Герои и жанры романов Моэма: сочинение

Анализ романа Моэма «Театр»

Автор: Guru · Опубликовано 07.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Уильям Сомерсет Моэм был и остается выдающимся британским писателем ХХ века, в его репертуаре числится множество пьес и романов, а также один рассказ. Выделяется он тем, что стиль его работ прост, доступен и динамичен. В своеобразной исповеди «Подводя итоги» он говорит, что считает необходимым писать именно так, ведь произведение должно быть понятным каждому, а если его понимают лишь «избранные», то это лишь излишний пафос. Писатель ироничен и остроумен, каждое его творение не только пропитано легкой усмешкой, но также может быть разобрано на краткие, но меткие цитаты, которым каждый может найти применение в своей собственной жизни. Роман «Театр» принято считать известнейшим и главным произведением Моэма.

История создания

Написанный в 1937 году, роман «Театр» сразу снискал себе славу. Рассматривая контекст его создания, следует отметить, что тут имеют место сразу несколько моментов. Во-первых, в те времена театр и его актеры были у всех на виду и слуху, как в наше время звёзды кино, что вызывало интерес у читателей, поскольку они могли «проникнуть за кулисы». Во-вторых, критики отмечают, что во многом главная героиня схожа с самим автором, поскольку оба были рождены во Франции и вращались в театральной среде. В-третьих, у Сомерсета Моэма в жизни было две любви, на второй из которых он женился. Первой же стала Этельвин Джоунс (Сью Джоунс), которая являлась актрисой, и взаимоотношения с ней также могли отразиться в романе.

О чем книга?

Роман «Театр» является совокупностью личностных переживаний главной героини, ее средневозрастного кризиса и жизненных треволнений. Любовные треугольники, театральные страсти, сильный характер персонажей, то, как разные люди по-разному прокладывают себе «дорогу в жизнь», — все это нашло место в сюжете.

Главные герои

  1. Джулия Лэмберт – главная героиня романа. Талантливая, богатая и успешная актриса, но в то же время не нашедшая своего счастья в личной жизни и переживающая второй «трудный возраст». Вместе с мужем содержит театр, в котором исполняет исключительно главные роли. Впрочем, также она поступает и в жизни.
  2. Майкл Лэмберт – муж Джулии. По ее мнению, не любит жену, человек спокойный, здравомыслящий и умело устроивший свое с супругой будущее. В юношестве, здраво оценив свой актерский талант, после войны он приобрел театр, в котором стал режиссером.
  3. Роджер Лэмберт – взрослый сын Джулии и Майкла.
  4. Томас Феннел – молодой бухгалтер, нанятый Майклом для проверки счетов. Якобы влюбляется в Джулию, в результате реально влюбляет ее в себя, а затем умело пользуется ее покровительством.
  5. Эвис Крайтон – начинающая актриса, которой хочет помочь Том, пользуясь особым расположением Джулии.

В чем смысл книги?

Сомерсет Моэм наглядно демонстрирует ряд проблем, центром которых является главная героиня. Будучи молодой, она тщится завладеть сердцем своего мужа, который, по ее мнению, ее не любит. Детально описан путь, который прошла Джулия, чтобы достигнуть того успеха, плоды которого она заслуженно пожинала в дальнейшем. После медных труб всеобщего признания и воды смирения с невыразительным характером мужа, судьба преподносит ей новое испытание – любовь к молодому бухгалтеру, который, сперва покорив героиню своим поклонением, использует ее богатство, влияние, любовь, пытается продвинуть Эвис на сцену посредством воздействия на главную героиню. Но Джулия и тут вовремя приходит в себя. Она задета в своих лучших чувствах: мало того, что ее предает любимый, так он еще и пытается пошатнуть ее позицию на сцене ее же театра!

Театр для Джулии – вся ее жизнь. Она играет всегда и везде, игра становится частью ее самой. Ее сын Роджер говорит, что не знает, какова героиня на самом деле, потому что его мать играет в жизнь, она — это и есть её бесчисленные роли. И порой он боится заглянуть в пустую комнату, куда она только что вошла, опасаясь, что никого там не увидит.

В финале романа Джулия приходит к единственному главному выводу о том, что самое главное в ее жизни – она сама, ее актерская игра. Сидя в ресторане после сокрушительной победы над Эвис и ее любовником, она приходит к выводу, что Роджер был не прав, что ее «многоликость» и есть она сама, что актерские роли – символы того хаоса и беспорядка, который зовется жизнью, и лишь символ реален. То есть фактически в своем романе Моэм противопоставляет действительность и искусство, отдавая предпочтение последнему.

Автор прекрасно понимает женщину, что также является особенностью его творчества. Все свои произведения он обязательно разбавляет юмором, что, однако, в той же степени находит отражение и в его жизни, поскольку в «Подводя итоги» он много об этом говорит и выводит, что с юмором в принципе легче жить.

Критика

Роман «Театр» оценивался и оценивается критиками крайне позитивно. Теодор Драйзер, будучи современником Моэма, искренне восхищался творчеством автора, фактически возводя его в статус гения. Книга не очень объемная, но вмещает в себя множество ярких моментов, от которых складывается прекрасное впечатление быстро прожитой незаурядной жизни, полной любви и уважения к себе самому. Противоречивым является то, что после прочтения в душе творожистым осадком селится мысль о том, насколько часто люди в повседневной жизни играют роль, «надевают маску». Произведение мотивирует на пусть даже незначительный, но самоанализ. Таково и творчество Сомерсета Моэма в общем.

Модернизм в творчестве У. С. Моэма

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 06.11.2016 2016-11-06

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. Т. Модернизм в творчестве У. С. Моэма / Е. Т. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34971/ (дата обращения: 19.10.2021).

Творчество писателей эпохи модернизма отражает свойственное им новое художественное мышление, которое формировалось под воздействием действительности. Писатели находятся в поиске новых средств и приемов самовыражения и раскрытия своего «Я», передают жизнь по-новому с помощью смелых экспериментов в прозе, поэзии, драматургии.

Модернистов объединяет особый интерес к миру чувств человека, особенностям видения окружающего мира, к его мышлению, памяти, сознанию. Техника «поток сознания» передает движение мыслей и работу памяти.

Писатели, которых относят к модернизму, ставили перед собой совершенно разные цели и задачи, писали в разных манерах, по-разному видели личность, и часто объединяло их только то, что они жили и писали в одну и ту же эпоху. Например, к модернизму относят Джозефа Конрада и Дэвида Герберта Лоуренса, Вирджинию Вульф и Томаса Элиота, Гийома Аполлинера и Марселя Пруста, Джеймса Джойса и Поля Элюара, не задумываясь о том, есть ли между ними что-то общее, кроме времени, в котором они жили.

Имя У. С. Моэма не упоминается ни в одном учебном пособии по литературе эпохи модернизма, что позволяет сделать вывод о том, что творчество писателя в данном ключе изучено недостаточно хорошо. Однако в творчестве У. С. Моэма отражено значительное влияние эпохи, в которую он жил и творил.

В романе Сомерсета Моэма «Луна и Грош» есть сцена, в которой Дирк Строев, живописец, навещает торговца произведениями искусства, чтобы спросить о работе другого художника, Чарльза Стриклэнда, картины которого он убедил торговца взять на продажу. Строев — посредственный живописец коммерческих пейзажей и крестьянских сцен, не претендующих на оригинальность. «Я не претендую на звание великого живописца”, говорит он вначале, “но у меня есть кое — что и я это продаю». Все же он признает работу Стриклэнда гениальной. Он говорит торговцу: «Помните Моне, который не мог заставить никого покупать его картины за сто франков. Что они стоят теперь?». Торговец подвергает сомнению эту логику. «Было сто таких же хороших художников, как Моне, которые не могли продать свои картины в то время, и их картины все еще ничего не стоят. Как можно быть уверенным? Достаточно ли заслуг, чтобы принести успех?». Строев приведен в бешенство. «Как тогда Вы определяете, достойна ли картина?», спросил он.

«Есть только один путь — успех», ответил торговец. «Подумайте обо всех великих художниках прошлого — Рафаэль, Микеланджело, Энгр, Делакруа — они были все успешны».

Моэм с легкостью добился успеха. Его карьера воплощает неприятные вопросы, скрытые в споре Строева с торговцем произведениями искусства: как мы признаем артистическую заслугу, и какое отношение, если такое имеется, она имеет к популярности? Трудно представить другого писателя, работы которого была однажды настолько популярными, а теперь полностью отсутствуют в современном литературном каноне.

Как Селина Хастингс пишет в своей новой биографии, «Секретные Жизни Сомерсета Моэма» — название несколько сенсационное, учитывая, что большинство тайн Моэма было открыто в течение некоторого времени — Моэм был «самым известным писателем в мире» большую часть своей жизни. У него когда-то было четыре производства, работающих одновременно в Восточной части Лондона, его романы были бестселлерами в Англии и Америке, и его работы были адаптированы для фильмов и телевидения больше, чем девяносто раз. Он провел свои более поздние годы с шиком, в вилле на Французской Ривьере, и новость о его смерти в 1965 в возрасте девяноста одного года, была размещена на первых полосах в Европе и Америке.

Признание Моэма, как критика не было равно его коммерческому успеху. Теодор Драйзер защитил «Бремя страстей человеческих», но английские критики, особенно литературный кружок Блумзбери, не были заинтересованы Моэмом. Джозеф Конрад написал язвительно о первом романе Моэма, что автор «просто наблюдает — и это то, что предпочитает среднестатистический читатель». Его хвалили только за технику письма, а не за психологическую глубину работ. «Я не знаю ни одного писателя, который настолько контролирует свою работу», написал однажды Ивлин Во.

В опустошающей для Моэма статье журнала в 1946, Эдмунд Уилсон сказал: «Я никогда не мог убедить самого себя, что он был совсем не второразрядным писателем». Такая критика, кажется, несла особую остроту для Моэма, возможно, потому что она точно совпадала с его собственными самоуничижительными оценками. В его автобиографии, «Подведение Итогов», изданной в 1938 году, когда ему было шестьдесят четыре года, он объяснил, «Я обнаружил свою ограниченность, и мне казалось, что единственная разумная вещь состояла в том, чтобы стремиться к тому, какого превосходства я мог достичь в ее пределах». Эта ограниченность, какой он видел ее, включала в себя «слабую силу воображения», «отсутствие лирических качеств», и «неумение пользоваться метафорой». «Я знал, что никогда не смогу писать так, как мне хотелось бы, но с болью думал о том, чего я мог бы достичь в письме, если бы это позволили мои недостатки».

Есть больше, чем намек на английского джентльмена необходимой скромности в этих словах — жест самокритики, сделанной со стороны успеха — и то, что, кажется, отражением переоценки ценностей, может просто быть предварительным парированием против ударов критиков. Но Моэм был прав, что его дар заключается не в поразительном стиле или в широком стремлении, а в сырых полномочиях наблюдения и блестящей точности, которую он принес к своим моральным драмам. “Мне казалось, что я видел много вещей, которые пропустили другие люди”, написал он однажды с его характерным преуменьшением.

Уже в юности у У. С. Моэма формируется своя система ценностей, своя концепция человека. Особое влияние на Моэма оказали Кант, Юм и Спиноза. У Спинозы Моэму был близок его пантеизм, учение о человечестве как едином целом, связанном с субстанцией высшего разума. У Моэма такие люди часто выглядят как существа, зависимые от своей природы, что позволяло связывать Моэма с натуралистической традицией.

«Я не вижу особой разницы между людьми, — пишет Моэм в своей книге «Подводя итоги». — Все они смесь из великого и мелкого, из добродетелей и пороков, из благородства и низости. У иных больше силы характера или больше возможностей, поэтому они могут дать больше воли тем или иным своим инстинктам, но потенциально все они одинаковы» [1, с. 61]

Отсутствие иллюзий во взгляде на человека сделало возможным интерес Моэма к Дарвину и Спенсеру, «. я приветствовал гипотезу о выживании сильнейшего. Я поверил, что мы — жалкие марионетки во власти беспощадной судьбы» [1, c.73]. «Моя философская система, — пишет Моэм, — зиждилась на двух принципах: Относительность Вещей и Периферичность Человека» [1, c.181].

Здесь Моэм сближается не только с натурализмом, но и с модернизмом: антропоцентристские модели были им отвергнуты. Именно агностицизм, причем в сочетании с мистицизмом, признанием тайны жизни, объясняет интерес Моэма к позитивизму. Мистицизм Моэма — позитивистского толка. В «Подводя итоги» Моэм пишет о том, что мистическое недоказуемо, и, если нельзя доказать, что Бог есть, это еще не значит, что Бога нет. Моэм признается, что ему не чуждо мистическое чувство тайны, «и все-таки я остаюсь агностиком, пишет он далее, — а практически агностицизм выражается в том, что человек живет так, словно Бога нет» [1, c.194].

Мысль о необходимости нравственной позиции для писателя звучит в «Записных книжках» Моэма — «Романист должен сохранять по-детски наивную веру в важность вещей, которым здравый смысл не придает значения. Романисту нельзя до конца взрослеть» [1, c. 266], искусство должно учить смирению, терпению и великодушию.

И, хотя Моэм довольно часто подчеркивает необходимость занимательности художественного произведения, он указывает на то, что она не должна быть синонимом бессодержательности и бездумности. Какова цель искусства? — задает он вопрос в своих «Записных книжках писателя». — Развлечение? Отдых? И отвечает так: «Искусство ради искусства — все равно, что джин ради джина» [2, c.158], таким образом отвергая один из основных принципов модернизма.

По Моэму, эстетическое переживание воздействует на человека и, таким образом, вызывает в нем активное отношение к жизни. Нужно, прежде всего, отметить огромный интерес Моэма к людям, отсюда, на мой взгляд, и богатство сюжетов в его наследии. «Я никогда не ощущал недостатка в сюжетах», — признается Моэм в книге «Подводя итоги».

Так же, как и Дж. Голсуорси и многие другие исследователи, Моэм подчеркиваетнеразрывную связь сюжета и характера. «Я беру живых людей и выдумываю для них ситуации, трагические и комические, вытекающие из их характеров» [1, c.79].

Так же, как и у Голсуорси, у Моэма характер — первичен, а сюжет — вторичен (не человек для истории, а история — для человека).

Моэм очень скептически относился к сложным произведениям литературы. Модернизм сознательно культивирует непонятность. (Так, Т. С. Элиот говорил: «Поэты должны быть трудными», а Джойс специально затуманивал и зашифровывал текст «Улисса»). Уже по одному этому качеству Моэм не мог чувствовать модернистскую школу как созвучную своим творческим принципам.

Вместе с тем, Моэм был кое в чем близок модернизму, например, в обсуждении принципов изображения зла в литературе. Моэм ставит вопрос о причинах тяготения художника к изображению зла, отрицательных характеров. Они для него — лишь объект изучения и артистического пластического изображения, моральные соображения при этом отходят на второй план. По мнению Моэма, Яго для Шекспира — во многом более интересный персонаж, чем Дездемона. Морализм и проповедничество Моэм совершенно исключает из сферы искусства (может быть, именно поэтому он не понял образ Ивана Карамазова у Достоевского). В романе «Пироги и пиво, или скелет в шкафу» (CakesandAle, ortheSkeletonintheCupboard, 1930) Моэм дает образы двух писателей Элроя Кира и Эдуарда Дриффилда, которые представляют два разных типа творчества: рациональный и стихийный. При этом главное их отличие в том, что один — талантлив, а другой — нет. Речь идет о природе художественного дара, о путях романа в конце XIX века, о культурной ситуации этого времени. Но только Моэм размышляет обо всем этом не столько идеями, сколько образами, сохраняя специфику жанра романа.

Но вместе с тем, именно на фоне Диккенса и Ш. Бронте отчетливо видны новые черты, внесенные Моэмом в жанр романа-биографии, продиктованные новой эпохой (накануне I мировой войны Европа была уже не та, что в середине XIX века). Ведь акцент у Моэма поставлен не на перипетиях жизни, не на моральном смысле поступков, не на социальных условиях, а на характере внутренней жизни героя. Здесь уместно вспомнить теоретическое положение Р. Уэллека и О. Уоррена о том, что «хороший писатель, сообразуясь с особенностями жанра, в котором он творит, в то же время раздвигает его границы» [3, c.253].

Именно это мы и видим в романе «Бремя страстей человеческих»: Моэм придерживается законов жанра, в то же время, их модифицируя.

Роман представляет собой картину духовных исканий героя. На первый взгляд он может быть воспринят лишь как история несчастной любви, но на более глубоком уровне лежит проблема духовного кризиса в Европе накануне I мировой войны.

В романе «Бремя страстей человеческих» поставлена проблема психологических источников веры и неверия. Так, например, в спорах о Боге с Хейуордом Филиппа как некое откровение посещает мысль о предрасположенности личности к религиозному восприятию жизни (или ее отсутствии) как главной причине мировоззрения человека. «Наступило молчание. — Не знаю, почему вообще нужно верить в Бога, — вдруг сказал Филипп.

Филипп расстается с верой лишь потому, что он отчетливее проявляет свое «я«, освобождаясь от навязанных извне догм. Он хочет избавиться и от морали и обращается для обоснования этого к философии. Но, читая ученые труды (Гоббса, Юма, Спинозы, Канта и др.), он приходит к неожиданному выводу о том, что истины вообще не существует, так как каждая философская система неотделима от характера ее автора — «не поступки — следствие образа мыслей, а образ мыслей — следствие характера» [4, c.292]. «Кант выводил свои законы не потому, что они были непреложной истиной, а потому, что он был Кантом» [4, c.365].

Здесь мы получаем объяснение чрезвычайно важной роли, которую Моэм отводит характеру в литературе. Истина содержится в самом человеке, и она сугубо индивидуальна, — к такому выводу приходит Филипп Кэри. Он отвергает понятия «вины» и «греха». Дарвин и Спенсер с их концепцией борьбы за существование подтверждают для него эти умозаключения.

Поиски смысла жизни — самая важная тема романа «OfHumanBondage». Метафорически она выражена мотивом причудливого персидского ковра со сложным узором, кусок которого подарил Филиппу один из художников в Париже с пожеланием глядя на него, найти разгадку жизни. Это так же трудно сделать, как понять закономерности узора.

События сюжета — неверность возлюбленной, предательство друга, его собственное неблагородное поведение по отношению к Норе — казалось бы подкрепляют идею бессмысленности и глупости человеческого существования.

«Бремя страстей человеческих», пожалуй, самый исповедальный роман Моэма. Здесь, как нигде больше, он верен своему принципу — писать о том, что сам пережил. Этот роман, действительно, был освобождением от многих тяжелых воспоминаний и впечатлений. И это касается не только темы религиозных исканий, но и темы любви, а, вернее, страстей (о чем говорит и название произведения: буквально «О человеческом рабстве»; подверженный любовной страсти пребывает в рабстве у самого себя — у своих низших желаний).

И хотя в романе «Бремя страстей человеческих» повествование ведется от третьего лица, это «он» воспринимается как «я«.

Проанализировав произведения У. С. Моэма, в них можно выделить следующие черты модернизма:

  1. Простой язык повествования
  2. Все истории, рассказанные в произведениях писателя, затрагивают проблемы и внутренние переживания каждого читателя, не оставляя никого равнодушным.
  3. Особое внимание писатель уделяет душевным переживаниям героев
  4. Автор не дает оценки поступкам героев, предлагая каждому читателю сделать вывод самостоятельно, полагаясь на свой опыт.

Подводя итог, можно сказать, что произведения У. С. Моэма написаны простым и понятным языком. Автор только описывает жизнь и переживания героев, не давая им оценки, что, по мнению У. С. Моэма, играет важную роль в восприятии произведения читателем. Все труды У. С. Моэма очень объективно отражают действительность эпохи, отличаются сдержанностью и рационализмом.

  1. Моэм У. C. Подводя итоги. — М: Высшая школа, 1991.
  2. Моэм У. C. Записные книжки. — Москва, АСТ, 1999.
  3. Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы. — М.: Прогресс, 1978.
  4. Моэм У. C. Бремя страстей человеческих. — М.: Изд-во иностранной литературы., 1959.

Анализ романа Моэма Театр

При рассмотрении истории создания произведения следует учитывать несколько моментов, первым из которых является сам театр и его актеры того периода времени, являющиеся небожителями, вызывающими неподдельный интерес зрителей. Также отмечаются схожие характерные черты писателя и его главной героини, также являющейся француженкой. Кроме того, первой любовью автора, по словам историков, являлась молодая актриса.

Роман представляет собой повествование о личностных переживаниях главной героини, а также о ее средневозрастном кризисе и жизненных перипетиях в виде любовного треугольника, театральных страстей.

Главная героиня произведения представляется в образе Джулии Лэмберт, талантливой, состоятельно, успешной актрисы, не нашедшей своего счастья в личных отношениях, переживающей кризис среднего возраста. Джулия совместно с супругом является собственником театра, где представляет собой исполнительницу всех главных ролей.

Мужем главной героини является Майкл Лэмберт, отличающийся спокойствием, здравомыслием, умело построившим собственное будущее в виде собственного театра, где он числится главным режиссером.

Супруги имеют взрослого сына Роджера.

Кроме того, героями романа являются Томас Феннел, изображенный в образе молодого бухгалтера, нанятого Майклом с целью наведения порядка в счетах, влюбившего в себя Джулию для последующего умелого использования ее в собственных целях, а также Эвис Крайтон, представленная в образе начинающей актрисы, в которую влюбляется Томас.

Отличительной особенностью романа является раскрытие в нем ряда проблем, центральное место в которых занимает главная героиня, которая в молодости стремится завоевать любовь собственного супруга, затем проходит нелегкий творческий путь, завоевывая успех и известность. Однако на этом ее жизнь не заканчивается и к ней приходит последняя любовь в лице молодого бухгалтера, использующего ее состояние, влиятельные связи для продвижения своей возлюбленной, начинающей актрисы.

Главная героиня стойко выдерживает все выпавшие на ее долю испытания и приходит к осознанию, что единственными смыслом ее жизни является театр и ее актерские роли, в которых проявляется ее многоликость, являющиеся символами жизненного хаоса и реального беспорядка.

Смысл. Писатель пытается изобразить противопоставление действительности и искусства, которому отдает свое авторское предпочтение, прекрасно понимая причины поступков женщины, являющейся истинным служителем театра.

Критика. С момента своего выхода в печать роман подвергается позитивно настроенной критике, несмотря на свой небольшой объем, вместивший многочисленные яркие моменты, складывающиеся при прочтении в быстро прожитую незаурядную жизнь, полную любви, уважения.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении человеческой жизни и являющейся, по авторскому мнению, театральной сценой, на которой каждый играет собственную роль.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Моэма Театр

Популярные сегодня темы

Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой

В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.

Этот город создавался с возникновением крепости в форме креста в степи, так что название Ставрополь тоже носит этот смысл. В основании данной крепости когда-то нашли каменный крест, что послужило возрождению такого же памятника.

Во время своей ссылки, Пушкин тщательно изучал историю становления Российской империи. Это и вдохновило писателя на написание произведение «Борис Годунов». Чтобы разобраться, в чем суть данного произведение

Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов».

Сомерсет Моэм (1874—1965)

Двадцать романов, путевые и автобиографические заметки, множество критических статей и очерков составляют обширное творческое наследие Уильяма Сомерсета Моэма. Однако начинал он с профессии врача.

Медицина не увлекала его — уже с детства Моэм мечтал о литературе, но те три года, когда он с чёрным чемоданчиком акушера обходил зловонные трущобы Ламбета — одного из беднейших районов Лондона, дали ему богатейший материал. «Всё это было для меня ценнейшим опытом. Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача». Первый роман — «Лиза из Ламбета» (1897 г.) — был создан на основе профессиональных наблюдений. В нём рассказывается о бедной девушке, вступившей в связь с женатым человеком и покинутой им. Критики назвали роман «неприятным», но у массового читателя книга была нарасхват. У автора же сомнений не осталось: он выбрал писательское ремесло и не изменил ему до конца своих дней.

Успех неизменно сопутствовал Моэму. В начале века его пьесы пользовались такой популярностью, что потеснили в репертуаре лондонских театров даже шекспировские. Написав около трёх десятков пьес, Моэм почувствовал, что исчерпал себя как драматург, и сосредоточился на прозе. Из его романов наиболее известны «Бремя страстей человеческих» (1915 г.), «Луна и грош» (1919 г.), «Пироги и пиво» (1930 г.), «Театр» (1937 г.) и «Остриё бритвы» (1943— 1944 гг.).

Название «Бремя страстей человеческих» — цитата из «Этики» философа XVII в. Бенедикта Спинозы. Это роман воспитания, во многом автобиографичный. По признанию Моэма, он написал его, чтобы освободиться от тяжёлых воспоминаний детства. Рано лишившись родителей, герой романа воспитывался в доме дяди-священника, чьё религиозное лицемерие вызвало в нём отвращение к религии. В школе-интернате над мальчиком-заикой издевались как ученики, так и учителя. В юные годы он долго страдал от несчастной любви, а к концу книги обрёл желанное ощущение внутренней свободы. В романе «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» о знаменитом стареющем писателе Дриффилде рассказывает его более молодой современник Эшендем. Постепенно Эшендему раскрывается подлинное величие личности Дриффилда. Не желая налагать на себя путы условностей, пренебрегая правилами «хорошего тона», Дриффилд живёт по своим законам. Собирая материал к биографии писателя, Эшендем открывает всё новые «шокирующие» подробности жизни маститого романиста и делает важный вывод: прячась под маской чудака, писатель сохранил истинную свободу творческого духа. Этот вывод становится чрезвычайно важным для Эшендема, и он сам впервые ощущает вкус запретной свободы. Главная героиня «Театра» — актриса, красота которой с возрастом меркнет, а драматический талант набирает силу. Герой «Острия бритвы» — американец, мужественно сражавшийся на фронтах Второй мировой войны. Разочаровавшись в западных идеалах, он ищет духовные ценности на Востоке.

«Я мечтал о свободе прозаика, с удовольствием думал о читателе, который согласен в одиночестве выслушивать всё, что я хочу ему сказать, и с которым может быть достигнута близость, немыслимая в переполненном, залитом огнями театре». С. Моэм

И всё же по-настоящему прославился Моэм в жанре рассказа. Его кумиром и образцом для подражания был Ги де Мопассан — непревзойдённый мастер сюжета и экономного стиля. Другим авторитетом для Моэма стал А. П. Чехов.

Под их влиянием Моэм создаёт собственный тип рассказа. Борясь с цветистой орнаментальной прозой, он вырабатывает сухой, отстранённый стиль, свободный от украшательств, стремится к ясности, простоте и благозвучию.

Прототипом главного героя романа «Луна и грош» стал французский художник Поль Гоген

Его героями становятся обычные заурядные люди, чаще всего носящие имена Том, Джордж или Дик. К великим мира сего писатель равнодушен — как клубок противоречивых черт «маленький» человек интересовал его гораздо больше. Именно противоречия в характере персонажей и ведут повествование к неожиданной развязке.

Один из признанных шедевров Моэма — рассказ «Мистер Всезнайка» (1925 г.). Действие его происходит на пароходе, плывущем из Нью-Йорка в Японию. Свободных мест нет, и рассказчик вынужден делить каюту с неким господином Келадой. О своей неприязни к попутчику он заявляет с первых же строк: «Не нравился мне мистер Келада». Ведя повествование от первого лица, Моэму удаётся представить рассказчика как человека с предрассудками. Он сомневается, что британский паспорт принадлежит Келаде по праву, ведь внешность у него восточная: волосы чёрные, а нос горбатый. Келада суетлив, пытается угодить всем пассажирам, не оставляет их в покое. Самая же неприятная черта в нём — заносчивое всезнайство, отсюда и прозвище.

Доказав читателю, что Келада действительно несносный хвастун и приставала, Моэм вводит поворотный эпизод. Во время обеда, когда речь зашла об искусственном жемчуге, Келада громогласно объявил присутствующим, что в этой области ему нет равных и он без усилий сумеет отличить настоящий жемчуг от поддельного. Вот колье госпожи Рэмзи — жемчуг истинный, ему нет цены. Муж госпожи Рэмзи рассмеялся и предложил биться об заклад на 100 долларов: онто знал, что жена купила украшение за бесценок. Келаде вручили колье для экспертизы, он вооружился лупой и уже готов был торжествовать победу, как вдруг поймал умоляющий взгляд госпожи Рэмзи. Этот взгляд взывал к благородству и просил о спасении её чести. В течение нескольких мучительных мгновений в Келаде происходила борьба, заметная только проницательному рассказчику. На карту была поставлена репутация эксперта, но благородство победило. Побледневший, с трясущимися руками, он признал, что жемчуг фальшивый, и вручил победителю 100 долларов.

На другое утро под дверь его каюты кто-то подсунул конверт со 100-долларовой бумажкой, адресованный господину Келаде. С полным правом он аккуратно уложил купюру в бумажник и вслух заметил, что, если бы у него была хорошенькая жена, он не отпустил бы её на год одну в Нью-Йорк. «В эту минуту мистер Келада мне почти нравился», — заканчивает рассказчик. Так виртуозно автор проделал путь от экспозиции к развязке по крутой чёткой дуге, в полном соответствии со своими представлениями о настоящем хорошем повествовании.

«Я решил писать без всяких ухищрений, в возможно более оголённой и неприкрашенной манере. Мне столько нужно было сказать, что я не мог позволить себе роскошь даром тратить слова. Я хотел только излагать факты. Я поставил себе недостижимую цель — вовсе не употреблять прилагательных. Мне казалось, что, если найти правильное слово, можно обойтись без эпитета». С. Моэм

В книгах «Подводя итоги» (1938 г.) и «Записки писателя» (1949 г.) Моэм излагает свои взгляды на жизнь и художественное творчество. Отвечая на обвинения в цинизме, сопровождавшие его всю жизнь, Моэм писал: «Меня обвиняют в том, что в своих книгах я делаю людей хуже, чем они есть на самом деле. По-моему, я в этом неповинен. Я просто выявляю некоторые их черты, на которые многие писатели закрывают глаза. На мой взгляд, самое характерное в людях — это непоследовательность. Я не помню, чтобы когда-нибудь видел цельную личность. Меня и сейчас поражает, какие, казалось бы, несовместимые черты уживаются в человеке и даже производят в совокупности впечатление гармонии». Своим главным писательским достоинством Моэм считал «непредубеждённый ум и большой интерес к людям».

Какой фильм является по вашему шедевром?

Если брать во внимание всю мировую киноиндустрию в целом, то так называемых кино-шедевров на мой взгляд полно, в особенности радует обилие наших (СССРровских) кинокомедий. Что не фильм, так обязательно шедевр!

Но мне хотелось бы обратить Ваше внимание на такой фильм как “Trainspotting” (русский вариант “На игле”). Данная драма сама по себе достаточно жестока (определённо не для слабонервных людей), в ней показана реальная жизнь современных наркозависимых людей, которые полностью потеряли контакт с нормальным, человеческим образом жизни. В особенности шокирует тот момент фильма, когда в детской кроватке умирает новорожденный ребёнок, весьма жуткое зрелище скажу я Вам. Да и многие другие кадры фильма заставляют трезво взглянуть на всю эту проблему в целом, в особенности тех родителей, у которых подрастают несовершеннолетние дети.

Лично я, намеренно показал этот фильм своему сыну в 15летнем возрасте, судя по его сегодняшнему образу жизни данный просмотр пошёл ему только на пользу. Так же рекомендую посмотреть этот кино-шедевр и Вам, Чичита.

Кстати, буквально на днях выходит вторая часть этой великобританской драмы (спустя 21 год), надеюсь она будет на столько же жёсткой и поучительной для современной молодёжи.

Не смогу выделить какой-то один фильм. Вообще люблю фильмы с сюжетом, который простирается через всю жизнь главных героев. Есть ряд фильмов, которые действительно заставляют задуматься о вечном так, чтобы у зрителя после окончания фильма накопился ряд не отвеченных вопросов. Такие сюжетные шедевры глубоко проникают в душу, задевая ее самые скрытые струнки и оставляя на всю жизнь неизгладимое впечатление. Для меня лично этот небольшой список выглядит так:

  1. Куда приводят мечты.
  2. Достучаться до небес.
  3. 1+1.
  4. Жизнь прекрасна.
  5. Пианист.
  6. Форрест Гамп.
  7. Унесённые ветром.
  8. Великан.
  9. Шестое чувство.
  10. Дневник памяти.
  11. Пролетая над гнездом кукушки.
  12. Век Адалин.
  13. Загадочная история Бенджамина Баттона.
  14. Леон.
  15. Крёстный отец.
  16. Ключ от всех дверей.
  17. Другие.
  18. Хатико.
  19. Амели.
  20. Четвертак.

Поскольку сам я по жизни дремучий провинциал, поклонник классической русской культуры и человек, пол-жизни проносивший погоны, для меня самым-самым лучшим фильмом является советский военный фильм “Они сражались за Родину”. Там есть всё – гениальная режиссура, гениальная операторская работа, великолепный сюжет и бесподобная игра актёров. Каждый раз, когда идёт этот фильм, сажусь глянуть одним глазком и – смотрю до конца. Таким же однозначным шедевром я бы назвал ещё один фильм, снятый по Шолохову – “Судьба человека”. Так то я вроде не особо слезлив, но этот фильм – один из немногих, кто постоянно вышибает из меня скупую мужскую слезу.

Возможно, я имею устаревшие взгляды, но для меня шедевры – это фильмы, на которых я выросла, которые люблю и могу часто смотреть, зная почти наизусть.

Прежде всего это:

фильмы 60-ых годов Леонида Гайдая;

фильмы советских времен Эльдара Рязанова (позже, на мой взгляд, он стал снимать конъюнктурные фильмы);

“Осень”, 1974 года;

все фильмы Тарковского, “Андрей Рублев” и “Сталкер” в свое время называли лучшими фильмами века.

Для меня шедевром является фильм “Форрест Гамп”. Смотреть его могу бесконечное число раз. Название фильма можно перевести как “деревенский дурачок”. Этот фильм принес его режиссеру Роберту Земекису всемирную славу и 6 премий Оскар.

За всё время существования кинематографа снято огромное количество превосходных фильмов, в том числе и тех, которые смело можно назвать “шедеврами”. Но, так как речь в вопросе идёт только об одной картине, то назову самую первую, которая пришла на память в этой связи. Поскольку лично я являюсь поклонником жанра “триллер”, то и пример будет соответствующим – это культовый фильм “Сияние”, снятый Стэнли Кубриком по книге Стивена Кинга. Можно любить этот фильм или ненавидеть, но сомнений в гениальности как режиссёра, так и исполнителя главной роли, он не оставляет, как мне кажется. Джек Николсон там просто великолепен.

Для меня лучший по моему – Список Шиндлера. Так же хороши фильмы по Стивену Кингу (Побег из Шоушенка, Зеленая миля).

Крадущийся тигр затаившийся дракон.

Там были показанны очень красивые поединки в состоянии антигравитации – смотреть очень приятно.

Когда первый раз увидел – всю неделю ходил как околдованный. Хочется верить в то, что это всетаки возможно.

Во первых, присутствует одна очень интересная фишка, которой почти нигде больше нет. Противостояние тайного могущества против явного господства. Какой то тайный клан ниндзя, в существование которого никто не верит, нападает неожиданно, заставая всех врасплох. А окружающие люди даже и не подозревают что среди них находятся представители этого клана.

Во вторых, после просмотра этого фильма у меня было прозрение. Вдруг откуда то из подсознания всплыл очень странный образ, со мной такое бывало несколько раз за жизнь. В общем я узнал, что любой физический дискомфорт если использовать с целью развития силы духа, становишься неуязвимым. Однажды я обжигал шнурки для ботинков, чтоб можно было в дырку засунуть. Как вдруг, капнул себе на руку, но я вспомнил про этот принцип, и я не получил повреждения. Продолжаю я дальше и опять капнул себе на руку, но поймать это состояние я уже не смог и получил ожог. Значит этот принцип работает. Но как всегда это бывает со мной, нигде об этом ни полслова ни в инете ни по ТВ ни в одной книжке.

Сериал колдовская любовь

Очень интересный насыщенный сюжет. Также иногда можно встретить элемент противостояния тайного могущества и явного господства.

Первый сезон более динамический, а второй более философский. Однако сладывается впечатление, что этот сериал не такой простой. И что эта история возможно даже и повторилась или повторится в будущем в реальном мире.

Очень интересный сериал. Там были собранны все народные суеверия в одном флаконе. Многие ритаулы и события кажутся мне очень реалистичными. Он привлек меня хотя бы тем, что там нет этого избитого предсказуемого сюжета, как это было например в передаче не ври мне, там, блин начинаешь смотреть какую нибудь серию, посмотрел пару минут и уже знаешь чем все закончится.

Сериал очень интересный и реалистичный кроме одного логического несоответствия, что главная героиня этого сериал участница проэкта битва экстрасенсов. За весь сериал она ни разу не ошиблась в отличие от битвы экстрасенсов где даже самые сильные участники частенько мажут.

Тайна перевала дятлова(игровой фильм)

Не знаю точно чем, но он меня зацепил. И очень красивая музыка в конце.

Адский бункер(правда только первая часть)

Я хоть и не любитель ужастиков, однако этот фильм мне понравился. Там нет этих уже всем приевшихся луж крови и расчлененки, на которую наверное уже никто не реагирует. Этот фильм привлекает в первую очередь какой то зловещей таинственностью. Там было все: и мистика и древние никому не известные технологии и тайны третьего рейха.

«Сцены из супружеской жизни»: сравниваем новый сериал и культовый фильм Ингмара Бергмана

Американский сериал по мотивам классического фильма Ингмара Бергмана про то, что любой брак – это ловушка. Оскар Айзек и Джессика Честейн изменяют, дерутся и много пьют, но им все равно далеко до своих предшественников.

«Сцены из супружеской жизни» (1973) – золотая классика мирового кинематографа, а также фильм, после которого в Швеции выросло число разводов. Ингмар Бергман, режиссер, который только официально был женат пять (!) раз, вскрыл всю постыдную правду об институте официального брака, правду, которую принято доверять только своему психоаналитику. Любой брак обречен, даже самый счастливый, любовь живет если не три года, то десять или двадцать, но все равно проходит. Точнее, та любовь, которая способна заполнить человека полностью, в которой есть и страсть, и взаимное доверие, и честность. Рано или поздно, но накопятся усталость, невысказанные обиды, желание что-то изменить, или с кем-то изменить. А потом уж – как повезет.

Интересно, что американцы сняли свою версию «Сцен» именно сейчас, когда официальный брак уже не играет серьезной роли и развестись почти так же просто, как взять кредит на машину. Но тому есть логическое объяснение: режиссер «Сцен…» – израильтянин Хагай Леви, а для иудеев институт брака по-прежнему священен. Как и Бергман, Леви вложил в работу много личного, основательно переработав сюжет, перенеся действие в современную Америку, подарив главному герою, наконец, свою нацпринадлежность и даже фамилию.

В оригинальном бергмановском фильме супружеская пара (в самом начале ей 35, ему 42), проходит все стадии персонального ада через измену, расставание и развод – чтобы оказаться в относительном чистилище. Картина начинается с интервью, которое берут у них как у идеальных супругов, проживших вместе десять лет и родивших двух детей. Юхан – профессор чего-то там, Марианна – адвокат по бракоразводным делам, он больше зарабатывает и больше уверен в себе (да, в 70-е профессора могли получать больше юристов). Мы чувствуем, что все не так прекрасно, катализатором событий становится ужин с друзьями. Друзья, тоже женатая пара, устраивают безобразную сцену, хоть святых выноси, и после их ухода Марианна задает вопрос то ли себе, то ли мужу: «У нас-то, слава богу, все по-другому?»

Но уже во второй части Юхан собирает чемоданы: он уходит к любовнице, которая, как по учебнику, моложе лет на 20, с большой грудью и необузданной жаждой секса. Следующие 10 лет, которые уместятся в несколько частей фильма, Марианна и Юхан будут встречаться, чтобы договориться о разводе, но вместо этого выяснять отношения, заниматься сексом, драться, ненавидеть друг друга и пытаться понять, что вообще такое – их связь.

Фильм Бергмана был о том, что любая страсть заканчивается в официальном браке. Что это те самые путы, которые сковывают партнеров по рукам и ногам, заставляя их играть несвойственные им роли. Буржуазный быт полон пошлости и притворства – Марианна и Юхан постоянно едят «огурчики и бутерброды с паштетиком», изображают галантность и все время беспокоятся, что о них подумают. В более выигрышной ситуации выглядит Марианна. Именно ее развитию и освобождению посвящен в целом фильм: Юхан же в этом самоуничижительном автопортрете Бергмана изображен полным ничтожеством. Самые болезненные сцены фильма – та, в которой Юхан засыпает, когда Марианна читает ему свой дневник с признаниями. И та, в которой он избивает свою жену, чувствуя, что больше над ней не властен. Бергмановский финал, в котором Юхан и Марианна снова встречаются уже не как супруги, но как тайные любовники – это утверждение, что перед нами уже не рабы того самого «штампа в паспорте», но совершенно свободные люди, идущие на поводу у своих желаний.

Пятисерийный сериал Хагая Леви вышел о том же, да не совсем. Во-первых, автор поменял героев местами – буквально. Это, конечно, книксен новому времени, в котором женщина уже играет более важную роль в семье. Джессика Честейн в роли Марианны-Миры – сотрудница крупной компании и кормилица семьи. Юхан (в сериале Джонатан) в исполнении Оскара Айзека… профессор, зарабатывающий весьма скромно и работающий в основном из дома. Из семьи уходит именно Мира (хотя по тому же пошлому сценарию, к юному красивому любовнику). Интересно было, как Леви снимет сцены абьюза – неужели Честейн будет избивать Айзека ногами в живот, как в оригинале? Не будем открывать всех секретов, но намекнем: ну, почти.

Однако возвращаясь к основной проблеме новых «Сцен из супружеской жизни»: это фильм не о поисках внутренней свободы, как у Бергмана, а об упущенных возможностях. В отличие от оригинала, в котором героев вихрем захватывало иррациональное, у Миры и Джонатана всему есть логическое объяснение. Леви добавил истории подробностей. Мы узнаем о прошлом мужа, о прошлом жены, об их отношениях с родителями, их взглядах на брак и любовь (есть и прямое утверждение, что за счастливую семейную жизнь нужно благодарить особый ген). Отправной точкой у Леви служит не скандал друзей, а внезапная, и нежелательная беременность Миры. Вообще, ребенок играет крайне важную роль. «А ты подумала о дочери, что ты ей скажешь?» «С кем будет жить ребенок?», «Как сказать Аве, что ее мать нас бросила?» Эти вопросы задаются в новом сериале раз за разом, в то время как в оригинале мы видели только Мужчину и Женщину, их отношения друг с другом – все остальные, даже дети были совершенно не важны, они оставались за кадром, на периферии сюжета. Но для Леви, как и для современного общества, дети – это серьезный якорь, заставляющий взрослых принимать те или иные решения. Не учесть мнения ребенка – значит ущемить его права.

Новому сериалу далеко до честности и радикализма старого. В нем самое обидное, жестокое, неудобное остается за скобками. Мира терпеливо слушает исповедь Джонатана, а не засыпает, тянет с разводом не потому, что ей обидно (она проиграла), но потому, что как ей кажется, она все-таки любит своего бывшего. Новые «Сцены…» – это традиционная голливудская драма, пусть и великолепно сыгранная. Она о том, что женщина оступилась, но это еще не повод ее не простить. И когда в финале фильма Бергмана героиня говорит, что они оба любят друг друга, но «по-своему», – это не признание, а констатация факта: любовей много, просто вот здесь и сейчас этим двоим хочется быть вместе. В новом сериале Мира говорит, что они любят друг друга, и это чистосердечное, пусть и не очень убедительное признание. Что ж, зато подарит надежду миллионам пар, у которых самое плохое еще впереди.

Культовые фильмы: топ-10

Постер фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»: UGC

Культовые фильмы не равны коммерчески успешным картинам или лентам, признанными лучшими. Некоторые из культовых фильмов провалились в прокате, другие, снятые с минимальным бюджетом, приносили колоссальную прибыль. Критики считают, что с появлением интернета и стриминговых сервисов термин «культовое кино» исчерпал себя. Расскажем подробнее о фильмах, которые получили статус культовых.

Культовым считают фильм, вокруг которого образовался фэндом — группа преданных поклонников, которые цитируют реплики героев, устраивают повторные просмотры, фестивали или ролевые игры, имеющие отношение к сюжету картины.

Культовый фильм может повлиять на субкультуру, независимо от замысла создателей. Например, «Волшебник страны Оз» (1939) стал культовым для американской и британской гей-культуры, хотя и был задуман как детский фильм.

Самые интересные фильмы, захватывающие дух с первой минуты

Вот топ культовых фильмов, снятых в разные годы:

«Комната» (2003)

Для того чтобы стать культовой, картина не обязательно должна быть шедевром. Критики, разработавшие типологию культовых фильмов, писали о том, что культовый статус приобретают ленты, которые можно описать фразой « так плохо, что хорошо».

Яркой иллюстрацией данного типа фильмов является «Комната», снятая Томи Вайсо. Он же был продюсером, автором сценария и исполнителем главной роли. Фильм получил статус худшего в истории и при этом стал культовым.

В 2001 году Вайсо написал пьесу, которую не смог издать. На основе пьесы он создал сценарий, который решил реализовать на собственные средства. Производство картины обошлось в $6 млн.

Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн

Вайсо купил съемочное оборудование вместо того, чтобы взять его в аренду, менял места локаций и нанял 400 человек для работы над фильмом. Готовый вариант он предложил для дистрибуции компании Paramount. Обычно принятие решения занимает недели, но Вайсо отказали в рекордные 24 часа.

Несмотря на то что Вайсо арендовал рекламные площади в Лос-Анджелесе и плакат картины висел пять лет, успев стать туристической достопримечательностью, фильм провалился в прокате. IMDb поставил его на 60-е место в списке 250 провальных картин всех времен.

Однако спустя несколько лет после катастрофы у фильма появились фанаты. Они создали видеоигру, основанную на сюжете «Комнаты». В 2010 году состоялось живое чтение пьесы Вайсо в культурном центре AFI Silver.

Топ-10 комедий, которые вы могли пропустить

Грег Систеро написал книгу «Горе-творец» (2011), а в 2016 году по ней был поставлен фильм. А в 2017 году появился мюзикл, рассказывающий предысторию картины. «Комната» упоминается в других телесериалах, фильмах и даже комиксах «Марвел» 2016 года.

Кадр из фильма «Комната»: UGC

«Назад в будущее» (1985)

Фантастический фильм Роберта Земекиса стал культовым благодаря ностальгии и эксплуатации ретро-эстетики 1950-х. Спустя десятилетия фанаты ностальгировали уже по 1980-м, а затем и сравнивали будущее, показанное в фильме, с реальностью. Культовости картине придает и факт того, что Роберт Земекис и Боб Гейл отказались продавать права на картину до своей смерти и не соглашаются на ее перезапуск.

Интересно, что сценарий Гейла и Земекиса отклонили несколько студий, считая его слишком детским. Компании «Дисней» не понравилась идея любовной линии молодой Лорейн и Майкла. В конце концов снимать фильм согласилась Universal, а продюсером выступил Стивен Спилберг. Спецэффекты создавала студия ILM Джорджа Лукаса.

Лучшие фильмы про бизнес: топ-10

Фильм получил одобрительные отзывы критиков и привлек внимание зрителей, более чем в 20 раз окупил бюджет в $19 млн. По информации IMDb, картина получила «Оскар» и 19 других призов. Ресурс поставил ее на 35-е место в перечне 250 лучших кинолент всех времен.

В 2008 году картина попала сразу в несколько рейтингов: она стала десятой в списке десяти лучших фильмов фантастического жанра Американского института кинематографии, 28-й из 50 лучших картине по версии Enterteinment Weekly и 23-й в списке 50 лучших лент журнала Empire.

В фильме герои упоминают президента Рейгана. Последний, в свою очередь, процитировал фразу из фильма в речи 1986 года.

Психологический триллер: топ лучших фильмов жанра

Кадр из фильма «Назад в будущее»: UGC

«Эммануэль» (1974)

Иногда культовыми становятся эксплуатационные фильмы. «Эммануэль» — типичный пример сексплотейшн — использования темы секса в кино. Фильм основан на одноименном романе в стиле софткор — жанра на стыке эротики и порнографии. Критики негативно высказывались о картине после ее выхода в прокат. Откровенные сцены пугали прокатчиков из других стран.

Понятие культового кино только зародилось в 1970-е, и одну из его функций рассматривали как переход установленных границ. «Эммануэль» прекрасно справлялась с этой функцией, став невероятно популярной среди женской аудитории. Узнав об этом факте, продюсеры Columbia решились на прокат фильма в США. Они руководствовались той логикой, что нельзя считать фильм порнографическим, если он востребован у женской аудитории.

Фильмы с закрученным сюжетом и неожиданной концовкой

По данным IMDb, при бюджете в $500 тыс. картина собрала в мировом прокате около $100 млн. Спустя 15 лет после выхода на экраны фильм увидели зрители в СССР. Здесь лента стала по-настоящему культовой, предвестником сексуальной революции и синонимом эротики. Многих жителей Союза желание посмотреть «Эммануэль» толкало на приобретение дорогих видеомагнитофонов.

Кадр из фильма «Эммануэль»: UGC

«Нападение помидоров-убийц» (1978)

Культовые фильмы ужасов, как правило, относятся к низкобюджетной категории В. Создатели картины поняли суть зарождающегося понятия «культовый фильм» и снимали ленту с прицелом на то, что она приобретет статус культовой.

Нелепое название привело к тому, что критики посчитали лишним оставлять свои отзывы о фильме в расчете на то, что публика и так прекрасно понимает, о чем пойдет речь. Однако публике картина понравилась.

Незамысловатый черный юмор в сочетании с элементами ужасов и отсылками к популярным фильмам привели публику в восторг. В результате картина имела три сиквела. Спустя 10 лет после выхода первого фильма на экранах появилось «Возвращение помидоров-убийц». Фильм стал пятым к карьере начинающего актера Джорджа Клуни.

Кадр из фильма «Нападение помидоров-убийц»: UGC

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Лучшие фильмы редко имеют достойное продолжение. Но «Безумный Макс: Дорога ярости» — яркий пример того, как сиквел культового фильма может сам стать культовым.

Первая часть «Безумного Макса» вышла в Австралии в 1979 году. При бюджете в $300 тыс. он собрал в прокате более $100 млн, став на долгое время рекордсменом Книги рекордов Гиннесса по кассовым сборам.

Фильм стал каноном картин постапокалиптического жанра. Отсылки к нему есть в ряде видеоигр, других фильмах, клипах популярных групп, а с 2010 года в Калифорнии проходит фестиваль, организаторы которого пытаются воссоздать обстановку фильма.

«Безумный Макс: Дорога ярости», снятый спустя 30 лет после выхода последнего фильма трилогии, произвел настоящий фурор не только среди фанатов, но и критиков. По данным IMDb, он отмечен шестью «Оскарами» и 232 другими призами. Ресурс поставил его на 205-е место в своем перечне 250 лучших лент.

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»: UGC

«Клерки» (1994)

Начинающий режиссер Кевин Смит продал коллекцию любимых комиксов, одолжил $3 тыс. у родителей, взял кредит в банке, чтобы снять свой первый фильм. На главные роли он пригласил друзей, которым не нужно было платить, и снимал по ночам в магазине, в котором работал днем.

Бюджет фильма составил $27 тыс. В прокате «Клерки» заработали $3 млн, сразу попав в статус культовых. Главные герои — Джей и Молчаливый Боб — обрели множество фанатов, жаждавших видеть их приключения.

По мотивам картины снято несколько продолжений, а Джей и Молчаливый Боб появлялись в качестве героев нескольких других фильмов, телешоу, анимационного сериала и комиксов.

В 2000-х «Клерки» попали в топ фильмов, составленных журналом Total Film как одна из величайших комедий всех времен, журнала Empire — как один из величайших независимых фильмов и Entertainment Weekly — как одна из самых смешных комедий последних 25 лет.

Кадр из фильма «Клерки»: UGC

«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)

Лучшие фильмы всех времен невозможно представить без «Звездных войн». В 2005 году журнал Total Film назвал пятую часть саги восьмой из ста лучших, в 2008-м Empire поставил его на третью строчку в списке 500. Ресурс IMDb поместил картину на 14-е место в списке 250 лучших. По информации этого сайта, фильм получил «Оскара» и 24 другие кинопремии.

Все фильмы оригинальной франшизы стали культовыми, породив множество продолжений, комиксов, анимационных сериалов и книг, написанных фанатами. Но «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» режиссера Ирвина Киршнера занимает особое место в саге.

Картина — классическая иллюстрация тезиса о том, что, когда фильм приобретает культовый статус, его недостатки фанаты воспринимают как достоинства. После премьеры картину ждал прохладный прием критиков, но с годами она стала одной из самых упоминаемых в учебниках сценарного искусства. Поражение положительных героев в финале и незабываемый сюжетный поворот до сих пор вызывают восторг фанатов.

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар»: UGC

«Большой Лебовски» (1998)

Среди различных типов культовых фильмов критики особо выделяют так называемые полуночные картины. Они демонстрировались в ночное время в кинотеатрах и приобрели особо фанатичную аудиторию.

Голливудский фильм «Большой Лебовски» приводят в качестве примера культового полуночного кино. Это первый фильм, получивший культовый статус благодаря интернету. Он разошелся на цитаты и мемы, которые популярны среди пользователей Сети по сей день.

«Большой Лебовски» породил настоящий религиозный культ, получивший название дудаизм, или чувакизм (dude с разговорного английского переводится как ‘чувак’). На основе культа сформировалась «Церковь нового чувака», последователи которой разделяют философские взгляды главного героя. В 2009 году через интернет было рукоположено 220 тысяч священников-дудаистов.

С 2002 года в Кентукки, в городе Луисвилль, проводится Lebowski Fest, а кинотеатры регулярно организуют ночные просмотры картины. Так, в 2002 году в Санта-Круз ажиотаж вокруг картины был такой, что администрация показывала ее шесть недель, чтобы все желающие могли попасть в кино.

Кадр из фильма «Большой Лебовски»: UGC

«Бешеные псы» (1992)

Тарантино приобрел статус культового режиссера с первого фильма. Каждая последующая работа Квентина также становилась событием в мировом кинематографе. У режиссера нет специального образования, но он точно знает, что необходимо для создания культового шедевра. Свои знания о кино он получал на практике, работая в видеопрокате.

Каждый фильм Тарантино полон отсылок к другим произведениям кинематографа. Режиссер заявил в одном из интервью, что он крадет из всех когда-либо снятых лент. «Бешеные псы» — это дань уважения режиссера гонконгским боевикам.

На съемки Тарантино получил бюджет в $1,2 млн. Фильм появился благодаря энтузиазму участников съемочной группы. Продюсером картины стал Харви Кейтель. Его имя убедило студию дать старт проекту неизвестного режиссера.

В прокате картина заработала более $14 млн. Фильм разошелся на цитаты. По его мотивам создано несколько видеоигр. По данным IMDb, у картины 12 призов. Она занимает 79-е место в списке 250 лучших на сайте.

Кадр из фильма «Бешеные псы»: UGC

«Королевская битва» (2000)

Список культовых фильмов будет не полон без азиатского кино. Фильм вышел в прокат с самым высоким возрастным рейтингом, но это не помешало ему обрести фанатичных поклонников. В мировом кинематографе появился термин «королевская битва». Им обозначают фильмы, сюжет которых рассказывает о группе людей, убивающих друг друга в ограниченном пространстве (острове, помещении и т. д.).

Интересно, что американские прокатчики десятилетие не решались на прокат ленты, опасаясь общественных последствий, поскольку в кино поднималась болезненная тема школьного насилия.

В 2009 году Тарантино назвал картину в списке своих любимых. В 2010 году лента попала в список 100 из 500 лучших картин журнала Empire. По мотивам «Королевской битвы» вышли комиксы, манга, видеоигры и визуальные романы. «Голодные игры» (2012) некоторые критики сочли ремейком «Королевской битвы».

Кадр из фильма «Королевская битва»: UGC

Культовыми становятся не только крупнобюджетные картины, но и низкобюджетные фильмы категории В. Нередко, провалившись в прокате, картина обретает культовый статус спустя десятилетия. В иных случаях фильм обретает невероятную популярность сразу после выхода в прокат. Каждая культовая лента становится заметным явлением в мировой культуре.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: