Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского: сочинение

Отношение Маяковского к революции кратко

Содержание:

Маяковский внес особый стиль в творчество, литературу двадцатого века. Писатель посвятил свои великие способности описанию революционного обновления России. Отношение Маяковского к революции основано на глубоких убеждениях. Он уверен во взаимной зависимости поэзии и революционного движения. Автор множества стихов принял для себя окончательное решение – поэзия должна активно участвовать в диспутах, митингах, демонстрациях.

Будучи революционным романтиком, поэт отвергает капиталистические устои. Он переживает дооктябрьский период, становится бунтарем. Разрушительный капитализм, старое мировоззрение вызывают у молодого человека презрение. В своих произведениях он говорит: «Долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному».

Тема революции в творчестве Маяковского для людей кажется нестандартной, необычной. Они привыкли к классике, основанной на общих принципах стихотворства. В каждом творении Владимира Владимировича он призывает бороться с обыденностью, серостью. Автор характеризует внешний мир, внутреннюю ситуацию в стране с помощью принципиально новых лексических оборотов. Читатель знакомится с оригинальными словами, ранее не употребляемыми поэтами. Революционные стихи Маяковского высмеивают классицизм, устаревший синтаксис.

Изображение революции в творчестве Маяковского

Каждый стих писателя выражает его уверенность в коммунизме. Он описывает будущий мир, свободный от буржуазии, негативно относится к Петру Первому. В коммунизме ему видится прекрасная жизнь. Образ «Маяковский и революция» кратко характеризуется так:

  • Революция поможет очистить Русь от давления властей, запретов, ограничений, присутствующих в буржуазном мире;
  • Это борьба с жаждой личного величия, карьеризмом, корыстными помыслами;
  • Художники, писатели смогут в полной мере проявить свой талант;
  • Поэзия расцветет, обретет новый смысл. Автор сравнивает ее с тяжелым человеческим трудом, который не ценится в нынешнем мире;
  • Говоря о том, как Маяковский принял революцию, следует указать его отношение к событиям в Петрограде. Для их описания поэт использует историческую точность, филигранно соблюдая хронологию. Цитата: «И вот неведано, из пенья толпы ль, из рвущейся меди ли труб гвардейцев нерукотворный, сияньем пробивая пыль» – характеризует восприятие событий Владимиром Владимировичем. Он верит в царствие свободы, равноправия, братского отношения в народе после завершения борьбы.

Произведения дополняются романтическими образами. Это позволяет ярче передать ощущения писателя.

Музыка революции в творчестве Маяковского

Имя Владимира Владимировича ассоциируется с истинным революционером. Нельзя сказать, что уверенность в успехе базировалась на знании всей ситуации. Он опирался на веру, ждал коммунистическое далеко как высшее благо. Творец считал, что изменится государственный строй, менталитет людей, их ценностные ориентиры.

В раннем творчестве дореволюционного периода основная тема – разоблачение порочности общества, бытового засилья, низменности мышления. Маяковский считал окружающих людей пустыми, бездушными. Ему сложно было наладить отношения с социумом. У лирического героя отсутствует страх. Он призывает людей бороться, добиваться перемен. Стих «Надоело» содержит характерную цитату: «Когда все расселятся в раю и в аду, земля итогами подведена будет – помните: в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди». Поэт предсказывает исчезновение мещан, буржуазного класса.

Как Маяковский относился к революции

Писатель стремится разрушить старый образ жизни людей, настраивает двигаться навстречу новому, прогрессивному развитию. Это он выражает в своем произведении «Ода революции». Он позиционирует борьбу с властью как вдохновение; образ роковой женщины, разнообразной, многоликой. Как поэт воспринимает революцию:

  • Представляет народные массы, борется за счастливую жизнь вместе с простыми людьми против империалистического влияния. Цитата: «Мы победим! Слава нам» – говорит о его уверенности в силе людей;
  • Изменяется творческий стиль автора. Он прославляет участников движения, которые искореняют старый государственный строй. В лице врагов появляется образ мещанства, разрухи, голода, спекуляции, обывателей;
  • Маяковский понимает, что нужно защищать свои идеалы. Даже внедрение мыслей о внешнем, внутреннем враге не заставляет его отказаться от идеи.

Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского: сочинение

В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая, исключительная роль. Он первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. В наши дни при диаметрально противоположной оценке этого переломного события истории видны глобальные масштабы совершенного им подвига. Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим талантом и участвовал в освободительной борьбе.

Эти обстоятельства сыграют огромную роль, когда придет пора зрелости — поэтической, гражданской и человеческой.

Талант поэта стремительно обретал самостоятельность. Несмотря на некоторую затемненность и абстрактность поэтической мысли, уже трагедия “Владимир Маяковский”, а особенно последовавшие за ней поэмы “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир”, “Человек” открывали совершенно новую страницу в истории литературы. Поэма “Облако в штанах” достигла такой масштабности и социального накала не только потому, что она содержит пророческие слова о близящейся революции, но и по самому характеру восприятия капиталистической действительности и отношения к ней поэта. Империалистическая война, по признанию Маяковского, отодвинула в сторону споры об искусстве. Поэтом целиком завладели темы социального характера. Лейтмотивом его творчества становится крик: долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, — человеку. В поэзии Маяковского все сильнее звучат трагедийные ноты не примирения, а борьбы. Как личную трагедию воспринимает поэт участь миллионов людей, которых кучка “жирных” обрекает на самоистребление.

Читайте также:
Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского.: сочинение

В социалистическую литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; входит, глубоко уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир подлинных хозяев планеты и Вселенной. “О, четырежды славься, благословенная!” — такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности. Резко меняется тональность стихов поэта. “Ода революции”, “Левый марш”, “Мистерия-Буфф” — это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее. Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. “Необычайнейшее”, почти фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой революцией. В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс революционного обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтоб оно стало подлинно действенным, все должно быть перестроено: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Ведь никогда перед художником не стояла столь огромная задача — содействовать объединению миллионов людей на основе новых социальных и нравственных принципов, принципов взаимосвязи и взаимообогащения. В этом искреннем желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства во имя счастья миллионов — источник новаторства Маяковского. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски путей оздоровления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. “Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры” — эти метафоры относятся и к слову поэта. Именно эти поиски средств безотказного воздействия поэтического слова на сознание, чувства, действия масс и составляют важнейшую черту “творческой лаборатории” Маяковского. Его слово, действительно, “полководец человечьей силы”, его голос — голос эпохи. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе народа, судьбе миллионов — это поэт, образ которого обретает личность. “Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем” — таково “я” Маяковского в поэме “Хорошо!”. Это “я” советского человека в наивысшем проявлении его убеждений и чувств. Высоко ценя активность личности, он прекрасно понимает значение революционных событий для формирования сознания, психики человека. Вот почему его послеоктябрьские поэмы почти всегда многолюдны и событийны. В поэме “Хорошо!” нашел особенно широкое применение принцип изображения советской действительности в диалектическом единстве героического и повседневного, точнее, героического в повседневном, обыденном. “Я дни беру из ряда дней, что с тыщей дней в родне. Из серой полосы деньки”. “Тыщи дней” — это десять послеоктябрьских лет. И почти каждый серенький день достоин войти в историю. “Хорошо!” — поэма о любви. О любви к родине, преображенной революцией. О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Как увековечить это? Нужны новые поэтические формы. Потому-то решительно заявляет поэт:

У Маяковского события революции и послеоктябрьской истории страны, даже самые незначительные, служат утверждению большой поэтической идеи. В поэме “Хорошо!” — это идея возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства, ставшего для трудящихся подлинным отечеством. Оно еще очень молодо, отечество трудового народа. Об этом ненавязчиво напоминают вкрапленные в ткань поэмы ассоциации с юностью, молодостью. Это образ ребенка на субботнике, метафоры: земля молодости, страна-подросток, весна человечества. Такой подход к фактам действительности имел принципиальное значение. Реализм поэмы — это реализм утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. “Жизнь прекрасна и удивительна!” — таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, любовно подмечая ростки нового прекрасного в жизни страны, поэт не устает напоминать и о том, что “дрянь пока что мало поредела”, что еще “очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг”. Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками — “Во весь голос”. Эта поэма — одно из самых ярких и талантливых выступлений поэта в защиту социалистической направленности творчества. Это не только разговор с потомками, но и исповедь-отчет революционного поэта перед самой высокой инстанцией — центральной контрольной комиссией коммунистического общества.

Партийность в поэме-исповеди — это не только политический и эстетический, но и нравственный принцип, определяющий главную черту поведения художника — бескорыстие, а значит, и подлинную свободу.

В этих признаниях выражена твердая уверенность поэта в том, что борьба за коммунизм — высший, поистине универсальный критерий прекрасного. Очищая нравственную атмосферу от таких стимулов буржуазного мира, как корысть, карьеризм, жажда личной славы, она создает условия для полного проявления художниками своих способностей и талантов, способствующих расцвету искусства.

Читайте также:
Стихотворение В. В. Маяковского Вам!: сочинение

Все, сделанное Маяковским в искусстве, — это подвиг величайшего бескорыстия. И как бы ни была трагична личная судьба поэта, в истории всемирной литературы трудно найти пример такого удивительного соответствия между потребностями эпохи, ее характером и — личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (сочинение)

Творчество Маяковского нельзя назвать однозначным. Довольно условно творчество можно разделить до революции и после революции. После переезда в Москву из Грузии, он попадает под влияние членов РСДРП. Его два раза за один год арестовывают. Вот в тюрьме он первый раз в жизни пишет стихи.

Он учится в Училище живописи. Знакомится с Бурлюком. Идеи футуризма захватили и молодого Маяковского. Футуристы поэтические традиции, отрицали Пушкина, Достоевского, Толстого. Предлагали забыть их, как пережиток. И Маяковский в этом их поддерживал. Втроём они издавали журнал-альманах с весьма необычным названием «Пощёчина общественным вкусам».

Футуристы считали, что как писали классики, тогда писать было нельзя. Надо было всё разрушить и преобразовать во что-то новое. Этот бунт нашёл отражение в его ранних произведениях, таких как «Ночь» и «Утро». Он практически отрицает всю систему мироздания. Герой его ранних произведений сопоставляет себя с распятым Христом. Он ведёт себя вызывающе-провокационно.

В театре «Луна-парк» ставится его стихотворная трагедия «Владимир М.», где он сам и режиссер и главное действующее лицо. Футуристы вызывающе ведут себя, сейчас бы сказали – эпатируют. Привлекают к себе внимание, скандалят, дерутся, приходится вмешиваться полиции.

В своих стихах и поэмах «Пекло города», «Облако в штанах», «Нате! Нате!» он пишет о том, что буржуазная действительность морально калечит людей. Маяковский был против Первой Мировой войны. Даже ему, человеку не военному, далёкому от политики, было ясно, что это кровавая мясорубка.

«Облако в штанах» первоначально называлось «Тринадцатый апостол». Но под таким названием цензура не пропустила поэму. Тринадцатый апостол является символом обновления жизни. В поэме Маяковский высказывает свои жизненные лозунги. Их четыре. Он отвергает существующие любовь, порядок, искусство, религию. А чего хочет? Простого человеческого счастья.

После революции Маяковский не оставил свои футуристические идеи. Они нашли отражение в «Окнах сатиры», которые он выпускал, когда работал в РОСТА. В 20-х годах он ощущает себя не только поэтом новой советской России, а её полпредом. Вот его «Стихи о советском паспорте». Сколько гордости за свою красную книжечку, которую он достаёт из широких штанин.

И от которой шарахается таможенник, как будто это граната. И она вот-вот взорвётся прямо в его руках. Сколько гордости в его словах: « Я – гражданин Советского Союза!». Он посетил далёкую загадочную Америку, в которую многие так стремились тогда, и стремятся теперь. Цикл «Стихи об Америке». Где он говорит о гордости смотреть на буржуев свысока. Ему с высоты своего роста это хорошо удавалось.

Идеалам Октябрьской революции посвящена поэма «Владимир Ильич Ленин». Для него партия и Ленин едины. «Партия и Ленин – близнецы-братья…Мы говорим партия – подразумеваем Ленин». По-моему, точнее никто не сказал не до, не после Маяковского.

Сочинение по творчеству Маяковского

Честно признаюсь, что ещё совсем недавно я был полностью уверен в том, что Маяковского мне понять сложно. Однако вчера вечером, когда я безо всякой надежды взял его книгу и прочитал “Облако в штанах”, а затем ещё и ещё многие стихотворения, я вдруг почувствовал необыкновенную близость Маяковского к сегодняшнему будню, к моему душевному состоянию.

Мне кажется, что главная особенность всех произведений Владимира Владимировича в том, что буквально каждое слово, каждая строка любого стихотворения пытается нещадно обнажить душу самого Маяковского, а для этого нужна особенная смелость и мужество. Откровенность Маяковского — это не та сегодняшняя откровенность, которая переходит в распущенность, развращает человеческую мысль.

Откровенность для Маяковского — это прежде всего максимально возможная искренность, пытающаяся вызвать стремление искренности читателя. Для того чтобы понять Маяковского, необходимо непросто внимательно изучить как литературное произведение все его стихотворения, но надо каждое из них пропустить через себя и только тогда, когда пробудится первая нота твоей собственной души, собственного сердца, придет понимание творчества Маяковского. Наверное, для каждого из нас образ Владимира Маяковского рисуется в разных оттенках и красках, и каждый находит в стихотворениях то, что готов увидеть и узнать.

Маяковский — поэт будущего, который призывает всех к единству борьбы за лучшие времена, к совести и чистоте, к справедливости. Нет, не те “молодежь”, кто восхода жизни зарево, услыхав в крови зудеж, на романы разбазаривает. Разве это молодежь? Нет! Мало быть восемнадцати лет. Молодые — это те, кто бойцовым рядам поределым скажет именем всех детей! “Мы земную жизнь переделаем!”

Читайте также:
Стихотворение В.В. Маяковского Прозаседавшиеся: сочинение

«Тема революции в поэзии В. Маяковского» — сочинение

Теория учит нас тому, что есть два пути развития – эволюция и революция. Первый постепенен и медленен, второй – это резкий скачок, быстрое изменение. Но каково людям в таких ситуациях? Эволюционируя, человек успевает меняться за меняющейся обстановкой, он успевает подстраивать под окружающее свои мысли и привычки, образ жизни. А что происходит, когда революция с бешеной скоростью сметает все старое на своем пути, не оставляя много времени на раздумья и сомнения?!

Владимир Маяковский жил именно в такое время, когда в воздухе витал дух перемен. Общество было готовой уйти от одного и прийти к другому. Только мало кто осознавал, что именно он хочет увидеть в будущем. Маяковский же не столько понимал, сколько отчаянно верил в наступление светлых дней, «коммунистического далека». Также он понимал, что изменения в обществе есть следствие изменения людей. Каждый должен был сломать себя изнутри, чтобы добиться достойного будущего.

В дореволюционных стихах Маяковский сатирически изобличает общественные пороки, засилье быта и низменность мыслей. Он задыхается среди пустых людей. Лирический герой раннего Маяковского, ничего не боясь, бросает вызов обществу, призывает к переменам. В стихотворении «Надоело», перебрав образы типичных мещанских обывателей, он заключает:

Когда все расселятся в раю и в аду,

земля итогами подведена будет –

помните: в 1916 году

из Петрограда исчезли красивые люди.

Жующая и пьющая «пиджачная куча» пугает поэта, он готов «тысячами поцелуев» покрывать асфальт и омывать его слезами, лишь бы не видеть, как мещанство «заглатывает» общество и перекрывает дорогу переменам. Как сторонник изменений, он говорит читателю: не надо так существовать! Надо жить и дышать полной грудью, в мире же столько всего интересного и стоящего!

Революция 1917 года принесла Маяковскому новые надежды. Но он понимал, что свершение переворота – это не конец, а начало, что самая сложная работа впереди. Поэтому он стихотворно прославлял революцию и ее итоги. Поэт призывал не останавливаться, а продолжать движение вперед.

В 1918 году появляется «Ода революции». Здесь революция выступает как вдохновительница, как роковая женщина, воодушевляющая на подвиги. Она многолика и разнообразна:

Каким названьем тебя еще звали?

Революция – защитница «человеческого труда», она на стороне народа, и если ты вместе с ней – ты живешь, а не существуешь. Стихотворение пропитано энергией перемен, открывающей новые страницы истории:

Твоих шестидюймовок тупорылые боровы

взрывают тысячелетия Кремля.

Между тем, Маяковский рассматривает революцию со всех сторон, ведь для кого-то она – смысл жизни, а кому-то мешает спать ночами и спокойно ходить по улицам:

– о, будь ты проклята трижды! –

– о, четырежды славься, благословенная!

И еще одно стихотворение, посвященное этой теме, я хочу отметить особо. Когда мы читаем о революции в учебниках по истории – мы видим только внешнюю сторону событий: драки, столкновения, лозунги и торжественные речи… Но все это ничто без особого настроя, без энергии сотен людей, объединенных одной целью. Революция происходит на улицах и площадях, но еще большая революция происходит в душах и сердцах. Этой важной эмоциональной составляющей и посвящено стихотворение «Приказ по армии искусства»:

баррикады сердец и душ.

Движущая сила революции – народ. Но народ надо вдохновлять и воодушевлять, а это дело тружеников искусства — музыкантов, поэтов, художников:

Это мало – построить парами,

распушить по штанине канты.

Все совдепы не сдвинут армий,

если марш не дадут музыканты.

Получается, что революция – тоже искусство, требующее вдохновения, настроя, и, конечно же, немалого труда. Тем тяжелее бремя ответственности на плечах людей искусства, ведь от них зависит исход битвы за светлое будущее. Причем революция должна стать для них не просто единичным проявлением способностей, а образом мыслей, второй сущностью:

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

Маяковский собственным примером показывал «нужное» отношение к революции. Возможно, неслучайно он родился в то время, потому что насыщенное начало 20 века дало толчок для его огромного таланта. Ветер перемен кружит голову, заставляет проживать каждую минуту жизни, как последнюю, вынуждает творить и создавать, отбрасывая лень и усталость.

Хотя, возможно, Маяковский выдавал желаемое за действительное, превознося революцию и поднимая ее слишком высоко, незаслуженно высоко. Но этим поэт и вошел в историю: своей увлеченностью, силой воли, магнетизмом, будоражащей энергией стихов. Именно усилиями таких людей и происходят настоящие революции – революции в обществе и в сознании.

Вариант 2

Когда я впервые познакомился с Владимиром Маяковским, я не знал ни «Что такое хорошо, ни что такое плохо». Маяковский был для меня чистым листом, которому суждено было заполниться противоречивыми мыслями, криками, вопросами и, не всегда, ответами.

Читайте также:
Знакомство с творчеством Владимира Маяковского: сочинение

Владимир Владимирович сразу очаровал меня своей энергичностью. На смену надоевшим хореям и ямбам наконец-то пришло что-то неординарное, буйное, необузданное. Я думаю, во многом это то, что мы бы сейчас назвали «молодежное». Было непонятно, и это непонимание вызвало дикий интерес. Его строки вызывают резонанс внутри, заставляют взрываться и не позволяют оставаться безразличным. Особое построение стихотворения, особые рифмы – все это вызвало ощущение, что ты – скала, а Маяковский – кирка. Его фирменная железная хватка дала мне увидеть в Маяковском Мужчину, который настойчиво сам пробивает себе путь per aspera ad astra, который крепко стоит на своем, не боится громких заявлений и не менее громких поступков.

Вторым этапом моего знакомства с В. В. Маяковским и его творчеством стало прочтение статьи «Как делать стихи?» Не могу выразить, насколько это сильно повлияло на восприятие всей поэзии автора. Вдруг вместо хаотично расположенных «лесенок», я увидел гармонию, задумку, тщательно выверенные временем с точностью до буквы строки. Статья дала понимание того, как работает мастер, дала понимание, что это такая же техника, как и ямбы, и хореи. Именно после неё у меня самого проснулся интерес к поэзии, я как будто понял, что стихи это не только высокопарные слова и красивые рифмы. Мне кажется, Маяковский вообще изменил понятие «красиво» в поэзии. Многие поначалу не понимают этого поэта, считая его некрасивым, искривившимся, абсурдным. На самом деле, Маяковский дает взглянуть на то, что кажется уродливым под другим, непривычным углом зрения. Было также интересно узнать из статьи, почему, кому и зачем писал Владимир Владимирович.

Третий этап – любовная лирика. Через какое-то время я действительно понял, что многие стихи автора были написаны именно из-за столь томящей его Лилички. Здесь сложно что-то добавить, кроме того, что многие вещи начинаешь понимать только после того, как пережил или переживаешь сам. Маяковский в свойственной ему манере описывал свои чувства, мысли, страдания и радости, которые находят отклик внутри многих.

В целом, Маяковский стал для меня своего образа эталоном поэта. Именно на него я, зачастую, меряюсь, когда пишу очередное стихотворение. И дело тут не в слепом копировании стиля, а скорей с тем подходом, который он имел, обращаясь к поэзии. Конечно, в чем-то наши взгляды не сошлись, но я нашел в нем близкого по духу человека. Маяковский привнес тот заряд, который мне нужен в повседневной жизни, заряд, который нужен, чтобы в трудный момент не опустить руки, а поверив в свои силы, взять кирку и вырубить глыбу решительного шага вперед, имя которому «несмотря ни на что».

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (сочинение)

Тема предназначения поэта и поэзии особенно актуальна для авторов, в творчестве которых на видное место выступает социальный, гражданский аспект жизни. В русской литературе поиски творческих ориентиров были характерны для творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака. Разумеется, не мог пройти мимо этой темы и числивший себя «агитатором, горланом, главарём» Владимир Владимирович Маяковский.

От классических образцов его поэзия принципиально отличалась и внешним строем, и содержанием. Однако сама нетрадиционная форма его стихов была направлена в первую очередь на то, чтобы привлечь читателя, завоевать его, то есть творчество Маяковского ни в коей мере не мыслилось им как «искусство ради искусства».

Образ пушкинского пророка, взывающего к сердцам людей, к поэтическому идеалу Маяковского гораздо ближе, чем это может показаться на первый взгляд. Пророк — это провидец, тот, кому дано узреть будущее, открыть людям истину. Безусловно, этот символ отвечал творческим целям футуристов, к которым принадлежал и Маяковский. Образ пророка вполне соотносился с их представлениями о своей роли в истории искусства и развитии общества, что видно на примере ранних стихов Маяковского:

Вижу идущего через горы времени,

которое не видит никто.

Поэтический талант, который, подобно звезде, загорается в человеке, в восприятии Маяковского не является лёгким даром. Поэзия предстаёт для него не столько продуктом «чистого» вдохновения, сколько результатом напряжённого интеллектуального труда, сопоставимого с самой тяжёлой и кропотливой физической работой. Такое понимание специфики поэтического творчества Маяковский выразил в сатирическом стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». При чтении этого стихотворения невольно вспоминаешь «Разговор книгопродавца с поэтом» А.С. Пушкина. Произведения обоих поэтов перекликаются даже названиями!

С классиками — в первую очередь с Пушкиным и Некрасовым — Маяковского роднит и постоянное внимание к проблеме взаимоотношений поэта и «толпы». Именно к «толпе», к омещанившимся обывателям чаще всего обращается поэт в своих наиболее острых сатирических произведениях. Сами заглавия таких стихотворений указывают на адресата: «Вам!», «Нате!».

В творчестве Маяковского присутствуют и характерные для классиков обращения к собратьям по «писательскому цеху»:

Читайте также:
Анализ стихотворений В. Маяковского Блэк энд Уайт и Бруклинский мост: сочинение

дайте новое искусство,

чтобы выволочь республику из грязи.

Поэзию Маяковского в целом отличает устремлённость в будущее. Свой поэтический идеал он соотносит с масштабами эпохи.

По мнению Маяковского, поэт — это прежде всего Гражданин, призванный самим Временем служить своей стране и её народу. И в этом смысле его роль сравнима с назначением мощного прожектора, маяка, высвечивающего всё старое, косное и безобразное и одновременно проясняющего всё новое, несущее в себе черты будущего.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского

Революции — Февральскую, а затем и Октябрьскую, Маяковский встретил восторженно. Теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство
собственного достоинства.
В то время как многие выдающиеся деятели русской культуры не приняли революцию, футуристы, назвавшись комфутами («коммунистическими футуристами») предъявили свои претензии представлять государственное искусство. В его поэзию все решительнее врывается «грубая» действительность. Более того, бытовая и политическая конкретика и высокая патетика могут сливаться в его произведениях, а не противостоять друг другу. При этом стих оказывается лишен как приземленнос-ти, так и воспаренности. Поэзия становится оружием, задачи жизнестроения оказываются для нее важнейшими. Поэт настаивает на «производственном отношении к искусству» и упорно старается подтвердить это своим творчеством.
Маяковский жил в сложную переломную эпоху, которая выдвинула перед ним целый ряд новых требований и целей. Октябрьская революция поставила перед советской литературой задачу создания нового социалистического искусства. Идей-нонравственную платформу футуристов Маяковский выразил в двух «Приказах» по «армии искусства». «Довольно грошовых истин. / Из сердца старые вытри. / Улицы — паши кисти. / Площади — наши палитры». В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного ему общества, о роли поэзии в жизни людей. «Светить всегда, светить везде», — так определял задачу поэзии В. Маяковский.
В стихотворении «Приказ по армии искусств» Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору, заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных бытовых деталей. Но в ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты, которые затем возвышаются до патетики.
Маяковский искренне верил в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность перемен, которые должны привести людей к счастливой жизни. Владимир Владимирович первый, используя свой необыкновенный талант, соединил политику и лирику. В ранних стихах внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и поймет, что за внешним шумом стоит ранимая, одинокая душа. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе, но на самом деле он одинок, и душа его жаждет любви и понимания. Стихотворение 1914 года «Послушайте!» — это крик поэта. Лирический герой отчаянно пытается обратить внимание людей на волнующую его проблему. Поэт говорит о том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством.
Маяковский подчеркивал ответственность поэта перед обществом, он ощущал себя выразителем чувств и мыслей улицы, поэтому его поэзия отличается высокой идейностью и народностью. Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на нее флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому ГРУДУ родствен», — утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был пре-меньшать значение и результаты этого труда. Только упорный вдохновенный труд [ает поэту право стать «водителем» народа, а не его «слугой». Поэт — это активный троитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с ем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о ом, что «чистого», нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит ему, по мне-ию Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое есто в строительстве новой жизни.
В неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский подводит итог своей 20-гтней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет со-эй острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками, ^есь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в «коммунистическом дале-)», разговаривает с ними, «как живой с живыми». Он старается осмыслить суть и [ачение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем заключается назначе-те поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой л ант щедро отдает трудовому народу. Бескорыстное служение людям, равноду-1е к почестям и славе — вот отличительные черты Маяковского-поэта.
Несмотря на такое отношение к идеям революции, в разгуле стихии, террора у не находилось места среди устроителей новой жизни, пока Маяковский не стал грудничать с «Окнами сатиры» РОСТА. Работа там увлечет Маяковского. Он пре-атит ее в индустрию плакатного искусства. Из вороха газетных сообщений выби-1ись самые злободневные, на эти темы делались рисунки и подписи к ним. Маяковский предлагал тексты для плакатов, а также нередко рисовал сам. Тексты Майского нередко являются стилизацией народной песни, частушки, балаганного ыва, они демократичны и рассчитаны на восприятие человека улицы. Изначально слитность поэзии Маяковского с темой революции многократно отмечалась, без внимания оставлена была иная неразрывность мотивов в его творчестве: олюция и гибель поэта.

Читайте также:
Революцией мобилизованный и призванный (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.): сочинение

Сочинение: Стихотворение Маяковского О дряни

Для В. Маяковского было важно умение отделять главное от второстепенного. К категории мелочей, которым не нужно уделять много внимания в жизни, поэт относил власть, деньги и славу. Как и М. Горький, В. Маяковский уделял много внимания в своем творчестве критике мещанства. Поэт показывает, как «быт» завоевывает все жизненное пространство, подчиняя мысли и энергию человека одному лишь стремлению приобретать и окружать себя все новыми и новыми вещами, без которых вполне можно и обойтись. Качество или количество этих вещей (одежды или мебели) ассоциируется у людей, зараженных мещанской психологией, с их жизненным успехом. Имущество становится постепенно главной целью их существования. Ради уютно обставленного гнездышка, своеобразного бытового оазиса, они готовы попирать любые идеалы, торговать своей совестью и даже превратить все остальное вокруг себя в пустыню.

В творчестве В. Маяковского существует целый ряд сатирических произведений, содержащих сокрушительную критику мещанства. Стихотворение «О дряни» – одно из наиболее острых и выразительных.

Произведение имеет четко выраженную вступительную часть, где «дрянь», разговор о которой провозглашается чрезвычайно важным и актуальным, противопоставлена героям. Стихотворение написано в самом начале двадцатых годов. В это время провозглашенные революцией ценности начали проверяться практической жизнью. Именно тогда после водоворота событий предыдущих лет начали вновь возрождаться мещански-обывательские настроения. Несомненно, каждому человеку свойственно стремление поиска лучшей жизни, именно жизни, а не доли своей. Маяковский с гневом обрушивается на тех, кто стремится, прикрывшись новой общественной идеологией, взрастить старые порядки. Брезгливо повествует поэт о такой парочке приспособленцев. В стихотворении «О дряни» они сравниваются с птицами, переменившими оперенье и свившими уютные кабинеты и спаленки.

Мысли и жизненные идеалы героев мастерски раскрываются в диалогах. Весь смысл их существования состоит в приобретательстве. Фальшь видна во всем: создавая для других пятилетние планы, сами они в это время предпочитают отсиживаться в теплых кабинетах.

Ирония Маяковского в ходе развития сюжета произведения постепенно нарастает. Едва заметные контрасты и социальные разногласия становятся броскими и кричащими. Циничны мечты Нади о новом платье с серпом и молотом. Не менее отвратительны слова ее мужа о тихоокеанских галифищах. И дело не только в том, что от излишества материальных благ люди не знают уже, на что потратить свои деньги. Важно, что они стремятся подчеркнуть свое превосходство над другими. Их уже не устраивает тихое существование в уютном семейном гнездышке. Спесь так и лезет наружу, так и режет глаза окружающим.

Контраст мещанской бытовой реальности и светлых идей служения общественным идеалам создается в данном стихотворении при помощи деталей интерьера: пианино, самовар, канарейка, котенок символизируют уютно обустроенную жизнь, ее неторопливое течение. Но не так привлекателен этот обывательский мирок с точки зрения Маяковского. Слово «пианино» в стихотворении почему-то склоняется. Очевидно, сами хозяева инструмента настолько необразованные, что не знают, как его правильно употребить в речи. Котенок греется на газете «Известия». Скорее всего хозяин дома ее так и не читал, а если и читал, то не слишком ценит изложенную в ней информацию. Канарейка в стихотворении не поет, а «оголтело верещит». Эта художественная деталь также снижает образ «коммунизма в отдельно взятой семье». Максимального же накала гневная сатира Маяковского достигает в сцене, когда со стены вдруг начинает возмущаться всей этой обывательщиной портрет Карла Маркса, с именем и учением которого вершилась революция. Данный прием, когда в произведении реальный план соединяется с фантастическим, в литературоведении называется гротеском. Гнев Маяковского обрушивается на канарейку, «песенка» которой символизирует образ мещанского быта.

Скорее головы канарейкам сверните –

канарейками не был побит! –

кричит возмущенный Маркс. А поэт Владимир Маяковский молчаливо присоединяется к его словам.

Анализ стихотворения «О дряни» (В. В. Маяковский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.11.2019 · Обновлено 22.11.2019

Стихотворение Владимира Маяковского «О дряни» является одним из самых известных его произведений и входит в условный список «стихов против советской бюрократии». Многомудрый Литрекон представляет структурный взгляд на данную работу великого советского поэта и ее анализ по плану.

История создания

Стихотворение «О дряни» написано в 1920-1921 годы. Еще не закончилась Гражданская война, но уже начинается НЭП. Кому же оно посвящено? Начиная со слов о героях войны, поэт сразу же переключает свое внимание на персонажей мирной жизни ( «теперь поговорим о дряни») и пишет о так называемых «мещанах», впрочем, сразу же оговариваясь, что «вовсе не против мещанского сословия». Тут важно понимать, что под мещанами поэт подразумевает не социальный класс (буквально мещане — городские жители), а обрюзгших в обыденности «прозаседавшихся» из другого своего одноименного стихотворения, неразрывно связанного с произведением «О дряни» общей темой и общим объектом инвективы. Далее мы раскроим их образ полнее, и ответим на вопрос, чем же они так возмущают поэта.

Читайте также:
Современна ли сатира В. Маяковского: сочинение

Поразительно, как рано Маяковский предвосхитил события и назвал «врага революции» в лицо, заранее уловив процессы в обществе, которые спустя десятилетия приведут страну к закату Советского Союза.

Жанр, направление, размер

Маяковский обладает совершенно уникальным стилем письма, его манеру сразу можно определить на глаз. Речь идет о его фирменной «лесенке», которую ни с чем другим не перепутать, и жанровое своеобразие у такого необычного классика налицо.

Это футуристический уход от твердых поэтических форм, метафорический соцреализм в форме тонического стиха. Конкретно стихотворение «О дряни» является инвективой.

Образы и символы

Ключевым символом стихотворения «О дряни» является «канареица», появляющаяся в самом конце — птичка, «верещащая из-под потолочка» — очевидно, имеются ввиду настенные часы — в старину были такие, когда они отбивали ровное время, из них с характерным звуком вылетала птичка. Вряд ли у обывателя под потолком летала настоящая канарейка, это бы сразу вывело персонажа из числа обывателей, а настенные часы — пожалуйста, у каждого второго в доме находились такие.

«Канареица» в стихотворении Маяковского символизирует мещанство, всю эту «дрянь» и «обывательщину», чьи нити «опутали революцию», а описанная в произведении «та или иная мразь» — ее собирательный образ.
Собственно, идеалы революции олицетворяет «оживший» портрет Карла Маркса, чей образ тоже имеет центральное значение и противопоставляется образу «канареицы».

«Обыватели» склоняются к образу «канарейки», образ автора, то есть самого Владимира Маяковского, очевидно тяготеет к Марксу и идеалам революции.

Где же находится лирический герой? Он здесь полностью сливается с образом автора, то есть с образом самого Владимира Маяковского. Это тут случай, когда лирический герой и образ автора полностью совпадают, и именно от своего, первого лица написал это стихотворение Владимир Владимирович.

Темы, настроение и проблемы

  • Тема стихотворения «О дряни» — внутренний враг коммунизма. Враг не классовый и не идеологический — критике поэта скорее подвергаются внутренние качества людей, такие как мелочность (все, чем они грезят, это «тихоокеанские галифища» и «с эмблемами платья», чтобы «из штанов выглядывать, как коралловый риф» и «на балу фигурять в Реввоенсовете»), конформизм и приспособленчество («стеклись они, наскоро оперенья переменив», то есть изменив своим прошлым взглядам; отсутствие реальных дел, и лишь их имитация, «просиживание штанов» («Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники») и так далее.
  • Настроение — как и у большинства стихотворений Маяковского, эмоционально-революционное, агитационное и экспрессивное.
  • Проблема стихотворения «О дряни» — «качество кадров» в системе государственного менеджмента, говоря современным языком, засилье бюрократии и порочность этого засилья, угроза делу всей революции.

Основная идея

Маяковский, как и многие другие поэты того времени, воспринимал Революцию идеалистично-возвышенно, можно даже сказать, романтизировал ее. А любой идеализации и романтизации, очевидно, чужд «обывательский быт», чужда человеческая посредственность, поэт ее не принимает и презирает, снабжая стихотворение «криком души» якобы ожившего портрета Карла Маркса, через который явственно считывается восклицание самого Маяковского, с призывом очистить и спасти Революцию от «обывательщины».

Смысл стихотворения «О дряни» в том, что для этих людей идеалы революции на самом деле ничего не значат, и они предадут их, как предали старый режим, как только «ветер переменится», что и случилось в итоге с Советским Союзом в конце XX века. Удивительно, что Маяковский на заре советской эпохи смог увидеть одну из скрытых причин ее будущего заката.

Главная мысль стихотворения «О дряни» прямо выражена в последних шести строчках стихотворения, в которых заключается кричащее предостережение поэта. И как мы знаем из курса новейшей истории, его опасения подтвердились.

Средства выразительности

Естественно, текст «О дряни» насыщен средствами фирменной поэтики Маяковского сполна. И эпитеты, и метафоры — все, как полагается. Попробуем разобрать некоторые его тропы.

  • «Утихомирились бури революционных лон» — метафора — революция воспринимается как буря, которое имеет свое «лоно» и которое «утихомиривается». Мощная строчка.
  • «Подернулась тиной советская мешанина. » — жизненные процессы внутри молодого советского государства названы «мешаниной», и тут же уподоблены то ли озеру, то ли болоту, так как она «подернулась тиной» — опять метафора. Как мы видим, у Маяковского метафора сидит на метафоре и метафору погоняет.
  • Поэт часто использует просторечную лексику: «от самовара разморясь», «в чем сегодня буду фигурять»
  • «Из-под потолочка верещала оголтелая канареица» — здесь и емкий эпитет «оголтелая» (сразу представляется орущая птица, не правда ли? ), и неологизм «канареица», построенный по принципу нетипичного окончания — сразу делает образ куда более оригинальным и необычным, чем простая «канарейка», и придает особый стилистический окрас.
  • «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит! » — «обывательский быт» и «канарейки» параллельны, они персонифицируются и несут реальную угрозу коммунизму, они могут его «побить». Впечатляет.
Читайте также:
Размышления над поэзий Маяковского: сочинение

Как мы видим, средствами выразительности пропитано все стихотворение насквозь, и оно обладает удивительной художественной силой. Еще бы, ведь это Маяковский, ребята!

«О дряни» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – жанр, тема, идея

  • Анализ стихов
  • Маяковский
  • О дряни

Владимир Владимирович Маяковский — один из известных писателей старого времени. Он освещал в своих произведениях государственную власть и все что с ней связано. Он был очень талантливым и работал во многих направлениях. На протяжении многих лет произведения изучают в школе и разбирают творчество Маяковского. В начале своего творчества он зарекомендовал себя как сатирик и даже публиковался в газете «Сатирикон». Поэт очень сильно переживает за будущее своей страны и пытается с помощью своих произведений бороться с несправедливостью местных властей.

Стихотворение «О дряни «, является одним из сатирических произведений в котором Маяковский, раскрывает проблемы государства и напыщенность мещанского сословия. В начале произведения поэт как бы предупреждает, что не имеет ничего против мещан, тем не менее, обращается к ним «дряни». Стихотворение было написано в 1921 году против буржуазного общества. Он описывает, что мещане смогли не только пережить революцию, спрятавшись по «норам», но и не поменяли своего отношения и мировоззрения.

В центе описания стихотворения являются мещане, которые зависят от красивых вещей и предметов быта. Он не имеет ничего против этих людей, он высмеивает их мышление и образ жизни. Маяковский описывает что люди, которые занимают высокие должности в государственных органах, абсолютно ничего не делают, а лишь сидят и протирают свои штаны.

Главными героями данного стихотворения являются мещане, у которых низменные желания. Они делают вид, что приняли новую власть и даже на платьях у жен присутствует советская атрибутика, а в разговоре называют друг друга – товарищ. Они окружают себя так же и советской символикой в виде портрета Карла Маркса, но все это напускное. Мещане же переживают лишь о своем материальном достатке. Для них важно красиво и богато выглядеть, а не то, что происходит вокруг них. Маяковский упоминает, и интерьер дома, где находится самовар, и пианино что указывает на их буржуазность.

В произведении поэт пытается отнестись ко всему с иронией, употребляя уменьшительно ласкательные слова как бы высмеивая мещан. В конце своего стихотворения Маяковский вообще описывает фантастическую картину, оживает Карл Маркс, который больше не мог слушать, что говорят «оголтелые канареицы» .

Русский поэт описал действия, происходящие в то время, высмеивая некоторые факты жизни. Но в своих стихах он всегда относится с тревогой к обществу и призывает людей обратить внимание на мещан, которые заняли высокие посты и ломают новые устои власти. Маяковский очень хотел, чтоб общество стало лучше, поэтому до сих пор его произведения включают в школьную программу.

Читать кратко по плану

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О дряни.
История создания – Стих написан в 1921 году в качестве реакции писателя на лицемерие определенной категории граждан, не принявших идеи революции, но сумевших приспособиться к новым реалиям.

Тема стихотворения – Протест против мещан, высмеивание их пороков.

Композиция – Блоки композиции весьма условны. Стихотворение состоит из зачина, экспозиции, кульминации и развязки.

Жанр – Сатирический фельетон.

Стихотворный размер – Дактиль, тонический стих.

Резкие, грубые слова – «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Уменьшительно-ласкательные суффиксы – «спаленка», «потолочек».

Гипербола – «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Неологизмы – «оголтелая канареица», «фигурять».

Основная идея

Маяковский, как и многие другие поэты того времени, воспринимал Революцию идеалистично-возвышенно, можно даже сказать, романтизировал ее. А любой идеализации и романтизации, очевидно, чужд «обывательский быт», чужда человеческая посредственность, поэт ее не принимает и презирает, снабжая стихотворение «криком души» якобы ожившего портрета Карла Маркса, через который явственно считывается восклицание самого Маяковского, с призывом очистить и спасти Революцию от «обывательщины».

Смысл стихотворения «О дряни» в том, что для этих людей идеалы революции на самом деле ничего не значат, и они предадут их, как предали старый режим, как только «ветер переменится», что и случилось в итоге с Советским Союзом в конце XX века. Удивительно, что Маяковский на заре советской эпохи смог увидеть одну из скрытых причин ее будущего заката.

Главная мысль стихотворения «О дряни» прямо выражена в последних шести строчках стихотворения, в которых заключается кричащее предостережение поэта. И как мы знаем из курса новейшей истории, его опасения подтвердились.

Читайте также:
О сатирических стихотворениях 20-х годов: сочинение

История создания

Будучи, в первую очередь, не только поэтом, но гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от происходивших в ней событий. Он обладал удивительной способностью подмечать все нарывы окружающей действительности, и открыто выставлять их напоказ на суд общественности. При этом методы его были зачастую ироничны, неприглядны и весьма негуманны.

Беспощадное перо Маяковского выхватывало самую суть пороков, царивших в обществе, и в жесткой и нелицеприятной форме осмеивало их. Очередным подтверждением тому стало произведение «О дряни», написанное поэтом в 1921 году. Пережив свержение самодержавия и ужасы гражданской войны, социум стал привыкать к новым условиям жизни.

Однако далеко не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Мимикрировав в новой обстановке, они по-прежнему исповедовали свои застарелые мещанские ценности. Именно этим людям – мещанам по духу – и посвятил свои строки поэт-бунтарь.

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «О дряни»

7 сентября 2013

Лично я воспринимаю творчество Маяковского неоднозначно, но его сатирические стихи просто обожаю и читаю с истинным наслаждением. Его юмор, ирония, сатира такие хлесткие и увесистые, словно оплеухи, которые он заслуженно «отвешивает» разного рода негодяям.

В полной мере это относится к творению Владимира Владимировича «О дряни», где он жестко и даже беспощадно высмеивает обывателей, мещан и просто «ту или иную мразь». Ловко используя в своем произведении достаточно своеобразную лексику, он не боится испортить впечатление о себе, как о поэте и замечательном авторе. В этом стихотворении он называет вещи своим именами: если человек -мразь с толстым задом и неприятным мурлом — Маяковский прямо так и пишет. Да и название произведения заставляет задуматься.

Поэт смело критикует тех «революционеров», которые используют новый строй исключительно для собственной наживы и обогащения, он не боится и смело говорит о тех «выскочках», для которых серп и молот стали модной символикой.

При этом автор говорит об этих людях нового социалистического строя с горькой иронией, ведь ждали-то от прогрессивного человечества совсем не этого. А оказалось, что бытовуха смогла ярых революционеров превратить в толстозадых, зажравшихся собственников, главное для которых — сытая и вольготная жизнь. Они пользуются благами и привилегиями, забыв о тех, в рядах которых еще пятилетку назад сражались.

Кульминацией стихотворения, безусловно, стал вышедший из себя, выкрикивающий с портрета обвинительные слова Карл Маркс. Такой оригинальный и неожиданный способ встряхнуть мещан выбрал поэт-сатирик. Забавно и хлестко, всего в двух строках зачинатель коммунистического движения ставит на место зажравшихся управленцев разных уровней.

Не нарушая привычный для себя стиль написания, Маяковский лишь заостряет внимание на тех словах, которые для него самые важные, выделяя их в отдельные строки. К примеру:

И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина.

Смело выступая против беспредела, который творится в новом государстве, открыто критикуя недостатки тех, кому народ доверил управление страной, Маяковский показал, что он целиком и полностью принял новый строй и готов отстаивать его принципы доступным ему способом.

Меня просто восхищает смелость и прямота поэта, а также приводит в восторг его прекрасное чувство юмора.

Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.

Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов. В то время как всякая «дрянь» пряталась по теплым углам, пережидая тяжелые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина» почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.

Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем произведении.

В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю». Все общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.

В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдется и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.

Читайте также:
Поэма Хорошо!: сочинение

Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдает себе отчет, насколько опасно оно для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несет огромную угрозу всей идее коммунизма.

Главные персонажи произведения

Проводя краткий анализ «О дряни» Маяковского, необходимо упомянуть о главном действующем персонаже произведения. Это мещанин с его низкими интересами. Его поэт называет «иной мразью». Мещанин мечтает о приобретении разного добра: например, предметом его желаний являются «тихоокеанский галифища». Что касается его супруги, то она тоже не прочь разнообразить свой гардероб. Но платье она хочет непременно с советской символикой. Ведь «без серпа и молота не покажешься в свете». Поначалу может показаться, что мещанин является человеком советской эпохи. Но затем читатель видит, что в действительности его быт наделен признаками другой эпохи – об этом говорит самовар, пианино.

Произведение является не только материалом для подробного анализа сатиры Маяковского. «О дряни» выражает также личные опасения поэта по поводу влияния лицемерных мещан на советский режим. Ведь они скрываются за общепринятыми символами, но в действительности никогда не переставали быть мещанами. Опасными они кажутся Маяковскому еще и потому, что оказываются способными втереться в правительственный аппарат, а именно это порождает вездесущую болезнь бюрократии. Помимо этого, поэт всей душой ужасался от мещанской атмосферы, которая стремилась «утихомирить волны революционных лон».

Композиция

Для стиха «О дряни» характерно весьма своеобразное композиционное построение с условными блоками. Произведение начинается с хвалебного возгласа поэта, которое в следующий миг сменяется горькой сатирой. Это своеобразный зачин стихотворения.

Далее следует экспозиция, в которой Маяковский делится своими соображениями касательно причины «живучести» мещанства в стране Советов. Он ярко и красочно описывает образ типичной мещанской супружеской пары.

Кульминационным моментом в произведении является гневная речь изображенного на картине Карла Маркс, не выдержавшего махровой обывательщины.

Его весьма экспрессивное обращение служит логической развязкой в стихотворении.

Кого обличает поэт

Анализ «О дряни» Маяковского показывает, что произведение является одним из образцов, в которых отражается сатирическое мастерство Маяковского. В каждой из его строчек читатель слышит беспощадный и обличительный смех. Поэт высмеивает тех, для кого новая эпоха в жизни страны была всего лишь периодом, к которому можно и нужно было приспособиться. Также он обличает обывателей, для которых символика советского времени была всего лишь данью моде. С большой ненавистью Маяковский относится к подобным «типам». И чтобы еще больше привлечь внимание своих читателей, поэт «оживляет» портрет К. Маркса: «Маркс со стены смотрел, смотрел… и вдруг да как заорет…».

Средства выразительности

Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности. В первую очередь бросается в глаза обилие грубых, резких слов: «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчеркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».

В качестве гиперболы, доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Для повышения выразительности стихотворением Маяковский берет на вооружение неологизмы, которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».

Образы и символы

Ключевым символом стихотворения «О дряни» является «канареица», появляющаяся в самом конце — птичка, «верещащая из-под потолочка» — очевидно, имеются ввиду настенные часы — в старину были такие, когда они отбивали ровное время, из них с характерным звуком вылетала птичка. Вряд ли у обывателя под потолком летала настоящая канарейка, это бы сразу вывело персонажа из числа обывателей, а настенные часы — пожалуйста, у каждого второго в доме находились такие.

«Канареица» в стихотворении Маяковского символизирует мещанство, всю эту «дрянь» и «обывательщину», чьи нити «опутали революцию», а описанная в произведении «та или иная мразь» — ее собирательный образ. Собственно, идеалы революции олицетворяет «оживший» портрет Карла Маркса, чей образ тоже имеет центральное значение и противопоставляется образу «канареицы».

«Обыватели» склоняются к образу «канарейки», образ автора, то есть самого Владимира Маяковского, очевидно тяготеет к Марксу и идеалам революции.

Где же находится лирический герой? Он здесь полностью сливается с образом автора, то есть с образом самого Владимира Маяковского. Это тут случай, когда лирический герой и образ автора полностью совпадают, и именно от своего, первого лица написал это стихотворение Владимир Владимирович.

Разбор произведения по плану

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского по плану может включать в себя такие пункты:

  1. Название произведения.
  2. Когда было написано стихотворение, что послужило его написанию. В данном случае — недовольство поэта мещанами.
  3. Художественные средства, используемые поэтом (неологизмы, контраст, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  4. Образ героя. В данном случае это мещанин с его низкими интересами.
  5. Мнение школьника о произведении.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: