Своеобразие реализма в романе Герой нашего времени: сочинение

Романтизм и реализм в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Сочинение по литературе на тему «Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» размышляет о том, какие черты литературных направлений отражаются в произведении.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» явился новаторским сразу в нескольких смыслах. Это был первый социально-психологический роман. Он состоял из отдельных повестей, объединенных героями, идеей. Хронология внутри произведения намеренно нарушена. В реалистическом романе присутствуют элементы романтизма, с которого начинал Лермонтов свой путь в литературу.

Предметом изображения в произведении является объективная действительность в ее типических чертах. Главный герой Григорий Александрович Печорин является офицером русской армии. Он проходит службу на Кавказе, куда приехал, как и многие его современники, в поисках новых впечатлений. Романтический метод проявляется в экзотичности ситуаций, в которых оказываются герои произведения. Главы «Тамань» и «Фаталист» используют романтические сюжеты, сочетая их с реальными подробностями жизни людей. В первой повести речь идет о «честных» контрабандистах, род занятий которых овеян романтикой. Во второй повести раскрывается тема судьбы.

В главе «Бэла» мы встречаемся с бывалым военным Максимом Максимычем. Он вспоминает историю прошлых лет, героем которой был Печорин. В его рассказе мы встречаем приметы времени и особенности жизни черкесов. В частности, он рассказывает о черкесской свадьбе. К элементам романтизма относится сама обстановка. Дикий, далекий от цивилизации край. Народ, живущий по обычаям предков. На свадьбе Печорину понравилась княжеская дочь, и он решил взять ее себе. Григорий Александрович был человек, склонный к приключениям. Бэла, так звали девушку, была его очередным приключением. Любовь светских красавиц давно наскучила герою, он надеялся, что черкесская княжна сделает его счастливым. Его ожидания не оправдались. Бэла скоро наскучила Печорину, он стал тяготиться ею. Если бы девушка не погибла, Печорин бы, в конце концов, оставил ее. Она не смогла бы этого пережить, гибель стала для нее избавлением.

Образ главного героя построен в соответствии с требованиями романтизма. Одиночество героя является еще одной чертой, сближающей произведение с романтическими историями. Герой находится в разладе с обществом, поэтому он сбежал на Кавказ. Печорин – личность исключительная, сложная и противоречивая, в нем соединяется злодей и страдалец, что также характерно для произведений романтизма. Эти особенности его характера вызывают интерес.

Герой умный, образованный, одаренный человек. По своим способностям он стоит на голову выше окружающих его людей. Он может быть добрым и благородным, но может проявлять жестокость и эгоизм. В главе «Максим Максимыч» подчеркивается эгоизм и равнодушие героя, которое он проявил по отношению к своему старому приятелю. Мы видим смертельно уставшего человека, который ищет случая свести счеты с жизнью. Он покидает Кавказ и едет в Персию, где заканчивается его жизнь.

Дневниковые записи Печорина много говорят о его характере. Автор наделяет героя аналитическим складом ума. Дневник героя представляет собой самоисследование. Печорин, рассказывая о своих чувствах и поступках, не пытается лукавить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если он испытывает чувство зависти, то он честно признается в этом. Если он хочет посмеяться над кем-то, чтобы развлечься от скуки, то он не придумывает для этого какие-то оправдания. Так случилось в ситуации с Грушницким, который казался герою смешным. Печорин встретился с ним на водах в Птигорске. Он сразу понял игру Грушницкого. Тот хотел произвести впечатление на дам, поэтому ходил в солдатской шинели, будучи офицером. Потом он сменил ее на черкесский наряд, Печорин не преминул сострить по этому поводу, чем вызвал неудовольствие Грушницкого. Развлечение героя зашло слишком далеко. Он убил Грушницкого на дуэли, разбил сердце княжны Мери. Печорин вступил в конфликт со всем светом, но его это не очень волновало. Он слишком хорошо знал людей, чтобы огорчаться из-за этого.

В образе Печорина Лермонтов собрал все черты современного ему поколения, о котором он говорил в стихотворении «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье!». В романе писатель отразил пороки своего времени. Произведение можно считать своеобразным протестом против существующего положения дел, против состояния общества. Умные и образованные люди, подобные Печорину, не приносили пользы обществу, не находили приложения своим недюжинным силам. Лермонтов нарисовал портрет современного ему человека без прикрас, без осуждения, просто констатируя реальные факты так, как он их видел.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что роман «Герой нашего времени» относится к произведениям реализма. Элементы романтизма придают ему приключенческий характер, обостряют конфликт. В. Г. Белинский признавал реалистический характер произведения, говоря, что роман «является образцом реалистической прозы».

Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта. Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии. Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму. К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Читайте также:
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

2 вариант

Реализм – это направление в литературе, которое было наиболее популярно в искусстве в целом в 19-ом веке, сменив собой романтизм. Для того, чтобы понять, что такое реализм в искусстве и особенно в литературе, необходимо установить, что любое произведение условно делиться на два элемента – субъективный, то есть то, что автор выдумал и вложил в историю, персонажей и их окружение (характерен для уже упомянутого романтизма), а так же объективный – то есть то, что творец увидел в реальном мире и воспроизвёл в своём творении. Именно максимально возможное отражение реальности и использование объективного элемента присуще реализму как направлению в искусстве.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов умело совместил черты как романтизма, так и реализма. Реализм проявляется в первую очередь в самом главном герое – Григории Печорине. Будучи «героем своего времени» (а слово «герой» здесь обозначает не человека, сделавшего что-то отважное и общественно-поощряемое) он впитал в себя все реальные черты, характерные для его поколения и социальной группы. Образ Печорина – реалистическое отображение нравов и взглядов, господствовавших среди молодых людей, принадлежавших к дворянству 19-ого века. Несмотря на романтизм самого героя (а именно – его собственного мировоззрения, которое он высказывает в течение событий, составляющих сюжет романа), отображение его таковым само по себе является чертой реализма.

Более того, важная реалистическая черта «Героя нашего времени» — отделенность автора от своего персонажа, а порой даже рассказчика истории от её главного героя. Например, самый первый рассказчик, Максим Максимыч, даже если бы очень хотел отобразить и раскрыть внутренний мир Печорина (что характерно для романтизма), рассказывает нам лишь реально производившие факты, поскольку он не мог пережить события так же, как Григорий. Да, он передаёт его поведение, его реакцию на определённые события, но он рассказывает именно о том, что существовало в реальности, что мог бы увидеть каждый человек, а не о внутреннем мире, чувствах, переживаниях Печорина в момент совершения определённых поступков. Именно это и является главной чертой реализма всего романа в целом – отстранённость самого Лермонтова от своего героя, вследствие чего мы видим лишь реальные факты, ту самую объективную сторону произведения, упомянутую в начале.

Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта. Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии. Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму. К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Читайте также:
Анализ стихотворения Родина Лермонтова: сочинение

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

Любовные линии

Романтика и любовь неразрывно связаны друг с другом. Они проявились в нескольких любовных сюжетных линий в романе «Герой нашего времени», которые в полной мере раскрывает романтическую составляющую произведения. Тема любви является одной из основных.

М. Ю. Лермонтов показывает читателю несколько видов этого чувства через отношения главного персонажа:

  • столичную (реалистическую);
  • естественную;
  • натуральную;
  • жертвенную.

Для этого он выбрал трех совсем разных по характеру девушек. Несмотря на их внешние и внутренние различия, жизнь всех из них закончилась трагично после встречи с Григорием Печориным, что придает особый печальный романтизм произведению.

Первая любовь главного героя — Бэла, девушка-дикарка, с самого начала возбуждает своей недоступностью массу эмоций, волнений, желаний. Печорин насильно заставил ее себя полюбить, но вскоре понял, что любовь необузданной красавицы ничем не отличается от любви светских барышень. С разочарованием пришло и осознание, что вспыхнувшие чувства были лишь временной страстью. Некое спасение обрела девушка, погибнув от руки Казбича. Ведь не случись с ней это несчастье, она, несомненно, умерла бы от горечи обиды и тоски.

Не менее трагичной оказалась новая любовь главного героя с княжной Мэри. Во время отношений с ней он метался в своих чувствах, и сам не понимал, искренни они или наиграны. Приводя в замешательство и себя, и Мэри, он довел бедную девушку до нервного срыва. Благодаря здравому уму, главный герой принимает решение отпустить княжну и оставить ее в покое.

Самой романтичной историей любви в произведении стали отношения между Печориным и Верой. Они оказались самыми настоящими, искренними. Не зря автор выбрал такое имя героине, символизирующее веру в жизнь, в светлое будущее. В этот момент, читатели на миг тоже обретают веру, что Печорин сможет, наконец, обрести свою любовь. Ведь у него к ней искренние чувства. Но и здесь главный герой не смог погрузиться в омут любви с головой.

Черты реализма, присутствующие в его характере, борются с романтичной натурой. И в итоге Печорин калечит жизнь и себе, и своей возлюбленной, принимая свое одиночество.

Образ Григория Печорина

Молодой и привлекательный офицер Григорий Печорин стал одним из символов и ярких образов юноши XIX века. Лермонтов вложил в этот образ не только настроение того времени, но и черты характера, которые частично были свойственными и самому поэту.

В произведении отмечена следующая характеристика героя:

  • возраст Григория на момент основных действий романа примерно 25 лет.
  • внешне он был весьма недурен собой, обладал ослепительно белоснежной улыбкой, стан его был тонкий, а плечи широкие и мужественные, весь его образ выражал стать и благородство. Был кареглазым блондином с «улыбающимися» глазами и широкой улыбкой.
  • интеллигентный, богатый и образованный, он мигом влюблял в себя женщин.
  • Печорин вырос в высшем свете, был очень образованным, складно разговаривал, но при этом учёбу и чтение он считал скучными.
  • герою быстро надоедает любое новое дело, он очень непостоянный и ветреный.
  • храбрый и смелый, он при этом признаёт себя абсолютно лишённым нравственности, язвительным и острым на язык.
  • злопамятный и эгоистичный, он живёт разумом, а не чувствами, являясь истинным реалистом. Его сложно назвать романтиком, так как собственную свободу он ценит превыше всего.

Точно нельзя сказать, что Печорин — романтический герой, ведь большинство его поступков, а также отношение и к жизни, и к женщинам, говорит об обратном.

Образ Печорина в произведении «Герой нашего времени» — по сути, характеризует всё поколение того времени. Основной чертой этого поколения являлась скука. Какой была молодёжь можно судить и по высказываниям автора, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Печорину невдомёк, что его поступки рушат судьбы других людей, что по его вине погибает и Бэла, и её отец. Он испытывает чувство жалости к девочке, но не раскаивается. Ещё до трагедии он делится с приятелем, что ему с ней скучно. Точно так же он пытался побороть скуку, играя с чувствами княжны Мери.

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Реализм романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ Максима Максимовича из романа «Герой нашего времени» незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести «Бэла». Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который подает ему полезные советы. Это Максим Максимович. Называя «азиатов бестиями», выманивающих деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны. Максим Максимович с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда. Словно отец родной, он опекает Белу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь.

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана. Максим Максимович не привык заискивать перед «сильными мира сего», и хотя генерал Ермолов давно в опале перед царем, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух. Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина.

Одно он знает твердо — людей обижать нельзя. Когда он отговаривает Печорина от похищения Белы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится. Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепости является его подчиненным. Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему. Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Белы не меньше, чем Печорин, и постоянно внутренне казнит себя за это.

Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку. Максим Максимович поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди.

По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимович — это молчаливый укор его далеко не благородному поступку. Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загубил чистую душу. Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный такт не позволили бы Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к нему холодно.

Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди грубого народа, это наложило и на него самого какой-то отпечаток. Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути. Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и всепрощение — редкие качества в жестоком мире. И если автора Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти надолго.

Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему. Годы выработали в Максиме Максимовиче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-автором ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку (автору) историю Бэлы. Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению. Картины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, автор в романе — это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле попал на Кавказ, то, видимо, и автор тоже изгнанник?

Автор и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется. Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимович рассказывает довольно скупо. Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не. имеет известий от отца и матери. Стихотворение Лермонтова «Завещание» написано от лица старого солдата. ‘Это можно отнести и к Максиму Максимычу:

  • Но если кто из них и жив,
  • Скажи, что я писать ленив,
  • Что полк в поход послали
  • И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили семью Максим Максимовичу. Прошло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные страсти лишь на время заманили скуку для Печорина, но вскоре Печорин с тоской говорит: «Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно.» Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч — храбрый человек, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями. Душевная опустошенность — это не только беда Печорина, а веяние века. Штабс-капитан спрашивает у автора: «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают, его «донашивают», как старое платье. Сострадательная душа штабс- капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому.

Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким человеком. Образ Максима Максимовича — один из лучших образов в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», хотя Гоголь написал этот образ позже, а показал человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.

Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было.

Читайте также:
«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает». Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин физически сильный и выносливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные?» Глаза не смеялись, когда он смеялся». Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир.

Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен:» Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории.

В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей и литературных героев. Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы «изведать предел подлости моего противника». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.

Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли «кремнистый путь» борцов и явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.

Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта. Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии. Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму. К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

Основная мысль

«Герой нашего времени» — литературное произведение о сложном и противоречивом характере главного персонажа. Основной дилеммой романтизма здесь является проблема личности. Герой — простой человек, представитель своей эпохи. Произведение объединяет реализм с романтизмом, которые раскрываются в главах:

  • «Бэла»;
  • «Тамань»;
  • «Княжна Мери».

Особенности нрава Печорина раскрывают реальные действия, он удрученный и несчастный, а его душевное жизневосприятие приводит к трагедии сильной личности.

Романтизм в героях

Образ Бэлы имеет особые черты. Романтичность натуры героини читатель видит в яркости и живости красок при отражении природы, которая ее окружает. Автор описал ее очень красивым языком.

Девушка гор, выросшая в гармонии с природой, сочетает в себе чувство гордости и собственного достоинства, тягу к свободе, природную чувственность и непосредственность любви. Насильно помещенная в чуждую среду, она раскрывает свой истинный характер и красоту внутреннего мира.

Девушка-контрабандистка Ундина неразрывно связана с романтикой разбойничьей жизни. Независимость, свободолюбие, опасность придают особый шарм, который так и манит главного героя, вызывая в нем повышенный интерес. Умение радоваться мелким победам, жить одним днем — это все то, что так притягательно и вместе с тем недоступно Печорину.

Главный персонаж имеет очень сложный, во многом противоречивый характер. Сквозь его наигранный реализм прокрадываются черты романтики. Полностью характер героя раскрывается в его дневнике. Там можно увидеть натуру с горячим сердцем, не обделенную нежными чувствами, способностью переживать. Равнодушие, холодная расчетливость и черствость — маска, которой прикрывается Печорин.

Своей многогранностью главный герой и привлекателен для читателя. Он настолько же индивидуален и мечтателен, насколько и реалистичен. Но к сожалению, победа практичности и реальности над романтичностью приносит некоторое разочарование, оставляет некий осадок после произведения и дает задуматься о многих вещах и реалиях жизни.

Таким образом, в романе к реализму можно отнести характер героя, поступки, его поведение, но его мысли, внутренние переживания — все это воплощение романтизма, который открывает в нем нежного юношу, еще способного к чутким эмоциям, любви, сопереживанию.

Романтизм пронизывает произведение на всем его протяжении, наиболее яркие акценты писатель расставил на природе, романтических сценах и характере героев.

Самые знаменитые произведения

«Гранатовый браслет», Александр Куприн

«Бедная Лиза», Николай Карамзин

Произведение «Бедная Лиза» о чистой невинной девушке, которое до сих пор трогает сердца читателей. Молодая и красивая Лиза живёт в окрестностях Москвы, старушка-мать после смерти отца начала слабеть. Причиной тому стала скорбь по мужу и плохое финансовое состояние. Когда кормилец семьи умер, Лизе пришлось брать на себя все обязанности по дому и зарабатывать деньги. Девушка отчаянно искала способы подработать: шила на заказ, собирала ягоды и продавала их в Москве. Когда девушка, как обычно, продавала цветы, симпатичный молодой человек обратил на неё внимание и предложил за ландыши высокую цену. Лиза, конечно, отказалась, но молодой человек не расстроился и сказал, что будет покупать цветы только у неё. Молодого человека звали Эрнест, он оказался дворянином. Влюбившись в Лизу без памяти, герой старательно ухаживал за ней несколько месяцев. Эрнест был избалован женским вниманием, и те платонические отношения, что были между им и его возлюбленной, казались ему возвышенными. Эрнесту показалось, что именно этого он искал всю жизнь. Лиза была скромна и невинна. Вопреки тому, что дворянин – весьма ветреный человек, ввиду социального положения, позволявшего ему многое, к Лизе герой относился серьёзно. Однако, рассказ не закончился хорошо. К Лизе пошёл свататься богатый крестьянин. Мать главной героини понимает, чем может закончиться роман с Эрнестом и была согласна дать согласие на брак. Лиза, охваченная горем и ужасом, обращается с рыданиями к Эрнесту. Спустя некоторое время Эрнест охладевает к возлюбленной и ему начинает казаться, что Лиза точно такая же, как другие женщины. Отношения с Лизой стали ему не интересны. Героиня замечает изменения в его поведении и сильно огорчается, однако виду не подаёт. Эрнеста забирают на службу, Лиза преданно его ждёт. Молодой человек проигрывает состояние и ему приходится жениться на старой, но богатой вдове, а Лизе он отказывает. Расстроенная и растерянная девушка прощается с матерью и тонет в реке.

«Страдания юного Вертера», Иоганн Вольфганг Гете

Главный герой, как понятно из названия, Вертер. Образованный, творческий молодой человек, из небогатой семьи. Вертер находит маленький зелёный городок, где в одиночестве рисует, наслаждается общением с простыми людьми, читает Гомера. Случайно герой знакомится с Шарлоттой. Девушка сталкивается с ним на загородном балу. Вертер влюбляется без памяти. Его впечатляет стойкость девушки перед невзгодами судьбы, ведь ей пришлось растить девять братьев и сестёр после смерти матери. Девушка не только красива, но и увлечена тем же, что и Вертер, поэтому молодые люди быстро находят общий язык. После того вечера молодой человек постоянно общается с Лоттой, помогает ей во всём. Вертер ощущает себя участником в её жизни. Однако, ухаживания остаются без ответа, так как у девушки уже есть богатый и солидный жених, который на момент рассказа находится в другом городе, где занимает хорошую должность. По прибытию домой, Альберт, жених девушки, знакомится с Вертером. Как соперника он его не рассматривает, но из уважения к персоне главного героя не показывает чувств к Шарлотте. Вертер всё равно сильно ревнует. Когда у Шарлотты и Вертера бывают встречи, Альберт всегда находится рядом, чем ужасно раздражает молодого человека. Общение Вертера и Альберта сводится к тому, что они довольно часто спорят о природе любви. Вертеру присуща любовь страстная, которая разумом не контролируется, а Альберту по душе холодный расчёт и разумное решение проблем. В день рождения Шарлотты Вертер получает в подарок бант с платья возлюбленной. Этот подарок сделал ему Альберт. Молодой человек понимает, что пора двигаться дальше и уезжает прочь, попрощавшись с Шарлоттой. Он находит в другом городе работу и новую девушку, которая похожа на его прошлую, ещё не умершую любовь. Однако, ввиду проблем, связанных с его душевным состоянием, молодой человек увольняется и уезжает обратно к Шарлотте. По приезду он видит её счастливый брак с Альбертом и решает покончить с собой, не в силах выдержать любовной муки. Трагедия кончается тем, что Альберт и Шарлотта хоронят его в месте, которое он выбрал сам.

Читайте также:
Стихотворение Дума: сочинение

«Олеся», Александр Куприн

В этом произведении речь идёт о девушке Олесе и рассказчике – главном герое, который оказывается в маленькой и неказистой губернии. И нет больше в той деревушке развлечения, кроме как охота. Однако, молодой человек узнаёт, что недалеко живет ведьма, которая может предсказывать будущее. Сильно заинтригованный главный персонаж направляется к загадочной избе, где знакомится с ведьмой и её дочерью. Дочь зовут Олеся. Героиня оказывается милой, красивой и смешливой девушкой, коих главный герой ещё не встречал, что неволей заставляет его интересоваться Олесей всё больше и больше. Сначала между ними завязывается крепкая дружба, которая перерастает в роман. Однако, не смотря на счастье от любви друг к другу, Олеся, которая знает будущее, подозревает, что отношения закончатся плохо. Она говорит об этом главному герою, однако тот отмахивается, предпочитая жить одним днём. Вскоре ему пора возвращаться в родной городок, Олеся признаётся, что выйти замуж за него не может, и в церковь войти тоже, ведь её душа давно продана нечистому. В результате Олеся получает общественное порицание, когда пытается войти в церковь первый раз. Главный герой и девушка расстаются, чтобы потом никогда не встретиться снова.

«Старый моряк», Самюэль Кольридж

Герои романтики и реалисты

В целом персонажи остались приблизительно похожими, однако добавились многие новые аспекты, например, глубокая проработка психологии и внутреннего мира. Идеальная личность реализма во многом схожа с тем же Чацким, это всё тот же выбившийся из общего мира герой, который, пойдя против всех, «организовал» новый тип человечества. Чем же это, например, не Базаров или Штольц?

В общем, можно сделать вывод, что характеристики героев реализма и романтизма, хотя и достаточно разнятся во многом, в чём-то сильно близки. Можно ли сказать, что реализм — это более усовершенствованный романтизм? В принципе да, так как многие вещи романтизма со временем устарели или просто были переосмыслены и в итоге превратились в то, что люди назвали реализмом.

Но их сходства и различия по большому счёту не имеют значения, так как классическая литература нетленна вся — и «Горе от ума», и «Война и мир» будут актуальны всё то время, что ещё будет существовать человечество.

Главный герой — романтик в произведении

Главного персонажа автор представляет читателю особенным и многоликим человеком. Он неподражаем в своих действиях. Печорин ничего не делает, как должно быть. Для героя рационализм на первом плане, а это и есть его трагическая безысходность. Лирика — первооснова его стремлений.

Признаки романтизма в произведении «Герой нашего времени» проявляются во всех главах. Григорий с бывшими приятелями решает спорные вопросы посредством поединка. Проверяя Грушницкого на наличие остатков совести, Печорин испытывает и его, и свою судьбу, что не может не проявиться на настроении читателя.

Григорий знает, что ему подают разряженное ружье, но ждет от противника правды. Печорина не пугает смерть, он стремится отыскать свое место в жизни, идет против судьбы. Лирический романтизм гибнет под натиском реальности, апатии и рассудительности.

Читателя персонаж пленит, метания его души оказываются понятны. Насколько он задумчив и индивидуален, настолько и реалистичен.

Романтические сцены

Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.

В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика? Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска. Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.

Любовная лирика Лермонтова (сочинение для 9 класса)

Для творчества Михаила Лермонтова характерно несколько тем. Это и проблема роли поэта и поэзии в обществе, и гражданская лирика, и стихотворения о природе. Но, все-таки, самую прекрасную, интересную и завораживающую часть составляет лирика любовная.

Творчество Лермонтова всегда противопоставляют поэзии Пушкина. К любовной лирике это также относится. У Александра Пушкина любовь — это яркое, светлое, прекрасное чувство. Оно всегда сопровождается радостью, счастьем и даже эйфорией. Герои проводят время на светских мероприятиях. Героини всегда чуткие красавицы. У Лермонтова все по-другому… Для его любовной лирики характерна трагичность, драматичность, грусть. Поэт никогда не пишет о светлой, нежной любви с хорошим концом. Его чувство зачастую невзаимно. Оно ранит и приносит лишь разочарование. Однако, любовь не теряет своих прелестных свойств даже в этом случае. Для писателя это великая сила жизни, которая является основой всего.

Такое обстоятельство связано с судьбою поэта. Он не был счастлив в личной жизни. Первой возлюбленной поэта стала Екатерина Сушкова, которой он посвятил такие стихи как «Взгляни, как мой спокоен взор. », «Я не люблю тебя. ». Это была настоящая светская красавица с безупречными манерами. Она не принимала ухаживания молодого Лермонтова, поэтому произведения, посвященные ей проникнуты обидой, недопониманием. Все они, конечно же, освещают любовь безответную.

Читайте также:
Пейзажная лирика Лермонтова: сочинение

Самое сильное чувство поэта связано с именем Варвары Лопухиной. Она сильно отличалась от Сушковой. Автор посвятил ей такие работы как «Мы случайно сведены судьбою. » и «Слова разлуки повторяя. ». Для них характерна честность, глубина мыслей, вдумчивость и откровенность. Здесь уже нет той обиды, печали. Это более светлые и возвышенные стихотворения.

Сильные потрясения пришлось пережить поэту в отношениях с Натальей Ивановой, которая оказалась неверна ему. Это задело его самолюбие, но также возбудило в нем чувство мести, желания восстановить справедливость. Писатель чувствует себя некомфортно, так как любовь исчезла бесследно. Это проявляется, например, в стихотворении «Я не унижусь пред тобою. »

Кратко охарактеризовать любовную тему в лирике поэта можно такими словами как обреченность, утрата, бессилие, тоска, непонимание, задумчивость. Писатель так и не стал счастлив, поэтому у него и нет светлых, радостных стихотворений о любви.

2 вариант

Наверное, нет такого автора, который бы не писал про любовь, ведь это для них является самой актуальной темой. У Лермонтова было огромное количество женщин, и каждой из них он посвятил стихотворение. Кроме этого он еще описывает их измену или неразделенную любовь.

Также Лермонтова можно назвать чувствительным человеком, который видит окружающих людей, которые любят друг друга, но совсем скоро у них должно что-то случиться или ему хочется остановить человека, который готов броситься с головой в омут любви и никогда оттуда уже не возвращаться. Кроме этого часто судьба его очень сильно разочаровывала, но он все равно верил в то, что все совсем скоро измениться в лучшую сторону. Конечно, бывали моменты, когда он был, не совсем уверен в том или ином решении и тогда на помощь ему приходили не только холодный рассудок, но и логика. Также он делал выводы о том, что любовь вообще никому не нужна, и любить никого кроме себя не стоит. Все его страдания отпечатываются на произведениях автора.

Ему кажется, что у истории любви только лишь трагический конец. Ведь каждый из его героев также как и он несчастен в любви и никому из них не везет в любви. А поскольку ему не с кем делиться всеми своими тайнами, секретами или переживаниями, то он делиться всем с бумагой, которая как говорят, все стерпит. Ему кажется, что человек не должен жить в закрытом пространстве. Кроме этого он должен постоянно соблюдать все законности и правила. И когда он понимает, что везде его обманывают, то решает просто уйти в поэзию. И хотя ему очень плохо одному, но зато никто теперь не будет его обманывать и бросать.

Когда в более зрелом возрасте он уже снял свои розовые очки и на мир смотрел совсем другими глазами. И выражал он свои произведения в новеллах. Больше всего на свете ему нравится писать на гражданскую тему. Кроме этого здесь затрагиваются проблемы любви с философской точки зрения, а также и о своем месте в жизни и о смерти. Он понимает, что не бывает любви на века и в один прекрасный момент она покинет его.

Когда начинаешь читать любовную лирику Лермонтова, то начинаешь мыслить на разные темы и задумываться о своем настоящем и будущем. Те, кто знаком с произведениями Лермонтова, наверное, знают, что он романтик. Кроме этого он верит в то, что где-то существует еще один мир, в котором люди любят друг друга и никогда никто никого не бросает. И ему больше всего на свете хочется попасть именно в этот мир.

Сочинение 3

Наверное, многим писателям нравилось писать про любовь и этому они выделяли отдельную главу или внимание. А вот Лермонтов на это потратил очень много времени, и за все время ему удалось создать примерно двадцать разных произведений, в которых речь пойдет про любовь. Каждое его стихотворение посвящено его любви. Здесь он подробно и четко описывает все чувства, которые испытывает сам и испытывает его любимая. Кроме этого здесь присутствует еще вероломство и измена, а также охлаждение чувств к одной из них.

А ведь если тщательно и вдумчиво читать его произведения, то становится понятно, что Лермонтов считается чувствительным человеком. И он старается рассказать всем о том, что если вы очень сильно влюблены, то не нужно сразу же кидаться в нее с головой, ведь от этого могут быть последствия и не всегда положительные. Кроме этого часто в своей жизни автор разочарован, что не стал тем, кем ему давно хотелось стать. Вовремя ему удавалось подключить не только холодный рассудок, но и логику и это его много раз спасало. И каждый раз он понимал, что любви в этом мире он отыскать не сможет. Но немного попозже все-таки пытался опять создать отношения, которые думал, что сложатся совсем не так как предыдущие.

А вот произведение «с горчинкой» предполагает конец всему к чему он так давно и упорно шел. Каждый из его героев оказывается несчастным. И все что он испытывает к женщинам переносится на бумагу и попадают в произведения. А все потому что никто не понимал автора и только при помощи бумаги он мог высказать все что держал всегда в душе и в сердце. Поскольку здесь он не находит себя, то уходит полностью в поэзию, где ему удобно и комфортно находиться. Кроме этого он совсем не хотел всю жизнь прожить в одиночестве и это его еще больше угнетало.

Если раньше каждый человек видит любовь сквозь розовые очки и не всегда замечает того, что его обманывают. А вот Лермонтов уже давно снял эти очки и поэтому сейчас его обмануть становится очень трудно и практически невозможно. Теперь он переходит на различные новеллы. И опять его главные герои очутились в том мире, где им приходится жить без любви и иллюзиями. Кроме этого теперь к своей жизни он подходит с философской точки зрения. Он понимает, что любовь может появиться внезапно и также внезапно исчезнуть, и никто от этого не застрахован.

Читайте также:
Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Любовная лирика заставляет читателей задумываться над жизнью, а также и над тем, что они собираются делать дальше и как жить. Также Лермонтов уверен в том, что существует еще один мир, в котором вообще нет горя и зла, и все люди счастливы. Кроме этого там никто не разочаровывается в любви. И каждый человек в этом мире может быть счастливым.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовная лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

В детстве я думал, что после рождественских праздников наступает весна. А вот в декабре ещё настоящая холодная и серая зима. В конце декабря в магазинах появлялись ёлочные игрушки, блестящие украшения

Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

Произведение является четвертой повестью, входящей в цикл, созданный писателем под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

«Снежная королева», произведение писателя из Дании, Ганса Андерсена, опубликованного в 1844 году, повествует о дружбе двух маленьких детей, Кая и Герды. Сказка воспитывает в людях добро

Сочинение на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

Тема любви затрагивается всеми русскими поэтами. Она очень часто затрагивалась в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова, но отличалась от других потов. Например, сравним любовную лирику Лермонтова и Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин восхваляет любовь, пишет о ней как о высшем чувстве человека. В лирике Лермонтова, любовь описывается, как что-то грустное и неразделенное. В его лирике любовь неразлучна с печалью. Если задуматься, то на самом деле это не удивительно, достаточно лишь вспомнить о времени, в которое он жил — период восстания декабристов. Пушкин писал еще до восстания, когда еще оставалась надежда на лучшую жизнь: «Но в нас еще горит желанье, под гнетом власти роковой», — написал он в стихотворении «К Чаадаеву». В стихотворениях Лермонтова все тусклое, пессимистичное, потому что надежды на то что всё будет хорошо уже не было. Это во многом повлияло на его лирику. Для примера возьмем одно из его произведений — поэма «Демон».
В поэме » Демон» затрагивается множество тем, но одна из самых главных это тема любви, которая занимает особое место. Любовь — чудесная сила, которая побуждает человека к хорошему, раскрывает все его добрые качества, дает надежды, а иногда губит человека, сопровождая всю жизнь горькими мучениями.
В поэме раскрыты обе стороны силы любви. Жених Тамары, главной героини произведения, погибает из-за ревнивой спешки. Демон, ненавидящий и презирающий все вокруг, погружается в одиночество, его преследует чувство неполноценности, опустошенности. Тут он встречает свой идеал — Тамару. Он полностью пленился своим идеалом и всеми силами пытается устремиться к нему. Так любовь раскрывает положительные черты Демона, он борется за светлую жизнь, пытаясь стать «как все». Но в поэме Демон преподнесен как образ «лишнего» героя, непонятого, «Я тот, кого никто не любит», — так отзывался о себе сам герой. Лишний герой не может стать частью общества, он ищет свой идеальный мир, но найти не может. Демон остается верен своей любви, хотя это и приносит ему страдания, а Тамара же изменяет своей любви, становясь счастливой.
Таким образом, в поэме » Демон» любовь осталась безответной, она принесла герою грусть и боль, как и в других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова.

Еще больше сочинений на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4

Причины отличия любовной лирики М. Ю. Лермонтова от творчества его современников следует искать в его юности, в периоде формирования личности поэта. Он рано повзрослел, уже в юные годы осознав жестокость мира. Все его творчество проникнуто мрачностью и трагизмом. Большое влияние на мировоззрение поэта и на его лирику оказала любовь к В. А. Лопухиной, волею судьбы – или его собственной нерешительности – оставшаяся безответной.
С одной стороны, любовь для Лермонтова – высочайшее, «небесное» чувство, осеняющее человека ангельским крылом. С другой стороны — испытываемые поэтом отвращение и неприязнь к повседневной жизни, неприятие грубой и жестокой реальности заставляли его разрываться в душе, словно объекты его чувств живут в ином, светлом и чистом мире, в котором когда-то суждена – или не суждена? – встреча. Как правило, стихи Лермонтова – о любви, утраченной по вине женщины, неверной, коварной или просто легкомысленной. Либо же – о любви возвышенной и непостижимой, оттого недоступной и невозможной, о любви неразделенной и безнадежной. Поэт вроде бы жаждет любви – и в то же время страшится открыть свое сердце, боится обмана и предательства, подозревая всех и вся, обвиняя людей в несоответствии его идеалам.
Нельзя не отметить, что стихи, посвященные конкретным женщинам, всегда описывают их очень точно. «Светский блеск» одной – в противовес «чудной простоте» другой. Но что характерно для всей лирики поэта – это неизменная и несгибаемая гордость его лирического героя. Неспособен он в угоду даже самому пламенному чувству переступить через себя.
Любовная лирика Лермонтова настолько трагична, что даже самые светлые стихи сопровождаются тенью несчастий.
Источник: http://sdam-na5.ru

Тема любви является одной из самых актуальных. Множество писателей и поэтов воспевали ее в своих произведениях, возносили ее и укоряли. Михаил Юрьевич Лермонтов открыл новую страницу любовной лирики. Его работы дали толчок для новых размышлений, показали не только лучшие, но и худшие стороны этого возвышенного чувства. Творчество Лермонтова пропитано трагизмом.
И причина этого кроется не только в личных переживаниях, но и в окружающем мире. Благодаря умению видеть глубже, чем остальные, поэт открывает перед нами все тайны и особенности мира влюбленного человека.
Анализируя творчество Лермонтова, необходимо обратить внимание на то, как развивались его взгляды. Начнем с 30-х годов. Это время без каких-либо сомнений можно назвать жутким. Большое количество интеллигенции, думающих людей сослали в Сибирь, репрессировали, расстреляли. Сам же Лермонтов старался сравнить идеальное и реальное. Благодаря сложившейся ситуации, контраст был очень ярким. Поэт старался передать читателю свои мечты о лучшем будущем, где любовь стоит на первом месте. Меня поражает то, как он превозносит любовь, верит в идеальное блаженство. Ему мало частичного улучшения. Он осознает, что времени у него не так много.
Много работ Лермонтова передают его самое сильное, настоящее и неразделенное чувство любви к Варе Лопухиной. О его грусти свидетельствуют следующие строки: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Автор видит в любви нечто вечное и великое. Это говорит о его желании любить только одного человека и отдавать ему всего себя. И даже если на его пути и были увлечения, то они являлись лишь возможность на мгновение заглушить боль от неразделенной любви: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней. Я думаю, что суть любовной лирики Лермонтова в том, чтобы создавать идеальные мечты и образы, которые смогли бы перекрыть существующую реальность. Он не пишет о любви нежной и радостной. В его творчестве можно наблюдать лишь за неразделенными и печальными чувствами. Мы не можем судить его взглядов, так как не пережили его жизненного пути. Лично я считаю, что это очень сильные стихотворения, которые дают нам возможность пережить не только счастье, но и печаль.
Источник: http://www.kritika24.ru

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

Огромное место в лирике М. Ю. Лермонтова занимает любовная тема. Более трети его стихотворений посвящено именно ей. Перелистывая томик Лермонтова, читатель с замиранием сердца натыкается на то или иное стихотворение, в котором соединены все веяния и чаяния великого русского поэта.
Традиции русской любовной поэзии, которые имели место быть до появления «звезды» Лермонтова, были многогранны и разнообразны. Но в 20 годах 19 века поэты воспевали любовь, которая имела абстрактную форму, но, не привязывая это чувство к реальности и существовавшим на Земле людям: знакомым и возлюбленным. Таким образом, сам персонаж возлюбленной был несколько идеален, не отожествлен ни с чем, разве только с божественным началом. Совершенно очевидно, что он не имел под собой ничего реального. Впервые индивидуальность женщины, как возлюбленной, так и не получившей своей доли страсти, была воспета Пушкиным. Почти каждая
его женщина, которой он посвятил свои стихи — это личность, не говоря уже об иных достоинствах дам. Лермонтов, в этом смысле поддержал тенденцию великого поэта и тоже наделил образы женщин индивидуальностью.
Любовная лирика молодого Лермонтова посвящена конкретной особе. Это Анна Столыпина. Кроме того, самый обширный цикл был ориентирован на Наталью Иванову и Варвару Лопухину. Можно было — бы назвать еще несколько фамилий, но дело в другом: очевидно, что Лермонтов был влюбчив, юн и безудержен в своих пылких чувствах!
По аналогии с Пушкиным, можно сказать, что любовная лирика Лермонтова автобиографичная. По ней можно проследить не только переживания поэта, но и характер его отношений с той особой, которой он посвятил свое произведение. Кстати сказать, Лермонтов не избегает стандартов при описании женской красоты, но от этого его поэзия никак не теряет своей изысканности и уникальности, а также превосходства. Какие же штаммы использует в своих стихотворениях поэт? Возьмем, хотя бы такие, как («прелестный взор», «чудные глаза» и т.п.).
В произведениях, которые адресованы Е. Сушковой, автор прямо говорит об обиде девушке за ее поведение: притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие. Историю этих отношений можно прочесть в стихотворении «Благодарю».
Более зрелая тема, относящаяся к любовной лирике, адресована Н. Ивановой. В произведениях Лермонтова ожидание любви пронизано испытанием, а главное — ощущением трагической развязки. Самое удивительное состоит т в том, что это свойство лирики поэта контрастирует с тем светлым, что есть в лирике Пушкина. Отличие Лермонтова от лирики Пушкина состоит в том, что герой Лермонтова — всегда несчастен в любви. В нем, пожалуй, нет той удали, которая свойственна пушкинским героям. Каждый раз герои Лермонтова — это мужчины, которые жестоко обманываются в своих чувствах!
Но не стоит думать, что герои Лермонтова никогда не ощущают на себе счастье! Редкие минутки этого светлого чувства все-таки бывают. И об этом пишет поэт: «С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… » Лермонтов анализирует чувства возлюбленного и непонимание своих отношений с той женщиной, которая любит его. Кроме того, поэт пытается понять сущность отношений между мужчиной и женщиной. Он, как тонкий психолог, ввергается в очень сложную сферу взаимоотношений. Кроме того, в любовную лирику поэта вплетается постепенно и гражданская тема. Он винит своих дам в том, что общество, которое кишит сплетнями, им дороже. При этом Лермонтов прекрасно понимает, что в интимную сферу любого человека вплетается социум, вернее, его влияние.
По-особенному поэт относился к В. А. Лопухиной. В ней он сразу почувствовал родственную себе душу. Это называется простым словом — духовная близость. Обращаясь к Лопухиной, он назвал ее «товарищем» и «лучом путеводителем». Вполне естественно, что стихотворения поэта, адресованные Лопухиной, были полны просветленной любви и грусти, которая существует при расхождении реальности и мечты. Кроме того, произведения к Лопухиной дышали трагизмом души поэта из-за неразделенной любви и невозможности совместного счастья! Поэт чувствует, что его век недолог. Удивительно, но об этом он пишет в своих стихотворениях:
«Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других»

Читайте также:
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри): сочинение

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Любовь… Наверное, это одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно оно содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг, и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Это чувство, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, на чем держится мир».

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова – носитель индивидуального характера. Это поэт-мыслитель и гражданин, размышляющий о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей Родины и, вместе с тем, человек, отдающийся впечатлениям личной жизни, и прежде всего любви. Традиции русской любовной лирики, существовавшие до Лермонтова, были богаты и разнообразны. Стихи молодого поэта об этом прекрасном чувстве автобиографичны и поэтому эмоциональны и проникновенны.

Любовные стихотворения Михаила Юрьевича не были выделены в отдельные сборники. Как правило, стихи он адресовал своим возлюбленным. Например, в творениях, посвященных Е.Сушковой, вырисовывался ее «светский» облик: «притворное внимание», «острота речей», насмешливое обращение с героем, бездушие и обида от неразделенной любви пробуждает в лирическом герое чувство гордости и вызывает его на борьбу со своими чувствами и с любимой, которую он не желает прощать:

Ничто не сблизит больше нас,

Ничто мне не отдаст покой…

Хоть в сердце шепчет чудный глас:

Я не могу любить другой.

Иной женский образ рисует поэт в стихах, посвященных В.Лопухиной. В этой женщине поэта больше всего волнует «чудная простота» и неспособность «лицемерить», она противопоставляется идеалу светской красавицы. Лирический герой не случайно называет ее своим «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…»). Эта любовь была искренней и чистой:

Она гордой красотою

Прельщает юношей живых.

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

Эти строки поэт посвятил Лопухиной. Герой любовной лирики Лермонтова обладает сложным характером и особым мировоззрением, он наделен сомнениями и мечтами о своем высоком предназначении. Слова о любви смешиваются в его монологах с заветными мыслями о себе и о мире. При этом одной из главных индивидуальных особенностей лермонтовской поэзии о любви является связанная с ней надежда, чаще всего несбыточная, на то, что любовь избавит его от одиночества. Влюблённый герой Лермонтова часто страдает от любви, но в своем чувстве он слишком горд, а романтические переживания не могут заглушить в нем чувства собственного достоинства:

Я горд! Прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного,

Я не соделаюсь рабом.

Лирический герой – романтик с бурей чувств и эмоций. Любовные стихотворения представляют собой откровения, раскрывающие поэта с разных, порой неожиданных сторон.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» – небольшое по объему, его нередко называют «таинственным разговором». Оно заключает в себе глубокий смысл, это своеобразное прощание с юностью и любовью; реальная история из жизни, которую очень изящно и тонко рисует автор. Обращаясь к бывшей возлюбленной, Лермонтов усиливает впечатление за счет отрицаний:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Поэт всю жизнь был верен себе, горд, всегда имел свою точку зрения. Возможно, поэтому он испытывал муки одиночества, его не понимало общество, да и не хотело понимать. Любовь в лирике Лермонтова трагична, как и многое в его жизни. Это краткий миг, яркая вспышка в монотонной обыденности, которая внезапно озаряет человеческую жизнь, и так же внезапно пропадает, оставляя лишь воспоминания и досаду.

Другой частый мотив у поэта – мотив несостоявшейся любви, которой так и не суждено было озарить своим ярким светом две одинокие любящие души:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Поэты по-особому воспринимают окружающий мир, они тоньше воспринимают и чувства, и эмоции. Они более впечатлительны. Жизнь Лермонтова полна поисков, скитаний и противоречий. Хотя поэт прожил недолгую жизнь, но она была яркой, оставившей заметный след, который сумел пройти сквозь века. Такой же была и любовь в стихах поэта – яркой, противоречивой, возвышенной, эмоционально-острой, с трагичным финалом. Но таков был его выбор: искать, находить, лишать себя покоя, отдавшись чувствам. Любовь – это сладостная мука, жизнь без которой – не жизнь, а существование, лишенное ярких красок.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: