Взаимосвязь образа Печорина и других персонажей романа: сочинение

Сравнение Онегина и Печорина — сходства и различия образов

Мы подготовили для Вас несколько сравнительных характеристик литературных героев Онегина и Печорина. Используйте эти примеры для выполнения школьного задания по литературе.

Сочинение №1

Пожалуй в каждую эпоху существуют определенные идеалы в массовой культуре, на которых остальные равняются. Если говорить про первую половину 19 века, то такими идеалами, безусловно, были Печорин и Онегин.

Эти герои подобны современным знаменитостям, на которых равняются, которыми в какой-то степени хотят быть. Более того, они во многом отражают биографию своих создателей. В этом совсем нетрудно убедиться.

Например, Пушкин в своем романе вводит фигуру автора, который в свою очередь частично напоминает самого Пушкина (хотя таковым не является) а этот автор – приятель Онегина и во многом подобен ему. Таким же образом Печорин – молодой офицер, мыслитель. Некоторые детали из Героя нашего времени (к примеру, эпизоды дуэлей) вообще практически полностью повторяют эпизоды из биографии Лермонтова.

Таким образом, эти люди (Пушкин и Лермонтов) писали то о чем знали, как бы следуя максиме Хэмингуэя «писать нужно правдиво» и то о чем знаешь, они действительно описывают практически собственные биографии и мировоззрение. Поэтому, сравнивая Онегина и Печорина, мы в какой-то степени можем сравнивать Пушкина и Лермонтова.

Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.

Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.

Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

Сочинение №2

Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.

Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.

Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.

И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.

Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.

Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.

Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.

Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

Сочинение №3

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Писатели стремились захватить в своих героях облик времени и во многом авторам удалась такая задача. Фактически и Онегин и Печорин эмблематичны для своего времени, но при этом каждый из этих героев пребывают вне времени, так как озвучивают проблематику, которая является характерной для всех эпох.

Если говорить кратко, то перед нами образы двух образованных людей, во многом лучших представителей своего времени. Каждый получил великолепное образование, обладает острым умом, который позволяет разбираться в людях и в себе. Помимо этого они являются искренними искателями истины и хотят понять смысл не только собственной эпохи, но и своего личного существования.

Учитывая существенное сходство, нужно указать и на различия, которые определяют суть этих героев. Начнем с Онегина.

Пушкинский герой обладает циничным взглядом на мир, он избалован и относится к людям с определенной долей надменности. При этом Онегин не обладает склонностью к идеализированию действительности, по большей части он прагматик. Даже на дуэль Онегин отправляется во многом не по собственной воле, но по причине общественной молвы, он не хочет выглядеть нелепо и поэтому соглашается на поединок.

Читайте также:
Сравнительная характеристика стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино и эпизода бородинского сражения из романа Л. Н. Толстого Война и мир.: сочинение

На самом деле такая деталь является определяющей, так как причина для дуэли Печорина совершенно иная, он отправляется стреляться, так как ищет высшую истину и следует своим идеалам, он хочет поквитаться с миром и для этого использует Грушницкого. Конечно, Печорин тоже глубоко эгоистичен, но его эгоизм (впрочем, как и у Онегина тоже) является положением человека на вершине. Да, Печорин смотрит на всех с высока, но он не может смотреть по другому, так как действительно достиг определенных высот духа и пребывает на той высоте, которая многим попросту недоступна.

Онегин (продолжая тему эгоизма) тоже надменно относится к другим, но этот герой по большей части воспитан в обществе, где его хвалили и всячески ублажали. Поэтому такой «золотой мальчик» оказывается совершенно одиноким во взрослом мире. По большей части определяющим для этого героя является скука, которая может быть свойственная только подобным московским аристократам, не испытывающим нужды.

Другим существенным отличием между двумя героями является поведение в мире. Онегин по большей части соглашается с миром и просто позволяет событиям случаться подобно тому как позволяет Лариной любить себя и с запозданием отвечает на чувство взаимностью.

Печорин в свою очередь – более деятельный персонаж. Он не принимает мир, но полностью создает его, ищет приключений также как пытается отыскать истину. Отличительной особенностью Печорина является согласованность его философии с жизненными взглядами и поведением.

Сочинение №4

Чтобы понять характер типа «лишнего человека» в полной мере, необходима сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Данные герои имеют общие черты, принадлежавшие представителям «лишних людей», однако есть и различия в этих образах.

Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Петербурге и воспитывались в роскоши. Онегин и Печорин владеют деньгами, которые позволяют им получать удовольствия. Однако они быстро надоедают им. Пушкинский и лермонтовский герои ощущают скуку в обществе, чем и отличаются от других дворян.

Схожесть Печорина и Онегина также заключается в том, что оба они могли обольщать женщин. Но и женщины героям быстро прискучили, хотя оба уделяли им большое внимание. Для Григория и Евгения была важна свобода, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Характер Печорина и Онегина проявил схожесть даже в некоторых поступках: сцена отказа Печориным в чувствах княжны Мери напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, которая возродила чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Петербурге.
Ни Печорин, ни Онегин не имели настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. Евгений Онегин имеет друга Владимира Ленского, которого убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как с другом. Печорин равнодушно отнесся к встрече со своим старым другом Максимом Максимычем.

По природе своей персонажи романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова были эгоистами, что приводит их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своей средой, они являются людьми «лишними».

Эти два персонажа были одиноки в толпе.

Печорин и Онегин действительно похожи друг на друга, именно поэтому В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».

Различия

Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много сходств, они имеют главное отличие: отношение к собственной жизни. Евгений Онегин скучает, но не ищет себя в жизни, он не видит истинных причин своего поведения. Григорий Печорин же постоянно подчеркивает то, что он является эгоистичной натурой, которая живет лишь для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему не может найти свое место в жизни. Однако он, в отличие от Евгения Онегина, пытается найти новые увлечения, которые смогли бы простое существование превратить в настоящую жизнь.

М. Ю. Лермонтов использует прием психологизма в своем романе «Герой нашего времени», читатель видит мысли и переживания главного героя. Основой излияний Печорина является его дневник. В «Евгении Онегине» отсутствуют дневниковые записи, но есть книги с замечаниями Онегина, которые находит Татьяна, однако читатель не может увидеть истинные мысли героя из этих карандашных набросков.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Образ Печорина занимает особое место в литературе XIX века. Это сложный персонаж, который вызывает у читателя противоречивые эмоции. В школьную программу входит сочинение по «Герою нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Развернутая характеристика Печорина важна для того, чтобы понять и проанализировать это выдающееся произведение.

Образ Печорина: характеристика, цитаты

Действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Это период политической реакции, которая наступила в России после подавления восстания декабристов. Создавая сочинение «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил собирательный портрет молодых людей с общими чертами характера.

Эти «герои нашего времени» впоследствии не раз будут появляться в литературных произведениях. Им свойственно:

  1. Хорошее образование и положение в обществе.
  2. Склонность к критическому мышлению, скептицизм, отрицание традиционных ценностей.
  3. Ощущение потерянности, невозможности реализоваться в общественной и профессиональной деятельности.
  4. Чувство неудовлетворенности жизнью, склонность к эпатажному поведению.
  5. Пренебрежение общественными нормами и чувство собственного превосходства.

Ораторское искусство: книги по риторике и культуре речи

Для подобных персонажей в литературе подобрали термин «лишние люди». Они не вписываются в объективную реальность и прожигают жизнь, изнемогая то от скуки, то от тоски по несбыточному. При этом на ходу умудряются ломать судьбы окружающих в силу эгоизма и чрезмерной концентрации на собственной персоне.

Ярким представителем этого типажа является пушкинский Евгений Онегин, параллель с образом которого ощущаются в романе Лермонтова. Но если Онегин после всего содеянного явно терзается, вызывая долю сочувствия, то совсем иная реакция возникает при взгляде на образ Печорина. Сочинение Лермонтова по сей день вызывает неоднозначную оценку читателей и самые разные отзывы критиков.

Сравнивая Онегина и образ Печорина, кратко и емко высказался критик Николай Гаврилович Чернышевский:

«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ

Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно очень сильная, жаждущая страсти; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботился только лично о самом себе. Никакие общие вопросы его не занимали.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — сочинение на злобу дня. Образ Печорина в романе, словно кривое зеркало, в утрированной форме отражает пороки, свойственные современникам писателя. Но для таких персонажей, как Печорин, характеристика не может быть однозначной.

Читайте также:
Герой и героини. По роману М. Лермонтова “Герой нашего времени”: сочинение

Роман написан в необычной форме. Он состоит из нескольких частей, которые изложены с нарушением хронологической последовательности. Таким образом автор постепенно раскрывает многогранный и сложный образ Печорина. Кратко изложенная структура романа выглядит так:

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

  • «Бэла». Читатель узнает историю из жизни Печорина, рассказанную бывшим сослуживцем. Первое впечатление о персонаже складывается как о жестоком и эгоистичном человеке, из-за прихоти которого произошла трагедия.
  • «Максим Максимыч». В этой части герой появляется лично и своим поведением демонстрирует пренебрежительное отношение к окружающим. Он отказывается встретиться со старым другом-сослуживцем и уделить ему внимание, чем сильно расстраивает пожилого человека, умеющего видеть в нем доброе.
  • «Тамань». Показан небольшой эпизод, во время которого Печорин вновь рушит жизнь людей, рядом с которыми случайно оказался. Хотя речь идет о контрабандистах, в этот раз он искренне сожалеет о причиненных неприятностях.
  • «Княжна Мэри». Здесь в полной мере раскрывается темная сторона персонажа. В силу нездорового честолюбия Печорин играет чувствами других людей и создает конфликтную ситуацию. В итоге вновь кровавая развязка — на дуэли он убивает друга, параллельно разрушив семью бывшей возлюбленной.
  • «Фаталист». В финальной части краеугольным камнем становится философский вопрос о роли выбора и том, насколько человек в силах повлиять на свою судьбу.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Если оценивать лишь внешнюю сторону, анализ Печорина и его поступков приведет к выводу о том, что это жестокий, беспринципный, лишенный чувств и совести человек. Но этот образ намного сложнее, что блестяще изобразил Лермонтов.

Фото: wikimedia.org: UGC

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе лирико-психологический роман. В нем через призму рефлексий и самоанализа героя раскрываются черты, свойственные человеческой натуре вне зависимости от времени.

Портрет Печорина формируется постепенно, частично складываясь из того, что говорят другие герои:

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; … Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…

Неоднозначную натуру хорошо описывают цитаты, в которых Печорин сам рассказывает о себе и своем прошлом:

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать.

Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины.

«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам

Фото: wikimedia.org: UGC

Краски в описание Печорина привносят детали. Благодаря им становится ясно, что за нарочитым цинизмом и жестокостью скрываются истинные чувства, которые ранят героя. Он находит спасение от внутренней пустоты и боли в саморазрушении, при этом не оставляя камня на камне от жизни тех, кого встречает на пути.

Одним их первых положительные черты в этом сложном и поначалу отталкивающем образе разглядел критик Белинский. Проводя анализ Печорина, он нашел подтверждение внутреннего благородства героя и силы его характера. Неблаговидные поступки он объяснил особенностями эпохи и жизненными обстоятельствами.

Анализируя образ Печорина в романе «Герой нашего времени», важно уделить внимание внутренним мотивам героя и тому, как беспристрастно он сам себя оценивает. Его нарочитое безразличие к чувствам других отчасти является защитным барьером и попыткой сбежать от своих страхов и демонов, спрятавшись за ледяной маской сарказма.

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

Сочинение на тему: «Образ Печорина»

Предлагаем изучить сочинение на тему «Образ Печорина», в основе которого характеристика главного героя:

«Герой нашего времени» — одно из главных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. В нем автор поднимает вопросы, актуальные для поколения мрачного десятилетия — периода после восстания декабристов. Это время породило так называемых «лишних людей», которые не нашли свое призвание и не смогли реализоваться в жизни.

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях.

Магжан Жумабаев: творчество и наследие

Фото: wikimedia.org: UGC

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Читайте также:
Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».: сочинение

Солженицын: биография, интересные факты

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери.

В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

Печорин не может жить в гармонии с собой и с миром, его метания ни к чему не приводят, он разрушает себя и тех, кто оказывается рядом. «Во мне душа испорчена светом», — объясняет Печорин, подчеркивая пагубное влияние общества и царящих в нем нравов на личность.

Об этом говорит и Михаил Лермонтов, с иронией называя своего персонажа «Героем нашего времени». Но, кроме явно негативных сторон, в образе Печорина показаны черты глубоко несчастного, одинокого человека, утратившего веру и потерявшего жизненные ориентиры.

Нельзя отрицать, что эпоха, общественное устройство и исторические обстоятельства влияют на формирование личности. Но базовые человеческие ценности, вечные вопросы и понятия добра и зла всегда актуальны и лежат в основе литературы и искусства с древних времен. В этом — главная сила и ценность талантливых произведений, к числу которых относится «Герой нашего времени» Лермонтова.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Печорин в отношениях с другими персонажами романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Презентация к уроку литературы на тему: “Печорин в отношениях с другими персонажами романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”

Скачать:

Вложение Размер
Печорин в отношениях с другими персонажами романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” 1.19 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Печорин в отношениях с другими персонажами романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Презентация Юсупзяновой Наташи , у ченицы 10 класса «А»

Главная проблема этого романа —судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина как бы через историю “души человеческой” через его судьбу. Где образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина.

Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» – и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться. Контрабандисты и П ечорин

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко , тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.

Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу : «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, – говорит Печорин, – любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Печорин и Бэла

Княжна Мери, так же как и Бэла, – жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Печорин и Княжна Мэри

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви Печо рин и Вера

Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.

Печорин и Грушницкий Встреча Печорина с Грушницким является завязкой повести. С этого знакомства начинается очередной эксперимент Печорина, вся жизнь которого представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Грушницкий не является злодеем, с которым стоило бы бороться, но он сразу же вызывает презрение Печорина. Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Ведь это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и славе. Он посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”. Он стремится играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина. Может быть поэтому Грушницкий так ненавистен главному герою?

Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшивка фальши, неискренности Печорин не выносит. Раздраженный, Печорин желает досадить бывшему сослуживцу. 16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”. Он занят тем, что влюбляет в себя княжну Мери, предмет нежной страсти Грушницкого. Он делает это исключительно из желания развеять скуку и досадить Грушницкому. Главный герой верен своим принципам: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. “Из чего же я хлопочу? — спрашивает он себя и отвечает: — Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!”

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет не был заряжен). Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Эксперимент Печорина удался! В этом эпизоде с полной силой проявились демонические свойства его натуры: сеять зло с величайшим искусством. Чудом он остается в живых. Однако вынужден убить юнкера. Грушницкий погибает.

Печорин и Максим Максимыч Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький”, — так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах — вся душа, вся доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч . “, — сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: “Так точно, господин штабс-капитан”. Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к разряду людей, у которых “на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи”. первая встреча

И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. “Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное”, — признается он Максиму Максимычу . Больно и страшно за человека, которому “горька остылой жизни чаша и уж ничто души не веселит”. “Я один, никто меня не понимает”, — пишет Лермонтов в одном из стихотворений. Так мог бы сказать и Печорин. Не понял его исповеди Максим Максимыч . Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в этой затерянной крепости, знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который “просит бури”? Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. И хотя жалко ему погибшую Бэлу, хотя в душе обвиняет в ее смерти Печорина, все равно для него сумасбродный молодой человек — “бедняжка”.

Что изменилось? Максим Максимыч все тот же. Но ради встречи с Печориным бросает “в первый раз от роду. дела службы”, позабыв о своих годах, бежит к нему. И вдруг. “Как я рад, дорогой Максим Максимыч ! Ну, как вы поживаете?” — слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч , а ведь “он хотел на шею кинуться Печорину”. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Пожалуй, по-настоящему несчастлив именно Печорин. Полный сил, ума, энергии, мечется он по свету. Куда деть ему “силы необъятные”? Что ждет его? Тоска, смерть. “Бедный старик”. Но гораздо “беднее” его сам Печорин. Вторая встреча

Печорин и Вернер Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно. «Вернер человек замечательный по многим причинам…Мы скоро сделались приятелями”., —пишет Печорин в своем дневнике. Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу. Встречаются они скуки ради, с целью развлечься.

Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано—Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: “Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете”. Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг. Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений. Настоящая дружба—это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел— одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни. Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания.

Печорин сам говорит о себе: “Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. Печорин—энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин—жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий эгоист”, потому что он обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. Виною всему то общество, в котором появлялись талантливые люди, но которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.

Образ Печорина

Сочинение по литературе за 9 класс по произведению М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении

  1. Герой нашего времени – первый психологический роман.
  2. Характер Печорина.
  3. Отношение Печорина к людям.
  4. Отношение Печорина к жизни.

Сочинение

Герой нашего времени» — один из первых русских психологических романов. Особенность данного произведения заключается в том, что идейным центром служит личность человека, его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Именно поэтому хронологическая точность в произведении неважна: «неправильная» последовательность помогает раскрыть образ Григория Александровича с разных сторон. Таким образом, сначала мы знакомимся с Печориным поверхностно, узнавая его со слов других персонажей, а затем, читая дневник, проникаем в его внутренний мир, видим героя его же глазами. Итак, каким же предстает Григорий Александрович Печорин в романе «Герой нашего времени»?

Во-первых, важно опередить, какие черты характера свойственны для героя. Рассказ Максима Максимыча раскрывает Печорина не в лучшем свете: он предстает холодным, эгоистичным человеком, разрушающим чужие жизни ради собственной выгоды. Стремясь достичь собственной цели, герой готов на все: он манипулирует Азаматом, организует жестокое похищение Бэлы, разрушает семью девушки. Мы видим безжалостного человека, стремящегося лишь к собственной выгоде. Однако способен ли был простосердечный Максим Максимыч понять сложную личность героя?

Конечно, нет. В последующей главе особенности характера героя отмечает рассказчик. Важной деталью, которую он заметил, были глаза: «они не смеялись, когда он смеялся». Это, как пишет офицер, «признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Кроме того, особенная походка героя, по мнению рассказчика, была признаком скрытности характера.

Глава «Тамань» дает, наконец, читателю представление о Печорине с его слов, что приближает нас к разгадке его тайны. Бесстрашие и храбрость проявляет герой в данной повести: ночью он отправляется один к берегу моря, чтобы проследить за слепым мальчиком. Мы видим, что Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако он тратит все эти качества на бесплодную деятельность.

Центральной в произведении становится повесть «Княжна Мэри». В ней Григорий Александрович раскрывается как человек, хорошо знающий людей. Он легко влюбляет в себя княжну Мери, однако ее любовь ему вовсе не нужна, герой просто играет с девушкой. Он тешит свое тщеславие, проявляет коварство, а затем вновь показывает холодность по отношению к героине, смеясь над ее чувствами. Ему приятна мысль о том, что девушка будет страдать из-за него: «Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…» Но способен ли любить герой? Данная глава показывает, что да. Естественная женщина, к которой Печорин испытывал искренние чувства, была Вера. Она была поистине дорога ему, что доказывает эпизод погони. Печорин теряет рассудок при мысли о ее потере и впервые раскрывается подобным образом: беззащитным, одиноким, осознающим, что ситуацию уже не изменить. Однако, придя в себя, в его словах снова прослеживается цинизм: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!». Григорий Александрович смеется над собой, оправдывает свои слезы, не желая признавать, что его порывы были искренними. Таким образом, мы можем сделать вывод, что характер Печорина очень противоречив: безнравственный, дерзкий, но умный, смелый и настойчивый, он понимает, что часто ведет себя неправильно, хотя не хочет меняться.

Во-вторых, на протяжении всего произведения мы узнаем отношение героя к людям. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Так, Печорин безжалостно обращается с Бэлой, стремясь достичь лишь собственной выгоды: разбудить давно угасшие чувства. В результате его жестоких действий девушка погибает. В главе «Тамань» герой жалеет, что нарушил жизнь контрабандистов, однако спустя время равнодушно пишет: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих». Причина же подобной отчужденности от окружающих таится в прошлом героя. Он давно разочаровался в людях, ведь когда он был настоящим, никто не смог понять тонкость его души: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились.»

В-третьих, мы узнаем об отношении героя к жизни. Григорий Александрович не имеет большой цели в жизни, а оттого разочарован в ней. Он наделен многими положительными качествами, однако не знает, как применить их. Герой чувствует свое жизненное назначение, но обречен исторической действительностью на одиночество. Его характер требует от него борьбы, но восстать против действительности он не готов: в том обществе, к которому он принадлежит, нет ничего стоящего. Григорий Александрович тратит свои душевные силы на бесплодную деятельность, и в конце концов у него не остается сил для действительной жизни.

Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”

Тоска и смятение, печаль и одиночество – частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение “Тучи” раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более если он – поэт. Вот почему такой

Related posts:

Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком… “ На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о […].

Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и […].

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова – это гордая одинокая личность, противопоставленная […].

Что такое свобода (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”) (2 вариант) Михаил Юрьевич Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Он не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства. В его стихотворениях звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Художественный мир Лермонтова насыщен пафосом свободы. Жизнь самого поэта омрачала память о декабрьском дне […].

“Странная любовь” к родине в лирике М. Ю. Лермонтова Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы […].

Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье! А. С. Пушкин Одна из центральных тем романтизма – тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как […].

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов – это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, […].

Что такое свобода (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”) (1 вариант) Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М. Ю. Лермонтова? Свободны ли были зеленые хранительницы оазиса из […].

О стихотворении М. Ю. Лермонтова “Три пальмы” (2 вариант) Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. […].

Трагедия одиночества (мотивы лирики М. Ю. Лермонтова) Трагическая с рождения судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах: Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть… Благородный, язвительный, наделенный могучими […].

Мотивы скорби и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя […].

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова (2) … Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах… М. Ю. Лермонтов, “Мцыри” Один из современников, знавших Михаила Юрьевича, вспомнил, что Лермонтов показался ему холодным, желчным и раздражительным человеком, словно он ненавидел весь человеческий род. Быть может, он действительно таким выглядел. Мы находим в его стихах подтверждение сказанному: О, как мне хочется […].

Трагедия одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина – это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций […].

Трагедия одиночества (По произведениям М. Ю. Лермонтова) Мотив одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в романе “Герой нашего времени”. Образ Печорина – это одиночество и лирическое, и гражданское, и вселенское. Печорин, как очень незаурядный человек, был неудовлетворен своим довольно унылым существованием на фоне, как ему казалось, не менее унылого существования всего общества. Спокойная и размеренная жизнь, заданность житейских ситуаций […].

Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива… ” (2 вариант) За свою недолгую, но насыщенную жизнь М. Ю. Лермонтов создал бесконечное множество самых разнообразных по тематике и направленности стихотворений. Истинным украшением русской литературы являются его стихотворения о родной природе. Чутко и трепетно откликается сердце поэта на все изменения в окружающем мире. Не оставляет его равнодушным ни волнение желтеющей нивы, ни свежесть леса, шумящего “при звуке […].

О стихотворении М. Ю. Лермонтова “Три пальмы” (1 вариант) Михаил Юрьевич Лермонтов – мой любимый поэт. В его стихах мне слышатся то призыв к действию, неукротимая жажда жизни, то одиночество и скрытая печаль. Волнует поэта и философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своем стихотворении “Три пальмы”. В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три […].

Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива… ” (3 вариант) Источником вдохновения многих известных поэтов является природа. М. Ю. Лермонтов также неоднократно в своих произведениях прославляет богатство и разнообразие родной природы. Причем автор удивляет нас удивительной тонкостью восприятия ее красоты. Ярким примером является стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива… “. В нем автор рассказывает, какое умиротворение вызывают в нем самые простые картины: шум леса, волнение нивы, […].

Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива… ” (1 вариант) Лирика великого русского поэта М. Ю. Лермонтова всегда волнует сердца читателей силой слова, богатством чувств, неповторимым, присущим только ему голосом. Автор касается вечных тем: жизни и смерти, добра и зла, небесного и земного. Его поэзия – полнокровное и живое искусство, ставшее достоянием самых широких народных кругов. В произведениях поэта часто звучат глубокие философские раздумья о […].

Человек и время (История в стихотворении “Левый марш”) … где, когда, какой великий выбирал Путь, чтобы протоптанней и легше? В. Маяковский Богатую глубокими мыслями и разнообразными чувствами лирику Маяковского можно сравнить с большим симфоническим оркестром, смело и достаточно громко исполняющим произведения. Любая поэтическая тема была поэту интересна, звучала ярко и отчетливо. Автор живет в сложное, переломное время, оттого его лирика окрашена политической тематикой. […].

“Чувство родины – основное в моем творчестве” С. А. Есенин Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие […].

О стихотворении М. Ю. Лермонтова “Горные вершины” Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя. Каждое слово стихотворения “Горные вершины” проникает сначала […].

Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор… “ М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении “Люблю я цепи синих гор… ” он описывает красочный закат в горах: Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна… Или На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить все медлит он Луне – угрюмый небосклон… Каждое […].

Отражение судьбы М. Ю. Лермонтова в его стихах Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов … Апрель 1840 года. Петербург. Дом Карамзиных. В гостиной, как всегда, людно и шумно. Смех. Музыка. Невысокий темноволосый офицер стоит у окна, выходящего к Летнему саду, отгородившись от всех зеленой завесой портьеры. Его черные глаза гневно сверкают, лоб прорезала […].

Что такое Родина (2 вариант) У каждого человека есть родина, но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по-своему. Для кого-то родина – это дом и двор, где родился и где прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина – весь мир. Я бы сравнила человека с деревом, и то место, где его […].

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина) О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. С. Есенин Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, […].

Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”: … я родину люблю И больше многих: среди ее […].

Прославление народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” (3 вариант) Поэт Н. А. Некрасов был очень близок к простому народу, хотя сам был из семьи помещиков. Живя в деревне, он часто общался с крестьянами, наблюдал деревенский быт, изучал народное творчество. Трудовая жизнь, полная лишений, была знакома поэту не понаслышке. Именно поэтому цель своего творчества Некрасов определил так: “Я призван воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ”. […].

О стихотворении А. С. Пушкина “Цветок” (3 вариант) Волшебница-природа часто вдохновляла А. С. Пушкина, вызывая его неподдельное изумление и восторг. Автор очень тонко чувствовал окружающую его нерукотворную красоту. Большинство лирики поэта проникнуто любовью к родной русской природе. Причем для автора нет ничего малозначительного. Даже в самом малом он находит свою изюминку, причину для восхищения. Вот, например, в стихотворении “Цветок”поэт описывает свои чувства при […].

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (2) Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так как большинство […].

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (тема Родины в поэзии С. Есенина) Сергей Александрович Есенин – величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвеобильностью, достаточно полно характеризуют Россию: О Русь – малиновые поля И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он […].

“Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы” (по оде “Певец во стане русских воинов”) Если по стихам В. А. Жуковского попытаться создать образ автора, то нетрудно представить себе погруженного в размышления, вечно опечаленного и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями. Но на самом деле Жуковский был другим. Ему были присущи исключительное трудолюбие, упорство, воля, удивительная крепость духа и твердость характера. Мягкость и меланхолическая поэтичность его натуры сочетались […].

Утверждение веры в светлое будущее народа в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” Русский поэт Н. А. Некрасов всегда был не только настоящим гражданином своей страны, но и сыном своего народа. Он прекрасно знал все беды, проблемы и горести простых людей, их нужду и бесправие, желание и невозможность изменить жизнь к лучшему. Испокон веков русскому народу были присущи многие замечательные качества, отраженные Н. А. Некрасовым в его стихотворении […].

Что такое Родина (3 вариант) Литературное наследие Лермонтова велико и многогранно и довольно часто перекликается с настроениями поэзии великого Пушкина. Для молодого поэта Пушкин являлся своего рода пророком, несущим в мир гуманность, красоту и свободу. Идея борьбы за свободу и волю нашла свое отражения во многих произведениях Лермонтова. За стихи, посвященные убитому на дуэли Пушкину, Лермонтов был сослан на Кавказ, […].

Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” Творчество Н. А. Некрасова отличает нежная любовь к простому русскому человеку, бесконечное сочувствие к подневольному труду крепостных. Это очень ясно отразилось в стихотворении “Железная дорога”, в котором автор пытается показать и рассказать мальчику Ване правду об истинных строителях: Труд этот, Ваня, был страшно громаден – Не по плечу одному! Тысячи людей были согнаны, чтобы проложить […].

“Когда строку диктует чувство… ” (По лирике Б. Пастернака) Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До основаней, до корней, До сердцевины. Это стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака, написанное в 1956-м году, как нельзя лучше характеризует его как склад его характера, так и подход к творчеству. В этих только […].

Прославление народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” (2 вариант) С детства наблюдая “зрелище бедствий народных”, являясь свидетелем обид, несправедливости и притеснений крепостных мужиков, великий русский поэт Н. А. Некрасов в зрелом возрасте стал певцом народа, его защитником. Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества. Среди множества испытаний, через которые пришлось пройти простым людям, одними из самых страшных были нужда и […].

Пейзажная лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками […].

О стихотворении А. С. Пушкина “Узник” Стихотворение “Узник” было написано во время южной ссылки поэта, в Кишиневе, вскоре после посещения А. С. Пушкиным кишиневского острога, во дворе которого жили два ручных орла. Чтобы они не могли улететь, им подрезали крылья. Странно было видеть этих царственных гордых птиц в неволе, ведь люди привыкли связывать с ними мысль о свободном полете, воле и […].

Сочинение на тему: Рассказ тучи Рассказ тучи Стоял погожий майский денек. Блуждая по небу, я заглянула в зеркало озера и… увидев там свое отражение, испугалась. Какой же я стала безобразной, грозной, серой дожде вой тучей! А ведь я была такой милой, легкой и воздушной. Немного подумав, решила исправить положение – сбросить лишний вес. Неспешно прогулялась над широкой украинской степью, выбирая […].

Трагедия одиночества в творчестве В. В. Маяковского В какой ночи бредовой, недужной, Какими Голгофами я зачат, такой большой И такой ненужный? В. Маяковский Маяковский всегда представлялся мне каким-то огромным памятникообразным человеком, которого можно только прочитать или рассмотреть на фотографии. Мне кажется, своей огромностью поэт заслонял свою довольно беззащитную и уязвимую душу. Его огромность, как сейчас модно говорить, – не что иное, как […].

«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Тоска и смятение, печаль и одиночество — частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более если он — поэт. Вот почему такой глубокой

Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1.Судьбы двух героев. 2.Искренность и фальшь дружеских отношений. 3.Печорин — жертва времени и обстоятельств. 4.Максим Максимыч как антипод.

«И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь»(2) Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие.

Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича.» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет.

ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА (По произведениям М. Ю. Лермонтова) Мотив Одиночества пронизывает всю лирику Лермонтова. Особенно отчетливо звучит он в Романе «Герой нашего времени». Образ Печорина — это одиночество и лирическое, и Гражданское, и вселенское. Печорин, Как очень незаурядный.

Любовь в жизни Печорина Любовь. Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера.

Печорин — герой или антигерой? Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х.

Анализ романа «Герой нашего времени» 1. Смотрите В. Г. Белинский статья «Герой нашего времени». 2. Д. Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин честолюбив, жаждет успехов, славы, деятельности; при этом отнюдь нельзя сказать, что у него охота смертная, да.

Человек и природа в поэзии Лермонтова Опальный ангел, с небом разлученный. Унывный демон полюбивший ад, Ветров и 6ypь огромных странный брат, Душой внимавший песне звезд всезвонной. К Бальмонт Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских.

Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча В романе Лермонтова «Герой нашего времени» выведен образ обаятельного и доброго человека — Максима Максимыча. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточно вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина). Он.

Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич Лермонтов Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима.

Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно. Такими горькими словами начинается одно из самых глубоких по содержанию стихотворений М. Ю. Лермонтова, которое сам поэт.

«О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» (2) Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед.

Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» принадлежит к величайшим произведениям М. Ю. Лермонтова. Тема одинокого протестующего героя-бунтаря волновала поэта давно. Мятежный характер отвергающего действительность, а потому и отвергнутого миром непокорного Демона привлекала Лермонтова с.

Лирика М. Лермонтова в моем восприятии «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и.

Тесное сплетение романтики и реализма в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» 1. Общая обстановка России 30-х годов XIX века. 2. Красота природы и неприглядность человеческих взаимоотношений в романе. 3. Тесная связь романтических и реалистических моментов в романе. В конце 30-х годов.

Жанр и композиция романа «Герой нашего времени» — первый русский реа — мистический психологический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли.

Процесс духовного развития русского поэта (Лермонтов) Эти суждения о прошлом опыте литературы нужны были Чернышевскому для обоснования своего основного тезиса о новаторском характере психологизма Толстого. «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается.

Общая характеристика портрета Печорина Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей». Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии.

Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере одного произведения («Мцыри») Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри.

Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова М. Ю.Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности.

Мое отношение к образу Печорина Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его.

Тамара — характеристика литературного героя ТАМАРА — героиня «восточной повести» М. Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения — способом непосредственного.

Роль повествователя в романе «Герой Нашего Времени» Повествование разбито на пять повестей-новелл, объединенных образом Печорина. В основу каждой из сюжетных линий положен тот или иной конфликт: психологический, нравственный, философский, конфликт характеров (Печорин и Бэла, Печорин и Максим.

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» Написанный совсем еще молодым человеком, роман «Герой нашего времени» пропитан духом романтизма. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя. Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства.

Любовь Печорина к Вере Любовь Печорина к Вере — большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать.

Письмо человеку, которым я больше всего восхищаюсь Михаил Юрьевич Лермонтов! Мне трудно писать, не зная Вас в жизни, опираясь на критику и биографию, написанную — увы! — не Вашей рукой. Ваш жизненный путь был недолог, но ослепителен.

Роман — художественный анализ Хронологические рамки, которыми определяется основная работа над романом,- 1838-1839 гг. Последовательность создания отдельных его частей не документирована и устанавливается на основании косвенных свидетельств. Возможно, осенью 1837 г. были сделаны черновые.

Сочинение по повести «Белеет парус одинокий» Героические события грозных дней начала революции 1905 года рисуются в произведении в романтически приподнятой тональности. В романтическом плане раскрываются и характеры главных героев повести — Пети и Гаврика, матроса Родиона.

Образ и характер Печорина Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина». (Данный.

План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» План I история души человеческой. II . мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери») 1. Человек замечательный по многим причинам А) он скептик и материалист Б).

Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме «Мцыри» Творчество М. Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII — начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма — предшествовавшего направления, провозглашавшего культ.

Второстепенные персонажи в романе «Герой нашего времени» Из побочных лиц первое место мы, конечно, должны отдать Максиму Максимовичу. Какой цельный характер коренного русского добряка, в которого не проникла тонкая зараза западного образования; который, при мнимой наружной холодности.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (Восприятие, истолкование, оценка.) «Выхожу один я на дорогу.» Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал.

Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый изгнанник Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием. «Смирись, гордый человек!» — воскликнул Достоевский в своей.

Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени» Роман начинается с описания путешествия по Военно-Грузинской дороге из Тифлиса во Владикавказ. Взору нашему представляется медленно поднимающаяся в гору тележка, запряженная быками, и следом идущий пожилой штабс-капитан в черкесской мохнатой.

«Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк» Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ. Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную.»). (Восприятие, истолкование, оценка.) Одну молитву чудную твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтов «Молитва» — одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году). Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся.

«Мой Лермонтов» (1) У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать в трудные минуты, помочь преодолеть в себе слабость, ободрить, подсказать. Для меня таким поэтом является М. Ю. Лермонтов. Именно.

В борьбе с самим собой. Образ Печорина В борьбе с самим собой. Образ Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени) 1.Потерянное поколение 30-х годов. 2.Натура Печорина с его талантами и недостатками. 3.Тонкий психолог и жестокий.

«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ») С синими горами Кавказа у М. Ю. Лермонтова была связана целая глава жизни — лучшая глава. Свобода и поэзия, героизм и храбрость, опасность и истинный патриотизм — вот что этот.

Сейчас вы читаете: «Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»: сочинение

Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники»), а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания»).

У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером», с местами, где остаются его друзья и единомышленники.

В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание.

Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска.

Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.

Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи».

2 вариант

М. Ю. Лермонтов — продолжатель идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Так, например, дух сомнения, размышления, отрицания, который мы встречали у Пушкина в его «Демоне », характерен и для всего творчества М. Лермонтова. Но все же своеобразие творчества этого замечательного поэта несомненно.

Поэзия М. Лермонтова несет мрачный колорит. В ней встречаются такие темы и мотивы, каких не было у А. Пушкина. Например, темы одиночества, предчувствия собственной трагической гибели, ощущения своего «избранничества», обрекающие на непонимание окружающих и отчужденность.

Тема изгнанничества и одиночества является центральной в стихотворении «Тучи». По свидетельству современников, М. Лермонтов написал это произведение перед отъездом в кавказскую ссылку, поэтому оно проникнуто печалью и мыслями о тяготах и превратностях человеческой жизни.

Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он обращается к «тучкам небесным» и сравнивает их с собой. Они — «вечные странники», они свободны и бесцельно мчатся «степью лазурною ». А лирический герой — изгнанник. И не по собственной воле покидает он «милый север». Большое количество риторических вопросов выражают тоску, переживание и бесконечное одиночество лирического героя. Также они показывают те тяготы человеческой жизни, которые способны омрачить душу и изгнать из родимой стороны:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Эмоциональная напряженность в стихотворении возрастает с каждым новым вопросом. Автор приходит к заключению, что тучи — изгнанники по собственному желанию, ведь они «вечно холодные, вечно свободные», им «чужды. страсти и чужды страдания». На земле нет ничего, что было бы дорого им, что они любили бы и о чем могли бы тосковать в разлуке.

«Нет у вас родины, нет вам изгнания», — с печалью говорит лирический герой. Он остается с пониманием своего полного одиночества, которое никто и ничто не может разделить с ним.

Путь М. Лермонтова оказался трагически кратким: поэт погиб. Но мир, созданный им, нетленен, как образ совершенства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: