Всегда ли цель оправдывает средства? (по повести Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда): сочинение

Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Н. С. Лесков)

Автор: Guru · 14.08.2018

Образ Леди Макбет хорошо известен в мировой литературе. На русскую почву шекспировский персонаж перенёс Н.С. Лесков. Его произведение «Леди Макбет Мценского уезда» пользуется популярностью по сей день и имеет множество инсценировок и экранизаций.

История создания

«Леди Макбет нашего уезда» — под таким названием произведение впервые появилось в печати в журнале «Эпоха». Работа над первой редакцией очерка длилась около года, с 1864 по 1865 гг. окончательное название сочинение получило в 1867 году после значительных авторских правок.

Предполагалось, что эта повесть откроет цикл произведений о характерах русских женщин: помещица, дворянка, повитуха, — но по ряду причин замысел не был воплощён. В основе «Леди Макбет» лежит сюжет широко распространенной лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

Жанр, направление

Авторское определение жанра – очерк. Возможно, Лесков таким обозначением подчеркивает реалистичность, подлинность повествования, поскольку этот прозаический жанр, как правило, опирается на факты из реальной жизни, является документальным. Неслучайно первое название уезда — наш; ведь так каждый читатель мог представить эту картину именно в своём селении. Кроме того, именно очерк свойственен направлению реализма, что был популярен в русской литературе того времени.

С точки зрения литературоведения «Леди Макбет Мценского уезда» является повестью, на что указывает непростой, наполненный событиями, сюжет и композиция произведения.

Многое роднит очерк Лескова с драмой Островского «Гроза», написанной за 5 лет до «Леди …» Судьба купеческой жены волновала обоих авторов, и каждый из них предлагает свой вариант развития событий.

Основные события разворачиваются в купеческой семье. Катерина Измайлова, в то время как её муж уехал по делам, заводит роман с приказчиком Сергеем. Свёкр попытался пресечь разврат в собственном доме, но поплатился за это жизнью. Вернувшегося домой супруга также ждал «тёплый приём». Избавившись от помех, Сергей и Катерина наслаждаются своим счастьем. Вскоре к ним приезжает погостить племянник Федя. Он может претендовать на наследство Катерины, потому любовники решают убить мальчика. Сцену удушения видят прохожие, что шли из церкви.

Убийц приговаривают к каторге. Не на такой исход рассчитывал Сергей, его чувства к Катерине остывают, и он начинает отношения с другой каторжанкой Сонеткой. Катерина не в силах вынести измену возлюбленного: во время переправы на пароме она набрасывается на соперницу, «как сильная щука на мягкоперую плотицу», и погибает вместе с ней. Все то, о чем рассказывается в книге, вы можете узнать из краткого пересказа.

Главные герои и их характеристика

  1. Катерина Измайлова — весьма сложный образ. Несмотря на бессчетные преступления, её нельзя считать исключительно отрицательным персонажем. Анализируя характер главной героини, нельзя игнорировать несправедливые обвинения её в бесплодии, презрительное отношение свекра и мужа. Все злодеяния были совершены Катериной ради любви, лишь в ней она видела спасение от той кошмарной жизни, которую наполняли лишь малодушие и скука. Это страстная, сильная и одаренная натура, которая, к сожалению, раскрылась лишь в преступлении. В то же время мы можем отметить ведомость, жестокость и беспринципность женщины, которая подняла руку даже на ребенка.
  2. Приказчик Сергей, опытный «девичур», хитер и алчен. Он знает свои достоинства и знаком с женскими слабостями. Ему не составило труда соблазнить богатую хозяйку, а потом ловко манипулировать ею, лишь бы вступить в права владения имением. Он любит только себя, а дамским вниманием лишь пользуется. Даже на каторге он ищет амурные приключения и покупает их ценой жертвы своей любовницы, выпрашивая у нее то, что ценится в заключении.
  3. Муж (Зиновий Борисович) и свёкр Катерины (Борис Тимофеевич) – типичные представители купечества, черствые и грубые обыватели, которые заняты лишь обогащением. Их суровые моральные устои упираются лишь в нежелание делить свое добро, с кем бы то ни было. Супруг не дорожит женой, просто не хочет отдавать свою вещь. А его отец тоже равнодушен к семье, но ему не хочется, чтобы в округе ходили нелестные слухи.
  4. Сонетка. Хитрая, изворотливая и кокетливая каторжанка, которая не прочь повеселиться даже на каторге. С Сергеем ее роднит легкомыслие, ведь твердых и сильных привязанностей она никогда не имела.
  • Любовь – основная тема повести. Именно это чувство толкает Катерину на чудовищные убийства. В то же время любовь становится для неё смыслом жизни, тогда как для Сергея это лишь забава. Писатель показывает, как страсть может не возвысить, а унизить личность, ввергнуть ее в бездну порока. Люди часто идеализируют чувства, но нельзя игнорировать опасность этих иллюзий. Любовь далеко не всегда может быть оправданием для преступника, лжеца и убийцы.
  • Семья. Очевидно, не по любви Катерина вышла замуж за Зиновия Борисовича. Не возникло между супругами за годы семейной жизни должного взаимоуважения и согласия. Катерина слышала в свой адрес лишь упреки, её называли «неродицей». Закончился договорной брак трагически. Лесков показал, к чему ведет пренебрежение межличностными отношениями в рамках семьи.
  • Месть. Для порядков того времени, Борис Тимофеевич вполне справедливо наказывает похотливого приказчика, но какова реакция Катерины? В ответ на издевательства над возлюбленным Катерина травит свёкра смертельной дозой яда. Желание отомстить движет отвергнутой женщиной в эпизоде на переправе, когда нынешняя каторжанка набрасывается на разлучницу Сонетку.

Проблемы

  1. Скука. Это чувство возникает у героев по ряду причин. Одна из них – бездуховность. Катерина Измайлова не любила читать, да и книг в доме практически не было. Под предлогом, попросить книжечку, и Сергей проникает к хозяйке в первую ночь. Желание привнести некое разнообразие в монотонную жизнь становится одним из основных мотивов измены.
  2. Одиночество. Большинство дней Катерина Львовна проводила в полном одиночестве. У мужа были свои дела, лишь изредка он брал её с собой, отправляясь в гости к своим коллегам. О любви и взаимопонимании между Зиновием и Катериной тоже говорить не приходится. Усугублялась эта ситуация отсутствием детей, что печалило в том числе и главную героиню. Возможно, если бы ей в семье уделяли больше внимания, ласки, участия, то и она не ответила бы близким людям предательством.
  3. Корысть. Данная проблема ярко обозначена в образе Сергея. Свои корыстные цели он маскировал любовью, пытаясь вызвать к себе жалость и сочувствие у Катерины. Как мы узнаём из текста, у нерадивого приказчика уже был печальный опыт ухаживания за купеческой женой. Видимо, в случае с Катериной он уже знал, как себя вести и каких ошибок не допускать.
  4. Безнравственность. Несмотря на показную религиозность, герои не останавливаются ни перед чем в достижении целей. Измена, убийство, покушение на жизнь ребенка – все это укладывается в голове у обычной купчихи и ее подельника. Очевидно, что быт и нравы купеческой провинции развращают людей тайком, ведь они готовы пойти на грех, только бы никто не узнал об этом. Несмотря на строгие патриархальные устои, царящие в обществе, герои легко идут на преступления, и совесть их не мучает. Нравственная проблематика открывает перед нами бездну падения личности.
Читайте также:
Сочинение на тему Левша 6 класс: сочинение

Главная мысль

Лесков своим произведением предупреждает, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье. Почему автор избрал именно купеческую среду? В этом сословии наблюдался весьма большой процент неграмотности, купцы следовали вековым традициям, которые не могли вписаться в современный им мир. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.

У поступков героини есть свой смысл – она бунтует против условностей и границ, которые мешают ей жить. Чаша ее терпения переполнена, а как и чем ее вычерпать она не знает. Невежество усугубляется развратом. И вот сама идея протеста оказывается опошленной. Если вначале мы сопереживаем одинокой женщине, которую не уважают и оскорбляют в родной семье, то в конце мы видим полностью разложившуюся личность, у которой нет пути назад. Лесков призывает людей быть более избирательными в выборе средств, иначе цель теряется, а грех остается.

Чему учит?

«Леди Макбет Мценского уезда» учит одной главной народной мудрости: нельзя построить своё счастье на чужом несчастье. Тайны раскроются, а за содеянное придётся отвечать. Отношения, создававшиеся за счёт чужих жизней, заканчиваются изменой. Даже ребёнок, плод этой греховной любви, становится никому не нужен. Хотя раньше казалось, будь у Катерины дети, она могла бы быть вполне счастлива.

Произведение показывает, что безнравственная жизнь заканчивается трагедией. Главной героиней овладевает отчаяние: она вынуждена признать, что все совершенные преступления были напрасны. Перед смертью Катерина Львовна пытается молиться, но тщетно.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова

Дата публикации: 18.03.2020

«Леди Макбет Мценского уезда» – одно из самых драматичных по сюжету и внутреннему содержанию произведений русской классической литературы XIX века. В сюжете произведения и в авторской подаче современный читатель может усмотреть элементы таких популярных ныне жанров, как триллер и детектив. Поэтому не удивительно, что текст, написанный Николаем Семеновичем Лесковым, по сей день вызывает интерес у старшеклассников.

Название произведения и образ главной героини отсылают к знаменитой трагедии Уильяма Шекспира. Очерк Лескова стал одной из самых ярких интерпретаций известного образа в литературе. Книга Лескова была неоднократно положена в основу художественных кинолент и других произведений мировой культуры. При создании фильма «Леди Макбет» 2017 года британские кинематографисты опирались не на своего великого земляка-драматурга, а именно на произведение российского писателя, перенеся его мотивы на «английскую почву»

История создания

В произведении Н. С. Лескова можно усмотреть несколько мотивов, которые и вдохновили автора на написание текста. Во-первых, это уже упомянутая трагедия «Макбет» У. Шекспира, а, во вторых, популярный сюжет лубочных картин «О купеческой жене и приказчике».

Взявшись за перо, Николай Лесков планировал создать серию произведений, представляющих «галерею характера русских женщин». Екатерина Измайлова – русская Леди Макбет – должна была стать первой в этой веренице. Однако произведение так и осталось единственным, самостоятельным творением, представив читателям «отечественную версию» вечного образа.

На написание первоначального текста у автора ушло около года, произведение создавалось в 1864-1865 гг. Позднее Лесков вносил в своё произведение многочисленные правки. Финальная версия произведения появилась в 1867 и была представлена на суд читателей на страницах журнала «Эпоха».

«Леди Макбет Мценского уезда» можно назвать повестью. И по объему, и по сюжетной составляющей текст соответствует этому определению. Однако сам автор окрестил своё произведение «очерк», такое определение захватывающего и остросюжетного текста, на первый взгляд, кажется странным. Очерк – жанр документальный. Скорее всего, Николай Семенович намекал на его реалистичность, на показательность сюжета для русской жизни. Хотя захватывающая история о жестоких преступлениях – это вымысел автора. Писатель рисует перед нами картины купеческой жизни, реальной действительности провинциальной России, создает живые характеры русского общества. Однако документальность текста, позволяющая назвать его очерком, заключается всё же не в бытописании, а в подлинном отражении «общечеловеческой драмы».

В сюжете и в образе главной героини можно увидеть переклички с пьесой А. И. Островского «Гроза», она была написано примерно в то же годы. Это говорит об актуальности и злободневности контекста общественной жизни, на фоне которого разворачивается сюжет произведения. Сама жизнь русской провинции и специфика общественных отношений, восприятие роли человека и роли женщины в обществе той эпохи породили те «страшные картинки», которые нарисовал Лесков в своём очерке.

Читайте также:
Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.: сочинение

В центре повествования – история купеческой жены Катерины Измайловой. В первых строках автор книги говорит, что в русской глуши порой встречаются удивительные сильные характеры, намекая на то, что героиня и есть носительница характера, который оказался «упрятан» в рутине купеческой повседневности. Как и многие женщины той эпохи, Екатерина Львовна вышла замуж не по любви и прозябает в скуке под мужниным крылом, живя в доме своего свекра. События, происходящие в книге, и поступки главной героини можно воспринимать как «внутренний бунт», её сущность и её сильный характер стремятся найти выход, что приводит к трагичным последствиям. Однажды, когда мужа и свекра не было дома, женщина решается на любовную интрижку с приказчиком Сергеем, который служит у них в доме. Вернувшись, свёкр уличает Катерину в неверности мужу, и женщина находит способ избавиться от него, отправив старика на тот свет. В своих чувствах и в желании сделать любимого Сережу «купцом» женщина не останавливается ни перед чем и готова устранить всех, кто мешает их счастью. Следом за отцом жизни лишается и муж Екатерины Зиновий Борисович. Сергей становится соучастником преступления. Героиней движут не только любовные чувства, преступным путем и ценой жизни других людей она стремится доказать своё право жить так, как она хочет. После смерти супруга она – владелица капитала, и цель, казалось бы, достигнута. Однако претендентом на часть денег оказывается племянник по имени Федя, совсем ещё ребенок. Воспользовавшись болезнью мальчика, Катерина и Сергей убивают и его. Но это преступление уже не сходит им с рук. Начинается следствие. Сергей вынужден признаться не только в причастности к смерти мальчика, но и в убийстве мужа Катерины. Когда их преступные дела раскрываются, характер отношений между героями начинает меняться.

Преступников отправляют на каторгу. Сергей внутренне винит во всем Катерину, он уже не питает пылких чувств к девушке и заводит роман с одной из каторжанок. Екатерина Львовна же по-прежнему одержима чувством, которое, в конце концов, губит её. Ревность одолевает девушку. В тот момент, когда арестантов переправляют на пароме, она нападает на свою соперницу. Обе падают в воду и погибают.

Главные герои и их характеристика

Екатерина Измайлова – неоднозначный персонаж. В книге немало фрагментов, изображающих девушку эгоистичной и корыстной преступницей, готовой на всё ради своих целей. Но, с другой стороны, социальный и психологический аспект произведения показывают, что героиню можно понять, мотивы её чудовищных поступков ясны. Она одержима любовью. Для неё, как и для её тезки из пьесы Островского эта любовь – способ вырваться из замкнутого мира, в котором она оказалась ввиду своего положения и жизненных обстоятельств. Она рождена не для того, чтобы быть «упрятанной в горнице», и её внутренний порыв, страсть и сила характера находят выход лишь в преступлении. Смерть других людей оказывается для Екатерины способом достижения цели. В каком-то смысле, в поступках и образе главной героини просматривается знаменитая дилемма Достоевского.

Сергей – внешне простой, естественный человек, пользуется успехом у женщин и способен обернуть это обстоятельство себе на пользу. В ходе повествования он раскрывается как алчный, корыстный и эгоистичный персонаж. Он умело играет чувствами хозяйки, скрываясь под маской простачка, не способного ничего изменить, и тем самым прячется за сильным характером героини. На поверку герой оказывается ловеласом, который думает только о себе.

Купцы Измайловы – Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович – свекр и муж Екатерины Львовны – типичные представители своего сословия. Они живут в мире предрассудков и стереотипов, интересуясь лишь материальной выгодой и преумножением своего состояния. Проявляют жестокость и непонимание по отношению к окружающим.

Сонетка – каторжница, возлюбленная Сергеем, хитрая кокетка, охочая до веселья и развлечений, легкомысленна, не имеет твердых моральных устоев и не проявляет способности к искренним чувствам. Она живет во имя собственных желаний, и этим похожа на Сергея.

Тема любви представляется одной из самых важных. Автор ставит вопрос о том, на что человек способен ради любви. Это возвышенное чувство обладает губительной силой, оно толкает героиню на страшные преступления, но в то же время символизирует свободу. Любовь опасна и многолика.

Семейные ценности часто возводятся в абсолют, порой представления о семье утопают в стереотипах, а это не хорошо. Лесков нам показывает обратную сторону семейных отношений. Здесь семья существует лишь «формально», никаких чувств и тесных уз между её членами нет. И таких семей – великое множество. Екатерина не любит мужа, а в глазах общественности она становится объектом для обсуждения и негодования лишь потому, что не может родить ребенка.

Месть – темное чувство, свойственное страстной натуре. Екатерина также пылко мстит, как и любит. Первое убийство свекра она совершает после того, как он наказывает её любимого, наказание становится поводом, разжигает жажду мести, дает импульс для злодеяний.

Проблемы

Скука и рутина. Почему жизнь человека становится серой, скучной и никчёмной – Лесков пытается найти ответы на эти вопросы. С одной стороны, к скуке и тоске располагают реалии и порядки общественной жизни, с другой стороны, скудность духовного мира и низменные устремления человека. При всей пылкости своей натуры Екатерина Львовна далека от искусства, она не любит читать. К измене героиню подталкивает желание разнообразить свою жизнь, но в конечном итоге это выливается в целую драму.

Одиночество съедает человека изнутри. Оно становится одним из мотивов поступка героини. Ни мужу, ни сверку до неё, по большому счету, нет дела. Поэтому в лице Сергея она находит себе отраду, быстро и легко обманывается.

Нравственная проблематика. Сюжет произведения идет в разрез с нравственными устоями общества. Любовное чувство и желание доказать собственную значимость – порывы лишь внешне благородные. На страницах книги Лескова они оборачиваются преступным характером деяний и полным пренебрежением к моральным ценностям. Это говорит о безнравственности героев. Сила характера Катерины сочетается с искаженным представлением о морали, она готова на всё ради своих целей, её возлюбленный – корыстен, притворен, максимально далек от нравственного идеала и от понимания человеческих ценностей.

Читайте также:
Женские образы в повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

Главная мысль

На примере пороков купеческого сословия, для которого были свойственны необразованность, бездуховность и верность предрассудкам, Николай Семенович показывает, как закостенелость и консерватизм общественных устоев способны «искалечить душу» человека. Все персонажи книги существуют в «извращенной» системе ценностей. Бунт героини – это бунт женщины , стремящейся жить так, как ей хочется. Пороки героини – это пороки общества, следствие духовной бедности и невежества. В конечном итоге протест оказывается бессмысленным потому, что строится он на безнравственности и бесчеловечности.

Чему учит?

Поучительную составляющую очерка Лескова можно выразить в двух известных поговорках: «На чужом несчастье счастья не построишь» и «Всё тайное всегда становится явным». Именно к таким выводам приходит читатель, ознакомившись с текстом. Ради любви героиня легко переступала через жизни других людей, за что поплатилась и потерей любимого

Всегда ли цель оправдывает средства

Катерина Львовна Измайлова — сильная натура, неординарная личность, мещанка, пытающаяся бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает ее в страстную, пылкую натуру.
В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, «от которых весело, говорят, даже удавиться»; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых, пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки.
«На шестую весну Катерины Львовниного

Размышления по очерку «Леди Макбет Мценского уезда» Тся от творчества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, которые интересовали его современников, он пытается ответить на те же вопросы. И тем не менее при жизни.

Описания Соловьева о Лескове Вслед за известием о неожиданной кончине Николая Семеновича Лескова в ночь с 20-го на 21-е февраля опубликовано было содержание его завещания, в котором он между прочим просит не хвалить и.

«Павлин» Повествование произведения Н. Лескова Павлин начинается с описания острова Валаам. Произведение состоит из шестнадцати глав. В первой главе автор говорит, что этот остров — прибежище монахов. Повествование ведется от лица.

Духовная красота русского человека в повести «Очарованный странник» Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. В повести «Очарованный.

Что ту­ляки предложили Платову Прочитайте сказ полностью и ответьте на воп­росы, связанные с развитием действия. Какую зада­чу поставил перед Платовым царь Николай I? Что ту­ляки предложили Платову? Как они выполнили свое обещание? Почему их.

Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. В повести «Очарованный.

Русские праведники в произведениях Н. С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и.

«Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник» Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести «Очарованный странник». О прожитой жизни Иван Северья-ныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью.

Краткая характеристика произведения «Левша» Лескова Н. С Жанр определен самим автором — это сказ, произведение устного народного творчества, опирающееся на предания, легенды. Язык сказа необычен: многие слова искажены, как если бы их произносил малограмотный человек: «мелкоскоп» (микроскоп).

Губительная сила страсти в повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Иной раз в наших местах зарождаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета, говорит.

Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Смысл слова «Странник» на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТИП РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА Целый слой людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг человеколюбия,- это и есть те, кем стоит и держится русская земля. «Я пошел,- говорил Лесков,- искать праведных, пошел с обетом не успокоиться.

Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Груша — молодая цыганка, с которой знакомится Иван Северьяныч Флягин. Артистизм, страстность и гордость — основные качества Груши. Красота Груши — страстная, влекущая. В ее портрете акцентированы глаза. Основная сюжетная.

Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова «Левша» Рассказ «Левша» был написан в 1881 г., но замысел подобного произведения, как установлено, возник уже около 1878 г. Считается, что Лесков однажды услышал шутку о том, как «аглицкие» инженеры сделали.

Нравственная проблематика повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» В 1865 г. самобытный русский писатель Н. С. Лесков создал удивительнейшее произведение литературы, поражающее в первую очередь своим содержанием, незаурядными героями и их трагичными судьбами. «Леди Макбет Мценского уезда» потрясла.

Очарованный странник — самый значительный герой Лескова Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется. Н. Лесков Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической прозы прошлого века. Язык изумительный. Образ главного героя просто влюбляет.

Автор и его герои (Творчество Н. С. Лескова) Рассказы и повести, написанные в пору художественной зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены «думой о судьбе России». Россия.

Язык рассказа Николая Лескова «Левша» 1880-е гг. — период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы.

Читайте также:
Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова: сочинение

Н. С. Лесков. «Левша». Своеобразие жанра Колоритный характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются в центре внимания Н. С. Лескова в его сказе «Левша». Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки.

В чем драма Ивана Флягина Вся жизнь Ивана была трудна: его и «подщетинивали», и служил он за другого человека. По всей повести Лесков показывает, что Иван наивен, как младенец, но в тоже время его нельзя.

Любовь к жизни и к людям нравственная стойкость — вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения.

Душегубы российской глубинки в повести «Леди Макбет Мценского уезда» «Леди Макбет Мценского уезда». Любовь и кровь. Шекспировские страсти российской глубинки, горы трупов и фонтаны крови. Что это за картины? У Шекспира все происходит в финале его трагедий, где герои.

Художественные произведения Лескова Лесков родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия. С 1841 по 1846 год учился в Орловской гимназии, но курса не окончил. В 1847 году поступил на службу в.

Простой русский человек в рассказах Лескова Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и.

Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Воссоздание особой реальности русского мира происходит у Лескова через язык народа. Природа народного характера предстает у него в Стихии речи: В слове, в манере рассказывания историй, в интонации героя. Язык.

Левша — характеристика литературного героя ЛЕВША — герой рассказа Н. С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют.

Загадка женской души Н. С.Лесков — художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди них много сильных натур, неординарных личностей. Такова главная героиня очерка Н.

Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» У «Левши» удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но.

Сочинение по рассказу Лескова «Тупейный художник» В рассказе «Тупейный художник» не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии «художник». «У нас многие думают, что «художники» — это только живописцы.

Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие.

Смысл названия произведения «Очарованный странник» Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его звуках тихая.

Образ скитальца Ивана Флягина — Художественное своеобразие рассказа Н. С. Лескова «Левша» — История создания повести «Очарованный странник» — Два образа Левша и Очарованный странник Лескова — Законы художественного мира Лескова — Сочинения по.

Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша» 2 Начнем с того, что в рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является.

Мое эмоциональное восприятие повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Грех — у верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний. Раскаяние — сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке. Словарь русского языка под редакцией Евгеньевой А. П. Я с детства очень любил.

Главный герой рассказа в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Главный герой рассказа — человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши — необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким.

Идейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник» В своих произведениях Н. С. Лесков отразил про­тиворечия времени, его мятежный дух и неутоми­мость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны. Писателя.

Жажда света в произведениях Н. С. Лескова по рассказу «Овцебык» В 60-х годах прошлого века в русской литературе, как бы особняком, существовало творчество замечательного русского писателя-рассказчика Николая Семеновича Лескова. Особняком потому, что он не принял душой устремления современной ему литературы.

Поэтичность прозы Лескова («Очарованный странник») Кони, степи, травы, ветры, колокольный звон, церкви да избушки и бесконечная, беспредельная дорога. Во всем дух красоты, дух очарования, поэзии, ведь поэзия — это глубокое, внутреннее очарование души. Этим поэтическим.

Сочинение по сюжету повести «Очарованный странник» Удивительный русский писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник» создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ. Это Иван Северьянович Флягин, «очарованный странник». У.

Флягин — характеристика литературного героя ФЛЯГИН — герой повести-очерка Н. С. Лескова «Очарованный странник» (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын («Соборяне»), Розанов («Некуда») и др. Образ Ф. является.

Сейчас вы читаете: Всегда ли цель оправдывает средства

«Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова

Анализ повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова

Жанровая направленность произведения представляет собой прозаический очерк, отличающийся реалистичностью, подлинностью повествовательного сюжета, опирающегося на факты из реальной действительности. Однако с точки зрения литературоведов по признаку непростого, наполненного событиями сюжета, произведение является повестью.
Композиционная структура повести представляет собой пятнадцать глав, условно разделенных на две части, первая из которых описывает события, происходящие в доме Измайловых, а вторая часть повествует о времени, происходящем в пути на каторгу главной героини.

Читайте также:
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

Сюжетная линия повести разворачивается в момент рождения и развития любовных отношений главной героини, представленной в образе Катерины Львовны Измайловой, и приказчика ее супруга Сергея, которые приводят впоследствии к трагедии.

Главная героиня Катерина Львовна изображается в повести в качестве молодой купеческой жены, не любящей собственного мужа, который гораздо старше ее по возрасту, не имеющей детей, живущей в купеческом поместье в полнейшей скуке и моральных страданиях.

В период отсутствия мужа у Катерины Львовны случается страстный роман с приказчиком Сергеем, хитрым, алчным мужчиной, умеющим в своих целях использовать женские слабости, манипулирующий представительницами женского пола ради денежного благосостояния.

Ради сохранения любви и своего социального статуса Катерина, спровоцированная приказчиком, совершает несколько убийств, избавившись от отца супруга Бориса Тимофеевича, пытающегося предотвратить ее супружескую измену, затем от мужа Зиновия Борисовича, а в окончании от племянника Федора, мальчика, являющегося претендентом на наследство. Тем самым Катерина Львовна представляется читателю в качестве человека, у которого отсутствуют моральные барьеры, отличающегося жестокостью, беспринципностью, способностью на убийство ребенка. Поступки любовников не остаются безнаказанными, и они отправляются на каторгу, однако на пути Сергей находит новую любовницу в лице Сонетки, ревность к которой со стороны Катерины приводит к их обоюдной гибели.

Отличительной особенностью повести является раскрытие автором нескольких тематик в виде темы любви, являющейся основной, а также семейной темы и чувства мести.

Проблематика произведения представляется в качестве изображения скуки, одиночества, корысти, безнравственности человеческой натуры.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении прогнившего закостенелого патриархального быта, отличающегося отсутствием любви, взаимопонимания, семейной духовности.

История создания

В произведении Н. С. Лескова можно усмотреть несколько мотивов, которые и вдохновили автора на написание текста. Во-первых, это уже упомянутая трагедия «Макбет» У. Шекспира, а, во вторых, популярный сюжет лубочных картин «О купеческой жене и приказчике».

Взявшись за перо, Николай Лесков планировал создать серию произведений, представляющих «галерею характера русских женщин». Екатерина Измайлова – русская Леди Макбет – должна была стать первой в этой веренице. Однако произведение так и осталось единственным, самостоятельным творением, представив читателям «отечественную версию» вечного образа.

На написание первоначального текста у автора ушло около года, произведение создавалось в 1864-1865 гг. Позднее Лесков вносил в своё произведение многочисленные правки. Финальная версия произведения появилась в 1867 и была представлена на суд читателей на страницах журнала «Эпоха».

Популярные сегодня темы

Тютчев Фёдор Иванович – российский поэт, подаривший людям прекрасную пейзажную лирику. Читая его произведения, можно только восхищаться – настолько они чисты и чудесны. Что касается жизни писателя, так она тоже не менее интересна и насыщена.

Герой романа И. А. Гончарова «Обломов», Андрей Иванович Штольц, является довольно интересной личностью. Как он сам признавался, труд – это образ, содержание, стихия и цель его жизни

Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора

Все мы часть природы, ведь когда-то, все мы жили исключительно в уединении с природой. Но и сейчас, несмотря на то, что большинство из нас живет в городах, мы все также, любим, выбираться на свежий воздух

Главные герои и их характеристика

Екатерина Измайлова

– неоднозначный персонаж. В книге немало фрагментов, изображающих девушку эгоистичной и корыстной преступницей, готовой на всё ради своих целей. Но, с другой стороны, социальный и психологический аспект произведения показывают, что героиню можно понять, мотивы её чудовищных поступков ясны. Она одержима любовью. Для неё, как и для её тезки из пьесы Островского эта любовь – способ вырваться из замкнутого мира, в котором она оказалась ввиду своего положения и жизненных обстоятельств. Она рождена не для того, чтобы быть «упрятанной в горнице», и её внутренний порыв, страсть и сила характера находят выход лишь в преступлении. Смерть других людей оказывается для Екатерины способом достижения цели. В каком-то смысле, в поступках и образе главной героини просматривается знаменитая дилемма Достоевского.

– внешне простой, естественный человек, пользуется успехом у женщин и способен обернуть это обстоятельство себе на пользу. В ходе повествования он раскрывается как алчный, корыстный и эгоистичный персонаж. Он умело играет чувствами хозяйки, скрываясь под маской простачка, не способного ничего изменить, и тем самым прячется за сильным характером героини. На поверку герой оказывается ловеласом, который думает только о себе.

Купцы Измайловы – Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович

– свекр и муж Екатерины Львовны – типичные представители своего сословия. Они живут в мире предрассудков и стереотипов, интересуясь лишь материальной выгодой и преумножением своего состояния. Проявляют жестокость и непонимание по отношению к окружающим.

– каторжница, возлюбленная Сергеем, хитрая кокетка, охочая до веселья и развлечений, легкомысленна, не имеет твердых моральных устоев и не проявляет способности к искренним чувствам. Она живет во имя собственных желаний, и этим похожа на Сергея.

О рассказе Н. Лескова ” Леди Макбет Мценского уезда”

Леди Макбет Мценского уезда.

Который раз перечитываю эту повесть Николая Лескова и всякий раз хочу найти в главной героине Катерине Львовне Измайловой хоть что-то от человека. Но чем внимательнее вчитываюсь в её литературный портрет, тем больше вижу в нём дьявольского, нечеловеческого. Тем более, никакого женского начала: женщины – верной жены, нежной матери, хранительницы семейного очага. Думаю, что такой мастер слова, как Николай Лесков, не выдумал эту историю, а взял из жизни. Почему я так решила? На то у меня есть основания, о которых я поведаю в рецензии на всем известный рассказ того же писателя ” Тупейный художник”. А потому, читая ” Леди Макбет Мценского уезда”, делается ещё страшнее осознавать, что такая женщина – выродок могла жить на самом деле и творить свои чудовищные преступления, о которых в пору детективные сериалы ставить с участием Леонида Каневского, спокойно и хладнокровно. А главное, без зазрения совести. Итак, что мы имеем? Жила – была девочка, воспитывалась в бедной мещанской семье. Короче, полная бесприданница. А тут к ней дяденька богатый, купец именитый, посватался, который старше девочки лет на тридцать с лишком. И что же она? Как я поняла из рассказа, Катеньку долго не нужно было уламывать, упрашивать – она сама согласилась на брак с этим человеком. У того имя, богатство, хозяйство большое, денег – куры не клюют. И будет Катя жить в купеческом доме, как сыр в масле катаясь. В принципе, могла бы и отказаться, и выйти замуж по любви, за молодого, пусть и небогатого. Но деньги и власть! – сделали своё дело. Не любимый, неласковый, зато богатый. И ещё одно преимущество – муженёк часто в отлучке – не досаждает Катерине Львовне требованиями услаждать его на супружеском ложе. Да и свыкся вдовец Зиновий Борисович с мыслью, что и вторая жена не подарит ему законного наследника. А молодая бабёнка в самом соку вот уже пять лет живёт в мужнином доме. Да с ними вместе ещё и свёкор проклятый проживает, да житья не даёт: всё нудит, следит за каждым шагом снохи, да нотации читает, старый чёрт. А Катерина Львовна мается, как канарейка в клетке: читать книги она не приучена, шить да вышивать тоже. Телевизоров да компьютеров в те времена и в помине не было. Смартфон бы ей с подружками поболтать от души, но ни подружек, ни смартфона. А кровь молодая кипит, тело изнывает от похоти, а ворота закрыты на замок, одной выходить молодой купчихе в свет запрещено. Так в те времена семейную честь хранили! Однако, свинья грязь всегда найдёт. Вот Катерина Львовна и нашла. Приказчика молодого по имени Сергей. Тот оказался не дураком, сразу скумекал, какую выгоду можно извлечь от близости с этой бабёнкой. Ну просто в даль глядел. Как говорится в одной старой русской присказке: “Папки нет, и мамки нет, некого бояться. ” И понеслось. До того дошли любовники, что ни перед кем уже не таились, не стеснялись. Ложе супружеское Катерина Львовна каждый божий день оскверняла. Да и не боялась она никого, даже божьего гнева. Смелой стала, развязной. Образа по всему огромному дому развешены, а она даже лба себе не перекрестит. Совсем забыла о стыде и совести. Любовничек ей попался под стать. Ни креста на нём не было, ни управы на него. Хотя нет, управа нашлась. В лице свёкра, Бориса Зиновьевича. Тот хоть и старый, да умный и догадливый. Застукал любовников на месте прелюбодейства. Застукал и пообещал доложить сыну, чем его жёнушка в его отсутствие занимается. А Сергея саморучно так отодрал в подвальчике плетью, что тот еле встал. Да ещё обещался его в острог спровадить. Тем же вечерочком вдруг помер Борис Зиновьевич. Грибков поел и преставился. Катерина Львовна послала нарочных, чтобы те сообщили мужу о скоропостижной кончине отца. Но на похороны тот не приехал. Видимо, так было нужно. Время стояло жаркое – лето – быстренько предали земле старого купца Измайлова. В те времена разбирать никто не стал: в чём причина смерти с виду здорового старика. А помог Катерине Львовне крысиный яд, которым травили крыс в амбарах с зерном. Вот дедушка и повечерял с удовольствием. А любовь тем временем продолжалась, и была она жаркой и греховной. Теперь Сергей гоголем ходил перед всеми работниками и приказы отдавал вместе с молодой хозяйкой. Что было потом? В одну из душных ночей хозяин вернулся. И всё сразу понял. А, может, донёс ему кто из доверенных лиц. Но мне кажется, что неверно повёл себя Зиновий Борисович. Нужно было молчком делать то, что он задумал, а он выложил все карты жене. А любовник тем временем за окошком висел. И про смерть отца понял купец Измайлов, и про женину измену и про наглость и самоуверенность молодого соперника. И появился в доме второй труп. Катерина Львовна душила мужа,( любовник в то время держал его за руки, за ноги) потом добила его злодейка тяжёлым бронзовым канделябром в висок. И снова всё было сделано хладнокровно, без зазрения совести. Вдвоём оттащили труп в тот подвальчик, где Сергей получил от Измайлова старшего 50 горячих, и закопали глубоко и надёжно. И следов никаких – всю кровь Катерина Львовна затёрла. Жили бы – поживали любовники, удивлялись бы пропаже купца Измайлова – ну, пропал и пропал купчина. Мало ли в то время разбойников и злодеев бродило по окрестностям: ограбили, да сбросили в какую-нибудь яму. Вдруг Катерина Львовна поняла, что беременна. Но самое страшное, оказалось то, что она, как самая главная наследница купеческого бизнеса таковой не является. Зиновий Борисович был совладельцем лишь малой доли, а большая часть принадлежит маленькому мальчику, племяннику покойного купца Измайлова, Феде Лямину. Делить бизнес с каким-то там ребёнком Измайлова не собиралась, тем более, её подначивал любовник: ” Я мечтал быть хозяином всего состояния, женившись на тебе. А что же получается? Неужели ты терпеть будешь какого-то мальчишку?” И вот однажды вечером, когда опекунша Феди пошла к всенощной, Измайлова задушила мальчика подушкой. Но бог, как говорится, не Ермошка, он видит всё. Всплыли и два предыдущих убийства. Женщина в 23 года. Рождённая с зерном ЗЛА в душе. Писатель в начале рассказа пишет, что если бы у Катерины Львовны был ребёночек. Она родила мальчика в тюремной больнице, но даже отказалась на него взглянуть. Этого и следовало ожидать. Если бы Катерина Львовна родила ребёночка раньше, кто дал бы гарантию, что она не придушила бы его так же, как и маленького Федю, если бы тот громко плакал и мешал заниматься ей любовью? Вот только, считаю, несправедливость большая. На гильотину бы отправить такую злодейку, на совести которой три убийства, в том числе и маленького ребёнка. Но, увы, российские императоры были чересчур мягкосердными. Получив 50 ударов плетью принародно, Катерину Измайлову и её любовника отправили по этапу на каторгу в Сибирь. Видимо, писатель Николай Лесков был очень мягким и добрым человеком. В конце рассказа он назвал Катерину Измайлову “бедной женщиной”. Лично для меня она – монстр в юбке, не раскаявшаяся в трёх убийствах, не жалеющая ни о чём, только о том, что потеряла любовника. Мне больше по душе Катюша Маслова. Ту сделали преступницей обстоятельства, беспросветная нищета и безысходность. Как следствие, занятие проституцией и убийство купца. Но в конце романа женщина полностью раскаивается в содеянном, пересматривает свою прошлую жизнь и примыкает к группе политических. Измайлова не раскаивается ни в чём. Она только страшно ревнует своего бывшего любовника к другим женщинам, которые шагают с ними по этапу. Она не собирается его ни с кем делить, поэтому кидается с парома в Суру, не забыв прихватить с собой четвёртую жертву – малолетку по имени Сонетка, новую пассию Сергея. Название ” Леди Макбет Мценского уезда” как нельзя лучше подходит к этому небольшому, но очень драматичному произведению.

Читайте также:
Н. С. Лесков (1831—1895) и его роль в истории литературы: сочинение

Проблемы

Скука и рутина.

Почему жизнь человека становится серой, скучной и никчёмной — Лесков пытается найти ответы на эти вопросы. С одной стороны, к скуке и тоске располагают реалии и порядки общественной жизни, с другой стороны, скудность духовного мира и низменные устремления человека. При всей пылкости своей натуры Екатерина Львовна далека от искусства, она не любит читать. К измене героиню подталкивает желание разнообразить свою жизнь, но в конечном итоге это выливается в целую драму.

Одиночество

съедает человека изнутри. Оно становится одним из мотивов поступка героини. Ни мужу, ни сверку до неё, по большому счету, нет дела. Поэтому в лице Сергея она находит себе отраду, быстро и легко обманывается.

Нравственная проблематика.

Сюжет произведения идет в разрез с нравственными устоями общества. Любовное чувство и желание доказать собственную значимость – порывы лишь внешне благородные. На страницах книги Лескова они оборачиваются преступным характером деяний и полным пренебрежением к моральным ценностям. Это говорит о безнравственности героев. Сила характера Катерины сочетается с искаженным представлением о морали, она готова на всё ради своих целей, её возлюбленный – корыстен, притворен, максимально далек от нравственного идеала и от понимания человеческих ценностей.

Чему учит?

«Леди Макбет Мценского уезда» учит одной главной народной мудрости: нельзя построить своё счастье на чужом несчастье. Тайны раскроются, а за содеянное придётся отвечать. Отношения, создававшиеся за счёт чужих жизней, заканчиваются изменой. Даже ребёнок, плод этой греховной любви, становится никому не нужен. Хотя раньше казалось, будь у Катерины дети, она могла бы быть вполне счастлива.

Произведение показывает, что безнравственная жизнь заканчивается трагедией. Главной героиней овладевает отчаяние: она вынуждена признать, что все совершенные преступления были напрасны. Перед смертью Катерина Львовна пытается молиться, но тщетно.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сравнительная характеристика Кабановой и Измайловой

Сравнительная характеристика Кабановой и Измайловой

Каждый автор по-своему подходит к олицетворению женского образа в своем произведении. В середине девятнадцатого века на свет вышли две работы – очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и пьеса А. Н. Островского «Гроза», где оба автора использовали имя Катерина, но образы были абсолютно противоречивыми.

Читайте также:
Лесков – мастер в создании образов праведников: сочинение

Обе женщины схожи в чем-то. Они выросли в любви и заботе, но детство осталось позади с наступлением периода замужней жизни. Кабанова вышла замуж за бесхарактерного мужчину, а Измайлова – за скучного великовозрастного представителя мужского пола. Обе в достатке, в хоромах, но у каждой своя судьба.

Катерина из пьесы – человек светлый и невероятно добрый. Для нее чуждо понятие злобы, она не стремится вредить другим. Однако, если дело заходит о чести и достоинстве, постоять за себя леди готова. Но ее мучает пребывание в темном царстве безволия и бесчинства Кабанихи. Ей душно здесь, также душно в царстве ее мужа и Катерине Лескова.

Другая Катерина – пример эгоистичности и безрассудства. Безусловно, скучная жизнь и появление человека, обратившего на нее внимание – порыв, который нельзя сдержать. Сергей стал своеобразным лучом света для нее. Но она пошла на страшное преступление ради любимого – тройное убийство. Ужасно и то, что среди троих невинных оказался ребенок. Но она готова была на все, чтобы быть с любимым.

Разные, казалось бы, женщины, а погибли одинаково – самоубийство. Но мотив у каждой был разный. Катерина Островского – благородство, Лескова – эгоистичное желание владеть любимым человеком.

Характеристика героини

После прочтения повести Лескова, сложно дать однозначную характеристику Катерины Измайловой. Судьба героини была довольно непростой. Она не отличалась особой красотой, но умела обратить на себя внимание. Её внешности можно дать следующую цитатную характеристику:

«Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шёл всего двадцать четвёртый год; росту она была невысокого, но стройная, шея, точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня чёрные волосы».

Благодаря описанию Екатерины в этой цитате, у читателя перед глазами вырисовывается её портрет.

В самом начале произведения автор описывает спокойный характер героини, его даже можно было назвать эталонным. К сожалению, в течение жизни ей пришлось столкнуться с множеством испытаний. Замуж она вышла за взрослого мужчину, к которому у неё не было никаких чувств. Катерина переехала жить к нему в дом и там начала заметно увядать. Муж не обращал на неё никакого внимания, от этого девушка перестала получать радость от жизни.

Читайте также:
Свобода и необходимость в Войне и мире Л. Н. Толстого и Очарованном страннике Н. С. Лескова: сочинение

Спустя время героиня встретила Сергея и сразу же в него влюбилась. Эти чувства вскружили ей голову, она больше не могла думать ни о чём другом. Как бы она ни хотела скрыть всё это, её секрет был раскрыт. Об отношениях Катерины и Сергея стало известно другим людям. Отчаивающаяся девушка пошла на страшный грех — убийство мужа и свёкра. Она пыталась убить и маленького племянника супруга, но тот чудом остался жив.

У героини возникало всё больше новых неприятностей, в итоге она не выдерживает и принимает решение покончить с жизнью самоубийством.

Лесков в своём произведении по-разному описывает Катерину. Вначале читатель узнал её как хрупкую и нежную девушку, но после замужества она превратилась в безрадостную серую мышь. Попадая в различные стрессовые ситуации, Катерина забывала обо всех сложившихся нравственных принципах и вела себя как жуткая эгоистка. Отсюда и различия в характеристики главной героини.

Причины жестокого поведения

Если задуматься над тем, какой была печальной судьба Катерины, можно попробовать посмотреть на её поведение иначе. Возможно, если бы в её жизни всё складывалось по-другому, она и не пошла бы на все эти страшные поступки. Причины, почему девушка стала преступницей:

  1. Катерина не знала, как это — любить по-настоящему.
  2. Общество не принимало её такой, какая она есть.
  3. Девушка мечтала, чтобы её искренне полюбили и заботились о ней.

Спустя время ей повезло она познакомилась с Сергеем. Мужчина смог растопить лёд в её душе и наполнить теплом. Если речь шла о сохранении любви, Катерина могла совершить любые, даже самые страшные поступки. Она боялась потерять то, что так давно искала.

Не нужно считать героиню настоящей эгоисткой. Измайлова была сильна духом и отдавала отчёт всем своим поступкам, девушка понимала, ради чего она всё это делает. Ей не было стыдно, и никто не смог её сломить.

К сожалению, Катерину предал её любимый человек. Предательство стерпеть она уже не смогла и решила, что ей больше не для чего жить. Чувства героини были самыми чистыми и искренними. Такая любовь могла свернуть горы, но Сергей ей не дорожил.

Сравнение с другими персонажами

Некоторые литературные критики видят сходства между образом Катериной Измайловой и Катериной Кабановой, героиней произведения Островского «Гроза». Между ними действительно было много общего. Обе девушки были молоды, красивы и несчастны в браке. Вся их жизнь была невыносимой и проходила в четырёх стенах. От отчаянья они идут на необдуманные поступки. В результате героини становятся жертвами любви: их предают те, кому они доверяли.

Разница в их чувствах была в том, что Катерина Кабанова переживала из-за измены и считала это настоящим грехом. Измайловой же полностью овладела первобытная страсть, и её не пугали эти чувства. К сожалению, обе героини закончили свою жизнь самоубийством, так как не смогли пережить предательства.

У некоторых читателей образ Катерины Львовны Измайловой может вызвать дикий ужас. Она настолько была разочарована жизнью, что не видела другого выхода, поэтому и пошла на такие страшные поступки. На тему причин поведения героини написано множество сочинений и эссе, среди авторов немало тех, кто искренне сочувствует её судьбе.

Постановки

Композитор Дмитрий Шостакович написал по мотивам повести Лескова одноименную оперу на собственное либретто. Первая постановка прошла в Ленинградском малом оперном театре зимой 1934 года и длилась два с половиной часа. Затем опера подверглась осуждению и цензуре и долгое время не ставилась.

В 1966 году в СССР сняли фильм-оперу «Катерина Измайлова», взяв за основу отцензурированную версию оперы Шостаковича. Роль Катерины исполнила оперная певица Галина Вишневская. В оригинальном варианте оперу поставили в Лондоне в 1978 году.

В 1962 году вышла польская экранизация режиссера Анджея Вайды. Фильм называется «Сибирская леди Макбет», роль Катерины там исполняет сербская актриса Оливера Маркович. Местом съемок стала Югославия (ныне Сербия). В фильме звучит музыка из оперы Шостаковича.


Галина Вишневская в образе Катерины Измайловой

В 1989 году режиссер Роман Балаян снял драму «Леди Макбет Мценского уезда» с Натальей Андрейченко в роли Катерины Измайловой.

В 1994 году вышла лента совместного франко-российского производства. Фильм под названием «Подмосковные вечера» снял режиссер Валерий Тодоровский, а роль Катерины сыграла актриса Ингеборга Дапкунайте. Это не буквальная экранизация, а современная интерпретация повести.

Катерина в этом фильме работает машинисткой. Работодатель героини — известная писательница и по совместительству свекровь самой Катерины. В один день свекровь видит, что Катерина устала, и предлагает съездить вдвоем отдохнуть на дачу в Подмосковье. Муж героини не может поехать с ними из-за загруженности делами.

На даче Катерина обнаруживает Сергея, реставратора мебели, который приходит туда работать. Героиня заводит с ним роман. Это становится известно свекрови, и женщины ссорятся. Свекрови становится дурно, а Катерина сознательно не дает той лекарства, так что женщина в итоге умирает.

Наталья Андрейченко роли Катерины Измайловой

После писательницы остается только что законченный роман, который та собиралась сдавать в издательство. Веселые любовники изучают рукопись и решают переписать финал так, как им больше нравится. Тем временем приезжает муж Катерины, ввязывается в драку с любовником и в результате погибает.

Реставратор Сергей быстро остывает к Катерине и возвращается к предыдущей пассии Соне. Катерина же сдается властям и просит отправить её в тюрьму, однако никаких материальных улик нет, а одного только устного рассказа героини с точки зрения следователя недостаточно.

Вернувшись домой, Катерина находит там Сергея и Соню. Бывший любовник пришел забрать собственный паспорт. Героиня предлагает молодым людям остаться на ночь и обещает, что утром подвезет тех. Утром все трое приезжают к причалу. Катерина просит Сергея выйти и глянуть, что с колесом, тот выходит — и в этот момент женщина давит на газ, сбрасывая таким образом автомобиль вместе с собой и новой любовницей Сергея в воду.

Читайте также:
Пейзаж и жанр в рассказах Лескова: сочинение

В 2020 году британский режиссер Уильям Олдройд снял драматический фильм «Леди Макбет» по мотивам повести Лескова. Место действия — Англия второй половины XIX века, а героиню зовут Кэтрин. Девушку выдали замуж, и та оказалась заложницей чопорной и неприятной семьи. Кэтрин не выпускают из дома, муж при этом не интересуется ею как женщиной и относится к героине пренебрежительно. Муж и свекор постоянно оскорбляют героиню.


Ингеборга Дапкунайте в фильме «Подмосковные вечера»

Однажды, когда мужа нет дома, Кэтрин застает отвратительную сцену на заднем дворе. Работники фермы издеваются над чернокожей служанкой. Кэтрин вмешивается в эту сцену и заодно знакомится с новым служащим мужа, Себастианом. Героиня нарушает запрет мужа и гуляет по окрестностям, пока тот в отлучке. Во время этих прогулок Кэтрин пересекается с Себастианом, а однажды тот приходит прямо к ней в спальню.

Между молодыми людьми вспыхивает любовь, о которой знают все слуги. Затем в дом возвращается отец мужа. Между ним и Себастианом происходит стычка, и свекор Кэтрин приказывает запереть молодого человека. Кэтрин узнает о том, что любовник заперт, и заявляется к свекру, требуя, чтобы тот отпустил Себастиана, однако в ответ получает только затрещину.


Кадр из фильма «Леди Макбет» (2016)

На следующий день происходит еще одна стычка между Кэтрин и свекром, и героиня в итоге запирает того в комнате и велит слугам не выпускать хозяина. Затем Кэтрин выпускает любовника, а судьба свекра, оказавшегося запертым, остается неясной. Из диалогов персонажей следует, что тот мертв.

Муж Кэтрин не возвращается домой, и героиня, чувствуя безнаказанность, в открытую живет с Себастианом и велит называть того хозяином дома.

В одну из ночей внезапно возвращается муж и выводит Кэтрин на чистую воду — та изменяет ему и скрыть это не удается. Завязывается потасовка, в ходе которой Кэтрин убивает мужа кочергой. Любовники отволакивают труп в лес, чтобы изобразить нападение.


Актриса Флоренс Пью

Затем выясняется, что у «без вести пропавшего» мужа есть маленький родственник и наследник, мальчик Тедди. Этот наследник вместе с бабушкой вселяется в дом, где живет Кэтрин. Ряд сюжетных перипетий приводит к тому, что Себастиан и Кэтрин убивают и мальчика. Не выдержав этой череды убийств, Себастиан во всем признается следователю, который прибыл расследовать смерть мальчика.

В финале фильма биография героини делает крутой поворот. Кэтрин сваливает вину на любовника и служанку Анну, а сама остается невредимой и получает дом в полное свое распоряжение. Роль Кэтрин исполняет актриса Флоренс Пью.

Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

“Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина – «непорочная», Львовна – «звериное, дикое», Измайлова – от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.

Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

164273 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также:
Тема любви в повести Н.Лескова Леди Макбет Мценского уезда: сочинение

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой.

Смотрите также по произведению “Гроза”:

Сочинение: Сравнение Катерины из «Грозы» и Катерины из «Леди Макбет Мценского уезда»

Автор: Guru · Опубликовано 06.05.2020 · Обновлено 11.05.2020

Очевидно, что каждый любитель классики, прочитавший очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и пьесу А.Н.Островского «Гроза», хотя бы раз мысленно сравнивал двух главных героинь этих произведений — Катерин. Действительно, на первый взгляд у них очень много общего. Но так ли это на самом деле? Давайте разберёмся.

Обе эти женщины молоды, красивы, обеспечены, но несчастны. И в своих несчастьях обе Катерины винят своих мужей, которые в чём-то их не устраивают. Тут причины у девушек разные: У Катерины Измайловой (“Леди Макбет”) вечно занятой муж, который проводит дни и ночи в погоне за прибылью. В его жизни одна цель — заработать больше денег, а сама Катерина его интересует мало и они почти не разговаривают. Кроме того, он значительно старше её, поэтому все попытки Кати найти хоть какие-то общие интересы между ними были обречены на провал, они отдалялись всё больше и больше. Кроме того, в их браке нет детей по причине мужа, но общество почему-то винит в этом жену.

Катерина Кабанова (“Гроза”) тоже не может найти любви в своём браке, но по другой причине: муж слишком слабохарактерный. Они с мужем живут в большом доме, где царит матриархат и всеми делами заправляет свекровь. Она постоянно упрекает невестку в её неопытности и глупости, а Катерина принимает всё слишком близко к сердцу. Обращается за помощью к мужу, но тот лишь пожимает плечами — ему в ссоры между женщинами лезть не хочется, да он и правда побаивается своей матери. Поэтому Кабанова вынуждена воевать со свекровью один на один, и как мы видим, она постоянно проигрывает. Детей в этом браке тоже нет.

В итоге обе женщины в отчаянии и смятении кидаются навстречу пороку, изменяют мужьям, совершают ещё ряд нелицеприятных ошибок и в итоге заканчивают жизнь самоубийством, так и не отыскав поддержки и счастья в этом мире.

Однако, большое различие можно увидеть в том, как главные героини относятся к своим поступкам. И вот тут сразу видны корневые различия между Катеринами. Для Кабановой вся её интрижка с Сергеем — приятное приключение. Она считает, что её жизнь только и началась с появлением молодого приказчика, а раньше она и не жила вовсе — существовала. Ей очень нравится её новая роль, она чувствует себя желанной, любимой, даже внешность и одежда у неё меняются. Вместо серой забитой мышки мы вдруг видим роковую женщину — страстную, яркую, дерзкую. И она совсем не жалеет о своём поступке. О возвращении к мужу она и думать не желает, а любой, кто осудит её — сразу превращается во врага.

Совершенно по-другому свою измену переживает Катя Кабанова. Борис не становится для неё центром притяжения. Она любит его, но это чувство для неё менее важно, чем духовное равновесие, которое оказалось окончалтельно потеряно после её поступка. Её мучают укоры совести. Она больше не может противостоять свекрови, её издевательства уже переходят все границы, а любящий супруг всё также бездействует. Поэтому Катерина решает расстаться с жизнью.

А вот Измайлова, в свою очередь, совсем не раскаивается в измене. Более того, она с лёгкостью идёт на другие, гораздо более страшные преступления, лишь бы угодить красавцу-любовнику. Она видит в приказчике Сергее идол, опору и любовь всей своей жизни. Но внезапно Сергей оказывается предателем. Судьба платит Катерине той же монетой — она застает любовника с другой женщиной и в порыве отчаяния и злости убивает соперницу, а следом погибает сама. Без любви ей больше незачем жить. Она отреклась от всего ради любви, но эта любовь оказалась выдумкой, миражом, который был только в её голове.

Мы видим, что несмотря на некоторые сходства двух героинь в их поведении и характерах есть существенная разница. В первую очередь, это отношение к своим “греховным” поступкам. Катерина из “Грозы” искренне раскаивается в содеянном и отчаянно пытается найти выход из ситуации. Она — жертва греховной любви, на которую она идёт от безысходности. В душе она светлый и добрый человек, искренне верит в Бога и не приемлет ложь и предательство. Развод и уход из семьи — это вещи невозможные для того времени, поэтому все действия Катерины по восстановлению своего духовного равновесия кажутся барахтаньем утопающего. В такой ситуации для неё всё было решено, хоть мы и видим, что в Калинове она меньше всего заслуживает осуждения.

Вторая Катерина ведет себя открыто эгоистично. Она уходит от мужа, несмотря на нонсенс такого поступка в то время. С её молчаливого согласия совершаются еще ряд страшных преступлений, но это её даже не огорчает, она думает только о том, как бы ублажить себя. Она безжалостна, эгоистична и не признаёт ничего, кроме своих капризов. Она рожает ребёнка от Сергея, но и это не делает её мягче и осознание. Она готова всю жизнь лгать, развратничать, скрывать убийства за воротами своего дома.

Можно подвести итог, что Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — две женщины, которые схожи лишь в незначительных чертах. Когда мы видим целую картину, мы понимаем насколько разные эти героини, и насколько разные они вызывают эмоции у читателя. Измайлову жаль, читатель ей сочувствует и сопереживает во многих ее размышлениях. А вот Кабанова, напротив, получила по заслугам. Она кажется воплощением зла. После её смерти читатель чувствует скорее облегчение, нежели сочувствие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: