В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Любовная лирика Лермонтова

Значимость любовной лирики

Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.

До творчества М. Ю. Лермонтова любовь в литературе имела какое-т обыденное положение. Творчество в любовной сфере, которое создавал поэт, наполняло любовные переживания новыми звуками и красками. Особенно много произведений поэт написал под гнетом чувства любовного разочарования и драматизма. И это не случайно. Если познакомиться с биографическими данными Лермонтова, то можно увидеть множество трагических и горьких моментов, что и отразилось в творчестве.

Любовные произведения Лермонтова относят человека в другой мир, наполненный ощущениями свободной любви. Во многих романтических произведениях автор описывает проявления взаимного счастья, так не хватавшего ему самому в суровой реальности. В своих лирических произведениях поэт описывает не только неповторимое ощущение гармонии с окружающем миром, но и противоречия, возникающие в его душе против несправедливости общества и существующего государственного уклада.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

Любовь и творчество поэта

Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.

Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.

Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

Любовные произведения Лермонтова

Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.

Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

1. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. В чем своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова?
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
9. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Читайте также:
Дополнительная глава к роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?

1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)
2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова».

1. За какую правду готовится «постоять до последнева» купец Калашников?
2. Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

И сказал ему Кирибеевич:
“А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться”.
Отвечает Степан Парамонович:
“А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Вот молча оба расходятся, –
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди –
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, –
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса, из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
“Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!”
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Сопоставьте рассматриваемый выше фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова с приведённым ниже фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
К каким выводам привело вас это сопоставление?

Бьётся насмерть парень бравый –
Так, как бьются на войне.
И уже рукою правой
Он владеет не вполне.

Кость гудит от раны старой,
И ему, чтоб крепче бить,
Чтобы слева класть удары,
Хорошо б левшою быть.

Бьется Теркин,
В драке зоркий,
Утирает кровь и пот.
Изнемог, убился Теркин,
Но и враг уже не тот.

Далеко не та заправка,
И побита морда вся,
Словно яблоко-полявка,
Что иначе есть нельзя.

Кровь – сосульками. Однако
В самый жар вступает драка.

Немец горд.
И Теркин горд.
– Раз ты пес, так я – собака,
Раз ты черт,
Так сам я – черт!

Ты не знал мою натуру,
А натура – первый сорт.
В клочья шкуру –
Теркин чуру
Не попросит. Вот где черт!

Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.

Бей, не милуй. Зубы стисну,
А убьешь, так и потом
На тебе, как клещ, повисну,
Мертвый буду на живом.

Отоспись на мне, будь ласков,
Да свали меня вперед.

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!

Хорошо же! –
И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Незаряженной гранатой
Теркин немца – с левой – шмяк!

Немец охнул и обмяк.

Теркин ворот нараспашку,
Теркин сел, глотает снег,
Смотрит грустно, дышит тяжко, –
Поработал человек.

1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
6. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
9. Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие. Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался.
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее. Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний. Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Читайте также:
«Герой нашего времени». Центральная проблема романа: сочинение

Сопоставьте представленный выше фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со строфами из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В чём близки натуры Печорина и Онегина?

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks* и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold**, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны*** и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

* beef-steak – бифштекс. (вернуться)
** Child-Harold – герой поэмы Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда». (вернуться)
***Фортуна – в древнеримской мифологии богиня счастья, случая, удачи; изображалась с повязкой на глазах; в переносном смысле Фортуна – слепой случай. (вернуться)

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Любовь… Наверное, это одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно оно содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг, и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Это чувство, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, на чем держится мир».

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2): сочинение

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова – носитель индивидуального характера. Это поэт-мыслитель и гражданин, размышляющий о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей Родины и, вместе с тем, человек, отдающийся впечатлениям личной жизни, и прежде всего любви. Традиции русской любовной лирики, существовавшие до Лермонтова, были богаты и разнообразны. Стихи молодого поэта об этом прекрасном чувстве автобиографичны и поэтому эмоциональны и проникновенны.

Любовные стихотворения Михаила Юрьевича не были выделены в отдельные сборники. Как правило, стихи он адресовал своим возлюбленным. Например, в творениях, посвященных Е.Сушковой, вырисовывался ее «светский» облик: «притворное внимание», «острота речей», насмешливое обращение с героем, бездушие и обида от неразделенной любви пробуждает в лирическом герое чувство гордости и вызывает его на борьбу со своими чувствами и с любимой, которую он не желает прощать:

Ничто не сблизит больше нас,

Ничто мне не отдаст покой…

Хоть в сердце шепчет чудный глас:

Я не могу любить другой.

Иной женский образ рисует поэт в стихах, посвященных В.Лопухиной. В этой женщине поэта больше всего волнует «чудная простота» и неспособность «лицемерить», она противопоставляется идеалу светской красавицы. Лирический герой не случайно называет ее своим «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…»). Эта любовь была искренней и чистой:

Она гордой красотою

Прельщает юношей живых.

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

Эти строки поэт посвятил Лопухиной. Герой любовной лирики Лермонтова обладает сложным характером и особым мировоззрением, он наделен сомнениями и мечтами о своем высоком предназначении. Слова о любви смешиваются в его монологах с заветными мыслями о себе и о мире. При этом одной из главных индивидуальных особенностей лермонтовской поэзии о любви является связанная с ней надежда, чаще всего несбыточная, на то, что любовь избавит его от одиночества. Влюблённый герой Лермонтова часто страдает от любви, но в своем чувстве он слишком горд, а романтические переживания не могут заглушить в нем чувства собственного достоинства:

Я горд! Прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного,

Я не соделаюсь рабом.

Лирический герой – романтик с бурей чувств и эмоций. Любовные стихотворения представляют собой откровения, раскрывающие поэта с разных, порой неожиданных сторон.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» – небольшое по объему, его нередко называют «таинственным разговором». Оно заключает в себе глубокий смысл, это своеобразное прощание с юностью и любовью; реальная история из жизни, которую очень изящно и тонко рисует автор. Обращаясь к бывшей возлюбленной, Лермонтов усиливает впечатление за счет отрицаний:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Поэт всю жизнь был верен себе, горд, всегда имел свою точку зрения. Возможно, поэтому он испытывал муки одиночества, его не понимало общество, да и не хотело понимать. Любовь в лирике Лермонтова трагична, как и многое в его жизни. Это краткий миг, яркая вспышка в монотонной обыденности, которая внезапно озаряет человеческую жизнь, и так же внезапно пропадает, оставляя лишь воспоминания и досаду.

Другой частый мотив у поэта – мотив несостоявшейся любви, которой так и не суждено было озарить своим ярким светом две одинокие любящие души:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Поэты по-особому воспринимают окружающий мир, они тоньше воспринимают и чувства, и эмоции. Они более впечатлительны. Жизнь Лермонтова полна поисков, скитаний и противоречий. Хотя поэт прожил недолгую жизнь, но она была яркой, оставившей заметный след, который сумел пройти сквозь века. Такой же была и любовь в стихах поэта – яркой, противоречивой, возвышенной, эмоционально-острой, с трагичным финалом. Но таков был его выбор: искать, находить, лишать себя покоя, отдавшись чувствам. Любовь – это сладостная мука, жизнь без которой – не жизнь, а существование, лишенное ярких красок.

Сочинение на тему: «Любовная лирика Лермонтова»

Все великие поэты и писатели без чувства возвышенной любви к женщине не смогли бы ни жить, ни дышать, ни творить. Она же играла в их жизни трагическую, а зачастую и роковую роль. В творчестве поэта Лермонтова много романтической лирики, но если Пушкин писал о любви почти всегда восторженно и вдохновенно, то Лермонтов, в предощущении разочарования и несбыточности, писал о ней с грустью и тоской. Но все же и у него бывали редкие минуты счастья. Любовная лирика Лермонтова получала вдохновение благодаря многим женщинам. Остановимся на самых ярких его романах.

Читайте также:
Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

Лирический герой

Он желает любить жертвенно и самозабвенно, искренне и преданно. Но властвующая дисгармония жизни всегда нарушала красоту и идеалы, которые, проходя сквозь призму интриг и сплетен светского общества, становились пошлыми и оскверненными, очерненными и растоптанными. Поэтому в своем стихотворении «Отчего», посвященном Наталье Ивановой, любовная лирика М. Лермонтова в тот период выразится в строках:

«Мне грустно, потому что я тебя люблю… ».

У него любовь всегда неразлучна с печалью.

Наталья Иванова

Любовная лирика Лермонтова включала в себя так называемый «Ивановский цикл» (1830-1832 гг.), насчитывавший около 40 стихов. Наталья Федоровна Иванова – адресат юношеских лермонтовских стихотворений. Она была дочерью московского литератора Ф. Ф. Иванова. В свои семнадцать она стала предметом вожделения шестнадцатилетнего Лермонтова. Среди стихотворений можно выделить «Я не унижусь пред тобою», «Время сердцу быть в покое», «Когда одни воспоминанья» и другие. Их отношения были сложными. Сначала Лермонтов встретил приязнь и внимание, но потом они резко сменились на холодность и непонимание. Их отношения были тотчас разорваны. В эти минуты Лермонтов ощущал себя оскорбленным и униженным и даже желал для себя смерти. Позже он назовет ее «бесчувственным холодным божеством».

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию — богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось — муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.

В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

Вдохновляющие женщины

Если кратко, то любовная лирика Лермонтова всегда была связана с печалью. Среди его вдохновительниц можно выделить такие женские образы:

  • Екатерина Сушкова — первая влюблённость поэта. Девушка сразу привлекла внимание. Она была светской кокеткой старше на несколько лет и не испытывала к нему пылких чувств. Всю обиду от неразделенной любви писатель передал в «Сушковском цикле», а именно в произведениях «Благодарю!», «К Сушковой…». Екатерина не рассматривала молодого человека в роли супруга, а их отношения продлились с 1830 по 1831 год. Спустя пять лет молодые люди встретились. Лермонтов стал бравым гусаром. Узнав, что Екатерина планирует выйти замуж за Лопухина, повёл себя хитро и искусно, скомпрометировав девушку перед окружающими. Напоследок сообщает, что её не любил, а лишь отомстил за насмешки. Эта краткая история стала основой незаконченного интимного романа «Княгиня Лиговская».
  • Варвара Лопухина — главная любовь в жизни Лермонтова. Чувства молодых людей были взаимными, но родители девушки решили отдать её замуж за помещика Н. Ф. Бахметьева. В связи с этим любовная лирика кардинально изменилась. Вареньке поэт посвятил немало произведений. Так, она является прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», а в драме «Два брата» автор раскрывает тему неравных браков. Брак Лопухиной был несчастливым, муж был очень ревнивым, а она никак не могла забыть Лермонтова. Лирика поэта в этот период привлекает нежностью и красотой, а произведения трогают до глубины души. Автор осознаёт, что влюблённым не суждено быть вместе, поэтому стремится уйти от мира, любви, окружая себя мученичеством: «Душа моя должна прожить в земной неволе недолго…». После смерти Лермонтова женщина окончательно ослабла, не хотела восстанавливать силы и в 36-летнем возрасте умерла. Лермонтов увековечил историю их любви в романе «Сказки Золотого века».
  • Екатерина Быховец — это дальняя родственница Лермонтова, с которой он познакомился у тётки. Женщина напоминала ему Лопухину — это видно по его творению: «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Любовная лирика утрачивает былую силу, стихи наполнены грустью об утраченных чувствах, драматизмом. Только с Быховец Лермонтов был настоящим, но постоянно грустил, скорее всего, ожидая надвигающуюся беду. Женщина была вместе с ним в момент дуэли.

Любовная лирика является центральной темой в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. На её развитие повлияли его романтические отношения с женщинами. Главный герой его произведений страдает от чувств, но не теряет надежды, что девушка избавит его от одиночества.

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений — «Нищий», другое — «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

Читайте также:
Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова): сочинение

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья

Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем

Искать условий счастья в былом!».

Екатерина Быховец

Быховец Екатерина Григорьевна была дальней родственницей Лермонтова. Скорее всего, он познакомился с ней в доме у тетки, М. Е. Быховец, в период с 1838 по 1841 год. По мнению Екатерины Григорьевны, она напоминала Лермонтову Лопухину, видимо, поэтому он посвящает ей стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так постепенно утрачивает свою силу любовная лирика Лермонтова, стихи еще сильнее наводят тоску об утраченных чувствах, жизнь великого гения подходит к концу.

Быховец имела много поклонников, причем из окружения поэта. Он имела смуглый цвет лица и карие очи. Она говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень веселым. Однако с ней он был настоящим и почти всегда грустил. Скорее всего, это было предчувствием надвигающейся беды. С ним Екатерина Григорьевна была и в день дуэли, у нее на глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец писала в своих воспоминаниях, что утром они беседовали, а потом ездили с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Любовная лирика Лермонтова

Статья для подготовки к сочинению на тему: Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем лирика Пушкина. Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Характер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей душу гуманности» пушкинских стихотворений. Если у Пушкина любовь – это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.

Лирический герой его любовных стихотворений – это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе утешения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою…», относящемся к Ивановскому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что «не была сначала, какою стала наконец».

В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Сушковскому циклу, жаждущий ответной любви лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», написанная в 1837 году. Лирический герой, представляющий себя «странником в свете безродным», тоже нуждающимся в заступничестве, молится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного». Герой просит «окружить счастием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, старость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лермонтова.

В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворение 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В отличие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и переживаниях. Прошлое для него не умерло и образ любимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутствующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей». Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»). Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым, лежащим в долине Дагестана. Однако и в «мертвом сне» он видит «вечерний пир в родимой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» – это уже вся Россия. На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагестане, между юными женами идет веселый разговор о герое. Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снится долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рана, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины. Однако эта близость не приносит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый – живую, живая – мертвого».

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

В 1840 году написано «Завещание» – стихотворение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из светской среды, он скорее близок к Максиму Максимычу из «Героя нашего времени», но моложе его. Герой ничуть не идеализирован, он даже не знает, живы ли его родители, потому что «писать ленив». «Если кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит. Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения – человек, чьей судьбой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома. Характерно и его обращение к другу («брат»), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его. Любовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом. Однако внимание поэта к простому, бесхитростному человеку другого социального круга свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также обреченному на одиночество.

Любовь для Лермонтова всегда оставалась прекрасным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему радости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня…» Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

Тоска по родной душе, сопровождавшая Лермонтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихотворении «И скучно и грустно…» 1840 года. Обреченному на полное одиночество даже «в минуту душевной невзгоды» лирическому герою некому подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать поддержку. Любовь как временное чувство не приносит ему удовлетворения, а вечная любовь невозможна. Оттого вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».

Любовная лирика Лермонтова свидетельствует о полном разочаровании поэта в любви, которая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустройство его собственной и всеобщей жизни. Эта всеобщая разобщенность, трагическая безысходность осознаются им как непреложный закон бытия.

Роковая любовная лирика М. Ю. Лермонтова

В одесской газете потом напишут, что «15 июля 1841 года, в 5 часов вечера, разразилась сильнейшая буря с громом и молниею». Именно в это время между горами Бештау и Машуком будет убит Лермонтов. Пуля из револьвера Мартынова пройдет сквозь сердце поэта. Одна из версий причин дуэли — насмешки Лермонтова над свои другом Мартыновым и его сестрой Натальей Соломоновной, которую поэт якобы карикатурно изобразил в знаменитом произведении «Герой нашего времени». А она была сильно увлечена им и думала, что это взаимно. В этой повести он как будто предрек свою судьбу.

Встреча Печорина и Максима Максимыча

В романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” события изложены с нарушением хронологической последовательности, поэтому о главном герое читатель узнает сначала по воспоминаниям Максима Максимыча, а позже и по дневниковым записям самого Печорина.

После отъезда героя из крепости, где он служил вместе с Максимом Максимычем, прошло несколько лет. Печорин уже ушёл в отставку, пожил в Петербурге, но скука заставляет его вновь отправиться в дорогу. По пути в Персию судьба неожиданно приготовила ему встречу (во Владикавказе) с бывшим сослуживцем, Максимом Максимычем, но он не только не спешит на эту встречу, а вполне мог бы уехать, не увидевшись. И этому есть объяснение.

Жизнь в крепости, куда Печорина направили после дуэли с Грушницким, была для него тягостной, слишком уединённой и однообразной. Вспоминать эту жизнь, а тем более историю с Бэлой, в трагической гибели которой есть его вина, Печорину не хотелось. Трудности быта и военной жизни по определённым причинам не сблизили молодого офицера со старшим товарищем, помогавшим ему во всем. А за прошедшее время Печорин ещё более отдалился. Видимо, сказывался характер индивидуалиста, вообще не желавшего испытывать чувство привязанности. У него отсутствуют такие качества, как общительность, дружелюбие, приветливость, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи. Это замкнутый, эгоистичный человек, не позволявший никому «открывать тайники его души». Он мог быть холодным, насмешливым или даже жестоким, чтобы ни с кем не сближаться.

Максим Максимыч не понимает, как можно не считать другом бывшего сослуживца, с которым бок о бок прожили какое-то время, делили трудности армейской службы. Старый служака, интересы которого сосредоточены на честном исполнении воинских обязанностей, живёт просто и скромно. Это добрый, искренний человек, его сердце открыто людям, он готов пожалеть и полюбить тех, кто волею судьбы оказывается с ним рядом. Максим Максимыч привязывается к Печорину, заботится о нём и о Бэле, глубоко переживает смерть юной горянки, и он не может забыть прошлого, всего того, что связывает его с Печориным. Поэтому ему непонятно поведение товарища по службе, который как будто не рад встрече и хотел бы избежать её.

Читайте также:
Где Печорин вызывает у вас большее осуждение: в главе Бэла или Максим Максимыч? (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

На самом деле здесь всё понятно. И не только потому, что эти герои очень разные. Не нужно забывать, что Печорин все-таки «страдающий эгоист». При встречах через какой-то промежуток времени приятнее вспоминать добрые дела, какие-либо хорошие события. А что вспоминать Печорину? Как он в очередной раз совершил эгоистичный и необдуманный поступок? Или как выполнял «роль топора в руках судьбы»?

Печорин за прожитые годы научился отдаляться от людей: дружбы ни с кем не заводил, любви ни к кому не испытывал. Он не только разочарованный, но и равнодушный человек: зевает, когда Максим Максимыч пытается вызвать его на беседу; его не интересует судьба собственного дневника; он не расспрашивает бывшего сослуживца ни о чём, не спрашивает даже о здоровье.
Печорин обидел Максима Максимыча благодаря своей черствости, равнодушию, но его поведение объясняется также многими субъективными причинами и объективными обстоятельствами.

Появляется также вопрос, почему Печорину совершенно безразлична судьба его дневника?
Характер героя времени каждый читатель, как и каждый критик, видит по-своему.
Дневник Печорина в качестве композиционного приёма введен Лермонтовым, чтобы показать изнутри личность человека, так как записи героя – это «следствие наблюдений ума зрелого над самим собою. без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Что же отражает дневник? Прежде всего, склонность к рефлексии, то есть к самонаблюдению и осмыслению своих поступков, ощущений, желаний, чувств. Зачем Печорину этот самоанализ, если он не собирается меняться, идти по пути самосовершенствования личности? Ответ один: цели определенной нет, как во всём и всегда в жизни этого человека. Он не знает, зачем родился, учился, зачем живет. «А ведь, наверно, было у меня предназначение высокое?» Но жизнь проходит впустую: в службе призвания не нашёл, друзей не приобрёл, любви нет, семьи нет, нужности своей не ощущает. Полное разочарование во всем. Даже слёзы свои по поводу неожиданной разлуки с Верой Печорин считает следствием пустого желудка или плохого сна. Хотя данный эпизод имеет сходство с капризом избалованного ребёнка из-за игрушки, которой его вдруг лишили.

Печорин не рисуется, когда говорит об охлаждении чувств, о разочарованности, утрате интереса к жизни и полной её бесцельности. Данное состояние души требует острых ощущений, и он азартно играет с судьбой, подчеркивая, что не дорожит жизнью. Это наблюдается и в эпизоде с контрабандистами, и в дуэли с Грушницким, и в схватке с пьяным казаком.
Печорин безразличен к своему будущему. Как же он может быть не безразличен к судьбе своего дневника?

Максим Максимыч, нашедший эту брошенную исповедь, спрашивает бывшего сослуживца, что делать с дневником. И Печорин отвечает: «Что хотите». К данному времени он чувствует полное безразличие ко всем и ко всему. Он уже не хочет подвергать анализу свою жизнь, а прошлое ему не интересно, как и будущее. Все теряет смысл, утрачивает ценность: не дороги люди и жизнь, не дороги прежние мысли и чувства.

Сочинение: Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова Герой н

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Автор: Лермонтов М.Ю.

Если А.С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, вероятно, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. “Герой нашего времени” отличается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям, и показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм “Героя нашего времени” во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой до той поры не знала литература его времени.

Рассмотрим хотя бы эпизод последней встречи Печорина с Максимом Максимычем, их прогулку по крепостному валу после смерти Бэлы, “. долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки за спину; его лицо не выражало ничего особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер от горя. Наконец он сел на землю, в тени, начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся. У меня мороз пробежал по коже от этого смеха. “

Впервые в образе Печорина в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героя анализируются им же со “строгостью судьи и гражданина”. Печорин говорит: “Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей”. Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью, на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая игра с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что “честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напыщенная гордость”.

Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого, именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству и речевому стилю. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений. Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно “просит бури”. Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений.

Читайте также:
Своеобразие реализма в романе Герой нашего времени: сочинение

Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он говорит: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в стихотворении “Дума”: Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли, что М.Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, — говорит он. В этой неуверенности и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.

Пушкин писал о таких молодых людях: “Двуногих тварей миллионы — для них название одно”. Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой”. Таким увидел свое поколение Лермонтов.

Сочинение: Последняя встреча Максима Максимыча и Печорина

Обсуждение вопроса:

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи штабс-капитана Максима Максимыча и главного героя произведения Г.А. Печорина — пожалуй, один из самых важных и значительных в сюжетно-композиционном строе романа. Он помогает читателю понять одну из самых главных причин, заставляющих Печорина мучиться, скитаться по свету, приносить несчастья совершенно невинным людям.

Лермонтов, создавая портрет героя своего поколения, времени, раскрывает в этом эпизоде душу Печорина, обнажает ее, и суть характера лермонтовского героя становится нам понятной.

Давайте обратимся к тексту: «— Чья это коляска. — Моего господина… — А кто твой господин? — Печорин…»

Так начинается эпизод последней встречи Максима Максимыча и Печорина. Читатель вместе с Максимом Максимычем вздрагивает от радости. Зная, что связывает Печорина со штабс-капитаном, мы, как и он, не сомневаемся, что сейчас произойдет трогательная встреча друзей, сейчас появится Печорин и бросится на шею доброму старику.

Максиму Максимычу важно одно: увидеть Печорина. «Да где же он сам остался?» — вот что интересует старика. «Слуга объявил, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н…» Максим Максимыч убежден, что Печорин сейчас прибежит, пойти к полковнику сам он не может: он не в том чине, чтобы запросто являться в дом к высшим чинам. Он знает свое место.

Ожидание, нетерпение, длинный церемониал встречи — все это определяет состояние Максима Максимыча, не Печорина. Он холоден и спокоен — более того, ему скучно. Первое, что мы о нем узнаем: он «зевнул раза два» — никакого волнения при мысли о предстоящей встрече, никакого движения души.

Только здесь, в середине второй из пяти повестей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. Для Лермонтова важно не живописное представление от Печорина, а те особенности его внешности, которые помогут понять характер, психологию.

Сразу, с первого взгляда, в Печорине угадывается сильный человек. «Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивая руками, — верный признак скрытности характера…» Небрежность и сдержанность, стройность, прямизна стана и расслабленность. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац. То, что они «не смеялись», — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Напряженное ожидание Максима Максимыча, наконец, разрешилось: Печорин пришел. Но теперь нет штабс-капитана. А лошади уже заложены. Внутреннее напряжение рассказчика (а вместе с ним и читателя) растет, ведь Печорин может так и уехать, не дождавшись Максима Максимыча. Правда, он не торопится. На предложение рассказчика Печорин реагирует так, как нам хотелось: «быстро», с восклицанием «ах!», с вопросом «где же?». Но ему «вчера говорили» — а он вчера не торопился и сегодня чуть не уехал… Что же все это значит?

Продолжение ниже

«Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи…» Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, вдыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче: он бежал, «что было мочи… едва мог дышать; пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос приклеились ко лбу его; колена его дрожали… он хотел кинуться на шею Печорину».

Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным: «…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Два длинных похожих слова «довольно холодно» — и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой» — и снова длинное протяжное слово «протянул», так непохожее на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча. Читатель на минутку останавливается, как и Максим Максимыч, натолкнувшись на медленное спокойствие Печорина, и сразу же снова торопится вместе со штабс-капитаном, который «на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить». «Протянул» и «схватил» — какие разные слова, да еще «довольно холодно протянул» и «жадно схватил»! Так в одной фразе раскрываются обе души: ждущая, любящая, открытая и холодная, равнодушная, замкнутая.

Странный разговор происходит между Максимом Максимычем и Печориным. Если прочесть отдельно все реплики Печорина, вовсе не создается впечатление, что Печорин холоден, неприветлив. Сами по себе слова Печорина даже могут показаться теплыми. Но мы ведь помним, что он мог прийти еще вчера вечером, а пришел только сегодня утром и чуть не уехал, забыв о Максиме Максимыче. И мы слышим, что говорит старик, — в сравнении с его словами реплики Печорина оказываются убийственно холодными, пустыми, бездушными:

Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? — сказал Печорин.

А… ты. а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик… — сколько лет… сколько дней… да куда это?

Печорин «сказал». Старик «пробормотал со слезами на глазах». Приветливые слова оказываются слишком спокойными, слишком гладкими и потому пустыми рядом со сбивчивой речью Максима Максимыча: «а… ты. а вы?». Обычно говорят: «Сколько лет, сколько зим» — время измеряют годами. Максим Максимыч сказал иначе: «Сколько лет… сколько дней» — каждый день без Печорина старик помнил о нем, мечтал хотя бы о случайной встрече, мечтал как о чуде, не веря. Чудо осуществилось, и что же? Ответы Печорина на прерывистые вопросы старика оказываются нестерпимо холодными, даже грубыми: «Еду в Персию — и дальше», «Мне пора…».

Читайте также:
Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»: сочинение

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть «Максим Максимыч» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений.

Однако именно в «Максиме Максимыче» герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым. В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, мы узнаем о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к «Журналу» мы узнаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимыч», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся «промежуточность».

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча — из числа тех совпадений, которые сложно назвать случайными. Если бы за несколько часов до этого Максим Максимыч не рассказал своему попутчику историю знакомства с Печориным, встреча двух старых сослуживцев, не видевших друг друга пять лет, возможно, была бы совершенно другой, быть может, Максим Максимыч и вовсе не узнал бы Печорина. Удивительная вещь память! Стоит только вспомнить прошлое, как за воспоминанием сразу открывается целый мир. Ведь что было в жизни Максима Максимыча, кроме службы и каждодневных солдатских забот?

А встреча с Печориным приоткрыла перед ним совершенно другой мир, мир человека с иными ценностями, чем воинский долг и выполнение приказов. В жизни старого штабс-капитана, бедной на яркие впечатления (даже к свисту пуль и постоянной угрозе смерти он привык), знакомство с Печориным стояло особняком. Конечно же, не по силам простодушному Максиму Максимычу объяснить поступки его молодого приятеля, но обаяние печоринской личности оказалось куда больше непонимания истинных причин его «странности». Вот почему, увидев Печорина через несколько лет, «бедный старик, в первый раз от роду, быть может, бросил дела службы для собственной надобности».

А что же Печорин, чем было знакомство с Максимом Максимычем для него? Не более чем одной из многих встреч на том изломанном пути, который герой для себя выбрал. Если для Максима Максимыча Печорин был, наверное, самым запомнившимся за долгие годы службы человеком, то для Печорина пребывание в крепости и история с Бэлой стали лишь одним из многих эпизодов его биографии. Максим Максимыч воспринимает Печорина как человека исключительного, Печорин же не видит во встрече со стариком через пять лет ничего, кроме смутного напоминания о прошлом.

Иными словами, для Максима Максимыча появление Печорина — важное событие, для Печорина встреча со штабс-капитаном не значит ровным счетом ничего. Отсюда и возникает тот трагический надлом, которым проникнута вся сцена романа.

Одним из важнейших для понимания образа Печорина и всего лермонтовского романа в целом является вопрос об отношении автора к своему герою. Ответить на него очень сложно, потому что автор подчеркнуто уходит от прямых оценок героя, то занимая позицию слушателя в «Бэле», то давая слово самому герою в «Журнале Печорина», то делая иронический реверанс в сторону читателей, ожидающих этой оценки, в предисловии к роману: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!».

Отношение автора к герою становится ясным именно в повести «Максим Максимыч». Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча с точки зрения последнего, автор тем самым изначально становится на его позицию — сначала в восприятии происходящего, а затем и в нравственной оценке. «Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется. ». Конечно, автор нисколько не обвиняет Печорина в бессердечии и жестокости, сохраняя позицию стороннего наблюдателя, однако и не одобряет печоринского поступка. Та разительная перемена, которая происходит в Максиме Максимыче после отъезда Печорина, рождает в авторе неутешительные мысли. Как мало нужно было простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным — таков авторский вывод.

Продолжение ниже

Очевидно, что автор не одобряет разрушительную сторону характера Печорина, которая с годами все более в нем преобладает и в конечном итоге ведет героя к саморазрушению. В «Максиме Максимыче» Печорин больше не способен на те душевные движения, которые отличали его раньше, это замкнувшийся в себе, одинокий и холодный мизантроп, перед которым открыта одна дорога — к смерти. Между тем, встреча Печорина с Максимом Максимычем только подстегивает интерес автора к своему герою, и, если бы не этот случайный эпизод, в его руках никогда не оказались бы печоринские заметки. Повесть оказывается связующим звеном между частями романа, эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча объясняет, мотивирует дальнейшее появление в романе «Журнала Печорина».

Стремление автора соединить в каждом эпизоде необходимость и случайность — отличительная черта реалистического художественного мышления, которое начинает преобладать в лермонтовском романе. Писатели-романтики нередко пренебрегали описанием внешности героя, полагая, что главным в образе должно быть изображение чувства, страсти. Лермонтов решительно уходит от этой традиции, рисуя подробный портрет Печорина именно в «Максиме Максимыче». От глаз автора, тонкого наблюдателя, не скрываются такие черты характера героя, как скрытность и противоречивость, перед нами не просто перечисление того, как выглядел герой и во что он был одет, но полновесный психологический портрет — еще одно достижение реалистического романа. Одним словом, из, казалось бы, незначительного эпизода романа при внимательном анализе мы узнаем то, без чего образ Печорина был бы неполон. В этом и проявилось удивительное мастерство Лермонтова-романиста.

Читайте также:
Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Если А.С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, вероятно, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. “Герой нашего времени” отлинается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщениям, и показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм “Героя нашего времени” во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой до той поры не знала литература его времени.

Рассмотрим хотя бы эпизод последней встречи Печорина с Максимом Максимычем, их прогулку по крепостному валу после смерти Бэлы, “. долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки за спину; его лицо не выражало ничего особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер от горя. Наконец он сел на землю, в тени, начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся. У меня мороз пробежал по коже от этого смеха. “

Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений. Он говорит: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в стихотворении “Дума”: Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли, что М.Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, — говорит он. В этой неуверенности и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.

Пушкин писал о таких молодых людях: “Двуногих тварей миллионы — для них название одно”. Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой”. Таким увидел свое поколение Лермонтов.

Вчитываясь в повесть «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» мы не замечаем в ней ничего особенного. Сюжет без каких либо экстремальных действий, без угрозы для жизни главного героя – обычное повествование событий. Но, так кажется только на первый взгляд. На самом деле, именно в этой повести раскрывается истинный характер Печорина и его отношение к жизни.

Встреча давних приятелей состоялась не так, как хотелось Максиму Максимычу. После того, как старик узнает о приезде своего давнего приятеля, он бросает все служебные дела и бегом несется к Печорину. Он готов кинуться ему на шею и дружественно обнять Григория. Но, Печорин лишь протягивает штабс–капитану руку в знак приветствия. Этот жест главного героя до глубины души задевает пожилого человека. Ведь он видел в Григории своего друга.

До знакомства с Печориным, Максим Максимыч был преданным своему военному делу. Ничего кроме службы он не знал и не видел. Знакомство и дружба с Печориным вдохнули в него новую жизнь. Конечно, Максим Максимыч не всегда мог понять и объяснить выходки главного героя по своей душевной простоте. Но, он увидел в этом человеке что-то необычное и интересное. Именно поэтому, штабс–капитан так привязался к Григорию. Именно поэтому, их неожиданная встреча вызвала столько эмоций у пожилого старика и заставила его лететь сломя голову навстречу товарищу.

Почему же Печорин не отреагировал так же? Да потому что для него Максим Максимыч и все связанные с ним события были лишь делами минувших дней. Он относился к старику так же, как и к остальным окружающим, он не видел дружбы в их отношениях.

Разговор главного героя с Максим Максимычем был сушим и коротким. Печорин не захотел затрагивать былые воспоминания и поднимать очередные трагические события в своем прошлом. Судьба Бэлы его не интересовала так же, как и старый приятель. Он вел себя эгоистично и самолюбиво.

Такое поведение Печорина ранило душу и сердце Максима Максимыча. Он был не готов к такой холодной встрече, он был расстроен и подавлен. Ведь человек, которого он считал хорошим другом, оказался сухим и черствым. Конечно, такая реакция старика повлияла на Печорина, и он, на секунду растрогался и обнял Максима Максимыча перед отъездом.

В этом эпизоде мы видим, что главный герой становится все более замкнутым и скованным в своих эмоциях. Он не признает старых приятелей, он не желает ворошить прошлое, он не хочет общаться с окружающими. На одно мгновение кажется, что Григорий Александрович теряет свою судьбу. Он уже столько раз разочаровывался в своей жизни, что она не представляет для него никакого интереса.

Именно в эпизоде повести «Максим Максимыч» мы видим настоящего Печорина, с подробным описанием внешности, одеяний, жестов. Именно этот эпизод создает новое понимание главного героя, которого создал великий автор М.Ю. Лермонтов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: