«Край ты мой, родимый край…»: сочинение

Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 49.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 49.

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край ты мой, родимый край», в котором тонко и ёмко передан образ России. В школе его изучают в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край ты мой, родимый край» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».

Эпитеты«край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край».

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте неё развивается и идея, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хотя и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает её язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приёма поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведёт эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!» .

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей. А. Толстой использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём главное – эмоциональная составляющая. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер, картины природы даются сквозь призму восприятия лирического героя.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай» . Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый» , «бор дремучий», «свист полночный соловья» .

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!» .

Сочинение: Анализ стихотворения А. Толстого Край ты мой, родимый край

Стихотворение А.К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи?

Первое предложение начинается и заканчивается словом «край», как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается тема произведения: «Край ты мой, родимый край…».

Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал своё: образы, звуки, цвета, ассоциации. С родным краем у Толстого ассоциируется «конский бег на воле», красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле. Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном. Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе. Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. «Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!»//. Во втором четверостишии слово «край» сменяет слово «родина». Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.

Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.

XIX век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Все стихотворение А. К. Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие животного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья», то гул ветра. Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…» (А. К. Толстой)

Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…» (А. К. Толстой), одного из первых произведений поэта, — это маленький шаг на пути к раскрытию для себя творчества одного из самых удивительных и музыкальных писателей.

Стихотворение написано в 1856 году, на заре творчества А.К. Толстого. Нет никакой особенной яркой предыстроии у этого небольшого произведения. Но известно, что писатель перед этим много путешествовал по миру, и, наверное, тоска по Родине и любовь к родным краям вдохновили его на написание стихотворения.

В стихотворении раскрывается тема бесконечных просторов России и такой же бесконечной и бескрайней любви к ней. Но эта любовь выражена непривычно для читателя, потому что в стихотворении нет развернутых описаний пейзажей нашей страны, и все равно мы понимаем, насколько сильно чувство лирического героя к своей России.

А особенно удивительно то, что это сильное чувство выражается в простом и коротком произведении, состоящем всего из двух строф.

Нет у стихотворения и определенного сюжета, потому что нет в нем ни одного глагола, но динамичность создается за счет образов животных, природа родного края наполнена звуками. Все в стихотворении как будто живет и движется.

Первое четверостишие начинается с обращения к родному краю: «Край ты мой, родимый край…». Короткая строчка, но сколько в ней любви и преданности. В незамысловатых эпитетах «мой», «родимый» звучит что-то родное и теплое, как будто сын обращается к своей матери.

В следующих строках возникают образы животных: лошади, орла, волка. Но они появляются не так, как обычно это бывает, через описание. Но мимо нас как будто проносится конь, в небе кричит орел, а в поле воет волк. Просторы края наполнены звуками животных и птиц, символичных для нашей страны.

Вот образ коня, красивого и молниеносного, благородного, как русский человек. Орел в небе символизирует собой свободную и гордую Русь. А еще он как будто бы парит над краем и смотрит своим зорким глазом по сторонам, защищая родину.

Так же символичен и образ волка, одиноко воющего в поле. Волк – это свободолюбивое умное и преданное животное. В нем воплотилась сила духа русского человека.

Три главных символа России – три стража своей родины, олицетворяют мощь и свободу страны.

Первые строки второго четверостишья начинаются со слова с древнерусским корнем. «Гой» — значит, жизнь. Именно в родине лирический герой находит саму жизнь:

Гой ты, бор дремучий!

Во второй строке появляется образ бора. Его тоже можно понимать как символ русской земли, на которой к дереву всегда было особое отношение. Но писатель упоминает в своем стихотворении не просто одно дерево – символ жизни и прочную связь со своими историческими корнями. У Толстого целый бор. Мне кажется, это символ соборности русского народа, обобщенности и великой духовности его. Эпитет «дремучий» тоже можно понимать как тесную связь русских людей между собой. Через дремучий бор не пройти случайному человеку. И в нем тоже сила родной земли.

В последних двух строках мы слышим свист соловья, которому вторит «ветер, степь да тучи!» С помощью этих образов создается ощущение свободы и единства мира человека и мира природы. Все вокруг как будто и чувствует, и мыслит одинаково.

Образы стихотворения уносят читателя во времена Древней Руси. И это характерно для творчества А.К. Толстого. В обращении к истории своей родины проявлялись любовь и патриотизм поэта.

В стихотворении А.К. Толстого нет прямых сравнений, но зато с помощью метафор «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех» все-таки мы видим сравнение родного края с одними из самых величественных животных.

Несмотря на простоту, стихотворение очень музыкальное и эмоциональное. Такое настроение ему придают восклицательные предложения. Впрочем, в нем совсем нет других предложений. Этот маленький монолог лирического героя хочется читать громко, стоя на высоте, почти выкрикивая каждое слово, чтобы его услышали все. Кажется, что сам автор стоит посреди полей, окруженных дремучим бором, громко поет песню своей родине, но поет как будто самим сердцем.

Мне понравилось это небольшое стихотворение тем, что оно создает восторженное, оно учит любить свою родину, но делает этот ненавязчиво. Читаешь его и представляешь себя радом с лирическим героем в той, древней, России.

“Край ты мой, родимый край…”

Любовь к родине, к местам, где ты родился и вырос, живет в сердце каждого человека. Однако далеко не каждый сможет выразить свои чувства к родному краю так, как это делают поэты.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

Волчий голос в поле!

Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.

Нежностью и трепетом перед первозданной красотой родной

Звезды меркнут и гаснут.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

В этом стихотворении автор восхищается оптимизмом и трудолюбием своего народа. Много страданий выпало на долю русского крестьянства, но люди все же сумели сохранить в себе эти чудесные качества. Еще не взошло солнце, а рыбаки уже проверяют сети, готовят лодки. Поля же просыпаются под веселую песню труженика-пахаря:

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет;

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты! душа, отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения А. Толстого “Край ты мой, родимый край…” 1 вариант Стихотворение А. К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи? Первое предложение начинается и заканчивается.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ Я родилась и живу в замечательном городе, одном из самых больших городов мира – Москве. На этот год пришлись две знаменательные даты в моей жизни. Я заканчиваю.

Сочиненин по картине Васнецова “Северный край” Северные края – это безграничные просторы, дикая природа и чистые реки. Это нетронутые людьми места. Такие места не могут не вызвать восторга, бурю эмоций и впечатлений. Васнецов нарисовал картину “Северный.

Тульский край Каждый уголок России прекрасен по-своему, но именно то место, где мы родились и выросли, кажется нам самым лучшим. Не все ощущают это в детстве, живя постоянно дома. Но стоит уехать.

За что я люблю свой край План 1. Чувство Родины. 2. Что значит Родину любить: А) воспоминания о детстве; Б) природа родного края; В) любовь к родному народу. 3. Будущее Родины – в наших руках. Привет.

Анализ стихотворения Есенина “Край ты мой заброшенный Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не.

Анализ стихотворения Есенина “Я покинул родимый дом В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт.

“Россия! Сердцу милый край!” “Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины основное в моем творчестве”, – писал С. Есенин. Действительно, все его произведения проникнуты глубоким чувством к родной земле, сопричастностью ее.

Анализ стихотворения Блока “Там неба осветленный край В 1909 году Блок Переживает два трагических события. Его супруга, забеременевшая от своего очередного любовника, рожает сына, которого поэт готов признать своим, однако малыш вскоре умирает. Спустя некоторое время Блок.

Сочинение на тему Родной край Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, – вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с.

Анализ стихотворения Есенина “Край любимый! Сердцу снятся Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся.

Путешествие на край ночи ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Луи Фердинан Селин (Louis Ferdinand Celine) Путешествие на край ночи (Voyage au bout de la nuit) Роман (1932) Молодой француз, студент-медик Фердинан Бардамю, под влиянием пропаганды записывается добровольцем.

“Путешествие на край ночи” Селина в кратком содержании Молодой француз, студент-медик Фердинан Бардамю, под влиянием пропаганды записывается добровольцем в армию. Для него начинается жизнь, полная лишений, ужаса и изнурительных переходов по Фландрии, на территории которой французские войска принимают.

Стихотворение Тютчева “Эти бедные селенья…” Стихотворение “Эти бедные селенья…” написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева – Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики. В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями.

“Шаганэ ты моя, Шаганэ!” С. А. ЕСЕНИН * * * Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя.

В. Маяковский “Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет” (В. Маяковский) I. “Революцией мобилизованный и призванный”. 1. Судьба и характер поэта. 2. Поэзия “агитатора, горлана, главаря”. II. “Моя революция” и.

Весенний вечер РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ С. Л. Есенин Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны, Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны.

“Последний поэт деревни” “Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин. Россия, Русь – это имя постоянно звучит в его стихах. При.

Поездка в Константиново Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин В один из осенних погожих дней мы с классом поехали на.

Колодники ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. К. Толстой Колодники Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, – Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль. Идут они с бритыми лбами, Шагают вперед.

Какими чувствами проникнуто стихотворение Никитина “Утро” Стихотворения о природе относятся к пейзажной лирике. Но пейзажная лирика – это не только описание природы, которая может быть и величественно-прекрасной, и умиротворенной, и бушующей. Вместе с картинами природы передаются.

Особенность творчества Л. Н. Толстого Творчество Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества.

О творчестве В. С. Высоцкого “Высоцкий еще при жизни был поистине легендарен и насущно, как воздух, необходим людским толпам, стекавшимся его слушать… Высоцкий всякий раз пел на всю страну: знал, что каждое его слово, каждую.

Образ величавой славянки в поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” Я последнюю песню пою Для тебя – и тебе посвящаю. Н. Некрасов В творчестве Некрасова особое место занимают произведения, посвященные русским женщинам. Это поэмы “Саша”, “Русские женщины”, “Мороз, Красный нос”.

Достоевский Ф. М Достоевский Ф. М Прежде чем перейду к Некрасову, скажу два слова и о Лермонтове, чтоб оправдать то, почему я тоже поставил и его как уверовавшего в правду народную. Лермонтов, конечно.

«Антиутопия в произведениях Маканина»

Художник с обостренным чувством утраты, Маканин не мог не прийти к поиску особых путей предупреждения об опасности. И в этом поиске писатель безошибочно вышел к жанру антиутопии, расцветшему в русской литературе на рубеже и в начале 1990-х годов, к кафкианским мотивам, в это же самое время ставшим очень популярными. “Лаз”, “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”, “Долог наш путь” – эти повести, рифмуясь с эпохой, вызывали живейший отклик в прессе и неизменный интерес читателя (”Стол, покрытый сукном…” сделал автора Букеровским лауреатом).

Один из лучших антиутопических опытов Маканина – “Долог наш путь” (1991) – посвящен теме “неубийства”. Герой повести командируется на комбинат по синтезу пищевого белка (позднее выясняется, что герой-рассказчик придумывает сюжет из будущего), но попадает на тщательно маскируемую бойню. Оказывается, животных продолжают убивать, убеждая людей в обратном. И выясняется, что у него, раскрывшего ужасный обман человечества, нет пути назад (традиционная по форме ситуация для антиутопического хронотопа). В уста другого персонажа, Ильи Ивановича, душевнобольного человека – не столько в медицинском, сколько в высоком, духовном смысле – автор вкладывает печальное пророчество. Неважно, что Илья Иванович говорит не о реальном мире: поражает суть его вывода о человеке: “- А ты не думал о том, что они его теперь, пожалуй, оттуда не выпустят? Нет-нет – не те, кто на комбинате. А как раз те, кто живет во внешнем мире (и кто о бойнях как бы совсем ничего не знает). Они его к себе не пустят. Они за ним никого не пришлют. Именно они. Зачем пускать в мир еще одного человека, узнавшего про зло?”

“История о будущем” в маканинском понимании – история грустная. Однако наиболее пронзительным стал все же реалистический роман о жестоком “сегодня” – “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998).

Роман этот литературен и злободневен одновременно. Нельзя, читая его, не вспоминать постоянно, скажем, лермонтовский роман, а еще больше – “Преступление и наказание”. Нельзя не сопоставить маканинского героя с его предшественниками – самыми разными “маленькими людьми”. Рефлексия героя часто направлена именно в область великой русской литературы. Но нельзя и абстрагироваться от сегодняшней неустроенности, грязи и нищеты, от всепродаваемости, от устрашающего исчезновения культуры; все это в большом пространстве романа показано подробно, дифференцированно.

Реальный – вполне удачливый, успешный – Маканин написал книгу о неудачнике. Главный герой – “не вышедший из андеграунда” писатель, которого большинство персонажей по-свойски называют Петровичем. Петрович – душеприказчик. К нему тянутся обитатели огромного общежития (Маканин вводит очевидную метафору “общежитие как страна”), чтобы излить душу. Эта доминанта романа вступает в противоречие с привычными уже пессимистическими рассуждениями об общественной роли писателя в наши дни (т.е., по сути, о ее отсутствии). Действительно, общественную роль гораздо легче определить для новоявленного старообразного купца “господина Дулова” и ему подобных, нежели для непечатающегося (не желающего печататься!) Петровича. Антитеза Петрович – господин Дулов – одна из самых ярких в романе. В “вымирающее литературное поколение” записывает себя и сам Петрович. Но, может быть, роль писателя в эту “эпоху нечитателей” и должна сводиться к такому – кухонному – общению с “реципиентом”?

Кухня, комната в общежитии, уже знакомый по раннему Маканину коридор – вот место действия романа. Впрочем, коридор в “Андеграунде…” на особом счету. Мотив коридора, уходящего (уводящего?) под землю, идет из “Утраты”. Петровича коридор тоже привел в буквальном смысле “под землю”: в андеграунд. “Мы – подсознание России, – говорит Петрович. – Нас тут прописали. При любом здесь раскладе (при подлом или даже самом светлом) нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги”.

Петрович-Маканин прав в главном: культура и благополучие в России почему-то не уживаются. Застанет ли Маканин (уже не Петрович, а лауреат Госпремии 1999 г. по литературе) иное время? Напишет ли о нем? Хотелось бы надеяться. Хотелось бы прочитать.

Антиутопия в произведениях Маканина

Художник с обостренным чувством утраты, Маканин не мог не прийти к поиску особых путей предупреждения об опасности. И в этом поиске писатель безошибочно вышел к жанру антиутопии, расцветшему в русской литературе на рубеже и в начале 1990-х годов, к кафкианским мотивам, в это же самое время ставшим очень популярными. “Лаз”, “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”, “Долог наш путь” – эти повести, рифмуясь с эпохой, вызывали живейший отклик в прессе и неизменный интерес читателя (“Стол, покрытый сукном…” сделал автора Букеровским лауреатом).

Один из лучших антиутопических опытов Маканина – “Долог наш путь” (1991) – посвящен теме “неубийства”. Герой повести командируется на комбинат по синтезу пищевого белка (позднее выясняется, что герой-рассказчик придумывает сюжет из будущего), но попадает на тщательно маскируемую бойню. Оказывается, животных продолжают убивать, убеждая людей в обратном. И выясняется, что у него, раскрывшего ужасный обман человечества, нет пути назад (традиционная по форме ситуация для антиутопического хронотопа). В уста другого персонажа, Ильи Ивановича, душевнобольного человека – не столько в медицинском, сколько в высоком, духовном смысле – автор вкладывает печальное пророчество. Неважно, что Илья Иванович говорит не о реальном мире: поражает суть его вывода о человеке: “- А ты не думал о том, что они его теперь, пожалуй, оттуда не выпустят? Нет-нет – не те, кто на комбинате. А как раз те, кто живет во внешнем мире (и кто о бойнях как бы совсем ничего не знает). Они его к себе не пустят. Они за ним никого не пришлют. Именно они. Зачем пускать в мир еще одного человека, узнавшего про зло?”

“История о будущем” в маканинском понимании – история грустная. Однако наиболее пронзительным стал все же реалистический роман о жестоком “сегодня” – “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998).

Роман этот литературен и злободневен одновременно. Нельзя, читая его, не вспоминать постоянно, скажем, лермонтовский роман, а еще больше – “Преступление и наказание”. Нельзя не сопоставить маканинского героя с его предшественниками – самыми разными “маленькими людьми”. Рефлексия героя часто направлена именно в область великой русской литературы. Но нельзя и абстрагироваться от сегодняшней неустроенности, грязи и нищеты, от всепродаваемости, от устрашающего исчезновения культуры; все это в большом пространстве романа показано подробно, дифференцированно.

Реальный – вполне удачливый, успешный – Маканин написал книгу о неудачнике. Главный герой – “не вышедший из андеграунда” писатель, которого большинство персонажей по-свойски называют Петровичем. Петрович – душеприказчик. К нему тянутся обитатели огромного общежития (Маканин вводит очевидную метафору “общежитие как страна”), чтобы излить душу. Эта доминанта романа вступает в противоречие с привычными уже пессимистическими рассуждениями об общественной роли писателя в наши дни (т.е., по сути, о ее отсутствии). Действительно, общественную роль гораздо легче определить для новоявленного старообразного купца “господина Дулова” и ему подобных, нежели для непечатающегося (не желающего печататься!) Петровича. Антитеза Петрович – господин Дулов – одна из самых ярких в романе. В “вымирающее литературное поколение” записывает себя и сам Петрович. Но, может быть, роль писателя в эту “эпоху нечитателей” и должна сводиться к такому – кухонному – общению с “реципиентом”?

Кухня, комната в общежитии, уже знакомый по раннему Маканину коридор – вот место действия романа. Впрочем, коридор в “Андеграунде…” на особом счету. Мотив коридора, уходящего (уводящего?) под землю, идет из “Утраты”. Петровича коридор тоже привел в буквальном смысле “под землю”: в андеграунд. “Мы – подсознание России, – говорит Петрович. – Нас тут прописали. При любом здесь раскладе (при подлом или даже самом светлом) нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги”.

Петрович-Маканин прав в главном: культура и благополучие в России почему-то не уживаются. Застанет ли Маканин (уже не Петрович, а лауреат Госпремии 1999 г. по литературе) иное время? Напишет ли о нем? Хотелось бы надеяться. Хотелось бы прочитать.

Понравилось сочинение » Антиутопия в произведениях Маканина, тогда жми кнопку of your page –>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Антиутопия в произведениях Маканина.

Специфика антиномии личности в повести-антиутопии В.С. Маканина “Лаз”

Маканин как своеобразный писатель-агностик, пытающийся в своих произведениях воссоздать “героя эпохи”, отражающего основные настроения, тенденции развития общества. Концепция мира повести “Лаз”. Конфликт человека и толпы, гротеск, фантастические элементы.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.02.2020
Размер файла 15,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

маканин общество лаз гротеск

Специфика антиномии личности в повести-антиутопии В.С. Маканина «Лаз»

док.филол.наук, Иванова И.Н.,

Северо-Кавказский федеральный университет

Владимир Семенович Маканин – российский и советский писатель, автор таких произведений как «Прямая линия», «Асан», «Безотцовщина» и других. Повесть «Лаз» увидела свет в 1991 году. Как отмечает исследователь С.И. Тимина: «усвоив стилевые уроки постмодернизма, В. Маканин не оказывается в плену формальной новизны как таковой. Его тексты являют собой емкую, развертываемую в жизненном пространстве метафору. Форма становится самим содержанием. Интертекстуальность, мотивность и другие главные “герои” постмодернизма в поэтике Маканина – всего лишь опорные точки, осуществляющие ритм движения внутри глобального метафорического пространства» [Тимина 2002: 215]

Маканин является своеобразным писателем-агностиком, пытающимся в своих произведениях воссоздать «героя эпохи», отражающего основные настроения и тенденции развития общества. Повесть «Лаз» не стала исключением.

Главный герой повести – «интеллигент в лыжной шапочке» Ключарев живет в умирающем мире. Постепенно перестает ходить общественный транспорт, на улицах пусто и тихо, не работает телевидение, постепенно отключается вода и электричество. Главный признак увядания мира – постоянные сумерки. Утра или дня попросту не бывает, постоянный полумрак: «На улице тепло. Вечереет. Но еще не ночь. Ощущение уличного тепла таково, что вот-вот раздастся свист и хлынут толпой некие люди, а с ними убийства, грабежи, попрание слабых, — ощущение тяготит, и как тут не пасть духом» [Маканин 1998: 321].

Человечество потихоньку теряет нравственность, город накрывает разбой и насилие. Люди грубеют, привыкают и смиряются с обстоятельствами, теряют надежду, эмоционально тупеют. Однажды Ключарев в потемках спасает от изнасилования женщину, которая рассказывает ему, что преступники, в общем-то, нормальные ребята, после чего предлагает расплатиться с ним за спасение тем же способом. Ключарев отказывается, в нем еще осталась совесть. Именно поэтому он помогает похоронить беременной подруге своего погибшего мужа, навещает старых друзей – Чурсиных. Каждый зовет к себе, предлагает помощь, но при этом все понимают, что возможно в последний раз видятся, так как осознают опасность в совместном нахождении. Всех преследует страх толпы. Если остальные люди пытаются собраться вместе, превращаясь в опасную, разрушительную силу (то и дело доходят новости и разбоях, людях, раздавленных толпой и так далее), то герои повести напротив, пытаются огородиться, спрятаться от всех подальше. Чурсины, например, прячутся в бункере на загородной даче, которую бросили сбежавшие соседи. Они рады были бы приютить Ключаревых, но еды и запасов на всех не хватит. Ключарев хотел бы помочь Оле Павловой, но у него самого есть жена и умственно отсталый ребенок, он не может подвергнуть их опасности.

В повести наблюдается мотивное пересечение с рассказами Л.С. Петрушевской. Герой также пытается изолироваться от мира, спрятаться в укромном месте. Для этого Ключарев выбирает отвесный холм, в котором пытается вырыть надежное убежище для своей семьи, так как жить в квартире долго не получится.

Жанровая специфика повести построена на антономиях. Как отмечает А.А. Токаренко: «категория конфликта является ключевой для понимания данного произведения, присутствуют пространственные оппозиции «верх» – «низ», «здесь» – «там», «свет» – «тьма», «черное» – «белое», «жизнь» – «смерть», «интеллигенция» – «народ» [Токаренко 2014: 33].

Верхний, погибающий мир является тьмой. Главным и разительным отличием Ключарева от остального мира является его знание о лазе. Лаз – проход, отверстие в стене, пропускающее Ключарева в подземный утопический мир – где всегда тепло, сытно, много интеллигентных, образованных людей и философских разговоров, большое количество магазинов, помогающих Ключареву в постройке тайного убежища. Ключарев не может без лаза, он удовлетворяет его потребности в обществе как физическом, так и эмоциональном. Однако, по мнению Ключарева, жить там невозможно, так как в нижнем мире очень мало кислорода и на всех его не хватит. Кроме этого, под землей люди быстро и легко умирают, оставив после себя всего лишь несколько капель жидкости.

Одна проблема – лаз неумолимо сужается, с каждым разом герою все тяжелее выбираться наружу, он оцарапывает тело, саднит руки, задыхается – все трудности ради семьи. Ключарев считал человеческую свободу одной из ключевых, но со временем понял, что главное в жизни – ответственность. Именно ответственность заставляет его переживать за каждого обделенного, обиженного в верхнем мире, не дает покинуть свою семью. Герой – амбивалентная личность, в которой преобладает христианский тип личности, который способен на самопожертвование.

В завершении повести Ключарев находит свое убежище разгромленным. Вандалы практически ничего не забрали, просто разрушили пещеру ради удовольствия. Лаз практически затянулся, попасть в нижний мир больше невозможно. Герой засыпает от усталости и изнеможения прямо на улице. Неожиданно его будит прохожий, который помогает ему встать и говорит, что, несмотря на поздние сумерки, ночь все же еще не наступила. Это дает какую-то надежду на будущее. Некоторые исследователи находят в образе прохожего (мужчина средних лет с длинными волосами и еле различимой улыбкой) образ Христа, который не оставляет людей и помогает им.

Таким образом, концепция мира повести «Лаз» В.С. Маканина соответствует конфликту специфического мироустройства антиутопии А.М. Зверева. В данной повести наблюдаются характерные структурные антиутопические черты, такие как конфликт человека и толпы, ритуализация, гротеск, фантастические элементы. Антиномии, присутствующие в повести, позволяет анализировать тенденции развития общества и образ главного героя.

Библиографический список

1. Зверев А.М. Зеркала антиутопий. / А.М. Зверев. – М.: Книжная палата, 1989. С. 340-520.

2. Маканин В.С. Лаз. / В.С. Маканин. – М.: Вагриус, 1998. – 447 с.

3. Тимина С.И. Русская литература ХХ века: школы и направления. Методы творческой работы. / И.С. Тимина. – Спб.: Логос, 2002. – 250 с.

4. Токаренко А.А. Художественный конфликт в повести В.С. Маканина «Лаз». / А.А. Токаренко. // Журнал «Вестник РУДН». – М.: Российский институт дружбы народов, 2014. № 1. С. 27-33.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История создания повести и оценка творчества братьев Стругацких. Необходимость изображать будущее правдиво, учитывая все главные процессы, происходящие в обществе. Фантастические картины в повести и реальность, принципы изучения художественного мира.

дипломная работа [98,4 K], добавлен 12.03.2012

Семантика названия и пространственно-временная организация произведения В. Маканина, повествующего о жизни и смерти солдат в период войны на Кавказе. Основная идея писателя: красота не способна спасти мир, наполненный жестокостью и ужасом военных будней.

анализ книги [14,3 K], добавлен 12.03.2013

Место повести “Старик и море” в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести “Старик и море”, ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

дипломная работа [108,6 K], добавлен 14.11.2013

Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского “Дядюшкин сон”. Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского “Дядюшкин сон”.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 31.03.2007

Анализ повести “Чёрный монах” в контексте творчества А.П. Чехова и эпохи. Истоки замысла повести “Чёрный монах”, оценка современников и интерпретация потомков. Мотив как теоретико-литературное понятие. Комплекс библейских и философских мотивов повести.

дипломная работа [153,2 K], добавлен 01.03.2015

Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”, “Война и мир”. Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

реферат [40,3 K], добавлен 18.02.2009

Формирование новых направлений в литературе 40-х годов XIX века. Литературная проблематика направления. “Романтический” метод в русской повести. Развитие полноценной художественной повести. Специфика “гоголевского пласта” в повестях 40-х годов.

реферат [27,9 K], добавлен 28.02.2008

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: