Отличие оды М. В. Ломоносова На день восшествия на престол императрицы Елизаветы (1747) от оды Г. Р. Державина Фелица: сочинение

Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.

Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.

В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.

С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.

Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.

Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.

Анализ 2

Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.

Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.

Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.

Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.

В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.

Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.

Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.

Сочинение по произведению На день восшествия Елизаветы Петровны

Михаил Васильевич Ломоносов – величайший ученый-естествоиспытатель России, вышедший на мировой уровень. И именно этот великолепнейший ум империи написал одно из своих лучших произведений, посвящая своей музе и покровительнице – Елизавете Петровне. В 1747 году императрица провела реформу, в которой утверждала новый штат и новый устав Академии наук. Эта реформа увеличивала финансирование Академии вдвое. Скорее всего именно этот фактор и стал решающим в написании оды, посвященной Елизавете.

Само понятие «ода» (греч. «песня») появилось в речи и в употреблении у русской поэзии от Василия Кирилловича Тредиаковского – русского филолога и поэта, который сам позаимствовал термин из трактата Николы Буало. Именно этому жанру Ломоносов отдал предпочтение, и это было лучшим решением. В его произведении идет обращение к миру во время мудрого правления великой императрицы, развитию образования населения и отечественных наук, увеличению использования ресурсов на старых землях страны и освоения новых. Это очень заметно с самого начала оды, с описания России, ее наделов и земель. В каждой строчке ощущается сила, благополучие, спокойствие и уверенность.

Саму личность Елизаветы Михаил Васильевич описывает весьма лестно, но при этом, указывая на уже свершенные поступки, и восхваляя светлое будущее при дальнейшем правлении светлейшей. Конечно же Ломоносов не мог не вспомнить о отце императрицы, о великом Петре Первом, и сулит ей его знаменитые дела. Сам поэт являлся не скрытым поклонником царя, поэтому и восславляет так его дочь, ожидая от нее таких же великих дел. И поскольку Петра I Михаил Васильевич видел как противника отсталости народа, борца за его развитие и просвещение, то после реформы Елизаветы о поддержке Академии наук, ученый цепляется за это, как за явное сходство дочери и отца. Таким образом в оде появляется линия науки, которая уводится к русскому народу и его развитию, в веру, что будут и будут появляться среди людей светлые умы.

Оды Михаила Васильевича Ломоносова уникальны. По своей манере написания, по своему слогу и по легкости понимания и чтения, писавший о русском народе, о его уме и духе, восхвалявший свой народ как никто другой, поэт еще при жизни снискал величие и любовь. Современники по праву оценили, что впервые появились произведения в книжной поэзии, которые отличались единством содержания и формы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Популярные сегодня темы

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Читайте также:
Оды Ломоносова: сочинение

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей

В наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать

Роман Л. Н. Толстого «война и мир» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Роман насыщен разными сюжетными линиями и не может никого оставить равнодушным. Автору очень хорошо удалось раскрыть и передать разные образы

Конечно, природа очень щедра и наградила нас, наслаждением и созерцанием дивными цветами и растениями, и каждый по-своему любим. Кому-то нравятся полевые цветы, кому-то специально выращенные в оранжереях. Большинству нравятся розы.

Сопоставление оды Ломоносова и Державина

Ода — лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Михаил Васильевич Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма, для оды Ломоносова характерно строгое следование разработанной системе художественных норм, «торжественный» возвышенный язык, гиперболизация, употребление различных тропов и художественных приемов. Следуя требованиям общества, Ломоносов в своих произведениях затрагивал общественные гражданские темы — патриотизм, героизм, величие отечества.

Учитель проверяет на плагиат?

Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

В оде «На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» (1748 год), поэт так говорит о своей стране и о государыне:

От утренних спокойных вод

Выводит с солнцем за собою

Твоей державы новый год.

Тебе, богиня, воссияло.

И наших искренность сердец

Пред троном вышнего пылает,

Да счастием твоим венчает

Его средину и конец…»,

«Когда в отеческой короне

Блеснула на российском троне

Яснее дня Елисавет;

Как ночь на полдень пременилась,

Как осень нам с весной сравнилась,

И тьма произвела нам свет…»,

«Единым гласом все взываем,

Что ты защитница и мать,

Твои доброты исчисляем,

Но всех не можем описать…».

Для Ломоносова образ Елизаветы сравним с образом Бога, в ней он видит величие, славное будущее для своего отечества. «Высокими» словами, употребляя множество метафор, поэт восславляет императрицу, благодаря которой в стране наступает день на смену ночи — известно, что Елизавета, как и Ломоносов, стремились к всеобщему просвещению — сравнение учения и невежества.

Ломоносов в своих произведениях часто затрагивал религиозно-философские темы. Так, перелагая псалмы, поэт нашел новый способ выражать свои философские размышления — через сюжеты песнопений. Человек для Ломоносова — тот, кто героически сражается с врагом, но в то же время, бессилен против стихии. В оде «Утреннее размышление о Божием величестве» поэт показывает человека:

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!»

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…»

Гавриил Романович Державин продолжил традиции классицизма — создавал свои произведения по известным строгим канонам. В его первых поэтических произведениях можно найти все черты, характерные одам — тематика восхваления известных людей, «высокий» слог, использование множества художественных приемов (метафоры, гиперболы, сравнения). В оде «На смерть князя Мещерского» Державин затронул тему смерти, которая является вселенским законом: «На то, чтоб умереть, родимся; Без жалости всё смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнце ею порушатся, И всем мирам она грозит».

Однако последующие одические произведения Державина отличаются от классической оды. Тематика произведений осталась прежней — посвящение правителям, значимым событиям истории, но язык, которым теперь излагались мысли, был иным — более личным. В оде «к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице», посвященной Екатерине II, поэт использует доверительный шутливый тон, с которым автор обращается к своей героине:

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом»,

«Поэзия тебе любезна,

Приятна, сладостна, полезна,

Как летом вкусный лимонад»,

«Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой».

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью — так появляются новые литературные жанры — сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора — лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер — человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

Оды Ломоносова являются образцовыми произведениями жанра, тогда как Державин открыл новые лирические жанры, расширив границы классицизма. Темы, над которыми размышляли поэты, оставались прежними, но Державин искал новые формы для выражения, смешивая разговорную речь и «высокий» слог, обращаясь к повседневной жизни, как к источнику вдохновения.

Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Державин Г.Р. / Фелица / Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»

Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) и Г.Р. Державина «Фелица». Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга.

Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы-«небожительницы» («Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая»), вершительницы судеб целого народа. Елизавета предстает здесь как великая миротворица («Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток»).

Главной заботой этой императрицы является благополучие и процветание собственного народа:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Читайте также:
Значение трудов М. В. Ломоносова для развития славянской филологии: сочинение

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия — быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения.

Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный по канонам классицистической оды. Елизавета здесь лишена «живых» качеств, она некий символ государства, но не человек.

Целью своей оды Ломоносов считал не только прославление Елизаветы, но и донесение до царицы программы развития государства, направленной на сотрудничество с другими странами, развитие науки и просвещение.

Ода Державина «Фелица» написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.

Основной задачей своего произведения Державин считает разоблачение двора императрицы, выведенного в образе ленивого и сладострастного «мурзы»:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою…

Именно развратных придворных поэт считает той силой, которая тормозит все реформы, не позволяет в полной мере развиваться стране.

Полной противоположностью двору предстает в оде сама Екатерина. Как и Ломоносов, Державин создает идеализированный портрет императрицы (Екатерина — «собрание добродетелей»): «Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить…».

Но в «Фелице» мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом…

Таким образом, ода Ломоносова рисует нам идеализированный образ императрицы, ничего общего не имеющий с реальным образом Елизаветы Петровны. Главная задача произведения Ломоносова — донести до императрицы программу развития страны, направить Елизавету на «нужный путь».

«Фелица» Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины — царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной «развращающей» силой страны.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 242.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 242.

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся учёный, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Ода на день восшествия на престол…» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своём произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

Читайте также:
Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу): сочинение

Краткое содержание продолжим сообщением автора о том, как ему трудно подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархини. Но она настолько вдохновляет Ломоносова, что его похвала вырывается из него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Первого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и возвеличивает его дочь, получившую трон.

Описывает автор также бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов рассказывает о роли науки в жизни людей, призывает ею заниматься.

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 120.

М.В. Ломоносов написал «Оду надень восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — автору вопрос, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения.

Ода — торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2) Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную композицию:

1-я часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я часть — прославление прошлых успехов страны, её правителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я часть — прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды.

Ода написана «высоким штилем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, странствах и др.

Как молодые люди могут прослабить Россию? (упорным трудом)

Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломоносова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуациях и др.)

Личность Г.Р. Державина.

Гаврила Романович Державин был крупнейшим представителем русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Всё состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала Г.Р. Державину получить систематическое образование.

Только в 1759 году (в 16 лет) он смог поступить в Казанскую гимназию, но и там проучился недолго.

В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских юношей он был вынужден начать службу рядовым и только в 1772 году получил офицерский чин. Служил Державин в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, поставившем на российский престол Екатерину II. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе; сохранились две тетради того раннего периода творчества.

В 1773 году Г.Р. Державин начал печататься. Гаврила Романович был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя; резко отрицательно относился к крестьянским восстаниям и участвовал в подавлении Пугачевского бунта. За слишком решительный и смелый характер Державина несколько раз отправляли в отставку.

Слава пришла к поэту только в 1783 году после появления его знаменитой оды «Фелица», посвященной Екатерине 11. Царица, польщенная одой, вернула поэта на службу. Г.Р. Державин достиг высших государственных должностей: был сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Но чиновничья карьера Гаврилы Романовича не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина. Александр I, отстранив его от должности министра юстиции, объяснил свое решение недопустимостью столь «ревностной службы».

Литературная слава и государственная служба сделали Г.Р. Державина богатым человеком. Последние годы жизни он провел в достатке и спокойствии, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Умер поэт в 1816 году.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), старославянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).

Читайте также:
На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года: сочинение

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну — пламенными звуками.

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Сопоставление оды ломоносова и державина. Анализ «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» Ломоносов

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

  • Автор: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов
  • Произведение: Бог, Утреннее размышление о божием величестве
  • Это сочинение списано 76 890 раз

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывает в сердце злобный ков.

И все‑таки он не падает духом, а надеется побороть зло, потому что за поэтом – истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения – человек повсюду борется со злом. В духовных одах Ломоносов восхищен величием природы и одновременно испытывает «пиитический ужас» перед ней. Эти два чувства – остро и священный трепет – рождают «парение мысли». Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью. Он хочет понять законы природы:

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться доле не велел?

В «Утреннем размышлении о божием величестве» Ломоносов в зримой картине запечатлел солнце, представившееся взору в упор взглянувшего на него человека:

Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Но, испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века просвещения изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. В Духовных одах проходит иная тема: человеку даны разум, мысль, и он хочет проникнуть в тайны природы. Когда Ломоносов написал «Теряюсь, мысльми утомлен!», то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы. Он «мысльми утомлен», потому что твердо верит в познаваемость мира, но еще не может светлым умом постичь законы Вселенной. Поэта постоянно влечет пафос знания:

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…

Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в живой современности. Поэт не уставал ратовать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки. Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе Стекла». Эта эпистола, принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебной одой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых, и стекло выступает свидетельством победы науки над природой. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта‑ученого воплощают строки этого произведения. Ломоносов передает пафос научных открытий и восхищение их практическими результатами. Его интересует не изложение научных теорий, хотя поэт не избегает традиций своего времени, а поэтическая сторона науки – вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования. Примечательно, что в оде Державина «Бог» тоже воспевается могущество человеческого разума. Ломоносов! Вот кто стал для Державина подлинным образцом стихотворца! Служа в Преображенском полку, молодой поэт пробовал создавать оды, подобные ломоносовским, но следовать поэтическим правилам Ломоносова было не так‑то просто: в возвышенный слог произведения, посвященного торжественному событию, у Державина то и дело врывались разговорные словечки, и требуемый для оды «высокий штиль» распадался. Унаследовав от Ломоносова гражданский пафос и широту поэтического кругозора, Державин обогатил оду сочетанием возвышенного слога с лирикой и сатирой, ввел в поэзию сельский и городской пейзаж, а прекрасное сумел увидеть в обыденном. Оду «Бог» Державин считал самым высоким своим созданием. Она произвела ошеломляющее впечатление на современников: впервые в русской поэзии бесконечный духовный мир простого смертного выразился столь грандиозно и столь задушевно‑пронзительно. Если воспользоваться словом Ломоносова, эти стихи воспевали «божие величество» в человеке. В их основании лежит мысль слишком гордая, чтобы не быть кощунственной. Неслучайно ода «Бог» вызвала протесты церковников. Это стихотворение переведено на многие языки мира. Без лиц, в трех лицах божества, Державин пояснял: «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, т. е.: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает».

Читайте также:
Оды Ломоносова: сочинение

Посмотрите эти сочинения

  • Ода Державина «Фелица» (анализ) Порой возмужания державинского таланта следует считать конец 1770‑х гг., когда в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В 1783 г. ода «Фелица» была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале. Ода получила Высочайшее одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности во имя интересов дворянской империи. Гаврила Романович не предполагал, что одна из его од, написанных в […]
  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного […]
  • Основные мотивы лирики Лермонтова (сочинение) Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь […]
  • Стихотворения Державина «Властителям и судиям» (анализ) Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По […]
  • Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
  • Сравнительная характеристика И. И. Обломова и А. И. Штольца Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
  • Образ музы в лирике Некрасова (сочинение) Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины. В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Образ профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
  • В чем видит счастье Матрена Тимофеевна в поэме Некрасова Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они […]
  • Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести «Бедная Лиза») 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
  • Идеологическая дуэль Базарова и Кирсанова Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
  • Два помещика (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») В основе романа «Дубровский» Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа. Все действующие лица романа «Дубровский» поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале […]
  • Значение слова в жизни человека (сочинение) Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека. Возможно, вам известна знаменитая философская притча о трех «ситах» Сократа. К знаменитому древнегреческому мудрецу пришел знакомый, который хотел рассказать ему об одном его друге. И тогда Сократ попросил «просеять» его рассказ через три «сита»: правды, добра и пользы. Оказалось, что вести, которые принес знакомый Сократа, не вполне правдивы, плохи и не принесут никакой пользы. Тогда именитый философ спросил его, а зачем ему […]
  • Ася – одна из тургеневских девушек Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
  • Без образа нет искусства (сочинение) Известный лингвист и языковед Александр Потебня когда-то сказал: «Без образа нет искусства, в частности, поэзии» и оказался абсолютно прав. Ведь любое человеческое искусство – это мышление образами, использование эпитетов и метафор для создания символа в литературе, архитектуре, музыке, живописи и кинематографе. Люди, наделённые способностью размышлять, фантазировать, представлять иллюзии вместо реальности и мечтать, ещё с давних времён начали передавать свои знания и объяснения каких-либо загадочных или […]
  • Тема любви в лирике Фета (сочинение) Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. Любовная лирика Фета – это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней: На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на […]
  • Характеристика героев «Отцы и дети» (таблица) Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Роль Базарова в развитии основного конфликта романа Тургенева «Отцы и дети» В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем. Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после […]
  • Сочинение на тему «Поход в Эрмитаж» Мой последний поход в Эрмитаж Я живу в Санкт-Петербурге, потому для меня Эрмитаж не является диковинкой. С пяти лет я хотя бы раз в году посещаю музей вместе с семьёй. Последний мой поход в Эрмитаж был с классом. И он оказался самым удивительным экскурсом, потому что меня поражали не только картины, но и мои одноклассники, многие из которых впервые пришли в Эрмитаж. Если честно, больше всего в музее меня привлекает архитектура. Высочайшие потолки, лепка, позолота, всё это смотрится грандиозно. Ещё маленьким я […]
Читайте также:
Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу): сочинение

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну — пламенными звуками.

Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.

Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.

В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.

С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.

Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.

Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.

Читайте также:
На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года: сочинение

Анализ 2

Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.

Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.

Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.

Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.

В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.

Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.

Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.

Сочинение по произведению На день восшествия Елизаветы Петровны

Михаил Васильевич Ломоносов – величайший ученый-естествоиспытатель России, вышедший на мировой уровень. И именно этот великолепнейший ум империи написал одно из своих лучших произведений, посвящая своей музе и покровительнице – Елизавете Петровне. В 1747 году императрица провела реформу, в которой утверждала новый штат и новый устав Академии наук. Эта реформа увеличивала финансирование Академии вдвое. Скорее всего именно этот фактор и стал решающим в написании оды, посвященной Елизавете.

Само понятие «ода» (греч. «песня») появилось в речи и в употреблении у русской поэзии от Василия Кирилловича Тредиаковского – русского филолога и поэта, который сам позаимствовал термин из трактата Николы Буало. Именно этому жанру Ломоносов отдал предпочтение, и это было лучшим решением. В его произведении идет обращение к миру во время мудрого правления великой императрицы, развитию образования населения и отечественных наук, увеличению использования ресурсов на старых землях страны и освоения новых. Это очень заметно с самого начала оды, с описания России, ее наделов и земель. В каждой строчке ощущается сила, благополучие, спокойствие и уверенность.

Саму личность Елизаветы Михаил Васильевич описывает весьма лестно, но при этом, указывая на уже свершенные поступки, и восхваляя светлое будущее при дальнейшем правлении светлейшей. Конечно же Ломоносов не мог не вспомнить о отце императрицы, о великом Петре Первом, и сулит ей его знаменитые дела. Сам поэт являлся не скрытым поклонником царя, поэтому и восславляет так его дочь, ожидая от нее таких же великих дел. И поскольку Петра I Михаил Васильевич видел как противника отсталости народа, борца за его развитие и просвещение, то после реформы Елизаветы о поддержке Академии наук, ученый цепляется за это, как за явное сходство дочери и отца. Таким образом в оде появляется линия науки, которая уводится к русскому народу и его развитию, в веру, что будут и будут появляться среди людей светлые умы.

Оды Михаила Васильевича Ломоносова уникальны. По своей манере написания, по своему слогу и по легкости понимания и чтения, писавший о русском народе, о его уме и духе, восхвалявший свой народ как никто другой, поэт еще при жизни снискал величие и любовь. Современники по праву оценили, что впервые появились произведения в книжной поэзии, которые отличались единством содержания и формы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Популярные сегодня темы

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей

В наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать

Читайте также:
Значение трудов М. В. Ломоносова для развития славянской филологии: сочинение

Роман Л. Н. Толстого «война и мир» произвёл на меня неизгладимое впечатление. Роман насыщен разными сюжетными линиями и не может никого оставить равнодушным. Автору очень хорошо удалось раскрыть и передать разные образы

Конечно, природа очень щедра и наградила нас, наслаждением и созерцанием дивными цветами и растениями, и каждый по-своему любим. Кому-то нравятся полевые цветы, кому-то специально выращенные в оранжереях. Большинству нравятся розы.

Ломоносов — российский гений

Школьное сочинение

В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.

Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.

Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.

В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.

Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.

Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.

За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.

В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.

В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.

Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.

Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:

Мне петь было о Трое,

О Кадме мне бы петь,

Да гусли мне в покое

Любовь велят звенеть.

Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:

Науки юношей питают,

отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию. возвысил до небес”.

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику) статья по литературе (9 класс) по теме

Михаил Васильевич Ломоносов — яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.

Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.

Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) — человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.

За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.

Ломоносов и классицизм

М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ломоносов в русской литературе 420 руб.
  • Реферат Ломоносов в русской литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Ломоносов в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Классицизм — эстетическое направление в культуре XVII — XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.

Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.

Классицизм в литературе — это направление, основывающееся на идеях рационализма.

Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.

Читайте также:
Значение трудов М. В. Ломоносова для развития славянской филологии: сочинение

В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.

Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.

Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Классификация жанров в классицизме

Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие.

  • Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение;
  • Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом;
  • Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом.

Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг.

  • Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека;
  • Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования;
  • Басня – сатирическое произведение поучительного характера.

Героями этих произведений были не только представители дворянского сословия, но и простолюдины, слуги.

Для каждого жанра существовали свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др.


Мольер


Вольтер


Мильтон


Корнель

Оды Ломоносова

Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.

Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.

Ода — лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.

Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия — захвату турецкой крепости.

Торжественные оды М. В. Ломоносова:

  1. «Утреннее размышление о Божием Величестве»;
  2. «Вечернее рассуждение о Божием Величестве»;
  3. «Ода на день восшествия на престол….»;
  4. «Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны»;
  5. «Ода великому Государю Императору Петру Феодоровичу».

Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.

Основные черты классицизма

  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  • Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  • Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  • Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  • Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Урок кокеткам, или Липецкие воды

Александр Шаховской1815

Ромком о коварстве женского обольщения. Князь Холмский прибывает на Липецкий курорт и обнаруживает, что жениха его сестры Оленьки пытается соблазнить графиня Лелева, которая хочет поправить своё положение за счёт удачного замужества. В окружении графини выделяется сочинитель слезливых баллад Фиалкин — пародия на Жуковского. Во многом именно эта сатирическая эскапада вызвала яростную критику всего произведения, которую Пушкин иронично назвал «липецким потопом».

Письмо о пользе стекла

Михаил Ломоносов1752

Канонический образец русской дидактической поэзии Нового времени. «Письмо» адресовано Ивану Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, которому предстояло выхлопотать государственную поддержку ломоносовской стекольной мануфактуре. Эта прагматическая цель находится в полном согласии с прагматическим же просвещенческим взглядом Ломоносова на науку, смысл которой — приносить пользу, и на художественную литературу, под которую Ломоносов подводит научный аппарат. Золоту и драгоценным камням, причинившим человечеству столько зла, поэт противопоставляет прозаическое вроде бы стекло — творение человеческих рук, в котором «мастерство / Превысило своим раченьем естество». Из стекла пьют вино, в зеркало глядятся красавицы за туалетом, микроскоп открывает тайны природы, очки возвращают человеку зрение — ведь «Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг, / Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг». «Письмо о пользе стекла» — похвала прогрессу и отповедь религиозным обскурантистам, отрицающим научное знание: телескоп, подтвердивший гелиоцентрическую теорию Коперника, показал тем самым величие Творения.

Фелица

Гаврила Державин1782

Ода Екатерине II, написанная с беспримерной свободой и наивной фамильярностью, которые перевернули классицистический канон. Сохраняя формальные черты оды, «Фелица» вводила в забронзовевший жанр лирическое авторское «я», просторечие, немыслимый в высокой поэзии пассаж о том, как жена ласково ищет у автора вшей. Поэт называет императрицу именем добродетельной киргизской царевны из её собственной аллегорической сказки, сам примеряя маску её «мурзы». Императрица показана не земной богиней во всех регалиях, а реальной женщиной, которая ходит пешком, ест самую простую пищу, проводит дни и ночи в полезных трудах, не щадя себя. В этом ей противопоставлены её вельможи: радикальным новшеством стало соединение оды с сатирическим памфлетом. Автор кается в пороках — тщеславии, лени, невежестве, мотовстве: в описаниях легко узнавались фавориты Екатерины, которым она разослала оду, подчеркнув соответствующие пассажи. Портрет скромной, трудолюбивой правительницы, поощряющей свободомыслие, внушающей любовь, а не страх, тронул Екатерину до слёз; Державин получил табакерку с бриллиантами и проснулся первым российским поэтом.

Читайте также:
Оды Ломоносова: сочинение

Недоросль

Денис Фонвизин1782

Хрестоматийная комедия об изъянах российской жизни вообще и проблемах воспитания в частности. Помещица Простакова хочет выдать родственницу-сироту за своего брата Скотинина, но узнав, что родственница получила наследство, пытается устроить её брак со своим сыном Митрофанушкой. Слово «недоросль», изначально нейтральное определение ещё не поступившего на службу молодого дворянина, после выхода комедии превращается в ругательство. Имена героев становятся нарицательными, а фраза «не хочу учиться — хочу жениться» уходит в народ.

Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины

Михаил Чулков1770

Первый русский роман, к тому же написанный просторечным, почти писарским языком, уснащённым пословицами и поговорками. Мартона, вдова сержанта, погибшего под Полтавой, остаётся без гроша и пробивает себе путь наверх: поступив сперва на содержание к дворецкому, меняет его на господина, затем на другого, обманывает покровителя с любовником, плутовством и беспринципностью избавляется от сумы и тюрьмы и наконец обзаводится именьицем. Обыденную жизнь и простой народ описывали и прежде Сумароков или Майков, но только как предмет осуждения и осмеяния; высокая литература классицизма ориентировалась прежде всего на знать. «Пригожая повариха» и другие остросюжетные вещи Чулкова впервые признают право на существование за массовым читателем (прежде всего купеческого сословия) и его вкусами. В пикареске Чулкова нравоучение заменяют житейские мудрости в духе «богатство рождает честь». Чулков сам указал место своего романа в литературной иерархии устами писаря, считающего, что ода Ломоносова — «бредни и не стоит она последней канцелярской записки»; тем не менее литературные «анекдотцы» такого рода создали почву для пушкинских «Повестей Белкина».

Горе от ума

Александр Грибоедов1824 1828

Последний и главный триумф классицистической комедии в России становится триумфом именно потому, что главный герой — Чацкий — это человек уже из другого времени, приезжающий в прошлое. Современники подозревали, что Чацкий — карикатура на Чаадаева, Пушкин отказывал Чацкому в уме — но при этом говорил об исключительном уме самого Грибоедова. Достаточно тривиальный конфликт — Чацкий обнаруживает, что возлюбленная к нему охладела и сам он здесь неуместен, — Грибоедов делает одновременно конфликтом возвышенного героя с косным и пошлым миром. Афористичные строки из «Горя от ума» мы до сих пор цитируем по поводу и без повода.
Подробнее о книге

далее

Своеобразие оды эпохи классицизма — КиберПедия

Информация для учащихся

Ода была написана 1783 г. и была обращена к Екатерине. Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт.

IV. Чтение оды

Учитель объясняет непонятные слова: Фелица, мурза, пред налоем, не донкишонствуешь, химеры, цугом, в шинки, понт, стезя, льзя, вежды, свайка, хаос, калиф, десница, парнаский конь.

Рассуждение учащихся по вопросу: следует ли своенравный и независимый Державин канонам жанра оды в материале и форме его подачи? Анализ строится на сопоставлении с изученными одами Ломоносова, как образцами классической оды. При рассуждении использовать таблицу «Своеобразие оды классицизма».

— Определите тему оды. (Воспевание просвещенного монарха.)

— В чем отличие от оды Ломоносова?
(Ода Державина строится как диалог с Фелицей, в то время как Ломоносов использовал монолог. Фелица предстает в движении, в действии, в ее характеристике много глаголов. В отличие от Ломоносова, ничего не сказавшего о поведении Елизаветы Петровны, Державин раскрывает человеческие качества Фелицы, описывает ее привычки, занятия.)
— С кем еще сравнивается Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?

(Фелица противопоставляется своим предшественникам на российском троне, причем их имена не названы, но яркие, меткие характеристики позволяют предположить, о ком идет речь. В сопоставлении с мурзами поэт выявлял личные «добродетели» Фелицы; сравнивая героиню с царями, Державин подчеркивал достоинства просвещенной правительницы. Здесь поэт использует частицу «не», чтобы подчеркнуть, что не делает Фелица и что, напротив, совершали ее предшественники: «свадеб шутовских не парят, в ледовых банях их не жарят, не щелкают в усы вельмож, князья наседками не квохчут» и т. д.)

Поэт, восхваляя Фелицу, «проговаривается» в сравнениях: «как волк овец, людей не давишь; стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюдимой быть; медведице прилично дикой животных рвать и кровь их пять». Державин приводит примеры злоупотребления царями данной им властью. Подобное было невозможно в классицистической похвальной оде.

— Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного правителя?

(Строфы оды, где поэт представляет как действительное свои мечты с справедливом и просвещенном монархе — «Когда ты просвещаешь нравы, // Ты не дурачишь так людей»; «И праведным свой свет дарит, // Равно всех смертных просвещает…»; царица создает «из разногласия согласье и из страстей свирепых счастье». По мнению Державина, императрица должна так же умело управлять государством, как и кормщик кораблем.)

— Какова роль описаний быта в оде Державина?

(Описания обеденного стола, домашних занятий мурзы, с одной стороны, служат средством разоблачения мурзы, но, с другой — в них выражены чувства лирического героя, его вкусовые и зрительные восприятия, его способность восхищаться и наслаждаться жизнью. Подобные описания имеют новаторский характер. В «Фелице» сделано важное поэтическое открытие: для поэзии нет низких, недостойных для изображения предметов. Конкретность бытовых картин; прозаическая лексика, соседствующая рядом с высокой; элементы автобиографизма (поэт описывал свои домашние занятия и пристрастия) преобразовывали классицистическую оду.)

Вывод: Державин в этой оде традиционно хвалит монарха, но не так, как положено, и не за то, что традиционно принято хвалить. Поэт увлекается повествованием о себе. Особенностью стиля является сочетание классицистической торжественности и будничности, грубоватого просторечия и легкости, изящности стиха.

Домашнее задание

1. Прочитать, осмыслить и выполнить одно задание (по вариантам или на выбор), представленное в материалах, помещенных в учебнике под заголовком «В творческой лаборатории».

2. Задуматься над вопросом: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: