Гражданская лирика Н.А.Некрасова.: сочинение

Сочинение: Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова

Особенность Некрасова как лирического поэта — его граж­данственность, народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях — и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни («Зеленый шум»), и жалость, и сострадание к тяжелой уча­сти бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торже­ство правды. И все это может быть объято двумя словами: « благородное сердце ».

Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко каз­нил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: «Я за то глубоко презираю себя. », «Муза», «Праздник жизни — молодости годы. », «Замолкни, Муза мести и печали», «Стихи мои! Свидетели живые. », «Умру я скоро! Жалкое наследство. » и другие.

Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой — разночинец. Другие (например, Н.Н. Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть «мно­жественность голосов и сознаний». Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким дру­гим. Его крылатое выражение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — известно всем. Оно являет­ся измененной и уточненной формулировкой Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

Поэзия Некрасова — это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, ка­кое настроение преобладает. Например, в «Поэте и Гражда­нине» — и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произ­ведения, где выражается преимущественно то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами явля­ются стихи о любви: «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «О письма женщины, нам милой. ». Среди них — так называемый Панаевский цикл (стихи, по­священные А.Я. Панаевой): «Да, наша жизнь текла мятеж­но. », «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно отвергнутый тобою. », «Прости! Не помни дней паденья. » и другие.
[sms]

прочувствованные стихи о матери («Рыцарь на час»), о своем прошлом («В неведомой жизни, в деревне полуди­кой. », «Родина»), о себе как поэте, о своей судьбе («Вче­рашний день, часу в шестом. », «Что ни год, уменьшаются силы», «Последние песни», «Баюшки-баю», «О Муза! я у двери гроба. »).

Поэт создает проникнутые печалью, гневом и любовью к народу картины окружающей действительности: «В дороге», «Тройка», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «В пол­ном разгаре страда деревенская. », «Орина, мать солдат­ская»; «Крестьянские дети», «Соловьи», цикл «О погоде». В них — и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами — произведения, проповедующие любовь «врожденным словом отрицанья»: «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли. ». Во всех этих произведениях либо на пер­вом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закаба­ленной, но исполненной тайных могучих сил.

Форма диалога помогает Некрасову уточнить значение поэзии в стихотворении «Поэт и гражданин». Мысли автора вложены не только в уста поэта, но главным образом в выска­зывания гражданина. Слова поэта ждут Родина, народ, гря-. дущая буря. В это время Отечества достойный сын «гражда­нином быть обязан», ибо «Он, как свои, на теле носит все язвы родины своей. ».

Эти граждане-герои уже есть, и перед участью их одни преклоняют колени, а другие их увенчивают, но не лавро­вым, а терновым венком. В самом стихотворении нет укра­шающих эпитетов и метафор там, где они не нужны. Стиль, простой и благородный, поднимается до пафоса, когда речь идет о народе и страдающей Родине, здесь появляются и ме­тафоры, и яркие, красочные сравнения:

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер, ласковый и сонный,
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво стройно,
И сердце путников спокойно.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!

В начале разговора с поэтом гражданин резко и прямо уп­рекает его за лень, дальше он иронизирует над его попыткой оправдаться Пушкиным, говорит о недостатках его поэзии, упрекает за бездеятельность в годину гроз, горько иронизи­рует над либералами, «богатыми словом и бедными делами», мещанами всех видов, и поэт вспоминает свои попытки быть гражданином.

Написанное четырехстопным ямбом с дактилическими окончаниями некоторых строк, стихотворение обладает есте­ственностью разговорной речи. Оно кончается многоточием. Некрасов, показав сближение мнений поэта с мнениями гра­жданина, не мог по цензурным соображениям сделать ясный для читателя вывод. Однако и в этом виде стихотворение под- верглось гонению цензуры. За его перепечатку в сборнике Чернышевский, составлявший его, получил грозное преду­преждение от цензурного комитета.

Стихотворение «Памяти Добролюбова» — гимн, вылив­шийся из сердца поэта в день похорон Добролюбова, отдав­шего свою короткую жизнь служению Родине. Пятистопный ямб, чередующиеся мужские и женские рифмы придают стройность этому гимну. Последние три строчки не рифмова­ны. Они выделяются из текста и как бы завершают смысл стихотворения. По форме оно представляет собою пламен­ный монолог, траурную речь, пронизанную искренней, глу­бокой скорбью о безвременной смерти поэта-гражданина:

Читайте также:
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова: сочинение

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Традиции Некрасова продолжила и развила литература последующих десятилетий. Влияние Некрасова испытали на себе поэты XX века — Блок, Андрей Белый, Есенин, Твар­довский, Исаковский и другие.

Многие поколения русских людей воспитывались на Не­красове. Не случайно, не дожидаясь печатных изданий, чита­тели и почитатели его творений создавали рукописные сбор­ники, в которые включали такие цроизведения, как «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны. », «Еду ли но­чью по улице темной», «Рыцарь на час», «Коробейники» и другие. [/sms]

В помощь ученикам

Для сочинений, докладов, рефератов

  • Стихотворение А.С. Пушкина “Вновь я посетил. ” Восприятие, истолкование, оценка
  • Анализ эпизода
  • Два учителя
  • Перечень произведений для экзамена по литературе
  • Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему
  • Задание 15.3
  • Материалы для подготовки к сочинению по русскому языку
  • Тренировочные материалы
  • Направление “Дом”
  • Направление “Путь”
  • Направление “Время”
  • Направление “Любовь”
  • Направление “Отцы и дети”
  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Гражданская лирика Н.А. Некрасова

В середине XIX века в литературу вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом.
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из груди ее.
Лишь бич свистел играя.
И Музе я сказал:
«Гляди! Сестра твоя родная!»

Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного народу человека могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям.

Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» ужасает. Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, ведь вельможа «не любит оборванной черни», очевидно, оскорбляющей его «эстетическое чувство». Но больше всего поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.

Сатирически изображает поэт вельможу, с иронией говорит о его кончине:

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, – как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением).

Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их. Жизнь же народную поэт изображает как вечный стон, несущийся над всей Россией. Некрасов возмущен долготерпением народа, он задает вопрос, на который нет ответа.

Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти и бессловесную покорность народа.

Поэтический голос Некрасова всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» поэт изображает строительство Николаевской железной дороги. В бесчеловечных условиях совершили простые люди подвиг созидания: «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». Тяготы народного труда лишь подчеркивают тот подвиг, что совершили строители железной дороги, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божие ратники, мирные дети труда». Они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэт не зря называет привычку простого человека к труду «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его. Некрасова искренне волнует судьба народа, способного делать не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Заступник народный, он верил в прекрасной будущее России.

Да не робей за Отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова

. Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов

Поэт в России — больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет. Евгений Евтушенко

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.

Читайте также:
Ермил Гирин: сочинение

Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники “чистого искусства” были его идейными противниками. Некрасов заявил: “Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека. ”

Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам “не имущих хлеба”.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденность, за любовь.

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром — дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Через сердце поэта проходят “боли народные”. Вот от “парадного подъезда” гонят оборванную чернь; вот на “несжатой полосе” плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где “рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов”. Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.

Муза поэта была спутницей “бедняков, рожденных для труда, страданья и оков”. Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.

Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой — главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.

В стихотворении “Памяти Белинского” поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья “наивная и страстная душа” стремилась “к одной высокой цели”. Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, “упорствуя, волнуясь и спеша”, а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен —

И мы тебя почтили в добрый час!

В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его “братом по судьбе”, с которым он шел “одной тернистой дорогой”. Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга. Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Стихотворение “Родина” открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил.

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прошать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.

Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. “Не бойся”, — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей.

Недаром женщину-мать Некрасов называет “многострадальной” матерью “всевыносящего русского племени”. Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.

И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних “слезах бедных матерей”, поэт будет говорить о “слезах” русской земли:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет.

Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.

Да не робей за Отчизну любезную.

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только жить в эту пору прекрасную

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Некрасовская лирика является, неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу.

Своеобразие гражданской лирики в поэзии некрасова. Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др

Творчество Николая Некрасова поднимает различные темы и вопросы. Его талант к глубоким размышлениям позволял создать мощную систему философских убеждений, выраженных в произведениях.

С самого раннего детства Некрасов проводил много времени, общаясь с крепостными, наблюдая за их жизнью. Эти подневольные люди отложили след на его жизни. Николай Некрасов много размышлял о месте крестьянина в жизни, в стране, о его роли. В 1845 году он сделал большое открытие в мире литературы. Им было написано стихотворение «Дорога», главным героем которого являлся простой крестьянин.

В крестьянской лирике поэта резко просматривается мотив заступничества за крепостных. Николай Некрасов считал, что задача каждого человека — защищать более слабого, заступаться за него. Это касалось и крепостных. В своих стихотворениях автор показывает, что душа крепостных была намного возвышеннее, намного свободнее, чем у их помещиков.

Все произведения Некрасова о крестьянах описывают их нелегкий физический труд, долгую и упорную работу. Автор не противопоставляет это праздности дворян. Этот прием позволяет полностью и целостно изучить крестьянский вопрос абстрагировано от остальных проблем.

Большое значение в творчестве поэта играет пейзажная лирика. Некрасов воспевал родную волжскую природу. Очень часто симпатичные пейзажи сопровождали размышления о крестьянском быте. Николай Некрасов считал, что крестьянство есть продолжение природы. Природа, по его мнению, была правдой, справедливостью. А значит, и крестьянство должно быть праведным и жить в справедливости, которой тогда не было.

Конечно, нельзя не сказать и про любовную лирику. На протяжении своей жизни поэт любил Авдотью Панаеву, которая была замужней женщиной. Причем не мужем был совладельцем издательства газеты, где работал сам Некрасов. Их отношения были очень сложные. Стихотворения Некрасова посвящены межличностным отношениям между мужчиной и женщиной. Например, конфликтам, ссорам, разлуке, разговорам.

Самый главный мотив лирики автора — гражданский. Некрасов много размышлял о государстве, о его роли, а также о роли людей, которые в нем живут. Этот мотив соединялся с темой места поэта в жизни, в творчестве. Некрасов любил размышлять о роли творческой интеллигенции в государстве. Например, его известное стихотворение «Поэт». В данном произведении изображен диалог поэта с читателем. Автор приходит к позиции, что любой человек должен быть гражданином. Как это? Любой человек должен интересоваться жизнью государства, иметь свою позицию, отстаивать ее.

Темы лирики Некрасова разнообразны.

Гражданские мотивы в лирике Некрасова

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов. Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Образ матери-родины проходит через все его творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике. Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. «Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!» Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку. Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе. Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение. Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…» Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!» «Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином »

Читайте также:
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный — это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

На вопрос Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта заданный автором Опростаться

лучший ответ это
Н. А. Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях четко сформулирована гражданская позиция. «Я лиру посвятил народу своему», — писал Некрасов, Он был не единственным, кто так поступил. Например, Тарас Шевченко, вышедший из крепостной среды, также был народным писателем, но Некрасову стать им было намного сложнее: он происходил из дворянского рода, он должен был упорно трудиться, чтобы понять крестьянина, пропитать себя народным духом. В этом огромная заслуга поэта, что он научился смотреть на мир глазами простого труженика. Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу. Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства. От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества — образование, культуру. Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда. Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство — такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция. В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе. В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа «величавой славянки». Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, «В дороге» посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении «Тройка», рисуя обаятельный портрет «чернобровой дикарки», автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть. Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит! Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать! Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. N Высший разум (346591) Лирика Н. А. Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя демократических кругов. Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие. Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение “Поэт и гражданин”. В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта- служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Лирика Некрасова по сей день остаётся актуальна, современна и народна.

Сочинение: “…В нашем отечестве роль писателя…”

“…В нашем отечестве роль писателя…”

…В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, “сеятеля и хранителя” богатств страны, “чьи работают грубые руки”.

Труд основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений знаменитая “Железная дорога”. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение.

“В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!”

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров: Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме “На Волге” поэт описал то, что потом всю жизнь “забыть не мог”: Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки… Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка росту большого, рука, что железная, плечи косая сажень.

“Трудничество” характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме “Мороз, Красный нос” уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Читайте также:
Лирика: сочинение

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе.

На похоронах крестьянина “голосящие” родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в ” Кому на Руси жить хорошо” Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли о его нез-метном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме “Мороз, Красный нос” автор рисует образ “величавой славянки”. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая “много работает”, признаком красоты будет “необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку”. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно отмечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая быть матерью сына раба,

А третья до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали “забота и нужда”, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, “высыхали” в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение “Плач детей”. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим вертим вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри проклятое вертится,

Хоть умри гудит гудит гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение “Плач детей” это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме “Дедушка” он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. “Горсточка русских”, сосланных в “страшную глушь”, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.

Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

Литература языковедение : Сочинение: “В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных…”

“В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных…”

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, “сеятеля и хранителя” богатств страны, “чьи работают грубые руки”.

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая “Железная дорога”. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Читайте также:
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Слышишь ты пение.

“В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!”

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную..

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме “На Волге” поэт описал то, что потом всю жизнь “забыть не мог”:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

“Трудничество”- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме “Мороз, Красный нос” уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе.

На похоронах крестьянина “голосящие” родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в ” Кому на Руси жить хорошо” Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме “Мороз, Красный нос” автор рисует образ “величавой славянки”. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая “много работает”, признаком красоты будет “необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку”. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно отмечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали “забота и нужда”, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, “высыхали” в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение “Плач детей”. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение “Плач детей” – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме “Дедушка” он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. “Горсточка русских”, сосланных в “страшную глушь”, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. Некрасова Размышления у парадного подъезда.: сочинение

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

“В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных…”

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, “сеятеля и хранителя” богатств страны, “чьи работают грубые руки”.

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая “Железная дорога”. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли

Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение.

“В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Все претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!”

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную..

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме “На Волге” поэт описал то, что потом всю жизнь “забыть не мог”:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы еще.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

“Трудничество”- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме “Мороз, Красный нос” уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе.

На похоронах крестьянина “голосящие” родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в ” Кому на Руси жить хорошо” Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме “Мороз, Красный нос” автор рисует образ “величавой славянки”. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед ее ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая “много работает”, признаком красоты будет “необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку”.

Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Читайте также:
Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно отмечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали “забота и нужда”, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд.

Дети гибли, “высыхали” в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение “Плач детей”. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение “Плач детей” – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.

В поэме “Дедушка” он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. “Горсточка русских”, сосланных в “страшную глушь”, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет ее сущность. Через все творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

Похожие сочинения:

Образ народного заступника в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. И не только потому, что перед нами энциклопедический охват русской действительности, показ.

Сочинение: “Для всего в этом мире есть великое множество хороших слов” Как только не высказывались о русском языке некоторые писатели. Нет ничего удивительного в том, что все они очень любят русский язык. Благодаря нему они могут высказывать свои мысли, писать книги.

Сочинение на тему: “Образ народного заступника Гриши Добросклонова В поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый.

Сочинение по высказыванию Ж. Ренана , французского писателя “Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв” “Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв” Ж. Ренан , французский писатель. “Нация – это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи”.

Женская доля в поэме Н. А. Некрасова “Есть женщины в русских селенья” Очень многие произведения Некрасова посвящены судьбам русских женщин. Некрасов очень чутко и правильно в своих произведениях показал нам быт, труд, тяготы русской женщины. Очень трогательно и пристально описываются судьбы русских.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного.

Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же.

“Есть женщины в русских селеньях” Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и.

“ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме H. A. Некрасова “Мороз, Красный нос”) “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве.

Вопросы и ответы к стихотворениям Н. А. Некрасова “Железная дорога” и “Есть женщины в русских селеньях…” Какова тема стихотворения “Железная дорога”? Как оно построено? Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? Эпиграф по-своему формулирует главную проблему.

Анализ стихотворения Твардовского “Есть имена и есть такие даты Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве.

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Рецензия на повесть В. Токаревой “Я есть. Ты есть. Он есть” Виктория Токарева отличается от всех современных российских писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь магнитофон. Когда читаешь ее произведения, создается.

“ОТЕЧЕСТВО СЛАВЛЮ, КОТОРОЕ ЕСТЬ, НО ТРИЖДЫ I. “Революцией мобилизованный и призванный”. 1. Судьба и характер поэта. 2. Поэзия “агитатора, горлана, главаря”. II. “Моя революция” и “боевая буча” нового мира, 1. “Это было с бойцами и со.

Анализ стихотворения Лермонтова “Поцелуями прежде считал Стихотворение “Поцелуями прежде считал…” датировано 1832 годом и относится к раннему творчеству Лермонтова. Литературоведы до сих пор не выяснили, кому посвящено произведение. Зачастую называются три девушки, в разное время бывшие.

Хлеб на нашем столе Хлеб стал для нас средством единения людей, Потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, Потому что добывается он в поте лица. Хлеб.

Анализ стихотворения Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село.

Анализ стихотворения Бунина “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил.

“Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” . В основе пьесы Максима Горького “На дне” – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке.

Есть милая страна, есть угол на земле Думаю, поэт Е. Баратынский, кому принадлежат эти строки, имел в виду не всю великую Россию, а “милую страну”, в смысле родную сторонку, то есть свой “угол на земле”. То, что.

“Божественная комедия” Данте – отражение представлений писателя о мире Что зрел – все расскажу, И повесть не напрасна. Данте Он зрел картины Божьего суда, Он побывал в чистилище и, зная Дорогу в рай, достиг при этом рая, Чтоб молвить.

“Есть – люди, а есть – иные – человеки…” В пьесе Горького, написанной в 1902 году, зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не.

Сочинение-рассуждение: “Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения “ Русский язык по праву считается богатейшим из языков. В основу его формирования была заложена не только культурная жизнь русского народа, но и духовная его составляющая, причем формировался он не одно.

Прежде чем закурить – подумай План 1. Почему люди курят? 2. Поговорим о вреде курения. 3. Говорят цифры. 4. Курение или здоровье? Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. О. де Бальзак Пробовали.

Сочинение на тему: “Красота как мерило всего в лирике А. А. Фета” По мнению Афанасия Афанасьевича Фета, красота – это мерило всего в лирике. О красоте любви свидетельствуют следующие строки: “Шепот, робкое дыханье/ Трели соловья,/ Серебро и колыханье/ Сонного ручья/ Свет ночной.

Фольклор и его роль в поэме Николая Некрасова “Мороз, Красный нос” Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях.

Сочинение на тему: “Прежде, чем закурить – подумай” Курение. Одна из самых ужасных вредных привычек. Бич нашего времени. Сейчас, курильщиками становятся люди в более раннем возрасте, чем раньше. Курить начинают не только взрослые, но и дети, подростки, которые.

Сочинение-рассуждение “Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” Русский язык является богатейшим из языков. Он формировался не одно столетие, и в основу его формирования была заложена не только культурная, но и духовная жизнь русского народа. Благодаря русскому языку.

КАКАЯ БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО КАКАЯ БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО 1 вариант Басни И. А. Крылова – это замечательный неповторимый мир, наполненный острой сатирой, тонким юмором, неожиданной и остроумной моралью. В.

Роль поэта и поэзии в стихотворении И. А. Некрасова “Поэт и гражданин” Иди в огонь за честь отчизны… Н. Некрасов. Поэт и гражданин Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес “новое слово” в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции.

Литература – “достояние всего человечества” С незапамятных временлюди верили в магическую силу Слова и поклонялись поэтам как сверхсуществам, чьими устами говорят божественные силы. Эти представления закрепились в русском слове “вдохновение”, буквально означающем, что некто “вдохнул”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: