Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий»: сочинение

Сочинение за меня писал сам Катаев

25 августа 2003 10:48

Мы жили на Тверской и в бараке на Скаковой

Мой дедушка был крупным военным, и до моего рождения мама и бабушка жили с ним на Тверской улице, в доме напротив Центрального телеграфа (там сейчас «Макдоналдс»). Но в 1937 году деда посадили, и их отселили в барак на улице Скаковой (район ипподрома). Там я и появилась на свет. В роддоме имени почему-то Надежды Крупской, у которой не было детей. Он был недалеко от Лесной улицы. Папа с мамой не были расписаны, у папы была другая жена, а по Союзу писателей ходила шутка: «У писателя Васильева родилась дочь. А его жена об этом знает?»

Потом наш барак снесли, а нам дали комнату в коммуналке на улице Кирова (ныне Мясницкая) в доме напротив магазина «Чай». В песне Высоцкого есть фраза «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Это про нас. На первом этаже нашего дома был магазин «Рыба», и мы просыпались в пять утра, когда приезжали машины с рыбой. Грузчики дико матерились. Процесс сопровождался ну очень сильным запахом рыбы, мы к нему привыкли. Папа не был прописан в этой комнате, и, когда он приходил к маме, соседи заявляли в милицию, что в квартире находится «незаконный» жилец.

На Беговой мама плакала от счастья – умер Сталин

В пятьдесят третьем году бабушку и маму собрались выселять из Москвы. Докатилась волна репрессий. И папа решил расписаться с мамой, хотя она его отговаривала. Они пошли в загс на Беговой, который почему-то был закрыт. К ним вышла заплаканная женщина и спросила: «Зачем вы пришли?» Родители ответили, что собираются жениться. Женщина проникновенно произнесла: «Вы что, с ума сошли?! Такое горе – умер Сталин». После этих слов мама заплакала от счастья и пошла на похороны убедиться, что в гробу лежит именно Сталин. Затем родители не женились еще лет пять. Расписались они только тогда, когда я пошла в школу. Там требовалась справка об их браке.

В 1957 году на улице Черняховского (район Ленинградского проспекта) был построен дом, куда мы переехали. Тогда в этом районе были только поле, лес и деревянные домики. В первый день мы очень долго шли к своему новому дому по жуткой грязи. Когда дошли до подъезда, мама села на ступеньки и заплакала: «Аркадий, куда ты меня завез?!» Мне тогда было пять лет.

На Ленинградке из-за нас смолкал мат

Рядом с нашим домом был инвалидный рынок, где инвалидам войны разрешалось торговать продукцией своего производства. Одно из воспоминаний моего детства – это безрукие и безногие люди, в основном пьяные. Ходить в школу через рынок было страшно. Там была чайная, рядом с которой водители-дальнобойщики мыли машины перед въездом в Москву. В ней продавались пирожки с повидлом, за которыми мы с подружкой приходили класса со второго. Нам запрещали туда ходить, ведь у водителей вся лексика была ненормативная. Когда мы входили, буфетчица на всю чайную кричала: «Дети пришли!» – и весь зал смолкал. Пока мы покупали пирожки, никто не матерился. Как только выходили, все продолжалось. А потом, в один день, рынок исчез, и на его месте выросла улица Усиевича.

Летом мы жили в Переделкине, на даче от Союза писателей. Папы не стало в 1972 году, но нас с мамой не выгоняли до 1986 года. Когда все-таки выгнали, мы снимали комнату в Доме творчества «Переделкино». Сейчас строим свой дом, но не в Переделкине. Прежняя атмосфера этого поселка исчезла. При Чуковском были бесплатные костры «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Для нас, детей, это стоило десять шишек, которые мы бросали в костер. Причем Корней Иванович не разделял детей писателей и детей обслуживающего персонала. Сейчас костры другие.

Я долго считала, что все люди вокруг – писатели или актеры. Как-то в школе мне задали сочинение на тему «Что хотел сказать Катаев в произведении «Белеет парус одинокий». Будучи девочкой нахальной и находчивой, я пошла к Валентину Петровичу на дачу и попросила написать это сочинение. Он написал и получил три! Его очень развеселили замечания, сделанные красной ручкой на полях: «Не верно. Катаев хотел сказать другое». Но учительнице я ничего не рассказала, а то бы ее инфаркт хватил.

. и гуляла с Лилей Брик

Однажды, по дороге к подружке, я вслух повторяла поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин», которую мне задали на лето. Навстречу мне вышла женщина с рыжей косой и в белых сапогах. Она спросила: «Ты любишь Маяковского?» На что я ответила: «Терпеть не могу! Он был революционным поэтом, а мне нравится Есенин».

Лиля взяла мой учебник, зашвырнула его в канаву и сказала: «Пойдем, я расскажу тебе, какой был Володя». В Переделкине было много сумасшедших. (Помню, как к папе приходил литературовед – специалист по Пушкину, – который говорил: «Я же знал, что Дантес убьет Пушкина. Почему я его не остановил?!») . Я приняла эту женщину за одну из них. Но все же пошла с ней и узнала о стихах Маяковского много того, что нам не рассказывали в школе. Мы прогуляли с ней все лето, и она уехала в Париж. Когда я рассказала Катаеву о нашей встрече, он обратился к жене: «Удивительно, что Лиля не порвала девочку в клочья за такое отношение к Маяковскому». Я решила уточнить, правда ли она его знала. А Валентин Петрович ответил: «Бог мой, она даже с ним спала!»

Читайте также:
Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Ходила в «консерваторию» Дома литераторов

В детстве мама хотела, чтобы я стала балериной, и повела меня в училище на 3-ю Фрунзенскую улицу. После просмотра к родителям вышла учительница. Она коротко охарактеризовала всех детей, а меня вывела за руку и сказала, что такого ребенка не видела никогда. Мама приосанилась: «Уланову привела». Но ей сказали, что у меня какие-то совсем неправильные ноги, странная стопа и что-то еще. Мало того, медведь сел мне не только на уши, а прямо целиком. Мама решила, что будет развивать мой слух, и водила меня три раза в неделю в консерваторию. Это было мучение. Чтобы отвлечься, я считала трубы у органа. Заснуть было невозможно, потому что очень громко звучала музыка, а бабушка подпихивала локтем. С походами в консерваторию меня примирял буфет – бутерброды с копченой колбасой и ситро «Буратино». Но однажды я пошла на концерт с папой. Через десять минут он заснул. Я спросила: «Папа, ты спишь?» – он ответил: «Боже, как я ненавижу музыку!» Я в восторге зашептала: «Пойдем в Дом литераторов в буфет». Он с удовольствием ответил: «А им наврем, что были в консерватории». Так мы периодически ходили с папой «в консерваторию».

В «Национале» кофе стоил 30 копеек!

Папа работал в Доме литераторов, и я бывала у него постоянно. Как-то в метро со мной захотел познакомиться молодой человек. Он сказал: «Вы не представляете, куда я могу вас пригласить! В Дом литераторов!» Более удачного варианта он не мог предложить.

В студенческие годы мы с однокурсниками ходили в «Шоколадницу», в «Яму» – это пивной бар в Столешниковом переулке, куда нельзя было войти без болотных сапог. В кафе «Московском» на Тверской, где сейчас японское суши, были подъемные цены для студентов. Ну и, конечно, кафе «Космос», где мы ели мороженое «Космос» с шоколадом, «Планету» с орешками и «Солнышко» с медом.

Вот и все «наши» места. Студенты психфака ходили в «Националь», где чашка кофе стоила всего 30 копеек. Но журфак с ними не пересекался.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»

Главные герои повести «Белеет парус одинокий» — два друга, Петя и Гаврик. Петя Бачей – сын учителя одной из одесских гимназий, ему восемь с половиной лет. Гаврик — внук рыбака, ему девять лет, но он уже помогает дедушке ловить рыбу и носит улов на базар. Гаврик с дедушкой живут в лачуге на берегу моря и еле сводят концы с концами, потому что на дедушкиной шаланде нет паруса, а без паруса им не добраться до мест, где водится много рыбы. Дедушка Гаврика мечтает о парусе, но заработать на него никак не получается.

Летом 1905 года Петя с отцом и братом Павликом возвращались в Одессу с отдыха на море. В то лето произошло восстание на броненосце «Потемкин», которое закончилось поражением восставших. Мятежные матросы покинули корабль и вынуждены были скрываться. Один из них, Родион Жуков, спасаясь от погони, укрылся в дилижансе, на котором семья Бачей возвращалась в Одессу. Глава семейства не стал выдавать матроса стражникам и тот сумел добраться до ближайшего города, из которого в Одессу можно было попасть на пароходе «Тургенев».

Позже, на пароходе, наблюдательный Петя Бачей снова увидел беглого матроса. Петя углядел, что матроса опознал сыщик. Когда сыщик попытался задержать Жукова, тот выпрыгнул за борт и поплыл к берегу. Пароход в это время уже подходил к Одессе и у моряка были шансы добраться до берега вплавь.

Так случилось, что Родиона Жукова подобрала шаланда, на которой вечером вышли в море Гаврик с дедушкой. Они доставили моряка на берег и укрыли в своей лачуге. От долгого пребывания в воде матрос заболел, у него началась горячка. Гаврик решил обратиться за помощью к старшему брату Терентию, который был уже взрослым человеком и работал в мастерских.

Отправляясь к брату, который жил достаточно далеко, в районе под названием Ближние Мельницы, Гаврик взял с собой за компанию Петю. По дороге Петя с жаром рассказывал о беглом матросе. Гаврик понял, что именно этого человека они с дедушкой спасли в море, но он ничего не стал рассказывать Пете.

В гостях у Терентия Петя познакомился с его дочерью Мотей. Пока Мотя показывала Пете свои игрушки и играла с ним в прятки, Гаврик рассказал Терентию о матросе с броненосца «Потемкин». Терентий обещал помочь матросу и вместе с Гавриком и Петей отправился в город.

Читайте также:
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: сочинение

Но когда поздно вечером Терентий с товарищем пришел к дедушке забрать матроса, лачугу окружила полиция. Гаврик успел предупредить брата об опасности и Терентий с товарищем и Родионом Жуковым сумели скрыться. Но дедушку Гаврика полиция арестовала и отправила в тюрьму. Гаврику пришлось вернуться к брату на Ближние Мельницы.

Тем временем Петя Бачей был занят поступлением в гимназию. Он успешно прошел вступительное испытание, а после вместе с отцом и тетей покупал школьную форму, ранец и письменные принадлежности. А потом наступила осень и началась учеба. Поначалу Петя нахватал двоек, но после взялся за ум и стал учиться со всем прилежанием.

На какое-то время друзья потеряли друг друга из виду. Гаврик жил у брата, потому что дедушку по-прежнему держали в тюрьме. Не желая быть обузой, мальчик каждый день отправлялся в город и старался заработать хоть немного денег. Он подносил корзинки с провизией, помогал грузчикам на станции. В то время у одесских детей была популярной игра в «ушки», которыми называли пуговицы от форменных мундиров. Гаврик заинтересовался этой игрой, потому что в нее играли на деньги. Он быстро стал чемпионом и игра стала приносить ему стабильный доход.

Петя Бачей тоже заинтересовался этой игрой, но игрок из него был никудышный, и он постоянно проигрывал. Для того, чтобы отыграться, Петя пошел на преступление – он тайком взял с комода сдачу, которую кухарка принесла с рынка. А через какое-то время он вытащил деньги из копилки младшего брата Павлика. Но и эти деньги он проиграл Гаврику. Вскоре Петя стал должником Гаврика и вынужден был выполнять все его поручения. В основном ему приходилось таскать в своем ранце мешочки с «ушками», которых у Гаврика всегда было много.

В октябре, после опубликования царского манифеста, из тюрем стали выпускать заключенных. Вышел на свободу и дедушка Гаврика. Пребывание в тюрьме сильно подорвало его здоровье и он больше не мог жить в своей лачуге и заниматься рыбной ловлей. Терентий при помощи товарищей устроил его работать сторожем.

В Одессе наступило тревожное время, на улицах стреляли, доступ в некоторые районы был перекрыт полицией. Однажды Гаврик потребовал от Пети взять ранец, гимназический билет и отправиться с ним. Гаврик наполнял ранец тяжелыми мешочками и вместе с Петей пробирался в районы Одессы, блокированные полицией. Вскоре Петя догадался, что он носит в ранце не «ушки», а револьверные патроны, в которых остро нуждались восставшие рабочие. Но, даже узнав, чем он занимается, Петя продолжал помогать Гаврику.

Вскоре сопротивление восставших было подавлено, и многим из них пришлось скрываться от полиции. В их числе был и Терентий. Его семья вынуждена была переехать в лачугу дедушки на берегу моря. Терентий по мере возможности помогал родным и даже обещал купить деду парус на шаланду.

Мысли о парусе воодушевили старого рыбака, но его состояние здоровья ухудшалось, и весной дедушка Гаврика умер. Когда Терентий принес обещанный парус, было уже поздно. Гаврику и Пете тоже не удалось долго походить на шаланде под новым парусом. Их общий знакомый, матрос Родион Жуков, был схвачен полицией, но друзья устроили ему побег из тюрьмы. Гаврик, Петя и Мотя приняли деятельное участие в спасении моряка. Они пригнали шаланду под парусом в условленное место и, дождавшись появления Терентия с Родионом Жуковым, передали матросу шаланду. После этого ребята долго смотрели на одинокий белый парус в открытом море.

Таково краткое содержание повести «Белеет парус одинокий».

Главная мысль повести заключается в том, что правильные, справедливые поступки можно совершать в любом возрасте. Гаврику и Пете было чуть больше девяти лет, когда они приняли деятельное участие в спасении матроса Родиона Жукова. Ребята также помогали восставшим рабочим, доставляя им патроны в заблокированные районы. Но и ошибок ребята не избежали. Петя, увлеченный игрой в «ушки», совершал неблаговидные поступки — взял тайком деньги, оставленные кухаркой на комоде, и опустошил копилку младшего брата.

Повесть «Белеет парус одинокий» учит не поддаваться азарту и всегда думать о последствиях того или иного поступка.

В повести мне понравился дедушка Гаврика. Старый рыбак, попав в заключение, сумел выдержать тяжелые испытания и не выдал никого из революционеров, потеряв здоровье и жизнь.

Какие пословицы подходят к повести «Белеет парус одинокий»?

Хороша помощь, оказанная вовремя.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Справедливый победит.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

1936 – Валентин Катаев — Белеет парус одинокий (18.06.2016)

И вот синтезом исторических и детских экзерсисов представляется самая популярная книга Катаева, классическое его произведение «Белеет парус одинокий» . Впоследствии Катаев, думая развить сказочный успех первой части, приписал к ней еще три. Сначала четвертую «Волны Черного моря», где герои борются в одесских катакомбах, если что-то живое еще было в этой четвертой части, то после партийной критики он ее переписал начисто и убил последние ростки чего-то человеческого и симпатичного, и в результате «За власть Советов», они же «Катакомбы», стали самым неудачным его произведением. Потом он написал «Хуторок в степи» — прямое продолжение «Паруса», где Петя и Гаврик уже подростки, а последним, уже в шестидесятые годы, — «Зимний ветер» — воспоминания об Одессе 1918 года, в которой из-за бесчисленных умолчаний опять-таки получился волшебный синтез настоящей любимой им Одессы и чудовищной советской фальшивки. Поэтому «Белеет парус» остается самым удачным сочинением из всей тетралогии. В Одессе стоит памятник Пете и Гаврику, это, наверное, самый большой катаевский литературный успех на родине.

Читайте также:
Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

Конечно, впоследствии блистательная поздняя проза Катаева, иногда скандальная, как «Алмазный мой венец», иногда пронзительно яркая и изобразительно беспрецедентно точная, как «Волшебный рог Оберона», она немножко заслонила Катаева тридцатых годов. Но тем не менее, для советского читателя 1936 года «Белеет парус» был каким-то глотком черноморской свежести, каким-то удивительным подарком судьбы.

Надо сказать, что Катаев вообще с этой повестью входит в зрелость, он обзавелся наконец постоянной семьей. После не слишком удачного первого брака, он очень удачно и счастливо женился на совсем молоденькой Эстер Катаевой, которой и посвящена эта повесть. Эстер мне в интервью рассказывала, 60 лет спустя, как Катаев читал ей каждую новую главу «Паруса», и как она восхищалась этой вещью. Надо, кстати, сказать, что она вызвала и восхищение Бунина. Бунину, катаевскому учителю по Одессе, не очень-то нравились его сочинения двадцатых годов, «Время вперед» он вообще не прочитал. А вот «Белеет парус» он встретил восторженно, покрыл восклицательными знаками на полях и передал Катаеву «Жизнь Арсеньева» от учителя через друзей с очень лестной надписью.

То есть это, наверное, единственный случай, когда Катаеву удалось в советское время, да еще и при Сталине, протащить каким-то образом в печать, реализовать самые ценные стороны своего дарования. Во-первых, это несравненный пластический дар. Катаев гениальный описатель. Он всю жизнь завидовал Набокову, говорил «как жаждет душа моя повторения этого феномена», но на самом деле этот феномен вполне удавался и ему. Некоторые описания из «Паруса», например, бычки на Привозе, или поразительная совершенно вода-фиалка, о которой мечтали все читатели, или последний день в экономии, когда с началом осени Бачей уезжают в Одессу, и Петя смотрит, когда ныряет с открытыми глазами, последний раз смотрит на чудеса подводного мира, перед отъездом в город. Это все врезается в память мгновенно. Эта повесть написана с таким восторженным аппетитом к жизни, с такой памятью на мельчайшие детали, с таким мастерством в передаче запахов, оттенков, просто воздуха самого одесского, потому что Одесса действительно состоит из совершенно особенных примет. Это, пожалуй, пример самой гибкой, самой пластичной, самой точной прозы во все тридцатые годы.

Вторая, удивительная совершенно особенность катаевского творчества — он, начиная с детских лет, когда он с таким жадным вниманием читал похождения Пинкертона или Холмса, он вообще любит сильный авантюрный сюжет. Поздняя его проза в достаточной степени бессюжетна, разбита, но даже в «Траве забвения» есть замечательное, яркое и сильное, повествование о Клавдии Зарембе, девушке из совпартшколы, которая сдает чекистам своего друга, белого офицера, и этот сюжет запоминается лучше всего остального. Точно так же и «Уже написан Вертер», самое знаменитая поздняя повесть Катаева, это тоже повесть с ярким и сильным сюжетом. Катаев замечательный фабулист, замечательный строитель динамичных фабул, он очень любит погони, поиски, приключения. Кстати, примыкающая к тетралогии повесть «Электрическая машина», которую Катаев написал во время войны, чтобы отвлечься от ее ужасов, она тоже сюжетная и тоже крайне динамичная. Он вообще хороший рассказчик.

И поэтому он сумел придумать для «Белеет парус» такой романтический, авантюрный, исторический сюжет. Конечно, идеологически очень выверенный, потому что там матроса Жукова, матроса с «Потемкина», прячут на протяжении всей повести, и выхаживает его дедушка Гаврика, Гаврика Черноиваненко. И дедушка, замечательный одесский рыбак, он там представитель простого трудового народа, носитель его мудрости и стойкости. Но невзирая на всю ходульность дедушки, и такую же ходульность матроса, вся эта фабула со шпиком, который матроса преследует, с прятками, со всей динамикой восстания 1905 года на «Очакове», которое тоже там присутствует фоном, все это создает в повести очень напряженную, очень динамичную картинку. «Очаков» и «Потемкин», вот эти два главные названия 1905 года, они для молодого Катаева много значили. Я бы погрешил, наверное, против истины, если бы сказал, что вся эта революционная история подверстана к повести на «живую нитку».

Катаев действительно успел послужить и у красных, и у белых. Его путь в революцию был достаточно непрост. Но в общем, приходится признать, что революционная утопия и его, и всех южан — Олешу, Багрицкого — она в какой-то момент захватила. И Катаев искренне был предан советской власти, чего уж там говорить. В «Траве забвения», когда ему, классику, уже все было можно, он достаточно скептично отозвался о выборе Бунина, который «за чечевичную похлебку эмигрантской свободы» продал Родину и революцию. И он никогда не понимал вот этой бунинской ненависти к новизне и бунинской привязанности к прежней России. Да, «Белеет парус» вполне революционное произведение, полное памяти, и довольно светлой памяти, революционных предчувствий. В конце концов, ну что мы будем лгать, вся Одесса, действительно, в 1905 году сочувствовала «Очакову» и «Потемкину». Сколько бы мы не видели потом трагических свидетельств о русской революции 1917 года, о том, как ужасна была в Одессе гражданская война, о том, как через город прокатывались то русские, то интервенты, тем не менее, как бы мы не относились к этому всему, мы должны признать, что революционная сторона «Паруса», она, в общем, искренняя, светлая и ничуть не натужная.

Читайте также:
Литературные контрасты и антитезы в романе «Герой нашего времени»: сочинение

Потому что матрос этот, Жуков, достаточно обаятельный герой, при всей своей правильности, да и, в общем, для детей, как это ни странно звучит для сегодняшней литературы, для детей как-то естественно желание прятать преследуемых. Ну посмотрите, сколько этого в литературе. У Грина, например, «Сто верст по реке», когда две девушки прячут беглого каторжника. Сколько этого у Бруштейн, в «Дорога уходят вдаль», когда тоже гимназисты помогают подпольщикам. Ну естественно для ребенка помогать тому, кого все преследуют. Не важно тут, революционный он матрос, контрреволюционный, если за ним гонится шпик, естественно прятать его от шпика. Вот то, что Петя и Гаврик прячут этого Жукова, романтического такого Робин Гуда революции, это очень естественно вписывается в ткань повести.

Третий непременный аспект — Катаев вообще большой мастер изображения подростковой любви. Самая удачная его книга на эту тему, я думаю, это «Юношеский роман Саши Пчелкина, рассказанный им самим», Пчелкин – это постоянный псевдоним Катаева в его поздней прозе. «Юношеский роман» это история его армейской службы в 1914 году и переписки с тогдашней его лиловоглазой любовью. Катаев всегда вспоминает о своей первой любви, гимназистке Наде Заря-Заряницкой, которая, кстати, гибнет, естественно, в «Вертере», расстрелянная в качестве заложницы. Но у Катаева вообще дар изображения подростковой страсти, подросткового чувства. Зрелая любовь, она не так ему удается. Почему? Наверное, потому, что вообще он силен во всем, что касается подростковой памяти, свежей, острой. Вот он любит, когда все в первый раз, это свежесть и острота впечатлений.

Он помнит свой первый Париж, а не свой Париж шестидесятых, он помнит первую свою Одессу, Одессу до 1918 года, а поздняя Одесса, Одесса тридцатых-сороковых годов, оставляет его, в общем, равнодушным. Он человек, влюбленный в собственное детство, потому что главная катаевская тема, как и бунинская, кстати, это быстротечность времени, бесследное исчезновение всего. Помните, как замечательно было в «Святом колодце»: «14.30. На «Маяке» легкая музыка. Неужели всему конец?». Вот этот стык воспоминаний радийного объявления и страшных мыслей о смерти, в этом весь Катаев. Отсюда такая невероятная острота, острота всех впечатлений, все происходит в соседстве смерти.

Почему эта вещь имела такой оглушительный успех? Первая причина, конечно, то, что она увлекательна, ярко написана, это очень хороший язык. Это великолепная классическая школа, южно-русская школа, которая дала действительно и Олешу, которая дала и Гехта, и Бондарина, и Ильфа с Петровым, первоклассных прозаиков двадцатых-тридцатых годов. Это был свежий черноморский ветер, который подул в затхлую пресную стихию русской прозы. С одной стороны, пришли замечательные дальневосточные, сибирские авторы во главе со Всеволодом Ивановым, а с другой, вот эти одесситы, которые свою черноморскую соль принесли в пресное болото русской жизни.

Конечно, гигантский десант, который вслед за Катаевым приехал, во главе с его братом Евгением Катаевым, более известным как Евгений Петров, во главе с Багрицким, Зинаидой Шишовой и прочими, это, конечно, чрезвычайно мощная инъекция жизнелюбия. Но проблема в том, что полюбили-то эту вещь не только за черноморскую яркость и не только за ее одесское веселье. Помните, как там мадам Стороженко торгуется на Привозе за бычков, которые ей Гаврик приносит, и так далее. Это не главная причина.

Главная причина та, что среди вымороченной и совершенно дикой реальности тридцатых годов вдруг повеяло какой-то нормой, понимаете. Ведь детство – это здоровье, об этом Пастернак замечательно сказал: «О детство, ковш душевной глуби». Вот этой душевной простотой и здоровьем, этой нормой повеяло на людей тридцатых годов. Что такое тридцатые годы? Это либо истерическое созидание, патологическое, тот же Катаев весело написал «Время, вперед», надо сказать, довольно резкое произведение. Это, с другой стороны, уже мания преследования, уже первая волна террора в 1934 году прокатилась, уже страх стал главной эмоцией. И вдруг среди этого расцвела такая счастливая вещь, такой действительно остров счастья.

Поэтому Катаев действительно, немедленно, в одночасье, сделался самым популярным детским и молодежным писателем. Потом он написал детскую повесть «Сын полка», потом абсолютно подростковую «Поездку к морю», как он везет малолетних своих детей в Одессу. Все начало постепенно в прозе Катаева несколько инфантилизироваться. Почему так вышло? Да кстати говоря, и большинство его рассказов сороковых годов, исключая самые страшные, об одесской оккупации, они тоже очень инфантильны, очень детские. Почему так произошло? А он понял, где можно отсидеться.

Вот детская литература, это была та ниша, в которой спасались обэриуты, между прочим, Введенский, Хармс, Заболоцкий. Это была ниша, куда пытался укрыться Мандельштам, хотя у него детские тексты не получались совсем. Это, конечно, спасение Гайдара, хотя Гайдар по природе своей взрослый писатель, начинал он с абсолютно взрослых произведений. Но он понял, что сейчас о серьезном можно говорить только с детьми, так появилась «Судьба барабанщика», единственная, полная умолчаний, косвенных и прямых, но все-таки повесть о терроре, написанная в 1938 году, и невзирая на все препоны, дважды остановленная в печати, но напечатанная. То есть детская литература становится каким-то таким вторым фронтом, если угодно, какой-то запасной, засадным полком, где можно в случае чего функционировать, обходя большую часть традиционных запретов.

Читайте также:
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени: сочинение

Вот здесь вопрос о том, легко ли эта вещь была напечатана. А Катаев вообще, надо вам сказать, уникальный автор. Он с цензурой не сталкивался никогда. У него не было вещей, лежащих в столе. После нескольких ничтожных правок был напечатан абсолютно авангардный «Святой колодец». Но Катаев-то ведь не дурак был, он впервые свою мовизскую технику, свою новую, такими розановскими абзацами, строфическую прозу опробовал не на чем-нибудь, а на повести про Ленина «Маленькая железная дверь в стене». После этой повести, очень, кстати, хорошо написанной, после этой повести о парижском быте Ленина мовизм прохилял, и в этой манере уже можно было писать все, что угодно, хоть «Траву забвения». Единственный раз, когда Катаев столкнулся с цензурой, это «Уже написан Вертер», потому что повесть эту, которую решился напечатать только «Новый мир», ее, действительно, потом очень долго не переиздавали и даже отказались включить в катаевский итоговый десятитомник. Ну, поскольку она была уже напечатана, это никому особо не мешало.

Почему она была напечатана, тоже сам Катаев рассказывал не без юмора. Вообще весь авангардный Катаев напечатан «Новым миром». А почему эта вещь появилась, объяснить очень просто. Журналу надо было спасать репутацию после появления там повестей автобиографических Леонида Ильича Брежнева, которые, в общем, можно было напечатать только в припадке дикой сервильности. Писал их Аграновский, печатал в результате Наровчатов, а как бы в компенсацию за это журналу разрешено было напечатать несколько авангардных вещей, а именно абсолютно авангардный и совершенно по тем временам дико смелый формалистский роман Михаила Анчарова «Самшитовый лес», не менее смелое сенсационное произведение Владимира Орлова «Альтист Данилов», ну и, в-третьих, «Уже написан Вертер», который, как я помню, вызвал абсолютный шок при своем появлении. Но, слава богу, вещь была написана с достаточным количеством формалистических вывертов, чтобы главное, Троцкий, ее антитроцкистская направленность, страшный образ Наума Бесстрашного, в котором узнается Блюмкин, чтобы все это было не замечено массовым читателем. Массовый читатель заметил формалистические выверты, а суть абсолютно прошла мимо его внимания. И в этом смысле Катаев учит нас многому еще и как блистательный конспиролог.

В. П. Катаев (1897—1986)

Валентин Петрович Катаев родился в 1897 г. в Одессе. Отец его преподавал в гимназии, мать была учительницей музыки.

В Первую мировую войну, не закончив гимназии, Катаев уходит добровольцем на фронт, пишет там стихи, делает прозаические зарисовки боевых событий и быта солдатской жизни. В 1919 г., сражаясь в рядах Красной Армии, он некоторое время был командиром батареи.

Демобилизовавшись, писатель работает в ЮгРОСТА, пишет главным образом прозаические произведения: очерки, остросюжетные рассказы о гражданской войне. В 1922 г. Катаев, переехав в Москву, сотрудничает в центральных газетах, выступает с фельетонами, рассказами, пьесами. Среди рассказов, написанных в 1920-е гг., были «Ушки» и «Родион Жуков», в измененном виде вошедшие позже в одно из самых популярных произведений Катаева — «Белеет парус одинокий».

«Белеет парус одинокий»

Повесть «Белеет парус одинокий» (1936) была напечатана в журнале «Красная новь» и почти сразу же вышла отдельным изданием. Автор рассказывает о героических событиях, происходивших в дни начала революции 1905 г. Романтически приподнятый тон повествования порой сменяется житейски-обыденной интонацией, окрашенной мягким юмором и лиризмом. Глубоко и психологически достоверно раскрываются Катаевым характеры Пети Бачея, Гаврика Черноиваненко, матроса Родиона Жукова и других персонажей.

Книга Катаева обращена прежде всего к детям, и это усложняет задачу изображения в ней внутреннего мира взрослого героя. Матрос- потемкинец Родион Жуков появляется на страницах повести не часто, но ему принадлежит одно из главных мест в книге. Уже эпизод знакомства с ним дает материал для понимания его образа, хотя Родион Жуков еще не произносит ни слова. Эпизод построен на контрасте уже сложившегося представления Пети об ужасном разбойнике с тем впечатлением, которое производит матрос в действительности. Приемом контраста создается психологический рисунок человека с «застенчивой улыбкой», смущенного собственным вторжением в дилижанс, где едет учитель Бачей с двумя детьми, и только из-за крайней опасности вынужденного оставаться в нем. Так начинает разрушаться вымысел о разбойнике, созданный Петиным воображением, и выписывается реальный образ Жукова.

В сцене преследования матроса «усатым» на пароходе «Тургенев» раскрывается отчаянная смелость Жукова, находчивость. Умение воспользоваться растерянностью противника, ненависть Родиона Жукова к врагу завоевывают симпатии читателя, углубляя то первое впечатление, которое сложилось при знакомстве с ним во время сцены в дилижансе.

Каждой сценой появления матроса приближая его к читателю и углубляя психологический рисунок этого образа, автор использует приемы, продуманно и точно сочетающие юмористическое и романтическое видение героя.

Катаев сумел по-новому показать взаимоотношения детей различных социальных слоев дореволюционного русского общества. В старой русской и переводной литературе обязательным было овзросление детей, изображение благонравного, рассудительного, чинного мальчика или девочки в противоположность тут же присутствующему шалуну, легкомысленному или ленивому ребенку.

Повесть Катаева — одна из книг, по духу своему полемизирующих со скукой дореволюционных благонравных и благонамеренных персонажей. Отношения Гаврика и Пети — это нормальные отношения двух ребят, примерно одинаковых по возрасту. Каждый из них интересен сам по себе, по своему мироощущению, каждый — с самобытным характером, для раскрытия которого писатель не пользуется дидактическими проповедями, а дает столкновение с жизнью, позволяющее осветить глубину внутреннего мира мальчиков.

Читайте также:
Пейзажная лирика Лермонтова: сочинение

С большим мастерством показывает писатель сложность духовного мира Пети, многообразие его переживаний. «Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра. Даже яма в углу огорода, чудесная глубокая яма, на дне которой так интересно и так таинственно было печь на костре картошку, и та показалась до странности чужой, незнакомой. Нет, положительно ни в ком не было сочувствия!» В повести переданы различные оттенки настроения Пети, автор показывает, как переключается его внимание с одного предмета на другой, подчеркивает ассоциативность впечатлений, характерную для поэтической натуры мальчика.

Когда автор создает характер Гаврика, то избирает иные, лаконичные средства художественной выразительности. Достаточно нескольких скупых, но точных деталей при описании путешествия Гаврика с бычками в город, на Привоз, чтобы перед читателем возник облик девятилетнего одесского мальчика из трудовой семьи. Он знает нелегкую цену каждой копейки, умеет гордиться своей работой и в то же время остается ребенком, любящим риск, шалость. Мальчик познает мир: опыт приносит и радости, и огорчения. Гаврик вступает в разговоры с взрослыми, стремясь уяснить новое, проверить себя. Так, Гаврик, только недавно научившись определять время по часам, узнал, что «девять с половиной» все равно что «полчаса десятого», а маленькая лошадь — «всего только поня». Обогащение Гаврика житейским опытом, его наблюдение над окружающей жизнью и внимание ко всему, что попадает в поле зрения, передаются в форме диалога, сопровождающегося ремарками автора. Короткие замечания полны конкретных деталей, помогающих представить любые изменения в мимике, жестах, интонациях мальчика.

Диалог у Катаева выполняет разнообразные функции: реалистично показывает взаимоотношения ребят и взрослых; помогает углубить познание жизни не только герою, но и читателю. Многие диалоги, отражая формирование мировосприятия ребенка, имеют социальную окраску. Таков разговор Гаврика с «усатым». Гаврик, догадавшись, что «усатый» и есть тот самый переодетый шпик, который выслеживал матроса еще на пароходе «Тургенев», решил притвориться дурачком. На вопросы «усатого» он отвечал наивно, путанно, как, по его мнению, должен был говорить маленький дурень. По ходу разговора чувствуется, как все больше и больше раздражается шпик и все ироничнее начинают звучать короткие ответы Гаврика. Диалог дает возможность услышать интонации обоих собеседников, понять их настроение, взаимное настороженное внимание к репликам друг друга. Победу одержал Гаврик: ему удалось внушить «усатому», что тот имеет дело с простодушным дурачком, выбалтывающим все, что он видел, не умеющим собрать впечатления воедино. Поверив Гаврику, что матроса подобрала какая-то большая шаланда под парусом, шпик заторопился на поезд, чтобы поскорее сообщить в городе важные новости.

Оптимистическое повествование о детстве двух одесских мальчишек постоянно сопровождает мотив подпольной революционной борьбы. Тень тайны проникает порой и в их взаимоотношения: Гаврик понимает, что нельзя никому рассказывать о матросе и, шагая с другом на Ближние Мельницы к Терентию, с трудом удерживается от желания похвастаться. В форме внутреннего монолога, перемежающегося с прямым диалогом, показывает автор сомнения, терзающие Гаврика. Нагнетаются аргументы в пользу искушения, когда Петя клянется, что он никому не выдаст тайну, ест землю, божится. Но в конце концов побеждает чувство ответственности, совсем неожиданное у девятилетнего ребенка, чувство, рождающееся в трудных условиях опасного времени.

Но автор не овзросляет своих героев насильственно, он показывает, как даже в самое трудное для Гаврика время, когда многое приходилось решать самому, мальчик с увлечением исследует Петину гимназическую фуражку. Друзья сначала вынули стальной обруч; наломали из него массу стальных пластин с единственной важной целью — класть на рельсы под поезд; слегка отодрали подкладку, а герб подогнули по моде и подрезали веточки. Это умение показать, что дети остаются детьми даже в самых тяжелых условиях жизни, роднит эстетическую концепцию В. Катаева с той, которая характерна для М. Горького, А. Гайдара, Л. Кассиля.

Сохраняется она и в других произведениях Катаева, посвященных детям, в частности, в повести «Хуторок в степи» (1956).

Тематически и хронологически «Хуторок в степи» продолжает предыдущую повесть. Снова мы встречаемся с полюбившимися нам героями — учителем Бачеем и его сыновьями, с Терентием и Гавриком, Родионом Жуковым. Но время действия иное: в повести изображен период 1910—1912 гг.

Повесть «Хуторок в степи» открывают события, прямо или косвенно связанные со смертью Л. Н. Толстого. Здесь и психологическая реакция на это тяжелое событие Пети Бачея, у которого на душе так же «темно и тягостно», как на улице, и увольнение его отца из гимназии за то, что он честно и прямо сказал ребятам, что Толстой — великий художник. Неожиданное предложение богача Файга, взявшего Василия Петровича на службу, дает возможность семье отправиться в путешествие за границу, о котором все давно мечтали. Так, действие выходит за пределы

России: в поле зрения писателя Италия, Швейцария, Австрия, Турция, Греция. В Италии происходит встреча Пети и Павлика с Горьким и Родионом Жуковым в момент демонстрации бастующих трамвайных кондукторов. Солдаты и карабинеры разгоняют толпу, раздается стрельба, падают люди; матрос помогает всем русским спастись.

Семья Пети все больше приобщается к жизни народа; Василий Петрович преподает в воскресной школе для рабочих и, может быть, впервые осознает, как он нужен людям. Семья Черноиваненко (Терентий и Гаврик) тоже показана участницей процесса революционного роста. Гаврик активно помогает брату, который, вернувшись из ссылки, организует политическую пропаганду. Последние главы повести посвящены ленским событиям и первомайской демонстрации в рабочих районах Одессы.

Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

К повестям «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи» примыкают еще две — «Зимний ветер» и «Катакомбы», — в которых действуют уже взрослые Гавриил Черноиваненко и Петр Бачей. Все четыре повести составили тетралогию под общим названием «Волны Черного моря».

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич – известный русский романтик, чьи произведения навсегда останутся не только в школьной программе, но и в умах людей, в истории человечества. Это грустный человек, чьи стихотворения были пропитаны печалью и бунтарским духом, всё в стиле романтизма. В лирике Лермонтова несколько главных вечных мотивов, которые поэт раскрыл по-своему.

Главный мотив творчества Михаила Юрьевича – это, конечно, одиночество. Это чувство сопровождало поэта на протяжении всей его жизни. Мало кто понимал этого сложного человека, мало кто мог с ним дружить. Об одиночестве он пишет в одноимённом стихотворении и приходит к выводу, что люди будут радоваться его смерти больше, чем рождению. Поэт всегда чувствовал себя одиноким, и это отражалось на его творчестве, видимой нитью проходя через все его этапы.

Как и большинство одиноких людей, Лермонтов был индивидуалистом и умеющим говорить правду в лицо. Михаил Юрьевич ненавидел лицемерие и притворство, и, оказываясь в месте, где концентрация людей с этими чертами зашкаливало, он стремился им об этом сказать, а потом и «бросить в лицо железный стих», за что и имел множество ссор и дуэлей. Лермонтов, как и любой другой романтик, остро переживает несправедливость во всех аспектах жизни, он пытается бороться с этим.

Ещё один мотив лирики поэта – мотив любви. Однако, в отличие от Пушкина, в его стихотворениях любовь была показана с иной стороны. Лермонтов уважал только любовь недостижимую, ту, на которую можно смотреть, от которой можно только страдать. Однако, сам поэт любил очень страстной любовью, как и многие деятели искусства. В его стихотворениях очень часто проскальзывает мотив неразделённой любви. И снова, – печаль, страдания и надежды.

Мотив природы также характерен для лирики Лермонтова. Он обращается к пейзажной миниатюре, плавно переходя в философские размышления о жизни. Этот мотив часто сопоставляется и с мотивом Родины. Родина для Лермонтова в начале его жизни было местом, которое дало жизнь и вместе с тем страдание, а позже стало обителью рабства и ужасов, он стал воспринимать родину как государство.

Мотив поэта и поэзии тоже характерен для Лермонтова. Он считает, что стихотворения – это то, что может изменить не только человека и его внутренний мир, но и то, что находится вне его, то есть всю неидеальную окружающую действительность.

Итак, в лирике Лермонтова множество мотивов, все они знакомы каждому человеку, многие понимают Лермонтова и его бесконечную грусть, именно поэтому творчество этого поэта вечно, как и он сам.

Рассуждение 2

Михаил Юрьевич Лермонтов творил в непростой период. 1830-е годы характеризуются строжайшей цензурой и политическим гнётом. Не все события общественной жизни изображались в литературе и искусстве. Михаил Юрьевич Лермонтов не принимал эти условия и выражал в своём творчестве несогласие с существующим порядком. Это обстоятельство повлияло на темы в творчестве писателя.

Одна из самых главных тем в его творчестве — это тема свободы. С ней связаны образы неволи, узника. Примерами таких стихотворений служат «Желание» и «Узник». Они характеризуются образом человека, который стремится выйти на волю из заключения. С этим связаны образы тюрьмы, которые создаёт автор для передачи своих чувств и переживаний. Все стихотворения о свободе и неволе проникнуты грустью и тоской.

Тема свободы неразрывно связана с темой одиночества, которая часто возникает в произведениях автора. Многие герои Лермонтова одиноки. Да и сам писатель не мог найти единомышленников. Тема одиночества прослеживается в стихотворениях «Утёс», «На севере диком», «Парус». Лирический герой этих произведений остаётся один на с собой, поэтому погружается в глубокий самоанализ. Это отражает специфичность души самого писателя.

Важное место в творчестве занимает и тема судьбы поколения Лермонтова. Писатель разочарован в своих современниках, которые не развиваются, не придумывают что-то новое, а развлекаются. В стихотворении «Дума» он предполагает, что будущие поколения будут смеяться над поколением 1830-х годов, которое так и не смогло развить свои таланты. Эта тема связана с темой одиночества, ведь писатель не смог найти себе друзей из-за разных взглядов на жизнь.

Михаил Юрьевич Лермонтов уделяет внимание и исторической теме. Он пишет «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». Первое произведение обращено к 1812 году, а второе — к эпохе опричнины. В прошлом писатель искал честных, смелых и храбрых людей, которых не мог найти в своём времени. Таким примером стала русская армия в войне 1812 года и купец Калашников, который не побоялся опричника и защитил честь своей жены на кулачном бою.

Михаил Лермонтов размышлял и о судьбе поэта, об его важной социальной роли, об взаимоотношениях творца с народом. В стихотворении «Смерть поэта» писатель размышляет о смерти Пушкина. Литератор убеждён, что умершего погубила власть, общественное мнение. Тема антитезы поэта и общественности по-своему раскрывается и в стихотворениях «Пророк», «Поэт». Писатель убеждён, что они никогда не могут понять друг друга.

Читайте также:
«Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

В творчестве Михаила Лермонтова выделяется множество тем, взаимосвязанных друг с другом.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Популярные сочинения

Бубнов – второстепенный персонаж пьесы «На дне». Это бездомный сорока пяти лет, проживающий в ночлежке вместе с другими ее обитателями. Читатель обнаруживает его в самом начале повествования

Природа заложила в человека инстинкт самосохранения. Благодаря ему мы испытываем страх, который заставляет нас избегать опасностей. Но если изначально все было просто – человек боялся хищников, сильных собратьев, сил природы

Когда мы говорим о творчестве, то не всегда понимаем, что считается настоящим искусством. Важно уметь различать его с творчеством и ремеслом. Настоящее искусство исходит искреннее и исходит от души человека

Основные мотивы лирики Лермонтова

Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Читайте также:
Портрет Героя нашего времени в романе М. Ю. Лермонтова: сочинение

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Замечательный поэт и писатель в России М.Ю. Лермонтов. Он жил в эпоху романтизма, поэтому его произведения пронизаны трагическим настроением и чувствами. Его знаменитое стихотворение «Весна» стало прекрасным отражением событий того времени.

Читайте также:
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: сочинение

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Природа – центральный мотив творчества Лермонтова. Он отражал природу в написании текстов и в красивых пейзажах. Самым популярным и красивым мотивом считали героизм. Замечательная воля, жертвенные подвиги и смелые выходки его героев. Все эти моменты остались в сердцах у людей. Самым популярным произведением у людей стал роман «Герой нашего времени».

Он отражает трудности, которые обозначены в обществе. Он оказался свидетелем социальных беспорядков. В поэме «Последний сын вольности» отражены все социальные проблемы в обществе.

В работах автора понятно отмечен мотив неволи. Такое положение вещей стало изменениями в государстве, которые он разделял. В результате «Мцыри» и «Узник», заняли центральное место в творчестве поэта. Трудности взаимопонимания в обществе были обозначены у великого писателя. Если он чувствовал одиночество и хотел перемен, но не получив поддержку народа, он не стал продолжать борьбу за свои идеалы.

В творческих работах «Пророк» и «Смерть поэта» были конкретными признаками предчувствия его смерти или отсутствия сил. Лермонтов – чувственная и замечательная натура, которая обращает свой взгляд на религию. Мотивы из Библии оказались в центре работ автора.

Сильно отмечены мотивы в работах «Молитва» и «Демон». Мотивы, отражённые в церкви обладали героическими поступками, нежели смиренный. Душа поэта не смирялась с поражениями и желала побед, поэтому она призывала народ. В результате Лермонтов отправился на Кавказ. Такая ситуация отражена в его работах. Такие следы отражены в работах автора «Синие горы Кавказа» и «Узник». Лермонтова считали настоящим героем, который совершил подвиг.

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.

Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.

Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.

Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.

Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое

Пушкин интересовался историей государства российского, в частности, его очень интересовала неординарная личность Петра Первого. Вот и решил свои мысли облачить в литературную форму.

В повести «Не стреляйте в белых лебедей» затрагивается важнейшая тема отношения человека к природе, борьба добра и зла. Жизнь природы так прочно взаимодействует с человеком, что становится одним из главных действующих лиц.

Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: