Вернер: сочинение

Доктор Вернер — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Внешность

Как и сам автор дневника, Вернер поражает обилием противоречий и во внешнем виде, и в характере. Он русский, но носит немецкую фамилию. Его вид «с первого взгляда поражает неприятно». Но после, когда наблюдатель научится видеть в его лице живую непосредственность мимики, искренность, благородство чувств, Вернер кажется привлекательным. Его маленькие, чёрные глаза способны проникать в мысли собеседника. Живой и быстрый взгляд свидетельствует о сообразительности и наблюдательности. Небольшой рост, худоба, хромота, несоразмерно большая голова не мешали женщинам, имеющим инстинкт «красоты душевной», испытывать к невидному курортному врачу симпатию.

Ум и душа

Молодые друзья доктора называют его Мефистофелем не только за хромоту и приверженность к чёрному цвету в одежде. Для всех очевидно, что этот человек не просто умён, но остроумен, проницателен, прозорлив.

Противоречие между трезвостью, практичностью мышления и душой — главное противоречие Вернера. Он понимает людей, изучил «все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа». При этом он никогда не манипулирует людьми для своей пользы или развлечения, как это делает Печорин. Подмечающий глупые или забавные недостатки своих пациентов доктор иногда остроумно шутит по их поводу в дружеском кругу. Печорин пишет, что у него злой язык, то есть он умеет выражаться точно и язвительно, подмечая самую суть явления. Это дало повод его завистникам распустить сплетню, будто Вернер рисует на пациентов карикатуры, из-за чего клиентура его резко сократилась. Но он искренне сочувствует страданиям больных. Печорин видел, как врач «плакал над умирающим солдатом».

В какой-то степени противоречиво отношение персонажа к своему финансовому положению. Он не богат и должен своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Мечтающий о миллионах, которые дали бы ему независимость, Вернер никаких усилий не прилагает, чтобы разбогатеть. Хотя сделать это на модном курорте умному и дельному врачу было бы нетрудно.

В своих высказываниях персонаж склонен к парадоксам — своеобразному упражнению для острого ума. Так рождается утверждение, что дать в долг предпочтительнее врагу, а не другу. Именно на этой почве — любви к парадоксам и оригинально выстроенным логическим построениям — герои сошлись, сразу выделив друг друга из компании, каждый в которой пытался высказаться поумней. Доктор Вернер, как и Печорин, умеет замаскировать шуткой глубокую мысль и уважает это умение в других. Оба они подолгу могут с серьёзным видом нести чушь, морочить собеседника. Это их главное развлечение скучными вечерами.

Участие в интригах Печорина

Невольно подслушав заговорщиков, он настаивает на том, чтобы перед дуэлью открыть правду и потребовать перезарядить пистолеты. Однако Печорину важно загнать Грушницкого в ловушку окончательно: позволить ему совершить очевидную подлость, после которой он уже не сможет считать себя порядочным человеком. Для доктора такие игры неприемлемы. Смерть Грушницкого, к которой привели интриги Печорина, глубоко задела его душу. Конечно, не блещущий умом вчерашний юнкер в какой-то степени сам виноват в том, что случилось. Но смерть слишком страшное наказание за самодовольную глупость. На этом отношения доктора Вернера с главным героем прекращаются.

Вывод

Все персонажи романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (за исключением повествователя в первой части) уступают Печорину в уме, часто превосходя душевными качествами, как Максим Максимыч и Бэла. Доктор Вернер, по собственному признанию Григория Александровича, умён и этим вызывает его искреннее уважение. Однако у скромного провинциального врача есть то, чего лишён «герой нашего времени». Он не только видит, но и понимает слабости и недостатки окружающих. Сочувствует людям, пусть недалёким, слабым, внушаемым, не достойным, по мнению главного героя, уважения. Дар сопереживания, которого лишён Печорин, делает образ доктора Вернера полноценной личностью. Не обладая душевной глубиной, живя только умом, легко стать «топором в руках судьбы». Этой ужасной и вместе с тем жалкой участи Вернер избежал именно потому, что кроме ума у него есть тонко чувствующая, откликающаяся на несправедливость и страдания душа.

Характеристика образа доктора Вернера может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”: образ, описание, взаимоотношения с Печориным

Доктор Вернер
в исполнении
актера М. Астангова.
Фильм “Княжна Мери”
1955 г.

Доктор Вернер является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”, описание характера и внешности героя, взаимоотношений доктора Вернера с Печориным.

Характеристика доктора Вернера в романе “Герой нашего времени”: образ, описание, взаимоотношения с Печориным

“. доктор; его имя Вернер, но он русский. “

“. мы отличили в толпе друг друга. “

“. Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С… среди многочисленного и шумного круга молодежи. ” (вероятно, речь идет о Ставрополе.)

“. Они в Москве только и питаются, что сорокалетними остряками. “

“. Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью. “

“. Княгиня лечится от ревматизма, а дочь Бог знает от чего; я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне. ” (Вернер лечит богатую княгиню Лиговскую и княжну Мери)

– Да, я имел там некоторую практику.

“. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту. “

“. Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. “

“. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. “

“. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного. “

“. В его одежде заметны были вкус и опрятность. “

“. Вернер человек замечательный по многим причинам. “

“. Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием. “

“. такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков. “

“. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим. “

“. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные. ” (Печорин о Вернере)

“. я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. ” (Печорин о Вернере)

“. Я предчувствую, – сказал доктор, – что бедный Грушницкий будет вашей жертвой. “

“. Он скептик и матерьялист, как все почти медики. “

“. разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях. “

“. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. “

“. Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными. “

“. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком. “

“. отпечаток души испытанной и высокой. “

“. надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.”

“. поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. “

“. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки. “

“. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями. ” (Печорин о себе и Вернере)

“. Доктор! решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга. ” (Печорин о себе и о Вернере)

“. а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. “

“. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился на это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. “

“. люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин. “

“. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту. “

“. Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом «Только приступи, – говорил он, – на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо. “

“. Даже, поверите ли, меня хотели женить! Но я отвечал, что я к этому не способен. “

“. Доктор согласился быть моим секундантом. “

Образ доктора Вернера в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Одним из второстепенных персонажей произведения является доктор Вернер, приятель главного героя Григория Печорина.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

Автор представляет Вернер в образе молодого неказистого мужчины, средних лет, небольшого роста, имеющего большую голову, подстриженную под гребенку с сильными черепными неровностями, беспокойные черные глаза, старающиеся проникнуть в душу собеседника, а также сухие и жилистые руки. Походка доктора прихрамывающая из-за разной длины ног, в результате которой Вернер вынужден использовать при ходьбе трость. Несмотря на неброский вид Вернер очаровывает представителей женского пола, используя внутренние душевные качества и огромную силу воли.

Во внешности доктора Вернера отличительными особенностями являются опрятная и со вкусом подобранная одежда в предпочтительных темных тонах, а также острый и даже злой язык, способный задеть любого собеседника. Доктор легко увлекается женщинами, но отрицает семейные отношения, не желая на этом этапе своей жизни, вступать в брак.

Являясь неординарной личностью, доктор Вернер характеризуется аккуратностью, чрезвычайной проницательностью, добродушием и незаурядным умом, при этом не скрывающим свои скептические и материалистические взгляды, присущие многим медицинским деятелям, любящим, как и доктор Вернер, пофилософствовать на досуге.

Жизненным кредо доктора Вернера является проявление его холодной порядочности, выражающей в предпочтении в стороннем созерцании, а не прямом участии, способном изменить что-то в своей судьбе.

Обладая цепкой памятью и умом, Вернер характеризуется автором как наблюдательный человек, хорошо разбирающийся в людях и склонный к проявлению доброты к умирающим, однако старающимся скрывать свое настроение, используя ироническую и насмешливую маску.

Имея вышеперечисленные качества, роднящие Вернера с главным героем Печориным, доктор, в отличие от Григория, не способен на смелые и решительные поступки в достижении жизненных целей, проявляя духовную трусость.

Раскрывая образ доктора Вернера, автор изображает отличительные качества интеллигентского сословия, проявляющегося в сторонней пустой созерцательности.

Вариант 2

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» существует множество второстепенных героев. Одним из самых ярких является образ доктора Вернера, который приходился Печорину, главному герою, давним приятелем и присутствует лишь в главе «Княжна Мери». Образ Вернера, по мнению многих, создан как для понимания романа в целом, так и для приглушения образа Печорина.

Вернер был мужчиной среднего возраста, военным медиком в прошлом. Сейчас его работа включала в себя лечение богатых людей, приезжающих на воды, где и происходит действие главы «Княжна Мери». Внешность героя была непривлекательной, он был мал, слаб и некрасив собой. Особенно запоминающимся данный герой становится из-за своей схожести с Печориным. В большинстве случаев он не любил и не уважал людей своего времени, но внутренняя красота и богатый внутренний мир, которым он сам обладал, всегда его привлекали. Как и Печорин, он любил философствовать и называть себя «поэтом» и скептиком. Поэтому неудивительно, что даже обычные разговоры двух героев становятся похожи на словесный поединок, в котором ни одна из сторон не уступает другой. В целом, Вернер был умным, добродушным и обладал всеми нужными качествами, которые привлекали женщин даже при отсутствии внешней красоты.

Большую роль в раскрытии данного персонажа играет сцена дуэли Печорина с Грушницким и его поведение во время нее. Вернер выступал в роли секунданта. Узнав о договоренности Грушницкого с каким-то капитаном оставить пистолет Печорина незаряженным, он незамедлительно рассказывает об этом товарищу. Таким образом, он перекладывает всю ответственность за гибель Грушницкого на плечи Григория, а сам обвиняет черкесов. Такой поступок заставляет читателя задуматься о характере Вернера. Теперь он показывает не только свои положительные качества, но и свою трусость и слабость.

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

Нельзя с уверенностью сказать, каким является образ доктора Вернера в романе Лермонтова. С одной стороны, мужчина не давал поводов усомниться в своих положительных качествах долгое время. С другой стороны, одно событие раскрывает способность Вернера проявлять трусость и некую подлость в ответственный момент. Как ни крути, Вернер все же остается умным человеком, достойным соперником Печорина, хорошим собеседником и интересной личностью.

Сочинение Характеристика Вернера

Одно из моих самых любимых произведений – «Герой нашего времени». Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший гений своего времени, внесший вклад в копилку не только русской, но и мировой литературы. Этот роман стал центральным в творчестве писателя. В этой замечательной книге, столь сильно затронувшей меня, есть множество интересных персонажей. Сейчас мы поговорим об одном из них, о докторе Вернере.

Чем примечателен этот персонаж? Сразу среди всех остальных его выделяет немецкая фамилия. Однако автор устами Печорина убеждает нас в том, что он русский. У Вернера очень непривлекательная наружность. Она контрастирует с его силой духа, проницательностью и умом. За счет чего он пользуется популярностью у женщин. Не чужда ему и доброта и сочувствие, которые проявляются в эпизоде с умирающим солдатом.

Среди молодёжи он получает прозвище Мефистофеля. Этому прозвищу он втайне радуется. Подобно Мефистофелю персонаж злоязычен и имеет способности предвидеть те или иные события. Благодаря кропотливому изучению людей, ему не составляет особого труда проникнуть в самую суть натуры собеседника. Помимо этого схожесть с Мефистофелем не заканчивается. К нему также можно применить выражение «мефистофельский смех» Так в разговоре с Грушницким, он насмехается над ним, когда тот сменяет свою солдатскую шинель на мундир. На водах же он рисует карикатуры на богатых клиентов, которых он лечит.

У доктора очень много общего с главным героем произведения – Печориным. Именно поэтому он предстает в романе его другом. Так Вернер не уступает в искусстве спора и колкости фраз Печорину, может бесконечно долго рассуждать на философские темы. Вернер является единственным интересным собеседником для главного героя в романе. Оба персонажа являются эгоистичными натурами. Но по ходу развития сюжета мы начнем замечать и отличия, которые в конечном итоге приведут даже к разрыву дружбы.

Ну и совсем Вернер открывается читателю после дуэли Печорина с Грушницким. Он даже не подаёт руки герою и холодно с ним прощается, сославшись на грозящую опасность. Он не захотел брать ответственности за всё происшедшее.

Вернер является собирательным образом русской интеллигенции тех времён. Они могли порассуждать на любую из предложенных тем, носили маску порядочности. Однако решительным действиям и активности предпочитали пассивное созерцание, и не приводящее ни к каким результатам философствование.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовОбраз и характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени →

Сочинение Образ доктора Вернера

«Герой нашего времени» – одно из самых ярких произведений русской литературы XIX в. Сложное и многоплановое, оно ставит перед читателем важнейшие вопросы морали и этики. В образах персонажей показаны модели поведения в непростых жизненных ситуациях.

Одна из таких моделей реализована в образе Вернера – интеллигентного, образованного, умного человека, обладающего тонким чувством юмора, склонного к язвительности. Эти черты сближают его с главным героем романа – Григорием Печориным. Неудивительно, что между ними устанавливаются дружеские отношения. Но образ Вернера неоднозначен и порой противоречив.

М.Ю. Лермонтов делает эти противоречия ясными и выраженными. Вернер, русский по происхождению, имеет немецкую фамилию. Его внешность неказиста, он непропорционально сложен и даже несимпатичен. Но при этом обаятелен и нравится женщинам. Он служит военным врачом, но предпочитает консультировать богатых клиентов. Обладая добрым сердцем и отзывчивой душой, он способен отпускать едкие и саркастические комментарии, нелицеприятные собеседникам. Он честен и прямодушен, но старается максимально дистанцироваться от происходящего. Все эти качества, уживаясь в одном человеке, показывают «мятущийся дух» и неуверенность жизненной позиции.

Событием, раскрывающим суть персонажа, является дуэль Грушницкого и Печорина. Вернер признает необходимость дуэли, понимает правоту Печорина, соглашается стать его секундантом. Он беспокоится за друга, его печалит и тревожит сложившаяся ситуация. Узнав о готовящейся подлости – Печорину собирались подсунуть незаряженный пистолет, он сообщает об этом другу. Но после гибели Грушницкого Вернер занимает позицию холодной отстраненности, перечеркивая всю теплоту дружеских отношений. Глубоко уязвленный и удивленный, Печорин считает это поведение проявлением трусости.

В образе Вернера показаны характерные черты «интеллигентского прекраснодушия». Эрудированный, способный поддержать разговор на любую тему, склонный к философствованию, честный и проницательный, он отворачивается от друга, когда надо разделить с ним бремя ответственности за дуэль и гибель ее участника. Решительности он предпочитает созерцательность, действию – философствование.

Образ Вернера не является ни однозначно положительным, ни отрицательным. Представляя собой результат размышлений автора над проблемами морали, он предлагает читателю поразмыслить и сделать выводы.

Характеристика 4

Вернер – один из ярких второстепенных персонажей повести «Герой нашего времени», приятель Печорина. Это человек среднего возраста, невысокого роста, худощавого телосложения. У него непропорциональна большая голова с коротко подстриженными волосами; маленькие чёрные, бегающие глаза с проникающим в душу взглядом. Из-за дефекта ног Вернер прихрамывает и этим похож на Байрона. Он всегда аккуратно и со вкусом одет. Руки Вернера украшают светло-жёлтые перчатки, а вся другая одежда состоит из чёрного цвета, за что его прозвали Мефистофелем. На первый взгляд, он выглядит некрасивым, но при более близком знакомстве, кажется привлекательным.

Вернер притягивает к себе людей незаурядным проницательным умом. У него чувствительная душа, но он прячет её за язвительными шутками и насмешками. Вернер пишет на знакомых злые эпиграммы и рисует карикатуры на своих больных. Печориным называет его материалистом за холодность и безразличие по отношению к людям.

Вернер – военный доктор. Он лечит на южном курорте состоятельных людей.

Доктор беден и мечтает разбогатеть, но не предпринимает для этого никаких шагов. Он – одинок и, несмотря на то, что любит женщин, не готов к тому, чтобы создать семью.

Вернер состоит в приятельских отношениях с Печориным, потому что у них много общего в характере. Они любят проводить время в обществе друг друга, рассуждая на философские темы и, сражаясь в словесной дуэли. Вместе с тем, каждый из приятелей дорожит своей свободой и не готов пожертвовать ей во имя дружбы.

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

Тем не менее, Вернер во многом помогает Печорину. Он посвящает его в тайны светского общества на водах, многие из которых ему, как лечащему врачу, доступны. Вернер предупреждает Печорина о готовящемся против него заговоре компании Грушницкого; а так же, о том, что во время дуэли в его пистолет не положат пулю. Печорин считает, что его приятель имеет дар предвидения. Он предсказывает гибель Грушницкого на дуэли. Вернер не настолько жестокосердный, как Печорин. В день проведения дуэли он печален и задумчив. После убийства в поединке Грушницкого, Вернер растерян и не отвечает на обращённые к нему слова Печорина, а с ужасом отворачивается от него. В свою очередь, приятель не понимает такого отношения к себе и расценивает его как предательство.

Лишь через день доктор приходит к Печорину, чтобы предупредить его о грозящих последствиях за дуэль и проститься с ним. Они расстаются прохладно, не пожав даже руку друг другу. Так навсегда заканчиваются отношения приятелей.

Сходство с Григорием Печориным

Автор уделил значительное внимание доктору. Ведь именно он был тем типажом личности, с помощью которой Михаил Юрьевич пытался восстановить образ человека-интеллигента первой половины ХІХ века. Он стал представителем особенного типа людей: бездеятельных, находящихся в мире иллюзий.

С этим героем читатели знакомятся в повести «Княжна Мери». Он — самое яркое действующее лицо второго ранга. В прошлом был военным врачом, позже занялся лечением людей из светского общества, которые отдыхали на целебных источниках. Однако его коллеги, опасавшиеся успешности доктора, распустили слухи, что он пишет насмешливые карикатурные картинки на пациентов. После этого случая врача лишают практики.

С первых строчек заметно особое сходство между Вернером и главным героем. Они познакомились случайно в Пятигорске и оба отличались от большинства людей светского мира того времени. Вернер и Григорий сошлись во взглядах на многие вещи. Как и Печорин, доктор скептичен, умен, проницателен, с холодным рассудком.

Общая почва для их осуждений — безверие в неизбежность индивидуальных людских жизней, отказ признавать божественный замысел, который руководит всем происходящим в мире и ведет человечество к добру. Он сразу почувствовал сходство во взглядах с новым знакомым, а со временем осознал, что настоящими искренними друзьями они не станут. Никто из них так и не узнал никаких фактов из биографии товарища.

За долгие годы Печорину не удалось обзавестись настоящими друзьями: расчетливость и корыстолюбие всегда были основой взаимоотношений офицера. Но знакомство с доктором стало важным событием в его жизни.

Особенностью этого персонажа является склонность к исследованию всех уголков человеческой души, особенно женской. Острый ум, честность, критичность мышления сформировали в нем чувство некого превосходства над другими. Доктор довольно невысокого мнения о людях своего поколения и о человечестве в целом. Для Вернера, как и для Печорина, свойственны:

  • резкие высказывания;
  • сарказм;
  • ироничность;
  • насмешливый тон общения.

Как подчеркнул сам Лермонтов, таким образом персонаж пытался скрыть свое истинное лицо и чувства. А главный герой не раз отмечал схожесть своих ценностей и жизненных приоритетов со взглядами доктора.

Но образ циника оказался всего лишь прикрытием. Врач не имел четкой гражданской позиции, о чем свидетельствовало его безразличие к волнениям в общественном порядке, а вся его твердость решений ограничивалась ироническими шутками и замечаниями. Это такой персонаж, который больше старался наблюдать, нежели активно участвовать в происходящих событиях.

Отличительной чертой доктора от главного героя романа было его отношение к жизни. Если Печорин никогда не сожалел о прошлом и своих поступках, то Вернер, напротив, не мог решиться на серьезные шаги, чтобы изменить свое положение или свершить мечты.

Характеристика образа Вернера в романе «Герой нашего времени»

В романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», кроме главных действующих лиц, есть еще и персонажи второго плана. Один из таких героев — доктор Вернер. Его личность является отображением образа Печорина и занимает значительное место в произведении. Доктор Вернер — «Герой нашего времени». Характеристика образа персонажа позволит лучше понять, кто же он такой.

  1. Сходство с Григорием Печориным
  2. Характеристика внешности
  3. Портрет доктора
  4. Истинный облик героя

Сходство с Григорием Печориным

Автор уделил значительное внимание доктору. Ведь именно он был тем типажом личности, с помощью которой Михаил Юрьевич пытался восстановить образ человека-интеллигента первой половины ХІХ века. Он стал представителем особенного типа людей: бездеятельных, находящихся в мире иллюзий.

С этим героем читатели знакомятся в повести «Княжна Мери». Он — самое яркое действующее лицо второго ранга. В прошлом был военным врачом, позже занялся лечением людей из светского общества, которые отдыхали на целебных источниках. Однако его коллеги, опасавшиеся успешности доктора, распустили слухи, что он пишет насмешливые карикатурные картинки на пациентов. После этого случая врача лишают практики.

С первых строчек заметно особое сходство между Вернером и главным героем. Они познакомились случайно в Пятигорске и оба отличались от большинства людей светского мира того времени. Вернер и Григорий сошлись во взглядах на многие вещи. Как и Печорин, доктор скептичен, умен, проницателен, с холодным рассудком.

Общая почва для их осуждений — безверие в неизбежность индивидуальных людских жизней, отказ признавать божественный замысел, который руководит всем происходящим в мире и ведет человечество к добру. Он сразу почувствовал сходство во взглядах с новым знакомым, а со временем осознал, что настоящими искренними друзьями они не станут. Никто из них так и не узнал никаких фактов из биографии товарища.

За долгие годы Печорину не удалось обзавестись настоящими друзьями: расчетливость и корыстолюбие всегда были основой взаимоотношений офицера. Но знакомство с доктором стало важным событием в его жизни.

Особенностью этого персонажа является склонность к исследованию всех уголков человеческой души, особенно женской. Острый ум, честность, критичность мышления сформировали в нем чувство некого превосходства над другими. Доктор довольно невысокого мнения о людях своего поколения и о человечестве в целом. Для Вернера, как и для Печорина, свойственны:

  • резкие высказывания;
  • сарказм;
  • ироничность;
  • насмешливый тон общения.

Как подчеркнул сам Лермонтов, таким образом персонаж пытался скрыть свое истинное лицо и чувства. А главный герой не раз отмечал схожесть своих ценностей и жизненных приоритетов со взглядами доктора.

Но образ циника оказался всего лишь прикрытием. Врач не имел четкой гражданской позиции, о чем свидетельствовало его безразличие к волнениям в общественном порядке, а вся его твердость решений ограничивалась ироническими шутками и замечаниями. Это такой персонаж, который больше старался наблюдать, нежели активно участвовать в происходящих событиях.

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Отличительной чертой доктора от главного героя романа было его отношение к жизни. Если Печорин никогда не сожалел о прошлом и своих поступках, то Вернер, напротив, не мог решиться на серьезные шаги, чтобы изменить свое положение или свершить мечты.

Характеристика внешности

Облик персонажа не выделялся особой привлекательностью: он был худ, небольшого роста. Физически он слаб, а сам автор при описании образа сравнивает его с беззащитным ребенком.

У персонажа были примечательные черты во внешности, например, ноги у него разной длины, что являлось причиной хромоты, а голова казалась огромной по сравнению с маленьким туловищем. Стрижка «под гребенку» только усиливала эту диспропорцию. Не отличался Вернер и привлекательностью лица. У него были маленькие, всегда беспокойные глаза черного цвета. Создавалось впечатление, что проницательный взгляд героя, как будто всегда нацелен в мысли собеседника.

Единственное, что придавало ему особого шарма — это умение одеваться со вкусом, красиво и элегантно. Все свои наряды доктор хорошо сочетал с другими аксессуарами. Так, Лермонтов акцентирует внимание на желтых перчатках, которые герой носил на своих худощавых руках. А вот жилет, сюртук и галстук Вернер всегда выбирал исключительно черного цвета.

Несмотря на свою непоказную внешность, доктор умел привлекать внимание светских дам. Манеры, способность вести глубокие философские беседы придавали Вернеру исключительное обаяние. Женщинам удавалось разглядеть тонкую чувствительную душу поэта, которую тот усердно скрывал за эгоизмом, скептичностью и наигранностью (такая маска соответствовала тому времени и окружающей атмосфере). Да и сам доктор умел найти подход к дамам. Он был профессионалом в изучении тонкостей женской натуры.

Супруги нет и не было. И, несмотря на внимательность к женскому полу, всех представительниц прекрасной части человечества считал глупыми и проводил аналогию между ними и заколдованным лесом.

Таким образом, характеристика Вернера показывает, что он герой с непривлекательной внешностью, но с чувственным, романтическим внутренним миром. Это персонаж, отличавшийся умом, ясностью мыслей и взглядов. Так он удивительным образом притягивал к себе людей. Внешность героя была очень отличительной от его душевной организации.

Портрет доктора

Вернер выступил в роли собирательного образа аристократии. Портрет доктора сочетал в себе несколько компонентов:

  • прагматичный, отданный своему делу врач;
  • амбициозный нереализованный поэт, из-под пера которого не родился ни один стих;
  • скептик, не вписывающийся в общественные стандарты.

Вернер жил в мечтах. Он хотел разбогатеть без особых усилий. Доктор не ставил целью реализовать свои амбиции и желания, а пускал все на произвол судьбы. Его бездействия и пассивность были главными чертами характера. Однако, сам доктор находил для себя отраду в исследовании психологических особенностей прекрасного пола.

Герой отличался самолюбием, личным мнением во всех вопросах и спорах, собственными принципами и независимым нравом. Он всегда был сдержан в высказываниях, не проявлял особых стремлений сблизиться с кем-то. Не было у Вернера и потребности в душевных разговорах, ведь доктор рассматривал их, как предел слабохарактерных людей. Естественно, что себя он к таким не относил.

Нерешительность, отсутствие твердости в принятии решений не позволили герою достичь желаемого результата и преодолеть все препятствия, встречавшиеся на пути. Будучи человеком холодного рассудка, он все же в глубине души скрывал чувства сопереживания и сочувствия, хотя и не позволял себе их проявлять.

Вернер любил разглагольствовать о своих умениях и способностях. При этом он не был готов прилагать хоть какие-то усилия для улучшения своего положения.

Такой характер доктора был удобным для Печорина, который без угрызений совести предложил товарищу быть его подельником. Он прекрасно понимал, что все произошедшее не будет предано огласке, а в случае гибели Грушницкого, Вернер сохранит спокойствие и хладнокровность.

Истинный облик героя

Событием, которое показало настоящее лицо Вернера, был поединок между Печориным и Грушницким. Именно доктор был секундантом Григория, хотя и считал действия друга неправильными. Грусть на лице Вернера в утро перед дуэлью стала свидетельством сопереживания за главного героя. А, собственно, в ходе дуэли проявилась трусливость и малодушие этого персонажа.

И хотя Лермонтов неоднозначно оценивает происшествие, но очевидно одно: доктор был не тем, кем привыкли считать его в обществе. Он оказался человеком с низкими моральными качествами, для которого собственное положение дороже дружбы. Такие характеристики раскрыли его невозможность совершать великие поступки.

Вернер — герой, который из-за своей лени, иллюзий и пассивности оказался втянут в опасную и непонятную для него самого игру. Доктор, будучи гением врачебного дела, не смог реализовать свои мечты, ведь все дни он проводил в бесполезной суете. Если знания Вернера в области медицины были блестящими и могли оказаться полезными для многих людей, то слабость его характера, недальновидность и слабонервность не способны изменить его сущность.

Кроме того, маска иронии и сарказма скрывала личность доктора. Он позволял едкие насмешки в сторону пациентов, острые замечания и такое поведение скрывало все слабые стороны персонажа. Поэтому настоящий Вернер был таким:

  • трусливым;
  • слабохарактерным;
  • неспособным принимать смелые решения и совершать поступки;
  • неискренним, двуличным человеком.

Реальный облик героя раскрылся после дуэли: доктор покинул место действия с явным осуждением своего друга и даже не подал ему руки. Он лишь холодно попрощался с Печориным и скрылся от возможной опасности. Вернер отказался от ответственности за свое участие в дуэли и за ее последствия.

В целом, автор изобразил Вернера, как человека достаточно умного и образованного. Но его несмелый характер лишил героя возможности стать успешным. Кроме того, все, кто находился рядом с доктором, ощущали себя ненужными или ущемленными. Ведь заносчивость Вернера, его скверный характер отталкивали людей. Маска, за которой скрывал себя доктор, была настолько правдивой, что никто не мог разглядеть за ней маленького, трусливого невоплощенного гения.

Сочинение Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова

Лермонтов известен мировой литературе не только как великий поэт, но и выдающийся прозаик, писавший повести и рассказы. Одним из его прозаических произведений является повесть «Герой нашего времени», написанная в период 1838-1840 г.

В повести писателя отображены исторические события той эпохи, психология «романтического героя», действительно ставшим знаковым героем своего времени. Писатель вложил особый смысл в название произведения. В лице Григория Печорина писатель отобразил мысли и чувства молодого поколения, жившего в то нелегкое время, их пресыщенность светской жизнью.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

В произведении автора поднята тема лишнего человека, которым стал главный герой. Печорин – умный и образованный человек, он выделяется из общества тем, что намного дальновиднее и прозорливее своих современников, у него развито новое мышление, это человек нового поколения. Он стал циничным и расчетливым, пользуясь своим умом, ему нравится играть чувствами других людей.

Свое произведение писатель создал в эпоху «безвременья», когда жесткая государственная система уничтожила поколение, стремящееся к новому прогрессивному будущему, к изменению уклада старой жизни. После чего, следующее поколение разочаровалось в стремлении к высоким идеалам служения Отчизне. Появилось пустое, не думающее поколение, холодное и бездушное. Суть сочинения Лермонтова в том, чтобы показать ошибки того поколения грядущим потомкам. Это документальное отображение целой эпохи, с ее проблемами и ошибками.

В произведении писателя существуют особенности построения композиции: все части идут друг за другом, не соблюдая хронологической последовательности. Такая несогласованность глав произведения помогает читателю глубже понять характер главного героя, освещенный с разных сторон, и в различных ситуациях. Проблематика отношений главного героя с окружающим обществом полностью раскрывает черты его характера, высвечивая самые потаенные уголки души Печорина. Если сначала он вызывает у читателя негативное отношение к себе, то мере развития действия повести проявляются и иные стороны его характера, и Печорин где-то становится даже симпатичен.

Повесть Лермонтова, это действительный пример того, как умное и образованное поколение может прийти к бессмысленному существованию, потеряв смысл жизни, потеряв собственное «я». Повесть «Герой нашего времени» учит будущее поколение тому, что постоянно надо искать смысл жизни, и неуклонно двигаться к поставленным целям.

Сочинение 2

Как выглядит роман «Герой нашего времени»? Он не похож на другие произведения, которые доводится читать. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи хорошо образованным в области литературы и наделенный значительной долей новаторского ума, прибегнул к специфичной форме циклизации повествования. Чтобы передать образ центрального персонажа, автор не ограничился сухим описанием его портрета и краткой биографией, которая бы объяснила причины его поступков.

Вместо этого Печорин представлен читателю сначала глазами сторонних наблюдателей. Одним из них стал близкий друг, несколько лет проживший с Печориным под одной крышей, старый сослуживец. Второй оказался совершенно посторонним человеком, увидевший Печорина, уже известного ему по рассказам, «свежим взглядом». Помимо этого, еще в предисловии к роману сам автор дает собственную оценку Печорину. Лермонтов не высказывает осуждения, даже приводит какие-то оправдания для ужасных поступков своего главного героя. Но весь роман шаг за шагом раскрывает, наглядно изображает сущего демона в личине человека.

Подобные образы в литературе на тот момент были весьма популярны, многие знаменитые зарубежные и российские писатели уже опубликовали произведения с подобными автопортретами. Львы светского общества, они не понаслышке сталкивались с неразделенной любовью красавиц и обманутым доверием друзей. Дуэли случались повсеместно.

Работая над романом, Лермонтов смешал несколько стилей: психологический, авантюрный, социальный, исповедальный. Произведение состоит из отдельных повестей, новелл, очерков, дневниковых записей. Хронология событий нарушена, вначале описываются последние события, давая читателю возможность увидеть главного героя в своей конечной форме. С середины произведения автор возвращается на несколько лет в прошлое, к условному началу, и раскрывает Печорина уже его собственными глазами, анализируя каждое действие и побудившие его к этому действию причины.

Такое пренебрежение хронологией не случайно. Основная цель произведения заключена в раскрытии образа главного героя, а не в последовательном изложении сюжетной линии. Сюжет второстепенен, как декорация в спектакле.

Итак, в первом кусочке романа, предисловии автора, Лермонтов призывает читателя сходу не осуждать главного героя, а сначала попытаться понять его внутренний мир.

Далее Максим Максимыч рассказывает историю из жизни Печорина, участником которой ему довелось стать самому. Он не скрывает, что в целом относится к своему сослуживцу тепло и с симпатией. И несмотря на то, что Печорин оказался виновником смерти молодой женщины и ее отца, старый вояка относится к нему все еще с сочувствием.

В следующем отрывке попутчик Максима Максимыча стал очевидцем их встречи. Максим Максимыч после долгой разлуки надеялся на теплую встречу с Печориным, но неожиданно для себя понял, что для Печорина их встреча менее желанна. На самом деле, Печорин не испытывал дружеской привязанности ни к кому, с кем бы ни сводила его судьба. Для него прожитые вместе с Максимом Максимычем года – всего лишь эпизод в насыщенной событиями жизни. После их расставания Печорин продолжил свой путь, в то время как его бывший товарищ испытал глубокое потрясение. Случайный попутчик, который и описал их встречу, отметил внутреннюю надломленность, возникшую после этой встречи в облике старого солдата. Так старый друг оказался еще одной жертвой «Героя нашего времени».

В следующей части произведения, «Тамань», описываются события, произошедшие до истории с Бэлой. Тут в роли автора повествования выступает сам Печорин. Его краткосрочное пребывание в Тамани и мимолетное увлечение юной красавицей вновь принесли несчастье окружающим – та самая красавица и ее возлюбленный вынуждены покинуть привычное место и пуститься в скитания, а слепой мальчик оказался один на пустом берегу, лишенный друзей и постоянного заработка.

«Княжна Мэри» написана в виде дневника. В новое увлечение Печорина вмешивается его собственное прошлое. Печорин играючи влюбляет в себя юную красавицу Мэри, от его руки в дуэли погибает юнкер Грушницкий. Встреча с Верой, бывшей возлюбленной Печорина, пробуждает в нем прежнее чувство. Кажется, в ней заключен смысл того, что он так долго искал на протяжении жизни. Он готов все бросить, начать жизнь с чистого листа вместе с Верой. Но Вера уже замужем за другим, и вместе с мужем она покидает город. Печорин тщетно пытается догнать ее. Теперь он сам стал жертвой рока. Он обречен жить, не зная счастья, и причинять страдания окружающим.

В заключительной части, «Фаталист», краски сгущаются настольно, что Печорин кажется воплощением дьявола. Сохранив внешнюю привлекательность, он будто получил сверхъестественные силы. По его слову жизнь человека оказывается предрешенной.

Кто-то считает Печорина человеком, который не сумел найти себе место в жизни. Кто-то считает его обычным молодым дворянином, каких множество. Лермонтов категорично рассуждает, у людей, подобных Печорину, изначально не может быть места в мире. О гибели самого Печорина вскользь упоминается в середине произведения. Осталось неизвестным, где и как это произошло, его смерть просто неважна.

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Анализ Герой нашего времени

Произведение Лермонтова, ан мой взгляд, является во многом бравадой и отражение собственных взглядов писателя. Без лишнего стеснения Лермонтов называет книгу о человеке, который по многим биографическим параметрам похож на него самого – Герой нашего времени. При этом сам герой оказывается в действительности за пределами времени, Печорин для своего времени – лишний человек, он не совсем этому времени нужен.

Наверное, не следовало бы отрицать возможность Лермонтова к саморефлексии, если бы эпизоды произведения не отражали столь существенно детали из биографии самого автора. К примеру, как известно, Лермонтов тоже однажды подобно Печорину стрелял вверх на дуэли.

Несет ли этот эпизод смысловую нагрузку в самом произведении? Не особенно, по большей части мы видим дополнение к портрету героя, но не особенно нужное. Печорин – пацифист, фаталист – не понятно и в самом итоге.

Безусловно, он искатель, но искатель, который в итоге ничего не смог отыскать. Произведение обрывается без какого-либо существенного вывода, даже эпизод с сербом и казаком ничего не привносит, мы только видим, как Печорин реагирует на ситуацию и потом не может понять быть ли ему фаталистом. При этом он довольно явно видит перед собой признаки в глазах Вулича и его предчувствие не обманывает его.

Тем не менее, автор сводит возможность зрелого рассуждения к банальной речи Максима Максимовича о возможностях осечек и подобном. Такой диалог явно примитивизирует все повествование и завершает роман чем-то наподобие «есть много на свете друг Гораций..».

Конечно, есть многое на свете, есть дуэли и есть человеческие отношения. Только вот, когда мы рассматриваем книгу Герой нашего времени, то хотелось бы получить более-менее отрефлексированное понимание этого самого героя. Да и вообще фигуру именно героя, а не типичного представителя.

Для Лермонтова, а точнее Печорина бытие героем заключается именно в типичности его поведения. Да он не такой как остальные, но в силу обстоятельств, по сути, он просто вспыльчивый офицер, который от скуки и бравады начинает развлекать себя вмешательством в судьбы людей.

Превосходит ли себя или обстоятельства Печорин в героическом подвиге? На мой взгляд, – не превосходит. Даже наоборот.

Вариант 4

«Герой нашего времени», первый в русской прозе лирико-психологический роман. Многие исследователи творчества Лермонтова и его современники видели в главном герое Печорине самого автора.

Главный герой романа прапорщик Печорин, пытается разгадать смысл жизни, в то же время его тяготит скука земного существования, тем самым бесцельно проживает он свои годы. Тут выступает феномен лишнего человека в русской литературе. Феномен этот характерный для произведений русских писателей середины XIX века. Как правило, это человек значительных способностей, который не может реализовать свои способности в жизни. К типичным чертам лишнего человека относятся: душевная усталость, глубокий скептицизм, общественная пассивность и т. д.

Возможно, Лермонтов писал своё произведение под впечатлением от другого романа эпохи, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Там тоже описан молодой человек, дворянин, разочарованный жизнью. Героя Лермонтова можно отнести к байроническому герою эпохи романтизма. Этот тип героя описан лордом Байроном в его «Паломничестве Чайльд Гарольда». Герой такого типа производят неизгладимое впечатление на окружающих, он умён и в то же время загадочны (замкнуты) и харизматичны. Такие герои вступают в конфликт с обществом, ставя себя выше его. В таких людях присутствует «тёмная сторона» души. У Печорина так же есть эта сторона и за частую, она берёт вверх. Отчасти Лермонтовым воплощён некий демонизм главного героя. В полной мере это свойство воплощается в лермонтовском «Демоне». Когда однажды Лермонтова спросили, кого он изобразил в «Демоне», тот ответил, «Самого себя!».

Всё навивает на Печорина скуку, он общается с людьми, ходит на балы, стреляется на дуэлях, но всё это для того, что бы развлечь себя от повседневности. Любовь для него так же предмет для развлечения и самоутверждения над другими, показать Грушницкому своё доминирование. С Грушницким они были в прошлом друзьями. Это так же показывает пренебрежительное отношение Печорина и к дружбе. История любовного треугольника, Печорин Мери Грушницкий заканчивается трагично, дуэлью и смертью Грушницкого.

В то же время Печорин мечется в поисках смысла жизни и сталкивается с непониманием общества.

По мнению писателя Владимира Набокова, герой Печорина как и сам Лермонтов это Гамлет и Дон Жуан в одном лице который «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми».

Суть роман «Герой нашего времени», отображение молодого светского офицера «николаевской эпохи» и нравов общества. Само общество противоречиво, погрязло в интригах и сплетнях, единственное, что выделяет Печорина из этого социума это поиск истины. Он презирает его, но в то же время играет по правилам этого общества.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.

Сказка «Бременские музыканты» одна из самых музыкальных сказок, мультипликационная версия которой по сей день с любовью и трепетом просматривается зрителями. Именно эта версия больше принесла сказке славу и интерес к рассказу

Петруха – сын Екатерины, который является «несчастным пьяницей». Его настоящее имя Никита Алексеевич Зотов, но все его называют просто Петрухой, потому, что он ненужный и никчемный и не достоин своего имени

В «Недоросле» показывается то, насколько важным порой бывает умение быть достаточно искренним и воспитанным человеком. Также, на примере весьма отрицательных персонажей, показывается, насколько несоблюдение данных принципов

Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

Анализ романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова по главам

В основном М. Ю. Лермонтов был, конечно, поэтом, однако стоит заметить, что его единственное прозаическое произведение считается одним из лучших в русской литературе. Этот факт доказывает несомненную гениальность писателя. Огромное новаторство прозы Лермонтова вынуждает сделать анализ романа «Герой нашего времени» по главам, чтобы полностью его понять; к тому же каждая глава романа — отдельное небольшое произведение.

  1. Общая картина романа
  2. Сюжетный план
  3. Глава «Бэла»
  4. «Максим Максимыч» и «Тамань»
  5. «Княжна Мери»
  6. Печорин — фаталист
Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

Общая картина романа

Роман способен повествоваться абсолютно по-разному, а действие представлено с разных ракурсов, что уже, кстати, является новым приёмом в русской литературе, повествователями выступают сам автор-рассказчик, Максим Максимыч и Печорин. Каждый из рассказчиков по-разному передаёт события, от этого может сложиться впечатление, что все главы созданы абсолютно разными людьми. Так, повествование от, например, самого Печорина дарит читателю, казалось бы, непередаваемый внутренний мир героя, его психологию и мысли; сам Лермонтов общается с читателем при помощи дневника главного героя.

Сюжетный план

«Герой нашего времени» разбит хронологически. Такое и сейчас встречается не так часто, а в начале XIX века это, вообще, было настоящим прорывом. Это было сделано для необходимого впечатления о главном герое у читателя; Лермонтов хотел показать видоизменённый путь героя, чтобы сначала он казался запутанным, сложным и самое главное — эгоистичным, а потом постепенно представал понятным человеком, который стал плохим не по своей воле. Замысел автора прекрасно передан при помощи глав романа, коих здесь всего пять. Однако все они это целостные и полноценные рассказы, которые сливаются в картину романа.

Конечно, для понимания истинного замысла автора нужно следовать его указаниям. Лермонтов располагает главы именно так, чтобы показать, то, что он хочет сказать читателю. В романе они идут в следующем порядке:

  1. Предисловие.
  2. Бэла.
  3. Максим Максимыч.
  4. Предисловие.
  5. Тамань.
  6. Княжна Мери.
  7. Фаталист.

Можно, конечно, расположить повести в хронологическом порядке, нарушив тем самым замысел автора. В этом случае общее представление о событиях станет яснее, однако исчезнет вся суть романа. По хронологии главы идут так:

  1. Тамань.
  2. Княжна Мери.
  3. Бэла.
  4. Фаталист.
  5. Максим Максимыч.
  6. Предисловие к Журналу Печорина.

Чтобы лучше понять посыл произведения, нужно подробно проанализировать, описывая героев, основные события каждой из глав. Сразу стоит оговориться, что наибольший интерес представляют главы «Бэла» и «Княжна Мэри», так как именно здесь наибольшим образом раскрываются мысли автора.

«Сломанная» хронология романа даёт читателю такой опыт, будто он лично знакомится с Печориным. Сначала о нём ничего не известно, и он кажется действительно странным человеком, но потом, он раскрывается и многие вещи становятся понятны.

Глава «Бэла»

Первая глава носит своё название в честь главной её героини, девушки по имени Бэла, которая сильнейшим образом пострадала из-за действий главного героя. Этот рассказ даёт первое впечатление о Печорине, и оно далеко не приятное; здесь этот человек поступает скверно, он влюбляет в себя девушку, а после жестоко разбивает ей сердце и даже обрекает её на смерть. В этот момент мотивы Печорина совершенно неясны, поэтому он вызывает, в основном негативные эмоции.

Главным образом сюжет главы построен на желании Печорина, наконец-то, измениться и стать «таким, как все» при помощи любви; его начинает интересовать младшая дочь князя, Бэла, о которой в итоге герой думает как о своей спасительнице. Он рассчитывает, что сможет полюбить по-настоящему и таки решится измениться. Однако у него ничего не выходит. Причины подобных стремлений читатель узнаёт немного позже.

Нарушенная последовательность позволяет по-разному взглянуть на эту главу; при первом прочтении, несомненно, кажется, что Печорин вовсе не человек, а эгоистичный подонок, влюбляющий в себя ради удовольствия. Однако после того как узнаёшь персонажа ближе, понимаешь, что виноват в этом не он, а общество, поколение, время. Не просто же так Печорин — герой нашего времени.

Анализ по главам позволяет более детально рассмотреть многочисленные стороны романа, однако если смотреть на «Бэлу», как на отдельную самостоятельную повесть, то ничего интересного из этого занятия не выйдет. Произведение состоит из, казалось бы, разобщённых фрагментов, которые, тем не менее в конце соединяются в большую и сложную картину многогранной и запутанной личности.

«Максим Максимыч» и «Тамань»

Далее Лермонтов посвящает главу товарищу главного героя, Максиму Максимычу. Вообще, эта повесть, может показаться не такой уж и важной, но это не совсем так. Эта часть произведения показывает Печорина таким, каким он был, на деле, для окружающих близких людей.

Максим Максимыч искренне считает, что они друзья с Печориным, или хотя бы хорошие товарищи; но сам герой вряд ли думает так же. Он холоден и скрытен, несмотря ни на что. Весь его самоанализ и психологические муки проходят исключительно внутри него, а снаружи есть только бездушный и эгоистичный странный человек. Максим Максимыч остаётся в печали от долгожданной встречи с «другом» и отдаёт рассказчику самый интересный фрагмент романа — дневник Печорина.

«Тамань», может быть, кажется ещё более ненужной, однако и это не совсем так. Эта глава демонстрирует, что Печорин сеет разруху в жизни людей, на деле, вовсе этого не желая. Так, он разрушил спокойное течение жизни контрабандистов, которым пришлось срочно скрываться на своей лодке, оставив слепого мальчика на произвол судьбы.

Сам герой этого совершенно не хотел, ведь для него в этом не было никакой выгоды. Лермонтов объясняет, что герой романа не хочет быть плохим, но у него никак иначе не выходит — что-то с ним не так. Такая ситуация и с поколением — к этому, возможно, вёл автор.

«Княжна Мери»

Самый насыщенный и глубокий эпизод всего произведения — дневниковые записи главного героя, из которых состоит глава «Княжна Мери». Подобный способ повествования позволяет Лермонтову устами Печорина размышлять над вопросами, в том числе и вечными; в какой-то мере, поэт ведёт диалог с читателем, в котором рассуждает о времени и поколениях.

К такому способу Лермонтова повествовать привыкать довольно легко; почти сразу удаётся входить в курс происходящего, ведь личные записи Печорина, каждая из которых — отдельный монолог, быстро показывают, что он не такой уж и плохой. Получается каким-то образом понять и даже принять героя.

Эта глава полна интересными персонажами: Мери, Вернер, Грушницкий, Вера — все они помогают понять Печорина. Моменты общения с Вернером, например, раскрывает многое о главном герое, в какой-то мере, эти беседы — некая исповедь персонажа. Дуэль с Грушницким может предоставить читателю возможность понаблюдать за действительно скверным персонажем, Грушницким, который обижен на людей, ведь хочет им доказать, что он «герой романа». А сцена погони Печорина за уже упущенной Верой, вообще, подводит итог жизни героя, который уже вряд ли сможет кого-то любить, что, кстати, как раз и подтверждается в главе «Бэла».

Читайте также:
Печорин — лишний человек, младший брат Онегина: сочинение

После событий главы «Княжна Мери» Печорин всё ещё тешит себя надеждами, что ему таки уготован второй шанс, дабы исправиться. Но «Бэла» безжалостно это опровергает, демонстрируя, что Печорин уже не может любить, а «Максим Максимыч» показывает, что в итоге стало с героем, который совсем разочаровался в жизни и людях.

Печорин — фаталист

Зачем Лермонтов расположил в финале именно главу «Фаталист», а не, к примеру, «Бэлу»? Расположение главы «Фаталист» заключительной, несомненно, имеет смысл. Эта глава, несмотря на то что по хронологии является отнюдь не последней, подводит некий итог всего жизненного пути героя. Публикатор смог описать размышление главного героя о самом страшном и неизбежном, о смерти. Печорин умирает в первой половине романа, однако его мысли насчёт гибели читатель видит лишь в самом конце.

Уже разочаровавшийся в жизни Печорин всё ещё тщетно надеется, что когда-нибудь изменится и станет лучше, он не верит в судьбу. Однако события главы «Фаталист» убеждают его в том, что ничего ему уже не изменить, он является плохим человеком, который таким и останется на всю жизнь. После этого он окончательно хладеет к жизни и теряет всякий смысл существования. Зачем бороться, если всё и так «на роду написано».

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 16.06.2020

Михаил Юрьевич Лермонтов выделялся среди коллег-литераторов своим удивительным талантом – способностью в равной степени прекрасно писать стихи и прозу. Одним из выдающихся произведений Лермонтова можно смело назвать роман «Герой нашего времени», в котором писатель отразил характерные черты и основные социальные проблемы всей эпохи.

История создания

Исследователям жизни и творчества Михаил Юрьевича так и не удалось доподлинно узнать, когда писатель приступил к работе над романом. Об этом не говорится ни в переписках Лермонтова, ни в его личных записях. Принято считать, что «Герой нашего времени» был окончен в 1838 году.

Произведение состоит из нескольких частей, первыми из которых были написаны «Бэла» и «Тамань». Они были опубликованы в качестве самостоятельных литературных произведений в 1839 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки». Напечатанные повести имели большой успех у публики. Спустя год был опубликован «Фаталист», и редакторы еще больше подогрели интерес читателей, пообещав в скором времени выход целой книги, посвященной главному герою всех повестей – Григорию Печорину.

Лермонтов дописал оставшиеся главы – «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри», и в мае 1840 года свет увидел роман «Герой нашего времени». Чуть позже книга была переиздана с авторским предисловием, в котором Михаил Юрьевич дал ответ обрушившейся на него критике.

Изначально написание полноценного романа не входило в планы Лермонтова. Во время своего пребывания на Кавказе он, вдохновленный местным колоритом, делал путевые заметки, которые впоследствии и легли в основу «Героя нашего времени». Когда же писатель убедился в успехе первых двух повестей, напечатанных в «Отечественных записках», он решил добавить материал и объединить все написанное общим сюжетом.

Смысл названия

Уже в самом названии романа скрыт замысел писателя: Лермонтов сразу расставил все точки «i», обозначив тему произведения – изображение типичного представителя светского общества образца 30-х годов XIX столетия, со всеми его пороками и недостатками. Михаил Юрьевич намеренно отобразил в главном герое черты, присущие молодым аристократам той эпохи. Мастерски сделав психологический срез целого поколения, Михаил Юрьевич заявил о себе как о тонком психологе, знатоке человеческой души.

О чем книга

Григорий Печорин – молодой дворянин, офицер, прекрасно образованный, целеустремленный юноша, умевший при желании с легкостью очаровывать людей. Историю Печорина поведал старый солдат Максим Максимыч, с которым герой некоторое время служил на Кавказе. Однажды они были приглашены на свадьбу к местному князю, где Печорин был покорен красавицей-горянкой Бэлой. Привыкший всегда получать желаемое, Григорий подкупил брата Бэлы, и тот привез сестру русскому офицеру. Поначалу девушка дичилась своего похитителя, но со временем полюбила его со всей силой своего юного горячего сердца. Печорин же, напротив, вскоре охладел к черноокой красавице, и не знал, как от нее избавиться. Ситуация решилась сама собой, когда Бэлу похитил влюбленный в нее горец Казбич. Скрываясь от погони, мужчина убил Бэлу, чтобы она никому более не досталась. Так Печорин, уступив своим эгоистичным желаниям, стал невольным виновником смерти юной девушки. Все эти события описаны в главе «Бэла».

В следующей главе под названием «Максим Максимыч» автор продемонстрировал, каким холодным и бессердечным способен быть главный герой. Случайно встретив старого товарища, Максима Максимыча, который очень нежно относился к нему, Печорин окатил старика своей холодностью и надменностью. Несчастный мужчина был глубоко подавлен: он не ожидал подобного приема от человека, к которому относился как к собственному сыну.

В главе «Тамань» Лермонтов показал Григория с иной стороны. Печорин раскрылся как совестливый персонаж, которому не чужды были такие качества как сопереживание и милосердие. Желая удовлетворить собственное любопытство, он испортил жизнь «честным контрабандистам»: слепому мальчику и юной девушке, которые зарабатывали на жизнь, помогая местной банде. Когда Печорин обнаружил себя во время слежки, он тем самым лишил несчастных детей единственного способа заработка. Осознав, какой поступок он совершил, Григорий искренне раскаялся.

Наиболее важной в раскрытии характера героя является глава «Княжна Мэри». Оказавшись на курорте, Печорин от скуки стал ухаживать за красивой и гордой княжной. В неприступную красавицу Мэри был влюблен юнкер Грушницкий, который в порыве ревности вызвал Печорина на дуэль. Юнкер показал себя подлым, коварным человеком, когда попытался подложить сопернику незаряженный пистолет. Однако Григорий раскусил его замыслы, и без сожаления застрелил на дуэли.

Читайте также:
Природа в лирике М.Ю. Лермонтова: сочинение

Важной сюжетной линий в этой главе является любовная. Неожиданно Печорин раскрылся читателям, продемонстрировав свою нежную, уязвимую душу. Единственной женщиной, сумевшей растопить холодное сердце Григория и принять его со всеми недостатками, стала его возлюбленная Вера. Ей удалось разгадать лабиринт души своего избранника, но это не мешало любить его чистой, искренней любовью. Вера была замужней женщиной, и Печорин не мог надеяться на счастливую жизнь с ней. Да и сам он не был создан для семейного очага. Безжалостно разбивая сердца влюбленным в него девушкам, Печорин сам познал все горести любовной драмы.

В завершающей главе «Фаталист» Печорин размышлял над предначертанием жизни человека. Он стал невольным свидетелем того, как его сослуживец Вулич на спор выстрелил себе в голову, но чудом остался жив. И в тот же вечер офицер был зарублен пьяным казаком. Происшедшее произвело сильное впечатление на Печорина, который предался размышлениям о смысле жизни, смерти, неотвратимости своей судьбы.

Основные темы

Центральная тема произведения – так называемая проблема «лишнего человека». Григорий Печорин был прекрасно образованным, интеллигентным юношей, блестящим представителем молодого поколения русского дворянства. Его отличительными чертами была холодность, циничность, способность бесстрастно анализировать людей и их поступки. Несмотря на внешнюю привлекательность, прекрасные манеры и умение поддерживать светский разговор, в любом обществе он чувствовал себя «чужим». И проблема была вовсе не в окружении героя, а в нем самом: каждый раз он своими руками выстраивал между собой и людьми стену отчуждения, которая не давала никакого шанса для эмоционального сближения. Причиной тому была не столько природная замкнутость Григория, сколько его склонность к трезвому рассуждению и анализу. Это свидетельствует о развитой личности человека, но вместе с тем существенно снижает его готовность к сближению с людьми.

Печорин был пресыщен высшим светом, избалован повышенным вниманием к своей персоне. Обладая притягательной внешностью и деньгами, он получал все доступные для юноши его лет удовольствия. Однако очень быстро Григорий ощутил пресыщение от наслаждений. Он стал откровенно скучать, ничто не способно было вывести его из состояния хандры. Чтобы как-то отвлечься от опостылевшей скуки, Печорин принялся безжалостно играть судьбами людей. Итогом его бездумных действий стала смерть Бэлы и Грушницкого, разбитое сердце княжны Мэри, разочарование Максима Максимыча, брошенный на произвол судьбы слепой мальчик.

Судьба поколения

Михаил Юрьевич написал роман в сложный период «безвременья», когда светлые помыслы и идеалы были повержены, а активные, деятельные люди загнаны в подполье. Вслед за показательным наказанием декабристов пришло потерянное поколение молодых людей, которые не видели иного смысла жизни, кроме как в пресыщении светскими удовольствиями. Их не интересовали ни насущные проблемы общества, ни стремление облегчить жизнь простого народа. Бездействие, апатичность, скука, праздность – вот характерные черты эпохи, в которой жил Григорий Печорин и его сверстники. Именно по этой причине Лермонтов многозначительно назвал свое произведение «Герой нашего времени».

Юные отпрыски дворянских семейств получали прекрасное воспитание и образование, однако практически никто из них не мог в полной мере реализовать собственные амбиции. Не имея возможности направить свою энергию в нужное русло, молодежь с головой окуналось в водоворот светских наслаждений. Уже в раннем возрасте, постигнув все возможные радости жизни, они достигали состояния пресыщения, когда уже ничего не радовало, не волновало их души.

Описывая своего героя, Лермонтов не старался как-то обличить его, унизить. Напротив, писатель хотел продемонстрировать, как молодой человек, наделенный столь многими талантами, в силу внешних причин оказался в таком печальном положении. Михаил Юрьевич не сомневался, что виной тому была эпоха. Молодые люди, ставшие свидетелями крушения замыслов декабристов и дальнейшего закручивания гаек властью, уже никому и ни во что не верили. Он привыкли быть холодными, эгоистичными, бесчувственными. Именно эти качества и вобрал в себя Григорий Печорин. Он пытался обрести счастье разными способами, однако так и не смог достичь желанной душевной гармонии.

В чем смысл?

В самом начале произведения Печорин вызывает у читателя отторжение и неприятие своей холодностью, надменностью и безразличием к окружающим. В дальнейшем характер героя начинает раскрываться с разных сторон, его поведение становится более понятным. Примечательно, что действия Печорина оценивает не автор, а рассказчики, однако и они не осуждают молодого офицера. Таким образом Лермонтов хотел показать, что с человеком может сделать историческая эпоха, против которой он попросту не в силах бороться. Григорий, как и большинство его сверстников, просто плыл по течению, не пытаясь как-то изменить свою жизнь и жизнь общества.

Отличительной чертой романа «Герой нашего времени» стало описание романтического героя в условиях российской действительности. Лермонтов придал своему произведению изрядную долю психологизма, и образ главного героя вышел по-настоящему глубоким, многогранным, в чем-то противоречивым. Подобный литературный ход оказался весьма удачным, и роман приобрел большую популярность. Сквозь призму образа Григория Печорина автор показал все молодое поколение своего времени, провел самый тщательный его психоанализ.

Характеристика главных героев

  1. Григорий Печорин – молодой дворянин, русский офицер. Красивой наружности, прекрасно воспитанный и образованный, склонный к анализу и философским размышлениям. Несмотря на юный возраст, разочарован в любви и дружбе, никак не может отыскать смысл жизни, отчего чувствует себя глубоко несчастным человеком. Григорий одновременно и привлекает к себе людей, и отталкивает своей холодностью и равнодушием, в результате чего часто бывает одинок.
  2. Максим Максимыч – штабс-капитан, сослуживец Печорина. Мужчина около пятидесяти лет, умный, открытый, добрый. Не имея собственной семьи, всем сердцем привязался к Печорину, к которому относился, как к собственному сыну. Он не имел серьезного образования, однако был по-житейски мудрым, все понимающим человеком. Для него серьезным ударом становится равнодушие Григория во время их случайной встречи на Кавказе.
  3. Бэла – шестнадцатилетняя красавица-черкешенка, дочь князя. Печорин, пресыщенный общением со светскими львицами, был поражен природной красотой и неприступностью горянки. Бэла настолько пленила воображение Печорина, что тот решился выкрасть ее. Первое время Бэла отвечала холодностью на ухаживания своего похитителя, но со временем природное обаяние Григория сделало свое дело, и Бэла страстно в него влюбилась. Однако вскоре любовь прекрасной черкешенки стала утомлять Печорина, который уже успел насладиться вкусом запретного плода. В итоге девушка погибла от руки ревнивого Казбича.
  4. Грушницкий – юнкер, сослуживец Печорина, пылкий, эмоциональный, тщеславный и обидчивый юноша. Он в чем-то был похож на Григория, с которым его свела судьба в злой час. Приревновав к красавцу-офицеру княжну Мэри, Грушницкий вызвал Григория на дуэль, во время которой проявил себя подлым, жалким человеком. Однако даже коварный замысел с незаряженным пистолетом противника не помог ему, и Грушницкий был убит Печориным на дуэли.
  5. Княжна Мэри – привлекательная девушка, умная, гордая, властная. Будучи завидной невестой, привыкла быть в центре мужского внимания. Она уступает напору Григория, восхищается его умом, сдержанностью, и, сама того не замечая, влюбляется в него. Горьким разочарованием для княжны становится признание Печорина в том, что он никогда не любил ее и ухаживал за ней от скуки.
  6. Вера – замужняя женщина, возлюбленная Григория. Это единственный человек, который видел героя без прикрас, со всеми его достоинствами и недостатками. Печорин очень любил эту женщину, которая принимала таким, каким он был на самом деле. Когда старому мужу Веры становится известно о ее романе, он немедленно увозит ее домой, а Печорин в полной мере осознает свое одиночество и потерянность после ее отъезда.
Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Герои-двойники в романе

Для того, чтобы в полной мере раскрыть характер Григория Печорина, Михаил Юрьевич ввел в произведение его двойников: Вулича, Вернера, Грушницкого.

Юнкер Грушницкий имеет много общих черт с Печориным. Он так же эгоистичен, тщеславен, самовлюблен, умеет красиво говорить и эффектно выступать на публике. Однако, при ближайшем сравнении, Грушницкий является лишь бледной копией Григория.

Печорин имеет много схожих черт и с доктором Вернером – циничным мужчиной с трезвыми взглядами на жизнь. Общение с Вернером нравится Григорию, который находит в докторе родственную душу.

В главе «Фаталист» Печорин знакомится с офицером Вуличем – ярким, самобытным человеком, решающим проверить свою судьбу. Он на спор стреляет себе в висок из заряженного пистолета, однако оружие дает осечку. Печорин, наблюдая за Вуличем, замечает на его челе «печать смерти». Вскоре его догадка подтверждается: офицер был заколот ночью пьяным казаком.

Проблемы

  1. Проблема поиска смысла жизни. Печорина очень волнуют вопросы бытия, и на протяжении всего романа он занимается поиском ответов. Его мучает внутренняя неудовлетворенность, ощущение того, что он что-то пропускает в жизни, как будто что-то очень важное проходит мимо него. Григорий отчаянно пытается заполнить свою жизнь новыми яркими эмоциями и переживаниями, однако в этом стремлении к новизне он сам не замечает, как безжалостно рушит жизни тех, кто оказался рядом с ним.
  2. Проблема счастья. Из личного дневника Печорина становится известно, что его не привлекает легкодоступность. Счастье и удовольствие он видит в насыщении собственной гордости, однако это приносит ему лишь кратковременное ощущение блаженства. Потому герой пускается в многочисленные, порой, весьма опасные авантюры, лишь бы хоть на какой-то миг почувствовать себя счастливым. Печорин пытается поймать радость бытия, но она ускользает от него, просачивается сквозь пальцы, оставляя после себя шлейф призрачной надежды. Герой не способен быть по-настоящему счастливым, поскольку все его мысли зациклены на собственной персоне. Замшелый эгоцентризм, нежелание и неумение осчастливить кого-то другого не оставляют ему ни малейшего шанса почувствовать гармонию с окружающим миром.
  3. Проблема безнравственности. Стремясь удовлетворить сиюминутные свои желания, главный герой без раздумий грубо вмешивается в жизни других людей. Он жонглирует человеческими судьбами, словно опытный фокусник, а затем безжалостно выбрасывает из своей жизни тех, кто уже потерял для него интерес. Проблема Печорина в том, что он является пленником своего разума, склонного к самой тщательной аналитике. Молодой человек попросту не способен полностью отдаться чувствам, раскрыться перед другим человеком. Как следствие, он не способен проявить себя ни в дружбе, нив любви.
  4. Социальная проблематика. Лермонтов в своем произведении поднял и проблему несправедливости действующего политического строя. Деспотичность власти, ее абсолютная бескомпромиссность по отношению к разным слоям населения является главной причиной безынициативности молодежи, ее нежелания двигаться вперед. Личность Печорина развилась в таком направлении под влиянием времени, в котором он жил. Подобные явления не являются редкостью в стране, где не остаются нерешенными многие важные социальные вопросы.

Композиция

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти глав, каждая из которых представляет собой самостоятельную повесть. Все повести расположены в хронологическом порядке, благодаря которому в полной мере раскрывается непростой характер Печорина.

В главе «Бэла» повествование ведется от лица Максима Максимыча. Мужчина дает свою личную оценку Григорию, с которым судьба свела его во время службы на Кавказе. В этой главе описывается похищение Печориным красавицы-горянки Бэлы, и дальнейшая трагическая смерть девушки.

В главе «Максим Максимыч» в качестве рассказчика выступает некий офицер, повстречавший штабс- капитана и узнавший от него историю Печорина. В этой части в деталях описывается внешность главного героя.

В последующих главах «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» рассказчиком уже выступает сам Григорий Печорин, который записал все свои путешествия и душевные переживания в личном дневнике. Благодаря этому литературному ходу личность героя раскрывается наиболее полно: автор оголил все его чувства, эмоции, желания, отношение к людям.

Для произведения характерна кольцевая композиция: роман начинается с описания событий на Кавказе, и заканчивается в тех же краях. Поначалу автор дает оценку героя чужими глазами, но затем раскрывает его личность при помощи личного дневника героя, в котором он занимался скрупулезным самоанализом.

Психологизм

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов мастерски анализирует главного героя, его поступки, он буквально по полочкам раскладывает все составляющие его личности. Ради этой цели он использует немало интересных литературных приемов и инструментов: вводит героев-двойников, меняет повествователей, выстраивает нетипичную композицию произведения. Все это как нельзя более точно отражает психологизм, когда целью повествования является не какое-либо событие или явление, а изображение конкретной личности.

Михаил Юрьевич видел все социальные проблемы, присущие началу XIX столетия. Его искренне возмущала и одновременно пугала апатичность молодых людей, на которых огромное влияние оказало декабристское восстание и последовавшие за ним репрессии. Многие молодые люди были недовольны переменами, которые произошли в стране, но почти никто из них не смел говорить об этом открыто. Григорий Печорин стал символом этого поколения: он не имел возможности реализовать собственные амбиции ввиду внешних обстоятельств, но ничего не предпринимал для того, что как-то изменить эту ситуацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: