Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА НЕКРАСОВА

Некрасов – народный поэт, выразивший в своём творчестве думы и надежды народа с такой силой как один поэт до него.

К концу 40-х годов Некрасов создал целый ряд произведений, героями которых были простые люди из народа. Важнейшей чертой этих произведений было стремление к правдивому изображению реальной жизни. В жизни, а не в вымыслах черпал Некрасов темы, сюжеты, образы для своих произведений. Его муза научилась «не робеть перед правдой-царицею».

Когда в 50-х годах в общественной жизни страны всё большую и большую роль стали играть разночинцы, они нашли в Некрасове своего поэта. Новому времени нужны были новые песни, и эти песни сумел создать Некрасов. «Такого поэта, как Вы, у нас ещё не было»,- писал ему Чернышевский.

Творчество Некрасова формировалось под сильнейшим влиянием Белинского и Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского нашла блестящее воплощение в поэзии Некрасова. Его стихи правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь и учили произносить приговор над жизнью. Некрасовская поэзия ставила и помогала разрешать крупнейшие общественные вопросы. Он старался писать так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»; обращаясь к соратникам по творчеству, говорил:

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

Некрасов ввёл в литературу новые темы и новых героев. Поэт крестьянской демократии, он не мог писать так, как писали дворянские поэты его времени – Фет, Майков, Случевский и др. Он выработал особый поэтический стиль. Характерным признаком некрасовской поэзии является опрощение языка. В его творчестве зазвучали такие темы и такие слова, которые до Некрасова считались совершенно непоэтическими. Вот пример некрасовского стиха:

Савраска увя; в половине сугроба,

– Две пары промёрзлых лаптей

Да угол рогожей покрытого гроба

Торчат из убогих дровней.

Трогай, Саврасушка, трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много.

В последний разок послужи.

Лапти, рогожа, дровни, гужи получили в стихе Некрасова права гражданства. Появление этих и им подобных слов в творчестве Некрасова оправдывалось поэтической необходимостью, сюжетами, темами и образами его произведений. Это был «стиль, отвечающий теме».

Любители «изящного» были возмущены творчеством Некрасова. Отвечая этим любителям изысканной поэзии, Некрасов говорил:

Наша муза парит невысоко.

Но мы пишем не лёгкий сонет.

Наше дело исчерпать глубоко

Воспеваемый нами предмет.

И с этой задачей «исчерпать глубоко» новые темы, дать ответ на вопросы, которые волновали передовое общество, Некрасов блестяще справился.

Борясь за опрощение поэтического языка, за сближение поэзии с жизнью, Некрасов смело вводил в свои стихи самые прозаические слова, тем самым расширяя поэтический словарь и разрушая застывшие формы дворянской поэзии.

В его стихах мы найдём такие прозаические слова, как городовой, подчасок, либерал-идеалист и т. д. Он не боялся насыщать свои стихи словами, взятыми из газетного языка:

Сдавший недавно отчёт

В общем годичном собрании.

Поэтическая фраза Некрасова часто носит разговорный, будничный характер:

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и нынче сыскать.

Как впоследствии Маяковский, Некрасов вводил разговорные, бытовые интонации в свои стихи, вовсе, однако, не снижая этим художественного уровня произведений. С замечательным мастерством передаёт он речь горожан, чиновников:

– Государь мой! Куда вы бежите?

«В канцелярию; что за вопрос?

Я не знаю вас!» – Трите же, трите

Поскорей, бога ради, ваш нос!

Побелел! – «А! Весьма благодарен!»

– Ну, а мой-то? – «Да ваш лучезарен!»

Читайте также:
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

– То-то! Принял я меры. – «Чего-с?»

Не менее ярко передана Некрасовым своеобразная речь крестьян, бар, попов, купцов. Блестящие образцы таких речевых характеристик во множестве рассыпаны в его произведениях, особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Важнейшей отличительной чертой поэзии Некрасова являются народно-песенные мотивы, пронизывающие всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что в свою очередь входили в песенный обиход народа. До сих пор, например, поются некрасовские стихи из поэмы «Коробейники»: «Ой полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча. »

На поэтическом использовании певучей народной речи и устного народного творчества целиком основано замечательное творение Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литературном процессе

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Русская литература | Филологический аспект №7 (27) Июль, 2017

Дата публикации 18.07.2017

Балахонова Анастасия Александровна Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород Христова Татьяна Юрьевна Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается особенность лирики Н.А. Некрасова, его художественного метода. Ключевые слова: Н.А. Некрасов, лирика, поэзия, тема

The peculiarity of N.A. Nekrasov`s lyrics

Balakhonova Anastasia Alexandrovna 5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod Khristova Tatyana Yurievna 5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article deals with the peculiarity of N.A. Nekrasov, his artistic method. Keywords: N.A. Nekrasov, lyrics, poetry, theme

Творческое наследие поэта Н.А. Некрасова занимает яркое место в русской литературе.

Примечательно, что лирический герой поэта является отражением идеалов Н.А. Некрасова и неким «символом» мировоззрения поэта с его ярко выраженной гражданской патетикой [3, с. 99].

Так чувство гражданственности всегда был неотъемлемой характеристикой как самого поэта, так и его лирических произведений. Например, в стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов писал о предназначении поэта-гражданина и его «долге» перед страной:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан [2, с. 117].

Данные слова можно считать лейтмотивом творческих взглядов Н.А. Некрасова и поэтическим «кредо» его творчества.

Особенност лирического героя в стихотворениях Н.А. Некрасова заключается в том, что зачастую он отождествляется с самим поэтом, но остается «индивидуальностью» – «рупором идей» поэта: быть верным отечеству, служить народу верой и правдой.

Интересно, что именно лирический герой Н.А. Некрасова выражает сочувствие бедственному положению народных масс и призывает его к активным методам сопротивления – к борьбе [3, с. 100].

Итак, лирический герой стихотворений Н.А. Некрасова негодует на тех, кто ущемляет права простого и обездоленного народа (к примеру, управляющий из стихотворения «Забытая деревня», несправедливый помещик – «Родина»):

Тем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел [2, с. 85].

Важно отметить, что большинство стихотворений Н.А. Некрасова отличаются по написанию «народным духом», передавая крестьянский язык, быт простых людей, их чувства и переживания, особенности речи. К данной группе стихотворений можно привести следующие примеры: «Знахарка», «Катерина», «Зеленый шум».

Другое тематическое звено в творческом наследии Н.А. Некрасова составляет интимная лирика. Ее отличительными чертами являются философичность, замкнутость и пессимистичность лирического «Я», богатая чувственная сфера лирического героя. К данной группе относятся такие стихотворения как «Демону», «Давно отвергнутый тобой…», «Как ты робка, как ты послушна…» [1, с. 22].

Читайте также:
Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Нельзя не отметить, что муза русского поэта отождествляла свои «страдания» с горестями простого народа России:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!» [2, с. 59-60].

По форме и содержанию многие лирические произведения Н.А. Некрасова схожи с песенными жанрами, отражающими «душевную» сторону простого народа. К ним можно отнести такие произведения как «Песня Еремушке», «Песня о свободном слове». Разговорность, напевность часто встречаются в лирике Н.А. Некрасова.

Завершающим «итогом» творческой деятельности Н.А. Некрасова-лирика можно считать стихотворение «Элегия»: важность посвящение стихов народу.

Таким образом, лирика Н.А. Некрасова своеобразна и многогранна, заключает в себе богатый тематический спектр (гражданская, любовная, философская лирика и другая).

1. Бойко, М. Лирика Н.А. Некрасова / М. Бойко // Художественная литература. – 1977. – № 11. – С. 17-23. 2. Некрасов, Н.А. Избранные стихотворения. – [Текст] – 1981. – 532 с. 3. Скатов, Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова/ Н.Н. Скатов // Мир литературы. – 1985. — № 3. – С. 97-105.

← Предыдущая статьяКвантитативный анализ единиц эмотивного поля (на материале русского, английского и китайского языков)

Следующая статья →Уподобление слову как компонент лексической синтагмы

Расскажите о нас своим друзьям:

Своеобразие лирики Некрасова.

В нашей улице жизнь трудовая; Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая. Всё сливается, стонет, гудёт, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет. («О погоде», 1859 г.)

5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф

— Когда, кем, кому, и по какому поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!»

Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5, приложение №4)

6. Слово учителя.

Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью. О чём же писал Некрасов? (Впроцессе рассказа учителя учащиеся ведут записи втетрадях).

1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о детях и для детей написал много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках, вынужденных работать с утра до ночи вмастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866)

Это, наверное, единственное стихотворение в
по
эзии,
где с такой силой
запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:

Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, В них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей.

В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо — счастливо живёт», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:

Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри — проклятое вертится, Хоть умри — гудит- гудит- гудит!

Слайд: картина Перова «Тройка»(1866) (Анализ) (Слайд №6)

Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие. (Слайды №6–9)

Читайте также:
Счастье в понимании Некрасова и моем: сочинение

2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун проведения реформы. Отдельные части поэмы стали народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11).

Особенности лирики Некрасова Н.А.

Н. Некрасов – бессменный редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Он был ярким представителем «натуральной школы». Это литературное направление 40-х годов XIX века, опирающееся на творчество Н. В. Гоголя. Обосновал термин «натуральная» В. Г. Белинский как правдивое, ничем не приукрашенное изображение действительности.

Лирика Некрасова Н.А.

Н. А. Некрасов – яркий представитель гражданской поэзии в русской литературе XIX века. Это поэзия, основные темы которой направлены на защиту общественных интересов. Роль поэта – пробуждать общественное сознание, отражать настроение общества, призывать его к деятельности. В противовес «чистому искусству» гражданская поэзия обращалась к явлениям современной действительности, привлекала внимание к социальной несправедливости, обличала общественные пороки. Пафос гражданской поэзии – в беззаветной преданности общественному делу.

Основные темы лирики Н. Некрасова – тема народа и народных страданий; тема поэта и поэзии, которая раскрывается как тема гражданского служения и ответственности перед народом и самим собой; тема любви.

О русском народе Н. Некрасов пишет с уважением и восхищением. В крестьянской лирике образ страдания занимает одно из центральных мест. Свою Музу он называл «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страдания и оков». Погубленные силы, разбитые надежды, смерть – все это присутствует в стихотворениях поэта о крестьянской доле. Н. Некрасова традиционно называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни, богатырские силы русского крестьянства.

В стихотворении «Элегия» Н. Некрасов выразил свое отношение к реформе 1861 года, показал, что он не принесла перемен. Здесь поэт поднимает свой гневный голос за подлинное освобождение народа. «Элегия» – программное произведение. Здесь Н. Некрасов выразил свое поэтическое и политическое кредо: «Я лиру посвятил народу своему». Поэт освободил элегию (греч. «жалобная песнь») от романтической скорби. Его грусть оптимистична, так как он верит в светлое будущее народа.

Некрасовская лирика во многом продолжает традиции пушкинского творчества и развивает тему поэта и поэзии, связывая ее с темой служения народу. Во многом Н. Некрасов был последователем Н. Гоголя – он перенес в русскую реалистическую поэзию традиции «натуральной школы», которую часто называли гоголевской. В стихотворении «Поэт и гражданин», выступая против «чистого искусства», Н. Некрасов заявляет, что истинный поэт не может и не должен оставаться равнодушным к горю и мукам народа, а, используя свой поэтический дар, обязан участвовать в борьбе за счастье народа. Н. Некрасов требовал, чтобы поэт был, в первую очередь, гражданином, верным сыном своей родины: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Темой лирических стихов о любви в большинстве стали отношения поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Они составляют «панаевский цикл» и являются вершиной творчества интимной лирики Н. Некрасова. Каждое стихотворение представляет собой фрагмент своеобразного лирического романа: так подчеркивается неразрешенность ситуации и неисчерпаемость сюжета. Одним из таких лирических стихотворений можно назвать “Мы с тобой бестолковые люди”. Лирика Н. Некрасова, посвященная теме любви, тесно связана с классической традицией русской поэзии, унаследовав пушкинскую ясность и конкретность в изображении любовного переживания. Новаторством стала «проза жизни», которая была основой художественного метода Н. Некрасова.

Читайте также:
Образы крестьянок в поэмах Мороз, красный нос и Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Н. Некрасов вводит в поэзию не только новые темы и новых героев, но и обогащает поэтический язык. В лирике поэта фольклорные элементы соединены с просторечной и высокой лексикой.

Н. Некрасов в своем творчестве использовал разнообразные поэтические формы и жанры:

  • песни («Песня Еремушке», «Колыбельная песня», «Тройка», «Ой, полна, полна коробушка» (из поэмы «Коробейники»);
  • Н. Некрасов – мастер стихотворных новелл (повесть или рассказ в стихах) «Саша», «Русские женщины»;
  • работал в жанре обличительной сатиры («Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»);
  • в форме декламационной патетической речи создал такие стихотворения, как «Элегия», «Муза» и др.

Поэт использует разные «речевые маски»: большинство его стихотворений диалогичны – это жанровые сцены, окрашенные гражданским пафосом и глубоко личным авторским переживанием.

Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

Темы и мотивы лирики Некрасова

Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

Гражданская лирика Некрасова

Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

Любовная лирика

Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

Читайте также:
Лирика Н. А. Некрасова: сочинение
Тема народа в лирике Некрасова

Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

Родина в лирике Некрасова

Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом. Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству. Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Читайте также:
Авторское сочинение по поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Читайте также:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова: сочинение

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо” продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал “больные” вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.

Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом” крестьяне-правдоискатели. Они – “временно обязанные”, “Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”. Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.

На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни – “селенья незавидные, что ни изба – с подпоркою, как нищий с костылем. ” У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях – бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут “на попрошайство”

Картины народной жизни обрисованы в песнях “Голодная”, “Барщинная”, “Солдатская”, “Веселая”, “Соленая”.

Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:

Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. Некрасова Размышления у парадного подъезда.: сочинение

Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана.

Как и прежде, крестьяне – люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.

Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе “Пьяная ночь”. Необычная “пьяная” ночь развязывает языки:

Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает подымается
Народная молва.

Почти каждая реплика – сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:

Мне старший зять ребро сломал,
Средний зять клубок украл,
Клубок – плевок, да дело в том-
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди, убьет, убьет.

А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:

– Худа ты стала, Дарьюшка!
Не веретенце, друг!
Вот то, чем больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской.

Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава “Сельская ярмонка”. Прошло много времени. И вот странники летом пришли на “ярмонку”, которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:

Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется.
Дерется и целуется
У праздника народ.

Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 “Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично”.

Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные.

Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях “ярмонки”, а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:

Постой, башка порожняя!
Шальных вестей бессовестных
Про нас не разноси.

Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:

Работаешь один,
А чуть работа кончена –
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.
Некрасовская женщина-крестьянка – несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.

До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: “рать подымается неисчислимая”. Он верил в пробуждение народа.

Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества, ссылок и эксплуатации рабочих людей.

Идею написать поэму «Кому на Руси жить хорошо» автор долго прокручивал в своей голове, он ездил по разным местам, читал различные источники о крестьянах в посткрепостнический период, чтобы наконец приступить к написанию. К сожалению, ему так и не удалось дописать поэму до конца, он умер.

Читайте также:
Гриша Добросклонов народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо).: сочинение

Когда отменили крепостное право, народ по идее должен был ликовать, однако на деле всё получилось совсем иначе – у крестьян не было земли, и им приходилось уходить под управление волостных, которые не меньше, чем барин использовал их труд. В начале поэмы семь мужиков отправляются в путешествие по Руси с целью отыскать ответ на вопрос, который является названием произведения, они хотят найти крестьян, которые живут весело и беззаботно после отмены крепостного права. Эти мужики едут из своих деревень с говорящими названиями, например, Дырявино и Неелово, что сразу даёт читателю понимание того, как живут крестьянские люди.

По разному вёл себя народ в это непонятное время, так, например, во второй части произведения крестьяне продолжали лебезить перед барином, потому что его семья решила скрыть от него новость об отмене крепостного права, пообещав за это им землю. Крестьяне старались угодить им, ведь они свято верили в то, что барская семья исполнит своё обещание, они готовы были до его смерти ещё побыть невольными, а после обрести волю и независимость. На деле же, когда барин умер, его семья забыла об уговоре, и крестьяне остались ни с чем. Это пример верующих в справедливость простых людей. Сколько бы лет барин и его семья не издевались над ними, они всё равно верят в то, что их не обманут.

В произведении, как и на Руси в то время, есть холопы без своего мнения и желаний, они не готовы были восстать против своих эксплуататоров, их рабство заключалось не столько во внешнем труде и подчинении, сколько во внутреннем, они не могут освободиться от этого, потому что привыкли так жить. Но в противовес им в поэме выступают образованные и умные бывшие крепостные, который и сами размышляют над вопросом «Кому же всё-таки хорошо живётся на земле русской?» Ответ семи мужикам даёт Матрёна Тимофеевна, она говорит, что счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей нашей Родины.

Несмотря на все тяготы жизни, крестьяне объединяются в группы, держатся вместе. Правда, не всегда эти объединения направлены на достижение благой цели. В одном из эпизодов мужики видят, как бьют ни человека, которого осудили все, однако, большая часть и не знает, за что его нужно бить, но они продолжают это делать, потому как «мир сказал», а он всегда прав.

Яким Нагой – отличный пример крестьянина, который не готов мириться с действительностью, он считает, что проблема плохой жизни русского народа в том, что он не может весь свой гнев направить на восстание против системы, а вместо этого просто пьянствует. Во время бунта он был одним из первых людей, которые пытались учинить расправу, бунтовщики убили помещика. В те времена так и было: восстания происходили вспышками и наплывами, но это вело к верной цели.

В поэме образы крестьян не так статичны, к примеру, холоп Яков всё-таки мстит своему обидчику, то есть он не до конца мирится со своим положением. Много различных характеров в произведении, на Руси, и все они рисуют чёткую картину, на которой виден и мрак, происходящий сейчас в связи с неясной, новой жизнью, и светлое, но пока размытое будущее, которое рано или поздно должно настигнут русский народ. И все в это, хоть и в глубине души, но, конечно же, верят.

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

2 вариант

Поэма под названием «Кому на Руси жить хорошо» написана известным русским писателем и поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова всегда отличалось тем, что оно было насыщенно высказываниями в защиту крестьянства. Некрасов, будучи маленьким мальчиком, не мог спокойно смотреть на жестокое обращение отца с прислугой, за что не редко получал по голове. Вообще, отец был у будущего писателя самым настоящим деспотом и тираном. Он бил свою жену, мать Коли. Но зато Николай очень любил свою мать. Она повлияла на его становление как личности.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» является одним из самых известных и успешных творений. Все знают, что русскому народу во все времена жилось тяжело. Тем более, когда речь идет о временах крепостного права. Крестьянство постоянно находилось под гнетом богачей: бояр, купцов, дворянства, баринов – всех, кто находился у власти. Им приходилось находиться в зависимости от своих хозяев, и они мечтали о свободе. О положении крестьянства можно узнать, обретясь к истории России.

В данной поэме главными героями являются несколько мужиков крестьянского происхождения разных возрастов и родов занятий, которые задались вопросом: кому хорошо живется на русской земле.

На протяжении поэмы они ходят к разным людям разных сословий и узнают, как же тем живется. Эти несколько мужиком являются собирательным образом народа. Это и поп, и кузнец, и многие другие собрались на рассуждение и спор о счастливой жизни.

Некрасов показывает в этом произведении, что крестьяне, много походив решают, что счастье заключено в свободе.

Русский народ показан в поэме как набожный, суеверный, работящий. Люди то и делали, что работали на поле.

Также особое место уделено тяжелой доле крестьянских женщин, которые должны были работать, как проклятые и ухаживать за детьми, воспитывать их. Но они не плакались, а молча принимали свою участь и так волочили свое существование. Примером отличным служит Матрена Тимофеевна.

Многим крестьянам, которые были бедны (большой части) казалось, что счастье содержится в богатстве. Они стремились к этому. Но потом, много исходив дорог, крестьяне поняли, что оно в воле. Вольному человеку хорошо жить не только на русской земле, но и во всем мире. Свобода во все времена ассоциировалась со счастьем.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Одним из ярких произведений, в которых подчеркнута линия преданности и верности, является рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Как же можно благодарить зайца, трусливейшего лесного зверя?

Андрей Болконский – красивый молодой парень. Очень устал от светского общества и их бессмысленных разговоров. Постоянно грезил о славе и признании. У него был кумир

Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.

Жанровая направленность произведения представляет собой сатирическую комедию-фарс, завершающуюся финалом в виде трагифарса, с точки зрения автора, являющимся трагической буффонадой.

Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: