Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе?: сочинение

За что я люблю Н. А. Некрасова

Н.А. Некрасов – это прежде всего огромнейший, неисчерпывающийся талант. Огромным мастерством, любовью к родине, народу пронизаны все произведения великого поэта. Некрасов всю свою жизнь посвятил служению народу. Всю жизнь был верен свободолюбивым, революционным идеям. Н.А. Некрасов пламенно любил свою родину.

Образ «могучей и бессильной, убогой и обильной» родины проходит через все его творчество. Русь с бескрайними нивами, зелеными лесами, могучими реками, суровыми зимами он не променял бы ни на какие другие земные богатства. «Важно только одно, – говорил Некрасов, – любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Поэзия Некрасова сложила общественным интересам своего времени, выражала чувства и мысли передовых людей тогдашнего общества. «Я лиру посвятил народу своему», – воскликнул поэт в стихотворении «Элегия». И действительно, элегические стихотворения Некрасова – это народ, его чувства и мысли, его горькая судьба, отчаянье и нищета.

Но Некрасов не ограничивается показом бед закрепощенного народа. Он показывает не только нищету и забитость крестьянина, а и силу русского характера, ум, гордость, трудолюбие, любовь к родине русских людей. Некрасов твердо верит в освобождение своего народа. Он мечтает увидеть свою родину «свободной, гордой и счастливой».

Я очень люблю произведения Некрасова за мастерство, с которым они написаны, за их правдивое содержание, которое волнует и захватывает. Всегда любимыми героями Некрасова были борцы за народное счастье, за свободу. И в своих стихах он воспевает близких ему Чернышевского, Добролюбова и Белинского. Людей, которые всю свою жизнь боролись против ненавистного крепостного права и которые так же, как и Некрасов, мечтали увидеть свою родину счастливой и свободной. Глубокая скорбь звучит в стихотворении «Памяти Добролюбова»:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь русская земля, но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Так же пламенно воспевает он в своих произведениях Чернышевского и своего незаменимого друга и учителя Белинского. В стихотворениях Некрасова ясно звучит призыв к революции:

Душно! Без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Грянь над пучиною моря.
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи.

В стихотворении «Забытая деревня», «Несжатая полоса», «Мороз-Красный Нос», «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская» Некрасов показывает тяжелую жизнь русских крестьян, их непосильный, изнурительный труд. Он правдиво, без всяких прикрас показывает горькую долю закрепощенного человека.
Особое внимание в своих стихотворениях Некрасов уделяет судьбе русской женщины. О полном бесправии, непосильном труде и бесконечном горе бедной крестьянки говорит поэт во многих своих стихотворениях:

В полном разгаре страда деревенская,
Доля ты русская – долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Свои взгляды на поэзию и сущность искусства, на место и роль поэта в жизни Некрасов выражает в стихотворении «Элегия»:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – страдания народа
И что поэзия забыть ее должна…
Не верьте, юноши, не стареет она.
…Увы, пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза.
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира.

Я очень люблю это стихотворение. В нем чувствуется, какое значение придавал поэзии Некрасов, его идейная убежденность, сила его стремлений. Стихотворения Некрасова полны призывом к работе, действиям.

И даже в наше время находишь в его произведениях нужные мысли и чувства, которые должны руководить нами. Мне очень нравятся его произведения. Чтение их доставляет большое удовлетворение и интерес.

Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

Темы и мотивы лирики Некрасова

Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

Гражданская лирика Некрасова

Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

Читайте также:
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение
Любовная лирика

Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

Тема народа в лирике Некрасова

Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

Родина в лирике Некрасова

Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом. Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству. Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

Пишем сочинение

Пишем сочинение

Слово о поэзии Н.А. Некрасова

Мне не понравились стихотворения Некрасова, в них нет того, что бы зацепило за живое и заставило перечитывать по нескольку раз.
Некрасов писал о назначении поэта и поэзии, о любви, также на тему идеала общественного деятеля. Во многом его считают выразителем общенационального сознания. Поэт много писал о том, что хотел сказать сам народ.
Герои стихотворений Некрасова это обычные люди-крестьяне, которые страдают, переживают свои жизненные трудности. Этим он принес новое направление в поэзию. Поэт заставляет читателей по-иному взглянуть на жизнь своих героев, пытается передать всю их боль и несчастье.
Некрасов продолжает традиции Рылеева, Ломоносова, Державина. В каждом его стихотворении есть что-то от этих поэтов. Его же наследие проявилось в стихотворениях Маяковского. «Визитной карточкой» поэта стало его стихотворение «На Волге». Это произведение стало началом пути Некрасова к статусу «народного защитника».

09-06-2014, 14:05:14 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне нравятся стихотворения Некрасова, потому что в них он показывает жизнь простого народа такой, какая она есть на самом деле.Его стихотворения действительно заставляют переживать за их героев, волноваться за их судьбу. Он в своей поэзии говорит от имени народа его же языком. Некрасов пишет о таких темах, как народные страдания, женская судьба, предназначение поэта и поэзии. Его поэзию можно легко отличить от поэзии других поэтов, как, например, поэзии Пушкина или Тютчего. В его стихах нет романтизма, свойственного стихам многих других поэтов. Он пишет от имени народа и показывает, какова жизнь народа на самом деле, не приукрашивая реальность. “Что не человек – то мученик, что не жизнь – то трагедия” – эти слова Некрасова и являются главной темой его стихотворений.Я считаю, что визитной карточкой поэта стало стихотворение “Железная дорога”. Читая стихотворения Некрасова мы можем прекрасно представить всю красоту и живописность русской природы. Позже традиции Некрасова продолжил Маяковский. Лиза Е.

25-12-2013, 18:36:03 | Guest

1
Стихи Некрасова задевают меня своей простотой и тонкостью. Поэзию Некрасова можно назвать революционной в своём жанре и революционной по смысловой нагрузке.
Смысл строк Некрасова , в основном, заключён в повествование о тяжёлой судьбе народа. Герои произведений Некрасова – простой народ: двое загорелых мужиков в лаптях, девушка, мечтающая о полной и лёгкой жизни, и забытая крепостная деревня. Все герои Некрасова вызывают поток сочувствия.
Стоит отметить особенности письма поэта.Некрасов ввёл в свои стихи язык простого народа .
В некоторых стихотворениях можно рассмотреть аллюзию на известные произведения :
“Выдь на волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся-
то бурлаки идут бечевой!”
Среди любимых моих строк можно выделить:
“Барина всё нету..барин всё не едет”
“Не страшат тебя громы небесные ,
А земные ты держишь в руках”.
“Раз я видел, сюда мужики подошли”. Сафонов

Читайте также:
Поиск положительного героя в творчестве Некрасова: сочинение

25-12-2013, 18:23:18 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
К поэзии Некрасова отношусь неоднозначно. Я не могу сказать, что мне нравятся его стихи и произведения. Мне очень легко читать творчество Николая Алексеевича, не возникает никаких сложностей в понимании прочитанных фраз. Все, что он писал довольно воздушное и не нужно выискивать смысл между строк. Но особых впечатлений и эмоций у меня не возникает. Поэзия любви, народная поэзия, вот о чем пишет Некрасов. Поэзия народа, раскрывающая жизнь обычного крестьянина, проблемы сельского народа.
«Светильник разума», «Мрак заблуждения» эти выражения, на которых я заострила внимания. Н.А.Некрасов писал о страданиях народа, трагедии крестьянства. В поэзии Николая Алексеевича выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с её прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.
Некрасов внес в русскую поэзию богатство народного языка и начал использовать диалоги, разговоры между героями его стихов и произведений. Ввел разговоры о народе. Он мог сочетать лирические и сатирические мотивы в пределах одного стихотворения. Тому пример стихотворение «Тройка». Традиции Ломоносова, Державина продолжает Николай Алексеевич. В некоторых произведениях заметно сходство с Жуковским. Традиции Некрасова продолжал товарищ Маяковский, а также участники «некрасовской школы». Визитная карточка, по-моему, мнению, является стих «Тройка». Из живописных ассоциаций приходят на ум: деревня, лес, речка. Трудовые будни сельчанина. Иванова Оля.

25-12-2013, 16:06:01 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Я люблю стихи Некрасова, потому что они просты и понятны любому человеку. Поэт пишет о своём народе, Родине, природе. И делает это честно, без преукрашивания. Сразу становится понятно, что он человек-гражданин: ”Я лиру посвятил народу своему”. Некрасов не боится высмеивать пороки знатных людей. А, обращаясь к простым людям, выражает своё сочувствие, понимает, как им тяжело живётся на Руси. ”Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. ” Некрасов восторгается силой духа русского человека, гордостью, трудолюбием, терпением.
Многие строки он посвятил женщинам. “Доля ты русская- долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”. Некрасов представляет женщину сильной, терпеливой. Она может все выдержать и защитить свою семью.
С какой любовью и нежностью Некрасов описывает природу родного края. В стихах он использует слова и обороты из народного фольклора. Не жалеет эпитетов и сравнений.“Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит”. Некрасов воспевает бескрайние леса, горные вершины, степи, неповторимый рассвет и закат. Простые природные явления в его поэзии наполняются жизнью, обретают душу. “ Спят деревья, мои бессловесные братья.
Их зеленые руки нежны и легки “.
Творчество Некрасова актуально и в наше время. Любовь к Родине, уважение к женщине, бережное отношение к природе – это вечные ценности, которые воспевают поэты уже много-много лет.
Дмитрий Михайлов

25-12-2013, 15:40:02 | Guest

Слово о поэзии Н.А. Некрасова
Поэзию Некрасова я открыла для себя совсем недавно. Мне нравятся его произведения тем, что они написаны простым, народным языком. Его лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Некрасов пишет о народе и его судьбе; о гражданственности; о мужественных и сильных духом людях; о сильных, красивых, страдающих женщинах; а также
красоте русской земли.
Некрасова можно по праву назвать народным поэтом! Ему удалось воспроизвести самый дух русского народа в своих произведениях. В них сочетаются скорбь и ирония, городской или деревенский пейзаж, в описании которого поэт не стыдится самых безобразных картин унижения, пьянства, разврата, и трагические, но благородные характеры.
Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Лермонтовым, Пушкиным и Гоголем. А его художественное наследие отразилось в творчестве таких поэтов, как Маяковский, Д. Бедный, Есенин, Исаковский, Твардовский и многие другие.
Гражданственности, революционный настрой — главное отличие стихотворений Некрасова. Но также для него характерно выражение простых человеческих чувств: дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
Леди Ди

25-12-2013, 15:36:24 | Guest

С.Э.
Старайтесь не пользоваться ничем, кроме книги и конспекта урока. Интересны только ваши мысли и чувства. И совершенно не интересно то, что вы перепечатываете из Интернета. Это ваше слово о Некрасове. Ничьи другие слова здесь не нужны!

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне нравятся стихи Некрасова, потому что они особенные.
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Высокое чувство гражданственности — такова особенность поэзии Некрасова. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов выразил общественный долг поэта. По мнению Некрасова, поэт не может быть равнодушен к несчастью и горю крестьян. Общение с революционерами-демократами сказалось на взглядах Некрасова, он продолжал традиции Рылеева и Лермонтова, а его традиции продолжил Маяковский, и все они были поэтами гражданской лирики.
У Николая Некрасова большинство стихотворений о страдание родины и страданий народа. Это можно увидеть в стихотворении «Забытая деревня», а так же в стихотворении «В дороге».
Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа. Муза не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
В своих стихотворения Некрасов вводит в диалог народ, который высказывает свое мнение обычными, разговорными словами.
Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам.
Некрасов завершил свой творческий путь неожиданным признанием:
«Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом…».
DrDomi

Читайте также:
Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

25-12-2013, 14:15:14 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне, нравятся стихи Некрасова, потому что в них присутствует некая изюминка. У Некрасова представление о родине координально отличается от других писателей, таких как Фет и Тютчев. Отношение Некрасова К родине близко
лермонтовской «стран­ной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что Некрасов с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби­мым лесом», но как мне кажется ненавидит «зрелище бедствий народных», про­извол властей, бесчеловечность крепостного быта. Народная тема, была вечной темой Некрасова, тому свидетельствует множество написанных поэм о народе, в том числе и знаменитая поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Отдельное слово можно сказать о музе Некрасова: “Муза” – это не волшебница, не “прелестная дева”, а молодая крестьянка, принимающая страдания за народ. Из всех прочитанных стихотворений мне больше всего понравились:”Княгиня”, “Мать” и “Дума”. Из всего вышесказанного можно сделать вывод:Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии в жизни народа. Доронин Дмитрий

Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Разделы: Литература

  1. Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство
  2. Рассмотреть основные темы лирики поэта
  3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
  4. Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова
  5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.
  6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.
  7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-поиск.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть.

Наглядность: слайды, репродукции картин, тексты, словари.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя.

О месте Некрасова в русской литературе как личности и как поэта. Учитель предупреждает, что ученики должны раскрыть смысл эпиграфов по ходу урока.

«То сердце не научится любить,
которое устало ненавидеть…»

«Я лиру посвятил народу своему…»

«Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?»

III. Работа по теме.

1. Вступление к теме.

Портрет Н.А. Некрасова, картина с изображением Волги. (Слайд №1)

Звучит песня «Ой ты, Волга-матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На Волге» (Приложение № 1)

Песня затихает, появляется картина Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд №2)

Ученица продолжает читать.

2. Учитель:

– Почему мы начали урок стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? (Потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

3. Рассказ ученика о детстве Некрасова (Слайд №3) Чтение наизусть (приложение № 2)

Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». (Слайд №1)

– Как вы понимаете смысл этих слов?

4. Развёрнутый ответ ученика.

Эту мысль Некрасов по-разному: повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья – значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А., труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. (Чтение наизусть).

В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая.
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
(«О погоде», 1859 г.)

5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф

– Когда, кем, кому, и по какому поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!»

Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5, приложение №4)

6. Слово учителя.

Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью. О чём же писал Некрасов? (В процессе рассказа учителя учащиеся ведут записи в тетрадях).

1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о детях и для детей написал много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках, вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
В них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей.

В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо – счастливо живёт», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит- гудит- гудит!

Слайд: картина Перова «Тройка»(1866) (Анализ) (Слайд №6)

Читайте также:
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие. (Слайды №6–9)

2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун проведения реформы. Отдельные части поэмы стали народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11).

3. Женская тема – одна из основных в творчестве поэта. О трагическом и бесправном положении русской женщины- крестьянки Н. пишет в одном из лучших произведений 1860-х годов в поэме «Мороз, Красный нос» (1864). В самом начале поэмы – подлинный гимн во славу русской женщины…(«Есть женщины в русских селеньях…»), лирические стих-я, «Русские женщины». На закате своей жизни Н. пишет поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» (Слайды №12–15)

Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев, протест против эксплуатации.

7. Аналитическая работа.

Проанализируйте таблицу по тематике лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова и сделайте вывод о преемственности в литературе. (Приложение № 5)

Вывод: Во всех отрывках звучит призыв к действию, не быть равнодушными, чувствуется боль, переживание за тех, кто молчит.

Учитель. Значит, Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. Давайте убедимся в этом, прочитав и проанализировав стихотворения «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия»

8. Работа над стихотворениями (План анализа стихотворного текста раздаётся учащимся, приложение № 6)

1. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.) Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».

2. Чтение стихотворения по ролям.

– О чём спорят герои стихотворения?

– Кто победил в этом споре?

(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов полностью разделяет убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта – быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

А что поэт? Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Поэт признаётся, что не всегда спешил «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек// И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:

Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои…

Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.

Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».

Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины.

Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только поэтическая (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая Поэта идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов) имел в виду вовсе не революционную деятельность. «Дело» – это святое служение родине, «прочно» оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится, а не льётся) живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность. Некрасов всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими в его глазах были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский. Идейным центром его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.

Читайте также:
В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.: сочинение

Задание. Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он охарактеризовал её.

В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали. » выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны тёмные насилия и Зла.

Муза – 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

– А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.

3. Анализ стих-я «Элегия».

  1. Словарная работа.
  2. Определение жанра.
  3. Чтение стихотворения учителем наизусть.

Учащиеся работают с текстом, ведут записи в тетрадях.

– О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)

Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

– Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

– Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

Учащиеся. Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза – страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу).

Учитель. Такими служителями, борцами за общественное дело, за народ были Н. Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Лучшим людям Некрасов посвятил немало стихотворений. Белинскому – «Памяти приятеля», поэмы «В.Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856), лирическую комедию «Медвежья охота».

Чтение наизусть отрывка из «Медвежьей охоты» (ученик) (Приложение №7, Слайд №5)

9. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

– В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17, приложение №9)

Итоговый вопрос: Что бы взяли для себя у Некрасова?

Домашнее задание.

  1. Знать материал урока.
  2. Выучить стихотворение «Памяти Добролюбова», сделать его анализ (по плану).
  3. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Родина» (Некрасов): анализ стихотворения, о чем оно

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.
История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры – “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег“, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты – “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

Анализ стихотворения Некрасова «Родина»

Некрасова всегда считали певцом свободы. Он не раз это доказывал своими произведениями. Уже ставшая классикой поэма «Кому на Руси жить хорошо» раскрывает темы социального неравенства, но откуда у самого поэта взялось стремление к справедливости и желание обличать жестокость и невежество. Корни этих чувств родом из детства. Свое отношение к родному поместью описывает Некрасов в стихотворении «Родина».

Уютного дворянского гнезда в детстве Некрасова не было. Отец его был тираном, которого боялись не только крепостные, но и собственные жена и дети. Поэтому, образ дома, который рисует поэт, малоутешителен. Он видит вокруг себя грязный разврат и тиранство.

Читайте также:
Гриша Добросклонов народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо).: сочинение

Автор пытается показать, что все дворянско-помещичье сословие живет точно так же. Маленький мальчик не мог противостоять среде, поэтому это укрепило его характер и закалило в стремлении вырваться из порочного круга.

Тема сломленной и порабощенной родины проходит красной нитью через все стихотворение. Многие исследователи считают, что это ностальгическая элегия. Стихотворение состоит из шести строф, в каждой из которых разное количество строк. Использует поэт классический шестистопный ямб с парной рифмой.

Некрасов вспоминает своего отца, грозно помещика, погрязшего в бесплодной жизни и чванстве, мать и сестру безвременно ушедших, пронесших на своих плечах все тяготы жизни с тираном. Автор со стыдом признается:

Но, ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я… Некрасов считает большим грехом владение другими людьми.

В стихотворение большое число художественных тропов. Метафоры: рой рабов, отлетел покой, опутав жизнь. Эпитеты: строгая улыбка, тяжелый час, вредная доброта. Все произведение весьма гиперболично, явно преувеличен образ отца, мрачность дома.

В стихотворении дворянское гнездо представлено дисгармоничным, в нем нет места милосердию и улыбке судьбы. Особо Некрасов выделяет образ няни. В первых строках она напоминает образ созданный Пушкиным: заботливая, готовая выслушать и прийти на помощь. Но позже автор говорит о ее бессмысленной и вредной доброте.

Некрасов не оставляет своей «родине» ни капли человечности и милосердия. Для поэта образ родного дома воплотил в себе все то, что он категорически не принимал в своей жизни. Поэтому последние строфы наполнены злорадством и сарказмом: ведь он увидел отчий дом разоренным и запущенным.

Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей.

Мало в окружающей жизни было приятного, а вот горя — моря разливанные; поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого в ней так правдиво и горько говорит автор о своем народе.

Стихотворение «Родина», написанное Некрасовым в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Мало утешительного видит патриот в окружающей жизни.

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства.

В этих строках отчетливо звучит позиция автора ко всему происходившему и происходящему сейчас. Он не только обвиняет «отцов» за их «тиранство», «разврат», «чванство», но признается и в своем «недостойном» житье. Невозможно существовать в этой обстановке и «не замараться», когда все вокруг так же поступают.

Автор обозначает основное зло — крепостное право — безраздельное распоряжение себе подобными. Это уже грех — владеть и эксплуатировать «крещеную собственность». Вседозволенность рождает в одних «звериные инстинкты», а в других, лучших людях,- желание изменить окружающую жизнь, так не похожую на человеческую.

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов.

И опять обращение к женской доле, теперь уже матери, а затем и сестры, мало отличающейся от рабской. Еще тяжелее было культурным и воспитанным женщинам терпеть ежедневное попрание достоинства от грубого и себялюбивого «спутника жизни».

Ты жребий свой несла в молчании рабы.

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна.

Становится понятно и оправдано то злорадство, которое охватывает рассказчика при виде всеобщего запустения и разрухи. Он надеется, что вместе с «завалившимся на бок домом», «срубленным темным бором» и ушедшим в небытие хозяином, который

Только тот один, что всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил.

Уйдет и страшное время, ведь должно же что-то измениться? Но не так-то просто все в человеческой жизни. Автор это прекрасно понимает.

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало здесь, в краю моем родимом.

Горечь, боль и тоска слышатся в этом стихотворении. Автор не видит существенных перемен, на которые мог бы рассчитывать. Само ничего не приходит. Надо затратить много душевных сил, чтобы переменить мир к лучшему, а где найти желающих положить свои жизни на алтарь всеобщего счастья? И еще хочется обратить внимание на одну особенность этого стихотворения и лирики Некрасова в целом. Не следует считать «я» обязательно авторским, это может быть и голос его лирического героя, и собирательного образа, и личным «я», но чаще это синтез всех этих голосов, поэтому они звучат так пронзительно, доходят до сердца и души читателя. Именно об этом и мечтал поэт.

Любовь и дружба как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена начиная с лириков античности. Из стихов о любви, про…

Одну только Бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отда…

Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал! Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов был удивительн…

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «РОДИНА» Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива сочинение с оллсоч © 2005 народным духом, чаяниями и страданиями людей. Мало в окружающей жизни было приятного, а вот горя — моря разливанные; поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого в ней так правдиво и горько говорит автор о своем народе. Стихотворение «Родина», написанное Некрасовым в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Мало утешительного видит патриот в окружающей жизни. И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

В этих строках отчетливо звучит позиция автора ко всему происходившему и происходящему сейчас. Он не только обвиняет «отцов» за их «тиранство», «разврат», «чванство», но признается и в своем «недостойном» житье. Невозможно существовать в этой обстановке и «не замараться», когда все вокруг так же поступают. fjo ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я… Автор обозначает основное зло — крепостное право — безраздельное распоряжение себе подобными.

Это уже грех — владеть и эксплуатировать «крещеную собственность». Вседозволенность рождает в одних «звериные инстинкты», а в других, лучших людях,- желание изменить окружающую жизнь, так не похожую на человеческую. Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов.

И опять обращение к женской доле, теперь уже матери, а затем и сестры, мало отличающейся от рабской. Еще тяжелее было культурным и воспитанным женщинам терпеть ежедневное попрание достоинства от грубого и себялюбивого «спутника жизни». Ты жребий свой несла в молчании рабы… Но знаю: не была душа твоя бесстрастна; Она была горда, упорна и прекрасна…

Становится понятно и оправдано то злорадство, которое охватывает рассказчика при виде всеобщего запустения и разрухи. Он надеется, что вместе с «завалившимся на бок домом», «срубленным темным бором» и ушедшим в небытие хозяином, который Только тот один, что всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил… Уйдет и страшное время, ведь должно же что-то измениться? Но не так-то просто все в человеческой жизни.

Автор это прекрасно понимает. Проклятьем на меня легло неотразимым, — Всему начало здесь, в краю моем родимом. Горечь, боль и тоска слышатся в этом стихотворении. Автор не видит существенных перемен, на которые мог бы рассчитывать. Само ничего не приходит.

Надо затратить много душевных сил, чтобы переменить мир к лучшему, а где найти желающих положить свои жизни на алтарь всеобщего счастья. И еще хочется обратить внимание на одну особенность этого стихотворения и лирики Некрасова в целом. Не следует считать «я» обязательно авторским, это может быть и голос его лирического героя. и собирательного образа. и личным «я», но чаще это синтез всех этих голосов, поэтому они звучат так пронзительно, доходят до сердца и души читателя. Именно об этом и мечтал поэт.

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”.

Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”. Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Анализ стихотворения Родина

К 1846 году Николай Алексеевич Некрасов был уже состоявшимся публицистом, имеющим свой ярко выраженный стиль и сформировавшиеся взгляды на происходящее вокруг. Отличительной чертой произведений поэта является неприкрытая правда, искренняя любовь к Родине и легкая ирония. При этом многие произведения явно показывают противоречие, разрывающее душу автора и его литературных героев. Оно заключается в благоговении перед бескрайними родными землями, полями, лугами, необъяснимой русской душой и, в то же время, полным отрицанием существующего крепостного строя, бесконечного и неконтролируемого угнетения и издевательства над простыми людьми.

Стихотворение Родина показывает читателю всю порочность существующего режима, порождающего таких людей, как отец автора и многие соседские помещики. Безнаказанность, которую обеспечивало их положение, приводила к тому, что мишенью их издевательств мог стать кто угодно:

И только сам тиран, со слов автора, мог чувствовать себя вольготно и свободно дышать. На это с легкой иронией указывается в последних строчках стихотворения.

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Анализ стихотворения Родина Некрасова для 9, 10 класса

О Некрасове говорят, что он один из самых правдивых поэтов, который в произведениях изображал настоящую жизнь, без окраски. Многие произведения открывают на всеобщее обозрение пороки, показывают разницу бытия крестьян и помещиков. В 1847 году создал стихотворение «Родина» в котором очень ярко описано контраст между слоями населения. Писал это произведение в зрелые годы и во время своей славы. Некрасов обращается к воспоминаниям из своего горького детства.

Детство проходило под давление отца, который был поручиком в отставке. В его семье было много детей и из-за полной тирании отца, царила атмосфера жесткой казармы. Мама автора Александра Закревская была родом из Польши, вышла замуж без согласия ее родителей. Но вскоре разочаровалась в своем избраннике, которого любила, он проявил себя как жестокий и неуравновешенный человек. В такой нездоровой атмосфере воспитывался Николай, на его глазах отец проявлял всю свою жестокость по отношению к крестьянам и домочадцам. Именно по этой причине в стихотворении, родина для автора ассоциируется с мрачным домом, угрюмым садом и вечной несправедливостью. Но автор отмечает, что научился терпению, а когда примерял облик помещика, сильно стыдился этого статуса.

Свою мать автор помнит как гордую и очень умную женщину, которой пришло терпеть на себе унижения от супруга. При этом Александра никогда не становилась против мужа-тирана, а с терпением выносила его отвратительное поведение по отношению ко всему семейству.

Из стихотворения становиться, очевидно, что своим отношением отец, свел в могилу свою супругу. Это же, происходило со многими его любовницами. Именно по этой причине, единственная отрада у маленького Некрасова была няня, к которой он сбегал в невыносимые моменты жизни. Но в такой обстановке она была спасением лишь на миг и потому ее доброту он характеризует как бессмысленной. Воспоминания о прожитых годах в отцовском доме вызывают чувство злости и ненависти. Николай уверен, что этот период его жизни был для него как проклятие. И когда он описывает картину разрушенного родового поместья, который он посетил спустя много лет, вызвало у него чувство радости и облегчения. Складывается впечатление, что он хоронит свое ненавистное прошлое, боль, горечь вместе с разрушенным домом, вырубленной рощей и заросшими полями.

Все эти описания оправданы, поскольку Некрасов, будучи юным, сбежал из родительского дома в Санкт-Петербург. И был проклят своим отцом и лишен всего наследства за это. Из всех наследников никто так и не захотел жить в этом доме. В нем был счастлив только их отец.

Анализ стихотворения Родина по плану

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

«Родина» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, тема, идея, история создания

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры“рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег“, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты“Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”.

Читайте также:
Ирония — действенное средство художественной литературы: сочинение

Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”. Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.

Стих состоит из шести строф и написан ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

Анализ стихотворения «Родина» (Н. А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.06.2020 · Обновлено 18.06.2020

В творчестве Н. А. Некрасова особенно громко и значимо звучит гражданская тема. Поэт не может спокойно смотреть на социальную несправедливость, тиранию «сильных мира» и бесправное положение простого народа. Он видит своей задачей обратить внимание на эти проблемы, показать необходимость общественных изменений. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения «Родина» по плану. В нем Некрасов обращается к тяжелым воспоминаниям детства и говорит о недопустимости тирании, калечащей человеческие судьбы.

История создания

Стихотворение «Родина» было написано Н. А. Некрасовым в 1846 году после посещения родового поместья в селе Грешнево Ярославской губернии, где прошло детство поэта.

Н. А. Некрасов всю жизнь вспоминал проведенные там годы со злобой и отвращением. Жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата и издевательств над крестьянами. Взявший на себя обязанности исправника, отец поэта часто брал ребенка с собой, и тот невольно становился свидетелей жестоких сцен расправ над «провинившимися» крестьянами.

Мать и сестра поэта, гордые и прекрасные женщины, вынуждены были страдать и всю жизнь подчиняться воле тирана-отца. Эти детские впечатления нашли отражение в печальном и жестоком стихотворении «Родина».

Впервые текст был опубликован только в 1856 году, так как долгое время не допускался к печати цензурой из-за явного сходства сюжета и героев с тиранией монархического строя и угнетаемым им народом.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Родина» относят к жанру элегии, так как оно представляет собой печальные воспоминания и размышления поэта, вызванные посещением родового поместья.

В то же время текст является примером гражданской лирики Н. А. Некрасова. Увиденные и впитанные детским сознанием картины разврата и безнаказанной жестокости становятся для взрослого поэта символом повсеместной тирании, которая отравляет жизнь государства и должна быть остановлена.

Написано стихотворение «Родина» шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.

Композиция

Для построения текста «Родины» Некрасов использует кольцевую композицию.

  1. Он начинает свое повествование с описания знакомых мест, в которых провел детство, но воспоминания вызывают у поэта злобу и хандру. Жизнь отцов он называет бесплодной и пустой, наполненной развратом и тиранством. Здесь молодой поэт научился «терпеть и ненавидеть» и даже, как с горечью признает, иногда и сам становился «помещиком».
  2. Следующие две строфы стихотворения посвящены матери и сестре Некрасова – самым светлым образам из его детства. Прекрасная и добрая мать вынуждена была мириться с мучениями своего тирана и «жребий свой несла в молчании рабы». Сестра поэта рано вышла замуж за нелюбимого человека, чтобы убежать из ненавистного дома, но так же, как мать, не обрела желанного счастья и рано умерла.
  3. Вспоминает автор и о няне, к которой нередко убегал «в тяжелый сердцу час», но при этом называет ее доброту «бессмысленной и вредной» и вновь предается печальным размышлениям. Поэт возвращается к описанию самого поместья и со злой радостью отмечает, что теперь все здесь пришло в упадок и постепенно разрушается.
Читайте также:
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение

Образы и символы

Несмотря на яркую гражданственную направленность стихотворения, текст «Родины» — это личные воспоминания самого Некрасова, поэтому все герои очень близки своим реальным прототипам.

  • Лирический герой, как и поэт, вырос в родовом поместье. Наполненная развратом, пьянством и жестокостью среда отравила его детские годы, «довременно растлила» душу, научила ненавидеть. Автор не находит в своей юности ни одного светлого воспоминания, но со злобой и горечью говорит о царившей в доме тирании.
  • Мать поэта предстает в его памяти женщиной с гордой и прекрасной душой, которая, тем не менее, не пыталась восстать против судьбы и покорно терпела жестокость и издевательства своего «губителя». Перед смертью она прощает ему «все, что вынести достало сил».
  • Сестра героя, еще один женский образ стихотворения, повторила печальную судьбу матери. Связав жизнь с нелюбимым человеком, вынеся немало горя и позора, она так же рано покинула этот мир.
  • Через весь текст проходит образ отца Некрасова – своевольного и жестокого помещика, который отравляет существование не только крепостных крестьян, но и членов своей семьи. «Тот один, кто всех собой давил» — так звучит самая точная характеристика этого человека, данная в финале стихотворения. Только его существование в поместье можно было назвать свободным, поэтому автор искренне рад наблюдать разрушение старого дома, где творилось столько беззакония.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Родина» представлена в списке:

  1. Центральная тема стихотворения «Родина» вынесена в название – это представление поэта о родине. Родина для человека часто начинается с детских воспоминаний, с традиций и впечатлений, впитанных в самом начале пути. Для Некрасова такими воспоминаниями становятся слезы матери и сестры, страдания крестьян и безнаказанная жестокость отца. Образ родины для поэта неразрывно переплетается с тиранией и страданиями, рождает в нем гнев и негодование. Естественным желанием становится для него увидеть разрушение и упадок ненавистных устоев.
  2. Еще одна тема – тема народа и его тяжелой судьбы. Крепостные в имении отца героя вынуждены были завидовать «житью последних барских псов» — настолько бесправным и мучительным было их существование. Некрасов горько замечает, что такое обращение с крестьянами кажется помещикам нормой и прививается с детских лет.
  3. Тема тирании и жестокости связана в тексте с образом отца-помещика, который чувствует себя полноправным хозяином других людей и один может свободно дышать и жить.

Проблематика стихотворения «Родина» напрямую связана с ужасами и жестокостью, среди которых вырос поэт. Для Некрасова остро встает вопрос социальной справедливости. Он не согласен, что один человек может по своему усмотрению коверкать и ломать судьбы других людей, как поступает тиран-помещик. До срока покидают мир измученная мать героя, его сестра, терпят бесконечные издевательства крепостные крестьяне.

Судьба родины представляется поэту безрадостной и горькой, пока не поменяется сам принятый уклад жизни. Дом, где «вторил звону чаш и гласу ликованья глухой и вечный гул подавленных страданий», постепенно приходит в упадок, и в этом лирическому герою видится надежда на перемены.

Основная идея

Главная мысль стихотворения Некрасова «Родина» заключается в осуждении принятых в обществе тирании и жестокости. Эта жестокость особенно явно выражена в отношении к крепостным крестьянам, так как полное бесправие не дает им возможности противостоять насилию или отказаться от тяжелого труда. Однако безнаказанность и желание власти также калечат жизни близких тирану людей, как это происходит с матерью героя.

Литературоведами отмечалось, что содержание «Родины» намного шире, чем просто описание детских впечатлений поэта. Друг за другом в тексте предстают страшные и жестокие картины, типичные для традиционного уклада жизни помещиков. Более того, в образе «того, который всех давил» можно увидеть намек на монарха, не обращающего внимания на страдания и горести своего народа. Именно поэтому стихотворение Некрасова долго не допускалось к печати цензурой. Таков смысл произведения «Родина».

Средства выразительности

Н. А. Некрасов использует в своем тексте многочисленные средства выразительности.

  1. Наиболее врезавшиеся в память детские впечатления, а также оценку пережитого и увиденного поэт передает с помощью образных и точных эпитетов: «бессмысленное чванство», «подавленные и трепетные рабы», «болезненно-печальный лик», «холодная и строгая улыбка», «мятежная и суровая юность».
  2. Внутреннее томление и переживания лирического героя помогают передать метафоры. Здесь, в родовом поместье, «неребяческих желаний и тревог огонь томительный» жег сердце молодого поэта, здесь же начало всему, что с детских лет «опутало» его жизнь.
  3. Яркие противопоставления позволяют наглядно увидеть контраст свободной жизни самих помещиков и невыносимого существования крепостных. Так Н.А. Некрасов сталкивает в финале текста «звон чаш и глас ликования» с «глухим и вечным гулом подавленных страданий», усиливая таким образом впечатление противоестественности происходящего.

Поводом для написания «Родины» стало посещение Н. А. Некрасовым родового поместья, однако воспоминания о царивших там разврате и жестокости позволили ему подробно описать ненавистные нравы и обычаи. Воскресив в памяти страшные и печальные образы прошлого, поэт создал яркий текст, который заставляет задуматься о человеческой жестокости и недопустимости насилия одного человека над другим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: