Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сочинение: Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Автор: Guru · 08.05.2020

М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский писатель, создавший ряд произведений уникальных не только для литературы XIX века, но всей отечественной словесности. В своих сказках автор не стесняется смело порицать пороки современного общества. Он говорит о крепостном праве, самодержавии, социальной несправедливости и многом другом. Сегодня на примере двух произведений автора мы рассмотрим более подробно особенности литературного наследия писателя и обсудим истинные мотивы для их создания. Мы будем исходить из сказок: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Медведь на воеводстве».

Начнем со сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении, как и полагается сказкам, мы видим некоторые фантастические элементы, которые, однако, связаны только с началом произведения. Два типичных генерала по неизвестным причинам вдруг попадают на необитаемый остров. Они оказываются совершенно беспомощными и неспособными выжить самостоятельно в дикой природе. И, так как именно мужик всегда являлся для них “орудием” для добывания пищи, они начинают искать его, будто это какое-то дикое животное, спрятавшееся в лесу. Оба они уверены, что «Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

К удивлению, мужика им правда удаётся найти. Внешность его поражает и восхищает генералов, мужик по сравнению с ними громаден, силён и ловок. В этом силаче, практически русском богатыре, М. Е. Салтыков-Щедрин показывает нам образ простого русского мужика в эпоху крепостного права. Мужик сильный, способный, самодостаточный, но слаб духом и угнетен до позиции раба. Однако, мы видим, что рабом он делает себя сам: он только рад служить господам и всё время только благодарит их за то, что они мужицким трудом его не гнушатся. Он срывает для них яблок с дерева, находит картофель в земле, и сеть для ловли рыбы из своих же волос для них мастерит. Мы видим, что этот мужчина обладает большой силой и огромным запасом практических навыков; два глупых, толстых, холёных генерала на фоне его выглядят жалко, но всё равно продолжает безропотно им подчиняться. Так, он отдает им все добытые яблоки, себе оставляет только одно, самое кислое; далее дело доходит до комичного: он сам вьет веревку, которой генералы ночью будут держать его на привязи. Вывод, который можно сделать из этой печальной истории, напрашивается сам собой: крепостные крестьяне сильны, умны и способны, но не хотят идти против системы и скинуть себя оковы рабства, воспринимая каторжный труд как должное.

Вторая сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» использует приёмы сатиры и сарказма для того, чтобы обличить пороки самодержавной власти. Сказка рассказывает нам о трёх бурых мишках — правителях лесной трущобы — Топтыгине I, Топтыгине II и Топтыгине III. В поведении этих персонажей можно легко узнать чиновников и правителей самых высших слоев того времени. Автор подробно рассказывает о философии и манере управлять каждого Топтыгина, и каждый из них выбирает путь.

Топтыгин I считает, что для того, чтобы память о нем осталась в веках для грядущих поколений, необходимо “как можно больше кровопролитиев”. Желание попасть на скрижали истории вынуждает его строить самые грандиозные планы и намерения, но как только он прибывает на место военных действий, сразу напивается и случайно съедает Чижика, который оказался почетным лесным жителем и важной персоной лесной трущобы. Заканчивается всё тем, что Топтыгин I попадает в немилость и имя его забывают, даже несмотря на то, что на деле он был неплохим строителем и умел строить берлоги, а ещё деревья с корнями выворачивать.

Далее к власти приходит Топтыгин II, который решает учиться на ошибках своего предшественника и не совершать его ошибок. Поэтому, чтобы всё же попасть на эти злосчастные исторические скрижали, он принимается за поиски типографии, университета или чего-то подобного только для того, чтобы обратить эти здания в прах, и этим показать свою силу, мощь и уникальность. Он ищет, но найти не может. Оказывается, ни типографии, ни университета в трущобе в помине никогда не было, поэтому он принимает решение напасть на дом обычного мужика, а еще строит планы как убить его скотину и разрушить всё хозяйство. Но мужицкий дом оказывается слишком крепким орешком для Топтыгина и застревает в кровле, не имея сил выбраться из ловушки. В итоге, на него нападает несколько объединившихся мужиков и устраивают над ним самосуд, в результате которого они его убивают, потому что мишка перед начальством выслужиться захотел», а они «через это пропадать должны».

Читайте также:
«Сказка — ложь, да в ней намек...» (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина): сочинение

И совсем другим мы видим Топтыгина III, который совсем не думает о скрижалях, спокоен, добродушен и миролюбив. Он запирается в своей берлоге и его ничего не волнует из происходящего в мире. Он не желает вмешиваться в ход происходящих вещей, переняв опыт своих предыдущих коллег. Но даже несмотря на то, что новый правитель в трущобах добродушен, лес всё равно продолжает жить по суровым законам: одни издавали “агонизирующий вопль”, другие — “победный клик”. Внезапно наступает финал истории — Топтыгина III случайно убивают охотники как обычного пушного зверя.

Проблему, которую ставит автор перед нами в этой сказке, легко найти — она кроется в самом устройстве власти того времени — самодержавии. Не просто так мы видим три противоположных по стилю и философии правления лидеров. Салтыков-Щедрин говорит читателю, что менять правителей уже бесполезно, сама система прогнила изнутри. Нужны решительные и глобальные меры, которые изменят весь принцип устройства государства. Необходимо свержение деспотичной авторитарной власти.

На примере творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина мы видим насколько скована и трусливо вела себя либеральная оппозиция того времени. Все видят, что перемены необходимы, но боятся сказать это открыто под пристальным вниманием жандармов, под давлением цензуры, иных запретов и сильного социального расслоения. Говорить публично о своих мыслях можно только завуалированно, через книги, которые воздействовали на общество постепенно. Именно такие произведения и стали отправной точкой в решении многих проблем того времени, выступили подспорьем для реформаторства и поддержкой для либеральной интеллигенции.

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

  • 1. Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
  • 2. Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: “Дикий помещик”, “Пропала совесть” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали “Сказками для детей изрядного возраста”, то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

Читайте также:
История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: “жили да были” (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), “в некотором царстве, в некотором государстве” (“Дикий помещик”, “Недреманное око”), “в старые годы, при царе Горохе” (“Дурак”) и другие; “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “по щучьему велению, по моему хотению” и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время (“премудрый пискарь”, например, просвещенный, умеренно-либеральный, в “карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: “Имянно”).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сделались “веселые, рыхлые, сытые, белые”. Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В “Диком помещике” почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма “русского дворянина” — “тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: “Дикий помещик”, “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”. Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Богатырь”. Пропаганда новой морали: “Дурак”, “Христова ночь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке “Орел-меценат” Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в “Богатыре” история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед “освобожденными” от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке “Карась-идеалист” писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в “злых” и “неразумных” щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже “комплекция каверзная”.

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге (“Коняга”). “Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб”. Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый “мужичина” в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию “хозяев” сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, “чтоб не убег”. Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Читайте также:
Тема либеральной болтовни в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

“Я люблю Россию до боли сердечной”, — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Сочинение «Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина?»

Сегодня читателям Литероведа мы предлагаем пролистать страницы некоторых удивительных произведений великого русского сатирика и найти ответ на вопрос: «Чему учат сказки Салтыкова-Щедрина».

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – писал А.С.Пушкин о всеми любимом жанре устного народного творчества. Эти небольшие произведения – поистине кладезь мудрости, источник знаний и радости. Они учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, любить свою землю, свой дом, семью, помогать тем, кто нуждается в помощи и защищать слабых и обездоленных. То же самое можно сказать и о литературных сказках, которые мы с большим удовольствием читали и читаем и, конечно, будет читать. М.Е.Салтыков-Щедрин известен как писатель-сатирик. Его называли «прокурором общественной жизни». Все отрицательные стороны общественного устройства он «обвинял» не только в таких произведениях, как «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонская старина», но и в «Сказках для детей изрядного возраста». Сказки Салтыкова-Щедрина были написаны за короткий срок в 80-е годы XIX века и стали итогом многолетних наблюдений автора над жизнью, общественным устройством, отношениями между людьми. Открывая книгу сказок, мы попадаем в иной мир, где есть говорящие животные, рыбы, птицы. Но читатель в их образах ясно угадывает человеческие характеры, привычки, желания. Читая эти небольшие произведения, мы многому учимся.

Например, сказка «Верный Трезор» рассказывает Трезоре, который в течение многих лет верно служил своему хозяину. За свою службу он получал миску помоев, был благодарен хозяину и за цепь, на которой сидел, и за редкую похвалу, и даже за побои. Но когда пес постарел и перестал должным образом служить, его сначала заменили другим четвероногим сторожем, а потом утопили в реке и сразу о нем забыли. Вроде бы простая история, но насколько поучительная! Автор предупреждает нас, что люди несправедливы к другим и способны за верность и многолетнюю преданность платить черной неблагодарностью. Сказка учит уважать и ценить себя, тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

Не об этом ли говорит писатель и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Это история о двух генералах, чудесным образом оказавшихся на необитаемом острове. Им грозила голодная смерть, так как они ничего не умели в своей жизни делать, даже считали, что булки растут на деревьях. От возможности стать людоедами и от гибели их спас простой мужик, который тоже чудесным образом оказался на том самом необитаемом острове. Он сумел наловить рыбы, сварить суп в пригоршне, найти яблоки, соорудить лодку и доставить генералов в Петербург. Автор не скрывает своей иронии, он не только зло и едко высмеивает правящий класс, беспомощный, никчемный, не способный на решение самых простых хозяйственных вопросов, но и не одобряет мужика, который привык жить рабом, прислуживать правящему классу. «Пора перестать быть верными Трезорами и начать уважать себя», – будто призывает своих читателей автор.

Любой школьник, хоть раз прочитавший сказку «Премудрый пескарь», надолго запоминает ее содержание. Перед смертью родители-пескари предупредили сына, что мир полон опасностей, которые исходят и от других рыб, и от человека. Страх навсегда поселился в душе пескаря, заставил его вырыть нору, поселиться там и забыть о жизни. Всю жизнь пескарь только дрожал, даже перед смертью, когда впервые рискнул выйти из своего убежища, чтобы наконец понять, что значит жить, он тоже дрожал. Так и умер, не узнав ничего о жизни, не почувствовав ее вкуса и не поняв самого главного. В образе премудрого пескаря мы угадываем людей, которые прячутся от всяких житейских трудностей, не понимая, что тем самым опустошают свою жизнь, лишают ее смысла.

Читайте также:
Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Нельзя не отметить воспитательную роль сказки «Пропала совесть». Автор рассказывает о том, как однажды пропала совесть. За этим событием последовали грабежи, разбои, ложь и лицемерие. Люди, которые находили совесть, пытались скорее от нее избавиться, потому что она мешала совершать злодеяния. Долго гуляла от человека к человеку совесть, никому не была нужна, пока однажды не решила поселиться в сердце маленького ребенка в надежде, что он вырастет порядочным человеком. Читая это произведение, легко угадать мысли писателя: он призывает беречь совесть, не терять ее, не выбрасывать, потому что человек без совести превращается в морального урода.

Какие же уроки преподают нам сказки великого сатирика? Они учат нас любить и уважать себя, ценить свою свободу, потому что жизнь без нее превращается в тяжкую муку, не терять свою совесть. Не стоит прятаться от трудностей и превращать свою жизнь в бесцельное существование – таков наказ автора. Написанные почти два столетия назад, в девятнадцатом веке, сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина остаются актуальными и в современном мире, поэтому время от времени их полезно брать в руки, перечитывать и извлекать из них те уроки, которые мы не поняли ранее, но которые полезно понять сейчас.

Сочинение на тему Творчество М Е Салтыкова-Щедрина

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

«Он знает всю страну, лучше, чем

кто-либо из современников».

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются его сказки. Они привлекают читателя своей жизненной правдой, лукавым юмором, осуждением зла, несправедливости, тупости, предательства, трусости, лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, мужества, трудолюбия, злой насмешкой над угнетателями, сочувствием и любовью к угнетённым.

Большая группа сказок великого писателя посвящена теме: народ и господствующие классы. Трагическое положение закабалённого, ограбленного и бесправного мужика показано Щедриным в сказке «Коняга».

Главный герой произведения – Коняга, «обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый», который «день-деньской… из хомута не выходит». Благодаря ему растёт хлеб на необъятных полях Росси, но сам он не имеет права есть этот хлеб.

Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик.

Писатель говорит о народе с горечью и любовью: «Ходит Коняга от зари до зари, а впереди его идёт колышущееся чёрное пятно и тянет, и тянет за собой. Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту, слышится окрик: «Ну, милый! Ну, каторжный! Ну!»

Сказка ставит вопрос: почему бездельники в роскоши, а труженики никак из нужды не выбьются?

С ненавистью и презрением нарисованы Щедриным образы «пустоплясов» – врагов тружеников, с горячим сочувствием и любовью – образы мужика и Коняги. Со страстной тоской писатель призывал то время, когда народ освободит себя и свою родину.

Вера в силы народа, в свободное будущее своей родины ни на миг не покидала писателя. «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу их плена? Кто вызовет её на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге», – писал Щедрин.

Идейная близость сатирика к народу проявилась не только в том, что он в своём творчестве защищал интересы народа, но и в том, что автор щедро пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих произведениях.

В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук – представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей – трусливых обывателей. Образ Коняги в одноимённой сказке – символ порабощенной родины и истерзанного угнетателями народа. «Целая масса живёт в нём, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая».

Читайте также:
Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Жизнь народа – непрерывный изнуряющий труд. Бремя невыносимой подневольной работы превращает труд в проклятие, в «ноющую боль», лишает жизнь радости. «Для всех поле – раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно – кабала… Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание».

Трудом Коняги живут «пустоплясы». Им нет никакого дела до народа, им нужен лишь его труд, нужна его жизнь, «способная выносить иго работы». «Пустоплясы» могут только вести праздную болтовню о причинах несокрушимости и бессмертия Коняги. Живучесть труженика они объясняют смирением и покорностью. Несокрушимость тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит!» Причину неуязвимости Коняги видят в том, «что он «настоящий труд» для себя нашёл». Четвёртый же «пустопляс» говорит: «Оттого нельзя Конягу догонять», что он «к своей юдоли привычен и нуждается только в том, чтобы его постоянно взбадривали кнутом».

Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Не отступил он от своего правила и в этом произведении: «Жил во времена оны старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс».

Нередко сатирик прибегал к традиционным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать». В «Коняге» мы встречаем такие выражения, как: «мужичий живот», «день-деньской», «с утра до вечера землю работает», «на веки вечные», «худое Конягино житьё».

В творениях Салтыкова-Щедрина рассыпано множество «крупиц из копилки народной мудрости»: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «живёт богато, со двора покато: чего ни хвались, за всем в люди покатись». В анализируемой сказке иногда одним только подбором пословиц и поговорок писатель характеризует своих героев: «Коняге – солома, Пустоплясу – овёс», «Дело мастера боится», «Плетью обуха не перешибёшь», «Словно у Христа за пазушкой».

Щедринская сказка, богатая фольклорными элементами, в целом не похожа на народную, потому что сатирик свободно творил на её основе и в её духе, совершенствуя её в идейном и художественном значении.

Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки, писатель в своих произведениях уделил большое внимание эпитетам («зияющая бездна полей», «худое житьё»), метафорам («белый саван» (снег), «огненный шар» (солнце), «громада полей… силу сказочную в плену у себя сторожит», «поле… орошает своею кровью»), сравнениями («губа отвисла, как блин»; «поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не спускает его с урочной полосы»).

Щедрин был взыскательным художником, в совершенстве владевшим всеми изобразительными средствами общенародного русского языка.

В его творчестве просматривается сближение фантастического элемента с фантастикой народных сказок. К этому приёму автор прибегал, когда испытывал цензурные затруднения. Одним из способов преобразования явлений жизни служит живоописание обыденных отрицательных, пошлых сторон при помощи приёмов гиперболы и фантастики. Показывая каторжную жизнь трудящихся, писатель скорбит о покорности народа, о смирении перед угнетателями. «Бьют его чем ни попадя, а он живёт, кормят его соломою, а он живёт. Хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив», – говорит Сатирик о долготерпении Коняги.

Они являются средством эмоционального воздействия на читателя, вызывают чувство негодования по поводу изображаемых явлений действительности. «Совсем было позабыл Пустопляс, что у него братец на свете живёт, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил… Смотрит – ан братец-то у него бессмертный!» Всему творчеству Щедрина присущи элементы гиперболизма.

Язык героев сказки прекрасно дополняет их характеристики. Пустопорожнее «каляканье» слышится в речах «пустоплясов». В пустословии коней-интеллигентов выражено их духовное убожество и низменные интересы. Тусклой, «нудной» речи «пустоплясов» («В нём от постоянной работы здравого смысла много накопилось… Здравый смысл – это нечто обыденное, до пошлости ясное, напоминающее математическую формулу») Щедрин противопоставляет красочную, меткую, бойкую, полную мысли и чувства речь людей из народа («Ну, милый, упирайся! Ну милый, вывози!» – подбадривает мужик Конягу).

В авторском слове сатирика, то суровом и гневном, исполненном ненависти и презрения к угнетателям народа, то полной любви, тоски и горечи, когда он говорил о человеке-труженике, выражено огромное богатство идей и чувств великого революционно-демократического писателя.

По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог. Первая философская часть – тревожные раздумья о будущем народа. Заключительные страницы сказки – гневная сатира на идеологов социального неравенства, на всех «пустоплясов», которые пытались разными теориями оправдать и увековечить подневольное положение Коняги.

Читайте также:
Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

В сказке ставится вопрос: где выход? – и даётся ответ: в самом народе. Окружающие его пустоплясы-интеллигенты могут сколько угодно спорить о его мудрости, трудолюбии, здравом смысле, но споры их прекратятся, когда они проголодаются и начнут кричать дружным хором: «Н-но, каторжный, н-но!» Замысел «Коняги» состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации.

В своих произведениях сатирик выступал как суровый судья, каравший оружием смеха «дирижирующие классы», как писатель, страстно любивший народ и родину.

Сочинение: Сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина

Автор сразу же преду­преждает, что все в жизни гораздо сложнее, чем на первый взгляд кажется, всегда найдутся те, которые воспротивятся любой положительной идее. В сказке это отражено в словах: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Карась-идеалист вы­ступает в роли проповедника. Он красноречив и убедителен в проповеди братской любви: «Знаешь ли ты, что такое добро­детель? — Щука разинула рот от удивления. Машинально по­тянула она воду и. проглотила карася». Так уж устроены щу­ки, что они должны есть слабейших. В любом обществе есть сильные — кто ест, и слабые — кого едят. Сказка отразила об­щественную философию мира угнетателей и угнетенных. Но только ли в то время была актуальна сказка. Мне кажется, она применима и по отношению к современному миру.

В сказках Салтыкова-Щедрина действующими лицами вы­ступают и животные, и птицы, и рыбы, которые поступают как люди. «Пескарь жалования не получает и прислуги не держит», мечтает выиграть двести тысяч. В сказке «Орел-меценат» Орел является царем птиц, но он наделен чертами характера людей, которые выступают меценатами в области просвещения. Орел решил завести при дворе науки и искусства. Однако вскоре ему надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-по­эта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, ра­зорил ворон. Начались «розыски, следствия, судбища», насту­пил «мрак невежества». Писатель показал в этой сказке несо­вместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».

Премудрый пескарь воплотил в себе черты характера типич­ного обывателя, который вечно чего-то боится. Пескарь всю жизнь боялся, что его съест щука, поэтому сто лет просидел в своей норе подальше от опасности. Пескарь «жил-дрожал, и умирал-дрожал». Но даже он в конце жизни задумался о сво­ем существовании. Пескарь перед смертью пытается осмыс­лить: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кто об его существова­нии вспомнит?». Салтыков-Щедрин так излагает мораль сказки: «Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами и, обезумев от .страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей ме­ре бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно. живут, даром место занимают да корм едят».

В сказке «Медведь на воеводстве» высмеиваются царь, ми­нистры и губернаторы. Три Топтыгина последовательно сменя­ют друг друга на воеводстве, куда послал их лев с целью «ус­мирения внутренних супостатов». Первый занимался мелкими «срамными злодеяниями», второй — крупными «блестящими». Но после того как задрал у крестьянина лошадь, корову и пару овец, мужики его убили. Третий Топтыгин был самым крово­жадным, но действовал осторожнее других. Долгие годы он за­бирал у крестьян мед, кур, поросят. В конце концов терпение мужиков лопнуло и Топтыгина посадили на рогатину. Салты­ков-Щедрин показывает, что причина нищеты и бесправия на­рода не только в злоупотреблении властью, но и в самом харак­тере самодержавной системы. Порочна вся система и требуется ее свержение — в этом заключается идея сказки.

Если министры, чиновники и другие представители власти выступают в роли хищников (медведь, орел), то простой труже­ник, который влачит свою жалкое существование, сравнивается с лошадью. «Сытые пустоплясы» рассуждают о причинах бес­смертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопи­лось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», тре­тий утверждает, что Коняге «труд дает. душевное равнове­сие», четвертый, что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте. Коняга работает, «пустоплясы» покрикивают: «Н-но, каторжный, н-но!»

Не всегда Салтыков-Щедрин изображает людей в образе животных, часто помещик выступает помещиком, мужик игра­ет роль мужика. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» главными героями являются му­жик и два генерала-бездельника. Два совершенно беспомощ­ных генерала чудом попали на необитаемый остров, причем попали туда прямо из постели — в ночных рубашках и с орде­нами на шее. Генералы, чуть не съедают друг друга, потому что не могут не только поймать рыбу или дичь, но и сорвать плод с дерева. Чтобы не пропасть с голоду, они решают поис­кать мужика.

Читайте также:
Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина: сочинение

И он тут же находится: сидел под деревом и от­лынивал от работы. «Громадный мужчина» оказывается на все руки мастером. Он и яблок с дерева достал, и картофель из земли выкопал, и силок приготовил для рябчиков из собствен­ных волос, и огонь добыл, и провизии наготовил, и пуха лебя­жьего набрал. И что же? Генералам дал по десятку яблок, а себе одно взял — «кислое». Даже веревку свил, чтобы ею же его генералы к дереву привязали. Да еще готов был «генера­лов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и му­жицким его трудом не брезговали». Сколько генералы ни руга­ют мужика за тунеядство, а мужик «все гребет да гребет, да кормит генералов селедками». Автор показывает пассив­ность мужика, его рабскую психологию, готовность терпеть и кормить генералов, которые его же обирают.

Сказки Салтыкова-Щедрина не потеряли актуальности и в наше время. И сейчас можно встретить карасей, которых едят щуки, мужиков, которые кормят генералов, вяленых вобл и других персонажей сказок этого писателя.[/sms]

Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» хоть один положительный герой?

Комедия «Смерть Пазухина» написана в 1857 году, в период создания Салтыковым-Щедриным «Губернских очерков». Уже в ноябре 1857 года это произведение было запрещено к постановке III отделением полиции.
Замысел пьесы перекликается с замыслом романа-хроники «Господа Головлевы» и сатирической хроникой «Благонамеренные речи». Щедрин рисует здесь борьбу за наследство, разворачивающуюся в богатой купеческой семье. Писатель показывает, как ради наживы люди готовы забыть и предать самое дорогое и святое, что у них есть.
Умирает богатый купец Иван Прокофьевич Пазухин. Мы узнаем, что он вышел из «самых низов» и разбогател на продаже спиртного. Все жизнь этот человек жил «во грехе», имея множество любовниц. Одна из них, Анна Петровна Живоедова, служит у купца экономкой.
Пазухин не общается с сыном, потому как не одобряет его переход в старообрядчество и повторную женитьбу на бедной девушке («поганке»). Однако Прокофий Иванович считает себя законным наследником огромного состояния – по его мнению, именно благодаря его заслугам отец сумел так разбогатеть.
Помимо этого героя, на миллионы купца претендует его дочь Настасья Ивановна (вернее, главным образом, ее муж – статский советник Семен Семеныч Фурначев); внук Пазухина – Гаврила Прокофьевич; генерал Лобастов, который мечтает выдать свою дочь замуж за Гаврилу и получить солидный куш; Живоедова. Все эти герои строят козни друг другу, готовы пойти на аферы и преступления ради денег. Так, ханжа и лицемер Фурначев «вступает в союз» с Живоедовой, чтобы самым бесстыдным образом обокрасть умирающего старика. Генерал Лобачев сговаривается с Прокофием Ивановичем: он проследит, чтобы старик не написал завещания, в обмен на это Пазухин–младший обещает женить своего сына на дочери генерала и отдать молодым четвертую часть всего состояния.
Сам же Прокофий Иванович готов на все, чтобы получить деньги отца. Ради этого он вновь становится «правоверным» (сбривает бороду), приходит мириться к отцу. Но остальные заинтересованные лица, присутствующие при этой сцене, выдают грязные планы героя. Все вместе они напоминают свору шакалов, готовых зубами вырывать добычу у старого купца и друг у друга.
Но не все герои активно участвуют в этих мерзких делах. Так, например, Настасья Ивановна «стоит в сторонке». А Гаврила Прокофьевич вообще не появляется на сцене, мы слышим лишь упоминания о нем. Однако понятно, что дочери Пазухина все равно, что происходит с ее отцом. Эта женщина «заражена» патологической скукой и безразличием. Она жаждет разнообразия и на все в жизни смотрит лишь с одной стороны – что может привнести в ее жизнь интерес. О моральной и нравственной стороне дела Настасья Ивановна не печется.
О Гавриле же мы узнаем, что он не уважает отца, а поносит его при «всем честном народе», потому что он ничего не может дать своему сыну, а лишь позорит его своим «старообрядчеством».
Вроде как не участвуют в «грызне за наследство» жена Прокофия Ивановича и ее мать. Однако мы понимаем, что эти женщины очень хотят получить деньги старого купца. Вероятно, они рассчитывали на них с самого начала.
В итоге Пазухин-младший получает все деньги своего умершего отца. И начинает вести себя как богатый самодур, никого и ничего не замечающий и не признающий.
Таким образом, среди героев комедии мы не находим ни одного положительного лица. Наверное, таковым мы можем считать лишь Баева – старого дядьку купца Пазухина. Он, любя Ивана Прокофьевича, печется о его пользе, его семье. Он, рожденный и выросший в патриархате, хочет, чтобы отец с сыном помирились, чтобы деньги остались в семье. Но от этого, уже поросшего мхом, человека ничего не зависит – он всего-навсего старый слуга.
Комедия заканчивается словами: «порок наказан, а добродетель. да где ж тут добродетель-то!» Сам писатель, таким образом, показывает нам, что в его пьесе, среди основных действующих лиц, нет добродетели, а, следовательно, нет и положительного героя.

Читайте также:
Что сближает роман Замятина Мы и роман Салтыкова-Щедрина История одного города?: сочинение

Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина” хоть один положительный герой?

Комедия “Смерть Пазухина” написана в 1857 году, в период создания Салтыковым-Щедриным “Губернских очерков”. Уже в ноябре 1857 года это произведение было запрещено к постановке III отделением полиции. Замысел пьесы перекликается с замыслом романа-хроники “Господа Головлевы” и сатирической хроникой “Благонамеренные речи”. Щедрин рисует здесь борьбу за наследство, разворачивающуюся в богатой купеческой семье. Писатель показывает, как ради наживы люди готовы забыть и предать самое дорогое и святое, что у них есть.

Умирает богатый купец Иван Прокофьевич Пазухин. Мы узнаем, что он вышел из “самых низов” и разбогател на продаже спиртного. Все жизнь этот человек жил “во грехе”, имея множество любовниц.

Одна из них, Анна Петровна Живоедова, служит у купца экономкой. Пазухин не общается с сыном, потому как не одобряет его переход в старообрядчество и повторную женитьбу на бедной девушке (“поганке”). Однако Прокофий Иванович считает себя законным наследником огромного состояния – по его мнению, именно благодаря его заслугам отец сумел так разбогатеть. Помимо этого героя, на миллионы купца претендует его дочь Настасья Ивановна (вернее, главным образом, ее муж – статский советник Семен Семеныч Фурначев); внук Пазухина – Гаврила Прокофьевич; генерал Лобастов, который мечтает выдать свою дочь замуж за Гаврилу и получить солидный куш; Живоедова.

Все эти герои строят козни друг другу, готовы пойти на аферы и преступления ради денег. Так, ханжа и лицемер Фурначев “вступает в союз” с Живоедовой, чтобы самым бесстыдным образом обокрасть умирающего старика. Генерал Лобачев сговаривается с Прокофием Ивановичем: он проследит, чтобы старик не написал завещания, в обмен на это Пазухин-младший обещает женить своего сына на дочери генерала и отдать молодым четвертую часть всего состояния. Сам же Прокофий Иванович готов на все, чтобы получить деньги отца.

Ради этого он вновь становится “правоверным” (сбривает бороду), приходит мириться к отцу. Но остальные заинтересованные лица, присутствующие при этой сцене, выдают грязные планы героя. Все вместе они напоминают свору шакалов, готовых зубами вырывать добычу у старого купца и друг у друга. Но не все герои активно участвуют в этих мерзких делах. Так, например, Настасья Ивановна “стоит в сторонке”.

А Гаврила Прокофьевич вообще не появляется на сцене, мы слышим лишь упоминания о нем. Однако понятно, что дочери Пазухина все равно, что происходит с ее отцом. Эта женщина “заражена” патологической скукой и безразличием.

Она жаждет разнообразия и на все в жизни смотрит лишь с одной стороны – что может привнести в ее жизнь интерес. О моральной и нравственной стороне дела Настасья Ивановна не печется. О Гавриле же мы узнаем, что он не уважает отца, а поносит его при “всем честном народе”, потому что он ничего не может дать своему сыну, а лишь позорит его своим “старообрядчеством”. Вроде как не участвуют в “грызне за наследство” жена Прокофия Ивановича и ее мать. Однако мы понимаем, что эти женщины очень хотят получить деньги старого купца.

Вероятно, они рассчитывали на них с самого начала. В итоге Пазухин-младший получает все деньги своего умершего отца. И начинает вести себя как богатый самодур, никого и ничего не замечающий и не признающий. Таким образом, среди героев комедии мы не находим ни одного положительного лица. Наверное, таковым мы можем считать лишь Баева – старого дядьку купца Пазухина.

Читайте также:
Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Он, любя Ивана Прокофьевича, печется о его пользе, его семье. Он, рожденный и выросший в патриархате, хочет, чтобы отец с сыном помирились, чтобы деньги остались в семье. Но от этого, уже поросшего мхом, человека ничего не зависит – он всего-навсего старый слуга.

Комедия заканчивается словами: “порок наказан, а добродетель… да где ж тут добродетель-то!” Сам писатель, таким образом, показывает нам, что в его пьесе, среди основных действующих лиц, нет добродетели, а, следовательно, нет и положительного героя.

Твір на тему: Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина” хоть один положительный герой?

Related posts:

Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Форма сказки всегда привлекала Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки относятся к 1869 году. Однако подавляющее большинство их было написано за период с 1884 по 1886 годы. Привлекательность сказочной формы для Салтыкова-Щедрина.

О сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыкова-Щедрина В числе первых щедринских сказок была совершенно фантастическая повесть о двух отставных генералах, которые нежданно-негаданно очутились “по щучьему велению” на необитаемом острове. Необычная ситуация позволила писателю раскрыть в генералах черты.

Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина “”Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Творчество М. Е. Салтыкова Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и.

Какие изменения нужно внести в текст романа Ф. М. Достоевского, чтобы Свидригайлов стал восприниматься как положительный герой? Истоки романа “Преступление и наказание” уходят в тот период в жизни Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу.

Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”) Дементий Варламович Брудастый является восьмым по счету градоначальником, поставленным править злосчастным городом Глуповым. В “Описи градоначальников” дается его краткая, но емкая характеристика: “Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое.

Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина? В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, “эзопов язык”. Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о.

“Сказка ложь, да в ней намек!” (по сказкам М. Салтыкова-Щедрина) Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло”.

Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве” Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – это произведения скорее для взрослых, чем для детей. В подзаголовке к ним писатель так и указал: “сказки для взрослых”. Почему Салтыков-Щедрин выбрал именно этот жанр.

Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки. Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую.

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Многие считают М. Е. Салтыкова-Щедрина сложным писателем, читают его мало и неохотно. Однако на сегодняшний день он необыкновенно актуален, точен и нужен. Ибо писатель подвергал едкой сатире современную ему действительность.

Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его “Сказки”, которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не.

Сатирическое изображение “хозяев жизни” в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в.

В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина? Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и.

Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие. Три.

Читайте также:
Своеобразие жанра сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сатирическая направленность сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Общеизвестен особый характер таланта М. Е. Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя – сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех –.

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный.

Смешное и трагичное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Социально-политическая сатира – вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя заключается, прежде всего, в могуществе его смеха, в искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики для.

Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть “пороки российской действительности” и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию.

О сказке “Орел-меценат” М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка об орле, который в народном творчестве всегда воспринимается как царь птиц, принадлежит к числу наиболее смелых сатир Щедрина. Вздумалось орлу пожить так, как в старину помещики жили, и решил.

Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь” Великий сатирик писал свои произведения с помошью “эзопова языка”. Известно, что народные сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Можно утверждать, что сказка – школа эзопова языка, созданная самим народом.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии людей. Творчество Щедрина связано с.

Мои размышления о сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Есть произведения, которые трудно обсуждать, о которых трудно говорить: говорить как положено – стыдно, говорить как есть.

Смешное и грустное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Почему дети так любят слушать сказки? Потому что они просты и понятны, в них, как правило, немного действующих лиц и несложный сюжет. И практически всегда сказки вызывают улыбку. Но древняя.

Глупов и глуповцы (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”) “История одного города” – одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Город Глупов мы не найдем ни на одной географической карте. И не потому.

Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин – один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман “История одного города” является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая.

Один из критиков, современник Горького, писал: “Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?” Что вы думаете по этому поводу? Одной из основных проблем пьесы Горького “На дне” является вопрос о правде и лжи. Написанное в 1902 году, в преддверии революционных событий, это произведение обнажает социальную и психологическую правду о.

Аллегория в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в баснях И. А. Крылова Аллегория является распространенным средством художественной изобразительности. Традиционно она используется как в фольклоре, так и в книжной литературе. Словарь литературных терминов дает такое определение аллегории: “Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия.

Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов.

Народ и господа в сказках М. Салтыкова-Щедрина “Сатиры смелый властелин”. Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,- вершина.

Идейное содержание “сказок” Салтыкова-Щедрина Сатиры смелый властелин. А. С. Пушкин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Его творчество оказало.

Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина “Смерть Пазухина” хоть один положительный герой?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: