В чем смысл жизни: сочинение

Сочинение: В чем заключается смысл жизни?

Итоговое сочинение «В чем заключается смысл жизни?» относится к направлению «Разговор с собой» и затрагивает важную для всего общества и его отдельного представителя проблему. Этот вопрос заставляет каждого из нас задуматься и ответить самому себе, в чем мы видим смысл своей жизни.

  1. Вариант 1.
  2. Вариант 2
  3. Вариант 3
  4. Дополнительные аргументы

Вариант 1.

Жизнь – бесценный дар. Каждый из нас получает этот подарок с первого дня рождения и наполняет его своим смыслом, содержанием, радостными или горестными событиями. Кто-то стремится наполнить свою жизнь счастьем, которое заключается в создании семьи и семейных ценностях. Кто-то видит смысл жизни в бескорыстной помощи другим людям, а кто-то гонится за материальными ценностями, так как считает, что именно они являются основой человеческой жизни. Для доказательства этих мыслей обратимся к произведениям художественной литературы.

Многие литературные герои посвящают себя служению другим людям. Они стремятся сделать счастливыми всех, кто их окружает, стараются приносить пользу, потому что именно в этом видят свое личное счастье. К таким героям можно отнести Дюйшена из повести «Первый учитель» Ч.Т. Айтматова. В начале произведения мы видим героя молодым человеком, комсомольцем, который возвращается в родной аул, чтобы обучать детей грамоте. С недоверием и враждебностью встречают Дюйшена баи, считающие себя хозяевами жизни. Немного наивному, неопытному, ему пришлось вынести немало издевательств, насмешек, жестокости и людской злобы, но самоотверженность и энтузиазм героя не знали границ. Его не способны остановить никакие трудности: в разрушенной конюшне, расположенной на бугре и обдуваемой всеми ветрами, он открывает школу и переносит туда детей на спине через холодный ручей, он вступает в отчаянную борьбу за Алтынай, которую насильно выдали замуж пятнадцатилетней девочкой, сражается с волками, напавшими на загнанную лошадь. Когда открылась настоящая школа, Дюйшен стал колхозным мирабом, а в старости – почтальоном. Он всегда занят делом, приносящим пользу обществу. В течение всей своей жизни герой думал не о себе, а о других людях, потому что быть полезным – это и есть его смысл жизни.

Главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина, наоборот, считает, что смысл жизни – это богатство и власть, которую дают деньги. Писатель не дает ему имени, называет его просто господином, желая отметить этим, что герой — человек богатый, многого достигший в жизни. Он немолод, ему пятьдесят восемь лет, и большую часть своей жизни он потратил на то, чтобы сделать себе состояние. Господин, действительно, целеустремленный, упорный человек. Все свое время и себя самого он посвящает работе и добивается больших успехов. Он забывает о жене и дочери, о достойном отдыхе, ради того чтобы стать еще богаче и влиятельнее. За несколько лет господин смог заработать большое состояние, которое позволило ему жить безбедно и отправиться с семьей в кругосветное путешествие на два года. Богатый старик плывет на шикарном корабле «Антантида», везде его встречают как желанного гостя, лучшие горничные и лакеи готовы исполнить любое его желание. Окруженный заботой, он наслаждается отдыхом: ест, пьет, развлекается. Господин посещает с семьей различные музеи, осматривает известные памятники культуры, но остается совершенно равнодушным к произведениям мирового искусства. Он считает себя властелином мира, не понимая, что деньги и власть не гарантируют вечную жизнь. Господин неожиданно умирает на Кипре, так и не успев насладиться роскошной жизнью, богатством и властью и не оставив о себе доброго имени.

Таким образом, мы приходим к выводу, что смысл жизни для каждого – это что-то свое. Чем богаче внутренний мир человека, тем больше человек готов жертвовать собой, видя цель жизни в служении людям. Бездушный, низкий человек всегда заботится не о душевном богатстве, а о материальных ценностях, считая их целью, к которой следует стремиться.

Вариант 2

Итоговое сочинение на тему: «В чем заключается смысл жизни?» можно выделить тем, что данный вопрос актуален для каждого человека. Для некоторых ответ очевиден и лежит на поверхности, в то время как другие всю жизнь пытаются найти ответ на данный вопрос. Так в чем же смысл жизни заключается именно для вас? Я думаю, что здесь не будет одинаковых ответов, потому что тема очень личная и индивидуальная.

Для каждого человека смысл жизни заключается в разных вещах. Ведь ценности в жизни у каждого свои. Для кого-то смыслом жизни будет семья, в которой он полностью растворяется и чувствует себя счастливым. Ведь дарить радость близким и наслаждаться семейным очагом это так прекрасно. Для других – это карьера. Постоянная гонка с конкурентами, достижение новых и новых вершин – именно это и приносит удовлетворение.

Если же окунуться в мир литературы и постараться найти ответ на данный вопрос на страницах произведений, то мы так же столкнемся с тем, что для каждого героя смысл жизни будет совершенно разным.

Например, Наташа Ростова из романа-эпопеи «Война и мир» считает смыслом своей жизни именно семью. Она искренний и добрый человек, она честна с окружающими, чем вызывает у них только нежные чувства. Любовь к родным она несет на протяжении всей своей жизни. Изначально это любовь к родителям, братьям и сестрам. В дальнейшем Наташа отдает свое сердце своему супругу и детям. Это и является смыслом жизни для данной героини. Она остается верной своим идеалам, которые делают её счастливой.

Если обратиться к рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско», то мы увидим смысл жизни в материальных ценностях и благах. Главный герой полностью посвящает себя работе, чтобы суметь обеспечить себе и своей семье комфортное существование. Он не видит ничего другого, потому что все дни для него одинаковы. У него есть цель – это отдых. К ней он и идет долгое время, не преставая трудиться. Здесь очень хорошо затрагивается смысл жизни человека, и счастья.

Наглядную картину создает описание путешествия до и после смерти Господина. Когда герои больше сожалеют о неудачном отдыхе, а так же испорченном статусе, чем о смерти мужа и отца. На достаточно жестком примере Бунин смог показать ту мизерную роль, которую играют в жизни человека материальные блага.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

В то же время в русской литературе очень часто встречается то, когда главным для героев выступает служба Родине. Например, Андрей Соколов из рассказа «Судьба человека». С самого начала войны он отправляется на фронт, получает несколько ранений, но ни разу не жалеет о своем выборе. Так же любовь к Родине является смыслом жизни и у Василия Теркина, героя поэмы Твардовского.

Ну и, конечно же, любовь! Куда же без неё? Люди, для которых любовь становится всем, не редко встречаются как на страницах романов, так и в повседневной жизни. Примеры этого можно встретить в таких произведениях как: «Гроза» Островского, «Гранатовый браслет» Куприна и многих других.

Подводя итог, хочется отметить, что каждый из них по-своему прав. Человек находит себе цель, и стремиться к ней. Что может быть прекраснее? Но всех их объединяет одно – любовь. У кого-то это любовь к семе, у кого-то к деньгам, Родине, любимому человеку. Этот список можно продолжать до бесконечности, но каждый из этих смыслов имеет право на существование. Все люди в корне отличаются друг от друга, так почему же они должны восхищаться одним и тем же? Главное, необходимо понять, что именно для вас является самым сокровенным, ради чего можно пойти на любые жертвы. Потому что если сделать неправильный выбор – в конце можно сильно разочароваться, так как жизнь добивался не того.

Вариант 3

При написании сочинения на тему: «В чем заключается смысл жизни?», следует обратиться к непростой судьбе литературных героев, которые потратили продолжительное время, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

Любой человек рано или поздно начинает заниматься раздумьями на данную тему, пытаясь найти для самого себя ту высшую цель, ради которой стоит жить дальше. Ведь не имея смысла, жить становится скучно и не интересно. Отсутствует цель и стремления. Дальнейшие планы представляются очень туманно и расплывчато.

Если обратиться к литературе, то наглядным примером будут герои пьесы Максима Горького «На дне». В ней показаны судьбы людей, которые не имели никакого смысла жизни. Они перестали ставить перед собой какие-либо цели, и утратили смысл к чему-то стремиться.

Здесь наглядно можно увидеть то, к чему привело это героев пьесы. Они оказались именно на этом самом «дне». Но в их судьбе еще не все было потеряно. Благодаря Луке – страннику, которому удалось зародить семя надежды в их душах, как жизнь некоторых героев стремительно начала налаживаться.

Взять, например, Актера, которому Лука помог обратиться в бесплатную больницу, начал питать надежды распрощаться с пагубной привычкой и вернуться на сцену. Он даже на некоторое время перестает пить, пока не понял, что дальнейший путь борьбы ему придётся пройти самостоятельно. Он не выдерживает этого и уходит из жизни.

Дело в том, что никто из обитателей «дна» не готов менять свою жизнь ради великих целей и своих же желаний. Они решают окончить борьбу и отказываются что-то предпринимать для достижения цели. Они продолжают мечтать, но совершенно ничего не хотят делать для того, чтоб эти мечты исполнились.

К сожалению, очень многие люди не готовы бороться за свое счастье, им легче плыть по течению и просто мечтать. Не редко мы начинаем искать себе оправдания, почему мы не в состоянии сделать то или иное, придумывая себе огромное количество отговорок.

Чтобы исполнить свою мечту и воплотить в жизнь свой собственный смысл жизни, необходимо постоянно бороться. И в первую очередь, бороться предстоит с самим собой. Со своей ленью и нерешительностью. Никогда не стоит себя жалеть и говорить, что ты сделал все, что от тебя зависело. Если ты не достиг желаемого – значит, реализовал не весь свой потенциал и не дошел до конца. Не бывает вершин, которые невозможно взять.

Делая вывод из всего этого, можно сказать то, что мы сами являемся кузнецами своего счастья. И только от нас самих зависит то, сможем ли мы изменить свою жизнь в лучшую сторону, или так и вынуждены будем находиться «на дне». Не стоит никого винить в положении дел, потому что нашу судьбу решаем только лишь мы. И именно от нашего настроя будет напрямую зависеть наше счастливое будущее.

С самого детства необходимо прививать детям такие качества как целеустремленность и амбициозность, чтобы у них никогда не пропадало желание бороться и добиваться лучшего. Развивать свои лучшие качества и стремиться достичь вершины успеха.

Да, у каждого человека свой собственный смысл жизни, но их объединяет одно – никогда не стоит его терять и отступать перед трудностями. Трудные и переломные моменты встречаются в жизни абсолютно каждого человека, а вот как уже он себя перед ними поведет – зависит исключительно от него самого.

Здесь не редко играет роль характер, желание и целеустремленность. Поэтому перед собой нужно ставить только те цели, которые действительно будет непреодолимое желание достичь. Имея такие огромные планы – появится такое же огромное желание воплотить их в жизнь.

Дополнительные аргументы

С дополнительными аргументами по направлению «Разговор с собой» вы можете ознакомиться в разделе «Банк аргументов».

1299. Сочинение на тему В чем смысл жизни человека Русский язык

Сочинение — В чем смысл жизни человека. Русский язык

Смысл человеческой жизни – понятие больше философское, нежели логическое. Каждый человек на земле уникален – он личность. И как личность, он обладает набором свойственных только ему качеств, которые формируют его характер и мировоззрение. В зависимости от темперамента, воспитания и наследственных факторов формируются жизненные ценности и взгляды человека на те или иные вопросы.

Смысл жизни закладывается в сознании человека в процессе жизнедеятельности. В течение жизни понимание смысла жизни может меняться. Так, например, если в юности человек видит смысл своей жизни в веселом времяпровождении с друзьями, то к зрелому возрасту его ценности могут в корне поменяться, и он начинает видеть смысл жизни в семейном счастье, спокойствии, уюте.

Случается и так, что иногда человек теряет смысл своей жизни. Это сложное и тяжёлое испытание, в ходе которого ему приходится переосмыслить всю прожитую им жизнь в поисках нового смысла. Ведь человек без смысла жизни – духовно мертвый человек. Потеря жизненного смысла делает жизнь человека бесцельной и бесполезной. Проживая такую жизнь, человек попросту не может быть счастлив. У людей существуют определенные потребности: в еде, сне, общении, любви. Именно удовлетворение потребностей приносит в человеческую жизнь радость и удовлетворение. Смысл жизни ничто иное, как непреодолимое желание удовлетворить какую-либо потребность.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

В чем же заключается смысл человеческой жизни? Однозначного ответа на этот вопрос попросту нет. Каждый человек видит смысл жизни в чем то своём: для кого-то смысл жизни заключается в богатстве и славе, кто-то не может жить без любимой работы или хобби, а кто-то просто живёт ради любимых людей. Как бы то ни было иногда полезно подумать над смыслом собственной жизни. Это помогает разобраться в себе, поставить конкретные цели в жизни и приложить все силы для их достижения.

Сочинение Смысл жизни человека (рассуждение)

Смысл жизни человека заключается в самом разном, что может быть на свете. И не всегда — это деньги, богатство или любовь. Для всех людей — все цели и задумки разные. Поэтому нельзя сравнивать такие вещи. Смысл жизни — что это вообще такое? Это что-то неизвестное, что для каждого свое.

Лично для меня, смысл жизни заключается в том, что бы любить, жить и просто радоваться нашей жизни, которая не важно какая — бедная или кажущаяся несчастной. Смысл жизни — для каждого свой, и я это постоянно помню, а потому никогда никому не навязываю. Именно поэтому я хочу всегда помнить, что смысл жизни у каждого всегда свой. И не хочу навязывать свои мысли и мнения никому.

Смысл жизни – это на самом деле не так просто как кажется выяснить. Иногда кажется, что вот, любовь – для меня все, то есть – смысл моей жизни. Но вдруг любовь куда-то девается, или же бросает и предает любимый человек. И тогда – раз, и нет смысла жизни. Но люди же живут, живут дальше и радуются жизни, несмотря ни на что. Именно потому, люди не всегда в своей жизни до конца понимают, для чего они живут, зачем они живут? И, тем не менее, с легкостью говорят о том, что думают по этому поводу.

Я считаю, что по-настоящему выяснить для чего ты живешь, и что является для тебя самым главным, можно только, когда у тебя что-то отнимут, или кто-то пропадет, то есть тот, кто был важен, или что-то, чтобы было важно. Только когда теряют, люди понимают, что потеряли очень важный фактор, момент, в своей жизни. Теряя что-то, только тогда, в тот момент, понимаешь, что потерял неимоверно важное в своей жизни. И, как говорят, жизнь нм дана одна. А потому не стоите играть, так как это бесполезно, и этот, возможно, адреналин в тот момент, не принесет в будущем радости. Ведь гордость и завышенные оценки не согреют на старости лет. А потому не стоит делать поспешных выводов.

Также, кроме самого важного, для меня очень нужно, чтобы мои родные, близкие мне люди, а также, мои друзья были всегда рядом со мной. И самое главное – чтобы они были живы. И это, безусловно, так. Мои родные – это частичка меня, а я – частичка их. И мне кажется, я не перенесу, если что-нибудь с ними случиться. Именно потому, смыслом моей жизни в какой-то степени. Являются и они. И я не хочу, чтобы моим смыслом жизни – становилась работа, карьерный рост, или деньги. Нет, мне нужно просто обычное человеческое счастье, где будут и радости, но и без горя не обойтись.

Сочинение на тему Смысл жизни человека

В чем смысл жизни? Над этим философским вопросом думали многие люди, многие поколения, но определенного ответа найдено не было. Дело в том, что у каждого человека своя позиция, которая в основном зависит от восприятия жизни, ценностей и много другого.

Существует очень много мнений, для кого-то смысл жизни- это веселье, для кого-то семья. Моя позиция такова: смысл жизни человека заключается в достижении целей, обустройстве жизни, что в последующем поможет принести в копилку мира что-то хорошее и полезное. Свою точку зрения я докажу с помощью нескольких аргументов.

Во-первых, на протяжении всей своей жизни человек ставит себе разнообразные цели, которые помогают развиваться, устроиться в жизни: закончить школу, поступить в институт, прочесть большую книгу или прыгнуть с парашютом. Все эти цели составляют жизнь человека, а смыслом ее становится исполнение мечт, достижение желаемого. Как мне кажется, с любой стороны получается , что смысл жизни человека в его целях, он живет ради их исполнения, даже если сам того не замечает. Например, ради исполнения той или иной цели, мечты человек тратит свое время, а иногда и большие периоды жизни. Может ли это не являться доказательством?

Во-вторых, среди общества есть люди, называемые альтруистами. Это те личности, которые готовы на жертвы ради других. Таким людям важно помогать тем, кто нуждается в их помощи. Смысл жизни таких «героев» состоит в том, чтобы как можно больше пользы принести за свою жизнь. Это желание не сопровождается корыстью. Как раз, чтобы сделать больше хорошего, альтруисты ставят цели, добиваются их. Если обустроить и свою жизнь, то другим можно будет уже стабильно оказывать помощь. Все взаимосвязано.

Этот вопрос можно рассмотреть даже на примере известного космонавта Алексея Леонова. Полететь в космос-это была его мечта, которая превратилась в смысл жизни. После неполадок с беспилотным кораблем запуск основного было решено перенести. А. Леонов не собирался отступать-он долго шел к мечте. Несмотря на большой риск, А. Леонов вместе с П. Беляевым успешно выполнили задание и вернулись героями Советского Союза. Если человек не побоялся потерять жизнь ради мечты, значит она и есть смысл его жизни.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

Таким образом, моя точка зрения верна, смысл жизни человека в исполнении мечт, достижении целей, которые не только важны в жизни, но и несут за собой добро. Хотелось бы добавить, что смысл жизни должен заключаться в чем-то важном.

Сочинение на тему: «В чём смысл жизни» – примеры рассуждений

Философский взгляд

Своё сочинение хочу начать с того, что смысл жизни — это больше философское понятие, чем логическое. Любой человек является уникальной личностью. Каждому из нас характерны особенные качества, которые лежат в основе мировоззрения и характера. Наши взгляды и жизненные ценности формируются благодаря наследственности, воспитанию и темпераменту.

Смысл бытия заложен в сознании. Он может меняться для конкретной личности в зависимости от актуального периода. Например, если в подростковые годы человек считал целью жизни творчество или весёлое времяпрепровождение, то со взрослением приоритеты могут измениться, и смыслом станет работа или семья.

Бывает и такое, что люди теряют смысл существования. Его поиск — тяжёлое испытание, вынуждающее переосмыслить свою жизнь, пересмотреть ценности и найти новые ориентиры. Я считаю, что это может быть только так, ведь личность без цели духовно мёртвая. Если она теряет смысл, её жизнь становится бесполезной и бесцельной. Вряд ли кто-то будет доволен и счастлив от такой жизни.

Всех нас объединяет набор определённых потребностей: нам нужны сон, еда, любовь, общение и так далее. Радость мы получаем от удовлетворения этих потребностей. Цель существования — это и есть неодолимое желание удовлетворения какой-то из потребностей.

Но в чём же заключается смысл? Самое интересное в этом вопросе то, что на него нет однозначного ответа. Каждый смысл уникальный, как и личность. Для кого-то это успех, известность и благополучие, другие живут ради дорогих людей, а кто-то не представляет своего существования без хобби или работы.

Это действительно полезная и интересная тема для размышлений. С ее помощью можно разобраться в себе, своём направлении, поставить цели и делать шаги для их реализации.

Самосовершенствование и нравственные ценности

Сегодня нам задали эссе на тему «Смысл жизни человека». Это интересный, но непростой вопрос. Вряд ли на него есть правильный ответ, тем более один. Для кого-то целью является достаток или признание, в то же время другие люди находят её в профессии, творчестве, самосовершенствовании или домашнем уюте. Никто не может сказать, что другой заблуждается в его выборе. На формирование этой цели влияет пример родителей, воспитание и весь дальнейший опыт конкретной личности.

Я считаю, что какой бы смысл бытия ни был, он обязательно должен быть у каждого человека. Его наличие значит, что личность по-настоящему живёт, а не бесцельно существует. Если говорить обо мне, то я вижу цель в самосовершенствовании. Мне нравится развиваться и открывать что-то новое.

Большинство людей стремится к идеалу и красоте. Нас восхищает эстетика тела, взаимоотношений и поступков. Это хороший выбор смысла — стремление к жизни в стране, где царит мир. Вокруг довольные и хорошие люди, нормальные условия для жизни, есть работа, приносящая удовольствие и достойный доход.

В современном мире преобладают другие ценности. Люди стремятся к успеху и влиянию. К сожалению, мало кто заботится о других и добре. Все заняты своей жизнью и проблемами. Я думаю, что сейчас слишком много эгоистов и недостаточно людей, которых тревожит судьба нищих или уличных животных. Люди равнодушные и жестокие, они забывают, что беда однажды может коснуться и их, поэтому нужно оставаться человеком в любой ситуации.

Возможно, эта цель — помощь другим — даже важнее самосовершенствования. Но, скорее всего, они взаимосвязаны. Да и кто сказал, что смысл существования должен быть одним? Я хочу развиваться, чтобы обо мне помнили как о добром человеке. Мир станет лучше, если в нём будет много людей, стремящихся к высоким идеалам добра, справедливости и дружелюбия.

Ещё одна значимая цель — душевный покой. Наш мир нуждается в борьбе с хаосом, усовершенствовании. Мы забываем о нравственных ценностях. И последняя вещь, о которой хочется сказать, — путешествия. Я считаю очень важным путешествовать, познавать мир, знакомиться с новыми людьми, изучать разные традиции.

Но я, конечно же, никому не навязываю свои цели. Это вопрос, на который может ответить каждый только за себя.

Смысл жизни в любви

Любой из нас однажды сталкивается с размышлениями о смысле существования. Поводом для этого не всегда является школьное сочинение, ведь эта тема очень значимая и серьёзная. Она определяет всю жизнь человека и его вклад в мир. Для всех нас существуют свои аспекты понятия смысла.

Я думаю, что он зарождается, когда жизнь становится осознанной. Все мы начинаем интересоваться разными сферами. Именно первое познание музыки, спорта или науки может повлиять на формирование смысла существования и целей.

В этом непростом вопросе многие согласятся, что цель должна доставлять физическое и моральное удовольствие. Особенно важен второй аспект, так как душевное умиротворение — залог гармоничной жизни во всех других её областях.

Чьим-то смыслом является финансовое благополучие и карьера, и они сосредоточены на работе, успехе и власти. Другие люди посвящают себя искусству или науке, поэтому кинематограф или учёба доставляет им истинное наслаждение.

«Любовь как смысл жизни» — это сочинение можно назвать и так. Суть цели в том, что у любого человека будет уникальный заголовок. Возвращаясь к любви, хочу сказать, что именно она пробуждает все чувства и мысли. Благодаря ей мы заботимся о других, создаём семьи, ухаживаем за родными и т. д.

Но любовь касается не только чувств к другим людям. Не менее значима она к себе. Любовь выражается не только в заботе о теле, но и в духовном развитии. Люди, которые себя любят, читают книги, слушают хорошую музыку, рисуют или вышивают. Всё это делает их духовно просвещёнными. Ещё одна форма любви к себе — качественное образование и хорошая работа, которая не только выгодная, но и полезная и приносит радость.

По-моему, счастье и смысл — это когда есть любимое занятие и крепкая дружная семья. Влияние цели на общий мир и индивидуальный велико. Кто-то определяет её бессознательно и спокойно живёт. Кому-то эта задача даётся тяжелее. Как прожить свою жизнь, мы все решаем сами, главное, в пожилом возрасте не прийти к размышлениям о том, что предыдущие годы были потрачены впустую.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

Простое человеческое счастье

Сочинение на тему «Смысл жизни» можно назвать сложным, ведь цель заключается в самых разных вещах. У людей разные планы и сравнивать их неразумно. Смысл — это что-то не совсем понятное и уникальное, то есть у каждого он свой.

Что до меня, то первой в голову приходит любовь. А ещё я считаю смыслом просто жить и радоваться жизни, несмотря на все трудности и преграды. Но я никому не вправе навязывать свою точку зрения, так как помню, что все мы разные.

И всё же этот смысл не так просто определить. Бывает, нет сомнений в том, что любовь — это главное, но потом она исчезает или уходит любимый человек. И вроде как цели существования больше нет, но люди же продолжают жить и не всегда плохо. Мне кажется, что человек редко до конца осознаёт, для чего он живёт. Говорить об этом намного легче, чем понимать.

Наверное, найти истинный ответ на этот вопрос можно, потеряв кого-то, кто был важным, или что-то. Только тогда мы понимаем, что это было значимым. Не стоит забывать, что жизнь одна. Не нужно делать поспешных выводов.

Также для меня имеют значение близкие люди. Как и все, я, пожалуй, хочу, чтобы мои дорогие люди были живы и находились рядом. Для меня будет сильным ударом, если с ними что-то случится. Выдержу ли я его вообще? Этих людей тоже можно назвать моим смыслом существования. И мне это нравится. Я не хочу концентрироваться на деньгах, работе и карьерном росте. Всё, что мне нужно, — простое человеческое счастье.

Сложный вопрос

У меня будет мини-сочинение. Стоит начать с того, что этот экзистенциальный вопрос вечный и, наверное, навсегда останется таким. С далёких времён люди спорили, для чего они живут. Вариантов было и остаётся много. Кто-то скажет, что смысл в конечной цели — смерти. Другие же, например, будут настаивать на продлении рода.

Я скептически отношусь к каждому такому мнению по одной причине — считаю, что цель бытия не может заключаться в чём-то одном. У меня она может меняться под влиянием настроения или всевозможных событий. Бывает, после хорошего дня, проведённого с друзьями, думаешь, что они и являются смыслом.

В другой день я задумываюсь над этим более глобально, и цель уже представляется иной — хорошее образование, любимая работа, успех. А если ещё подумать, разве просто быть хорошим человеком и сохранить все свои положительные качества — это уже не смысл?

Стало быть, одного ответа у меня нет и не может быть. Это очень индивидуальные вещи. Все правы в своих ответах: и тот, кто живёт ради Бога, и тот, чей смысл в деньгах.

Как и многие, я хочу прекрасную семью, похожую на ту, в которой родился и расту. Но в жизни есть ещё много замечательных вещей. Я живу и хочу жить, чтобы наблюдать восход и закат солнца, слушать любимые песни, видеть улыбки родных.

В чем смысл жизни: сочинение

Для кого-то смысл жизни — это счастье близких. А для кого-то — увеличение суммы на банковском счету. У каждого из нас свой смысл в жизни, который кто-то уважает его, кто-то осуждает. А кто-то просто плывет по течению и не видит смысла ни в чем. На мой взгляд, нужно жить для того, чтобы когда-то было о чём рассказать своим детям и внукам. А не для того чтобы прожить остаток своих дней и уйти из этого мира, так как кажется, что нет ничего интересного за той чертой. Для того, чтобы быть счастливым, надо жить, а для этого нужно иметь цель, к которой ты идёшь. Нужно, чтобы было кому рассказать о своих успехах, радостях, приключениях.

По-моему, это самое важное в жизни. Ведь если ты будешь жить ради себя, ты забудешь, для чего живешь! Надо стремиться к тому, чтобы каждый день был наполнен смыслом и приносил радость. Главное это – не терять веру в себя. Когда тебе плохо, то подумай о том, что есть люди, которые готовы тебе помочь, и ты снова почувствуешь себя счастливым. Но не стоит забывать тех, кто находится рядом с тобой, в самые трудные минуты. Если ты один, то не забывай, что ты не один, вспомни об этом. Жизнь очень коротка, и её надо тратить не на ссоры, споры и обиды, а на что-то стоящее, важное и полезное. И для того, что бы жизнь была такой, нужно быть оптимистом. Так что, не теряйте веры в себя и в свои силы, помните, что счастье в наших руках и у нас все получится.

Вариант 2

Каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос: “А зачем я живу на этом свете, в чём смысл моей жизни?”. Сколько лет существует эта планета, сколько поколений сменило друг друга, а ответ так и не найден. Да он и не может быть найден, ведь смысл жизни у каждого свой. Один стремится к богатству, долго и упорно идёт к достижению своей цели. Упорным трудом добивается высот, к которым стремился, а на душе пустота. Достиг, ну и что дальше? Другой уходит от благ цивилизации, затворяется в пещере, питается подножным кормом, и счастлив. Ему не нужны богатства, ему хорошо в единении с природой. У каждого свой путь на этой земле. Каждому посылаются испытания по мере его сил. Одни справляются, другие нет.

Многие текут по течению, не борясь с ветряными мельницами, и им хорошо так жить. Другие плывут против течения, испытывая судьбу, и по другому не могут. Все мы разные, и это так замечательно. Каждый человек является маленькой детальной в огромном механизме жизни, и каждый ценен по своему. А смысл жизни одним открывается, а другим нет. Бывает так, что человек, ничем не примечательный в глазах других людей, играет огромную роль в этой жизни, сам даже об этом не догадываясь. Так стоит ли искать смысл в жизни? Каждый только сам может ответить на этот вопрос. Я лишь выскажу свое мнение, которое я никогда не изменю.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

Смысл жизни в том, чтобы прожить ее счастливо, достойно. Вот и все. В таком случае, жизнь кажется прекрасным и бесценным даром. И чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. Чем больше отдаешь любви, тепла, добра, мира, знаний, помощи ближнему, тем большего получаешь. Все не просто, но есть и простое. Простое в понимании простых вещей. Любовь. Любовь — это самое прекрасное чувство, которое только может испытать человек. Любовь дает нам много. Мы можем любить кого-то или что-то. Когда мы любим, мы не замечаем всего того, что происходит вокруг нас, а видим только одно. Мы видим, как прекрасен и наполнен мир любимого, и нам кажется, что весь мир может быть таким же. И это действительно так. Ведь только в минуты любви мы живем.

Вариант 3

Многие ошибочно думают, что у человека в жизни должна быть какая-то цель в жизни, желательно несбыточная, ну, чтобы к ней нужно было стремиться. На самом деле, по-моему мнению, очень мало людей ясно представляют себе, для чего они живут и правильно ли, и как они должны жить. Очень мало людей даже задумываются об этом в начале своей жизни, так как текущие цели и вопросы порой на годы отбрасывают этот самый важный вопрос и только, когда немного остановиться, то сможешь задать себе этот вопрос. Но, скорее всего, к этому моменту твоя голова уже наполовину седая и признаться себе, что смысла то никакого уже нет и, возможно, не было- не можешь и выдумываешь на остаток своей жизни этот мифический смысл.

Чтобы убедить самого себя, что прожил жизнь не зря, а имел какую-то разумную цель. И вот эта цель у каждого своя и ее нужно стараться найти, а для того, чтобы ее найти надо просто захотеть и начать ее искать. Найти ее практически всем всегда очень сложно, поэтому, как правило, многие люди на протяжении всей своей жизни стараются найти только то, что их удовлетворяет, т.е. то, чем можно зарабатывать на жизнь, на свои насущные потребности. И, как только человек находит такую работу, он начинает думать: “А, зачем я так старался”.

Ведь, чаще всего, в его голове никогда не возникало мысли, что он может и не пахать на этой работе и не искать постоянно работу, на которой он может заработать, потому что это является смыслом его жизни. Нет, он всегда стремился к той работе, которая бы его удовлетворяла. А ведь, когда мы работаем на любимой работе, мы чувствуем себя счастливыми, так как, у нас есть занятие, которое нам нравится. Конечно, мы понимаем, что такое счастье длится недолго, но тем не менее, счастливы

Е. Заборонок. «Образы поэзии Фредерико Гарсиа Лорки в вокально-хоровом творчестве отечественных композиторов»

Вряд ли можно назвать другого испанского поэта XX века, столь горячо почитаемого и любимого в России, как Фредерико Гарсиа Лорка. Его стихи переводились на русский язык, ему посвящали свои произведения наши великие поэты, на тексты Лорки создавались и создаются музыкальные произведения.

Отечественные исследователи и переводчики поэзии Лорки более чем за полувековую историю переводов и восприятия произведений великого испанца в России создали романтико-импрессионистическую традицию трактовки его творчества. Эта традиция впитала в себя и отношение к его трагической судьбе, и облик певца печали, народного поэта-мученика и создателя страстной, откровенно чувственной и одновременно интимной философской лирики, вместившей в себя многовековые традиции Испании, стихию цыганского мира.

Ни один поэт не сумел связать музыку и поэзию в той степени, в которой это сделал Лорка. Музыка звучит в самих названиях его стихов: «Первые песни», «Ода Сальватору Дали», «Цыганское романсеро», «Плач по Игнасью Санчесу Мехиасу», «Сонеты темной любви», «Ноктюрн пустоты», «Сюита возврата», «Почти элегия», «Колыбельная спящему зеркалу», «Этюд с игрушкой».

Один из наиболее ранних и оригинальных примеров обращения к поэзии Лорки в творчестве отечественных авторов — «Сюита зеркал» Андрея Волконского для сопрано и инструментального ансамбля. Сочинение это написано в 1959 году, десятью годами ранее самого известного у нас произведения на стихи Лорки — Симфонии № 14 для сопрано, баса и камерного оркестра Д. Шостаковича.

«Сюита зеркал» Волконского — произведение, явившееся в свое время впечатляющим художественным документом, утверждением духовной силы и независимости молодого автора. Новый звуковой мир Волконского оказался полон яркими, прозрачными, легкими звучностями, проникнут какими-то светоносными интонациями, как в партии сопрано, так и у инструментов, с изящными разноцветными точками ударных (в распоряжении исполнителя-ударника 6 тембров). Распетый текст Гарсиа Лорки истинно поэтичен, с элементом сюрреалистического иррационализма.

Волконский остро ощутил поэтическую природу стихов Лорки, их мистический характер. В современных лингвистических исследованиях творчества Лорки мы находим множество подтверждений, почему это стало возможным. Так, исследователь Степанов в своей вступительной статье к изданию «Избранного» Ф.Г. Лорки на испанском языке, проецируя события трагической судьбы поэта на его творчество, исследует особенности индивидуально-авторского стиля в тесной связи с особенностями его мышления и эстетических предпочтений. Анализируя конкретные примеры, Степанов приходит к выводам о необычной природе художественных образов в поэзии Гарсиа Лорки, прослеживая взаимосвязи поэтического образа с символом и метафорой. Словесное искусство поэта, как очень точно определяет Г. Степанов, «колеблется между зримым, слышимым и ощущаемым. Поток извлеченных из природы звуков, красок и образов усиливается могучей фантазией поэта». Так, в коротком стихотворении «Песня хочет стать светом» ощущения и представления о предмете словно перетекают из одного состояния в другое, слышимое стремится стать и становится видимым.

В тексте «Сюиты зеркал» Волконского также визуально развита идея света, а в узком смысле — зеркальности. В основу сочинения положены 9 стихотворений из цикла Федерико Гарсиа Лорки «Сюита зеркал» (в переводе Вл. Бурича): Символ, Великое зеркало, Отражение, Лучи, Отклик, Синтоизм, Глаза, Начало, Колыбельная уснувшему зеркалу. В цикле Лорки обнаруживаются различные аспекты зеркальности. Во многих стихотворениях (у Волконского — в большей части номеров) мотив зеркала получает религиозное освещение. Таковы части «Символ», «Великое зеркало», «Лучи», «Синтоизм», «Глаза», «Начало», в которых, так или иначе, утверждается основная идея: мир и человек суть отражение Бога, сотворившего все живое по образу и подобию своему. В стихотворениях Лорки присутствует и иная символика. Например, в № 3, «Отражение», мотив зеркала связан с Луной. Ассоциация не случайна: как Луна отражает солнечный свет, так и зеркало отображает лишь чужие лики. В тексте образ Луны мгновенно множится, ее уменьшенным подобием выступают фонарик и светлячок. В № 5, «Отклик», феномен зеркальности из визуальной сферы спроектирован в аудиальную: в зеркале мы видим повторение себя, эхо же дает нам у слышать «отражение» собственного голоса. В стихотворениях, которые избрал Волконский, элемент зеркальности усилен в самом поэтическом тексте посредством эпитетов, находящихся в одном семантическом поле: умножение, проекция, отражение, лучи, отклик. В большинстве своем они вынесены в заголовок номеров, тем самым демонстрируя разные грани зеркального образа. Идея отражения становится основополагающим элементом и самой музыки, от мельчайших до крупных структур пронизанной зеркальностью. В этом смысле показательно обращение композитора к серийной технике, которая в силу своих внутренних особенностей предоставляет большие возможности для воплощения данного феномена 1 .

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

Так, зеркально-симетрична уже основа всего сочинения — 8-звучная серия, структурированная по-веберновски. Ее «укороченность», между прочим, неслучайна и в контексте общей идеи цикла несет символический смысл. В восточных культурах зеркало изначально ассоциировалось с числом 8, означая божественное совершенство. Сама цифра симметрична и поэтому выступает также олицетворением раздвоенности, средоточием двух миров — материального и духовного. Если сыграть серию, то контуры ее звуковой последовательности также отдаленно напомнят о восьмерке (впрочем, перевернутой на 90°), поскольку обе ее половины опираются на кругообразное движение.

Интервальное строение серии демонстрирует новый аспект зеркальности, инициированный поэтическим источником. Количественно преобладающим интервалом оказывается малая терция. Она словно бы «умножена» в звуковой последовательности, что заставляет вспомнить начальные строки из № 1 («Символ»): «Христос держит зеркало в каждой руке. Они умножают его явленье». Таким образом, элемент зеркальности в самой серии обнаруживается на различных уровнях, соответствуя смысловой множественности зеркала в поэтическом тексте.

Основные черты серии — зеркальная симметричность, повторность, опора на микроячейки (двухзвучные группы), тональная окраска, диатоничность, терцовость — проецируются на звуковысотную организацию вокального цикла в целом. В серии как в микрокосме отражены все приемы и особенности сочинения.

Биография Лорки становится ключевым моментом для большинства исследователей. Рождение поэта в 1898 году — знаковом для истории Испании, когда утрата страной последней ее колонии совпала с глубочайшими кризисами как в экономике и политике, так и в социальной и, главное, в духовной жизни общества. Речь шла не просто об утрате страной имперских амбиций, но о пересмотре старых и поиске новых духовных и нравственных ориентиров. Для испанской культуры год рождения Гарсиа Лорки особо значим. Этот год знаменует появление новой испанской литературы «поколения 98 года», представленной известнейшими именами.

Место рождения Гарсиа Лорки тоже символично — это не просто Андалусия, а маленькое селенье под Гранадой — Фуэнте Вакерос (Пастуший источник); но именно Гранаду считал поэт своей родиной, часто повторяя, что он «родом из Гранадского королевства». В окрестностях Гранады судьба назначила ему погибнуть в страшном для Испании 1936 году, открывшим самую мрачную страницу истории страны — братоубийственную Гражданскую войну. Поэт действительно предсказал свою смерть в знаменитом «Романсе о гражданской жандармерии» и многих других стихах, да и вся его поэзия полна предчувствия смерти, безвременной, ужасной, неотвратимой.

Гранадское королевство, как родина, — не просто поэтический образ, это осознание поэтом особого статуса Андалусии на иберийском пространстве: как известно, мусульманское владычество, длившееся в Испании с 718 по 1492 годы, закончилось падением Гранадского эмирата, несколько веков остававшегося хранителем мусульманских традиций и духовных ценностей. Однако Андалусия к моменту появления на ней арабов уже являлась хранительницей богатейших и самобытных традиций нескольких древнейших цивилизаций: на ее землях обосновывались африканские племена, ассирийцы, финикийцы, карфагеняне, греки, римляне, вандалы. Гранада в большей степени, чем другие города Андалусии сохранила мавританский дух, он ярко отразился и в архитектуре, и в особом гранадском характере и менталитете. Истовая вера в Бога и вера в фатальную предопределенность, мудрость, склонность к рефлексии и созерцательности, особенное, на первый взгляд, мистически-мрачное восприятие мира — все это, по сути, отражение культурной памяти андалузцев вообще и гранадцев в особенности, до сих пор считающих себя своего рода национальной духовной элитой.

Поэзия Лорки в полной мере обладает качеством, присущим подлинно художественному произведению вообще, — смысловой многослойностью; ее понимание зависит от степени глубины прочтения текста. При поверхностном прочтении удается оценить ярко выраженный национальный колорит его творчества, тогда авторские метафоры часто воспринимаются как испанские экзотические фольклорные фигуры речи (устойчивые сравнения, поэтические клише), чему во многом способствовало ошибочное восприятие внешней структуры его стихов как народных песенных форм. Именно поэтому и у себя на родине, и за ее рубежами творчество поэта долгое время интерпретировалось как в значительной мере фольклорное, а основу его поэтических образов искали в андалузском фольклоре (цыганском и мавританском) 2 .

Истоки любимых и, вместе с тем, наиболее семантически и ассоциативно значимых поэтических образов Лорки — Луны, Солнца, определенных цветов, деревьев и плодов и тому подобное — искали в национальной мифологии, символике и народном творчестве. Изучая тексты Лорки, исследователи убеждались в том, например, что luna (Луна) у Гарсиа Лорки является в большинстве случаев символом или атрибутом смерти (остановки, молчания):

Нарушила гармонию
Ночи глубокой
Холодная фермата
Луны далекой.

Но при этом далеко не всегда реализует это значение как единственное в образной системе поэзии Лорки, а в контекстах конкретных произведений этот образ скорее противоречит устоявшейся общепринятой национальной и общеевропейской символике.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

Хотя, безусловно, существует символ, который обобщил для себя черты испанской культуры для всех поколений и всех народов. Это — образ гитары.

Гитара,
и во сне твои слезы слышу.
Рыданье души усталой,
души погибшей
из круглого рта твоего вылетает,
гитара.
Тарантул плетет проворно
звезду судьбы обреченной,
подстерегая вздохи и стоны,
плывущие тайно в твоем водоеме черном.

Именно это стихотворение «Шесть струн» избрал Николай Сидельников в качестве одного из центральных для своего цикла «Романсеро о любви и смерти». Этот цикл, несомненно, связан с испанской линией, идущей от Глинки. Сочинение относится к 1977 году. Текстовую основу «Романсеро о любви и смерти» Сидельникова составляют переводы поэтических сочинений Лорки. Композитор отобрал для своей композиции следующие стихи:

• В первых трёх частях «Романсеро» использованы тексты из «Поэмы о канте хондо», в частности: «Шесть струн» (№ 1: «Силуэт петенеры»), «Квартал Кордовы» (№ 2: «Три города»), «Ампаро» (№ 3).

• № 4 «Серенада» — из цикла «Песни».

• № 5 «Вздохи гитары» — инструментальная интерлюдия, номер без пения.

• № 6 «Что случилось?» — на тексты из «Поэмы о солеа». Стихотворение известно под названием «Нежданно» .

• № 7 «Перекресток» — из цикла к «Поэме о солеа», входящей в состав «Поэмы о канте хондо».

• № 8 «Реквием по корове» — из цикла «Поэт в Нью-Йорке», где оно известно под названием «Корова».

• № 9 «Свеча» — из цикла «Шесть каприччо».

• № 10 «Колокол» — из цикла “Силуэт петенеры», известно под названием «Вопль».

• № 11 «Memento» — последний номер, компиляция из стихотворений «Встреча» (из «Поэмы о солеа») и «Memento» из цикла «Цыганские виньетки».

Таким образом, большинство стихотворений (№ 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 11) относятся к «Поэме о канте хондо». Парадоксально, что Н. Сидельников не использовал ни одного стихотворения из цикла «Цыганское романсеро». Следовательно, название произведения, «Романсеро любви и смерти» композитор не связывает с выбором стихов из сборника «Цыганское романсеро». Для композитора было важно передать дух и колорит Испании и поэзии Лорки в частности.

Напомним, что Романсеро — жанр испанской средневековой песни лирического содержания (не случайно сам Сидельников «Романсеро любви и смерти» характеризовал жанр всего цикла как лирическую поэму для смешанного хора с эпизодическим участием фортепиано, гитары, электрогитары и ударных инструментов).

В опусе Сидельникова присутствует тембр электрогитары, своего рода прототип гитары Лорки в современном звучании. Живительно, какое разнообразное воплощение получил этот образ в творчестве современных композиторов. Один из ярких примеров неожиданной трактовки поэзии Лорки в эстрадном ключе мы находим в вокальном цикле Марка Минкова «Плач гитары», сочинение 1971 года. Выпускник Мерзляковского училища и впоследствии Московской консерватории, ученик Николая Николаевича Сидельникова и Арама Ильича Хачатуряна, композитор прославился, прежде всего, своими произведениями в так называемом «легком» жанре, саундтреками к кинокартинам, многочисленными хитами советской эстрады и мюзиклами.

В начале 1970-х годов Марк Минков создает вокальный цикл на стихи Федерико Гарсиа Лорки «Плач гитары». С большим успехом он был исполнен Зарой Долухановой. Значимость этого цикла подчеркивается еще и тем, что он фигурировал в качестве обязательной программы вокалистов в нескольких международных конкурсах имени П.И. Чайковского.

Поэзия Лорки по-прежнему продолжает привлекать композиторов разных поколений. Один из примеров недавно написанной музыки: Поэма на стихи Гарсиа Лорки московского композитора Александра Соколова, сочинение 2004 года.

Композитор родился в 1963 году в городе Климовск Московской области. В 1982-м году окончил Государственное музыкальное училище имени Гнесиных по специальности «теория музыки» (занимался в классе композиции у А. Головина). С 1982 по 1985 годы учился в ГМПИ имени Гнесиных (ныне РАМ имени Гнесиных) на историко-теоретико-композиторском и фортепианном факультетах. В 1985 году поступил в Белорусскую государственную консерваторию в Минске на фортепианный факультет (в класс проф. В. Шацкого), которую окончил в 1991 году. С 1989 года работает в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных. Активно концертирует как пианист и концертмейстер. С 2003 года является членом Российской гильдии пианистов-концертмейстеров.

Среди сочинений: Соната для скрипки соло (1990), Сюита для фортепиано в 4 руки (2002), Поэма на стихи Ф.Г. Лорки для сопрано, смешанного хора и вибрафона (2004), «Детский альбом» для фортепиано (2005), цикл «Шесть хоров на стихи английских поэтов в переводе Маршака» (2005), «Поэма-ноктюрн» на стихи Г. Иванова для смешанного хора и скрипки соло (2007), Сюита для скрипки и фортепиано (2009), фортепианные и скрипичные пьесы, аранжировки.

Премьера Поэмы на стихи Лорки для сопрано, смешанного хора и вибрафона состоялась сразу же после завершения этого сочинения — на Фестивале современной хоровой музыки в октябре 2004 года (концерт состоялся в Малом зале Московской консерватории). Первым исполнителем этого сочинения стал хор под управлением Валерия Александровича Калинина.

Обращает на себя внимание тембровый состав исполнителей.

Так, в № 1, 2 и 7 задействованы смешанный хор (s. 1, s. 2, a, t, b), сопрано соло, вибрафон.

№ 3 — смешанный хор.

№ 4 и 5 — смешанный хор и вибрафон.

№ 6 — сопрано соло и вибрафон.

Композитор так комментирует свой выбор:

«Этот несколько хрустальный, холодноватый тембр попросился дополнением к живому горячему звучанию голоса. Это краска, которая оттеняет голосовое интонирование. Хор — это нечто живое, человеческое, а вибрафон дает чудесный поэтический колорит, на котором и должно все происходить. Тембр вибрафона не сродни человеческому голосу, он скорее противопоставлен ему. Он дает тембровый, образный и символический объем. Это что-то хрустально-надличностное, что существует у Лорки и нашло свое воплощение в “Поэме” 3 .

Мир поэзии Ф.Г. Лорки нельзя свести к одному аспекту, он сочетает в себе множество составляющих, отражающих особенности индивидуальной национальной языковой картины мира поэта, которая, в свою очередь, складывалась под влиянием целого ряда этнопсихолингвистических и социокультурных факторов, особенно остро воспринимаемых нашим, русским менталитетом.

Филолог Валентина Рыбина, исследователь творчества Лорки, в своей статье «Простим безумство» писала:

«Вышло так, что Лорка совпал по амплитуде с таинственным духовным процессом в позднем советском обществе. Говорил именно о том, что мы жаждали слышать, и чего вокруг не было: о странностях любви и хрупкости бытия, о ницшеанских глубинах музыки и души, о прелести иррационального. Лорка нам родной, справедливо это или нет с историко-литературной точки зрения, потому что у нас есть классические русские переводы, над которыми мы плакали в шестнадцать лет» 4 .

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

И это поистине так.

Литература

1. Вайсборд М. Федерико Гарсия Лорка — музыкант. М., 1970.

2. Волкова Г., Дементьев А. Политическая история Испании XX века. М., 2005.

3. Диас-Плаха Г. От Сервантеса до наших дней. М., 1981.

4. Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971.5.

6. Музыка из бывшего СССР. Сб. ст. Вып. 1 / Сост. В. Ценова. М., 1994.

7. Музыка России. Вып. 5 / Сост. А. Григорьева. М, 1 984.

8. Уге Д. Языки мир Федерико Гарсиа Лорки (На материале поэтических произведений). Дисс. . канд. иск., М., 2005.

9. Заборонок Е. Поэзия Гарсиа Лорки в хоровой музыке XX века. Дипл. раб. М., 2010.

Примечания

1. Музыка из бывшего СССР. Сб. ст. Вып. 1 / Сост. В. Ценова. М., 1994.

2. Уге Д. Язык и мир Федерико Гарсиа Лорки (На материале поэтических произведений). Дисс. . канд. иск., М., 2005.

3. Интервью автору статьи, 2011.

4. Никулина С. «Я был землей. Я — ветер» / Независимая газета № 174, 2005.

© 2006—2021 Федерико Гарсиа Лорка
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.

Творчество Федерико Гарсиа Лорки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Фольклорно-литературная линия – это традиция литературной обработки фольклора, которая включает в себя и фольклорную стилизацию.

Раннее творчество Федерико Гарсиа Лорки

Свое творчество Федерико Гарсиа Лорка начал с прозы. Небольшой сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи» вышел в 1918 году в Гранаде. Весной 1921 года состоялся его драматический дебют. Была поставлена пьеса «Колдовство бабочки», однако постановка с треском провалилась. В этой пьесе, которая была переделана из стихотворения, не было и намека на талант, но была наивная, затененная иронией, робкая поэзия.

В этом же году Лорка выпустил поэтическую «Книгу стихов». Он пробует себя в разных жанрах, перебирает разные ритмы. Лорка переходит от повествования к импрессионистским зарисовкам, затем – к романсам, песням, строфам, а потом снова возвращается к александрийскому стиху.

В 1927 году вышла книга «Песни», а в 1931 году вышла книга «Поэма о канте хондо». В этих произведениях уже отчетливо звучит собственный голос Лорки. Его поэзия постепенно освободилась от влияний, однако ее связь с фольклором (с испанскими народными песнями, романсами, андалузским канте хондо, галисийской лирикой) сохранялась и с годами только крепла. Фольклорно-литературная линия, начиная с «Поэмы о канте хондо», постепенно отходит на второй план и уступает место фольклорно-мифологической линии, которая становится главной в творчестве Лорки. Так определяющим в творчестве Лорки становится влияние фольклорного мироощущения.

В понимании Лорки фольклор – это точка опоры для современной литературы и искусства, это традиция, которая устремлена в будущее и предполагает непрерывное обновление.

Однако Лорка предостерегает, что фольклор нельзя имитировать. Копирование традиционных формул, эмблем, образов писатель сравнивает с уроками рисования в музее. Он говорит, что это, в лучшем случае, ученье, но никак не творчество и творчеством быть не может. По мнению Лорки, из поэзии следует брать лишь ее глубинную сущность, но подражать ее неповторимым интонациям не допускается.

Готовые работы на аналогичную тему

Лорку с фольклором связывают не мотивы, лексика, образы, а мироощущение.

В «Поэме о канте хондо» ни одна из фольклорных песен не появляется даже в качестве побочной темы. Лорка народные песни использует лишь в драмах, в которых они должны перед зрителем предстать в единстве слухового и зрительного восприятия. Его стихи с народной песней роднит «нерв формы», а не сама «форма».

Цикл «Поэмы о канте хондо» Лорка смонтировал, словно кадры. Самый дальний, широкий, общий план плавно или резко сменяется ближним, затем все внезапно отдаляется. Рефрен подчеркивает перемену перспективы, который придает строфам новый, таинственный смысл. Кроме того, здесь рефрен останавливает моменты наивысшей напряженности – горя, разлуки, смерти.

Работая над «Песнями» и «Поэмой о канте хондо» и уже начав работу над «Романсеро» Лорка не оставляет и драматургию. В 1923 году Лорка начинает писать драму в стихах «Мариана Пинеда» – единственную пьесу Лорки на историческую тему. Писатель рассказывает о гранадской героине, которую в 1831 году казнили за участие в заговоре. Однако основу пьесы составляет не исторический материал, который был тщательно изучен Лоркой, а народная легенда, которая стала прологом и эпилогом произведения.

В 1928 году вышла книга «Цыганское романсеро». Писатель работал над этой книгой в течение долгого времени, то оставляя ее, то снова возвращаясь к ней. Здесь Лорка возродил и преобразил традиционный испанский жанр. В его произведении повествовательный роман соединился с лирическим. Он не растворился в нем и не стал песней, но лирическая стихия сохранилась. Сальвадор Дали заметил удивительный эффект произведения: «Кажется, что здесь есть сюжет, а ведь его нет». Для Лорки это было высшей похвалой, цель к которой он так стремился, наконец была достигнута, а сделанное им понято, и понято верно. В «Романсеро» он не просто чередует кадры, а резко меняет план. Сталкивает их, обрывает сюжетные линии.

Слияние и противопоставление – это характерный для Лорки принцип.

В «Романсеро» этот принцип организует систему образов, раскрывает общий замысел.

  • «Мариана Пинеда»
  • «Балаганчик дона Кристобаля»
  • «Чудесная башмачница»
  • «Публика»
  • «Когда пройдет пять лет»
  • «Любовь дона Перлимплина»
  • «Кровавая свадьба»
  • «Йерма»
  • «Донья Росита, девица, или Язык цветов»
  • «Дом Бернарды Альбы».

Последние произведения Лорки

Создавая «Дом Бернарды Альбы», Лорка стремился к документальной точности – именно так он называл свое обязательство перед лицом грядущей катастрофы. эта пьеса была задумана автором как первый опыт его «театра социального действия», однако своей глубиной и мощью произведение обязано родству с трагедиями. В 1936 году в интервью Лорка говорит, что без поэзии театр мертв. Облик новой пьесы ем у уже был ясен, найдено равновесие сил, составляющих ее, а сюжеты уже жили в его рассказах и черновиках. В 1936 году Лорка друзьям рассказывал около десяти пьес. Воспоминания друзей, их интервью, сохранившиеся наброски писателя говорят о том, что его путь был оборван перед вершиной.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

Последний год своей жизни Лорка работал над «политической трагедией», ставшейся незавершенной и неназванной. Темой произведения является война, искусство, народ, толпа, судьба поэта. В ней та же жертвенность, гибнущая любовь и пронизывающая тревога, что и в «Публике». Драма начинается с погрома в театре. Спектакль прерван бомбежкой, на галерке и в партере стреляют, негде укрыться, стонут раненые, и гибнет Поэт. Матери в подвалах морга оплакивают убитых. Последнее произведение Лорки беспощадно своей близостью к реальности. Герои пьесы поставлены лицом к стене, с поднятыми руками. Та иллюзия, которая так бережно была хранима Лоркой, иллюзия возможного величия личности, здесь у героев отнята. Человек унижен тем, что близкая смерть не видит разницы между ничтожеством и человеком. Человек беспомощен перед ложью, и совершенно беззащитен перед смертью.

Творчество Гарсиа Федерико Лорки, общая характеристика. Принципы поэтики.

Лорка — поэт милостью Божией — начал с прозы. Его «Впечатления и пейзажи», небольшой сборник путевых заметок, вышел в Гранаде в 1918 г., а весной 1921 г. в Мадриде, где Лорка поселился в Студенческой резиденции — вольном университете, состоялся его драматургический дебют — шумно провалилась пьеса «Колдовство бабочки». В этой пьесе, переделанной из стихотворения, не было и тени умения, но было другое — наивная, робкая, затененная иронией поэзия. И уже здесь было сказано то, что так мощно прозвучит позже в драмах Лорки: «За маской Любви всегда прячется Смерть».

В том же году Лорка дебютировал как поэт «Книгой стихов». Эти «беспорядочные листки» были не только «точным образом дней юности» (по выражению самого поэта), но и школой, ученьем. В них заметны влияния Хименеса и Мачадо, иногда — Дарио; Лорка пробует силы в различных жанрах, перебирает самые разные ритмы, переходит от повествования к импрессионистским зарисовкам, от них — к песням, романсам, строфам с рефренами и снова к александрийскому стиху.

В следующих книгах — «Поэме о канте хондо» (1931) и «Песнях» (1927) — уже явственно звучит его собственный голос. «Я убрал несколько ритмических песен, хотя они и удались, ибо так было угодно ясности», — пишет Лорка другу. Поэзия Лорки постепенно освободилась от влияний, но сохранялась и с годами крепла ее связь с фольклором — романсами, испанскими народными песнями, средневековой галисийской лирикой, андалузским канте хондо. Начиная с «Поэмы о канте хондо» фольклорно-литературная линия (традиция литературной обработки фольклора, включающая в себя и фольклорную стилизацию) отходит на второй план, уступая место второй (и главной) линии в творчестве Лорки — фольклорно-мифологической, и влияние фольклорного мироощущения становится определяющим.

мироощущения становится определяющим.

Фольклор в понимании Лорки — точка опоры для современного искусства, традиция, устремленная в будущее и предполагающая бесконечное обновление. Но фольклор нельзя имитировать, предостерегает Лорка. Копирование традиционных образов, формул и эмблем Лорка сравнивает с уроками рисования в музее: в лучшем случае это ученье и никогда — творчество. Oн объясняет: «Из народной поэзии нужно брать только ее глубинную сущность и, может быть, еще две-три колоритные трели, но нельзя рабски подражать ее неповторимым интонациям». «Колоритные трели», фольклорные цитаты (которых с каждой книгой становилось все меньше) Лорка называл «местным колоритом» в противовес «духовному колориту» — «черным звукам», первоматерии искусства, голосу стихий. С фольклором Лорку связывает не лексика, мотивы, образы и приемы, но мироощущение; «местный колорит» ориентирован на «духовный» и всегда подчинен ему. В «Поэме о канте хондо» ни одна из народных песен не возникает даже как побочная тема. Народные песни как таковые Лорка использует только в драмах, где они должны предстать перед зрителем в единстве зрительного и слухового восприятий. Стихи же его с народной песней роднит «не форма, а нерв формы».

Циклы «Поэмы о канте хондо» смонтированы как кадры: плавно или резко дальний, самый общий и широкий план сменяется ближним и внезапно все вновь отдаляется. Перемену перспективы подчеркивает рефрен. Он всегда придает строфам новый, таинственный смысл, здесь же, кроме того, рефрен останавливает мгновения высшей напряженности — смерти, разлуки, горя.

Работая над «Поэмой о канте хондо» и «Песнями», уже начав «Романсеро», Лорка не оставляет драматургию. В 1923 г. oн начинает драму в стихах «Мариана Пинеда». Это единственная пьеса Лорки на историческую тему — о народной гранадской героине, казненной в 1831 г. за участие в заговоре. Но в основу пьесы легли не исторические материалы (тщательно изученные Лоркой), а народная легенда, рассказанная в романсе, ставшем прологом и эпилогом драмы. Заранее известная фабула предсказания, рассеянные по пьесе, переносят внимание зрителя с интриги на внутреннюю драму Марианы. Высвечивая ее, Лорка обращает наше внимание на неподвижность героев — «вместе они образуют классический эстамп». Вокруг толпятся другие — их суета, контрастируя с затаенной напряженностью душевной жизни героини, подчеркивает значимость каждого внутреннего движения на эшафот.

В 1928 г. выходит «Цыганское романсеро». Лорка писал эту книгу долго, то оставляя, то возвращаясь снова и снова. В «Цыганском романсеро» Лорка возродил и преобразил этот традиционный испанский жанр; повествовательный романс слился с лирическим, не растворился в нем, не стал песней, а лирическая стихия не отступила. Следствием этого был поразительный эффект, замеченный Сальвадором Дали: «Кажется, что здесь есть сюжет, а ведь его нет». Это Лорка счел высшей похвалой: цель, к которой он стремился, была достигнута, а сделанное — понято, и не превратно. В «Романсеро» Лорка не просто чередует кадры (это свойственно и народному романсу), — он резко сталкивает их, меняет план, обрывает сюжетные линии.Противопоставление и слияние — принцип, вообще характерный для Лорки, в «Романсеро» организует систему образов и раскрывает общий замысел книги: «Я хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью, и получается что-то странное и, кажется, по-новому прекрасное», — объяснял поэт.

Из фольклорной традиции в романсы Лорки перешли предсказания и повторы, народные символы и характерная форма диалога. Обычно диалогу в «Романсеро» предшествует смена кадра. Цыганке Анунсиасьон является архангел — и взгляд переносится ввысь. Небо преображает их диалог — тех, кто говорит, уже не видно, просто два голоса в ночи. Так даже этот очень определенный диалог переменой кадра включен в общую систему диалогов «Романсеро», где трудно понять, кому принадлежат таинственные и недоговоренные, оборванные на полуслове фразы. (В драмах Лорки они станут песнями, которые поет голос за сценой.) Смена плана соотносит происходящее с тем, что больше события, — с природой, вселенной.

Читайте также:
Повести о животных Джека Лондона: сочинение

«Дом Бернарды Альбы» Лорка писал, стремясь к «документальной точности», — так он назвал свое обязательство перед лицом грядущей катастрофы. Пьеса была задумана как первый опыт «театра социального действия», но своей мощью и глубиной она обязана родству с трагедиями — поэзии, которой она озарена, поэзии, не предусмотренной замыслом. Этот опыт объяснил Лорке недостаточность, во всяком случае для него самого, того, что он назвал «документальной точностью». «Дом Бернарды Альбы» — не итог, но слово, по трагической случайности прозвучавшее последним. В интервью 1936 г. Лорка снова говорит, что театр без поэзии мертв. Облик новой трагедии был уже ясен ему, равновесие сил, ее составляющих, найдено; сюжеты уже жили в черновиках и рассказах. Не одну, не две — около десяти пьес Лорка рассказывал (и в подробностях) в 1936 г. друзьям. Их воспоминания, интервью и сохранившиеся наброски свидетельствуют об одном: путь Лорки оборван перед вершиной.

Последний год Лорка работал над «политической трагедией», которая осталась неназванной и незавершенной. С большим основанием, чем «Публика», она могла быть названа «Предчувствие гражданской войны». Те же темы — война, народ, искусство, судьба поэта, толпа; те же жертвенность и пронизывающая тревога, та же гибнущая любовь. Драма начинается с того, чем кончается «Публика» — с погрома в театре. Спектакль, на этот раз на этот раз «Сон в летнюю ночь», прерван бомбежкой. В партере и на галерке стреляют, укрыться негде, стонут раненые (а ведь «Весь мир — театр», — напоминает шекспировский спектакль), гибнет Поэт. В подвалах морга матери оплакивают убитых. Последняя пьеса Лорки уже беспощадна — настолько она близка к реальности. Ее герои поставлены не просто лицом к лицу со смертью. Они поставлены лицом к стене, с поднятыми руками — под пули. Иллюзия возможного величия личности, прежде бережно хранимая Лоркой, здесь отнята у героев. Человек бесконечно унижен еще и тем, что безликая смерть не знает разницы между человеком и ничтожеством и заставляет забывать о ней. Прежде у Лорки была невозможна общая гибель — каждый погибал в одиночку, оставаясь или только становясь в смерти человеком. В этой драме человек беспомощнее перед ложью и беззащитнее перед смертью, и в этом сказалось время.

Перед лицом трагедии Автору стыдно за искусство, которое «наполовину искусственно». Он жаждет, чтобы кончилась власть искусства над человеком — власть магии — и человек оглянулся, прозрел, содрогнулся от ужаса. Его понимает Юноша (двойник и антагонист автора), но у него нет и тени надежды на преображение жизни проповедью и обновление искусства разрушением. Он смутно ощущает, что решимость жечь, чтобы строить на пепелище, безнравственна. Голос Юноши первым поднимается в защиту театра, позже гибнущее искусство оплачут Дровосек и Актриса. Актриса — душа театра, и в один миг, как маска, спадает с нее шутовство, когда она понимает, что гибнет великое — то, что оправдывало ее путаную жизнь, мятежные порывы Автора, прекрасную в своей цельности жизнь Дровосека. Наперекор всей мерзости мира играет свою роль Дровосек. Он знает, что ему не суждено доиграть роль, но знает и другое: нет времени, специально отведенного для искусства, как нет особой земли и страны для него. Есть только театр, своя земля и время, в которое выпало жить. И нельзя дать искусству погибнуть, даже если кажется, что сегодня оно, по словам Блока, «бесприютное дело». И есть долг — играть роль, пусть не ко двору и не ко времени. На раздражение Автора («но не теперь же!») Дровосек, персонаж Шекспира и Лорки, отвечает гордо: «Всегда. Похороните меня, а я встану».

Среди персонажей драмы нет согласия, но они вместе, они — театр. Против них — публика. Разноликая — требовательная и равнодушная, до слез тронутая зрелищем, скучающая, зачарованная, враждебная, ко всему глухая. Лорка внимательно вглядывается в эти лица, вслушивается в грубую, претенциозную, а чаше просто глупую речь, зная, что еще минута — и они превратятся в стадо, все сметающее на своем пути. Ему надо понять, кем каждый был до того, как утратил человеческий облик. Никем. Ничтожеством, пустой истеричкой, фальшивой даже в искреннем порыве, расчетливым доносчиком, готовым при случае убить и собственными руками. Но если кинут клич «На фонарь!», все они ринутся на сцену или куда призовут в едином порыве: топтать недоступное, мстить за собственную никчемность — Дровосеку, Актрисе, Поэту, феям и эльфам. Заодно Слуге, раз испугался тюлевой тряпки и картонных птиц, Суфлеру, чтоб впредь не заботился об экономике театра. И лично Автору — за все благие намерения, а главное — за опрометчивую фразу: «Можете освистать, но не судите!» Ведь хотелось именно судить, а еще лучше — казнить.

Предчувствие войны пронизывало сборник «Поэт в Нью-Йорке», война была неизбежна в «Публике», здесь же ей отдан весь город — мир, а сама она беззастенчиво говорлива и готова посвятить любопытных в механику своего дела: «Если в сердце, то долго корчатся. » Это было написано накануне испанской войны и за пять лет до мировой, когда рвы вместо кладбищ, горящие города и дым крематориев над Европой были еще будущим, от которого, как могла, защищалась жизнь, куда не смела заглянуть литература.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Творчество Гарсиа Федерико Лорки, общая характеристика. Принципы поэтики.

Творчество Гарсиа Федерико Лорки, общая характеристика. Принципы поэтики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: