Женские образы в повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

Иван Северьянович Флягин — образ и характеристика героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Авторская характеристика образа Ивана Флягина начинается уже с самого названия повести. Он странник. Словарь Ожегова разъясняет: странник — «странствующий человек» или «человек, идущий пешком на богомолье». Обе эти характеристики относятся к герою повести. Очарованный — «охваченный чарами, завороженный, околдованный» (толковый словарь Даля). На каждом этапе своей жизни он кем-то или чем-то бывает очарован.

Происхождение

Иван Северьянович Флягин — главный герой повести Николая Лескова «Очарованный странник». Он родился в семье крепостного кучера, одного из дворовых людей графа К. в Орловской губернии.
Его мать умерла сразу же после рождения сына. Как объясняет сам Флягин, у него была очень большая голова, поэтому роды были тяжёлыми. Мальчик из-за этого получил прозвище Голован.

Семья жила на кучерском дворе, и маленький Голован всё детство провёл на конюшне, хорошо изучил нрав лошадей и полюбил этих животных. По его словам, он — природный конэсёр (знаток лошадей) и три года был помощником ремонтёра – офицера, занимавшегося закупкой лошадей для армии.

Внешность

Простодушный вид и внутренняя доброта сближают образ Флягина с Ильёй Муромцем. И по своим физическим качествам он равен этому былинному богатырю — выносит такую обстановку и условия жизни, которые подвластны только богатырской натуре.

Его приятный бас звучит лениво и мягко, а рассказы о собственной жизни наполнены той откровенностью, которая идёт от искренности души и неспособности ко лжи.

Характер

Самое главное качество Ивана Флягина — благодушие. Он относится к таким простым русским людям, которые всегда поделятся последним куском даже со своим врагом, окажут помощь раненому врагу наравне со своим. Этими качествами обладал и Платон Каратаев, простой солдат, а в прошлом — крестьянин, в образе которого Лев Толстой воплотил все лучшие качества простого русского человека: искренность, доброту и внутренний свет. Выпавшие на долю таких людей испытания не ожесточают их, но помогают духовно и нравственно обогащаться.

Герой Лескова — человек искренней веры и честности, он ответственно относится к любому порученному делу. Когда по воле случая Иван стал нянькой грудного ребёнка, то ни за что не соглашался отдать его матери, т.к. «взялся хранить дитя и берегу его». Он не мог обмануть того, кому в данный момент служил.

Храбрость также была его отличительной чертой. Он проявил её и во время поездки с графом на шестёрке лошадей, остановив над самой пропастью экипаж, и в плену у татар, где провёл 10 лет и был лишён возможности ходить, и во время 15-летней службы на Кавказе, после чего был награждён Георгиевским крестом и произведён в офицеры.

Иван Флягин — настоящий патриот, он мечтает умереть за свой народ. А в плену у татар страшно тоскует по России.

Но в то же время его поступки иногда характеризуют его как грешника, в чём он сам себе отдаёт отчёт. Так, он стал убийцей монаха, случайно попавшегося ему на пути. Это не было преднамеренным убийством, а лишь безрассудным поступком, характерным для ранней молодости, когда у человека много сил, но недостаточно ума для оценки своих действий. Но, тем не менее, он лишил человека жизни. В тот период времени он об этом даже и не переживал, но с годами осознал как тяжкий грех. Позже он насмерть засёк татарина на ярмарке. И пусть это было только соревнование, но человек погиб. И третий его страшный грех — убийство цыганки Груши, которую он столкнул в реку. Да, она сама просила его лишить её жизни, но, возможно, это был только порыв отчаяния, приступ ревности, когда человек вне себя и говорит страшные вещи. Возможно, Груша образумилась бы, всё-таки она ждала ребёнка… Получается, что не три смерти были на совести у Флягина, а четыре. Но автор не заостряет внимания на этой детали, хотя она важна, и сам «очарованный странник» не говорит об этом.

Вывод

В начале странствий личность Ивана Флягина не обременена никакими нормами поведения, опорной точки в его жизни нет. Он сам не знает, как поступит в том или ином случае. У него отсутствуют нравственные и вообще какие-либо иные критерии душевной жизни. Случайность — главный мотив его поступков и единственная норма внутренней жизни в тот период времени. Это хорошо видно в эпизоде с порученным ему ребёнком. Мать ребёнка сбежала от мужа с офицером, но тоскует по девочке и тайком появляется в тех местах, где Иван гуляет с ней. Мать уговаривает его отдать ей дочку. Иван на уговоры не поддается и на деньги не льстится. Но, увидев идущего к ним офицера, тут же решает со скуки с ним подраться: «Бог даст, в свое удовольствие подерёмся». И провоцирует драку. Вдруг с пистолетом появляется отец ребёнка, и действия Ивана тут же меняются: он хватает ребёнка и бежит с ним за женщиной и офицером, которого только что оскорбил, и убегает с ними.

Полное безразличие к добру и злу фактически и гонит его по миру. И в монастырь он попал не по призванию, а потому, что «деться было некуда», т.е. случайно.

Но «хождение по мукам» помогло ему обрести высокие нравственные качества. Кульминацией его духа является любовь к цыганке Груше. В этой любви он нашел связь с миром и познал ценность своей собственной личности. Но Лескова индивидуальная судьба человека интересует меньше, чем русский национальный характер, который он и показал в образе «очарованного странника».

Читайте также:
Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Леди Макбет Мценского уезда Катерины Измайловой.: сочинение

Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» выражает и странничество поэтической души, которая способна постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе.

Характеристика образа Ивана Флягина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение по произведению “Очарованный Странник” Лескова

Несмотря на то, что душу русского человека зачастую невозможно понять, именно он способен показать истинные человеческие качества, которыми славятся подвиги нашего народа. Это всегда отличало русских от других национальностей.

Произведение Н. Лескова представляет исповедь человека, повидавшего на своем веку немало бед. Главный герой повести — Иван Флягин, странствуя по миру, встречает немало препятствий. Но преодолевая их, идет вперед. Каждый его шаг, начиная с детства, это его познание себя и окружающих через испытание. Жестокое обращение с ним, побои, отсутствие постоянного места жительства — ни одно из отрицательных обстоятельств не изменило его в худшую сторону. Получив очередную закалку, он следует к цели.

Готовность протянуть руку помощи любому пострадавшему, самопожертвование, душевная доброта — то, за что уважали Ивана. Все качества этого человека раскрывались на фоне его преданности религии своего народа. Благодаря природной силе, он стойко переносил любое испытание. Иногда проявление агрессии разрушительно действовало на окружающих. Но в молодости он не усмиряет пыл, лишь в более старшем возрасте подвергается искуплению грехов. Набравшись опыта, мировоззрение меняется. Отправляется на войну. Героическая сила богатыря, бесстрашие приводят к награде.

Флягин является примером для подражания. Его физическая и духовная мощь просыпаются тогда, когда кому-то плохо. Именно через поступки, через знакомство и отношения с новыми людьми проявляется образ простодушного, но сильного человека. Знакомство с героем повести, начиная с его родословной до эпизода смерти, представляет жизнь, наполненную людьми, событиями, имеющими трагический конец. Однако, ошибаясь, Иван не жалуется на судьбу, переживая случившееся как должное.

Странник, независимо от факторов, отрицательно повлиявших на его судьбу во время скитаний, приходит к жизни праведника. Это происходит неосознанно, так как все поступки он совершает ради блага других людей, бескорыстно. Он познает мир, себя. Ищет ситуации, которые подскажут, как правильно поступить, не совершить ошибку. Понимая свои грехи, он готов на покаяние и искупление соей вины.

На общем фоне ошибок, просветлений он проходит духовный путь развития, превращаясь из легкомысленного парня в мудрого монаха. На примере судьбы одного человека автор рассмотрел вопрос, как благодаря ошибкам, жизненным трудностям, человек получает настоящий опыт, самостоятельно пережив череду бед. Только научившись жертвовать собой, можно раскаяться и искупить грехи.

Очарованный странник — сочинение по произведению

Многие не могут понять кто такой русский человек, вот только он может показать все свои эмоции и русский характер. Именно ими и славятся русские люди. Порой он способен на такие подвиги.

На фоне всего этого Лесков решил создать произведение, где герои исповедываются и рассказывают обо всем, что с ними происходило все это время. Они путешествуют по всему миру, и где бы они не находились везде им встречаются и поджидают беды и несчастья. Но встречают они их с высоко поднятой головой, и именно поэтому очень быстро с ними расправляются, и двигаются дальше, не смотря ни на что. Конечно, и маленькие дети встречаются с трудностями, но переступая через них, да еще и при помощи родителей им это удается сделать, и они двигаются дальше. Когда с ними плохо обращаются да еще когда они видят что происходит вокруг они сами не ведая, начинают также относиться ко всему этому и считают это нормальным состоянием.

А вот наш главный герой по имени Иван видел в жизни только добро и всегда старался во всем помогать окружающим людям и никогда никого не обижал. Но все равно повсюду происходило огромное количество бед и несчастья, но парень не становился таким. Но сколько бы он не старался, но один раз все-таки не сдержался и допустил большую ошибку. А для того чтобы ее исправить он решает отправиться на войну.

Многие могут позавидовать воспитанию и характеру Ивана, ведь он является мужественным и храбрым мужчиной, который появлялся в нужный момент рядом с тем человеком, которому необходима помощь. За все это время он познакомился с огромным количеством новых людей и благодаря этому стал сильным и мужественным мужчиной, который справится с любыми преградами и препятствиями.

Постепенно Иван становится праведником, он старается улучшить жизнь других людей, а вот то, что портиться его жизнь мужчина даже не замечает. И делает он это все не понимая. Кроме этого он постоянно старается разыскать причину, по которой он совершил ошибку и сделать все для того чтобы это все исправить.

На фоне всего этого парень превращается в настоящего мужественного человека, который все понимает и готов меняться. И этим автор решил показать читателям то, что на ошибках каждый человек учиться и набирается опыта.

Сочинение 2

У Лескова имеется огромное количество разных произведений, которые заставляют задуматься над своей жизнью и над тем что и как нужно делать для того чтобы жить по-другому. Кроме этого практически все его произведения оставляют неизгладимое впечатление на каждого читателя. Еще со школы многие знают его произведения и с удовольствием их читают. И одной из них является произведение «Очарованный странник».

Читайте также:
Русский характер в очерке Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.: сочинение

Главным героем является молодой человек по имени Иван, которому удалось повидать на своем веку очень много всего, и это было и хорошее и плохое. А все, потому что он постоянно путешествует по всему миру и видит все, что там происходит. Кроме этого находятся люди, которым нужна и требуется помощь, и наш главный герой всем помогает и никому не отказывает. И практически везде над ним издеваются, и нет ни одного человека, который бы его пожалел или прижал к груди. Обычно от всех он слышит только оскорбления и унижения. А ведь так иногда хочется услышать доброту и ласку. Но, не смотря на это, наш главный герой не изменился и не перестал быть добрым и отзывчивым человеком, который также во всем и всегда готов помогать всем. Его невозможно было сломать под всеми этими испытаниями. Конечно, бывали у парня нервные срывы, от которых страдали все окружающие. И он даже не понимал этого и никак не хотел с этим мириться. А вот отплачивать за все эти срывы ему придется намного позже.

Мужчина становится сильным и отзывчивым как раз в тот момент, когда это требуется. А ведь это может получиться не у каждого человека. И чаще всего Иван ошибается и принимает неправильное решение, но все равно ни о чем не жалеет и уверен, что сделал все правильно и если можно было бы все вернуть, то поступил бы также.

Совершая путешествия по всему миру, он понимает, что становится все больше и больше праведником. Есть некоторые поступки, о которых он даже не задумывался когда совершал, а потом уже жалеть об этом поздно, да и незачем трепать себе душу. Кроме этого он постоянно находится в поиске того, что ищет правильный путь и готов любому человеку отыскать тот правильный путь, который обязательно должен отыскаться.

При помощи искания себя он превращается в мудрого человека. И благодаря этому автор старается показать всем, что нужно искать разные пути для того чтобы решать свои проблемы.

Другие темы: ← По сказу Левша↑ ЛесковЛевша — народный герой →

РОССИЯ В ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить…

Я хочу рассказать вам о моей любимой книге, о повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Когда я читала это произведение, оно потрясло меня своей искренностью, душевностью, реалистичностью описания образов. Повесть была написана во второй половине XIX века, в трудное, противоречивое для России время. Оно очень похоже на наше время, конец XX столетия. Я решила написать сочинение по этой теме, чтобы иметь возможность поразмышлять о России вместе со своим любимым автором — Николаем Лесковым. Итак, основной образ произведения — Россия. Но описывает ее автор при раскрытии характеров русских людей, основных героев повести: Ивана Северьяныча Флягина, цыганки Груни, князя и других. Писатель не только рассказывает об отдельных людях, но и открывает читателю черты русского национального характера.

Так какие же они, эти россияне? Конечно, все различаются, но есть, по-моему, общая национальная черта характера — пассивность русского народа. Эту черту подмечали писатели всех времен. Еще Пушкин в конце драмы «Борис Годунов» писал: «Народ безмолвствует…» Лесков же раскрывает причину формирования такого характера. Автор пишет, что он есть результат воздействия на человека суровой природы России, «…где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей скупой природы». Понятно, что характер, который складывался веками, не так просто изменить. Но ведь Россия — это не только единый, хотя и ленивый русский народ! Это и отдельные простые люди с их достоинствами и недостатками, люди сильные и слабые. Их важная роль в судьбе России понятна Лескову. Вот почему главным героем повести «Очарованный странник» является обычный русский мужик Иван Северьяныч Флягин, а описание его жизненных испытаний — основной сюжет произведения.

Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической прозы прошлого века. Язык изумительный. Образ главного героя просто влюбляет в себя. Этот образ, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Иван Северьяныч Флягин — человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы. С самого детства «предназначенный для «монастыря» и постоянно помнящий об этом, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Многочисленные увлекательные и вместе с тем драматические приключения Флягина порой представляются мне сплошной экзотикой. Но его характер время от времени фиксирует мое читательское внимание на реалистических моментах. Сам автор, как известно, сравнивает похождения своего героя с похождениями Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя. Но в отличие от Чичикова герой Лескова, пройдя через суровые испытания, сохранил чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности.

Некоторая детскость героя при его могучем телосложении симпатична читателю. Хочу отметить, как неоспоримое достоинство героя, что все свои дела он согласовывает только с собственной совестью. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые и не продам», — говорит он.

Поступая по совести, герой Лескова часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в «большие грешники». Но хотя по его вине погибает монах и он до смерти забивает плеткой татарского князя из-за кобылы, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку, автор утверждает, что в житейской «драмокомедии» Флягин — самый лучший и честный актер.

Читайте также:
Всегда ли цель оправдывает средства? (по повести Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда): сочинение

Мне кажется, что писатель слишком критичен по отношению к своему герою. Ведь во всех передрягах жизни Флягина виноваты, по сути, сами пострадавшие от него герои. Татарский князь, например, бился с Флягиным на хлестании друг друга плетками, потому что не хотел отдавать ему кобылу. Грушенька сама спровоцировала свое самоубийство. Очарованный странник был как бы заложником их трагедий. Они использовали его для разрешения своих драм, уходили, а он оставался и нес этот страшный груз по жизни, ощущая постоянно свою непременную вину. По-моему, с точки зрения нравственности Флягин — страстотерпец и мученик Христов. А его радушное отношение к людям, которые сделали ему столько зла! Словом, для меня православное начало в образе Флягина весьма привлекательно. Но прямо на этой мысли Лесков не сосредоточивает мое внимание. Он повествует только о том, что Флягину, как и многим героям того времени, свойственны и религиозность и сомнения в религии. Флягин говорит: «Не понимаю, отчего же мне от всех этих молитв никакой пользы нет, и, по малости сказать, хотя не верую, смущаюсь и сам молиться не стал…»

В монастыре герой оказался только потому, что ему «деться было некуда».

Именно в стенах монастыря он ощущает страх за свой народ и готовность «помереть» за него. Но опасность для своего народа Флягин видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о борьбе против внутренних. Надо сказать, что иногда он иронично отзывается все же о начальстве, но как-то безотносительно к идее протеста против дворян-тунеядцев. Он говорит: «Наши князья… слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная».

Он говорит это так, как бы взрослый мужчина-воин мог пожурить маленьких детей, без зла и обиды на них. Мол, что с них взять, раз они такие!

Вот он и собирается поехать на войну, с тем чтобы отдать жизнь за родину, потому что понимает — без него, как говорится, там вода не освятится. Собственно говоря, герой Лескова прав. Он уже доказал один раз свое мужество. Прав он и по-лесковски: пока в обществе бушуют прогрессивные идеи и страсти, должен же кто-то защищать Дом, в котором все это происходит. Наверное, великий писатель думал, что в Доме в конце концов разберутся сами. А если этот Дом не защищать от внешних врагов, то и разбираться будет некому и не для кого.

В заключение хочу о есть черты некоторых моих современников. Я знаю, что многие молодые люди, уезжая добровольцами воевать в так называемые горячие точки, в душе думают примерно так же, как герой Лескова. Это подтверждение того, что писатель верно выхватил из народа характерные черты. И поэтому его герой Флягин по значимости стоит выше остальных его героев.

Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А. Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее — из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса — Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»!

Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в Целом.

Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали — утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.

Читайте также:
Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова: сочинение

Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить. Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя. Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью.

Но он стойко переносит все страдания и никЪгда никому не жалуется, более того, он не пытается облегчить свою участь. Ведь он, будучи в плену, мог принять мусульманскую веру, после чего его мучения прекратились бы. Вместо этого он бежит, терпит неудачу, снова бежит, хотя знает, что на родине его ожидает жизнь не лучшая. Его ответ прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди «бусур-ман» в неволе. Когда уже в монастыре его на лето посадили в погреб, он с такой же стойкостью переносит все тяготы, даже пытается утешить себя: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

С героем повести то и дело что-то происходит. По вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, бросает своих детей от татарских жен. Но не один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, жаждой личной выгоды. Монаха он зарубил случайно, в азарте быстрой езды; Савари-кея Иван засек до смерти в честном поединке, а в истории с Грушенькой он поступил, следуя велению своей совести, полностью осознавая, что он совершает убийство… Флягин понимает неминуемость смерти цыганки и берет грех на себя, надеясь в будущим вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь, и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляла его несчастная Груша.

Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу. Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьяныч просит подарить ему гармошку. Он добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков. Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всем Флягин видит Божий промысел, судьбу. Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», — говорит он.

Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его Вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Женские образы в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

В произведениях Лескова перед нашим взором предстаёт жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами. Именно «глубь» русской жизни привлекала писателя.

Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в «Очарованном страннике». Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки Грушеньки). Но, несмотря на это, именно женские образы повести отображают нравы конца XIX века.

Итак, первый знаменательный образ, который мы встречаем в повести, – это «барынька», дитя которой «воспитывал» Иван Флягин. Судьба её пересекается практически со всей женской половиной России: «Замуж в своём месте за барина насильно была… выдана… злою мачехой… и мужа своего никак не могла полюбить…».

Вот образ подневольной женщины, бесправной, не имеющей возможности самой строить свою судьбу. Потому у «барышни» даже имени нет в произведении – это типически обобщённый образ. Но эта героиня пыталась бороться за своё счастье и поэтому сбежала с «ремонтёром». Однако у мужа осталось «дитё», к которому рвётся сердце бедной женщины. Материнский инстинкт толкает её обратно к ребёнку: «И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвётся, половина к нему, половина к дитяти».
Главный герой «соломоновским» способом испытывает истинность любви матери, а заодно и её избранника: «Ну, тяни его: на чию половину больше оторвётся». Естественно, никто бы не допустил смерти девочки, но сам факт того, что ремонтёр «бросил тянуть», говорит о многом.

Этой «барыньке» повезло. Иван Флягин отдал ей любимое дитя, и она осталась жить да «любиться» с «ремонтёром», самой выбранным суженым. Но сколько женщин в России вынуждены подчиняться воли родителей, братьев.

Лесков одним из первых заговорил о бесправии женской половины России, ибо этот вопрос не мог долго оставаться закрытым.

Но, несомненно, самый яркий образ повести – это цыганка Грушенька. Её судьба пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Это цыганка неземной красоты. «Вот она где настоящая-то красота, что природы совершенством зовётся», – говорит о ней Флягин.

Читайте также:
Лесков – мастер в создании образов праведников: сочинение

Но красота-то и сгубила эту героиню. Она понравилась князьку, у которого служил Иван. Это человек «пылкий был, но переменчивый». Купил князь Грушеньку у табора за баснословную сумму, да вскоре она надоела ему. Груша была необразованна, и князю постепенно стало с ней скучно. Но девушка любила его той пылкой любовью, которая способна на всё, даже на убийство. Через некоторое время князь надумал жениться на женщине с богатым приданым, так как сам все свое имущество отдал за Грушу, да еще и долгов наделал. Он отвозит бедную цыганку в лес и сдает под «конвой» трех «девиц-однодворок». Но Грушенька сумела обманным путем сбежать от них, «хоть и была тяжелой». Встретившись с Иваном, она попросила его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не могла решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боялась совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку». И Иван Северьянович спихнул девушку «с кручины в реку», взял ее грех на себя.

Я думаю, лермонтовская Бэла пережила меньше душевных терзаний, чем Груша. Лесков еще раз подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, друзей, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что оставалось ей, брошенной и всеми забытой, наедине со своей ревностью, ненавистью к счастливой сопернице и осознанием безысходности? Загубить «невинную душу?» Но князя она бы все равно не вернула. Груша давно уже почувствовала, что «опротивела ему». Смерть – единственный выход для героини, ведь она не могла «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Груша – такая натура, которая должна жить в гармонии с окружающим ее миром. Когда же эта гармония рушится, происходит разрушение и ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась практически в тень, причем одержимую тень. Эту женщину, измученную горем, некому защитить и поддержать, а единственно близкого человека, Ивана Флягина, она просит лишь об одном – избавить ее от греха самоубийства.

Совершенно противоположный тип женщины – Евгения Семеновна. Она «имела с князем дочку, но располнела, и он будто за это и бросил». В этой героине не кипели сильные чувства, она смирилась со своей участью. «Прохладная кровь с парным молоком», – так говорит она о себе. Эта женщина не способна бороться с обстоятельствами. Евгения Семеновна – приспособленка, которая во всем пыталась находить положительные моменты.

Итак, мы рассмотрели три совершенно разных типа женщин. На мой взгляд, они существовали и существуют до сих пор, меняются лишь обстоятельства, фон, среда, в которой они находятся. Именно этим и интересна противоречивая галерея женских образов, которую нарисовал Н.С. Лесков в «Очарованном страннике».

Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей.

В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного героя в произведениях. В отличие от подавляющего большинства авторов, положительные герои которых являлись революционно настроенными искателями свободы, Лесков не видел в революционере идеал для русского человека. Писатель создал свою разнообразную галерею положительных типов. Его положительные герои были из разных слоев общества, но неизменно наделены нравственным началом, цельностью души и характера. Персонажи Лескова были честными, стойкими, мужественными, а также религиозными и терпеливыми к жизненным невзгодам. Лесков верил, что нравственное самосовершенствование является единственным средством преодоления зла.

Герой повести «Очарованный странник» воплощает собой талантливость русского человека, его жизнелюбие, почитание родной земли. Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Писатель изображает Флягина как очарованного странника по русской земле.

Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре. Флягин отнюдь не святой, хотя и чувствует в себе иногда пророческий дар, с ним происходят настоящие чудеса. Иван грешен, как и все люди. Из-за него случайно погибает монах, он убивает татарского князя, толкает в воду Грушеньку, которую любит. Он скитается по земле и, когда ему некуда было деться, попадает в монастырь. Флягин борется с дьявольскими искушениями, он всеми силами жаждет сразиться и «помереть за народ», совершить подвиг.

Описывая внешний вид своего героя, Лесков сравнивает его с былинным богатырем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Иван ищет свое место в жизни, пытается найти равновесие между стихийной силой своей личности и законами общества.

Читайте также:
Сочинение на тему Левша 6 класс: сочинение

Писатель видел глубокий смысл в русском странничестве. Мотив дороги, пути имеет для него большое значение. Каждое новое место жительства Флягина – это еще один этап нравственного развития души героя. Живя в господском доме, Иван спасает семью хозяев от смерти, когда повозка с людьми чуть не срывается в пропасть. При этом он не ждет благодарности, не думает, что совершил подвиг. Позже Иван служит нянькой, с любовью и состраданием воспитывая чужую девочку. Здесь он получает опыт общения с душой другого человека, учится милосердию и доброте. Далее по воле судьбы девять лет Флягин проводит в плену у татар. Самым тоскливым для него здесь был однообразный степной пейзаж, сводящие с ума сплошные ковыли, простирающиеся до горизонта. Иван не может понять жизни татар, тоскует по родине, думает о побеге.

Возвратившись на родину, Иван чуть не пропал от пьянства, но от этой беды его спасает высокая, чистая любовь к цыганке Грушеньке. Герой полностью перерождается, отдавая все любимой женщине. После смерти Груши Флягин опять пускается в путь, чтобы искупить грех. Вместо незнакомого человека он идет в солдаты, пожалев его престарелых родителей. На войне он совершает подвиг, но все еще считает себя «великим грешником».

Лесков заканчивает повесть о жизни Ивана Флягина, когда тот, оказавшись в монастыре, все еще хочет пойти на войну и умереть за народ. Писатель создал обобщенный образ русского национального характера. Герой понял, что смысл жизни – отдавать себя другим людям, быть полезным народу и стране.

Русский национальный характер в повести Очарованный странник Лескова

Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав. Повествующие произведение «Очарованный странник» описывает сложную жизнь человека из низкого сословия – подвластного, своевольного в собственных стремлениях простолюдина, который посвятил себя божественному служению народу и Родине. Все время он пребывал в состоянии нравственного понимания своей жизни и открыл ценность человеческого бытия.

Иван Северьяныч Флягин пережил множества моральных проверок – от случайной смерти честного инока до службы в армии вместо наследника абсолютно неизвестной пожилой четы. Всякий раз Иван постоянно совершенствуется и повседневно находится в беспрерывной попытке найти свою судьбу, на полном серьезе размышляя над тем, какое положение он занимает в обществе. Он хочет не просто правоверно вести жизнь, делать необходимые поступки, но и беззаветно любить.

«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть», – вдумчиво произносит о самом себе Иван Флягин. Необузданная русская натура безумно пытается найти самой себе дом. Его швыряло от одной жизни к другой, но любая из них постоянно была чужой: выдворяемый из родимого дома, толком не знакомый с действительностью парень несколько лет спустя снова туда возвратился человеком, опытным и взрослым. Флягин словно провел намеченный для него сверху круг и приобрел, в конце концов, надежду на новую действительность – ту, которая была определена ему ещё до прихода в этот мир.

Но, до сих пор, персонажа ждут нравственные переживания и невзгоды: сердечные чувства к цыганке Груше, обучившая его слышать жизнь с большей искренностью и добротой, и неожиданная утрата понравившейся женщины; самостоятельный уход в новобранцы вместо отпрыска удрученной старый пары; не жалеющая сил служба на беспокойном Кавказе; обретение офицерского звания, возврат на родную землю, безрезультатные потуги примкнуть к актёрскому коллективу. И сразу после абсолютного осмысления ошибочности поступков он признал неизбежность прихода к безмятежной уединенной действительности.

Но даже за воротами монастыря Флягину не получается отыскать настоящего покоя, очень яркой в мечущейся душе остается память о прошлом. В связи с этим он рассказывает спутникам свою последнюю мечту – совершить поклонение и произнести молитву перед Зосимой и Савватием до того, как, окунется в верную и правдивую любовь к родной земле, вновь последует в армию и примет на себя всю тяжесть кровопролития. На исходе своих дней Иван Северьяныч Флягин все же отыскивает своё настоящее призвание в крепкой любви к людям и своей Родине, собираясь даже погибнуть за них.

Также читают:

Картинка к сочинению Русский национальный характер в повести Очарованный странник

Популярные сегодня темы

В рассказе идет речь, о том, что маленький мальчик Артем не хочет идти в школу из-за тог, чтобы его мама не скучала за ним, но вот ему исполнилось 7 лет и мать повела его в школу. Она сказала ему, что будет скучать и к его возвращению испечет ему блинов.

Император Александр Павлович вместе с казаком Платовым объездил Европу и смотрел всякие чудеса. Император был очень падок на них, а казак всё звал его домой, потому что считал, что дома не хуже.

В поэме Ахматовой описывается целая несчастная жизнь бедной матери, а также ее сына и супруга. В основу произведения заложена личная трагедия автора – Ахматовой. Главным образом в этой поэме является образ матери

Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака “Евгения Гранде” выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

Читайте также:
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник: сочинение

Бунин написал рассказ «Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско» в 1915 году и казалось бы, необходимо учитывать исторический контекст этого произведения. В разгаре Первая Мировая война

Русский национальный характер в произведениях Н.С.Лескова ( «Очарованный странник», «Левша»)

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова

Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.

Его герои находятся далеко от бурных столкновений века. Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни. Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. “Эти люди, — писал он, — стоя в стороне от главного исторического движения … сильнее других делают историю”. Таких людей изображал Лесков в “Овцебыке” и “Соборянах”, в “Запечатленном ангеле” и “Захудалом роде”, в “Левше” и многих других рассказах и повестях. Удивительно непохожие друг на друга, они объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины.

Мысль о России, о народе в переломные минуты духовных исканий со щемящей силой пробуждается в их сознании, возвышая до эпического величия их скромные жизненные деяния. Все они “своему Отечеству верно преданные”, “к своей родине привержены”. В глубине России, на краю света живет в сердцах незаметных героев любовь к родной земле. К ней обращены думы непокорного протопопа Туберозова (“Соборяне”), страстно порицающего обывателей в великой утрате заботы о благе родины. В речах героя, удаленного от столичных бурь, звучат идущие от безмерной любви слова: “О мягкосердечная Русь, как ты прекрасна!”. И не смиренная, раболепная кротость восхищает непокорного протопопа, нет: он весь под обаянием скромной, но великой силы доброго самоотвержения, готовый на подвиг и сопротивление злу.

И грезит протопоп о каком-то новом чудесном храме на Руси, где будет вольно и сладко дышать внукам. О счастье народа по-своему думает и “черноземный философ” Червев; этого счастья соотечественникам своим желает и “Дон-Кихот” Рогожин (“Захудалый род”): в горячечном бреду мечтает он освободить сотни тысяч людей в России… “Очень мне за народ умереть хочется”, — говорит очарованный странник Иван Северьянович Флягин. И глубоко переживает этот “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “… тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Наверное, в “Очарованном страннике”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности доброде-тельного мещанина и покорной благосмиренности, и широта его души, отзывчивость к чужому горю.

Глубокое ощущение нравственной красоты “одолевает дух” лесковских праведников. “У нас не переводились, да и не переведутся праведники” — так начинается рассказ “Кадетский монастырь”, в котором “люди высокие, люди такого ума, сердца и честности, что лучших, кажется, и искать незачем” предстают в своей многотрудной обыденной жизни — воспитателей и наставников юных кадетов. Их нетрафаретное, глубоко мудрое отношение к воспитанию содействовало становлению в воспитанниках того духа товарищества, духа взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой которых люди перестают быть людьми.

Среди героев Лескова и знаменитый Левша — воплощение природной русской талантливости, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. “Где стоит “Левша” — замечает Лесков, подчеркивая обобщающую мысль своего произведения, — надо читать “русский народ”.

Русский национальный характер в произведениях Н.С.Лескова ( «Очарованный странник», «Левша»)

Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин. Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря». Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина. Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному.

Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.

Много позже, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу. Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен. Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет. И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать… Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Грушенька. Между ними возникает истинное родство душ. Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя. Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его. И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь». Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.

Читайте также:
Н. С. Лесков (1831—1895) и его роль в истории литературы: сочинение

­­­­В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой.

И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.

За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.

И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить.

Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.

Сочинение. Изображение русского национального характера в произведениях Н.Лескова

Изображение русского национального характера в произведениях Н. С.

Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти «против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у «передовых» читателей.

Читайте также:
Свобода и необходимость в Войне и мире Л. Н. Толстого и Очарованном страннике Н. С. Лескова: сочинение

Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков.

Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатленный ангел», «Грабеж», «Воительница» и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты.

Таков рассказ «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени.

Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок «Очepк». Но ему не следует доверять буквально.

Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажавшему правку жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений.

Название рассказа, кстати, весьма емкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, мценская купчиха Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия.

Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского.

В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская «леди» взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова — еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского.

А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, что «неродица» (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей — пошлый и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма.

Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника — законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.

Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость.

Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством «хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут» пошлую и страшную песню.

Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток.

Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира.

Он цитирует слова жены библейского Иова: «Прокляни день своего рождения и умри», а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: «Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою вериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо». Причем, этот отрывок — единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.

Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале «Эпоха» братьев Ф. и М. Достоевских.

Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с «Левшой» наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова. У Пушкина есть строки: «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман», т. е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков.

Сила поэтического вымысла Островского действует на душу, вспомним Добролюбова, освежающе и ободряюще, возвышает ее Лесков «низкую истину» о тьме (в другом смысле) души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь.

Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить «звериную простоту», «не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство».

Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, «что вы за нация такая? «, какие мы и почему такие.

Русский национальный характер в повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”

В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.

Читайте также:
Тема любви в повести Н.Лескова Леди Макбет Мценского уезда: сочинение

Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин. Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».

Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический. С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен. Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.

Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?

Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина. Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному. Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.

Если же вспомнить другого классика русской литературы – Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется — она и усмиряет».
Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».

Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.

Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен. Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет. И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…

Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ. Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя. Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.

И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку. и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».

Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.

В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: