«Журнал Печорина», как «роман в романе»: сочинение

«Журнал Печорина», как «роман в романе»

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста»

Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Максим Максимыч и Печорин (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1.Судьбы двух героев. 2.Искренность и фальшь дружеских отношений. 3.Печорин — жертва времени и обстоятельств. 4.Максим Максимыч как антипод.

Сочинение Лермонтов М. Ю. — Герой нашего времени Возможность увидеть настоящий героизм представляется не часто. И не потому, что Героев мало. Герой восходит на вершину своей высокой жизни, еще не имея на груди привлекательного значка. Как раз в.

Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича.» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в «Стихотворениях М. Лермонтова», 1840 и опубликованная 30 апреля и имеет.

Почему поколение Печорина обречено. На примере повести «Фаталист» От размышлений о предках, которые верили в то, что «целое небо на них смотрит с участием», Печорин переходит к мыслям о своем поколении: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по.

Любовь в жизни Печорина Любовь. Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера.

Почему не удался побег Мцыри Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для.

Анализ романа «Герой нашего времени» 1. Смотрите В. Г. Белинский статья «Герой нашего времени». 2. Д. Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин честолюбив, жаждет успехов, славы, деятельности; при этом отнюдь нельзя сказать, что у него охота смертная, да.

Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова (Герой нашего времени) Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению «Смерть Поэта», которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с.

Нужно встретить на пути вашей жизни Максима Максимыча В романе Лермонтова «Герой нашего времени» выведен образ обаятельного и доброго человека — Максима Максимыча. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточно вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина). Он.

Тема сочинения судьбы и доли в романе «Герой нашего времени» Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» звучит на протяжении всех глав книги. В «Тамани» Печорин задумывается, с чего бы это его судьба закинула в компанию контрабандистов. В «Княжне Мэре».

Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно. Такими горькими словами начинается одно из самых глубоких по содержанию стихотворений М. Ю. Лермонтова, которое сам поэт.

Пейзажная лирика в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем.

Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» принадлежит к величайшим произведениям М. Ю. Лермонтова. Тема одинокого протестующего героя-бунтаря волновала поэта давно. Мятежный характер отвергающего действительность, а потому и отвергнутого миром непокорного Демона привлекала Лермонтова с.

Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина Не известно, что бы мог создать величайший русский поэт М. Ю. Лермонтов, если бы прожил хоть немножечко больше, чем отвела ему судьба. Ведь в двадцать пять лет он сумел не.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею Образов, долгие годы привычно называемых критиками «лишними людьми». Печорин — это «Онегин своего времени».

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.) Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными.

Лермонтовская Россия Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось Лермонтову, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет из его сознания и его творчества юношескую мечту о романтическом подвиге.

Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю.

Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы — свобода личности — характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны.

«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, [ничего] не читал.

Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени» М. Ю.Лермонтов поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно, писал Белинский, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Какие основные мотивы лирики Лермонтова М. Ю. Лермонтов — духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из «пламя и света».

Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Как известно, любовь — одна со сфер, в которой реализовался романтический герой. Способность к искреннему, отданного чувства — важнейшая черта романтического героя. В романе «Герой нашего времени» Печорин проходит «испытание».

Монологическое размышление автора в стихотворении «Дума» Противоречие между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном чаду, в бессмысленном существовании ведет к мрачным проклятиям «Думы» (1838). Трусость выдвигается причиной.

История жизни Печорина Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография.

Существовал ли исторический прототип образа Печорина В «Литературной России» была напечатана интересная статья В. Левина «Дуэль Лермонтова. Еще одна гипотеза», в которой автор высказал мнение, что «Лермонтов вложил в образ Печорина очень много своего, личного, такого.

Пространство поступков в лирике Лермонтова Каждый человек живет в двух мирах: мире реальном и мире духовном. Русская литература — литература пророческая, и Лермонтов так же, как и Пушкин, считал себя поэтом-пророком, который должен не просто.

Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Именно Демон, а не человек, мог «всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать». Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской.

«Мцыри», как романтическая поэма Среди русских поэтов Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова — стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, «лермонтовский», элемент — чувства мрачного отчаяния из-за тесноты земного удела.

Поэма «Демон» В поэме «Демон» Лермонтов воплотил свой тираноборческий пафос. Бог в его поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятия добра и.

Читайте также:
Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма «Мцыри» — один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и.

Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени» Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова — П. А.Висковатова (1842-1905), «Фаталист», списан с происшествия, бывшего в станице Черненной с Акимом Акимовичем Хастатовым, дядей Лермонтова.

Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Мцыри — это естественный человек, близкий природе, особенно ее бурным проявлениям: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад». Он бежал из монастыря во время грозы, когда испуганные.

Сочинение: «Максим Максимыч» В повести «Максим Максимыч» единственный раз автор романа сталкивается с Печориным лицом к лицу. Появлению Печорина предшествует описание его щегольской коляски и избалованного столичного лакея. Надменность слуги резко контрастирует с.

Как создавалось гениальное произведение «Герой нашего времени» Роман начинается с описания путешествия по Военно-Грузинской дороге из Тифлиса во Владикавказ. Взору нашему представляется медленно поднимающаяся в гору тележка, запряженная быками, и следом идущий пожилой штабс-капитан в черкесской мохнатой.

Тема родины в лирике М. Лермонтова Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики —.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную.»). (Восприятие, истолкование, оценка.) Одну молитву чудную твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтов «Молитва» — одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году). Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся.

Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется.

В борьбе с самим собой. Образ Печорина В борьбе с самим собой. Образ Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени) 1.Потерянное поколение 30-х годов. 2.Натура Печорина с его талантами и недостатками. 3.Тонкий психолог и жестокий.

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души.

Сейчас вы читаете: «Журнал Печорина», как «роман в романе»

Сочинение: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Художественный опыт М. Ю. Лермонтова-лирика, автора поэм, Драматурга и прозаика сконцентрировался в романе «Герой нашего времени», работу над которым он начал в 1838 году на основе своих кавказских впечатлений. В отличие от прежних своих тво­рений Лермонтов, создавая этот роман, уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности.

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический — потому что у автора и ге­роя «одна душа, одни и те же муки», психологический — потому что идейным и сюжетным центром в нем являются не события, а личность главного героя, его духовная жизнь. «В этом человеке есть сила духа и могущество воли, — писал В. Г. Белинский, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда чело­веческое чувство восстает на негр: ему другое предназначение, дру­гой путь. Его страсти — бури, очищающие сферу духа. » Таков Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени». По­этому психологическое богатство романа заключено, прежде все­го, в образе «героя времени».
[sms]

Роман построен как серия повестей, которые, возможно, заду­мывались как отдельные произведения, но были в итоге объеди­нены в сложную композиционную структуру, подчиненную рас­крытию характера главного героя.

Читайте также:
Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри как романтическое произведение: сочинение

Автор использует принцип хронологической инверсии — по­вести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в кото­ром реально могли бы происходить описанные события. Исходя из хронологической последовательности событий, первой повес­тью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин оста­навливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кис­ловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вудичем.

Прожив несколько Лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с Максимом Максимычем и стран­ствующим офицером — это повесть «Максим Максимыч». Возвра­щаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом повествователь рас­сказывает в предисловии к «Журналу Печорина».

Однако психологическая сложность центрального образа за­ставила Лермонтова отказаться от последовательного изображе­ния. Предыстория Печорина намеренно исключена, и это прида­ет его биографии некоторую таинственность. Автор постепенно знакомит читателя со своим героем, мастерски используя прием нарастания раскрытия тайны — его внутреннего мира, его психо­логии. Лермонтов ведет читателя от загадки (описание поступков Печорина в первых трех повестях) к разгадке (объяснение моти­вов в четвертой и пятой повестях).

Таким образом, роман имеет «вершинную композицию», биография героя предстает перед читателем в кульминационных точках. При этом каждая повесть романа опирается на определенную литературную традицию. «Бэла» соединяет в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке»; «Княжна Мери» — «светская по­весть»; «Тамань» — лирическая новелла с невыраженным сюже­том и атмосферой таинственности; «Фаталист» — рассказ о «таин­ственном случае», характерный для фантастической прозы 30-х годов XIX века. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика также позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъ­емлюще раскрыть внутренний мир своего героя.

В «Бэле» о герое рассказывает Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Макси­мыч — человек добрый, он искренне привязан к Печорину, но понять его не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, — это «славный малый», «но с большими странностями». Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох.

История трагической любви Печорина, разочарован­ность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может. Зачем Печори­ну понадобилась Бэла, почему, едва добившись ее любви, он ску­чает и томится; отчего бросился отбивать ее у Казбича; что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему засмеялся, когда добрей­ший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. В гла­ве «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает путешествующий офицер. Это чело­век, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Подробно описывая внешность, повествова-^ тель пытается понять характер Печорина, и таинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живые черты. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся. » Он хочет узнать, что скрывают эти глаза, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина, где ав­тор предоставляет самому Печорину рассказать о себе.

Роман продолжает «Журнал Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открвшимся на людях. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в ро­мане». Его предваряет предисловие повествователя, и мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типич­ная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только ис­поведь самого героя.

Читайте также:
Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю.Лермонтова Герой на-шего времени.): сочинение

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души че­ловеческой, следствие наблюдений умазрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лер­монтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценнос­тей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связав­ших с ним свою судьбу.

Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повество­вания, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от са­мооценки к размышлению о своем поколении: «. мы жалкие по­томки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без на­слаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. ». И мы, наконец, постигаем характер Пе­чорина в его неизбежной раздвоенности, вникаем в историю его души и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «вре­мени».

«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла траге­дия с Бэлой. Такая «кольцевая» композиция подчеркивает обре­ченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой?’ «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» — спрашивает он.

Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нрав­ственные и философские проблемы. Психологически точно дает­ся картина взаимоотношений общества и личности.

Своеобразно в романе также изображение природы Кавказа и быта горцев. Мы знаем, что тема Кавказа постоянно привлекала внимание Лермонтова, в своих стихотворениях, поэмах он воспе­вал живописную природу и могучие, неукротимые характеры. Но в «Герое нашего времени» природа приближена к человеку, она помогает понять его мысли и чувства. Картины повседневного быта горцев обрисованы скупо и точно, отражая реальную действитель- ность. В такой же удивительно простой и реалистической манере изображены характеры Казбича, Азамата и Бэлы. Обычаи, заве­ты, мораль предков являются определяющими в их поведении.

Неоспоримая заслуга Лермонтова состоит в том, что он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день со­единением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, своеобразно «выстраивая» их, раскрывая образ одного героя через восприятие другого.[/sms]

«Журнал Печорина», как «роман в романе»

«Журнал Печорина», как «роман в романе»

«Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими были опубликованы в виде отдельных повестей.

«Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как целостное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.

сильнее нас заинтересовывая.

«Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.

«Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч – штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: «славный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч – старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.

«Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс- капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.

Читайте также:
Гражданские мотивы в лирике М. Лермонтова: сочинение

Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.

Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся. » Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.

«Журнал Печорина», его предваряет предисловие повествователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ – заглавие этой книги». Итак, Печорин – герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.

«Журнал Печорина» – это своего рода «роман в романе». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» – «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание – спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.

«Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов говорит о том, о чём кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, – о горькой судьбе своего поколения: «. мы. жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха. мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. »

Сочинение на тему: Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени”

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Сюжет и композиция романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В про-цессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечест-венных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публика-ции «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила из-вещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «со-брание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, прекрасный по-дарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведение как цело-стное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего вре-мени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную ком-позиционную структуру.
Психологическая сложность центрального образа определила ком-позиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Пе-чорина, всё сильнее нас заинтересовывая.
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя на-шего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Мак-сим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в со-стоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: «славный ма-лый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощу-щения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выпол-няющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рас-суждать.
Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчи-тываемся в его слова.
Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся. » Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые чи-татели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только ис-поведь самого героя.
«Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Та-мань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лири-кой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лиш-ней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней по-степенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к размыш-лению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов го-ворит о том, о чём кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, — о горькой судьбе своего поколения: «… мы… жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага чело-вечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомне-нию…»
«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчёркивает обре-чённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: на-сколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравст-венные и философские проблемы. Психологически точно даётся карти-на взаимоотношений общества и личности.
.

Читайте также:
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним. Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось.
Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.

Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его.
В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал.
В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней».
Лермонтов пишет:

В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные.
Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил.
Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом.
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.

В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

1. Роль литературы в жизни русского общества.

2. Место темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: “О, полно извинять разврат”, “Смерть поэта”, “Поэт”, “Не верь себе”, “Журналист, читатель и писатель”, “Пророк”.

3. Место поэта в теме поэта и поэзии.

4. Анализ стихотворения “Поэт”, позволяющий раскрыть взгляды Лермонтова на задачи поэзии и ее значение.

Читайте также:
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: сочинение

5. Образ поэта в лирике Лермонтова, конфликт между поэтом и обществом.

6. Значение стихотворений Лермонтова в теме поэта и поэзии.

В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Белинский писал, что в литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал, что литература является средством воздействия на понятия и нравы общества. Лермонтов также понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей, и в литературной деятельности видел возможность протестовать против ненавистного ему уклада жизни.

Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “О, полно извинять разврат”, посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение.

Среди различных впечатлений,

На мелочь душу разменяв,

Он гибнет жертвой общих мнений.

Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть поэта”. Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы* и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Это обличительное гневное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

История русской поэзии, пожалуй, еще не знала стихов подобной силы, с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Эпитетами “праведная кровь”, “вольное сердце”, “гордая голова”, “свободный, смелый дар”, “завистливый, душный свет”, “черная кровь”, “жадная толпа”, “ничтожные клеветники” Лермонтов выражает свое отношение к свету и Пушкину, активно направляя и чувства писателя, раскрывает трагедию одиночества поэта, живущего в таком обществе. Написав это стихотворение, Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. Судьба Пушкина стала его судьбой.

В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как он приступил к высокому служению. Лермонтов в своем одноименном стихотворении изображает судьбу поэта, осмеянного людьми за свою проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

Читайте также:
Художественное своеобразие Песни про царя Ивана Васильевича…: сочинение

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья, –

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение.

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

Молодой Лермонтов-романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые не доступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его господин, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В прошлом судьба поэта была высокой и почетной. Поэт служил людям:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в “ветхом мире”, их “простой и гордый язык” не нужен там, где тешатся “блестками и обманами”. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презрения.

Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении выражена тревога поэта за судьбу родной литературы и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как божий дух носился над толпой”, вероятно, Лермонтов думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.

Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

Теги: Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова Сочинение Литература

Сочинение: Тема поэта и поэзии в творчестве М. Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, что и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.

Стихотворение “Смерть Поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и потому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дольний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный суд”. Время, века, человечество скажут свое слово.

Читайте также:
Мцыри и ссыльный поэт: сочинение

Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным.

Таков и поэт Лермонтова. У него, как и у Пушкина, появляется образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение поэта сродни назначению последнего. Поэзия в эпоху негероическую стала просто, если можно так сказать, побрякушкой наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысль. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочтен теперь “блесткам и обманам”.

Заключительная строфа — это голос самого поэта, который тяготится бездействием, для которого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценности: “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? / Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, / Покрытый ржавчиной презренья?”

Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: “Пойдите прочь”. Не таков пророк “уже совсем другой эпохи”. Лермонтов подхватывает тему Пушкина и развивает ее с учетом опыта жизни своего поколения.

Отправившись проповедовать любовь и правду, лермонтовский пророк ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает судьба. Звери, птицы, звезды внимают пророку. Глухи только люди. Через шумный град пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и поэт Пушкина получал иногда своего рода “социальный заказ”: “Сердца собратьев исправляй. ” Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.

Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной мере завершенную. Но время потребовало коррективов, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама судьба и гибель Лермонтова удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.

“Пророк” Лермонтова — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами.

“Журналист, читатель и писатель” уже самим названием и формой напоминает “Разговор книгопродавца с поэтом”.

Современная Лермонтову поэзия явно деградировала:

Стихи — такая пустота,

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот.

Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось и жизнь замерла:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

Деградация коснулась всего. Критика выродилась в “мелкие нападки на шрифт, веньетки, опечатки”.

В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету,

А просто грязная вода.

Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: “О чем писать?” Лишь изредка “забот спадает бремя”, и только в такие минуты будущее не кажется столь беспросветным: “Тогда пишу. Диктует совесть. Пером сердитый водит ум”.

Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но на всем этом лежит тяжелая печать современной Лермонтову эпохи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: