О творчестве Бориса Можаева: сочинение

Борис Можаев

Биография

«Земля ждет хозяина» — так назвал одно из своих произведений Борис Можаев, советский писатель, чье творчество превратилось в настоящее «стояние за деревню». Судьба русского крестьянства в перипетиях 20-го века стала магистральной темой литературного наследия Можаева.

Детство и юность

Борис Андреевич родился 1 июня 1923 года в рязанском поселке Пителино, а потому о жизни русской деревни писатель знает не понаслышке. Его семья добывала себе хлеб крестьянским трудом, и Можаев с детства привык к радостям и тяготам сельской жизни.

Яркой вспышкой в памяти Бориса остались крестьянские восстания, охватившие деревни после коллективизации. Он вспоминал, как в могильной тишине уводили колонной «бунтарей-вредителей». Многодетную семью Можаевых в кулаки не определили, хотя хозяйство они имели крепкое. Отец Андрей Иванович в колхоз идти отказался, заработав клеймо единоличника, а впоследствии став «врагом народа».

Писатель Борис Можаев / «Русский путь»

Отца отправили в ссылку, и на попечении матери осталось пятеро детей, но она справилась, всех вывела в люди. Несмотря на погруженность в заботы о хозяйстве, Борис отличался тягой к учению. Окончил Потапьевскую среднюю школу, и к 17 годам из него уже вышел готовый сельский учитель.

Можаев мечтал получить высшее образование, но сыну «врага народа» попасть в институт было непросто. В 1940 году Бориса зачислили в институт инженеров водного транспорта города Горького, но плату за учебу тот потянуть не смог.

Парень устроился на службу в школу-семилетку села Гридина, где располагались колхоз, библиотека, больница, клуб, почта и прочие составляющие советского сельского благополучия. У Можаева хорошо получалось учить детей грамоте, но нежданно-негаданно грянула война. Из того же села осенью 1941 года он вместе с еще пятерыми Можаевыми ушел на фронт. Чудом вышло так, что все вернулись живыми.

Советской армии не хватало офицерских кадров, и с 1943-го Бориса как студента института направили в Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМФ, окончив которое молодой офицер отправился на Тихоокеанский флот.

Все это время Борис лелеял мечту стать писателем. Недаром параллельно с учебой в военном вузе Можаев ходил слушать лекции на филфаке Ленинградского университета. Еще живя во Владивостоке, Борис Андреевич стал писать статьи для периодики.

Творчество

Первые статьи Можаева были опубликованы в 1949 году, однако путь к широкому читателю занял еще полтора десятка лет. Прозу Можаева не спешили публиковать, и тот довольствовался редкими рассказами и повестями, которые все же проходили в печать.

На страницы произведений писатель переносил свою главную боль и любовь — русскую землю и ее судьбу. Недаром это слово проскальзывало едва ли не в каждом заголовке его ранних очерков: «Земля ждет», «Земля и руки», «Эксперименты на земле».

А еще отличительной особенностью прозы Можаева стали сильные герои — его современники, которые вне зависимости от рода деятельности отличались крепким стержнем и умением жить по совести. Крестьяне, художники, агрономы, охотники, милиционеры — такова пестрая палитра профессий, будни которых освещал в повестях и рассказах Борис Андреевич.

Юрий Любимов и Борис Можаев после спектакля “Живой”

Параллельно с написанием прозы Можаев создавал сценарии фильмов, самым известным из которых стал детектив «Хозяин тайги» (1968) с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким в главных ролях. А вот спектакль «Живой», который намеревались поставить в Театре на Таганке, до зрителя так и не добрался — запрет пришел от самого министра культуры Екатерины Фурцевой.

Тем временем библиография Можаева постепенно пополнялась новыми произведениями, среди которых повести «Тонкомер», «Наледь», пьеса «Единожды солгавши». Но главным трудом писателя стал роман «Мужики и бабы». Первый том хроники о судьбе крестьян в годы коллективизации вышел в 1976 году, и 11 лет понадобилось на то, чтобы до читателя добралось окончание эпопеи.

В романе проиллюстрирована трансформация народной жизни, которую автор переживал как собственную трагедию. Воспоминания, биографии односельчан, полевые наблюдения и работа в архивах легли в основу этой книги. За «Мужиков и баб» Можаева удостоили Государственной премии СССР, и он стал признанным представителем так называемой деревенской прозы.

Личная жизнь

Главной женщиной в личной жизни Можаева стала Мильда Эмильевна Шноре — переводчик и консультант Национальной комиссии Союза писателей СССР. Для нее русский язык был не родным, она родилась и выросла в Латвии. В годы войны Мильда потеряла всю семью и, оставшись одна на белом свете, уехала в Москву, настроившись все следующие годы прожить «холостячкой», чтобы больше не переживать боль потерь.

Читайте также:
Социальный конфликт в деревне в период коллективизации (по роману Б. Можаева Мужики и бабы): сочинение

Александр Солженицын и Борис Можаев / «Ревизор»

С Можаевым они познакомились весной 1962 года в общежитии Литинститута. Жена писателя вспоминала, как при знакомстве он в один миг смог разговорить ее, скромницу и затворницу. Позднее она не раз замечала за ним этот дар — умение сразу расположить к себе собеседника и превратиться во внимательного слушателя.

Жене Бориса Андреевича достался в наследство хутор на берегу Рижского залива, и Можаев своими руками восстанавливал полуразрушенный дом, который со временем стал уютным гостеприимным пристанищем для семьи и друзей.

У супругов родилось двое детей: дочь Анита (1963) и сын Петр. Дочь пошла по стопам матери и стала филологом, а сын занялся экспериментальной физикой. А вот старший сын писателя Андрей, родившийся в 1955 году, продолжил дело отца, став сценаристом и писателем.

Смерть

До самой смерти Можаев продолжал много работать, путешествовал, наблюдая за изменениями, которые происходили с его родиной. География его перемещений была обширна — от Дальнего Востока до Крыма.

Борис Андреевич Можаев (1923–1996).

Родился в селе Пителине Рязанской области, в крестьянской семье. До войны, получив среднее образование, некоторое время работал учителем. Во время войны был призван в армию, затем направлен в военное училище, окончив которое, стал военно-морским инженером. Работал по специальности сначала в Китае, затем на Дальнем Востоке. Там же он занимался журналистикой, обработкой местного фольклора (в 50-е годы выпустил несколько изданий удэгейских сказок), издал поэтический сборник “Зори над океаном” (1955).

Первые его прозаические произведения создавались на основе местного материала и посвящались не деревне, не человеку на земле, а, скорее, человеку в лесу: героями их чаще всего становились охотники, лесозаготовители, строители таёжных посёлков, хозяйственники. Таковы рассказы “В избе лесничего”, “Охота на уток” (оба – 1954), “Ингани” (1955), “Трое” (1956) и другие, а также ряд повестей, изданных под общим названием “Дальневосточные повести” (1959), – “Саня”, “Наледь”, “Тонкомер”. Можаев поднимал проблемы варварского обращения с тайгой при существовавших хозяйственных механизмах, которые не только губят природу, но часто и ломают людские судьбы. Последнее особенно наглядно показано в “Тонкомере”, где главный герой, восстающий против преступных леспромхозовских порядков, не только – вопреки тогдашней соцреалистической традиции – не побеждает, а, напротив, теряет всё: работу, здоровье, жильё, превращаясь в бомжа.

По сути, первым произведением Можаева на деревенскую тему стала повесть “Полюшко-поле” (1965). Ей предшествовал ставший в своё время знаменитым очерк “Земля ждёт хозяина” (1960) – правда, тогда цензурой было изъято последнее подозрительное слово из названия, которое было заменено тремя точками. Темой и очерка, и повести стал крупный эксперимент в сельском хозяйстве, проводимый на Дальнем Востоке во время хрущёвской “оттепели”: раздел колхозных земель с передачей их семейным звеньям вместе с сельхозтехникой. Экономический результат был чрезвычайно велик, однако при нём-то и выяснилась полная ненужность – и даже вредность – львиной доли чиновной бюрократии, непременной спутницы социалистического планового хозяйства. Так что если очерк рассказывал об успехе эксперимента, то повесть – уже о том, каким образом этот эксперимент душили, отбирая у крестьян обретённую было самостоятельность.

В 1966 году в “Новом мире” Твардовского было опубликовано произведение, поставившее Можаева в ряд самых ярких представителей деревенской прозы, – повесть “Живой” (первоначально ей было дано название “Из жизни Фёдора Кузькина”). Простой колхозник Фёдор Фомич Кузькин по прозвищу Живой – из тех граждан, кого родное государство, если вспомнить известный анекдот, “не пробовало только что дустом”: тут и тюрьма, и война, и голод, и всевозможные притеснения от властей предержащих. Однако всё это не ломает, а лишь закаляет его отважный, оптимистический характер. В очередной раз попав в немилость к своему председателю, Живой решается на неслыханный шаг – подаёт заявление о выходе из колхоза (дело происходит в беспаспортной деревне конца 50-х). И вопреки всем препятствиям с огромным трудом сумеет-таки отвоевать свои элементарные права: на выбор места жительства, места работы. Критика встретила такой сюжет довольно кисло; Ю. Черниченко же впоследствии назовёт Живого “первым правозащитником”, а также заметит: “Незлобивый Иван Африканович Белова, страдающие крестьянки Распутина, мыслящие селяне Друцэ и Айтматова – и вдруг воитель, разящий боец! ” О том же, как борется за свои права с бюрократической машиной человек в городе, Можаев расскажет в повести “Полтора квадратных метра” – выйдя в свет в 1982 году, через двенадцать лет лежания в редакторских столах, она вызовет гнев лично товарища Андропова.

Читайте также:
Социальный конфликт в деревне в период коллективизации (по роману Б. Можаева Мужики и бабы): сочинение

О житье-бытье советской деревни Можаевым написаны трагикомическая “История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным” (1968), “Старица Прошкина” (1966), “Без цели” (1965) и другие рассказы. Но главным его произведением стал роман-дилогия “Мужики и бабы”. В 1976 году вышла первая часть, повествующая о доколхозной деревне периода нэпа. Можаев представляет этот период как чрезвычайно благоприятный для крестьянства; призывы же к классовой борьбе и всеобщей коллективизации, как он показывает, раздавались сверху, а не снизу и подхватывались в основном сугубо маргинальными типами. Сам процесс коллективизации, вызвавший на его родине крестьянское восстание (чему автор в детстве был свидетелем), описан во второй части “Мужиков и баб”, которая смогла выйти в свет только в 1987 году. Роман получил тогда серьёзный общественный резонанс и самую “большую прессу”.

Можаевым были написаны также детективные произведения: “Власть тайги” (1959), “Пропажа свидетеля” и “Падение лесного короля” (оба – 1984), по которым создана кинотрилогия; пьесы – “Единожды солгавши” (1988) и “Чем земля вертится” (1986) – драматургический вариант “Живого” для Театра на Таганке (совместно с Ю. Любимовым); киносценарии, публицистические статьи. Последним его произведением стал роман с автобиографическими мотивами “Изгой” (1993).

Для прозы Можаева характерны острая публицистичность, документальная основа многих произведений, а также тяготение к сатире, юмору, анекдоту. Его герои – люди в основном отважные, активные, обладающие “безграничностью человеческого упорства, порождённого любовью к независимости”. Общественная позиция Можаева, всегда ратовавшего за соблюдение прав человека и свободное предпринимательство, сделала его своего рода либералом и западником “во стане” русских почвенников.

Евгений Иванович Носов (род. 1925).

Его родина – село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец – рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награждён орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.

Первая его книга – “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе родного Курского края – “порубежной окраине России”. Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений, хотя писатель затем отдаст должное и другим российским землям – например, Северу (прежде всего это касается одной из наиболее известных его повестей “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970). И в первом, и в последующих сборниках рассказы Носова, несмотря на иногда заметный налёт газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля. Как отмечал критик В. Васильев, “. его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав. до необычайной остроты развили. способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”. Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских, – таковыми они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) – “Мост” и “Дом за триумфальной аркой”, в “Когда просыпается солнце”, “Подпаске”, “Радуге”, “Шурупе”.

У Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, в детстве, в частности, жившего и в довоенном Курске, отсутствует пресловутое противопоставление “праведной” деревни и “неправильного” города (хотя известны попытки некоторых критиков обвинить его в таком подходе). При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, “и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село”. В одной из своих статей писатель прямо говорил об этой губительной тенденции: “Не усвоив традиций и трудовой этики, без развитого чувства самосознания и достоинства рабочего человека, без твёрдых навыков культуры городского общежития. (они) будут представлять собой всего лишь. некондиционный человеческий материал. Скрывать нечего, и в самом городе ещё немало своей собственной скверны. Но и этим многотысячным стихийным наплывом поддерживается, подпитывается благоприятная среда для шабашки, халтуры, мздоимства, спекуляции, усушки-утруски, обвеса-обмера, соблазна не завинтить шуруп отвёрткой, а заколотить его молотком. ” – и так далее. Ещё в 1963 году Носовым была написана повесть “Моя Джомолунгма”, посвящённая выморочному быту одного старого дома, населённого разномастной публикой, сорвавшейся в своё время со своих корней; два года спустя – новелла “Объездчик”, герой которой, сумевший уйти из нищей послевоенной деревни и пристроившийся объездчиком при заповеднике, поначалу демонстрирует льстивость и угодничество перед своим новым начальством, а затем, постепенно, укрепившись в должности, сам становится своего рода царьком, коего боятся и научные сотрудники, и все окрестные деревни.

Читайте также:
Социальный конфликт в деревне в период коллективизации (по роману Б. Можаева Мужики и бабы): сочинение

Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми тёплыми чувствами: “Храм Афродиты” (1967), “Шумит луговая овсяница” (1966), “Во субботу, день ненастный. ” (1968) и многие другие произведения.

Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны её ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям (повесть “Усвятские шлемоносцы”, 1977), то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об её окончании (рассказ “Красное вино победы”, 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ “Шопен, соната номер два”, 1973). Наиболее сильно выражено крестьянское отношение к войне в “Усвятских шлемоносцах”. Герой повести – обычный колхозный конюх по имени Касьян, чья “вселенная, где он обитал и никогда не испытывал тесноты и скуки, почитай, описывалась горизонтом с полдюжиной деревень в этом круге”. Он, как и большинство других мужиков из деревни Усвяты, получивших повестки на фронт и собирающихся в народное ополчение, почти никуда не отлучался со своей малой родины за всю свою жизнь. Но эту жизнь тем не менее нельзя назвать бедной впечатлениями и событиями – ибо она наполнена неиссякаемым смыслом труда на земле. Таков вообще, по Носову, настоящий человек от земли: он прежде всего Пахарь, а Воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств.

В жанровом отношении творчество Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают ему возможность продолжать и развивать традиции Тургенева,

Борис Можаев – биография, новости, личная жизнь

Борис Можаев

Борис Андреевич Можаев. Родился 1 июня 1923 года в с. Пителино Елатомского уезда Рязанской губернии – умер 2 марта 1996 года в Москве. Советский и российский писатель, сценарист.

Борис Можаев родился 1 июня 1923 года в селе Пителино Елатомского уезда Рязанской губернии.

Из крестьянской семьи. О своих предках он рассказывал: “Все Можаевы из Пителина, т.е. моего родного села, – родственники. Пращур мой Максим Коротков был участником первой Отечественной войны; после Бородинского сражения остался в отряде Воейкова, прикрывавшим под Можайском отходившую армию Кутузова от наседавших французов. Отличившимся в этом бою (их было человек 20, по рассказам предков моих) дарована была фамилия Можаевых. В наш Елатомский уезд (по тогдашнему делению) с войны вернулись двое Можаевых. Одна фамилия зачахла. А наша, от Максима Короткова, размножилась”.

В 1940 году окончил школу. Некоторое время работал учителем в селе Гридино. Затем поступил на кораблестроительный факультет института инженеров водного транспорта в городе Горький (ныне Нижний Новгород).

С началом войны был призван в Красную Армию. В 1948 году окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМФ в Ленинграде. Будучи курсантом, посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Проходил службу на флоте военным инженером в Порт-Артуре, Владивостоке. Служил в армии до 1954 года.

С 1949 года начал публиковаться.

После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях». Его статьи постоянно публиковали в журналах и газетах.

В 1954 году вышел его первый рассказ, а в 1955-м – первая книга стихов «Зори над океаном». С 1956 года публикуется в центральной печати (рассказы «Наледь», «Саня», «Тонкомер»). В 1960-х годах написал очерки о сельской жизни «Земля ждёт» (1961), «Земля и руки» и «Эксперименты на земле» (1964).

В 1965 году ездил с Александром Солженицыным в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском восстании. Протестовал против исключения Солженицына из Союза писателей СССР.

В 1969 году Е. А. Фурцева запретила спектакль «Живой» Театра на Таганке по повести Бориса Можаева.

Читайте также:
Социальный конфликт в деревне в период коллективизации (по роману Б. Можаева Мужики и бабы): сочинение

В 1976 году вышло самое известное произведение писателя – роман «Мужики и бабы». Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в (вымышленном) Тихановском районе Рязанской области.

По произведениям Бориса Можаева снят целый ряд фильмов, которым он выступал в качестве сценариста. В 1968 году вышел фильм «Хозяин тайги» по мотивам повести «Власть тайги». Впоследствии было снято продолжение «Пропажа свидетеля» (1971) и «Предварительное расследование» (1978) с Валерием Золотухиным (участковый Серёжкин) в главной роли.

В годы перестройки по сценариям Можаева вышли фильмы «Вам что, наша власть не нравится?!» и «Из жизни Фёдора Кузькина».

В 1980-х годах были опубликованы сборники «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы).

В 1989-1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя. Произведения Бориса Можаева переведены на иностранные языки.

Писатель болезненно воспринял распад СССР, он говорил: “Когда произошёл развал Советского Союза, и Украина, и Россия приняли декларации о суверенитете, разделили землю границами. Не земля – разделились души людей, судьбы людей, народов, которые столетиями считали себя не разными народами, а славянским братством. И вдруг стали чужды друг другу неизвестно, по какому признаку, по какой причине”.

В последние годы жизни работал над романом «Изгой», который не успел закончить (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».

Умер 2 марта 1996 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

В 2016 году по одноимённому роману Бориса Можаева был снят сериал «Мужики и бабы» режиссера Сергея Боброва. Драма повествует о временах коллективизации и раскулачивания советской властью крестьян в 30-е годы XX века.

Личная жизнь Бориса Можаева:

Сын – Андрей Борисович Можаев (17 сентября 1955 – 29 июня 2018), советский и российский прозаик и публицист, сценарист, литературовед.

Дочь Анита – филолог, специалист по испанской литературе.

Андрей Можаев – сын Бориса Можаева

Библиография Бориса Можаева:

1976, 1987 – «Мужики и бабы»
1993 – «Изгой» (1-я книга; неоконч.)

1954 – «Власть тайги»
1957 – «Саня»
1965 – «Полюшко-поле» («Против неба на земле»)
«Пропажа свидетеля»
1966 – «Живой» («Из жизни Фёдора Кузькина»)
1968 – «История села Брёхова, писанная Петром Афанасиевичем Булкиным»
«Наледь»
«Падение лесного короля»
1970 – «Полтора квадратных метра»
1972 – «День без конца и без края»
1984 – «Тонкомер»

1966 – «Единожды солгавши»

Фильмография Бориса Можаева:

1989 – Валерий Золотухин. В свободное от работы время (короткометражный) – эпизод

Фильмография Бориса Можаева:

1964 – Зелёный дом
1968 – Хозяин тайги
1969 – Зинка (короткометражный)
1971 – Пропажа свидетеля
1978 – Предварительное расследование
1986 – Дождь будет (фильм-спектакль)
1986 – В распутицу
1988 – Вам что, наша власть не нравится?!
1989 – Из жизни Фёдора Кузькина

О творчестве Бориса Можаева: сочинение

  • Главная
  • Что почитать
  • Лента
  • Жанры
  • Авторы
  • Рецензии
  • Цитаты
  • Подборки
  • Лайфхаки
  • Группы
  • Новинки
  • Издательства
  • Персонажи
  • Читатели
  • Истории
  • Мероприятия
  • Раздачи
  • Книгообмен
  • Игры
  • Премии
  • Тесты
  • Книжный вызов 2021
  • О писателе
  • Книги 50
  • Рецензии 14
  • Истории 2
  • Цитаты 50
  • Лайфхаки 1
  • Подборки 48

Борис Можаев — лучшие книги

  • Все
  • Бумажные издания
  • Электронные издания
  • Аудиокниги
  • Произведения
  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения

ISBN 978-5-4444-1701-0
Год издания 2014
Издательство Вече
Язык Русский

Роман-хроника известного советского прозаика и публициста Бориса Можаева посвящен годам коллективизации — переломным событиям в жизни русской деревни, когда она оказалась надломлена, фактически разграблена, разорена. Автор исключительно правдиво и без прикрас показывает, как нарушаются привычный уклад и судьбы людей небольшого рязанского села, только начинающего развиваться благодаря нэпу, с объявлением кампании массового создания колхозов.

Год издания 1977
Издательство Советская Россия
Язык Русский

Писательский талант Б.Можаева по своему характеру остросоциальный, публицистический. Его произведения насыщены сочным народным юмором, комедийными сценами, иногда злой шуткой. Жизненная достоверность, внутренняя сила характера героя повести “Живой” Федора Кузькина поставили эту повесть в один ряд с лучшими произведениями советских писателей о деревне. Такие произведения Б.Можаева, как “В Солдатове у Лозового”, “Лесная дорога”, “Дождь будет”, входящие в эту книгу, дополняют друг друга, помогают глубже понять авторскую позицию и основную мысль книги.

ISBN 978-5-9533-6238-2
Год издания 2012
Издательство Вече
Язык Русский

Глухая таежная деревня. Молодой участковый Василий Сережкин расследует обычное дело об ограблении сельпо. Однако в ходе расследования он выясняет, что дело значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Трудно найти истинного преступника, особенно когда его личина скрывается за слухами, наветами и людским недоверием.

Год издания 1990
Издательство Молодая гвардия
Язык Русский

Вашему вниманию предлагается приложение к журналу “Сельская молодежь” – Подвиг, №3, 1990.

Год издания 1975
Издательство Современник
Язык Русский

Авторский сборник. В книгу талантливого русского писателя вошли картины жизни многосложной, полной драматизма, где люди борются с несправедливостью не жалея ни сил, ни нервов, ни самой судьбы своей.

ISBN 5-280-01049-9, 5-280-00793-5
Год издания 1990
Издательство Художественная литература
Язык Русский

Издание 1990 года. Сохранность хорошая. В том вошли созданные писателем в 1964-1970 гг. повести “Живой”, “История села Брёхова. “, “Полтора квадратных метра”, а также первая книга романа-хроники “Мужики и бабы”, посвященного историческим событиям переломного характера в жизни русской деревни.

Год издания 1982
Издательство Московский рабочий
Язык Русский

В книгу вошли хорошо известные читателю лирические повести “Лесная дорога”, “В Солдатове у Лозового”, “По дороге в Мещеру” и др. В них описывается современная жизнь как в центральной русской полосе, так и на окраинах отечества нашего. Повести, рассказы, очерки Бориса Можаева отмечены своеобразным колоритом местности и постоянным присутствием автора в произведении, неизменным стремлением даже в самой лирической вещи выделить и подчеркнуть черты социальные, характеризующие те важные изменения, которыми так богата жизнь общества.

ISBN 978-5-4444-1608-2
Год издания 2014
Издательство Вече
Язык Русский

Над романом «Изгой» талантливый русский писатель Борис Андреевич Можаев (1923—1996) работал в последние годы жизни и не успел его закончить. События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950 х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы». Повести автора, вошедшие в книгу, — это многослойные и полные драматизма жизненные картины, где люди борются с несправедливостью, не жалея ни сил, ни нервов, ни самой судьбы своей.

Год издания 2015
Издательство Амфора
Язык Русский

Со времен Ф.М.Достоевского проблема преступления и неотвратимости наказания не раз освещалась в отечественной литературе. Не потеряла она актуальности и в советские времена. Автор остросюжетной повести ВЛАСТЬ ТАЙГИ Б.А.Можаев обращается как раз к этой животрепещущей теме. Молодой участковый из далекого таежного села Василий Сережкин расследует на первый взгляд простое дело по ограблению деревенского магазина. В преступлении подозревают одного из сплавщиков леса. В ходе расследования Сережкин выходит на настоящего преступника – сильного и умного человека. Но больше, чем поимка виновного, его беспокоит то, что односельчане стали верить слухам…

Язык Русский

Фёдор женился будучи по виду щуплым и малорослым. Венчание было зимой, так он еле выглядывал из старого тулупа, оставшегося от отца. Тогда-то с лёгкой руки весёлого попа он и получил прозвище — Живой. Это уж после свадьбы он подрос, а на работе вытянулся.

А история это началась на Фролов день, когда Фёдор Фомич получил на свои трудодни шестьдесят два килограмма гречихи и понял, что не прокормит он свою семью целый год на этот зароботок. Вот и решил он тогда — уходить надо из колхоза.

ISBN 5-239-00463-3
Год издания 1988
Издательство Московский рабочий
Язык Русский

Борис Можаев – честный писатель, говоривший правду о жизни советской деревни во все времена. Он знает и любит русского крестьянина, человека сметливого, умелого, безоглядного труженика. Знает и понимает проблемы русской деревни и умеет видеть их объемно, перспективно. Все это и найдет читатель в произведениях Б.Можаева, представленных в книге. Написанные в разные годы, они дают широкую картину процессов, происходящих в стране, позволяют ощутить боль писателя, его любовь к отечеству.

Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер): сочинение

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 — 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей — актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии — “Тартюф”, “Дон-Жуан” и “Мизантроп”.

В комедии “Тартюф” Мольер вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством . В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Дважды церковники добивались запрещения пьесы, дважды Мольер переделывал пьесу, менял ее заглавие, имя героя. В итоге Тартюф не монах, а мирянин, бессовестный лицемер и мошенник.

Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Условия времени не позволяли открыто бороться против религии. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е. положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством.

Образ Тартюфа обличает большое социальное явление. В нем воплощены многовековая религиозная ложь, идея аскетизма, мрачные черты клики церковников. Также и Оргон — отнюдь не схематическое воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного и косного французского буржуа той эпохи, — малокультурного, готового идти на поводу чуждой идеологии, легко попадающегося на удочку религиозной проповеди.

Картина взаимоотношений Оргона с семьей раскрывает характер обветшалых идей аскетизма. Восхищаясь “возвышающим” влиянием Тартюфа, Оргон говорит:

Я становлюсь иным от этих с ним бесед.
Отныне у меня привязанностей нет!
Он делает меня чужим всему на свете.
Пусть у меня умрут брат. мать, жена и дети,
Я этим огорчусь вот столько, ей же-ей!

На что умный Клеант иронически отвечает:

Я человечнее не слыхивал речей!

Демократизм и народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу раскусила Тартюфа. Обличительный дух пьесы ослаблен концовкой. Защитой против темных сил оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Сатира, таким образом, направлена против феодальной реакции, но еще не затрагивает абсолютизма.

Комедия в основном выдержана в манере классицизма. Действие происходит в течение суток в одном месте — доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

В образе Тартюфа — это религиозное ханжество. Еще до появления Тартюфа на сцене мы слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что однажды во время молитвы он убил блоху. Затем последовательно раскрывается подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, что он неравнодушен к красоте служанки. Мы видим, как он не брезгует никакими средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену своего благодетеля. И тут лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм, заявляя, что, “кто грешит в тиши — греха не совершает”. Все это проявления сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца. Но правдивая картина социальной жизни в комедии не сводится только к обличению ханжества. Буржуазная семья с ее патриархальным укладом, из которого жаждет вырваться молодежь, — все это вырастает в живое и яркое полотно.

В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в “Тартюфе”, относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. “Мещанин во дворянстве” — комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Сочинение: Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер)

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 — 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей — актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии — “Тартюф”, “Дон-Жуан” и “Мизантроп”.

В комедии “Тартюф” Мольер вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством . В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Дважды церковники добивались запрещения пьесы, дважды Мольер переделывал пьесу, менял ее заглавие, имя героя. В итоге Тартюф не монах, а мирянин, бессовестный лицемер и мошенник.

Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Условия времени не позволяли открыто бороться против религии. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е. положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством.

Образ Тартюфа обличает большое социальное явление. В нем воплощены многовековая религиозная ложь, идея аскетизма, мрачные черты клики церковников. Также и Оргон — отнюдь не схематическое воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного и косного французского буржуа той эпохи, — малокультурного, готового идти на поводу чуждой идеологии, легко попадающегося на удочку религиозной проповеди.

Картина взаимоотношений Оргона с семьей раскрывает характер обветшалых идей аскетизма. Восхищаясь “возвышающим” влиянием Тартюфа, Оргон говорит:

Я становлюсь иным от этих с ним бесед.

Отныне у меня привязанностей нет!

Он делает меня чужим всему на свете.

Пусть у меня умрут брат. мать, жена и дети,

Я этим огорчусь вот столько, ей же-ей!

На что умный Клеант иронически отвечает:

Я человечнее не слыхивал речей!

Демократизм и народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу раскусила Тартюфа. Обличительный дух пьесы ослаблен концовкой. Защитой против темных сил оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Сатира, таким образом, направлена против феодальной реакции, но еще не затрагивает абсолютизма.

Комедия в основном выдержана в манере классицизма. Действие происходит в течение суток в одном месте — доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

В образе Тартюфа — это религиозное ханжество. Еще до появления Тартюфа на сцене мы слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что однажды во время молитвы он убил блоху. Затем последовательно раскрывается подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, что он неравнодушен к красоте служанки. Мы видим, как он не брезгует никакими средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену своего благодетеля. И тут лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм, заявляя, что, “кто грешит в тиши — греха не совершает”. Все это проявления сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца. Но правдивая картина социальной жизни в комедии не сводится только к обличению ханжества. Буржуазная семья с ее патриархальным укладом, из которого жаждет вырваться молодежь, — все это вырастает в живое и яркое полотно.

В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в “Тартюфе”, относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. “Мещанин во дворянстве” — комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Сочинение: Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер)

Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер)

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, но смелее других вышедших за его пределы, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

Жан-Батист Поклен (1622 — 1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном королевского обойщика. Он получил хорошее образование. Страстно любя театр, Мольер против воли отца бросил юридический факультет и вступил в театральную труппу. Несколько лет он скитался по провинции с театром, который возглавлял вместе с семьей своих друзей — актеров Бежар. На младшей их дочери Арманде Бежар он впоследствии женился.

Блестящий актер-комик, Мольер до конца жизни играл главные роли в своих комедиях. В провинции он занялся обработкой старых народных комедий (фарсов) для своего театра, а затем сам стал писать комедии. В 1658 году, показав при дворе спектакль, который понравился королю, Мольер остается со своей труппой в Париже. Здесь он работает до конца жизни в качестве придворного комедиографа, артиста и режиссера.

Творчество Мольера развивается в борьбе против католического духовенства, от расправы которого его спасает только заступничество короля. Физически надорванный этой травлей, Мольер умирает на 52-м году жизни, в расцвете творческих сил.

Важнейшие произведения Мольера созданы в 60-е годы XVII в. Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено сильнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Мольер создает три величайшие комедии — “Тартюф”, “Дон-Жуан” и “Мизантроп”.

В комедии “Тартюф” Мольер вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством . В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Дважды церковники добивались запрещения пьесы, дважды Мольер переделывал пьесу, менял ее заглавие, имя героя. В итоге Тартюф не монах, а мирянин, бессовестный лицемер и мошенник.

Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Условия времени не позволяли открыто бороться против религии. Мольер вынужден критиковать лицемерие как чисто моральный порок. Это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта — резонера, т, е. положительною персонажа, высказывающею авторские идеи. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством.

Образ Тартюфа обличает большое социальное явление. В нем воплощены многовековая религиозная ложь, идея аскетизма, мрачные черты клики церковников. Также и Оргон — отнюдь не схематическое воплощение легковерия и ослепления, хотя черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного и косного французского буржуа той эпохи, — малокультурного, готового идти на поводу чуждой идеологии, легко попадающегося на удочку религиозной проповеди.

Картина взаимоотношений Оргона с семьей раскрывает характер обветшалых идей аскетизма. Восхищаясь “возвышающим” влиянием Тартюфа, Оргон говорит:

Я становлюсь иным от этих с ним бесед.

Отныне у меня привязанностей нет!

Он делает меня чужим всему на свете.

Пусть у меня умрут брат. мать, жена и дети,

Я этим огорчусь вот столько, ей же-ей!

На что умный Клеант иронически отвечает:

Я человечнее не слыхивал речей!

Демократизм и народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу раскусила Тартюфа. Обличительный дух пьесы ослаблен концовкой. Защитой против темных сил оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Сатира, таким образом, направлена против феодальной реакции, но еще не затрагивает абсолютизма.

Комедия в основном выдержана в манере классицизма. Действие происходит в течение суток в одном месте — доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

В образе Тартюфа — это религиозное ханжество. Еще до появления Тартюфа на сцене мы слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что однажды во время молитвы он убил блоху. Затем последовательно раскрывается подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, что он неравнодушен к красоте служанки. Мы видим, как он не брезгует никакими средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену своего благодетеля. И тут лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм, заявляя, что, “кто грешит в тиши — греха не совершает”. Все это проявления сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца. Но правдивая картина социальной жизни в комедии не сводится только к обличению ханжества. Буржуазная семья с ее патриархальным укладом, из которого жаждет вырваться молодежь, — все это вырастает в живое и яркое полотно.

В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер дал яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена. Герой комедии преклоняется перед дворянством, мечтает проникнуть в аристократическую среду. Он пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии.

Потеряв всякое достоинство, Журден не хочет признаваться в том, что отец его был купцом. Вот он заводит дружбу с дворянами и, что всего смешнее, пытается разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.

Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях.

Многообразны человеческие характеры, представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.

Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в “Тартюфе”, относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.

Мольер проявил себя мастером комедийной интриги. Удачно введен в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая часть развивающегося комедийного действия. “Мещанин во дворянстве” — комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами.

Мольер вошел в историю мирового театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: