Лесков – мастер в создании образов праведников: сочинение

“Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С. Лескова

В работе исследуется образы праведников, не изучаемых в школьном курсе литературы произведений Н.С.Лескова: “Однодум” и “Несмертельный Голован”.

Скачать:

Вложение Размер
pravednichestvo.doc 224.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»

«Наука в руках молодых – 2012»

«Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова»

Выполнила: ученица 11Б класса МБОУ ОЭБЛ

Лочехина Марина Борисовна

Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ ОЭБЛ

г.Архангельск, 2012 г.

  1. Основная часть:
  1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»……………………………..…. 5
  2. Образы праведников…………………………………………. 6
  3. Восприятие образов праведников современными школьниками…….…………………..…..8
  1. Заключение………………………………. …………………………………………. 10

Приложение А. Результаты опроса. ……………………………………………………..13

Приложение Б. Изучение произведений Н.С.Лескова в школе…………………………….15

Приложение В. Художественное осмысление праведничества современными школьниками……………………………………………………………………………………16

Николай Семёнович Лесков – «очень русский» писатель, как несколько позже скажет о себе И.А.Бунин.

В огромном творческом наследии Николая Семеновича особое место занимает цикл «Праведники», которому сам писатель «придаёт большое значение»[1,стр.39], ставя евангельские вопросы в центр своих произведений.

Данная работа: «Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова» – актуальна, так как произведения писателя – это страницы истории духовной жизни русского народа, имеющие воспитательное значение для молодого поколения. Русская земля – православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество – бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Обращение к теме праведничества актуально в наши дни, когда дурные поступки и нарушение нравственных законов не воспринимаются как грех и порок. Жить в своё удовольствие, игнорируя при этом интересы и желания других людей, стало, к нашему сожалению, нормой для современного общества.

Н.С.Лесков стремится найти истину, что-то бесспорное и абсолютное. Для него праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» [1,стр. 42], но писатель не ограничивает это понятие рамками «церковно-канонизированной святости» [1,стр.42].

«Лесков был самым читаемым автором средней русской интеллигенции конца XIX и первой четверти XX веков» [6,стр. 411]. Поднятые им проблемы продолжают беспокоить читателя и сегодня. Несмотря на это, его творчество остаётся малоизученным. Только во второй половине XX века появляются литературоведческие труды.

Цель данной работы:

-выявить художественное своеобразие образов праведников в произведениях Н.С. Лескова.

-на основе научно-исследовательской литературы охарактеризовать понятие праведничества в русской культурно-религиозной традиции;

-на основе анализа рассказов цикла выявить особенности образов праведников.

Автор работы ознакомилась с таким доступным материалом, как статья Д.С.Лихачёва «Раздумья о России», статья Н.Н. Старыгина «Лесков в воспоминаниях современников», с книгой Л.Аннинского «Лесковское ожерелье», с трудами сына писателя Андрея Лескова.

Особое внимание циклу, его структуре уделено в статье А.А.Горелова «Праведники и праведнический цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова».

Основой работы стали рассказы цикла «Праведники» Н.С.Лескова: «Однодум», «Несмертельный Голован».

Данная исследовательская работа представляет анализ образов героев праведников и показывает уровень знаний, а также понимание произведений Н.С.Лескова старшеклассниками МБОУОЭБЛ.

1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»

Часто свои произведения Н.С.Лесков объединял в циклы. Например, «Мелочи архиерейской жизни», «Рассказы кстати». Одним из наиболее значимых становится цикл «Праведники».

Николай Семёнович Лесков, стремясь «служить родине словом правды и истины» [4,стр.3], потратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека»[4,стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» [4,стр.29].

Рассказы Н.С. Лескова вырастают из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Через нелепые, порой абсурдные вещи он идет к обобщению, открывая нам русскую жизнь в её многообразии и своеобразии.

За 10 лет (1879-1889гг) писателем был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов. Мысль о написании цикла приходит к писателю под действием общественных изменений – кризиса церкви. Н.С. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, что в обществе пали идеалы и оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» [1,стр.41]. Но Николай Семёнович верит в то, что ещё не всё пропало, что есть ещё люди, которые совершают чудеса.

Цикл открывается историей, повествующей о смерти писателя, который «ничего, кроме мерзости, не видел» [5,стр.4]. Все последующие рассказы – доказательство существования на Русской земле добра, ума, нравственности.

В центре рассказов из цикла «Праведники» стоит положительный тип русского человека. Как правило, его герои Н.С.Лескова не вымышленные, а реальные люди. Так под своим именем выведен в рассказе «Однодум» солигалический квартальный Александр Афанасьевич Рыжов. Герои-праведники неразрывно связаны с Россией. Писатель нашел праведников «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно»[1,стр.37]. Это чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства, которые изображены в самых невероятных жизненных ситуациях. Праведники Н.С. Лескова обладают «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга»[5,стр.30], они «непримиримы ко лжи и лукавству»[5,стр.30].

Рассказы не похожи друг на друга, но, тем не менее, они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины»[5,стр.30].

2. Образы праведников

Образы героев-праведников своеобразны и не похожи один на другой. Большую роль в характеристике персонажа играет имя. Н.С.Лесков даёт прозвища героям: Однодум, Несмертельный Голован, – которые становятся названиями рассказов. Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум по названию книг «больших тетрадей, подшитых в одну обложку» [5,стр.4]. Записи оказались невероятно точны. Всё, что в них было отмечено, сбылось. Прозвище герою дано и за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры» [3,стр.31]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля можно найти такое трактование слова «однодумно» – «заодно, одной думой, решительно и верно» [2,стр.653]. Прозвище Несмертельного Голована Н.С. Лесков объясняет бесстрашием героя, которого «смерть не брала» [5,стр.95]. Оно заменяет и имя, и фамилию, которых в рассказе нет.

Нельзя не сказать о социальном положении героев. Несмертельный Голован, «простой человек» [5,стр.95], занимался «поставкой на дворянский клуб сливок и молока» [5,стр.98]. Он «кипел в работе с утра до поздней ночи»[6,стр.100], являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром. Однодум – солигалический квартальный – был «досуж и трудолюбив» [5,стр.6], позже «исправлял должность городничего» [5,стр.19]. К работе герои подходили рьяно, ответственно исполняли то дело, которое совершали. Несмотря на «престижность» службы, они оставались простыми людьми. Они никогда не брали чужого. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» [5,стр.12] и «В поте лица ешь хлеб твой» [5,стр.12].

Внешний вид является значимым элементом образа героя. «Он выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, мировоззрение» [7,стр.183], говорит о социальном статусе, индивидуальных чертах. Александр Афанасьевич (Однодум) носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. Не случайно автор обращает внимание на внешний вид героя: человеку, практически занимающему третье место в стране (после императора и губернатора), не подобает ходить в столь неопрятном и поношенном виде. Всё дело в том, что взяток Александр Афанасьевич не брал, как это делали его предшественники, а на те деньги, что получал герой, новый тулуп купить было невозможно. Да и «в щегольстве он пользы не находил» [5,стр.18].

Несмертельный Голован – человек с «чрезвычайно крупными чертами лица» [5,стр.95]. Автор даёт подробное описание внешности героя, его телосложения. «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами. Волосы на голове и подстриженной бороде Голована были очень густые, цвета соли с перцем. Голова была всегда коротко острижена, борода и усы тоже стриженые» [5,стр.96]. Очень важным элементом является улыбка, раскрывающая душу героев. Она «не оставляла Голована ни на минуту: светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и в глазах, умных и добрых» [5,стр.96].

Добро, излучаемое этими людьми, и их любовь передаются окружающим. Герои призваны помогать человеку в том, в чём тот нуждается. Их поступки – доказательство бескорыстного служения людям. Например, Однодум отдаёт лучшее место на базаре женщинам, «поместя свою мать не на лучшее место» [5,стр.11].

Хочется отметить, что Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями. Так Однодуму пришлось проявить решительность и силу характера в определённой ситуации. Он сделал в храме замечание губернатору, касающееся благоговейного отношения к святыням. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей, отношении к властям («ленивы, алчны и пред престолом криводушны» [5,стр.31]). Такое отношение к высокопоставленному чиновнику непозволительно, но нравственные принципы Однодума, которым он всегда следовал, заставили его это сделать. Александр Афанасьевич многое знал из Библии, имеющей огромное влияние на его мировоззрение. Знания, которые дала ему эта книга, стали основой его жизни. Например, он был всегда «умерен во всём» [5,стр.18], «нимало не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому» [5,стр.18].

Несмертельный Голован представляет второй тип праведника. Он, как и Однодум, следует своим нравственным убеждениям. Люди, приходя к нему за помощью, всегда находили её. Рассказывая священные истории, Голован помогал им найти верное решение в сложившейся ситуации. Несмертельный Голован – человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил воду больным, которые могли заразить его страшной болезнью, и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь» [5,стр.95].

«Праведник» и «дурачок» – издавна на Руси близкие понятия. Но Н.С.Лесков изображает не недалёких людей, наоборот, герои-праведники – духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой – некий – этакой» [5,стр.18]. Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники, по словам Н.С.Лескова, делают историю. Образы героев стали поистине народными. Они и были народными, поэтому Голован – «почти миф, а история его легенда» [5,стр.94]. В рассказах цикла «Праведники» есть элементы житийного жанра, например: рождение героя от благочестивых родителей, аскетический образ жизни, поиски духовной опоры в Святом Писании, а главное – бескорыстное служение людям.

3. Восприятие образов праведников современными школьниками

В центре исследовательской работы стоит изучение явления праведничества. Был проведён опрос с целью: выявить уровень понимания феномена праведничества современными школьниками.

В анкетировании приняло участие 120 человек – учащиеся 9-11классов МБОУОЭБЛ. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов и попытаться в художественной форме выразить своё отношение явлению праведничества. Понятие праведничества уже само по себе предполагает что-то необычное, выходящее за установленные рамки. Первый вопрос: «Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?» – разделил учащихся на несколько групп. 75% опрошенных ответили, что такие ситуации должны случаться, так как они делают нашу жизнь разнообразной. 10% считает, что иногда проявление странного хорошо, а иногда плохо. 10% нейтрально относится к необычному, 5% не представляет, что такое странная ситуация. Необычность респондентами воспринимается на повседневно бытовом уровне (предсказуемо – непредсказуемо). Никто не отметил религиозно-метафизического аспекта данного вопроса, не было упомянуто о чудесах (см. прил. №1).

При ответе на второй вопрос: «Кто такой праведник? Дайте определение» – варианты ответов были самые разнообразные. Более глубокое понимание этого феномена показали 65% опрошенных. Объединив ответы, можно составить определение: праведник – это честный, мудрый, совестливый человек, совершающий добрые дела, живущий по нравственным законам и заповедям. 3% опрошенных ответили, что праведников не существует. Большинство учащихся девятых классов затруднялись при ответе на этот вопрос, так как им не было знакомо это понятие (см. прил.№1).

Респондентам в качестве третьего вопроса был предложен для анализа эпизод из рассказа «Несмертельный Голован». Он заключался в том, что герой отрубил себе косой икру ноги. Разгадка проста – нога была заражена болезнью, только такая мера могла спасти герою жизнь. Учащимся предложили представить себя очевидцем произошедшего. Предложенный вопрос звучал так: «Поясните ситуацию. Какие эмоции она у вас вызвала?» Большинство опрошенных не поняли ситуации и смогли объяснить поступок Голована. Эпизод вызвал у учащихся отвращение. Лишь немногие предложили бы помощь герою. Только один человек написал о том, что у героя болела нога.

Четвёртым вопросом послужила история Алескандра Афанасьевича Рыжова, произошедшая в храме между Однодумом и губернатором Ланским. Рыжов нагнул спину надменного губернатора, не оказавшего должного почтения при входе в церковь. Учащиеся должны были оценить ситуацию и принять сторону одного из героев. Оценка данного происшествия была однозначной: перед Богом все равны, человек в церкви – раб Божий, люди должны почтенно относиться к святыням, социальный статус не играет роли в храме.

Последний вопрос: «Может ли понимание праведничества повлиять на ваши поступки?» – оказался самым сложным для осмысления учащимися. Большинство затруднились ответить. Праведничество помогает быть человеком, принять сложившуюся ситуацию. Ребята, понимающие понятие праведничества, отвечали, что оно помогает сделать правильный выбор. Сравнивая себя с праведником, выбираешь правильный путь. Часть опрошенных связывает явление праведничества с верой. Законы нравственности, контролирующие жизнь, берут начало в религии. Вера в Бога помогает сделать верный выбор, поступать по совести.

Проведённый опрос заставил учащихся задуматься над темой праведничества и вызвал интерес. Некоторые ребята попросили сказать названия произведений для того, чтобы потом их прочесть. К сожалению, творчество Н.С. Лескова в школьной программе представлено изучением двух основных произведений: «Левша», «Очарованный странник». Они относятся к циклу «Праведники», но в тоже время являются особенными, своеобразными. К классическим праведникам можно отнести Однодума и Голована. Проанализировав школьные программы некоторых авторов (см. прил. №2), хочется отметить программу Меркина Г.С., которая к основным произведениям предлагает наиболее объемный перечень рассказов для самостоятельного чтения. Результаты опроса показывают, что учащиеся 9 и 10 классов нуждаются в дополнительном изучении данного материала. В качестве произведений для внеклассного чтения можно бы было рассмотреть рассказы цикла «Праведники» «Однодум» и «несмертельный Голован».

Учащимся было предложено создать синквейны в качестве художественного осмысления понятия праведничества (см. прил. №2). Ход работы: охарактеризовать понятие, 2-3 определения, глаголы описывающие тему синквейна, передать свои чувства. Время данное на работу 6-8 минут.

Эпиграфом к рассказу «Несмертельный Голован» служат слова Иоанна Богослова: «Совершенная любовь изгоняет страх». Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который мог бы вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель – жить для других.

Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.

Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [4,стр.39]. Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.

Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту. Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.

  1. Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С.Лескова/ Лесков и русская литература.- М.:Наука,1988.-с.39-59
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2/ В.И. Даль. – М.:Медиа, 2007. – 779с.
  3. Карсалова Е.В. Какие дороги ведут к храму/ Е.В.Карсалова//Литература в школе. – 2005. – № 10.-с.28-33
  4. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.1/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 479с.
  5. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.2/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 415с.
  6. Лихачев Д.С. Раздумья о России/Д.С.Лихачев.- СПб.: LOGOS, 1999.-411-413с.
  7. Фарино Ежи. Введение в литературоведение/ Ежи Фарино. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 639 с.

Русские праведники в произведениях Н.С.Лескова – сочинение

Русские праведники в произведениях Н. С. Лескова

Тема моего реферата весьма необычна: ”Русские праведники в произведениях Н. Лескова”. Мне интересно узнать как Лесков представляет себе праведника. Эта тема не достаточно широко описана в русской литературе, хотя такой писатель как Лесков обращался к поискам примеров праведной жизни народа.

В моем реферате я хочу проанализировать несколько произведений Лескова. Хочу посмотреть как выглядит праведник у него. Меня эта тема заинтересовала еще и тем ,что писатели мало пишут на эту тему, многие вообще не касаются. Тема праведника остается как бы в стороне. Не каждый писатель берется за тему праведников, потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком проста и однообразна , а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу ,что понимание праведника трудно донести до читателя . Я думаю, что образ праведника удался Николаю Лескову. Он описал праведника так, как я себе представляю. Вообще у Н Лескова произведения на эту тему занимают целый жизненный период.3

В реферате будет рассмотрено несколько произведений, их анализ и критические статьи на эти произведения. В моем реферате я попытаюсь выразить свои мысли и соображения по поводу этой темы.

Глава первая

Свое исследование я хотел бы начать с определения праведника Одно определение я возьму из словаря русского языка С.Ожегова, другое попытаюсь составить сам. По Ожегову : “праведник- 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью. Праведный, у верующих: благочестивый, соответствующий религиозным правилам. Я согласен с этим определением , но тут кое чего не хватает. У праведника очень большой духовный мир. По моему мнению, этот человек должен быть добрым, справедливым, сближенным с природой

В первой главе я начну рассматривать произведения Николая Лескова. Я хочу рассмотреть несколько его произведений. Так как произведений на эту тему у него много, более подробно исследую несколько из них: “Очарованный странник”, “Несмертельный Голован”, “Человек на часах”, “Однодум”, “Инженеры-бессребреники” и “Шерамур”.

На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством- хотя бы по долгу службы. Он чувствует себя протестантом, ревниво оберегающим независимость своих суждений и поступков. И здесь, как и во многих других вопросах, примером для него был Лев Толстой. Галерею лесковских праведников открывает образ Савелия Трубозорова. Пройдет всего несколько лет, и Лесков разочаруется в своих надеждах на “истинную веру”. Люди- типа старгородского протопопа- будут казаться ему столь же “далекой и милой сказкой”, как и наивные плодомасовские или простодушный силач Ахилла Десницын.

“Очарованный странник” был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков “ Монашеские острова на Ладожском озере”, а затем обратился к художественному произведению. Как всегда, форма повествования была такой какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы – приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.

Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести- бывший крепостной. В сущности, “очарованный странник” Иван Флягин- это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем- “Несмертельным Голованом”, который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они- и Иван Флягин, и Несмертельный Голован- из Орловской губернии, где прошло детство писателя. Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, подобные Ивану Флягину.

Если своего “Левшу” писатель сделал под русский лубок, столь популярный в простонародье, то “Очарованный странник” больше напоминает былинный эпос, герой которого “всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть”.

Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа- жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии- жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но несмотря на них, остается жив.

Иван Северьянович- натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, “обидев” любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных “профессиях”: он на своем месте в любом положении- может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем. Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели- быть в полном согласии с совестью и долгом.

Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая ,- “развязку” с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.

Пройдет немало десятилетий, и Горький скажет о произведениях писателя этого цикла: “… он писал не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке этой страны. Каждый его герой- звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума- дума не о судьбе лица, а о судьбе России”.

Обращение Лескова к новому для русской литературы герою имело большое принципиальное значение. Здесь писатель скоро почувствовал свое расхождение с людьми, когда-то особенно близкими ему. Среди них- А. Ф. Писемский, которому молодой Лесков был обязан поддержкой в трудные дни. Но теперь он находит свою дорогу ,и не может не сказать об этом прямо. Так, сборнику “Три праведника и один Шерамур”,вышедшему тогда, когда цикл о праведниках уже сложился, Лесков предпослал предисловие или обращение “К читателю”, в котором описал свою ссору с другом.

В то время, когда Лесков работа над своей повестью о “Несмертельном головане”-русском крестьянине, оказавшемся способным на величайшее самопожертвование, во Франции Г. Флобер уже завершил свое произведение “Искушение святого Антония” (1874). Интересно сравнить эти произведения. У Флобера царит атмосфера безысходности и пессимизма, отражающая духовную драму своего автора. История заблуждения человеческого разума, всеобщая относительность, релятивизм нравственных ценностей, скепсис и ирония- все эти мотивы, получившие потом развитие у А. Франса- соседствуют с эстетизацией сексуальных видений, когда флоберовскому герою даже старая пальма кажется торсом обнаженной женщины.

Лесков совершенно снимает эту проблему, делая Голована девственником. Так что шантаж Фотея не имеет под собой основания. Но чтобы спасти Павлу, Голован готов нести и такое испытание. Лесков верит в силу народа. Его герой “праведник” не потому, что способен на “чудо”, не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Он и гибнет, спасая ближних во время пожара.

Голован- в повести Лескова- назван молоканом, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге России. По духу он- свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип русского мыслителя очень привлекал писателя. По мысли автора, Голован далек от церковной обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки зрения, фантазии. Действительно Голован готов пройти через все испытания лишь бы спасти свою деревню. Он действительно был праведником, но он был далек от церкви , он был как бы “народным” праведником.

Таким же свободомыслящим философом представлен в рассказе “Однодум” полицейский квартальный Рыжиков, живший в самом начале царствования Александра первого. Лесков проповедует идею добра, а не страха и покорности властям. И это было специфической формой оппозиции, свойственной произведениям Л. Толстого 70-80 годов, как раз опубликовавшего тогда рассказ “Чем люди живы”. Любопытно, что произведение вызвало широкую полемику, в которую вмешался и Лесков. К. Леонтьев после выхода рассказа “Чем люди живы” обвинил Л. Толстого в одностороннем представлении христианства как религии добра и любви.

Герой Лескова имел свой реальный прототип- это солигалический квартальный Рыжиков, как считали современники, – человек высокой честности и удивительного бескорыстия. Сам Лесков очень ценил своих положительных героев и даже противопоставлял их обличительным картинам русской жизни, созданным в это время, едва ли не приуменьшая значение последних.

Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о “праведниках” “Человек на часах”, тоже относящийся к николаевской эпохе и основанный на реальных событиях, к тому же встреченный одобрением и читателей, и критики. Это редкое единодушие объяснялось и блестящим мастерством писателя, и той редкой иронией, с которой он повествовал о рядовом Постникове- простом русском герое, получивший наказание “на теле” потому, что спас утопающего в Неве. Фантасмагория “ замундированной империи” Николая первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради спасения человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за спасение утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного “виновника” происшедшего. И каждый получает свое: офицер- орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка ,в котором читатели узнали Филарета- автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить против этого- наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь рядовой Постников “понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя… Это высокое, святое чувство!”,- говорит Свиньин, воспитанный в христианской вере митрополиту. Но владыка с этим не согласился: “Святое известно богу, наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем такое страдание в духе”.

И добрый и участливый Миллер, начальник караула, где был Постников, и “христианолюбивый” Свиньин, приказавший выпороть Постникова, и обер-полицмейстер Кокошин- все понимали, что он совершил героический поступок, но в николаевское время он мог обернутся большой неприятностью для всех невольных участников этого дела. К общему удовольствию, находчивый обер-полицмейстер “повернул” дело так, хвастуна офицера наградили, и Постников отделался легко- экзекуцией при строе “как следует”.

Создавая свои произведения “о праведниках”, относящиеся к недавнему прошлому, Лесков использует приемы документальной прозы. Как правило, герои его- реальные люди, жившие в то время, которое очень интересовало писателя. Но он не следовал формулярному списку, когда рассказывал об их жизни, его интересовали типические черты эпохи, характерные события и явления, дающие красочное представление о ней.

Рассказы Лескова о праведниках, живущих в самую глухую пору, и были такими “живыми впечатлениями” от ушедшего времени. К этому циклу произведений он относил и рассказ “Инженеры-бессребреники”, который сам автор очень ценил, видя в нем свой посильный писательский ответ людям “банковского” времени. Русские газеты, журналы 70-80-х годов были полны сообщениями о биржевых спекуляциях, об аферах с железными дорогами, которые строились ненадежно, на скорую руку. Часто происходили железнодорожные катастрофы со значительными человеческими жертвами. “Кукуевская катастрофа” в глазах современников стала символом капиталистической России. Железные дороги долгое время не только строились частными подрядчиками, во всю обворовавшими государственную казну и нещадно эксплуатировавшими рабочих-строителей, но и принадлежали этим новоявленным королям, выразительный портрет которым дал С. Ю. Витте в своих воспоминаниях.

Лесков пытался противопоставлять бессребреников “героям”нового времени, стремясь издать рассказ в “Дешевой библиотеке”. Персонажи произведения- реально существующие люди, такие, как выпускник Главного инженерного училища Д. Брянчанинов и его более молодые товарищи- М. Чихачев и Н. Фермор, избравшие в условиях николаевского царствования самый трудный путь- путь бескорыстного служения людям и общему делу. Но столкнувшись по роду службы с многочисленными злоупотреблениями, которые были в самом духе времени, и не в силах бороться с ними, они уходят в отставку- Д. Брянчанинов и М. Чихачев избирают духовное поприще, а Н. Фермор, друживший с Н. Некрасовым, умирает совсем молодым. Лесков подчеркивает в них “христианский” аскетизм, гражданское мужество и личное бескорыстие. Но самые лучшие намерения их оказались в разладе со временем, и судьба почти всех лесковских праведников глубоко трагична.

Тогда, пишет Лесков, “желательны были люди стереотипного издания”, которые походили бы одни на других “как одноформенные пуговицы”. Инженеры-бессребреники к ним не принадлежали, хотя их участь не помешала писателю напомнить своему изверившемуся о славном имени русского инженера, не имевшего ничего общего с нынешними подрядчиками и “королями”.Такими в представлении многих были известные инженеры Дмитрий Иванович Журавский, талантливый строитель железнодорожных мостов, проектировщик и строитель магистрали Москва-Петербург, основоположник отечественной транспортной науки Павел Петрович Мельников, памятник которому стоит на станции Любань Октябрьской железной дороги, и многие другие.

Среди произведений Лескова 70-х годов рассказ “Шерамур” также примыкает к циклу рассказов о праведниках, хотя сам писатель вначале печатал его в книге отдельно и даже назвал свой сборник так: “Три праведника и один Шерамур” (1880).

“Шерамур”- рассказ о русском нигилисте 70-х годов, ничем не напоминавшем своего отдаленного дворянского предшественника- тургеневского Рудина, которого Лесков не случайно упоминает в своем произведении. Проводя между ними параллель Лесков пишет: “Это даже жалостно и жутко сравнивать. Там у всех есть вид и содержание и свой нравственный облик, а это… именно что-то цыганами одобренное; какая-то затерть, потерявшая признаки чекана. Какая-то бедная, жалкая изморина…”.

Писатель дает портрет русского нигилиста, попавшего в политическую историю, а затем уехавшего за границу. Бросается в глаза его сходство с “овцебыком” Василием Богословским- героем раннего рассказа Лескова, “агитатором” середины 50-х годов, ушедшим в народ в поисках правды. Как и он, Шерамур испытывает множество искушений, жизнь бросает его, как ненужную ветошь, из одной пропасти в другую, причем “жратва была пункт его помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время- во дни и нощи”. Отец его- дворянин, мать- из крепостных, но он никого не знает. Шерамур становится студентом Технологического института, давшего большое число народников 70-х годов, но попав в “историю”, бросает его. Затем, подобно герою романа Тургенева “Новь” Нежданову, едет в провинцию учителем, попадает в аристократическую семью, находившуюся под влиянием проповеди уже известного лорда Редстока, уходит из нее пешком в Москву, а от туда- в “Женевку”, к русским эмигрантам.

Шерамур, пишет Лесков, “герой брюха; его девиз- жрать, его идеал- кормить других”.Эта странная характеристика героя имело свое основание, ибо на своем жизненном пути он видел только голод и холод. Будучи студентом, он научился подражать вою волков: техноложцы так пугали хозяйку, если она не давала хлеба и дров. В Париже Шерамур берется за любую работу, ради кормежки и остается таким же по-русски беспечным: для него жизнь копейка, как для Ахиллы Десницына.

Произведений Лескова на тему праведничества много, их можно анализировать очень долго, ведь эта тема занимает целый жизненный период в жизни автора. Лесков создал своего неповторимого праведника. Люди из разных слоев общества были праведниками в его произведениях. Только у Лескова вы можете найти столько произведений на эту тему. Без его произведений литературная галерея праведников не была бы закончена. Лесков сделал огромный вклад в понимание этой темы.

Список литературы

1. Владимир Семенов. Николай Лесков-время и книги.

Мотив праведничества в прозе Н. С. Лескова

Вы будете перенаправлены на Автор24

Праведничество – это феномен русской литературы, в основе которого находится вера в высшую правду, в идеал.

Тема праведничества в творчестве Н. С. Лескова

Н. С. Лесков в своих произведениях неоднократно поднимает тему праведничества. Праведничество у него – это страницы духовной жизни русского народа. Для Лескова праведничество – это православная русская земля, на которой находятся истоки духовности и нравственности народа.

Праведничество – это поиск духовной правды, служение Богу, людям, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов.

Лесков в своих произведениях признает сверхличностные ценности. Он выражает веру в нравственное достоинство и создает целую галерею образов праведников. Писатель в своем творчестве обращается к образу положительного высоконравственного героя. Он стремится найти в русском народе нравственное содержание, свидетельствующее о возможностях его духовного и исторического развития. И этот поиск становится целью Лескова.

Тип героя-праведника в русскую литературу вошел в начале 19 столетия. Впервые этот образ появился в следующих произведениях:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова;
  • «Живые мощи» И. С. Тургенева;
  • «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского.

Герои-праведники стали воплощением национально- традиционных ценностей. Как правило, они запечатлеваются писателями в ореоле святости. В целом творчество русских писателей 19 века можно охарактеризовать как опыт художественного моделирования мира праведничества. В основу их произведений положена попытка показать человека, который достиг абсолютного духовного и нравственного равновесия.

Готовые работы на аналогичную тему

Праведники Н. С. Лескова смысл жизни видят в деятельной нравственности, и главным, что определяет их поведение, является служение живому делу. Герои произведений Лескова ежедневно совершают незаметный подвиг помощи ближнему и доброго участия. Праведник Лескова обладает такими чертами, как:

  • Отрешенность от вещей материального мира;
  • Чувство долга перед людьми;
  • Чувство справедливости;
  • Сострадание;
  • Борьба за правду.

Образ праведника в произведении «Несмертельный Голован»

Герой-праведник в произведениях Н. С. Лескова является воплощением русского народа. За тем, как писатель раскрывает образ праведника, можно проследить в рассказе «Несмертельный Голован». Название рассказа – прозвище, данное Головану народом. Героя произведения прозвали несмертельным из-за убеждения, что он не боится смерти. «Несмертельный» означает мужественный, бесстрашный человек, способный пойти на риск. Лесков, начиная рассказ со слов: «Он сам почти миф, а история его легенда…», заявляет о герое произведения как о выдающемся человеке из народа, способном на такие подвиги, после которых о нем помнят и говорят даже после его смерти. Ключевой чертой внешности Голована являются его голубые глаза и спокойная, счастливая улыбка, свидетельствующая о том, что герой живет в гармонии с собой и своим окружением. Писатель убеждает читателя в высоконравственности героя, наделяя его внешность сильными и чистыми чертами.

В образе главного героя проявляется смирение – отсутствие гордыни, скромность духа. Лесков на страницах рассказа раскрывает и тему религиозных убеждений Голована. Он бесконечно добр ко всем без исключения. Голован совершенно не боится смерти. Никогда и никому он не отказывает в помощи. Его все знают, уважают и любят. Праведность героя проявляется и в его отношении к своей сожительнице Павле, с которой жил «по любви совершенной… – ангельски». Их любовь чиста и непорочна, они оберегают друг друга. Отношение Голована к любви объясняет особенности его мировоззрения.

Голован на протяжении всего рассказа остается загадочным персонажем. И лишь в конце Лесков открывает эту завесу тайны, подчеркивая праведность героя. Читатель узнает, что все совершенные Голованом поступки обусловлены естественными причинами. Он совершал поступки по интуитивному понимаю жизни, согласно Священному писанию. Совершенство главного героя на грани святости.

Голован Несмертельный – бывший крепостной. Он обладает колоссальной физической силой и незлобивой нежной натурой. Образ Голована – это символическая фигура народного подвижника, который жертвует собой ради страдающих крестьян во время эпидемии чумы. Праведничество у Лескова – это не синоним святости. Это путь развития от грехопадения к нравственному идеалу.

Писатель в своих произведения отразил принцип, составляющий основу праведничества – доброту. Праведник Лескова всегда деятельно добр. Религия его героев – религия добрых дел. Праведник в жизни скромен, незаметен, в глазах обывателей – смешон и непрактичен, но он ежедневно творит добро, спасая людей и спасаясь сам.

Образ праведника в книге «Соборяне»

С книги «Соборяне» начался новый этап в жизни Н. С. Лескова, который ознаменовался поисками положительных начал в русской жизни.

Лесков хорошо знал быт, нравы, язык разных социальных групп и сословий России – купечества, крестьянства, дворянства, чиновников, торгового люда, духовенства, мещан.

Замысел романа – показать критическое отношение к церковной аристократии и выразить уважение ярким выходцам из низших слоев духовенства, сумевших сохранить связь с народом.

Протоиерей Савелий Туберозов – герой праведнического склада, правдоискатель, в чьих настроениях сильно сказывается критическое отношение к действительности. Он тверд в своих убеждениях и готов их отстаивать. Савелий отличается гуманной терпимостью к инакомыслящим. Он очень отзывчив по отношению к близким и друзьям. «Демитиконовая книга» – это повествование о драматической судьбе героя, вступающего в неравную борьбу со светскими и духовными властями. Свойственное Савелию Туберозову религиозное начало в ходе этой борьбы временами приглушается, отходит на второй план. Тогда раскрываются черты характера героя, свидетельствующие о недовольстве сложившимся порядком вещей, о его тяге к обличению, несовместимых с выполнением обязанностей священнослужителя.

На протяжении произведения читатель наблюдает за духовной эволюцией главного герой. Туберозов, постоянно мужая, превращается в сурового обличителя светской и церковной морали.

Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова (“Соборяне”, “Очарованный странник”)

Поиск духовной правды, безвозмездного служения людям, Богу, любви к миру, стремление к чистоте и добру, соблюдение моральных законов в произведении Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Образ праведника в своеобразном и интересном романе “Соборяне”.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.05.2015
Размер файла 10,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕМА: Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова («Соборяне», «Очарованный странник»)

Николай Семенович Лесков 4 (16) февраля 1831- 21февраля (5 марта) 1895 – русский писатель, писатель крупного и яркого дарования, – нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы. Максим Горький считал Лескова одним из «творцов священного писания о русской земле». Он исключительно широко оценил писателя за «широту охвата явлений жизни», за глубокое понимание ее «бытовых загадок», за великолепное постижение русского языка – его «красоты и остроты, гибкости и хитрости» – и совершенное в своих творческих результатах речетворчество. Его называли «самобытнейшим русским писателем».

Тема праведничества у Н.С. Лескова – это страницы истории духовной жизни русского народа. Православная русская земля, где находятся истоки нравственности и духовности, есть праведничество – поиски духовной правды, безвозмездное служение людям, Богу, любовь к миру, стремление к чистоте и добру, соблюдение моральных законов.

В своих произведениях Лескову свойственно признание сверхличностных ценностей. С необычной силой он выражал веру в нравственное достоинство человеческой личности и создал целую галерею «праведников». В своем творчестве Лесков обращается к образу положительно прекрасного героя: в качестве праведников в рассматриваемых произведениях выступают: Иван Саверьянович Флягин – «Очарованный странник», протопоп Савелий Туберозов в хронике «Соборяне».

Сам Лесков так говорил: «Сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателю положительные типы русских людей».

Это стремление найти в русском народе то нравственное содержание, которое бы свидетельствовало о возможностях его исторического и духовного развития, становится для Лескова всепоглощающей страстью.

1. Образ праведника в хронике «Соборяне»

«Соборяне» – с этой книги начался новый этап в творчестве писателя, ознаменованный поисками положительных начал в русской жизни.

В этом произведении очевидно, что Лесков отлично знал нравы, быт, язык разных сословий и социальных групп провинциальной России – крестьянства, купечества, дворян, торгового люда, чиновников, мещан и духовенства.

Своеобразие и замысел романа «Соборяне» показать усилившееся критическое отношение к церковной аристократии и уважение к отдельным ярким выходцам из низших слоев духовенства, которые не утратили связи с народом.

Савелий Туберозов – протоиерей, герой праведнического склада, строптивый священнослужитель, правдоискатель в настроениях которого очень сильно сказывается критическое отношение к действительности. Тверд в защите своих религиозных убеждений. Отличается также гуманной терпимостью к инакомыслящим, душевной отзывчивостью по отношению к друзьям и близким.

«Демикотоновая книга» – это конечно, своеобразное «житие», проникновенное повествование о драматической судьбе этого героя, смело вступающего в неравную борьбу с духовными и светскими властями. В ходе этой борьбы религиозное начало, свойственное Туберозову, временами приглушается и даже отодвигается на второй план, уступая место раскрытию таких черт его характера, которые свидетельствуют о недовольстве существующим порядком вещей, о тяге к обличению, в поисках правды, несовместимых с выполнением обязанностей священника.

На протяжении всего романа можно заметить его душевную эволюцию, постоянно мужая, он превращается в сурового обличителя церковной и светской морали.

2. Образ праведника в повести «Очарованный странник»

лесков праведник роман соборяне

Одной из самых интересных и своеобразных повестей Н.С. Лескова является «Очарованный странник», созданный в 1873 году.

Повесть написана простым, понятным для читателя языком, повествование от лица самого странника – Ивана Северьяновича Флягина.

Название «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». В связи с этим внимание переносится с приключения на совсем иные вещи.

Странник – это не турист и не искатель приключений. Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Не зря Флягина одолевают «думы» и прозвище у него Голован. В своей жизни он преодолел множество горестей и испытаний.

В разговор пассажиров Иван Флягин включается неожиданно, но становится ясно, что это главный герой произведения. Остается поражаться, как Лесков создал столь простой, но в некотором смысле и сложный образ. В герое сочетаются такие качества как: простота, двойственность, его оригинальность и незаурядность, доброта, честность, щедрость, жалость.

В поступках Ивана Флягина нет никакой логики, никакой практической сообранности. Они порой противоречивы, так как не разум, а чувства руководят им. Он порой не умеет совладать со своей силой. И уже с детства герой осознает, что унижение страшнее физической боли.

Обладая огромной физической силой, он в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, страдание, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России.

Великое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления.

Герой прошел путь очарований, лежащий через грехи, через оцепенение души, страдания, тоску и ведущий от восхищения природной красотой к очарованию самой жизнью.

Ивана Северьяновича можно назвать «праведником» он отличается чистотой нравственного чувства, непосредственным влечением к добру.

Опорное миросозерцательное начало для Лескова – это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев – постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку – соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». (И.П. Видуэцкая)

Истинная вера мыслится Лесковым как последовательно этическая житейская ориентация: простолюдин, «худ он или хорош, но живет до сих пор с убеждением в необходимости добрых дел для спасения» (Н.С. Лесков)

Сочувственно-уважительное внимание к незаметной деятельности обыкновенного человека прошло через все творчество писателя.

Хотя праведники Лескова обычно не предстают в качестве идеологов, духовные принципы определяющие их поведение так или иначе просматриваются.

Доброта и самоотверженность лесковских праведников непредставимы вне их причастности духовным традициям народа – безотносительно к их сознательной ориентации на изначально обретенные и органически усвоенные идеалы, характеризующие русскую культуру.

Исходя из этого можно сделать вывод: Праведник – человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его ищет в жизни истинное счастье. Как правило, праведник в произведениях Лескова имеет связь с природой, животными. Они особенны в своем мире.

Герои Лескова грешные люди, но любовь, которую они излучают характеризует их как истинных праведников.

В двух рассматриваемых произведениях, праведники разные, но есть в них и общее: простота, справедливость, искренность.

1. Лесков Н.С. «Соборяне». – М.: Ленинград, 1960

2. Лесков Н.С. «Очарованный странник». – М.: АСТ: Астрель, 2011

3. В мире Лескова (сборник статей) – М.: Советский писатель, 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Любые реформы проводятся в конечном итоге для улучшения жизни, а в России они получают прямо противоположный результат. Почему? Наверное, прав Федор Тютчев: “Умом Россию не понять…В Россию можно только верить”.

сочинение [6,1 K], добавлен 16.12.2002

Особенности русского национального характера в литературе XIX-XX веков. Ритм и хозяйственный уклад русской жизни. Описание русского национального характера в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник” и рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека”.

реферат [35,5 K], добавлен 16.11.2008

Русский национальный характер. От колыбели до писательства. Начало творческого пути. Положительный тип русского человека в произведениях Лескова. Рассказы о праведниках: “Левша”, “Очарованный странник”. Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова.

реферат [53,1 K], добавлен 27.09.2008

Н.С. Лесков — русский писатель, публицист, критик, журналист. Биография: детство, служба, литературная карьера. Жанры и стили произведений писателя, отражение сочувствия к народу и трагические судьбы людей. История создания повести “Очарованный странник”.

презентация [11,5 M], добавлен 20.01.2016

Проблема русского национального характера в русской философии и литературе XIX века. Творчество Н.С. Лескова, отображение проблемы русского национального характера в повести “Очарованный странник”, в “Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе”.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 09.09.2013

Краткое творчество Лескова. “Соборяне”- отражение быта духовенства. “Мелочи архиерейской жизни”-“тени” и “свет” церкви. Антирелигиозная деятельность. Высоко признаны и оценены словесное мастерство и любовь Лескова к “богатому и прекрасному” языку народа.К

курсовая работа [30,9 K], добавлен 04.04.2004

Особенности восприятия русской действительности второй половины XIX века в литературном творчестве Н.С. Лескова. Образ рассказчика лесковских произведений – образ самобытной русской души. Общая характеристика авторской манеры сказания Лескова в его прозе.

реферат [19,3 K], добавлен 03.05.2010

Сочинение по сказу Левша (6 класс)

В произведении Н.С. Лескова “Левша” повествуется о тульском мастере, легенды о которых жили в народном творчестве с давних пор. Уже с первой главы, устами казака Платова утверждается, что русские мастера намного лучше иностранцев, эта мысль проходит через все повествование. Казак всеми силами пытается убедить царя, что русский народ не хуже англичан способен удивить диковинными вещами, об этом, например, говорит надпись на пистолете, якобы сделанного в Англии.

Однако поразить воображение Александра Павловича смогла блоха, очень маленького размера, которую без “мелкоскопа” не увидеть, умеющая танцевать. Потом, после возвращения на родину, царь умирает, на престол восходит наследник – Николай Павлович. В покоях дворца был найден бриллиантовый орех с блохой, ее завели, она начала прыгать. Новый государь отличался от прежнего тем, что он был уверен в мастерах своего царства, поэтому Платову было поручено показать английское изделие тамошним ремесленникам.

Блоха была принята тремя тульскими оружейниками, которые после поклона иконе Николая Угодника закрылись в доме Левши, одного из мастеров. Горожанам было любопытно, чем занимаются мастера, люди пытались всеми возможностями узнать, что происходит внутри дома, но у них ничего не получилось. Возвращаясь с юга, казаки приехали в Тулу, чтобы забрать блоху. После нескольких неудачных попыток, бриллиантовый орех с блохой был взят у мастеров и привезен к царю, также казаки взяли в Петербург Левшу, чтобы он мог ответить, что они сделали с блохой.

Заведенная ключиком блоха танцевать не смогла – в самый мощный микроскоп стало видно, что на каждой их ножек изделия была подкова. На каждой из подков была выгравирована фамилия мастера, делавшего подкову. Царь был несказанно доволен тому, что русские мастера превзошли английских умельцев, отправил подкованную блоху обратно в Англию вместе с Левшей.

Англичане восторженно приняли русского мастера, хотели обучить его грамоте, даже обещали ему невесту, но Левша от всего отказался. Он посетил английские заводы, так ему понравилось, как организован быт рабочих, но больше всего он обратил внимание на то, что стволы ружей у англичан были начищены не кирпичом, а маслом.

Затосковавший по родной стороне косой Левша отправился обратно в Россию, на протяжении всего пути он беспробудно пил вместе с английским моряком. По прибытии в Петербург мастер без документов умер, никому не нужный, на полу больницы для бедных.

Эта повесть – сказ о бессмысленно растраченном таланте, произведение наполнено глубоким социальным смыслом.

Сочинение 2

Лесков как автор в своих произведениях всегда старался коснуться темы человека, его характера, и как проявляет этот характер в коммуникации с другими людьми. Лесков всегда очень точно и красочно описывал человеческие характеры и образы, которых в его произведениях было огромное количество, но, даже при таком большом количестве образов, он всё равно мог оставить каждому его образу свою уникальность, свой уникальный характер, который был не похож на все остальные. Потому Лескова и считают одним из самых весомых деятелей русской народной литературы, ведь Лесков, как правило, писал именно для народа, дабы донести до народа свою мысль и тему. Прекрасным примером послужит произведение “Левша”.

В нём автор рассказывает читателю историю, об удивительном человеке, которого он собственно и называет Левшой. Левша – это настоящий мастер на все руки, который всю свою жизнь интересовали любые вещи, которые можно модифицировать или починить, что собственно Левша и делал всю свою жизнь. И вот по мере начала развития сюжета Левша получает задание от государя, которое он впоследствии практически выполняет, однако по пути назад он умирает. Левша человек, который очень привязан к своему делу, и без сомнения он также имеет очень ярко выраженный талант, которым он пользуется на протяжении всего произведения. Таким образом, автор показывает нам образ человека, поистине целеустремленного.

Левша всю свою жизнь стремился к своим собственным идеалам, а ни к тем которые навязываются человеку обществом, потому автор и называет Левшу человеком, который представляет из себя чистейшую обособленность, и человека, который никогда не станет идти на поводу у общества, слушая лишь себя и своё сердце. В представлении автора каждый человек должен быть таким же, каким и является Левша. В произведении Левша представляет собой своеобразный идеал, которому человек должен следовать, дабы совсем не потерять свою уникальность в бешеном ритме жизни. Левша также обладает очень упорным и целеустремлённым характером, что также позволяет ему добиваться всех тех вершин, которых он хочет, потому и каждый человек должен следовать этому идеалу.

Таким образом, мы видим, что в своём произведении Лесков создал уникальную атмосферу, которую автор и доносит до своего читателя, и также через данную атмосферу автор доносит до читателя мысль, о необходимости постоянного развития своего таланта.

По сказу Левша

Популярные сочинения

Русский язык считается одним из самых сложных, но тем не менее очень красивый и звучный. Язык развивался на протяжении многих веков и становился все богаче и богаче

Любовь между Базаровым и Одинцовой не является ключевой линией сюжета романа. Однако она добавляет образу главного героя, Евгения, новые черты, которые он так тщательно скрывает от окружающих и даже близких ― способность к глубоким чувствам.

Первая любовь! Каким бывает это чувство: счастливым или безответным, мимолетным или на всю жизнь? Несомненно одно: мы помним его до конца дней.

Левша – народный герой сочинение для 6 класса

Николай Семёнович Лесков написал интересное произведение «Левша». В качестве главного персонажа выступает обычный мужчина. Он проживает в городе Тула. Левша очень любит свою работу. У мужчины на щечке есть родимое пятно, он немного косоглазый и лысый. Он не следит за своим внешним видом, его наряды всегда поношены и стары. Глядя на мужчину можно сказать, что он неряшлив. Часто появляется среди людей испачканным. Левша не уверен в своих силах и порой бывает робким. Он не получил должного образования, но это ему не мешает создавать оригинальные вещи.

То как зовут по-настоящему мужчину, уже никто не помнит. Так бывает с гениями. Все давно называют его Левшой. Его образ очень хорошо раскрывает душу русского человека. Мужчина способный, любит свой родной край, является патриотом, может заинтересовать собеседника, имеет свое мнение. Левша благодаря своему упорному труду и таланту, смог доказать правительству то, что обыкновенный русский человек без специального образования может создавать эксклюзивные вещи. Левша не знал многих вещей, но смог подковать маленькую блоху и указать свой псевдоним.

Все его работы были созданы мастером не для того что бы стать знаменитым, а для того что бы прославить свою страну. Автор подробно описал то, как живет настоящий самородок и талант. Быт Левши является очень скромным и убогим. Только в нашей стране настоящие гении могут вести бедный образ жизни. Параллельно с жизнью Левши в рассказе описывается судьба жителя Англии. Это простой английский рабочий. Его жизнь сильно отличается от жизни Левши и других жителей России. У иностранного рабочего имеется все необходимое для изготовления оригинальных вещей и создания хорошей жизни. Но даже подобный уровень проживания не может соблазнить левшу переехать в другую страну. Он предан своей родине. Знаниями, приобретенными в Англии, мужчина стремился поделиться с соотечественниками.

Левша умирал в страшных условиях. Когда он был беспомощен, его обворовали. К нему очень плохо относились, пока он был при смерти. Он хотел передать свои знания и умения другим людям, но это никому не было интересно. Его талант не был оценен по достоинству. Обидно, что талантливый человек умер в нищете.

2 вариант

Произведение Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом Левше..» относится к русской классической литературе, в которой воплотилась идея патриотизма и беззаветной преданности Родине. Николай Семенович посредством сказа передаёт читателю свой взгляд на народных героев, истинных служителей Отечества. Он иллюстрирует случай, который доказывает, что быть патриотом – это не всегда значит защищать Родину в бою; Лесков доказывает – что беззаветная любовь к Родине – неотъемлемое чувство народного героя.

Скромный тульский оружейник, имени которого никто не знает, прозывается Левшой. Он выглядит довольно скромно, скорее бедственно: стоптанные сапоги, старенькое потрепанное одеяние. Внешность Левши не представляет особой красоты: выдранные «в учении» волосы, косой глаз. К тому же исключительный в работе мастер не владел ни грамотой, ни техническими познаниями. Работал в тесном закопченном помещении, в котором постоянно был спертый воздух и духота. Но ничего не мешало ему быть лучшим тульским оружейником, о таланте которого стало известно государю.

Народный характер Левши проявляется при выполнении заказа государственного значения: русские мастера должны перещеголять заграничных в искусном оружейном деле. Для этого они берутся подковать механическую блоху, а Левша выковывает гвоздики для её подков. Операции выполняются без специального оборудования – «мелкоскопов», потому что ни один микроскоп не способен достаточно увеличить изображение.

Выполненное поручение возвышает тульского мастера в глазах англичан, и они предлагают ему всевозможные блага в обмен на то, чтобы он остался работать у них. Но Левша не только категорически отказывается от предложения, но и везет на родину секрет: как чистить оружие так, чтобы оно не выходило из строя. Обстоятельства не позволяют Левше передать своё открытие государю, и он очень переживает по этому поводу, ведь эта информация помогла бы выиграть в Крымской войне.

События сказа заканчиваются для Левши трагически: обворованный и больной, герой попадает в больницу для тех, кого уже не возвращают к жизни. При этом его роняют с носилок, и Левша ударяется о камни головой. Умирая, Левша сообщает секрет доктору, но он оказывается ненужным государству, так как государь «сам знает как лучше».

Таким образом, в простом оружейнике выражаются черты народного героя. При всей своей внешней простоте, отсутствии образования, тульский мастер обладает огромной душевной силой, стойкостью характера, любовью к Родине, знает понятия долга и чести, ведь никакие уговоры не смогли сломить намерения героя привезти секрет, который мог спасти тысячи жизней во время Крымской войны.

Сочинение 3

Данное произведение было написано с такой целью, чтобы читатель смог понять, как жилось простому, но очень талантливому человеку в те времена, и через какие тяжбы судьбы ему приходилось проходить для продолжения своего существования. В нем было раскрыто несколько основных смысловых заключений, таких, как, то, что нельзя судить о человеке лишь по его внешности, и о невероятной силе истинного патриотизма человека, которого по сути и не ценили на родной земле. Левше приходилось проходить через ряд испытаний, но при этом он оставался достаточно жизнелюбивым и добрым человеком. Он выполнял крайне тяжелые поручения, а также был известен почти что во всем мире за свой невероятный талант.

Также хочется сказать о том, что внешне он был описан как человек, который выглядел крайне сурово, имел большой рост, и был слегка неуклюжим и к тому же косоватым человеком. Но несмотря на все свои внешние недостатки, он приходился крайне хорошим, добрым и отзывчивым человеком. Помимо всего этого он обладал уникальным даром, так как был крайне талантливым мастером, и ему как-то удалось подковать такое насекомое, как блоху, и сделал он это весьма за короткий период – всего за две недели, при этом он сумел также написать имя автора. На Родине он не был признанным мастером, и крайне страдал от этого, ведь его настоящим призванием должны были гордиться, а его талант воспеваться.

Как-то раз он отправился на чужбину для того, чтобы показать, насколько хорошо развито мастерское дело на его родной земле. Стоит сказать, что он не был горделивым человеком, и делал это исключительно в патриотических целях. Несмотря на то, что ему практически нечем было питаться и негде жить, он не воспользовался довольно выгодным предложением остаться там и зарабатывать хорошие средства на свое существование, ведь пребыв там всего несколько дней, он начал сильно тосковать по своей стране, которой он безумно предан и верен ей. Несмотря на то, что он являлся патриотом, и вернувшись, хочет сообщить крайне важную новость государю, однако на пути к нему его грабят, и жестоко откидывают назад, в результате чего он сильно ударяется о землю. В результате полученных травм он скончался, так и не успев поведать важные новости. Но не смотря на все это, он до последнего издыхания не таил мысль о мести или о том, чтобы подумать о смене своей родной страны. Автор хотел показать, что для настоящего мастера своего дела, и к тому же весьма патриотичного, это было неприемлемо.

Также читают:

Картинка к сочинению Левша – народный герой

Популярные сегодня темы

Произведение представляет собой сложную творческую работу писателя, объединяющую в себе пушкинскую линию отечественной литературы и авторское новаторство, выраженное в виде эстетики и стилистики сознательного разума.

В 1852 году свет увидел сборник рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника». Главный герой, он же является рассказчиком, путешествующим вместе со своей собакой, ведёт записи своих странствий.

Жанровая направленность произведения представляет собой короткий рассказ, повествующий о жизни детей. Повествование в рассказе ведется от третьего лица, являющегося рассказчиком.

Данное произведение описывает истории, которые имели место во времена жестокой войны. В повести все эти истории происходят с Иваном, подобные ситуации были на войне со многими детьми

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Сочинение: Особенности сказа «Левша» (Н.С. Лесков)

Cказ Лескова «Левша», тесно переплетен с жизнью простого русского народа. В этом произведении подняты несколько тем: патриотизма, таланта и власти.

Главной темой произведения, конечно же любовь к Родине. Левша описан с трепетом и любовью. К нему писатель относится с теплотой, автору больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Он готов работать на благо Родины. Ему нравятся порядки и режим царящие в стране, на его пути много трудностей, но он не готов предать свою Родину ради лучшей жизни в другой стране. Ему было предложено переехать в Англию, но он не мог представить себя отдельно от своей Родины.

С Родиной связана тема судьбы талантливого человека, в сказе показано, что талантливый человек в России не всегда счастлив. Царь не верит в то, что его народ талантлив, поэтому не уделяет не внимания, не денег на его развитие и продвижение по жизни. Такие мастера, как Левша могут реализовать свои таланты по минимуму.

С талантом связана тема отношения власти с народом. Писатель показал, что иностранцы с уважением относятся к мастерам в не зависимости от их национальности и их места проживания. Когда Левша приехал в Лондон на выставку, англичане просят его остаться, а на своей Родине он не нужен не кому. На родине его не признавали и не спасли его, когда ему требовалась помощь, ему отказали. В отношении у нему видно отношение власти к народу.

Лесков в своем произведении показывает не только талант русского человека, но и его характер. Он показал, что наш человек очень любит свою страну, и многие готовы для её славы сделать всё возможное и не возможное. И новый царь знал, что его мастера знают своё ремесло не хуже иностранцев и ради славы страны постараются.

Главная черта, которая восхищает автора, это терпение русского человека.

В произведение много несправедливости. Англичанина встретили, как национального героя, хотя он ни чего не сделал для нашей страна. А Левшу, который так рвался домой и прославил Россию за рубежом, встретили, как преступника. От такого отношения он и умер, ведь никому не было дела до человека с народа.

Мастер из народа имеет «золотые руки», ради родины, которая его не признает готов пойти на все. В Англии он узнает секрет чистки оружия, но ему не верят. Ведь он с народа, а народ должен молчать. В произведении Лескова народ говорит особой речью. Слова меткие, попадающие в цель. Народ он защищает, от лица англичан.

Читая это произведение, понимаешь, что если ты патриот, то любит свою Родину несмотря ни на что, в любой ситуации остаешься с ней. В этом главный урок произведения Лескова.

Вариант 2

«Левша» — рассказ Николая Семеновича Лескова. Центральной темой произведения является любовь к родине, патриотизм главного героя. Левша – собирательный образ, в котором нашли свое отражение характерные черты русского народа.

Главным героем произведения является оружейных дел мастер. Писатель не дает своему герою имени, Левша – это псевдоним, основанный на том, что герой все делал левой рукой. Из трех мастеров, которые подковали английскую блоху, Левша был самым талантливым. Герой делал для подков гвоздики – самые маленькие детали, которые трудно увидеть даже в микроскоп. Талант главного героя сочетался с его скромностью и непримечательной внешностью. Из-за этого Левшу часто недооценивали, Практически никто не догадывался, какой потенциал скрыт в этом простом и скромном человеке.

Император отправил тульского мастера в Европу, чтобы тот передал блоху английскому правительству. В Англии талант оружейного мастера нашел своих ценителей, англичане были удивленны искусной работой Левши. Они предложили герою остаться в их стране, пообещав хорошие условия работы и проживания. Перед Левшой стал важный, судьбоносный выбор: вернуться домой, в страну, где его не ждут, и даже уже успели забыть мастера, подковавшего блоху или остаться в Англии, где нашлось бы применение его таланту, где он смог бы развиваться. Главный герой очень любил свою родину, он отказывается от лесного предложения и, не смотря на бурю, отправился в Россию.

На родине уже забыли оружейного мастера. Прибыв в страну, Левша оказывается без документов. Его поместили в больницу для бедных, куда в городе привозили людей неизвестного сословия. Там Левша умирает. Перед смертью герою просит передать императору секрет чистки ружей, но никто не обращает должного внимания на его слова. Даже последние мысли мастера посвящены родине, будущему России. Герой повести Лескова – настоящий патриот. Как бы ни была трудна его жизнь, он любит свою страну, предать Родину для него тоже, что и предать себя.

Наряду с темой патриотизма, в рассказе Лескова поднимается еще одна важная тема – безразличие власти, ее равнодушие, холодность, пренебрежение по отношению к людям, гражданам страны. На родине талант Левши так и не был оценен по заслугам. Отношение власти к простым людям, несправедливости российской действительности того времени также нашли отражение в повести Лескова.

Другие сочинения: ← По произведению Очарованный странник↑ ЛесковТема и идея сказа Левша →

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Сочинение 2

Лесков как автор в своих произведениях всегда старался коснуться темы человека, его характера, и как проявляет этот характер в коммуникации с другими людьми. Лесков всегда очень точно и красочно описывал человеческие характеры и образы, которых в его произведениях было огромное количество, но, даже при таком большом количестве образов, он всё равно мог оставить каждому его образу свою уникальность, свой уникальный характер, который был не похож на все остальные. Потому Лескова и считают одним из самых весомых деятелей русской народной литературы, ведь Лесков, как правило, писал именно для народа, дабы донести до народа свою мысль и тему. Прекрасным примером послужит произведение “Левша”.

В нём автор рассказывает читателю историю, об удивительном человеке, которого он собственно и называет Левшой. Левша – это настоящий мастер на все руки, который всю свою жизнь интересовали любые вещи, которые можно модифицировать или починить, что собственно Левша и делал всю свою жизнь. И вот по мере начала развития сюжета Левша получает задание от государя, которое он впоследствии практически выполняет, однако по пути назад он умирает. Левша человек, который очень привязан к своему делу, и без сомнения он также имеет очень ярко выраженный талант, которым он пользуется на протяжении всего произведения. Таким образом, автор показывает нам образ человека, поистине целеустремленного.

Левша всю свою жизнь стремился к своим собственным идеалам, а ни к тем которые навязываются человеку обществом, потому автор и называет Левшу человеком, который представляет из себя чистейшую обособленность, и человека, который никогда не станет идти на поводу у общества, слушая лишь себя и своё сердце. В представлении автора каждый человек должен быть таким же, каким и является Левша. В произведении Левша представляет собой своеобразный идеал, которому человек должен следовать, дабы совсем не потерять свою уникальность в бешеном ритме жизни. Левша также обладает очень упорным и целеустремлённым характером, что также позволяет ему добиваться всех тех вершин, которых он хочет, потому и каждый человек должен следовать этому идеалу.

Таким образом, мы видим, что в своём произведении Лесков создал уникальную атмосферу, которую автор и доносит до своего читателя, и также через данную атмосферу автор доносит до читателя мысль, о необходимости постоянного развития своего таланта.

Другие темы: ← Иван Флягин↑ ЛесковПо повести Очарованный странник →

Сочинение на тему Левша — народный герой

Левша – живет в городе Тула и не представляет своей жизни без своего любимого дела. На щеке у него имеется родимое пятнышко, косит, кое, где выдраны волосы. Носит старую потрепанную одежду. Сам мужчина вечно испачканный, не аккуратный, в себе очень не уверен, образования никакого нет, но это не лишает его способности творить интересные вещи.

Рассказчик сообщает, что настоящее его имя давно всеми позабыто, в целом это происходит со всеми гениальными людьми. Левша – собирательный пример русского населения, где есть и способности, и знание продемонстрировать свой родной край, увлечь собеседника, любовь к родине, способность защитить свои взгляды. Левша сумел доказать правительству, что русский люд, даже не имеющий образования умеет создавать уникальные вещи. Не имея представления о законах физики, он способен подковать фактически минимизированную блоху и указать имя творца.

Он создавал не для известности своей, а чтобы прославить родину свою. Рассказчик демонстрирует, в какой бедности живет подлинный талант в нашем государстве. Так же в этом произведении рассказывается судьба рабочего из Англии, его судьба совсем иная, у него есть все, чтобы создавать уникальные вещи и благополучно жить. Но даже подобные факторы не способны были удержать левшу в чужой стране. Когда мужчина возвращался домой, он все смотрел вперед, где уже виднелся его родной край. Мастер хотел сообщить своей стране, как правильно беречь оружие, по этой причине он очень спешил на Родину.

Мужчина, даже когда умирает, помнит о своей отчизне и пытается передать тайну, но не может, поскольку на Родине не существует никаких правил, его обворовали, все забрали, худо к нему относились, потому и помер. Его способности не восприняли, не защитили его.

Другие сочинения: ← Характеристика Платова из рассказа Левша↑ ЛесковОписание Левши →

Сочинение-рассуждение на тему «Образ левши в сказе Н.С. Лескова»

Образ левши в сказе Н. С. Лескова

I. Мои впечатления от сказа Н. С. Лескова «Левша».

Читайте также:
Тема любви в повести Н.Лескова Леди Макбет Мценского уезда: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: