Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга: сочинение

Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга: сочинение

Е. М. Апенко, А. В. Белобратов, Т. Н. Васильева, И. П. Володина, Н. Я. Дьяконова, А. И. Жеребин, Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская, Л. В. Сидорченко, А. А. Чамеев, И. И. Чекалов, Г. В. Яковлева.

Рецензент кафедра истории зарубежной литературы МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой докт. филол. наук Г. К. Косиков).

Учебник «История зарубежной литературы XVIII века», опубликованный в 1991 г., создан в основном коллективом авторов — преподавателей кафедры истории зарубежных литератур Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета под общим руководством профессора З. И. Плавскина. Во второе издание учебника внесены уточнения. Ответственный редактор 2-го издания профессор Л. В. Сидорченко.

Учебник предназначен для студентов филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Книга представляет собой продолжение учебника «История зарубежной литературы XVII века», также созданного сотрудниками Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета и опубликованного в 1987 г. издательством «Высшая школа». Естественно, что обе книги совпадают по общему замыслу, принципам отбора и анализа материала, композиции.

Учебник «История зарубежной литературы XVIII века» ставит перед собой задачу раскрыть наиболее важные общие закономерности развития зарубежных литератур XVIII столетия, выявить национальную специфику культуры различных стран, подчеркнуть индивидуальное своеобразие художественного мастерства самых значительных писателей этой эпохи. Поставленная задача определяет и структуру учебника, в котором сначала дается общая характеристика XVIII века — века Просвещения, а затем в пяти разделах анализируется литература Англии, Франции, Италии, Северной Америки и Германии. Во вводных главах к каждому разделу характеризуются наиболее существенные моменты литературного процесса. Анализ творчества самых выдающихся представителей просветительской литературы дается в отдельных главах.

Для того чтобы учащиеся имели возможность расширить свои представления о роли Просвещения в литературной жизни Запада, в конце учебника публикуется список основных произведений писателей эпохи Просвещения, а также произведений критической литературы, посвященных общим вопросам культуры Просвещения и отдельным его представителям.

Введение к учебнику написано З. И. Плавскиным. В разделе «Английская литература» гл. 1 принадлежит Л. В. Сидорченко, гл. 2 — А. А. Чамееву, гл. 3 — И. И. Чекалову, гл. 4 — Н. Я. Дьяконовой и А. А. Чамееву, гл. 5 — Г. В. Яковлевой, гл. 6 — Т. Н. Васильевой (Кишиневский университет), гл. 7 — Н. Я. Дьяконовой и А. А. Чамееву. В разделе «Французская литература» гл. 8 написана Н. А. Жирмунской, гл. 9 — М. В. Разумовской, гл. 10 — Н. А. Жирмунской, гл. 11, 12 и 13 — М. В. Разумовской. Автор гл. 14 в разделе «Итальянская литература» — З. И. Плавскин, гл. 15 — И. П. Володина. Раздел «Американская литература» (гл. 16) написан Е. М. Апенко. В разделе «Немецкая литература» гл. 17 создана Н. А. Жирмунской, гл. 18 — А. В. Белобратовым, гл. 19 — А. И. Жеребиным, гл. 20, 21, 22, 23 и 24 — Н. А. Жирмунской. Ко второму изданию глава 14 подготовлена И. П. Володиной, глава 6 и Синхронистическая таблица — А. А. Чамеевым.

Учебник создавался при активной товарищеской помощи всех членов кафедры истории зарубежных литератур Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, и коллектив авторов искренне благодарит их за ценные советы и замечания. Авторы выражают признательность А. Г. Аствацатурову за подготовку ко 2-му изданию учебника глав 17, 20, 21, 22, 23, 24, написанных Н. А. Жирмунской.

XVIII ВЕК — ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVIII век — эпоха величайших социально-политических сдвигов в жизни народов Европы и Америки, важнейших общественно-политических событий.

Если рассматривать это столетие не просто как календарную веху, а как принципиально новый этап в истории человечества, то оно открывается «Славной революцией» в Англии, т. е. государственным переворотом 1688–1689 гг., в результате которого были ограничены королевские прерогативы и закреплена победа английской буржуазии.

Чрезвычайно важным событием этого времени была американская буржуазная революция, осуществленная в ходе освободительной войны и приведшая к образованию нового буржуазного государства.

Наиболее полное выражение эта эпоха получила в Великой французской буржуазно-демократической революции 1789–1794 гг., которая оказала огромное влияние на судьбы стран Европы и ознаменовала торжество капиталистической эры.

Все эти события свидетельствуют о том, что кризис феодального общества достиг в эту эпоху крайней остроты и приобрел некоторые важные новые черты.

Прежде всего пришла в упадок вся экономическая система старого общества. Даже в таких странах, как Германия, Италия и Испания, в которых феодальный порядок еще не был поколеблен, экономика все более обнаруживала свою неспособность обеспечить прогрессивное развитие общества.

Во-вторых, кризис захватил и всю систему политической власти феодального общества. К XVIII в. абсолютизм уже повсеместно исчерпал свои прогрессивные возможности и приобрел откровенно реакционный характер.

Существенно важной чертой социально-политической ситуации в XVIII в. стало вовлечение в активную политическую борьбу колониальных народов, сначала североамериканских колоний Англии, где массовое освободительное движение привело к обретению их народами независимости, а позднее, в начале XIX в., также и народами американских колоний Испании и Португалии. Кризис затронул и идеологию. С феодальных отношений срывается покров святости: «единственно угодный богу» строй жизни, считавшийся вечным и незыблемым, теперь объявляется противоречащим законам разума и природы. Старую, закосневшую феодальную идеологию все более решительно оттесняет идеология революционной буржуазии, возглавившей борьбу всего третьего сословия против феодального гнета.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

Таким образом, уничтожение феодализма и утверждение капитализма превратилось в историческую необходимость. Именно это и предопределило возникновение широкого идейного движения, получившего название Просвещения. Оно сложилось в условиях острейшего кризиса феодального строя, было направлено против феодального порядка, идеологически подготавливало и оправдывало торжество нового общественного строя; оно захватило широкие слои европейской и американской интеллигенции, получило выражение во всех сферах духовной жизни — в философии, социологии, политической экономии, педагогике, политических и этических учениях, определило направление развития науки, породило новые эстетические доктрины и соответствующую им художественную систему.

Просвещение было по своей основной направленности антифеодальным. Идеология Просвещения была идейным оружием буржуазии в ее борьбе против феодально-абсолютистского строя и поддерживавшей его церкви. В этой борьбе буржуазия выражала не только свои своекорыстные интересы, но и интересы демократических масс третьего сословия. По своей социальной сущности идеология Просвещения была не только буржуазной, но и буржуазно-демократической.

Широта социальной базы Просвещения, отражение в его идеологии интересов и запросов различных общественных слоев на разных этапах общественного развития, да еще в весьма несхожих национально-исторических условиях, определили большое разнообразие философских, религиозных, социологических, эстетических доктрин просветителей. Одни идеологи Просвещения стояли на идеалистических позициях (например, последователи учения Лейбница в Германии), другие отстаивали материалистические взгляды (Дидро, Гольбах, Гельвеции и др.).

Разные, а иногда и прямо противоположные воззрения характеризовали и отношение просветителей к религии: на ранних этапах Просвещения был широко распространен деизм, религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, не вмешивается затем в закономерное его развитие; другие просветители горячо отстаивали атеистические взгляды (Гольбах, Дидро и др.); третьи, заняв непримиримо враждебные позиции в отношении исторических форм религии, противопоставляли им «религию сердца», «естественную» религию (Руссо). В качестве возможных разумных форм управления обществом просветители прославляли и «просвещенный абсолютизм», и конституционную, парламентскую монархию, и демократическую республику, и даже идеальное общество, в котором уничтожена частная собственность и все иные формы неравенства. Большое разнообразие можно обнаружить и в эстетических воззрениях просветителей.

Типология женских образов в драмах Эфраима Лессинга («Минна фон Барнхельм», «Эмили Галотти»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

В России, как и в Германии, знакомство с Г.Э.Лессингом началось с его художественных произведений. Наибольший успех и у зрителей, и у критиков, по свидетельству изданного в 1787 году «Драматического словаря», имела трагедия «Эмилия Галотти» (1772). Н.М.Карамзин был одним из первых переводчиков этой трагедии на русский язык и первым истолкователем ее идейно-художественного содержания. Н.М.Карамзин рассматривал Г.Э.Лессинга, прежде всего, как крупнейшего писателя, а его искусство – как результат чувственно-интеллектуального отражения типичных явлений немецкой действительности. По мнению Карамзина, трагедия «Эмилия Галотти» обладает всеми достоинствами драматургического искусства самого высокого качества: классической композицией, глубиной характеров, мастерством разработки отдельных сцен [9, 233].

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая лессинг (2).doc

Если мы будем судить о нем только по поступкам-фактам, то есть по результатам действий, то можем об этой индивидуальности получить обедненное представление. Поэтому для Лессинга поступок приобретает важное значение и как совершившийся факт, и как некое совершающееся по определенным мотивам действие.

Разбирая различные произведения мировой драматургии, Лессинг при этом все более вникает в самое протекание действия-поступка, начиная с его побудительных мотивов и причин и переходя к тому, что он называет «интересом», которым захвачен герой. Столкновение интересов побуждает характеры, по мысли Лессинга, к обостренному проявлению своих качеств и свойств. Драматический герой действует с ярко выраженной целью.

Придавая большое значение развитию, часто противоречивому, чувств и страстей, Лессинг при этом высоко ценил в драме, особенно в трагедии, изображение решительной перемены в характере героя. Раскрытие ее причин и самого ее хода – дело, с точки зрения Лессинга, первостепенной важности. Когда такая перемена особенно значима, Лессинг говорит о ней как об «обращении».

Индивидуальное в концепции Лессинга всегда так или иначе соотнесено с «идеальным» и воспринимается на его фоне. Пусть индивидуальное желательно и даже необходимо, но оно все же отступление от некоей идеальной нормы. И потому часто у Лессинга получается, что индивидуальное есть нечто не позитивное, а негативное, нечто не положительное, а отрицательное.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

Для просветителя Лессинга – нормы человеческого поведения не вырабатываются в ходе исторического развития. Они искони присущи «естественному» человеку. Таковы же нормы общественной жизни – они тоже существуют искони и в реальной действительности только искажены предрассудками и сословными привилегиями, феодально-абсолютистским гнетом.

С одной стороны, Лессинг хотел бы видеть на драматической сцене «естественного» человека, страдающего от разных форм угнетения, протестующего против них, добивающегося справедливости. В своих пьесах он и выводил таких героев, и тут его теория не очень расходилась с практикой.

Желая видеть в литературе, а тем более в драматургии, героя, деятельно, активно проявляющего свои чувства и страсти, Лессинг вместе с тем одобрял только такую самостоятельность и активность характера, которая соответствовала его просветительским представлениям. Поэтизировать образ человека, впадающего в «преступную дерзость» своеволия и забывающего про свои гражданские обязанности, Лессинг считал недопустимым.

Лессинг не допускал, что «человек может стремиться ко злу ради самого зла». Действовать на основании порочных принципов герой может лишь не сознавая их порочности, ибо «порок» – нечто наносное и чуждое «разумной» природе человека. Однако во многих произведениях мировой драматургии, которым Лессинг не мог отказать в глубине и художественной силе, ведь поэтизируется человек, творящий зло, но так и не образумливающийся.

Резко отделяя «порочного» героя от другого – к которому наше сострадание вполне оправданно, Лессинг, к сожалению, волей-неволей лишает этого героя подлинного величия, ибо связывает все выпадающие на его долю несчастья всего лишь с проявленной им слабостью. Очень важны тут даже оттенки: герой не «заслужил» несчастья, а лишь «навлек» его на себя.

Понятие мещанской драмы

ДРАМА (РОД) – изображение жизни в динамике, выраженной в диалогах, а героев – в действии, основанном на драматическом конфликте. Как текст, предназначенный для постановки на сцене, драма сохраняет в своей структуре связь слова с семантикой жеста, звука, цвета и света. Драма как зафиксированный текст не порывает с игровой стихией и сценой; признаки единства слова и зрительного образа в разной мере и форме присутствуют на протяжении всего её существования. Именно эта особенность слова определила уникальное свойство драматического текста – его двуприродность. Диалоги, составляющие структурную основу драмы, вводят ее в ряд литературных произведений со всеми законами их текстопостроения; указания же для актеров и/или режиссеров, т. е. «для тех, которые пожелали бы сыграть как следует» (Гоголь) пьесу, составляют так называемый паратекст – единственную зону текста, где воля автора в создании его мира выражена напрямую.

Диалоги драмы выстраивают особый сюжет, который в определенном смысле является вербальным аналогом страстей Диониса: пресловутые «начало, середина и конец» Аристотеля или, в более филологической терминологии, завязка, кульминация и развязка, суть воплощение пути бога – это страдания, смерть, воскресение. Строго говоря, именно начальный период становления трагедии и определил восприятие троичной формулы сюжета как религиозной по своей сути. Комедия, восходящая к фаллициям, преобразует сюжет, оставаясь тем не менее в пределах троичной формулы:

это либо поношение, «смерть» от осмеяния и воскресение; либо препятствия, преодоление, торжество – в зависимости от жанровой модификации.

Родовыми особенностями отличается и драматический герой; речь идет в первую очередь о его способности к преобразованию мира или, по крайней мере, к влиянию на него. Действенная сила особенно заметна в комедийном герое, который уже по своему генезису обладал активностью, необходимой

для утверждения жизни. Так, героям аристофановских комедий под силу то, от чего отказались боги: они «устроили мир», а люди «вечно воевать хотели», и боги отступились от смертных, лишив их мира.

Способность к действию не является индивидуальным свойством героя – его действенность обусловлена жанром, предполагающим активное вмешательство в жизнь. Трагедийный герой кажется не субъектом действия, а объектом приложения невидимых, но могущественных сил. Но именно трагедия показала особую природу драматического слова, обладающего властью над людьми: в «Прометее прикованном» Эсхила герой, лишенный возможности физического действия, демонстрирует, тем не менее, силу слова, влияющего даже на Зевса. Действие, таким образом, можно и даже должно в некоторых случаях трактовать как поступок героя, который может проявляться и в отказе от внешней активности, что характерно, например, для трагедии Шекспира «Гамлет» или для новой драмы, особенно для драматургии Чехова.

КОМЕДИЯ – один из двух основных жанров драмы, представляющий

смеховую сторону серьезного мира и имеющий цель поучать, развлекая. Акцентирование первого или второго аспекта определяет жанровые разновидности комедии: поучающие виды – сатирическая или этологическая комедия и фарс; виды развлекательные – водевиль, commedia deH’arte. В поэтике комедии доминирует прием повторения, реализуемый на разных уровнях. В сюжете повторение приобретает вид параллельного действия, где ситуация господ дублируется ситуацией слуг, чем и обусловлена комичность как положений, так и зачастую характеров. «Не похваляйтесь, господин майор! Теперь и у меня есть такая же хорошая девушка и такой верный друг, как вы!» (208)

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

ТРАГЕДИЯ – одна из важнейших жанровых форм драмы; её отличает способность проникать в существенные закономерности и противоречия мира как целого, а также осмысливать роль и возможности человека, обреченного участвовать в непрекращающемся развитии мира и разрешать хотя бы на какое-то время его противоречия. Она принадлежит к системе «высоких» жанров, поскольку актуализирует причастность человека к подлинному бытию. Образ и знание об истинном состоянии мира в трагедии, как и в эпопее, реконструируются в воспоминании об идеальном прошлом, которое предстает здесь и как навсегда утраченный рай, и как абсолютный ценностный центр, образец для переустройства настоящего.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМА ПОЭТИКА – поэтика литературного направления, сложившегося в Европе во второй половине XVIII в., для которого характерны: 1) акцент на внутреннем мире человека, его неисчерпаемой глубине, противоречивости чувств. Герой – человек чувствующий, чувствительный, причем – обычный, простой человек, часто ничем не примечательный, не оставивший следа в истории и (не случайно именно в этот период зародилась т. н. мещанская трагедия). Его чувства – обыденные и повседневные, а не гиперболизированные страсти; 2) предпочтение событий частной, повседневной жизни событиям большой истории; а также внутренней, а не внешней жизни. В произведениях сентиментализма поэтики сюжеты строятся на истории отдельного человека, семьи или рода, лишь косвенно связанной или вообще не связанной с историческими событиями; другая их сторона – история чувств; 3) система ценностей, в которой важнейшее место занимает естественность, натуральность (природность), противопоставляемая искусственности цивилизованной жизни и условностям регламентированного поведения.

Это поэтика переходной эпохи. История литературы говорит о переходе от классицизма к романтизму (многие исследователи считают сентиментализм не самостоятельным направлением, а одним из вариантов предромантизма), историческая, поэтика – о переходе от эйдетической поэтики к поэтике художественной модальности. Собственно, в сентиментализме возникает новый порождающий художественный принцип – модальность. Важнейшей предпосылкой было открытие автономной, самотождественной личности, и как следствие – самоценности чувства, что, в свою очередь, повлекло за собой переориентацию литературы с внешних и публичных на индивидуально-глубинные пласты сознания. Возник жанр, средний между комедией и трагедией (его теоретиками были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг) – слезная комедия или мещанская трагедия – в котором изображались истории из жизни третьего сословия.

Мещанская трагедия – драматический жанр, возникший в странах Западной Европы в 18 в. Выражая интересы созревающего третьего сословия (буржуазии), мещанская драма складывалась в борьбе с дворянской идеологией. Формированию мещанской драмы предшествовали поиски новой драматической формы, которая сочетала бы трагические ситуации с изображением повседневной жизни третьего сословия.

Тип (типаж) – 1. Образец, стандарт, используемый при классификации предметов и явлений.

2. Изображение представителей определенных общественно-социальных групп; воплощение в персонаже какого-либо социально значимого, всеобъемлющего человеческого свойства; единство общих черт в облике конкретного человека; воплощение в персонаже одной или нескольких доминантных черт, составляющих повторяющиеся человеческое свойство. Совокупность характерных признаков и свойств, образующих социальный или национальный тип.

Типизация – способ художественного обобщения действительности и выражения ее характерных черт в конкретных образах; важнейшее средство преображения правды жизни в художественную правду (правильное соотношение общего и индивидуального, позволяющее избежать одновременно и схематизма, и натурализма); свойство обобщенно (но легко узнаваемо) изображать какие-либо реалии действительности: людей, общество, историческую эпоху, социальную среду, а также черты характера людей той или иной эпохи, социальной среды, нации, народа.

Выводы по первой главе:

Э.Лессинг в «Теории драмы» рассматривал роль действия и героя в драматическом произведении, свои научные изыскания он отразил в драмах «Эмилия Галотти» и «Минна фон Барнхельм». Герои драмы деятельны, активно проявляющие свои чувства и страсти.

В свои пьесы Э.Лессинг ввел «естественного» человека, страдающего от разных форм угнетения, протестующего против них, добивающегося справедливости: Эмилия и принц Гонзага, Тельхейм и король.

ГЛАВА II. Типология женских образов в драмах Э.Лессинга

Образ Минны фон Барнхельм в одноименной комедии

Конец 60-х – начало 70-х годов – время подлинного расцвета драматического таланта Лессинга. Его пьесы оказывали огромное воздействие на развитие немецкой сцены. Лессинг отыскивал своих героев в повседневной жизни, заставлял их говорить живым и образным языком. Комедия «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» целиком построена на самом злободневном материале. Лессинг начал работу над ней еще в 1763 г., опираясь на впечатления от событий Семилетней войны. Он создал образец «серьезной» комедии, в которой комический элемент сочетается с разрешением глубоких нравственных и социальных проблем. Впервые на немецкой сцене появились персонажи подлинно демократические, соответствующие представлениям просветителей о гармонической личности.

Пребывание в Бреславле ознаменовалось и появлением драмы «Минна фон Барнгельм, или Солдатское счастье» (1763—1767). Это была первая пьеса Лессинга, написанная на немецком материале. Сюжет пьесы основан на фактах немецкой жизни, связанных с событиями Семилетней войны (1756— 1763), которая недавно закончилась.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

В одной из гостиниц прусской столицы майор фон Тельхейм ждет решения своей судьбы. Причиной злоключений героя является его человечное отношение к побежденным саксонцам. Это гордый и независимый в своих суждениях и поступках человек, который превыше всего ставит чувство долга, достоинство личности, самоотверженность в отношении к окружающим его людям. Он сторонится «большого света», одобряет солдатскую службу лишь «ради блага своей родины», а не во имя карьеры и личного обогащения. Майор – тот идеальный человек, которого стремятся воспитать идеологи «третьего сословия».

Саксонская аристократка Минна фон Барнхельм, невеста майора, – самая яркая и живая героиня в драматическом наследии Лессинга. Она энергична, наделена острым умом, ей свойственно чувство юмора. Ее оптимистическое отношение к жизни помогает влюбленным преодолеть возникающие на их пути препятствия и недоразумения. В комедии в негативном свете предстает прусская государственная система. Честность и преданность Тельхейма не ограждают его от произвола властей. Несовершенству социальной организации страны, раздробленности Германии в угоду ее многочисленным правителям Лессинг противопоставляет своих героев, исповедующих личную свободу, справедливость и подлинную человечность.

Значительное место в пьесе занимают народные персонажи – слуги Юст и Франциска, вахмистр Вернер, активно участвующие в судьбе главных героев. Автор обнаруживает свои демократические симпатии, наделяя этих людей из «низкого» сословия благородными характерами.

Пьеса «Минна фон Барнхельм» очень далека от «сферы трагедии». Тут Лессинг художественно воплотил сюжет, разновидности которого он хотел бы увидеть в современной драме.

Сюжет «Минны фон Барнхельм» заимствован из немецкой жизни той поры. Герои, Минна и ее жених офицер Тельхейм, отличаются от персонажей прежней пьесы подлинно человеческим достоинством, высоким уровнем душевной, интеллектуальной жизни. Жених несправедливо опозорен начальством и отстаивает свою честь, свое доброе имя не как дворянин, а как носитель гражданского самосознания. Минна умна, великодушна, понимает Тельхейма и мотивы его поведения. Прибегая к некой хитрости, она добивается своего и убеждает Тельхейма стать ее мужем.

Главный герой комедии, прусский офицер Тельхейм, понимая, что жители вражеской Тюрингии не способны выплатить весьма большую контрибуцию, помог им и внес в казну собственные две тысячи пистолей, предварительно взяв с жителей Тюрингии расписку. После установления мира он просит прусское правительство возвратить ему эти деньги, но правительство заподозрило в гуманном поступке Тельхейма преступление. Правительство решило, что жители Тюрингии выдали майору расписку как признательность за то, что тот просил уменьшить контрибуцию. И вот майор Тельхейм, несмотря на ранение и боевые заслуги, уволен в запас без пенсии, против него заведено уголовное дело. Он, оскорбленный, живет в скромном берлинском отеле, ожидая решения своей судьбы.

Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга: сочинение

Теория драмы Дидро

Важнейшее место в эстетике Дидро занимает теория драмы. Она сложилась в борьбе с придворным классицизмом, главным образом с эпигонами Корнеля, которые, не взирая на обозначившуюся в XVIII веке историческую обреченность абсолютизма, по-прежнему воспевали героев, умирающих за интересы монархии. Дидро отмечает фальшивость их гражданской патетики, лишенной подлинного чувства.

Основной недостаток классицистской трагедии Дидро видит в холодности. В ней, по его убеждению, действуют не живые, непосредственные люди, а надменные полководцы, короли, давно разучившиеся чувствовать и говорить просто и естественно. «Болтовню, противоположную подлинному голосу страсти,— пишет Дидро,— мы называем «тирадами». Ничто не вызывает больших рукоплесканий и не свидетельствует вместе с тем о самом худшем вкусе».

Дидро считает, что придворно-аристократическая среда не то место, где писатель может найти своего героя. Тут чопорный санов-аик вытеснил человека. Тут отец даже в самых драматических си-гуациях называет своего сына «сударь». Тут все подчинено этикету, умертвившему человеческую природу.

Дидро советует художнику заглядывать в харчевни, в кабаки, на зыночные площади — там он может встретить более поэтичные ха-зактеры, чем в высшем свете. «Вообще,— пишет Дидро,— чем народ культурнее, вежливее, тем менее поэтичны его нравы; смягчаясь, все слабеет. Когда же природа готовит образцы искусству? В то время, когда дети в отчаянии рвут волосы у постели умирающего отца; когда магь, обнажив грудь, проклинает сына и сосцы, вскормившие его, когда впавшие в неистовство вдовы раздирают себе лицо ногтями. когда вожди народа во время общественных бедствий униженно склоняются головою к пыльной земле и, раскрыв одежды, скорбно бьют себя в грудь. »

Следовательно, Дидро призывает драматургов к созданию эмоционально выразительных произведений. Исходя из философии сенсуализма, он полагает, что искусство, эм°Ционально насыщенное, скорее найдет доступ к зрителю и вернее донесет до его сознания заложенные в нем нравственные истины. Больше всего, по его мнению, может растрогать и потрясти человека человеческое горе, величие человеческой души.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

Для придания веса своей эстетической теории Дидро обычно ссылается на авторитет античных писателей. В их произведениях за одеждами царя и доспехами воина всегда можно разглядеть человека. «Хотите услышать слова, которые скорбь внушила отцу, потерявшему сына? — спрашивает Дидро,— послушайте Приама».

Дидро, как впоследствии Лессинг, образец драматического характера видит в софокловском Филоктете, бурно выражавшем свои страдания. «Я никогда не перестану твердить нашим французам: Правда! Природа! Древние! Софокл! Филоктет!»

Дидро ратует за драматургию острых, динамических ситуаций, отражающую напряженные конфликты действительности. «Поэзия,— отмечает он,— требует чего-то огромного, варварского и дикого. Когда неистовство гражданской войны или фанатизм вооружают людей кинжалами и кровь широкими волнами прокатывается по земле, лавр Аполлона трепещет и зеленеет. Он увядает во времена покоя и бездействия. Золотой век создал, быть может, песню или элегию. Эпическая и драматическая поэзия требуют других нравов».

Дидро стремится ввести в современную драму человека больших страстей, большого гражданского мужества. Он хотел бы видеть ее действующими лицами «божественных безумцев», творящих «поэзию в жизни» — «великих патриотов, непреклонных судей, апостолов религии, непримиримых философов».

Теория положительного героя

Проблема положительного героя является центральной в драматической системе Дидро. Отвергая классицизм, он хочет создать новое драматическое искусство, основанное на прославлении не исторических лиц, а простых «естественных» людей. Именно эти мысли легли в основу теории «серьезной комедии», обоснованной Дидро в трактатах «Беседы о «Побочном сыне» и «Драматическая литература».

Основным предметом нового «серьезного» жанра Дидро считает «добродетель и обязанности человека». Он предлагает вместо абстрактных в социальном плане лицемеров и ревнивцев изображать людей определенной профессии, что позволяло обнажить противоречия эпохи. «Общественное положение, его обязанности, его преимущество, его трудности должны быть основой произведения,— пишет Дидро.— Мне кажется, что этот источник плодотворнее, шире и полезнее, чем характеры».

Предложение Дидро было плодотворно. Оно открывало путь к реалистическому отражению жизни. Однако в нем таилась опасность превращения действующих лиц в сгусток одних социальных сущностей. Поэтому Дидро призывает не забывать о человеческом в человеке, показывать в адвокате, судье или философе не только идеального представителя того или иного общественного положения, но и образцового отца, брата, мужа.

Короче говоря, Дидро боролся за объединение в герое высоких гражданских и простых человеческих черт. Он хотел ввести в драматургию реального буржуа, который обладал бы передовым сознанием, имел бы отзывчивое сердце. Только такая драма, по его мнению, способна оказать максимум воздействия на народ, воспитывать его в просветительском духе.

Дидро не замечал искусственности своего идеального героя, того, что с реальной общественной средой он связан только внешне, по паспорту, а по своему содержанию остается ей чуждым, выступая носителем «навязанных» ему просветительских идей. В этом состояла главная слабость драматургической теории Дидро, которая на практике привела к созданию схематичных образов — персонажей, лишенных жизненной конкретности и художественной убедительности.

Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга: сочинение

Лессинг усматривал сущность трагического катарсиса (очищения и исправления) в том, что зрители относят непосредственно к самим себе изображаемые на сцене трагические судьбы. Сильнее всего воздействует “неизжитое несчастье”, трагические события и переживания героев современников зрителей. Драматург должен стремиться к раскрытию общезначимых характеров, создавать такие сюжетные ситуации, которые позволили бы выяснить, “что сделает каждый человек с известным характером при известных обстоятельствах”. Правдивость и воспитательное воздействие трагедии определяются правдивостью выведенных на сцене характеров.

Представления Лессинга о развитии искусства имеют для того времени новаторский характер, однако в целом “художественные взгляды Лессинга развиваются в общей рамке эстетического рационализма XVIII века и теории классицизма”[1]. Античность воспринимается Лессингом как период высшего расцвета искусства, как некая “норма” для всех последующих эпох. Лессинг определяет прекрасное как идеал, основанный на разуме и единый для всех времен и народов. Однако третьесословно-демократические тенденции в творчестве и критической деятельности Лессинга существенным образом влияют на переосмысление им многих принципиальных положений эстетики классицизма. Его теоретические труды подготавливают основу для формирования эстетической концепции реалистического искусства.

Конец 60-х – начало 70-х годов – время подлинного расцвета драматического таланта Лессинга. Его пьесы оказывали огромное воздействие на развитие немецкой сцены. Лессинг отыскивал своих героев в повседневной жизни, заставлял их говорить живым и образным языком. Комедия “Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье” (1767) целиком построена на самом злободневном материале. Лессинг начал работу над ней еще в 1763 г., опираясь на впечатления от событий Семилетней войны. Он создал образец “серьезной” комедии, в которой комический элемент сочетается с разрешением глубоких нравственных и социальных проблем. Впервые на немецкой сцене появились персонажи подлинно демократические, соответствующие представлениям просветителей о гармонической личности.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

В одной из гостиниц прусской столицы майор фон Телльхейм ждет решения своей судьбы. Причиной злоключений героя является его человечное отношение к побежденным саксонцам. Это гордый и независимый в своих суждениях и поступках человек, который превыше всего ставит чувство долга, достоинство личности, самоотверженность в отношении к окружающим его людям. Он сторонится “большого света”, одобряет солдатскую службу лишь “ради блага своей родины”, а не во имя карьеры и личного обогащения. Майор – тот идеальный человек, которого стремятся воспитать идеологи “третьего сословия”.

Саксонская аристократка Минна фон Барнхельм, невеста майора, – самая яркая и живая героиня в драматическом наследии Лессинга. Она энергична, наделена острым умом, ей свойственно чувство юмора. Ее оптимистическое отношение к жизни помогает влюбленным преодолеть возникающие на их пути препятствия и недоразумения. В комедии в негативном свете предстает прусская государственная система. Честность и преданность Телльхейма не ограждают его от произвола властей. Несовершенству социальной организации страны, раздробленности Германии в угоду ее многочисленным правителям Лессинг противопоставляет своих героев, исповедующих личную свободу, справедливость и подлинную человечность.

Значительное место в пьесе занимают народные персонажи – слуги Юст и Франциска, вахмистр Вернер, активно участвующие в судьбе главных героев. Автор обнаруживает свои демократические симпатии, наделяя этих людей из “низкого” сословия благородными характерами.

В антифеодальной бюргерской трагедии “Эмилия Галотти” (1772) находят воплощение взгляды Лессинга на искусство и действительность, сформулированные им в “Гамбургской драматургии”. Драматург отталкивается от сюжета из “Римской истории” Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии. Тиран Аппий Клавдий вознамерился силой овладеть ею. Отец заколол Виргинию собственной рукой, ограждая дочь от позора. Это событие привело к восстанию плебеев и к гибели тирана.

Лессинг переносит действие в современную Италию, в которой, как и в Германии, царит деспотический произвол мелких князей. Принц Этторе Гонзага безраздельно властвует над своими подданными, он волен распоряжаться их честью, жизнью и состоянием в угоду своим прихотям. По складу характера князь Гвасталлы – вовсе не законченный злодей. Он наделен тонким умом, неплохо разбирается в искусстве, способен на возвышенные и страстные чувства. Однако он развращен лестью двора, безграничностью самовластия, не знает меры в стремлении к наслаждениям. Лессинг в своей трагедии обвиняет не отдельного человека, а всю феодально-абсолютистскую систему, уродующую и искажающую личность. Характер Этторе Гонзага более всего сформирован обстоятельствами, его положением в социальной иерархии.

Практика самодержавной власти подвергается в “Эмилии Галотти” всесторонней критике с позиций просветительства. Законы при дворе обращаются в свою противоположность, поскольку их применяют лишь исходя из выгод или минутных капризов монарха. Например, принц готов подписать смертный приговор неизвестному человеку, не вникая в суть дела, поскольку в это время он увлечен своими любовными переживаниями. Этторе Гонзага превращается в слепое орудие собственных страстей, чем ловко пользуется его фаворит Маринелли, коварный и расчетливый придворный. Именно его стараниями свершается кровавое преступление – убийство графа Аппиани, жениха юной и прекрасной Эмилии.

Лессинг выводит на сцену героев, пытающихся противостоять деспотизму княжеской власти и ее разлагающему влиянию. Полковник Одоардо Галотти и граф Аппиани презирают нравы двора, отстаивают свое право на человеческое достоинство. Отец Эмилии переживает подлинную трагедию. Робкой покорности и бесчестью он предпочитает гибель дочери, похищенной по приказу принца. Одоардо по просьбе Эмилии предает ее смерти и готов предстать перед божьим и человеческим судом как грозный обвинитель безнравственного и несправедливого князя. Но поднять руку на тирана он не решается. Формируя в демократически настроенных зрителях внутренний протест против старого мира, Лессинг обращается к их моральному сознанию, не призывая их к открытой борьбе.

“Эмилия Галотти” имела огромный и длительный успех на сцене и оказала значительное влияние на немецкую литературу. Лессинг создал удивительно стройную драматическую композицию, все элементы которой способствуют глубокому и целенаправленному воплощению авторской идеи. Великий просветитель стоял у истоков немецкой тираноборческой литературы последующих десятилетий. Под прямым влиянием его художественных и теоретических достижений молодой Шиллер создал первую немецкую политическую драму “Коварство и любовь”.

Завершил трагедию Лессинг уже в Вольфенбюттеле, где он провел последние годы жизни (1770 – 1781), вынужденный после закрытия гамбургского театра снова искать пристанище. По приглашению брауншвейгского герцога Лессинг занял скромную должность ученого библиотекаря. Его творческие усилия в эти годы были обращены главным образом на изучение философии и религии. В 1774 1778 гг. он опубликовал отрывки из трактата немецкого философа-просветителя Реймаруса, критиковавшего священное писание с позиций “естественной религии”, поддержав в своих примечаниях к “Фрагментам из сочинений неизвестного” критику легенды о воскресении Христа и Библии в целом. Однако, по мнению Лессинга, недостаточно выявить противоречия, содержащиеся в евангельских книгах. Следует рассмотреть историю возникновения и развития религии, связать ее с историей изменения человеческого разума.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

Роль литературы в жизни каждого человека невозможно переоценить. С детского возраста ребенок начинает свой путь с поучительных сказок и стихотворений, которые родители читают своим чадам на ночь. В школьные годы мы сталкиваемся с произведениями, которые несут глубокий внутренний мир и они могут поменять наши взгляды и мировоззрение. Как известно книги сопровождают жизненный путь от начала и до конца. Это является мощным средством для познания мира и людей, поэтому некоторые индивидуумы в обществе предпочитают книги как друзей, чем современное жестокое общество.

Есть индивидуумы, которые считают, что литература уже не считается базой для поглощения и обучения новыми знаниями и что на замену пришло телевидение и кино. Но каждый из нас знает, что книги никогда не перестанут быть популярными, так как несут информационные и духовные функции. Духовность видна в тех чувствах и мыслях, которыми нас наполняет прочитанное произведение. Это могут быть слезы, чувства сострадания к герою или радость за прекрасный финал. Книги учат доброму и заставляют человека пересмотреть свои нравственные устои и взгляды. Для некоторых герои из книг становятся идеалами для подражания. Поэтому важно в период становления личности увлекаться той литературой, которая может принести пользу.

Известно, что познание окружающего мира происходит глазами, а познание литературы и ее трудов воспринимается сердцем. Ее роль настолько важна, что в самые тяжелые времена человек находит в ней отдушину и умиротворение.

Как бы не было в обществе новых средств для получения информации, но роль литературы безмерна. Через книги мы познаем опыт, который был накоплен спустя сотни лет, а так же знания и умения по прошествии времени не утратили своё превосходство. К примеру многие произведения отечественных писателей отражают быт и жестокость крестьян, все периоды жизни, через которые прошла наша страна. А через книги про Великую отечественную войну читатель может понять и ощутить ту боль, которая присутствовала в тех или иных моментах.

Таким образом литература, как средство познания и становления личности не должна исчезать из общества, так как ее отсутствие приведет к потере своего внутреннего Я и заглушит все желания и стремления к духовному счастью.

Вариант 2

Проходят года, столетия и тысячелетия, исчезают целые цивилизации, одно за другим делаются научные открытия и совершаются гениальные технические изобретения, но даже в век интенсивного развития новейших информационных технологий литература продолжает играть важную роль в жизни людей. Она не только является частичкой культуры, то есть искусством слова, но и уникальным средством преодоления временных границ и огромных расстояний, терпеливым наставником, который учит различать добро и зло, правду и ложь, верность и предательство, настоящую любовь и банального увлечение.

Родилась же литература очень давно. Ведь когда-то, чтобы увидеть какое-то чудо или испытать определённые эмоции, необходимо было очутиться непосредственно на месте событий. И человечество создало книги. Благодаря им у каждого появилась возможность познакомиться с различными героями, экзотическими странами и традициями народов, перенестись в сказочные дали и времена, существующие лишь в воображении авторов.

Именно через литературу из поколения в поколение начали передаваться моральные и духовные ценности, разнообразные знания. Она способствовала и способствует сближению людей. Ведь сколько конфликтов и войн вспыхнуло из-за обычных недоразумений или пустяковых разногласий. А литературные источники помогают формированию толерантного отношения к взглядам и утверждениям представителей разных народностей и религий. Они прививают эстетический вкус, позволяющий изменять окружающую действительность за законами гармонии и красоты, подсказывают, как любить и быть любимыми.

Литература дарит особое гедонистическое наслаждение, испытываемое от процесса чтения и осознания прочитанного. Ещё великий Аристотель считал, что читая высокохудожественные произведения, человек становиться лучше, словно очищает собственную душу. Он впитывает в себя по каплям мудрость, которую они дарят.

Мы обращаемся к книгам не только тогда, когда хотим с пользой провести свой досуг или узнать о чём-нибудь интересном, расширить словарный запас или блеснуть эрудицией, но и в те минуты, когда требуется совет или нужно принять правильное решение, когда ощущаем себя одинокой песчинкой в большом житейском море, переполненном проблемами. В них скрыта неисчерпаемая энергия, которая делает человека смелым, стойким, сильным, благородным, милосердным. Без литературы мир был бы угрюмым и серым, чужим и холодным.

11 класс. Итоговое декабрьское

Также читают:

Картинка к сочинению Роль литературы в жизни человека

Популярные сегодня темы

Рассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице. Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

Однажды мы с сестрой стали просить родителей завести маленького котёнка. До этого у нас уже была кошка Муська.

Бирюк – крепкий плечистый русский мужик, с которого всем стоит брать пример. Бирюк любит хорошую работу, слаженность и очень сильно ненавидит воров и воровство

Первое пересечение данных персонажей оставило воспоминание не из лучших

Произведение проникнуто философскими размышлениями автора о строящейся по коммунистическим проектам новой жизни. Его главный странный герой не только ищет счастье и истину, в своих странствиях он встречается с разными гранями новой жизни.

Роль литературы в жизни человека – сочинение 11 класс

Литература в жизни человека играет огромную роль. Она дает читателям понимание истории и различных культур на нашей планете, открывает для них такие понятия, как любовь, война и справедливость.

Важным аспектом литературы является то, что она расширяет кругозор своих читателей. Это дает им возможность понять, как культура в других частях мира отличается от их собственной. Открывая свои умы тому, что могут предложить разные культуры, читатели становятся более восприимчивыми к уникальным различиям людей в разных концах света. Знакомство с литературой дает людям понимание их собственного прошлого и настоящего, что позволяет установить более тесную взаимосвязь между ними в их собственных культурах.

Литература приоткрывает окно в прошлое, позволяя читателям увидеть, как жили их предки и другие люди, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня. Литература также может позволить своим читателям взглянуть на ошибки, допущенные их предшественниками, и избежать их в будущем. Современная литература дает читателям представление о современной политике и жизни людей в разных странах.

Литература помогает читателям понять состояние человека и то, что делает его тем, кто он есть. Читая, люди переносятся в свой собственный мир со своими мыслями, где они могут развить свои собственные идеи об основных человеческих эмоциях, без смущения и без вмешательства других.

Литература помогает развитию критического мышления. Читатели могут узнать больше о символике на страницах книги, и это помогает им находить скрытые значения в повседневной жизни. Кроме того, они могут устанавливать связь между персонажами книги и реальной жизнью. Взглянув на мысли писателя, написавшего конкретную книгу, читатели могут лучше понять, почему писатель придумал эту конкретную тему и написал о ней.

Литература может быть естественным средством для сна. Люди, которые не могут заснуть, часто читают на ночь, чтобы расслабиться и успокоиться. Чтение приносит пользу людям всех возрастов, но особенно полезно для снижения когнитивных нарушений и функций у пожилых. При чтении уровень стресса и беспокойства может уменьшиться больше, чем при прогулке или прослушивании музыки.

Сочинение №2

Нужна ли нам литература? Для чего мы читаем, с какой целью, может ли она нас чему-нибудь научить?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы вспомним наше детство и конечно же обратимся к произведениям русской литературы. Литература играет очень важную и незаменимую роль в жизни человека. Когда мы ещё не умеем читать наши мамы, папы и бабушки читают нам сказки о добре и зле, объясняя на примерах главных героев что хорошо, а что плохо. Когда мы становимся взрослыми, сами выбираем, какие книги нам читать и какое бы произведение мы не выбрали, оно обязательно нас чему-нибудь научит. Сейчас подростковое поколение часто не хочет читать произведения школьной программы, они не понимают какую роль сыграют эти произведения и как они помогут им в будущем. Во-первых, человеку свойственно учиться на ошибках, и конечно же лучше учиться на чужих ошибках, для этого и есть произведения великих писателей, которые прошли большой жизненный путь и имеют огромный жизненный опыт.

Во-вторых, читая книги, у нас повышается словарный запас, мы учимся правильно говорить, становимся интеллектуальнее и можем поддержать любую беседу, что очень важно в современном мире.

В литературе есть не только положительные, но и отрицательные герои. Читая, мы переживаем всю эту гамму чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивались и не столкнётесь. Во многих своих произведениях писатели и поэты описывают природу, которой мы можем насладиться и прочувствовать всю её красоту, просто прочитав то или иное произведение.

Как пример, можно привести произведения «Гроза». Главная героиня Катерина, слушая только разум, смирилась, что ей придётся жить с нелюбимым мужчиной в зажиточной семье. Она хотела любви, понимания и ласки, что никак не могла получить в своей новой семье. Катерина не прислушалась к своему сердцу, что привело к трагедии, а если бы она вышла замуж по любви, всё бы могло сложиться по-другому. На этом примере читатель должен осознать, что нельзя пренебрегать своими чувствами, выставляя на первое место разум.

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

А в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин», когда Татьяна Ларина написала письмо Евгению Онегину с признанием в любви. В этот момент она руководствовалась только своими чувствами, не прислушавшись к разуму.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что литература играет несравненно огромную роль в жизни каждого человека.

3 вариант

Книги играют огромную роль в жизни каждого человека. И, наверное, каждый из нас задавался вопросами «Что же такое литература? И в чем заключается её роль в жизни человека?»

В широком смысле слова литература – это совокупность любых письменных произведений. Чаще всего под этим понятиям понимают художественную литературу, то есть как вид искусства.

Литература – это средство познания мира.

Литература учит нас многим важным вещам, которые пригодятся в жизни. Например, быть добрым, честным, умению прощать, уважать старших, то есть становится лучше. С помощью нее мы становимся взрослее и мудрее. Литература развивает человека духовно, ведет его по верному пути. Она представляет собой взаимоотношения между людьми, историю человечества и бесценный опыт для каждого из нас.

К тому же, благодаря произведениям художественной литературы, пополняется наш словарный запас. Мы учимся говорить красиво и правильно. Формируется наш внутренний мир и обогащается наша речь.

Книги читают все, и взрослые и дети. Кто-то меньше, кто-то больше.

Литература присутствует в жизни человека с самого детства. Мы с детства растёт в окружении книг. И с детства мы слышим фразу о пользе чтения. Когда мы были совсем маленькими и не умели самостоятельно читать, мамы и бабушки читали нам сказки перед сном. Так происходило наше первое знакомство с литературой. Со временем взросления мы учились читать сами. В школе продолжалось наше изучение книг. В уже более осознанном возрасте, в школе мы читали произведения из обязательной школьной программы, а также брали книги в библиотеках, выбирая из собственных предпочтений. На данном этапе очень важно, чтобы учителя литературы смогли привить любовь к книгам. Учителя всё время говорят, что книги читать необходимо для развития интеллекта. Выходя из детства и юношества, люди часто забирают любимые книги с собой. Даже не являясь заядлыми читателями, мы часто слышим популярные цитаты и фамилии персонажей из известных нам книг.

Литература развивает воображение. Не зря говорят, что литература это полёт фантазии. Когда читаешь книгу, можно перенестись через года, через века как вперед, в будущее, так и назад, в прошлое. В такие моменты можно самому представить картины событий, придумать описание героев. Это настоящее волшебство.

К сожалению, в настоящее время литературные произведения теряют свою популярность. Я считаю, что литература играет важнейшую роль в формировании личности человека и обесценивать её недопустимо.

Роль литературы в жизни человека

Популярные сочинения

Иван Тимофеевич – главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это интеллигентный молодой барин высокого роста, худощавого телосложения. Он получил хорошее воспитание и образование в городе.

Выход пьесы Островского А.Н. «Гроза» приходится на период предстоящей в России отмены крепостного права, обусловившей возникновение в общественно-политической жизни активное противостояние.

Скалозуб представляет собой второстепенного персонажа произведения и является мужчиной среднего возраста, богатым холостяком и уважаемым человеком.

Cочинение «Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры»

Литература как одно из важнейших проявлений человеческой культуры существует не просто в виде отдельных литературно-художественных произведений, а как форма общественного сознания, явление социально-исторического характера. В процессе исторического развития в социально-экономической, политической и культурной жизни общества происходят изменения, которые предопределяют и разнообразные изменения в литературе: обновляют, как принципы отображения жизни писателями, мировоззренческие и идеологические постулаты, темы произведений и характеры их героев, так и взгляды на роль писателя и литературы, а также язык и поэтику произведений, жанры.

Совокупность и характер этих изменений свидетельствуют о постоянном развитии литературы, часто очень сложном и противоречивом. Называется это развитие литературы историко-литературным процессом.

Историко-литературный процесс принято делить на отдельные литературные периоды, каждый из которых еще называют литературными эпохами, или эпохой. Их отделяют друг от друга какие-то особенно выдающиеся литературные или исторические явления или события. Например, эпоху античности от эпохи Средневековья отделяет в европейской литературе падение Западно-Римской империи, которое произошло в 476 г. от Рождества Христова, а Французская буржуазная революция ХVIII столетия ознаменовала конец эпохи Просветительства и начало эпохи романтизма в Европе. Творчество Данте начало итальянскую национальную литературу, выпуск «Баллад и романсов» Амицкевича – эпоху романтизма в польской литературе, а «Энеиды» И. Котляревского – новую, национальную украинскую литературу.

Литературный процесс определенного исторического периода имеет свое воплощение в стиле эпохи, а свою творческую конкретизацию — в литературных направлениях. Именно их новаторский характер, обновленное содержание или форма или одно и второе вместе определяют лицо, качественное содержание конкретных литературных эпох. Таких стилей и направлений в определенных эпохах исторического развития литературы может быть несколько. Скажем, эпоха Просвещения вобрала у себя четыре стиля и направления, которые сформировались вокруг них: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм и рококо. В отличие от понятия стиль эпохи в литературоведении употребляется как более общее, универсальное понятие стиля (например, стиль реализма), так и узкое понимание стиля как художественной своеобразности того или другого автора (например, стиль Шекспира, стиль Пушкина, стиль Шевченко).

Читайте также:
Современики о Лессинге: сочинение

Идейно-эстетическую общность писателей, которые группируются вокруг одного ведущего стиля (показывая вместе с тем и конкретно-индивидуальные стилевые особенности в своем творчестве), называют литературным направлением. Представители одного направления характеризуются близостью мировоззренческих позиций, эстетичных принципов, заложенных в идейно-философской основе и эстетичной платформе, перед ними стоят одинаковые идеологические и культурные задачи, они близки друг другу художественными средствами, языковыми особенностями и пользуются теми же самыми правилами изображения и оценки персонажей и принципами изображения действительности вообще. Например, мировоззренческой основой классицизма, который много исследователей литературы считают первым целостно оформленным литературным направлением, является рационалистическая философия Декарта и идея служения государству и королю. Собственная же художественная система этого направления базируется на мифологических темах и мотивах, заимствованных из произведений античных авторов. Мифологический материал классицизма объединяют с ведущей идеей патриотичного, готового на самопожертвование, служения родине, с конфликтом между чувствами и обязанностью, желаниями и моральными нормами, то есть с моральными конфликтами. Такая трактовка материала в связи с актуальными задачами поднимала художественное произведение над уровнем времени, предоставляла ему общечеловеческой значимости.Литературное направление является конкретной формой развития литературы, изменения ее приоритетов и художественно-эстетичных ценностей. Вместе с тем нужно отметить, что эти изменения никогда не бывают абсолютными. Каждая новая литературная эпоха базируется на достижениях предыдущих периодов. Так, В XVIII столетии на базе классицизма сформировалось новое литературное направление – просветительский классицизм. Ярким его образцом является большая часть творческого наследия Вольтера. В Германии просветительский классицизм благодаря Гете и Шиллеру приобрел неповторимую самобытность и был назван за это «веймарским» классицизмом (согласно названию города, где проживали эти писатели). Особенно важное место в литературе XVIII столетия занимает просветительский реализм (творчество Дж. Свифта, Д. Дефо). Во второй половине столетия он изменяется на сентиментализм, который определенной мерой стал базой для возникновения романтизма. XIX столетие породило многочисленные течения этого литературного направления, но постепенно романтизм изменяется на реализм нового типа (его до сих пор нередко называют критическим, хотя более точным является определение “социально-аналитический” реализм). На границе ХІХ-ХХ столетий литературный процесс обогащается многочисленными течениями модернизма – направления, которое в течение XX столетия оставалось во многом определяющим для развития литературы.

Для характеристики явлений, которые определенным образом отличаются в пределах литературного направления, литературоведы используют термин “литературное течение”. Так, внутри романтизма выделяют течения элегически-созерцательного, фольклорно-исторического, общественно-политического романтизма. Наименьшими составными частями литературного процесса в целом, литературных направлений и течений в частности, являются литературные школы и группы. Примером могут служить “Озерная школа” английских романтиков, “гельдейбергские романтики” в Германии, так называемая “украинская школа” польских романтиков, “пражская школа” украинских поэтов XX столетия и т.п.

Важной составной частью историко-литературного процесса является литературная критика. Своими истоками она достигает далекого прошлого. Критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа одаренных жизненным опытом и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная ветвь творчества. В последующие столетия литературная критика распространяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой на общественное сознание (Лессинг в Германии, Дидро во Франции и т.д.).

Литературу отличают глубокая и разносторонняя связь с другими искусствами. Тем не менее, она не стоит над ними, а вместе с ними стремится к всестороннему художественному познанию мира и человека. Единство художественного процесса по-разному проявляется на разных этапах в истории искусства. Так, в эпоху Возрождения выдвигается идеал всесторонне развитой свободной личности, и этот идеал находит выражение и в литературе (Шекспир, Сервантес, Рабле), и в живописи, и в скульптуре (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Веласкес). Причем в Италии, например, в XIV – XV столетиях живопись занимает ведущее место в художественном развитии. Вместе с тем, скажем, в ХVIII-ХІХ столетиях ведущим видом искусства является литература. Относительно XX столетия, то здесь тяжело установить доминирующую роль какого-то одного вида искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: