В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

В чем состоит трагизм судьбы Печорина? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Трагичность его судьбы в том, что он разрушает все вокруг себя. Многие люди (вообще, люди) стараются что-то создавать в своей жизни. Даже если они не строят дом, не открывают фирму, не создают произведений искусства, то они хотя бы заводят семью, находят друзей, поддерживают отношения. А тут ощущение, что человек только все разрушает. И у него даже ничего своего и нет, но он лезет в жизни других, чтобы внести в них хаос.

Вот жила Бэла — радовалась жизни. Была обеспечена, вполне довольна. Вышла бы замуж за «своего», занималась бы домом и детьми, помогала мудро мужу…. но тут в ее жизни появился этот Печорин, украл её, приучил к себе, но тут и бросил. Ему она надоела, как кукла. Ему надоело бы, если б с ней было слишком трудно, если б она не «приручалась». Но и когда с ней стало все слишком просто, он вроде бы ее завоевал, то ему тоже наскучило.

Или контрабандисты… Проходи мимо, Печорин! Нет, ему нужно влезть в их отлаженный образ жизни, поворошить улей!

Или Мэри княжна! Он ведь видит, как ее любит его приятель! И нет бы помочь, так он, наоборот, мешает ему. Слушает, как тот страдает, не решается подойти к княжне, заговорить с ней, а сам Григорий смеется. Только интриги плетет, чтобы она в него влюбилась, хотя она ему совсем не нужна. Самоутверждается! Но лучше б он это делал на стройке какого-то важного объекта, хотя бы людям польза. А так только плохие воспоминания о себе оставляет. Ладно еще никого не убивает! Просто делает гадости… И сам тоже страдает от этого. Он ведь понимает, что делает плохо. Может быть, его в детстве не любили — непонятно.

Он мог бы стать классическим злодеем — творить зло и радоваться, а он страдает. То есть и люди вокруг несчастные, и он сам не лучше!

Если считать, что он представитель своего поколения (времени), то там было много проблем. Молодым было уже не интересно ни мир (служба), ни война, а где себя применить, они не знали. Тоже проблема! А у Печорина еще и разброд в личной жизни, конфликт с собой, много других вопросов.

Мне его, конечно, жаль, но все же он сам виноват во всем. В произведении столько частей, можно было ему и остановиться. Уже после трагедии с Бэлой нужно было что-то менять в своем отношении к людям. Прекратить играть ими! Они ведь не куклы… Было б забавно, если бы он когда-то сам влюбился, а им вот так поиграли, как он сам. Вот он бы вспомнил тогда себя! Но я даже этого зла ему не желаю, достаточно, что в жизни у него только он сам — «герой».

Характер героя

Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.

Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать. Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом – неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.


Вариант 2

В центре сюжета романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – судьба неординарной личности, резко выделяющейся на фоне остального общества. Печорин умён, знаком со слабыми сторонами человеческой души, он видит собственные недостатки и пороки окружающих. Всё это, однако, не делает его счастливым человеком. В чём же трагичность судьбы этого необычного героя?

Прежде всего, стоит упомянуть, что Печорин – романтичная натура. Он жаждет приключений, ищет во всём знаки судьбы, подсказки, чувствует себя избранником. Однако жизнь убеждает его в обратном: контрабандисты оказываются не сказочными пиратами, а обычными преступниками, которые хотят избавиться от лишнего свидетеля, любовь к дикарке Бэле не меняет персонажа в лучшую сторону, а удачно завершённую поимку казака можно простым физическим расчётом. Постоянные разочарования превращают Печорина в бесчувственного и холодного юношу, не способного сопереживать, не верящего в дружбу и любовь, поступающего из собственных эгоистических побуждений.

Одним из обстоятельств, сформировавших его личность, Печорин называет собственное воспитание. В диалоге с княжной Мери молодой человек упоминает, что с детства его лучшие качества подавлялись, а в окружении он наблюдал лишь лицемерие и несправедливость. Светское общество превратило его в эгоиста и циника, который не смог найти применение своему уму и силам.

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

Рефлексия героя позволяет ему объективно судить о собственных поступках. Печорин понимает, что его несчастье – это трагедия целого поколения молодых людей, которые, несмотря на ум и способности, оказались не в состоянии реализовать свой потенциал. Потеря смысла жизни, разочарование вынуждают их попусту тратить свою молодость на мелкие интриги и жалкие развлечения. Всё происходящее вокруг убеждает их, что для счастливой жизни не нужны ни таланты, ни интеллект, ни геройские поступки.

Таким образом, Печорин – это собирательный образ молодёжи той эпохи, тех, кто не смог употребить на пользу себе и другим свои знания и навыки. Трагичность судьбы главного героя и подобных ему заключается в потере жизненного смысла, в стремлении добиться счастья, но нежелании платить за него соответствующую цену, в понимании несправедливости окружающего мира и неспособности противостоять ей.

Другие сочинения: ← Почему Вернер не стал другом Печорина?↑ ЛермонтовЛирический герой Лермонтова →

Трагедия поколения

Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Летний день 3, 5 класс
    Мой летний день начинается в шесть часов утра. Наверное, на первый взгляд такое раннее пробуждение кажется странным, ведь в городе я просыпаюсь намного позже. Однако летом все меняется.
  • Сочинения по картинам К. Маковского
    Константин Егорович Маковский – художник, чьё имя, в отличие от, например, Левитана или Перова, на устах людей звучит не так часто, но чьи картины ничем не уступают картинам других творцов.
  • Сочинение Помещики в Мертвых душах Гоголя
    Перенесемся во вторую четверть 19 века. Именно в это время в России шел полный расцвет крепостничества. Времена были тягостные. Для того, чтобы разоблачить его пороки, необходимо было его высмеять

«Нравственный калека»

Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой». Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.

Данная статья поможет написать сочинение «В чем трагичность судьбы Печорина».

Декабрист в душе

Судьба Печорина является одной из самых интересных в романе. Перед читателем встает молодой человек тридцатых годов позапрошлого столетия. Злободневной проблемой того времени являлся вопрос нужности энергии и таланта людей, обладающих недюжинными способностями, но не находящими достойного поприща для их применения.

После события с подавлением восстания декабристов индивидов с собственным мнением и мировоззрением сторонились. Все вокруг стремились уверить, что они угроза временщикам в их стремлении к комфорту и проявлению сытого подобострастия режиму.

Атмосфера подавления инакомыслия выливалась в отсутствие у Печорина и таких, как он, желания бороться с этим пожирающим людские души и судьбы общественным укладом. Несмотря на то что они были представителями дворянской среды, кардинальное изменение страны, устранение пагубных явлений в ее развитии было не в их компетенции и возможностях, что уж говорить о слоях населения, стоявших ниже по социальному положению.

Трагизм такой ситуации заключался в том, что обреченность поколения, ищущего варианты изменения государства на его же благо, заставляло людей чувствовать себя несчастными, невостребованными, хотя они были воспитаны в идеалах самосовершенствования и благородства. Их юношеский пыл не должен быть потерян. Молодые люди во все времена играли важную роль и были призваны:

  • справедливо указывать на ошибки прошлого;
  • противостоять заскорузлым, не пытающимся работать на своих местах, чиновникам;
  • искоренять порочные тенденции властвования на человеческую, нацеленную в будущее направленность.

Однако им не дали повлиять на развитие государства, потому что правящей верхушке это было не надо. Она всеми силами хотела сохранить свои посты, чины, звания и пресечь дорогу реформистским настроениям, которые были в меньшинстве, особенно после устрашающего расстрела на Сенатской площади. В таких условиях жил Печорин, полностью понимая, что происходит и видя равнодушие и безысходность на лицах, таких же как он.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Офицер и капитан

Хорошим и показательным примером является судьба Максима Максимыча, имевшего «честь» наблюдать жизнь Григория Печорина, когда тот приехал в небольшую крепость на Кавказе. Служака встретил тоненького офицера дружелюбно, хотел жить с ним по-приятельски, однако с таким, как главный герой, это было невозможно.

Читайте также:
Пейзажная лирика Лермонтова: сочинение

Сплошная холодность, официальность в его ответах досадна для старого человека, но он пытается найти офицеру оправдание. Даже когда Максим Максимыч жалеет о гибели Бэлы, в душе знает, что виноват в ее смерти именно Печорин, но для него все равно сумасбродный парнишка — «бедняжка». Он находит тому причины:

  • Григорий был нездоров;
  • исхудал;
  • нуждался в помощи и поддержке.

Вместо благодарности за теплую встречу и хорошее обращение к нему Печорин «удостаивает» его хоть и непреднамеренным, но жестоким ударом. Вернувшись в эти дикие заброшенные края через пять лет, он не хочет обнять человека, который верой и правдой служит не только Отечеству, но и способен на доброе отношение к нему, приезжему человеку, который в принципе мог быть ему совершенно безразличен.

Что бы делал тогда неопытный, мало знающий об этих местах парень, встретив безучастное к себе отношение? По меньшей мере, ему было бы жутко скучно и одиноко в отдаленной местности, с чужими людьми. Его безрадостное пребывание на службе закончилось бы досрочно, без повышений и уж, конечно, расценивалось бы дезертирством. Поэтому вдвойне обидно и страшно за Максима Максимыча, который рассчитывал совсем на другое отношение к нему со стороны старого знакомого.

Ради встречи с ним капитан первый раз в жизни отрывается от службы, забыв о своем возрасте, спешит к нему и слышит сухое, напыщенное приветствие. Надежды и мечты на дружеское «ты» не оправдались, нечем заменить ожидания Максим Максимыча сердечной встречи, слезы душат его. Подчеркнутая Печориным дистанция между ними могла стать фатальной в его судьбе, но он нашел в себе силы понять этот отвратительный поступок, хоть и не принять его.

Люди противоположных полюсов редко притягиваются, холод и тепло никогда не уживаются вместе. С высоты своих лет и жизненного опыта герой видит, что Печорин мыкается по свету, как неприкаянный, пьет из чаши судьбы горькую отраву, ничего не веселит его души, поэтому пытаться что-то изменить в этой ситуации таким, как Максим Максимыч, просто невозможно. Он может его только пожалеть, так как необъятные силы ума и энергии его несостоявшегося друга растрачиваются впустую, не принося пользы ни ему, ни людям вокруг.

В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

Роман “Герой нашего времени” был написан в 1837-1840 годах в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это была переходная эпоха после краха идей декабризма, когда идеалы прошлого были разрушены, а новые идеалы еще не успели сформироваться. Последекабристское десятилетие явилось сложным периодом в русской жизни. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние.

Это мрачное десятилетие породило новый тип людей – разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”, опустошенных бесцельностью жизни. Сквозь призму подобных представлений, навеянных лермонтовской эпохой, и изображается трагедия Печорина – «героя нашего времени».

Центральной проблемой романа является проблема личности главного героя. Судьба одного человека волновала автора потому, что она была отражением судьбы многих. Рисуя главного героя романа, он создавал портрет, составленный «из пороков всего…поколения, в полном их развитии».

Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Эту главную тему романа автор раскрывает, глубоко и всесторонне исследуя жизнь, поступки, характер главного героя романа.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что поняв трагизм Печорина, мы сможем понять и печальную судьбу целого поколения. Также мы сможем глубже и полнее воспринимать, чувствовать лирику и другие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященные этой теме. В то же время герой Лермонтова может многому нас научить, читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни.

Цель моей работы – ответить на вопрос: почему же все-таки мыслящий человек, чувствующий « в душе своей силы необъятные», так и не смог найти свою дорогу и место в этом мире и вынужден проводить пустую, бесцельную жизнь, тяготясь ею.

Для достижения цели в реферате ставится следующая задача: глубоко и всесторонне исследовать жизнь, характер, поступки главного героя романа.

Особенности композиции и сюжет романа

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти повести в единый роман.

Переходя от главы к главе, мы постепенно узнаем героя, автор заставляет нас задумываться над его загадками и причинами «больших странностей» его характера. Ключ же к ним мы находим, сложив воедино весь пазл истории жизни Печорина.

С этой же целью – как можно глубже раскрыть внутренний мир персонажа, главный герой показан нам с точки восприятия трех людей.

В каждой повести Лермонтов помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада.

Каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживает новые и новые грани своего характера.

Кто же такой Григорий Александрович Печорин? Он – сильная волевая натура, жаждущая деятельности. Природная одаренность главного героя, выражающаяся в его глубоком уме, сильных страстях и стальной воле, резко бросается в глаза читателям романа. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил, он, по его собственному справедливому определению,- «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Она и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени. «Целая моя жизнь,- указывает сам Печорин,- была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин-скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой – в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Читайте также:
Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри и ее главный герой: сочинение

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце.

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия. Но ведь Печорин не

такой бессердечный эгоист. Его сердце способно глубоко и сильно чувствовать, и нам об этом говорит его отношение к Вере.

Он обманывает себя, потому что на самом деле он молод, он все может: и любить, и быть любимым, но сам отказывается от надежды, от радостей, убеждая себя, что для него они невозможны. Эти противоречивости и не дают возможности Печорину жить полной жизнью.

Истоки печоринского индивидуализма

Печоринский индивидуализм сформировался в переходную эпоху – в эпоху отсутствия общественных идеалов: а жизнь, лишенная высоких целей, бессмысленна. Главный герой осознает это. Не стремясь к богатству, почестям, карьере, он открыто презирает свет и, вступив в конфликт со своей средой, становится «лишним», ведь он является личностью в условиях обезличенной николаевской действительности.

Печорин ощущает себя выше своей среды. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден жить. Но в то же время он сформирован этой самой средой. В нем одновременно существуют две стихии – природная, естественная и искажающая ее социальная и природное начало в Печорине всюду наталкивается на социальный предел.

«Журнал Печорина» раскрывает трагедию одаренного человека, стремившегося к активным действиям, но обреченного на вынужденное бездействие. В своей исповеди он так все это объясняет: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен…»

В этой исповеди звучит не только укор, осуждение светского общества, которое оскорбляет человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет себе, делает завистливым, лицемерным, но и самоосуждение и боль за погубленную лучшую половину души.

Жизненные позиции и нравственные принципы

Разуверившись в жизни, Печорин пытается выработать жизненную позицию, оформить принципы отношений с людьми, обосновать систему взглядов с учетом особенности, заключающейся в его «необъятных силах», требующих действий.

Но что же делать, если жизнь не представляет возможности реализовать эту энергию и силы? В этой ситуации нормальным состоянием Печорина является скука. Даже под чеченскими пулями Печорин не перестает скучать: в свете, на Кавказе главного героя томит и мучает пустота жизни, но ни одна из привязанностей не спасает Печорина от скуки и одиночества.

Почему? Главная ценность для Печорина – личная свобода. Однако свобода человека от общества, сама по себе вещь абсолютно невозможная, оборачивается иными сторонами. Личность отгораживается не только от ненавистного ей официального мира, но и от действительности вообще.

Счастье, по словам Печорина, это «насыщенная гордость»: «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив, если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».

С этим утверждением Печорина невозможно согласиться. Зачем человеку быть «причиною страданий и радостей» того, кто ему дорог? Это мы совсем не могли бы постичь, если бы не понимали, что он – обездоленный. Так мало деятельности, расхода душевной энергии отпущено ему судьбой, что даже мелкая игра с княжной Мери тешит его самолюбие, создает иллюзию содержательной жизни.

Печорин хочет прежде получать от людей, а потом давать им. Даже в любви.

Печорин также не способен и дружить. К нему искреннее привязаны доктор Вернер и Максим Максимыч, но Печорин, как ни хотел бы, не может назвать этих людей своими друзьями. Он убежден, что « из двух друзей всегда один раб другого». Печорин вызывает к себе жалость, потому что имея такие представления о дружбе, он никогда не сможет ощутить радость взаимовыручки и взаимопонимания.

Печорин своей же жизнью опровергает собственный тезис, что «счастье – это насыщенная гордость». Эгоизм, индивидуализм, равнодушие – это не врожденные качества, а своеобразный моральный кодекс, система убеждений, от которых Печорин не отступил ни разу в жизни.

Особенности характера усугубляет боль разочарований, постоянное, беспросветное одиночество. Осознание напрасно прожитой жизни рождает равнодушие к ней, вследствие чего – внутренний кризис, пессимизм, и даже смерть не страшит главного героя.

Это равнодушие к смерти и подталкивает главного героя испытать судьбу, вступить с ней в противоборство, и на этот раз выйти победителем. Повесть «Фаталист» сводит воедино духовные искания Печорина, в ней синтезированы его размышления над личной волей и над значением независимых от человека обстоятельств. Также она выявляет титанические возможности главного героя к подвигу. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба не только щадит его, но и возвышает.

Действие и борьба, сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, а не слепая покорность судьбе – таково жизненное кредо героя. И физическая смерть Печорина оборачивается его духовным бессмертием: он устремлен вперед в поиске истинного смысла жизни.

Трагизм, по определению Белинского, «между глубокостию натуры и жалкостию действий», свободолюбивые идеи, воспринятые людьми печоринского типа в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми к окружающей действительности. Николаевская реакция лишила этих людей возможности действовать в духе этих идей и даже поставила их под сомнение. А уродство воспитания и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до нравственных норм.

Лермонтов ясно указывает на причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей того времени несчастливыми. Он видел ее в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в ссорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.

Читайте также:
Анализ романа Герой нашего времени: сочинение

Лермонтов перекладывает часть вины на общество, но в то же время и не снимает ответственности с главного героя. Он указал на болезнь века, лечение которой в преодолении индивидуализации, порожденной безвременьем, приносящей глубокие страдания самому Печорину и губительной для окружающих.

роман лермонтов печорин

История Григория Александровича Печорина – это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Он своей же жизнью опроверг собственный тезис, что «счастье-это насыщенная гордость».

Что ж, истина – вещь дорогая. За нее платят иной раз жизнью. Но зато всякая жизнь, бывшая действительным поиском этой истины, навсегда входит в духовный опыт человечества.

Вот почему Печорин нужен и дорог нам всегда. Читая роман Лермонтова, мы начинаем осознавать очень важные для нас и сегодня вещи. Мы приходим к пониманию того, что индивидуализм противоречит живой природе человека, ее действительным запросам; что жестокость, равнодушие, невозможность действовать и трудиться – все это тяжелая ноша для человека. Оказывается, человеку свойственно стремление к добру, правде, красоте, действию. У Печорина не было возможности осуществлять свои стремления, поэтому он несчастлив. В наше время люди сами распоряжаются своей судьбой, от нас самих зависит сделать свою жизнь полной или опустошенной. Читая роман Лермонтова, мы учимся ценить полноту жизни.

Теги: Трагизм Печорина Сочинение Литература

Сочинение на тему: В чем состоит трагедия Печорина?

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
В чем состоит трагедия Печорина?

Печально я гляжу на наше поколение! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Печорин — это «Онегин своего времени» (Белинский). Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но обречен исторической действительностью и особенностями своего психологического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он сам говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив… я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести единственное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина, и то, что «тоненький» прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели Бэлы: «… Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…» И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича. Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о том, что «зло порождает зло». Безразличие героя к старому «приятелю» приводит к тому, что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном». Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Григория, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти». В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в «Журнале Печорина». Запискам героя предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист» показывают, что Григорий Александрович не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и насыщенных франтов, которые «пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку». Печорин отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего «сделаться героем романа». В поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мэри основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки. Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя очень сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Печорина совершенно. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» — признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она — сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры доказывает это. История с Грушницким — это иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. «Пуля оцарапала мне колено», — комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя — большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился предоставить все выходы Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала «. И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть… Победа не доставляет лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах: «Солнц казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Подведем итоги «практической деятельности» Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок «честных контрабандистов»; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина «топором в руках судьбы»? Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели — углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом — признак ранней «омертвелости», того, что перед нами действительно полутруп, у которого «царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством — эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он — эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм… » Но что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам герой: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли… » Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: «… Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». Мне кажется, что трагизм судьбы лермонтовского героя связан не только с социальными условиями его жизни (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя познанья и сомненья» приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя. Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами… А закончить сочинение мне хочется строками из стихотворения Я.П. Полонского «На пути из-за Кавказа»: И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад — Колокольчик звенит-заливается… Кони юношу к северу мчат… В стороне слышу карканье ворона — Различаю впотьмах труп коня — Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меня…
.

Читайте также:
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский): сочинение

В чем состоит трагизм судьбы Печорина?

Скачать сочинение

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов

Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних” людей. Печорин — это “Онегин своего времени” (Белинский). Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе “силы необъятные”, но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет “роль топора в руках судьбы”, “необходимого действующего лица всякого пятого акта”. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. “Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!”
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество. Вместе с тем он признается: “Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив. я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!”
Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: “. любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что “тоненький” прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: “. его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. ” И только по вскользь оброненному замечанию, что “Печорин был долго нездоров, исхудал”, мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что “зло порождает зло”. Безразличие Печорина к старому “приятелю” приводит к тому, что “добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном”. Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые “не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в “Журнале Печорина”.
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” подтверждают это. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые “пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом. играют и жалуются на скуку”. Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего “сделаться героем романа”. В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании “живых струн сердца человеческого”. Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” — признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой “упал на траву и, как ребенок, заплакал”. Вот она — сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.
История с Грушницким — иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. “Пуля оцарапала мне колено”,— комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя — большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: “Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия. Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала”. И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть. Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”.
Подведем итоги “практической деятельности” Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок “честных контрабандистов”; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина “топором в руках судьбы”?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели — углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом — признак ранней “омертвелости”, того, что перед нами действительно полутруп, у которого “царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови”. Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством — эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: “Вы говорите, что он — эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм. ” Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: “Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. ” Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который “из жизненной бури. вынес только несколько идей — и ни одного чувства”. Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: “. Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни”.
Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, “бремя познанья и сомненья” приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами.

Читайте также:
Как я понимаю трагедию Печорина: сочинение

И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад —
Колокольчик звенит-заливается.
Кони юношу к северу мчат.
В стороне слышу карканье ворона —
Различаю впотьмах труп коня —
Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меня.

Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского “На пути из-за Кавказа”.

80893 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / В чем состоит трагизм судьбы Печорина?

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Сочинение Характеристика Мцыри (8 класс)

Мцыри является главным героем одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Известно, что «Мцыри» – не собственное имя героя. Лермонтов дает пояснение, что слово «мцыри» с грузинского языка переводится как «послушник»- монах, который не принял обет. Таким образов, настоящие имя героя до конца произведения так и остается неизвестно читателю.

Мцыри родился на Кавказе, его предками были могучие воины. Монахом герой стал не по своей воле. Когда юноше было примерно 6 лет, он оказался в плену у русского генерала. Так как мальчик был слаб и вряд ли бы перенес трудности долгого пути, генерал оставил его в стенах монастыря, где один монах пожалел ребенка и приютил его. Монах вырастил мальчика, крестил в христианство. Первое время жизни в монастыре Мцыри тосковал по родному краю, был нелюдим. Затем он стал привыкать к своему плену, стал понимать чужой язык. Перед принятием монашеского обеты Мцыри внезапно исчезает. Его поиски продолжались три дня: на третий день монахи нашли умирающего юношу в степи.

Послушники принесли Мцыри обратно в обитель. С каждым днем силы покидали юношу, он ничего не ел и не говорил. Когда Мцыри почувствовал, что скоро умрет, он исповедался монаху, который когда-то спас его. Юноша рассказал, что сбежал из монастыря, чтобы вернутся в родной край. Герой всегда хотел жить как его предки, вольный горский народ. Он был счастлив за стенами монастыря в окружении дикой природы, которая была прекрасна и доброжелательна к юноше. Три дня, которые он провел на свободе, стали лучшими в его жизни. Мцыри не сожалел о том, что покинул обитель. Единственное, что терзало его душу, было то, что он так и не смог отыскать дорогу к родному аулу.

Читайте также:
Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).: сочинение

Исповедь героя раскрывает его характер. Мцыри говорит монаху о своем пребывание за стенами обители не для того, чтобы раскаяться в своем поступке. Он хочет еще раз, пусть и мысленно, но пережить те ощущения, которые испытал, находясь среди дикой природы. Встреча с барсом стала судьбоносной в жизни Мцыри. Герой победил зверя, но эта победа стоила ему жизни. Позабыв о ранах, он снова отправился в путь в надежде дойти до Кавказа. Однако оказалось, что дорога выбранная героем привела его обратно к монастырю. Мцыри оказывается снова в том плену, из которого убежал. Тщетность усилий добраться до родного аула убивают в нем стремление жить.

Мцыри никого не винит в своем заточении в обители. Об одном лишь жалеет герой, что никогда не вернется в край, где он в «ребячестве играл», где был счастлив. Гордый и мужественный юноша просит пожилого монаха похоронить его за стенами монастыря, в месте, в котором открывается вид на Кавказ.

Сочинение 2

Основным героем в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является юноша, ставший послушником монастыря в одной грузинской долине. Юноша попадает в монастырь, будучи совсем еще маленьким. Там оставляет его один русский генерал, проезжавший эти места. Мцыри, так звали юношу, стал пленником генерала, но по дороге мальчик серьезно заболел.

Мальчик был очень пугливым, нелюдимым и диковатым. Он всего боялся. Однако Мцыри никогда не жаловался на свою судьбу и не доверял никому свои мысли.

Мцыри физически был слаб, он перенес тяжелую болезнь и другие испытания, но уже тогда можно было понять, что сила воли его сильна. Здесь прослеживаются две основные характеристики главного героя: сильный волевой дух и слабое физическое тело.

Местные монахи выходили Мцыри, и мальчишка остался жить в монастыре. Однако его существование в монастырских стенах было наполнено лишь болью и тоской. Юноша совершенно не чувствовал себя счастливым. Монастырь он считал тюрьмой и преградой на пути к своей цели – возвращению на Родину своих предков.

Однажды ночью Мцыри решается на побег, который заканчивается весьма плачевно. Через некоторое время монахи находят юношу в предсмертном состоянии, истощенным и раненным.

Однако пока Мцыри находился за стенами монастыря, это был как будто другой человек, ощутивший величественный дух свободы. Юноша замечает каждую мелочь, каждое природное явление: столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы. В тот момент юноша наслаждался каждым дуновением ветерка. Никогда еще Мцыри не был столь внимательным. Теперь он чувствовал себя счастливым.

Читайте также:
Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени в оценке В. Г. Белинского: сочинение

В этом эпизоде автор дает понять, что его главный герой не лишен человеческих чувств. Мцыри знакома и любовь к Родине, и любовь к близким. На своем пути он встречает девушку, спустившуюся за водой. Она будоражит внутренние чувства юноши. Однако даже эта девушка не способна заставить Мцыри отказаться от своей мечты.

После нахождения Мцыри монахи изо всех сил пытаются вернуть его к жизни, но юноша не выздоравливает и с каждым днем чувствует себя все хуже. Окружающие делают вывод о том, что Мцыри потерял жизненный смысл. Перед смертью юноша делится своими душевными терзаниями. Этот свободолюбивый юноша так и не смог смириться со своей нынешней жизнью в стенах монастыря. На протяжении всего времени он тосковал по своей далекой Родине. В монастырь вернулось лишь тело Мцыри, а душа его так и осталась за воротами в мире свободы.

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Шестилетним мальчиком он попал в плен к одному генералу, который забрал его из родного кавказского аула. В дороге ребёнок заболел и был оставлен в монастыре, где и получил своё прозвище – Мцыри. Его насильно удерживали в монастыре, поэтому он выучил язык и обычаи местного народа, однако не перестал скучать по родине. Его жизнь была полна мучений и страданий из-за пребывания в неволе. Это был гордый и сильный духом человек, настоящий воин, в жилах которого текла кавказская кровь. Даже будучи ребёнком, он никогда не плакал и не жаловался на судьбу. Ему было тяжело находиться в монастыре в самом расцвете лет, ведь, в отличие от него, другие монахи сделали свой сознательный выбор сами, ему же не довелось узнать другой жизни, с детства его насильно держали взаперти, вдали от других людей, в окружении одних лишь старых монахов. Единственной мечтой юноши было покинуть монастырь и вернуться в родной аул, потому спустя много он сбегает из монастыря и отправляется на поиски дороги домой. Высшей ценностью и величайшим счастьем для Мцыри была свобода. Он мечтал жить в гармонии с природой и другими людьми свободным, вольным человеком. Во время побега юноша чувствует себя счастливым. Он чувствует, что, наконец, находится в своей стихии, восхищается красотой и гармонией природы, которых ему так не хватало в заточении.

Мцыри отвык от людей. Встретив у ручья прекрасную грузинку, чьё пение он услышал, Мцыри может лишь наблюдать издалека, как она набирает воду и уходит. В его груди разгорается огонь первой в его жизни любви, однако юноша не знал, что с этим делать. Он не смог перебороть свои смущение и страх, а потому не пошёл за девушкой.

Мцыри – смелый, отважный воин. На пути ему встречается барс, опасное животное, которое нападает на него, однако юноша вступает в схватку и даже побеждает зверя, что говорит также о его физической силе. После страшного боя, в котором Мцыри получил сильные раны, он всё равно не сдаётся и идёт дальше. Мы видим, что это стойкий человек, выносливый физически и духовно.

Однако тропа приводит юношу к монастырю, откуда он сбежал. После этого Мцыри отчаялся и перестал пытаться вырваться на свободу, как и перестал бороться за жизнь. Он исповедался и умер, по-настоящему прожив лишь три дня из всей своей жизни. Однако даже умирая, Мцыри остался человечным по отношению к своим мучителям, ведь его последними словами были «…никого не прокляну».

Сочинение Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова

Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным. Герой систематически бьётся с жизненными невзгодами, причем не заостряет внимание на препятствия. Действие поэмы происходит на Кавказе.

В поэме преобладает романтический эпизод, когда Мцыри встречает около горной речки молодую грузинку. Причем, несмотря на сердечность, герой отворачивается от личной жизни, радости, страсти, ради истинной любви к отчизне. Его разумом владеет жажда воли, которая стала значимее других моментов в его собственной жизни.

Поэт описал монастырь, охарактеризовав его в виде тюремного заключения. Мцыри видит стены монастыря, монахов, которые сторожат, как большую преграду на своем жизненном пути. Его систематически охватывает мысль « для чего родились мы? Для воли или тюрьмы?» И лишь только смысл он видит в побеге. У героя присутствует глубокая патриотическая любовь к отчизне, который наполнен стремление бороться. Своих сотоварищей и отца главный герой воспринимает как мужественных людей. Ему нередко снятся бои, которые заканчиваются победным триумфом. У него присутствует сильная уверенность, что он станет превосходным заступником своей родины. Но несмотря на убеждения, мечтам и желаниям Мцыри не суждено сбыться. Однако он по натуре боец и настоящий мужественный воин. Лишь единожды, во время своего побега, он дал волю слезам. Но, его нахождение в монастыре, закалило волю главного героя. Поэтому он убегает из тюрьмы в ужасное время, ночью, во время грозы.

Лермонтов описал Мцыри мужественным и стойким, об этом говорит эпизод битвы героя с хищником – барсом. Герой не боится смерти, он мужественно принимает схватку. Он прекрасно понимает, что в монастыре его ожидает уныние, одиночество и прежние мучения.

В своей исповеди он в полной степени раскрыл свой внутренний мир. Читатель глубоко понимает переживания, чувства и мучения главного героя, его несчастное бедное детство и отрочество.

Завершение пьесы повествует о том, что близящаяся кончина Мцыри не ослабевает его в храбрости и смелости. Причем в момент трагической смерти он не раскаивается в своих грехах, а наоборот готов быть свободным. Он побежден, но его сильный дух не сломлен. Автор наделил Мцыри неистовым героизмом и охарактеризовал его мужественным и храбрым человеком. Он сделал акцент на незаурядности его характера, силе и свободолюбии сумрачного и одинокого человека. Он ярко охарактеризовал психологическую сторону, в точности душу и внутренний мир главного героя, стремящегося к свободе и борьбе за свою отчизну.

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

Характеристика Мцыри

Популярные сочинения

Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

История создания романа «Герой нашего времени» начинается с 1836 года. Молодой Лермонтов, уже известный как поэт, стремится утвердить себя в прозе. В этом году писатель работает над романом «Княгиня Лиговская»

Петр Павлович Ершов написал чудесное произведение Конек-Горбунок. Многие поколения читают её свои детям. Её часто рекомендуют к прочтению. Эта сказка очень хорошая и полезная, с глубоким смыслом.

Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри): сочинение

Твой любимый предмет

Сочинения › Сочинение на тему «Характеристика Мцыри»


В поэме Лермонтова «Мцыри» главный герой — это образ человека со свободной душой, который не в силах томиться в монастыре.

Характер Мцыри проявляется в его поступках, которые характеризуют его как смелого и бесстрашного человека. Его любовь к жизни, к свободе толкает его на отчаянный поступок — сбежать из монастыря. И этот побег из монастыря Мцыри совершил, несмотря на все опасности, ожидающие его, ведь он был не приспособлен к условиям жизни, с раннего детства живя в стенах монастыря.

Бегство Мцыри было не проявлением слабости или трусости, он оказался в монастыре не за какие-то преступления, за которые должен был нести наказание. Побег его в данном случае — это проявление смелости и решительности, желание почувствовать жизнь, вдохнуть воздух свободы.

У Мцыри остались некоторые воспоминания о его детстве, не раз всплывали в его памяти картинки прошлых дней, где он видел своего отца, видел себя маленького, окруженного величественными горами Кавказа, помнил звонкую речушку в горах. Сам Мцыри был похож по характеру на эту речушку, свободно протекающую между гор, куда-то спешащую, вольную. Мцыри тосковал по этим временам, по свободе, по простору, по горам, по бескрайнему небу. Это тоска не давала ему покоя, ведь жизнь в монастыре казалась ему скучной и однообразной, поэтому Мцыри “бродил безмолвен, одинок, смотрел вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной. “.

В душе Мцыри был очень одиноким человеком, ведь жизнь его в монастыре была замкнутой и скучной, Мцыри был «. угрюм и одинок», он сравнивает себя с «грозой оторванным листком». За годы своей жизни в монастыре Мцыри удалось сохранить чистую и детскую душу, он никому не причинял зла, ведя монастырский образ жизни: “Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. “

Поединок с баром характеризует Мцыри как смелого и бесстрашного человека. В этой битве с диким животным он доказал прежде всего самому себе, что мог бы «быть в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри удалось победить барса, несмотря на то, что за годы жизни в монастыре он был истощен и ослаблен. В Мцыри удивительным образом сочетаются могущественная сила духа и слабость тела, обусловленная монастырским режимом.

При чтении поэмы перед читателями возникает образ смелого и сильного молодого человека. Сильного прежде всего душевно. У Мцыри глубокая душа, в которой много воспоминаний о родине, о Кавказе, о близких людях. Это душа свободного человека, горца, так и не сумевшего позабыть свою истинную природу, своё происхождение. Мцыри упрямо хотел найти дорого домой, в свои родные края, это характеризует его как целеустремленного человека, верного своей клятве, ведь Мцыри, ещё отроком, дал клятву самому себе, что, однажды сбежав из монастыря, найдет тропу в родные края. Не сумев исполнить это клятвенное обещание при жизни, Мцыри просит похоронить его в том месте, откуда виден Кавказ. Значит, после смерти душа его все-таки сможет отыскать путь в родные края.


Поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» называют романтическим произведением, хотя поэт с помощью образа молодого горца Мцыри раскрывает и другие его грани.

Главный герой представлен неординарным и необычным человеком, который большую часть своей жизни провел в качестве узника. У пленника нет каких-либо индивидуальных качеств, когда М. Лермонтов описывает его проживание в монастыре. Хотя душевное смятение и психологическое состояние Мцыри раскрыто полностью.

Мцыри мечтает о простых вещах: быть услышанным и вернуться в родные горы. Автор показывает отношение личности к месту заточения и родине, которую он почти не помнит. Находясь в неволе, Мцыри мечтает: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля». Молодой человек стремится к свободе.

Мцыри удается сбежать, однако, не зная дороги, он невольно возвращается к месту своего заточения. Лермонтов говорит о том, что можно уйти из какого-то места, но от реальности невозможно уйти.

Для Мцыри горы являются Отечеством. Для человека в заточении стремление к родным местам – это цель, за которую он готов на любые жертвы. За три дня побега Мцыри совершает подвиги. Он сбегает из тюрьмы, сражается с барсом, мужественно преодолевает все невзгоды.

Несмотря на все трудности, он называет это время «тремя блаженными днями». Путь к свободе раскрывает лучшие черты главного героя: любовь к Родине, мужество, стремление к воле, готовность к борьбе и жертвам.

Мцыри готов отказаться даже от прекрасного чувства любви, он встречает красавицу-грузинку, увлекается её мелодичным голосом и красотой. Хотя парень поражен таким ярким ведением, он отказывает себе в высоком чувстве любви. Мцыри идет только вперед к цели – он должен увидеть родных и горы, которые ассоциируются с родиной.

Читайте также:
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Дума.: сочинение

Одним из важных моментов поэмы является сражение Мцыри с барсом. Горец побеждает, хотя эта победа оказалась лишь одномоментной. Ведь в основном сражении Мцыри терпит поражение – судьбу он так и не победил. Герой умирает в неволе. Но Мцыри не сдается, умирающий парень желает закрыть глаза в саду, откуда можно видеть горы – напоминание о Родине. Он не винит никого.

Мцыри отображает вечные человеческие ценности: стремление к свободе, любовь к Отечеству и мужественность. В главном герое живет сильный юношеский дух, который держится на патриотизме и уважении родителей. Несмотря на все усилия молодого человека, ему не суждено попасть на родину и стать участником битв за Отчизну, хотя он и является настоящим героем: романтичным и храбрым, свободолюбивым и всепрощающим, незаурядным и устремленным.

Образ и характеристика Мцыри

Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: