О творчестве Ги де Мопассана: сочинение

Творческий путь Ги де Мопассана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:57, дипломная работа

Краткое описание

Выбор темы настоящего научного исследования определяется в первую очередь тем, что один из крупнейших представителей европейского критического реализма XIX века, французский писатель Ги де Мопассан (1850-1893), принадлежит к числу любимых читательской аудиторией мастеров художественного слова.
Целью данной работы является анализ художественных особенностей романов писателя, в частности рассмотреть пейзаж и портрет как составные части стилистики и языка писателя.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Творческий путь Ги де Мопассана
1.1 Первые учителя Мопассана. Г.Флобер и И.С.Тургенев
1.2 Противоречивость взглядов писателя
1.3 “Натуралистический” этап творческого пути Мопассана
1.4 Мопассан-новеллист
1.5 Мопассан-романист
1.6 Появление романа-памфлета “Милый друг”
1.7 Критический реализм автора
1.8 Последний период творчества
1.9 Выводы по 1-му разделу
Раздел 2. Характеристика романов Ги де Мопассана “Жизнь” и “Милый друг”
2.1 Проблематика романа “Жизнь”
2.1.1 Характеристика романа
2.1.2 Основные проблемы романа
2.1.3 Реализм рубежа веков в романе “Жизнь”
2.2 Роман-памфлет “Милый друг”
2.2.1 Краткое содержание романа
2.2.2 Характеристика романа
2.2.3 Идейно-художественная ценность романа “Милый друг”
2.3 Выводу ко 2-му разделу
Раздел 3. Художественные особенности романов “Жизнь” и “Милый друг”:
переводческий аспект
3.1 Пейзаж как одна из основных художественных особенностей романа “Жизнь”
3.1.1 Определение понятия пейзаж
3.1.2 Роль пейзажа в романе: переводческий аспект
3.2 Портрет как характерная черта романа-памфлета “Милый друг”
3.2.1 Определение понятия портрет
3.2.2 Роль портрета в романе: переводческий аспект
3.3 Выводы по 3-му разделу
Заключение
Список литературы

Содержимое работы – 1 файл

переверьзева.doc

К вопросу о деградации современного искусства Мопассан возвратился и в книге путевых записок “Бродячая жизнь” (1890). Неустанно восхищаясь безвестными архитекторами и скульпторами античности, плеядой жизнерадостных живописцев Возрождения, Мопассан приходил в ужас от современного положения искусства, ценителями и заказчиками которого являются буржуа. В обществе, где господствуют одни корыстные расчеты, проникающие в человеческие отношения, культуру, науку и искусство, эстетическая способность, как видел Мопассан, вырождается, становится достоянием немногих.

1.7 Критический реализм Мопассана

В одной из самых пленительных, самых “личных” своих книг, “На воде” (1888), Мопассан рассказывает, как однажды на охоте в беспросветно дождливый осенний день он случайно попал в хижину крестьян-бедняков, где мать и дочь умирали от дифтерита. Его охватила мучительная жалость к несчастным, горькое сознание невозможности помочь им и возмущение против этой незаслуженной и неотвратимой несправедливости жизни.

Такие впечатления обостряли у Мопассана сознание глубочайших противоречий действительности. Художник видел, что наряду с миром обеспеченных, праздных и беззаботных людей, поглощенных погоней за наслаждением, хотя тоже далеко не всегда счастливых, одновременно существует и этот страшный мир “каторжников”, мир абсолютной безысходной человеческой обездоленности. И жизнь этих горемык тоже называется жизнью, семья их тоже называется семьей!

Обласканный всеобщим признанием, льстивыми ухаживаниями и восторгами великосветских салонов, Мопассан не утратил ни реалистической зоркости, ни непримиримого отношения к неправде жизни, ни бесконечного сострадания к людскому горю, ни наконец той совестливости, которая для него так характерна.

С самого своего появления на литературной арене Мопассан много писал о горькой, тяжелой, нищей жизни народа, особенно о крестьянах. Правда, первоначально под влиянием натуралистической школы Мопассан относился к крестьянам даже с некоторым высокомерием, показывая их людьми грубыми, темными, подвластными слепым инстинктам. Ранние деревенские рассказы Мопассана вызвали резкое осуждение со стороны Льва Толстого. Мопассан вскоре понял свою односторонность в изображении крестьян. С течением времени он стал внимательней, глубже изучать деревенскую жизнь и механизм ее закономерностей. И он создал свои лучшие, проникнутые острой жалостью и убеждающей правдивостью рассказы о крестьянах Франции.

То обстоятельство, что Мопассан увидел и оценил замечательные качества народа, противопоставив их своекорыстию и бессердечию буржуазии, было, конечно, крупным достижением его критического реализма.

1.8 Последний период творчества Ги де Мопассана

Если считать, что первый период творчества Мопассана, время его литературного ученичества и первых опытов, завершается 70-ми годами, если период зрелого мастерства и расцвета мопассановского критического реализма падает на 1880 – 1886 годы, то примерно с 1887 года начинается последний период его творчества, характеризующийся тем, что реализм Мопассана мучительно борется с влиянием литературы декаданса, порою поддаваясь этим влияниям.

Вера писателя в “мыслящую аристократию” как возможную спасительницу государства все время таяла. Пессимизм, чувство безысходности все больше овладевали им. Все безнадежней смотрит он на судьбы своей родины и всего человечества.

В романе “Сильна как смерть” уже заметен перелом в творчестве Мопассана. Еще сильна здесь сторона его реалистической критики. Но в этом романе Мопассан начинает переходить от изображения социальной психологии своих персонажей к анализу их “личной” психологии, их интимных переживаний, к “чистому психологизму”. Манера художника становится противоречивой, потому что, разоблачая своих персонажей, как представителей паразитического светского общества, он одновременно уже как бы оправдывает их, привлекает к ним сочувствие читателя, говоря об их незаслуженных и неотвратимых страданиях. Еще более обостряется уклон в “чистый психологизм” в романе “Наше сердце” (1890).

Большое и беспокойное развитие получает в последнем периоде творчества Мопассана фантастическая тема. Она и раньше была присуща его творчеству, но в гораздо меньших размерах, а главное, Мопассан довольствовался тогда в данном вопросе реалистической тургеневской формулой: “Боишься только того, чего не понимаешь”.

Теперь дело существенно меняется. В повести “Орля” Мопассан берет своим персонажем безумца, и хотя излагает его бред, можно сказать, с клинической последовательностью и реалистической обоснованностью, а в композиции повести обнаруживает обычную математическую точность, но сам материал “Орля” уже говорит о том, что Мопассан находится на полпути к признанию объективного существования потустороннего мира и его загадочных, угрожающих человеку явлений.

Мопассан, разумеется, вовсе не превратился в декадента в последнем периоде творчества. Нет, до конца своих дней реалист в нем постоянно отстаивал себя. Если писатель и признавал за декадентами и символистами право на поиски новых тем и новых средств художественного выражения, то он знал, что ему не по пути с ними. Порою Мопассан, казалось, обретал веру в лучшие стороны человека и писал о его способности перерождаться к лучшему (“Бесполезная красота”), о его верности и стойкости (“Новогодний подарок”), о радости отречения (“Калека”) и о тех страданиях, которые очищают человека, облагораживают, просветляют. Но наряду с этим прежняя ясная мысль Мопассана все более поддается настроениям беспокойства и тревоги. Утрачивая свою уравновешенность, художник видит теперь в окружающем по преимуществу отвратительные явления: жестокость, уродство, свирепые убийства, всяческие истязания и ужасы, потрясающие открытия (“Денщик”, “Вечер”, “Дюшу”, “Покойница”, “В порту”, “Утопленник”, “Оливковая роща”). Безысходность человеческого горя окончательно подавляет Мопассана.

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

1.9 Выводы по Разделу 1

Впервые русских читателей с творчеством великого французского писателя Ги де Мопассана познакомил И. С. Тургенев, оценивший в нем крупнейший талант французской литературы начала 80-х годов. Мопассан, в свою очередь, выше всего оценивал тургеневское новеллистическое искусство, законы которого старался понять и освоить. В 70х годах литературным учителем Мопассана стал Флобер, который старался передать писателю свой художественный метод изображения действительности. Свою первую книгу, сборник “Стихотворения”, Мопассан посвятил Флоберу, а сборник рассказов “Заведение Телье” – И.С. Тургеневу. Таким образом, он засвидетельствовал равную долю благодарности своим учителям.

На протяжении творческого пути Мопассана, пессимистические настроения его приобретали все более углубленную и обостренную форму. Всю жизнь он томился тоской художника-гуманиста. Противоречивость воззрений Мопассана пронизывает все его творчество и своеобразно отражается в художественном методе писателя.

Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась в его новеллистике. Ей присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, искусство увлекательного и сжатого повествования.

В середине 80х годов в творчестве писателя чрезвычайно усилились мотивы социального протеста. В 1883 году вышел его первый роман “Жизнь”. Но наиболее резко и непримиримо прозвучал протест Мопассана против антинародной деятельности в романе-памфлете “Милый друг”, вышедшем в 1885 году.

Крупным достижением критического реализма Мопассана было то обстоятельство, что он увидел и оценил качества народа, противопоставив их бессердечию и своекорыстию буржуазии.

К 1887 году, т.е. в последний период творчества Мопассана, его манера становится противоречивой. Большое и беспокойное развитие в его творчестве получает фантастическая тема.

К сожалению ужасен конец Ги де Мопассана и мучительно видеть гибель такого громадного таланта.

Раздел 2. Характеристика романов Ги де Мопассана “Жизнь” и “Милый друг”

2.1 Проблематика романа “Жизнь”

2.1.1 Характеристика романа

“Жизнь” — роман о смене двух культур: широкая, терпимая, человечная поместная дворянская культура XVIII века, облагороженная влияниями Просвещения, уступает место узкой, пошлой, антигуманной буржуазной культуре XIX века. Наступлением последней определяются изображаемые в романе гибель прежнего патриархального уклада жизни семьи барона де Во и процесс расслоения поместного дворянства: старая дворянская интеллигенция, воспитанная в традициях Просвещения, уходит из жизни, не имея сил бороться за себя в условиях нового времени; другие слои дворянства либо замыкаются в кастовом высокомерии, либо дичают подобно графу де Фурвиль, а часть дворянства подчиняется буржуазным влияниям, склоняясь перед божеством денег.

Действие романа начато в 1819 г., и “Жизнь”, следовательно, роман исторический, хотя не упоминающий ни о каких крупных событиях национальной истории: описываемые в нем происшествия, соответствующие времени Реставрации и Июльской монархии, протекают на фоне монотонной и мало в чем меняющейся провинциальной поместной жизни.

Мопассан любил и порою даже несколько поэтизировал XVIII век. Иные представители дворянской культуры того времени казались ему воплощением гуманности, терпимости и широты взглядов. Таков в романе барон де Во, ученик Руссо, пантеист, друг природы и всех живых существ, ненавистник всякого рода тирании. Баронесса, его жена, еще интересуется дворянской генеалогией, в остальном же она — сентиментальная поклонница романов Вальтера Скотта. Единственным “пороком” мужа и жены была их доверчивая и расточительная доброта. Они рады помочь ближним, легко раздают деньги, живут выше средств и постепенно разоряются. Другом их дома является старый аббат Пико, чуждый религиозного фанатизма, благодушный добряк, умеющий быть терпимым и прощать людям их грехи. В пору Реставрации все эти персонажи совершенно чужды влияниям дворянско-клерикальной реакции.

Жанна, главная героиня романа, добрая, гуманная, прямодушная, полная любви к жизни и доверия к людям, была достойной дочерью барона де Во. В ее душе не было никакой узости, предрассудков, корысти, лжи. Из монастыря, в котором она воспитывалась, она вышла совершенно не подготовленной для жизненной борьбы, но полной всевозможных иллюзий об ожидаемом ею счастье. С величайшей неясностью и чуткостью описывает Мопассан ее чистую душу, ее любовь ко всему земному, присущую ей “женскую нервозность, взволнованность чувствительной натуры, которую всякая малость доводит до безумия, восторг потрясает, точно катастрофа, неуловимое впечатление повергает в трепет, сводит с ума от радости или отчаяния”.

Критический реализм Мопассана был, однако, достаточно зорок, чтобы избавить писателя от представления о том, что семья барона де Во была единственным типичным явлением поместной дворянской культуры XIX века. Нет, в романе типизированы и такие дворянские семьи, в которых ничего не осталось от светлой культуры Просвещения: узкоклассовые интересы дворянства здесь оголены и более или менее смыкаются с дворянско-клерикальной реакцией времени Реставрации.

Вот чванные, церемонные помещики де Бризвили, люди касты, поглощенные перепиской со своей многочисленной дворянской родней и надменно отгораживающиеся от всего остального мира. Но это скорее вымирающие чудаки. Гораздо менее безобидны маркиз и маркиза де Кутелье, полные высокомерия и строжайших требований этикета. Они — уже верные слуги Реставрации, потому что требуют от всех дворян-помещиков обязательного посещения церкви, объявляя, что “кто не следует за знаменем церкви, тот против него и против нас”.

Еще более ярым слугою Реставрации является аббат Тольбьяк, сменивший старого аббата Пико. Представляя читателю этого нового персонажа, Мопассан дает ему такую характеристику: “Он напоминал злого ребенка, худой, щуплый, в потертой, но опрятной сутане. (. ) Он рассказал о начатых им преобразованиях тоном монарха, вступившего во владение королевством”. Он властен, груб и старается запугать крестьян грозным божеством. Он пытается завладеть душою Жанны, принуждая ее постоянно ходить в церковь, куда ее вовсе не тянет. А ходить туда нужно из политических расчетов. “Если церковь и замок заключат между собою союз, — вещает Тольбьяк, — хижины будут нас бояться и подчиняться нам”. Жестокий фанатик-изувер, нетерпимый к свободным союзам деревенской молодежи, Тольбьяк швыряет камнями во влюбленных. Увидев щенящуюся суку, он в ярости топчет ее ногами — и возмущенный барон выгоняет его из замка.

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

По мере развития действия в романе появляются представители нового поколения дворянства вроде виконта де Лямара, становящегося мужем Жанны. Как не похож он на родителей Жанны. Под его внешним лоском скрывается грубое и жадное животное, чванящееся своим дворянским происхождением. Сын промотавшегося отца, он отвратительно скуп, отнимает у Жанны во время свадебного путешествия ее собственные “карманные” деньги и все более ненавидит ее родителей, доведших себя до разорения. Бесхитростная любовь Жанны ему скоро наскучила, и он заводит себе одну любовницу за другой, пока его не убивает дикий ревнивец граф де Фурвиль.

Жанна — девушка романтической эпохи, наделенная множеством всякого рода иллюзий. И вот ее иллюзии о великой любви, о счастливом браке, о верном муже исчезли. Исчезла и ее иллюзия о супружеской верности родителей: среди вещей покойной матери она нашла письма ее любовника. Весь ход романа — только в утрате Жанной ее иллюзий, но на их место приходили новые. Если Жанне не удалось личное счастье, то она верит, что будет счастлива успехами своего сына, который — о, несомненно! — станет великим человеком. Но и эти иллюзии гибнут: ни барону, ни ей не удается воспитать Поля: он плохо учится, а затем становится лодырем, кутилой и запутывается в долгах, которые приходится оплачивать барону. Далее Поль пытается поправить свои дела и участвует в неких торговых спекуляциях, но терпит крах и приводит свою семью к окончательному разорению. Барон умирает с горя, и к концу романа у Жанны от всех ее былых фамильных владений остается маленький кирпичный домик и скудная рента. Никому больше не нужна Жанна в мире стяжателей и лицемеров, и жалеет ее только бывшая ее служанка Розали: возвратившись к Жанне и тронутая ее отчаянным положением, она берет в свои руки ее имущественные дела. И в эту нищенскую жизнь явится Поль со своим ребенком от умершей любовницы — и с этой внучкой будут связаны последние иллюзии Жанны.

Мопассан – мудрец и безумец

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Накануне 160-летнего юбилея Ги де Мопассана, отмечаемого 5 августа, вспоминается история. Иван Тургенев заехал в гости к Льву Толстому с «гостинцем» – французской книжицей некоего нормандца Мопассана. Хозяин Ясной Поляны почитал его новеллы, затем утратил интерес к ним… Но как-то сочинения Мопассана снова попались ему на глаза – и вскоре Толстой уже «проповедовал» Мопассана, стал его переводчиком и издателем в России. И предварил книгу французских новелл своим предисловием.

Русские писатели уважали Мопассана за социальную критику, антибуржуазность, любовь к людям и умение «выведать» их тайны. С таким же тактом и деликатностью о человеческих пороках будет потом говорить Чехов. А Бунин – под стать Мопассану – станет в своих «Темных аллеях» бесконечно исследовать человеческую любовь вне возрастов и сословий, со всем ее эротическим томлением и напряжением духа. «Едва ли был другой такой писатель, столь искренне считавший, что весь смысл жизни в женщине, в любви…» – скажет Толстой о Мопассане.

Романтик в жизни, Мопассан в своих 300 новеллах, 6 романах, стихах, очерках, пьесах и статьях был мудрецом, знатоком человеческой природы. И при этом продолжал верить в человека. Но начинал писать о любви – и разочаровывался в ней. Лучезарный по природе, он мрачнел и злился из-за всеобщей фальши и жестокости. Рассказывал в своих романах (например, «Жизнь» и «Милый друг») о молодых людях – и на дух не переносил их цинизм. Крайняя уязвимость, чувствительность и обнаженность души в конце концов привели писателя в психиатрическую больницу.

И тут на него накинулись журналисты. Больного, его травили за эротизм, за неуместный мистицизм, за интерес к «дну жизни». Травили, не задумываясь о том, что у Мопассана уже есть отпущение всех грехов – его литературное мастерство.

Мопассан – литературный «живописец» Франции. В его новеллах сквозит аромат родной Нормандии – с ее медвяным клевером, морским ветром и яблоневым цветом. Он импрессионист, мельчайшими мазками создающий свое насыщенное цветом и светом полотно, и ученик Тургенева, преподававшего ему мастерство литературного пейзажа.

Сын разорившегося дворянина, мальчиком Мопассан вместе с детьми рыбаков без конца бродил по окрестностям. Поэтому в его новеллах есть морская романтика и туманная Сена, «богатая миражами и нечистотами», шутки a la Рабле и сельская любовь, кабаки и светские салоны, авантюристы (почти бальзаковские) и столичные малодушные нувориши. Рассказы Мопассана о прожигателях жизни – сродни картинам Тулуз-Лотрека с его обаятельной иронией.

Не будем тревожить хрестоматийную «Пышку» и тему франко-прусской войны, участие в которой заставило Мопассана называть любую войну «уделом варваров». «Руанскую деву», при всей сомнительности ее ремесла, полюбили, передовая русская общественность восхваляла критико-гуманистический посыл новеллы. Но едва ли Мопассан в своем пафосе был бы столь убедителен, не будь он мастером, стилистическим «каллиграфом», одинаково тонко выписывающим и викариев, и аристократов, и дам полусвета. В этом смысле он удивительно «кинематографичен», его герои зримы, материальны и характерны. Их описание объемно и точно.

Высший стилистический пилотаж Мопассана не удивителен. Его учителем был мастер стиля Флобер, его земляк. «Великий Густав» с юности знал мать Мопассана и даже был учеником ее брата – рано умершего поэта. Флобер наставлял Мопассана: нужно быть «одновременно пустыней, путешественником и верблюдом», то есть видеть предмет со всех сторон. Такое «плюралистическое» видение реальности окажется близко медицински-внимательному Чехову. При этом и Мопассан, и Чехов, ставя «диагнозы» людям и явлениям, избегали навязывать «терапию», не любили прямой дидактики. Правда, в прозе Мопассана вздохи и восклицания встречаются чаще, чем у более флегматичного Чехова.

А вот Толстой увидел у Мопассана четкие моральные оценки. Но они предстают у французского писателя в очень искусной «оправе». Русский литературный гигант своей похвалой даже вознесет Мопассана до вершин «патриарха» Гюго (которого Толстой очень ценил за «Отверженных»). А триумвират – Флобер, Мопассан и Мериме – станет самым любимым французским феноменом для русских современников.
Но все это внешняя оболочка мастерства и славы. А за ней скрывалась крайняя душевная чувствительность Мопассана. Именно благодаря ей он писал такие пронзительные рассказы, и именно из-за нее он убрал из своей жизни все, что не было литературой, его единственной возлюбленной.

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Позволим себе цинизм: Мопассан чересчур серьезно воспринимал творчество и не существовал вне его. Нет смысла спорить о том, что его погубило: душевный надлом, усталость, эротические фантазии или мания преследования. Безумие, защищавшее писателя от действительности, вместе с тем, не позволяло ему жить – то есть, на его языке, писать.

В 43 года, «осиротев» без своего творчества, Мопассан умер. Он «вошел в литературу, как метеор» – и быстро сгорел. Но к чему эпитафии? В конце концов, именно мудрец Мопассан сказал: «Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается!».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Милый друг Мопассан

Психиатр о знаменитом писателе

Диагностическое предположение

Полинаркомания, сифилис головного мозга или прогрессивный паралич.

Дурная наследственность

Отец писателя являл собой «умственное убожество; слабохарактерность и ветреность увлекали его в бесконечные авантюры и приключения. Вследствие этого семейная жизнь была очень горькая и несчастливая для его семьи и дурно отражалась на его детях…

Мать… страдала истеро-эпилептическими припадками, во время которых она впадала в страшное возбуждение». Отец Ги де Мопассана так отзывался о своей жене: она «подвержена таким припадкам гнева, что по малейшему поводу у нее случаются страшные истерики… Она выпила два пузырька опийной настойки. Я побежал за врачом, который принял меры, чтобы вызвать у нее рвоту и удалить яд, что и спасло ее. Когда она пришла в себя, гневу ее не было границ… Ее оставили на некоторое время в одиночестве. Она пыталась задушиться своими же волосами. Пришлось их отрезать».

Младший брат Мопассана умер в психиатрической лечебнице, став, по словам писателя, «совершенно сумасшедшим без всякого проблеска сознания».

Страдание неизбежно

Учитывая неблагоприятную ситуацию в семье, детство маленького Ги нельзя назвать благополучным. Родители развелись, когда ему было 11 лет. «Мопассан остался жить с матерью… Он ее обожал. Отца своего Мопассан ненавидел. Эту ненависть он переносил на всех мужей вообще и до конца своих дней оставался холостяком».

Мать писателя была женщиной незаурядной, широко образованной. Она знала древние и новые языки, любила поэзию. Своим даром рассказчика Ги был обязан именно матери. Она была неизменной советчицей и первым литературным критиком его произведений.

В воспитании Мопассана большую роль также сыграли обычаи его родины – Нормандии. Жизнь нормандцев зависела от моря и земли, от милостей или жестокости природы. Маленькому Ги позволяли проводить много времени с детьми рыбаков и крестьян. Он с детства усвоил жизненную философию нормандцев: жизнь такова, как она есть; природа сурова и враждебна, а страдание в жизни неотвратимо.

В 13 лет Ги отдали в семинарию, с порядками которой он «никак не мог примириться, откуда несколько раз пытался бежать, пока не был исключен за стихи, в которых замечена была и слишком ранняя чувственность и слишком насмешливое отношение к порядкам семинарии». Признаки девиантного поведения в дальнейшем только нарастали.

Расплата за любовь

С годами писатель все чаще прибегал к наркотическим средствам (кокаин, эфир, гашиш): иногда для облегчения головных болей, «чаще – во время разгульных вечеринок и свиданий со столь же ненасытными до наслаждений подругами».

Ги де Мопассана считают одним из самых выдающихся любовников в современной французской истории. Утверждают, что он «имел сексуальные контакты с тысячами молодых женщин, занимаясь сексом практически ежедневно на протяжении более четверти века… Он обладал тремя качествами, благодаря которым стал таким популярным любовником: он мог подолгу продолжать заниматься любовью без эякуляции, испытывать оргазм много раз подряд и довести до состояния оргазма практически любую партнершу». Сам он так рассказывал об этом: «Я чувствую, что не способен любить одну женщину, потому что мне слишком нравятся все остальные. Я хотел бы иметь тысячи рук, тысячу губ и тысячу желаний, чтобы получить возможность одновременно обнимать целую толпу этих очаровательных и непостижимых существ». Следует добавить, что подобные «подвиги» чаще всего обусловлены органическими повреждениями центральной нервной системы.

Неразборчивость в половых связях вскоре принесла свои «плоды». В 1877 году Мопассан восторженно писал своему другу: «У меня сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк… нет, нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франсуа I». Подобно большинству своих современников, писатель считал, что сифилис не обязательно заразен и вылечиться от этой болезни можно, принимая пилюли с ртутью и йодистым калием.

Однако через два года стали проявляться органические признаки поражения головного мозга – нарушения зрения, а с 1880 года и неадекватные колебания настроения. Спортсмен и атлет со стальными мускулами постепенно превращался в больного человека: «У него выпадают волосы, он вспыльчив, случаются даже галлюцинации», – писал исторический исследователь, известный писатель Анри Труайя. Затем участились мигрени, а «для работы за столом были прописаны выпуклые стекла». Но вплоть до 1891 года врачи упорно ставили ему диагноз «неврастении, хотя уже начали появляться бредовые идеи».

Бред или фантазии?

В 1887 году был опубликован рассказ «Орля», который вызвал спор между психиатрами и критиками. Первые обнаружили в творчестве писателя признаки умственного расстройства, которые вторые с возмущением отвергали. История, рассказанная в «Орля», настораживает классическим описанием развития болезни. Сначала возникает беспричинный страх, затем присоединение к нему бредовой настроенности и параноидных идей преследования с галлюцинациями. Появляются идеи воздействия (синдром Кандинского – Клерамбо), а сам бред «кристаллизуется», становясь «глобальным, планетарным, всеобъемлющим». В конце концов, чтобы как-то избавиться от «преследования», герой поджигает свой дом. Но это не избавляет больного от бреда. Рассказ завершается фразой: «Мне остается одно – убить себя!»

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Навстречу тьме

С 1884 года у Мопассана усилилось стремление к одиночеству и страх смерти. Из-за плохого зрения писатель был вынужден сократить свою творческую деятельность. Для облегчения невралгии он «все чаще прибегал к эфиру, кокаину, морфию, гашишу и другим наркотическим средствам. В экстатическом состоянии он бросался к письменному столу, но все его последние произведения насыщены тоской и печалью». Приступы дурашливой эйфории сменялись периодами глубокой депрессии, которые становились все более частыми и длительными. «Душа общества, весельчак вдруг преображался в существо апатичное и унылое… Зрительные галлюцинации сопровождались галлюцинациями слуховыми… Повсюду, где возможно, он затевал судебные дела, учинял иски, писал жалобы».

После 1887 года, отчаявшись избавиться от мучительных головных болей и устрашающих видений, писатель все чаще начал говорить о самоубийстве.

В 1891 году физическое и психическое состояние Мопассана продолжило ухудшаться. «Он страдал от холода во время самого солнцепека, требовал, чтобы служанка зажигала в его комнате по вечерам три дюжины свечей, но, несмотря даже на такое освещение, страдал от пугающих его галлюцинаций». Бредовые идеи стали приобретать все более ипохондрический и вычурный характер. И наступил момент, когда Мопассан сообщил своему доктору: «В мозгу произошла ферментация соли, и каждую ночь мой мозг вытекает через нос и рот в виде клейкой массы»…

Новый 1892 год писатель встретил в гостях у матери. Ночью он пытался покончить с собою, «нанеся себе глубокую рану в горло ножом». Суицид не удался, его спасли, но к сознательной жизни гений уже не вернулся. После этого родным не оставалось ничего другого, как поместить писателя в психиатрическую лечебницу. До самой смерти его «преследовали страшные видения, рожденные повреждением ума. То он воображал себя соленым овощем, но каким – сказать не умел. То жаловался, что слуга украл у него 60 000 франков. То втыкал в землю ветку, сообщая: “На следующий год здесь вырастут маленькие Мопассаны”».

Муки творчества

Тяга к писательству проявилась у Мопассана с 15-летнего возраста. А в 1882–1885 годах произошел «резкий подъем творческой продуктивности, вызванный психопатологическими нарушениями. Произведения, благодаря патологическому компоненту (расстройства настроения, галлюцинации и т. д.), стали интересными и оригинальными по содержанию».

Так, в рассказе «Луи» писатель изобразил явление, известное в психиатрии под названием «аутоскопические галлюцинации», – восприятие двойника: больной видит самого себя рядом с собой. Рассказ написан после переживания этого явления самим автором.

По собственному признанию Мопассана, у него были «если не целые произведения, то отдельные страницы, написанные под влиянием наркотиков», например, отдельные фрагменты в путевых заметках «На воде».

Только в первые годы творчества Мопассан писал быстро и без особых усилий. Он «работал каждое утро, с 7 до 12, писал в среднем 6 страниц в день, сочинял легко и редко переделывал первоначальный текст». Но постепенно процесс творчества стал мучительным. «Глаза его внезапно переставали видеть… на четверть часа… на полчаса… на целый час… Но вот зрение возвращалось, он в спешке окунался с головой в лихорадку работы – и тут внезапно отказывала память!» – рассказывает Анри Труайя.

Говоря о романе «Пьер и Жан» (1888 г.) с доктором Морисом де Флери, Мопассан признался: «Эта книга, которую вы находите такой мудрой… вся, до последней строчки, написана под опьяняющим действием эфира. Я пришел к выводу, что этот наркотик способен вызвать в человеке умственное прозрение».

Мнение психиатра

Заражение сифилисом далеко не у всех больных приводит к развитию прогрессивного паралича. Однако наследственная отягощенность Мопассана, отсутствие адекватного лечения, собственные эмоциональные расстройства и полинаркомания могли сыграть роль усугубляющих факторов. Бессонница, сексуальное аддиктивное поведение, головные боли, нарушения влечений, усиление аффективных нарушений, расстройство зрения, галлюцинации, суицидальная попытка, бредовые переживания стали ступеньками той лестницы, по которой Ги де Мопассан последовательно опускался в мрак полного распада психики.

О творчестве Ги де Мопассана

Будучи учеником и последователем Г. Флобера, Мопассан в своем творчестве придерживался приоритетов своего учителя, к числу которых относились описание быта и нравов разных слоев общества, постановка острых вопросов современной социальной и нравственной жизни, исследование человеческой психологии, безупречно отшлифованный стиль. Вместе с тем, испытав на себе влияние писателей-натуралистов, Мопассан опирался на близкое им представление о человеке как о существе, подчиненном биологическим законам, своей природной сущности. Отсюда – характерная

Ощутимое воздействие на писателя также оказали популярные в то время идеи немецкого философа А. Шопенгауэра, окрашенные настроениями глубокого разочарования в мировой истории и пессимистическими представлениями о человеческом уделе.

В короткой, но богатой художественными свершениями жизни писателя исследователи выделяют два этапа, которые по времени совпадают, соответственно, с первой и второй половиной 1880-х гг.

Первый период ознаменовался расцветом новеллистики Мопассана

В своих романах Мопассан выступил выдающимся реалистом, аналитиком и бытописателем жизни французского общества времен Третьей республики, писателем, соединившим мастерство психологического анализа с даром язвительного сатирика.

Весомый вклад писатель внес и в развитие новеллы, насытив ее четко обрисованными и одновременно непредсказуемыми человеческими характерами, неожиданными, но внутренне правдивыми драматическими ситуациями, тонким психологическим рисунком, лирическими отступлениями. При этом отказ от сложной интриги Мопассан уравновешивал наращиванием психологической нагрузки и усилением нравственно-эмоционального звучания, а лаконизм художественного изображения – продуманной композицией и емкими художественными деталями. Центральное место в мопассановской новеллистике занимали темы любви и войны, разрабатываемые в широком эмоционально-психологическом диапазоне, от озорной юмористики до глубокого трагизма.

Похожие сочинения:

Интересные подробности жизни и творчества Ги де Мопассана Мопассан любил смущать покой самодовольных обывателей. В 1870-е гг., когда Европа была охвачена страхом перед террористическими актами русских народовольцев, молодой писатель вместе с компанией своих друзей устроил провокационный розыгрыш, принявшись.

Основная тема произведений Ги Де Мопассана Основная тема романов и многочисленных новелл Мопассана о силе “естественного нутра”, власть грубых и эгоистичных инстинктов и их носителей, которые уверенно и комфортно чувствуют себя в жизни. Оконченным олицетворением людей.

Мораль и нравственность в новелле Ги де Мопассана “Пышка” Известный французский писатель-реалист XIX века Ги де Мопассан потрясал своими новыми рассказами, новеллами, романами всю французскую общественность, элитные слои общества. Время, когда жил Мопассан, было для Франции довольно благополучным, оно.

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Анализ романа Мопассана “Милый друг” Одним из лучших романов Мопассана заслуженно считается “Милый друг”. В нем на фоне приключений главного героя раскрывается глубочайшая драма обыденной жизни, дано отображение социальной среды, определяющей характер персонажей романа. В.

Характеристика новеллистики Ги де Мопассана реалистически многогранное и точное воссоздание повседневной жизни разных слоев французского общества, колорита времени и местности; ярко выраженный антивоенный пафос, проявляющийся в протесте против насилия и жестокости захватчиков, саркастическом изображении лжепатриотизма.

О творчестве В. П. Астафьева Виктор Петрович Астафьев начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов “До будущей весны”. Следом вышли книги.

“Жизнь” Мопассана в кратком содержании Северо-запад Франции. Руан. Майское утро 1819 г. Жанна, белокурая девушка с глазами, похожими на голубые агаты, дочь барона Ле Пертюи де Во, сама укладывает чемоданы и снова смотрит в окно.

“Милый друг” Мопассана в кратком содержании Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные усы… Он очень нравится женщинам, и он в Париже. Но.

О творчестве Г. Ибсена Творчество Г. Ибсена отразило важнейшие проблемы нравственной жизни рубежа ХIХ-ХХ вв. и заложило фундамент нового европейского театра. В своей художественной эволюции драматург прошел четыре этапа. Первый, “романтический”, период творчества Ибсена.

О творчестве М. Горького Творческий путь Горького начинался на перекрестке реализма и неоромантизма. В рамках реализма он был своеобразным продолжателем традиций чеховской прозы, в которой центральное место занимала тема житейской пошлости, поглощающей лучшие человеческие.

О творчестве Н. В. Гоголя В целом творчество Н. В. Гоголя развивалось в направлении от романтизма к реализму, однако это развитие не было схематичным: романтические и реалистические тенденции тесно взаимодействовали друг с другом на всех.

О творчестве А. И. Солженицына А. И. Солженицын появился в “официальной” советской литературе в эпоху хрущевской “оттепели”, когда на фоне процессов развенчания культа личности Сталина, посмертной реабилитации погибших жертв репрессий, освобождения из тюрем и лагерей.

О творчестве Р. М. Рильке Творческая эволюция Р. М. Рильке отражает общую логику развития литературы конца ХIХ – первой трети ХХ вв. При этом переход поэта от одного этапа к следующему сопровождался резкими мировоззренчески-эстетическими переломами.

О творчестве Ф. Кафки На творческое становление писателя оказали влияние классики литературы ХIХ в.: Ч. Диккенс, Г. Клейст, Г. Флобер, Ф. Достоевский и др., а также датский мыслитель С. Кьеркегор, посмертно признанный предтечей экзистенциалистской.

О творчестве Ф. М. Достоевского Начало творческого пути Достоевского отмечено влиянием “натуральной школы”, что, в частности, засвидетельствовал первый роман писателя “Бедные люди”, в котором тема “маленького человека” разрабатывалась под углом разоблачительной критики социальных пороков и.

О творчестве Э. Хемингуэя В своих художественных произведениях писатель прежде всего переосмысливает то, что хорошо знал по собственному жизненному опыту. Однако “правда фактов” была для него важна лишь в той степени, в какой она.

РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он.

О творчестве Шарля Бодлера Шарль Бодлер – один из величайших французских поэтов XIX века был “пасынком” своего времени и предтечей времени будущего, открывший и подаривший миру, по меткому выражению Виктора Гюго, поэзию “нового трепета”.

Судьба русского крестьянства в творчестве И. А. Бунина Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX – XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. Моего любимого писателя И.

О творчестве А. П. Чехова Наивысшим художественным образцом для Чехова была проза А. С. Пушкина, очаровывавшая его гениальной простотой и лаконичностью. Из зарубежных писателей он особенно высоко ценил Г. де Мопассана, в совершенстве владевшего искусством.

Реализм и романтизм в творчестве А. И. Куприна А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь.

О творчестве Ф. Й. Дюрренматта Уже в первых рассказах Дюрренматта, вошедших в сборник “Город”, проявились его литературные ориентиры. К их числу, в первую очередь, относились Кафка, французские писатели-экзистенциалисты, Достоевский, а также Гоголь, в творчестве которого.

Сочинение на тему: “Гражданская война в творчестве И. Бабеля.”Конармия” Тема революции – одна из самых актуальных в русской литературе прошлого столетия. Ведь она во многом изменила жизнь общества. Многие литераторы были вынуждены эмигрировать, так как не могли писать ложь.

Новые тенденции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Новые тенденции, проявившиеся в пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Щедрина, объединенных названием “Дневник провинциала в Петербурге”. Повествование ведется от имени некоего провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти.

О жизни и творчестве И. С. Тургенева Иван Сергеевич Тургенев стал достойным преемником лучших гуманистических традиций русской литературы, заложенных А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Очерчивая место, занимаемое этим художником на русском литературном.

О творчестве Иоганна Вольфганга Гете Творческий путь Гете, охвативший шестьдесят пять лет, ознаменовался созданием высочайших образцов поэзии, прозы и драматургии, тесно связанных с немецкой культурной традицией и достигших общечеловеческой духовной и эстетической значимости. Эта разнонаправленность.

Вечные темы в творчестве И. А. Бунина Вечные темы в творчестве И. А. Бунина Любовь. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только.

О творчестве Оноре де Бальзака Творчество Оноре де Бальзака развивалось под влиянием французской и английской литературных традиций. Кроме того, на него оказали влияние труды философов-мистиков, в частности, шведского теософа Э. Сведенборга. Такой круг чтения сформировал.

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть “пороки российской действительности” и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию.

Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не.

Герои и жанры романов Моэма

Моэм называл себя писателем-самоучкой. Он много работал, лишь бы достигнуть вершин профессионального мастерства; и он достиг успеха: у него появилось ощущение, что он «стал чувствительный, будто фотопленка» и с помощью воображения мог каждого, с кем свела его судьба, «отлить в доподлинный образ». Его не захватывало экспериментирования в литературе. Он старался писать без всяких мудрствований, целиком вкладываясь в традиционные формы и, будучи прекрасным рассказчиком, умел «мыслить сюжетом». Ему было о чем рассказать и ему было интересно повествовать. А поскольку людям всегда приносит удовлетворение слушать интересные истории, то Моэм стремился эту потребность удовлетворить.

Его интересуют контрасты, которые он обнаруживает в людях, в их характерах и действиях. Изучая человеческую природу в течение всей жизни, писатель сознавался, что и на склоне лет воспринимал человека как загадку и всегда остерегался судить о людях за первым впечатлением. Он был терпим, и относился к окружающим с юмором. «Нет ничего прекраснее за доброту», — утверждал Моэм, и вместе с тем считал, что «не следует ждать от людей весьма много».

Оптимистом Моэм не был. Он называл себя воинствующим пессимистом, где живое в мире, «котится у пропасть». И это немало проясняет в его творчестве. Трагизм мироощущения присутствующий во многих его произведениях, однако, герои М. находят в себе силы противостоять судьбе, ищут выход с залога «человеческого рабства», вялости бытия. Проблема трагизма человеческого существования рассматривается Моэмом в нескольких аспектах: он трактует ее в космическом плане («Земля — всего лишь комочек грязи, которая летает в пространствие вокруг второстепенной звезды, которая мало-помалу выстывает»); рассматривает в плане антропологическому, развивая мысль о том, что люди — «игрушки в руках природы»; связывает трагизм бытия с социальными условиями жизни людей.

Мировоззренческие и эстетичные принципы Моэма, что окончательно сложились на начало Первой мировой войны, не испытали каких-нибудь по сути изменений в следующие года, когда он, успешный писатель и один из богатейших людей, жил на своей роскошной вилле на юге Франции, имея полную возможность жить так, как он хотел. Он был стоек в своих взглядах на жизнь, людей и искусство. Тем более значимым есть его запись 1949 г. в «Записи писателя»: «Искусство, если оно не оказывает содействие правильному действию, всего, лишь опиум для интеллигенции… Я думаю, что в героическом мужестве, с которым человек встречает безумие мира, есть красота значительно больше, чем красота искусства».

Глубина драматических конфликтов определяет структуру романов Моэма, что представляют значительную часть его литературного наследства. Жизнь героев составляется нелегко, она преисполнена страданиями, потерей иллюзий. Они одинокие, их не понимают близкие, они болезненно ищут свой путь и свое место в жизни. Безрадостная жизнь с тупым и нечутким мужем мисис Креддок. Глубоко страдает герой «Бремени человеческих страстей» Филип Кери. Рано осиротев, остается лишенным любви, заботы и ласки. Не сбывается его мечта стать художником, невыносимо мучительные отношения с Милдред.

В буквальном переводе название этого во многом автобиографического романа — «О человеческом рабстве». Так называется один из разделов работы философа XVII ст. Б. Спинози «Этика», в которой человек и все ее действия рассматриваются как часть мировой детерминированной во всех своих элементах системы. Учение Спинозы близкое Моэму. Особенно сильное влияние произвело впечатление на него определения аффектов как причины человеческого рабства. Человек — раб своих страстей, своих аффектов, но ему неизвестные причины влечений, которые он ощущает. И поскольку они скрыты от нее, ее страдание углубляют. Только ум, только обращение к полезной людям деятельности может освободить человека от рабства.

Трудный путь познания одолевает герой романа «Бремя человеческих страстей». Став врачом и помогая людям, он приобретает долгожданную свободу. Но освобождение от рабства происходит не только через эту причину. Моэм считает, что ощутить себя счастливым можно тогда, когда постигнешь: «узор человеческой жизни» очень простой — «человек рождается, работает, вступает в брак, рождает детей и умирает». Осознание этой истины освобождает человека от многих иллюзий, а тем самым помогает ей жить.

По своему характеру «Бремя страстей человеческих» — это «роман воспитания», вхождение героя у жизнь. В нем пер

В контексте литературы Англии начала столетия роман Моэма тематически близкий к таким произведениям как «Наиболее длинное путешествие» (1907) Э. М. Форстера, «Сыны и любовники» (1913) Д. Г. Лоуренса, «Портрет художника смолоду» (1916) Дж. Джойса. Эти романы написаны писателями разной эстетичной ориентации, но в каждом из них речь идет о вхождении героя в жизнь, о поисках своего призвания.

В романе «Луна и шеляг» Моэм рассказывает о трагедии художника. Тема судьбы ученого звучит в романе «Цветистое покрывало». О судьбе актрисы рассказано в романе «Театр». Герои этих произведений — люди, отданные своему призванию, которые противостоят обывательской стихии ради служения живописи, науке, сцене. Найдя себя, человек вплетает нить в свою судьбу.

С особой силой талант Моэма оказался в жанре рассказа. Особенность рассказов Моэма состоит в объединении остросюжетности с психологизмом. «Изучение характера — моя специальность», — говорил Моэм. Вместе с тем он отмечал свою склонность к драматизации действия и остроты развития конфликта. В рассказе «Что-то человеческое» Моэм писал: «Я люблю рассказ, в котором есть начало, середина и конец. Мне обязательно необходимые «соль», какой-либо смысл. Расположение духа — это чудесно, но одно лишь расположение духа — это рамка без картины». Моэм следовал принципу быть интересным без фантастического стиля, создавать захватывающие истории, сохраняя верность жизни. И еще одна особенность: присутствие в рассказе самого автора, от лица которого чаще всего и ведется сказ. Иногда это сам Моэм — проникновенный, лишенный поучительности и морализма, который отстраненный от событий; иногда это кто-то другой — «рассказчик», чей образ, не сливаясь с образом автора, остается в кое-чем ему близким. Иногда рассказчик выступает под именем Ешендена, чей образ и подобие напоминают Моэма. Но кто бы ни рассказывал историю, он всегда держит читателя и слушателя в напряжении, а смысл взыскивает впечатление своей неожиданностью.

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Жизненные ситуации, которые передает Моэм, могут казаться неожиданными, поведение человека — непредусмотренного, его поступки — лишенные логики, но за всем этим — что-то целиком постижимое, «что-то человеческое», как определяет это сам писатель. Немало рассказов Моэма стали классикой новеллистического жанра («Дождь», «За час к файф-о-клоку», «Санаторий» и др.).

В критически-биографической литературе интерпретация творчества и личности Моэма противоречивая, неоднозначная. Один из первых биографов писателя (Т. Морган, 1980) акцентирует внимание на негативных сторонах натуры и характера Моэма. Он пишет о нем как о цинике, женоненавистнике, человеке, который болезненно реагирует на любую критику и легко идет на компромиссы. Г. Колдер (1989) создает другой образ: не мизантроп и не циник, не жестокий и не озлобленный мужчина, а остроумный и иронический, чуткий и терпеливый, неизменно трудолюбивый и твердый, что самостоятельно и решительно прокладывает себе путь в литературе. Нет единства и в оценках художественной ценности произведений писателя: для одних Моэм – автор произведений, рассчитанных на непритязательного читателя, на вкусы которого он и ориентируется, для других – творец романов и рассказов, которые справедливо заняли заметное место в литературе нового времени. Но читатель уже сделал свой выбор самостоятельно, давно проявив заинтересованность произведениями М.

Об образной системе романа С. Моэма «Театр» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Байрамкулова С. Р.

Статья посвящена рассмотрению образной системы романа С.Моэма « Театр », проведен анализ образов .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Байрамкулова С. Р.

Текст научной работы на тему «Об образной системе романа С. Моэма «Театр»»

Магистрант, кафедра английской филологии, Международный Казахско-Турецкий

университет имени Х.А. Ясави

ОБ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА С.МОЭМА «ТЕАТР»

Статья посвящена рассмотрению образной системы романа С.Моэма «Театр», проведен анализ образов.

Ключевые слова: образная система, образ, театр. Keywords: system of images, image, theatre.

Из-под пера классика литературы XX столетия, выдающегося английского писателя Сомерсета Моэма вышел 21 роман, почти 30 пьес (некоторые из которых сохранились в рукописи и до сих пор не опубликованы), множество сборников рассказов, критических эссе, путевых заметок и автобиографических книг.

В.Скороденко писал: «Наследие Моэма неравнозначно, а созданное им отмечено известной сдержанностью, остраненностью и рационализмом в передаче биения жизни.» [1, 5]

Для С.Моэма было очень важно «качественное прорисовывание» образов: «Вымышленные автором фигуры должны быть строго индивидуализированы, их поступки должны вытекать из их характеров. . Кроме того, хорошо, если персонажи интересны и сами по себе.» [2, 34].

Со свойственным ему юмором он пишет: «Если вы хотите создать человека, изъяв его из этого скопища теней, подобно тому, как скульптор высекает статую из камня, вам нужно запастись временем, терпением, китайским упорством и еще дюжиной других качеств.» [3, 9].

Роман «Театр» в этом смысле является вершиной его творчества. Все образы индивидуальны, выразительны, они отражают жизнь во всей ее многогранности. «Роман Сомерсета Моэма «Театр» вышел почти одновременно в США (03.03.1937 г.) и Англии (22.03.1937 г.). На русский язык переводился два раза. . Стех пор он многократно переиздавался» [4, 570]. Роман является частью «трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к жизни» [5, 12]

В книге «Подводя итоги» автор делится своими размышлениями об актерах: «. личность их [актеров] состоит из всех ролей, которые они играют, а в основе ее лежит что-то аморфное, мягкое, податливое, чему можно придать любую форму и любую окраску. . Иллюзорный мир для них действительность, и они дурачат ту самую публику, которая служит им материалом и выступает как их судья. А поскольку иллюзорный мир для них действительность, они могут считать действительность иллюзией.» [6, 25]

Роман «Театр» является, по сути, выражением взглядов автора на актерское мастерство – он показывает мастерскую игру главной героини, раскрывая и «обратную сторону» этой профессии- постоянное притворство, перенесенное и в повседневную жизнь.

В образной системе романа главное место занимает, бесспорно, образ Джулии Ламберт, который, по мнению большинства исследователей творчества С.Моэма, является собирательным образом. Джулия Ламберт- великая актриса. Автор особенно ярко раскрывает ее неподражаемый актерский талант в следующей сцене:

©Байрамкулова С.Р., 2012 г.

«She could step into a part, not a very good one perhaps, with silly words to say, and by her personality, by I he dexterity which she had at her finger-tips, infuse it with life. There was no one who could do what she could with a part» [7, 131].

Кроме того, актриса обладает редким подражательным даром:

«She had a great gift of mimicry, which ordinarily she kept in check thinking it was bad for her acting, but in these circles she turned it to good account and by means of it acquired the reputation of a wit» [7, 87].

Одной из прекрасных черт Джулии является доброта:

«She was a kindly woman, and she realized that it would be a bitter blow to his pride if he ever had an inkling how little he meant to her» [7, 75].

Еще одно важное качество главной героини как человека- щедрость. Не являясь дочерью богатых родителей, зарабатывая свои деньги сама и, следовательно, зная им цену, она никогда не скупится, ей свойственно делать широкие жесты:

« She found out when his birthday was and gave him a gold cigarette case which she knew was the thing he wanted more than anything in the world. It cost a good deal more than she could afford and he smilingly reproached her for her extravagance» [7, 39].

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Она обладает важнейшим навыком- искусством общения, умеет подстроиться к собеседнику,прекрасно владеет мимикой, голосом и жестикуляцией :

«Julia was not a brilliant conversationalist, but her eyes were so bright, her manner so intelligent, that once she had learnt the language of society she passed for a very amusing woman» [7, 87].

Театр занимает, пожалуй, важнейшее место в жизни героини. В театре она чувствует себя настоящей хозяйкой, она вся преображается, забывает о неприятностях своей реальной жизни:

«But when she got into the theatre she felt that she shook off the obsession of him like a bad dream from which one awoke; there, in her dressing-room, she regained possession of herself and the affairs of the common round of daily life faded to insignificance. Nothing really mattered when she had within her grasp this possibility of freedom» [7, 138].

Однако Джулия Ламберт продолжает играть и вне сцены:

«She felt instinctively that she must conceal the actress, and without effort, without deliberation, merely because she felt it would please, she played the part of the simple, modest, ingenuous girl who had lived a quiet country life» [7, 44].

Джулия обладает чувством юмора, которое помогает ей переживать жизненные трудности:

«The situation was mortifying of course, he had made a damned fool of her, but if you had any sense of humour you could hardly help seeing that there was a funny side to it» [7, 224].

Джулия-великая актриса.Она живет играя и играет живя. В конце романа после очередного триумфа на сцене героиня приходит к выводу, что притворство и есть реальная жизнь:

«They say acting is only make-believe. That make-believe is the only reality»[7, 272].

Ее образ динамичен, т.е. изменяется на протяжении романа.Автор восхищен ей как актрисой, но при этом обнажает ее недостатки как человека, жены и матери. В то время как окружающие видят играющую в повседневной жизни Джулию, он наблюдает за ее игрой из-за кулис, местами аплодируя, местами порицая.

Образ Майкла Госселина- мужа Джулии, бывшего актера, более статичен, он практически не изменяется на протяжении романа. Основные черты его характера в молодости лишь усиливаются к концу романа. В молодости он был очень красив:

«As a young man, with a great mass of curling chestnut hair, with a wonderful skin and large deep blue eyes, a straight nose and small ears, he had been the best-looking actor on the English stage» [7, 19].

В возрасте пятидесяти двух лет он все еще остается привлекательным: «But with his splendid eyes and his fine figure he was still handsome man» [7, 19]. Майкл очень бережлив и практичен, он экономит на всем:

«He could not bear to throw his money about. When some member of the company, momentarily hard up, tried to borrow from him it was in vain.» [7, 40].

Став совладельцем театра, Майкл пробует себя в качестве режиссера и, к удивлению Джулии, ему это удается:

«He made a much better job of it than Julia expected. He was thorough; he worked hard» [7, 77].

С возрастом он становится все более тщеславен:

«He hankered for compliments and beamed with delight when he had managed to extract one. They were food and drink to him» [7, 80].

Он становится падким на лесть, и это известно окружающим его людям: «An actress out of a job had only to tell him to his face that he was too handsome to be true for him to think that she might do for a part he had in mind» [7, 80].

Майкл настолько нуждается в одобрении и восхищении,что ради этого заводит интриги на стороне:

«For years, so far as Julia knew, Michael had not bothered with women, but when he reached the middle forties he began to have little flirtations. Julia suspected that nothing much came of them. He was prudent, and all he wanted was admiration» [7, 81].

Майкл Госселин- деловой, аккуратный человек.Его образ довольно противоречив-он добр,обладает чувством юмора,способен на благородные поступки, но при этом самодоволен и тщеславен.

Образ Роджера Госселина-семнадцатилетнего сына Джулии и Майкла- образ, «отрицающий» театр. Выросший в атмосфере фальши и притворства, Роджер принимает позицию «наблюдателя», он как бы смотрит на происходящее в семье со стороны:

«He seemed to observe them with a detached curiosity like that with which he might have observed animals in a zoo» [7, 165].

Роджер чужд славе, его раздражает повышенное внимание со стороны прессы и публичных людей:

«It was such a bore that Roger when he got to Eton refused to be photographed with her any more. It seemed so funny of him not to want to be in the papers» [7, 25].

Роджер ищет себя-он бросает Итон, едет в Вену изучать языки, а по возвращении заявляет, что стал бы священником, если бы родители не отняли у него веру:

«I’m not reproaching you. You’ve done everything you could for me. Unfortunately for me you’ve taken away my belief in everything.» [7, 243].

Он всегда серьезен и немногословен с Джулией, с возрастом им становится все труднее находить общие темы для разговора:

«She exhibited a lively interest in the things she supposed must interest him, cricket and such like, but he did not seem to have much to say about them» [7, 240].

Роджер осуждает своих родителей за их образ жизни и за их пороки: «You don’t know the difference between truth and make-believe. You never stop acting. It’s second nature to you. You act when there’s a party here. You act to the servants, you act to father, you act to me. To me you act the part of the fond, indulgent, celebrated mother» [7, 244].

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

«Poor father, I suppose he’s good at his job, but he’s not very intelligent, is he? He’s so busy being the handsomest man in England.» [7, 245].

Джулия считает его глуповатым, но на самом деле Роджер проницателен. Несмотря на безупречную игру матери, он догадывается о ее связи с Томом:

«He looked at her with his calm, reflective eyes, and on a sudden Julia had a sickening fear that he knew that Tom had been her lover» [7, 248].

Роджер- пожалуй, единственный человек в романе, который видит Майкла и Джулию такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они хотят казаться. Молодость определяет категоричность его высказываний и желание всех осудить, но в целом он дает объективную оценку своим родителям и их образу жизни.

Еще один немаловажный образ- образ Тома Феннела, молодого бухгалтера, в которого влюбляется Джулия Ламберт. В первых главах он предстает как робкий, стеснительный юноша:

«At that moment the young man appeared. In the car Julia had done all she could to put him at his ease ,but he was still very shy» [7, 16].

Затем он заводит роман с Джулией, однако любит больше ее славу и круги, в которых она вращается, чем ее саму:

«For Julia was shrewd, and she knew very well that Tom was not in love with her. To have an affair with her flattered his vanity» [7, 118].

Он очень любит «высшее общество», преклоняется перед знаменитостями и титулованными особами:

«She knew that he was dazzled by the great, and she introduced him to eminent persons» [7, 119].

Том не очень остроумен:

«But he was not amusing. Though he laughed when Julia said a funny thing he never said one himself» [7, 119].

На протяжении романа этот персонаж принимает подарки и деньги от Джулии, но стыдится этого:

«I know, you were wonderfully tactful about it. You almost persuaded me that I was doing you a service when you paid my debts. You made it easy for me to behave like a cad.» [7, 191].

Том влюбляется в молодую актрису Эвис Крайтон и, используя свое влияние на Джулию, убеждает ее взять Эвис в спектакль:

«Of course I haven’t said anything to her about it, but I believe she’d be all right for Honor.” He had read Nowadays, as he read, before they were produced, all Julia’s plays. “She looks the part all right, I’m sure of that. She’s had a struggle and of course it would be a wonderful chance for her. She admires you tremendously and she’s terribly anxious to get into a play with you.» [7, p. 185].

Однако после провала Эвис Том забывает о своих чувствах и пытается возобновить роман с Джулией, что еще раз показывает, как непостоянны и неглубоки его чувства:

«You simply wiped the floor with her. She didn’t even look pretty in the second act.» [7,

Том-поверхностная натура со своеобразными моральными принципами.Устами Роджера автор выражает свое отношение к Тому:

«Tom? A poor little snob. His only ambition in life is to be a gentleman, and he hasn’t the sense to see that the more he tries the more hopeless it is.» [7, 248].

Образная система романа «Театр» многогранна, общим для образов является яркость и индивидуальность. За созданием образов чувствуется кропотливый труд автора. Роман не «перегружен» количеством образов, у каждого образа свое место, определяющее роль в сюжете.

Анализируя многогранное творчество писателя, известный литературовед Г.Ионкис пишет следующее:

«Создавая своих героев, писатель улавливает в современности едва нарождающиеся тенденции, предвосхищает жизнь. Способность творить реальность, не просто копировать, но создавать свой мир и отличает ремесленника от Мастера.» [8, 22].

1. Моэм, Сомерсет. Узорный покров. Острие бритвы: Романы/Пер. с англ. М. Лорие; Предисл. В. Скороденко. – М.: Радуга, 1991.-583 с.

2. Моэм УС.Искусство слова. О себе и о других.- М.: Художественная литература, 1989 г.-400 с.

3. Моэм Сомерсет.Записные книжки.-М.:АСТ, 2009 г.-384 с.

4. Моэм У.-С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 2. В.Скороденко. Библиографическая справка. – М.: Художественная литература, 1991г.-571 с.

5. Скороденко В. Предисловие .Моэм УС. Луна и грош. М.: Вече, 2000 г.-589 с.

6. Моэм С. Подводя итоги пер. с англ. М. Лорие. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. -320 с.

7. Моэм Уильям С.Театр. Книга для чтения на англ.яз.- М.:Междунар. Отношения, 1979г.-288 с.- W. Somerset Maugham. Theatre. Великобритания, 1967 г.

8. Ионкис Г.Э. Уильям Сомерсет Моэм: Грани дарования. Моэм У С. подводя итоги: (Эссе, очерки). М.: Высш. шк., 1991 г. -559 с.

3. 063. Уильям Сомерсет Моэм, Бремя страстей челов

3.063. Уильям Сомерсет Моэм, «Бремя страстей человеческих»

Уильям Сомерсет Моэм
(1974—1965)

Английский писатель, по популярности не уступающий Ч. Диккенсу, неутомимый путешественник, Уильям Сомерсет Моэм (1974—1965) известен как автор 23 пьес («Леди Фредерик», «Верная жена», «Круг», «Наши лучшие» и др.), 21 романа («Луна и грош», «Пироги и пиво», «Театр» и др.), 7 сборников рассказов, среди которых много хрестоматийных шедевров («Дождь», «Непокоренная», «На окраине империи», «Заводь», «Санаторий», «Записка» и др.), биографической книги «Подводя итоги», многих путевых очерков и эссе, по преимуществу на литературные темы («Переменчивое настроение», «Великие писатели и их романы» и др.).

Высшим достижением писателя стал его «роман воспитания» «Of Human Bondage» — «Бремя страстей человеческих» (1915).

«Бремя страстей человеческих»
(1915)

Критики единодушно отмечали, что по художественной манере Моэм реалист до мозга костей, обладающий «выразительным моэмовским стилем», который невозможно спутать больше ни с каким другим. В своей прозе писатель стремился к безукоризненному изложению фабулы, к правдивости и простоте; а еще был уверен, «чем более интеллектуальную занимательность предлагает роман, тем он лучше». При этом особое внимание Моэм обращал на нравственность текста.

«Бремя страстей человеческих» — во многом автобиографическое произведение. Правда, писатель уверял, что это «роман, а не автобиография: хотя в нем есть много автобиографических деталей, вымышленных гораздо больше».

Читайте также:
Творчество Мопассана: сочинение

Так ли это — одному Моэму знать, но его герой во многом повторил путь автора.

Осиротевший в десять лет и отданный на попечение равнодушному к нему дяде, будущий писатель испытал страшное одиночество, усугубленное врожденным заиканием. Эти детские переживания Моэм бережно перенес в свой роман, и они стали лучшими страницами в мировой романистике, посвященными одиночеству ребенка.

Поступив в медицинскую школу при лондонской больнице, Моэм за три года углубленной практики в больничных палатах постиг не только причины болезней, но и причины разлада в человеческой душе. Телесные недуги он научился лечить врачебными способами, а духовные, свои и чужие, — литературой.

«Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача», — признался позднее Моэм, подтвердив это предельной искренностью, с которой он раскрыл в своем романе драму души.

«Бремя страстей человеческих» — не просто название, это сквозная тема, проходящая через все творчество Моэма.

Главный герой книги — Филип Кэри — мучительно ищет свое призвание и смысл жизни. Он нашел их, утратив многие свои юношеские иллюзии. В девять лет (действие начинается в 1885 г.) осиротевшего Филипа без особого восторга взял на воспитание его дядя-священник, проживавший в Блэкстебле.

Над хромым от рождения подростком безжалостно издевались его одноклассники. Страдая от одиночества, он находил утешение лишь среди книг. После окончания королевской школы Кэри поступил в университет в Гейдельберге (Германия), сдружился с соотечественником Хэйуордом, позером и идеалистом, которого хлебом не корми — дай поболтать о религии и литературе.

Эти азартные споры не могли не оставить следа в душе юноши, религиозность которого подвергалась непрерывному испытанию, и ничего удивительного, что Филип вполне с тенденцией времени разуверился в Боге и уверовал только в собственные силы.

После курса обучения Филип вернулся в Англию и по настоянию дяди стал обучаться в Лондоне профессии присяжного бухгалтера. С трудом выдержав год, он с радостью откликнулся на зов Хэйуорда и покатил в Париж, где стал вести богемный образ жизни, поступил в художественную студию «Амитрино», занялся живописью.

Юноше «покровительствовала» невзрачная и бесталанная Фанни, влюбленная в него. Кэри проигнорировал ее чувства, и девушка покончила с собой. Это внесло в потрясенную душу молодого человека чувство вины и сомнения в своих способностях к живописи. Учитель не стал разуверять начинающего художника, более того, посоветовал ему вообще бросить занятия живописью.

Филип покинул Париж и поступил в институт при больнице св. Луки в Лондоне. В кафе студент познакомился с официанткой по имени Милдред, особой глупой и вульгарной. Девица была хоть и дурна, но с гонором, и когда Кэри, влюбившись в нее, готов уже был жениться, она отказала ему, сообщив глубоко уязвленному поклоннику, что выходит замуж за другого.

Молодость взяла свое, новая симпатия — Нора только-только исцелила душевные раны Филипа, как вновь появилась Милдред. Банальная история: барышня забеременела, а ее ухажер оказался женатым. Кэри, оставив Нору, вновь прилепился к Милдред. Та вскоре родила девочку, тут же отдала малышку на воспитание, а сама спуталась с приятелем Филипа — Гриффитсом. Тот, впрочем, быстро расстался с ней. Милдред покатилась по наклонной и стала проституткой.

Филип, оскорбленный в лучших своих чувствах, уверовал в фатализм; от мрачных мыслей спасала учеба да работа ассистентом в амбулатории. Сблизившись с одним из своих пациентов, Ательни, Кэри стал бывать у него в гостях и привязался к нему и его семье.

Однако Милдред не думала оставлять молодого человека в покое. Из жалости, не испытывая более к прежней любви никаких чувств, Кэри приютил девицу с ее дочерью у себя. Он предложил Милдред место прислуги, думая тем самым увести ее с порочного пути, но женщина вовсе не желала этого. Безуспешно попытавшись соблазнить молодого человека, Милдред в гневе покинула дом, захватив дочку.

Вздумав играть на бирже, Кэри потерял все свои сбережения, вынужден был бросить мединститут и съехать с квартиры. Какое-то время он голодал, ночевал на улице, пока не устроился на работу в мануфактурный магазин. Там его застала весть о смерти Хэйуорда, а также письмо от заболевшей Милдред.

Навестив подругу, Филип с болью узнал, что ее дочь умерла, а сама женщина, вернувшись к занятиям проституцией, заразилась сифилисом. Это переполнило чашу терпения Кэри и поставило точку в романтической поре его жизни.

Получив наследство после смерти дяди, Филип вернулся в институт, окончил его и устроился на работу ассистентом к успешному доктору. Юность закончилась, а с ней и пора терзаний — Кэри женился на славной дочери Ательни, Салли, без страстной любви, но с добрыми чувствами. Он даже примирился со своей хромой ногой.

Необычайная ясность и простота романа, тонкая самоирония автора привлекли миллионы читателей во всем мире, а вот для интеллигентской элиты они стали, что кость в горле. Но Моэм твердо стоял на своих эстетических позициях: «Я отказываюсь верить, что красота — это достояние единиц, и склонен думать, что искусство, имеющее смысл только для людей, прошедших специальную подготовку, столь же незначительно, как те единицы, которым оно что-то говорит. Подлинно великим и значительным искусством могут наслаждаться все. Искусство касты — это просто игрушка».

Да и что нам элита? Т. Драйзер, например, восхищенный романом, назвал Моэма «великим художником», а книгу — «творением гения», сравнив ее с бетховенской симфонией, а Т. Вулф отнес «Бремя страстей человеческих» к лучшим романам нашего времени, отметив при этом, что «книга эта родилась прямо из нутра, из глубин личного опыта».

В 1960-х гг. Моэм существенно сократил роман. В русском переводе он получил и сокращенное название «Бремя страстей».

«Бремя страстей человеческих» на русский язык перевели Е. Голышева и Б. Изаков.

Роман был трижды экранизирован — в 1934, 1946 и 1964 гг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: