Мораль золотой середины у Мольера: сочинение

Анализ «Мещанин во дворянстве» Мольер

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 945.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 945.

Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ «Мещанина во дворянстве» включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1670 год.

История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приёмом посланников-самозванцев турецкого султана.

Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.

Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.

Жанр – Социально-бытовая комедия-балет.

Направление – Классицизм.

История создания

Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Османской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приёмом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турок.

Более того, делегация надменно заявила, что королевский приём на удивление скуден и жалок. Впоследствии выяснилось, что это были самозванцы, но удар по королевскому самолюбию был нанесён очень сильный. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, в которой бы самым жестоким образом высмеивались турецкие обычаи.

Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал своё детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием чванства, снобизма, глупости. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать аристократом.

Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.

Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своём стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.

Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из его кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.

Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.

Композиция

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:

  • в первом акте главный герой становится жертвой откровенной лести учителей музыки и танцев;
  • во втором акте штат наставников Журдена увеличивается, и каждый из учителей стремится доказать ценность и необходимость своего предмета для истинного аристократа;
  • третий акт наглядно демонстрирует, насколько глуп и слеп в своём тщеславии Журден, позволяющий своему мнимому приятелю Доранту тянуть из него деньги;
  • в четвертом акте разыгрывается турецкий фарс, необходимый для посвящения Журдена в ряды несуществующей аристократии;
  • в пятом акте Журден, пребывающий на седьмом небе от счастья из-за исполнившейся заветной мечты, даёт разрешение на брак своей дочери и служанки.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мещанина во дворянстве».

Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.

Читайте также:
Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер): сочинение

Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.

Примечательно, что балетные номера еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.

Сочинение на тему «Мольер (1622-1673)»

Мольер (Жан Батист Поклен, 1622-1673) – самый универсальный синтетический писатель XVII века не только по тематике, но и по языку и по литературной манере. Он сложнее и разностороннее всех своих литературных современников – Буало, Расина и Корнеля, Ларошфуко и Лафонтена.

У каждого из писателей XVII века был свой метод изображения, своя «узкая специализация»: у Корнеля – героическое, у Расина – тонко психологическое, драматическое. И Корнель и Расин имеют свой излюбленный тип человека, который они переносят их трагедии в трагедию. Классицист имел дело с жизнью верхних слоев общества; писатели линии Скарона говорили о плебее.

У Мольера совершенно нет этой узости. Перед нами обширная галерея, где представлены все классы и все человеческие типы этих классов, современных Мольеру. Здесь и либертен – Дон Жуан, и разоряющийся аристократ – Арист, и «порядочные люди» — воспитанные и уравновешенные придворные дамы и кавалеры («Версальский экспромт»). Еще разнообразнее типы буржуа: скупец («Скупой»), выскочка («Мещанин во дворянстве») и т.д. Есть у Мольера и народ, да еще и говорящий в его произведениях своим языком.

И весь этот социальный типаж дан в предельно сжатых, кристаллически четких образах, каждый из которых исторически важен. Гарпагон – родоначальник всех скупцов в литературе. Селимена — прототип героинь-аристократок у Бальзака. Тартюф – классический тип лицемера, имя его стало нарицательным. Журден – родоначальник всех выскочек в литературе. От него ведут свой род выскочки Бальзака и Диккенса.

Отвлекаясь от всего лишнего, громоздких деталей, Мольер вырисовывает нам свои образы. Ему не важно положение героя в обществе. Комедия-балет «Докучные» может служить путеводителем по дворянским образам Мольера, разработанным потом в зрелом творчестве. В пьесах с более развитым сюжетом дворяне не выступают в главных ролях, за исключением «Мизантропа» и «Дон Жуана». Яркими образами у Мольера являются и буржуа. Здесь и Арнольф из «Урока женам», Журден и т.д.

Метод мольеровской характеристики аналогичен созданию общих понятий. Его герои лишены внутренних противоречий, внутреннего развития и внутренней борьбы. Скупец равен скупцу, глупость является только глупостью и ничем более. Персонажи несколько плоски, не глубоки. В них ясно все сразу и до конца. Но это свойство типизации мольеровских образов. Нельзя было бы иначе обозначить то самое общее, к отображению чего в героях стремился Мольер. Это одно из свойств классической его комедии. И это достаточно четко прослеживается в его комедии «Тартюф».

Главный герой комедии – конечно же, Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Еще Пушкин заметил, что Тартюф даже и воду пьет лицемеря. Тартюф таков во всех своих проявлениях. Это наглый и откровенный лицемер. Он движется к цели по прямой, не отвлекаясь на мелочи. Это было бы невозможно в реальной жизни, так это абсолютизация, «концентрат» лицемерия. Для общества – это религиозный, смиренный аскет. Привлекательный образ добродетели, не правда ли? И вот уже Оргон очарован:

Лишь познакомитесь получше с ним – и сразу

Его приверженцем вы станете на век.

Вот человек! Он… Он… Ну, словом, че-ло-век!

Но почему же Тартюф столь неосмотрителен, что, особо не заботясь об осторожности, пытается завоевать жену Оргона, захватить его имущество? Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, — сгущенное лицемерие.

Каким образом ему удается такой способ характеристики? Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина:

Читайте также:
Мольер французский драматург: сочинение

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По милости господней

Еще стал здоровей, румяней и дородней.

…Наелся до отвала.

Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Откуда берется эта преданность? Мольер ее не мотивирует, и это несущественно: это необходимая атмосфера для раскрытия характера Тартюфа. То же с масками слуг.

Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком: «Прикрой нагую грудь./Сей приоткрыв предмет, ты пролагаешь путь/Греховным помыслам и вожделеньям грязным». Точно так же абсолютен в своем греховничестве: «Да, грех большой, коль на глазах у всех,/Но тайный грех – какой же это грех?»

Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон. На самом деле, Оргон – образ более слабый, чем Тартюф. Он нужен скорее для создания той самой абстракции. Поэтому это несколько двумерный образ. Однако он определенно противоположен Тартюфу. Оргон доверчив, ничего не стоило лицемеру охмурить его. И потом, когда все было против Тартюфа, и Оргон уже, было, поверил словам слуг и родственников, как главный герой снова гипнотизирует его своей маской – благочестием.

И тут Оргон так же смешон и жалок, как и Тартюф. Каждый из них представляет какую-либо крайность и поэтому смешон по-своему. Мольер ведет борьбу на «два фронта»: осмеивая одну крайность, он никогда не забывает другую. Контраст создает равновесие, взаимное ослабление двух крайностей, подобие гармонии. И этот метод связан непосредственно с эстетикой гуманизма XVII века: для смягчения одной угловатости создается другая.

Так, например, какова расстановка сил в доме Оргона? Мать Оргона, г-жа Пернель, воспитанная в патриархальных, домостроевских традициях, властная и крикливая старуха, всем недовольна. Под влиянием Тартюфа она становится особенно непримиримой. Защищая Тартюфа от нападок своих домочадцев, Оргон имеет в лице матери надежную союзницу. Клеант и Дорина объединены в непримиримы вражде к святоше с Дамисом, Марианной и Эльмирой.

А Мольер расширяет количество героев и уравновешивает их в позиции к Тартюфу. Это происходит за счет внесценических персонажей, проникнутых тлетворным духом тартюфства. К ним относится ханжа и недотрога Оранта, слуга Тартюфа – Лоран, повторяющий в людской все каверзы и ужимки своего господина, Дафна с мужем, славящиеся «зазорными делами», но неусыпно следящие за нравственностью своих соседей. Очень ярок образ Лояля. Это ехидная, злобная личность, которая совершает беззакония под маской фальшивой задушевности и с божьим словом на устах.

Говоря о творчестве Мольера нельзя не сказать о его идеалах. Его идеал – естественная мер человеческой свободы и человеческой плоти, золотая середина, далекая как от аскетизма, так и от распутства. У Мольера – ясное гармоническое отношение к человеку, к его возможностям и свойствам. Эта концепция человека противоположна той, которую дают Корнель и Расин. Не господство героического разума над слабой плотью, как у Корнеля, не господство страсти над слабым разумом, как у Расина, а вера в благость человеческой природы в ее натуральном, неизвращенном виде, такой, какой она явилась на свет.

Великий французский комедиограф установил не только типические черты общественных классов своего времени. Он гениально предугадал в людях XVII века их исторических потомков XVIII и XIX веков. Это художник огромной пророческой силы. В истории нравов ему нет равного, ибо история XVII века имеет всязь с будущим буржуазным обществом. В это время определяются психология, нравы, привычки и обычаи буржуа, французская буржуазия стабилизируется как класс. Герои Мольера – люди своего века, но он впереди истории, потому что его герои – типичны. Таковы образы классической комедии, принципам которой следует Мольер скурпулезно, как идеям гуманизма.

Читайте также:
Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер): сочинение

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сочинение по пьесе Мольера ” Тартюф”

Ученица анализирует пьесу Мольера и делает попытку поставить “свою” пьесу

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_vsk.docx 25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Существует такая притча: много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Он изрёк: «Вложите в каждого человека жажду к познанию и дайте ему учителя». Вот таким учителем, развивающим жажду познания, на мой взгляд, является для каждого человека театр. «Театр – это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях…»- писал В.Г. Белинский. Почему так интересно в театре? Да потому, что переживания людей одинаковы во все века, и разве не любопытно в героях XVII столетия увидеть родственные души, которых мучают те же проблемы? В театре вместе с героями мы проживаем целую жизнь.

Вот и я попробую сейчас разобраться, почему и в 21 веке мне интересно читать знаменитую комедию Ж.Б. Мольера «Тартюф», расскажу, как я представляю героев произведения , чему они меня учат и мысленно поставлю на сцене «свою» пьесу.

Говорят, если хочешь понять автора, подружись с ним – изучи его биографию, время, в которое он жил – одним словом, проведи так называемое расследование, вот тогда-то и откроются многие и многие тайны. Перенесемся в XVII век. Во Франции идет борьба за власть между двумя родными людьми : матерью королевой Анной Австрийской и ее сыном Людовиком XIV. Анна опирается на Общество святых даров, в котором состояли обедневшие дворяне, а Людовик – на денежных буржуа. Чтобы выбить почву из-под ног сына, королева-мать старается вовсю: она разработала целую программу уничтожения его союзников. В роскошных залах Версаля воспитывались незаконнорожденные дворянские дети, которые затем втирались в доверие к буржуа, причем настолько, что заставляли их переписывать состояние на себя и разоряли их. Мучений совести они не испытывали , потому что королева впоследствии дарила членам общества эти дома за успешно сделанную работу. А работа, как мы видим, была подлой и жестокой. А с другой стороны, члены Общества святых даров были глубоко несчастны и одиноки, потому что их воспитывали, как волчат, своих матерей в большинстве своем они не знали. Была только одна вещь, дающая представление о родном человеке , – медальон на холщовой нитке – портрет матери.

Тартюф пришел в дом Оргона с одной целью – разорить , он тоже был членом Общества святых даров. Хитрый, подлый, лицемерный, Тартюф , несомненно, вызывает наш гнев, но…если вспомнить историю, только ли он виноват в своих поступках, а не трагическая ли перед нами фигура, а только ли осуждать надо этого персонажа. Вопросы, вопросы…

И вот я, чувствуя себя режиссером, начинаю мысленно ставить «свой» спектакль». Сначала представляю главного героя, рисую его образ в своем воображении. Я обязательно одела бы его в черную длинную одежду, напоминающую сутану или монашескую рясу, а может, и в длинный черный смокинг. На голове обязательно парик, из-за которого не видно лица (и это неспроста, ведь он же мошенник, и его может выдать мимика). А если появится желание осовременить героя, то можно сделать любую прическу, но одно обязательно: длинные волосы, закрывающие часть лица. Поэтому-то не сразу поймешь, кто перед тобой. Голос у Тартюфа должен быть обволакивающий, убаюкивающий, а иногда даже гипнотизирующий. На сцене он появляется из ниоткуда, словно некий демон, воплощение не только зла, но и трагедии, А еще с ним слуги – или монахи в страшных остроносых маска, или крепкие парни в черных рубашках. Но появится герой только в середине спектакля. Пока мы о нем узнаем из разговоров других действующих лиц.

Итак, занавес открывается… На мой взгляд, чтобы сразу заинтересовать зрителя, необходимо какое-то яркое начало. В пьесе все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему. Действующие лица разбиваются как бы на два лагеря. Одни ругают героя, другие заступаются. Поэтому я разделила бы сцену на 3 части. В середине в лучах прожектора – огромный вопросительный знак, как бы напоминающий зрителю, что он должен ответить на вопрос: кто же такой Тартюф? Обманщик, трагическая личность, а может, « герой нашего времени», герой 21 века? Каждый из персонажей комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении героев на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма . Поэтому «мои» актеры выходили бы с разных сторон. С одной те, кто называет Тартюфа злодеем, ловкачом, проходимцем, с другой те, кто считает его праведником и благочестивцем. А свои монологи и реплики в диалогах они бы произносили в центре на фоне знака вопроса, чтобы зритель дорисовывал себе героя, ведь классицизм не предполагает психологического развития характеров, тем интереснее зрителю что-то додумывать за них.

Перечитываю еще раз первые страницы и ловлю себя на мысли, что госпожа Пернель очень напоминает мне Марфу Игнатьевну Кабанову. Она также читает нравоучения своему взрослому сыну и всем членам семьи. Она медленно и спокойно идет по сцене, уверенная в своей правоте, я вижу ее в тревожном темно-синем цвете ( недаром французы называли ужас «синим страхом»), в руках остренькая палочка, которой она постоянно куда-нибудь указывает. «Все спорят, все орут, почтенья нет ни в ком.
Да это не семья, а сумасшедший дом!» – приговаривает госпожа Пернель, и мы понимаем, что в доме что-то происходит. Оказывается, весь дом прибрал к рукам Тартюф. Пернель же и ее сын Оргон, воспитанный в суровых правилах богобоязни и подчинения авторитетам, во всем ему потакают. « Со дня, когда Тартюф пожаловал в наш дом, хозяин не в себе, помешан он на нем» . Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына Дамиса. Пытаясь добиться большего расположения своего кумира, Оргон готов отдать Тартюфу в жёны единственную дочь Мариану и переписать на него всё своё состояние. Он ослеплен Тартюфом, поэтому Оргону можно надеть на глаза повязку, чтобы зритель еще и еще раз удивлялся недальновидности хозяина дома. «Неужели так можно поступать?!» – не один раз будет задавать себе вопрос сидящий в зале. Итак, Оргон и Пернель с одной стороны, Тартюф – их кумир. С другой те, кто осуждает его за ложь, притворство, ханжество. Среди всех этих персонажей, ненавидящих Тартюфа, особенно выделяется служанка Дорина. У Мольера во многих комедиях люди из народа умнее, талантливее, находчивее, энергичнее своих господ. Горничная Марианы является в комедии настоящим рупором разума, не боящимся говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. «И рта раскрыть нельзя, как каменная стой», — говорит Дорина и тут же вставляет в монолог Оргона своё очередное дерзкое словечко.. И я уже вижу, как бы я показала эту героиню. Она остроумная, но в то же время мудрая и отзывчивая женщина. Это самая живая героиня спектакля, которая здраво оценивает ситуацию, предлагая пути решения проблемы. Она отстаивает своё мнение, говоря с юмором: «Тартюфьтесь на здоровье!». Дорина и озорная , и задиристая, и даже немного дерзкая, но вместе с этим она умная женщина. Если бы я была режиссером, обязательно придумала бы ей наряд: яркое ,пестрое платье и…большой микрофон. Ведь именно ее должны услышать и действующие лица комедии, и зритель .. Вопрос посреди сцены заставляет их искать ответ, и именно Дорина помогает этот ответ найти. Если для Оргона Тартюф — верх всяких совершенств, для Дорины — это «нищий, что сюда явился худ и бос», а теперь «мнит себя владыкой».

И вот наконец настало время появиться Тартюфу. Сложный и неоднозначный персонаж, ведь не зря поставлен вопрос на сцене « моего театра». Все-таки я бы показала бы этого героя современным. Я думаю, он молод, Мы не сразу можем видеть его лицо, оно скрыто длинными волосами, но оно красиво, лукаво. Такой невинный молодой человек, которому трудно приходилось в этой жизни. Он пытается убедить Эльмиру, что «сердце у него в груди, а не кремень». Может быть, и правда, что он не просто мошенник и лицемер, а человек, в котором даже можно найти что-то хорошее. Но читая монологи Тартюфа, все же убеждаешься: Тартюф в полной мере воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, оно выводится на первый план, а другие черты героя это свойство усиливают и подчеркивают. На вопрос, поставленный мной вначале , уже можно дать ответ. Главной сценой, мне кажется, является сцена разговора Тартюфа и Эльмиры. А слова Тартюфа:

Но люди умные, когда они хотят,
Всегда столкуются и с промыслом небесным.
Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих,- дают ответ на все вопросы.

Тартюф оправдывает свое имя, он обманщик и лицемер и надо постараться «узнать» его в толпе и не поддаться его загадочности и внешнему обаянию.

Трагичности в его образе я не увидела. Прозорливый и мудрый король наказывает мошенника. Хотя понятно, что Мольер идеализирует правителя, Тартюф получает по заслугам, но он совсем не раскаивается и , наверное, скоро появится в другом доме. Мой спектакль подходит к концу, но вопрос я все же не убрала бы со сцены. Пусть каждый зритель даст на него свой ответ.

А еще хочется, очень хочется , чтобы в зале всегда зрители были…зрители слушающие, понимающие…

Без сомнения, этот старинный сюжет действительно может иметь место в нашей жизни. В каждой эпохе и стране найдётся свой Тартюф. Это имя давно стало синонимом к словам «мошенник» и «обманщик», и таких людей в мире, к сожалению, предостаточно. Вот пьеса Мольера как раз и учит тому, как рассмотреть их среди окружающих нас людей и не попасть в их ловушку. А театр нам в этом помогает.

Образы аристократов, буржуа и слуг в комедии: иерархия авторских оценок, проблема «третьего сословия» у Мольера.

· Разделяя принципы классицизма как художественной системы, Мольер сделал подлинные открытия в области комедии. Он требовал правдиво отображать действительность, предпочитая идти от непосредственного наблюдения жизненных явлений к созданию типических характеров. Сатира в комедиях Мольера всегда заключала в себе общественный смысл. Комедиограф не рисовал портреты, не фиксировал второстепенные явления действительности. Он создавал комедии, которые изображали быт и нравы современного общества.

«Он не всегда придерживался требования «трех единств». Так, например, в комедии «Мещанин во дворянстве», выдержаны только два единства – времени и места. Единство действия не выдержано, ведь кроме сюжетной линии влюбленного господина Журдена, в комедии разворачиваются еще три линии – юной Люсиль и ее возлюбленого Клеонта, маркизы и графа, слуг Николь и Ковьеля».

В своих взглядах на мораль Мольер был убежден, что только следование естественным законам является залогом разумного и нравственного поведения человека. В его комедиях нарисованы два типа «глупцов»: те, кто не знает своей природы и ее законов и те, кто сознательно калечит свою или чужую натуру. Мольер требовал подлинной нравственной строгости, разумного ограничения личности; свобода личности для него – не слепое следование зову природы, а умение подчинять свою натуру требованиям разума. Поэтому его положительные герои рассудительны и здравомыслящи. Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой действуют герои классических трагеди, – он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Отношения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени представлены в комедиях Мольера с верностью и живостью.

Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворянства, отношение народа к церковникам и т. п.

Это делало его комедии поистине народными. Несомненным реалистическим достижением автора «Тартюфа» является живой, ярко индивидуализированный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее «серьёзные» и «высокие» свои комедии, подобные «Тартюфу», «Мизантропу», «Дон-Жуану».

Некоторая ограниченность, свойственная представителям классицизма, сказывается и в изображении Мольером человеческих характеров.

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значения творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.

· Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику. К числу этих последних относится и главный герой «Мещанина во дворянстве» господин Журден.

Это человек, целиком захваченный одной мечтой – стать дворянином. Возможность приблизиться к знатным людям – счастье для него, все его честолюбие – в достижении сходства с ними, вся его жизнь – это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, в этом своем умственном ослеплении он теряет всякое правильное представление о мире. Он действует не рассуждая, во вред себе. Он доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. Его дурачат все, кому вздумается; его обворовывают учителя музыки, танцев, фехтования, философии, портные и разные подмастерья. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена комически контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Но Журден вызывает смех, а не отвращение, потому что, в отличие от других подобных выскочек, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Господину Журдену противопоставлена его жена, истинная представительница мещанства. Это здравомыслящая практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается сопротивляться мании своего мужа, его неуместным претензиям, а главное – очистить дом от непрошенных гостей, живущих за счет Журдена и эксплуатирующих его доверчивость и тщеславие. В отличии от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на мещанскую родню. Молодое поколение – дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт – люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Клеонт благороден, но не по происхождению, а по характеру и нравственным свойствам: честный, правдивый, любящий, он может быть полезен обществу и государству.

Жан Батист Мольер

Биография

Мольер (Поклен) Жан Батист

15.01.1622 – 17.02.1673 гг.

Мольер – это псевдоним великого французского драматурга. Настоящее его имя – Жан Батист Поклен. Он родился 15 января 1622 года в Париже в семье потомственных обойщиков. Мастерами по обивке ткани были оба деда будущего комедиографа и его отец, Жан Поклен-старший. Родители имели собственный дом в бойком торгово-ремесленном квартале. Жан Поклен-старший купил должность королевского обойщика и камердинера короля, что обеспечивало ему неплохие доходы и возможность устроить будущее детей. Когда Жану Поклену-младшему исполнилось 15 лет, отец добился от короля разрешения назначить сына своим преемником. Но, вероятно, не о карьере обойщика для сына заботился отец, когда отдал его несколькими годами раньше в Клермонский коллеж – это лучшее учебное заведение Парижа того время. После завершения обучения в нем Жан Батист Поклен получил диплом о юридическом образовании и даже несколько раз выступал в суде в качестве адвоката. Но его не привлекали ни карьера адвоката, ни возвращение к профессии обойщика. Поклена-младшего манил к себе театр. В двадцать один год он отказывается от своих прав на отцовскую должность, забирает свою часть материнского наследства и полностью отдаётся своей безоглядной страсти.

Жан Батист собирает вокруг себя нескольких таких же молодых и не очень опытных актёров и открывает свой театр, который называет помпезно – Блистательным. Играются в нём в основном трагедии. Именно в это время писатель и выбирает себе псевдоним – Мольер.

Театр существует недолго – около полутора лет: конкуренции с профессиональными парижскими театрами он выдержать не может. Мольер понимает, что успеха надо добиваться иначе – и находит решение: попытать счастья в провинции, играть не трагедию, а комедию, фарс. Он ищет поддержку публики и находит её. Комедийные постановки мольеровской труппы очень скоро выводят её в первый ряд среди провинциальных театров.

В 1658 году Мольер со своей труппой предпринимает новую попытку завоевать Париж. Возвращение в столицу на этот раз приносит успех. Мольер заручается поддержкой брата короля, Месье; он даже добился того, что теперь его театр называется “Труппа Месье”, а король позволяет ей выступать в своей резиденции – в Лувре. Дело в том, что двадцатилетнему Людовику ХІV очень понравился мольеровский фарс “Влюблённый доктор” (пьеса до наших дней не дошла, но воспоминания о ней и о реакции короля сохранились). Благосклонность изысканной публики Мольер получает за свои пьесы “Шалый, или всё невпопад” и “Любовная досада”. Считается, что этот успех в большей мере связан с актёрским мастерством Мольера, нежели с совершенством его первых литературных опытов.
Вскоре приходит и драматургический успех. Он вызван постановкой пьесы “Урок мужьям”, где действует персонаж, ранее уже появлявшийся в комедиях Мольера, – Сганарель. В других пьесах герой получит новые имена (Арнольф в “Уроках жёнам”, Арган в “Мнимом больном”), но между этими персонажами будет существовать явная связь. Герои Мольера никак не умеют и не хотят видеть истинную суть вещей, они находятся во власти заблуждений, самодовольны и при этом подозрительны. Они не хотят быть как все, не принимают во внимание чужое мнение о себе, их не волнует жизнь вокруг, вне их личности и их дома. Они далеки от правил вежливости и приличий и потому очень часто попадают в нелепые положения. Они не замечают неискренности своих возлюбленных, их легко морочат жены. Главная тема первых сочинений Мольера – отношение с женщиной и к женщине.

Исключительно тяжёлым эмоционально и психологически был для Мольера 1672 год – умирают его друзья: актриса Мадлена Бежар и философ Ламот ле Вайе. Однако самая тяжёлая утрата этого периода – смерть маленького сына Пьера.

В этом же году обострилась и стала необычайно тяжело протекать застарелая болезнь лёгких. К концу года положение усугубилось и казалось почти безнадёжным. Но Мольер не сдавался, не терял оптимизма и продолжал работать. В последние 29 месяцы жизни он написал и поставил на сцене комедию «Мнимый больной». Она стала его лебединой песней. В ней драматург и актёр сыграл свою последнюю роль. «Жизненный парадокс состоял в том, что смертельно больной Мольер с уничтожающим смехом, с громадным комедийным темпераментом рассказывал о мнимом больном, о его зоологическом эгоизме, о медицинской науке и её фальсификаторах. Упадок физических сил, тяжёлые душевные переживания нисколько не сказались на этой пьесе, поражающей совершенным писательским мастерством, богатством и мощью художественно-выразительных средств», – напишет об этом советский исследователь творчества Мольера И.Д. Гликман.

Мольер находился на сцене до конца своего последнего спектакля. Едва опустился занавес – и его на носилках перенесли за кулисы, а затем доставили домой. Жить ему оставалось несколько часов. Началась агония, после которой писатель скончался. Это было 17 февраля 1673 года.

Официальный Париж этой смерти словно и не заметил – не последовало никаких откликов, некрологов в газетах. Католическая церковь не прощала покойному весёлого лицедейства и забвеньем мстила драматургу. Она нашла даже «благовидный» официальный предлог не афишировать дату смерти – Мольер на смертном одре так и не отрёкся от своей профессии. Не помогло даже заступничество Людовика ХІV который просил архиепископа смягчить позицию. Тот был непреклонен: Мольера повелели похоронить поздно вечером 21 февраля незаметно, тихо, без торжеств и как самоубийцу – за церковной оградой. Но всё равно за гробом покойного шло достаточно много людей, почитавших великого драматурга.

Слава Мольера не угасает и в наши дни. Его наследие – гордость Франции и достояние мировой культуры.

Сочинение: Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер)

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 — 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей — актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии — “Тартюф”, “Дон-Жуан” и “Мизантроп”.

В комедии “Тартюф” Мольер вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством . В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Дважды церковники добивались запрещения пьесы, дважды Мольер переделывал пьесу, менял ее заглавие, имя героя. В итоге Тартюф не монах, а мирянин, бессовестный лицемер и мошенник.

Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Условия времени не позволяли открыто бороться против религии. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е. положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством.

Образ Тартюфа обличает большое социальное явление. В нем воплощены многовековая религиозная ложь, идея аскетизма, мрачные черты клики церковников. Также и Оргон — отнюдь не схематическое воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного и косного французского буржуа той эпохи, — малокультурного, готового идти на поводу чуждой идеологии, легко попадающегося на удочку религиозной проповеди.

Картина взаимоотношений Оргона с семьей раскрывает характер обветшалых идей аскетизма. Восхищаясь “возвышающим” влиянием Тартюфа, Оргон говорит:

Я становлюсь иным от этих с ним бесед.

Отныне у меня привязанностей нет!

Он делает меня чужим всему на свете.

Пусть у меня умрут брат. мать, жена и дети,

Я этим огорчусь вот столько, ей же-ей!

На что умный Клеант иронически отвечает:

Я человечнее не слыхивал речей!

Демократизм и народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу раскусила Тартюфа. Обличительный дух пьесы ослаблен концовкой. Защитой против темных сил оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Сатира, таким образом, направлена против феодальной реакции, но еще не затрагивает абсолютизма.

Комедия в основном выдержана в манере классицизма. Действие происходит в течение суток в одном месте — доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

В образе Тартюфа — это религиозное ханжество. Еще до появления Тартюфа на сцене мы слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что однажды во время молитвы он убил блоху. Затем последовательно раскрывается подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, что он неравнодушен к красоте служанки. Мы видим, как он не брезгует никакими средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену своего благодетеля. И тут лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм, заявляя, что, “кто грешит в тиши — греха не совершает”. Все это проявления сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца. Но правдивая картина социальной жизни в комедии не сводится только к обличению ханжества. Буржуазная семья с ее патриархальным укладом, из которого жаждет вырваться молодежь, — все это вырастает в живое и яркое полотно.

В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в “Тартюфе”, относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. “Мещанин во дворянстве” — комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Жан-Батист Мольер: биография и интересные факты из жизни

  • 6 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Светлана Гильфанова

Мольер. Одно лишь упоминание этого имени возвращает нас к апогею французской классической комедии. Даже в наши дни он по-прежнему считается одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества.

Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, написал 12 самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времен, некоторые из них в стихах, другие – в прозе. Он входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Мольер закрепил потенциал комедии как серьезной гибкой формы искусства.

Мы расскажем вам о творчестве и биографии Мольера. Краткая характеристика периодов его жизни, некоторые интересные фактах из жизни – все это поможет лучше понять одного из самых выдающихся драматургов в истории. Театр был его жизнью, он исцелил от скуки и распахнул двери в высший свет, но правда ли, что он его и погубил?

Краткая биография Мольера: самое главное о раннем периоде

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (умерла от туберкулеза), к которой был очень привязан.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

Успех и критика

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика “Школы жен”», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

«Тартюф, или Обманщик»

В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чем упоминается и в биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное.

Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и сбережения, отдает на хранение кассу мятежников. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.

«Дон Жуан, или Каменный пир»

Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.

Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.

Личная жизнь

20 февраля 1622 года Мольер дал брачный обет Арманде Бежар – младшей сестре Мадлен (на фото). Она была на 20 лет младше его. Два года спустя у них родились близнецы, которые умерли в возрасте пяти лет. Но они не утратили надежды, и в 1665 году на свет появилась дочь Эсприт-Мадлен.

Поздние годы

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем – на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение – это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Дело Мольера

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ​​важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра – то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: