Можаев: сочинение

Сочинение: В чем опасность научно-технического прогресса и развития человеческого знания?

Сочинение: В чем опасность научно-технического прогресса и развития человеческого знания?

Сочинение по тексту: “В те отдалённые преж­ние времена приблизи­тельно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас…” Леонов Л. М.

Известно, что у каждой медали есть две стороны. В чем опасность науч­но-технического прогресса и развития человеческого знания? Об этой актуальной проблеме размышляет писатель Л. Леонов.

Текст поражает своей тревожной интонацией. Автор не разделяет спокойствия тех, кто уверен, что все движется планомерно и оснований для пессимизма нет. По мнению Леонова, «машина цивилизации работает на критических скоростях с риском смертельной перегрузки». Его удручает степень нравственного износа современного общества, когда развитие науки не освящено высокими целями, а связано с погоней за удовольствиями. Леонов видит опасность такой тенденции в страшной развязке: пересмотре «парности Добра и Зла», а прогресс он называет горящим бикфордовым шнуром.

Писатель утверждает: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указания, как не сорваться в нее».

Мне близка позиция автора: Леонов ратует за союз духа и разума.

Так, неистощимые источники атомной энергии открывают перед человечест­вом колоссальные возможности. Однако будет ли атом мирным, дающим свет и тепло или несущим смерть, зависит прежде всего от людей, от их моральных устоев. Только чёткие нравственные ориентиры не дадут сбиться с верного курса и спасут мир от катастрофы.

Вспоминается профессор Преображенский, герой повести М. Булгакова «Собачье сердце». Движимый желанием улучшить человеческую породу, он переступил ту заветную черту, которую безнаказанно переступать нельзя. И ре­зультаты его дерзкого опыта оказались весьма плачевны: из умного пса Шарик превратился в безмозглое и бездушное чудовище…

Таким образом, процветание общества связано с развитием человеческого знания при строгом соблюдении вечных и неизменных законов морали.

Здесь искали:
  • в те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне сочинение
  • сформулируйте одну из проблем поставленных автором текста в те отдаленные прежние времена

Сочинение ЕГЭ 2020 по тексту Можаева. Проблема халатного отношения людей к ценностям

Сочинение ЕГЭ «Проблема халатного отношения людей к ценностям, окружающим их» по тексту Можаева (Сочинение с реального экзамена на 24 балла) «А в тот солнечный день я приехал в Гусь-Железный полюбоваться на озеро…»

Передо мной текст Можаева, советского и российского писателя, в котором автор повествует о случае, который произошел с ним в старинном поселке, куда он приехал искупаться, но обнаружил, что озеро исчезло. В данном тексте автор поднимает проблему халатного отношения людей к ценностям, окружающим их.

В первом абзаце текста автору удается одним предложением передать эмоции при виде узкой речушки на месте озера, в котором он так хотел искупаться. «О боже!» — воскликнул рассказчик. Благодаря этой краткой реплике становится понятно, что автору неприятно исчезновение озера, ведь для него оно являлось настоящей ценностью.

К сожалению, не все люди так трепетно относятся к окружающим их сокровищам и красотам, это демонстрирует диалог автора с главным врачом детского санатория. Автор был поражен размером и красотой барского дома, по которому водил его доктор. Герою было «жалко», что «все убранство дома растащили». Но врач совершенно не разделял чувств героя и считал, что «архитектурной ценности дом не имеет». Данный диалог играет важнейшую роль в тексте, так как демонстрирует различное, противоположное отношение людей к окружающим их ценностям, в частности к старинному барскому дому. Главный герой видим в нем памятник культуры, архитектурную ценность, в то время как врач считает его лишь барскими покоями, каких в России тысячи (предложения 28,29). Для доктора не имеют цены ни парки (предложения 40-42), ни храмы (предложения 35-37). Из диалога становится понятно, что доктору важны лишь телевизионные тарелки, поставленные над каждой крышей. Главный герой разделяет совершенно другие ценности, он духовно богаче, он воспитал в себе чувство прекрасного, которое помогает ему видеть в окружающих его вещах красоту, искусство. Он ценит как природные сокровища, так и достояния человеческой культуры.

Авторская позиция заключается в том, что необходимо видеть прекрасное в, казалось бы, обыкновенных вещах, окружающих нас. Каждому из нас нужно ценить природу, культуру, искусство, ведь осознание истинных ценностей – фундамент духовного роста любого человека. Я полностью согласна с автором и понимаю, что, к сожалению, ценностные ориентиры многих людей в наше время смещены, и они не осознают столько прекрасного они упускают в жизни. Мне кажется, что с людьми, духовные ценности которых являются преобладающими, всегда найдется, о чем поговорить, ведь такие люди – Личности с большой буквы. Я бы хотела стать таким человеком и буду делать все, чтобы этого достичь.

Прочитав текст Бориса Можаева, я задумалась о том, насколько важно беречь ценности окружающего нас мира. Мы окружены прекрасным: природой, памятниками истории, произведениями искусства. Стоит только присмотреться к окружающим нас обыденным вещам, как они заиграют яркими красками. Надеюсь, в скором времени люди усвоят эту простую истину или хотя бы сделают шаг к ее осознанию.

Автор сочинения:

Валерия Конновалова

Сочинение по тексту 2

Сочинение Любовь… Именно этому чувству посвящены книги, выпускаемые миллионными тиражами, именно об этом чувстве снимают не одну тысячу фильмов в год. Каждый человек, будь то юная девушка или солидный господин в строгом костюме, мечтает встретить свою вторую половинку и осуществить в реальной жизни когда-то увиденную или прочитанную историю об идеальном и гармоничном браке. А как мы понимаем, что такое «любовь», как мы любим? Всякое ли романтическое чувство является настоящим и искренним? На эти вопросы отвечает Л.Н. Толстой в предложенном для анализа тексте.

Читайте также:
Фадеев: сочинение

В поисках ответов писатель обращается к анализу трех видов любви и сначала рассматривает те варианты этого чувства, которые нельзя считать настоящими. Так называемая «любовь красивая» заключается в стремлении человека испытывать только позитивные эмоции и переживания: «Для людей, которые так любят, — любимый предмет любезен только настолько, насколько он возбуждает то приятное чувство…». Не думаю, что вас бы устроил следующий вариант: ваш молодой человек упражняется в громких и красивых фразах, рассказывая о своем невероятном чувстве всем подряд. Это поверхностное, неглубокое и непостоянное чувство. Человек в этом случае любит сам себя, он ждет восхищения и одобрения от окружающих, нет заинтересованности в якобы любимом человеке. А когда произносим словосочетание «любовь самоотверженная», ждем чего-то высокого, героического и невероятно возвышенного, но на самом деле это эгоистичное чувство, полное гордыни. Такая любовь «… заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета…». Казалось бы, что плохого в этом? Не всем понравится, когда их чувствами и переживаниями пренебрегают ради внешних опасных эффектов. Такой человек любит прежде всего себя и жаждет восхищения от публики.

Особенное внимание обращает Л.Н. Толстой на «любовь деятельную», которая «… заключается в стремлении удовлетворить все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа». Формулировка в какой-то степени пугающая, ведь описывается этот вид любви как растворение в любимом человеке, как некое подчинение. Но, как правило, это самое искреннее, сильное чувство, которое доказывается каждодневно, лишено пафоса и эгоизма. Настоящая любовь является в какой-то мере самопожертвованием, когда ты не о себе думаешь, а оберегаешь дорогого тебе человека.

Анализ эгоистических видов любви и рассмотрение альтруистического варианта этого чувства взаимосвязаны, так как помогают автору вывести формулу настоящей любви. Мы понимаем, что искренность проявляется не в громких и красивых фразах, не в зрелищных концертах и опасных трюках. Подлинное чувство скромно, тихо и глубоко.

Позиция Л.Н. Толстого такова: только та любовь может называться настоящей, которая свободна от эгоизма и стремится к тому, чтобы любимый человек был счастлив. Любить – это, прежде всего, желать лучшего не себе, а второй половинке, а также делать все возможное для ее благополучия.

Я согласна с позицией автора. Действительно, настоящей любовью можно назвать такое чувство, которое стремится доставить радость любимому человеку, согреть его теплом своего сердца. Когда парень на всю улицу кричит о своей любви к девушке, он в этот момент любит не ее, а себя: «Посмотрите, какой я!». Когда молодой человек постоянно отпускает фразы «Да я ради тебя…», он в этот момент тоже не о девушке думает, а о том, что им все должны восхищаться: «Посмотрите, я ничего не боюсь!» Настоящее чувство любит тишину и проявляется в мелочах.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: там, где царит искренность в любви, нет места открытому эгоизму и любому скрытому его проявлению. В мире настоящих чувств есть только мысли о дорогом человеке и забота о его благополучии.

Текст 3 — К. Паустовский «Струна»

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море. Даже не на самом острове, а на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Он прославлен бесстрашием советских людей. Эти люди дрались до последней пули.

Налетали ветры, и неспокойно шумело море. Оно было блестящим и серым, как свежий разрез на свинце. Окончились северные летние ночи, но закаты, как всегда на Эзеле, медленно горели над водой, и сонно шумел сосновый лес, разросшийся на дюнах. Шум сосен не проникал в окопы. Его заглушали взрывы, свист бомб, визг мин и хватающий за сердце рев бомбардировщиков.

Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. «Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актеры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»

А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и «Профессора Мамлока» Фридриха Вольфа.

Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца.

Читайте также:
Фет: сочинение

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк. Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов. Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое, и, может быть, за это моряки и актеры полюбили эту звезду и прозвали ее «подругой».

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

– А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы. Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. Она оказалась очень простой: Егоров умер. Он был убит через два дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

Его похоронили в грубой песчаной земле, когда накрапывал дождь, море затянулось туманом. На ветвях сидели мокрые синицы. Они уже привыкли к свисту пуль и только удивленно попискивали, когда пуля ударяла в ствол дерева и с листьев сыпались брызги.

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.

В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.

Летчик – простой белобрысый парень – кивнул головой и улыбнулся.

Где теперь эта скрипка – я не знаю. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.

Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.

Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

Можаев: сочинение

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и. (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? спросил я.– (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее– всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю,– что не сохранилось всё это.

Читайте также:
Синявский: сочинение

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет,– сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности?– говорю.– (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите,– говорю,– сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо,– говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит,– знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64) Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

* Борис Андреевич Можаев(1923–1996) – советский и российский писатель.

Как нужно относиться к таким ценностям, как историческое наследие и природа? Именно эта проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над данной проблемой, автор, чтобы показать пример неблагоразумного отношения к природе, которая перешла от прошлого поколения, отмечает позицию врача из детского санатория: “Парк – природа, и больше ничего. В одном месте убавилось, в другом прибавилось”. Также автор, чтобы показать к чему приводит обесценивание наследия и недобросовестное отношение к природе, обращает внимание читателя на состояние в прошлом прекрасного барского дома и парка: “ ..дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор”. Оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, как нужно

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Реальный текст ЕГЭ по русскому 2019. Можаев. О природе, жизненных ценностях, исторической памяти.

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и. (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? спросил я.– (12)С полами, дверями и окнами?

Читайте также:
Верн: сочинение

– (13)Полы, двери и прочее– всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю,– что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет,– сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности?– говорю.– (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите,– говорю,– сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо,– говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит,– знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64) Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

* Борис Андреевич Можаев(1923–1996) – советский и российский писатель.

Примерный круг проблем и авторская позиция:

1) Как должен проявляться истинный патриотизм?
Авторская позиция: Истинный патриотизм должен быть не на словах, недостаточно говорить хорошее о Родине, нужно ценить и оберегать природу, сохранять памятники, решать проблемы.
2) Как следует относиться к окружающему миру?
Авторская позиция: Необходимо беречь природу, есть то что невозможно восстановить.
3) Проблема жизненных приоритетов
Авторская позиция: Каждый человек выбирает сам, что для него является приоритетом, однако есть некие общечеловеческие понятия: патриотизм, любовь к природе, забота о культурном наследии.
4) Как следует относиться к памятникам культуры?
Авторская позиция: Памятники необходимо сохранять, это часть истории и наследия.
5) Почему важно сохранять культуру?
Авторская позиция: Культуру важно сохранять, так как без нее люди теряют духовность, смотрят на жизнь скептически, теряют духовные ценности.
6) Кого можно назвать настоящим писателем?
Авторская позиция: Настоящие писатель – это тот, кто описывает происходящее без прикрас, рассказывает о достоинствах и недостатках, существующих вокруг. Он помогает увидеть проблемы общества.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Примеры реальных сочинений ЕГЭ на 24 балла по тексту Можаева.

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2019. Можаев «В солнечный день я приехал…»

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2019. Можаев «В солнечный день я приехал…»

А в тот солнечный день я приехал в Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем. Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и… о, боже! Нет озера. По широкой впадине, окаймленной дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в темных казематах которой, по преданию, разбойная баташовская братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. На месте этом проходила обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

Главный врач детского санатория, размещенного в барском доме, показывал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, игрушечных торговых рядов с доисторическими портиками, водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех – половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – С полами, дверями и окнами?

– Полы, двери и прочее – все порастащили. А вот стены и потолок сохранились в одном месте. Идемте, покажу.

Читайте также:
Салтыков-Щедрин: сочинение

Он ввел меня в зал, кажется в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– Полы здесь были, говорят, наборного паркета, двери орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– Жалко, – говорю, – что не сохранилось все это.

– О чем жалеть? Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

Я взглянул на него с удивлением – не шутит ли? Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. Задиристый светлый хохолок на лысеющем лбу топырился, как петушиный гребешок.

– Как не имеет цены? – говорю. – Это ж дом! Большой, крепкий, полный дорогого убранства.

– Барские покои, и больше ничего.

– Так ведь и народу пригодились бы такие покои.

– Народу нужны другие ценности. Вы еще храм пожалейте. Теперь это модно.

– А что, не жаль храма?

– И храм цены не имеет. Архитектура путаная. Специалисты приезжали, говорят – эклектика.

– И парка не жаль?

– Парк – природа, и больше ничего. В одном месте убавилось, в другом прибавилось. В любую минуту его насадить можно.

Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный поселок.

– Смотрите, – говорю, – сколько домов. Приличные дома, большинство новых.

– Здесь живет в основном рабочий класс.

– Вот и хорошо, – говорю. – Увеличился поселок за полвека?

– А теперь подумайте вот о чем: раньше, ну хоть в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать, но еще и плотину чинить, озеро в берегах держать и парк обихаживать. А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– А это, – говорит, – знакомый мотив. Это все ваше писательское ворчание. Что озеро спустили – это вы заметили, а что над каждой крышей телевизионная антенна торчит – этого вы не замечаете.

Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнет головой и пойдет чесать без запинки, как на стене читает:

– Есть писатели-патриоты. Их книги читают, фильмы смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. И все играют против наших врагов. А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своем последнем сочинении. За что, спрашивается?

Да, кажинный раз вспомянешь и в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

А хорошо ехать в летнюю пору по мещерской дороге, погляды

Школьник из Екатеринбурга написал лучшее в стране сочинение о войне и Великой Победе: публикуем эссе полностью

Работа шестиклассника екатеринбургской гимназии № 9 Бориса Можаева признана лучшей из 87 сочинений, представленных на всероссийский конкурс «Без срока давности».

С разрешения автора «УР» публикует его работу.

«Два времени в узел свяжу…»

В России много городов, больших и маленьких, молодых и древних, у них разная история, разные судьбы, различные имена. Но есть у них общая боль – Великая Отечественная война.

Война до моего города не докатилась, не было его героической обороны, и славы города-героя он не удостоен. Но для меня наш город – герой. Это город, на заводах которого создавалось оружие, принесшее победу нашей стране, в госпиталях которого спасали от смерти раненых. Это город, на земле которого тысячи эвакуированных нашли приют. Город, сохранивший в годы войны культуру России .

Я знаю о подвиге нашего народа на фронтах Великой Отечественной войны, но очень хочется рассказать о тех, кто жил в глубоком тылу.

И не совершал подвигов? Просто жил?

Ноябрь, 2019 год

В классе шумно и весело. Все рады, что отменили урок истории и вместо него мы идем в школьный музей Великой Отечественной войны. Можно будет походить, посмотреть экспонаты, фотографии, а не сидеть в душном классе.

Экскурсовод рассказывает о жизни Екатеринбурга и нашей гимназии в годы войны, о том, что в Свердловской области был развернут 161 госпиталь, что сюда были эвакуированы более 700 предприятий, фонд Государственного Эрмитажа, МХАТ имени А.П. Чехова и Центральный театр Красной армии, говорит о том, как был создан Уральский добровольческий танковый корпус.

Я отстаю немного от класса, рассматриваю черно-белые снимки. Вот площадь 1905 года 22 июня 1941 года. Люди стоят, подняв головы, слушают обращение Молотова. Догадываются ли они, что их ждет впереди?

Вот фотографии рабочих Уралмашзавода: рядом со взрослыми совсем юные мальчики и девочки.

А это раненые солдаты в Свердловском госпитале: лица серьезные, напряженные.

На некоторых фотографиях улицы военного Свердловска : такие далекие, но в то же время очень родные и знакомые.

Я не выдерживаю – провожу пальцами по одной фотографии. Как вы жили, как работали, о чем думали, дорогие мои свердловчане?

Декабрь, 1942 год

…Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
М. Исаковский

Промерзшие половицы скрипят под ногами. От этого скрипа за занавеской просыпается мама, стонет, зовет ее. Но сначала нужно согреть воду. Нина прислоняется к стене, ждет. Потом берет таз с теплой водой, ставит его на пол и устало садится на стул.
Корчась от боли, она стягивает обувь, ватные штаны, зажимает зубами полотенце, чтобы не кричать и не беспокоить маму, медленно опускает ноги в воду. Смотреть на них страшно: ноги черные, опухшие, со вздутыми венами.

Читайте также:
Короленко: сочинение

– Сейчас, мамочка, сейчас… Уже иду…

Завтра снова на завод, вечером нужно хоть немного позаниматься. Она обещала отцу, что обязательно закончит школу и поступит в институт. Отца не стало в самом начале войны, тогда же заболела мама.

Нине 15 лет, и она еще не знает, что через два с половиной года война закончится, но к концу войны уже не будет мамы и любимой сестры Оленьки и брат Володя вернется с фронта больной, израненный. Не знает, что её обмороженные на заводе ноги будут болеть всю жизнь и будет три операции, но будут и красивые платья, и капроновые чулки, и туфельки на каблучках. И в институт Нина обязательно поступит, выйдет замуж, родятся две дочери, пять внуков и девять правнуков. И одним из них буду я.

А сейчас 1942 год и Нине очень холодно, больно и страшно. Но она встанет утром и пойдет на завод, а потом ночью будет заниматься. Потому что это всё, что она может сделать для Родины, для фронта, для своего брата-солдата. Потому что это её вклад в победу. И она будет снова и снова на холоде, забывая про боль обмороженных ног, проверять и укладывать детали №… Она знает, что, чем больше сделает, тем легче будет там, на фронте, тем быстрее закончится война, вернется брат Володя, выздоровеет мама, тем меньше придется работать любимой старшей сестре Оленьке.

Девочка Нина подвигов не совершала, она о них даже не думала, просто жила и работала.

Декабрь, 1941 год

Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Т. Черновская

Снега было так много, что сугробы иногда доходили Зое до пояса. Люди протоптали в них дорожки. Зоя очень спешила. Тяжелая сумка почтальона перевешивала и норовила опрокинуть её в сугроб. Девочка была маленькой и худенькой, а сумка – большая и тяжелая. Сегодня почта запоздала, и Зоя хотела побыстрее принести письма адресатам.

Вместе с бабулей и маленькой сестренкой их эвакуировали в Свердловск , следом должна была вместе с предприятием приехать мама, но поезд разбомбили по дороге. Мама не приехала, но бабуля и Зоя не теряли надежды и ждали. Она и на почту-то пошла работать из-за этого: вдруг весть от мамы будет. Не пропустить бы.
Ей дали участок – госпиталь. Зоя была так рада: она увидит героев. Действительность оказалась страшной, девочка первые недели постоянно плакала. Но работу не бросила: носила письма, писала за тех, кто сам не мог, помогала сочинять, «чтобы красиво было».

Мудрая бабуля посоветовала Зое: «Ты, внучка, сначала письма сама читай. Вдруг что дурное написано. Зачем солдата мучить, ему поправиться надо, а для этого силы нужны и желание».

Зоя забежала в коридор госпиталя, бросилась сразу к печке, стянула зубами варежки, приложила ладошки к ее горячему боку. Минута тепла. Очнулась, сбросила сумку с плеча и спешно стала разворачивать треугольники. Развернет, пробежит глазами, завернет – и в сумку. На одном задержалась, еще раз пробежала глазами – и слезы сами покатились по замерзшим щекам. Она медленно свернула треугольник и убрала его в карман. Не сегодня, потом. Она его отдаст позже, когда Семен Аркадьевич полностью поправится. У него была старенькая мама, как Зоина бабуля, жена и две дочки, как Зоя и ее сестренка. Были…

Зоя вытерла слезы и пошла к раненым. Они так ее ждут, ждут вестей из дома! А их письма просто необходимы родным.

Зое 14 лет, и она еще не знает, что через месяц вернется мама, которая выжила в бомбежке и долго лежала в госпитале. Не знает, что через три с половиной года закончится война, а папа так и не вернется. Не знает, что она и её будущие дети останутся жить в этом суровом, но гостеприимном городе, что по проектам её сына построят в Свердловске двенадцать зданий.

Двое из её правнуков – мои лучшие друзья. Это они рассказали мне о дорогом для них человеке, человеке, не совершавшем подвигов.

А пока идет 1941 год и Зое тяжело, голодно, и ее сердце разрывается каждый день. Но всю войну она будет носить тяжелую сумку с письмами, потому что знает, что, чем больше она сможет согреть своим повзрослевшим сердцем солдат, тем быстрее они выздоровеют, тем скорее закончится война, найдется мама, вернется папа.

Ноябрь, 1941 год

Свердловск , глубокий тыл. Надежное место
для того, чтобы спрятать самое ценное –
машиностроительные заводы, картины из Эрмитажа,
диктора Левитана , прославленных теноров, баритонов…
А. Матвеева «Горожане»

Утром показали, где я буду работать. Красивое старое здание. Но мое рабочее место – в подвале. Небольшая комната, окошек нет, стол, стул, койка. Дверь в комнату отдельная, со двора, чтобы не ходить по коридорам, а сразу же попадать в кабинет. На столе два микрофона, репродуктор, звуковоспроизводящая аппаратура для грампластинок, телефон, телеграф – в общем, все необходимое. Я остался доволен.

Жду, когда застучит телеграф или зазвонит телефон, получаю сводку, прочитываю несколько раз, проговариваю. Загорается красным глазом плафон над дверью – начинаю работать.

Работаю сутками, иногда не ухожу к себе даже ночью. Ложусь на кровать прямо здесь и дремлю.
Молодые ребята, приставленные ко мне, как-то разговорились, рассказали, что в соседних комнатах работают Агния Барто , Лев Кассиль . Записываются. Читают свои произведения. А мне общаться ни с кем не разрешено. Даже города-то толком не видел. Что за Свердловск ? Какой он, этот город, так секретно приютивший и оберегающий меня?

Читайте также:
Цукмайер: сочинение

Придвигаю ближе микрофон: «Говорит Москва! От советского информбюро!»

Юрию Борисовичу Левитану 27 лет, ему трудно, одиноко, и он еще не знает, что через два года его также секретно перевезут в другой советский город, в Куйбышев, через три года и шесть месяцев закончится война и он вернется в Москву , а через двадцать лет он сообщит всей стране о первом полете человека в космос.

А сейчас 1941 год, и он точно знает, что в каждом городе, в каждом доме, в каждом госпитале, на каждом заводе ждут его слова: «Внимание! Говорит Москва!» И пока Москва говорит (пусть даже из маленькой комнаты в подвале здания города Свердловска ), работает вся страна. И пока говорит Москва , люди живы и несгибаемы. И если говорит Москва , то победа обязательно будет за нами!

Мой город не совершал подвигов, он только приютил и сберег великих ученых, талантливых актеров, знаменитых писателей.

Январь, 2020 год

И свяжется разорванное время…
М. Никулина

Вода уже давно замерзла. Река укутана рождественским мягким пледом, а с боков зажата каменными плитами. Красивые старинные здания смотрят на неё, улыбаются. Вдалеке блестят зеркальные стены небоскреба «Высоцкий» и мерцает морозная дымка заводов.

Моя гимназия в самом сердце Екатеринбурга . В годы войны здесь располагался госпиталь № 1326. Сюда ежедневно спешила девочка Зоя, несла долгожданные весточки для раненых солдат.
Я иду по улице Радищева. Небольшое двухэтажное здание с белыми колоннами и коричневыми куполами. Где-то здесь, в одной из комнат подвала, жил и работал Юрий Борисович Левитан . Отсюда звучал на всю страну его голос.

А за этим домом уходит в небо современное здание, построенное сыном Зои. Недалеко от Уральского университета, за прекрасным дендропарком, в окружении жилых пятиэтажек стоит институт, в котором работает дочь девочки Нины.

На улице Розы Люксембург, напротив усадьбы Железнова, есть дом, в котором в годы войны жила маленькая девочка Майя. Её бабушка, спасая от голода своих и соседских ребятишек, варила похлебку из крапивы, корней лопуха и липовых почек, собранных детьми в парке, и, когда разливала по мискам («поварешкой почерпывала»), глаза закрывала, «чтоб Господь упас: своему не дал зачерпнуть погуще». Сейчас Майя Никулина – замечательный поэт, ученый и публицист. Строкой ее стихотворения я начал свое сочинение.

Мой красивый, гостеприимный и мужественный город связал в один узел такие разные судьбы, эпохи… Я иду по его улицам, вдыхаю морозный воздух и точно знаю, о чем думали люди с тех военных фотографий: о том, что надо жить, о том, что должны жить их близкие и родные, их город, их любимая страна!

Сочинение: Биография и творчество Пришвина

«Биография Пришвина»

Ученик 11 класса Г

Средней школы №64

Казань 2003

1) Вступление.

2) Биография и творчество.

4) Хронологическая таблица.

5) Заключение.

6) Список использованной литературы.

По странному стечению обстоятельств человек, большую часть своей жизни страдавший от непонимания и мечтавший о далеком будущем Друге-читателе, остается по сей день самым неизвестным и непрочитанным русским автором. В этих словах нет преувеличения. Другого писателя, с чьим литературным наследием мы незнакомы и наполовину, у нас просто нет. Когда-то его дневники не печатали из-за цензуры, потом из-за того, что не было денег. В самое последнее время дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но, Боже, как грустна наша Россия!

Биография и творчество.

Пришвин Михаил Михайлович , русский писатель. Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В.В.Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьского переворота жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.

Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь , Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро , 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названтем Календарь природы . От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть Женьшень (первоначальное название Корень жизни , 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая весна , и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940).

Читайте также:
Улицкая: сочинение

Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве Журавлиная родина (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка Корабельная чаща (1954), роман-сказка Осударева дорога (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал Рассказы о ленинградских детях (1943) и Повесть нашего времени (1945, полностью опубл. в 1957).

Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли , 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша (другое название Раб обезьяний , 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».

1873 (23 января ет, ст.) Рождение М. М. Пришвина в имении Хрущеве Елецкого уезда Ордовской губернии, принадлежавшем его родителям: Михаилу Дмитриевичу и Марии Ивановне (урожд. Игнатовой); оба — купеческого звания.

1880 Смерть отца.

1882 Окончил сельскую школу.

1883 Поступил в первый класс Елецкой классической гимназии.

1884 Остался на второй год в 1-м классе, побег в «Америку» на лодке с товарищами . « В душе отчаянье, что Америки нет» (дневник 1918 г.).

1888 Исключен из 4-го класса гимназии за дерзость учителю В. В. Розанову. «Побег в Америку, исключение из гимназии — два крупнейших события моего детства, определяющие многое в будущем» (дневник 1918г.).

1889 Переезд М. М. Пришвина в Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику.

1892 Окончил шесть классов Тюменского реального училища.

1893 Уезжает один в Елабугу, где сдает экстерном экзамены за 7-й класс. Осенью поступает в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).

1894 Поездка на Кавказ в Гори для работ на виноградниках.

1896 Работа в марксистских кружках.

1897 Арест за революционную деятельность и одиночное заключение в Митавской тюрьме.

1898—1900 Высылка на родину, в Елец.

1900 Поездка за границу. Германия. Поступление в Лейпцигский университет. Летние семестры в Иенском университете. Увлечение музыкой Р. Вагнера.

1902 Окончил философский факультет. Поездка в Париж. Встреча с В. П. Измалковой, имевшая определяющее влияние на жизнь и творчество писателя. Возвращение в Россию: Хрущеве, Петербург, Москва. Работает агрономом на хуторе графа Бобринского в Богородицком уезде Тульской губернии.

1903 Работает агрономом в Клинском уездном земстве Московской губернии. Встреча с Е. П. Смогалевой и начало семейной жизни с нею и пасынком Яковом (погиб во время Гражданской войны в рядах Красной Армии).

1904 Работает в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии. Переезд в Петербург. Работает секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева. Первый (не напечатан) рассказ «Домик в тумане».

1905 Работает агрономом в г. Луге на опытной станции «Заполье» и одновременно в журнале «Опытная агрономия». Составляет сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др. Увольнение с опытной станции. Начало работы корреспондентом в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др., продолжавшейся вплоть до Октябрьской революции.

1906 Петербург, Малая Охта. Рождение сына Льва. Знакомство с этнографом Н. Е. Ончуковым. Поездка в Олонецкую губернию за этнографическими материалами. Первый напечатанный рассказ «Сашок» (в журнале «Родник»). Работа над книгой «В краю непуганых птиц» (издана в 1907г., Петербург, изд-во Девриена).

1907 Поездки в Карелию и Норвегию. Зимой работа над книгой «За волшебным колобком» (издана в 1908 г., Петербург, изд-во Девриена).

1908 Весна в Хрущеве. Поездка в Керженские леса Нижегородской губернии, на Светлое озеро. Лето в деревне Шершнево Смоленской губернии. Зима в Петербурге, работа над книгой «У стен града невидимого». Знакомство с петербургскими писателями (А. А. Блоком, А. Н. Толстым и др.).

1909 Весна в Хрущеве. Лето в Петербурге. Поездка в степи за Иртышом. Написаны «Адам и Ева» и «Черный араб». Рождение сына Петра.

1910 За книгу «В краю непуганых птиц» избран действительным членом императорского Географического общества. Весна в Хрущеве. Лето в Брянских лесах. Пожар, описанный в рассказе «Мои тетрадки». Петербург. Золотоношская улица. Работа над рассказами «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» и др.

1911 Начало переписки с М. Горьким. Жизнь в Новгородской губернии (деревни Лаптеве, Мшага, Песочки) до 1915 г. Охота в новгородских лесах. В Петербурге жизнь наездами, на Ропшинской ул. Сочинения в трех томах в издательстве «Знание» (последний том вышел в 1914 г.).

1913 Сборник «Заворошка». Поездка в Крым. Написана повесть «Славны бубны ».

Читайте также:
Манн П. Т.: сочинение

1914 Смерть матери.

1915—1916 Петроград, Елец, Хрущеве. Поездка на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. Публикация корреспонденции с фронта в газетах.

1917 Петроград, Елец, Хрущево. В Петрограде работал секретарем в министерстве торговли. В Хрущёве наравне с крестьянами имел надел земли и единолично его обрабатывал. Окончательно уехал из Петрограда на родину в начале 1918 г.

1918—1919 Елец, работает организатором краеведческого дела, преподавателем русского языка в бывшей Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), инструктором народного образования.

1920 , Уехал с семьей из Ельца на родину

18 июня жены в деревню Следово Смоленской губернии. Работал в селе Алек-сино Дорогобужского района учителем и директором школы второй ступени. Организовал музей усадебного быта в бывшем имении Барышникова и принимал участие в организации музея в Дорогобуже. Работал на батищевской опытной станции Энгельгардта.

1922—1924 Переселяется с семьей в Талдомский район под Москву (деревни Дубровка и Костино). Работа над книгой «Башмаки». Начал о работы над автобиографическим романом «Кащеева цепь», охотничьими рассказами и новеллами о природе.

1925 Переезд в Переславль-Залесский, жизнь на «Ботике» (дворец Петра Великого). Краеведческая работа. Книга «Родники Берендея».

1926 Переезд в Загорск Московской обл. Продолжение работы над «Кащее-вой цепью». Начало работы над «Журавлиной родиной».

1927—1930 Публикация собрания сочинений в семи томах.

1931 Весна, поездка на Урал по командировке редакции журнала «Наши достижения».

Осень Поездка на Дальний Восток по командировке редакции газеты «Известия».

1932 Работа над книгой «Золотой рог» и повестью. «Жень-шейъ».

1933 Книга «Мой очерк» с предисловием М. Горького. Поездка на Север: Беломорский канал, Хибины, Соловки. По материалам этой поездки написаны очерки «Отцы и дети». В журнале «Красная новь» (1933. № 3) опубликована повесть «Корень жизни» («Жень-шень»).

1934 Поездка в Горький для изучения автомобильного дела. Работа над киносценарием «Хижина старого Лу-вена».

1935 Поездка в северные леса: Вологда — Архангельск и по реке Пинеге. . Очерки «Берендеева чаща». Сборник «Зверь-бурундук» для детей.

1936 Поездка в Кабарду по заданию редакции газеты «Известия». Работа по материалам поездки: повесть «Счастливая гора» (не окончена).

1937 Весенняя и летняя работы на тему об охране леса (под Загорском), нашедшие отражение в «Лесной капели».

1938 Поездка на автомашине («Дом на колесах») в Кострому на весенний разлив за материалами к роману «Осударева дорога». Работа над первой частью романа («Падун») и над книгой «Серая Сова».

1939 Награждение орденом «Знак Почета». Написаны «Неодетая весна» и цикл «Лисичкин хлеб».

1940 Женитьба на В. Д. Лебедевой. Лето в деревне Тяжино под Бронницами Московской области. Написаны «Фацелия», «Лесная капель» и цикл «Дедушкин валенок».

1941 Ранней весной поездка в Весьегон-ское военно-охотничье хозяйство по командировке редакции газеты «Красная звезда».

Весна — начало лета В деревне Старая Руза Московской области. В августе эвакуация из Москвы в деревню Усолье Ярославской области.

1942 Начало работы над третьей частью «Кащеевой цепи».

1943 Написаны «Рассказы о ленинградских детях». Награждение орденом Трудового Красного Знамени в связи с семидесятилетием со дня рождения. Возвращение из эвакуации в Москву.

1944 Закончена «Повесть нашего времени».

1945 Летом жизнь под Москвой в Пушкине, где написана «Кладовая солнца».

1946 Работа над «Осударевой дорогой». С марта жизнь в доме отдыха «Поречье» Звенигородского района Московской области. В мае покупка дома в деревне Дунино около «Поречья». Подготовка материалов к книге «Глаза земли» (издана посмертно).

1947 Закончен сценарий «Серый помещик».

1948 Сборник «Золотой луг». Сборник «Моя страна» с новыми авторскими текстами — предисловиями к разделам книги. Летняя поездка в деревни Хмельники и Новоселки Пе-реславского района Ярославской области, где произведены первые записи к «Корабельной чаще».

1950 Написан «Заполярный мед».

1952 Возобновлена начатая в 1942 г. работа над третьей частью «Кащеевой цепи»: «Мы с тобой» (не закончена).

1953 Сборник «Весна света» с новыми авторскими вступлениями к разделам книги и послесловием. Работа над незаконченной книгой «Искусство как образ поведения», частично включенной в последнюю редакцию «Кащеевой цепи».

1954 , 16 января М. М. Пришвин скончался в Москве.

Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали противоречивые оценки – от восхищения до полного неприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставили Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.

Недооцененный за редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном и преображенном мире, и не столь велика его личная вина, что история России пошла путем, не совпавшим с его предвидением, и птиц распугали все-таки зря.

А читателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются его книги, его помнят в родном Ельце, где в эти дни проходит научная конференция, посвященная его творчеству, в Тюмени, где он учился, в Карелии, по которой путешествовал, и не зарастает тропа к его дому в Дунине, где он жил последние годы.

Список использованной литературы.

1. М.М. Пришвин. Дневники 1920, 1921, 1922г.г. Московский рабочий. 1995г., 334с.

2. В.Д.Пришвина.Путь к Слову.М.Молодая гвардия. 1984г.

3. А.П.Черников.╪Дахнуло на меня подлинной Россией .╪ ╛Знамя╪, 16 августа 2001г.

4. В.Курбатов.Михаил Пришвин. Очерк творчества.М.Советский писатель, 1986г.

5. Г.Ершов.Михаил Пришвин. Жизнь и творчество.М. Художественная литература 1973г.

6. М.Пришвин.Творить будущий мир.М. Молодая гвардия, 1989г.

7. Л.В.Калашникова. Земский врач А.М.Пришвин села Галкина Медынского уезда Калужской
губернии. Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы IX
конференции.ч.2-Полиграф-информ. Калуга 2001г.

Читайте также:
Джойс: сочинение

Сочинение “Творчество М.Пришвина”.

Работа обучающейся Долюк Ксения заняла второе место на республиканском конкурсе (с международным значением) «Творчество М.М.Пришвина».

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»

Творчество Михаила Михайловича Пришвина

Работу выполнила Долюк Ксения

Руководитель Марфюк Наталья

Васильевна, учитель начальных

с.Койгородок

Работа обучающейся Долюк Ксения заняла второе место на республиканском конкурсе (с международным значением) «Творчество М.М.Пришвина».

«Всё прекрасное на земле – от солнца,

а всё хорошее – от человека».

Жил на земле добрый волшебник. Он понимал птичий язык, понимал язык зверей и сам с ними разговаривал. Он слышал, как тёмным летним вечером разговаривают между собой деревья! И разговор деревьев понимал. И с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил, и солнце показывало ему свой рубиновый глаз… А зовут этого волшебника – Михаил Михайлович Пришвин! Произведения Михаила Михайловича меня удивляют и покоряют. Писатель воспевает природу, исследует её, изучает то, как человек связан с природой, с землёй, на которой живёт и трудится.

Родился Михаил Михайлович в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. О том, как он стал писателем, я узнала из автобиографического романа «Кащеева цепь». Мать мальчика осталась молодой вдовой с пятью детьми. Мальчик видит, как трудно матери растить

детей и давать им образование, видит нужду крестьян, и вот он решает, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея Бесмертного – в мире, где царит зло, а он, мальчик, призван разорвать его цепь. Я вижу, как год за годом мальчик – мечтатель борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле. Из первого класса гимназии он убегает однажды в сказочную для него «золотую страну Азию» в поисках мест, свободных от власти Кащея. Его ловят и с позором возвращают. Проходит еще два года. Мальчик не поладил с учителем – и его исключают из гимназии. Юношей он вступает в круг революционной молодежи. Год тюрьмы, высылка за границу, университет в Лейпциге – и молодой агроном возвращается на родину. Он уже пишет и издает агрономические книги. Но ему становится ясно: наука – не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: обращается к искусству, становится писателем. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем уходит он в неисследованные северные леса, потом в азиатские степи, куда рвался с детства. А вскоре рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Они исполнены поэзии и любви к природе и помогают нам глубже узнать ее. Пришвин побывал на Дальнем Востоке и на Урале, в Кабарде и на Вологодчине, объехал костромские леса. Каждый год, от весенней капели до глубокой осени, он живет и работает среди лесов и полей, пишет там свои рассказы и делает ежедневные короткие записи о природе. Эти записи похожи на стихотворения в прозе: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», «Золотой луг», «Моим молодым друзьям». Пришвина многие упрекали в том, что он мало пишет о людях, все о животных да о природе. Лишь Алексей Максимович Горький не соглашался с этим. «…Да, на мой взгляд и не о природе пишете вы, – писал он Пришвину, – а о большем, чем она, – о земле, великой матери нашей». Сам Михаил Михайлович считал, что он пишет и о природе, и о земле, и главное, – о людях: « И так я нашел для себя любимое дело, искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл». Удивительная сказка – быль «Кладовая солнца», в которой природа помогает человеку, предупреждает об опасности – нужно только уметь слышать её голос. А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их Настя, и Митраша, и сам писатель.

Я хочу закончить своё сочинение словами писателя, которые слышали и знают все. Обращаясь к нам, читателям, Михаил Михайлович утверждает, что мир полон чудес, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, не слышим. Множество маленьких чудес видят глаза писателя, и всё это хранит его перо. Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Читая его книги, начинаешь понимать, сколько прекрасного и удивительного вокруг тебя на земле.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: