Гумберт: сочинение

talifa88

talifa88

«Сам Набоков описывал Гумберта как “эгоцентричную и жестокую тварь”»: к слову о «Лолите»

Я сама эту книгу еще ни разу не читала – потому что до знакомства с постами, процитированными ниже, слушая восторженные мужские отзывы в духе «Прекрасный роман о любви!», думала, что автор выступает на стороне педопреступника:

«Перевод текста, ссылка на оригинальный текст и ссылки в тексте внизу.
**

Искаженное восприятие Лолиты: миф о маленькой соблазнительнице

Лолита, без преувеличений, является одним из величайших шедевров английской литературы (что особенно впечатляет, английский – это третий язык Набокова). Это также и шокирующая история насильника детей и социопата от первого лица, Гумберта Гумберта, который пытается оправдать свои преступления рационализацией, преувеличениями, психоанализом или попросту враньем, приукрашивая свою историю, – в общем, ненадежный рассказчик с большой буквы.

Набоков проделывает прекрасную работу, озвучивая точку зрения педофила-манипулятора, погруженного в свои иллюзии, который видит в своей жертве не человека, а проекцию своих собственных желаний. Солипсизм Гумберта подчеркивается тем фактом, что свою жертву он называет только Лолитой (по-настоящему ее зовут Долорес), демонстрируя, что соблазнительная, демоническая «Лолита», которую он описывает, существует только в его чудовищном восприятии ребенка, который ужасно страдает («Долорес» буквально значит «боль»). То, что Долорес в итоге выходит замуж за глухого мужчину, усиливает трагедию того, что никто никогда не услышит ее версию истории.

К сожалению, по большей части реакция на эту книгу была противоположностью тому, что пытался донести Набоков. Что особенно ужасно, Лолиту часто описывают как эротический роман. Огромное количество дизайнов обложки включает в себя сексуализированное изображение девочек, несмотря на то, что Набоков настаивал, чтобы на обложке не было «никаких девочек». И даже несмотря на то, что сам Набоков описывал Гумберта как «эгоцентричную и жестокую тварь» и «мерзкого типа», многие читатели в то время (1958 год везде был отвратительным временем) сочувствовали ему и принимали его вопиюще неадекватную версию событий. Романист Робертсон Дэвиз написал, что Лолита была «не [о] совращении невинного ребенка коварным взрослым, а о эксплуатации слабого взрослого развратным ребенком. С этим явлением знакомы соцработники, судьи и психиатры». Гумберт становится единоличным опекуном Лолиты для того, чтобы полностью ее контролировать, и он ее насилует, мучает, шантажирует, накачивает наркотиками, оправдывая все это тем, что она не нормальное, невинное человеческое существо, но одна из подвида от природы соблазнительных препубертатных девочек, которых он называет «нимфетками». «Нимфетку» и «Лолиту» сейчас можно найти во многих словарях с определением (безо всякой иронии) «не по годам сексуально развитая девочка».

Я думаю, что трагедия Лолиты в том, что Набоков написал о чем-то, что общество на словах вроде как порицает, а вместо этого сделал очевидным факт, что общество вообще-то оправдывает изнасилования мужчинами девочек, до тех пор, пока вещи не называют своими именами. Миф, что девочка может быть достаточно «зрелой», чтобы сексуально манипулировать взрослым мужчиной, который буквально контролирует ее жизнь, всплывает снова и снова в судебных разбирательствах, особенно когда дело касается небелых девочек. Например, в этом случае, который произошел всего два года назад, судья дал всего лишь 30 суток 50-летнему учителю, который изнасиловал 14-летнюю школьницу, потому что девочка была «старше своего хронологического возраста» и «так же контролировала ситуацию», как и учитель. Девочка покончила с собой на стадии рассмотрения дела. В этом недавнем случае полиция обвинила 11-летнюю девочку в «распущенном поведении» за то, что ее изнасиловали трое взрослых мужчин.

Грустно, но эти случаи далеко не единичны, и этот миф о не по годам сексуально развитой «Лолите» настолько распространен, что ему посвятили целый разоблачающий фильм «Леденец» с Эллен Пейдж» (https://vk.com/wall-109018074_1957),

«Поскольку Гумберт педофил, его повествование от первого лица едва ли заслуживает доверия, если мы хотим разобраться, что на самом деле происходило с Лолитой. Однако Владимир Набоков, несмотря на то, что главный герой — ненадежный рассказчик, дает нам несколько подсказок. На протяжении всего первого года, проведенного ими вместе в дороге, мотаясь от города к городу, Гумберт упоминает ее приступы плача и “резкие перепады настроения” — вполне понятные эмоции, учитывая, что она постоянно подвергается изнасилованию. Одна горожанка даже любопытствует, спрашивая у Гумберта, что же это за кошка его так расцарапала, имея в виду следы на его руках — стойкие попытки Лолиты сбежать от своего опекуна-насильника. Он контролирует каждый аспект ее жизни, снедаемый мыслями о том, что она сбежит от него, воспользовавшись огромной суммой денег или, возможно, с помощью парня. Он постоянно допрашивает ее о друзьях и подругах, а однажды обыскивает ее спальню и забирает все ее сбережения. Лолита часто высмеивается за вещи, которые она желает получить в обмен на “сексуальные услуги”, Набоков описывает это в одной из сцен: “Как сладостно было приносить ей этот кофе – и не давать его ей, покуда она не исполнит своей утренней обязанности”.

В конце концов, Лолита сбегает от своего отчима-абьюзера в 15 лет, но сам факт того, что она увековечена как запретная чертовка из мира литературы, не только вызывает глубокую тревогу, он также свидетельствует об абсолютно неверном прочтении этой книги …

В юбилейном издании “Лолиты” в честь 50-летия произведения, которое я заказала ради того, чтобы написать этот обзор, на задней стороне обложки значится следующая цитата из статьи Vanity Fair:
“Единственная убедительная история любви этого столетия”.

Издание, опубликованное Vintage International, описывает историю как “самый знаменитый и спорный роман Владимира Набокова”, которому, тем не менее, есть что сказать о любви. На обратной стороне дается краткое изложение книги:
“В большей степени это размышление о любви — любви как бесчинстве и иллюзии, безумии и преображении”.

Читайте также:
Литература русского Зарубежья В.В. Набоков: сочинение

Нет никакой “любви” в этом романе, подробно описывающем многократно совершаемое сексуальное насилие над ребенкой» (https://vk.com/wall-125021495_30017),

«Всеобщее неправильное толкование “Лолиты” Владимира Набокова – это тревожное напоминание об отношениях между писателем и публикой, которая способна порождать новые смыслы через толкования, и о том, что искусство даже с самой лучшей идеей может в конце концов стать полным отражением недугов данного общества» (https://vk.com/wall-125021495_2365).

Ну, чего бы там ни хотел добиться сам автор на самом деле, реакция других мужчин на его работу действительно очень и очень показательная. И трагикомичная: так и вижу этих здоровых мужиков, которые, рыдая, с криком «Папочка, мамочка, полиция, кто-нибудь… СПАСИТЕ!», убегают от «развратной демонической нимфетки» 10 лет от роду, но она догоняет их и заставляет сделать все, чего ей хочется.

Почему Гумберт стал Гумбертом? Немного о судьбе маньяка из набоковской “Лолиты”

После того, как набоковская “Лолита” потрясла собой мир в 1955-м, имя Гумберт стало нарицательным для педофилов. Как съязвил по поводу него сам набоковский маньяк, “имя выражает требуемую гнусность”. И это ни разу не настоящие имя и фамилия убийцы Клера Куильти. А псевдоним, выбранный им самим. То есть маньяк, по сути, остается для читателя безымянным.

Но гнусность там очень интересная, на самом деле. На мой взгляд, она заключается не столько в подлости или пошлости отчима Долорес, сколько в. его банальном инфантилизме. И фильм “Лолита”, снятый в 1997 г., эту чуть ли не ключевую тему произведения неплохо передал.

Беда его и причина падения, на самом деле, в резком разрыве между интеллектуальным развитием Гумберта (а оно было достаточно высоким, хотя сей профессор литературы и не слишком ответственно относился к своим професиональным начинаниям) и эмоциональным созреванием. Эмоционально он не вырос с тех пор, как встретил первую любовь на Ривьере. Стресс, вызванный смертью Анабеллы от эпидемии, а может, и не только он, каким-то образом “заморозил” его эмоциональную сущность в cостоянии двенадцатилетнего подростка.

Именно поэтому мысль о связи со взрослой женщиной его пугает и отвращает. Это же неестественно и противно для мальчика-то, иметь близкие отношения со зрелой теткой. О таких он отзывается весьма презрительно: “. я имел так называемые нормальные сношения с земнородными женщинами, у которых груди тыквами или грушами”.

Наряду с презрением отчетливо видно высокомерное отношение – к примеру, в том, как он говорит о своей бывшей жене Валерии: “Если бы я был, что называется, «средним французом», охочим до разряженных дам, я легко бы нашел между обезумелыми красавицами, плескавшими в мою угрюмую скалу, существо значительно более пленительное, чем моя Валерия. Но в этом выборе я руководился соображениями, которые по существу сводились – как я слишком поздно понял – к жалкому компромиссу”.

Катком едет по любым недостаткам тех, кто осмелился положиться на него, как на взрослого партнера и невольно создал угрозу для его ощущения себя вечным “фавненком”. За это Гумберт заставлял женщину платить – что Валерию, выворачивая ей хрупкие кисти, что мать Лолиты Шарлотту, морально ее подавляя и манипулируя. Обиженные мальчики очень мстительны. Особенно если ставится под сомнение их воображаемая неотразимость. После этого избранница – априори “. большая, дебелая, коротконогая, грудастая и совершенно безмозглая баба” или “гнусная Гейзиха”.

Обратите внимание, с какой патетикой он восклицает о том, что зарыдал после того, как Шарлотту сбила машина: И тут я зарыдал. Господа и госпожи присяжные, я зарыдал!“. Да еще бы ты не плакал после гибели человека, бывшего, как-никак, твоей второй половиной. Какое восхищение каждой своей естественной эмоцией – ну зашибись просто! Я, я, я плакал по этой. Хлопайте, хлопайте же бедному страдальцу!

Лишь влюбленность в нимфетку для “Гумочки” – естественна и комфортна. Притом, что разум отчетливо говорит об аморальности этого дела. Но разум и эмоции Гумберта не то что поссорились между собой – они со времен его юности не встречались почти. Более того – зачатки трезвого разума и здравого смысла он подсознательно воспринимает как некое зло, лишающее последней отрады, доступа до времени, когда: “я рос счастливым, здоровым ребенком в ярком мире книжек с картинками, чистого песка, апельсиновых деревьев, дружелюбных собак, морских далей и улыбающихся лиц”, где: “..от кухонного мужика в переднике до короля в летнем костюме все любили, все баловали меня”.

У взрослого, сознательного мужчины, который простился со своим детством окончательно, нет иллюзии того, что его все обязаны любить и сюсюкать с ним. Он не предъявляет претензии “равнодушному миру”, т.к. понимает, что для мира он – один из многих совершенно обычных людей. И это – вполне естественно и нормально.

Гумберт же не замечает, что внутренне ненавидит мир и людей не по их вине, а, в основном, из-за своих неадекватных претензий да ожиданий. И, наряду с банальным побегом в свою виртуальную реальность ( Ах, оставьте меня в моем зацветающем парке, в моем мшистом саду. Пусть играют они вокруг меня вечно, никогда не взрослея”), он мстит обществу своими аморальными похождениями. Кстати, грубо называя часть детей, не похожих на нимфеток, “гаденькими”. Вполне себе в стиле современных крайне инфантильных чайлхейтеров.

Читайте также:
Тема любви в рассказе В. Набокова Музыка: сочинение

Как любой инфантил, Гумберт очень любит поосуждать, пообобщать и попревозноситься в итоге (“Духовное и телесное сливалось в нашей любви в такой совершенной мере, какая и не снилась нынешним на все просто смотрящим подросткам с их нехитрыми чувствами и штампованными мозгами”). Также искренне считает обстоятельства решающей силой в своей жизни, а себя, конечно же, беспомощной их жертвой: “О, Лолита моя, все что могу теперь, – это играть словами”.

И даже к тому моменту, когда сюжетная линия основательно подходит к концу, проактивности и сознательности у Гумберта прибавляется мало.Теперь он ждет, что его будет “баловать” не король в летнем костюме, а новая подруга Рита: “Я боялся, как бы пустота, в которой я очутился, не заставила бы меня воспользоваться свободой внезапного безумия и поддаться случайному соблазну при встрече в каком-нибудь проулке с возвращающейся домой школьницей. Одиночество разжигало меня. Я нуждался в обществе и уходе. Мое сердце было истерическим, ненадежным органом. Вот как случилось, что Рита вошла в мою жизнь”.

Упал женщине на руки вот такой великовозрастный и беспомощный ляль для “ухода”, понимаешь. Притом параллельно он, по своему обыкновению, и Риту эту чехвостит на чем свет стоит, предполагая, что девушка “и з чистого сострадания могла бы отдаться любому патетическому олицетворению природы — старому сломанному дереву или овдовевшему дикобразу”.

Вот теперь мы плавно подошли и к сути его трагических отношений с Долли. Был ли он в них взрослым мужчиной не физически, а морально, психологически? Да как бы не так. Откуда бы взрослость в нем внезапно взялась, при таком состоянии личности?

У них постоянно длились игры двух детей: то Лолита манипулирует его похотью, чтобы получать конфетки и развлечения, то он ей устраивает ревнивые истерики, как в Бердслее. При этом Гумберт чуть ли не кокетничает с читателем, игриво выставляя напоказ отдельные черты своей незрелости: ” Физиологам, кстати, может быть небезынтересно узнать, что у меня есть способность – весьма, думается мне, необыкновенная – лить потоки слез во все продолжение другой бури”. Снова наш Мистер Необыкновенность отличился по самое “не могу”, правда)? Ляля невротически ревет в постели – трогательно донельзя.

Вечно играть в детские игры невозможно. Это Гумберт так и не вырос внутренне, а Долорес очень даже повзрослела. Хотя у нее все так трагически и сложилось впоследствии, но. Останься она с вечным инфантилом, то неизвестно, что было бы хуже – смерть или жизнь цветка, которому сознательно не дают расти выше определенной точки. Регресс вынужденный в детство, другими словами. Для Гумберта состояние “застывания” стало естественным, хотя оно и ненормально в принципе, а вот для Долли оказалось бы адом. Она была не настолько недалека инфантильна.

Потому и мудро отказалась возвращаться к нему. Хотя и попользовала его здорово в плане денег, уже будучи “миссис Скиллер”, тут тоже слов из песни не выкинешь).

Своим шокирующим для времени написания, натуралистичным и слегка вульгарным произведением Владимир Набоков донес до нас очень важное предупреждение. Оно состоит в том, что, отказываясь взрослеть, непременно деградируешь. Тем или иным образом.

Гумберт: сочинение

Как и тогда, лакей с лицом как луна распределял по астральной схеме пятьдесят рюмочек хереса на большом подносе для свадебного приема (Мурфи, этот раз, сочетался браком с Фантазией)<8>. [с. 353]

“Фантазия, Стелла” возникает через пятьдесят с лишним глав как “астральная… Фантазия”. Видимо, Набоков полагает, что читатель, уразумев, почему официант распределил рюмочки по астральной схеме, вознаграждается в достаточной степени. Ему следует, как сказал бы Набоков, ощутить пронзительное удовольствие любителя шахмат, гордость, удовлетворение и психологическую гармонию, которые столь хорошо известны творцам.

Набоков находит особое удовольствие в игре с именами<9>. Имя автора записок — сознательный выбор. Оно претерпевает различные трансформации, искажения, дополнения и модификации, в которых блестяще смешаны фонетика, смысл и литературные аллюзии. Вот несколько личин многоликого Гумберта:

Гумберт Грозный, Гумберт Кроткий, Подбитый Паук Гумберт, Хумберт Хриплый, Гумберт Смиренный, Гумберт Густопсовый, Гумберт Выворотень, Гумберт Мурлыка, Humbert le Bel, Гумберт Смелый, Мясник Гумберт, Герр Гумберт, Гумбертольди, Жан-Жак Гумберт, Сан Гумбертино Гумберт,[2] Гомбург, Гамбург, Гумберг, Гумбард, Гумбург, Гум-мерсон, Гуммер.

И еще в том же духе:

Сумрачный Гумберт, Гум и Гумбертша, Гумочка и мамочка, лиловая и черная Гумбрия, Гамбургер и смиренный горбун.

После эрекции он вынужден “довольно долго переключаться” для “скромной нужды” (humdrum purpose). Это выглядит как невинное развлечение со стороны Набокова или же, поскольку он якобы мнимый рассказчик, как сочетание добродушного самоуничижения со стороны Гумберта вкупе с нетерпеливым раздражением по отношению к людям, которые не помнят его имени. Но все эти прихотливые переливы красок скрывают литературную аллюзию. Главного героя “Поминок по Финнегану” Джойса зовут Хамфри (Гемфри) Чимпден Эрвикер. Имя Хамфри подвергается множеству разнообразных изменений, в точности соответствующих мутациям имени Гумберта. К примеру, мы находим:

Хамбер, Хамхам, Хаббаб, Хамм, смиренный Хамфри, Хамфри-Коротышка, святой Губерт, Хамфри Горбун, Химмишимми, Харомфрейд, Хамбер был хмур.

Уже это показывает, что Набоков кое-что почерпнул из Джойса, однако есть и дальнейшие ссылки<10>. Героиню (и символ) романа Джойса, возлюбленную Хамфри, зовут Анна Ливия Плюрабель; отроческую «ривьерскую» любовь Гумберта Гумберта, пробудившую его нимфетоманию, зовут Аннабелла Ли (позднее она возродится в Лолите)<11>. Хамфри и Анна Плюрабель Джойса символизируют, в числе прочего, Адама и Еву<12>. Гумберт и Аннабелла у Набокова варьируют ту же библейскую тему. После Аннабеллы “Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит (т. е. Лолита. — К. П.) была той, о ком он мечтал” (с. 30). Перед фантастической перспективой обладания Лолитой Гумберт “был податлив, как Адам… в известном плодовом саду” (с. 91), и когда Лолита (то бишь Аннабелла, Аннабель Ли, Анна Ливия Плюрабель, Ева и Лилит) входит в гостиную Гейзов, дабы впервые неосознанно стать воплощенным инструментом гумбертовского оргазма, она держит “в пригоршне великолепное, банальное, эдемски-румяное яблоко” (с. 75). Как говорил поэт, “запретный плод вам подавай, а без того вам рай не рай”. Она подбрасывает яблоко, Гумберт перехватывает его, но потом возвращает и, когда она жадно вгрызается в плод, начинает свои тайные манипуляции. При этом Гумберт отмечает, что она “была налита яблочной сладостью”, и любуется ею, “пожирающей свой незапамятный плод, поющей сквозь его сок” (с. 77). Тема “Адам—Ева—яблоко” возникает вновь, когда Ло появляется в ярком ситцевом платье “с узором из красных яблочек” (с. 139); в тот день Гумберт увозит ее из лагеря «Ку» и впитывает в себя самое дорогое для него существо на земле.

Читайте также:
Рецензия на рассказ В. Набокова Музыка: сочинение

Есть и другие ссылки на Джойса. В “Поминках по Финнегану” встречается имя «Куильти»; Клэр Куильти — похититель и любовник Лолиты. Фамилия Мак-Кул — предполагаемое соответствие Мак-Ку в «Лолите» — тоже встречается в “Поминках по Финнегану”. Гумберт пародирует “Портрет художника в юности” Джойса, когда, рассказывая о себе, говорит о поисках “Портрета Неизвестного Изверга”.[3] Когда девочки в пьесе изображают живую радугу, которая понемногу тает за множеством последовательных вуалей, Гумберт комментирует: «Я подумал, помню, что эту идею “радуги из детей” Клэр Куильти и Вивиан Дамор-Блок стащили у Джойса…» (с. 271). Соответствующего места у Джойса я не нашел, хотя Дамор-Блок (Darkbloom), возможно, намекает на Блума из «Улисса», где в пятнадцатой главе я обнаружил следующие реплики:

Гумберт: сочинение

Андрей Дмитриев. Этот берег. М.: Время, 2021

С начала конфликта на востоке Украины прошло уже почти семь лет. Его значение и последствия до сих пор непонятны нам полностью, хотя бы потому, что он еще не закончен. И в том числе поэтому литературное осмысление этих событий остается по большей части в границах документальной или просто военной прозы, для которой характерна специфическая ясность происходящего: пусть и с оговорками люди в ней делятся на своих и чужих — в зависимости от того, на чьей стороне автор. Существует не так много известных художественных текстов о российско-украинских отношениях середины десятых годов, написанных с точки зрения обычного человека, живущего на мирной территории, для которого еще вчера разница между двумя странами была довольно условной. Это состояние погруженности в противоречивую и внезапно агрессивную информационную повестку по-разному показано в «Патриоте» Андрея Рубанова, «Славянских отаку» Упыря Лихого и «Вечной жизни Лизы К.» Марины Вишневецкой. Новая книга Андрея Дмитриева, «Этот берег», раскрывает трагедию конфликта исподволь, бо́льшую часть повествования почти не касаясь ее напрямую. И, как ни странно, такое осторожное, тихое проговаривание оказывается важным шагом в сторону глубокой литературной рефлексии по поводу происходящего в Донбассе. Хотя война в романе даже не является его центральной темой.

Главный герой, он же рассказчик, — Иван Ладожкин, разменявший шестой десяток скромный учитель словесности из небольшого русского города Хнова. Он хоть местами и похож на «маленького человека», но не лишен обаяния, умеренной профессиональной гордости и искренней любви к своему предмету. Неудивительно, что когда в 2012 году одна из старшеклассниц просит его о внеурочных книжных беседах, он и не думает ей отказывать, чем тут же навлекает на себя недобрые сплетни. В глубокой провинции слухи распространяются очень быстро. Даже собственная жена учителя не в силах поверить, что ее муж никакой не совратитель, а просто разговаривает с девочкой о литературе. «Я как-нибудь читал вашу „Лолиту”!» — вторит жене отец ничего не подозревающей старшеклассницы. Он угрожает расправой Ладожкину, который на самом деле ни разу даже не дотрагивался до ученицы. В итоге на учителя пишут сразу два заявления, его знакомый из РОВД не дает им хода, но страх и навязчивая клевета вынуждают его бежать в соседнюю Украину. Там, после некоторого периода печальных скитаний, Ладожкин встречает бизнесмена с библейским именем Авель. В отличие от оставшихся в Хнове недоверчивых каинов, Авель фактически дарит учителю вторую жизнь — устраивает его сторожем-управляющим на свою базу отдыха, где рассказчик проводит несколько лет. Помимо Ладожкина на базе работают еще две женщины. У одной из них пропадает без вести сын, отправившийся кататься на велосипеде вместе с соседским мальчиком. И тогда герой из жертвы навета превращается едва ли не в одного из сыщиков, расследующих исчезновение ребенка.

«Этот берег» подкупает в первую очередь именно органичным переплетением разных сюжетных линий. Детективная драма соседствует с семейной интригой и галереей комичных второстепенных персонажей. Все эти ответвления ничуть не уводят в сторону от главного — судьбы оказавшегося в одиночестве немолодого рассказчика. Напротив, благодаря его меланхоличной, неторопливой интонации повествование успевает и выхватывать яркие детали, и обобщать происходящее, в том числе с литературной точки зрения, что более чем логично для героя-словесника. Явные отсылки к мировой классике встречаются в романе не раз. Ладожкин сравнивает себя с королем Лиром и пытается объяснить порочность войны на примере Раскольникова. Прозвище злополучной старшеклассницы — Капитанская Дочка, а история с ней представляет собой своего рода «Анти-Лолиту», где «анти-Гумберт» выступает в роли честного наставника, не испытывающего никакого желания как-либо использовать ученицу. На фоне широкого обсуждения романа Кейт Рассел «Моя темная Ванесса», где речь, грубо говоря, идет о современной «Лолите», к тому же воссозданной именно на примере отношений ученицы и учителя, «Этот берег» оказывается особенно ярким антиподом условного «нарратива совращения». При всей своей кажущейся заурядности Ладожкин наделен эмпатией и альтруизмом, готов помогать Капитанской Дочке даже после обрушившейся на него, хоть и не по ее вине, клеветы. Такого героя вполне можно поставить в один ряд с другими по-своему самоотверженными учителями, выведенными в русской литературе, — от Карла Ивановича у Льва Толстого до Виктора Служкина у Алексея Иванова.

Читайте также:
Мое открытие Набокова: сочинение

Перекличка с классикой находит отражение и в языке, немного старомодном, которому не чужды такие наречия, как «неумолимо» и «малодушно», и обороты в духе «я был зван». При этом перед нами подчеркнуто «музыкальный» текст с многочисленными ассонансами и аллитерациями. Кое-где его стиль приближается к той ритмической прозе, которая более заметна в других произведениях Андрея Дмитриева, например в «Бухте радости». В «Этом береге» тоже иногда бросаются в глаза внутренние рифмы и созвучия, а инверсия местами напоминает о поэтической метрике.
«Когда стемнело, я понадобился — на поляне перед домом Авеля запалил костер, подвесил над огнем котел с остатками вчерашнего борща, потом был зван к столу, который и накрыл на четверых, на воздухе, вблизи костра. Ели мы молча, поглядывая на темную, будто застывшая смола, в последних тусклых блестках воду Киевского моря, на ясное, все в редких звездах, небо. »

Единственное, что тут, пожалуй, смущает — кокетливая замена матерного междометия словом «плеть», хотя и это можно объяснить привычкой педагога, в голове которого ненормативная лексика мигом превращается в эвфемизмы. Но ведь Ладожкин вроде бы не ханжа.

Подчеркнуто литературны имена пропавших мальчиков — Хома и Гриша. Первый вызывает ассоциации с героем «Вия», второй — с протагонистом «Тихого Дона». Оба классических персонажа сталкиваются с роковым злом: мистическим чудовищем или катастрофой Гражданской войны. Отчасти поэтому образы их младших тезок из романа Дмитриева подчеркивают отголоски войны современной. Мальчики во многом становятся жертвами случая и собственной неосторожности, и в похожем ключе трактуются образы рядовых участников военного конфликта в Донецке и Луганске. Например, муж Капитанской Дочки, который собирается присоединиться к ополченцам, представляется бывшему учителю скорее жертвой злого умысла сильных мира сего, объектом пропаганды, а не действующим субъектом. Ближе к финалу рассказчик скорее занимает сторону Украины. Но еще большой вопрос, чью бы сторону он принял, предложи ему помощь не украинский предприниматель, а аналогичный по влиянию человек из Донецка. Тем более что национальный вопрос в книге раскрывается не без забавных противоречий. Так, в начале книги за дочкой Авеля недолгое время приглядывает «дуэнья», которая снисходительно называет Ладожкина «кацапом». «Если мы при ней, пусть и не с ней, говорили меж собой по-русски, она сжимала губы в ниточку, оглядывая нас с укором и неясным подозрением», — отмечает рассказчик. В то же время, говорит он под конец, за все время странствия ни разу «в ответ на мои русские слова, не видел на себе ни одного косого взгляда».

Роман Дмитриева нельзя считать стопроцентно политически ангажированным, автор критикует обе стороны. Здесь неприглядны те персонажи, которые противопоставляют друг другу украинцев и русских, будь то «дуэнья» или гротескный тип в камуфляже, вспоминающий, что «пора идти мочить хохлов», всякий раз, когда у него что-то не ладится в быту. В «Этом береге» конфликт между Украиной и Россией изображается не как результат геополитической игры и тем более не как борьба света и тьмы — такая трактовка на страницах романа едко высмеивается. Война — это иррациональное безумие, которое настигает людей как эпидемия и бродит совсем рядом с рассказчиком. От него гибнут дети и ссорятся семьи. Есть ли смысл искать виновных в этом безумии? Предлагает ли история Ладожкина глобальный путь к примирению? Скорее ни то, ни другое — перед нами чуть ли не древнегреческая трагедия, неотвратимая, как стихия. Но каждый человек по отдельности способен что-то изменить на своем локальном участке. Пусть даже речь идет о простом учителе словесности: у него есть слово, и вера в примирительную силу этого слова, несмотря на его кажущуюся беспомощность на фоне давно уже свистящих пуль, мощно звучит в финале книги.

Подспудный гуманистический пафос «Этого берега» привлекает хотя бы тем, что роман описывает реальность, решительно чуждую гуманистическому пафосу. Гуманизм вторгается в этот мир словно бы из далекого прошлого в лице оболганного учителя. Тот потерял любимую работу и жену, но сумел стать своим в якобы враждебной стране и сохранил умение сопереживать окружающим. История Ивана Ладожкина практически возвращает нас к притче о странствующем старце, чей образ архетипичен для всей индоевропейской традиции. Ладожкин, конечно, странником сделался случайно, бо́льшую часть романного времени проводит на базе отдыха, а от роли всезнающего мудреца и вовсе далек. Наставник из него тоже не настолько гениальный, чтобы он мог переубеждать собеседников по переписке. Но его невольное паломничество из России в Украину — все тот же отказ от служения личным интересам в пользу духовного поиска, стремления найти ответы на вечные вопросы. Например, герой не религиозен, но среди его ценностей — любовь в самом широком смысле. И, сталкиваясь с ненавистью как ее противоположностью, он приходит к заключению, что ненависть вырастает из страха, будь то боязнь собственной несостоятельности или угроза общественного давления. А для любви же, напротив, необходима смелость, и, даже если поздно быть смелым для любви в своей жизни, можно хотя бы не побояться помочь любви в жизни чужой, пусть это и выглядит нелепо. В таком выводе равно чувствуется привкус элегической чеховской иронии и бурных шекспировских страстей. Тем не менее роман «Этот берег» способен приятно удивить читателя и выверенным психологическим реализмом, и чуть ли не позабытой искренностью.

Читайте также:
Владимир Набоков здесь и сегодня: сочинение

Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе

Скачать сочинение

Николай Алексеевич Некрасов – поэт середины девятнадцатого века. Его стихи и поэмы помнят и любят до сих пор. Мы знаем Некрасова по таким произведениям, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подьезда», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другим, ну и, конечно же, по знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасова можно по праву назвать народным поэтом. Ещё до него Пушкин и Лермонтов заявили о своем сочувствии крестьянству. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его нужды, стремления, идеалы.
Неослабевающий интерес поэта к жизни народа, к жизни страны во всех ее проявлениях привёл к расширению тематики его лирики. Темы его стихотворений перекликаются между собой. Образ революционера – борца создаётся Некрасовым для того, чтобы вести вперед Родину, чтобы бороться за народ. Основная же мысль темы поэта и поэзии направлена на то, что истинный поэт – это обличитель толпы, в то же время и помощник народа. Ну а тема народа в лирике поэта самая главная тема его поэзии.
Я никогда не думала, что есть такой поэт, который предан своим взглядам до конца жизни. Некрасов не поддался «изменчивой моде». Пятнадцать лет своей жизни поэт посвятил поэме «Кому на Руси жить хорошо». Писать он начал в 1863 году, после отмены крепостного права. Некрасов неравнодушно относится ко всем изменениям, которые происходят в народе. Так как отменили крепостное право, то автор показывает, что же будет делать после этого народ. А народ ищет человека, которому хорошо живется на Руси. Путь главных героев труден, не без препятствий. Самый главный герой произведения – мужик. Он привык все терпеть, и для него путь, пройденный героями поэмы – ничто, по сравнению с тем что ему пришлось вынести, будучи крепостным. Некрасов в этой поэме показывает, что «народу русскому пределы не поставлены», что народ сильнее всех чиновников, помещиков. Некрасов показывает в поэме и образы помещиков, и образы попов. Рассматривая эти образы подробнее, поэт показывает, что ни поп, ни помещик не смогут прожить без крестьян, то есть без народа. Поэт борется за его счастье, благополучие.
В десятом классе я открыла для себя новые стороны в поэзии Некрасова. Вообще, я открыла для себя нового поэта. Раньше я и не могла предположить, что Некрасов такой целеустремлённый поэт. Он всеми силами старался добиться того, чтобы народ его услышал. Некрасов вовсе не хотел встать во главе какого-нибудь народного восстания или, например, требовать что-то от государства от имени народа. Он только хотел направить крестьян на правильный путь. Но они его не слушали, не хотели слушать. Они боялись поэму «Кому на Руси жить хорошо» для того, чтобы показать, что народ, вообще, не глупый и хочет добиться правды, и может это сделать.
В поэзии Некрасова я увидела не только глубокий философский смысл и актуальные темы того времени, но и художественные особенности, с помощью которых поэт добивается четкости своих произведений. Это и всевозможные эпитеты, сравнения, противопоставления, «говорящие» фамилии, названия деревень (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). Все это, сочетаясь, дает нам возможность увидеть образ настоящего поэта, поэта с большой буквы. Недаром, когда поэт прочитал Белинскому свой стихотворение «В дороге», у того засверкали глаза, он бросился у Некрасову, обнял его и чуть не со слезами воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?».
Что-то новое в поэзии Некрасова можно открывать в течение всей жизни, перечитывая его произведения вновь и вновь. Так что, надеюсь, это ещё не всё, что я увидела в поэзии Некрасова.

3891 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Некрасова

  • Некрасов
  • Писатель и поэт Некрасов – один из самых популярных авторов, которые смогли отличиться не только в России, но и за рубежом. Его произведения очень часто читают в Европе и также на Западе, потому как данный поэт обладал поистине огромным талантом, который он к тому же постоянно развивал, что в купе и привело его к тому, каким его знает весь мир сегодня. Этот автор с самого детства обнаружил в себе талант, а потому решил развивать именно его. Он слушал лекции по данной теме, очень часто читал книги, и, конечно же, писал собственные произведения. От постоянного количества практики его творчество стало по правде уникальным.

    Похожие произведения на произведения Некрасова вряд ли можно найти. Этот автор писал своим особым языком, который запоминался читателю, и привлекал его своей необычностью и запутанностью, но в тоже время понятностью и лёгкостью. Только данный автор мог так писать, и, наверное, потому его называли литературным гением, который всего смог добиться сам. И правда, в самом начале пути у этого человека совсем не было денег, и потому он тратил практически все свои силы на написание произведений под заказ, за что получал неплохие деньги. А когда его дела наладились, он смог сделать себе имя, и отнюдь не благодаря тем деньгам, что у него были.

    Читайте также:
    Летопись жизни и творчества Набокова: сочинение

    Творчество Некрасова имеет особую ветвь в своём развитии – Культ души человека. Для Некрасова тема души и душевности играла по правде важнейшую роль, которой автор отводил самый первый план из всех возможных. Через свои произведения автор доносил до читателя свои простые мысли, которые были направлены на улучшение мировосприятия человека, и на формирования его жизненной философии ровно как устоявшейся ничего не ищущей личности. Однако при формировании этой личности, автор также не забывал мотивировать своего читателя на саморазвитие, так как он считал именно самообучение двигателем прогресса в формировании человеческой личности. Таким образом, автор создавал обратную связь между собой и читателем, благодаря которой он мог донести до него свои мысли, а читатель мог принять эти мысли, переработать, и позже поделиться с автором, так как Некрасов часто проводил лекции, на которых общался с юными писателями и также со своими читателями. На данных лекциях они делились своими собственными соображениями и рекомендациями по отношению к творчеству писателя.

    Другие темы: ← Народ освобожден, но счастлив ли народ↑ НекрасовЯ лиру посвятил народу своему →

    Популярные сочинения

    • Сочинение по картине Брюллова Портрет графа Толстого (описание 6 класс)
      Карл Брюллов – один из самых интересных персонажей в русском художественном мире. Именно он писал картины разного содержания. Среди портретов Брюллова множество работ известных по всему миру, порою известнее
    • Сочинение-сказка о животных (2, 3, 4, 5, 6 класс)
      Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды
    • Сочинение на тему Пословицы и поговорки
      Пословицы и поговорки отражают народную жизнь теми словами, которые были в обиходе в момент создания мудрых выражений

    Сочинения

    Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

    Темы и мотивы лирики Некрасова

    Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

    Гражданская лирика Некрасова

    Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

    Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

    Любовная лирика

    Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

    Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

    Тема народа в лирике Некрасова

    Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

    Читайте также:
    Лужин: сочинение
    Родина в лирике Некрасова

    Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом. Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству. Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

    Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

    Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

    А какую оценку поставите вы?

    Сочинения по русскому языку и литературе

    Голосуйте за сочинение

    Николай Алексеевич Некрасов главной темой своего творчества считал тему народную. Вопрос о народе был актуальным для общества некрасовской эпохи. Некрасов же имел необыкновенную черту – он относился к чужим страданиям как к собственным, горячо сопереживал униженному, бесправному народу и постоянно думал о его судьбе. Родившись в дворянской семье, поэт впитал в себя народный дух. Несчастная доля крепостного крестьянина вызывала у Некрасова что-то даже похожее на чувство вины. Он размышляет о долготерпении народа, его покорности своей доле. Боль и горечь чувствуем мы в этих стихах, видим в них правду русской действительности. Некрасовской лирике свойственная совестливость, в течение всего творчества усиливается мотив покаяния перед народом за испытанные им беды. Некрасова мы считаем народным поэтом не только по теме, избранной им на всю творческую жизнь, но и по мироощущению, духу. Об этом свидетельствуют его известные слова: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан». В стихотворении 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…» описана страшная картина, как по приказу барина пороли молодую крестьянку: «Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!». Беззащитную крестьянку Некрасов называет сестрой своей Музы. Она такая же безропотная страдалица. Образ страдающей, иссеченной Музы часто виден в стихах Некрасова. Беззвучное страдание – это, по Некрасову, достоинство народа. Муза поможет поэту описать народные страдания, его бесправие и беспомощность, забитость, униженность, тяжесть крепостного труда и зависимость от барина. Стихотворение 1845 года «В дороге» создается как разговор между барином и ямщиком. Путник, барин, просит ямщика рассказать что-нибудь, чтобы скоротать путь. Судьба ямщика его не интересует, он ищет развлечения, а слышит подлинную историю. Устами ямщика Некрасов описывает беспомощное положение девушки-компаньонки. Ямщик в ответ на просьбу попутчика рассказывает о злодейке-жене, Груше, которая выросла в господском доме, где училась с самой барышней наукам, рукоделию и хорошим манерам. Барин жалел ее и относился к компаньонке как ко второй дочери. Тут затронута важная тема того времени – замена барщины на денежный оброк, усложнившая жизнь крепостных. В поэзии Некрасова описана русская действительность, относящаяся не к определенной местности, а ко всей России, в общем. Тяжелую долю крестьянина и жизнь городской бедноты поэт, особенно чуткий к несправедливости, показал своим современникам с такой прямотой, на которую до него никто не осмеливался.

    Похожие сочинения

    • Сочинение на тему «поездка на море» Однажды я поехала на море. Мы проезжали столько красивых мест! Впервые я удивилась такой красотой природы. Деревья […]
    • Сочинение на тему «Ваза — подарок» Подруга подарила маме на день рождения вазу для цветов, которая имениннице очень понравилась. Постараюсь описать […]
    • Сочинение на тему «что же такое обособленные члены предложения?» Что же такое обособленные члены предложения Русский синтаксис – далеко не простая, но при этом очень […]
    • Сочинение на тему «В школьной библиотеке» Никогда не забуду своих юных читателей, которые постоянно приходили в нашу новую библиотеку. Она была светлая, […]
    • Сочинение на тему «Что я знаю о пожарной безопасности» Пожары на Руси всегда были одним из самых тяжёлых народных бедствий. Ежегодно на территории нашей страны в среднем […]
    • Сочинение на тему «Есть ли место милосердию в нашей жизни. (ПО РАССКАЖУ КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»)» О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый великий писатель в своем творчестве обращался […]

    sochinyai.ru

    Оцените сочинение: Рейтинг 4.14 [51 Голоса (ов)]

    Довольно долго Некрасов считался больше общественным деятелем, нежели поэтом. На него возлагали задачу воспевать революционную борьбу, однако поэтический талант этого великого человека часто не признавали.

    А Некрасов при этом стал первым поэтом, который проникся духом народа и творил исключительно для него. Его вдохновляло стремление отобразить в своих произведениях поэтичность и широту русской души, и тяготы крестьянской жизни. Некрасов был убежден, что его призвание заключается в том, чтобы явить миру страдания народа, обличить пороки общества. Он посвятил свою жизнь служению общественным идеалам, стараясь не дать людям забыть о пороках и язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

    Читайте также:
    Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско, романа В. В. Набокова Машенька, рассказа А. И. Куприна Гранатовый брас: сочинение

    Некрасов стал новатором, ему удалось расширить тематику поэзии и ввести новые жанры. Этот автор не только создал свои неповторимые изобразительные средства, но и, посвятив свой гений простому народу, смог поднять образы крестьян на высокий художественный уровень.

    Однако творчество Некрасова не ограничено только темой народа, его произведения поднимают и тему любви. Она хорошо раскрыта в поэме «Русские женщины». В ней говорится о подвиге жён декабристов, которые привыкли жить беззаботно, но когда наступило смутное время, они оказались отважными и сильными. Любовь к мужьям заставила этих женщин разделить их судьбу, отправившись за ними в ссылку.

    В своих произведениях Некрасов часто размышляет о Музе, вдохновляющей его творчество. Она предстает совсем не в образе прекрасной женщины или богини, как у многих других писателей, а в образе страдающей, замученной крестьянки.

    Имя этого прекрасного поэта прочно вошло в историю и в анналы русской поэзии. Его произведения принадлежат к золотому фонду русской культуры и будут волновать умы еще многих поколений.

    Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

    Сочинение по творчеству Некрасова (10 класс)

  • Некрасов
  • Писатель и поэт Некрасов – один из самых популярных авторов, которые смогли отличиться не только в России, но и за рубежом. Его произведения очень часто читают в Европе и также на Западе, потому как данный поэт обладал поистине огромным талантом, который он к тому же постоянно развивал, что в купе и привело его к тому, каким его знает весь мир сегодня. Этот автор с самого детства обнаружил в себе талант, а потому решил развивать именно его. Он слушал лекции по данной теме, очень часто читал книги, и, конечно же, писал собственные произведения. От постоянного количества практики его творчество стало по правде уникальным.

    Похожие произведения на произведения Некрасова вряд ли можно найти. Этот автор писал своим особым языком, который запоминался читателю, и привлекал его своей необычностью и запутанностью, но в тоже время понятностью и лёгкостью. Только данный автор мог так писать, и, наверное, потому его называли литературным гением, который всего смог добиться сам. И правда, в самом начале пути у этого человека совсем не было денег, и потому он тратил практически все свои силы на написание произведений под заказ, за что получал неплохие деньги. А когда его дела наладились, он смог сделать себе имя, и отнюдь не благодаря тем деньгам, что у него были.

    Творчество Некрасова имеет особую ветвь в своём развитии – Культ души человека. Для Некрасова тема души и душевности играла по правде важнейшую роль, которой автор отводил самый первый план из всех возможных. Через свои произведения автор доносил до читателя свои простые мысли, которые были направлены на улучшение мировосприятия человека, и на формирования его жизненной философии ровно как устоявшейся ничего не ищущей личности. Однако при формировании этой личности, автор также не забывал мотивировать своего читателя на саморазвитие, так как он считал именно самообучение двигателем прогресса в формировании человеческой личности. Таким образом, автор создавал обратную связь между собой и читателем, благодаря которой он мог донести до него свои мысли, а читатель мог принять эти мысли, переработать, и позже поделиться с автором, так как Некрасов часто проводил лекции, на которых общался с юными писателями и также со своими читателями. На данных лекциях они делились своими собственными соображениями и рекомендациями по отношению к творчеству писателя.

    Другие темы: ← Народ освобожден, но счастлив ли народ↑ НекрасовЯ лиру посвятил народу своему →

    Популярные сочинения

    • Сочинение Сравнение Татьяны и Ольги Лариной
      Два главных женских персонажа романа в стихах представляют собой распространенные во время его написания образы девушек, принадлежащих к дворянскому сословию.
    • Характеристика города Калинова от лица Кулигина — сочинение
      Алексей Николаевич Островский – великий русский писатель – был мастером слова. Среди его известных произведений «Гроза» занимает особое место. История создания этого произведения
    • Сочинения по картинам Поповича
      Описание картин Поповича

    Сочинение: Поэзия Н. А. Некрасова

    Как отразилась тема родины в лирике Н. А. Некрасова?

    Как поэт изображает город?

    Как развивается тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова?

    Какие слова нашел поэт, чтобы воспеть неброскую красоту русской природы?

    Чем примечателен образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова?

    Темой сочинения о родине и народе в лирике Н. А. Некрасова может послужить строчка поэта «Я лиру посвятил народу своему». Отобрать литературный материал к ней и трудно, и легко, потому что ей посвящены очень многие стихотворения поэта, а объем экзаменационного сочинения должен уложиться на трех тетрадных листах. Поэтому нужно выбрать те стихотворения, в которых раскрываются разные аспекты этой темы. Например, стихотворение «Размышления у парадного подъезда» показывает бесправное положение трудового народа, которое заставляет лирического героя ощутить глубокое сострадание к нему, задуматься о его исторической судьбе. В «Железной дороге» уже слышатся оптимистические нотки, звучит вера в светлое будущее народа, который сам станет творцом своей судьбы. Здесь автор стремится вызвать не только жалость и сочувствие к этим униженным и угнетенным людям, но и уважение к ним, основанное на их великой созидательной роли в обществе. В «Песне Еремушке» содержится прямой призыв к революции, в стихотворении «Родина» автор дает обобщенный образ крепостнической России, в которой одни утопают в роскоши, томясь от безделья, а другие влачат нищенское, подневольное существование. Широкий обобщающий смысл приобретает и стихотворение «Забытая деревня», в котором забитые и угнетенные крестьяне еще питают надежду на справедливое отношение к ним барина. Тема счастья народа поставлена в «Элегии» (1874). «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» На этот вопрос автор дает в стихотворении отрицательный ответ. Названных произведений вполне достаточно для полного раскрытия данной темы.

    Читайте также:
    Рецензия на рассказ В. Набокова Музыка: сочинение

    В лирике Н. А. Некрасова городской тематике в основном посвящены стихотворения 40-50-х годов. Среди них можно выделить произведения, посвященные жизни городской бедноты, и стихотворения, рисующие отвратительный нравственный облик хозяев жизни: буржуа, чиновников, благовоспитанных зажиточных горожан. К первой группе относятся стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847), цикл стихов «На улице» (1850), «О погоде» (1859). В них предстает безысходная, тяжелая жизнь городских низов, полная горя, унижений, нищеты и обид. Герои этих стихотворений, их жизненные драмы, искалеченные судьбы вызывают глубокое сочувствие и сострадание автора. К сатирическим стихотворениям, посвященным изображению господствующих сословий, относятся «Современная ода» (1845), «Секрет» (1855), «Колыбельная песня» (1845), «Нравственный человек» (1847). Некрасов подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Раскрывая тему города в творчестве Некрасова, нужно охарактеризовать эти две стороны городской жизни.

    Некрасов выступил преемников и продолжателем традиций гражданственности поэзии, идущих от Пушкина и Лермонтова. Его «Муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно выразил в стихотворении «Поэт и гражданин». От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

    С твоим талантом стыдно спать;

    Еще стыдней в годину горя

    Красу долин, небес и моря

    И ласку милой воспевать…

    Сравни с творческими кредо Фета и Тютчева!

    В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу. Его «неласковая муза» является «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Некрасов убежден, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение – служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

    Я лиру посвятил народу своему,

    Быть может, я умру, неведомый ему,

    Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

    Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями. С изменением мировоззрения поэта меняется и облик русской природы в его стихах. Состояние грусти и тоски характерно для его стихов, написанных в 40-х годах.

    Заунывный ветер гонит

    Стаю туч на край небес.

    Ель надломленная стонет,

    Глухо шепчет темный лес.

    Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении «Псовая охота», тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения – изображение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода:

    Мраком задернуты небо и даль,

    Ветер осенний наводит печаль;

    По небу тучи угрюмые гонит,

    По полю листья – и жалобно стонет…

    В стихотворении «Несжатая полоса» образ-пейзаж также пронизан отчаянием и безысходностью.

    В «Железной дороге» действие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.

    —> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

    Ответы

    Темой сочинения о родине и народе в лирике Н. А. Некрасова может послужить строчка поэта «Я лиру посвятил народу своему». Отобрать литературный материал к ней и трудно, и легко, потому что ей посвящены очень многие стихотворения поэта, а объем экзаменационного сочинения должен уложиться на трех тетрадных листах. Поэтому нужно выбрать те стихотворения, в которых раскрываются разные аспекты этой темы. Например, стихотворение «Размышления у парадного подъезда» показывает бесправное положение трудового народа, которое заставляет лирического героя ощутить глубокое сострадание к нему, задуматься о его исторической судьбе. В «Железной дороге» уже слышатся оптимистические нотки, звучит вера в светлое будущее народа, который сам станет творцом своей судьбы. Здесь автор стремится вызвать не только жалость и сочувствие к этим униженным и угнетенным людям, но и уважение к ним, основанное на их великой созидательной роли в обществе. В «Песне Еремушке» содержится прямой призыв к революции, в стихотворении «Родина» автор дает обобщенный образ крепостнической России, в которой одни утопают в роскоши, томясь от безделья, а другие влачат нищенское, подневольное существование. Широкий обобщающий смысл приобретает и стихотворение «Забытая деревня», в котором забитые и угнетенные крестьяне еще питают надежду на справедливое отношение к ним барина. Тема счастья народа поставлена в «Элегии» (1874). «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» На этот вопрос автор дает в стихотворении отрицательный ответ. Названных произведений вполне достаточно для полного раскрытия данной темы.

    Читайте также:
    Литература русского Зарубежья В.В. Набоков: сочинение

    В лирике Н. А. Некрасова городской тематике в основном посвящены стихотворения 40-50-х годов. Среди них можно выделить произведения, посвященные жизни городской бедноты, и стихотворения, рисующие отвратительный нравственный облик хозяев жизни: буржуа, чиновников, благовоспитанных зажиточных горожан. К первой группе относятся стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847), цикл стихов «На улице» (1850), «О погоде» (1859). В них предстает безысходная, тяжелая жизнь городских низов, полная горя, унижений, нищеты и обид. Герои этих стихотворений, их жизненные драмы, искалеченные судьбы вызывают глубокое сочувствие и сострадание автора. К сатирическим стихотворениям, посвященным изображению господствующих сословий, относятся «Современная ода» (1845), «Секрет» (1855), «Колыбельная песня» (1845), «Нравственный человек» (1847). Некрасов подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Раскрывая тему города в творчестве Некрасова, нужно охарактеризовать эти две стороны городской жизни.

    Некрасов выступил преемников и продолжателем традиций гражданственности поэзии, идущих от Пушкина и Лермонтова. Его «Муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно выразил в стихотворении «Поэт и гражданин». От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

    С твоим талантом стыдно спать;

    Еще стыдней в годину горя

    Красу долин, небес и моря

    И ласку милой воспевать…

    Сравни с творческими кредо Фета и Тютчева!

    В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу. Его «неласковая муза» является «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Некрасов убежден, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение – служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

    Я лиру посвятил народу своему,

    Быть может, я умру, неведомый ему,

    Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

    Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями. С изменением мировоззрения поэта меняется и облик русской природы в его стихах. Состояние грусти и тоски характерно для его стихов, написанных в 40-х годах.

    Заунывный ветер гонит

    Стаю туч на край небес.

    Ель надломленная стонет,

    Глухо шепчет темный лес.

    Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении «Псовая охота», тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения – изображение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода:

    Мраком задернуты небо и даль,

    Ветер осенний наводит печаль;

    По небу тучи угрюмые гонит,

    По полю листья – и жалобно стонет…

    В стихотворении «Несжатая полоса» образ-пейзаж также пронизан отчаянием и безысходностью.

    В «Железной дороге» действие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.

    Славная осень! Здоровый, ядреный

    Воздух усталые силы бодрит.

    Лед неокрепший на речке студеной

    Словно как тающий сахар лежит.

    Прекрасная картина русской природы, в которой «нет безобразья», противопоставляется несправедливостям социальной жизни. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняя его бодростью, страстным желанием большого, настоящего дела. В стихотворении «Рыцарь на час» осенняя природа радует глаз зеленеющей гладью, золотой долиной льнов, «величавым войском стогов». Впервые появляется стихотворение, посвященное весне, – «Зеленый шум». Некрасовские пейзажи согреты авторской любовью к той единственной стране, в которой он может быть поэтом, которая мила и дорога его сердцу.

    Центральное место в творчестве поэта занимает женщина-крестьянка, эта новая героиня русской литературы. Вспомним, что до Некрасова писатели и поэты создавали замечательные образы русских женщин, в основном, из дворянской среды. В поэтическом мире Некрасова появились образы крестьянок, в которых поэт воплощает свое представление о лучших чертах национального русского характера. Некрасов создает образы женщин из народа в стихотворениях «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Другой тип положительной героини, стремящейся к активной гражданской деятельности, поэт рисует в поэмах «Саша» и «Русские женщины». Большое место в творчестве Некрасова занимает образ матери, который нашел воплощение в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Орина – мать солдатская», «Внимая ужасам войны», в неоконченной поэме «Мать».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: