Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Тема Родины в поэзии Лермонтова

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: «Прощай, немытая Россия…»

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое стихотворение «Бородино».

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в стихотворении «Монолог». В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия — его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Сочинение на тему: Стихотворение Лермонтова «Родина»

Сочинение.
Стихотворение Лермонтова «Родина»

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добро-любов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над лично-стью. Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. Его сыновнее це-ломудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, бога-тым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело. Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, че-ловека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно было в этом великом чувстве что-то очень простое, мужицкое: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма. «Роди-на» отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложив-шихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания. И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум! «Родина» — похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости, выраженных как чувство и мысль самого поэта, кото-рый здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим «Я» поэта встает многомиллионная крестьян-ская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Странная любовь «странного человека». Такой любви в ту пору не зна-ли. «Странной» она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле род-ной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность. И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце. Тема стихотворения определяется самим названием: «Родина». Это не Россия в «голубых мундирах», а страна русского народа, отчизна поэта. Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и опре-деливший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи: …И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез… Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики. Без этого лермонтовского пейзажа русско-го искусства в его целостности и полноте не существует. Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека. В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и пре-ображающего свою родную землю, свою кормилицу. Лермонтов не соглаша-ется с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, «купленную кро-вью», за «полный гордого доверия покой», он любит «разливы рек ее, подоб-ные морям», но принимает даже «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!». Содержанию стихотворения «Родина» соответствует размер стиха. Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгает-ся величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ям-бом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. В описании конкретного сельского пейзажа и быта крестьян звучит четырехстопный ямб, который сообщает поэтической речи живость и простоту. Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная, в последней части сменяется простой разговорной речью. Русская природа, вначале пред-ставленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе «четы белеющих берез». Шестистопный ямб сменяется четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Образ поэта в «Родине» — образ глубоко любящего родину русского пе-редового человека 40-х годов. Белинский назвал «Родину» пушкинским сти-хотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в «Родине» — поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе…» Стихотворение «Родина» говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии. Именно такими стихами, как «Родина», Лермонтов вписал свое имя в число вечных спутников и со-временников нашей жизни и нашей культуры. Пафос героического эпохи – это пафос поэзии Лермонтова, всегда устремленный в будущее. Для героиче-ского нет прошедшего времени, оно существует только в двух временах – на-стоящем и будущем. Именно поэтому, прочитав стихотворение «Родина» один лишь раз, трудно его забыть, оно не оставит равнодушным своим красочным, реальным описанием русской природы и русского характера: …Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям…
Поэт любил Родину истинно, свято и разумно
.

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз.

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье.

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Читайте также:
Мое знакомство с Лермонтовым: сочинение

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. » угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Сочинение: Стихотворение М.Ю. Лермонтова Родина

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» – одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века.

Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина». Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит, рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну я , но странною любовью». В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и отразилось в стихотворении «Родина».Но помимо всего в стихотворении «Родина» проявляется совершенно новая в лирическом творчестве М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в «Родине» в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал: «Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе».[1] Но, по мнению, Н.А.Добролюбова нельзя требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь».

Читайте также:
Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»: сочинение

«Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

– задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного лирического изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В “Родине” появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Поэт с первых же строк говорит о “странной” любви к отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”, “но я люблю – за что, не знаю сам”, “с отрадой, многим незнакомой”. Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышление о странности этой любви, становится «пружиной» движения поэтической мысли, придавая стихотворению полемический и программный смысл. «В качестве основного чувства родины, – пишет об этом стихотворении У.Р.Фохт, – выдвигается нечто настолько по тому времени необычное, что поэт счел необходимым в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить эту необычность: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”, “Не победит ее рассудок мой”, “Но я люблю – за что, не знаю сам”, “С отрадой многим незнакомой”».[2] Именно таким образом М.Ю.Лермонтов решает, в одних только образах, обнаружить сущность исключительной любви к России. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых М.Ю.Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь – природу. Именно после него символом России стала «чета белеющих берез». Мотив «странной любви» развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно-высокий предмет патриотичного воодушевления («слава, купленная кровью»), противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Как в том, так и в другом случае поэт не упрощает спора чувства с «рассудком». Ни общий контекст творчества М.Ю.Лермонтова, ни стилистика первых строк («полный гордого доверия покой», « темной старины заветные преданья») не позволяют увидеть здесь какого-либо снижения ценностей патриотизма в его традиционном для долермонтовской поэзии государственно-историческом аспекте, хотя они и « не шевелят… отрадного мечтанья». С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной», деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень» – наряду с «полным гумном» и другими отрадными приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств.

Сложная полнота и расчлененность отношения лирического героя «Родины» к своей стране обнаруживается и в композиции стихотворения. Родина представляется поэтом как некое единство, к которому герой обращает свои мысли и чувства. Чувство родины никогда не покидало М.Ю.Лермонтова, и об этом свидетельствуют прямые высказывания лирического героя о родине и народе в самом стихотворении. В лирическом «я» данного стихотворения трудно обозначить простого человека, хотя герой «Родины» ездит проселочными путями в простонародной телеге. Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника – человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого – своей Родины. Лирический герой М.Ю.Лермонтова едет по проселочным путям с мыслью о ночлеге, засматривается на желтые нивы, на крытые соломой избы ее деревень, долго и сочувственно вглядывается в картину народного веселья. Именно поэтому в стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений. Для М.Ю.Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю.Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян. В крестьянской жизни лирического героя данного стихотворения привлекает сплоченность и общность, то, что в этой жизни нет места одиночеству. Стихотворение «родина» явилось одним из лучших образцов патриотической лирики.

Но в «Родине» деревня взята в ином аспекте – как поэтическое воплощение отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора. Вместе с тем у автора – героя данного стихотворения, нет той «мировой скорби», которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность эпохи. В содержании «Родины» нет ни «мировой», ни какой-либо другой скорби. Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном. Все это показывает, что лирический герой продолжает испытывать влияние народного сознания и народных воззрений, сохраняя свой «интеллектуальный масштаб»[3] . Это человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать, и понимать свое страдание.

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

У М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Родина» две контрастные темы, из которых первая (тема официальной России) дается в традиционных поэтических формах: «Слава купленная кровью», «Темной старины заветные преданья». Во второй части вместе с темой русской деревни в стих сплошным потоком вступают прозаизмы, но только они не несут на себе уже никаких следов происхождения из низкой действительности. Торжественная интонация возникает в первой строке стихотворения:

Люблю отчизну я, но странною любовью! –

и идет до самого конца, захватывая прозаизмы второй части:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Это вещи из быта, прямо названные, охарактеризованные то логическими определениями («спаленная жнива», «ночующий обоз»), то наиболее общими признаками (желтая нива), то резкой, единичной деталью. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. В стихотворении создан живой образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него некой официальностью, следует общее изображение русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к герою-наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец, в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник «смотреть до полночи готов». Развитие темы родины от широкого плана к более узкому, напоминает «опрокинутую пирамиду»[4] , и поддерживается лексикой стихотворения. Основанию этой пирамиды соответствуют наиболее общие суждения о родине. Следующий тематический пласт – обобщенное изображение русской природы – еще очень широк, но уже реализован в материальных образах, и в какой-то мере локален. Он представляет собой большой мир России. Смысловые объемы дальнейших пластов последовательно сокращаются, и стихотворение все заметнее и определеннее продвигается к своей вершине, к воплощению человеческих образов. В конце второй и в третьей строфе на смену предшествующим обобщениям появляются частные, приближенные к герою-наблюдателю аспекты пейзажа, непосредственно связанного с народным бытом («спаленная жнива», «проселочный путь», «в степи ночующий обоз», полное гумно» и так далее). Здесь начинается крупный план, малая область русского мира. И представление о герое, которого обступает этот малый мир, к середине стихотворения становится как бы вещественней, осязаемей. Наконец, в финале возникают образы мужиков – обитателей «печальных деревень». Все эти лики родины горячо утверждаются автором – скрывающимся под маской лирического героя стихотворения. В зависимости от них он является, по мере движения стиха, и философом, обобщающим свое отношение к России, и путешественником, созерцающим ее природу и с любовью наблюдающим жизнь ее народа.

Следует отметить, что тематическое развитие «Родины» – от «широкого» к «узкому», от «большого» к «малому», от философии к картинам природы и человеческой жизни – определяется языком и метром стихотворения. Характерно в стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам. Стихотворение «Родина» состоит из трех строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба: степи, леса, реки, проселочный путь, деревни. Содержание этих словесных символов, если брать порознь, еще слабо индивидуализировано, хотя каждый из них и насыщен ассоциациями (образы степей, лесов, рек вызывают мысли о просторе и могуществе). Но величие России подчеркивается еще и благодаря возникающему в стихотворении мотиву необъятного пространства:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны, но и более локальны, ограничены, они – представляют собой лишь частности общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного числа (по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное число): обоз, нива, чета берез, изба, гумно. Метрическая мера к концу стихотворения также изменяется: вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков. Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей «странной любви» к отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии: «люблю отчизну я», « не победит ее рассудок мой». В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок. Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения – литературно-книжная («рассудок», «слава, купленная кровью») и в последней части она сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей. Стихотворение «Родина» композиционно делится на две части. Первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о своей любви к родине, такой странной и непонятной. Вторая часть стихотворения посвящена описанию той отчизны, той родной земли, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано все, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, « огни…деревень», «дымок спаленной жнивы», чета берез, изба, «полное гумно». Эти части стихотворения как бы противопоставляются друг другу.

Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю.Лермонтов использует аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Ее степей холодное молчанье,

Читайте также:
Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Ее лесов безбрежных колыханье…

Изображая деревню, М.Ю.Лермонтов использует все ту же аллитерацию, эпитеты ( желтая нива, резные ставни, «вечером росистым», «пьяных мужичков» и так далее), а также олицетворения: « печальных деревень», «ночующий обоз». Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу. Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой. Поэт и просто любит ее, и видит «полное гумно», чувствует «дымок спаленной жнивы», любит смотреть на «пляску с топаньем и свистом» (здесь аллитерация позволяет буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Также в стихотворении появляется мотив дороги: « проселочным путем люблю скакать в телеге…» Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая ее панораму: «Дрожащие огни печальных деревень».

Поводом к созданию стихотворения послужило, по мнению многих критиков, стихотворение Хомякова А.С. «Отчизна». Первым известным откликом на произведение М.Ю.Лермонтова, еще до его опубликования, явилось письмо В.Г.Белинского В.П.Боткину от 13 марта 1841: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина», – то, аллах-керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских»[5] . Однако картина, написанная М.Ю.Лермонтовым, шире по масштабу и замыслу. Образ поэта в «Родине» – образ глубоко любящего свою отчизну рус­ского передового человека того времени. Белинский назвал «Родину» пуш­кинским стихотворением, потому что А.С.Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю.Лермонтов в «Родине» – поэт-реалист. «Родина» принадлежала к числу произведений наиболее ценимых Л.Н.Толстым. Стихотворение М.Ю.Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» отличается самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой и неизбыточностью, оно располагает к его созерцательному восприятию, что свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно – художественной целостностью.

[1] Н.А.Добролюбов. О степени участия народности в русской литературе. Избранные статьи.- М.: Современник, 1980. – 444 с., стр. 179.

[2] У.Р.Фохт. Лирика М.Ю.Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст.им. Н.К.Крупской, т.66,1958,стр.27

[3] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.172.

[4] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.174.

[5] В.Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9-ти т. Письма 1829 – 1848 годов. – М.: Художественная литература, 1982. – Т.9. – 863с. – С.455.

««Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма»

«Песня про царя Ивана Васильевича…» – историческая поэма, написанная М.ЮЛермонтовым в 1837 году. Белинский писал: Лермонтов в «Песне…» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других…» В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне…» торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое – тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне…» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.

В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич – это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх – все это может пройти в герое целым циклом за минуту. Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы.

Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным. С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом! Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, По бокам его все опричники… Так искусно ввел нас автор в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой.

Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женщины. Это и продиктовало его знаменитые слова: Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся. Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей. Лермонтовский историзм и его художественный гений торжествуют здесь полную победу.

В обрисовке Грозного и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни…» выше всех своих современников – Историков и писателей. Говоря о героях «Песни…», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования личности в сфере определенных обстоятельств.

У Лермонтова в «Песне…» герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный – неисчерпаем. Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины. Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею…») с ними совпала.

Читайте также:
Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова Лермонтова

Произведение создается в период пребывания поэта в Царском Селе, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.

Поэма является составной частью единственного сборника стихотворений поэта в виде первого произведения.

Жанровая направленность поэмы представляет собой романтическое национально-историческое сочинение, близкое к народному фольклору, стилизованное под русский эпос.

Композиционная структура произведения представляется классической схемой в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. При этом отличительной особенностью композиции является включение автором перед каждой частью фольклорных зарисовок, которые придают поэме народный колорит и исторические оттенки.

Стихотворным размером в поэме является форма тонического стиха, который представляется более близким к фольклорным сказовым произведениям.

Сюжетная линия поэмы разворачивается в период правления Ивана Грозного, когда главный герой, представленный в образе Степана Парамоновича Калашникова, совершает в честной кулачной битве убийство своего врага в лице Кирибеевича, являющегося царским опричником, который опозорил его жену Алену Дмитриевну.

Главный герой изображается в поэме в образе настоящего русского человека, отличающегося простотой, сердечностью, уважением к окружающим, благородством и порядочностью. Калашников совершает нравственный подвиг, жертвуя своей жизнью во имя сохранения семейной репутации.

Полной его противоположностью представляется Кирибеевич, описанный в качестве оригинальной, яркой и сильной личности, одержимой единственной физической страстью к жене Калашникова, отличающейся нравственной ущербностью, своеволием и лукавством.

Второстепенным персонажем поэмы автор представляет образ Иван Грозного, изображенный в качестве двойственной личности, отличающейся жестокостью, несправедливыми поступками и решениями, деспотичным характером, не желающим осознавать последствия своих приказов. Царь изображается в поэме как бессмысленный правитель, не проявляющий мудрости, действующий под влияниям собственных произвольных желаний, не думающий об интересах государства и народа.

Средствами художественной выразительности в поэме являются характерные для народного творчества приемы в виде разнообразных повторов, необычных сравнений, традиционно ярких эпитетов, многочисленных олицетворений, а также использование литературных методов в форме анафоры и эпифоры, подчеркивающих высокий и торжественный стиль произведения, прославляющего подвиг обычного русского человека, гибнущего во имя правды и справедливости.

Основная тема поэмы представляется в виде проблематики проявления человеком чести, в сочетании с которой раскрываются темы властной вседозволенности, любви, нравственности, свободы и человеческой несправедливости.

Ключевой идеей поэмы становится авторское размышление о необходимости защиты чести и достоинства в виде борьбы за свободу, выступления против деспотичности власти.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении любви и верности, в духовной и физической победе человека в борьбе против несправедливости и жестокости. Поэма демонстрирует авторскую позицию, заключающуюся в необходимости восстания личности против устоявшейся системы в целью выхода из замкнутого деспотичного круга власти тиранов.

Вариант 2

Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.

Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.

Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси. »), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.

Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.

Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.

Сочинение 3

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Все происходит в то время, когда всем правит Иван Грозный. Еще прямо во вступлении гусляры сочинили специальную песню, а теперь хотят, чтобы ее послушал сам Иван Грозный. Кроме этого данное произведение является уникальным, потому что до Лермонтова ничего подобного никогда не сочинял.

Читайте также:
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

Каждый из героев наделен специальными чертами и способностями, которые готовы проявиться в любой момент. Иван Грозный сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и кому уделить внимание. И если человек при этом остается равнодушным, то его это очень сильно раздражает. У него есть верный слуга, который во всем ему подчиняется. Кроме этого ему кажется, что этот самый слуга ненавидит его и завидует ему.

Кирибеевич появляется в первой сцене. Больше всего на свете он влюблен в Алену Дмитриевну, которая на данный момент была не свободна и находилась замужем.

Оказывается, муж Алены был богатым купцом. Он уже давно понимает и подозревает жену в измене и постоянно угрожает ей тюрьмой. Но когда он узнает о том, что Кирибеевич оскорбил, то наоборот становится добрым и во всем защищает ее. И просит братьев, если он умрет, то вызвать на поединок Кирибеевича и убить.

Алена Дмитриевна старается во всем слушаться мужа и всегда подчиняться и выполнять все, что он прикажет ей. Поскольку в это время настали суровые времена, то и отношения друг к другу стали такие же суровые. Именно поэтому когда жена вечером возвращается без фаты, то грозится наказать ее.

Здесь описывается поединок между Кирибеевичем и Калашниковым. Многие считают этот поединок правды с неправдой. Перед тем как выйти на бой Кирибеевич глубоко кланяется Ивану Грозному. А вот Калашников прежде, чем выйти на бой кланяется церкви, а потом еще и всему честному народу, который собрался здесь. Больше всего на свете ему хочется защитить честь и достоинство своей семьи, а потом уже правду, которая мало, кому известна.

В этом поединке побеждает Кирибеевич. А если быть честным, то он побеждает его не только морально, но и физически. Даже если его казнили прямо сейчас, он никогда бы не рассказал причину, по которой вышел на это сражение. А ведь все это он делал только ради своей семьи. За все это время он ни разу не сказал имя своей жены, ведь к ней прилип бы позор.

Калашников делает все для того чтобы отомстить своему самому злейшему врагу, за все что он натворил в этой жизни.

Никто не знает, где именно похоронен Калашников, ведь все считают, что он являлся преступником. Вот только у народа совсем другое мнение.

Сочинение Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.

Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.

Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.

Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.

Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.

Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.

Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.

«Песня. » описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.

Образец 5

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является историческим лиро-эпическим произведением.

Действия поэмы разворачиваются во времена Опричнины. Опричники, по мнению Лермонтова, являются выражением абсолютной, сумасбродной, несправедливой власти царя. Они не следили за своим поведением и позволяли себе слишком многое.

Примером того служит Кирибеевич, опричник, которому понравилась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Он не посмотрел на то, что она замужняя женщина, стал за ней ухаживать. Опричник пытался всеми силами добиться ее силой. Алене его ухаживания были неприятны. Она была верной женой и любила мужа.

Купец Калашников является образом любящего, справедливого, благородного мужа, который готов на все ради своей семьи, ради счастья своей супруги. Он искренне ей интересуется, помогает.

Купец Калашников решил защитить честь своей жены в кулацком бое. Кирибеевич был сильным соперником, поэтому все считали, что купец погибнет.

Увы, сила оскорбленного мужа была сильнее силы опричника, поэтому тот погиб. Царь воспринял это как личное оскорбление.

Образ Ивана IV имеет много сходств с реально жившим прототипом. Царь восстает перед читателями импульсивным, несправедливым, эгоистичным, глупым самодуром. Кулацкий бой был для него лишь развлечением, в то время как он мог привести к гибели людей. Иван IV не думал о благополучии своего народа. Его волновало лишь собственное счастье и удовлетворение потребностей.

Жизнь подданных ничего не значила для государя, поэтому он совершенно свободно совершал казни. Смерть опричника он воспринял как личное оскорбление, поэтому должен был наказать купца. Как это сделать? Конечно же, царь принял решение убить его.

Читайте также:
Сюжет романа «Герой нашего времени»: сочинение

Тем самым Иван IV оставил Алену Дмитриевну без кормильца и без защитника. Бедная женщина была убита горем, так как искренне любила мужа и заботилась о нем, переживала. Что будет с вдовой? Бесспорно, ее ждет погибель.

Для написания поэмы Михаилу Лермонтову пришлось долго заниматься историей и изучать источники Московской Руси. В произведении используются характерные для того времени слова, правила грамматики, составления предложений. Писатель проделал колоссальный труд, результатом которого является данная поэма.

«Песнь про купца Калашникова» полностью отражает язык, традиции и обычаи времени, описанного в ней.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича

Популярные сегодня темы

Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Кукушка». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.

Повесть «Калина Красная» Василия Шукшина была написана в 1973 году и вошла в золотой фонд советской литературы. Сам автор, Василий Шукшин, все свое творчество посвятил простому человеку, обычному труженику страны

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

История создания произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич начал писать эту поэму тогда, когда закончил школу гвардейцев. К этому времени он узнал о власти достаточно для того, чтобы написать о их работе. Лермонтов понял, что русский народ – великие люди, но их действия нивелирует власть, которая несправедливо казнит и приговаривает к заключению людей. Некоторое время назад поэт и сам пострадал от царской несправедливости: его сослали за стихотворение «Смерть поэта».

Эту поэму поэт не сразу опубликовал под своим именем, поначалу он сделал это анонимно.

Направление и жанр

Жанр этого произведения – поэма. Поэт затрагивает в ней национальный вопрос, что помогает отнести его к национально-историческому произведению. Помимо этого, в произведении герой конфликтует с обществом, что указывает на направление романтизма также, как и фольклорные слова и сказания.

Смысл названия

Поэт хотел создать произведение, похожее на древние сказания, поэтому дал ему такое название. Раньше творцы не стремились интриговать читателей, поэтому писали длинные названия, указывающие на суть, показывающие содержание, и Лермонтов решил сделать также для того, чтобы полностью окунуться в старину.

Суть

Действие в поэме происходит во время правления Ивана Грозного. Царь пирует, все его бойцы веселы, а один, Кирибеевич, почему-то грустен. Царь спросил у него, что такое случилось, а тот рассказал о девушке, в которую он влюблён. Тогда царь дал ему украшения для той девушки и отправил к ней. Боец не сказал одного – она уже была повенчана. Муж, Калашников, придя домой, не увидел своей невесты, а потом она рассказала ему, что Кирибеевич к ней приставал. Калашников разозлился и вызвал бойца на битву, где его и убил, потому что был очень сильным. Царь разгневался, но Калашников достойно попросил у него наградить свою семью за его победу, а самого казнить. Так царь и сделал.

Главные герои и их характеристика

Калашников Степан – это образ истинного русского человека, богатого как силой, так и моралью. Он мстит за свою невесту не только из-за того, что его оскорбили, но и для защиты чести своей семьи. Калашников благороден, он даже умирает достойно – лишь просит, чтоб царь позаботился о его семье.

Иван Грозный в поэме является царём, который не разобравшись в проблеме, начинает отдавать приказы казнить человека, который лишь защищал честь своей невесты и свою от негодника, который был близок к царю. Это показывает его как деспотичную натуру.

Кирибеевич – это яркая личность, которая неспособна на хорошие поступки, так как одержима идеей любви к Алёне. Он позорит девушку и лжёт царю, не говоря ему о том, что она уже повенчана. Он благодаря службе стал настолько вольным, что позволяет себе играть чужими судьбами.

Темы и проблемы

Основные темы: чести, которой был полон купец, вседозволенности и любви, от которых пострадали все в этой поэме. Проблемы: несправедливости и нравственности.

Главная мысль

Основная мысль этого произведения – всегда отстаивать свою честь, пусть даже ценой жизни, не бояться ничего, выступать только на стороне справедливости, как это делал Калашников. Он знал, что молчать было нельзя, потому что это будет расцениваться как капитуляция, а жалобы ничем не помогут, поэтому решил биться за хорошую жизнь своей семьи.

Чему учит?

Поэма учит всегда отстаивать свою точку зрения, не бояться ничего. Помимо этого, автор призывает читателей любить очень сильно, всегда защищая то, что любишь.

Образец 2

В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного. При этом не приукрашивает прошлое, что характерно для романтического художественного метода. Лермонтов использует приём стилизации под устное народное творчество, что видно уже из названия поэмы.

Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного. В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.

Читайте также:
Печорин как тип лишнего человека: сочинение

Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя. Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав. Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.

Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд. Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония. Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова 3

Часто Лермонтов любил писать именно о прошлом, а не о настоящем. Вот к таким произведениям и относится «Песня про Ивана Васильевича». Именно ему предстояло перенестись в прошлое и увидеть все своими глазами. Если быть точным, то это пятнадцатый век. В это время страной начал править Иван Васильевич. Он был всегда злым и гордым. И многие люди его очень сильно боялись и поэтому прозвали его Грозным.

Кроме этого сразу же читатели встречаются с гуслярами, которые не только сочиняют песни, но еще и поют их разными голосами. В большинстве случаев они воспевают Калашникова, а также царя и опричников. А вот сам автор больше всего данное произведение относит к песне. Ведь именно им пришлось жить не только при царствовании Ивана Грозного, но и терпеть от него оскорбления и унижения.

Немного дальше мы встречаемся с царем, которого недавно пригласили на большой и великий пир. Кроме этого здесь присутствуют и все остальные люди, а те люди, которые сидят рядом с царем наливают ему вина и смотрят, чтобы у царя не был стакан пустым. Опричники постепенно начинают разговаривать и выдавать все свои тайны. И от одного из них мы узнаем о том, что он влюблен уже давно в девушку. Многие опричники уверены, что эта любовь неразделенная, ведь девушка за всю свою жизнь еще никого не полюбила. А вот царь уверен в обратном, он говорит, что может дать специальное кольцо. Вот только этот опричник влюблен в девушку, которая уже скреплена узами брака.

У Калашникова есть любимая девушка, в которую он уже давно влюблен. А поскольку она является очень красивой девушкой, то помимо него ее любят еще и другие мужчины и оказывают знаки внимания. И это очень сильно раздражает Калашникова. Но девушка сама оказывается оскорбленной и он встает на ее защиту, а также и на защиту ее семьи и уверяет всех, что все слухи про нее являются неправдой. И ради этого даже вызывает на кулачный бой виновника.

В этот поединок вступили сразу правда и несправедливость. Калашников находится на стороне правды и свое готов доказывать до последней капли крови. Он уверен, что его поддержит не только церковь, но и царь. И они также встанут на его защиту. И ему удалось доказать свое и своего врага он победил. Вот только теперь его ждет наказание, которого ему не избежать, ведь враг Калашникова был любимцем царя. Но перед тем как начать разбираться царь решил выяснить истинную причину их драки. Только Калашников ничего не стал объяснять и сказал только, что боролся за справедливость и он восторжествовала. При этом он ничего не стал говорить про свою жену и про то, что она изменила ему.

Песня про царя Ивана Васильевича – Анализ 4

Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.

Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.

Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.

Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.

Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.

Читайте также:
Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.

В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.

Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.

День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.

Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.

Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.

Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

Вариант 5

Данное произведение было написано одним из величайших поэтов в России, Лермонтовым М.Ю. в 1837 г. Поэма описывает не самые хорошие времена. На троне находится сам Иван Грозный. И поэт очень хорошо отобразил серость будней тех времен. Эта поэма является своего рода самородком в своем жанре на время написания поэмы.

Первое с чего хотелось начать свой анализ, это конечно основные герои произведения. Каждому главному герою, Лермонтов привил свои привычки и характер. Вся поэма закручена на трех основных героя. Начнем, пожалуй, с самого яркого персонажа, а именно с Ивана Грозного. В произведении он представлен как яркий персонаж, который во что бы то ни стало готов помогать своему войску. Понимая то что, первые кто его защитит от всех врагов, внутренних и внешних, будут именно бравые бойцы. И для этого в первую очередь он их угощает изобилием вина.

Вторым немало важным персонажем является опричник Кирибеевич. Безумно влюбленный в жену купца, и не скрывает этого факта. Именно эти эмоции служат катализатором не доверия Ивана Грозного в том, что опричник неверен и очень завистлив.

Основным героем, на котором закручен весь сюжет, является купец Калашников. Являясь примерным семьянином и трудягой. В это время он начинает ревновать свою жену к опричнику, и на фоне этого он прячет ее от посторонних взглядов общества. А вот жена, Алена Дмитриевна, безумно любит своего мужа, и при этом временами боится его. Именно такое отношение было нормой в те времена.

Финальная часть поэмы переносит все события в Москву. Именно там ревнивый муж и влюблённый опричник сразятся. Это не просто бой между ревнивцем и влюблённым, это противостояние двух крайностей. Калашников олицетворяет народ и правду. Кирибеевич же напротив, олицетворяет собой человека подлизу, который всем угождает.

Что этим произведением хотел сказать Лермонтов своим читателям? Калашников – это народ, который готов пойти против системы и добиться справедливости. Он готов идти до конца для достижения этой цели. Килибеевич – это в первую очередь власть того времени, которая несправедливо относится к своим гражданам. Отбирает последнее для того чтобы жить в свое удовольствие. И плевать что будет с народом.

Конец у поэмы очень грустный, Калашников погибает. Но погибнув он не забыт народом, который он олицетворял. И пусть никто не знает где он похоронен, зато он всегда жив сердцах людей.

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Несколько интересных сочинений

Народная русская сказка «Лис и Журавель» – это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.

В моем классе 28 учеников. Из них 13 мальчиков и 15 девочек. У нас дружный класс. Никто никого не обижает. Все стараются друг другу помогать. Мы помогаем друг другу с уроками. Иногда гуляем после уроков на школьном дворе.

В разделе собраны сочинения на тему Человек

Язык – это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык – это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке.

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что мало кто может опровергнуть эту фразу. Действительно, с помощью искусства человек может высказать то, что не может высказать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: