Н. С. Лесков (1831—1895) и его роль в истории литературы: сочинение

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1831-1895)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать основные факты творческой биографии писателя; особенности его мировоззрения; проблематику произведений, предназначенных для текстуального изучения; особенности повествовательной манеры (сказ); отношение к предшествующей культурной традиции (древнерусская литература, фольклор, творчество Гоголя);
  • уметь определять способы создания писателем русского национального характера («физиологичность» повествования, сказ); выявлять функции детализации в повествовании; определять роль вставных конструкций в организации художественного целого;

владеть навыками интерпретации авторской позиции, выраженной в композиции произведения.

Н. С. Лесков родился в семье небогатого помещика Орловской губернии. В одном из писем будущий писатель вспоминает, что его отец «был большим замечательным умником и дремучим семинаристом». Отказавшись после окончания семинарии стать священником, Семен Дмитриевич был изгнан отцом из дому «без куска хлеба» и должен был зарабатывать сам. Обладавший невероятной наблюдательностью и проницательностью, отец писателя долгое время был следователем по уголовным делам, что после многолетней службы дало ему право на получение потомственного дворянства. Только перед смертью Семей Дмитриевич оформил необходимые бумаги, которые затем его старший сын Николай, так и не получивший университетского диплома, смог предъявить для получения очередного чина.

Большое влияние на нравственное воспитание Лескова оказала, по его собственным словам, нянька его младшего брата, бывшая крепостная актриса графов Каменских. Ее рассказы, как говорил писатель, были «то сладкой сытой кисловатому киселю жизни, то — полезной горчицей жирному свинству ее». Другим важным источником знаний о жизни стали путешествия с бабушкой по орловским монастырям, в которых он слышал много житейских историй, поражавших его воображение. С детства возникла у Лескова любовь к устным рассказам, к судьбам отдельных людей.

В 1841 г. Лесков поступил в Орловскую гимназию, но не закончил курса по многим обстоятельствам, о которых не любил вспоминать впоследствии. Он поступил писцом в Орловскую уголовную палату, а в сентябре 1848 г., восемнадцати лет, был «определен помощником столоначальника». Так бы и пошла провинциальная чиновничья жизнь Лескова, но судьба распорядилась иначе: воспользовавшись согласием дяди принять его в Киеве, он подает прошение в Киевскую казенную палату и в конце 1849 г. зачисляется «помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения». Переезд из провинциального Орла в столичный Киев сыграл решающую роль во всей дальнейшей судьбе писателя. «Меня в литературе считают орловцем, — писал Лесков в “Печерских антиках”, — но в г. Орле я только родился и провел мои детские годы, а затем в 1849 г. переехал в Киев».

Для Лескова Киев стал литературной родиной. В этот период он изучает украинский язык, знакомится с украинской литературой и украинскими писателями: Т. Шевченко, Марком Вовч- ком, И. Котляревским, Г. Квиткой-Основьяненко. Посещение на правах вольнослушателя университета вводит Лескова в круг молодой интеллигенции, горячо обсуждавшей научные проблемы и актуальные общественные вопросы. II. С. Лесков служит в казенной палате по рекрутскому отделу, много ездит по провинции, что обогащает запас его жизненных впечатлений. Однако вскоре он меняет государственную службу на частную у своего дальнего родственника Шкотта. Эти годы стали подлинным университетом для будущего писателя. На вопрос корреспондента одной из газет, где он черпает материал для своих произведений, Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления 6—7 лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать но России».

В январе 1861 г. Лесков переезжает в Петербург и до конца своих дней остается в этом городе — свидетеле его триумфов и разочарований. Здесь проявляется его талант журналиста, а затем и писателя. В 1860-е гг. Лесков сотрудничает с журналами «Время», «Книжный вестник», «Век», «Северная пчела», публикует несколько статей в «Отечественных записках»: о борьбе с народным пьянством, о торговой кабале, о раскольнических браках, о лесосбережении, о женской эмансипации, об уравнении в правах евреев. Летом 1862 г. он пишет «бедоносную» статью о петербургских пожарах, обвиняя в поджогах нигилистов, тем самым надолго разрывая отношения с демократическим лагерем.

В 1863 г. в «Библиотеке для чтения» увидело свет первое беллетристическое произведение Лескова — его повесть «Житие одной бабы». Это произведение начинает в творчестве Лескова галерею образов, в которых воплотилось стремление писателя запечатлеть затейливый рисунок, по выражению М. М. Пришвина, «неспелой» души русской женщины. Вершиной творческих достижений Лескова 1860-х гг. является повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

В 1872 г. выходит в свет одно из лучших произведений Лескова — роман-хроника «Соборяне», в 1873 г. — «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел». В 1872 г. Лесков пишет хронику «Захудалый род», интересную, в частности, тем, что именно в этом произведении он находит жанр, в наибольшей степени отвечающий его таланту. Постепенно уходит в прошлое, но не забывается «провал» романа «Некуда».

Читайте также:
Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова: сочинение

Последние годы жизни и творчества Лескова — период нового взлета мастерства писателя, подготовленный его «трудным ростом». Служебная карьера заканчивалась; в 1880 г. был подготовлен приказ об «отчислении из министерства» государственных имуществ за вольномыслие, а уже в 1883 г. Лесков ушел в отставку: его литературная деятельность была признана несовместимой со службой. Творчество Лескова 1880—1890-х гг. представлено циклом легенд о праведниках, образы которых запечатлены в «Прекрасной Азе», «Скоморохе Памфалоне», «Аскалонском злодее». В этот период писателем создано более двадцати святочных рассказов (1885), написано несколько произведений для журнала Л. Н. Толстого «Посредник», увидел свет знаменитый «Сказ о тульском косом Левше» (1881).

За несколько дней до смерти Лесков без ложной скромности сказал одному из своих будущих биографов: «Через пять-шесть десятков лет люди будут только читать наши книги. за последнее время настоящую литературу делали Толстой, Тургенев и я. » Вместе с тем, Лесков был очень критичен к себе. За два года до смерти в своем завещании он просил не произносить на его похоронах никаких речей и похвал. «Я знаю, — писал Лесков, – что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал». Писателя похоронили па Волковом кладбище при завещанном им молчании.

Н. С. Лесков (1831-1895) и его роль в истории литературы

Максим Горький сказал, что “как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин стоять рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров”. Путь Лескова в литературе был сложным и трудным. Он на чал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей-разночинцев. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка, демократизация литературной речи. Однако нечеткость позиции в обстановке острой идейной борьбы привела к тому, что Лесков очутился в лагере противников революционно-демократического движения.

Это отразилось в его рассказе “Овцебык” (1863) и в двух романах – “Некуда” (1864) и “На ножах” (1870-1887). В романах (особенно во втором) содержались резкие нападки на “новых людей”, что и дало основание прогрессивной критике причислить Лескова к числу “антинигилистических писателей”. По поводу романа “На ножах” даже Достоевский, который сам в это время остро полемизировал с революционно-демократической идеологией, писал, что там “много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества. “. Однако стихийный демократизм, присущий Лескову, привел его в конечном счете к разрыву с реакционными кругами.

Проблема народа, поставленная в литературе 60-х годов, была одной из центральных в творчестве Лескова. “Я не изучал народ. – с гордостью говорил о себе писатель,- я вырос в народе”. Уже в 60-е годы он был далек от идеализации народной жизни, объективно сближаясь в принципах его изображения с демократическим лагерем. Таковы “Житие одной бабы” (863) и “Леди Макбет Мценского уезда” (865) (это название должно было напомнить читателям название рассказа Тургенева ” Гамлет Щигровского уезда”). Создавая сложный характер Катерины Измайловой (“Леди Макбет. “) и сравнивая ее по силе страстей с шекспировской героиней, Лесков полемически отталкивался от “Грозы” Островского. Само имя героини, избранное Лесковым, конфликт между естественным человеческим чувством и традиционным строем патриархального купеческого быта – все это невольно напоминало Островского. Спор с драматургом был вызван иным пониманием характера взаимоотношений героини и окружающих ее жизненных обстоятельств. У Островского Катерина не несет на себе отрицательного отпечатка той среды, в которой она выросла. У Лескова же его героиня при всем ее стихийном влечении к воле, простору, любви оказывается в конечном счете зараженной пороками того самого купеческого быта, который, казалось бы, был так ей самой отвратителен и ненавистен. Для Лескова именно в этом и заключается суть трагического конфликта, который приводит его героиню к гибели. Сложное взаимодействие натуры и обстоятельств, определяющее противоречивость человеческого характера, постоянно оказывалось в центре внимания Лескова (“Воительница”, 1866).

В 70-е годы в творчестве Лескова возникают новые тенденции. Теперь он более критически относится к современной ему русской действительности (“Смех и горе”, 1887), к церкви (“Мелочи архиерейской жизни”, 1878). В то же время писатель стремится найти положительные идеалы в русской жизни. В новых произведениях он создает целую галерею ярких человеческих характеров, порою странных, даже смешных, но всегда наделенных чертами “праведничества”. Нравственный идеал автора выражался в типе “чудака” с его бескорыстной любовью к людям и служением ближнему.

Читайте также:
Всегда ли цель оправдывает средства? (по повести Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда): сочинение

Лесковские герои, страстные борцы за справедливость и истину, обладают острым и сознательным чувством родины, судьба которой их постоянно волнует. В многочисленных испытаниях, которые выпадают на их долю, они обнаруживают удивительную выдержку и чувство собственного достоинства. Таков, например, протопоп Савелий Туберозов (“Соборяне”, 1872), напоминающий непокорного и мятежного протопопа Аввакума, таков и Иван Флягин (“Очарованный странник, 1873), в котором при всей его необузданной натуре и озорстве, роднящем его с Василием Буслаевым, ощущается живое чувство красоты, чуткость и благородство.

К “Очарованному страннику” близок “Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе” (1888), где также идет речь о талантливости русского человека, о его творческих возможностях и горькой судьбе. Замечательное мастерство Левши, сумевшего подковать стальную блоху, было для Лескова символом природной русской смекалки. Однако смысл “Сказа. ” не ограничивался просто прославлением ловкости народного умельца. Ощущается здесь и трагический контекст: он выражен и в гибели Левши, и в том, что блоха, подкованная тульским мастеровым, уже не может двигаться. О трагической судьбе крепостного артиста рассказывается в “Тупейном художнике” (1883). Утверждение героического начала связывается у Лескова с сатирическим отрицанием русской действительности, сковывающей и искажающей духовные и творческие силы народа.

Если в 60-е годы Лесков противопоставлял национальную проблематику социальной, то к концу жизни социальный аспект восприятия и изображения жизни значительно усиливается. В творческом наследии позднего Лескова значительное место занимает сатира – “Загон” (893), “Зимний день” (894) и в особенности “Заячий ремиз (Наблюдения, опыты и приключения Оноприя Перегуда из Перегудов)” (1894). Творчество Лескова отличается широтой охвата разнообразных явлений русской действительности, в нем представлено множество колоритных и оригинальных характеров. Преимущественное внимание писатель уделял изображению необычных исключительных событий, ярких, цельных личностей. С этим связаны поиски новых средств художественной выразительности. Для литературы 60-70-х годов характерными были новые жанровые формы, нарушение привычных жанровых образований. Процесс этот коснулся и Лескова. Принцип обзорности становится для него ведущим: многие произведения состоят из эпизодов, имеющих самостоятельное значение. Отсюда возникают новы жанры: “невероятное событие”, “картинка с натуры”, “рапсодия” “пейзаж и жанр” и т. д., обогатившие современную ему русскую литературу и подготовившие развитие более свободных жанровых форм в литературе XX в.

Видную роль сыграл Лесков и в истории русско-украинских литературных связей. С помощью его произведений русские читатели лучше узнавали жизнь украинского народа, а в русскую культуру входили идейно-художественные традиции украинского народно-поэтического творчества, просветительские идеи украинской демократической литературы.

Украинские темы и мотивы отразились в ряде художественных произведений Лескова: “Детские годы”, “Печерские антики”, “Фигура”, “Некрещенный поп”, “Заячий ремиз”. Он хорошо знал украинский язык, украинский фольклор, которые нередко использовал в своих произведениях для создания соответствующего колорита. Первые переводы Лескова на украинский язык появились в 80-е годы прошлого века. Его переводили М. Павлик, М. Загирня, М. Гринченко, а в советское время – С. Васильченко, Н. Зеров, А. Кундзич и др. Среди русских писателей, внесших наибольший вклад в развитие и укрепление русско-украинских литературных связей, имя Лескова стоит в одном ряду с Гоголем и Короленко.

Николай Семенович Лесков (1831-1895)

Лесков (псевдоним: Стебницкий) — пережил «трудный рост», начинал свой путь с борьбы против «нигилистов»: романы «Некуда» (1864) и «На ножах» (1871). ggg

Первый из них в советскую эпоху считался вообще «плохо» написанным, а второй — настолько одиозным, что он даже не был включен в одиннадцатитомное собрание сочинений Лескова, вышедшее в 1956 году в хрущевскую «оттепель», с предисловием Б.М. Эйхенбаума. А между тем первый роман вполне читаем и сделан мастерски, хотя стиль и язык еще не вполне лесковские, а «правильные», вполне соответствующие литературной норме.

Лескова нельзя упрекнуть в неприязни к намерениям демократов-революционеров. Он написал взволнованный очерк об Артуре Бенни, западном революционере, захотевшем применить свои теории в России. Бенни послужил прототипом образа Райнера в романе. Сочувствует его намерениям Лиза Бахарева, вдумчивая девушка из дворянской семьи — один из удавшихся положительных образов в романе. Но беспощадно насмешливо рисует Лесков заговорщиков-бомбометателей, не знающих русской жизни и готовых для призрачного счастья погубить миллион людей, считая, что цель оправдывает средства. Высмеивает он социалистических кликуш (Пархоменко, Белоярцева), поддерживающих радикализм, неспособных наладить сколь-либо сносно собственную настоящую жизнь, так как целиком погрязли в книжной премудрости. В романе много сцен, упреждающих «Бесов» Достоевского, читаемых с большим интересом.

Лесков гордится, что ему не приходилось «изучать» народ: он «рос среди народа», «спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом. Я с народом был свой человек, и у меня есть в нем много кумовьев и приятелей. », — говорил он.

Читайте также:
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

Горьким скептицизмом окрашены его отношения не только к «нетерпеливцам», к революционерам, демократам, социалистическим утопистам, что так ярко выступает в рассказе «Овцебык» (1862). Скептицизм обнаруживается и по отношению к народу, забитой, инертной массе, неспособной осознать весь ужас своего положения. Народная масса закоренела в жестокостях. Об этом Лесков говорит в произведениях «Язвительный» (1863), «Житие одной бабы» (1863). О суровой судьбе роковой женщины говорится в одном из лучших произведений не только раннего периода, но и всего творчества — «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).

Происшествие с Катериной Измайловой — чисто российское. Такими случаями изобиловала дворянская, купеческая, мужицкая, старообрядческая жизнь. Их не один раз покажет тот же Лесков («Старые годы в селе Плодомасове», 1869).

Есть в характере Катерины Измайловой много положительных черт: ее жажда настоящей, захватывающей любви, ее борьба за право выбора суженого. Это ставит ее в ряд образов «праведниц» и роднит с Катериной Кабановой. Параллель эта давно усмотрена исследователями и изучена: сближение с возлюбленным происходит в отсутствие мужа, затем томление в одиночестве, порывистость и решительность действий. Но Катерина Измайлова, конечно, не может претендовать на воплощение идеалов Лескова. И задумана она, как это явствует из первых же слов автора, в качестве примера тех особенных «характеров», о которых много лет спустя вспоминаешь не без трепета. А характер этот, хотя и восстает против зла окружающего мира, сам несет в себе зло. Этим Катерина Измайлова отличается от «луча света в темном царстве» Катерины из «Грозы» Островского.

На протяжении 70-х и до середины 80-х годов в творчестве Лескова наступает новый период, который характеризуется стремлением писателя найти положительные идеалы в русской жизни и противопоставить их всем формам подавления личности. Лесков бессилен был найти эти идеалы в современных передовых политических течениях. Он стал искать их в потоке самой жизни, как стихийный демократ.

Лесков ставил в заслугу себе то, что сила его таланта — в изображении положительных типов русских людей. Он задумал целый цикл рассказов и повестей на тему «праведники», чтобы представить читателям отрадные явления русской жизни, как они сложились в народной массе [1] .

Понятие «народ» Лесков интерпретировал широко, и у него «праведниками» оказывались и крестьяне, и чиновники, и купцы, и священники («Кадетский монастырь», «Однодум», «Соборяне»). По укоренившейся в нашей литературоведческой методологии узкосоциологической мерке Лесков вроде бы и действительно заслуживал такого упрека в релятивизме: «праведничество» получалось внесоциальной категорией, всякий «праведник» главной, сильной чертой своего характера приближался к народу.

Но пора пересмотреть такой подход, как неверный. Разве нет общечеловеческих категорий добра, заповедей, например, завещанных Библией, великими гуманистами-учеными ?

Таково милосердие по отношению к больным, поддержка несчастных, угнетенных, бедных. Ценность этих добродетелей увеличивается от испытанных на себе гонений и преследований как со стороны властей, так и со стороны людей, живущих жестокой и корыстолюбивой жизнью. В каком-то смысле все праведники действительно сливались в широко понимаемой «народной правде» и оказывались оппозиционной силой по отношению к существующему строю, несли в себе некоторый элемент социального обличения.

Кто бы мог подумать, что из протоирея Туберозова в «Соборянах» (1872), человека, живущего во внешнем благополучии, мог бы вырасти бунтарь, который восстанет против лжи священнической жизни, привилегий, зависимости от высших чинов. Все, все записано у Туберозова в его знаменитой «Демикотоновой книге» за тридцать лет службы. С Аввакумовской непримиримостью он жаждет всенародного обличения чина священника на Соборе, как о том же мечтал Аввакум. Отказывается Туберозов покаяться и умирает твердый в своей правде.

Многие праведники кажутся чудаками, людьми со сдвинутой психологией, странностями. Всем им свойственна некоторая одержимость. Юродивые формы, в которых выражалось их правдолюбие, были понятны народу, который знал, что на Руси издавна повелось: «странные люди» — «они, как младенцы», святы и устами их глаголет истина. Лесков считал, что после дурной своей славы в современном поколении, он рассказами о «праведниках» докажет, что не был слеп по отношению к хорошим и светлым сторонам русской жизни: «Покажите мне у другого писателя такое обилие положительных типов». «Праведничество» оказывается своеобразным «мнением народным», которое складывается и живет стихийно, его нельзя обуздать никакими циркулярами властей. Оно оказывается выше господствующей морали «банковского» периода (так Лесков называл «семидесятые годы» в рассказе «Печерские антики», 1883). Решительно всегда «подвижничество», «праведничество» не получало должной оценки со стороны власть предержащих. В принципе «праведник», по официальной оценке, «маленький» человек, все имущество которого нередко в небольшом заплечном мешке, а духовно он вырастает в сознании читателя в гигантскую легендарную былинную фигу-РУ-

Читайте также:
Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Леди Макбет Мценского уезда Катерины Измайловой.: сочинение

Таков богатырь Иван Северьяныч Флягин в «Очарованном страннике» (1873), напоминающий Илью Муромца. Вывод из его жизни напрашивался такой: «Русский человек со всем справится». Кем только и где только Иван Северьяныч не был и чего только не видел, чего только не перенес: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Он не смертен, как солдат в народных сказках. А в еще позднее написанном рассказе «Несмертельный Голован» (1880) выводится почти мифическая, легендарная фигура по прозвищу Голован, который бескорыстно спасал людей во время чумы и от многих других бед; одушевляла его любовь к людям, она ставила его выше всех страхов, в том числе и страха смерти.

Наиболее яркое произведение о «праведниках» — «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). Праведники несут людям очарование, но и сами они действуют, словно зачарованные, — дай им вторую жизнь, они и ее пройдут так же. «Левша» развивает этот мотив очарования в творческом отношении к труду до высокого артистизма, а действие развивается как азартное состязание русской смекалки с диковинной заморской выучкой. В подвигах Левши и его друзей, тульских мастеров, много виртуозной удачливости, даже эксцентрического чудачества. А между тем жизнь их весьма скверная и большей частью бессмысленная, и народные таланты чахнут и гибнут при царском строе. Итог рассказа горек: бессмыслен подневольный труд, хотя Левша и показал русскую удаль.

В «Левше» на большую высоту поднят вопрос о престиже русской сноровки, которой нет настоящего ходу при Аракчеевых. Космополитично настроенный Александр I, пожинавший лавры победителя Наполеона, совершенно чужд патриотизма и не понимает своего народа. Он обращает внимание на безделицы и за границей готов всячески унизить свой народ. А совсем рядом стоящий с ним казак Платов наивно-комически воплощает в себе иные, народные начала. Он — явный двойник Левши. Дошел же он со своими казаками, с одними пиками до Парижа. Но и Платов, «считавший все французские разговоры за пустяки», — служака ограниченный: его энергия тоже усыплена и знает свой предел.

В озорной истории о Левше есть трагический оборот. Ни царь, ни его сановники о России не думают, а забытый и истерзанный Левша, удивлявший своей сообразительностью англичан в Лондоне, несет в своей душе не только щедрые дары народного гения, но и заботу о родине. Не передали тупые сановники царю Александру I важное наблюдение: англичане кирпичом ружья не чистят, ведь такие ружья в случае войны стрелять не будут. Тут уж сам Лесков выступал под конец с поучением: «А доведи они левшины слова в свое время до государя — в Крыму с неприятелем совсем бы другой оборот получился». Имеется в виду поражение царизма в войне с англо-французской интервенцией в Крыму 1853— 1855 годах.

В 1883 году у Лескова произошла стычка с министром внутренних дел И.Д. Деляновым. Делянову поручается «вразумить» подведомственного ему писателя, или намекнуть ему, чтобы он уволился по собственному желанию. Лесков наотрез отказался. «Зачем же это вам нужно?» — спросил запутавшийся министр. Лесков ответил: «Нужно! Хотя бы для некрологов: моего и. вашего».

До самой смерти Лесков остается только литератором: он расширяет свои знакомства и особенно сближается с 1887 года с Л.Н. Толстым: «Я давно искал того, чего он ищет, но я этого не находил, потому что свет мой слаб. Зато, когда я увидел, что он нашел искомое, которое меня удовлетворило, — я почувствовал, что уже не нуждаюсь в своем ничтожном свете, а иду за ним и своего ничего я не ищу и не показываю, а вижу все при свете его огромного светоча». Конечно, Лесков не сделался «толстовцем», но близость к Толстому выразилась в нарастании критического пафоса в его творчестве, как нарастал он и у самого «стихийного демократа» Толстого.

Но со временем, благодаря хорошему знанию жизни, Лесков развернулся как писатель-реалист и обличитель. Это сблизило его с теми самыми демократами, против которых он когда-то выступал.

Прогрессивная печать начинает приглашать Лескова к сотрудничеству. Особый смысл в творчестве Лескова приобретают давние начинания сатирического, обличительного характера, которые теперь получают интенсивное развитие.

Лескова интересует связь вещей, сцепление событий и судеб, путь, по которому идет Россия. Возрастает роль социального анализа в произведениях.

Читайте также:
Сочинение на тему Левша 6 класс: сочинение

Существенно меняются эстетические установки Лескова в последний период творчества. Период «положительных примеров» кончился. Началось аналитическое служение злобе дня.

Поздние вещи Лескова: «Полуношники» (1891); «Административная грация» (1893), «Загон» (1893), «Зимний день» (1894), «Дама и фефёла» (1894), «Заячий ремиз» (1894) — злые вещи, полные обличительного яда, в которых автор ставит цели показать и покарать аморализм, общественное неустройство, угнетение личности.

В «Полуношниках» высмеяно поклонение Иоанну Кронштадскому мещан и тысяч верующих, наезжавших к нему в «Ажидацию» (гостиницу) загодя, желая попасть под благословение и в поисках помощи. Подслушанные автором через тонкие стенки гостиничных номеров ночные разговоры прихожан свидетельствовали о том, что в «Ажидации» разыгрываются низменные страсти, выступают темные стороны души. Лесков записал разговоры с натуры, он посещал сам Кронштадт, где протоирей Андреевского собора слыл за чудотворца, собирал на своих «чудесах» огромные доходы.

Язык Лескова исключительно яркий. В нем самое причудливое сочетание разных стилей. В речах героев и в авторском повествовании смешаны русский, украинский колориты. Слова своеобычные, подслушанные в народе, но иногда и присочиненные самим Лесковым. Это не раз вызывало нарекания на автора, и в связи с «Левшой», и особенно с «Полуношниками»: «клеветоны» (фельетоны), «кисельвроде» (Нессельроде). Лесков оправдывался, что так говорят на самом деле люди. Но не всегда со вкусом вводил слова, изобретенные им самим. Наивная этимология, может быть, оправдана только в «Левше», где смесь русского и иностранного, стремление удивить — победить заложено в самом строе произведения.

М. Горький высоко оценивал Лескова и учился у него писать. «Лесков — тоже волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывая, и в этом искусстве не имеет себе равных. Его рассказы — одухотворенная песнь, простые, чисто великорусские слова, снизываясь одно с другим в затейливые строки, то задумчиво, то смешно звонки, и всегда в них слышны трепетная любовь к людям, просто нежная, почти женская, чистая любовь, она немножко стесняется себя самой» [2] .

И все же не художественный типизм в обычном смысле, социальная определенность образа были главнейшей целью Лескова. Его интересовала красота русского человека вообще, наши доморощенные Дон-Кихоты, «божии люди». Тут он во многом сходился с Достоевским. Остро конфликтный анекдот, случай — обычная основа его сюжетов. Его положительный идеал не в Христе, и даже не в облике народного Христа, а в былинно-эпическом Илье Муромце с чертами озорного Васьки Буслаева и стихийно-неуемного Доримедонта Рогожина (из «Захудалого рода»), современного «двойника» по отношению к Парфену Рогожину из «Идиота» Достоевского .

Н. С. Лесков (1831—1895) и его роль в истории литературы: сочинение

Максим Горький сказал, что «как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин стоять рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров». Путь Лескова в литературе был сложным и трудным. Он на чал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей-разночинцев. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка, демократизация литературной речи. Однако нечеткость позиции в обстановке острой идейной борьбы привела к тому, что Лесков очутился в лагере противников революционно-демократического движения.

Это отразилось в его рассказе «Овцебык» (1863) и в двух романах — «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870—1887). В романах (особенно во втором) содержались резкие нападки на «новых людей», что и дало основание прогрессивной критике причислить Лескова к числу «антинигилистических писателей». По поводу романа «На ножах» даже Достоевский, который сам в это время остро полемизировал с революционно-демократической идеологией, писал, что там «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества…». Однако стихийный демократизм, присущий Лескову, привел его в конечном счете к разрыву с реакционными кругами.

Проблема народа, поставленная в литературе 60-х годов, была одной из центральных в творчестве Лескова. «Я не изучал народ…— с гордостью говорил о себе писатель,— я вырос в народе». Уже в 60-е годы он был далек от идеализации народной жизни, объективно сближаясь в принципах его изображения с демократическим лагерем. Таковы «Житие одной бабы» (863) и «Леди Макбет Мценского уезда» (865) (это название должно было напомнить читателям название рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»). Создавая сложный характер Катерины Измайловой («Леди Макбет…») и сравнивая ее по силе страстей с шекспировской героиней, Лесков полемически отталкивался от «Грозы» Островского. Само имя героини, избранное Лесковым, конфликт между естественным человеческим чувством и традиционным строем патриархального купеческого быта — все это невольно напоминало Островского. Спор с драматургом был вызван иным пониманием характера взаимоотношений героини и окружающих ее жизненных обстоятельств. У Островского Катерина не несет на себе отрицательного отпечатка той среды, в которой она выросла. У Лескова же его героиня при всем ее стихийном влечении к воле, простору, любви оказывается в конечном счете зараженной пороками того самого купеческого быта, который, казалось бы, был так ей самой отвратителен и ненавистен. Для Лескова именно в этом и заключается суть трагического конфликта, который приводит его героиню к гибели. Сложное взаимодействие натуры и обстоятельств, определяющее противоречивость человеческого характера, постоянно оказывалось в центре внимания Лескова («Воительница», 1866).

Читайте также:
Лесков – мастер в создании образов праведников: сочинение

В 70-е годы в творчестве Лескова возникают новые тенденции. Теперь он более критически относится к современной ему русской действительности («Смех и горе», 1887), к церкви («Мелочи архиерейской жизни», 1878). В то же время писатель стремится найти положительные идеалы в русской жизни. В новых произведениях он создает целую галерею ярких человеческих характеров, порою странных, даже смешных, но всегда наделенных чертами «праведничества». Нравственный идеал автора выражался в типе «чудака» с его бескорыстной любовью к людям и служением ближнему.

Лесковские герои, страстные борцы за справедливость и истину, обладают острым и сознательным чувством родины, судьба которой их постоянно волнует. В многочисленных испытаниях, которые выпадают на их долю, они обнаруживают удивительную выдержку и чувство собственного достоинства. Таков, например, протопоп Савелий Туберозов («Соборяне», 1872), напоминающий непокорного и мятежного протопопа Аввакума, таков и Иван Флягин («Очарованный странник, 1873), в котором при всей его необузданной натуре и озорстве, роднящем его с Василием Буслаевым, ощущается живое чувство красоты, чуткость и благородство.

К «Очарованному страннику» близок «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе» (1888), где также идет речь о талантливости русского человека, о его творческих возможностях и горькой судьбе. Замечательное мастерство Левши, сумевшего подковать стальную блоху, было для Лескова символом природной русской смекалки. Однако смысл «Сказа…» не ограничивался просто прославлением ловкости народного умельца. Ощущается здесь и трагический контекст: он выражен и в гибели Левши, и в том, что блоха, подкованная тульским мастеровым, уже не может двигаться… О трагической судьбе крепостного артиста рассказывается в «Тупейном художнике» (1883). Утверждение героического начала связывается у Лескова с сатирическим отрицанием русской действительности, сковывающей и искажающей духовные и творческие силы народа.

Если в 60-е годы Лесков противопоставлял национальную проблематику социальной, то к концу жизни социальный аспект восприятия и изображения жизни значительно усиливается. В творческом наследии позднего Лескова значительное место занимает сатира — «Загон» (893), «Зимний день» (894) и в особенности «Заячий ремиз (Наблюдения, опыты и приключения Оноприя Перегуда из Перегудов)» (1894). Творчество Лескова отличается широтой охвата разнообразных явлений русской действительности, в нем представлено множество колоритных и оригинальных характеров. Преимущественное внимание писатель уделял изображению необычных исключительных событий, ярких, цельных личностей. С этим связаны поиски новых средств художественной выразительности. Для литературы 60—70-х годов характерными были новые жанровые формы, нарушение привычных жанровых образований. Процесс этот коснулся и Лескова. Принцип обзорности становится для него ведущим: многие произведения состоят из эпизодов, имеющих самостоятельное значение. Отсюда возникают новы жанры: «невероятное событие», «картинка с натуры», «рапсодия» «пейзаж и жанр» и т. д., обогатившие современную ему русскую литературу и подготовившие развитие более свободных жанровых форм в литературе XX в.

Видную роль сыграл Лесков и в истории русско-украинских литературных связей. С помощью его произведений русские читатели лучше узнавали жизнь украинского народа, а в русскую культуру входили идейно-художественные традиции украинского народно-поэтического творчества, просветительские идеи украинской демократической литературы.

Украинские темы и мотивы отразились в ряде художественных произведений Лескова: «Детские годы», «Печерские антики», «Фигура», «Некрещенный поп», «Заячий ремиз». Он хорошо знал украинский язык, украинский фольклор, которые нередко использовал в своих произведениях для создания соответствующего колорита. Первые переводы Лескова на украинский язык появились в 80-е годы прошлого века. Его переводили М. Павлик, М. Загирня, М. Гринченко, а в советское время — С. Васильченко, Н. Зеров, А. Кундзич и др. Среди русских писателей, внесших наибольший вклад в развитие и укрепление русско-украинских литературных связей, имя Лескова стоит в одном ряду с Гоголем и Короленко.

Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

Повесть Лескова «Очарованный странник» имеет очень оригинальное название. Известно, что изначально Лесков хотел дать название «Черноземный Телемак». Видимо, второе название, по мнению автора, более, глубокое и лучше отражает суть произведения.

Во-первых, почему странник? Здесь все предельно просто. Главный герой долгое время странствовал, чтобы найти спокойствие, предназначение для себя, какой-то смысл. Также это и обращение к внутреннему миру. Дело в том, что Флягин большой любитель покопаться в глубинах собственной души, ему интересно изучать людей, их поступки, мотивы их действий и причины.

Читайте также:
Тема любви в повести Н.Лескова Леди Макбет Мценского уезда: сочинение

А вот слово «очарованный» выполняет здесь особую роль. Это также относится к характеристике персонажа, ведь он влюблен в природу, в ее красоту, в женскую красоту, в другие творенья, как рук человеческих, так и Бога.

В большинстве случаев он пытается увидеть в жизни что-то доброе и светлое. Для него смысл бытия – жизнь в послушании и действовать так, как велит сердце.

Слово «очарованный» можно трактовать и по-другому. Главный герой неоднократно совершал необъяснимые поступки (такие как убийство монаха). Поэтому, возможно, слово «очарованный» выступает здесь в качестве значения «околдованный».

Также «очарованный» здесь, вероятно, употреблено в значении «чары». Многие события и повороты судьбы в жизни герой объяснял себе Божьим промыслом. Он верил, что какая-то высшая сила направляет человека, меняет его судьбу.

Главный герой совершенно чист и без раздумий идет на какие-то жертвенные поступки: ради лошади он идет на схватку с татарином, а за цыганку без особых раздумий отдает все деньги. Он, совершает сумасшедшие поступки, потому что борется за идею.

Я думаю, что смысл названия состоит именно в этом. Восхищенный, любящий безмерно жизнь герой, вряд ли оставит читателя равнодушным. Такие люди есть и сейчас, возможно, они среди нас. Они жертвенны, для них не составит труда лишиться чего-то ради спасения человека, безвозмездно помочь человеку, решиться на какой-то серьезный и значительный духовный подвиг. Стоит только приглядеться. Конечно, темп жизни сейчас совершенно иной, а люди мыслят совсем другими категориями, но даже в таких обстоятельствах мы встречаем на своем жизненном пути «очарованных странников», которые остаются в нашем сердце навсегда, поражая своей натурой желанием жить и безвозмездно помогать.

Вариант 2

Данную повесть автор изначально назвал иначе «Черноземный Телемак», но, видимо решив, что второе название звучит более оригинально и максимально раскрывает суть рассказа. Оставляет второе название «Очарованный странник».

Главным героем повести, был странник средних лет, который долгое время путешествовал в поисках, для того чтобы обрести умиротворенность своей души. Сам Флягин, являлся большим любителем мечтаний, также ему интересно было смотреть и анализировать поведение посторонних людей.

Почему же Лесков употребляет в названии слово «очарованный», наверное, потому что оно характеризует самого персонажа. Так как он вел себя как околдованный красотой всего окружающего его природы, людей, испытал особую любовь к Родине. Странник во всем старался видеть только хорошее и положительное, не замечая, что твориться вокруг плохое. Флягин всегда прислушается к своему большому доброму сердцу и совершает действия, как велит оно. Большинство событий произошедших с ним хороших и плохих, он считает, что это послание всевышнего. Так как только Бог в силе изменить человеческую судьбу, и направить его на какие-то решения. Не о чем содеянном он не сожалеет, даже о совершенном преступлении.

Некоторые свои поступки странник совершает необдуманно, как будто околдованный, так как его действиям нет логического объяснения, но ему кажется, что он поступает правильно.

Смысл данной повести Лескова, заключается именно в названии. Так как его главный герой не оставит равнодушным читателей после прочтения, а затронем за душу и может заставить изменить свое поведение или отношение к окружающим людям. Флягин жертвовал собой ради спасения посторонних ему окружающих людей, животных, совершал только добрые поступки. Именно так казалось ему, что он делает все правильно. Он жил и безвозмездно помогал и не когда не ждал нечего взамен.

На сегодняшний день если приглядеться в окружающих людей, то можно тоже разглядеть в них очарованного странника, готового помогать всему миру, только не себе самому.

Смысл названия

Николай Сергеевич Лесков заложил в русской литературе образ героя-праведника. Он частично основан на сборном образе русского богатыря, описанного в российских былинах, ему приходится бороться со сложными и противоречивыми стечениями судьбы. В центре событий Иван Флягин, наделенный удалым и безудержным характером. Он каждой клеточкой своего тела влюблен в происходящее в окружающей жизни, старается поймать каждый момент и сделать его запоминающимся и ярким. Да и характер главного героя, частично отражение происходящего в окружающем мире.

Поэтому мужчина часто находится в ситуациях, которые могут привести к смерти, он никогда не переходит положенную грань, а когда она приходит на самом деле, то спасается в божьем монастыре, где живет как божий послушник.

Жизнь героя можно назвать чередой приключений и странствий, он постоянный скиталец, который старается отыскать покой и успокоение. Он вынужден ездить по свету, но при этом и его внутренний мир не может найти успокоения и гармонии, он находится в постоянном волнении и поиске важных вещей, поэтому он никогда не сидит на месте и не может успокоиться даже в мелочах.

Читайте также:
Свобода и необходимость в Войне и мире Л. Н. Толстого и Очарованном страннике Н. С. Лескова: сочинение

Но порой скитания объясняются и стечение внешних обстоятельств, которые вызваны достаточно объективными причинами. Он вынужден отправиться в долгое путешествие, которое он разделит с цыганом, потому что не хочет возвращаться домой и заниматься монотонной работой, которая поручена ему в наказание.

Потом он вынужден держать путь в Рынь-пески, по дороге за ним гонятся правоохранительные органы, которые хотят отомстить ему за смерть богатыря. После он находит приют в монастыре, и то, потому что деваться молодому человеку было некуда.

Основное противоречие заключается в том, что несмотря на неопределенность собственной жизни, он внимательно следит за происходящим вокруг завороженным взглядом. Именно в этом заключается прелесть русской души, которую пытается охарактеризовать Лесков. Он всегда надеется на русское авось, которое он надеется пронесет его каждый раз, когда он попадает в очередные приключения.

Именно поэтому Лесков выбирает такое название «Очарованный странник». Он вынужден скитаться по целому свету, чтобы отыскать хоть-какие ответы, но единственный ответ для него – это бесконечной длинны путешествие, в котором он постоянно удивляется окружающим его событиям. Очарованный внешними обстоятельствами, он не может выйти за рамки собственного сознания, которое призывает его удивляться окружающим его достаточно интересным вещам.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия повести Очарованный странник

Популярные сегодня темы

Вопреки общему корню в словах «гордость» и «гордыня», они означают совершенно разные понятия. Слово «гордость» означает уважать самого себя, осознавать свои достоинства.

Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество»

На репродукции картины Г. Нисского можно увидеть описание дорог Подмосковья. Почему же именно Подмосковья, спросите вы? На это указывают несколько составляющих картины, которые художник продумал до мелочей

По жанровой направленности произведение относится к народной сказке, главной мыслью которой является победа добра над злом, любви над ненавистью.

«Песня про купца Калашникова» — это одно из самых известных произведений Михаила Лермонтова. Автор обратился к историческому материалу и раскрыл проблему гордости и смирения.

Смысл названия повести Очарованный странник — Лескова

«Очарованный странник» — повесть Лескова Николая Семёновича, входящая в его цикл произведений о праведниках. Название повести вроде бы очевидное, говорящее само за себя, особенно для тех, кто хорошо знаком с произведением. Казалось бы, «странник» – это путешественник, а прилагательное «очарованный» описывает, что герой удивляется и радуется всему, что попадается на пути его странствий. Но одновременно с этим, в названии как будто бы имеется скрытый подтекст, прослеживается какая-то ускользающая истина, идущая тонкой ниточкой через все 20 глав.

Ведь если смотреть глубже, смысл названия повести Очарованный странник не так уж однозначно и просто отображает происходящее. Стоит разобрать название на составляющие его слова – получится уже новая интерпретация событий жизни главного героя, совершенно не такая, какой она казалась на первый взгляд.

Слово «очарованный» имеет широкое значение в контексте данного произведения. «Очарованный» возможно образовано от слова «чары». Всю жизнь Флягин испытывал на себе воздействие неких высших сил: он был вымолен у Бога матерью, он совершал необъяснимые поступки (например, воровство лошадей, убийство монаха в азарте, «смеха ради»), видел вещие сны, находился в бесовском алкогольном плену, обращался к гипнотизеру («магнетизеру»), буквально сходил с ума. «…Я многое даже не своею волею делал…», как будто кто-то околдовывал героя, сбивал его с верного жизненного пути. Каков этот путь? По всей видимости, стать послушником, ведь в конце концов герой выбирает именно эту дорогу. Она, с одной стороны, подарена ему судьбой, предначертана ему с рождения, с другой же, выбрана им самим во спасение души.

Одновременно с этим, смысл этой части названия может происходить от глагола «очаровываться» – то есть находиться под сильным впечатлением от чего-либо, обвораживаться, прельщаться. Иван Северьянович Флягин испытывал трепет от красоты тех мест, по которым ему пришлось странствовать. Он оказывался очарован прелестью родных земель: «Краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость! ». Он тосковал по Родине, находясь в плену у татар, в зареве чужих степей ему виделись православные храмы. Был общителен и добр с людьми, помогал незнакомцам, находясь под впечатлением от встреч с ними. Он искренне любил лошадей, ухаживал за ними с самого детства, восхищался их преданностью, силой, грацией. Был поражен в самое сердце женщиной, цыганкой Грушенькой, да так сильно, что отдал большую сумму хозяйских денег, лишь бы только слышать ее песни дальше. Он так любил ее, что взял на душу страшный грех убийства, лишь бы не допустить ее греха. Он был очарован своей верой, любовью к Богу и благоговением.

Читайте также:
Женские образы в повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

Смысл названия раскрывает также и второе слово – «странник», которое отображает различные ипостаси главного героя, Ивана Северьяновича Флягина, раскрывающие его многогранную личность. Во-первых, это его непосредственные перемещения в пространстве: скитания от одного двора к другому, путешествия по городам, жизнь у татар в плену, в другой культуре и вере. Весь его жизненный путь наполнен поиском «своего места».

Во-вторых, постоянное нахождение Ивана Флягина на волоске от смерти и различные загадочные обстоятельства, не позволяющие ему погибнуть; знаки судьбы, преследующие его, вещие сны, дар пророчества – это все отражает его странствие между жизнью обычной, приземленной и жизнью мистической. Миром, покрытым завесой тайны.

В-третьих, род его занятий в течение всей жизни менялся: он был и конюхом, и нянькой, и врачевателем, и преступником, и пленным, и военным, и артистом цирка, и, в итоге, монахом. Разительные перемены сфер деятельности для жизни рядового крестьянина. Разительные, но так органично вписывающиеся в многогранную личность, казалось бы, простого русского человека, что даже нет причин усомниться в задумке Лескова — показать истинного странника, путешествующего по дороге жизни.

В-четвертых, это название отражает его душевные странствия: от грешника, убивавшего людей на войне и в миру, мучившего животных, укравшего и пропивавшего чужое имущество, к праведнику, который духовно рос, сражался со своими бесами и искренне веровал. Монахом предначертано стать этому человеку с рождения, мать вымаливала его у Бога, обещала, что данный ей сын станет богослужителем. Но Иван Флягин всю жизнь пытался нарушить материнскую клятву, и только в конце своего пути он пришел к ее исполнению, к монашеству. Все время он пытался погибнуть – от своих и от чужих рук, но ни разу так и не погиб. Быть может, это снова вмешательство высших сил – он должен был отдать свой долг вере, ведь это она дала ему жизнь.

Первоначально автор повести Николай Семёнович Лесков дал название ей «Черноземный Телемак». «Черноземный» — подчеркивало русское и простонародное происхождение главного героя. А Телемак – это сын Одиссея, известного античного путешественника. Телемак и сам долго скитался по земле, как и герой повести Николая Семёновича Лескова Иван Флягин. Только Телемак искал отца, а Флягин, что стало понятно в конце произведения, искал себя. Нельзя сказать, что название «Черноземный Телемак» было бы хуже, но «Очарованный странник» более понятное русскому человеку имя для данной повести. Смысл названия сразу перемещается от приключенческой стороны жизни главного героя к его духовным скитаниям.

Нельзя отмести все варианты расшифровки смысла названия кроме какого-то одного, оставив его как единственное верное. Здесь нет одной определенно правильной интерпретации, все эти характеристики героя включены в название, которое избрал автор для своего произведения. В этом и заключалась задумка Лескова – показать, как многогранна, противоречива и загадочна душа человека, русская душа, душа грешного праведника.

Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник». Уже из названия мы понимаем, что нас ждёт описание судьбы человека неординарного со сложным духовным складом.

Повесть представляет собой рассказ главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Автор воспроизводит манеру речи «черноземного Телемака», которая весьма своеобразна и колоритна. Да и весь он очень необычен; богатырь, похожий на Илью Муромца, в душе оказывается очень чистым и непосредственным, словно ребёнок. Он действительно очарованный странник. Всю свою жизнь скитается по земле, не ропща и не обижаясь на преследующие его несчастия и роковые стечения обстоятельств.

Отправной точкой странствий героя является то, что он – крепостной человек. Н.С.Лесков правдиво показывает бесправность этого слоя населения тогдашней России. Флягин – беглый крепостной сполна испил чашу бед и страданий. Но он не озлобился и через все испытания пронёс снисходительное, добродушное отношение к людям

Природа наделила Ивана врождённым чувством красоты. Он видит её во всём: в природе, в женщинах, в лошадях. Он очаровывается, забывает себя, когда видит чудесную лошадь – Дидону, также ведёт он себя, когда встречает красивую цыганку – Грушу. В такие моменты он словно попадает под колдовские чары и не владеет своими мыслями, чувствами, эмоциями. Впрочем, можно сказать, что Иван очаровывается вообще всем, что встречается на его пути.

Читайте также:
Пейзаж и жанр в рассказах Лескова: сочинение

В процессе путешествий герой постепенно взрослеет и его душа тоже меняется, он понимает и исследует эти изменения. Встречаясь по пути с новыми людьми, он заглядывает в тайные уголки их душ, анализирует и их состояние. Так он и идет по жизни, от события к событию, от одного человека к другому человеку.

Много совершает Иван Северьянович неосознанных противоречивых поступков. Это убийство монаха, спасение графа, помощь в самоубийстве Груши. Он и сам о себе говорит, что «…я многое даже не своею волею делал. ». Опять мы сталкиваемся с каким-то колдовством и очарованием. Но герой встречает изменения в своей судьбе смиренно, потому что считает, что так должно быть, так предначертано.

Не случайно последним пристанищем его становится монастырь, ведь ещё до рождения мать пообещала его Богу. Да и вся повесть построена, как житие святых: детство героя, жизнеописание, искушения и борьба с ними. И хочется верить, что душа очарованного странника отыщет покой в обретении единства с Богом.

Вариант 2

Именно Н.С.Лесков ввел в литературу образ героя-праведника, настоящего русского богатыря, который обладает сложной и противоречивой судьбой. Главным героем является Иван Флягин. Автор сразу описывает его удалой и безудержный характер, он на самом деле влюблен в жизнь и во все, что происходит вокруг него. Каждый момент в его жизни становится ярким и запоминающимся, а главный герой становится настоящим отражением происходящим в его жизни.

Именно поэтому Флягин сотни раз попадает в ситуации близкие к смерти, но ни разу не умирает, а когда приходит настоящая смерть, то он становится божьим послушником – чернецом.

Его жизнь – это череда не только испытаний, но и постоянных странствий, он не может найти успокоения, постоянно меняет место жительство, но при этом и его душа не может найти покоя, она находится в постоянном поиске чего-то, не может усидеть на месте и остановится.

Но его постоянные скитания можно объяснить и внешними обстоятельствами, вызванными реалистичными причинами, которые он не может изменить самостоятельно. Его долгое путешествие с цыганом, обусловлено тем, что возвращаться в графский дом он не хочет, потому что там его в наказание ждет достаточно тяжелый и отчасти монотонный труд.

В Рынь-пески он бежит, чтобы скрыться от преследующих его правоохранительных органов, намеренных взыскать с него за убийство богатыря, по подобной причине он находит приют в монастыре, потому что деться было некуда.

Несмотря на происходящее, он очарован буквально каждым моментом собственной жизни. В этом и заключается противоречивость русской натуры, не знать, что будет происходить дальше, надеяться на обычное авось, но при этом радоваться каждому моменту, будь то очередное путешествие или обычный закат солнышка.

Именно поэтому, Лесков и дает произведению такое говорящее название «Очарованный странник». Он вынужден блуждать по свету, чтобы отыскать хоть какую-то истину, а самое главное успокоение для собственной души. Каждый раз восхищаясь очередной вещью, главный герой старается найти ответ на свой вопрос, но противоречивые чувства берут над ним верх, и он просто наслаждается происходящим.

Смысл названия повести Очарованный странник

Несколько интересных сочинений

Когда мы гуляем по парку, мой папа очень любит рассказывать мне истории о своих школьных годах. Ему очень нравилось ходить в школу, потому что там было интересно, и было много друзей.

Саша приходится супругой поручику Николаеву. Офицер Ромашов служит с поручиком в одной воинской части и является преданным другом его жене.

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается самым народным российским художником. Хоть он в отличие от передвижников, не изображал тяжелый быт крестьянства, тем не менее в каждой

Книга в жизни человека играет огромную роль ,если не сказать самую важную. Издавна книга являлась одним из самых дорогих товаров наравне с драгоценными камнями. Она была одной из первых источников передачи знаний

С давних времен и по сей день существует такая проблема, как конфликт отцов и детей. Она считается вечной, и затрагивает каждое поколение. Всему виной разница во взглядах старшего и младшего поколений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: