Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова: сочинение

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).

«Еду ли ночью по улице тёмной» — одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы. Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова. Если бы Пушкин написал такое… Но он такое ни за что бы не написал. Слишком страшно. Это жизнь с её другой стороны – не светлой и прекрасной, салонной, но злой и ужасной. Бедность, нищета, порок на продажу…

Порок на продажу – это тема стихотворения. Затем тему проституции поднимет Достоевский, и о ней можно будет писать. Зачем женщины идут в проститутки? В те времена их туда толкала страшная бедность. Или отдайся незнакомцу, или умри с голоду. Как ни крути, а выбирать не приходится. «Еду ли ночью по улице тёмной» рассказывается от лица мужчины – то ли мужа, то ли сожителя главной героини. Он видит конец её нравственности, а затем они расстаются, но герой по-прежнему любит свою бывшую женщину. Только он её понимает. И её судьбу.

А судьба у неё была недобрая. Отец был злым. Влюбившись в одного, она вышла замуж за другого. И здесь недобрый рок: у этой свиньи был бешеный нрав и тяжёлая рука. А потом ей встретился наш рассказчик, и она сошлась с ним. У них родился сын. Пожил, правда, ничтожно мало. Долго плакал, а потом умер. Рассказчик мучается с голоду. Она не знает, что делать… нет-нет, она знает, но колеблется. Ступит туда – и возврата к нормальной жизни уже не будет. Она туда ступила.

И вот у ребёнка есть гробик, а у рассказчика (любимого ли?) – ужин. Он понял, как всё это было добыто. Не зря же она принарядилась, будто к венцу. Угрюмость и злость накатили на него, но он не смеет её винить. Она спасла всю семью. Общество же это не одобрит. Невежественное, глупое, безвольное общество, единогласное в вынесении приговора: проститутка. Это ещё не самое худшее слово, каким их называют. Но семья спасена – это главное. Она пожертвовала своим социальным статусом ради семьи. Иначе было никак.

Но героиня не могла оставаться. В стихотворении не указывается почему, может нравы. И она ушла. Где она, герой не знает и вопрошает неизвестность: может, она умерла от нищеты или она жива, но пошла дорогой порока? В любом случае общество её больше не примет как порядочную женщину. Та, что спасла семью от голода, теперь не считается порядочной женщиной. Ужасная несправедливость. Только рассказчик понимает её. Он готов выкричать подступающие к горлу проклятья, но они бессильно замирают. Справедливости нет.

Читайте также:
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза
    Прочитав стихотворение Афанасия Фета, мы можем нарисовать в своем воображение первую, весеннюю грозу, наполненную новыми впечатлениями, и предстоящими переменами . Можно сразу заметить, как писатель хотел передать радость сего
  • Анализ стихотворения Гиппиус Бессилие
    Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень
  • Полонский
  • Анализ стихотворения На поле куликовом Блок
    Как правило, каждый поэт в своем творчестве выбирает какую-то одну определенную тему, и большинство своих произведений пишет именно по выбранной теме. Причем стоит отметить, что темы могут быть совершенно разными,
  • Анализ стихотворения Некрасова Памяти Добролюбова
    Некрасов познакомился с Николаем Александровичем Добролюбовым в стенах журнала «Современник» в 1858 году. Некрасов тогда был совладельцем этой газеты, а Добролюбов пришел работать туда публицистом. Молодой,

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).

Стихотворение Двигаюсь ли ночью по улице темной, вытребовавшее экзальтированный отзыв современников Некрасова Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др. , с одной стороны, обычный с целью самого поэта, но, с другой принципиально революционное с целью российской версификации вообще. Таковая его характерная черта как сюжетность, и сам разбор киносюжета судьба женская половина человечества в безжалостных общественных условиях, погружающих ее к падению не свежи с целью версификации Некрасова (вспомним впрочем бы стихотворение Рано или поздно изо сумрака заблужденья, 1845). Впрочем сами фабульность и разбор киносюжета нарушение традиции, так как сюжет, больше всего сюжет низкий, имеющий отношение к делам связанным с нищетой, голодом и поголовно общественными проблемами, событие редкостное для донекрасовской российской поэзии. Тут-то одно из основных проявлений созидательного порядка Некрасова, содержавшегося в разрушении обыкновенных общепризнанных мерок и канонов, в пародировании их (как в почти во всех прочих его ранешних стихотворениях, в частности Сегодняшняя песня и Колыбельная песня, 1845, В неведомой глуши, в деревне полудикой, 1846, Высоконравственный человек, 1847 и т. д. ), причинность элементарно не возбраняется водился заслужить себе благородное пространство в русской версификации половины начала первой пятидесяти процентов XIX в. , рано или поздно энтузиазм к поэзии поголовно (а) также больше всего, к традиционной версификации (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок. Стихотворение нацарапано четырехстопным дактилем (есть двух строчки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются дамские нечетные и мужеские четные окончания). Разбор трехсложного габарита очередное изображение лироэпического новаторства Некрасова, ставшим в одиночестве из первых российских поэтов, темпераментно использовавших трехсложники, приближавшие поэтичную здравицу к разговорной, совместно с тем обогащая художественный язык. Стихотворение складывается из четырех долей многообразного размера: первая делянку двенадцать стихов, вторая и третья доли по шестнадцать стихов и четвертая делянку восемь стихов, что также представляется характерной характерной чертой Некрасовской поэзии: сходственное случайное строфическое разделение сталкивается в течение многих его стихах, в частности Ну да наша жизнедеятельность протекал мятежно, Так это шутка? Трогательная моя (1850), Богиня искусств (1851), О письма женская половина человечества нам милой! .

. (1852) и т. д. Таковое подразделение на строфы совмещается с сюжетным членением: первая октава воспоминания богатыря о прежней любовнице прощай с ним, вторая рассказ о погибели их ребенка, третья рассказ о ее падении, четвертая вторично тенденцию про то, где она теперь. В стихотворении сталкивается ориентировочные и неточные рифмы: ручкой мной, беспрогляднее не лей, уснем рядком, венцу основателю и т. д. событие да редкостное с целью российской версификации половины XIX в. и ставшее общепризнанным и во всю ширь используемым исключительно в версификации символистов и поэтов XX целая вечность А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, В. В.

Маяковского, С. А. Есенина и др. В опровержение воззрения о болезненной фигуре или безыскусности некрасовских стихов, имевшегося сильно разблаговещенным промежду критиков-современников, одной изо необыкновенностей данного стихотворения представляется сильно утончённая звукопись, штудирующая посредством весь текст: Звукопись данная акцентирует некоторое количество генеральных мотивов стихотворения, в то же время сплачивая их: проблема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С согласный), проблема любви, холода, голода, слез, плача, невыносимой мысли (звуки л и j, шипящие вспомянем классическую семантику данной звукописи, в частности в Мцыри Лермонтова). Богатство компаний гармоничных (темной, пасмурный, друг, вдруг, малости дождя, пронизывающе звонок, сколько душе угодно поплакал и т. д. ) осуществляют движение поэтичной речи прерывистым, затрудненным, акцентируют внимание трагизм обрисовываемых событий. Прочая отличительная характерная черта данного стихотворения богатство отрицаний: доброжелатель беззащитный, болезненный и не имеющий пристанища с ранних лет судьбина возненавидел тебя, муж тебе выстрел ожесточенный на долю, не покорилась, да не на радость сошлась и со мной, он не смолкал, слез легкомысленных не лей, ты не торопился с грустным признаньем, Я ничего не спросил, все без изъятья, безрезультатно захолонут также характерна версификации Некрасова, ср. , в частности стихотворение Богиня искусств (1851): Никак нет Камены приветливо напевающей и прекрасной Далеко не припоминаю по-над на лицо я песенки сладкогласной! Она гармонии колдовской далеко не учила, В пеленках у меня свирели далеко не забыла, Иллюзией неотчетливой не волновала ум И не являлась недуманно-негаданно экзальтированному взгляду и т. д. Эти отрицания не столько акцентируют внимание отрицательное противодействие общественной сферы для судьбину человека, но также удостоверение отречения данной сферы поэтом. Все стихотворение выстроено для много ажурных мотивах, изучающих посредством его текст и связывающих его воедино, выделяющих его трагизм.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Рубцова
  • Анализ стихотворения Одним толчком согнать ладью живую Фета
    Афанасию Фету пришлось не просто, в последние годы своей жизни он боролся с сильнейшими чувствами, которые не позволяли ему полноценно жить. Его мучила депрессия, которая серьезно сказалась как на повседневной жизни
  • Анализ стихотворения Жди ясного на завтра дня Фета
    Все раннее творчество Афанасия Фета связано с описанием пейзажей, которые видел автор. Он с легкостью воспевал окружающий мир, красоту природы русской, именно благодаря подобным произведениям
  • Анализ стихотворения Ассаргадон Брюсова
    Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих
  • Анализ стихотворения романса Прекрасный день, счастливый день Дельвиг
    Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках

«Еду ли ночью…» (Некрасов): анализ стихотворения

Исключительной выразительностью отличается стихотворение 1847 года «Еду ли ночью…» (Некрасов), анализ которого мы проведем. Оно рождено устремлениями и поэтикой натуральной школы, у истоков которой стояли Белинский и Некрасов. Стихотворение обращено к жизни социальных низов и их человеческим драмам, важная роль в нём отводится социальной биографии героини, составляющей его лирический сюжет.

Произведение «Еду ли ночью…» открывается лаконичным некрасовским пейзажем. Темнота городской улицы, пасмурность дня и завывание бури (отчётливо звучит похоронный звук «у» — «у

лице», «б
у
ри», «засл
у
шаюсь», «др
у
г», «вдр
у
г») подготовляют читателя к появлению тени беззащитной и бездомной женщины. Размышление о ней повествователя, его мучительная дума о несчастной побуждают его поведать о её прошлом, которое с самого начала соотносится со злым роком («С детства судьба невзлюбила тебя…»). Судьба эта кажется трагически безысходной. Бедность и суровая власть отца, вынудившего дочь пойти на нежеланное замужество, отвергнув любимого. Бешеный нрав недоброго мужа, побои, бесправие. Смелый разрыв непокорной женщины с невыносимым семейным пленом («Не покорилась — ушла ты на волю…»). Безрадостное сближение с бедняком, больным и голодным, и новая безвыходная нищета («Не на радость сошлась и со мной…»).

Лаконично и ёмко намечает вехи этой тягостной жизни автор, делая лирического героя горестным рассказчиком о ней. Ряд реалистических деталей воссоздают обстановку дома, где мучаются, выбиваясь из сил, близкие люди. Тягостной доле вторят заунывные звуки городских труб, дождя и плача ребёнка. Снова полутьма окружает персонажей, передавая беспросветность существования. Смерть ребёнка становится мнимым освобождением от части тягот. Сочувствующий друг утешает несчастную мать, но эти утешения трагически безнадежны («С горя да с голоду завтра мы оба // Также глубоко и сладко заснём…»). Как тонкий психолог, следит Некрасов за той внутренней борьбой, которая происходит в душе бледной, слабой и отчаявшейся женщины. Борения завершаются отчаянным шагом, и гробик ребёнку покупается ценой собственного падения. Тревожно звучат внешне простодушно-наивные вопросы, в которые всезнающий автор вкладывает всю свою горькую иронию и боль («Случай ли выручил? Бог ли помог? »). Ответ на них очевиден. Новая череда вопросов заключительной строфы не оставляет сомнений в том, как роковая судьба свершила и завершила свои удары. Но, вероятно, и это не всё. Преследования злого рока будут продолжены людским судом («все без изъятья // Именем страшным тебя назовут»).

Таких страниц ещё не знала русская поэзия. Судьба падшей женщины объяснялась не её природными наклонностями, а социальными обстоятельствами. Не обличение порока, а безмерное сочувствие и сострадание к изгоям города содержалось в этом поэтическом рассказе. Не легкое скольжение по поверхности жизненной драмы, а глубинное воспроизведение переживаний обоих любящих, воссоздание фрагментов биографии героини, отдельных штрихов поведения, отмеченных поразительной многозначительностью и символикой («Ты ушла молчаливо, // Принарядившись как будто к венцу»); обращение к горестной судьбе бедняков и раскрытие возвышенного в их поступках; острота психологической коллизии, близкая к будущим конфликтам романов Ф. М. Достоевского; сращение физиологического очерка с исповедальным монологом сломленного человека; обстоятельное воспроизведение подробностей и глубочайший лиризм; отказ от дидактизма и наставительности — и решительная сила отрицания действительности, обрекающей прекрасных людей на страдания и несчастье, — всё это было необыкновенно ново и свежо. Добавим к этому и необычность формы: деление стихотворения «Еду ли ночью…» Некрасова на четыре неравных строфы, соответствующих разным эпизодам; четырехстопный певучий дактиль, передающий медлительный ритм и скорбную интонацию; драматическая основа произведения, о которой К. И. Чуковский говорил, что его легко можно себе представить изложенным в театрализованной форме, воплощенным на сцене.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Становится понятной та эмоциональность реакции на это стихотворение, с которой читатели встретили некрасовский шедевр. Л. Ф. Пантелеев вспоминал, что когда поэт первый раз прочитал в кружке Белинского только что написанное им «Еду ли ночью…», то «все так были потрясены, что со слезами на глазах кинулись обнимать поэта». Это произведение «совершенно с ума свело» И. С. Тургенева, и он денно и нощно повторял его. Достоевскому оно подсказало образ Сонечки Мармеладовой, которая во имя спасения семьи выйдет на панель. М. Е. Салтыков-Щедрин вспомнит этот шедевр в повести «Запутанное дело». Н. Г. Чернышевский в письме к жене из Вилюйска скажет, что это стихотворение «первое показало: Россия приобретает великого поэта».

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Еду ли ночью по улице темной. ” (1847)

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной. “, вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова – Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др., – с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой – принципиально новаторское для русской поэзии вообще. Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета – судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению – не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение “Когда из мрака заблужденья. “, 1845). Однако сами сюжетность и выбор сюжета – нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет “низкий”, связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, – явление редкое для донекрасовской русской поэзии. В этом – одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, “Современная ода” и “Колыбельная песня”, 1845, “В неведомой глуши, в деревне полудикой. “, 1846, “Нравственный человек”, 1847 и т.д.), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины – начала первой половины XIX в., когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские – нечетные – и мужские – четные – окончания). Выбор трехсложного размера – еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык. Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть – двенадцать стихов, вторая и третья части – по шестнадцать стихов и четвертая часть – восемь стихов, – что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, “Да, наша жизнь текла мятежно. “, “Так это шутка? Милая моя. ” (1850), “Муза” (1851), “О письма женщины, нам милой. ” (1852) и т.д.. Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа – воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая – рассказ о смерти их ребенка, третья – рассказ о ее падении, четвертая – вновь мысль о том, “где она теперь”.
В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: “рукой” – “мной”, “темней” – “не лей”, “заснем” – “рядком”, “венцу” – “отцу” и т.д. – явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др..
В опровержение мнения о “слабой форме” или “безыскусности” некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:
Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С – согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, “мучительной думы” (звуки л и j, шипящие – вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в “Мцыри” Лермонтова). Обилие групп согласных (“темной”, “пасмурный”, “друг”, “вдруг”, “брызги дождя”, “пронзительно звонок”, “вдоволь поплакал” и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.
Другая характерная особенность этого стихотворения – обилие отрицаний: “друг беззащитный, больной и бездомный”, “с детства судьба невзлюбила тебя”, “муж тебе выпал недобрый на долю”, “не покорилась”, “да не на радость сошлась и со мной. “, “он не смолкал”, “слез безрассудных не лей”, “ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил”, “все без изъятья”, “бесполезно замрут” – также свойственна поэзии Некрасова, ср., например, стихотворение “Муза” (1851):
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!

Читайте также:
Поиск положительного героя в творчестве Некрасова: сочинение

Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум
И не являлась вдруг восторженному взору
и т.д.
Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.
Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: “Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день” – продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: “полусвет, полутьма”, – затем усиливающийся: “становилось темней”; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: “В комнате темной зажгли огонек”. Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: “темной” – “огонек”, что отсылает ко второй части, где “полусвет” и “полутьма” выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой – характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные “петербургские” мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых . сказал: “Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге”.), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших “петербургскую” тему.
К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, – тема враждебности природы по отношению к человеку. Тема эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни: эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба” (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: “умер ребенок”, “завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем” (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, – “сладкий” – относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, “принарядившись, как будто к венцу”), “три гроба”, “гробик ребенку”, “в гроб положили”.
Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.
Далее, мотив бедности, нищеты, голода: “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”, необходимость женщине торговать собой, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу” (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: “А тут ребятишки голодные. а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. ” (“Преступление и наказание”, ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: “Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем”.), нищета горемычная.
Другой важный мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:
Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут.
Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев.
Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил” (ср. “труб заунывные звуки”), образ слабого ребенка, “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” (умереть с голоду – или утратить честь?), “злая тебя сокрушила борьба”. Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Читайте также:
Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»: сочинение

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

Электронная тетрадь по творчеству Н.А. Некрасова

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной”

Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!
Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слёз безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате тёмной зажгли огонёк,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎ Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎ И бесполезно замрут.

История создания

Особенности рифмовки. Размер и строфа

Мотив

К мотиву темноты примыкает тема враждебности природы по отношению к человеку. Эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни : эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба”.

Мотив дурного душевного состояния, злобы : “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.

Далее, мотив бедности, нищеты, голода : “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”.

Другой мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:

Читайте также:
Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут.

Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев

.

Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил”, образ слабого ребенка: “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” , “злая тебя сокрушила борьба”.

Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Сочинение: Некрасов н. а. – Образы крестьянок в поэмах мороз красный нос и кому на руси жить хорошо

Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Н. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, уделявший в своем творчестве большое внимание созданию образа крестьянки в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”, в многочисленных лирических стихотворениях. Некрасов создает точную картину увиденного, без прикрас передает образ жизни, быт и нравы народа.

Качая младшего сынка.
Крестьянка старшим говорила:
“Играйте, детушки, пока-
Я сарафан уже дошила. ”

В поэме “Мороз, Красный нос” Николай Алексеевич по-I казал тип “красивой и мощной славянки”. Дарья, главная героиня поэмы, не только работящая женщина, она опора мужу, хозяйка дома, любящая женщина. Думая, что смертельно больному мужу поможет чудотворная икона, Дарья идет за ней десятки верст, не боясь ни холода, ни многотрудного пути:

Пошла в монастырь отдаленный (верстах в десяти от села),
Где в некой иконе явленной
Целебная сила была.

Эта женщина, казалось бы, выдержала испытание, посланное судьбой. Она сдерживается от проявлений чувств, зная, что много трудов еще предстоит преодолеть в будущем, и, главное, надо поднимать детей, уже ставших полусиротами.

А Дарья домой воротилась –
Прибраться, детей накормить.
Аи-аи! как изба настудилась.
Торопится печь затопить.
ан глядь – ни полена дровишек.
Поехала в лес по дрова.

Сказка леса завораживает Дарью, возвращает ее в мечтах к счастливым временам, когда Прокл был еще жив, семья была довольная:

Как дети с отцом приближались
К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались
Румяные лица детей.

Замерзая-засыпая, Дарья обретает счастье и вечный покой, которого не имела на земле:

Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные игры в бровях.

Остановимся более подробно на поэме “Кому на Руси жить хорошо”, в которой Некрасов посвятил крестьянке Матрене Тимофеевне многие строки. Перед нами развертывается широкая картина жизни простой русской женщины. Счастливая и безмятежная юность вспоминается Матреной Тимофеевной как волшебный сон, оставивший лишь теплые воспоминания:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая.
Непьющая семья.

Родители берегли и холили любимую дочь, но с пяти-семи лет стали приучать к работе, зная, что ждет их Матрену в будущем:

“Бери-ка грабельки
Да сено вороши”.

В каждой строчке поэмы четко видна позиция автора. Некрасов не скрывает, что любуется своей героиней. Вначале – ее молодостью, красотой, веселым нравом, а затем – трудолюбием, стойкостью, умением доказать свою правоту. Подкупает та искренность, с которой Матрена Тимофеевна

И стала нашим странникам.
“Всю душу открывать. ”

А в душе этой столько пережитого страдания, горя, что хватило бы на многие судьбы. Попав в семью мужа, Матрена Тимофеевна безропотно сносит попреки, ругань его родственников. Светлым воспоминанием этой поры становится рождение первенца, которого крестьянка боготворит. Он отогрел ей душу, примирил с окружающим миром. Демушка стал главным смыслом ее жизни. Некрасов показал, что крепостная крестьянка, как любой человек, способна на сильные чувства. Материнская любовь Матрены Тимофеевны раскрыта правдиво и драматично. Заклинанием звучат ее слова-предостережение:

Ой, бедная молодушка.
Стерпи грозу великую,
Прими побои лишние,
А с глазу неразумного
Младенца не спускай.

Это понимает наша героиня, но, к сожалению, слишком поздно, когда потеряла горячо любимого Демидушку. Потом будут и другие потери, тяжелая работа, безысходная жизнь. Но гордо и непреклонно идет сквозь испытания Матрена Тимофеевна. Не побоялась простая крестьянка беседовать с губернаторшей, отстаивая справедливость и свое право на счастье. Ведь если бы забрали мужа в солдаты, семья их “погибла”, не сохранился тот хрупкий мирок, который создала Матрена Тимофеевна.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. Некрасова Размышления у парадного подъезда.: сочинение

Не знала я, что делала.
(Да, видно, надоумила
Владычица. )

За решительность и силу характера крестьянку уважают в семье и соседи. Она теперь не бессловесная сноха, а хозяйка дома, к словам которой прислушиваются, спрашивая совета.
– Домом правлю я,- признается героиня. Но счастья не было и нет в ее жизни, наполненной по-прежнему тяжелым трудом, расставаниями, потерями:

Потуги лошадиные
Несли мы, погуляла я,
Как мерин в бороне.

Горькое и безрадостное признание заканчивается советом странникам поискать счастливого в другом месте и не среди баб:

Ключи от счастья женского,
Заброшены, потеряны.
У Бога самого!

Тяжелые испытания, выпавшие на долю крестьянки, не сломили ее характера, а закалили, сделали сильной, уверенной в себе. В этом и заключается смысл раскрытия ее образа Некрасовым.
Поэт гордится своей героиней, ее стойкостью, умением доказать свою правоту. Матрена Тимофеевна не только сама не пропала, но и подняла свою семью. Благодаря ей, тяжкому труду, эта семья не голодает.
А счастья нет, как нет справедливости в мире.

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Читайте также:
Гражданская лирика Н.А.Некрасова.: сочинение

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Некрасов сильно переживал за судьбу простого народа, особенно женщин, которым ой как нелегко было тянуть свою житейскую ношу. Эта тема очень явно просматривается в его творчестве.

В произведении «Кому на Руси жить хорошо» поэт показал горькую долю русских крестьянок. В этом мире им суждено жить, любить, растить детей и терпеть все мирские тяготы. Эпиграфом к поэме можно взять слова из самой поэмы: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». Этими словами поэт подчеркивает не только безысходность положения женщин, но и назревающий в них гнев.

Обобщенные женские образы мы встречаем в начале произведения. Женщины едут на сельскую ярмарку. Они принаряженные и веселые, что говорит о силе их духа и о том, что несмотря на тяжелую жизнь, они могут на какое-то время отвлечься и стать счастливее обычного.

В главе «Пьяная ночь» уже более подробно описывается судьба женщины. Мы видим женщину, работающую без отдыха на городских богачей, видим исхудавшуюся Дарьюшку, которой непосильная работа не оставляет места для любви. Но наиболее отчетливо изображена женская доля простых крестьянок в главе «Крестьянка».

Главу «Крестьянка» можно назвать «поэма в поэме», где устами главной героини Матрены Тимофеевны автор повествует обо всей суровой действительности крестьянского бытия. Крестьянка сама рассказывает о своей жизни, открывает душу и внутренний мир.

Портрет главной героини автор изображает глазами крестьян-странников и баб. В их глазах она здоровая, умная и красивая. Матрена Тимофеевна с умилением вспоминает о своей жизни в родительском доме, где ее любили и берегли. С пяти лет она начала трудиться, но это ее не пугало, ибо в свободное время она могла и петь, и плясать, и радоваться жизни. Да и замуж вышла по любви. Но с этой поры и начались все ее несчастья, ибо попала она в большую семью, где всем пришлось угождать, и где ее невзлюбила свекровь.

Читайте также:
Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Счастливой она была, лишь только когда познала материнство, да когда иногда ее жалел муж. Постепенно в жизнь Матрены Тимофеевны врываются несчастья: гибель сына, в которой ее обвиняют, смерть родителей, смерть близкого ей человека деда Савелия, голодные годы и пожары. И все пришлось вынести этой простой женщине, но доброе ее сердце не очерствело.

Все эти беды и невзгоды только закалили характер Матрены Тимофеевны и сделали ее сильной и смелой. Она не побоялась обратиться к губернаторше, сумела защитить мужа от рекрутчины. За это ее многие и считали счастливой, но сама Матрена так не думала.

В образе Матрены Матвеевны поэт воплотил все лучшие качества русской женщины и показал горькую судьбу простых женщин.

2 вариант

Творческие образы у Некрасова зачастую посвящены простому народу. Писатель пытался раскрыть тему жизни русских крестьян. Редкое художественное произведение обходится без женских образов. Удивителен подход Некрасова к этой теме. Религиозность темы удивляет. Много столетий люди ищут ключи от женского счастья, но так и не находят. Доля русской женщины всегда была очень тяжела. Матери трудятся и рожают детей. Они страдают и терпят, когда их обижают богатые хозяева. Когда же женщина будет счастливой?

В то время женщина несла тяжелую ношу достойно. Так, в начале поэмы « Кому на Руси жить хорошо» можно увидеть описание женщины-труженицы. Яркий образ представляет собой Матрена Тимофеевна Корчагина. Автор описывает ее жизнь с юных лет. Она очень красива и кажется женой богатыря.

У нее черные брови и смуглая кожа. Матрена не ропщет, не теряет желания к воле. Она вовсю сопротивляется, смело борется за своих детей. Эта простая женщина пережила очень много. Ее счастливое детство закончилось сразу после замужества. А поплакаться она могла только старику Савелию. Он советовал ей лишь терпеть, даже когда ее маленького сынишку загрызли свиньи.

Выдержала Матрена Тимофеевна и жестокие обиды, и голодное время. Также она смогла отстоять мужа, вымолив его устранение от солдатчины. В то время это не было редкостью. Стойкий характер данной героини показывает, насколько сильным был тогда человек. Николай Алексеевич старался описать, как женщины без ропота преодолевали все трудности. Матрена говорила, что» женщина не может быть счастливой, потому что она берет на себя чужую работу, всегда обо всех беспокоится и переживает».

Русской женщине присуща доброта. Говорили: »Если жалеет, значит любит».В одной из частей этой грандиозной поэмы Николай Алексеевич Некрасов знакомит читателей с обессиленной от непосильной работы Дарьюшкой. А ведь она тоже когда-то была красавицей. Дарьюшка всегда старательно выполняла приказы богатых господ. Как говорила Матрена Корчагина:» Не дело между бабами счастливого искать».

Крестьянки обычно умели одеваться как в столицах. У них была особая «лебединая походка». Они всегда выглядели красивее старообрядок. Заметим, что одна старуха видела счастье в простом урожае. В тот год у нее уродилась крупная и вкусная репа. Этого для счастья ей было довольно… Некрасов верит, что крестьянки сохранят внутреннюю силу и внешнюю красоту. Русская женщина всегда поможет своим детям и станет настоящей опорой для России.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Специально или нет, но Пушкин не закончил роман. Возможно, он даёт шанс читателю самому дописать эпилог и поставить точку. В таком случае, моя версия будет такой.

Всю нашу жизнь нас окружает большое количество людей. Некоторые из них появляются на короткий срок, а другие сопровождают нас всю жизнь. Какие-то люди играют для нас малозначительную роль

Тема взаимоотношений человека и природы является центральной в творчестве русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Писатель с особой любовью относится к окружающей природе

Очень многое я люблю делать… Например, я люблю гулять. Просто пройтись по улицам города нашего. Смотреть витрины магазинов – интересней всего с игрушками. Пойти в парк – тоже люблю. А в лес пойти гулять – это, вообще, классно

В произведении Александра Сергеевича четко показан характер русского человека, для которого характерны были наряду с честью и благородством и рабская психология. Такие черты были отчетливо видны

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: