Мицкевич: сочинение

Польско-белорусский поэт Адам Мицкевич: биография, личная жизнь, творчество, память

  • 18 Апреля, 2019
  • Искусство
  • Наталья Воробьева

Среди литераторов-классиков очень много англичан, французов, немцев, американцев. Можно навскидку привести сразу несколько имен. А если попросить человека назвать поэта или писателя из Польши, большинство, вероятно, затруднится с ответом. Между тем, среди польских авторов есть как минимум один человек, который заслуживает того, чтобы его имя было у всех на устах, и это Адам Мицкевич. Биография поэта предлагается к ознакомлению далее.

Детские годы польского классика

Адам Бернард – таково полное имя литератора – появился на свет в небольшом городке Новогрудке. Сейчас в том месте, где родился Адам Мицкевич, расположен его дом-музей.

Счастливое это событие произошло в конце декабря 1798 года, в семье обедневшего шляхтича Миколая, который, чтобы прокормить семью, работал в Новогрудке адвокатом. Литовский род Мицкевичей был старинным, уважаемым и известным в Беларуси (Новогрудок сегодня относится именно к этой стране). Мать будущего поэта звали Барбарой, она тоже принадлежала к известной шляхте, а по происхождению была еврейкой – так что евреем был и сам Адам Мицкевич (еврейство устанавливается по матери).

С семи и до неполных семнадцати лет юный Адам посещал доминиканскую школу. Учиться ему нравилось, он схватывал знания на лету и отлично успевал по дисциплинам, а в более старших классах всей душой полюбил литературу. Именно тогда, в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, мальчик попробовал впервые сложить поэтические строки. Стихи Адама Мицкевича тех лет нельзя назвать воплощением гениальности и литературного совершенства, однако в них – уже тогда! – прослеживается прекрасное владение словом, впоследствии ставшее отличительной чертой сочинений поэта.

Учеба в университете

Как уже упоминалось выше, семья Мицкевичей особыми богатствами не владела, а потому выучиться профессии за деньги Адам даже не помышлял. Ему, впрочем, несказанно повезло: благодаря своему усердию, тяге к знаниям и трудолюбию молодой Мицкевич получил казенную стипендию и смог попасть в Виленский университет. Согласно биографии Адама Мицкевича, его обучение там началось в 1815 году.

Забавно при этом, что поначалу юноша выбрал в качестве предмета своего интереса физику с математикой, невзирая на явное тяготение к литературе. Было очень сложно. Тем не менее год на подобном профиле выдержать он смог, а затем все ж таки перевелся на историю и филологию. Именно на этом факультете – словесном – сложилось собственное и однозначное мировосприятие Мицкевича.

Участие в кружках

В светлой биографии Адама Мицкевича есть и “темное пятно” – и это политика. В стенах Виленского университета в то время активно процветали студенческие организации филаретов и филоматов (цель этих кружков была единой – просвещение, самосовершенствование, взаимопомощь). На своих собраниях эти студенты читали литературу, говорили о родном языке – но и не только. Будучи убежденными патриотами – а это явственно отличало всех членов подобных кружков, – студенты-филоматы и филареты выступали за сохранение родного языка, за создание национального достояния, за помощь нуждающимся. Все эти пункты входили в политическую программу данных кружков, которые вели политически активную жизнь.

После окончания университета

В 1819 году Адам Мицкевич выпустился из университета. Ему тут же предложили пройти педагогическую практику – и отправили в Каунас, подальше от происходивших в университете событий и царящей в нем атмосфере. Таким образом руководство университета хотело пресечь общение Мицкевича с членами тайных организаций и не позволить ему участвовать в них. Кто знает, возможно, таким шагом университетские начальники хотели защитить Мицкевича, понимая его талант, хотели обезопасить его, ведь судьба любой тайной организации и ее участников, по большому счету, является предрешенной. Помог ли такой “ход конем” Мицкевичу избежать определенных проблем, мы скажем далее, а вот что несомненно, так это то, что благодаря подобной “ссылке” стало возможным говорить о поэзии Адама Мицкевича как о самобытном явлении. Именно там, в Каунасе, он стал активно и много писать; именно там родились его первые произведения в жанре романтизма – баллады и поэмы, выражающие умонастроения и мировоззрения начинающего литератора. Как раз в те годы он написал ряд стихотворений, ставших программными. Среди них можно выделить “Оду к юности”, например, сочиненную в 1820 году.

Учителем Адам Мицкевич трудился четыре года – вплоть до 1823-го. А потом. Потом грянула буря.

Дело филоматов и филаретов

В 1821 году пост попечителя Виленского университета занял прежний сподвижник Александра Первого, граф Николай Новосильцев. Это был весьма деятельный и жаждущий славы мужчина, а потому он рьяно взялся за изобличение возможных существующих в университете тайных организаций. Спустя два года ему удалось-таки докопаться до сути – филареты и филоматы были арестованы, а вместе с последними – вернее, по причастности к ним – и молодой поэт Адам Мицкевич, стихи которого только-только начинали набирать популярность (за год до того вышел первый сборник поэтических сочинений нашего литератора). Попытка прежнего руководства уберечь талантливого поэта ни к чему не привела – Новосильцев был неутомим в своей кипучей деятельности по “ловле преступников” (заметим в скобках, что он проявлял настолько сильную агрессию и жестокость по отношению к молодежи, что, по мнению многих, именно подобная его политика повлияла на произошедшее в 1830 году в стенах вуза восстание).

Итак, Мицкевич был арестован. Его посадили в тюрьму – прежде в том здании находился бывший базилианский монастырь Святой Троицы. В заключении Мицкевич провел не так много, как некоторые иные участники организации – всего около года, – но, должно быть, пережил немало неприятных минут. Тем не менее для Адама Мицкевича данное дело кончилось максимально мирным путем – в 1824 году, весной, он был выпущен из тюрьмы на поруки своих друзей, которые и заступились за него, а затем, через полгода, отправлен из Литвы в изгнание.

Вынужденная ссылка

Конечно, ссылкой в прямом смысле слова отъезд Мицкевича из Литвы назвать нельзя. Он не был ограничен в передвижениях, да и вообще, по сути, не имел никаких запретов, кроме как жить в Литве. Поэтому первые пять лет своего изгнания Мицкевич провел в России, где успел поочередно пожить в Санкт-Петербурге, Одессе, Москве и снова в Санкт-Петербурге. Где бы ни находился Мицкевич, он не забывал про творчество. Впрочем, думал поэт и про хлеб насущный, на который необходимо заработать. А зарабатывал он служа в канцелярии одного военного генерал-губернатора.

Читайте также:
Фадеев: сочинение

Ничего запретного и нелегального Адам Мицкевич в России не предпринимал. Но и тихой мышкой не сидел – вел достаточно активную общественную жизнь, заводил новые знакомства. Так, например, сблизился он с декабристами – такими как Константин Рылеев или Александр Бестужев, – с разными литераторами, в том числе и с Александром Пушкиным, а также с князем Петром Вяземским.

В 1829 году литератор предпринял более дальнее путешествие, нежели из одного российского города в другой. Он выехал за границу, тем самым решившись на эмиграцию.

Жизнь зарубежная

Согласно биографии Адама Мицкевича, после отъезда из России он жил то в Германии, то в Швейцарии, то в Италии. Первоначально он собирался примкнуть к участникам польского восстания 1831 года, однако сделать этого ему по ряду причин не удалось. Какое-то время после этого, перекантовавшись в Дрездене, Мицкевич перебрался во Францию, которая и стала его приютом, его домом на долгие годы.

Понятно, что даже в эмиграции Мицкевич не оставлял свое творчество. Однако, помимо стихосложения, во Франции литератор стал заниматься и публицистикой. Кроме того, он активно сотрудничал с польской эмиграцией.

Первые годы жизни во Франции Мицкевич обитал в ее сердце – Париже, однако чуть позже, а если говорить конкретно, то в 1839-1840 учебном году, по приглашению уехал в Лозанну (Швейцария). Там в течение года литератор читал студентам курс по латинской литературе. После годовалого эксперимента в этой области Адам Мицкевич вернулся в Париж, но преподавание не оставил. Поэта взяли в Коллеж де Франс (учреждение, где можно пройти бездипломные курсы для получения высшего образования) читать славянскую словесность – и показательно, что именно он стал первым профессором данной дисциплины.

Преподавать и быть профессором Мицкевичу было приятно; тем досаднее, что он не смог долго удержаться на этом месте. Виной всему случай. В 1841 году Адам Мицкевич познакомился с идеями некоего польского мессианиста Анджея Товяньского, которые носили название “товянизм”. Суть этих идей, если описывать их очень кратко, заключалась в следующем: стремление к реформированию мира; убеждение, что поляки выгодно отличаются от прочих народов мира и обладают выдающимися способностями, а также, что у некоторых стран (в том числе, разумеется, и у Польши) есть особая миссия (у Польши – быть Мессией, искупить человеческие грехи и быть за это распятой); вера в то, что высшие силы и Господь Бог действуют на Земле через своих посланцев в человеческом обличье, коих немного – а среди них Наполеон Бонапарт и сам Анджей Товяньский. Эти взгляды произвели глубочайшее впечатление на Адама Мицкевича и буквально поработили его. Он стал ярым адептом товянизма (иначе говоря, товианства), яро пропагандировал его везде, где можно и нельзя. За что в итоге и поплатился – был отстранен от чтения лекций в Коллеж де Франс спустя четыре года, в 1845 году. Тем не менее еще семь лет в университете Адам Мицкевич продержался, хоть лекции и не вел. Лишь в 1852 году литератора, перевалившего к тому времени за пятидесятилетний рубеж, отправили в отставку.

Последние годы жизни Адама Мицкевича

Уйдя в отставку, литератор получил место библиотекаря, а также издавал в Париже газету “Трибуна народов”. Через три года, весной 1855 года, после ухода из жизни супруги, Мицкевич отправился в Константинополь. Там он хотел создать новую организацию по борьбе с русскими в Крымской войне. Но не успел – заразился холерой, в результате чего в конечном итоге и скончался осенью того же года. И если изначально на вопрос: “Где похоронен Адам Мицкевич?” можно было с уверенностью отвечать – в Париже, то теперь это не так. Останки литератора перевезли в Краков, где он и покоится в Вавельском кафедральном соборе с 1890 года.

Поэтическая жизнь

Как уже говорилось выше, среди произведений Мицкевича много программных, таких, что считаются теперь классическими, важнейшей вехой в его творчестве. К подобным сочинениям можно отнести довольно много его опусов, среди них поэма “Конрад Валленрод”, драма “Дзяды”, эпопея национального характера “Пан Тадеуш” – она считается главным произведением поэта. Не стоит забывать и про сборники стихотворений – наиболее знаковыми считаются “Баллады и романсы”, а также “Крымские сонеты”.

Важным моментом в творчестве Адама Мицкевича является тот факт, что поэт сформировал свою личную программу, целиком и полностью основанную на различных легендах и верованиях. Романтический мир, мир грез и фантазий, мир, где балом правят чувства – вот что лежало в основе убеждений поэта, нашедших отражение в его творчестве. Интересно при этом, что определить жанровую принадлежность любого подобного произведения у Мицкевича достаточно непросто, границы словно размыты и жанры наслаиваются друг на друга.

Мицкевич писал на нескольких языках. Польский язык был, несомненно, в приоритете. Исследователи творчества поэта отмечают, что он сам называл язык своих произведений чаще всего польским, а иногда – литвинским. Тем не менее ученые-литературоведы утверждают, что это не “чистокровный” польский язык, а с вкраплениями белорусских элементов из местных говоров, так называемых провинциализмов, которые внедрялись им, разумеется, намеренно.

Интересно, кстати, что именно Мицкевичу жители Литвы обязаны появлением в их арсенале некоторых имен – Мицкевич хорошо владел литовским и придумал несколько новых женских имен, сложив их из существующих слов. Так, например, получившее распространение не только в Литве, но и в Польше имя Гражина образовалось из слова “красивая” (grazi), а еще одно популярное в Литве имя Живиле – от “двигаться” и “надежда” (zygiuoti и viltis соответственно).

Переводы работ Мицкевича

Адама Мицкевича переводили на многие языки мира, и в их числе, разумеется, белорусский и русский. Русскоязычными вариациями произведений поэта мы обязаны многим – и Александру Пушкину, который блестяще перевел одну из сложных стилистически и грамматически баллад Мицкевича, и Аполлону Майкову, и Ивану Козлову, и Игорю Северянину, и Давиду Самойлову и еще очень большому числу профессиональных переводчиков и литераторов разных эпох и поколений.

Читайте также:
Улицкая: сочинение

Сочинения Адама Мицкевича на белорусском языке появились благодаря стараниям также немалого количества людей. Среди них можно выделить Петра Бителя, Александра Ельского, Бронислава Тарашкевича и так далее.

Помимо двух вышеозначенных языков, книги Адама Мицкевича можно прочитать на литовском, чешском, украинском, эсперанто и так далее.

Влияние на культурную жизнь

Лишним будет говорить о том, насколько велико оказалось влияние Адама Мицкевича как на литературу Польши в частности, так и на культуру этой страны в целом. В мировой литературе следующих столетий можно без труда найти немало аллюзий, указывающих на его творчество и его мысли. В польском кинематографе одним из культовых фильмов считается лента, снятая именно по его произведению (“Пан Тадеуш”, 2000 год). А польский классический театр весь основан именно на работах Мицкевича.

Личная жизнь литератора

Конечно, как и у многих творческих людей, для Мицкевича на первом плане были творчество, карьера, но тем не менее ничему человеческому он тоже не был чужд – разумеется, и влюблялся, и грезил, и страдал, как любой другой человек.

Личная жизнь Адама Мицкевича, несмотря на то, что находилась несколько “на задворках”, тем не менее была достаточно насыщенной. Впервые полюбил поэт еще в студенчестве – красавицу Марылю, дочку судьи. Она ответила ему взаимностью, однако счастье их не продлилось долго – родители сосватали Марылю за богатого жениха. Мицкевич еще много лет сохранял теплые чувства к этой девушке и называл ее своей музой.

А сам женился он лишь в 1834 году, на девушке по имени Целина, которая родила ему шестерых детей – двух дочек, Марию и Хелену, и четверых сыновей – Юзефа, Яна, Александра и Владислава (последний стал значимым деятелем польской эмиграции, в том числе основал журнал для эмигрантов L’Esperance). Доподлинно неизвестно, питал ли он к супруге нежные чувства – такие же, как к Марыле, однако жили они дружно. Их брак закончился со смертью Целины в 1855 году – Адам Мицкевич пережил жену лишь на несколько месяцев.

Память о польско-белорусском классике

Поскольку влияние Адама Мицкевича как на польскую, так и на мировую литературу довольно велико, неудивительно, что память о нем и по сей день живет во многих местах. Так, в Париже с 1903 года существует музей Адама Мицкевича. Его основал сын поэта Владислав – там хранятся личные вещи его знаменитого отца. Музей поэта есть и в его родном городе Новогрудке, и в Вильнюсе.

А сразу в нескольких населенных пунктах – Кракове, Познани, Варшаве, Тбилиси, Львове, Одессе, Ивано-Франковске, Париже, Гродно, Минске и ряде других – стоят памятники Адаму Мицкевичу. В некоторых городах есть улицы, названные в его честь (в том числе, например, в Бердянске, Гродно, Лиде, Киеве и так далее). Его имя носит кратер на Меркурии, а в Варшаве и Познани действуют университеты имени Адама Мицкевича.

Адам Мицкевич

Биография

Адам Мицкевич – знаменитый польский поэт, масштаб деятельности которого для родной страны сопоставим со значимостью Александра Пушкина для русской литературы. Специалисты называют автора основоположником польского романтизма. Он стоял во главе национально-освободительного движения в Польше.

Детство и юность

Адам Мицкевич родился на хуторе Заоссе, вблизи городка Новогрудок. За 3 года до появления автора на свет эти земли принадлежали Речи Посполитой, а затем были присоединены к Российской империи. Сегодня территория принадлежит Беларуси, поэтому о творчестве поэта знают и местные жители.

Адам родился 24 декабря 1798 года. Отец мальчика, Миколай, был выходцем из старинного литовского рода. Когда-то он принадлежал к знати, но семья обеднела и не располагала состоянием. Мицкевич-старший вел адвокатскую практику, чтобы прокормить семью. В 1794 году мужчина поддержал восстание Тадеуша Костюшко и в своих сыновьях он воспитывал любовь к родине и уважение к шляхтичам. Мать Барбара, еврейка по происхождению, принадлежала семье мелкого служащего.

12 февраля 1799 года мальчика крестили в Новогрудском костеле Преображения Господня. С 1805 по 1815 годы он учился в доминиканской школе, основанной при храме Святого Архангела Михаила, и там увлекся литературным творчеством. Первые стихотворения Мицкевич написал в подростковом возрасте. Ему нравилось учиться.

Тяга к знаниям и усердие помогли получить казенную стипендию и отправиться в Виленский университет, студентом которого он стал в 1815 году. Сначала основным направлением Мицкевича были физика и математика, но через год молодой человек перевелся на историко-филологический факультет. Интерес к литературе и истории оказался сильнее.

На новом факультете студент начал читать античные произведения в оригинале, изучал иностранные языки и посещал лекции именитых педагогов. Преподаватели помогли сформировать мировосприятие, собственное отношение к фактам и происходящему в мире. Классицистские идеи в их лекциях смешивались с новомодными романтическими тенденциями, которые подпитывали юношей.

A post shared by @data_iks on Dec 23, 2018 at 11:07pm PST

С 1817 года Мицкевич был в рядах студентов, участвовавших в создании патриотических университетских объединений: филоматов и филаретов. Патриоты родной страны, они боролись за сохранение родного языка и национальное достоинство, пропагандировали помощь нуждающимся. Позднее их убеждения сформировались в политическую программу.

Получив в 1819 году диплом об окончании университета, Мицкевич обрел возможность педагогической практики. Его направили в город Ковно, ныне Каунас. Прибегнув к такому шагу, чиновники, главенствующие в Виленском университете, попытались оградить поэта от участия в тайных организациях. Своеобразная ссылка положила начало созданию произведений в духе романтизма. Мицкевич писал баллады и поэмы, описывающие его взгляды и мировоззрение.

Поэзия

В 1822 году на свет появилась дебютная книга стихотворений Адама Мицкевича. Первый том сочинений автора получил название «Поэзия» и включал в себя известный цикл «Баллады и поэмы». Спустя год опубликовали 2-й том издания, вобравший поэмы «Дзяды» и «Гражина».

Социальная деятельность поэта была тесно связана с творчеством, отчасти ставшим программным. В 1823 году Мицкевич был арестован по «Делу филоматов». Он оказался в тюрьме, но благодаря друзьям в 1824-м был выпущен на волю. Спустя полгода литератора выселили из города.

Он был вынужден уехать и предпринял путешествие в Санкт-Петербург. Затем побывал в Одессе, Крыму, Москве и вновь вернулся в Северную столицу. Путешествие заняло 5 лет и принесло Мицкевичу знакомство с творческой интеллигенцией России. Впоследствии он отправился в Европу и посетил Италию, Швейцарию, Германию. Поэт стал слушателем лекций Гегеля.

Читайте также:
Верн: сочинение

В 1830 году в Польше произошло Ноябрьское восстание, и Мицкевич пытался вернуться на родину, но не был допущен. Ему пришлось переехать в Париж и продолжать скитания по Европе, которые привели автора в Италию.

Антоний Одынец и Адам Мицкевич. Гравюра Михаила Андриолли / Podkarpacka Biblioteka Cyfrowa

Мицкевич был плодотворным литератором. Его наследие состоит из массы произведений различных стихотворных форм. Выпустив 2 тома сборника сочинений, Адам сформировал собственную программу, выстраивающуюся на народных легендах и верованиях. В их основе лежали романтические убеждения, отсылки к миру фантазий, где главными становились чувства. Жанровые границы в этих произведениях размыты.

Самыми известными сочинениями этого направления стали «Парис», «Романтика», «Свитезь» и «Свитезянка». После путешествия по России были выпущены «Крымские сонеты». Их главной темой оказалось описание природы и единения с ней человеческого существа.

В 1828 году опубликовали книгу «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории». Сюжет повествует о действии, разворачивающемся в 14 веке. Главный герой, магистр ордена крестоносцев, поставлен в условия выбора между патриотическими чувствами и рыцарским кодексом. С его помощью Мицкевич описал переживания участников тайной организации, к которой он принадлежал.

Почтовая марка СССР “Александр Пушкин и Адам Мицкевич” / Википедия

Поэмы «Повесть Вайделота» и «Альпухара» – произведения в стихах, излюбленные российскими чтецами, вышли в этот же период, но не имели той же смысловой нагрузки. В Европе Мицкевич работал над продолжением поэмы «Дзяды». Несколько эпизодов произведения, объединившись, создают композицию, рассказывающую о народных верованиях и традициях, стремлениях лирического героя.

Эти направления переплетаются с современностью, в которой автор описывает процесс по делу филоматов. В произведении рассказывается о перевоплощения главного действующего лица, его обращения к Всевышнему с вопросом о справедливости происходящего в государстве и притеснении народа. Неприятие царского деспотизма Мицкевич описывал сквозь призму сказочного и фантазийного.

«Он между нами жил…» Адам Мицкевич

О двух европейцах ко дню рождения одного из них

Текст: Андрей Цунский

  • АУДИОВЕРСИЯ
  • Плейлист на youtube

24 декабря – день рождения Адама Мицкевича (1798–1855), великого поэта Польши. Правда, при этом был он вроде бы как белорус, главное произведение написал о Литве. Но ведь и друг его Пушкин писал, кроме прочего – о Кавказе, а предок его и вовсе был африканец. Разберись с этими поэтами… И к тому же иногда их так трудно воспринимать по отдельности.

  • Наружность его была истинно прекрасна. Черные, выразительные глаза, роскошные черные волосы, лицо с ярким румянцем; довольно длинный нос, признак остроумия; добрая улыбка, часто появлявшаяся на его лице, постоянно выражавшем задумчивость, — таков был Мицкевич в обыкновенном, спокойном расположении духа; но когда он воодушевлялся разговором, глаза его воспламенялись, физиономия принимала новое выражение, и он бывал в эти минуты увлекателен, очаровывая притом своею речью. »
  • Ксенофонт Полевой

Все-таки национальная культура – вещь труднопостижимая. Как ее измерить? Легче всего поддаться искушению и поставить ее размер в прямую пропорцию с размерами титульного этноса нации – или покоренной им территории. Совершающие такую ошибку находятся в бесконечном раздраженном недоумении. Как получается, что герои великой французской литературы не имеют никаких преимуществ перед каким-то бельгийцем Уленшпигелем, хотя миллионы почитателей считают его голландцем, а книга о нем написана по-французски? А вся-то Бельгия на карте рядом с Францией – сантим рядом с франком! Вот только культура задает всему совсем иной, собственный масштаб.

Один поэт, о котором пойдет речь, тесно связан в истории культуры с другим – хотя и является в чем-то его противоположностью.

известный в сегодняшней России меньше, чем во времена Пушкина. У поляков все зеркально наоборот. Информация, увы, регулярно убегает из сферы культуры в сферу актуальных национальных забот – у всех народов без исключения.

Увы – поэт и писатель всегда порождены средой, в которой воспитываются. Как бы ни хотели поэты быть независимыми от рода людского, шестикрылый Серафим редко у кого вырывает за конформизм «язный грешик». Это, если кто не знает, из пародии Александра Иванова. Не на Пушкина и не на Мицкевича.

Карточный расфокус

Известно, что Пушкин в карты играл исступленно. Не шампанское, не женщины – именно карты становились причиной его бесконечных долгов. И ведь не в какие-то замысловатые игры вроде бриджа, даже не в преферанс – в штосс играть никакого ума не требуется, только азарт и надежда на удачу. Пятая глава «Онегина» была единожды им проиграна (потом Пушкину снова карта пошла, так что отыграл). Глава «Онегина» стоила вполне реальных денег – из расчета по 25 рублей ассигнациями за строчку. 150 фунтов говядины… Так ведь азарт не деньгами и товаром измеряется.

Мицкевич карт не любил. Играл редко – и не в безумные игры, как Пушкин. Он и в средствах был стеснен, и, характер у него был другой. К тому же нравы имперского быта ему были чужды – как человек европейский, считал он, вероятно, дикостью обычай спускать главы поэм, эполеты и даже деревни с живыми крестьянами за не слишком чистыми столами.

П. А. Вяземский вспоминает:

Грани талантов

Помимо несомненного и немедленно признанного Пушкиным поэтического таланта, был у Мицкевича еще один дар – особый и редкий. Мицкевич был вдохновенным импровизатором, почти магнетически подчинявшим себе публику.

Импровизатор – в отличие от поэта – считался ремесленником, ловким словесным жонглером, орудовавшим заготовленными рифмами и паттернами. И все же. Проблема была в том, что Пушкин импровизировать – вы совершенно правы – не умел.

А был он, как всем хорошо известно, ревнив. Успех на публике – этакий instant fame – сопровождавший Мицкевича, не мог Пушкина не задеть. До сих пор идет спор, уж не его ли вывел Александр Сергеевич в образе жадного до денег, суетливого импровизатора в «Египетских ночах». Анна Ахматова считала, что это была своеобразная месть Пушкина за стихотворение «Русским друзьям». «Немыслимо себе представить, чтобы Пушкин, беря темой импровизацию, не вспомнил столь поразившую его импровизацию Мицкевича».

Есть и другая точка зрения: Пушкин был ревнив – но не мелочен, и до выяснения отношений на таком уровне дела не довел бы.

Читайте также:
Бальмонт: сочинение

Ах, как соблазнительно присоединиться к одной из этих позиций, лучше, конечно, ко второй – ни Пушкина не обидишь, ни Мицкевича. Но все же об этом судить придется читателю. Ахматовой ведь никто не подсказывал.

Два энциклопедиста

Городской молодой человек приезжает в деревню, в свое родовое имение, а там его ждет любовное приключение и дуэль. Знакомо?

Как вы думаете, о каком произведении, названном по имени главного героя, говорится в этих строках?

«В поэме создан полный ностальгии и юмора образ красочных, но исторически обреченных нравов. В поэме настолько правдиво и подробно воссозданы картины жизни, быта и нравов, что ещё при жизни автора она получила характеристику «Энциклопедия…

…русской жизни»? Евгений Онегин?

А вот и нет. Шляхетских нравов. Польской жизни. «Пан Тадеуш» Мицкевича. Впрочем, «Онегина» Пушкин начал писать несколько раньше, чем Мицкевич своего Тадеуша. Пушкин иронизировал. Мицкевич грезил и воспевал. Пушкин смотрел на русскую жизнь, «энциклопедию» которой создал, глазами человека, утомленного благополучием и сознанием величия.

Его потом многие называли меркантильным, приземленным. Ох, как это, увы, знакомо – склонность сначала отнять у кого-то все, что тот имеет, а потом попрекать нищетой и неумением жить… Вам такое не доводилось слышать? Причем даже от соотечественников?

Действия на суше и на море.

Что может объединять эти два стихотворения?

  • Что в имени тебе моем?
  • Оно умрет, как шум печальный
  • Волны, плеснувшей в берег дальный,
  • Как звук ночной в лесу…

– ну, дальше знаете, конечно.

  • Так сердце своё у меня отняла ты?
  • А впрочем едва ли его я имел.
  • Иль — совесть. А он-то. Иль требуешь платы?
  • За золото разве тобой я владел?
  • Теперь открываю свои побужденья:
  • Ты гимнов хотела; — а что они? Дым.
  • Что вирши? — Для них-то ты счастьем моим
  • ‎Играла? Но нет — не продам вдохновенья, —
  • И имя твоё лишь бы вспомнилось мне —
  • Где таяли рифмы — замёрзли б они!

Это – «Прощание» из «Крымских сонетов» Мицкевича. Два характера, два голоса и два непохожих таланта. А между тем, посвящены они одной женщине. Каролине Собяньской. Портрет прилагается.

Оба поэта были в нее влюблены, и. в общем, она оценила оба таланта и не оставила их без благодарности. Страстные свидания с одним начинались в ложе одесского театра, с другим это происходило на борту яхты – причем в обоих случаях муж красавицы был совсем рядом. Обоих поэтов такое досадное обстоятельство не останавливало. Не будем ханжами – кого и когда это вообще останавливало?

У очень разных людей в жизни оказывается столько общего…

«Сегодня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что мое существование неразрывно связано с вашим; я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами – всякая другая забота с моей стороны – заблуждение или безрассудство. Рано или поздно мне придется все бросить и пасть к вашим ногам. я испытал на себе все ваше могущество. Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего. »

Это Пушкин. Отнюдь не мадемуазель Гончаровой. Адресат указан выше.

  • Меня родная речь здесь, может быть, разбудит;
  • Когда ж тебе поэт слагать здесь песню будет –
  • Вблизи узрев мой холм, и мне пусть пропоет.

А это Мицкевич. По тому же адресу.

Чувства у таких разных людей одинаковыми быть не могут. Или – могут? В Москве они рисковали застать друг друга у дамы… скажем, в гостях. А может, и заставали. Судя по отсутствию свидетельств – либо не застали, либо вели себя как джентльмены. Секретов другой леди я сам не стал бы выдавать – но тут присутствует отнюдь не пикантная подробность – мадам Собяньская информировала о визитах и настроениях обоих поэтов полицию. Так что хоть ты империю люби, хоть не люби – методы у нее одинаковые для всех.

Друг о друге

  • Jeden ów pielgrzym, przybylec z zachodu,
  • Nieznana carskiej ofiara przemocy;
  • Drugi był wieszczem ruskiego narodu,
  • Sławny pieśniami na całej północy.
  • Znali się z sobą niedługo, lecz wiele –
  • I od dni kilku już są przyjaciele.
  • (A. Mickiewicz, Pomnik Piotra Wielkiego)
  • На дожде с вечера стали два молодца
  • Под одним плащом за руки здороваться;
  • Первый был жертвой царского гнета
  • С запада посланный к нам пилигрим.
  • Был голосом звонким иного народа,
  • С на севере жившим, вторым.
  • Знались не долго, но стали друзьями
  • в празднестве, в радости, в гневе, в печали.

Это Мицкевич о Пушкине.

Вот строки Мицкевича, на которые Пушкин обиделся:

  • Вы – помните ль меня? Когда о братьях кровных,
  • Тех, чей удел – погост, изгнанье и темница,
  • Скорблю – тогда в моих видениях укромных,
  • В родимой череде встают и ваши лица.
  • Где вы? Рылеев, ты? Тебя по приговоре
  • За шею не обнять, как до кромешных сроков, –
  • Она взята позорною пенькою. Горе
  • Народам, убивающим своих пророков!
  • Бестужев! Руку мне ты протянул когда-то.
  • Царь к тачке приковал кисть, что была открыта
  • Для шпаги и пера. И к ней, к ладони брата,
  • Пленённая рука поляка вплоть прибита.
  • А кто поруган злей? Кого из вас горчайший
  • Из жребиев постиг, карая неуклонно
  • И срамом орденов, и лаской высочайшей,
  • И сластью у крыльца царёва бить поклоны?
  • А может, кто триумф жестокости монаршей
  • В холопском рвении восславить ныне тщится?
  • Иль топчет польский край, умывшись кровью нашей,
  • И, будто похвалой, проклятьями кичится?
  • Но вам распахнут был душою голубиной.
  • Когда же горечь слёз прожгла мою отчизну
  • И в речь мою влилась – что может быть нелепей
  • Молчанья моего? Я кубок весь разбрызну:
  • Пусть разъедает желчь – не вас, но ваши цепи.
  • А если кто-нибудь из вас ответит бранью –
  • Что ж, вспомню лишний раз холуйства образ жуткий:
  • Несчастный пёс цепной клыками руку ранит,
  • Решившую извлечь его из подлой будки.
Читайте также:
Евтушенко: сочинение

А вот Пушкин о Мицкевиче:

  • … злобы
  • В душе своей к нам не питал, и мы
  • Его любили. Мирный, благосклонный,
  • Он посещал беседы наши. С ним
  • Делились мы и чистыми мечтами
  • И песнями (он вдохновен был свыше
  • И свысока взирал на жизнь). Нередко
  • Он говорил о временах грядущих,
  • Когда народы, распри позабыв,
  • В великую семью соединятся.
  • Мы жадно слушали поэта. Он
  • Ушел на запад — и благословеньем
  • Его мы проводили. Но теперь
  • Наш мирный гость нам стал врагом — и ядом
  • Стихи свои, в угоду черни буйной,
  • Он напояет. Издали до нас
  • Доходит голос злобного поэта,…

Если «распри забыв объединяться» под чужим сапогом не хочется – то вот ты уже и враг, и напояешь, и «в угоду черни буйной». Как легко было бы объяснить эти стихи ну, скажем – приказом начальства. Ведь чином был Пушкин – титулярный советник, на должности камер-юнкера. А на службе нужно служить. Заставили, мол, работа такая. Только это было бы незаслуженным и скверным объяснением. Ждать от Пушкина чего-то подобного, может, и ждали – но не приказывали. Стихи вполне соответствовали взглядам Пушкина.

И все же некролог русскому поэту Мицкевич подписал: «Друг Пушкина». Поэты многое умеют делать со словами. Но не бросаются ими. Даже прочитав «Клеветникам России», Мицкевич, всей душой разгневанный на стихотворение и на взгляды автора – не стал осуждать друга. «Только однажды дается стране воспроизвести человека, который в такой высокой степени соединяет в себе столь различные и, по-видимому, друг друга исключающие качества. Пушкин, коего талант поэтический удивлял читателей, увлекал, изумлял слушателей живостью, тонкостью и ясностью ума своего. Он был одарен необыкновенною памятью, суждением верным, вкусом утонченным и превосходным. Когда говорил он о политике внешней и отечественной, можно было думать, что слушаешь человека, заматеревшего в государственных делах и пропитанного ежедневным чтением парламентарных прений. Он нажил себе много врагов эпиграммами и колкими насмешками. Они мстили ему клеветою. Я довольно близко и довольно долго знал русского поэта; находил я в нем характер слишком впечатлительный, а иногда легкомысленный, но всегда искренний, благородный и способный к сердечным излияниям. Погрешности его казались плодами обстоятельств, среди которых он жил: все, что было в нем хорошего, вытекало из сердца» – это Мицкевич написал о Пушкине. И если бы сложилась судьба по-иному и Пушкину пришлось бы писать некролог Мицкевичу – Александр Сергеевич сказал бы о друге-поэте самые хорошие слова. И все же –

И сами решайте. Им вы своими предположениями никак не помешаете.

В поисках утраченного: малая родина великого Адама Мицкевича

Песня новогрудских просторов Адама Мицкевича

Кто хочет познать поэта, должен побывать в его стране, говорил великий Иоганн Вольфганг Гете. В полной мере это относится и к великому автору «Пана Тадеуша» — Адаму Мицкевичу. Только побывав на его малой родине в Беларуси, на Новогрудчине, поднявшись здесь на Замковую гору, постояв в старинном храме, где поэта крестили, побродив по берегам таинственного озера Свитязь, можно максимально полно понять Мицкевича душой и сердцем. Кстати, в саксонском Веймаре Гете и Мицкевич встречались, беседовали.

Так уж получается, что в среде историков и литературоведов до сих пор ведутся споры о точном месте рождения поэта. Точки зрения высказываются разные, но бесспорно: Мицкевич — уроженец белорусских земель. Где же конкретно появился на свет? Авторитетный историк литературы, исследователь жизни и творчества Адама Мицкевича Адам Мальдис в одной из публикаций в нашей газете отмечал: одни указывают на сам Новогрудок, другие — на Заосье под Барановичами, третьи — вовсе на придорожную корчму. Более того, замечал профессор, и Заосий в Новогрудском уезде в XIX столетии существовало несколько. А еще Адам Мальдис нашел информацию о том, что среди предков поэта был белорусский крестьянин Митька. К представителям этого разветвленного рода некоторые исследователи относят и классика белорусской литературы Якуба Коласа, настоящее имя которого — Константин Михайлович Мицкевич. Наверное, действительно сегодня не столь уж и важна та точка на карте, где непосредственно появился на свет Адам Мицкевич. Согласимся с уважаемым профессором Мальдисом: эти тонкости не столь существенны, поскольку жизненная и творческая колыбель Мицкевича в любом случае — Новогрудчина: там он впитывал первые жизненные ощущения, наполнял детскую душу эмоциями, рожденными окружающим миром, стимулировал творческое начало богатейшим белорусским фольклором. И позже студенческие каникулы, рождественские и летние, Мицкевич проводил на Новогрудчине. Все это навсегда отпечаталось в поэтическом языке поэта, образности его произведений, в мировоззрении. И первая поэма, написанная в 1817 году, называлась «Мешко, князь Новогрудка».

А вот как звучит начало знаменитой романтической поэмы Адама Мицкевича «Свитязь»:

Калi навагрудскiя ўбачыш прасторы,
Ракiтнiк разгалiсты, нiзкi, —
Каня супынi ля плужынскага бору,
Каб глянуць на возера зблiзку.
Гушчар лесу пахне чаборам i мёдам,
Жывiцы настоем смалiстым.
Там возера Свiцязь, як шыбiна люду,
Ляжыць памiж дрэваў цянiстых.
Калi пад’язджаеш начною парою
I станеш да возера тварам, —
Мiгцяць зоркi ў небе, мiгцяць пад табою
Мiгцiць там i месяцаў пара.
Не знаеш, — з–пад ног, можа, гэта шкляная
Iдзе аж да неба дарога
Цi неба шкляное скляпенне схiляе
Табе аж пад самыя ногi!
I той, другi, бераг убачыць не ў сiлах —
З вышынямi возера злiта.
Нiбыта вiсiш ты на птахавых крылах
У нейкiм бяздоннi блакiту!

С третьим разделом Речи Посполитой в 1795 году ВКЛ прекратило свое существование, однако Вильно оставался по–прежнему средоточием интеллектуальной жизни и обладал необыкновенной притягательной силой для молодежи. Студенты Виленского университета, среди них молодой Адам Мицкевич, неустанно искали ответ на вопрос, что являет собой их отчизна. Они объединялись в общества филоматов и филаретов и на тайных сходках рассуждали о народном творчестве, о быте крестьян, пели песни, читали стихи, ставили драматические сценки. Звучала там и белорусская речь.

Читайте также:
Богомолов: сочинение

В 1830 — 1840–е годы в распространенной в Беларуси польской литературе отчетливо определилась так называемая белорусская школа, основателем и лидером которой несомненно можно считать Адама Мицкевича. В своих, в основном романтических, произведениях поддерживавшие ее литераторы творчески обогащались местным народным, белорусским, устным фольклором. Процесс шел динамично и органично, казалось, оставалось сделать всего шаг к литературе на белорусском языке. Что и совершила последующая плеяда ярких литераторов — Владислав Сырокомля, Винцент Дунин–Марцинкевич, Ян Барщевский, Александр Рыпинский, Артем Верига–Даревский.

Вообще с Мицкевичем не просто вели знакомство, но по–настоящему дружили самые заметные личности белорусской истории. Например, уроженец Медведки тогда Новогрудского уезда, что около Кореличей, ученый с мировым именем Игнатий Домейко. Они вместе учились в Виленском университете. Домейко помогал Мицкевичу в подготовке к изданию «Пана Тадеуша». Или — Ян Чечот, белорусский и польский поэт и фольклорист: именно он обратил внимание Мицкевича на народную поэзию как источник литературного творчества. С Чечотом Мицкевич в юности посещал народные празднества в окрестностях Новогрудка — крестьянские свадьбы, крестины, дожинки, что, в свою очередь, помогло хорошо усвоить местный белорусский говор. Представитель известного в Беларуси рода Александр Ходько после Мицкевича возглавил кафедру славянских литератур в Коллеж де Франс. Томаш Зан, Ян Барщевский, Антоний Одынец, Наполеон Орда, Александр Бергель. Все они были друзьями–соратниками поэта. А итогом встреч Мицкевича и минчанина Валентия Ваньковича стал один из самых известных портретов поэта — «Мицкевич на скале Аю–Даг».

Но Адам Мицкевич далеко не только поэт–романтик. Он — пламенный трибун, причем сразу нескольких народов — польского, белорусского, литовского. Недаром газета, которую Мицкевич пытался издавать в Париже во время революции 1848 года, называлась La Tribune des Peuples — «Трибуна народов». Еще во время учебы в Виленском университете Адам Мицкевич в своих первых стихах воспевал образ романтического героя — борца за свободу народов Польши, Беларуси, Литвы. Здесь можно вспомнить популярную среди молодых патриотически настроенных повстанцев того времени «Оду к молодости» (1820).

Белорусские вехи биографии и творчества великого Адама Мицкевича:

• Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 года в семье обедневшего шляхтича Николая Мицкевича на Новогрудчине;

• 12 февраля 1799 года будущего поэта крестили в старинном фарном костеле в Новогрудке у подножия Замковой горы;

• в Новогрудке Адам жил в просторном каменном родительском доме у рынка и учился в доминиканской школе при храме Михаила Архангела вплоть до поступления в 1815 году в Виленский университет;

• влюбился в Марылю Верещако, с которой познакомился во время летних каникул в усадьбе Тугановичи под Новогрудком. Однако девушка не могла ответить на чувства поэта, так как была обручена с графом Путкамером. И все же Марыля навсегда стала для Мицкевича тем, кем были Лаура для Петрарки, Беатриче для Данте. Кстати, Марыля Верещако увлекалась западноевропейской романтической поэзией, белорусским фольклором, любила петь народную песню «Да цераз мой двор. »;

• в 1823 году Мицкевич пишет знаменитую поэму «Гражина», в которой оживают страницы истории, в том числе и Беларуси;

• воспевал природную жемчужину Беларуси — озеро Свитязь, которому посвятил баллады «Свитязь», «Свитязянка», «Рыбка». Считается, это Марыля Верещако, услышав на берегу озера Свитязь от старого рыбака легенду об утонувшем городе, предложила Адаму написать красивую балладу.

• в его философской поэме «Деды» также звучат белорусские мотивы;

• главное произведение Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» можно читать как энциклопедию и белорусской жизни.

Произведения Адама Мицкевича издавались на многих языках мира. На белорусский их переводили В.Дунин–Марцинкевич (первым перевел несколько частей, «былiц», «Пана Тадеуша»), А.Ельский (в конце XIX века, во Львове), Я.Купала, Б.Тарашкевич, П.Битель, Я.Семежон, М.Лужанин, Р.Бородулин, К.Цвирка. Существуют три полных перевода на белорусский язык «Пана Тадеуша».

Вильнюс, Каунас, Одесса, Львов, Ивано–Франковск (бывший Станиславов), Тбилиси, Брест, Гродно, Лида, Минск, Веймар, Шальчининкай, Кишинев. Во всех этих городах увековечена память Адама Мицкевича. И, конечно, великого поэта помнят и чтят на его малой родине — в Беларуси. Восстановлена по образцу начала XIX века усадьба в Заосье под Барановичами. Рядом построены флигель, амбар, колодец, беседка. В бывшем доме родителей Адама Мицкевича в Новогрудке также действует музей. А невдалеке от Новогрудского замка почитателями таланта поэта насыпан курган, у подножия которого установлена стела с барельефом поэта.

Alib.ru > Автор книги: мицкевич. Название: собрание сочинений

Мицкевич Адам. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
Адам Бернард Мицкевич (польск. Adam Bernard Mickiewicz, белор. Адам Бернард Міцкевіч; 24 декабря 1798, фольварк Заосье, Новогрудский уезд, Виленская губерния, Российская империя — 26 ноября 1855, Константинополь, Османская империя) — польский поэт белорусского происхождения, политический публицист, деятель польского национального движения, член общества филоматов. Оказал большое влияние на становление польской и белорусской литературы в XIX века. В Польше считается одним из трех величайших польских поэтов эпохи романтизма (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским). Некоторыми из белорусских литераторов Мицкевич выделяется как один из родоначальников новой белорусской литературы и белорусским польскоговорящим поэтом. В 1825 ?1828 служил в канцелярии военного генерал-губернатора в Москве. В России сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев), с видными русскими писателями и поэтами (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, И. В. Киреевский, братья Ксенофонт Полевой и Николай Полевой, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский), с библиографом и знаменитым автором эпиграмм С. А. Соболевским, также дружил с поэтом А. М. Янушкевичем. Особенно близкие дружеские отношения связали Мицкевича с поэтом и журналистом князем Петром Андреевичем Вяземским, который стал первым переводчиком на русский язык «Крымских сонетов». В мае 1829 года выехал из Петербурга за границу. По словам литературного критика того времени, Ксенофонта Полевого, А. С. Пушкин относился к Мицкевичу с величайшим уважением. Великий русский поэт, который обычно сам господствовал в кругу литераторов, в присутствии Мицкевича был крайне скромен, и даже обращался к Мицкевичу, желая услышать его одобрения, так как считал Адама Мицкевича более образованным и ученым, посвятил Адаму Мицкевичу целый ряд своих произведений. Данное собрание сочинений – единственное в таком объеме, изданное в России на русском языке. В каждом томе портреты. Тираж тома 30000 экз. Вес без упаковки 640 г.

Читайте также:
Тема любви: сочинение

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-fedot
Санкт-Петербург.
М. Художественная литература 1954г. 860 с., ил. Состояние: очень хорошее Купить за 150 руб.
2 BS-XAPKIB_bookinist
Украина, Харьков.
М. Худлит, 1954г. 860с. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее, на форзаце надпись. Купить за 150 руб.
3 BS-Следопыт
Республика Татарстан, г. Зеленодольск
М. Художественная литература. 1948-1954г. 316 с., с илл. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: Очень хорошее; отметки библ. Посмотреть Купить за 180 руб.
4 BS-Tachka
Москва.
М. Гослитиздат 1949г. 352 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Близкое к отличному, штамп б-ки Фото Купить за 200 руб.
5 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Худ-ная лит-ра 1952г. 316с Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Хор.,штамп Купить за 399 руб.
6 BS-buchpostamt2019
Москва.
М. ОГИЗ – Гослитиздат 1952г. 316 с. портр. вкл. Твердый переплет с тиснением, 14*20,5 см. Состояние: хорошее – очень хорошее Обложка и корешок – Титульный лист – Портрет тома – Содержание – Пример разворота Купить за 400 руб. С доставкой
7 BS-buchpostamt2019
Москва.
М. ОГИЗ – Гослитиздат 1949г. 352 с. портр. вкл. Твердый переплет с тиснением, 14*20,5 см. Состояние: хорошее – очень хорошее Обложка и корешок – Титульный лист – Портрет тома – Содержание – Пример разворота Купить за 400 руб. С доставкой
8 BS-Galla
Нижегородская обл.
М., ГИХЛ, 1949г. 352с., твердый переплет, обычный формат. Состояние: Хорошее, потертость переплета. Купить за 450 руб.
9 BS-Galla
Нижегородская обл.
М., ГИХЛ, 1949г. 528с., твердый переплет, обычный формат. Состояние: Хорошее, дарственная надпись, потертость переплета Купить за 450 руб.
10 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Худлит. 1952г. 314с тверд переплет, обыч формат. Состояние: хор. Купить за 450 руб.
11 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Худ-ная лит-ра 1954г. 859с твердый переплет, обычный формат. Состояние: удовл.,штамп,нет титульного листа Купить за 450 руб.
12 BS-galaksi57
Москва.
М Худлит 1952г. 314 с. Твердый переплет. Суперобложка., Обычный формат. Состояние: Очень хорошее Купить за 500 руб.
13 BS-buchpostamt2019
Москва.
М. ОГИЗ – Гослитиздат 1948г. 528 с. портр. вкл. Твердый переплет с тиснением, 14*20,5 см. Состояние: хорошее – очень хорошее Обложка и корешок – Титульный лист – Портрет тома – Содержание 1 – 2-3 – 4-5 – Пример разворота Купить за 500 руб. С доставкой
14 BS-buchpostamt2019
Москва.
М. ОГИЗ – Гослитиздат 1954г. 516 с. портр. вкл. Твердый переплет с тиснением, 14*20,5 см. Состояние: хорошее – очень хорошее Обложка и корешок – Титульный лист – Портрет тома – Содержание 1-2 – 3 – Пример разворота Купить за 500 руб. С доставкой
15 BS-buchpostamt2019
Москва.
М. ОГИЗ – Гослитиздат 1954г. 860 с. портр. вкл. Твердый переплет с тиснением, 14*20,5 см. Состояние: хорошее – очень хорошее Обложка и корешок – Титульный лист – Портрет тома – Содержание 1 – 2-3 – 4-5 – 6-7 – 8-9 – 10-11 – 12-13 – 14-15 – 16-17 – 18-19 – 20-21 – Пример разворота Купить за 600 руб. С доставкой
16 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Худлит. 1952г. 314с тверд переплет, обыч формат. Состояние: хор. Купить за 650 руб.
17 BS-Иркут
Иркутск.
С.-Петербургъ. Издание товарищества М.О.Вольфъ. 1902г. XV c.+ 415 с. Твердый коленкоровый издательский переплет., Обычный формат. Состояние: Блок и стр-хорошее(штампы несущ.б-ки)Переплет-несвежий, проклеен в местах крепл.блока Фото – Фото – Фото – Фото – Фото – Фото Купить за 680 руб.
18 BS-PROSVET_SPb
Санкт-Петербург.
СПб. Издание поставщиков Его Императорского Величества Товарищества М.О. Вольф, 1902.г. 368 с. Твердый владельческий переплет, обычный формат. Состояние: Удовлетворительное, потертости переплета, пятна, штампы, рыхлый блок. Купить за 900 руб.
19 BS-Антиквар
Татария.
Москва. Художественная литература. . 1952г. 314с. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: хорошее. Печати давно несуществующей библиотеки.. Купить за 950 руб.
20 BS-Samson
Санкт-Петербург.
Москва Гослитиздат 1948-1954г. 528 с., 352 с., 516 с., 860 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее, слегка потерты края корешков фото Купить за 1000 руб. С доставкой
21 BS-Bargentina
Кемеровская обл.
М Гослитиздат 1948-1954 г. 528+352+316+516+860 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Близкое к отличному, экслибрис Фото – Фото – Фото – Фото – Фото Купить за 1100 руб.
22 BS-Griboedov
Москва, Оренбург, Тбилиси.
М. Гослитиздат 1948-1954г. твердый переплет, обычный формат. Состояние: оч.хорошее Купить за 1200 руб.
23 BS-ivanhoe
Воронежская обл., Семилуки.
Москва Гослитиздат 1948-1954г. 528 с., 352 с., 316 с., 516 с., 860 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: оч-хор Купить за 1400 руб.
24 BS-Sibiryk
Новосибирск.
М. ОГИЗ ГИХЛ Гослитиздат. 1948-1954г. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 2000 руб.
25 BS-natalisska01
Москва.
М. Художественная литература. 1948-54.г. 528 с.+ 352 с.+316 с.+ 516 с.+ 860 с. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: Очень хорошее-отличное Купить за 2500 руб.
26 BS-VASILISA
Челябинск.
Москва, Санкт-Петербург. Издание поставщиков его императорского величества товарищества М.О. Вольф. 1902 г. 507, 373, 377 страниц. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее. Купить за 2500 руб.
27 BS-Papir
Санкт-Петербург.
СПб. т-во М.О. Вольф, 1902г. Твердый тканевый переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее,списанный библ экз. Фото – Фото – Фото Купить за 2500 руб.
28 BS-Fatkin
Новосибирск.
М. ОГИЗ ГИХЛ Гослитиздат, 1948 – 1954г. 528с.+352с.+316с.+516с.+860с.+ вклейки. Твердый художественный с цветным тиснением переплет., Обычный формат. Состояние: отличное Купить за 3000 руб.
29 BS-Mickle
Санкт-Петербург.
С-Петербург Издание товарищества М.О. Вольф 1902г. Твердый, издательский. переплет, Уменьшеннй формат. Обложка – Иллюстрации – Содержание Купить за 4000 руб.
30 BS-AndreyLeonidovich
Москва.
М. Государственное издательство Худ 1948с. Твердый формат. Состояние: Хорошее Купить за 4500 руб.
31 BS-itsitu
Санкт-Петербург.
СПБ Изд.Вольф 1902г. Твердый влад.переплет с углами, обычный формат. Состояние: отличное Купить за 5500 руб.
32 BS-Mintslov
Нижний Новгород.
СПб. – М. Издание товарищества М.О.Вольф 1902г. 416 с. + 377 с. + 508 с. + 375 с. В твердом издательском переплете., Обычный формат. Состояние: Чуть-чуть выцвели корешки. Состояние очень хорошее. Купить за 15000 руб.
Читайте также:
Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 – 2021, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Биография декабриста и поэта Кондратия Федоровича Рылеева

  • Краткие биографии
  • /
  • Рылеев Кондратий Фёдорович

Кондратий Фёдорович Рылеев – поэт, декабрист. Появился на свет 18 сентября 1795 года, в местечке под названием Батово. Рос в небогатой дворянской семье. После завершения обучения в Кадетском корпусе бывал в зарубежных походах в составе российской армии. В 1818 году принимает решение уйти с военной службы, и поступает на работу в уголовную судебную палату. Для него была характерна тяга к справедливости и честному разрешению судебных тяжб в пользу обездоленных людей.

Состоял в различных литературных кружках. Но самым знаковым для дальнейшей судьбы поэта явилось его членство в Северном обществе декабристов. Рылеев был против пролития крови царской семьи во время восстания. Он придерживался конституционной монархии, но со временем, всё же изменил свои взгляды на республиканские.

В организации восстания декабристов. Рылеев был одним из самых активных участников событий на Сенатской площади. За что и был схвачен и приговорён к казни. Летом 1826 года Кондратий Фёдорович Рылеев был повешен.

Детство и юность

Рылеев — поздний ребенок бедного дворянина, управлявшего имением княгини Голицыной на реке Оредеж. Отцу мальчика на момент рождения Кондратия в 1795 году исполнилось 49 лет, а матери — 37. В 6 лет Кондратия зачислили в кадетский корпус. Мальчик рос мужественным и часто брал на себя вину за проказы товарищей, принимая телесные наказания.

A post shared by Кондратий Рылеев (@kondratiiryleev) on Oct 19, 2019 at 10:54am PDT

Кондратий Рылеев в молодости
В 1813–1814 годах Рылеев принимал участие в русских военных походах в Швейцарию и Францию, а в 1818-м вышел в отставку. Словесный портрет будущего декабриста оставил его однополчанин А. И. Косовский — Кондратий Федорович был хорошо сложен, но близорук.

В 1854 году малую родину декабриста — деревню Батово — приобрела семья Набоковых, впоследствии давшая миру нобелевского лауреата по литературе Владимира Набокова. Сейчас рядом с Батово находится птицефабрика «Оредеж».

Революционная деятельность

Выйдя в отставку в 1818 году, он принял решение целиком посвятить себя творчеству. Так, 1820 год стал для него счастливым не только благодаря женитьбе на Наталье Тевяшевой, но и потому, что тогда была написана его знаменитая ода “ К временщику”. Родители его жены были состоятельные украинские помещики, однако приняли зятя, несмотря на его незавидное положение.

В 1821 году Рылеев поступил на государственную службу в уголовную палату Петербурга, а в 1824 году перешел в Российско-американскую компанию на должность правителя канцелярии.

Став активным членом “Вольного общества любителей российской словесности”, Рылеев два года (1823-24 гг.) занимался изданием журнала “Полярная звезда” вместе с Александром Бестужевым.

В это же время он стал членом Северного декабристского общества, под влиянием которого его политические взгляды поменялись с конституционно-монархических на республиканские. Впоследствии он возглавил своих товарищей. Незадолго до восстания он, в качестве секунданта, участвовал в дуэли, результатом которой стала смерть дуэлянтов. Несмотря на столь зловещий знак судьбы, Рылеев все же остался неколебим в своем решении выйти на Сенатскую площадь.



Общество декабристов

Кондратий Федорович руководил «Северным обществом», отличавшимся от возглавляемого Павлом Пестелем «Южного общества» демократизмом.

A post shared by Литература. Живопись. История. (@chitai.dumai.zhivi) on Oct 30, 2020 at 10:54am PDT

Декабрист Кондратий Рылеев
В программу Рылеева входило не только освобождение крестьян, но и предоставление им земель, наделение гражданскими свободами купцов и мещан. Идеалом государства для Кондратия Федоровича были Соединенные Штаты Америки.


Интересные факты

  • Имя свое он получил случайно: по совету служителя церкви мальчика назвали именем первого попавшегося на пути человека, который был отставным военным. Он же стал крестным отцом ребенка. Кондратий был единственным из пяти рожденных в семье детей, который не умер в младенчестве.
  • По семейному преданию, в детстве Кондратий Федорович тяжело заболел, и ангел, тронутый молитвой матери, помог мальчику выздороветь, однако предрек ему трагическую судьбу и смерть в молодости.
  • С детства Рылеев любил книги – прочитал все, что мог, в кадетской библиотеке и многие брал у товарищей. Отец-мот не покупал книг ему самому, считая это глупой тратой денег.
  • Первую свою оду пламенный патриот написал на смерть Кутузова – это было в 1813 году.
  • У Кондратия Рылеева был единственный ребенок – сын, который умер в возрасте одного года.
  • Поэт мог бы прожить долгие годы – после женитьбы родители супруги предлагали ему переехать в Украину. Однако юноша хотел посвятить молодость служению Родине и вместо этого отправился в Петербург, где стал не только главой Северного общества, но и одним из главных устроителей общего восстания.

Личная жизнь

В 1820 году Рылеев обвенчался с представительницей древнего дворянского рода Тевяшёвых Наталье Михайловне. Жена подарила Кондратию дочь Настю. О личной жизни Рылеева в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» размышляет персонаж Алексея Баталова — Сергей Трубецкой, удивляясь, как наличие семьи не делает поэта осторожнее.

Политические взгляды

Кондратий Рылеев являлся самым проамерикански настроенным среди всех декабристов. По его мнению во всем мире не было ни одного успешного правительства, кроме как в Америке.

В 1823 г. Рылеев примкнул к Северному обществу декабристов. Изначально он придерживался умеренных конституционно-монархических взглядов, но позже стал сторонником республиканского строя.

Кондратий Рылеев относился к числу основных инициаторов и предводителей декабрьского восстания 1825 г.

После провала госпереворота Рылеева арестовали и посадили за решетку. Находясь в заключении, узник нацарапал на металлической тарелке свои последние стихотворения.

Интересен факт, что Кондратий Рылеев вел переписку с такими известными личностями, как Пушкин, Бестужев и Грибоедов.

Память

Соредактор журнала «Колокол», друг Александра Герцена Николай Огарев в 1859 году написал стихотворение «Памяти Рылеева». В советское время фамилией декабриста называли совхозы и улицы.


Антон Шагин в роли Кондратия Рылеева (кадр из фильма «Союз спасения»)

Биография Рылеева неоднократно вдохновляла творцов на создание художественных произведений. Кондратий Федорович — персонаж пьесы Леонида Зорина «Декабристы». В «Звезде пленительного счастья» роль поэта-бунтаря исполнил Олег Янковский.

В фильме 2020 года «Союз спасения» вновь играет артист по фамилии Янковский. Но внук Олега Ивановича — Иван — создает образ другого участника декабрьского восстания Михаила Бестужева-Рюмина, которого казнили в один день с Рылеевым. В Кондратия Федоровича в киноновинке перевоплотился актер Антон Шагин.

Восстание декабристов и казнь

Краткая биография Рылеева Кондратия Федоровича свидетельствует, что после подавления восстания закономерно последовал арест всех причастных к нему лиц. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало. Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П.Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С.Муравьева-Апостола и П.Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года. Причем Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.

Точное место его погребения не установлено.

Организовал восстание в 1825 году


Восстание декабристов произошло в Санкт-Петербурге в 1825 году. Они хотели не допустить того, чтобы на престол взошел Николай Первый.

Рылеев Кондратий стал одним из людей-инициаторов и руководителей восстания. Когда он заболел ангиной, в его доме стали собираться участники, которые обсуждали план действий. Он участвовал практически во всех действиях, а также давал свои наставления по поводу проведения.

Переезд в Петербург. Служба в суде

Во второй половине 1820 года Рылеев переезжает в Петербург. Обосновываться «с нуля» оказывается очень сложно, но постепенно Рылеевы привыкают к новой жизни.

В октябре этого же года происходит восстание Семёновского полка, когда доведённые до отчаяния солдаты открыто выступили против издевательств нового командира. В результате весь полк был посажен в Петропавловскую крепость, затем простых солдат отправили на каторгу или в сибирские гарнизоны, а офицеров — в действующую армию с запретом выхода в отставку или получения каких бы то ни было наград.

Рылеев был поражён жестокостью подавления восстания и открыто выступил против всесильного Аракчеева — в журнале «Невский зритель» была напечатана его ода «К временщику». Это было первым произведением поэта, под которым он поставил свою фамилию полностью. Петербург оцепенел, поражённый безумной смелостью этого «младенца», вставшего против всесильного «великана». Благодаря амбициозности Аракчеева, не желавшего открыто признать в тиране себя, Рылеев остался на свободе. Но журнал был закрыт и всесильный вельможа затаил злобу. Успех оды заставил Рылеева более серьёзно взглянуть на своё творчество и его конечные цели. Поэт впервые понимает, что своими произведениями он также может бороться против самодержавия.

С января 1821 года Рылееву предлагают место заседателя в Петербургской палате уголовного суда. Он не отказывается, т.к. понимает, что эта работа поможет ему защищать простых людей. За время службы Рылеев создаёт себе заслуженную репутацию честного и неподкупного судьи.

В апреле этого же года Кондратий Фёдорович вступил в члены «Вольного общества любителей русской словесности». Председателем его был герой войны 1812 года Фёдор Николаевич Глинка, который открыто выступал за равные права всех людей. Соответственно, Рылеев нашёл в нём полного единомышленника. Членами общества были также будущий декабрист А.Одоевский, друзья Пушкина В.Кюхельбекер и А.Дельвиг, писатель А.Грибоедов и другие выдающиеся личности того времени. Со всеми, кто входил в общество у Рылеева складывались прекрасные дружеские отношения.

Всё больше поэт задумывается о том, как поднять и вдохновить молодёжь на борьбу с самодержавием? И самым лучшим кажется ему напомнить о героических подвигах героев прошедших веков. Так рождается идея рылеевских «Дум» — стихотворных рассказов из русской истории, ориентированных на современность.

В мае 1821 года Кондратий Фёдорович едет на некоторое время в Подгорное, посещает Острогожск и Воронеж. Здесь его посещает творческое вдохновение, и он пишет новые оригинальные произведения: «Пустыня», «На смерть Полины молодой», «Когда от русского меча» и др. В этот же период он начинает цикл «Дум», материал для которого берёт не только из исторических трудов, но и из местного народного творчества. Через воспевание героического прошлого родной страны Рылеев надеется «разбудить» передовую молодёжь, чтобы поднять её на борьбу за лучшее будущее простого народа.

Большинство «Дум» известно и сейчас, некоторые — практически стали народными песнями (например «Смерть Ермака»).

Был масоном


Примерно за пять лет до того момента, как произошло восстание декабристов, Рылеев решил вступить в масонскую ложу под названием «Пламенеющая звезда».

Многие из здешних декабристов были масонами. Масоны — это такое движение, которое появилось в 1717 году. Существовало оно в виде тайного общества.

Практически вся этика и философия основывается на монотеистической религии, а также на конституции вольных каменщиков. Здесь также используются их статусы, уложения и регламенты. Именно в таком месте был и Кондратий Рылеев.

В кадетском корпусе

Когда мальчику не было ещё и шести лет его привезли в Петербург. В январе 1801 года он был зачислен в «подготовительный класс» 1-го кадетского корпуса.

Жизнь в учебном заведении была очень нелёгкой. Старшие воспитанники часто обижали младших, и вечерами Кондратий часто плакал, уткнувшись головой в подушку. Кроме того, в больших, плохо отапливаемых спальнях всегда было холодно, а учащиеся спали под тонкими одеялами и зимой даже самые маленькие были одеты в тонкие шинели. Мальчик скучал по дому, по маме, но держался.

Проходили годы, и Рылеев постепенно привыкал к военному быту и муштре. Он учился не блестяще, но все важные для будущего офицера предметы старался изучать основательно. И конечно не было ему равных по литературе. Рылеев «оброс» множеством друзей, которые уважали его за исключительную честность и справедливость. Он стоически переносил все наказания и никогда не плакал под розгами. Бывало — принимал на себя и чужую вину.

В годы учёбы Кондратий пристрастился к чтению. Он читал всё, что можно было достать в библиотеке или у друзей, не один раз просил деньги на книги у отца. Но тот считал это глупостью и очень редко и неприязненно отвечал на письма сына.

Война 1812 года подняла в корпусе бурю патриотизма. Младшие ученики очень завидовали выпускникам, которые шли на фронт. Они тоже рвались на защиту отечества, следили за всеми новостями из действующей армии, жарко обсуждали поражения и победы русской армии и боялись, что не успеют стать в ряды тех, кто грудью защищает Россию.

В 1813 году умер главнокомандующий Кутузов, который смог развернуть «непобедимую» армию Наполеона прочь из России. Рылеев, как и все кадеты, был поражён смертью великого военачальника и написал по этому поводу свою оду «Любовь к отчизне». В его «литературной тетради» хранилось к этому времени уже несколько произведений о войне.

В феврале 1814 года дождался своего выпуска и Рылеев. Он был определён в 1 конную роту 1 резервной артиллерийской бригады.

Молодой прапорщик-поэт вступал в жизнь с мечтой о том, чтобы стать верным гражданином своей отчизны и если понадобится — без колебаний отдать за неё жизнь!

Переписывался с Пушкиным и Грибоедовым


Кондратий множество раз переписывался с Пушкиным и Грибоедовым. Но существует факт того, что однажды между Кондратием и Александром могла произойти дуэль.

Рылеев на одном светском мероприятии пересказал шутку про Пушкина. Второго уже не покидала мысль о дуэли, как только он узнал об этом. Но встретившись, два писателя посмотрели друг на друга, выстрелили вверх и разошлись, как ни в чем не бывало. На том берегу, где они собрались, целый час стояли и просто беседовали.

Всё ближе к трагедии

Осенью 1823 года Рылеев вступает в члены Северного общества (декабристов). Он счастлив все силы и талант отдавать на благо того дела, которое для него важнее всего. Часто возвращаясь с собраний вместе с Бестужевым, они много думают над тем, что ещё можно сделать для обновления России. Так рождается идея издания сборника-альманаха «Полярная звезда», которая будет пользоваться несомненным успехом до 1825 года. Здесь опубликуют свои лучшие произведения А.С.Пушкин, А.Дельвиг, П.Вяземский, В.Жуковский и множество других выдающихся писателей и поэтов того времени. На страницах «Полярной звезды» выйдут и лучшие произведения самого Рылеева — «Думы» и поэма «Войнаровский».

Весной 1824 года Рылеев перешёл в Российско-американскую компанию правителем канцелярии и поселился в большой квартире на набережной Мойки, где организовался своеобразный «штаб» Северного общества. В конце года Кондратий Фёдорович возглавил организацию. Он стал укреплять её новыми надёжными и полезными людьми, вдохновлять их своим примером. Теперь Рылеев уже не говорил о возможностях конституционной монархии, он проповедовал избрание новой формы правления государством — республиканской.

Этот год ознаменовался для поэта многими тяжёлыми событиями: в феврале он дрался на дуэли и был легко ранен, в июне умерла его мать, а в сентябре — сын, которому только что исполнился год.

Творчество Рылеева

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 117.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 117.

Творчество Рылеева К. Ф. занимает особое место как в революционной литературе, так и в русской литературе в целом. В произведениях данного поэта и писателя отражается общественно-политические стороны жизни.

Биографические сведения

Кондратий Федорович Рылеев родился в 1795 году.

Рис. 1. К. Ф. Рылеев.

Обучаясь с шестилетнего возраста в Кадетском корпусе, Рылеев уже начал заниматься творчеством.

Жизнь и творчество Кондратия Рылеева тесно связаны с общественно-политической ситуацией того времени. С наступлением событий 1812 года у К. Ф. Рылеева появилось сильное желание стать частью армии. В 1814 году он покинул Кадетский корпус и воплотил свои желания в жизнь.

В 1820 году К. Ф. Рылеев, женившись, вышел в отставку и переехал в Петербург, где стал служителем Петербургской палаты уголовного суда.

В 1821 году К. Ф. Рылеев стал частью «Вольного общества любителей российской словесности».

С 1823 по 1825 годы вместе с А. Бестужевым К. Ф. Рылеев издавал альманах «Полярная звезда».

В 1823 году К. Ф. Рылеев был принят в Северное тайное общество, после чего стал его руководителем. Данный факт биографии занимает особое место в творчестве К. Ф. Рылеева.

К. Ф. Рылеев стал одним из организаторов восстания декабристов. Вскоре после событий он был арестован, через полгода поэта и писателя казнили, а его произведения были уничтожены и запрещены.

Особенности творчества

Уже в творчестве во время обучения Рылеева поэт определил важные для себя темы и проблемы. Чтобы поддержать свою Родину в 1812 году, поэт вспоминал прошлое и сочинял «победные песни».

Первые произведения имели довольно подражательный характер.

К. Ф. Рылеев стал печататься лишь в 1820 году, когда ему было 25 лет.

Связь с тайным обществом оказывала влияние не только на жизнь К. Ф. Рылеева, но и на его творчество. Говоря кратко, произведения К. Ф. Рылеева отличались вольнолюбивым характером. Произведения были одним из первых опытов революционно-агитационной литературы.

Стоит также отметить, что творчество К. Ф. Рылеева было связано с литературным направлением классицизма. Помимо этого, его произведения имели просветительский характер.

К. Ф. Рылеев обращался и к лирическим, и к эпическим, и драматическим жанрам.

Произведения

В сообщении о творчестве К. Ф. Рылеева стоит отметить и названия художественных произведений.

Патриотические настроения уже наблюдаются в первых произведениях: одах «На погибель врагов» и «Любовь к отчизне».

Известность К. Ф. Рылееву принесла сатира «К временщику» (1820 г.).

Наиболее ярким памятником декабристкой литературы является стихотворение «Гражданин».

Известным является сборник К. Ф. Рылеева «Думы» (1821-1823), а также получила известность поэма «Войнаровский» (1823).

Что мы узнали?

К. Ф. Рылеев во времена обучения в Кадетском корпусе уже начал творческую деятельность, которая была тесно связана с общественно-политической ситуацией того времени. Первые произведения имели подражательный характер. В 1823 году К. Ф. Рылеев был принят в Северное тайное общество, а в 1825 году стал одним из организаторов восстания. Творчество К. Ф. Рылеева отличались вольнолюбивым, революционным и агитационным характером. Наиболее известными произведениями К. Ф. Рылеева стали сатира «К временщику», стихотворение «Гражданин», сборник «Думы» и поэма «Войнаровский».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: