Тамань. Повесть: сочинение

Каким предстает Печорин в главе «Тамань»

Григорий Печорин — главный герой психологического романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», жизнь которого и была описана в нескольких повестях, объединенных лишь самим Печориным и его личным дневником. «Тамань» — одна из первых повестей, входящих в произведение. Ее повествование ведется не от лица Максима Максимыча, а напрямую от Григория Александровича, что еще сильнее сближает читателя с происходящими в главе событиями и переживаниями персонажей. В этой части произведения произошли события, оставившие след в душе молодого мужчины. Но что же так удивило Печорина в героях главы «Тамань», что такого случилось за недолгое время пребывания героя в этом месте?

Григорий Печорин по пути на службу останавливается в Тамани, где его поселяют в одной из старых покосившихся хаток у самого обрыва. Старухе, жившей в соседнем доме, помогает слепой мальчик, который из-за своей прыткости, ловкости и наблюдательности сразу вызывает у Григория подозрения и искренний интерес:

«Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? Я часто склонен к предубеждениям…»

С этого момента начинается основной сюжет главы и раскрывается характер Печорина. Будучи заинтересованным и озадаченным после встречи со слепцом, герой долго не может заснуть: «передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами…». Уже здесь Григорий демонстрирует такие качества своего характера, как любопытство, несдержанность, склонность добиваться своего в любой ситуации. Последнее выражается и в том факте, что несмотря на неизвестную местность и ночное время суток он следует за мальчиком и без колебаний прислушивается к разговору между ним и Ундиной. Его поражает умение слепого говорить на русском, сама неожиданная встреча и столь необычное поведение таких с виду разных и ничем не связанных людей.

Таинственную девушку он вновь встречает утром, понимая, что она живет со старухой, в хатке которой он и поселился. Здесь Печорин демонстрирует свою страстную и увлекающуюся натуру. Он не может перестать думать о девушке, пытается понять причины ее поведения, поговорить, обличить ее в ночной прогулке и встречи с контрабандистом Янко. Григорий настолько увлекается девушкой, что вовремя не замечает ее замысла и позволяет завлечь себя в ночное море. Из-за своей увлеченности, азартности и погоне за правдой он едва не лишается жизни: Печорин не умел плавать, а Ундина пыталась выбросить его из лодки за борт, предварительно откинув подальше его пистолет. Герой стремится обличить контрабандистов, эта идея занимает все его мысли, он не думает о последствиях.

Но помимо уже описанных выше черт, Печорину присущи упрямство, тяга к жизни и изворотливость, что и спасает его от неминуемой гибели. Даже после неудавшегося покушения он не уходит домой, а остается следить за контрабандистами. Такое развитие событий показывает Печорина как героя храброго, азартного и отчаянного, готового довести дело до конца во что бы то ни стало. Печальная развязка становится для него не меньшей неожиданностью, чем для слепого мальчика, который остается один после бегства ундины и Янко. Растерянный и опечаленный, он спрашивает будто бы у самой вселенной, обращаясь к себе: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!».

Печорин сам понимает, что своим вмешательством нарушил ход жизни других людей, сожалеет об этом, но не способен ничего изменить. Таков характер Печорина: бросаясь словно в омут в новые события, происходящие вокруг него, стремясь стать их непосредственным участником, он не думает о последствиях, не переживает о других людях, которых затягивает в тот водоворот, что образуется вокруг него. Храбрость и тягу к справедливости и истине в нем перекрывают эгоизм, азартность и излишнее любопытство. Повесть «Тамань» протекает стремительно и оставляет после себя множество различных эмоций. Благодаря писательскому мастерству Лермонтова читатель ощущает растерянность Печорина, его мрачный настрой и некую потерянность, который лишь усиливаются по ходу дальнейшего повествования.

Статьи в тему:

  • Характеристика Печорина
  • Дуэль Печорина и Грушницкого
  • Причины хандры Печорина
  • Характеристика Ундины из романа Герой нашего времени
  • Печорин и Грушницкий: смелость и трусость
  • Человек и общество в романе «Герой нашего времени»
  • Образ Грушницкого
  • Печорин и Бэла
  • Образ Веры в романе «Герой нашего времени»
Читайте также:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Анализ главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Глава «Тамань» является началом приключений Григория Печорина на Кавказе. Глава является одновременно и отдельной повестью, и составной частью романа в целом. В ней происходит знакомство с дневниками главного героя, что раскрывает его внутренний мир, переживания и терзания. Анализ главы «Тамань» в «Герое нашего времени» поможет понять мотивацию поступков Печорина.

  1. Краткое содержание
  2. Ночью на берегу
  3. Встреча с русалкой
  4. Схватка и отъезд персонажа
  5. Анализ главы
  6. Автобиографичность сюжета

Краткое содержание

Григорию Печорину по долгу воинской службы пришлось отправиться в бедный город Тамань, в котором все для него выглядело скверным. Офицера чуть было не утопили, и он едва не умер от голода. Этот город нагонял на героя тоску.

Григорий прибыл в городок поздней ночью, объяснив часовым цель своего приезда, он потребовал найти ему место для ночевки. Герой тщетно искал жилье в городке, его нигде не могли принять. Снять квартиру он смог только у морского берега. Десятник привел его туда, но предупредил, что это место нечистое.

Сначала офицеру показалось, что дом свободен. Он стал много раз стучать в дверь, и спустя время на порог вышел слепой мальчик. Печорин поинтересовался, где хозяйка квартиры, тот ответил, что ее нет, так как ушла в слободку.

Мальчик провел офицера и казака, что нес его чемодан, в дом. Оглянувшись, Печорин заметил, что в доме почти ничего не было из мебели, кроме нескольких лавок, сундука и стола. В нем пахло сыростью, а также, к удивлению офицера, не было икон.

Ночью на берегу

Григорий разложил вещи и улегся спать. Однако сон к нему никак не приходил. Внезапно герой заметил, как за окном мелькнула тень. Офицер вышел из хаты и увидел, как тот самый слепой мальчик несет под мышкой узел. Он очень уверенно для слепого прошел вниз по крутой тропинке. Печорину было любопытно, куда же идет мальчишка, и он последовал за ним. На берегу мальчик встретился с какой-то женщиной. Несмотря на сильный ветер, Григорий сумел расслышать их разговор, они обсуждали Янко. Женщина считала, что он не приедет из-за плохой погоды, но мальчонка был с ней несогласен.

Пока они беседовали, на горизонте появилась лодка и медленно причалила к берегу. Из нее вышел мужчина среднего роста в бараньей шапке, он помахал стоящим на берегу рукой, и они вместе начали разгружать лодку. По тем отрывкам диалога, которые успел услышать офицер, он понял, что приплывший — контрабандист. Вскоре Печорин потерял их из виду и пошел спать.

Встреча с русалкой

На следующее утро вернулась старуха-хозяйка. Печорин решил рассказать ей, что произошло прошлой ночью. Но она оказалась глухой и потому не ответила ни на один вопрос съемщика квартиры. Раздраженный офицер бросился к мальчишке и схватил его, чтобы узнать правду, но тот ничего не говорил о своих ночных похождениях, а только плакал.

Печорин сидел на скамье у дома, когда увидел, как на крыше стоит девушка с распущенными волосами. Она смотрела в даль моря и пела о лодке, что везла драгоценные вещи и попала в бурю. Девушка была похожа на русалку. Чудесный голос выдал ее, и офицер понял, что это она была прошлой ночью на берегу.

В течение всего дня героиня заигрывала с Григорием, старалась его обворожить. Герой все время пытался задавать ей наводящие вопросы, но русалка не дала точный ответ ни на один из них и в целом выглядела странно. Вечером Печорин остановил ее в дверях и честно рассказал Ундине обо всем, что видел и слышал на берегу моря. Затем Печорин пригрозил девушке рассказать все коменданту. Она же в ответ лишь рассмеялась и ушла. Григорий удивился такой реакции.

При наступлении темноты пришла пора пить чай. Не успел Печорин сделать первый глоток, как в дом забежала Ундина, обняла его и крепко поцеловала. Офицер уж было хотел ответить ей взаимностью, но девушка предложила встретиться ночью на берегу и удалилась.

Схватка и отъезд персонажа

Печорин решил принять предложение и прийти в назначенное место. Он предупредил о своем уходе казака и взял с собой пистолет. Герой спустился к морю и увидел, что девушка сидела в лодке и ждала его. Она предложила поплыть, и они отчалили. Внезапно русалка накинулась на Григория и едва не столкнула его в воду. Печорин не умел плавать и в страхе начал сопротивляться. Между ними началась борьба.

Читайте также:
Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?: сочинение

В результате офицеру удалось скинуть красавицу с лодки. Доплыв до берега, Григорий притаился в траве. Он думал, что убил девушку, но затем увидел ее силуэт. Ундина, добравшись до суши, стояла и выжимала волосы от воды. Вскоре появились слепой мальчик и Янко, героиня рассказала им о произошедшем. Контрабандист, услышав от русалки, что все пошло не по плану и офицер остался жив, очень заволновался. Мужчина решил, что нужно искать работу на новом месте. Слепой просился с ним, но Янко забрал с собой лишь девушку, а мальчишку прогнал. Напоследок он кратко сказал слепому, что он ему и даром не сдался, и бросил мальчишке несколько мелких монет.

Наблюдая за ситуацией, главный герой остается в недоумении, почему он здесь оказался и помешал жизни других людей. Он потревожил их спокойную жизнь и сам едва не утонул.

По возвращении домой офицер заметил, что некоторые его личные вещи пропали. Он немного разозлился, но решил все оставить как есть. На рассвете Печорин покинул Тамань, оставив о городе только негативные воспоминания.

В кратком пересказе «Тамани» повествуется об основных событиях эпизода и раскрывается личность самого Печорина, его отношение к себе.

Анализ главы

«Тамань» — это третья глава в романе, она следует сразу после рассказа Максима Максимыча.

Глава по жанру относится к повести. Она написана в форме дневника Григория Печорина. Эта была первая часть в дневнике главного героя. В своих записках Печорин не только рассказывает о произошедших с ним событиях, но и впервые за все произведение делится своими душевными переживаниями, раскрывает внутренний мир, дает самому себе характеристику.

В главе Лермонтов дает описание пейзажа. Природа играет свою роль в повести:

  • романтическое описание пейзажа усиливает ощущение тайны, которая так интересна главному герою;
  • нищий быт жителей контрастирует с величием и красотой природы вокруг;
  • в главе раскрывается тонкая натура Печорина — он любит наблюдать за природой, замечает изменения в ней, слышит ее звуки, видит необычайную красоту. Он рассказывает о ней как о прекрасном, говорит о ней языком художника;
  • в отношении природы речь Григория наполнена лиризмом, несмотря на то, что точна и проста по строению.

В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя человеком деятельным. Он кажется энергичным и решительным, но его активность беспредметна. У персонажа нет возможности делать нечто великое и совершать поступки, на которые у него накопилось много жизненных сил. Вместо этого он растрачивает себя по пустякам, вмешивается в чужие судьбы и тем самым разрушает чужое счастье. Персонаж в «Тамани» впервые осознает свою роль в жизни других людей.

В записках видно изменение героя. Печорин приехал в город усталым, подавленным и измученным, но приключение, произошедшее в Тамани, взбодрило героя, ведь он чудесным образом остался жив, чуть не умерев от рук контрабандистов.

Глава строится на противопоставлении. Происходит объединение не только романтизма и реальности, но и возвышенного с земным.

  1. Янко ворует для наживы, а Печорин крадет покой несчастных людей.
  2. Таинственный облик Ундины превращается в буйный характер русалки.
  3. Слепой мальчик видит лучше зрячих, при этом он способен разглядеть души тех, кто его предал.
  4. Морской пейзаж сменяется бедностью дома на берегу. Природа словно выступает против грязи в обществе, которое заставляет людей идти против закона и грабить других.

Композиционно глава отличается тем, что все повествование в ней ведется от лица Печорина. В ней переплетаются романтичное и реалистичное повествования. Романтизм присутствует в описании природы, через которую раскрываются образы контрабандистов и других действующих лиц. Что-то романтичное есть и в описании стиля жизни и незаурядного ума контрабандистов. Описание их внешнего вида писатель романтизирует, в то время как их пустые души показаны реалистично и без прикрас. Ими руководила только алчность, а отношения строились на жажде денег.

Автобиографичность сюжета

История, о которой повествуется в романе, когда-то частично происходила в настоящем. Знакомство с контрабандистами имеет реальную основу. Но в жизни все было несколько иначе. В реальности существовала некая старуха, в романе же использовался образ Царицыхи. У старой казачки даже имя указывает, что она не имеет ничего общего с бедной старухой. Когда-то казачка приняла Лермонтова за шпиона. Она испугалась, что он приехал следить за контрабандистами и докладывать о них властям. В романе также было место подобному страху.

Читайте также:
Образ Печерина: сочинение

«Тамань» Лермонтова уникальна тем, что в главе главный герой оценивает собственные поступки. Печорин думает, что все, что с ним происходит, неслучайно. Он считает, что судьба намеренно свела его с честными контрабандистами. Григорий сравнивает себя с камнем, брошенным в воду, ведь он так же потревожил их покой и тоже чуть было не утонул. Герой понимает, что из-за своей любопытству он влез в жизнь других людей и заставил их страдать. Размышления на эту тему беспокоят Григория, он переживает. В главе читатель впервые видит терзания Печорина о чем-либо.

Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» – первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. » – с горькой иронией думает Печорин.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, – две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

«Тамань»: краткое содержание и анализ произведения

Повесть «Тамань»: YouTube/Корнетъ

«Герой нашего времени» — самое значительное произведение в творчестве Михаила Лермонтова. Роман был несколько раз экранизирован, его перевели на множество иностранных языков, с ним охотно знакомятся читатели по всему миру. Произведение состоит из нескольких глав-повестей. Но часть «Тамань», краткое содержание которой узнаете из статьи, имеет особое влияние на сюжет всего романа.

«Тамань»: краткое содержание

Главный герой повести, как и романа в целом, — Григорий Печорин. Молодой офицер отбывал службу на Кавказе, и однажды долг привел его в небольшой захудалый городишко на берегу Азовского моря — Тамань. Лермонтов рассказывает об эпизоде, который приключился с героем в этом городе.

Чем может быть полезен читателю краткий пересказ? «Тамань» — первая часть дневника Печорина, и именно в ней герой раскрывается в полной мере. Узнайте, о чем повествует эта глава:

«Матренин двор»: краткое содержание и анализ произведения

«Тамань» (Лермонтов): краткое содержание повести

Прибыв в Тамань, Печорин велел найти место для ночлега. Ему пришлось остановиться в хате на берегу моря. Офицера встретил слепой мальчик: он рассказал, что хозяйки нет дома, а ее дочь связалась с татарином и сбежала. Печорину не понравилась обстановка в доме:

  • в нем почти не было мебели — только пара лавок, стол и сундук;
  • было странно и то, что в хате не нашлось ни единой иконы.

Другого варианта не было, поэтому офицер улегся спать. Ночью он услышал, что мальчик пробрался на улицу и пошел в сторону моря. Печорину стало любопытно, и он отправился по следам мальчика.

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

Пересказ главы: «герой нашего времени» Печорин проводит расследование

На берегу с мальчиком была девушка восемнадцати лет. Они вместе ждали кого-то с моря. Вскоре к ним приплыла лодка с татарином по имени Янко. Они втроем достали из лодки какой-то груз. Печорин догадался, что это контрабанда.

Утром офицер встретил хозяйку и стал расспрашивать о тайных занятиях ее дочери и слепого мальчика. Но та делала вид, что не слышит его, уходила от ответа.

От мальчика объяснений Печорин тоже не добился. Вдруг он увидел на крыше дома ту самую девушку: она будто дразнила офицера, глядя ему прямо в глаза. Но когда Григорий стал расспрашивать ее о ночных приключениях и пригрозил доносом, то она лишь рассмеялась и убежала.

«Доктор Живаго»: краткое содержание и анализ

Вечером, когда Печорин пил чай, в дом вошла девушка и бросилась его целовать. Только офицер хотел ответить ей взаимностью, как та пригласила его на ночное свидание и скрылась.

Повесть «Тамань»: YouTube/Краткая Биография

Повесть «Тамань» вкратце: развязка истории

Они сели в лодку и поплыли в море. Девушка признавалась Печорину в любви, а между тем незаметно вышвырнула его пистолет за борт. Когда офицер заметил это, она толкнула его, пытаясь сбросить в воду. Но Печорин удержался и вытолкал за борт девушку.

Читайте также:
Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Подплывая к берегу, Григорий увидел, что девушка уже там. Рядом с ней стоял татарин и слепой мальчик. Они говорили о том, что больше не могут здесь промышлять и вынуждены уехать в другие места. Мальчик плакал и просился с ними, но татарин отказал и дал какую-то монету.

«Тихий Дон»: краткое содержание и анализ произведения

Утром Печорин уехал из Тамани. Он жалел, что вмешался и нарушил спокойную жизнь «честных контрабандистов».

«Тамань»: анализ произведения

Кроме повести «Тамань», в роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» вошли и такие произведения:

  • «Бэла»;
  • «Максим Максимыч»;
  • предисловие к «Журналу Печорина»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Фаталист».

С точки зрения хронологии сюжета, история о Печорине начинается именно с «Тамани». Но автор решил поместить эту главу в середину романа. Лермонтов хотел, чтобы сначала читатель узнал Печорина со стороны — глазами других персонажей. И лишь потом писатель делится страницами из личного дневника героя (в том числе его воспоминаниями о Тамани), позволяя глубже узнать персонажа.

Художественные особенности произведения «Тамань» поможет выявить его анализ:

«Дон Кихот»: краткое содержание и анализ

Повесть «Тамань»: YouTube/Но вреден север для меня

История написания

Сюжет главы «Тамань» основан на событиях из жизни Михаила Лермонтова. Однажды писатель сам побывал в городе и стал участником похожей истории:

Лермонтов в Тамани

Когда Лермонтов прибыл в Тамань, он тоже остановился в доме у местных. Но не у нищей глухой старухи, а у старой казачки. Она сразу решила, что гость приехал шпионить за контрабандистами.

Прототипы

Прототипом девушки-русалки в реальной жизни была молодая и красивая татарка, которая жила с казачкой по соседству. Муж татарки был контрабандистом. Образ слепого мальчика был списан с реального человека — Яшки.

«Тамань» впервые опубликовали в «Отечественных записках» в 1840-м. Немного позже, в том же году, вышло первое издание романа «Герой нашего времени» целиком.

«Василий Теркин»: краткое содержание и анализ

«Тамань»: жанр

Хоть «Тамань» — это лишь глава романа, она вполне могла бы быть отдельным произведением. Поэтому ее называют повестью:

  • у «Тамани» отдельный сюжет со своей композицией;
  • в развитии событий участвует несколько героев;
  • автор рассказывает об одном происшествии, который раскрывает внутренний мир главного героя.

Особенность повествования Лермонтова — некое смешение литературных направлений.

Так, в «Тамани» есть черты как реализма, так и романтизма: их можно заметить в том, как автор описывает персонажей:

  1. С одной стороны, он реалистично воссоздает их внешний вид, заставляя читателя в деталях представлять героев.
  2. Но в то же время Лермонтов не скупится и на более пафосные описания. Так, чтобы передать смелость татарина Янко, писатель изображает бушующее море, по которому приплыл контрабандист. При этом достоинства героя не преувеличены: он остается для читателя обычным человеком.

«Старик и море»: краткое содержание и анализ

Как стилистика повести повлияла на образ главного героя Григория Печорина, рассмотрим далее.

Автопортрет Лермонтова: YouTube/Denis Zakharov

Характеристика образа Печорина

Глава «Тамань» раскрывает «героя нашего времени» Печорина совершенно с иной стороны, нежели другие части. Если обычно молодой человек предается рефлексии о скуке и бессмысленности жизни, то здесь впервые действует смело и решительно. Он осознает, что способен влиять на судьбы других людей.

Что на самом деле двигало Печориным? Возможно, он просто искал приключений. Или герой все же хотел докопаться до истины, добиться правды и справедливости? Григорий пошел на свидание с девушкой-контрабандисткой, хоть и осознавал угрозу для собственной жизни (даже взял с собой пистолет).

Печорин и сам пытался отыскать мотив своих действий: может, сработали женские чары? Не зря он сравнивает контрабандистку с русалкой: красотой и пением она притупляет бдительность Григория и чуть не губит его.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

Однако в конце истории герой чувствует сожаление. Сперва он увидел в татарине злодея, романтизировал его, думая, что тот рискует жизнью ради чего-то серьезного. Когда Печорин узнал, что Янко — обычный контрабандист, то почувствовал разочарование. Нарушать покой обычных людей — не в характере Григория.

Тем, кто прочитал лишь краткое содержание, «Тамань» вряд ли откроет истинного Печорина, ведь в оригинале Лермонтов впервые передает переживания, мотивы и оценки главного героя. Писатель дает читателю возможность сформировать личное мнение о персонаже. Поэтому каждому, кто интересуется творчеством Лермонтова, стоит непременно познакомиться с повестью в полном объеме.

Читайте также:
Григорий Печорин — герой своего времени: сочинение

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Сюжет романа Герой нашего времени Лермонтова кратко

Роман “Герой нашего времени”, написанный М. Ю. Лермонтовым, является первым произведением психологического направления в русской литературе.

Действия разворачиваются вокруг Григория Печорина — своенравного и очень интересного человека. Также к главным героям можно отнести Бэлу и Мери, девушек чьи сердца пытался завоевать главный герой, Максим Максимыч, сослуживец и хороший приятель Григория, и сам рассказчик.

Роман состоит из 5 глав, каждая из которых повествует об отдельном периоде жизни Печорина. Интересно, что в произведении не соблюдается хронология, то есть главы расположены не по порядку.

Первая глава носит название “Бэла”. Здесь читатель впервые знакомится с Максимом Максимычем, который и рассказывает историю своего старого приятеля Григория. Максим Максимыч рассказывает, что познакомился с Печориным на Кавказе, куда оба героя были отправлены на боевые действия. Здесь Печорин на одном из застолий видит прекрасную Бэлу и решает завоевать её сердце. Договорившись с братом девушки, он похищает Бэлу. Сначала он её любит, оказывает знаки внимания, но когда Бэла наконец-то привыкла к Григорию, он резко к ней охладевает. Героиня страдает и мучается. Однажды Казбич решает похитить Бэлу, но его план не удался, Печорин отправился в погоню. Казбич понял, что не сможет убежать, поэтому бросил девушку. Вследствие этой погони Бэла получила серьёзную травму и вскоре скончалась.

Вторая глава называется “Максим Максимыч”. Здесь Максим Максимыч встречается с рассказчиком. По случайности здесь же оказывается и Печорин. Максим Максимыч очень обрадовался этому известию и с нетерпением ждал встречи со старым приятелем. Однако, Григорий поприветствовал сослуживца довольно холодно. В конце главы читатель узнает, что по дороге из Персии домой главный герой романа погибает, а его дневник был передан рассказчик, который и решается его опубликовать.

Действия третьей главы происходят в Тамани. Эта глава самая загадочная и фантастическая. Здесь происходят странные вещи: слепой ведёт себя словно прекрасно видит, Печорин встречается с русалкой. Герою стало очень интересно происходящее, поэтому он решил проследить за слепым. Оказалось, что он со своей приятельницей занимается контрабандой. Девушка решает притвориться русалкой и убить Григория. К счастью, её планы проваливаются.

“Княжна Мери” — это четвёртая глава. Здесь главный герой приезжает на Минеральные воды, где знакомится с водным обществом. Его внимание привлекает прекрасная Мери, за которой он начинает ухаживать от скуки. В княжну также был влюблен старый знакомый Григория Грушницкий. В конце концов между героями возникает конфликт, который приводит к смерти Грушницкого.

Заключительном главой является “Фаталист”. Печорин оказывается в компании офицеров, игравших в карты. Один из самых ярких офицеров Вулич решает испытать судьбу и предлагает товарищам поспорить. Их спор заключался в том, что Вулич должен был взять пистолет и стрельнуть себе в висок. Вулич остался жив, но Печорин видел на его лице смерть, поэтому предупредил офицера, что скоро он умрёт. Так и случилось, в эту же ночь Вулич погиб.

Отсутствие хронологии событий, беспорядочное расположение глав делают произведение динамичным и захватывающим.

2 вариант

«История души человеческой» – вот сюжет романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Первый русский психологический роман последовательно раскрывает становление Печорина как героя времени. Для Лермонтова исследование души человека интереснее истории государства.

Автор провоцирует читателя, называя своего героя героем времени, т. е. лучшим представителем своего поколения. В романе нарушена хронология событий. Лермонтов сознательно выстраивает композицию. Если следовать хронологии событий, то новеллы должны следовать следующим образом: «Тамань», «Княжна Мери»,«Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», также предваряют и заключают повествование предисловие к Журналу Печорина странствующего офицера.

Свою логику выстраивает Лермонтов: вначале о Печорине рассказывает Максим Максимович, простой штабс-капитан, не способный понять странности души молодого офицера, затем героя видит странствующий офицер, и это уже попытка через внешность проникнуть в душу человека, затем читаем Журнал Печорина, его мысли и чувства может оценить читатель. Новелла «Фаталист» носит обобщающие размышления, помогающие раскрыть смысл произведения.

Разберемся, о каком времени идет речь. Это 30-егоды, период реакции после невиданного подъема освободительного движения, которое произошло после войны 1812года .

Максим Максимович рассказывает попутчику об офицере, прибывшим в крепость с обозом: представление чисто внешнее: чистенький, молоденький, мундир на нем новенький. Штабс-капитану не доводилось раньше видеть столичных юношей, страдающих от скуки. Бедному Максим Максимовичу не понять, зачем Печорин похитил Бэлу, разрушил жизнь целой семьи.

Читайте также:
Вернер: сочинение

Ему не понять слов офицера: «Я за нее готов умереть, но я ее нее люблю», « Любовь дикарки немногим лучше любви знатной дамы».Для Максим Максимовича смерть Бэлы трагедия, и он осуждает Печорина, обвиняя его в эгоизме и равнодушии.

В главе «Максим Максимович» за героем уже наблюдает странствующий офицер, он принадлежит к тому же кругу, что и Печорин. Его портретное описание более содержательно: он видит глаза, которые никогда не смеялись, отмечает породистость, аристократичность героя, прижатые руки, свидетельствующие о скрытности характера. Внимательно следит за встречей штабс-капитана и Григория Александровича, отметит искривившееся лицо при упоминании имени Бэлы – Печорину нелегко вспоминать былое, он не желает предаваться воспоминаниям о прошлой жизни.

В «Тамани» Печорин активно действует, ему все интересно, помимо своей воли он разрушает жизнь честных контрабандистов.

В следующей главе «Княжна Мери» Печорин противопоставлен «водяному обществу». Умный, страдающий, анализирующий свое поведение, герой значительно выше окружающих самодовольных современников, без чести и совести.

И только в «Фаталисте» герой действует во благо других людей, он разоружил пьяного казака. Герой полагается на свой ум, ловкость, удачу. Герой сожалеет, что не угадал свое предназначение, тяготится бесцельным существованием. Он действительно лучший из поколения 30-х, к которому принадлежал и сам Лермонтов.

Также читают:

Картинка к сочинению Сюжет романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Печорин довольно хорошо разбирается в людях и ему это даётся очень легко, поэтому каждому герою романа у него есть чёткая характеристика, так как он видит этих людей насквозь.

Однажды мы с сестрой стали просить родителей завести маленького котёнка. До этого у нас уже была кошка Муська.

Однажды мы с одноклассниками возвращались из школы. По дороге решили зайти в ближайший магазин, чтобы купить чипсы и газировки. И вот, проходя мимо одного из домов, мы увидели сидящую на скамейке бабушку.

Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.

«Мои Университеты» входят в знаменитую трилогию о жизни писателя и является заключительной его частью. Его герой – Алексей Пешков, который прошел через все возможные тяготы жизни и вот повзрослел и стал юношей.

Герой нашего времени сюжет романа Лермонтова

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» включает в себя пять новелл-глав. Они представляют повествование трёх лиц. Центральной фигурой сюжета является офицер царской армии Печорин. В нём Лермонтов знакомит читателей не с не биографией человека, а с новым типом личности, с его психологическим складом. Все остальные персонажи соседствуют вокруг него. Композиция романа преследует цель раскрыть сложный внутренний мир главного героя. Лермонтовым умышленно нарушен хронологический порядок расположения частей. Тем самым он показывает противоречивый облик Печорина. Среда, в которую автор помещает героя, также контрастна. Здесь постоянно возникают то экстремальная ситуация, то острый конфликт. Печорин сознательно или бессознательно вмешивается в жизнь других людей, окружает себя злом, руководствуется только своей волей, желаниями и стремлениями. Части романа состоят из эпизодических отрывков жизни главного героя. Это способствует объяснению его образа жизни, лишённой цельности, состоящей из вечных устремлений поймать ускользающую тень жизни, неодухотворенной никакими идеалами.

В главе «Бэла», главный герой показан через восприятие Максима социального и психологического антипода. Он повествует о своём знакомстве с Печориным. Влюбившись в дочь князя Бэлу, Григорий принимает решение похитить её. Но девушку убивают в процессе второй погони. Здесь Печорин демонстрирует неординарность личности, странность поступков, эгоизм, колоссальное умение действовать мгновенно при любых обстоятельствах. Он сочетает в себе внутреннюю холодность и яркие вспышки эмоций. Всё это непонятно окружающим.

Во второй главе «Максим Максимович» главный герой представлен через столкновение со странствующим офицером, близким к нему по мироощущению. Теперь уже портрет Печорина имеет черты личности сильной с ярким выраженным индивидуальным началом. Но внутренне он одинок и отчуждён от мира людей. Сам же главный герой повествует о себе в «Журнале Печорина». Это дневниковая исповедь, которая переносит место действия на просторы души героя. Самораскрытие показано автором через внутренний монолог, анализ поступков, побуждение, эмоции. Печориным проводится ретроспективный анализ своих психических поступков. Мы видим трагическую фигуру, страдающую, живущую сложной духовной жизнью, страстно жаждущую обновления. Важную роль в романе играют темы случая и судьбы. От случайных встреч, совпадений зависит и жизнь.

Читайте также:
Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»: сочинение

В новелле «Тамань» Печорин устраивается на работу в семью, где не все спокойно. В одну из ночей он решил проследить за обитателями дома. Оказалось, что они промышляют контрабандой. Одна из жительниц дома задумывает план убийства Печорина. Безрезультатно. Знакомство с княжной Мери сталкивает Печорина с Грушницким. И соперник убит на дуэли.

Новелла Фаталист» трагична. Григорий пытается выступить в роли палача. Играя в карты на выстрелы в себя, Печорин хладнокровно объявляет, что Вулич умрёт и не ошибся. Григория Печорина можно назвать человеком холодным, но не глупым. Он обречён на бездействие социально-историческими и личными обстоятельствами, при которых любые усилия на пути к самореализации оказались бесполезными и противопоставляющими обществу. Индивидуализм не привел к самоудовлетворению и самореализации при отсутствии понимания миром. Интеллектуальное превосходство героя над средой вылилось в обоюдное неприятие, что породило жестокость.

Вариант 2

Русская литература 19 в. дала Отечеству и миру произведения, определившие новые тенденции в ее развитии, ставшие классическими. К их числу относится роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Написанный в 1838–1840 гг., роман отвечал моде времени на любовные приключения и переживания героя. Но отличали его условия любовных переживаний – юг России и Кавказ, где на тот момент шли военные действия, и направленность изложения на внутренний мир героя.

Структура романа отвечает замыслу автора. Две части, разделенные на главы, нелинейное повествование. События излагаются персонажами романа, автор условен – некий офицер, встретивший людей, знавших героя – Григория Печорина и случайно получивший его личный дневник в полное распоряжение.

Нарушенная хронология изложения показывает Г. Печорина вначале глазами сослуживцев. Перед читателем предстает умный, но самовлюбленный и эгоцентричный человек, ищущий приключений и не задумывающийся об их последствиях для других людей. Таким приключением для него становится увлечение дочерью горского князя Бэлой. Девушка привлекает его своей красотой и он решает развеять скуку, организовав похищение и потом завоевание красавицы. Добившись желаемого – любви Бэлы, Печорин начинает тяготиться ею. Развязка закономерно трагическая: бывший поклонник Бэлы, Казбич, похищает ее у Печорина и спасаясь от погони, смертельно ранит. После смерти Бэлы Григорий Печорин о ней не вспоминает и с облегчением переводится в другую часть. Холодным, отстранённым и равнодушным предстаёт Печорин в главе о Максиме Максимыче. Мимоходом нанеся обиду бывшему сослуживцу высокомерными и резкими словами, Печорин уезжает в Персию. Рассказчик, получивший от обиженного Максима Максимыча дневник Печорина, узнав, что герой умер по пути из Персии, решает опубликовать записи, придав им минимальную литературную обработку.

Далее повествование идет уже от лица самого Печорина. В главе «Тамань» описано его вторжение в жизнь контрабандистов. Вновь причиной вмешательства становятся скука и любопытство, а результатом – разрушение устоявшегося уклада жизни людей. Григорий Александрович признается себе, что сожалеет о последствиях своего поступка.

Глава «Княжна Мери» построена в форме дневниковых записей. Печорин описывает Пятигорск, куда приехал поправить здоровье поле ранения, и его общество. Он встречает знакомых: сослуживца Грушницкого, Веру – бывшую любовь. Знакомится с новыми людьми, в числе которых княгиня Лиговская и ее дочь Мери. Ради развлечения он решает ухаживать за Мери, вызывая ревность Веры и недовольство Грушницкого, влюбленного в девушку. И вновь трагический финал: погубленная репутация Мери, убийство на дуэли Грушницкого, вторично разбитое сердце Веры, ссылка героя в отдаленную крепость. В этой части значительное место занимают рефлексивные размышления героя.

События главы «Фаталист» происходят в казачьей станице. Вечный спутник – скука вынуждает героя искать развлечений. Он входит в компанию игроков в карты, где после игры завязывается беседа о предопределении. Игра в русскую рулетку, случайная смерть одного из игроков в пьяной драке заставляют Печорина задуматься о судьбе и возможности человека ей противостоять или следовать.

Роман стал первым в русской литературе лирико-психологическим произведением. Внимание читателя концентрируется не столько на внешних, порой авантюрно-приключенческих сторонах жизни героя, сколько на его внутреннем мире. Глубокая рефлексия, честность и искренность слов Печорина о себе вызывают интерес и становятся пищей для размышлений у многих поколений читателей.

Герой нашего времени сюжет романа

Несколько интересных сочинений

В поэме «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя, написанной в 1842 году, главное место занимают взаимоотношения Чичикова с помещиками. Одним из них стал Манилов.

Без сумніву, найголовніше що є в людині – її душа. Саме вона є істинною сутністю людини, є нею самою. У всі часи, особливо, в теперішній люди зазвичай звертають увагу в першу чергу

Читайте также:
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”: сочинение

Старший отец семейства граф Ростов, автором изображен как положительный и порядочный персонаж. Это благородный отец семейства воспитывает пять дочерей, сам он из дворянского рода, во владении у него много поместий и крестьян.

Прекрасная картина талантливого советского и российского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Желтый букет» привлекает своей теплотой и удивительной гаммой красок.

Бессмертное произведение Незнайка запомнилось своему читателю мощным сюжетом, красивыми метафорами, а также взрослыми отсылками на реальную жизнь.

Сочинение: Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Автор: Лермонтов М.Ю.

“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина», цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой». Лермонтов стремится наиболее полно раскрыть сложный и противоречивый образ Печорина, и этой задаче подчинены все художественные средства, используемые автором при написании романа.

Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени», – нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч «, затем – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов – «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»: за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку – «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает – «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, – как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», – хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Эти путевые записки стилистически продолжают «Путешествие в Арзрум» Пушкина, опубликованное в1836 году в пушкинском «Современнике», как раз незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ.

При всей своей кажущейся простоте, повесть «Бэла» сложна и по композиции, и по стилю. Традиционная романтическая тема приобретает здесь правдивый, реалистический характер.

Повесть «Бэла» начинается путевыми записками. Их автор – русский офицер странствующий «с подорожной по казенной надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «…и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика».

Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Однако это рассказ перебивается описанием Крестового перевала. Рассказ Максима Максимыча осложнен и тем, что в первую его часть включен рассказ Казбича том, как он спасался от казаков, во вторую – автохарактеристика Печорина. Этой композиции повести соответствует ее стилистическая сложность.

Повесть «Максим Максимыч» хронологически является последней в романе. Однако композиционно это связующее звено между новеллой «Бэла» и последующими повестями, так как в ней объяснение происхождения записок Печорина.

Повесть «Максим Максимыч» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений. Однако именно в «Максиме Максимыче» герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым. В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, становится известно о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к «Журналу» читатель узнает, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимыч», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся «промежуточность».

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Роль новеллы «Максим Максимыч» в романе Лермонтова очень велика. Во-первых, происходит смена рассказчиков, повествование опять ведется от имени автора. Во-вторых, в этой главе дается полное описание портрета Печорина в его мельчайших подробностях. В-третьих, здесь нам наиболее полно раскрывается личность Максим Максимыча как человека и друга Печорина.

Композиция «Журнала Печорина» весьма своеобразна – это как бы «роман в романе».

В повести «Тамань» показаны взаимоотношения Печорина с «честными контрабандистами». Ворвавшись в их жизнь, он разбивает ее, но после жалеет об этом: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов… я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не прошел ко дну».

В этой главе романа противоречивость характера Печорина достаточно ярка. Лермонтов сразу сталкивает два конфликта в его жизни. Если в начале повести молодой человек впечатлителен, ищет приключений и острых ощущений, то уже через несколько страниц он признает: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?» Эта фраза свидетельствует об умерщвлении его чувств, о безразличии, которое побеждает в нем в дуэли между двумя началами, борьба внутри героя бесконечна. Это навсегда выводит его за круг обыкновенных людей с их бытовыми, порой мелочными интересами, обыденностью.

Повесть «Тамань» – одно из самых романтических мест в романе. Герой в описанных им событиях раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, морем, вне всякого закона. Это безусловно привлекает Печорина, и его поступки становятся тоже несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Однако этот мир не для него.

В «Тамани» существует также другой мир – мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежит урядник, десятник. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире «честных контрабандистов», и в мире обычных людей.

Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне, давая строгую оценку себе и своим поступкам.

Новелла «Княжна Мери» построена из дневниковых записей – это почти ежедневная летопись жизни Печорина, который не интересуется «общими вопросами». Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках. В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления. Именно в этой повести наиболее глубоко показаны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и одаренного человека, искалеченного средой и воспитанием.

Вопрос предназначения, рока, единоборства человека с судьбой – основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава «Фаталист», в которой Печорин пытается создать некоторую «модель судьбы». Существует ли предпочтение или нет и если «да», то каковы пределы самостоятельности личности, – все это волнует Печорина, ибо ответ на этот вопрос даст ключ к разгадке человеческой натуры и сможет, наконец, объяснить Печорину его собственную душу и судьбу. Это самая философская глава в романе.

Новелла «Фаталист» состоит из трех эпизодов, которые являются продолжением возникшего среди офицеров спора о существовании предопределения, предуготованной через судьбу.

Таким образом, особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова – его создателя, становится заключительная глава произведения – «Фаталист», которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: