Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. Стихи Лермонтова о поэзии

Стихотворение «Смерть поэта» было написано, как свидетельствует дата на черновом оригинале, когда Пушкин был еще жив, но смертельно ранен. Очевидно, известие о дуэли настолько потрясло Лермонтова, что он или не дослушал, или информация пришла к нему в искаженном виде. Пушкин умер 29 января, а стихотворение датировано 28 января.

Судя по тому, как написано стихотворение, Лермонтову было известно о травле поэта в обществе, и он всем сердцем был на стороне Пушкина, сочувствовал ему. Гибель Первого поэта России его попросту возмутила до глубины души. Это возмущение было настолько глубоким, что он не смог сдержать душевных порывов, излил их на бумаге.

Тема произведения и главная мысль

Тема и идея произведения – гибель Пушкина, талантливого поэта, дивного гения. Основная мысль заключается в несвободе творчества и талантливых людей в России, в невозможности выражать свои мысли открыто. Власть предержащие откровенно боялись острого пушкинского слова. Александр Сергеевич пользовался авторитетом в литературных кругах и в обществе, его защищали влиятельные люди, даже перед императором. Поэтому император мог только сдерживать страстные душевные порывы потомка Ганнибала, но популярность Пушкина раздражала его. Вокруг автора «Евгения Онегина» плелись интриги, приведшие к трагедии.

Неслучайно после выхода стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова сравнили с Пушкиным, а в стихотворении император Николай I увидел воззвание к революции.

По жанру это – лирико-эпическое произведение. В нем не только чувства автора – боль, горечь, гнев, но и эпические события, реальные герои.

Литературные критики до конца не определились с его жанровой принадлежностью, но сложно не согласиться с советским литературным критиком Борисом Эйхенбаумом, что это политическая ода.

От издательства

С жизнью и творчеством Лермонтова, казалось бы, все знакомы со школьной скамьи. В младших классах – «Парус» и сказка «Ашик Кериб», затем «На смерть поэта» и «философская лирика» и, наконец, пресловутый «лишний человек» Печорин, о котором ежегодно пишутся десятки тысяч сочинений. А потом – кроме горстки филологов и узких специалистов, к Лермонтову, как, впрочем, и к большинству писателей набившей оскомину школьной программы, во взрослой жизни мало кто возвращается.

Между тем Лермонтов в нашей литературе – явление в каком-то смысле уникальное и до конца может быть оценен как раз более зрелым читателем. Он прожил неполных двадцать семь лет, из которых ровно половину занимает его творческая жизнь, где, в общем-то, не было этапов и периодов, – совершенствовалась лишь художественная форма, мысли же, чувства и характеры словно были даны ему от рождения.

Его личность представляется замысловатым переплетением самых разных и часто противоречащих друг другу качеств. Называя жизнь «глупой и пустой шуткой», он с удовольствием пользовался всеми ее благами; презирая светское общество, изо всех сил старался иметь в нем успех; доводя окружающих своей непомерной язвительностью, иной раз граничащей с откровенным оскорблением, имел в то же время доброе и чуткое сердце.

Какой он был в жизни, таков он был и в своем творчестве – настолько субъективном, что, пожалуй, невозможно отыскать ни одного произведения, которое так или иначе не относилось бы к личности и биографии самого поэта, сумевшего не только предсказать свою раннюю кончину, но и за год до смерти почти в точности описать ход и место роковой дуэли.

Предлагаемая вниманию читателей книга дает полное представление о жизни и смерти великого поэта и в какой-то мере ключ к пониманию его произведений. Биографический очерк, написанный дореволюционным критиком и историком литературы А. М. Скабичевским (1838–1910) в конце прошлого века – это первое в России популярное жизнеописание Лермонтова, появившееся отдельной книжкой, и до сих пор оно выгодно выделяется среди прочих исследований своей исключительной объективностью и живостью изложения фактов. Скабичевский ни с кем не вступает в полемику, избегает чрезмерной политизированности, свойственной многим советским лермонтоведам, не углубляется в литературоведческий анализ, не всегда интересный неспециалистам, и тем не менее рисует яркую картину жизни и творчества гениального человека, которого сравнивает в русской литературе с «каким-то непредвиденным метеором, внезапно пронесшейся по небу звездой, неизвестно откуда взявшейся и исчезнувшей без следа».

Вторая часть нашей книги посвящена гибели Лермонтова на дуэли с Н. С. Мартыновым и представляет собой собрание уникальных исторических документов – оригинальных материалов следствия и военно-судного дела 1841 г., которые дают возможность час за часом восстановить ход трагического поединка и поближе познакомиться со всеми его участниками и их дальнейшей судьбой.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.
Читайте также:
Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:

Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)

Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лермонтова. Его интересовали все виды искусства: музыка, живопись, – но все же предпочтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она и есть его призвание, Лермонтов стал задумываться, а для чего нужна она людям, и нужна ли вообще, и какой должна быть настоящая поэзия. Дать однозначный ответ на все эти вопросы не смог еще ни один творческий человек. Несмотря на то что тема поэта для Лермонтова была глубоко личной, его стихотворения о поэте и поэзии связаны с предшествующей

литературной традицией: декабристская лирика, романтическая поэзия и, главное, программные декларации его кумира, “дивного гения”, А. С. Пушкина.

Уже в ранней лирике Лермонтова тема поэта и поэзии соединяется с мотивами общественными. Подтверждение этому – стихотворение “К***” (“О, полно извинять разврат. ”), где автор создает образ поэта-гражданина, который “пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни”. Главная задача поэта, считал в те годы Лермонтов, говорить людям правду, какой бы она ни была. В связи с этим в стихотворении “Мой дом” поэт пишет: “Мой прекрасный

дом для чувства этого построен”.

В зрелом творчестве уже состоявшегося поэта тема поэзии звучит по-новому. Лермонтов уже далек от романтических представлений о поэте как духовном вдохновителе народа: слишком не вязалось это с действительностью. Наоборот, он достаточно четко осознает трагичность судьбы творца и не только объясняет ее враждебностью света, но и связывает с общественными условиями. В том, что гибель поэта в мире зла неминуема, убеждала Лермонтова и судьба его гениального предшественника. В стихотворении написанном под непосредственным впечатлением трагических событий, Лермонтов трактует гибель Пушкина как проявление борьбы добра со злом. В стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире материальных ценностей:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

В стихотворении “Поэт” автор сравнивает поэзию с кинжалом, который был некогда грозным оружием, а теперь, в эпоху далеко не героическую, превратился в ненужную вещь, и назначение его теперь – в золотых ножнах украшать стену. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился с судьбой. Эта жалкая роль возмущает Лермонтова, вызывает гнев:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

В последней строфе стихотворения – горечь, обида, и боль, и стыд Лермонтова за незавидную и недостойную роль поэта, утратившего свое историческое назначение быть пророком и возвышаться над толпой, и вместе с тем – надежда на перемены, на возвращение поэзии ее истинной роли:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Как истинного творца и ценителя слова, Лермонтова не могло не тревожить состояние современной литературы в целом, которая, по мнению автора, явно деградировала. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” Лермонтов устами читателя возмущается, что часто вместо стихов с глубоким идейным смыслом можно встретить бессмысленные и пустые стишки, не имеющие ничего общего с настоящей поэзией:

Стихи – такая пустота;

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот;

Притом – сказать ли по секрету? –

И в рифмах часто недочет.

Проза также, по мнению автора, обеднела: сплошные переводы, а если и встречается оригинальное произведение, то или “…над Москвой смеются или чиновников бранят”. Избитые темы никому давно не интересны, литература оторвана от жизни: “С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышут?”.

Кроме того, Лермонтов остро почувствовал значение журналистики (критики) в новых условиях русской жизни. Его мысль в этом стихотворении прямо продолжает пушкинскую. Автор указывает на жалкую роль современной журналистики. Устами недовольного читателя он заявляет:

В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету –

А просто грязная вода.

Критики весьма односторонне, по мнению Лермонтова, понимают свои задачи, которые сводят только к указанию недостатков литературных произведений, часто мелочного свойства.

Что касается писателя, то в такую эпоху ему трудно найти себе применение: “О чем писать?”. Лишь изредка “забот спадает бремя”, лишь в такие моменты писатель берется за перо (“Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитым водит ум…”) и предает бумаге все мысли, но вот беда – он не решается вынести написанное на суд читателя: толпа его не поймет и его же осудит:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Читайте также:
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

В 1841 году Лермонтов пишет стихотворение “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, в котором автор намечал путь истинного поэта: “И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. В своем “Пророке” Лермонтов как бы показывает путь поэта, внявшего наставлениям великого предшественника. Путь этот оказался необычайно трудным и, самое главное, трагическим. В ответ на любовь “ближние мои бросали бешено каменья”. Изгнанному пророку добра и любви приходится жить в пустыне, в одиночестве. Только звезды, звери и птицы понимают его и радуются его речам. Носитель высоких истин, призванный просвещать людей, становится объектом гонений и насмешек. Судьба пророка, по мнению Лермонтова, трагична: природа его отлична от природы измельчавшего человечества.

Различие позиций двух русских великих поэтов – в различии эпох, в специфике времени: А. С. Пушкин – в момент национального подъема, связанного с победой в войне 1812 года, Лермонтов – в эпоху беспросветной николаевской реакции.

М. Ю. Лермонтов о поэте, поэзии и толпе

В чем трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова?

Как в его лирике отразился конфликт поэта и толпы?

Попробуем найти ответы на эти вопросы в произведениях Лермонтова. Он, как и все поэты, размышляет о своём предназначении и о своём творчестве.
В стихотворении «Дума» поэт сообщил, что с печалью смотрит на молодое поколение, у которого «грядущее иль пусто, иль темно»; он беспокоился о том, чтобы и его не причислили к тем «позорно малодушным», «презренным рабам», чья жизнь пройдёт «без шума и следа».

Проблемы противостояния с властью начались в связи с политической направленностью стихотворения «Смерть поэта». Ссылка, участь изгнанника – всё это способствовало формированию личности, конфликтующей с обществом. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён» Лермонтов отразил чувства человека, испытывающего желание уединиться, уйти от шумной, праздной толпы и «забыться» хотя бы в мечтах:

Так, царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один.

В последних строчках этого стихотворения содержится такой вызов, который не мог способствовать сближению поэта со светским обществом:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

Отсюда такие последствия: «и скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. ». В исследованиях биографов М.Ю.Лермонтова нет сведений о его близких друзьях, которые могли бы помочь поэту в трудные времена. Видимо, отвлечь его от страданий и одиночества действительно было некому, и это приводило к разочарованиям, к мыслям о бесполезности желаний:

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – всё лучшие годы!

Если человек разочарован в любви, в страстях, в мечтах, тогда возникает такой ужасный для молодого человека вывод:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка.

Тема страданий одинокого человека, отвергнутого обществом, своеобразно звучит в стихотворении «Листок». Здесь под образом листка, используя приём аллегории, поэт подразумевает человека, гонимого «жестокою бурей», оторванного «от ветки родимой». О нелёгкой его доле сообщается в словах «засох и увял он от холода, зноя и горя». Но надежда жива, и есть желание найти приют в новом мире, обрести покой, тепло и дружбу. Однако для общества «чинары» и её «сыновей» листок остаётся чужим, ненужным. Казалось бы, судьба бедного странника и его мольбы должны были затронуть любое сердце, вызвать жалость и сострадание.

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я.

Но чинара жестока и надменна, она лишает странника последней надежды, напоминая своим высокомерием представителей высшего света. Листок, как и человек-пришелец, если он «сынам. свежим не пара», может оказаться непризнанным в обществе.

В стихотворении «Тучи» тема изгнанника, лишённого свободы в выборе места проживания, также передана в форме иносказания и соединена здесь с темой бесправия человека в государстве. Человек завидует тучкам, которые «изгнать» невозможно, потому, что у них нет родины.

А в произведении «Поэт» раскрывается проблема, связанная с зависимостью «собратьев по перу» от денег и власти, когда творец утрачивает свободу и «своё назначенье», как кинжал, служивший некогда в качестве оружия и ставший впоследствии «игрушкой золотой», украшением на стене в доме хозяина. Очень важно, считает Лермонтов, чтобы поэт не променял на золото силу таланта, имеющего власть над сердцами и умами современников, чтобы «мерный звук. могучих слов воспламенял бойца для битвы».

Огромное значение придаёт Лермонтов влиянию поэтического слова на человека, сравнивая стихи с «чашей для пиров» или «фимиамом в часы молитвы». Если произведение творца несёт в себе «отзыв мыслей благородных», витает над толпой, «как божий дух», то оно играет роль «вечевого колокола», то есть тревожит сердца, заставляет людей мыслить, принимать решения, действовать. И главное – поэтические произведения должны нести в себе истинные ценности. Лермонтов советует не бояться быть осмеянным, чтобы избежать большего зла и не покрыться «ржавчиной презренья».

Настоящий поэт, несмотря на трудности своего призвания, остаётся верным своему предназначенью, не способен отступать, трусливо подчиняться толпе в угоду мелким страстям. В стихотворении «Пророк» Лермонтов нарисовал судьбу поэта-пророка в обществе. Нелегка, чаще всего, участь человека с высоким чувством долга, который осознаёт ответственность за своё творчество, понимает, что писателю и поэту важно предвидеть, «как слово наше отзовётся». Поэт с активной жизненной позицией должен быть готов к непризнанию и, возможно, к осуждению:

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Побег в целях уединения от общества или вынужденное одиночество в результате изгнания проблемы не решают, и от поэта-пророка требуется мужество, готовность к самопожертвованию. Жизнь в нищете и без поклонников творчества, когда стихи только «звёзды слушают», выдержит далеко не всякий творец. Носить гордое имя Поэта, помнить которого будут в веках, стихи которого высоко оценят потомки (в редком случае и современники), сможет тот, кто выдержит гонения, травлю, непризнание толпы и, возможно, бедность.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Вашему вниманию предлагается сочинение ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Сочинение может быть использовано в средних и старших классах.

Текст сочинения.

Неоценимый вклад в отечественную литературу внес А.С. Пушкин, положив начало развитию новых традиций в русской словесности. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества.

Они почти современники. Формирование пушкинской поэзии происходило на волне общественного самосознания после победы в войне 1812 года, а Лермонтов вошел в литературу после разгрома декабристов, в 30-е годы. «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1826 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым», — писал А. И. Герцен. У двух великих поэтов, родственных по духу, но разделенных во времени рядом исторических событий, были свои особенности в понимании ряда жизненных вопросов, в том числе задач и предназначения поэта и поэзии.

Пушкин в своих ранних произведениях («Лицинию», «Вольность», «Андрей Шенье»), созданных до восстания декабристов, видит поэта как вдохновителя идей «вольности святой», прославляющего «свободу», обличающего порок:

На тронах поразить порок.

После поражения декабристов Пушкин ощутил себя лично ответственным за все произошедшее, одиноким и вместе с тем единым с судьбой народа и родины, переосмысляет свои воззрения на то, какими качествами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. В стихотворении «Пророк», посланник Бога изменяет человека, его природу, чтобы создать истинного поэта-пророка:

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую в о двинул.

Обретя цель, к которой призывает «Бога глас», пройдя через мучения и страдания, человек только тогда становится поэтом-пророком и может нести людям вещее слово:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

“Глас бога”, по убеждению Пушкина, пробуждает душу поэта, наполняя ее вдохновением, высокими и благородными чувствами.

Поэт ищет уединения, общения с природой, богом, только тогда выделяется он из обычных людей. Об этом стихотворение «Поэт»:

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы…

Ранние стихотворения Пушкина были восторженно приняты читателем. После восстания 1826 года отношение к творчеству поэта резко изменилось. Читатель, запуганный жестокой реакцией, не принимал пушкинской поэзии, она стала для него чуждой и непонятной. Критики ругали каждое новое произведение. Пушкин глубоко переживая все это, в стихотворении «Эхо» сравнивает поэта с эхом, чутко откликавшимся на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзовется:

И гласу бури и волов,

И крику сельских пастухов —

Тебе же нет отзыва…

Обида, чувство непонятости звучит и в стихотворении «Ответ анониму»:

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра…

В стихотворении «Поэту» Пушкин призывал поэта отстаивать свои убеждения и жизненные принципы, не поддаваться соблазну восторженных похвал, не изменять высокому предназначению поэта:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

«Поэт и толпа» — стихотворение Пушкина бросающее вызов реакционным обывателями, критике. Пушкин обрушивается с уп­реками на толпу, которая за материальной выгодой и пользой не видит и не ценит красоту:

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский,

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь Бог!

Пушкин считает, что поэт рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», а «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв».

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанном незадолго до трагической гибели, Пушкин как бы подводит итог своей поэтической деятельности.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Достойным приемником Пушкина на поэтической ниве стал М.Ю. Лермонтов.

«Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова»,— писал А. И. Герцен.

Стихотворение «Смерть Поэта» в один день сделало Лермонтова знаменитым, определило его поэтическую судьбу. Как не парадоксально, «Смерть Поэта» как бы олицетворяет вечный круговорот жизни: «…угас, как Светоч, дивный гений…» Пушкина, и появился на свет новый поэт, достойный продолжатель его дел — М.Ю. Лермонтов. Круг жизни не разорван, жизнь продолжается вопреки всему, не погубили его «жадною толпой стоящие у трона надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», которые направляли пистолет Дантеса:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

Читайте также:
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Они живут «под сенью закона», перед ними «суд и правда — все молчи». Лермонтов предрекает им суровый суд небес и потомков: «Есть грозный судия: он ждет…». Произнося слова своего “реквиема” он еще не знает, что все это отчасти и о нем, что судьба уже распорядилась и его жизнью — судьба до странности похожая на судьбу его кумира…

М.Ю. Лермонтов создает серию стихотворений, в которых рассматривает судьбы поэтов и пути возрождения лучших традиций русской поэзии. В стихотворении «Поэт» он сравнивает поэзию с кинжалом — грозным боевым оружием, верно служившим на поле битвы, которое превратилось в золотую игрушку, бесславную и бесполезную, как и судьба поэта и его творчества в обществе того времени:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Вспоминая времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, зовущей и вдохновляющей, указывавшей цели борьбы, Лермонтов пишет:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И отзыв мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Исполненные внешней красивости, но бессодержательные стихи становятся венцом поэтов современников Лермонтова. Разобщенные со своим народом, они замкнуты в личных переживаниях, прозябают в салонах и на светских пирушках. Лермонтов призывает возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свои клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Своему другу Лермонтов посвящает стихотворение “Памяти А.И. Одоевского”. Его судьба поэта и гражданина трагична:

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил — и Бог не спас!

Все стихотворение пронизано нежностью и любовью:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

Как и Пушкин, Лермонтов в своем стихотворении «Не верь себе» возвращается к теме «поэта и толпы», но у него другая позиция. Симпатии поэта отданы «молодому мечтателю», его способности открывать в своей душе «родник простых и сладких звуков», а «толпа» здесь не безликая масса, она показана в скрытых драмах, трагедиях отдельных людей:

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин

Без преступленья иль утраты.

«Пророк» завершает тему «поэт и общество». Лермонтовский поэт, наделенный «всевиденьем пророка», начинает с того, чем пушкинский заканчивает: он идет к людям, но обречен на одиночество.

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт, несущий людям правду и любовь, вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии.

Это непонимание и нежелание воспринимать поэтическую “проповедь” стало драмой для многих поэтов и писателей того времени — Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Пушкин и Лермонтов при всех имеющихся между ними различиями решали вопрос о назначении поэта и его поэзии, исходя из взглядов на поэта как на гражданина, борца за общественное благо, выразителя высоких идеалов и «добрых чувств».

Поэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

«На смерть поэта»

Одним из самых знаковых и грустных периодов для русской литературы и культуры в целом стал 1837 год. Именно тогда погибает великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. На это событие Михаил Юрьевич реагирует созданием стиха, который называет «На смерть поэта». Удивительно, но многие литературоведы считают, что именно эта трагедия повлияла на творчество поэта, он перешел к качественно другой поэзии, это можно заметить по следующим сочинениям:

  • «Узник»;
  • «Я не хочу, чтоб свет узнал…»;
  • «Спеша на север издалека».

Стоит отметить, что образ поэта в лирике Лермонтова сложился не сразу, это происходило постепенно, он постоянно пополнялся новыми смыслами.

Стих, посвященный смерти Пушкина можно условно разделить на две части, так как у них разное настроение и разный способ написания:

  1. Первая часть является элегией, для написания которой автор использовал четырехстопный ямб. Писатель рассказывает о горькой утрате. Если делать общие выводы, то стихотворение написано в минорном настроении, но в нем присутствуют резкие и даже язвительные вопросительные предложения. А восклицания делают его более напряженным. Поэт утверждает, что в смерти Пушкина виновен не дуэлянт, а общество, которое загоняло его талант в своеобразные рамки.
  2. Вторая часть больше напоминает сатиру, в которой автор пользуется не только четырехстопным ямбом, но и пяти, и шестистопным. Собственно, поэтому сочинение более живое и подвижное. Тут Лермонтов упрекает самого Пушкина в том, что он показал свой талант невеждам.

В самом конце идет некое обращение к обществу, автор вновь кидает обвинение высшему свету. Он напоминает людям о страшном суде, на котором каждый ответит за содеянное каждый понесет наказание, кары не избежит никто.

«Не верь себе»

Этот стих-продолжение был создан в 1839 году, в нем также можно увидеть, каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта. Но теперь в произведении он не показывает его в качестве мученика. Михаил Юрьевич выбрал более интересную форму повествования, он как бы обращается к читателям и писателям, которые только собираются творить.

Читайте также:
«Что такое Родина»: сочинение

В тексте буквально перемешиваются назидательность, романтическая ирония и язвительность. Он призывает молодых авторов к отрицанию и подавлению творческих порывов, просит не верить публике, сторониться любого вдохновения.

В сочинении прослеживаются резкие высказывания, он отговаривает писать, чтобы молодых писателей не постигла участь Пушкина, он оберегает их от смерти и глубокой психологической травмы. Но и это предостережение не делает его счастливым, в тексте явно прослеживаются:

  • переживания;
  • страсть;
  • горесть;
  • сожаление.

К нему будто вновь приходит вдохновение, но он не имеет возможности рассказать это другим. Во всем этом и заключается главная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Журналист, читатель и писатель»

При анализе этого стихотворения можно понять, что автор обращается к толпе. Он примеряет на себя разные образы и выражает мнение каждой из сторон. Перед сочинением имеется небольшая ремарка, которая отсылает к пьесе как форме изложения.

В тексте указывается, что писатель восседает в кресле перед зажженным камином. В свою очередь читатель, молча стоит в отдалении от него, в его руках сигара. Журналист уверен, что писатель болен. А читатель обвиняет автора в том, что все его произведения вторичны, что напечатаны с большим количеством ошибок, что журнал даже не хочется брать в руки, не надев при этом перчаток. Писатель же только соглашается с ним, не перечит, не оправдывается.

Несмотря на то что стихотворению более 150 лет, в нем поднимается вполне современный вопрос, как найти баланс между всеми участниками: журналистом, поэтом и читателем? Поэт пытается разобраться, что важнее мановение сердца либо же заказная писанина, но тогда сочинения получаются плоскими, а тематика избитой. В произведении явно прослеживается образ поэта-пророка. В лирике Лермонтов как бы предугадывает настроение своего читателя, его ожидания. Он чувствует ответственность перед ним.

В финальной части Михаил Юрьевич вновь прибегает к обличительной, критической направленности. Он называет толпу «неблагодарной», указывает на то, что перед ней нельзя открываться, нельзя показывать настолько интимные вещи, каким является творчество.

В цикле автора о поэте и поэзии виден плавный переход от романтизма к реализму. Он прослеживается у всех известных поэтов XIX столетия.

«Водяное общество» в романе «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)

В главном герое романа воплощены основные пороки современного писателю общества. Но наряду с этим собирательным образом в романе присутствует целое общество, на примере которого автор также выставляет дурные наклонности современников.

В самом начале главы «Княжна Мери» Печорин даёт описание окружающим его на новом месте людям. Это так называемое «водяное общество», потому что все они непременно собираются по утрам у целебных источников.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Первыми Григорий Александрович «встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору». Степные помещики носят «истёртые, старомодные сюртуки», в то время как женщины и девушки из тех же семей одеты в «изысканные наряды». Жёны и дочери помещиков желают выглядеть как можно лучше, возвысить своё положение знанием моды и дорогими вещами, в то время как мужчинам ничего не остаётся, как смириться с этим и от неимения средств донашивать старые вещи. Печорин тотчас замечает, что здесь мало достойных внимания молодых людей. «Нежное любопытство», которым его наградили поначалу дамы, показывает, что они явно скучают по мужскому вниманию. Однако законы вод таковы, что армейские эполеты являются «печатью отчуждения» для их обладателя — такая партия здесь не в чести. Оно и понятно: девушкам нужны чувства, рыцарские поступки, а военные в большинстве своём малообразованны и грубы.

Жёны местных властей лишены подобных предрассудков. За много лет, прожитых здесь, женщины «привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Их романам нет числа, они постоянно заводят новые знакомства, в чём главный герой видит секрет их «неутомимой любезности». Статус человека для них не имеет значения, они частенько смотрят в лорнеты, не желая упустить кого-нибудь из вида и показывая, что они настоящие «хозяйки вод».

Упоминается Печориным и «особенный класс людей между чающими движения воды». Это штатские и военные, проводящие жизнь в пьянстве и играх. Они не любят волочиться за дамами и жалуются на провинциальную жизнь. Вход в аристократические дома для них закрыт, но они мечтают туда попасть. Тяга к красивой жизни сделал их франтами: они любят «принимать академические позы». Тщеславные щёголи специально носят светло-голубые галстуки или выпускают брыжи из-за воротника, желая дать знать окружающим, какое высокое положение они занимают.

Помимо вышеназванных лиц, мы видим «грустных» и «бледных» раненых офицеров, дам, гуляющие под виноградными аллеями пары и любителей видов, рассматривающих горы в телескоп.

В таком обществе о положении человека можно смело судить по его внешнему виду. Детали одежды и различные аксессуары служат не только для выставления своего высокого статуса, они способны многое сказать о людях. Например, в Раевиче без труда можно узнать заядлого игрока: «это видно тотчас по золотой огромной цепи, которая извивается по его голубому жилету». Удачливые люди непременно вызывают зависть. В обществе все находятся в постоянном соревновании: кто кого перещеголяет, превзойдёт в остроте шуток, в богатстве и знатности.

Читайте также:
Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова: сочинение

Грушницкий отмечает, что пьющие утром воду — вялы, как все больные, а пьющие вино повечеру — несносны, как все здоровые». Молодых людей интересуют женские общества, но дамы, проживающие здесь, незавидны: «играют в вист, одеваются дурно и ужасно говорят по-французски». В свете человек судится по внешности, по умению держать себя, по наличию качеств, которые по сложившимся правилам изобличают благородных людей. Черты светского человека — умение показать себя, держаться в центре внимания, занимать публику разговором. В провинции ценятся из столицы и крупных городов. Одно это обстоятельство сразу задаёт немалый статус человека в такой далёкой глуши. Княжна Мери обладает всеми качествами, присущими светской львице. Именно поэтому мужчины посматривают на неё с любованием, а дамы — с завистью.

Слухи в обществе решают всё. Удержаться в свете — вот главная цель любого человека, входящего в высший круг. Стоит только вспомнить о докторе Вернере: «его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, — больные взбеленились, почти все ему отказали».

В обществе все желают показать себя с лучшей стороны. У представителей высших сословий есть общее уязвимое место – самолюбие. Любая мелочь способна вывести их из себя, если она так или иначе задевает это чувство. Так, княжна пришла в ярость, увидев, что внимание публики переключилось с неё на офицера; в её словах он вмиг стал дерзким самовлюблённым наглецом. Грушницкий полностью поглощён своей самолюбивой натурой, драгунский капитан замыслил недоброе после того, как Печорин сорвал его план опозорить на людях княжну. Петербургский франт, который легко овладел сердцем самой завидной красавицы на водах – как он может избежать врагов? Чем человек успешнее, тем больше на него найдётся клеветников и недоброжелателей. Зависть проснулась в тех, кто признавал обворожительность Мери, и из этого выросла целая шайка. Какое оружие они избрали? Подпорченная репутация и лживые сплетни. Это самое точное, самое злое, самое безжалостное наказание их всех, которые только применимы в свете.

Особенно остро постоянное противостояние внутри общества показывается во время бала в зале ресторации. Появление княжны Мери моментально вызвало недоброжелательные взгляды – дам уколол тот факт, что московская кокетка одевается со вкусом, лучше них. «Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнулись к ней». Очевидность невыгодного положения не оставила дамам выбора: открытая борьба сделала бы их посмешищем публики, и они признали поражение, поспешив скрыть его следы. Лицемерие — вот ещё одна основополагающая черта человека в приличном обществе. Всё здесь подчинено определённым правилам, которые ни в коем случае нельзя нарушать; в противном случае это вызовет возмущение окружающих. Человека может «убить» неловко брошенная фраза, неуместный жест. Люди строят козни друг другу в ответ на обиды. Мери не извинилась перед дамой, которую случайно толкнула, да ещё поглядела на незнакомку в лорнет — здесь явно читается высокомерность избалованной барышни. Но расплата не заставила ждать княжну: при предложении пьяного господина станцевать с ним мазурку девушка была готова «упасть в обморок от страху и негодования».

Для тех, кто слишком сильно отличается от остальной части общества и забирает на себя слишком много внимания, существует неписанное правило: выскочек надо проучить. Это происходит с Мери на балу, такая же участь постигает и Печорина. В выделяющихся людях, явно превосходящих всех по каким-либо ценным для общества качествам, сразу видят все плохие стороны, какие только можно придумать: трусость, неоправданную гордость, тщеславность, чрезмерное высокомерие — как будто списывали с самих себя! Самолюбием и надменностью грешит всё общество, но открывают эти качества в тех, кто посмел блеснуть другими: красотой, франтовством, умением обольщать и выставлять себя в лучшем свете, острить и удерживать внимание.

Любое прямое оскорбление доброго имени воспринимается как угроза чести и требует немедленного разрешения кровью. Пострадавший не может не назначить обидчику дуэли, последний не в силах отказаться. Иначе первого почтут трусом, второго — лжецом и трусом одновременно. Не защитить свою честь — значит уронить достоинство и авторитет, отказаться от вызова – потерять репутацию навсегда. Общество, которое порицает дуэли, на деле не оставляет выбора.

Внутренний мир Печорина позволяет детально изучить характеры, мысли и чувства целого общества. Одновременно с этим, в произведении изображён и сам свет, и герои — Григорий Александрович, Грушницкий, Мери — являются представителями этого целого. Пороки, олицетворяемые людьми, в персонажах принимают лишь конкретную форму. Все они похожи между собой: высокомерны, самовлюблённы, горделивы, любят быть в центре внимания, осознавать своё превосходство, красоваться перед другими. Общество представляется отдельно стоящей силой. Законы света таковы, что он старается выкинуть из себя тех, кто явно в нём выделяется. Люди готовы сплотиться против одного, потом за спиной оставшихся строить заговор против другого… Бесконечное соперничество и козни против друг друга, выражающиеся прежде всего в клевете, зависть и алчность, расчетливость и лицемерие — вот что царит внутри этой напряжённой беспощадной системы, где каждый должен быть на стороже и в любой миг должен быть готов защищать свою репутацию. Ведь потерять её — значит потерять всё.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96989

Читайте также:
Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»: сочинение

Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.03.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838–1840 годах XIX века. Это была эпоха самой жесткой политической реакции, которая произошла в стране после разгрома речи декабристов. В своем творчестве автор воссоздал по образу Печорина, главного героя романа, типичного персонажа 30-х годов XIX века.

Печорин – образованный светский человек с критическим умом, недовольный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Он продолжает галерею «лишних людей», открытую Евгением Онегиным Пушкиным. Белинский отметил, что идея изобразить героя своего времени в романе принадлежит не только Лермонтову, поскольку на тот момент «Рыцарь нашего времени» Карамзина уже существовал. Белинский также отметил, что такая мысль пришла в голову многим писателям начала 19 века.

Печорина в романе называют «странным человеком», так как о нем говорят почти все другие персонажи. Определение «странный» приобретает оттенок термина, за которым следует определенный набор характера и типа личности, и является более широким и емким, чем определение «лишний человек». Такие «странные люди» существовали до Печорина, например, в рассказе «Прогулка по Москве» и в «Эссе эксцентрика» Рылеева.

Образ Печорина

Лермонтов, создав «Героя нашего времени», сказал, что ему «было весело рисовать портрет современного человека, который его понимает и встречает». В отличие от Пушкина, он фокусируется на внутреннем мире своих героев и в «Предисловии к журналу Печорина» утверждает, что «история человеческой души, даже самой маленькой души, почти интереснее и не более полезна, чем история целого». нации». Желание раскрыть внутренний мир героя нашло отражение в композиции: роман начинается как бы с середины истории и впоследствии доведен до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что «безумная гонка» Печорина за жизнь обречена на провал. Печорин следует по пути, который избрали его романтические предшественники, тем самым показывая провал своих романтических идеалов. Печорин падает из «цивилизованного» мира в мир «детей природы», на Кавказ, но даже там он оказывается незнакомцем, «лишним человеком» и, кроме страданий и растерянности, ничего не несет: он становится косвенным виновником смерти Белы, расстраивая его жизнь «честными контрабандистами», из-за него рушится судьба принцессы Марии.

Структура «Героя нашего времени» фрагментирована, поэтому роман представляет собой систему разрозненных эпизодов-сказок, объединенных общим героем – Печорином. Такая композиция глубоко значима: она отражает фрагментированную жизнь главного героя, отсутствие у него какой-либо цели или какой-либо объединяющий принцип. Жизнь героя проходит на распутье в вечных поисках смысла человеческого существования и счастья. Печорин почти все время в пути. «Это мир на дороге», – сказал Гоголь о «Герое нашего времени».

В том, как главный герой изображает Лермонтова, есть желание дать ему социальную характеристику. Печорин – продукт и жертва николаевской эпохи в одном человеке, «душа которого испорчена светом и разорвана на две половины, лучшая из которых высохла и умерла», а другая «жила на службу всем». В этом персонаже есть что-то, что выводит его за пределы социальности, то есть Лермонтов раскрывает в своем герое универсальные принципы, не зависящие от эпохи и времени.

В этом смысле задача, которую ставит перед собой Лермонтов, сравнима с задачей Достоевского: «Со всем реализмом найти человека в человеке». Лермонтов в романе уделяет большое внимание образу не только сознания, но и самосознания героя. Интенсивный психологический анализ – это «болезнь века», но также необходимая форма самопознания развитой личности. Тот факт, что Печорин постоянно размышляет о своих действиях, анализирует его чувства, свидетельствует о том, что мы имеем дело с необыкновенной личностью; герой романа Лермонтова – человек в высшем смысле этого слова. Можно сравнить с романом Пушкина «Евгений Онегин».

Печорин, также будучи «лишним человеком», отличается от Онегина не только своим темпераментом, не только глубиной мысли, но и степенью самосознания, своим отношением к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. В этом смысле он герой своего времени. Эффективность Печорина, на которую ориентируется Лермонтов, объясняется, прежде всего, степенью развития этого героя: он хорошо образован, хорошо разбирается в людях, знает их слабости, но использует эти знания в своих целях. Беда Печорина в том, что его самостоятельное самосознание и трансформируется в индивидуализм. В своем противостоянии реальности он исходит только из своего «я». Он не просто эгоистичен, он эгоистичен. Печорин – фигура не только по природе, но и по убеждению.

Как человек, Печорин шире предлагаемых ему социальных ролей, он отвергает все подготовленные ему социальные рамки, пытается угадать свою высокую миссию, но в то же время очень скептически относится к своим шансам в борьбе с окружающее общество. Он рассуждал: «Многие люди, начиная жизнь, хотят покончить с ней, как Байрон или Александр Великий, но тем не менее остаются титульными советниками».

Читайте также:
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

Герой нигде не показан при исполнении служебных обязанностей, но, тем не менее, он очень активен в жизни. На примере Печорина впервые в русской литературе мы встречаем героя, который непосредственно ставит насущные проблемы человеческой жизни. Это вопросы о цели, о смысле жизни человека, о его цели. Подтверждением этому является рассуждение героя перед дуэлью с Грушницким и в повести «Фаталист».

Одна из целей, которую герой, несомненно, реализует, – это понимание природы и человеческих возможностей. Этим объясняется цепочка психологических и моральных экспериментов Печорина над собой и над другими: княгиней Марией, Грушницким, Вуличем. В достижении этой цели он действует агрессивно и настойчиво.

Раскрывая образ своего героя Лермонтов подчиняется традиции. Он переживает Печорина с двумя чувствами: дружба и любовь. Никто из героев не может этого вынести, Печорин разочарован любовью черкесской Бела, говоря по этому поводу, что «любовь дикаря не намного лучше любви благородной дамы; невежество и простодушие одного так же раздражают, как и кокетство другого. На дружбу, на глубокое искреннее чувство Печорин также не способен, учитывая, что из двух друзей один всегда является рабом другого. В отношениях с Вернером его не устраивает ни роль повелителя, ни роль раба.

Последний рассказ «Фаталист» приобретает особое значение в восприятии жизни Печориным. Герой на протяжении всей истории постоянно испытывает свою удачу (под пулями чеченцев, в поединке с Грушницким, в повести «Тамань» с ундинами), но это наиболее наглядно показано в «Фаталисте». Это один из самых идеологически насыщенных и насыщенных романов романа.

Он состоит из трех эпизодов, которые либо отрицают, либо подтверждают существование предопределения в жизни человека. Если говорить о фатализме героя, то его следует назвать эффективным фаталистом. Не отрицая существования сил, которые во многом определяют жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать его свободы воли. Подтверждение тому, как он выбегает из окна на казаков-убийц. На первый взгляд, это безрассудно, но Печорин действует достаточно разумно. Это не слепой риск Вулиха, а значимое человеческое мужество.

Основным содержанием рассказов о Печорине является история его противостояния обстоятельствам и судьбе. В итоге обстоятельства и судьба оказались сильнее, чем Печорин. Его энергия превращается в пустое действие. Действия героя чаще всего эгоистичны и жестоки. Печорин появляется в романе как устоявшийся персонаж с трагической судьбой. Тот факт, что Лермонтов делает упор на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит новый вопрос о моральной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои действия.

Как показал Лермонтов Печорин, он ознаменовал новый этап в развитии русского общества и русской литературы. Если в Онегине запечатлен процесс превращения аристократа в человека, то «Герой нашего времени» показывает трагедию уже сложившейся личности, обреченной жить в условиях николаевской реакции. Печорин шире, чем содержание, встроенное в его изображение. В этом смысле Лермонтов опережает Достоевского. Инновация Лермонтова заключается в том, что у нас сильная, замечательная личность, которая не находит места и цели в жизни, чужда окружающему обществу и внутренне противоречива.

Судьба Печорина как одного из характерных типов его времени, несмотря на его потенциальный героизм, была трагически безнадежной. Лермонтов как писатель-реалист показал это в своем романе «Герой нашего времени».

Печорин и “водяное общество” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

До сих пор попытки Печорина приблизиться к людям, находящимся далеко от его круга, были прослежены. Провал этих попыток, как видно, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем его свела судьба. В «Принцессе Марии» мы видим Печорина в круге, социально более близком к нему. Однако встреча героя с людьми заменяется конфликтом с обществом в целом. Может быть, поэтому принцесса Мария – самая большая часть романа.

Для Печорина, с его одиночеством, дневник, «дневник», является единственным «достойным собеседником», с которым он может быть более искренним. И еще одна ценность журнала: это духовная память Печорина. Кажется, его жизнь обменивают на мелочи, и поэтому ему особенно важно видеть смысл происходящих событий, следить за ними, чтобы не оказаться в положении человека, чье состояние передается в стихотворении. «И скучно, и грустно».

С гордостью не прощая Печорина за его превосходство, Грушницкий, капитан драгунов и другие члены «водного общества» считают, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому миру, к жилым комнатам, куда им не позволяют войти.

Печорин, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водному обществу», не только не гордится своим превосходством, но болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, приводя к враждебности: «Я вернулся домой, возбужденный двумя разными чувствами. » Первой была грусть. «Почему они ненавидят меня? – Я думал. – За что? Я кого-нибудь обидел? Нет. Я действительно один из тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательность.

И я почувствовал, что ядовитый гнев постепенно наполнил мою душу. «Переход от иронии грусти, от нее к ядовитому гневу, побуждающему человека действовать так, чтобы не быть посмешищем для незначительных людей, характерен для отношения Печорина к« водному обществу »в целом и, в частности, к Грушницкий.

Печорин, при всей своей иронии, весьма добр, он не подразумевает умение убивать в Грушницком (и даже не словом, а пулей), он не подразумевает подлости, агрессивных проявлений гордости.

«Прирожденная страсть к противоречиям» в Печорине является не только признаком рефлексии, постоянной борьбы в его душе, но и следствием постоянной конфронтации с обществом. Окружающие настолько незначительны, что Печорин постоянно хочет отличаться от них, действовать против них, поступать наоборот.

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова: сочинение

Более того, сам Печорин насмехается над этим упрямством: «Наличие энтузиазма вызывает у меня простуду крещения, и, я думаю, частое общение с томным флегматиком сделало бы меня страстным мечтателем». Грушницкий невыносим из-за своей лжи, позерства, притязаний на романтизм – и Печорин в его присутствии ощущает непреодолимую потребность в прозаической трезвости слов и поведения.

Заключение

Согласие Грушницкого участвовать в заговоре, предложенном капитаном драгунов, пробуждает «холодный гнев» в Печорине, но он все еще готов простить «друга» его месть, «различные плохие слухи», которые он распространял в городе – на минуту честности «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого: «Холодный гнев завладел мной при мысли, что если бы не было случайности, я мог бы стать посмешищем этих дураков».

Если бы Грушницкий не согласился, я бы бросился себе на шею. Но после некоторого молчания он встал со своего места, протянул руку к капитану и сказал очень важно: «Хорошо, я согласен». Законы чести не написаны для этих людей, равно как и для «мирного круга честных контрабандистов».

Готовность Печорина к благодарному человечеству была разрушена подлостью Грушницкого, который согласился на мошенничество на дуэли. Однако Печорин похож на шекспировскую Гамлет. Не раз я должен убедиться, что подлость неискоренима в этом человеке, прежде чем принять решение отомстить. Жестокость Печорина не вызвана оскорблением для себя только потому, что на грани жизни и смерти в Грушницком мелкая суета сильнее честности и благородства.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова

Водяное общество – это представители дворянства, которые лечатся и отдыхают на кавказских минеральных водах. Среди них есть приезжие, а так же и местные жители. Об их образе жизни на водах повествует глава «Княжна Мэри». Печорин противопоставляет себя водяному обществу, считает себя выше других, но он один из них.

Молодой офицер приезжает в Пятигорск и первыми на его улицах встречает семейства провинциальных дворян – степных помещиков. Печорин догадывается о месте их жительства по старомодным потертым сюртукам мужчин. Их цель приезда – выгодно пристроить дочерей за дворянина из столицы, поэтому жены и дочери степных помещиков, в отличие от глав семейств, одеты в изысканные наряды. На каждого новенького приехавшего в Пятигорск они смотрят с любопытством, пытаясь разглядеть в нём потенциального жениха.

Жены местных чиновников встречают гостей иначе. Для их курортных романов хороши не только штатские, но и военные кавалеры.

Есть ещё особенный класс – это франты. Они пьют, но не минеральную воду, гуляют мало, почти не ухаживают за дамами, жалуются на скуку. Франты выражают презрение ко всему провинциальному и мечтают о столичном высшем свете, но их туда не пускают.

Печорин с насмешкой наблюдает за нравами водяного общества, выбирая жертву для своих интриг. Ею становятся юнкер Грушницкий и хорошенькая княжна Мэри.

Молодой армеец – представитель франтов. Это недалёкий человек, любитель внешних деталей. Грушницкий прячет свою сущность за эффектной позой, пространными вычурными речами. Он любит производить эффект на окружающих, изображая из себя страдальца, мечтая стать героем романа. Самолюбие не позволяет Грушницкому отказаться от дуэли и признать свою вину в низком поступке, что приводит его к трагической гибели.

Княжна Мери – наиболее выразительный образ из дам водяного общества. Она красива, неглупа, обладает чувством юмора. Именно Мери Печорин посвящает в тайны своей души. Нравы высшего света ещё не наложили на её юный характер свой глубокий след. Княжна пока способна сострадать и любить. Печорин преподаёт ей жестокий урок, разрушает её неокрепшую душу.

Несколько особняком от водяного общества стоит приятель Печорина доктор Вернер. Он похож с главным героем независимым характером. Это единственный человек, мнение которого важно для Печорина. Вернер умён, ироничен, видит людей насквозь. В отличие от Печорина, который активно участвует в жизни, Вернер наблюдает за ней как бы со стороны. Доктор ещё более Печорина прагматичен в жизни, лишён романтических чувств. Перед дуэлью Печорин любуется красотой природы, а Вернера интересует наличие у друга завещания.

Всех представителей водяного общества объединяет чинопочитание, интриги, зависть, светские сплетни, пустое времяпровождение, духовная пустота. Оно являются копией высшего света Москвы и Петербурга.

Вариант 2

Печорина, главного действующего лица лермонтовского романа “Герой нашего времени” по традиции относят к категории “лишних людей”. Писатель, помещая своего персонажа в различные обстоятельства, сталкивая с разными людьми, сопоставляет его и окружающую среду.

Печорин противостоит “водяному обществу”, автор изображает взгляд героя на данное общество и среду в целом. “Водяное общество”, конечно, образ собирательный. Это представители дворянства, в поведенческой линии и образе жизни которых наблюдаются все типичные черты современного писателю времени. Столкновение отдельной личности и общества изображено не только для того, чтобы раскрыть характер Печорина, но и отобразить жизненные приоритеты “водяного общества”. Печорин с едва скрываемым пренебрежением отмечает чувство зависти представителей высшего света, их приверженность к козням и злословию. Нравы людей, над которыми вслед за автором иронизирует и его герой, определены историческими событиями и обычаями.

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

«Водяное общество” – антагонист Печорина, однако есть персонажи, которые не противоположны Печорину, а, напротив, сопоставимы с главным героем. Грушницкий, например, является в некотором роде карикатурой на главного героя. И то, что у Печорина есть сущность его натуры, у Грушницкого – эффектная поза, которой он рассчитывает произвести впечатление. Он позерствует, нередко ведет себя несообразно обстоятельствам. Участие Грушницкого в поединке низко, неблагородно, но он не может отступиться, так как крайне амбициозен.

Вернер – только один мужской персонаж, который сопоставим с Печориным. Их родственность обнаруживается во взаимоотношениях с обществом, остром уме, скептицизме. Но Вернер неактивен, менее глубок и сложен, чем главный герой.

Что касается женских образов в романе, то они необходимы также для выполнения главной задачи – раскрытия характера Печорина, его взгляда на любовь. Из представленных женских образов княжна Мери изображена более выразительно. Это романтичная натура, она молода, неглупа, остроумна. Чистая и наивная натура, на ее фоне эгоизм Печорина еще более явен.

Вера – нечеткий образ, описан штрихами, намеками. Она сопоставляется с Печориным и во взаимоотношениях с ней отчетливо чувствуется трагичность положения главного героя, его неумение подлинно любить.

Особенная категория в “водяном обществе” представлена статскими и военными мужчинами. Особняком стоит “водяная молодежь”. Но везде то же чинопочитание, те же балы, пустое провождение времени, сплетни, духовная нищета. Провинциальное общество копирует столичное.

«Водяное общество” – не случайная линия романа. Проблема личности, ее взаимосвязь с окружающим миром являются важнейшей задачей творчества М. Ю. Лермонтова.

Сочинение-рассуждение

Образовавшееся на Кисловодских целебных источниках светское общество вводится в романе для того, чтобы максимально раскрыть образ главного персонажа, армейского офицера Григория Печорина.

«Водяным» общество названо из-за того, что оно сформировалось на Кавказских минеральных водах. Это сообщество сформировано из людей, приехавших поправить своё здоровье и отдохнуть возле целебных источников, местных дворян, семейств провинциальных помещиков, а также так называемых франтов.

Провинциальные помещики, или как их ещё называют «степные», приезжают сюда с единственной целью: выгодно выдать замуж своих дочерей. Это сразу просматривается в том, как они одеваются: их жёны и дочери ходят в блистательных нарядах, сами же они, экономя на одежде, довольствуются тем, что есть – старыми поношенными сюртуками. Приехавшего в Пятигорск Печорина они изначально принимают за столичного жителя, но увидев его в армейском мундире, быстро теряют к нему всякий интерес.

Находящиеся в поиске романтических приключений представительницы местной знати менее щепетильны в этом вопросе. Они по собственном опыту, знают, что в офицерской среде встречаются неглупые и думающие люди, а под форменным мундиром часто бьётся пылкое и нежное сердце.

Отдыхающих на водах одиноких мужчин, среди которых встречаются как военные, так и штатские, можно отнести к категории франтов. Всем своим видом они выражают скуку и вместо минеральной воды пьют шампанское и вино. Они настолько ленивы и безразличны ко всему, что даже за дамами ухаживают без особого энтузиазма.

Особняком в «водяном» обществе стоит княжна Мэри. Она – красивая, начитанная и образованная девушка. В силу своей доброты, сострадательности, а также наивности и неопытности, она становится жертвой интриг более искушённого в человеческих отношениях Печорского.

Единственным мужским персонажем, которого Печорский не презирает, и с кем общается на равных, является доктор Вернер. Он также, как и Григорий, критически относится к «водяному» обществу, однако, в отличие от него, остаётся в стороне от интриг и склок.

В целом можно охарактеризовать сложившееся на целебных источниках светское общество, как провинциальный полусвет, тщетно пытающийся походить на столичную аристократию. Здесь царит праздность и лень. От скуки мужчины и женщины заводят мелкие интрижки, сплетничают, злословят и завидуют друг другу.

Печорин, находясь на более высоком уровне интеллектуального развития, понимает пустоту и никчёмность «водяного» общества, однако всё равно становится его частью.

Водяное общество в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Млада Финогенова — выдающийся советский и российских художник. Ее заслуги были отмечены множеством отечественных и международных наград.

По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом.

На картине «Осенние дожди. Пушкин» известного русского живописца Попкова Виктора Ефимовича неповторимый пейзаж русской земли, которая готовится отдать свои яркие краски под покров долгого зимнего сна

Гончаров изобразил в этом романе ту среду, которую видел с самого рождения. Главный герой нашей истории – это Обломов Илья Ильич

Грустилов был градоначальником Глупова несколько лет, примерно с 1821 года по 1825 год. Его должность – статский советник. Ходят слухи, что Грустилов – друг известного историка Карамзина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: