Лужин: сочинение

Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова, главного героя, из-за их схожих характеров и наличия собственных теорий.

Лужин является сорокапятилетним мужчиной, который из-за своей аккуратности и чистоплотности чересчур следил за своей внешностью и одеждой. Его одежда всегда отличалась новизной, наличие шляпы и перчаток было для него обязательным даже в самый обычный день, а волосы всегда укладывались у парикмахера. Герой когда-то смог выбраться из бедности, поэтому теперь ему были присущи самовлюбленность, высокомерие и эгоизм. Он стремился достичь успеха, богатства и высокого положения в обществе быстрым способом, идя по головам и ставя себя выше других.

Молодой человек имел собственную теорию о женах. По его мнению, брать в жены нужно ту девушку, которая на протяжении жизни испытывала трудности и была несчастна. Девушка по имени Дуня стала для него подходящим вариантом. Ее семья находилась на грани бедности, и поэтому речи Лужина о его большом капитале и счастливой семейной жизни в будущем приводят к тому, что девушка соглашается выйти за него замуж. Она делает этот шаг ради спасения семьи, которую очень любит. На самом деле Дуня в глазах Лужина – всего лишь вещь, которую он использует для собственной выгоды.

Раскольников, брат Дуни, является единственным человеком, который смог увидеть плохую сторону Лужина. Именно поэтому он против этого брака, но его мнение не воспринимают серьезно. Лицемерие и подлость Лужина Дуня со своей матерью замечают только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом. Дуня моментально разочаровывается в этом человеке и отказывается от предложения руки и сердца. Это поражает и унижает Лужина, ведь он считал себя спасителем и благодетелем, который, по его мнению, смог бы создать девушке прекрасную жизнь.

Несомненно, Лужин является отрицательным персонажем романа Достоевского. К сожалению, такие люди существуют и в современном обществе. Вокруг очень много лживых и лицемерных людей, от которых в любой момент можно ожидать подлости и предательства.

Сочинение про Лужина

Петр Петрович Лужин хотя и является второстепенным персонажем, но все же захватывает внимание читателя и заставляет его задуматься о мотивах поступков и смысле жизни этого человека.

Некоторые исследователи считают, что прототипом этого героя могут выступать несколько человек.

Возможно, им был Петр Андреевич Карепин – муж сестры Достоевского. Он женился на восемнадцатилетней девушке, в то время как ему самому было сорок пять лет.

Считают, что образ Лужина списан с самого Достоевского. Он также в свои сорок пять лет сватался к молоденькой Анне Снаткиной – своей будущей жене.

Кроме того, в черновиках романа упоминается имя Лыжина Павла Петровича – знакомого Достоевского, работавшего присяжным поверенным.

По описанию автора, Петру Петровичу Лужину было сорок пять лет, он был уже немолод, но, как пишет Пульхерия Раскольникова своему сыну, мог еще «нравиться женщинам».

Автор романа очень подробно описывает, как хорошо выглядит персонаж, точнее, как он старается хорошо выглядеть. Но читатель очень быстро понимает, что за красивым богатым костюмом пусто, как в выеденном яйце. В этом представительном осанистом мужчине не видно души. Возможно, именно поэтому писатель при описании внешности персонажа обходит стороной тему глаз. Мы не знаем, как выглядят его глаза, какой у него взгляд и как он смотрит на мир. Глаза – зеркало души, а у симпатичного внешне Лужина души нет, его взор, скорее всего, абсолютно пуст.

Лужин состоятелен и является надворным советником, а это достаточно высокая должность для времени, описываемого в романе. Но при этом свое состояние он сколотил, выбившись в люди из низов, как говорится, «из грязи в князи». Лужин высоко ценит себя и свой ум, в то время как должного образования он не получил. Он никого не любит, кроме себя и своих денег, которые желает преумножить, поэтому стремится открыть в столице адвокатскую контору. Именно для этого он решает жениться на Дуне Раскольниковой.

Лужин считает, что женитьба на Дуне откроет для него место в более высоких кругах общества и, конечно же, не любит ее. Персонаж считает, что муж не должен быть ничем обязан жене, в то время как супруга должна быть по-рабски предана своему мужу. Более того, персонаж полагает, что любить нужно только себя и именно от эгоизма зависит успех всех твоих дел. Именно поэтому он сватается к Авдотье Раскольниковой – молодой, красивой и образованной, но очень бедной девушке, которая соглашается выйти за него замуж лишь ради призрачного благополучия своего брата.

Раскольников, как и впоследствии Дуня, считает, что этот человек не достоин уважения и очень хорошо, что лживая и подлая натура Петра Петровича все же вышла наружу до брака и Дуня отказалась выйти за него замуж.

Вариант 3

Одной из фигур произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского является Лужин Петр Петрович. Из-за похожего характера, с главным персонажем романа Родионом Раскольниковым некоторые читатели считают Лужина его двойником. Лужин мужчина сорока пятилетнего возраста, который из-за любви к опрятности и порядочности слишком пристально ухаживает за своим внешним видом и тем как он одевается. Его одежда отличалась изысканностью и современностью, он всегда и в любую погоду носил шляпу и перчатки, а свою причёску он всегда укладывал у парикмахера.

Некогда Пётр Петрович сумел выкарабкаться из бедной жизни, и потому герою свойственны самолюбие, высокомерность и эгоизм. Желая очень быстро достигнуть значительного влияния в обществе, богатства и успеха Лужин шёл на пролом, ставя свою личность выше других. У Лужина была личная точка зрения о женах. По его точке зрения жениться нужно только на той девушке, которая в течении всей своей жизни была несчастна и испытывала трудности. Лучшим вариантом для женитьбы становиться девушка Дуня. Она соглашается выйти за него замуж потому, что ее семья жила в большой бедности. Ради спасения своей семьи, которую она очень любит, Дуня совершает этот шаг.

Читайте также:
Летопись жизни и творчества Набокова: сочинение

Но для Лужина Дуня является всего лишь обычной вещью, которой он может пользоваться для личной выгоды. Лишь брат Дуни, Раскольников, единственный человек, который смог увидеть отрицательную сторону Лужина, поэтому он всеми силами противился этому браку, но никто не воспринимает всерьез его мнение. Дуня со своей матерью увидели лицемерие и подлость Лужина только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом. Дуня разрывает свои отношения со своим женихом и сразу же разуверяется в своём бывшем женихе, которого это унижает и удивляет, так как он считал себя спасителем и благодетелем для её семьи, по его мнению, он смог бы сделать для девушки прекраснейшую жизнь.

Лужин отрицательный персонаж произведения Фёдора Михайловича Достоевского. Такие люди к сожалению, встречаются и в нынешнее время. Слишком много лжецов и лицемерных людей вокруг, от которых в любой момент можно ждать подлости и предательства.

Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Мы живем во время избытка информации. Ответ на любой вопрос можно найти за считанные секунды во Всемирной сети, и если раньше единственным источником информации были книги, то сейчас это изменилось

Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана

Роман «Отцы и дети» является актуальным и по сей день благодаря своей проблематике, которая, собственно, раскрывается в названии романа. Тургенев показывает нам противостояние поколений

Наше общество состоит из разных слоёв. Люди делятся не только по национальному признаку, вероисповеданию, но и социальному статусу. Кроме того сотрудники

Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на нее, создается такое приятное ощущение. Вроде бы все предельно просто: обычное деревенское окно

1803. Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание. Русский язык

Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова, главного героя, из-за их схожих характеров и наличия собственных теорий.

Лужин является сорокапятилетним мужчиной, который из-за своей аккуратности и чистоплотности чересчур следил за своей внешностью и одеждой. Его одежда всегда отличалась новизной, наличие шляпы и перчаток было для него обязательным даже в самый обычный день, а волосы всегда укладывались у парикмахера. Герой когда-то смог выбраться из бедности, поэтому теперь ему были присущи самовлюбленность, высокомерие и эгоизм. Он стремился достичь успеха, богатства и высокого положения в обществе быстрым способом, идя по головам и ставя себя выше других.

Молодой человек имел собственную теорию о женах. По его мнению, брать в жены нужно ту девушку, которая на протяжении жизни испытывала трудности и была несчастна. Девушка по имени Дуня стала для него подходящим вариантом. Ее семья находилась на грани бедности, и поэтому речи Лужина о его большом капитале и счастливой семейной жизни в будущем приводят к тому, что девушка соглашается выйти за него замуж. Она делает этот шаг ради спасения семьи, которую очень любит. На самом деле Дуня в глазах Лужина – всего лишь вещь, которую он использует для собственной выгоды.

Раскольников, брат Дуни, является единственным человеком, который смог увидеть плохую сторону Лужина. Именно поэтому он против этого брака, но его мнение не воспринимают серьезно. Лицемерие и подлость Лужина Дуня со своей матерью замечают только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом. Дуня моментально разочаровывается в этом человеке и отказывается от предложения руки и сердца. Это поражает и унижает Лужина, ведь он считал себя спасителем и благодетелем, который, по его мнению, смог бы создать девушке прекрасную жизнь.

Несомненно, Лужин является отрицательным персонажем романа Достоевского. К сожалению, такие люди существуют и в современном обществе. Вокруг очень много лживых и лицемерных людей, от которых в любой момент можно ожидать подлости и предательства.

Сочинение про Лужина

Петр Петрович Лужин хотя и является второстепенным персонажем, но все же захватывает внимание читателя и заставляет его задуматься о мотивах поступков и смысле жизни этого человека.

Некоторые исследователи считают, что прототипом этого героя могут выступать несколько человек.

Возможно, им был Петр Андреевич Карепин – муж сестры Достоевского. Он женился на восемнадцатилетней девушке, в то время как ему самому было сорок пять лет.

Считают, что образ Лужина списан с самого Достоевского. Он также в свои сорок пять лет сватался к молоденькой Анне Снаткиной – своей будущей жене.

Кроме того, в черновиках романа упоминается имя Лыжина Павла Петровича – знакомого Достоевского, работавшего присяжным поверенным.

По описанию автора, Петру Петровичу Лужину было сорок пять лет, он был уже немолод, но, как пишет Пульхерия Раскольникова своему сыну, мог еще «нравиться женщинам».

Автор романа очень подробно описывает, как хорошо выглядит персонаж, точнее, как он старается хорошо выглядеть. Но читатель очень быстро понимает, что за красивым богатым костюмом пусто, как в выеденном яйце. В этом представительном осанистом мужчине не видно души. Возможно, именно поэтому писатель при описании внешности персонажа обходит стороной тему глаз. Мы не знаем, как выглядят его глаза, какой у него взгляд и как он смотрит на мир. Глаза – зеркало души, а у симпатичного внешне Лужина души нет, его взор, скорее всего, абсолютно пуст.

Читайте также:
Владимир Набоков здесь и сегодня: сочинение

Лужин состоятелен и является надворным советником, а это достаточно высокая должность для времени, описываемого в романе. Но при этом свое состояние он сколотил, выбившись в люди из низов, как говорится, «из грязи в князи». Лужин высоко ценит себя и свой ум, в то время как должного образования он не получил. Он никого не любит, кроме себя и своих денег, которые желает преумножить, поэтому стремится открыть в столице адвокатскую контору. Именно для этого он решает жениться на Дуне Раскольниковой.

Лужин считает, что женитьба на Дуне откроет для него место в более высоких кругах общества и, конечно же, не любит ее. Персонаж считает, что муж не должен быть ничем обязан жене, в то время как супруга должна быть по-рабски предана своему мужу. Более того, персонаж полагает, что любить нужно только себя и именно от эгоизма зависит успех всех твоих дел. Именно поэтому он сватается к Авдотье Раскольниковой – молодой, красивой и образованной, но очень бедной девушке, которая соглашается выйти за него замуж лишь ради призрачного благополучия своего брата.

Раскольников, как и впоследствии Дуня, считает, что этот человек не достоин уважения и очень хорошо, что лживая и подлая натура Петра Петровича все же вышла наружу до брака и Дуня отказалась выйти за него замуж.

Вариант 3

Одной из фигур произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского является Лужин Петр Петрович. Из-за похожего характера, с главным персонажем романа Родионом Раскольниковым некоторые читатели считают Лужина его двойником. Лужин мужчина сорока пятилетнего возраста, который из-за любви к опрятности и порядочности слишком пристально ухаживает за своим внешним видом и тем как он одевается. Его одежда отличалась изысканностью и современностью, он всегда и в любую погоду носил шляпу и перчатки, а свою причёску он всегда укладывал у парикмахера.

Некогда Пётр Петрович сумел выкарабкаться из бедной жизни, и потому герою свойственны самолюбие, высокомерность и эгоизм. Желая очень быстро достигнуть значительного влияния в обществе, богатства и успеха Лужин шёл на пролом, ставя свою личность выше других. У Лужина была личная точка зрения о женах. По его точке зрения жениться нужно только на той девушке, которая в течении всей своей жизни была несчастна и испытывала трудности. Лучшим вариантом для женитьбы становиться девушка Дуня. Она соглашается выйти за него замуж потому, что ее семья жила в большой бедности. Ради спасения своей семьи, которую она очень любит, Дуня совершает этот шаг.

Но для Лужина Дуня является всего лишь обычной вещью, которой он может пользоваться для личной выгоды. Лишь брат Дуни, Раскольников, единственный человек, который смог увидеть отрицательную сторону Лужина, поэтому он всеми силами противился этому браку, но никто не воспринимает всерьез его мнение. Дуня со своей матерью увидели лицемерие и подлость Лужина только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом. Дуня разрывает свои отношения со своим женихом и сразу же разуверяется в своём бывшем женихе, которого это унижает и удивляет, так как он считал себя спасителем и благодетелем для её семьи, по его мнению, он смог бы сделать для девушки прекраснейшую жизнь.

Лужин отрицательный персонаж произведения Фёдора Михайловича Достоевского. Такие люди к сожалению, встречаются и в нынешнее время. Слишком много лжецов и лицемерных людей вокруг, от которых в любой момент можно ждать подлости и предательства.

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Лужин в сюжете романа «Преступление и наказание занимает место жениха Дуни Раскольниковой. Мужчина в возрасте 45 лет. Внешность зрелого человека со строгой осанкой, переплетается с его деловым и занятым образом жизни. Пётр Петрович самостоятельный и состоявшийся человек. Автор произведения подчёркивает факт выхода данного персонажа «из грязи в князи». В романе чётко повествуется что данному гражданину пришлось пробираться с самых низов, чтобы стать таким каким мы его видим на данный момент.

Если говорить о подробном описании внешности персонажа, можно выделить некоторые особенности. Юношеские цвета одежды преобладали в гардеробе Петра, довольно красивое лицо создавало образ настоящего жениха. Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.

Если говорить о жизненных целях персонажа, то главной своей задачей он считает заработать как можно больше денег. Его стремление к быстрому развитию подчёркивает довольно деловой и бережно рассчитывающий каждую минуту типаж. Он считает, что каждый человек имеет право на эгоизм и обязан заботится лишь о себе. Только благодаря такому принципу жизни можно помочь другим.

Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.

Довольно длительное время занимается адвокатской деятельностью, что приносит ему довольно неплохой доход. В будущем планирует расшириться и открыть собственную адвокатскую контору в Петербурге. Жениться на Дуне он желает в том числе из корыстных побуждений. Она хоть и небогата, зато хороша собой и образована. Он мечтает видеть возле себя послушную рабыню. Благодаря обаянию и уму своей избранницы планирует пробиться в высшие круги общества.

Лужин не достоин руки и сердца Раскольниковой. Он представляет собой довольно низкого человека, мошенника и клеветника. На людях она стараться выглядеть добрым и разумным человеком, но при малейшем конфликте проявляется его большая вспыльчивость. На самом деле Пётр любит лишь себя. Раскольников считает его недостойным человеком. В конечном итоге Дуня отказывается от предложения выйти замуж за Лужина.

Читайте также:
Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско, романа В. В. Набокова Машенька, рассказа А. И. Куприна Гранатовый брас: сочинение

Лужин в романе

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, сватается к сестре Раскольникова Дуне (Авдотье Романовне). Прибытие в Петербург и знакомство с Раскольниковым перерастает в ссору. Новая встреча, на квартире, где остановилась Дунечка с матерью, вновь перерастает в ссору. Дунечка говорит Лужину, что она не выйдет за него, и Лужина выгоняют. На поминках Мармеладова Лужин, желая отомстить, подсовывает в карман Соне сторублевый билет и пытается выставить её воровкой, однако сосед по квартире Лебезятников разоблачает Лужина, и тот покидает поминки. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни.

Сочинение на тему Лужин (Преступление и наказание)

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.

Лужин — оправдывает ли этот человек свою фамилию? Неужели его душа действительно похожа на мутную, грязную лужу? Немного отвлечемся и вспомним Н.В. Гоголя, говорившем о Ноздреве как о типе людей, которые никогда не переведутся на этой земле. Можно утверждать, что к этой категории относится и господин Лужин.

На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми. Безусловно, это так, но на самом деле истинные причины не так великодушны, как кажется. Лужин, обладая прагматичным и низким умом, хотел жениться именно на бедной девушке, чтобы она потом была благодарна ему всю жизнь. Он хотел возвыситься за счет чужого унижения, хотел казаться величественнее, снисходя до более, на его взгляд, слабых. На горе другого человека господин Лужин желал создать собственное величие, ведь так просто оказаться повелителем, властвуя над более слабыми. Даже самая маленькая и невзрачная мышь будет казаться великой, если поставить ее рядом с муравьем. Он только лишь подыскивал подходящую кандидатуру, которая бы позволила осуществиться его эгоистичным планам.

Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей. Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

Конечно, стоит отдать ему должное, что он, не имея ни денег, ни образования, пользуясь только своим умом, сумел занять определенное положение. Но получив власть, на других он стал смотреть с нескрываемым презрением. А презрения заслуживает он сам. Лужин не спаситель, просто Авдотья и ее мать достигли вершины отчаяния, что решили доверить свои истерзанные судьбы в руки человека, который самодовольно использовал бы их в своих интересах.

Человек, возомнивший себя повелителем, вскоре разбивается, падая со своего карточного домика. Вот и Лужин стал тем самым муравьем в глазах других людей, которых высмеивал и ненавидел.

Внешность

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами:„Куда ж это я попал?…“ Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал её в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин»

Адвокат и любовь

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.
С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось!…».

Читайте также:
Гумберт: сочинение

Характер

Лужин — деловой человек, преуспевающий. В общении прямолинеен. Практичен и рационален. Интуиции не верит, не эмоционален. Не брезглив в моральном плане, подловат. Любитель сплетен (Достоевский писал о нём: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне»[2]). Не признает благородства и бескорыстной честности. Его задача в жизни — сколотить капитал, сделать карьеру. Считает себя тем, кто относится к разряду «новых людей», и возлагает надежды на видоизменившиеся времена. Имеет свою «теорию», как и Раскольников. В ней он говорит о том, что человек должен быть эгоистом, а раз себе поможет, так и другим через себя поможет.

Что за человек Петр Петрович Лужин

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.
Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.

Прототипы

Одним из прототипов Лужина некоторые исследователи (Л. П. Гроссман[3], М. С. Альтман) считают стряпчего Павла Петровича Лыжина (шурина Генриха Шлимана[4]), бывшего одним из кредиторов Достоевского (в 1865 году за неплатёж по векселям Лыжину и крестьянину Пушкину была произведена опись имущества писателя). В черновиках «Преступления и наказания» этот персонаж дважды прямо назван Лыжиным[5]. По мнению Б. Н. Тихомирова, Достоевский наделил Лужина и нравственным обликом своего кредитора. В частности, в 1866 году Лыжин был выбран в качестве своего адвоката одним из подсудимых по «делу Каракозова», однако от защиты отказался, ссылаясь на неучастие в уголовных делах. Тихомиров делает вывод, что таким образом Лыжин, прежде связанный со средой «прогрессистов» (иначе чем объяснить выбор подсудимого), решил с изменением внутриполитической конъюнктуры отмежеваться от неё — что напоминает стремление Лужина к общению с Лебезятниковым и дальнейший разрыв[6].

Наряду с Лыжиным в качестве прототипа Лужина называют и мужа сестры писателя Петра Андреевича Карепина[7]. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку. В 1844 году, выйдя в отставку и нуждаясь в деньгах, Достоевский решает отказаться от своей доли наследства за 1000 рублей серебром, однако Карепину, считающему себя опытнее в деловых и жизненных вопросах, не нравится как этот план, так и образ мыслей Достоевского вообще. Например, в одном из писем Карепин пытается образумить Достоевского так: «Вам ли оставаться при софизмах портических, в отвлеченной неге и лени Шекспировских мечтаний? На что они, что в них вещественного, кроме распаленного, раздутого, распухшего — преувеличенного, но пузырного образа?» — «Если вы считаете пошлым и низким трактовать со мною о чем бы то ни было. то все-таки вам не следовало бы так наивно выразить своё превосходство заносчивыми унижениями меня, советами и наставлениями, которые приличны только отцу, и шекспировским мыльным пузырем. Странно: за что так больно досталось от вас Шекспиру. Бедный Шекспир!» — отвечает ему Достоевский. В другом письме Фёдор Михайлович прямо замечает Карепину: «Вы человек деловой, Петр Андреевич, Вы и с нами действуете, как человек деловой, не иначе, и так как Вы человек деловой…»[8]. При этом некоторые исследователи склоняются к тому, что образ Карепина, созданный Достоевский на основании писем, не вполне точен, приводя слова брата писателя, называвшего опекуна «не просто добрым, но евангельски-добрым человеком» (да и просьбу Достоевского Карепин в итоге удовлетворил, выделив ему желаемую сумму из собственных средств)[9].

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Авдотьи Романовны Раскольниковой[7].

Характеристика другими персонажами

Многие персонажи романа «Преступление и наказание» называют Лужина мерзавцев, мошенником и просто низким человеком. Отношение героев к Лужину показывает истинное лицо красивого человека, занимающего высокое положение в обществе.

Дуня, с которой хотел связать свою жизнь Лужин, считает героя недостойным ее человеком.

Раскольников, считая Лужина даже не достойным какого-либо уважения, понимает всю несостоятельность своей теории. Родион не признает теории Лужина и в то же время замечает сходство с его теорией. Поэтому он и разочаровывается в своих мыслях.

Лужинская теория

Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.
Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

Читайте также:
Тема любви в рассказе В. Набокова Музыка: сочинение

Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»

Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой.

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.

Краткое описание

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.

Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.

На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.

Цитатная характеристика Лужина

Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:

Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:

Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:

Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:

Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:

Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:

Внешность

Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:

Характер Лужина

Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:

Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:

Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:

Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:

Достоевский о Лужине

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:

Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой

Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:

Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:

Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:

При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):

Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:

Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:

После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:

Теория Лужина о целом кафтане

Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Читайте также:
Мое открытие Набокова: сочинение

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

«Соединение вечного и временного? (на материале рассказа «Господин из Сан-Франциско», романа «Машенька», рассказа «Гранатовый брас»

Как известно, литература делится на классическую и сиюминутную, проходящую. Классика затрагивает глобальные проблемы, чрезвычайно значимые и актуальные для человечества во все времена. К таковым относятся вопросы смысла жизни, места человека в этом мире, проблемы смерти, значения любви и дружбы и так далее.

Великие русские писатели всегда говорили нам о том, что человек — это лишь песчинка в огромной Вселенной и что каждая человеческая жизнь — это соединение вечного и временного. Подтверждение тому — произведения многих классиков рубежа 19−20 веков.

Так, в рассказе «Человек из Сан-Франциско» говорится о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие на юг Европы. Автор показывает, что все учтено и продумано его героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Да и к чему — ведь герой чувствует себя поистине властелином мира.

Однако все меняется в один миг: и тот, кто ощущал себя бессмертным, буквально за секунду превращается в безымянное ничто, труп: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все».

Казалось бы, рассказ на этом должен быть закончен: тело богатого покойника в просмоленном гробе будет спущено в трюм все того же парохода и отправлено домой, «на берега Нового Света». Однако границы рассказа оказываются шире границ истории о неудачнике-американце. По воле автора повествование продолжается, и выясняется, что поведанная история — лишь часть общей картины жизни. Перед нами проходят панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной» страны: «и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем…».

И мы понимаем, что рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» — рассказ о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной — той красоте, которую, по словам автора, «бессильно выразить человеческое слово».

В. Набоков связь вечного и временного передает через самое важное чувство в человеческой жизни — любовь. Герой его романа «Машенька» Ганин живет одним большим и сложным чувством, которое осталось далеко в прошлом.

Действие романа происходит в Берлине, в одном из пансионов, где обитают русские эмигранты, а вернее, их «тени», как неоднократно подчеркивает автор. Жизнь этих людей, их чувства, надежды, смысл их жизни остался дома — в России, которую они безвозвратно (как говорит «соперник» Ганина Алферов) потеряли.

Ощущает себя тенью и Ганин, который в начале романа погружен в безмерную тоску, пассивность, пустоту: «Тощища какая…». Но все меняется в один момент: в жене, которую с таким нетерпением ждет его сосед по пансиону Алферов, Лев Глебович узнает свою первую любовь — Машеньку. И тьму его существования пронзает яркий, согревающий свет — воспоминания его любви к этой девушке: «…сквозь слезы глядя на огни и ловя в них дивное ослепительное воспоминанье счастья, — женское лицо, всплывшее опять после многих лет житейского забвенья…»

Несколько дней, что остаются до приезда Машеньки — со вторника до субботы, становятся самыми счастливыми в жизни Ганина-эмигранта. Вплоть до самого финала Ганин собирается встретиться с Машенькой и увезти ее с собой. Однако когда наступает суббота, он осознает, что «до конца исчерпал свое воспоминанье, до конца насытился им, и образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминаньем».

Соединение с любимой, былое счастье невозможно, как невозможна для Ганина прежняя жизнь в прежней России, которой уже нет и быть не может. Герою остается лишь одно — вечное скитание, существование в царстве теней, прозябание.

В рассказе «Гранатовый браслет» взгляд на человека и его земное существование также передается через призму его способности любить. На героя произведения — мелкого служащего Желткова — внезапно обрушивается истинное, настоящее чувство.

Для героя его любовь к княгине Вере Николаевне была божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к самой княгине. Именно поэтому Желтков решился, в порыве чувств, подарить Вере Николаевне самое дорогое — гранатовый браслет. Это не очень, в сущности, красивое украшение — семейная реликвия Желткова: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».

Мне кажется, что этот браслет символизирует любовь героя и сущность этого человека, в котором под непритязательной внешностью таится огромный потенциал любви.

В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. Он понимает, что мешает Вере Николаевне, компрометирует ее имя в обществе, усложняет ее отношения с мужем. Кроме того, Желтков, мне кажется, решает, что самое лучшее всегда будет с ним и он унесет это с собой.

На прощание герой оставляет княгине свое благословение — в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

Читайте также:
Рецензия на рассказ В. Набокова Музыка: сочинение

Таким образом, русские писатели показывают в своих произведениях, что жизнь человека — это не конечный отрезок времени. Существование любого из нас наполнено высшим смыслом, божественным началом, которое мы несем в себе. Кроме того, человеческая жизнь подчиняется высшим справедливым законам Вселенной, лишь следуя которым можно стать счастливым.

Философские произведения бунина. Философская проблематика по рассказу Господин из Сан-Франциско (Бунин И. А.). Смысл жизни человека

Проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско».

Рассказ написан в 1915 году до эмиграции. Так сложилось, что до 1920 года Бунин писал о жизни в капиталистическом обществе за границей. Это происходило потому, что жизнь в Европе, о которой он был наслышан, поражала Ивана Алексеевича.

Интересна проблематика рассказа «Господин из Сан – Франциско».

Основной проблемой рассказа является проблема смысла жизни: как и для чего стоит жить. Нужно ли радоваться каждому отдельному мгновению, или правильнее всю жизнь ждать осуществления сокровенной мечты , откладывая радостные моменты удовольствия «на потом». Герой рассказа до отправления в путешествие «… не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук…».

Проблема власти денег возникает на протяжении всего повествования. Деньги для тех, кто плывет на пароходе «Атлантида», — это все: и пища, и почет , и свобода, и даже любовь…Однако, так ли просто все на самом деле? В подтверждение этой мысли стоит вспомнить строки из данного рассказа о главном герое: «Он был уверен , что имеет полное право на отдых, на удовольствия… Для такой уверенности у него был тот повод, что … он был богат, … только приступал к жизни , несмотря на свои 58 лет».

Проблема смертности каждого человека, независимо от положения в обществе и богатства, — одна из главных. Все ли можно купить за деньги? Почти все! Но деньги не властны над смертью. Смерти все равно, кто перед ней:

богатый или бедный. Однажды Господин из Сан – Франциско , совершенно неожиданно, «…рванулся вперед …и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала…». Смерть настигла его тогда ,когда он был к ней не готов. Поэтому господин «…настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него». Но победить смерть не смог.

Важной проблемой в данном рассказе является проблема памяти о человеке после его смерти. Не правда ли, верно сказано: « Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе , ни на Капри никто не запомнил»? Значит, этот человек не сделал никому ничего хорошего. После того, как он умер, все, кто еще недавно ему улыбались, стремились быстрее избавиться от его тела, лишь бы не вызвать скандал, который может спровоцировать потерю доходов.

Проблема фальши и истины. Зачем обманывать себя и других? Ложь всегда «выйдет наружу», обнажит себя. Тем более, ложь – это тяжкий грех, за который

однажды придется расплатиться. Это известно всем. Однако ложь на пароходе процветала : одна пара играла в любовь за хорошие деньги, перемещаясь с одного корабля на другой, «…он танцевал только с ней, и всё выходило у нее так…очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом…» , чтобы поддерживать радостное настроение гостей парохода. И ещё : «…разве не бывает в путешествии счастливых встреч ? Тут иной раз сидишь за столом и рассматриваешь фрески рядом с миллиардером». И какое слово здесь ключевое: фрески или миллиардер?

Дочь Господина имеет деньги, но у неё нет любви, а значит , нет счастья, девушка одинока, не нужна никому. Однажды она стояла на палубе с принцем : «…он был совсем не хорош собой и странен…,- но девушка слушала его и от волнения не понимала, что он говорит: сердце ее билось от непонятного восторга перед ним…». Потому, что это принц? Наверное!

Проблема контраста между жизнью богатых и бедных в рассказе вполне очевидна. Бунин пишет о том, что «…великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах». Бедняки трудятся в поте лица , чтоб не умереть от голода, выжить. А богачи пожинают плоды трудящихся , чтобы получить больше радости и удобств: «…глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскалёнными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитым едким , грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут ,в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел , цедили коньяк и ликёры…».

Таким образом, в небольшом рассказе Бунин сумел поднять много важных вопросов , без решения которых жизнь человека не может быть значимой ,полезной и счастливой.

Вечные проблемы человечества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Уже на протяжении многих веков людей волнуют вопросы о вечных проблемах человечества. Такие вопросы как «Есть ли жизнь после смерти?», «В чем смысл жизни?», существующие с древних времен, задавали и задают себе мыслители и философы вплоть до современности. На эти вопросы очень трудно дать ответ, если это вообще возможно.

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Господин из Сан-Франциско» показывает нам всю сущность капиталистического устройства общества. Если рассмотреть корабль «Атлантида», на котором плыл в Италию главный герой со своей семьей, то можно сравнить устройство корабля с устройством капиталистического общества.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Снизу – грязные, темные трюмы, в которых живут простые рабочие, официанты, прислуга, а сверху – прекрасные палубы, красивые и богатые люди, богато обставленные каюты. Также и в обществе того времени – простые рабочие на заводах, которые живут в грязных и старых домах, и богатейшие монополисты, которые ничего не стыдятся, чтобы умножить свои капиталы, живут в роскоши и богатстве, стремясь только получить больше денег.

Читайте также:
Литература русского Зарубежья В.В. Набоков: сочинение

Господин из Сан-Франциско – «пустой» человек, автор даже не дал ему имени. Он живет в обществе таких же людей – алчных, жаждущих наживы. Этот человек, по моему мнению, обобществленный образ капиталистов того времени – человек «пустой», стремящийся обогатиться за счет рабского труда других людей.

Весь смысл его жизни заключается в том, чтобы стать таким же богатым, как те, с кем он поставил цель сравняться. Господин работал всю жизнь. Он завел семью, потому что так положено. Вряд ли он знает, что такое любовь. Своей дочери, девушке слегка болезненной, он уделяет очень мало времени и любви.

Уйдя из жизни, американец-богач остается главным персонажем рассказа. Обратно он плывет уже не в каюте класса люкс, а в тесных и грязных недрах корабля, откуда не слышно чудесного оркестра, откуда не слышно веселящихся людей, а слышны только работающие двигатели и адские волны за бортом. Эти контрасты дают нам понять, насколько сильны социальные противоречия того времени.

Прочитав и вдумавшись в рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», мы видим одну из многих проблем человечества, особенно актуальную и в наши дни – жажда наживы и богатства, стремление обогатиться материально, забывая о духовном развитии. Эти люди стремятся удовлетворить свои примитивные потребности, стремятся получить власть и деньги, что делает их людьми без смысла жизни.

«Титаник»

Разбирая философский смысл «Господина из Сан-Франциско» Бунина, стоит вспомнить о трагической судьбе знаменитого «Титаника». Следует обратить внимание и название парохода, на котором плывет главный герой. Атлантида — остров-государство, ушедшее под воду. Титаны — мифические существа, посмевшие противопоставить себя богам. Зевс жестоко наказал их за дерзость и самоуверенность.

Для Александра Блока лайнер, затонувший в 1914 году, символизировал мировую пошлость. В своем дневнике поэт упоминает о катастрофе даже с некоторым злорадством. Произведение Бунина наполнено недобрыми предчувствиями и повествует о трагедии не только отдельного человека, но и всей Европы. Однако злорадства в рассказе нет. Скорее, жалость по отношению и к главному герою, и к второстепенным персонажам.

Популярные сочинения

  • Как я убираю квартиру или комнату сочинение
    Мало найдется людей, которые любят убираться. Я отношусь к таким людям. Комнату привожу в порядок раз в неделю.
  • Сочинение по картине Айвазовского Обоз чумаков
    И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
  • Сочинение Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы
    Максим Горький является автором произведения “Челкаш”, который был выпущен в печать в 1895 году. В произведении идет речь о двух людях, которые встретились друг с другом совершенно случайно. Начало истории начинается с того

Из истории написания

Летом 1915 года Иван Бунин увидел в книжном магазине книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Он не знал, о чём новелла немецкого писателя, но ее название его вдохновило. Примерно в это же время из газет Бунин узнал о внезапной кончине одного богатого американца в гостинице «Квисисана». Тогда и появилась у русского писателя идея создать короткую, но яркую историю о человеке, скончавшемся во время путешествия в Европу. Это произведение Бунин сперва хотел назвать «Смерть на Капри». Но передумал, лишь написав первых три слова — «господин из Сан-Франциско».

Смысл произведения Томаса Манна ничего общего не имеет с главной философской идеей новеллы Бунина. В рассказе «Смерть в Венеции» речь идёт о немолодом человека, приверженце однополой любви. Книгу Манна Бунин прочитал только в конце осени и назвал очень неприятной.

Смысл произведения «Господин из Сан-Франциско» доступен для подростка. Не зря рассказ включен в школьную программу. При внимательном прочтении можно заметить, что он наполнен предчувствиями трагедии европейского масштаба. Произведение создано спустя год после начала Первой мировой войны и за два года до Февральской революции в России — события, которое оказало влияние на ход всемирной истории.

Безымянный герой

В чем смысл названия произведения «Господин из Сан-Франциско»? Главный герой — некий американец, имени которого ни на Капри, ни в Неаполе никто не запомнил. И в этом, пожалуй, вся характеристика персонажа, которую даёт Бунин. Миллиардер из Сан-Франциско никому не интересен. Его имя никто не запомнил, потому как этот человек ничем не примечателен. Интерес вызывают лишь его деньги и положение в обществе. Но категории эти призрачные. Лишь только американец умирает, о нем сразу же забывают.

Простота, наглядность — это и есть характерные особенности рассказ. И быть может, именно поэтому философский смысл произведения «Господин из Сан-Франциско» вызывает интерес у читателей на протяжении столетия. Рассказ вызвал восхищенные отзывы современников писателя. Его читают и сегодня. Суть произведения «Господин из Сан-Франциско» по-своему интерпретировали и советские критики. Ведь кто главный герой рассказа? Американский капиталист, который всю жизнь копил, грабил и эксплуатировал китайцев. За что и был наказан внезапной, нелепой смертью.

Сочинение на тему Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско

Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» в 1915 году и казалось бы, необходимо учитывать исторический контекст этого произведения. В разгаре Первая Мировая война, однако она едва ли находит отражение в тексте. Историческая неопределенность и максимальная отвлеченность от пространственных и временных границ, характерные черты, художественного мира писателя. К ним стоит отнести необыкновенную краткость и высокую степень литературной организованности, словесной наполненности. Именно это позволяет раскрыть Бунина, вечную тему жизни и смерти, на страницах рассказа известно ограниченного в объёме.

Читайте также:
Литература русского Зарубежья В.В. Набоков: сочинение

Изначально автор хотел назвать произведение «Смерть на Капре», но по свидетельству самого Бунина, он зачеркнул это название тот час же, как написал первую строчку. Собственно первоначальное название не только раскрывает карты, не оставляя интриги в судьбе главного героя, но и отражает композицию текста. Небольшой рассказ можно условно разделить на 2 неравные части.

Первая – отдых господина из Сан-Франциско, в качестве пассажира на круизном лайнере «Атлантида» на пути к Старому свету. Вторая – возвращение героя на родину в Новый свет, но уже в гробу из ящика из под содовой в трюме парохода. Кульминацией сюжета является, внезапная смерть господина, положившая конец, его безымянному существованию. Примечательно, что смерть в рассказе не трагедия, ни для читателя, не для семьи главного героя. Еще более примечательно, что главный герой не имеет имени, это позволяет подчеркнуть, что жизнь господина лишена и смысла, и ценностей. Он не удостаивается не только сожаления, но и биографии, отличительных черт, способных выделить его в серой массе, от таких же пассажиров как он.

В каких случаях мы сталкиваемся с безымянным героем? Чаще всего тогда, когда имеем дело с собирательным образом, литературным воплощением тенденции общественной жизни, не зависящих от конкретной личности и её качеств. Иван Алексеевич использует данный приём для решения аналогичной художественной задачи. Господин из Сан-Франциско, образ и символ мира вещей, как пишет Бунин он практически сравнялся с теми, кого некогда взял за образец, и мы не безосновательно называем господина, очередной копией нового человека.

Кто этот новый человек? Он чаще всего ставит при выше богатства, тяготеет к комфорту, мыслит шаблонами, действует так как принято среди людей его круга, предпочитает план и порядок, спонтанносте и случайности, и совершенно глух к красоте окружающего мира. Бунин пишет « что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот, столь знаменательный для него вечер», он как всякий испытавший качку, только очень хотел есть.

Где обитает новый человек? Местом действия становится круизный лайнер «Атлантида», чудо техники, созданное руками человека. «Атлантида» — мир где предусмотрено всё для комфортной , стабильной, чётко регламентированной жизни. Бунин иронизируя, детально описывает распорядок дня лайнере, которого строго придерживаются пассажиры, такие же господа. Мы можем сказать что «Атлантида» — воплощение вершины прогресса и олицетворения новой цивилизации. В одной цитате «океан ходивший за стенами был страшен, но о нем не думали, Тверь веря во власть над ним командира», раскрывается главная черта нового мира. Убеждённость что технический прогресс сравнял человека и бога. Авторское отношение к новому человеку и миру, очевидно негативное. На всем что окружает господина на «Антлантиде» печать искусственности, апогея которой, танцующая на палубе изящная, влюбленная пара, нанятая играть любовь за хорошие деньги.

Деталь на которую стоит обратить внимание – название корабля. Атлантида – затонувшая цивилизация, мир обреченный на страшную катастрофу. А иллюзия на мифический остров государства, подталкивает читателя к размышлению, о судьбах западных цивилизаций, вплетая в словесную суть рассказа мотивы трагедии и обреченности. Не случайно эпиграфом к рассказу в черновом варианте была цитата из ветхого завета «горе тебе Вавилон, город крепкий и в один час вершится суд твой».

Рассказ построен на антитезе, регламентирован ей и упорядоченный мир «Атлантиды», противопоставлен настоящему, живому миру, нашедшему воплощение в образе океана. Представляя себе корабль в море мы понимаем, что оплот новой цивилизации ничтожен перед лицом стихии, которая безусловно гораздо масштабные, чем самый большой круизный лайнер. Мотив стихии становится все более сильным по мере развития сюжета, это например: «не запланирована плохая погода в Неаполе». И безраздельно господствует во второй части произведения.

Как мы можем заметить, со смертью главного героя рассказ не заканчивается. Бунин описывает попугая в вестибюле, раз украшенную лошадка везущую тело господина в порт, Неаполитанский залив, лодочника Лоренсо. Прервалась одна жизнь, однако жизнь общая продолжается беспрерывно и потому так незначителен для Бунина новый человек со старым сердцем, а его претензии на господства вызывают лишь только авторскую усмешку.

Главную мысль рассказа нельзя свести к тезису, что богатство или власть, ничтожны перед лицом смерти. Безусловно и то и другое утрачивает значение если случается неисправимое. Однако Бунин мыслит шире, сам человек ничтожен перед лицом смерти, он лишь частица необъятной вселенной, а неё творец.

Человеческая жизнь, тонет в бытии и так наивный претензии на господство человека западной цивилизации, вообразившего что ему подвластна стихия, олицетворенная океаном. Господин из Сан-Франциско, который рассчитывает все своё путешествие, сталкивается с тем, что не подвластно расчетам. Со смертью и смерть оказывается сильнее, впрочем как и всегда.

Соотношение понятий “вечного” и “вещного” в произведении И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

Соотношение понятий “вечного” и “вещного” в произведении И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

В русском языке есть два очень похожих между собой слова: “вечное” и “вещное”. Казалось бы, невелика разница – всего лишь один звук, один шипящий согласный звук, и сразу же значение слов меняется, и между ними возникает огромная смысловая пропасть. В каком еще языке, кроме русского, возможно такое? “Вечное” и “вещное”, небо и земля. Что такое “вечное”? В значении этого слова кроется что-то возвышенное, неземное, великое. Это скорее философское понятие, это нечто отвлеченное, духовное. А понятие “вещное” лишено возвышенности. “Вещное” максимально приближено к простому человеческому быту, к земле, к миру материальному.

Традиции русской литературы сложились так, что испокон веков в них воспевалось вечное, его возносили до небес, в то время как вещное, его смысл, воспринималось с отрицательной стороны, в этом видели что-то плохое, недостойное.

Это противостояние вечного и вещного нашло свое отражение в творчестве многих писателей, например, таких как Л.Н. Толстой или Н.В. Гоголь. Вспомните “Войну и мир”. В этом произведении мы видим противопоставление “земной” Элен Безуховой, живущей в мире материальном, мире вещей и “духовной” Наташи Ростовой, ее неземного, духовного и душевного мира. В “Мертвых душах” Гоголя мы видим яркий контраст между действительно “мертвыми” душами помещиков, отражающими реальные помыслы “людей из мира вещного”, и лирически настроенными мыслями о будущем, о судьбе Родины, о вечном.

Читайте также:
Рецензия на рассказ В. Набокова Музыка: сочинение

Но не все так просто было в отношениях этих двух противоположностей. “Вечное” и “вещное” постоянно сталкиваются, переплетаются между собой. Вспомните гоголевскую “Шинель”. Ведь в этом произведении шинель Акакия Акакиевича, которая сама по себе является вещью, тем не менее, открывала герою “мостик” в вечность. Герой даже после смерти, когда его душа стала призраком, продолжал свое существование в этом мире.

Таким образом, между “вечным” и “вещным” в произведениях русской литературы мы видим не только противостояние, но и определенную связь. Рассмотрим рассказ И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”. Каким видит автор “вечное” и “вещное” здесь, в ХХ веке? Какова связь между этими двумя понятиями в данном произведении?

Уже при первом прочтении рассказа, мы сразу же обращаем свое внимание на то, как подробно и тщательно автор описывает быт, и все то, что окружает героев: “. пароход – знаменитая “Атлантида” – был похож на громадный отель со всеми удобствами, – с ночным баром, с восточными банями. ” При описании корабля, жизни пассажиров, Бунин особо акцентирует внимание читателя на каких-то мелочах, предметах, рассказывает обо всем очень подробно: “. накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао. “

Но здесь не могу не упомянуть одну деталь. Если сравнивать произведения XIX и произведения И.В. Бунина, то можно заметить одну интересную особенность. Если раньше каждая деталь, описываемая авторами, несла свою особую смысловую нагрузку, то теперь вещи перестали быть одним из способов охарактеризовать своего владельца. В рассказе Бунина вещи уже становятся самостоятельными, они просто существуют в мире, от них не требуется передачи какого-то скрытого смысла читателям.

Естественно, в мыслях невольно возникает желание выяснить, как столь подробное и самодостаточное описание предметов повлияет на восприятие “вечного” в произведениях? Не случится ли так, что “вещное” заслонит собой “вечное”, заставив его потерять свой глубокий смысл на столь безупречном предметном фоне?

Мне кажется, что в данном случае такая подмена одного явления другим не произошла. В рассказе мы видим непрерывную смену картин, планов: на смену общему плану вдруг приходит план крупный, но тут же автор снова выводит вперед общую картину. Так, к примеру, Бунин поступает, когда описывает внешность жены и дочери главного героя. Едва нарисовав читателю портрет этих двух женщин, автор тут же переводит внимание на совершенно другую картину. Мы видим “подводную утробу” корабля, представляющуюся “девятым кругом преисподней”. Жизнь в этих жутких условия противопоставляется легкому, праздному времяпрепровождению пассажиров на верхней палубе корабля: “А тут, в баре, беззаботно закидывали ноги за ручки кресел, цедили коньяк и ликеры. “

Бунинский образ корабля “Атлантида” весьма символичен. Автор ухитряется в своем рассказе показать читателю в облике корабля маленькую модель всего нашего мира, в котором “вечное” и “вещное” существуют бок о бок, находясь в состоянии своеобразного равновесия.

Спрашивается, зачем писателю понадобилось вводить в свой рассказ столь большое количество детальных описаний всего, что окружает его героев? Как мне кажется, Бунин сделал это для того, чтобы суметь лучше сберечь и донести до нас, читателей, особое, неповторимое очарование этого мира, его красоту. Автор поставил “вещное” в услужение “вечному”, дав ему роль своеобразного хранителя мира вечного.

Рассказ “Человек из Сан-Франциско” отличается особой неоднозначностью. В нем очень трудно, практически невозможно отделить “вечное” от “вещного”, эти два понятия очень тесно переплелись между собой, и читатель уже не в силах понять, где заканчивается одно, и начинается другое. В этом рассказе все существует как бы в двух измерениях. Здесь текут два времени, одно из которых очень ограниченно, кратко и узко. Это время жизни человека. Но есть и второе время, у которого нет конца. Это вечность, это время самой природы.

Но самое главное, что Бунин дает нам понять, это то, что каждый предмет окружающей человека обстановки может существовать сразу в обоих этих измерениях. Вся разница только в том, что в одном мире он будет представлять собой всего лишь какую-то вещь, определенный предметный образ. Но стоит только перейти в другое измерение, и вот он уже не предмет, а его скрытый смысл, предмет становится символом.

Вот возьмем, к примеру, океан, разбушевавшийся в шторм. Одним росчерком пера автор-художник оказывается способным превратить ничем особо не выдающееся природное явление в грозный символ беды и близкой катастрофы. И мы видим, как “вещное” становится “вечным”. Мы понимаем, что в нашей жизни не должно быть места однозначным суждениям, касающимся того или иного явления.

Наш мир двойственный по натуре, и разделить его на черное и белое, добро и зло невозможно, как невозможно и деление на высокое и низкое. Благодаря непредсказуемости мира, случайностям, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу, может случиться так, что в один прекрасный момент одно превратится в другое, зло в добро, а низкое в высокое. “Вещное” в “вечное”. Как мне кажется, в своем рассказе Н.В. Бунин хотел донести до нас, читателей, прежде всего, именно эту, важную для него мысль.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами – загрузи их здесь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: