Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.: сочинение

Сочинение: Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.

Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”.

Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость.

Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова

Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.

Русская литература – литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода – грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был “властителем дум” молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в “русские Байроны”.

Читайте также:
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой…” (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап – его зрелость.

Началом этого этапа можно считать стихотворение “Смерть поэта” (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение “Смерть поэта”, в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь “за хребтом Кавказа” творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение “Пророк” (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского “Пророка”, который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

Таким образом, Лермонтов – поэт-пророк появился не сразу, долгое время “творческая дума” зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

Сочинение на тему «Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова»

Русская литература — литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов.

С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода — грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был «властителем дум» молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в «русские Байроны».

Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап — его зрелость.

Читайте также:
Неизвестный: сочинение

Началом этого этапа можно считать стихотворение «Смерть поэта» (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение «Смерть поэта», в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь «за хребтом Кавказа» творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение «Пророк» (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского «Пророка», который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение «глаголом жечь сердца людей». Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Бросали бешено каменья.

Пророк вынужден бежать в пустыню от людей:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря:

«Смотрите: вот пример для вас!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!»

Таким образом, Лермонтов — поэт-пророк появился не сразу, долгое время «творческая дума» зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Судьба поколения 1830-х в лирике М.Ю. Лермонтова

Первый период творчества

Творчество поэта литературоведы разделяют на 2 части. Первая из них называется ранней, а вторая — поздней. Рубеж проходит приблизительно по 1837 году, когда были написаны такие стихотворения, как «Смерть поэта» и «Бородино». Нужно отметить, что судьба поэта Лермонтова, как и его стихи, тесно связана с жизнью современного ему общества, с великими историческими событиями.

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

Будучи напуганным восстанием декабристов 1925 года, царь вёл политику «закручивания гаек», как сказали бы сегодня. Таким образом, настроение в обществе кардинально изменилось, люди были растеряны и напуганы. Т

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Эпоха безвременья

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

Читайте также:
Сочинение по стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта»: сочинение

«Дума» о судьбе поколения

Одним из ярких примеров осмысления темы является стихотворение «Дума», относящееся к 1838 году. В нём поэт не отделяет себя от тех молодых людей, чьих судеб касаются его раздумья. Об этом говорят местоимения «мы» и «наше», которые часто употребляются в произведении. Речь идёт о русской дворянской интеллигенции того времени. Стихотворение Михаил Юрьевич начинает грустными словами, что печально глядит на свое поколение.

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

О презрении потомков

Что же интересует сверстников поэта? Это:

  • балы;
  • дуэли;
  • шумное веселье;
  • сплошные развлечения.

Они не собираются тратить силы на серьёзные дела, их жизнь сводится к погоне за сиюминутными наслаждениями, но и это их в итоге не радует. Им скучны «роскошные забавы» их предков.

Всё, что остаётся нынешнему поколению — спокойствие, благопристойность, сытая и невозмутимая самоуверенность.

Продолжая свои пророчества о печальной участи современников, поэт предрекает, что они пройдут над миром угрюмою толпой, которая будет вскоре позабыта. От неё не останется ни шума, ни следа, ни плодовитых мыслей, «ни гением начатого труда».

Свои печальные размышления Лермонтов заканчивает словами, что потомки оскорбят своих «промотавшихся отцов» «презрительным стихом» и «насмешкой горькою».

Таким образом, поэт считает, что жизнь этих людей прожита зря, без высоких дум и стремлений, без страстей, без идеалов. Потомкам они не оставят никаких духовных ценностей и тем останется только презирать их.

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Подлинность и истинность слов поэта

Отрицание беспощадное и открытое, как в стихотворении «Дума», направлено и на внешнюю сторону жизни дворянской интеллигенции, и на внутренний душевный мир. Оно обращено против тяжёлого духовного пресса официальной идеологии.

Пессимистичный тон лермонтовской «Думы» отражает эмоцию так называемого социального отчаяния, которая охватила его соотечественников. Глубокие личные переживания поэта потрясли современников. Герцен, Белинский, Майков обращали внимание на вопль и стон души, на трагичность его произведения, на суровый и мрачный лиризм.

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

«Как часто пёстрою толпою…»

Тему судьбы поколения 1830-х в лирике Лермонтова продолжает стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён», написанное в 1840 году. Многие критики оценивают его как одно из самых значительных в творчестве поэта. Проникнутое пафосом, оно, как свидетельствуют современники, было написано после посещения маскарада 1840 года в ночь с 1 на 2 января. После его опубликования на Лермонтова обрушились новые гонения.

Тема маскарада является символичной. В стихотворении слышится насмешка над фальшью светского общества. В воображаемом прошлом поэта присутствуют светлые мечты, которые в его сознании приходят в противоречие с призрачной реальностью. Она пропитана враньём и прячется под маской. И эта грязь, сопровождающая действительность, в душе Лермонтова вызывает презрение. Поэт пишет, что перед ним мелькают образы бездушных людей.

Читайте также:
Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Тем самым, как и в «Думе», Михаил Юрьевич говорит о бездушии и чёрствости окружающих его людей. Лирическому герою ненавистно общество, ему здесь тесно и душно. В заключение он говорит о своём желании смутить весёлость и с дерзостью бросить «в глаза железный стих» и маски, стянутые приличием.

Такая позиция ещё раз свидетельствует о неравнодушии поэта, о его стремлении изменить окружающую действительность.

Другие произведения

Раздумья о своём поколении Лермонтов продолжает и во множестве других произведений. Среди них можно назвать:

  1. «И скучно, и грустно».
  2. «Поэт».
  3. «Бородино».
  4. «1831-го июня 11 дня».
  5. «Журналист, читатель и писатель».

В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов пишет, что жизнь, если посмотреть на неё внимательно, является пустой и глупой шуткой.

В стихотворении «Поэт», где рассматривается место поэта в обществе, Лермонтов с большой горечью отмечает, что стихотворец власть над толпой променял «на злато», поэзия превратилась в продажную. Те же мотивы просматриваются и в «Журналисте, читателе и писателе». Здесь Михаил Юрьевич спрашивает: о чём же должно писать поэту? Обязан он быть пророком, обличать общественные пороки, тем самым избавляя от них людей? Эти вопросы являются риторическими.

Стихотворение «Бородино»

В стихотворении «Бородино» рассказ ведётся от лица солдата, участника событий, что придаёт описанию особую достоверность. Передавая нравственное и психологическое состояние русских воинов, Лермонтов подчёркивает непримиримый антагонизм, присущий двум культурно-историческим планам — минувшему и современному. Об этом говорит и рефрен, который актуализирует взгляд поэта и является ключевым в понимании произведения. В нем автор отмечает, что в его время люди были богатырями, лихим, могучим племенем.

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Художественное своеобразие “Песни про Царя Ивана Васильевича” — Литература и русский язык

Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на “внутренние ресурсы”. Дворянская и народная культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе “соединял” аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль “посредника” взяла на себя литература. Каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший “Вечера на хуторе близ Диканьки”, которыми зачитывалась вся Россия; появляются “собиратели народных сказаний”.

Выбор исторического периода для сюжета “народной” поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую “просвещенным” государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности “тогда” и “теперь”. Все герои “Песни. ” — прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.

Одна из важнейших характеристик героев “Песни. ” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

Бесконечно важна вся система нравственных ценностей, согласно которой живут Степан Парамонович и его мир. Превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким могуществом и бесстрашием наполняет человека это сознание!
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:

Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею вскормлен Малютиной.

Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей спиной всю опричнину и самого царя.

Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине.

Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, что ни на секунду не допускает мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.

Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой:

“Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому Бог простит!”,

он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

Показательно, что решило исход битвы само моральное превосходство Калашникова:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде.”
Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитревной, для которой позор имени страшней
личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей ты меня, или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости.
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!

Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:

Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя родного не выдадим.

Вот они — истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.

Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова, само обрекает себя на гибель, на абсолютную моральную деградацию.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни. “, не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество “правды-матушки” в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича. »

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни. ” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни. ” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _
Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.
В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.Эйхенбаум предполагал, что “Песня. ”, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.

Читайте также:
Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»: сочинение

Опозорил он, осрамил меня
Меня честную, непорочную. –

говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.

Ты не дай меня свою верную жену
Злым охульникам в поругание!

Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности-и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.
Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “. красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “. в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.

Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать
Лишь не дай мне умереть смертью грешною,
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание.

Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, — он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.

И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные —

с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.
При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.
Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, “то кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич — семья Калашникова”, “Калашников — Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

. стар человек — перекрестится
Пройдёт молодец — приосанится,
Пройдёт девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.
Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.
Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кирибеевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм. Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича “Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе, Скажу только богу единому. ” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, — и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.

Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую.

Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”. Он произносит откровенно издевательские слова:

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.

“Песнь. ” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,”

Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.

В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:

Над Москвою великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, “. царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе . похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.
В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:

Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника.

Стилизованная “песенность” поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.
Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни. ” — ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка. ”
К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем. “Трижды громкий клич прокликали — Ни один боец и не тронулся”. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троич ности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне. ” три главы, три припева.
Финал “Песни. “является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” — уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Читайте также:
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода): сочинение

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти — люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» — это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Читайте также:
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова: сочинение

Обманутый своим слугой — Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

klassreferat.ru

«Песня про купца Калашникова» переносит нас в еще более глубокую старину, чем «Капитанская дочка» Пушкина. Но вместе с тем в этой поэме о XVI веке — как ни парадоксально — сильнее просвечивают связи с лермонтовской современностью, может быть потому, что это не эпическое, а лиро-эпическое произведение (если придерживаться той классификации жанров, которую намечает Л. И. Тимофеев ). Отрывок из книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», включенный в хрестоматию, Читатели читают самостоятельно: он создает определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентирует школьников па восприятие поэзии Лермонтова как живого, действенного явления. На картине В. М. Васнецова царь «дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников… В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия». В первой картине (пир у Ивана Грозного) обратим внимание на сложность характеров являющихся в ней лиц. Прямолинейные оценки героев поэмы, особенно Кирибеевича, встречающиеся в практике школы, связаны как раз с неглубоким прочтением первой части поэмы. Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. «Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа…»2. Царь улыбается, он как будто весел, как будто даже благодушен. Кажется, непринужденным весельем охвачены его приближенные. Но присмотримся внимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное» (если использовать сравнение, употребленное поэтом)? Не слишком ли эфемерна, кратковременна радость пирующих? Не слишком ли изменчиво настроение государя? Свой золоченый ковш с вином царь повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них— Кирибеевичу — остаться равнодушным к царскому угощению, как мгновенно государь закипает неудержимым гневом. Своего верного опричника он подозревает в измене, в черной зависти и грозит ему жестокой карой. Человеку грубому и развращенному властью, ему чуждо Представление о всепоглощающих любовных переживаниях. О чем, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная* измялась, что казна поистратилась, что сабля закаленная зазубрилась, что конь захромал, худо кованный, что — и это самое большое бесчестье— сбил его с ног на кулачном бою сын купеческий. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь, смеясь, сулит ему перстенек яхонтовый да ожерелье жемчужное: перед такими дарами, как он думает, вряд ли устоит хоть одна красавица. Еще более сложным в этой сцене предстает перед читателем характер Кирибеевича. Молодой опричник охвачен страстью: Сердца жаркого не залить вином, Думу черную — не запотчевать! В его душе живет подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей прет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Сила страсти, глубокое чувство внушают уважение гуслярам, которые поют о герое как об «удалом бойце, добром молодце» и сравнивают его в момент гнева Ивана Грозного с «младым голубем сизокрылым». Эту сторону поэмы следует иметь в виду потому, что Читатели VII класса, более всего ценя в человеке мужество, смелость, отвагу, вовсе не склонны видеть положительные качества в силе и искренности любовного чувства. Впрочем, храбростью и отвагой Кирибеевич тоже не обделен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову/ И в то же время что-то настораживает в его поведении — может быть, больше всего наивное хвастовство своей красотой и удалью? Предчувствия оправдываются, когда вдруг выясняется, что Кирибеевич не только «добрый молодец», но и «лукавый раб», утаивший от царя, что полюбил замужнюю женщину. Ложь Кирибеевича освещает с неожиданной стороны и фигуру Ивана IV: опричник скрыл правду потому, что боялся осуждения царя,— против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти; очевидно, и в его беспокойной и грешной душе живет какое-то чувство справедливости. В преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова нет непосредственной вины царя. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола. Во второй части поэмы Кирибеевич не действует,— мы узнаем о нем из рассказа Алены Дмитриевны. И то, что о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина, заставляет читателя глубоко отозваться на ее горе и ее глазами посмотреть на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. Тяжелая страсть, перед которой отступают доводы рассудка, своеволие, не считающееся с благополучием и счастьем другого человека, роднят опричника с его государем. Калашников «защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода». Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич» говорит он, обращаясь к меньшим братьям. И те, понимая ответственность, которую берет на себя старший брат, их «второй отец», в полном согласии с народной традицией, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, даже пожертвовать своей жизнью. Калашников выступает как носитель народной правды. Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу. Могила молодого купца, затерявшаяся «промеж трех дорог» (как «преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку.

  • Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
  • Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
  • Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
  • Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Образ царя Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
  • Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
  • Киребеевич и Калашников (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
  • Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
  • За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: