Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Сочинение. Судьба России в поэзии М.Лермонтова

Сочинение.

Судьба России в поэзии М.Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, “…нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.
Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова — в тесном переплетении конкретно-исторической и общественной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мироздании и его творце, о вечности.
Один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова, — судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху “безвременья”, основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов, отречение дворянской интеллигентности от общественно-политической жизни. В стихотворении “Монолог” свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:

И душевно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию.
В лирических произведениях Лермонтова родина — предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью — за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.
Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий — стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “…царей корона упадет”. Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона:

Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.

А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”. На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден:

И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой!
Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”. Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны — “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.
Непосредственная тема стихотворения “Родина” — не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма.

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”. Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях

Тема Родины в лирике Лермонтова

Век мятежных настроений

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошённости и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы – на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность. Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей прагматизма. Поэтому подобные общественные события не могли не сказаться на мировосприятии и миропонимании поэта. Будучи человеком с глубоко лирическим складом сознания, Лермонтов живо переживал и реагировал на мятежи и последующие за ними казни участников декабристского движения. Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.

Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются её функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку начали появляться сатиры, высмеивающие церковные реалии, грехи отцов церкви, взяточничество и пьянство священников. Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление – литературоцентризм. XIX век был веком национального подъёма, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.

Читайте также:
Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Этапы творчества М. Ю. Лермонтова

Ученический период

В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчётливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта. Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников (например, у А. Пушкина или у К. Рылеева).

«Я пробегал страны России,
Как бедный странник меж людей;
Везде шипят коварства змии»
1829 г., «К Д…ву (Я пробегал страны России…)»

Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашёл отражение протест против рабства и угнетения:

«Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Последний потомок отважных бойцов
Увядает среди чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной. »
1831 г., «Желание (Зачем я не ворон степной?)»

В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет. Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это даёт основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.

Призыв бескомпромиссно следовать гражданскому долгу прослеживается в таких стихотворениях, как «Из Паткуля» ,1831.

«Напрасна врагов ядовитая злоба,
Рассудят нас бог и преданья людей;
Хоть розны судьбою, мы боремся оба
За счастье и славу отчизны своей».

И в стихотворении «Три ночи я провёл без сна»:

«Кровь собратий,
Кровь стариков, растоптанных детей —
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу, и насильно
Заставила его расторгнуть узы
Свои, и в мщенье обратила все».

Зрелый период

В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» — одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции. Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это – обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжёлыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения. В стихотворении отчётливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:

«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».

Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноимённое стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Здесь дан цельный, единый, нерасчленённый образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек. Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии.
Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет ещё одно стихотворение – «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идёт о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение. Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».

Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Листок (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.

Заключение

Образ родины в лирике Лермонтова появляется неоднократно. К этой теме поэт обращался и во время становления своего таланта, и будучи уже сформированным писателем. Примечательно, что суть образа неизменна: любуясь красотой и богатством природы, всем сердцем любя родной край, автор даёт резко негативную оценку самому государству. В последних стихотворениях на эту тему (1841 год) эти мотивы стали звучать всё отчётливее, а разница между переживаемым настроением и мыслями становилась ярче.

Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам

Related posts:

Философские раздумья в поэзии М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно […].

Патриотические мотивы в поэзии М. Ю Лермонтова М. Ю. Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве, так, в ранней своей поэме “Последний сын вольности” он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. Любовь к Родине чувствуется […].

Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова (2) М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме “Последний сын вольности” он воспевает […].

Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова Размышления Лермонтова о Родине неразрывно связаны с его думами о своем поколении. И это закономерно: люди творят историю, сохраняют преемственность традиций, передавая следующему поколению историю своей страны и прославляя своими делами Родину. Но, по признанию Лермонтова, его окружают не люди, а “образы бездушные”, “приличьем стянутые маски”. Вот почему он не видит друзей и единомышленников среди […].

Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. М. Ю. Лермонтов Поэзия М. Ю. Лермонтова – исповедь независимого и свободного духом человека. В пору своего творческого расцвета М. Ю. Лермонтов создает ряд стихотворений о дружбе, о природе, о родине. В эти стихотворения Лермонтов вкладывает огромную социальную и художественную значимость, с большой твердостью и мужеством раскрывает свои […].

“Люблю я цепи синих гор… ” (по поэзии М. Ю. Лермонтова) (2 вариант) Михаил Лермонтов – великий русский поэт, преемник и продолжатель пушкинских традиций. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русской литературы. Имя Лермонтова, называемого “классиком XIX столетия”, широко известно за пределами России. Читая произведения поэта, каждый раз испытываешь чувство глубокого восхищения его гениальностью, и вместе с тем – горечь и сожаление о безвременной гибели этого выдающегося […].

Тема России в творчестве М. Ю. Лермонтова и А. А. Блока Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. – Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, […].

Судьба России в поэзии Анны Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Где не погибло слово, там и дело еще не погибло… А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений […].

Читайте также:
Образ Печорина (по роману Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах “Последний сын вольности”, в […].

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть […].

Природа, примиряющая человека с жизнью в поэзии Лермонтова Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли бы справился. Лермонтов же сумел не только подняться над этим состоянием души, но и стать великим поэтом. Он один из самых загадочных русских поэтов. К […].

“Люблю я цепи синих гор… ” (по поэзии М. Ю. Лермонтова) (1 вариант) Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – свободная, романтическая стихия. Именно в ней – гармония и красота, справедливость и счастье. В […].

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором […].

Тема России в поэзии русской эмиграции (И. Бродский) (рецензия) Как хорошо, на родину спеша, Поймать себя в словах неоткровенных И вдруг понять, как медленно Душа заботится о новых переменах. И. Бродский Поэт Иосиф Бродский, как мне известно, начинал свой творческий путь в ленинградских литературных салонах в шестидесятых годах. К “хрущевской оттепели” он подошел уже зрелым поэтом. Уже тогда предчувствовал свою нелегкую, но удивительную и […].

Патриотические мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова (1) М. Ю. Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме “Последний сын вольности” он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. Любовь к Родине чувствуется […].

Общая характеристика поэзии М. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией А. С. Пушкина А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины XIX в. Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова “Смерть поэта”, в котором говорится о роковой дуэли Пушкина и упоминается значимый в этом контексте образ – Ленский, оказалось пророческим и для самого Лермонтова. И Пушкин, и Лермонтов – авторы не […].

Судьба поколения 30-х гг. в лирике М. Ю. Лермонтова Эту тему можно осмыслить как в узко литературном контексте, так и в глубокой социальной и историко-культурной перспективе. У Лермонтова тема обреченного поколения вытекает из общего романтического конфликта мечты и реальности, из основополагающего для этого поэта мотива неудовлетворенности своей судьбой, местом и временем своего рождения. Но наряду с этим субъективным аспектом присутствует объективный: расцвет творчества Лермонтова […].

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова (2) Пушкин и Лермонтов – два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Но поэзия Лермонтова отличается от поэзии Пушкина. Читая лермонтовские стихотворения последних лет, мы видим, что поэт не отказался от желания свободы, хотя и сознавал ее недоступность. Белинский писал: “Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни”. В […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова (1) В одном из своих самых известных произведений – стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, – молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, – “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности. В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин и Лермонтов – почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не […].

Читайте также:
Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”: … я родину люблю И больше многих: среди ее […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Погиб Поэт – невольник чести, пал, оклеветанный молвой… Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов – “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как […].

Лирика М. Ю. Лермонтова (4) Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим – живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Поэтому только в произведениях Лермонтов мог открыть свою “тонкую душу”. Светской черни, не способной понять великого поэта, Лермонтов посвящает стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен… ” (1840 […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова (1) С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! – невольник чести – пал, оклеветанный молвой… ” Лермонтов как бы говорил от имени целого […].

Патриотические мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова (2) Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него – Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет […].

Краткая жизнь поэта, наполненная неистовым горением (о поэзии Лермонтова) Образ Михаила Юрьевича Лермонтова встает перед читателем со страниц его произведений. Поэт Константин Бальмонт охарактеризовал Лермонтова как человека, который “презрением могучим к бездушным людям, к мелким их страстям” “подобен молниям и тучам”, то есть его личность чужда всего низкого и мелочного. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова по праву внесено народом в ряд имен величайших поэтов, составивших […].

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Поэзия Лермонтова – это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. “Поэт уже совсем другой эпохи”, по словам В. Г. Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время – время “мундиров голубых” и жестокой реакции. Чувство скорби и горечи, тоcки и […].

Лирика М. Ю. Лермонтова (3) Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, раздражительным. Другим – живым, веселым, жизнерадостным. Бесспорно одно: ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Но в своих стихах он писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, […].

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (2) Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так как большинство […].

Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века – Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в […].

Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю потому, что в Лермонтове очень много […].

Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим – живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Но в своих стихах Лермонтов писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о […].

Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (3) Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (3) Поэт – гражданин любит свою Родину высокой любовью, любит ее народ, ее природу, он желает счастья своей стране. Любить Родину – значит бороться за свободу, ненавидеть тех кто держит родную страну в цепях рабства. Тема поэта и поэзии остро волновала А. С. Пушкина […].

Читайте также:
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Пространство поступков в лирике Лермонтова Каждый человек живет в двух мирах: мире реальном и мире духовном. Русская литература – литература пророческая, и Лермонтов так же, как и Пушкин, считал себя поэтом-пророком, который должен не просто воспитывать людей и учить их нравственности, а открывать им истину, как бы тяжела она ни была. С самого детства он знал о своем предназначении и […].

“Странная любовь” к родине в лирике М. Ю. Лермонтова Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы […].

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. М. Ю. Лермонтов Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции – это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. […].

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина” Стихотворение “Родина” стало одним из шедевров не только лирики М. Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Оно написано в 1841 году. Это произведение является итогом многолетних раздумий поэта. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже […].

Что такое свобода (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”) (1 вариант) Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М. Ю. Лермонтова? Свободны ли были зеленые хранительницы оазиса из […].

Сочинение на тему Лермонтов м. ю. – Судьба россии в поэзии м. ю. лермонтова

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-15

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, “. нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.
Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова – в тесном переплетении конкретно-исторической и общественной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мироздании и его творце, о вечности.
Один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова, – судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху “безвременья”, основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов, отречение дворянской интеллигентности от общественно-политической жизни. В стихотворении “Монолог” свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:
И душевно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию.
В лирических произведениях Лермонтова родина – предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью – за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.
Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий – стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “. царей корона упадет”. Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона:
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”. На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден:
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой!
Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия. ”. Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны – “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, – это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам – демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.
Непосредственная тема стихотворения “Родина” – не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”. Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях.

Читайте также:
Особенности характера Печорина, проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими действующими лицами романа «Герой нашего времени» (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Грушницкий и т. д.).: сочинение

Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством.

Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал произведение уникальное, непохожее ни на что. Его роман состоит из нескольких повестей, расположенных вопреки хронологическому порядку. Сначала мы видим героя глазами других персонажей, затем он сам анализирует свою душу в дневнике. Пожалуй, глубже всего характер Печорина предстает перед читателем в повести «Княжна Мери».

С молодой княжной Печорин познакомился в Кисловодске. Его кровь взбудоражила возможность переманить ее внимание от пафосного Грушницкого к себе. Но герой вновь заигрался. Чем дальше, тем больше ему хотелось абсолютной власти над личностью молодой девушки. В отношении к Мери Печорин не видит граней между добром и злом, не признает никаких моральных ограничений. Путем точного расчета он влюбляет в себя княжну и даже, кажется, сам увлекается ею.
Но эти чувства, как и все, что испытывает Печорин, оказались недолгими. Тем не менее, девушка влюблена. Она не понимает до конца природу чувств Печорина к ней и доводит себя до нервного расстройства. Герой понимает, что заигрался, и пришло время «расставить все точки над i». Перед отъездом в крепость N он приходит к Мери с целью объясниться.

Когда княжна выходит к Печорину, мы видим, насколько она больна: «Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась… Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду… Ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее».
Любовь не принесла ожидаемой радости, восторга, счастья. Вместе с этими эмоциями пришли страдания, неясность, постоянное нервное напряжение. Важно заметить, что в душе героя нет ни «искры любви к милой Мери». Он испытывает лишь жалость к жертве своего тщеславия и эгоизма.

Как помочь девушке разлюбить себя? Заглушить в ней любовь ненавистью и презрением. Именно так решил поступить Печорин. Он признается Мери в том, что смеялся над ней, разыгрывая из себя влюбленного, и подводит ее к выводу: «Следственно, вы меня любить не можете…». Не думаю, что княжна ожидала такого поворота событий. Об этом говорит ее поведение: «Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и … в них блеснули слезы».

Печорин признается сам себе, что в этот момент готов был упасть к ее ногам. Значит, в этом человеке еще живут чувства, которые он часто сам от себя скрывает. Если бы Мери была ему безразлична, он не жалел бы ее так остро. А эта жалость косвенно говорит о раскаянии героя. Он начал свою игру с привлечения к себе внимания молодой девушки. Все ходы в этой партии были расписаны наперед. Не ожидал Печорин лишь одного – своего увлечения княжной. Потом, в один из моментов, герою показалось, что он сам влюбился. Но это, как всегда, было ненадолго.

Оставшаяся внутри нежность делает объяснение Печорина с Мери очень трудным. Он вновь играет роль, не позволяя себе показать истинные эмоции. Поэтому самые жестокие фразы герой произносит «с принужденной усмешкою» и «твердым голосом».
Григорий Александрович говорит Мери о невозможности на ней жениться: «вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись». В этой фразе Печорин не лукавит. Действительно, его женитьба на княжне принесла бы молодой девушке одни лишь страдания. Герой сознает свое непостоянство в чувствах. Он мог бы быть счастлив с Мери в течение очень недолгого времени. Затем наступила бы давно знакомая ему скука.

Читайте также:
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Печорин топчет любовь Мери, помогая ей быстрее избавиться от этого чувства: «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать… Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?». Конечно же, его слова возымели желанный эффект. «Я вас ненавижу» – говорит Печорину Мери. На этом герои расстаются.

Печорин объяснился с Мери. Был ли этот поступок честным? Возможно. Но теперь эта молодая девушка еще долго будет чувствовать себя обманутой и оскорбленной в своих лучших чувствах. Ее жизнь еще только начинается, но после Печорина она будет отравлена недоверием к окружающим. Вероятно, Мери больше никогда не будет счастлива. Поступок Печорина жесток даже не оттого, что он обманул молодую княжну, а оттого, что своей жестокой игрой он сломал ее юную жизнь. Мери еще долго будет помнить этот страшный урок.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Сочинение: Последнее объяснение Печорина и Мери. Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего време

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Автор: Лермонтов М.Ю.

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.

Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа “Герой нашего времени” как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.

В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

“Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Дневник Печорина не раз напоминает “Думу” Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны. .

..И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского “Паруса”, прекрасно характеризующие молодого человека: “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой”). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.

От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”. Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

“Из чего же я хлопочу?” — спрашивает он себя и отвечает: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

Читайте также:
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

“Княжна Мери” показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: “Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”.

Итак, в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно”. И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравственного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, — заключает он.

Все основные вопросы романа — социальные, психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли “нравственными калеками”? Не стоит ли поискать ответ в романе “Герой нашего времени”, а особенно в главе “Княжна Мери”.

Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.06.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Роман Лермонтова – явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. Само название – «Герой нашего времени» – указывает на то, что автор рассматривает человека в контексте общества и эпохи, иногда выявляет скрытое, но мощное влияние на формирование человеком всего, что его окружает.

«Герой нашего времени» впитал в образ «героя века» разнообразные традиции предшествующей мировой литературы. И, конечно же, он впитал в себя народные традиции и особенности повседневной жизни 19 века.

Лермонтов описывает реальную историческую среду, реальных людей, реальные пейзажи того времени.

События романа разворачиваются на фоне кавказской природы – типичной сцены романтических произведений русской литературы (Мцыри Лермонтова, Кавказский узник и Бахчисарайский фонтан Пушкина). С самого начала автор создает необычную, экзотическую, загадочную атмосферу; в первой хронологической главе Тамани появляется романтическое изображение моря. Роман начинается с описания долины Койшаур: Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, увешанные зеленым плющом и увенчанные платанами, желтые скалы, выстланные оврагами, и высокая, высокая золотая бахрома снег.

В «Бела» мы восхищены по-настоящему нарисованными картинами нравов горцев, их сурового образа жизни, их бедности. Глава «Фаталист» снова возвращает историю в «крепость за Тереком», в которой началась история с Белой, открывшая роман «Герой нашего времени». Автор углубляется в познание и описание истории черкесов, их обычаев, традиций, нравов.

«Герой нашего времени» имеет особую этническую атмосферу. Мы можем прочитать работу и быть уверенными, что Лермонтов смог подробно показать прошлое черкесской повседневности. А сама главная героиня – Бела, «высокий, худой, глаза черные, как серна, и заглядывал в твою душу». Более того, роман показывает не парадную сторону экзотической культуры, а, на самом деле, повседневную.

В работе много нюансов, которые трудно понять без знания истории и жизни черкесов. Лично я был удивлен в один момент во время чтения. Например, в эпизоде ​​прибытия разъяренного Казбича к князю – отцу Бела. Только замечание одной из женщин о том, что в доме не было мужчин, заставило его отступить: черкес – даже абрек – не мог позволить себе сводить счеты с женщиной. Правда, я узнал об этом гораздо позже.

Читайте также:
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.: сочинение

На мой взгляд, «Герой нашего времени» – это не только роман о «лишнем человеке», но и роман о очень трудном времени, когда ищут пути для альпинистов сосуществовать с русскими. Судьба самой Белы показывает, насколько неоднозначным будет этот путь. И в то же время история любви Бела и Печорина – это очень реальная история, которая, скорее всего, могла бы произойти в жизни.

Лермонтов описывает другие особенности людей. Даже в примечаниях к рассказу «Бела» мы читаем в дополнение ко многим географическим и историческим деталям и разъяснениям: .. моего старого знакомого Казбича. По словам Белинского, «персонажи Азамата и Казбича, эти два острых типа черкесской национальности, описаны здесь мощной художественной кистью». Кстати, повесть «Бела» впервые была опубликована с подзаголовком «Из заметок офицера о Кавказе».

Как видите, «Герой нашего времени» имеет непосредственное отношение к этнографии. Так почему роман Лермонтова можно назвать этнографическим очерком? Мне кажется, что в литературе для эссе не рассматриваются проблемы формирования характера личности в ее конфликтах с устоявшейся социальной средой, как это характерно для романа (как мы видим в «Герое»), но проблемы состояния “окружающей среды”. Как правило, эссе имеет большое познавательное разнообразие. Кроме того, он сочетает в себе черты художественной литературы и журналистики.

Последнее объяснение Печорина и Мери

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через который они передают нам свое время, свои идеи, свои идеалы. Кто он, молодой человек разных эпох? Пушкина в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодой человек 20-х годов: умный, недовольный существующей реальностью, чья жизнь прошла без какой-либо выгоды.

До того, как страсти вокруг Онегина утихли, за ним появился другой герой – Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”. И снова та же участь, трагическая, неординарная. Страстное желание героев понять смысл жизни, поиск истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, являются трагическим диссонансом снов и реальности.

Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как образ всего поколения. Он подчеркнул, что «история человеческой души, даже самой маленькой души, почти более любопытна и не более полезна, чем история всей нации». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не поверхностна, потому что, как мы понимаем, читая роман, он неординарный человек. Вот почему для Лермонтова важно раскрыть характер Печорина как можно глубже. Поэтому он прибегает к очень необычной конструкции романа.

В рассказе «Принцесса Мария» излагаются основные мотивы всего романа: стремление Печорина к действию, любопытство, побуждающее его экспериментировать с другими и самим собой, его безрассудное мужество и желание понять, что мотивирует людей, раскрыть мотивы их действий , чтобы понять их психологию.

«Принцесса Мария» основана на дневниковых записях, это почти ежедневная хроника жизни Печорина. В то же время главный герой описывает не столько сами события (кажется, что они его вообще не интересуют), но их мнения, чувства, как будто он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми его жизнь лица.

Дневник Печорина не раз напоминает лермонтовскую «Думу»: читая роман, вы убеждаетесь в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны. . ..И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Это безразличие никого не беспокоит, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит гроза? Но Печорин не может жить без штормов, он сам их создает (вспоминаются строки из «Парусов» Лермонтова, которые прекрасно характеризуют молодого человека: «Но он, бунтарь, просит шторм, как будто в штормах мир» ). Так что в подобной ситуации холодное безразличие Печорина может превратиться во зло.

От доктора Вернера молодой человек узнает о приходе Веры на Кавказ. Когда он встречает ее, мы понимаем, что он любит ее, но любит только «за себя», не думает о ней, что ее мучает. Существует явное противоречие: если он любит Веру, то зачем заботиться о Марии? Так как дела с Мэри?

16 мая молодой человек делает в своем дневнике следующую запись: «В течение двух дней мои дела ужасно развивались». Что это за бизнес? Он занят тем, что влюбляется в принцессу из-за желания развеять скуку, раздражать Грушницкого или, как Бог знает, от кого другого. Ведь сам он не понимает, зачем он это делает: Мария, говорит Печорин, ему не нравится. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

“Что я беспокоюсь?” Он спрашивает себя и отвечает: «Владеть молодой, едва полной душой – это огромное удовольствие!» Это чистый эгоизм! И кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни другим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Отстаивая честь оклеветанной Марии, он бросает вызов Грушницкому на поединок. И здесь, на дуэли, он проводит на кадете такой эксперимент, который решат не все. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, как Грушницкий подчиняется злу, имеет ли он силу и подлость, чтобы убить безоружного человека (мы знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается живым. Однако оказывается, что он вынужден убить юнкера. Грушницкий умирает.

«Принцесса Мария» показывает нам настоящую трагедию Григория Печорина. Ведь такую ​​замечательную натуру, огромную энергию он тратит на мелочи, на маленькие интриги. Разве это не трагично ?! Это особенно заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом вошел в литовский дом, где принцесса пригласила его на свою дочь. Печорин говорил с Мэри наедине, признавшись, что он смеялся над ней: «Поскольку я не смотрел в свою грудь хотя бы на искру любви к дорогой Марии, но мои усилия были напрасны».

Читайте также:
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Итак, в «Принцессе Марии» нам раскрывается человеческая душа. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин – противоречивый, неоднозначный человек. Он сам перед дуэлью говорит: «Некоторые скажут: он был молодцом, другие – ублюдком. Оба будут ложными». И действительно, эта история показывает как хорошие качества молодого человека (поэзия природы, необыкновенный ум, проницательность), так и плохие черты его характера (ужасный эгоизм). Действительно, настоящий человек не является исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главную, центральную роль в романе, поскольку она позволяет читателю самостоятельно следить за развитием характера главного героя, узнавать о формировании его характера, «эгоистичного и сухого», как сказал бы А. С. Пушкин. И вот его слова из исповеди Марии: молодой человек признается ей, что такое общество Грушницких сделало его «моральным калекой».

Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше и больше овладевает главным героем. В конце истории, находясь в крепости, он больше не видит тех ярких красок, которые так ему нравились на Кавказе. «Скучно», – заключает он.

Все основные вопросы романа – социальные, психологические и философские – подняты в этой истории (именно поэтому она занимает центральное место в романе) и плавно переходят в заключительный рассказ «Фаталист», где герой снова пытается разгадать важную загадку: какова истинная цель человека, в чем смысл бытия, какую роль играют свобода, судьба, вера в жизни человека? Становится ясно, что Печорин во многом обязан своим поведением отсутствию моральных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы принес зеркало всему своему поколению. Честно говоря, нам было бы приятно взглянуть в это зеркало, тем более что мы также живем во времена, когда, разрушив старые принципы, мы еще не разработали новые, когда царят разочарование и неверие. Мы теряем нашу человеческую внешность? Становимся ли мы “моральными калеками”? Стоит ли искать ответ в романе «Герой нашего времени», особенно в главе «Принцесса Мария»?

Заключение

История начинается с философской дискуссии между Печериным и Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулих – сторонник фатализма. Печерин задает вопрос: «Если есть предопределения, то почему мы получили свободную волю, разум?» Этот спор подтверждается тремя примерами, тремя смертельными ублюдками с судьбой.

Во-первых, попытка Вулича покончить с собой выстрелом в храм закончилась неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице с пьяным казаком; в-третьих, мужественный актер Печерина на казацкого убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли, что ты не можешь смириться, быть смиренным перед судьбой.

В таком повороте философской темы автор спас роман от его мрачного окончания. Печерин, чья смерть была неожиданно описана в середине истории, в этой последней истории не только избегает, казалось бы, верной смерти, но также впервые совершает поступок, который приносит пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: «офицеры поздравили меня – и в этом точно не было ничего».

Герой имеет двойственное отношение к фатализму своих предков: с одной стороны, он иронизирует над их наивной верой в звезды небесные, с другой стороны, он открыто завидует их вере, поскольку понимает, что любая вера – это благословение , Но отвергая прежнюю наивную веру, он понимает, что в его 30-е годы не было ничего, что могло бы заменить утраченные идеалы. Несчастье Печерина состоит в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только святыни не существует, он смеется “над всем”. А неверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.

Проявив мужество своего героя, Лермонтов в то же время подтвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: «Я готов на все жертвы, кроме этой: я поставлю свою жизнь на карту двадцать раз, но я не продам свою свободу». Но такая свобода без гуманистических идеалов связана с тем, что Печерин постоянно пытается подавить голос его сердца: «Я давно живу не сердцем, а головой».

Однако Печерин не самодовольный циник. Исполняя «роль палача или топора в руках судьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман – это гимн мужественному человеку, свободный от предрассудков и в то же время реквием. для одаренного или, возможно, гениального человека, который не мог «угадать свое высокое предназначение».

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: