Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»: сочинение

Лермонтов м. ю. – Своеобразие и уникальность песни про царя ивана васильевича. ..

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни. ” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни. ” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _
от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.
во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А. С. Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.

Меня честную, непорочную. –
говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.
Ты не дай меня свою верную жену
Злым охульникам в поругание!
Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.
Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что “. красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “. в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать
Лишь не дай мне умереть смертью грешною,
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание.
Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, – он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.
И ласкал он меня, цаловал меня;

Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные –
с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.
При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.
Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, “то кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич – семья Калашникова”, “Калашников – Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,
. стар человек – перекрестится
Пройдёт молодец – приосанится,

А пройдут гусляры – споют песенку.
Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.
Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.
“Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе, Скажу только богу единому. ” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, – и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую.
Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”. Он произносит откровенно издевательскиен слова:

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.
“Песнь. ” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,”

Читайте также:
Бородино М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье): сочинение

Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему:

В его лавочку не заглядывают.
В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,

В небо чистое смотрит, улыбается.
Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, “. царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе. похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.
В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника.
описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.
Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни. ” – ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка. ”
К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем. “Трижды громкий клич прокликали – Ни один боец и не тронулся”. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троич ности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне. ” три главы, три припева.
Финал “Песни. “является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” – уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Своеобразие и уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве ее автора, ни у других поэтов. Не было у «Песни…» перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме «Боярин Орша» автор затрагивает семейную тему, но особенность «Песни…»

в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идет тоже о бесчестьи семьи. . _
Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорбленный дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от ее исхода, это был поединок равных. «Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести». Так писал сам Лермонтов.
В стихотворении

«Песня про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в последствие потомки признали гениальными. Первой поэмой, которую Лермонтов решился.

Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Какой период русской истории отражен в «Песне…»? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало.

Читайте также:
Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени»: сочинение

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапезой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него — стольники, напротив — бояре да князья, по бокам —.

Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича…») Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых.

Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — события вокруг.

На чьей стороне правда в «Песне про царя…» Михаила Лермонтова Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории.

«Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог.

Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора.

Сочинение на тему: «Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Про царя Ивана Васильевича» Действие поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова разворачивается в эпоху царствования царя Ивана Грозного. Эти смутные.

Куприн Александр Иванович. Олеся. Рассказ Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого.

«Песнь о Беовульфе» как источник по мировидению раннего средневековья Министерство образования Российской Федерации Благовещенский государственный педагогический университет Кафедра всемирной истории Курсовая работа «Песнь о Беовульфе» как источник по мировидению раннего средневековья Выполнил Романенко В.

Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…» Михаила Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их.

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный.

Тест по литературе. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Ответы 1. Поэма — это жанр: а) лирического произведения; б) лиро-эпического произведения; в) эпического произведения. 2. События, о которых идет речь в произведении, относятся ко времени.

Удалой купец Калашников Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. «Песня про царя Ивана.

А. Н. Островский «Гроза». Драма ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье.

Автобиографическое начало в творчестве Гоголя СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О.

Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» Михаила Лермонтова Древняя столица России всегда привлекала воображение художников, писателей и поэтов. Даже строгая красота Петербурга не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Этот город.

«Песня про купца Калашникова» Лермонтова в кратком содержании Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» Основная тема поэмы — борьба за восстановление достоинства семьи. Яркие, героические характеры, помещенные в необычную критическую ситуацию — таково содержание поэмы. Для 16 века, века.

Поэмы М. Ю. Лермонтова Одной из важных сторон поэтического дара Лермонтова были его поэмы — жанр, в котором он писал с ранней юности. Но если ранние «байронические» поэмы носят.

Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение.

Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова» не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести.

Читайте также:
О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (1) Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный.

Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) (1) Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова».

Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) (2) М. Ю. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого.

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (3) В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их.

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова») (2) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение.

Авторская исповедь Все согласны в том, что еще ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как «Выбранные места из переписки с друзьями». И — что всего.

Биография Михаила Калашникова Российский изобретатель Михаил Калашников является создателем самого популярного оружия в истории — АК-47. Эта автомат впервые появился на свет в 1947 году, и его производят.

Про царя Ивана Васильевича (по произведению М. Ю. Лермонтова Времена царствования Ивана Грозного и сам образ царя запечатлены в произведениях многих писателей. Я читал роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» и балладу «Василий Шибанов».

Романтические черты поэм Лермонтова Романтизм — как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его.

Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) «Песня про… удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия. Царский опричник Кирибеевич и удалой купец.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Фольклор и историзм в «Песне про купца Калашникова» Лермонтова На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты — устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными.

Сюжет и композиция поэмы «Мцыри» Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой… М. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова» переносит нас в глубокую старину, в XVI век.

Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича.»

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет уже большую и сложную историю изучения. Исследователи касались главным образом фольклорной основы «Песни.», ее сюжета и художественных особенностей. Было выяснено, что сюжет «Песни.» не восходит к какому-либо определенному фольклорному источнику, — что Лермонтов воспользовался общим богатством народной поэзии.

Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») 1. Монастырская «тюрьма» и природа Кавказа. 1. омантический внутренний мир главного героя. 1. Душа и судьба маленького послушника. В поэме М.

В чем для Мцыри смысл жизни? Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал. Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань.

Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале своего.

Характеристика образа Григория Печорина по роману «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин — это сложный собирательный образ общества своего времени — тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские.

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МОЛИТВА» ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Одну молитву чудную Твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт настолько прекрасный, сколь и загадочный. Его лирика поражает и завораживает своей мелодичностью, красотой и глубиной содержания.

Читайте также:
Анализ стихотворения Родина Лермонтова: сочинение

Основное в характеристике образа Печорина Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя. В его дневнике постоянно встречаются литературные и исторические имена, научные понятия; среди них особенно валены философские термины, показывающие интерес.

Страшный ли человек этот Печорин В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой.

От Демона К Мцыри I. «А он, мятежный, просит бури.» Любимые герои М. Ю. Лермонтова — бунтари, протестанты, «мятеж влечет к себе Лермонтова». II. Поэма «Демон» наряду с «Мцыри» принадлежит к величайшим созданиям Лермонтова.

Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери» «Кяжна Мери» — дневник, включающий в себя шестнадцать записей, иногда длинных, иногда коротких, точно датированных. Все, что происходит в повести, укладывается в небольшой срок — чуть больше месяца: с 11.

Что же представляет собой роман «Герой нашего времени» На первый взгляд могло казаться, что «Герой нашего времени» есть не что иное, как собрание законченных повестей под общим заглавием. Однако сохранившиеся рукописи «Героя.» помогают увидеть, что роман создавался как.

Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей .Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива.».

«Смерть Поэта» мятежный дух поэта гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных.

Образ автора в романе «Герой нашего времени» Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то. (Лермонтов «Монолог») Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова.

Раздумья о жизни и смерти в романе М Лермонтова «Герой нашего времени» Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие.

«Герой нашего времени» — роман психологический и философский Вершина творчества Лермонтова — социально-психологический роман «Герой нашего времени». Главное действующее лицо романа — офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на.

Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного.

«Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова Лермонтов считал себя литературным «сыном» Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что.

По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Для меня «Герой нашего времени» — роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает.

Философский символ свободы в стихотворении «Парус» Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой аллегоричности.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.) В ранней лирике М. Ю. Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («10 июля (1830)»), возвеличение былого могущества России («Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян.»). Социальные проблемы.

Восприятие личности в романе «Герой нашего времени» Там же Белинский характеризует главные достоинства художественного мира Лермонтова, такие, как «глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: «оклеветанный молвой», «жажда мести», «поникнув гордой головой», «восстал. против мнений света».

Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри.

«Герой нашего времени» — Социально — психологический роман Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе.

Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал «.поэзией страдающей совести». Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью «судьи и гражданина» Лермонтов.

Cравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург.

Читайте также:
Лирическое содержание стихотворения «Парус»: сочинение

«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из.

Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны — это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая — реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по.

Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна Печорин — герой своего времени. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в.

Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Главный герой — Печорин — личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого. Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица.

Три дня на воле Поэма 1839 г. «Мцыри» — одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой.

Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой.

«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» Тоска и смятение, печаль и одиночество — частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать.

Смерть поэта (Лермонтов о Пушкине) Поэзия М. Ю.Лермонтова дышит необыкновенной печалью и жизнелюбием. Он страстно любил жизнь, родину, мечтал о свободе, стремился к подвигу. И все, что создал поэт за 13 лет творчества, — это.

«Герой нашего времени» не стареет Это предсказание Белинского полностью оправдалось: «Герой нашего времени» не стареет, прожив около полутора веков и привлекая к себе внимание все новых и новых поколений читателей. Прав был великий критик, назвав.

Анализ стихотворения «К—» («Я не унижусь пред тобою.») Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «К—» («Я не унижусь пред тобою.»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье.

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы.

Особенности композиции и художественного времени в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Скажите, пожалуйста, разве обычный читатель задумывается над композицией произведения? Какая ему разница, где в романе завязка, где кульминация, как течет художественное время? Читаешь себе, как развиваются события в жизни героев.

Идейно композиционная роль главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой».

Онегин и Печорин «Любое сравнение хромает»,- говорит народная мудрость. В самом деле, а разве не так? Ведь, сопоставляя, мы невольно уравниваем, а значит, и обедняем, лишаем индивидуальности то, что сравниваем. Это тем более.

Сейчас вы читаете: Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича.»

Сочинение на тему: Своеобразие и уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у «Песни. » перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме «Боярин Орша» автор затрагивает семейную тему, но особенность «Песни. » в том, что данная Сочинение на тему здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _

Сочинение на тему бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. «Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести». Так писал сам Лермонтов.

В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести «невольника чести». Исследователь творчества поэта Б. М.Эйхенбаум предполагал, что «Песня. », возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А. С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.

Читайте также:
Биография М.Ю. Лермонтова: сочинение

Опозорил он, осрамил меня

Меня честную, непорочную. –

говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.

Ты не дай меня свою верную жену

Злым охульникам в поругание!

Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.

Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, «лукавый раб» Кирибеевич обманул царя, не сказав ему, что «. красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому». Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его «. в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку», но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать

Лишь не дай мне умереть смертью грешною,

Полюби меня, обними меня

Хоть единый раз на прощание.

Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, — он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах «злых соседушек».

И ласкал он меня, цаловал меня;

На щеках моих и теперь горят

Живым пламенем разливаются

Поцалуи его окаянные —

с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и «властью провидения», а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим «басурманским сыном». Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.

При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.

Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, «то кроме реалистических конфликтов «Кирибеевич — семья Калашникова», «Калашников — Иван Грозный», в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил «нехотя», не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил «вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не «лукавый раб», является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на «позорную казнь» и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,

. стар человек — перекрестится

Пройдёт молодец — приосанится,

Пройдёт девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.

Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением «безгеройной» современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.

Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кири-беевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм. Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича «Я убил его вольной волею, А за что про что — не скажу тебе, Скажу только богу единому. » царь начинает мрачной шуткой: «Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести», — и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую.

Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает «глумление над осужденным». Он произносит откровенно издевательскиен слова:

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью.

Читайте также:
Мцыри как романтический герой: сочинение

»Песнь. » со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского «я», от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,»

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:

Над Москвою великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, «. царю в пояс молча кланяется», затем он «на просторе. похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает». Калашников же, выйдя против опричника, «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому».

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение на тему: Своеобразие и уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…». И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение на тему: Своеобразие и уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…».

Черты романтизма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман «Герои нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым в реалистическом стиле. Но временами там проявляется и романтизм, который показывает главного героя как разностороннюю личность.

Главным образом романтизм проявляется в описании природы, рассказывая о красотах и опасностях гор Кавказа. В действиях каждого героя понимание красоты окружающего мира меняется, в зависимости от персонажа. Например, страстные герои, как Максим Максимович и Бэла, видят природу иначе, и при их описании она играет яркими красками. Для других же, персонажей с нищей душой, все происходящее вокруг лишь фон, не представляющий ничего необычного.

В природе вдохновение черпает и главный герой романа – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на образ одинокого, загадочного и скучающего человека, в некоторых главах произведения четко видны его романтические черты. В части «Тамань» он предстает, как романтический юноша, склонный к предрассудкам. Его встреча с контрабандистами, нарушившая их планы, наполнена реализмом. Но то, как описывается море и паруса, является полноправными чертами романтизма.

Также реализм и романтизм переплетаются в главе «Максим Максимович». Здесь Печорин выступает как реалистический персонаж, переживая одиночество и разочарование в жизни. Но ему противостоит полный романтических качеств Максим Максимович – друг главного героя.

В главе «Бэла» полностью преобладает романтизм. В ней главного героя переполняет восхищение горами Кавказа. Такая романтическая атмосфера способствовала влюбленности Печорина в экзотическую Бэлу. Но вскоре он разочаровался в ней, не найдя в отношениях с дикаркой никакого отличия от любви знатной особы.

Кульминационной главой, наполненной романтизмом, становится «Фаталист». В ней главный герой ставит на кон собственную жизнь, проявляя такие романтические черты, как жертвенность и игры со смертью.

Наиболее ярко романтизм прослеживается в записях, которые Печорин делает в своем дневнике. Там он открыто и честно излагает свои мысли, наполненные искренними чувствами, без приукрашивания и притворства. Там он рассказывает о чувствах к княжне, которые считает лишь пустым звуком, признается, что играет с любовью девушки. Пустыми и лишними чувствами он называет и дружбу. Эти мысли создают вокруг персонажа атмосферу романтики, мятежности и грусти.

В других моментах романа Печорин поступает как настоящий реалист, разрушая романтические представления других героев. В одной его личности уживаются как романтические позывы, так и пороки общества, бессердечность к окружающим и безжалостный эгоизм. Романтизм является преградой для трезвого и четкого восприятия действительности.

2 вариант

Яркое выражение в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» получило одно из самых сложных направлений в художественной литературе – романтизм.

Центральное место занимает в романе образ Печорина. Автор представляет его сильной личностью, который во всем пытается противостоять законам общества, в котором он пребывает. Это одна из особенностей направления. Именно вокруг него, в первую очередь, определяются черты романтизма. Несмотря на постоянный контакт героя с окружающими его людьми, он остается в душе одиноким и несчастным. С одной стороны, Печориным управляют некоторые эмоции, которые иногда даже напоминают страсти. Однако восхищение женщинами, общение с товарищами – это лишь ложная видимая оболочка, которая его угнетает. Его разочарование жизнь неискоренимо, поэтому Печорин отдается течению жизни, продолжая гневаться, скучать и презирать остальных. Героя в обществе ждет только разлад, это приводит его к постоянным мучениям. Создается ощущение, что он постоянно играет с судьбой, безбоязненно относится к ее переменам.

Произведение наполнено эмоциональными состояниями героев, которые стремятся к счастью по-разному. Читатель не может не обратить внимание, что чувства в тексте занимают главное место. Они управляют героями, делая их несчастными или помогают приблизиться к мечте.

Внутренний мир каждого героя в романе имеет первостепенное значение. Их переживания, связанные с пробой своих чувств в разных ситуациях, являются показателем становления на протяжении определенного этапа души, формирования характеров. Стремление героев к идеалам присутствует на страницах романа с разной степенью проявления. Одни проявляют меньше эмоций, стараясь оставаться больше в тени, скрывая свои чувства. Другие идут к цели, идеалу через страдания других.

Читайте также:
Образ русского офицера в романахГерой нашего времени и Капитанская дочка: сочинение

Детальное описание пейзажа в романе является чертой, характерной для романтизма. Созвучие с душевным состоянием героев становится обязательной особенностью направления. Освобождение мыслей от тревог происходит с Печориным в тот момент, когда он «с жадностью глотает благовонный воздух». Он непрестанно отмечает ароматы в воздухе, синеву небес. Каждая зарисовка будто вторит желаниям, мыслям героев, сопровождая их душевное состояние.

Сочинение Романтизм романа “Герой нашего времени”

В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.

Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.

Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.

В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.

Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.

В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты романтизма в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

В наше время к величайшему сожалению пришло ГМО. Что собственно говоря мы представляем слыша данную аббревиатуру?

Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.

На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.

««Герой нашего времени» высшее достижение романтической прозы»

А почему роман Лермонтова, оставаясь «величайшим созданием», не может принадлежать к высшим достижениям русской романтической прозы? Очень просто. Пусть ныне Д. Благой признает заслуги романтизма, самоценность, большую, порой и «громадную, идейную и художественную значительность» многих его явлений, однако где-то в глубине его сознания все-таки существует убеждение, что романтизм хуже, ниже реализма. Д. Благой не допускает мысли, что после «Евгения Онегина», с которым исследователь связывает наступление реалистического этапа русской литературы, может появиться роман, написанный с позиций романтизма. Однако и при самом тенденциозном подходе трудно не заметить, игнорировать отчетливо выраженные в романе Лермонтова характернейшие черты романтической системы, романтического стиля. Как же быть с ними? «Почти совсем опуская конкретную предысторию Печорина, – пишет Д. Благой, – он (Лермонтов) окружает его привычным для романтического героя ореолом загадочного, „странного” человека, ставит его в весьма романтические ситуации («Бэла», «Тамань»), наконец, развертывает действие своего романа в „колыбели русского романтизма” – на Кавказе.

Именно это-то и обманывает тех исследователей, которые считают роман Лермонтова явлением или даже вершиной русского романтизма».

Оказывается, все это не существенно, не имеет никакого значения при решении вопроса о характере миросозерцания Лермонтова и стилистической природе его романа. Все это обманчиво, всего лишь прием автора, чтобы ввести в заблуждение читателей и исследователей. Нужно просто все эти явные признаки романтической сущности лермонтовского творения отбросить (они лишь для обмана), тогда окажется, что «по методу типизации, по видению и воссозданию объективной действительности, наконец, по своему стилю, в котором „мысль обрела язык простой и страсти голос благородный”, первый русский роман в прозе о „современном человеке”, „Герой нашего времени”, продолжает, развивает, углубляет и упрочивает традиции пушкинского „Евгения Онегина”».

Читайте также:
Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Эти аргументы на первый взгляд могут показаться основательными. Но, к сожалению, они выражены большей частью формулами («видение», «стиль»), которые без наполнения конкретным содержанием не могут служить доказательством выдвинутого автором статьи тезиса. Большая определенность – в формуле «реалистический метод типизации», важнейшим признаком которого объявляется критицизм автора, его умение отделить себя от героя. Нечто аналогичное имеет место в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», где авторское «я» то отдаляется (песни I и II), то сближается, порой сливаясь с образом героя (песни III и IV). Однако на этом основании никто из исследователей творчества английского поэта не нашел возможным назвать «Чайльд-Гарольда» реалистическим произведением. Что же касается «Героя нашего времени», то здесь проблема авторской позиции намного сложнее.

А как примирить концепцию «реализма» лермонтовского романа и его героя с тем, что говорит Белинский о Печорине. «В „Бэле” он является каким-то таинственным лицом, – писал Белинский. – Героиня этой повести вся перед вами, но герой – как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. Из-за отношений его к Бэле вы невольно догадываетесь о какой-то другой повести, заманчивой, таинственной и мрачной». Повесть «Бэла» в целом характеризуется критиком как произведение «загадочное». После прочтения последующих повестей момент «загадочности» не исчезает. Не исчезает и «загадочность» образа Печорина. Собственно, он, в котором Белинский видел «основную идею произведения», и вносит в повествование момент «загадочности». В «Княжне Мери» как будто лик Печорина несколько проясняется, вернее было бы сказать, больше раскрывается его внутренний мир, но, замечает Белинский, «он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях». Далее: «Вы читаете наконец „Фаталиста”, и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет „героя нашего времени”, но, странное дело вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее.. .».

Читатель все время ждет от критика ясного ответа на вопрос: что за «странный» человек Печорин, кто же он? И ответа не находит. Его нет, потому что текст романа заставляет Белинского быть осторожным , в окончательных выводах о «герое времени». «Он (Печорин), – писал Белинский, – скрывается от пас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа».

Момент «загадочности» присутствует в той или иной степени и в образах других действующих лиц: девушки-контрабандистки, старухи, слепого мальчика из «Тамани». Читатель так и не узнает, что стало с Азаматом. Рассказчик ограничивается неопределенной фразой: «Так с тех пор и пропал; верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову за Тереком или за Кубанью»,

С каких это пор «загадочность», «таинственность», «недоговоренность» стали признаками «реалистического метода типизации»? Затем следует обратить внимание и на язык Белинского, когда он говорит о впечатлении, вызываемом повестью «Бэла»: «Вам грустно, но грусть ваша легка, светла и сладостна; вы летите мечтою на могилу прекрасной, но эта могила не страшна: ее освещает солнце, омывает быстрый ручей, которого ропот вместе с шелестом ветра в листах бузины и белой акации говорит вам о чем-то таинственном и бесконечном, и над нею. в светлой вышине, летает и носится какое-то прекрасное видение, с бледными ланитами, с выражением укора и прощения в черных очах, с грустною улыбкою…».

Нужно ли доказывать, что этот поэтический отрывок навеян стилистической природой повести Лермонтова. Образы, общий колорит, способ выражения – все, все заимствовано из поэтики романтизма. Причем у Белинского это не стихийная дань литературной традиции, а система восприятия. Нет сомнения, что Бэла в толковании Белинского- чисто романтический образ, так же как и девушка из «Тамани», «обольстительная, как сирена, неуловимая, как ундина, страшная, как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая, как тростник. Ее нельзя любить, нельзя и ненавидеть, но ее можно только и любить и ненавидеть вместе». Здесь же общая характеристика стилистической природы «Тамани»: «Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица – какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца».

В соответствии с распространенными концепциями, по которым лермонтовский роман является произведением критического реализма, автор «развенчивает», «разоблачает героя», «чинит суд над ним». Да, критическое начало в «Герое нашего времени» весьма существенно, но какого свойства это критицизм? Каково авторское отношение к «саморазоблачениям» Печорина? Одно, во всяком случае ясно – автор не судит о нем со стороны, он кровно заинтересован в судьбе героя, и если и чинит суд над Печориным, то чинит суд и над самим собой.

Несмотря на попытки Д. Благого найти сходство между авторской позицией и житейской позицией Максима Максимыча, ему все же приходится признать «внутреннюю близость» Лермонтова с Печориным. В то же время утверждается, что благодаря способности автора романа смотреть на героя «со стороны и сверху» процесс «самораскрытия» освобождается от «романтического субъективизма». Но не будь того, что названо здесь «романтическим субъективизмом», не было бы ни романа, ни его романтического героя. Романтизм «Героя нашего времени» вытекает из «благороднейшей субъективности», которая есть не что иное, как «выражение личности», а «в таланте великом избыток внутреннего субъективного элемента, – по словам Белинского, – есть признак гуманности».

Читайте также:
«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»: сочинение

В образе Печорина – итог раздумий Лермонтова о «современном человеке» и о себе. Эти два аспекта в романе неразрывно связаны. Здесь характерный для всего творчества поэта один и тот же круг скорбных «черных дум».

Печорин как романтический герой (ЕГЭ по литературе)

Роман «Герой нашего времени» создан был Лермонтовым в литературном направлении реализма. Однако многие ранние его произведения, особенно лирические, в можно считать романтическими. Некоторые черты, характерные для романтизма, присущи и роману «Герой нашего времени»; и его героям. Какие же из них воплотились в центральном образе произведения – Григории Печорине?

Основная часть повествования в романе представлена в виде журнала Печорина, куда герой записывал свои впечатления и размышления. Уже сам факт ведения дневника (и в еще большей степени – форма изложения) говорит об обособленной, глубоко рефлексирующей натуре. Печорин обладает богатым внутренним миром и острым аналитическим умом: с малых лет он осмысливает всё, что происходит вокруг, и делает какие-то выводы. «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера…» – так сам герой характеризует своё отношение к миру.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Поскольку жизнь не кажется Печорину такой простой, какой видит её большинство из его окружения (по крайней мере, так кажется ему самому), ему тяжело быть «полноценным членом общества». Другие люди не могут понять и принять его сложную, противоречивую личность, а сам он, в свою очередь, ненавидит и презирает окружающих за тупость и ограниченность ума.

Как свойственно типичному романтическому герою, Печорин противопоставлен обществу: он существует вне его, по своим законам и правилам; привычный для других мир кажется ему тюрьмой. Особенно ярко это проявляется в главе «Княжна Мери», где мы наблюдаем за жизнью Печорина в светском обществе. Очевидно, что Мери, чей милый, но маленький мирок заключается в мечтах о замужестве, игре на фортепьяно и французских романах, – не пара Григорию. Печорин постепенно разочаровывается во всём, что принято считать непреложными ценностями: в женщинах, в любви, в дружбе.

«Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой…» – говорит он Грушницкому. Собственная же проницательность обрекает героя на одиночество – он слишком хорошо знает людей, чтобы иметь с ними хоть сколько-нибудь искренние и взаимоприятные отношения; он видит их насквозь. Например, Печорин быстро понимает, что представляет из себя Грушницкий: он разоблачает в этом человеке глупое тщеславие, мечту «сделаться героем романа». «…из двух друзей всегда один раб другого…» – цинично констатирует Григорий; а говоря женщинах, замечает, что в них «порода, как и в лошадях, великое дело».

«Грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична…» – эта фраза Печорина полностью отражает отношение высшего света к человеку, к личности: оно жестоко; чтобы выжить в нём, приходиться либо опускаться до существования среди мелких светских интрижек и сплетен, либо становиться отшельником. Печорин выбирает второй путь.

Помимо, того, что романтический герой постоянно враждует с внешним миром, он ещё и становится жертвой рока, злой судьбы. Это происходит и с Печориным: герой постоянно оказывается в исключительных обстоятельствах; что вынуждает его проявлять силу своего характера. «Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» – с горечью вопрошает он. Однако очевидно, что не только фатум управляет судьбой героя: он сам притягивает к себе неприятности. Его дух мятежный «просит бури», рвётся в бой. В Тамани Печорин сам нарывается на опасный конфликт с контрабандистами, движимый любопытством и страстью к приключениям. В главе «Бэла» он, ослеплённый страстью, становится причиной трагической смерти Бэлы и собственного несчастья. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам не пошёл ко дну. » В этом заключена некая демоническая природа романтического героя: он мнит себя властелином мира, но в то же время не способен справиться с собственными страстями, и потому всюду несёт за собой несчастье.

В конечном итоге становится ясно, что «герой нашего времени» во многом сам является причиной собственных бед. Он слишком высоко ценит свободу, чтобы строить длительные и гармоничные отношения с другими людьми, и потому вынужден быть изгоем. Печорин теряет даже самого близкого человека – Веру; потому что любил её «как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Он выжал всё из любви Веры, ничего не отдав взамен, и остался несчастным. Герой не умел и не желал брать на себя ответственность за кого-либо: он ничего не может дать миру – и мир отвечает ему тем же. «Жизнь моя становится пустее день ото дня…»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54428

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: