Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова Герой нашего времени

«Героя нашего времени» называют монороманом, и это произведение является фактически уникальным в русской литературе. Задаче раскрытия характера Печорина как личности и как типа служат все остальные герои, а также композиция романа, испытавшая непосредственное влияние жанровых особенностей.

Вследствие того, что «Герой нашего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, Лермонтов опирался в основном на опыт Пушкина и западноевропейские литературные традиции. Влияние последних выразилось в чертах романтизма «Героя нашего времени». Так, черты, характерные для романтического героя, в полной мере отразились в образе Печорина.

В первую очередь, это вязано с ореолом загадочности, окутывающем Печорина вплоть до исповедальной второй части романа, когда ситуация более или менее проясняется. Мы можем лишь предполагать, какие жизненные обстоятельства повлияли на формирование Печорина, а потому нам, к примеру, дик и непонятен его смех в сцене на крепостном валу после смерти Бэлы. Максим Максимыч, потрясенный такой реакцией героя на его слова сочувствия, отмечает: «У меня мороз пробежал по коже от этого смеха».

Однако «Герой нашего времени» – это в основе своей реалистическое произведение, и прежде всего реалистические тенденции в романе связаны с объективностью авторской позиции по отношению к герою, в чем роман Лермонтова имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным». В частности, объективности изображения способствует такой прием, как смена «точек зрения» на героя: сначала мы видим его глазами простого офицера Максима Максимыча, потом странствующего офицера и лишь затем Печорин сам рассказывает о себе в своем дневнике.

Очевидно, что Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, хотя они и ближе друг к другу, нежели Онегин и Пушкин. В предисловии к роману Лермонтов подчеркивает эту мысль: «…Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка!».

Таким образом, мы видим, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе признаки романтизма и реализма. Однако тем самым жанровые особенности его не исчерпываются. Поражает широта проблематики романа: он определяется как социально-психологический и философский, что является следствием того, что в центре романа стоит проблема личности. «Герой нашего времени» … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Лермонтов в предисловии. Эта ключевая фраза во многом определяет суть социальной проблематики романа.

С5- На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по .

. ими совершается ради собственной выгоды. Люди «мира»- положительные герои романа, к ним относятся Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер . позволить своей совести перешагнуть через закон. Эти герои, Раскольников и Печорин, схожи с Ларрой из рассказа «Старуха Изергиль»- . героического в рассказе «Судьба человека»? Андрей Соколов- главный герой шолоховского рассказа «Судьба человека». На его долю выпали .

Печорин как социальный тип является вторым (после Онегина) «лишним человеком» в русской литературе. Однако социальный конфликт в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», что связано в первую очередь с тем, что Печорин, по словам Белинского, «бешено гонится за жизнью», чего не скажешь о пассивном Онегине. Тем не менее у обоих очень много схожих типических черт: разочарованность, эгоизм, склонность к самоанализу, богатство внутреннего мира, подавляемое внешним равнодушием и глубоким скептицизмом, озлобленность, сочетающаяся с благородными порывами души. Приведем только один пример. Печорин записывает в своем дневнике: «Разговор наш начался злословием… Я начал шутя – и кончил искренней злостью». Пушкин сообщает об Онегине: «Сперва Онегина язык / Меня смущал; но я привык / К его язвительному спору, / И к шутке, с желчью пополам, / И к злости мрачных эпиграмм».

Однако типичность характерна не только для образа Печорина, но и для других персонажей романа – Максима Максимыча, Грушницкого, княжны Мери и других. Порой автор целенаправленно подчеркивает типичность изображаемого круга, как, например, в характеристике «водяного общества»: «Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты … Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают».

Но проблема личности рассматривается и в психологическом плане. Этой задаче подчиняются разнообразные художественные средства, среди которых не только монологи, диалоги, внутренние монологи, психологический портрет и пейзаж, но сама композиция произведения. Она строится с нарушением хронологической последовательности событий относительно жизни Печорина (тогда части располагались бы таким образом: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»).

Структура лермонтовского романа, где первой частью является «Бэла», за которой следует «Максим Максимыч», а затем части, входящие в «Журнал Печорина», позволяет постепенно расширять представления читателя о герое, все глубже проникая в его психологию. При этом психологические аспекты тесно переплетаются с социальной проблематикой: склонность Печорина к рефлексии, например, характеризуется не только как его индивидуальное качество, но и как типичное явление эпохи.

Критика Печориным окружающей действительности и людей всегда остра и беспристрастна, но при этом он не менее безжалостен и по отношению к самому себе: «…Я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала высказал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась»; «…Верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навек пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

В чем заключается трагизм судьбы Печорина? (роман М. Ю. Лермонтова .

. Печорина «топором в руках судьбы»? Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа . Сочинение трагизм судьбы Печорина Главный герой романа «Герой нашего времени » — Григорий Александрович Печорин был наделен необычайно трагической судьбой. . простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «…любовь дикарки .

Приведенная цитата может служить иллюстрацией и философской проблематики романа, которая связана со стремлением личности к самопознанию, с поисками смысла жизни. Размышления Печорина над этими философскими вопросами встречаются во всех частях романа, особенно тех, которые входят в «Журнал Печорина», но более всего философская проблематика характерна для его последней части – «Фаталиста», по жанру являющемуся философской повестью. Это попытка дать философское истолкование характера Печорина, найти причины глубокого духовного кризиса всего поколения, представленного в его лице и поставить проблему свободы личности и возможности ее действий в самом широком плане.

Сравнивая современного человека с предшествующими поколениями людей, герой отмечает: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Как похожи эти мысли о современном человеке на те размышления о своем поколении, которые Лермонтов выразил в стихотворении «Дума»:

Читайте также:
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Таким образом, центральная проблема романа – проблема личности – определила его основные жанровые особенности, как и структуру произведения. Композиция романа на первый взгляд кажется излишне усложненной. По словам Белинского, «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью».

Такой «внутренней необходимостью» стала загадка характера Печорина, которая последовательно раскрывается от части к части. В «Бэле» мы получаем первые, весьма поверхностные представления о Печорине со слов Максима Макcимыча. Его представления о герое как о человеке необыкновенном передаются и нам: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Кроме того, поступки и слова Печорина никак не комментируются, отчего «облако» таинственности вокруг него становится более плотным.

В рассказе «Максим Максимыч» рассказчиком выступает странствующий офицер, являющийся слушателем истории о Печорине в «Бэле». Он демонстрирует намного большую прозорливость, чем Максим Максимыч в предыдущей части. Мы получаем в свое распоряжение психологический портрет Печорина, который позволяет нам делать некоторые выводы о его личности. Повествователь уделяет особое внимание глазам Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся», делает предположение о противоречивости его характера на основе внешних противоречий.

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова » Герой нашего времени»

. у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Эта противоречивость Печорина раскрывается в романе со всей полнотой через взаимоотношения с другими персонажами.По определению Лермонтова, в . человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: “ такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем .

Но тайна Печорина окончательно раскрывается лишь им самим во второй части романа, уже после того, как мы узнаем о его смерти из «Предисловия» к его журналу. «Журнал Печорина» – это своего рода один большой внутренний монолог, своеобразный итог всем догадкам и сомнениям.

«Тамань» представляется собой романтическую новеллу с элементами авантюрности в сюжете. Но создающийся в ней романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, – явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается заключением Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

В социально-психологической повести «Княжна Мери» наиболее полно раскрывается характер Печорина, для чего используется богатый арсенал средств прямого и косвенного психологизма. Очень важную роль при этом играет и развернутая образная система. Например, «процесс» завоевания любви княжны Мери сопровождается большим количеством внутренних монологов, а ее чистота и наивность делают эгоизм Печорина еще более очевидным: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?… А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».

Кроме того, в этой повести присутствуют сразу два образа, которые не противопоставляются Печорину, а сопоставляются с ним – это Вернер и Вера. О Вернере Печорин говорит: «Мы друг друга скоро поняли с сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен». Вера – «это одна женщина», которая, по словам самого Печорина, поняла его «совершенно, со всеми … слабостями, дурными страстями». Но и с этими наиболее близкими для него людьми герою предстоит расстаться в конце повести навсегда.

В «Фаталисте» после того, как загадка Печорина «разгадана», поясняется неизбежность появления характеров, подобных ему. Эпоха требовала критического ума: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка. ». Именно привычка сомневаться во всем не позволяет Печорину не оправдывать ни себя, ни других, что, однако, «не мешает решительности характера».

Таким образом, мы убедились в том, что все жанровые и композиционные особенности романа обусловлены его главной задачей: всесторонне показать героя времени и осветить проблему личности – в том ее аспекте, который был наиболее актуален для данной эпохи. И это стало основой не только его жизненности, но и художественного совершенства.

Примеры похожих учебных работ

Аномалии характера личности. Психопатия и акцентуация характера (А.Е.Личко, К.Леонгард).

. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, . морали, благонравию, консерватизму. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное . все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии .

Характер 10

. могут сочетаться друг с другом в личности человека различными способами. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно дополняющие черты характера человека, скажем, открытость, порядочность, принципиальность и .

Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

. радостью Максим Максимыча, с его нетерпением поскорее увидеть Печорина. Прежде чем приступить к характеристике Печорина, Лермонтов особо . Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы». Теоретическая часть Параграф №1: «Бэла». Роман .

Особенности композиции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

. о романе “Герой нашего времени”. Данное произведение – первый русский психологический роман, так как в нем повествование определяется не хронологией событий, а развитием характера главного героя. Сам М.Ю. Лермонтов сказал .

Лермонтов м. ю. — Образ печорина

. Роман “Герой нашего времени”, выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер. .

Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

. Максимом Максимычем и офицером – автором путевых записок («Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»). Что же мы можем сказать о композиции романа Михаила Юрьевича Лермонтова « Герой .

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Читайте также:
Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям. Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина.
В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича. Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином. Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

Композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени»

Структура романа

Композиция романа далека от классической. Классическая структура литературного произведения состоит из пролога (предисловия), экспозиции, завязки, основных действий, кульминации, развязки и эпилога. Соблюдается также хронологическая последовательность. В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий. Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.

Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый повседневный социально-психологический и общефилософский римлянин в русской литературе. Всякая раздельная повесть, помещающаяся в роман, объединена с наличествовавшей сейчас стилевой традицией: путейской очерк, лавровая повесть, вежливая повесть. Но в целостном «Герой нашего времени» — отменно новоиспеченное явление, роман, различающийся остротой в постановке величественнейших заморочек социального, нравственного, общефилософского плана. Социальность романа сформулирована в том, что действия его героев в конечном счете детерминированы, обусловлены многознаменательным ином и средой. Почти многие образ действий и свойства Печорина обнаружены и объяснены посредством его сражения с «простым человеком» Максимом Максимычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабандистами, тот или другой в свою очередь, зарабатывают беспристрастную оценку, водясь увлеченными в систему свежеиспеченных касательств «цивилизованного» общества. Серьезность лермонтовского умысла в качестве кого раз и имеет место быть в том, что в романе обоснованно подвергается беспристрастному проведение исследования богатырь и время, человек и эпоха; водворяется их двусторонняя зависимость. Экий подъезд к изображению дядьку и сферы предрешил вероятность свежеиспеченного расклада к «истории дави человеческой», дозволяющей пробраться в самые глубины внутреннего круга личности. Нововведение Лермонтова содержался в том, что «самораскрытие» богатыря смешивается и корректируется глазом для него «со стороны», а это разрешал больше пространственно заразиться чем запутанность и парадоксальность человечного характера. Этим раскрывался вероятность для постановки величественнейших заморочек уже философского характера: человек и судьба, установку и логос жизни, столкновение добросердечна и зла внутренне человека, вольность свободы и необходимости и т. д.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Преимущественно понятно мировоззренческая тема романа обнаружился в заключительной потащить «Фаталист». Печорин, первый раз в жизни осмелившийся пожертвовать на лицо из-за прочих людей, пытается вникнуть по-над вопросами о значительности судьбины в прекрасной жизни человека. Он не прибывает ни к каким отчетливым закономерным формулировкам, но само веяние его рассуждений знаменательно: незрячюю конфессию в судьбу он решительно отвергает: «Я всякий раз безбоязненнее иду в следующий раз рано или поздно далеко не располагать сведениями что меня ожидает». Необыкновенна структура «Героя нашего времени». Римлянин складывается из пяти повестей, всякая изо тот или другой иметь в распоряжении независимое значение; но в своей совокупности они образуют единственное произведение, в каком, согласно заявлению Белинского, «один богатырь и одна генеральная идея, эстетично развитая». Размещены потащить не в хронологической очередности событий. Структура подчинена задачке мало-помалу обнаружить уклон Печорина. Первоначально передается его объективное представление («Бэла», «МаксимМаксимыч»), потшм — индивидуальное («Журнал Печорина», являющийся, реально, его исповедью). Следовательно, выключая наружного киносюжета в романе (у)потреблять к тому же внутренний, психический сюжет. С этим же связано и своеобразие манера романа, сочетающее несложность и непринужденность рассказа Сентенция Максимыча («Бэла»), пунктуальность в наблюдениях и описаниях рассказчика («Максим Максимыч») и сложную эмоциональную и общефилософскую прозу в «Журнале Печорина».

Неоднозначным представляется вопрос о образном способе романа. Единства взоров на этом месте нет. Лермонтов, основывая роман, принимал во внимание сейчас быть в наличии преимущества реалистического искусства. Счет потерян обыкновенно романтичных манеров и обстановок он нарисовал с позиций реалиста. Впрочем в «Герое нашего времени» понятно чувствуются и романтичные тенденции. Уклон генерального героя, очень быстро поставленного прочим функционирующим лицам, представлен сейчас сформировавшимся. Общественные корни вырабатывания такового норова далеко не выявлены. Венец исключительности, кое-какая загадочность, родственность богатыря к авторскому сознанию — это все мешает внутренние резервы утверждать о победе реализма в романе Лермонтова. Идет речь не о недостатках, а о образном своеобычье произведения, в каком смешиваются всевозможные фокусы к отображению действительности.

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Развязка главы – расставание автора с Максимом Максимычем.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Лермонтова: сочинение

Часть вторая

Продолжение журнала Печорина, а точнее, его окончание – во второй части романа. Часть вторая начинается второй главой, продолжая «Журнал Печорина» которая называется «Княжна Мери».

Княжна Мери

Эта часть повествования полна драматизма. Повесть о княжне Мери можно считать кульминационной в романе. Главные герои этой повести: Печорин, Грушницкий, Княжна Мери. Герои второго плана – Вера, Доктор Вернер, капитан. Герои третьего плана – мать Мери, муж Веры, поклонники Мери, товарищи капитана.

Экспозиция романа – приезд Печорина в Пятигорск, и утренний выход в город. Завязка сюжета начинается со встречи с Грушницким, который представляет Печорину княгиню и княжну Лиговских.

События начинают развиваться с момента, когда Печорин защищает княжну Мери от пьяного капитана. Капитан озлился на Печорина и решает отомстить ему, но отомстить руками Грушницкого. Дуэль, болезнь Мери и признание Веры мужу — кульминация повести. Развязка тоже наполнена драматизма. Вера уезжает, а Печорин загоняет коня, пытаясь догнать ее. Княгиня Лиговская предлагает Печорину жениться на его дочери, в чем он отказывает, и признается Мери, что никогда не любил ее.

Повесть о княжне Мери записывалась в крепости, следовательно, ее события произошли раньше, чем Печорин встретил Бэлу.

Фаталист

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям. Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Мечта и реальность (Старуха Изергиль) – сочинение на тему

Сочинение на тему “Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова является социально-психологическим романом. Лермонтов хотел раскрыть в романе «Герой нашего времени» все тайны человеческой души. Роман был написан во времена, когда человек не мог высказать свое мнение, не пострадав. Роман написан и состоит из многих повестей собранный в одно произведение.

Повести написаны в разном хронологическом порядке, но от этого его смысл не теряется. Каждая из них может существовать отдельно, ведь в них описаны разные события, случившиеся в жизни Печорина. Человек на протяжении всего романа пытается себя найти, но не знает, каким он хочет быть на самом деле.

Михаил Юрьевич взял за основу раскрытие характера главного героя Печорина. Очередность глав Лермонтов менял не один раз, все хотел выстроить идеальный порядок в своем романе. Михаил Юрьевич хотел выстроить философский порядок, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь.

Роман Лермонтова состоит из пяти повестей, но выстроены они в хаотичном порядке. Вначале выставлены повести, которые завершают жизнь Печорина, а потом уже события которые произошли с главным героем ранее. Русский офицер в каждой из повестей хочет найти в этом мире для себя место, но никак не может определиться. Ему очень быстро становится скучно с девушками, и он никого не любит.

Роман начинается с того что Печорин увлекается девушкой Бэлой и решает ее украсть от возлюбленного, но в тот момент он не знает о том что она ему быстро наскучит. Он затачивает девушку в крепости, где он сам находится, но через какое-то время Печорину становится скучно и он не понимает, зачем он украл ее ведь так и не смог ее полюбить. Печорин так хочет свободы и не любит когда его пытаются сковать в своих действиях. Офицер пытается сбежать из крепости куда-то в дали, чтобы найти себя и свое место. В последней заключительной повести Печорин все же возвращается в крепость, с которой сбежал.

В первой повести «Бэла» читатель знакомится с Печориным со слов его друга Максима Максимыча. Он описывает, что офицер романтик и украл девушку, потому что влюбился в нее. В другой повести, название которой «Максим Максимыч» раскрывается образ Печорина со слов рассказчика. Именно в ней описывается внешний вид Григория Александровича Печорина и разрушается миф и его романтичности. В остальных частях романа этап за этапом разрушается добрый и светлый образ Печорина.

В завершительной части романа «Фаталист» Михаил Юрьевич пишет о том, что Печорину стоит сделать выводы о своей жизни. Печорин считает, что не все так просто и ему стоит задуматься, как он себя вел на протяжении всего времени. Он сделал определенные выводы о своей жизни и очень бы хотел исправить некоторые моменты. Григорий Александрович готов бороться с судьбой, но читателю понятно, что это приведёт к быстрой смерти Печорина. Лермонтов хотел раскрыть всю суть человеческой души, а именно Григория Александровича Печорина. Михаил Юрьевич высветил реалистическую характеристику русского офицера, который искал себя по жизни и совершил немало ошибок.

Образец 2

Лермонтовский «Герой нашего времени» задумывался как психологический, в нём автор хотел раскрыть характер героев, мотивы их поступков и поведений. Задумку удалось воплотить благодаря необычной композиции: Лермонтов нарушил хронологию, из-за чего при чтении романа возникает много вопросов о том, когда и где происходило то или иное событие.

«Герой нашего времени» состоит из двух частей, включающих в себя главы. Сюжетные главы идут в таком порядке: история про Бэлу, «Максим Максимыч», рассказ о контрабандистах, история с Мэри и заключительная — «Фаталист». Однако, если разобрать произведение полностью, то мы придём к фабульному порядку: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».

Михаил Юрьевич говорил, что каждая строчка, каждое слово в этом произведении занимает своё место, они все не просто так, из чего можно сделать вывод, что порядок тоже имел своё значение. И правда, он даёт нам возможность узнавать Печорина постепенно, сначала по рассказам офицера Максима Максимыча, то есть глазами другого человека, затем глазами автора, который встретил главного героя, невесёлого и неприветливого, после чего читателю открывается самый главный в изучении психологии людей предмет – дневник. В нём Печорин пишет о своих переживаниях, чувствах и поступках, он сам пытается понять мотивы своего поведения. Такой порядок предлагает автору следить не за оформлением и внешними событиями, а за внутренним миром героя.

Читайте также:
Философский символ свободы в стихотворении «Парус»: сочинение

Кроме того, такой сюжетный порядок в произведении нужен для того, чтобы показать Печорина в моменты особенного накала его жизненных проблем и событий, ведь именно в сложных жизненных испытаниях характер человека раскрывается особенно полно. В первой части он влюблён в Бэлу, добивается её всеми способами, но затем охладевает к ней. Бэлу убили из-за временного желания героя. Также он разрушил судьбу контрабандистов в Тамани, вмешавшись в их жизнь. С судьбой Мэри он играл также, как и с другими судьбами. Но дневник главного героя нужен ему не для публикации, а для того, чтоб разобраться в себе, в этом его важность. Благодаря тому, что Лермонтов расположил события именно так, сначала мы видим эгоистичные поступки Печорина, а потом его осмысления их, что смягчает отношение читателей к герою.

Итак, фабульный порядок произведения нужен для того, чтобы показать хаотичный образ жизни Печорина, его жизненные проблемы и для лучшего понимания внутренних переживаний и мыслей героя.

Сочинение на тему “Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке:

«Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой — Печорин Григорий Александрович. Само построение романа (его композиция) не имеет чёткой хронологии. Расположение повестей в существующем порядке призвано решить определённые художественные задачи.

Первая часть романа состоит из двух повестей: «Бэла» и «Максим Максимыч». Повествование идёт от имени Максима Максимовича. Он рассказывает о Печорине третьему лицу, который в следующих главах будет и сам повествовать от имени автора. В «Бэле» описана трагедия молодой девушки-черкешенки. Герой романа, изнывающий от скуки, крадёт сначала коня, а потом и Бэлу. Пренебрежение традициями горцев приводит к ужасному финалу. От рук разбойника Казбича погибает красавица Бэла и её отец. Сподвижник Печорина – Азамат – вынужден навсегда покинуть свою семью.

Описывая в «Максим Максимыче» Печорина, Лермонтов даёт характеристику и самому Максимычу. Показывая два типа людей, два разных характера, автор противопоставляет их друг другу. Два героя встретились. Но говорить им, в общем-то не о чем. Максим Максимович, как ни пытался, не сумел постичь внутренний мир Печорина.

В «Тамани» герой романа показан смелым и решительным . Случайная встреча с контрабандистами могла привести его к смерти. Сравнения с контрабандистами Григория Печорина не в его пользу. Безрассудная храбрость и жестокость оправданы образом жизни, который они вынуждены вести. У Печорина же мотивация для таких поступков отсутствует.

Апофеозом сюжетного замысла романа является «Княжна Мэри». Здесь герой оказывается в привычной для себя среде — в обществе аристократов. У этих людей за внешним лоском вполне уживаются фарс и интрига, подлость и ложь, сплетни и лицемерие. Печорин – неотделимая часть этого мирка. Отсутствие нравственного начала не даёт ему шанса быть счастливым в любви. Собираясь на дуэль с Грушницким, Григорий Александрович задумался о смысле собственной жизни. Но не нашёл его.

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Заключает роман «Фаталист». Рассуждая о прожитом, Печорин считает, что во всех злоключениях виноват «фатум». Мысль о том, что человек сам выбирает между Добром и Злом, не приходит ему на ум.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Печорина↑ ЛермонтовМотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова →

Часть первая

В 1-й части 3 главы. Связующим является повествование о поездке автора и знакомство его с Максимом Максимычем. Наряду с Печориным – это ключевая фигура, помогающая понять образ главного героя романа.

Глава 1. Бэла.

В этой части Лермонтов начинает рассказ от своего имени, повествует о поездке по Военно-Грузинской дороге, о своем знакомстве со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Эта часть повествования – экспозиция. А потом передает слово этому старому служаке, и тот рассказывает о своем знакомстве с Печориным и историю его любви с Белой. С рассказа Максима Максимыча о Печорине начинается завязка этой главы и всего романа. Действие главы приобретает свое развитие с момента похищения Бэлы и появления ее в доме Печорина. Кульминация — похищение Бэлы Казбичем, ее ранение и гибель. Печорин переживал гибель девушки, вероятно, винил себя в случившемся.

Глава 2. Максим Максимыч

Экспозиция – автор прибывает во Владикавказ и узнает, что ему предстоит здесь пробыть 3 дня в ожидании оказии. Он решает записать рассказ о Бэле. Завязка – на другой день прибывает повозка с Максим Максимычем. Развитие действия – Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет его. Автор видит Печорина, описывает его противоречивую внешность. Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, обида. Развязка – автор получает тетради Печорина и в этот же день уезжает, расставшись с огорченным Максимом Максимычем.

Geum.ru

Лермонтов начал писать роман в 1838 году. Через два года «Герой на­шего времени» вышел отдельным изданием.

В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим не­дюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, мо­лодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всесто­роннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Та­мань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены персонажем Печорина. Этот герой за­нимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные пер­сонажи произведений.

События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Место действия выбрано автором не случайно. На Кавказ ссылались кри­тически мыслящие, неугодные правительству люди. Печорин принадлежит к их числу. В тревожных условиях, вызванных войной с горцами, всесто­ронне раскрывается деятельная, не знающая покоя натура героя. Печорин сталкивается с контрабандистами, ведет скрытую борьбу с пятигорским «во­дяным обществом», ищет приключений в отдаленной крепости, в казачьей станице и в горном ауле. Автор сводит Печорина с людьми различных на­циональностей, профессий, убеждений, разной степени культуры. Обста­новка, события, люди — все привлекается для того, чтобы зримо, в полный рост показать Печорина, раскрыть его сложный, противоречивый духовный мир. Этой задаче подчинена и манера повествования.

Пушкин, как мы помним, подчеркивает свою близость к герою романа «Евгений Онегин» («Онегин, добрый мой приятель, / Родился на брегах Не­вы…»). После такого «признания», сделанного в начале произведения, рассказ о жизни Онегина становится достовернее и правдивее. Лермонтов достигает той же цели другими художественными средствами. Он отделяет от себя главного героя. В начале романа Печорин показан как бы со стороны: о жизни героя рассказывает штабс-капитан Максим Максимыч, прожив­ший с ним несколько месяцев в крепости («Бэла»), В повести «Максим Мак­симыч» сам автор говорит о встрече с Печориным, а повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» представляют собой дневник Печорина, якобы опубликованный автором романа. Такое построение произведения заинтересовывает читателя. Мы с напряженным вниманием следим за со­бытиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя.

В «Герое нашего времени» связная биография Печорина отсутствует. «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печо­рина на Кавказе», — пишет Лермонтов. Описываемые события, составляю­щие основу романа, развиваются не в хронологической последовательности. Так, сначала показана жизнь Печорина в крепости («Бэла»), а затем объя­снены причины, которые привели героя в это глухое место («Княжна Мери»).

В хронологическом смещении событий есть своя художественная ло­гика и закономерность. В начале романа автор стремится показать проти­воречивые поступки Печорина: в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» его произведение кажется загадочным и непонятным. Но вот автор откры­вает страницы дневника «того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», и читатель начинает понимать тайные и явные мотивы поступков героя. Композиция и сюжет, таким образом, под­чинены задаче постепенного раскрытия и углубления внутреннего мира Печорина. От поступков, которые совершает герой, Лермонтов незаметно ведет читателя к их причинам.

Задаче всестороннего раскрытия характера Печорина подчинены и подбор и группировка всех действующих лиц.

Журнал Печорина

Главу «Журнал Печорина» Лермонтов не пронумеровал, как первые 2 главы. Лермонтов выделил Печоринские записки. Таким образом, журнал Печорина представляет собой книгу в книге. Эту новую книгу, начатую в первой части романа, предваряет предисловие, в котором Лермонтов объясняет причину своего стремление опубликовать Печоринские записи. «Журнал Печорина» начинается первой главой, что только подчеркивает вложенность одного произведения в другое.

В «Журнале» повествование ведется от лица Печорина. Хронологически оно возвращается назад.

Глава 1. Тамань

Глава повествует о приключениях главного героя в Тамани. Здесь судьба свела его с контрабандистами. Экспозиция – приезд Печорина в Тамань и поиск квартиры. Завязка сюжета с момента его знакомства со Слепым. События начинают развиваться с появлением девушки на крыше. Кульминация — момент, когда девушка заманила Печорина и пыталась его утопить. Но мужчина оказался сильнее. За бортом оказалась Ундина. Дитя моря не утонула. Развязка – Печорин оставляет городок контрабандистов – Тамань. На этом первая часть заканчивается.

Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены сочинение

Дуэль показала сквозь призму благородства одного участника и низость другого понятия о чести и этические воззрения русского дворянства девятнадцатого века.

Поводом дуэли между Печориным и Грушницким была ссора из-за женщины, но причина гораздо глубже. Оба ее участника очень разные люди. Печорин действительно смел, умен и пользуется успехом у женщин. Юнкер Грушницкий все лишь пытается доказать, что обладает качествами, поэтому он завидует главному герою повести. Печорин презирает своего соперника, видя, что тот многое делает напоказ.

Читайте также:
Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Грушницкий договаривается с неким драгунским капитаном выставить своего противника на посмешище. По условиям поединка его участники должны были стреляться с шести шагов, то есть шансы выжить были крайне малы. Однако драгунский капитан должен был не зарядить пистолеты. Это дало бы возможность заставить Печорина проявить трусость, причем Грушницкий бы не рисковал.

План поменялся и превратился из забавы в убийство после инцидента в саду, когда главный герой повести ударил драгунского капитана. Юнкер совершает подлость согласившись. Печорин выдвигает условие, чтобы противники стояли на краю обрыва, что из-за падения на камни делает любую рану смертельной. Он безукоризненно следует правилам дворянской чести, требующей не пытаться увиливать от возможной смерти во время поединка. Только когда выстрел Грушницкого оцарапал Печорину ногу, он требует зарядить свой пистолет. Готовый умереть сам «лишний человек» поступает благородно, предлагая юнкеру примириться и прекратить дуэль.

Грушницкий отвергает попытки Печорина сохранить ему жизнь. Согласие подмочило бы репутацию юнкера. Кроме того, Печорин мог бы без всякого ущерба для своей чести рассказать о подлом плане Грушницкого. Причиной поединка стали слухи и разговоры, порочащие честь княжны Мэри (о ее ночных свиданиях с Печориным). Следовательно, человек, поступавший так сам, должен был ожидать подобного поведения и от других. Печорин вряд ли опустился до мелкой мести, но Грушницкий верил в такой исход. После того, как о его поведении стало бы известно, юнкера не стали бы терпеть в офицерской среде, он потерял бы карьеру и был бы покрыт несмываемым позором. Для человека, столько усилий прилагавшего для повышения своей репутации такой исход мог бы казаться хуже смерти.

Однако следует заметить, что при всей совершенной подлости, Грушницкий умер, как полагалось дворянину, потребовав выстрела соперника.

Сочинение 2

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого описываются Лермонтовым в главе «Княжна Мери» романа Герой нашего времени.

Герои встречаются на Кавказе, как старые друзья, так как вместе проходили службу. Они практически одновременно встречают княжну Мери, и между ними начинает расти пропасть. Романтик Грушницкий увлекается ей очень серьезно, а Печорин же просто от скуки. Грушницкий хочет стать героем романа, он любит пышные фразы и жесты. Печорин же в свою очередь, давно изучил женщин, и ему просто наблюдать за развитием отношений Мери и Грушницкого, и самому в этом участвовать, он прекрасно знает, к чему это все приведет.

Однако, в душе герои не так уж тепло друг к другу относятся, и Печорин в свою очередь, решает сыграть на чувствах Грушницкого, что и повлекло за собой необратимые последствия. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль за то, что тот его оклеветал. Всю ночь он размышляет о своем назначении в жизни и переживает, что утратил смысл жизни и ему не за чем жить.

Стоя под дулом пистолета, Печорин думает о том, что он не зарядил свой пистолет специально, и что его жизнь может вот-вот оборваться. Он хочет испытать Грушницкого. Но Грушницкий, забыв о великодушии, стреляет в безоружного Печорина и только лишь цепляет пулей его коленку. Печорина охватывает презрение к этому человеку, потому что он понимает, что тот легко готов был его убить. Однако, Печорин готов его простить, если он откажется от клеветы в его адрес. Грушницкий отвечает, что ненавидит Печорина, а себя презирает. И просит его стрелять, сказав, что им двоим нет места на земле. Печорин не промахивается и убивает Грушницкого.

Лермонтов в очередной раз показывает насколько двойственная фигура Печорин, так как ему очень жаль Грушницкого, но в то же время Печорин, в душе готовый простить Грушницкого, не смог отказаться от дуэли из-за предрассудков общества, хотя он и осуждал эту мораль, но сам стал рабом этого общества.

Так и заканчиваются отношения Грушницкого и Печорина, и не ясно, кого же больше жаль. Грушницкий больше никогда не сможет осуществить своих грандиозных планов мечтателя, а уехавший Печорин никогда и не о чем не мечтал, ему было все равно, будет он убит или нет, так как он не видит смысла в своей жизни, в чем и проявляется вся его трагедия.

Анализ дуэли Печорина с Грушницким

Произведение Лермонтова “Герой нашего времени” повествует нам множество историй, связанных с одним человеком – Печориным. Печорин – человек, который давно разочаровался в жизни, он предпочитает компанию себя любимого, чем компанию кого то другого. Автор рассказывает нам о нём как о человеке трагичном, чья судьба часто подвергалась жестоким ударам жизни, из-за чего нам становится даже чуть-чуть жаль данного человека.

В произведении Тургенев рассказывает его историю. У Печорина также был приятель по фамилии Грушницкий. Они познакомились с ним в военном отряде. Позднее они встречаются в Пятигорске, куда Грушницкий был отправлен после ранения. Но их взаимоотношения трудно назвать дружбой, а вернее, совсем невозможно. Так как Печорин человек, не признающий ни дружбы, ни какой либо другой привязанности, в особенности, если он знает человека всего ничего. Печорин по своей природе человек недоверчивый и постоянно придирающийся ко всему подряд, дабы проверить своего собеседника, и убедиться в нём. Печорин не считает Грушницкого своим другом, принимая его просто за приятеля. Впрочем, у Печорина на самом деле нет друзей.

Далее в ходе развития сюжета разгорается конфликт между Печориным и Грушницким, апогеем которого становится дуэль между приятелями. Грушницкий, обидевшись на княжну Мери, начинает распускать про неё лживые слухи, из-за чего Печорин просит своего приятеля прекратить, но тот отказывается. Далее Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, дабы защитить честь княжны Мери. Перед подготовкой к дуэли Печорин узнаёт, что Грушницкий задумал сжульничать, и дать Печорину незаряженный пистолет. Вовремя узнав об этом Печорин раскрывает Грушницкого и приносит свой пистолет. Во время самой дуэли Печорин предлагает Грушницкому в последний раз остановиться и прекратить это глупое зрелище. Но Грушницкий отказывается, и вследствие дуэли он погибает.

Исходя из всего этого мы видим что, Печорин, будучи человеком проницательным и скептическим, сразу выявил все плохие черты в Грушницком, из-за чего не стал поспешно клеймить его своим другом. А Грушницкий в свою очередь понял, что его раскрыли, из-за чего ему стало весьма досадно и он проникся ненавистью к Печорину.

В данном сочинении я проанализировал дуэль Печорина и Грушницкого. Мнение, описанное в сочинении является исключительно субъективным, из-за чего не претендует на звание истинно верного.

Вариант 4

Печорин и Грушницкий – одни из главных героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Они познакомились еще в крепости и были приятелями, хотя чуткий Печорин понимал, что между ними когда-нибудь будет конфликт. Спустя долгое время разлуки молодые люди встретились на лечебных водах. Прибывая в Пятигорске, Грушницкий и Печорин невольно попали в любовный треугольник. Грушницкий был влюблен в княжну Мэрии, а княжна Мери была влюблена в Печорина. Грушницкий в порыве злости распустил слух о том, что Печорин тайно посещает княжну Мэри. Такие слухи могли уничтожить репутацию юной девушки. Печорин заступился за княжну и вызвал Грушницкого на дуэль.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Ночь перед дуэлью выдалась не простой для Печорина. Его одолевали, мыли, он размышлял: «для какой цели я родился?». Грушницкий же задумал подлость. Он собирался подложить Печорину незаряженный пистолет. Он долго сомневался, но все же решился на подлость. Ночь для него была беспокойной и бессонной.

На место дуэли взволнованный Грушницкий приехал первым. Волнение читалась на его лице, внутри шла какая-то борьба. Печорин же был на вид спокойный, но пульс у него бешено бился. Он, пытаясь избежать дуэли, предлагает Грушницкому отказаться от клеветы и просить извинений. Но гордый Грушницкий, веря в свою правоту и победу, не отказывается от своих слов.

Тогда Печорин усложняет условия дуэли, теперь дуэль должна закончиться смертью одного. Каждый встанет на обрыве скалы даже небольшое ранение закончиться смертью (падением со скалы). Печорин, зная о подлом замысле соперника, решил проверить его великодушие. Печорин предоставил Грушницкому все выгоды и по решению жеребья Грушницкий стреляет первым. И, правда, Грушницкий весь побледнел, его колени дрожали, он даже опустил пистолет. Но, колеблясь, он все же выстрелил. Промахнулся, лишь оцарапал колено Печорина.

Теперь Грушницкий стоит на краю скалы. Печорин еще раз просит, раскается и отказаться от клеветы. Но Грушницкий непоколебим, он лучше выберет смерть, чем откажется от своих слов. Тогда Печорин требует зарядить свой пистолет. Грушницкий признал, что хотел нечестной дуэли. Печорин еще раз просит Грушницкого раскается. Грушницкий впадает в ярость: «Стреляй! Я себя презираю, я вас ненавижу!» Печорин выстрелил. Конечно же, он не мог промахнуться. Грушницкий, раненый в руку, упал со скалы.

После дуэли для Печорина мир потерял краски, а на сердце лежал тяжелый камень.

Также читают:

Картинка к сочинению Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены

Популярные сегодня темы

Феврония и Петр главные герои повести. Несмотря на то, что девушка была из простой семьи, а Петр – князем, оба обладали сильными характерами, умели отстоять свою точку зрения

На данный момент в нашей стране достаточно большое количество различных общественных деятелей, которые, так или иначе, смогли внести свой вклад в развитие, как и общества в целом, так и телевидения

У каждого человека есть свой самый любимый праздник. Для одних лучший день в году – День их Рождения, для других – Новый год, кто-то просто обожает масленицу с ее угощениями

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Она была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость.

Много знаний об образах исторических личностей доносит до нынешнего времени сказания и легенды. Они охватывают многие события из истории русского народа.

Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является повесть «Княжна Мери». Эта повесть захватывает самый большой временной отрезок жизни Печорина. Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя.

Изначально в романе существует противопоставление Грушницкого и Печорина. В первом отображен тип романтика, ставшего таковым по велению моды, а не души. Это тот вид романтизма, который нравится «романтическим провинциалкам до безумия», который только «драпируется» в «необыкновенные» чувства. Грушницкий, по сути, не живет, а только играет в жизнь. Весь его образ характеризуется неестественностью и напускными чувствами. Его попытка прикрыть внутреннюю пустоту полностью проваливается в сцене дуэли.

Для Печорина дуэль имеет важнейшее значение. Он готов сделать свой выбор между жизнью и смертью. Размышления главного героя в ночь перед поединком это доказывает: «И, может быть, завтра я умру!…» Печорин делает свой нравственный выбор. Он готов умереть. Именно поэтому он изменяет правила дуэли, делая их более категоричными. Герой предлагает выбрать место для поединка на площадке на вершине горы, чтобы в случае даже легкого ранения исход был смертелен: «Тот, кто будет ранен, полетит непременно вниз и разобьется вдребезги…»

Главный герой предлагает Грушницкому своеобразную игру, ставкой в которой должна стать жизнь. Юнкер сам спровоцировал подобное поведение Печорина, во-первых, своей подлостью, а, во-вторых, своей необдуманной бравадой и вызовом. Грушницкий ненавидел Печорина, потому, наверное, что чувствовал в нем «силу необъятную». Он понимал, что как противник непременно будет в проигрыше. Юнкер предлагает Печорину такие правила, по которым сам играть не в состоянии. Именно поэтому в сцене дуэли он ведет себя так трусливо. Ему не хватает душевных сил ни для того, чтобы признаться в собственной клевете, ни для того, чтобы достойно доиграть роль, которую он выбрал. «Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту. «Не могу», – сказал он глухим голосом. «Трус!» – отвечал капитан».

Обвинять Печорина в убийстве было бы неверно. Он с самого начала был готов на примирение. Он постоянно оставляет Грушницкому лазейку, в которую тот мог бы ускользнуть. Но в своем глупом чванстве юнкер не способен понять простых вещей, увидеть и оценить благородство Печорина. Он не понимает, что спектакль, разыгранный им, зашел слишком далеко и пора остановиться. «Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки».

Сцену дуэли композиционно можно разделить на две части: ночь перед дуэлью и сама дуэль. Вторая часть представляет собой не синхронные дневниковые записи героя, а воспоминания об эпизоде, который Печорин пишет в крепости Максим Максимыча. Показателен тот факт, что даже спустя время герой не винит себя в совершенном поступке. Думается, что это происходит оттого, что Печорин, в отличие от Грушницкого, от начала и до конца отдавал отчет в своих действиях. Печорин подготавливал себя к смерти. На это указывает и его иронический тон в разговорах с Вернером: «Отчего вы так печальны, доктор? …Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, – и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете над мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений…Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?»

Читайте также:
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Все описание Печориным природы, такое лиричное и трогательное, также напоминает прощание с этим миром, попытку в последний раз захватить взглядом всю красоту и запомнить ее: «Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!»

Трактовка образа Печорина не может быть однозначной. Сам автор не оставляет нам полноценного ответа на то, каким образом следует оценивать этот персонаж. Гениальность романа Лермонтова и состоит в том, что любой человек может найти в нем то, что трогает его. Парадоксальность и двойственность образа главного героя делает его чрезвычайно реалистичным.

Сцена дуэли, с одной стороны, помогает нам понять главного героя. Лермонтов широко использует для этого внутренние монологи. С другой стороны, этот эпизод еще больше запутывает читателя, не позволяет вынести категорического суждения в отношении героя.

Вправе ли мы судить человека, признающегося нам: «…я чувствую в душе моей силы необъятные…я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений…» А еще раньше: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

Урок, который преподнес нам Лермонтов, создав образ Печорина, заключается в том, чтобы каждый человек нашел в себе силы заглянуть в свою душу и вглядеться, нет ли в ней печоринских черт.

Дуэль Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы “Княжна Мери” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

В центре романа Лермонтова “Герой нашего времени” стоит проблема личности, “героя времени”, который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя – Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.
По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне

Грушницкий – антипод Печорина. Он. личность вполне ординарная и заурядная, всеми силами старается выглядеть романтиком, человеком необычным. Как иронично замечает Печорин, “его цель – сделаться героем романа”.
С точки зрения раскрытия характера “героя времени”, псевдоромантизм Грушницкого подчеркивает глубину трагедии истинного романтика – Печорина. С другой стороны, развитие их взаимоотношений определяется тем, что Печорин презирает Грушницкого, смеется над его романтической позой, чем вызывает раздражение и злость молодого человека, который поначалу с восторгом смотрит на него. Все это ведет к развитию конфликта между ними, который обостряется тем, что Печорин, ухаживая за княжной Мери и добиваясь ее расположения, окончательно дискредитирует Грушницкого.
Все это приводит к их открытому столкновению, которое заканчивается дуэлью. Эта сцена очень важна как для понимания характера Печорина, так и для общей концепции романа. Она вызывает в памяти другую сцену дуэли – из романа Пушкина “Евгений Онегин”.

Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал “Онегиным нашего времени”, то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским. Основания для этого имеются вполне достаточные.
Ленский и Грушницкий представляют собой тип романтика, берущего прежде всего внешнюю сторону романтизма – манеру поведения, восторженную речь, стиль одежды, – что сразу вызывает сомнение в его подлинности. Оба молодых человека восхищаются своим старшим товарищем (соответственно, Онегиным и Печориным), прислушиваются к его суждениям, а потом, разозлившись на него из-за ухаживания за девушкой, которая была для них предметом романтического увлечения и далее любви, вызывают на дуэль. Оба оказываются убиты на дуэли.

Но, пожалуй, именно разница в этой сцене наиболее ярко выражает и различие двух этих образов и их места в каждом из романов.
Дуэль Ленского, каким бы ничтожным ни казался ее повод, серьезна и по-настоящему трагична. Ленский, увлеченный своим воображением, готов на самом деле положить жизнь за честь возлюбленной. Он смело идет до конца и погибает, отстаивая свой, пусть и не вполне правомерный, взгляд на жизнь.

Он человек, безусловно, честный и благородный, и гибель его вызывает искреннее сожаление и сочувствие автора и читателей. Пушкин отмечает, что, “может быть, и то: поэта / Обыкновенный ждал удел”, – то есть внешняя сторона его романтизма могла со временем исчезнуть, обнажив натуру вполне заурядную. Но в то же время автор не исключает и того, что романтизм Ленского мог быть по-настоящему серьезен и отражать подлинную неординарность его личности.
Дуэль Грушницкого – грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал “проучить” его, выставив перед всеми трусом. Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными.

Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой.
Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет. И тогда Печорин решает поставить Грушниц-кого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей. Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди.

При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной.
Очевидно, что по сравнению с дуэлью Ленского и Онегина, ситуация здесь намного острее. Там исход дуэли в какой-то мере предрешен только тем, что Онегин, опытный в такого рода делах человек, имеет преимущество перед молодым и неопытным противником, к тому же еще находящимся в крайне нервном состоянии. И все же для Онегина гибель друга – неожиданный и страшный удар.

В дальнейшем мы узнаем, что именно эта история стала для Онегина начатом коренного пересмотра своих жизненных позиций, в результате приведшего к отказу от романтического индивидуализма и открывшим путь к истинной любви.
У Лермонтова, при всей важности ее идейно-композиционной роли, сцена дуэли Печорина с Грушницким, очевидно, не может рассматриваться как центральный эпизод всего романа, хотя в данной главе она в какой-то мере таковой все же является. Но никак нельзя сказать, что эта история изменила в существенных чертах жизнь Печорина, повлияла на изменение его характера и внутреннего облика. В результате дуэли с Грушницким Печорин оказывается в отдаленной крепости, рассказ о которой открывает роман (повесть “Бэла”).

Читайте также:
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”: сочинение

Так что к тому моменту, когда происходят события в “Княжне Мери”, читателю уже хорошо известно, что и там, в крепости, Печорин остался таким же, как и здесь. Дуэль для него – лишь один из аргументов в его постоянном споре с окружающими его людьми, с самим собой и своей судьбой.
Проблема судьбы в романе является важнейшей, окончательное ее решение будет представлено только в заключительной части – философской повести “Фаталист”. Но вопрос о судьбе так или иначе ставится и в других его частях. В сцене дуэли Печорин тоже решает испытать свою судьбу: “Что, если его счастье перетянет? Если моя звезда, наконец, мне изменит? – думает он накануне дуэли. – И немудрено: она гак долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле”.

Как и затем в “Фаталисте”, Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. И счастье улыбнулось противнику.
Но спор Печорина продолжается. У него есть еще время, чтобы все изменить – достаточно сказать, что он знает о заговоре. Именно этого ждет от него его секундант доктор Вернер. Но Печорин хочет испытать Грушницкого, в котором борются противоречивые чувства: стыд убить безоружного человека и раскаяние, боязнь признаться в подлости и одновременно страх перед смертью.

Печорин, несмотря на угрожающую ему самому смертельную опасность, смотрит на бедного молодого человека с любопытством, как на подопытного кролика. Ведь он сознательно поставил “эксперимент”, чтобы проверить человеческую натуру: чего в ней больше – подлости, злобы и страха или раскаяния и добрых порывов. “С минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим”,- думает Печорин о Грушницком, которому предстоит стрелять. В какой-то момент кажется, что совесть и добрые начала могут возобладать в нем: “Не могу, – сказал он глухим голосом”.

Но окрик драгунского капитана-“трус!” – возвращает все на свои места: Грушницкий привык позировать и не может изменить своей привычке: он стреляет и чуть не убивает Печорина, поскольку ранит его в колено.
Дальше дело за Печориным. Если ранее он пытался разобраться в психологии поступков Грушницкого, то теперь его тонкий аналитический ум, как под микроскопом, рассматривает все мельчайшие движения собственной души. Что в ней: “и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба”?

Объяснить себе это сложное чувство герой так и не может.
Но испытание Грушницкого продолжается. Печорин еще раз предлагает ему отказаться от клеветы и попросить прощения. Зачем ему это нужно? Я думаю, не только – для “чистоты эксперимента”.

Чуть ранее Печорин, предоставляя возможность бросить жребий, думает о том, что “искра великодушия”, которая могла бы проснуться в Грушницком, наверняка будет побеждена “самолюбием и слабостью характера”. Он, знаток человеческих душ, прекрасно изучивший Грушницкого, в этом не ошибся. Но есть и еще один аргумент, касающийся его самого: “Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала”.

И дальше он точно соблюдает эти “условия с своею совестью”, заключенные здесь.
После того, как Печорин требует зарядить пистолет, он последний раз взывает к Грушницкому: “Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все… вспомни – мы были когда-то друзьями”. Что это: искренне желание мирно кончить ссору или нечто иное? Если учитывать весьма специфическое отношение Печорина к дружбе (фактически он в нее не верит, а уж тем более о дружбе с Грушницким вообще говорить проблематично), а также его взгляды на врагов (“Я люблю врагов, но не по-христиански”), то можно сделать следующий вывод.

Печорин уже убедился в слабости Грушницкого, он уже выставил его полным подлецом и трусом перед всеми, и теперь борьба с ним стала для него неинтересной: слишком ничтожен оказался противник. И тогда Печорин, дергая за нужные веревочки, как кукловод, добивается того, чтобы иметь перед собой настоящего врага: “Стреляйте! – кричит Грушницкий. -…Нам на земле вдвоем нет места…” Это уже не просто слова отчаяния насмерть испуганного мальчишки. И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: “Finita la commedia”. Комедия, но такая, в которой играют настоящие люди, а не актеры, и погибают они по-настоящему.

Поистине, жестокая комедия!
А как чувствует себя ее режиссер? “У меня на сердце был камень”, – отмечает Печорин. Даже природа, с которой у него, в отличие от людей, не было противоречий, и та как будто осуждает его: “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”. Не случайно всю сцену обрамляет пейзаж: прекрасное описание “голубого и свежего” утра в начале показывает то единственное, что по-настоящему дорого ге-рою-романтику: “В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Описание места дуэли на скале и мрачной пропасти внизу также вполне соответствует духу и настроению героя.

А уехав после дуэли далеко от людей и проскакав на коне по незнакомым местам до вечера, Печорин вновь обретает душевное спокойствие. Романтик остался романтиком: жизнь человека для него ничего не стоит по сравнению с могуществом и красотой природы, а своя индивидуальность всегда будет значительнее и важнее, чем все, что касается других: “Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих. ” – эта позиция героя осталась неизменной.
Можно ли оправдать ее? Автор не скрывает двойственного отношения к своему герою, но он – сам романтик и, вероятно, для него в чем-то поведение Печорина было если не ближе, то, по крайней мере, понятнее, чем нам. Может быть, он и сам решился в свое время поставить такой “эксперимент” со своим давним приятелем Мартыновым?

Но жизнь оказалась более жестокой к своему герою – пуля Мартынова пробила навылет сердце поэта. Таков трагический финал дуэли, протянувшей нить из художественного мира романа в мир реальный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: