Виноват ли Печорин или виновата эпоха: сочинение

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?» – напомнил он, всё-таки дружески приобняв Максим Максимыча. Действительно, Печорин никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Он предпочитает быть, а не казаться, всегда честен в проявлении своих чувств, и с этой точки зрения его поведение заслуживает всяческого одобрения. Ему также безразлично, что скажут о нём другие, – Печорин всегда поступает так, как считает нужным. В современных условиях такие качества были бы неоценимы и помогли бы ему быстро достичь своей цели, в полной мере реализовать себя.

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Читайте также:
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода): сочинение

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Сочинение по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: в чем проблема Печорина?

В статье вы найдете школьное сочинение на тему «В чем главная проблема Печорина?», по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Григорий Александрович Печорин – главный персонаж известного романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он – богатый молодой дворянин лет двадцати пяти. Печорин – офицер, его военное звание – прапорщик. Он вырос в высшем свете в Петербурге, блестяще образован, хорош собой. Кроме того, он умен, храбр, проницателен и поэтому нравится женщинам. Однако при всех этих достоинствах герой никак не может найти себе места в жизни: он холоден, рассеян и, судя по всему, не видит смысла в своем существовании. В чем же причина, что молодой человек, который имел много возможностей реализовать себя, не только не принес пользы обществу, но и причинил немало вреда окружающим?

Для этого нужно проанализировать объяснения, которые по этому поводу дают сам Печорин и другие действующие лица истории. В первой части романа «Бэла» штабс-капитан Максим Максимыч, который был начальником героя во время его службы в кавказской крепости, в разговоре с рассказчиком назвал его «немножко странным». Однако читатель так и не получает обстоятельного объяснения, в чем же именно заключались «странности» Печорина. Простодушный штабс-капитан таковыми считает резкие перепады настроения, чрезмерную храбрость на охоте и преувеличенный страх перед посторонними звуками. Но все эти качества никак не могут ни объяснить, ни оправдать предательство Печорина по отношению к Бэле.

Читайте также:
Философские проблемы добра и зла жизни и смерти в поэме «Маскарад»: сочинение

Затем он сам объяснил Максиму Максимычу свое поведение. Однако его рассуждения не разрешают проблему и оставляют много вопросов относительно внутреннего мира Печорина. Герой уверяет, что он испорчен светом, однако никто не заставлял его «наслаждаться… всеми удовольствиями», чтобы они ему потом «опротивели». Разочарование в науках, разумеется, тоже не оправдание его дерзкого поведения. Печорин утверждает, что его «воображение беспокойное, сердце ненасытное» и ему «все мало». Но к сожалению, герой даже не пытается ввести в свою неуемную жажду жизни и в погоню за впечатлениями хотя бы какие-нибудь рамки. Похищение Бэлы он объясняет тем, что она ему нравится. Нельзя не признать, что это слова избалованного ребенка, который не считается с правилами и элементарными приличиями. Сиюминутный каприз привел к разрушенным судьбам.

В повести «Княжна Мери» Печорин снова говорит о своих нравственных проблемах. Во всех своих бедах он обвиняет общество. По его словам, он стал «нравственным калекой» под влиянием окружающих людей, которые видели в нем лишь одни дурные наклонности. Печорин сказал княжне, что из-за холодности и равнодушия света он сам подавил в себе все хорошие качества. В этих словах нет ничего определенного. Это лишь общие рассуждения о морали и проблемах великосветского воспитания. Печорин не привел ни одного конкретного жизненного примера, который бы объяснил его равнодушие, холодность и пренебрежение к тем, кто его любил. Рассказчик не зря заметил, что среди молодых дворян развилась мода на «скуку», привнесенная англичанами. Именно поэтому все попытки Печорина объяснить свои «несчастья» выглядят натянутыми и неубедительными.

Я считаю, что источник проблем Печорина – слишком легкая жизнь, то есть, отсутствие тех проблем и трудностей, которые закаляют характер. Все достается ему слишком легко, на его долю совсем не выпало ни страданий, ни душевной боли. Даже любовные драмы обошли его стороной – он нравится женщинам и может завоевать любую. «Я ничем не жертвовал для тех, кого любил», — говорит он сам. А ведь перенесенное страдание развивает «сострадание» — способность понимать и чувствовать боль других людей, потому что когда-то что-то подобное происходило и с тобой. Сострадание не позволяет совершать плохие поступки по отношению к другим. Вот это и есть главная проблема Печорина – отсутствие сострадания.

Что осуждает и что оправдывает Лермонтов в Печорине (Вариант: Сложность и противоречивость характера Печорина)

Полоса, протянувшаяся от 1825 года через 30-е и 40-е годы XIX века, оказалась мертвым безвременьем. Герцен был прав, сказав, что «будущее поколение не раз остановится с недоумением» перед этим «гладко убитым пустырем, отыскивая пропавшие пути мысли».

Для людей николаевской эпохи было очень сложной задачей сохранить в себе веру в будущее вопреки всей безобразности реальных, ежедневных впечатлений, найти в себе силы если не для политической борьбы, то для деятельного труда.

Господствующим типом той эпохи стал тип личности, известный под горьким названием «лишнего человека».

Григорий Александрович Печорин всецело принадлежит именно этому типу, который дал возможность Герцену назвать главного героя романа Лермонтова «младшим братом Онегина».

Перед нами молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопросы: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения». Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорожкой светского человека. Как это прилично молодому человеку, он офицер, он служит, но отнюдь не выслуживается.

Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? И да, и нет. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Максиму Максимычу, к Вере. Но мы не можем и не сочувствовать ему, когда он едко высмеивает аристократическое «водяное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что он на голову выше всех окружающих его, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.

Читайте также:
Образ Печорина (по роману Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм.

Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, умением критически оценивать свои поступки, Он глубоко несимпатичен нам пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми приносит страдания другим людям. Но он и сам сильно страдает. Поэтому Лермонтов часто оправдывает своего героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Он руководствуется только личными желаниями и стремлениями, не считаясь с интересами окружающих. «Первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает», — говорит он. Погублена Бэла, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери, обижен Максим Максимыч. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека. Один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Каковы же причины этой раздвоенности? Кто виноват в том, что прерасные задатки Печорина погибли? Почему он стал «нравственным калекой»? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, те социальные условия, в которых воспитывался и жил герой. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни. », — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым. Душа его «испорчена светом». Он эгоист.

Но еще пушкинского героя Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поеволе». То же самое можно сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «. Силы этой богатой науры остались без приложения, жизнь — без смысла, а роман — без конца». А вот что написано им о Печорине: «. в дорогах разница, а результат один».

Печорину присуще разочарование в светском обществе. Как язвительны и метки характеристики, которые он дает представителям аристократического общества, съехавшегося в Пятигорск на воды. Это общества фальшивых людей, богатых и титулованных бездельников, все интересы которых сводятся к сплетням, карточной игре, интриге, погоне за деньгами, наградами и развлечениями. Среди «московских франтов» и модных «блестящих адьютантов» выделяется фигура Грушницкого. Он явный антипод Печорина. Если Печорин привлекает к себе внимание, нисколько не заботясь об этом, то Грушницкий изо всех сил старается «производить эффект», для чего и носит толстую солатскую шинель. Если Печорин по-настоящему глубоко разочарован в жизни, то Грушницкий играет в разочарование. Он принадлежит к тем людям, страсть которых состоит в том, чтобы позировать и декламировать. Такие люди «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Печорин легко разгадал Грушницкого, и тот проникся к нему смертельной ненавистью.

Всеми поступками Грушницкого движет мелочное самолюбие в сочетании со слабостью характера. Вот почему отчасти автор оправдывает ту жестокость, которую проявляет Печорин в столкновении с Грушницким. Однако Лермонтов решительно осуждает своего героя тогда, когда жертвами его жестокости и эгоизма становятся люди, достойные любви и уважения.

Почему Печорин так жестоко поступает с княжной Мери? Ведь она так обаятельна! И сам Печорин выделил ее из толпы светских красавиц, сказав, что «эта княжна Мери прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза. » Но Лермонтов рисует Мери не просто как девушку с мечтами и чувствами, но и как аристократку. Княжна горда, заносчива, самолюбива. Между девушкой-аристократкой и скучающим странствующим офицером начинается скрытая борьба. Обиженная Мери не чужда светской интриги. Тоскующий Печорин охотно идет навстречу приключениям.

В тайной войне победили воля и мужество Печорина. Его могучий характер произвел неотразимое впечатление на княжну, которая не столько поняла, сколько почувствовала, что Печорин привлекателен даже в своих пороках. Она полюбила его, но так и не поняла его противоречивой души.

Печорин больше всего на свете боится потерять свободу и независимость. «Я готов на все жертвы, кроме этой», — говорит он.

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

Печальна история Веры, единственной женщины, которую Печорин по-настоящему любил. Его любовь принесла ей много горя и страданий. В прощальном письме Вера так говорит об этом: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей. » С искренней печалью читаем мы о последей встрече Печорина с Максимом Максимычем, Горькой обидой наполнилось сердце штабс-капитана, когда он наконец снова встретился с приятелем, а тот с холодностью и безразличием протянул ему руку. Они сухо и навсегда расстались.

Голос сердца, голос неодолимой человеческой потребности в любви, дружбе, доброте, в счастье отдавать себя другим не был услышан Печориным, а ведь этот голос и есть голос истины. Она-то и осталась для Печорина закрытой. Но, несмотря на это, Печорин поражает силой духа и могуществом воли. Его достоинство состоит именно в этой безраздельной полноте ответственности за свои поступки. В этом Печорин человек, достойный называться человеком. Именно эти качества вызывают положительное отношение главному герою романа Лермонтова.

Сочинение на тему: КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»?

КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»?

В 30-е годы XIX века множество умных, обра­зованных, талантливых людей оказались «не у дел», превратились в «лишних людей». Они стре­мились к деятельности, к достижению цели, но са­мой цели — осознанной и четко обозначенной — не имели. Укоренившийся порядок жизни отнял у них веру в целесообразность служения добру, веру в торжество светлых и благородных идей.

Именно таким «лишним человеком» являет­ся главное действующее лицо романа «Герой на­шего времени». Его резкое отличие от окружаю­щих мы видим в словесном портрете, созданном проезжим офицером. Особое внимание здесь уде­ляется глазам, ведь глаза — это зеркало души, они наилучшим образом характеризуют челове­ка, его внутренний мир.

Глаза Печорина выражали невероятную грусть и обреченность: «…они не смеялись, ког­да он смеялся. это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопу­щенных ресниц они сияли каким-то фосфориче­ским блеском… То не было отражение жара ду­шевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепи­тельный, но холодный…»

Этот портрет настолько красноречив, что пе­ред нами встает живой образ человека, много пе­режившего на своем жизненном пути и совершен­но опустошенного. Откуда же такая душевная пустота в глазах столь молодого человека? Об этом мы узнаем, лишь внимательно изучив исто­рию его жизни, его стремления, поступки, раз­мышления о собственной судьбе.

Печорин — молодой двадцатипятилетний че­ловек, страдающий от того, что не может найти свое место в жизни, достойную цель, которой мог бы посвятить жизнь. Он растрачивает себя на не­достойные, мелочные дела и поступки, чем еще больше загоняет себя в тупик. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» — задает себе вопрос ге­рой Лермонтова. И, что самое главное, он уверен, что эта цель была, что изначально в его жизни был заложен какой-то смысл. Но он не сумел уви­деть его, не сумел понять своего предназначения. Из дневника Печорина мы видим, что когда-то это был полный жизни, любознательный, довер­чивый юноша, готовый совершить много дел, стремящийся служить людям и обществу, всем сердцем жаждущий удивительных приключе­ний. Но обществу не нужны его высокие поры­вы, а жизнь не дает ему таких приключений, ко­торые заполнили бы все его мысли, взбудоражи­ли чувства, оставили яркий след. Он влюблялся — но, вероятно, не в тех женщин. Он стремился к дружбе — но его окружали люди, не способные дружить. Его естественные и открытые душевные порывы истолковывались неправильно, пред­ставлялись дурными и низкими: «…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завис­тлив… я выучился ненавидеть… я начал обманы­вать… я сделался нравственным калекой…» Он вынужден приспосабливаться к окружающему обществу, жить по его законам. Но такая жизнь доставляет герою невыносимые страдания, пото­му что в ней нет «искры», нет света, нет благо­родных, высоких целей.

Вокруг него много людей, представителей ари­стократии, точно так же ведущих бесцельную жизнь и при этом ничуть не чувствующих себя несчастными. Но беда Печорина в том, что он рез­ко отличается от представителей своего круга. Он умен, независим, обладает способностью критич­но подойти к действиям и суждениям любого че­ловека, в том числе к своим собственным. Он спо­собен увидеть главное в человеке, дает меткие и четкие характеристики окружающим. Его отли­чает необычайная выдержка, смелость и сила воли: он единственный из всех отваживается бро­ситься в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто к нему вой­дет.

Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова): сочинение

Возможно, это говорит о его подсознательном стремлении «найти свою смерть» и таким обра­зом избавить себя и окружающих от горя и стра­даний. Но, в любом случае, это человек, способ­ный на решительный поступок. И если бы он знал, за что должен бороться, к чему должен стре­миться, видел бы реальные результаты своей борьбы, он оказался бы очень полезен обществу. Печорин состоит на службе, однако он не стремит­ся к военной карьере, не угодничает перед высо­кими чинами, чтобы достичь повышения: «Чес­толюбие у меня подавлено обстоятельствами», — заявляет он.

В военной службе, чреватой опасностями и риском, он ищет возможности забыться, рассе­яться, заполнить пустоту и бессмысленность, на­полнить свою жизнь хотя бы какой-то деятель­ностью. Он не в силах жить в постоянной скуке, считая, что такая жизнь не имеет смысла.

Поиски смысла жизни, того, что наполнило бы радостью его существование, вели героя через множество трагических ошибок. Но цели, смыс­ла он так и не нашел. А углубление в самоанализ, «бремя познанья и сомненья» приводит его к со­вершенной утрате простоты, естественности, от­крытости. Душа героя окончательно гибнет под этим бременем.

В характере лермонтовского героя преоблада­ют эгоизм, безразличие к судьбам людей, дух от­рицания и неверия. Он сам признается в том, что никогда ничем не жертвовал ради других, даже ради тех, кого любил, кто действительно был ему дорог. Но Печорин стал таким не от рождения и не по своей воле. Его сделало таким время, пол­ное поисков, сомнений и разочарований.

Герой Лермонтова находится в постоянном раздвоений духа, он совершает опрометчивые, низкие поступки и сам же жестоко судит себя. Это приводит к тому, что он начинает себя нена­видеть и подсознательно стремится к смерти, по­тому что ему невыносимой становится такая жизнь, он не хочет больше быть «топором в ру­ках судьбы ».

В главе «Фаталист» мы видим мучительные поиски героем ответа на вопрос: можно ли изме­нить судьбу? Можно ли исправить совершенные ошибки и направить жизнь в новое русло? Он на­чинает постоянно испытывать свою судьбу в на­дежде понять, зависит ли что-нибудь от самого человека или же все предопределено заранее кем- то свыше.

Входя по собственной инициативе в комнату к убийце, он решает, что если останется жив — значит, ничто на свете не способно изменить пре­допределенности.

Проведя такой опасный эксперимент, Печо­рин остается жив. Но этот факт только усугубля­ет трагичность жизни героя. Ему не дано изме­нить свою судьбу, как не дано изменить мир. Его время еще не наступило. Современная ему жизнь, окружающее его общество не может поставить перед ним истинную цель, наполнить смыслом деятельность, борьбу, жизнь.

Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этой формулой против ро­мантически идеализированного представления о современнике. Герой для автора — не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в их развитии.

Герцен говорил: «Печальный род лишнего че­ловека являлся тогда не только в поэмах и рома­нах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в го­родах». А это свидетельство не пороков одного человека, а болезни всего общества.

Образ и характеристика Мцыри в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс сочинение

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова повествует читателю о молодом грузинском юноше, заключенным с раннего детства в монастыре, о его совершенном побеге и в завершении поэмы трагической смерти. Поэма исповедует сильные желания и стремления бедного юноши о свободе и о огромном желании увидеть окружающий мир.

Мцыри привезли еще ребёнком, которого взяли в плен. Он не помнил ни матери, ни отца, но мечтал их увидеть снова. Мечтал вернуться в свой аул, обнять свою родню.

Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

Каков же образ Мцыри? Юноша по характеру нелюдимый, но обладает сильной волей характера. Он скрытен, и в тоже время страстен. Он горяч, как все молодые кавказские мужчины. У него поэтичная и романтичная душа, только такая тонкая душа способна увидеть красоту природы, страдать от переживаний и радоваться, оказавшись на свободе. Монахи не могут понять страстную натуру Мцыри, недоумевают, почему он так ищет свободы. Он для них чужд и скрыт. Мцыри так мечтал обрести свободу и волю, но так до конца не приблизился к своей мечте. Он думал, что сможет быть счастливым, но это не случилось. Оказавшись на свободе, он был счастлив на свободе всего лишь три дня. Он вдыхал в свежий глоток воздуха, наслаждался звонким пением птиц, наблюдал, как красиво качаются деревья. Он не мог поверить в своё счастье. Он был настолько воодушевлен, что, встретив юную красавицу грузинку, почувствовал, что в сердце вспыхнули любовные чувства. Но день сменялся ночью, и для Мцыри оказалось не так уж прекрасным. Он был изнеможенным и голодным, к тому же он сбивается со своего пути. Хотя Кавказ был очень близок, он мог его видеть, но он не знал туда путь. Он понял, что на Родину ему уже не попасть.

Мцыри сражается с барсом, которого побеждает. Казалось бы, свобода близко, путь свободен, но трагический эпизод поэмы очевиден. Даже эпизод с барсом показывает, что у юноши еще есть силы, чтобы бороться, но судьба распорядиться иначе. Образ Мцыри встал перед читателем, как свободный и несломленный, гордый и целеустремленный кавказец, который до конца своей жизни был верен своей заветной мечте. Перед трагической смертью Мцыри видит родной Кавказ, надеясь посмотреть на него хотя бы с высот. Он прощается с родными горами, прощается со своими родными. Его хоронят в прекрасном саду, где он велел его схоронить. Обстоятельства смелого героя Кавказа погубили, но так и не смогли подчинить своей воле. Он умер, но остался непокоренным судьбе и своему характеру.

Вариант 2

М. Лермонтов написал поэму «Мцыри» в 1839 г. В ней повествуется о жизни юного послушника по имени Мцыри.

Образ Мцыри в этом произведении является самым ключевым, поскольку в нём заключается главная идея произведения. По ходу прочтения мы узнаём, что Мцыри оказался в монастыре ещё в детстве, потому что его родной горный аул был разрушен войной. Затем также узнаётся, что он перенёс тяжелую болезнь и был воспитан монахами как послушник.

Однако все эти горести жизни не сломили его, а, напротив, сделали сильнее.

Мцыри представляет собой юношу очень чуткого и восприимчивого, с тонкой душевной натурой. Любые движения природы откликаются в его душе.

В Мцыри бушует кровь горцев, стремление к независимости и свободе. Мир, который состоит из монастырских молитв, смирения и послушания для него чужд и неприятен. Он был рождён не для отшельничества и вечного служения богу. Окружающие его люди, монахи, не способны его понять из-за своей религии.

Для свободолюбивого Мцыри такая жизнь является отягощающей и ненастоящей. Поэтому он совершает побег из монастыря. Он остался в одиночестве, но это вовсе не беспокоит Мцыри, потому что ему открылся целый мир с его простором и великим естеством природы. Но этого недостаточно, он желает большего, что было бы для него, действительно, важным. Его настоящее его желание – это вернуться туда, где он вырос, на родину. Пытаясь отыскать свою родину, Мцыри заблуждается. Он видит горы, Кавказ, знает, что там его дом. Но Мцыри не знает, как туда попасть. Проведя долгие годы в монастыре, он забыл дорогу назад. Даже если Мцыри сможет вернуться на родину, что его там ждет, в давно разрушенном ауле? Все его близкие погибли. У него не осталось ни одного дорогого человека на всём свете.

Постепенно Мцыри осознаёт, что ему не удастся вернуться домой, и он также осознаёт своё чудовищное проклятье – абсолютное одиночество.

Далее в ходе действия поэмы происходит битва с барсом. Мцыри сражался с ним яростно и самозабвенно, как дикий зверь.

Мцыри выходит победителем, но слишком много ранений ему нанесли. Смерть неизбежна. И Мцыри это полностью понимает. Он не боится смерти. Он сознательно пошёл на этот шаг, потому что дальнейшая жизнь для него бессмысленна. Мцыри утратил всё ценное, что у него было в этой жизни.

Читайте также:
Почему и для чего исповедуется Мцыри: сочинение

Мцыри является очень ярким и запоминающимся на долгое время героем, достойным сострадания.

Сочинение Характеристика и образ Мцыри

В этом сочинении я собираюсь поднять тему образности персонажа Мцыри в произведении М. Ю. Лермонтова. Произведение повествует нам о нелегкой судьбе юного мальчика попавшего в плен и украденного из своего аула.

Вследствие долгого путешествия мальчику нездоровится, и он остаётся в безымянном монастыре. Проходит время, и мы видим вполне себе подросшего Мцыри. Однако ему с самого начала не нравилось в монастыре, из-за чего как только он подрос, он попытался сбежать из монастыря, однако вскоре его находят изнеможенного в лесу. После между стариком в монастыре и Мцыри завязывается диалог. Мцыри говорит о его родине, о желании вернуться, о жестокой схватке с барсом из которой он вышел победителем.

Исходя из вещей, о которых говорит Мцыри, его можно назвать свободолюбивым человеком, который больше всего хочет вернуться туда, откуда его силой забрали в детстве. Он буквально страдает от воспоминаний о своем родном ауле, из-за того что ему туда никогда не вернуться. Также он говорит о девушке, которую он увидел во время своего побега, в которую, видимо, он влюбился. Буквально разрываемый воспоминаниями о родине и о своей семье он рассказывает это старику, и поведав ему о ранах нанесённых барсом, он умирает, говоря старику не забывать о его былой пылкости и о том, каким был Мцыри в юности.

Исходя из всего сказанного Мцыри, его можно охарактеризовать как стремящегося к свободе и независимости человека, очень сильно скучающего по своей родине, и понимающего своё безвыходное положение. Также если проанализировать его бой с барсом, то можно увидеть что он очень смелый человек, который не боится смерти, а напротив готов принять её с распростёртыми объятьями. Даже находясь на смертном одре также как и в детстве, он старается не показывать слабости или страха. Говоря старику свои последние слова, он отправляется в мир иной.

В конце концов, мы видим удивительную историю рассказанную нам М. Ю. Лермонтовым, эта история о борьбе совсем ещё юного мальчика со всем остальным миром. В своём стремлении найти свой родной аул он нашёл гораздо большее, он нашёл себя. Пусть это и грустная повесть, но она показывает нам всё несправедливость положения Мцыри и его борьбу с ней.

Для 8 класса

Поэма «Мцыри» как и все творчество М.Ю. Лермонтова – это мир, полный романтизма, драмы, сомнений мятущейся души и поисков себя. Главный герой до самого сердца потрясен той несправедливостью, что царит в мире. Его взгляды и убеждения противопоставлены тем условиям, в которых он был вынужден прожить всю жизнь. Его пылкость и свободолюбие составляют яркий контраст с религией монахов, которые отрицают свободу человеческой души.

Знакомство с героем происходит в самом начале поэмы, где автор рассказывает о его прошлом. Здесь сразу можно отметить необычность и трагизм ситуации, а также некоторую закономерность событий. Мцыри оказался в плену, будучи еще ребенком, сначала к русскому генералу, затем – в монастырь. Образ героя строится на противопоставлении слабости физического облика и силы его души. Обстоятельства сказались на его внешности, но не сломили дух.

На протяжении всего произведения не раз используется прием сравнения: монастырь сравнивается с тюрьмой. У главного героя нет ненависти по отношению к монахам, которые все же спасли его. Но ему чужд их образ мыслей и мировосприятия, поэтому монастырские застенки неизбежно воспринимаются им как препятствие между ним и свободой. И этот конфликт не ослабевает до самого конца.

Мцыри – сирота. Он мечтает о семье, о том, как бы сложилась его жизнь, если бы волей судьбы он не оказался вырван из привычной среды. Он родился в гордом горном племени, где пленение приравнивалось к бесчестью. Он ни с кем не мог поделиться сокровенным своей души, поэтому его побег оказался полной непредвиденностью для монахов. Они считали, что наш герой полностью готов к монастырской жизни. Им не дано было понять главного смысла, к которому он стремился – это жизнь и свобода. Более того, такие мысли казались монахам богопротивными и противоестественными. Мы видим, что даже предсмертная исповедь не была выслушана ими с должным пониманием и снисхождением. Отсюда замкнутость главного героя.

Читайте также:
Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Центральное место в поэме занимает схватка с барсом. Автор дает возможность рассмотреть ее с двух позиций: с одной стороны показано несомненное бесстрашие Мцыри, вступившего в схватку с опасным хищником, с другой – бессмысленная трагичность ситуации, когда два живых существа, в силу обстоятельств, вынуждены сражаться друг с другом. В конце концов, герой путем невероятных усилий одерживает победу над диким зверем.

Романтизм характера Мцыри является трагичным еще и потому, что ему не дано воплотить в жизнь свои идеалы. Он романтик и поэтому безнадежен. Главный герой отдает предпочтение смерти, нежели жизни в заключении, и только после смерти он в некотором смысле обретает желанную свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Мцыри

Популярные сегодня темы

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.

Что помешало? Наверное, не «что», а «кто»! Точней, он сам и помешал… Ведь это он сам себе запрещал всё! Не зря с самого начала рассказа говорится о том, что русские задают в любви очень много вопросов.

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.

Существует такое утверждение, что слово является источником счастья. Но в мире людей становится все больше слов, которые не способны принести радость ни тому, кто их произносит, на тому, кто слушает.

Образ и характеристика Мцыри

Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году признана одним из последних образцов романтической поэзии. Мцыри, безусловно, романтический герой, но он не похож ни на одного из литературных героев, созданных ранее. Он также самобытен и оригинален, как оригинальна по сюжету сама поэма.

Образ Мцыри

Главным героем поэмы является Мцыри, молодой человек, с раннего детства оказавшийся в монастыре. Хотя Лермонтов ничего не говорит о его внешности, можно предположить, что это был красивый, физически развитый юноша. Во-первых, кавказские народности отличаются внешней красотой. Они преимущественно темноволосые, и смуглые, за исключением лезгин, среди которых встречаются люди со светлой кожей и голубыми глазами.

Ребенок принадлежал к одному из северокавказских племен, с которыми Россия вела войну, поэтому в образе Мцыри из поэмы Лермонтова видится темноволосый, слегка смуглый юноша с едва пробивающими усиками, не знающими бритвы.

По мере взросления Мцыри не сразу, но все же включился в монастырскую жизнь, вместе с монахами выполнял необходимую работу, и это развило его тело.

Характер Мцыри

Вероятно, ребенок стал свидетелем гибели родителей, и это надломило его психику настолько, что он сильно заболел. К основным чертам характера Мцыри можно причислить его впечатлительность, душевную мягкость. У юноши было доброе сердце. По его признанию, он людям никогда не причинил зла, и потому перед Богом и людьми его совесть чиста.

Делая характеристику главного героя, следует отметить его невероятную силу духа, развившуюся с младенческих лет. Он не разговаривал со своими поработителями, хотя те, скорее всего, и не обижали его. Мальчика угнетало то, что он был вынужден постоянно видеть перед собой убийцу своих родителей. Лермонтов, прекрасно знал, что значит, бороться с самим собой своей болезнью, и понимал этого ребенка.

Оставленный в монастыре мальчик перестал видеть своего врага. Он ничего не забыл, но боль душевная притупилась. Хотя на первых порах

Монахи как могли, заботились о ребенке. Они выходили мальчика, и стали воспитывать согласно своим монашеским правилам и уставам, которые противоречили свободолюбивому духу юноши. Мцыри научился скрывать свои мысли и чувства.

Он принял крещение, но в глубине души остался верен религии своих отцов. Он молился Богу в церкви и в свой келье, но ведь никто не знает, какой Бог жил в сердце юноши. Но мы можем предположить, что молился он о том, чтобы встретиться с родными. Он ничего не знал о судьбе сестер, и возможно, в молитвах он просил Бога об их благополучии.

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

Он был смелым юношей. Его не пугала ни гроза, ни вой шакала, ни даже барс, набросившийся на него. В этой битве с барсом Мцыри почувствовал себя мужчиной и понял, что среди односельчан он мог оказаться не в числе последних. Когда он покинул стены монастыря, сначала он бежал много часов, что лишний раз свидетельствует о том, что юноша, выросший в монастыре, совсем не был хилым и слабым. Доходяга не то, что бежать, пройти по много часов не способен.

Лермонтов наделил своего героя поэтическим взглядом на природу. Мцыри в своей исповеди с художественным мастерством описывает непроходимый мрачный лес, пышные поля,

У юноши было чувствительное, любящее сердце. Он мечтал любить своих родных, односельчан, готов был влюбиться в девушку-грузинку¸ и остаться с нею. Но мечта увидеть свой родной край, близких, была сильнее, она звала его вперед.

То, что он снова оказался на смертном одре, явилось следствием его глубоких переживаний последних дней, и не только. Мцыри сбежал в грозовую осеннюю ночь. Он выбрал именно такую ночь, потому что был уверен в том, что монахи не станут его искать в грозу, из-за страха перед силами природы. Юношу гроза не пугала.

Лил сильный дождь. Одежда была намокшей, но опьяненный свободой юноша ничего не замечал перед собой. Осенние ночи были прохладными. Юноша, который спал в мокрой одежде, пил ледяную воду из потока, и спал на прохладной земле, мог легко подхватить воспаление легких. Такова, увы, проза жизни. Пока он жил надеждой добраться до родного аула, его дух поддерживал в нем физические силы. Но когда он понял, что вернулся обратно к монастырю, отчаяние надломило его, и болезнь взяла над телом власть. Мцыри потерял сознание, где и нашли его монахи.

Лермонтов полюбил созданный им образ главного героя поэмы. Сохранилось воспоминание А. Н. Муравьева о его знакомстве с поэмой.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух». Мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому. Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Читайте также:
Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину!

… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: