Максимыч в романе «Герой нашего времени»: сочинение

В описании мира чинары эпитеты меняют окраску и настроение. Ее ветки покрыты «изумрудными» листьями, переливающимися в лучах яркого солнца.

Такую же роль играют метафоры. Дубовый листок вянет «без сна и покоя», а корни чинары «умывает холодное море».

Текст стихотворения насыщен олицетворениями. Персонажи становятся живыми одухотворенными существами. Ветер «шепчется» с чинарой «зеленые ветви лаская». Она, любимая солнцем, наслаждается пением райских птиц. Дубовый листок прижимается у корня чинары, молит о приюте, мучается от холода и зноя.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

«Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
Читайте также:
Своеобразие и уникальность Песня про царя Ивана Васильевича: сочинение

По произведению: «Листок»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Сочинение по стихотворению Лермонтова Листок 6 класс

Произведение М. Ю. Лермонтова «Листок» рассказывает нам о дубовом листке, который оторвался от родного дерева и улетел к Чёрному морю. Главное в произведении — диалог листка и чинары. В этом обычном стихотворении автор касается главных вопросов жизни. Поэт, как мне кажется, смог очень понятно передать драматические волнения одинокого человека.

М. Ю. Лермонтов очень часто затрагивает тему одиночества. В произведении «Листок» образ листка, как мне кажется, символизирует изгнание. Драматическая жизнь одинокого человека похожа на листок, оторвавшийся от ветки. Он тоскует, потому что у него нет никого, кто мог бы понять.

Первая строфа стихотворения коротко описывает страдания героя. Но нам неизвестно насколько долгим будет его странствие. Ведь автор пишет и о степи, и о Черном море. Понятно, что листок совершает большое путешествие, прежде чем достигнуть цели. Кажется, что дорога была очень долгой.

Вторая строфа произведения — это красивое описание земли. При чтении этого отрывка чувствуется тепло, которое передается с помощью слов. Этого эффекта автор достигает с помощью образов райских птиц и морской царь-девицы.

В третьей строфе листок просит дерево дать ему приют. Лирический герой кажется совсем несчастным. Следующие строки рассказывают о судьбе листка.

Четвёртая строфа продолжает рассказ. Её строки – главные в произведении. Л исток называет себя пришельцем, он знает много рассказов. Ради покоя он готов на всё.

Действие подходит к кульминации в пятой строфе, где начинает говорить чинара. Она грубо отказывает в приюте. Чинаре не нужен грязный и вялый листок, ей не интересны истории.

Последнюю строфу произведения можно назвать развязкой. Чинара говорит свое решение: она прогоняет листок из райской земли. Надежда листка на успокоение рушится, а жизнь чинары продолжается. В конце произведения мы понимаем величие образа чинары.

Мне кажется, что Лермонтов через образ листка и чинары пытается показать человеческую жизнь. Одиночество одних сопоставляется с эгоизмом других. Автор говорит о том, что представления человека не всегда соответствуют его реальной картине жизни.

Сочинение 2

Лермонтов писал не только произведения, но и прекрасные и очень интересные стихотворения. И одно из них называется «Листок». Это произведение является не только личным для автора, но еще и лиричным. Если его читать, то можно понять, что оно построено на метафоре. Он сравнивает себя с тем самым листочком, который сорвался с дерева и полетел в неизвестном направлении, подвергаясь ветрам с разных сторон. Автор использует для этого специальный эпитет «гонимый», который очень хорошо сюда вписывается.

Лермонтов написал данное стихотворение практически сразу же после того как вернулся из ссылки с Кавказа. И при помощи него он рассказывает про свои чувства и ощущения, которые испытал. За все время он очень давно не видел своих родственников, а также всех друзей.

Листок уже очень давно ищет себе домик, но пока ничего не удается отыскать. Больше всего на свете ему хочется отыскать тот самый спокойный и укромный уголок, где ему будет удобно и комфортно находиться. На мгновение ему кажется, что если даже он не отыщет места здесь, то и на чужой стороне он не только найдет себе прибежище, но и отыщет себя или даже откроет для себя что-то новое и интересное. Вот только ничего у него не получается и поэтому и в дальних и чужих странах он остается чужим. И это он показывает в некоторых своих строках из произведения. Листок просил солнце, чтобы оно приютило его, а взамен этому он готов целыми днями рассказывать ей разные сказки. Но солнце не готово к этому повороту.

А ведь солнцу намного проще жить в одиночестве, ему весело и хорошо живется в таких условиях и менять что-то на другое ни за что не согласиться. Оно прекрасно живет не только с морем или ветром, и при этом, не зная ни бед, ни несчастья. А вот листочку в таких условиях будете очень тяжело жить, ведь постоянно палящее солнце, а также и сильный ветер будут постоянно трепать его и сушить. Кроме этого оно не привыкло кого-либо жалеть или помогать и поэтому и сейчас не собирается этого делать, тем более незнакомому листку.

Вот также и Лермонтов пытался жить на Кавказе, но стать своим среди чужих ему не удалось.

Немного дальше солнце старается как можно дальше прогнать листок от себя и чтобы он больше не приставал к нему. Оно пытается уговорить его поискать как можно дальше себе приюта и больше сюда не возвращаться никогда. В конце гонка увеличивается и становится еще более яркой, чем на протяжении всего произведения. И очень сильно переплетается с темой одиночества.

По стихотворению Листок

Популярные сочинения

Одно из лучших произведений Булгакова «Мастер и Маргарита» получило широкую известность и признание среди всех возрастных категорий читателей. Это обусловлено тем

Суть нашего мира в том, что его центральное ядро – это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

У каждого человека есть увлечение, которое служит его отдушиной, позволяет ему расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией. Нередко в будущем это превращается в любимую профессию

Сочинение: Лермонтов м. ю. – песня про царя ивана васильевича и молодого опричника и удалого купца калашникова

Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
“Песня. ” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления – колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
Все герои “Песни. ” – яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Одна из важнейших характеристик героев “Песни. ” – их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он – из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья. Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего – честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего – царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Царь живет по собственным законам: хочу – казню, хочу – милую. Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” – он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы – по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай!
Твои речи – будто острый номе;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости. .
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охулънжам в поругание!
Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
Ты наш старший брат, нам второй отец.
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.
А уж мы тебя родного не выдадим.
В “Песни. ” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

Читайте также:
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям Песня про купца Калашникова и Бородино): сочинение

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА

“Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!” – с такого характерного для народного поэтического творчества зачина начинается эта поэма Лермонтова. Содержание ее простое: молодой купец Степан Парамонович Калашников вступается за честь своей жены Алены Дмитревны, в которую влюбился царский опричник по прозванию Кирибеевич. Опричник подстерег замужнюю красавицу на улице, когда она возвращалась из церкви, стал ее обнимать, целовать, соблазнять

Эту бытовую ситуацию поэт развивает как поэтическую драму любви в лучших традициях этого жанра. Мы видим сначала печального опричника на веселом царском пиру. Царь негодует: “Аль ты думу затаил нечестивую? Али нашей славе завидуешь?” Признался тогда опричник, что полюбил он молодую купчиху-красавицу так сильно, что все ему опостылело, и хочет он сложить свою буйную головушку в бою. Царь не видит в этом беды и советует своему любимому опричнику взять перстенек и ожерелье жемчужное из царской казны

Ждет купец Калашников свою жену. Уже и ночь на дворе, а ее нет. Наконец прибежала она – косы по плечам разметаны, одежда изорвана.

Вырвалась из объятий опричника, оставив в руках его подарки мужа – узорный платок и фату бухарскую. Муж разгневался, стал упрекать жену в том, что опорочила его честное имя. Но она упала ему в ноги и все рассказала.

Горько плача, стала жаловаться на свое сиротство: батюшка и матушка в сырой земле лежат, старший брат в чужой стороне пропал без вести, а младший – еще дитя неразумное. Некому, кроме мужа, защитить честь ее.

Позвал тогда купец братьев своих и сказал, что за честь жены решил биться с опричником в кулачном бою, который на завтра объявлен, и будет на том бою присутствовать сам царь.

Вышел царский опричник на поле, гордо похаживает – никто не решается с ним в бой вступить. И тут раздвинулась толпа, выступил перед ним купец Калашников. Стал опричник спрашивать имя своего противника: “Чтобы знать, по ком панихиду служить”. Назвал себя купец – побледнел опричник, куда только девалась его гордость. Сошлись они в бою.

Первым ударил опричник – полилась кровь из груди купца, на которой крест медный висел со святыми мощами. Пошатнулся он, но собрался с силами и ударил в ответ опричника прямо в висок. Упал тот замертво.

Разгневался царь, видя гибель своего любимого опричника. Стал купца спрашивать, за что убил он его верного слугу, стал казнью грозить. Ничего не сказал купец Калашников царю, лишь попросил позаботиться о детях своих, о молодой вдове – и взошел на плаху. Отрубили молодому купцу голову.

С жизнью расстался удалой купец, но не стал позорить имя своей жены, превыше всего ставя честь свою и достоинство.

Схоронили его за Москвой-рекой, кленовый крест на могиле поставили. “Пройдет старый человек – перекрестится, пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится”, – такими словами выразил поэт отношение к достойному поступку купца Калашникова.

И завершил свою поэму Лермонтов опять же в духе народной поэтической традиции: “Гей вы, ребята удалые, гусляры молодые, голоса заливные! Красно начинали – красно и кончайте, каждому правдою и честью воздавайте”.

Легко, непринужденно, с некоторой долей иронии написана эта поэма. Поэт словно играет с фольклорным жанром. Но песня оставляет очень целостное и яркое впечатление своей поэтичностью, стилизованной под старинную лексикой, напевностью.

Похожие сочинения:

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ “ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” Основная тема поэмы – борьба за восстановление достоинства семьи. Яркие, героические характеры, помещенные в необычную критическую ситуацию – таково содержание поэмы. Для 16 века, века Ивана Грозного, обстановка эта весьма.

“Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес.

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники.

Читайте также:
Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Какой период русской истории отражен в “Песне…”? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что.

Фольклорные традиции в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Михаила Лермонтова Работая над “Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана.

Идейно-художественное своеобразие Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Идейно-художественное своеобразие “Песни…” По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю.

Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и.

Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения – события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация – кулачный.

Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не.

Краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапезой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него – стольники, напротив – бояре да князья, по бокам – опричники. Царь пирует во славу.

АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ В ПОЭМЕ М. ЛЕРМОНТОВА “ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ В ПОЭМЕ М. ЛЕРМОНТОВА “ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” 1 вариант “Песня про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова – результат большой работы автора – тщательного изучения народного.

Сочинение на тему: “Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова “Про царя Ивана Васильевича” Действие поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Михаила Юрьевича Лермонтова разворачивается в эпоху царствования царя Ивана Грозного. Эти смутные и страшные времена остались в.

“Песня про царя Ивана Васильевича…” Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в последствие потомки признали гениальными. Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя.

“Песня про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтов. “Песня про купца Калашникова” Время создания Жанр – поэма. Лермонтов стремился приблизить “Песню…” к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую.

ПОЕДИНОК ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ С ПОЗИЦИИ НАРОДА (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”) ПОЕДИНОК ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ С ПОЗИЦИИ НАРОДА (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”) 1 вариант Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” проникнута духом протеста. Обращение.

Мое отношение к поступку купца Калашникова Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” мы встречаемся с двумя непохожими.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА” 1 вариант В основу сюжета своей поэмы ” Песня про купца Калашникова” Лермонтов положил действительное событие – упоминание о.

Про царя Ивана Васильевича (по произведению М. Ю. Лермонтова Времена царствования Ивана Грозного и сам образ царя запечатлены в произведениях многих писателей. Я читал роман А. К. Толстого “Князь Серебряный” и балладу “Василий Шибанов”. Толстой показывает Грозного, с одной.

Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича…” Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и.

“Песня про купца Калашникова” Лермонтова в кратком содержании Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив – князья да бояре. По бокам – охрана, опричники. Царь Иван Васильевич в.

Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича “Песня про… удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова – это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия. Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников – главные герои поэмы.

Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы “Песня про… купца Калашникова”? Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Имени Алены Дмитриевна нет в заглавии поэмы Лермонтова, хотя именно она стала причиной конфликта между молодым опричником и удалым купцом.

Читайте также:
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

На чьей стороне правда в “Песне про царя…” Михаила Лермонтова Историческая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой… М. Лермонтов “Песня про… купца Калашникова” переносит нас в глубокую старину, в XVI век – эпоху Ивана Грозного. На.

Изображение эпохи Ивана Грозного Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым.

Фольклор и историзм в “Песне про купца Калашникова” Лермонтова На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, коллективность.

Художественные средства создания характеров в “Песне про царя…” Михаила Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи.

Быт и нравы Москвы XV в. в “Песне про царя…” Михаила Лермонтова Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город для Лермонтова наполнен неземной музыкой.

Характеристика Ивана Васильевича из рассказа “После бала” Глубокий смысл маленькой истории Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа “После бала” Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими штрихами нарисовать внутренний мир человека.

Образ Ивана Васильевича (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван.

СОЧИНЕНИЕ КАЛАШНИКОВ ЗАЩИТНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА СЕМЕЙНОЙ ЧЕСТИ ПОМАГИТЕ СРОЧНО

СОЧИНЕНИЕ КАЛАШНИКОВ ЗАЩИТНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА СЕМЕЙНОЙ ЧЕСТИ ПОМАГИТЕ СРОЧНО

В основе сюжета произведения лежит мотив обиды и защиты чести, семейных отношений, ограничения свободы человеческой воли, государственного деспотизма.

Степан Парамонович — простой русский человек, ценящий семейные отношения и домашний уют. Он живет с молодой женой и детьми в высоком доме, где стол «покрыт белой скатертью» , перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна. Это «статный молодец» , с «соколиными очами» , «могутными плечами» , «кудрявой бородой» , напоминающий нам былинного богатыря. Калашников держится уверенно, по-купечески степенно, с достоинством. Он неторопливо хозяйничает в лавке: раскладывает товары, зазывает покупателей, пересчитывает «злато-серебро» . Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают. Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее царский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников решает заступиться за честь своей жены, чтобы восстановить ее доброе имя, свою мужскую честь, репутацию своей семьи. Душа героя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому» . Степан Парамонович решает биться с опричником не на жизнь, а на смерть в кулачном бою на Москве-реке.

Открытое преследование Алены Дмитриевны царским опричником — позор, бесчестье для Калашникова. Кирибеевич в глазах купца — «бусурман» , посягнувший на самое святое, — незыблемость семейных уз. Опричника не останавливает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевенчана.. . По закону нашему христианскому» .

В кулачном бою Калашников убивает Кирибеевича. Судьей в этом бою выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том, «вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание. Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев, но говорит царю правду, скрыв, однако, причину своей битвы с Кирибеевичем: Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе, Скажу только богу единому. «Купец мог бы спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, — для этой благородной души жизнь ужене представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран.. . Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего.. . такова была и душа.. . Степана Парамоновича Калашникова» .

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Парамонович прощается со своими братьями, давая им последние наказы: Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать; Поклонитесь дому родительскому, Поклонитесь всем нашем товарищам, Помолитесь сами в церкви божией Вы за душу мою, душу грешную!

Читайте также:
Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику, чувство собственного достоинства и безграничная вера в право своего государя вершить судьбы людей — вот основные чувства, испытываемые героем. Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Сочинение на тему “Калашников – носитель лучших свойств русского национального характера”

По мнению Лермонтова, тогда еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве. Герои песни четко разделены на 2 противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников. Он – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, влюбился в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:

И ласкал он меня, цаловал меня; На щеках моих и теперь горят, Живым пламенем разливаются Поцалуи его окаянные… А смотрели в калитку соседушки, Смеючись, на нас пальцем показывали…

Калашников не мог потерпеть такого оскорбления своей жены и своего доброго имени. Он прекрасно понимает, что выступает против царя, ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость. Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о жене, о товарищах, о Боге:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать; Поклонитесь дому родительскому, Поклонитесь всем нашим товарищам, Помолитесь сами в церкви божией Вы за душу мою, душу грешную!

Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться до последнего «за правду». Он выходит победителем и вызывает гнев царя.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину он скажет только Богу.

Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить своей милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.

Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».

Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.

referat5vip.ru

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов описал один из самых трагических моментов в истории России – правление Ивана Грозного. Иван Грозный опирался на опричников, которым было все дозволено, и никто не смел им перечить, потому что все знали, что за это грозила смерть. Один из любимых опричников царя, Кирибеевич, полюбил Алену Дмитриевну, жену купца Степана Парамоновича Калашникова. Своими признаниями и поступками он опозорил честь его семьи. Молодой купец не смог безмолвно снести оскорбления, нанесенные ему опричником. Защищая свою честь, он вызвал любимца царя на кулачный бой при всем народе и одолел его. Купец был казнен, но он отстоял достоинство своей семьи. В образе Степана Калашникова поэт отразил лучшие черты русского национального характера. Калашников очень любит свою семью и близко к сердцу воспринимает оскорбления, нанесенные его жене: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Эту обиду он не может подавить в себе и молча выдержать оскорбления. Смелость – еще одна характерная черта Степана Калашникова. Несмотря на то, что опричников боялись все, он готов драться с Кирибеевичем: Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду на смерть биться, до последних сил… Калашников обладает большой нравственной силой. Основана эта сила на честности перед людьми и самим собой: А родился я от честнова отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… Еще перед боем эта моральная сила позволяет одержать нравственную победу над Кирибеевичем: И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег: Бойки очи его затуманились, Между сильных плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло… Калашников обладает и огромной физической силой: Изловчился он, приготовился, Собрался со всею силою И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча. И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво… Но вот обидчик повержен. Купец мог бы все рассказать царю, но честь семьи для него дороже. Позору он предпочитает смерть: Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Таков сильный образ русского человека, созданный М.Ю.Лермонтовым в «Песне…». И этот образ достоин гордости и подражания.

Читайте также:
Бородино М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье): сочинение
Похожие материалы:
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» краткое содержание — .
  • М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» краткое содержание — .
  • Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» — .
  • Портретная характеристика образа купца Калашникова — .
  • Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) — .
  • «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова — .
  • Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» — .
  • М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» — .
Более новые статьи:
  • Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» — .
  • Портретная характеристика образа купца Калашникова — .
  • Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…») — .
  • Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) — .
  • «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова — .
  • Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» — .
  • М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» — .
  • Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» — .

Калашников говорит, что изобретал оружие для защиты, а не для убийства

Выступая на церемонии, конструктор признался, что стал оружейником благодаря Великой Отечественной войне.

«Если бы не было войны, я бы наверно был конструктором сельскохозяйственной техники. Немцы виноваты в том, что я стал конструктором оружия», — сказал он.

Калашников рассказал, что начал изобретать, будучи курсантом, еще до войны. Как ни странно, но это было не стрелковое оружие, а приборы для танков. При этом он вспомнил свои встречи с легендарным маршалом Георгием Жуковым, в те годы командующим Киевским особым военным округом. Именно знаменитый полководец разглядел в молодом курсанте талантливого изобретателя и напутствовал его на дальнейшую работу. Однако работы по созданию приборов для бронетехники прервала война — Калашников отправился на фронт танкистом.

В следующий раз идея изобретения нового пистолета-пулемета пришла к нему осенью 1941 года в госпитале, где он лечился после ранения. По его словам, именно на больничной койке он сделал первые наброски карандашом своего будущего автомата.

«В начале войны мы несли большие потери. У немцев были автоматы, а у наших солдат, в основном, «трехлинейки», да и то не у всех. Я сам маршировал с учебной деревянной винтовкой», — вспоминал конструктор.

Затем Калашников отправился на лечение в Казахстан, где в железнодорожном депо Алма-Аты продолжил работы по созданию оружия. Первый опытный образец, по признанию самого конструктора, получился у него «ляповатым». Это, впрочем, не остановило талантливого изобретателя. В результате за минувшие годы Калашников создал более 150 образцов стрелкового оружия. На сегодняшний день только различных модификаций автомата Калашникова во всем мире выпущено около 100 миллионов штук.

Отвечая на вопрос о своем отношении к многочисленным подделкам знаменитого автомата, Калашников сказал, что его серьезно беспокоит тот факт, что под этой маркой очень часто выпускается некачественное оружие. При этом он отметил, что его больше беспокоит репутация оружия, а не финансовые потери от действий «пиратов».

«Когда я изобретал свой автомат, я работал на «закрытом» заводе, никаких авторских патентов у нас не было. Но имя Калашникова и качество моих автоматов для меня всегда было превыше всего», — сказал конструктор.

На прощание Михаил Калашников сфотографировался со своим автоматом на фоне Знамени Победы, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 году.

В течение трех дней легендарный образец первого серийного АК-47 будет выставлен в Центральном музее Вооруженных сил РФ, где уже много лет развернута экспозиция, посвященная его знаменитому изобретателю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: