Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение

Сочинение: Ермил Гирин в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Ермил Гирин в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в котором раскрывается образ подвижника, радеющего за народные интересы.

В 1866 году в журнале «Современник» была напечатана поэма с интригующим названием «Кому на Руси жить хорошо». Ответ на этот животрепещущий вопрос ищут семь мужиков из разных российских деревень. Случайно встретились они на дороге, и разговор пошел о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Недолго думая, они отправились в путешествие, чтобы разрешить спор.

Особенностью поэмы является ее масштабность. Мужики подняли проблему, касающуюся всей огромной страны, а не какой-нибудь отдельной деревни. Разговор имеет обобщенный характер. Мужики выдвигают несколько версий, называя счастливых людей. Среди них оказались представители общественной иерархии того времени: поп, купец, помещик, чиновник, царь. Некрасов дает мужикам возможность встретиться и пообщаться со всеми, кроме царя. Хотя можно и так предположить, что и у царя жизнь нелегкая.

Постепенно дело принимает такой оборот, что странники не ограничиваются своими версиями. Разговаривая по дороге с людьми, они слушают разные истории. Из каждого социального слоя автор выделяет отдельного человека, объединяя в нем типичные черты.

В четвертой главе под названием «Счастливые» мужики узнают историю Ермила Гирина, народного заступника. Имя героя сразу вызывает ассоциации с богатырем, созвучно с именем главного славянского бога Ярилы. Фамилия образована от слова «гиря», что говорит о какой-то тяжести, основательности. Весь его образ подкупает своей значительностью, поступки героя соответствуют его имени.

К тому моменту, как странники услышат о Гирине, они уже с уверенностью могут утверждать, что среди простых мужиков счастливых нет. Тут им рассказывают новую историю, героем которой является тоже мужик. Уважение и доверие у людей Ермило заслужил еще в юные годы. Уже тогда герой отличался умом, рассудительностью, поступал по чести. Он был грамотным и служил тогда писарем в конторе. Гирин помогал крестьянам писать бумаги, решать разные вопросы и денег не брал за это, благодарности не ждал. За пять лет люди узнали его только с хорошей стороны. Тут «выгнали» его с должности. Вскоре старый князь умер, а наследник его «контору всю прогнал». Велел молодой князь вотчине выбирать себе бурмистра. Крестьяне все как один высказались за Гирина. Семь лет он был бурмистром. За это время он копейки чужой не взял, правых не наказывал, виновным не спускал проступков, «душой не покривил».

Гирин не был идеальным человеком, были грехи и у него. Большая власть – это ответственность, возможности, но и искушение великое. Однажды он младшего брата освободил от рекрутчины, другой пошел в его очередь. С того дня Ермило закручинился, однажды «в деннике с веревкою застал его отец». Замучила Гирина совесть, до этого он никогда не использовал свою должность в личных целях. Ермило стал требовать суда народного за свой поступок. Перед матерью солдата, Ненилой Власьевной, герой встал на колени, просил прощения. Вернули сына Власьевны, а брат Ермилы пошел служить. О нем князь проявил заботу, поэтому служба ему вышла не тяжелая. Ермилу за провинность народный суд штраф присудил. Некрасов показывает действие не юридических законов, а закона человеческой совести. Именно она является индикатором правильности поступка героя. После суда Гирин сам ушел с должности. Совесть не позволила ему быть главой вотчины. Этот грех не только не заставляет читателя потерять уважение к герою, напротив, Гирин вызывает восхищение тем, что он нашел смелость и силы признаться, покаяться прилюдно. Сможет ли сейчас хоть один народный избранник похвастаться подобной честностью?

Без дела Ермило сидеть не мог. Взял он в аренду мельницу. И здесь герой повел себя честно и благородно:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал…

Гирин был лишен чинопоклонства и раболепия. Он ко всем людям одинаково относился, и к бедным, и к богатым. Никого не выделял, очередь на мельнице строго соблюдалась. Богатые мололи в свою очередь, не в обход бедных.

Читайте также:
Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Все хорошо не бывает, на его мельницу имел виды купец Алтынников. Привыкший к тому, что все можно продать, и все можно купить, Алтынников решает отобрать у Гирина мельницу. Он затевает суд, по решению которого мельница должна быть продана. Купец привлекает на помощь подъячих, цену определили в тысячу рублей. У Гирина с собой не оказалось таких денег, он идет на базарную площадь и обращается за помощью к народу. Люди под честное слово дали ему денег, кто сколько смог, от ста рублей до медного пятака. Набрал Ермило необходимую сумму за полчаса и выкупил мельницу.

Благодаря народной поддержке, смог он справиться с купцом, имеющим большие связи и деньги. Через неделю весь город пришел смотреть, как он раздавал долги. Всем вернул, рубль у него только остался. Не смог найти, у кого взял, никто не признался. Этот эпизод говорит о том, что люди доверяли мельнику безоговорочно, но и сами показали себя как честные люди. Никто не обманул Ермила, когда он раздавал долги, никто копейки лишней не попросил. Этот эпизод играет важную роль в создании образа героя еще и потому, что здесь столкнулись две силы: сила крестьянской взаимовыручки и сила купеческих денег, духовное и материальное. Победа оказывается за духовным.

Некрасов показывает, как нелегко на Руси живется тем, кто не наживается на горе других людей, кто старается поступать честно. Власти такие люди не угодны, но их уважает народ.

Странникам не удалось повидаться с Гириным. Его посадили в острог. Причины Некрасов не объясняет, но становится понятно, что перешел он дорогу сильным мира сего. Не дорожит он своим счастьем, благополучием. Когда приходит пора вступиться за народ, Гирин становится на его сторону, не кривит душой, не прислуживается власти. Видимо, счастье не в богатстве и почете, а в чем-то другом. Герой выступает в роли подвижника, выступающего за народные интересы.

В образе Ермила Гирина воплощена народная мечта о честных чиновниках, справедливом суде, милосердном помещике. Неоднократно Некрасов подчеркивает, что сила этого человека заключается не только в его личных качествах, но и в поддержке народа. Мир горой стоит за тех, кто живет по чести и по совести, кто уважает других людей, не ставит себя выше всех.

Я думаю, что Гирина нельзя назвать несчастным. Он получил образование, за что бы он ни взялся, все у него получается. Он живет для других, мало заботясь о себе, люди его за это уважают. Проникается уважением к нему и читатель, хочется, чтобы таких людей на свете было больше.

Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Ермил Гирин в поэме Н.А.Некрасова спрятан среди второстепенных персонажей. Автор специально создал сложность читателю. Ему необходимо самому постичь весь замысел гениального поэта.

Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» объединяет в себе черты, которые считал самыми важными Некрасов, в нем он увидел одного из претендентов на звание счастливого человека.

Особенности счастья

Ермил (Ермило) Ильич Гирин – молод и не по годам умен. По социальному положению герой простой мужик. В нем нет ни княжеских, ни графских корней. Решительность характера позволили ему стать уважаемым человеком. Вотчина в 6 тысяч душ единогласно выбрала его бурмистром. Добиться доверия у крестьян сложно, а Ермил смог. Чем же заслужил Гирин такое отношение:

«умом и добротой»;

отзывчивостью и бескорыстием.

Ермил умел посоветовать, узнавал для простых людей нужные сведения. Он не требовал благодарности и не брал денег за помощь. Для счастья у мужика было, по мнению народа, все: спокойствие, почет, деньги.

Характер героя

Чтобы разобраться в счастье персонажа, нужно рассмотреть его черты характера. Что такого особенного в мужике, чем отличается он от других. Какой характер может претендовать на роль счастливцев по-настоящему?

Сообразительность. Русский мужик видел скрытую хитрость, умел быстро раскусить нечестные намерения. Он по взглядам, поведению оценивал человека. Молча выводил на честность, не разводил скандалов, а уходил в сторону, оставляя хитрецов ни с чем.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Не умение льстить и преклоняться. Ермил не поддавался на ухищрения подьячих и других богатых купцов. Он не принимал на свой счет слащавые, лживые речи, не платил за лесть и приятное вранье.

Честность. Семь лет служит крестьянин бурмистром, не прибирает к своим рукам ни одной «мирской копеечки».

Справедливость. Ермил не давал в обиду слабых, защищал бедных. С другой стороны, если человек был виновен, «не попустил» ему грех и черные дела.

Уважение. Гирин относится ко всем сословиям одинаково. Он уважает крестьян, помещиков, купцов. Главное для него не статус, чин, а сам человек.

Работая на мельнице, Ермил принимал строго по очереди и за одну цену. Беднейшие люди, управляющие, приказчики не спорили с мельником, видя справедливый подход к каждому.

Искренность. Совершив плохой поступок, Ермил раскаивается перед всем народом. Он просит по отношению к себе справедливого суда, даже прощение земляков не позволяет ему остаться на службе. Он сам находит себе наказание.

Судьба Гирина

Ермилу выбирают бурмистром. Он семь лет честно и преданно служит народу. Когда наступило время младшему брату идти в рекруты, бурмистр из народа не выдерживает проверки владения властью. Он решает ею воспользоваться. Вместо родственника служить уходит сын деревенской крестьянки. Совесть начинает мучить Гирина, доводит его до решения повеситься, но исправляет положение барин. Он возвращает сына обиженной матери. Ермил оставляет службу и уходит на мельницу. Крестьяне не перестают уважать мужика. Доказательством служит эпизод со сбором денег на выкуп мельницы, которую решили продать. Тысячу рублей, огромную по тем временам сумму, собирает Гирин за полчаса. Никто не пожалел для него последнего гроша. Помощь крестьян удивляет. Гирин выигрывает тяжбу с купцами, возвращает все до копейки тем, кто дал ему денег. Остается у него лишний рубль. Весь день Гирин ходит по площади в надежде найти того, чей это рубль, но не находит. В этой сцене видно, насколько велико доверие к герою. Некрасов показывает, как умеет русский народ принимать решение всем миром. Насколько силен дух простого народа. Открыл свою беду Ермил, и каждый добрый человек ему ответил. Силен русский человек своим бескорыстием, умением поддержать, объединиться. Но не суждено даже ему быть счастливым на Руси. В деревне поднялся бунт, Ермил отказался усмирять крестьян. Его арестовывают и отправляют на каторгу. Рассказ о судьбе завершается печальной новостью:

Реальность образа

Литературоведы нашли доказательства, что у Гирина есть реальный прототип. Это управляющий графскими поместьями Орловых – А.Д.Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен в истории бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью правления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина:

«…Стал он пуще прежнего всему народу люб…».

Ермил и Григорий Добросклонов – два близких персонажа. Можно предположить, что Ермил Ильич мог бы стать в будущем революционером, борцом, человеком, которого ждет Россия. Но каторги, тюрьмы и остроги многих похожих мужиков сломают, лишат здоровья и веры в будущее. Странники ищут счастливого, но проходят мимо Ермила, хотя он ближе всех к их пониманию счастья.

Ермил Гирин — образ и характеристика героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Мнение крестьян о счастье

В поисках счастливого человека, путешественники попадают на праздник. Выставив ведро водки в виде поощрения, мужики выслушивают многочисленные истории претендентов на «счастливых». Бедняки пытаются подстраиваться под нужную роль, но их вид говорит об обратном. Рябая одноглазая старуха хвастается большим урожаем реп. Уволенный дьячок, тощий как спичка, счастлив от размышлений о божьем мире. Отставной солдат радуется, что не погиб от пуль, голода и побоев палками. Строитель, получивший увечья, смог больным доехать домой. Слуга гордится, что болен «болезнью благородною» — подагрой. Сгорбленный крестьянин доволен вкусным ржаным хлебом. «Пасмурный» мужик «с скулой свороченной» ухаживает за медведями и выжил после их нападения. Оборванные нищие счастливы, получая милостыню.

Автор вводит в текст подобные истории, чтобы показать широкую панораму жизни бедных слоёв населения, раскрыть все их хлопоты, сложности и проблемы. Сразу видно, что их счастье «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». И тут появляется ещё одна история. Подсевший к ним крестьянин уверен: если они не признают счастливцем его односельчанина Ермила Гирина, «так и шататься нечего». Ермил «не граф, не князь сиятельный», а такой же простой человек, как и предыдущие претенденты. Но рассказ о нём подтверждает: крестьянин может обладать всем, нужным для счастья.

Читайте также:
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

Судьба Гирина

После ухода Гирин арендует мельницу. Им снова довольны: брал за помол недорого, обслуживал быстро, соблюдал очередь и порядок. Но мельницу решили продать по предписанию суда. Ермил пришёл на торги, чтобы выкупить её. Купец Алтынников оказался хитрей и богаче — уступил Гирину на крупной сумме, которой у того не было. Ермил просит председателя дать ему полчаса на поиск денег, идёт на торговую площадь и обращается к народу за помощью. Люди складываются, кто сколько может, и собирают тысячу — большие по тем временам деньги. Выкупив мельницу, Гирин через неделю на той же площади раздал людям деньги — оставшийся рубль, хозяина которого он не нашел, был отдан слепым инвалидам.

Односельчане, знавшие Гирина, подтвердили: это тот человек, которого можно считать счастливым. Но тут оказалось, что поговорить с ним не получится — он отправлен в острог после того, как крестьяне организовали бунт. Подробности автор нам не сообщает.

Черты характера

  • Справедливость: за время службы «не тронул правого, не попустил виновнику, душой не покривил»; на мельнице все стоят в одной очереди, и бедные и богатые.
  • Ум и сообразительность: «молод, да умен», знает, как управлять вотчиной и вести дела.
  • Доброжелательность и общительность: всегда готов посоветовать, проконсультировать и выручить.
  • Честность: не брал взятки, признался в своей ошибке.
  • Тесные семейные отношения: ради брата согласился на единственный нечестный поступок.
  • Совестливый: искренне раскаялся в содеянном.
  • Любит порядок: ведёт строгий учёт своей работы и вовремя расплачивается.
  • Имеет уважение среди людей: его единогласно выбрали бурмистром.
  • Пользуется доверием: люди дали ему деньги без какой-либо записи, поверив на слово.

Вывод

Образ Ермила Гирина показывает, что обычный русский крестьянин может обладать качествами, которых нет у других лиц, встретившихся путешественникам — у попа, помещика и прочих. По мнению автора, характеристика Гирина соответствует счастливому человеку: он имел «всё, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт». Ермила заслуживает счастья своим праведным поведением, умом и добротой. Но печальная новость, которой завершается рассказ — о том, что Гирин сидит в остроге — говорит нам: человек, обладающий такими качествами, не может стать счастливым в условиях царской России.

Характеристика образа Ермила Гирина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Ермил Гирин («Кому на Руси жить хорошо»)

Характеристика образа Ермила Гирина — одного из второстепенных персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это тот случай, когда, казалось бы, ничем не примечательный герой является определяющим лейтмотивом всего произведения. Именно этот простой крестьянский мужик, по замыслу автора, должен был стать ориентиром для читателей на пути к достижению счастья. Об истории жизни Гирина читатель узнаёт в главе «Счастливые» первой части поэмы.

Ермил: простой человек и известный бурмистр

Ермил Ильич Гирин — это простой русский мужик. Он пользуется уважением у односельчан благодаря своему острому уму и честности. Ермил обладает смелым и волевым характером, что также вызывает к нему уважение у окружающих: шесть тысяч человек назначают именно его своим бурмистром. Это назначение не было случайностью. Люди ценят Ермила за такие качества как надёжность, решимость и доброта. Он всегда готов прийти на помощь слабым, легко добивается установления справедливости, может дать полезный совет. Крестьяне отмечают в своем бурмистре и бескорыстность: за оказанные услуги Ермил никогда не берёт денег.

Психологический образ героя

В образе Ермила раскрываются все лучшие черты характера, которые, по мнению Н. А. Некрасова, составляли портрет настоящего русского крестьянина. Этот герой наделён необыкновенной сообразительностью. Он умеет быстро принимать правильные решения, прекрасно разбирается в людях и легко угадывает их недобрые намерения.

Читайте также:
«Я лиру посвятил народу своему...»: сочинение

Кроме того, Ермил обладает прекрасными навыками общения: он способен вести спокойный диалог даже с недоброжелателями, не ведется на лесть.

Важными чертами характера Ермила является честность, искренность. Призывы к справедливости, звучащие из его уст, не расходятся с его мыслями и личным мировосприятием. Этот герой поэмы справедлив по отношению к другим людям: он не делит их на чины и звания, что особенно заметно в эпизоде, повествующем о работе Ермила на мельнице.

Показательно, что герой также обладает здоровой самокритикой. Так, совершив плохой поступок, он не старается «замести следы», а раскаивается перед всеми людьми и просит для себя сурового наказания.

Личная история и трагедия героя

Из поэмы можно узнать, что на должности бурмистра герой трудился долгие семь лет, после чего всё же не выдержал испытания данной ему властью. Спасая своего младшего брата от рекрутской службы, Ермила отправляет вместо него сына бедной вдовы. Показательно, что спустя некоторое время, совесть начинает мучить его с такой силой, что он задумывается о самоубийстве.

К счастью, эта история заканчивается возвращением сына вдовы, а Ермил отправляется работать на мельницу, которую готовят к продаже. Лишь общий сбор средств, организованный крестьянами, препятствует разрушению мельницы. Этот эпизод является очень показательным: люди, простившие Ермилу его ошибку, готовы прийти на помощь своему бывшему бурмистру, поскольку за семь лет верного служения народу, герой сыскал всеобщее доверие и уважение. Впрочем, это вполне понятно, ведь Ермил до конца не теряет честности. Когда от собранных средств остается лишний рубль, он всеми способами пытается вернуть его хозяину.

К сожалению, Некрасов обрывает повествование об этом персонаже на трагической ноте: Ермил попадает в тюрьму, отказавшись подавлять крестьянский бунт. Тем самым автор показывает, как сложно хорошим людям добиться счастья в жизни. Но о каком счастье идёт речь? У Некрасова акцент делается на счастье как приобретение материальных благ, в то время как вся судьба Ермила, наполненная людской любовью и уважением, служит примером духовного счастья, которого у героя более чем достаточно.

Подлинность образа персонажа

Интересно, что у героя есть реальный прототип — управляющий имением одного известного дворянского рода. Он вышел из крестьянских низов и также отличался обостренным чувством справедливости и бескорыстностью. Многие из его настоящих фраз Некрасов вложил в уста своего героя, а также поместил в поэму некоторые факты биографии этого человека.

Заключение

Стоит отметить, что многие литературоведы считают образ Ермила Гирина предшественником будущих революционных деятелей, готовых бороться за свободу простого народа. Данный герой заслуживает внимания к своей персоне: его положительные черты характера в сочетании с людской любовью, проявленной к нему, заставляют читателей сомневаться в правильности выводов странников из поэмы Некрасова, решивших, что Ермил далёк от счастья. Вероятно, именно такие люди в полной мере радуются жизни и по-настоящему счастливы в этом мире.

страдания русского народа в творчетсве (Некрасов Н. А.)

В творчестве любого писателя непременно отражаются думы его времени, идеалы эпохи. Вторая половина 19 века – период расцвета революционной демократии. В это постреформенное время мы видим подъем народного крестьянского движения по всей России. Некрасов первым поднимает вопрос народа, народного счастья в своих произведениях. По признанию самого поэта, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его горестной, нелегкой доли и подчас страшной, неизбежной судьбы.

Рассмотрим некоторые стихотворения Некрасова, наполненные печалью, слезами, стонами русского народа, взвалившего на себя непосильное бремя труда и обслуживания “господ”:

“Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

“Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!” – в стихотворении “Мать” Некрасов знакомит читателя с несчастной, уставшей женщиной.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она знает, что в будущем дети повторят ее судьбу, судьбу любого крестьянина и всего русского народа. Но поэт просит свою героиню не “омрачать веселья их тоскою”, ведь пока сыновья женщины юны, неопытны, они могут насладиться жизнью, не зная тяжелого физического труда, изматывающих однообразных будней, не думая о безвестной, неизбежной смерти. И во многих других стихотворениях просматриваются схожие мотивы: “Крестьянские дети”, “В дороге”, “Орина, мать солдатская”, например.

Читайте также:
Авторское сочинение по поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, масса, какой ее воспринимает “свет”, а живыми людьми с уникальными, непохожими друг на друга судьбами, характерами и заботами. Все герои Некрасова, даже те, которым трудно теперь найти реальных прототипов, индивидуальны, живы. Некоторых из них поэт любит от всей души, сочувствует им, других же ненавидит. Ненавидит, конечно же, “Офицеров гвардейских полков и безличную сволочь салонов. “, сопереживая, сочувствуя народу, подавленному и угнетенному теми, кому волей-неволей приходится служить, изнывая от нужды и непосильного труда. Нет, Некрасов вовсе не призывает к отказу от труда, более того, поэт полагает, что труд – это не просто обязанность, насущная необходимость, а естественное состояние, потребность, привычка, без которой человек не может считаться достойным, быть уважаемым другими людьми. Так, про героиню поэмы «Мороз, Красный нос» автор пишет: «Не жалок ей нищий убогий: вольно ж без работы гулять!». И в других стихотворениях Некрасова отражается крестьянская любовь к труду, например, “Дума”. Здесь четко просматриваются и другие особенности русского национального характера, оценку которым поэт дает во многих своих произведениях. Нет, народ не терпит праздности, безделья, но его судьба по-прежнему страшна, ведь трудиться – одно, а работать за нескольких человек, изнывая от усталости, болезней, голода – совершенно иное.

Апогеем творческого пути поэта становится поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Здесь представлены и особенности русского национального характера, как положительные, так и отрицательные, и в полной мере отражены страдания простых людей: как жалок солдат, вернувшийся с “поля брани”: он счастлив лишь тому, что жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Некрасов рассказал о нехитром счастье русского народа: был бы год урожайный, да здоровы и сыты все. Сквозь призму примитивного счастья читатель замечает, как несчастны на самом деле герои, как они устали, вымотались, насколько неизбежна их судьба и бесперспективна, однообразна жизнь.

Некрасов добр к своим героям, снисходительно относится к их недостаткам, жалеет их, но при этом понимает: он не сможет помочь им, изменить что-либо, лишь описывая их страдания, которых они и сами-то подчас не замечают. Тем не менее, поэт не прекращает верить, надеяться на то, что русский народ всё-таки научится быть гражданином и поднимется с колен, обретя свое истинное счастье.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id9409

Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова

Поэзия Н. А. Некрасова явилась новым этапом в развитии русской литературы. В своих произведениях автор выражает мысли, чувства, взгляды человека новой эпохи – представителя кругов разночинцев, которые пережили тяжелые противоречия распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.

Современники Некрасова были поражены новизной поэтических открытий новых образов людей из народа. О том, что участь народа тяжела, знали, безусловно, многие, но Некрасов стал первым из русских поэтов, который заговорил об этом открыто во весь голос.

Народ в поэзии Николая Алексеевича Некрасова изображен покорным судьбе, забитым, задавленным нищетой, покорным и не способным к борьбе. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт изображает людей из народа, которые пришли к парадному подъезду в надежде попасть на прием к вельможе. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, бедственного положения и униженности пришедших:

. некрасивы на взгляд Загорелые ли ца и руки, Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых. Крест на шее и кровь па ногах, В самодельные лапти обутых.

«Крест на шее и кровь на ногах» выступают как символ подвижничества и страдания. Швейцар прогоняет просителей, так и не приняв скудной лепты. Просители развели руками и ушли «с непокрытыми» головами. Описанию пришедших противопоставлено описание вельможи, купающегося в роскоши и его богатых палат. Отношение автора к нему выражено в следующих строках:

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

. герой.
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.

О жизни и судьбе народа Некрасовым сказано исчерпывающе в одной лаконичной фразе: «Где народ, там и стон. » «Размышление у парадного подъезда» завершает обращение автора к народу. Это обращение – и мучительный вопрос, и сочувствие, и негодование:

Ты проснешься, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил? Создал, песню, подобную стопу, И духовно навеки почил?

В «Железной дороге» поэт рассказывает о том, как по приказу Николая I был согнан народ со всех уголков России на строительство железной дороги. Спасаясь от голода, задавленные нуждой, на возведение дороги устремлялись толпы мужиков. Многие из них погибают. Оставшиеся же в живых получают бочонок вина в качестве вознаграждения за работу. А еще им «великодушно» прощают недоимку.

Некрасов убежден в том, что любой труд заслуживает уважения и должен стать основой жизни человека. Но он имеет ввиду не ту работу, которая сводит в могилу или делает людей калеками. Например, в стихотворении «Нежатая полоса» поэт изображает пахаря, который не способен убрать оставшуюся в поле полосу:

. Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больно сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потухли и голос пропал,
Что заунывную песню певал.

Понятно, что пахарь уже проживет недолго и результатам своего труда порадо-ваться не успеет. Такой финал жизни крестьянина обеспечила именно нужда и не-померно тяжелый труд. Народные страдания заключаются не только в нечеловеческом труде и не только в вечной нищете. Бесправие, унижение человеческого достоинства довершают картину народного горя. Так, например, в стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает историю ямщика, который из-за барского каприза женился на Груше, воспитанной вместе с барышней. Жизнь и несчастной Груши и самого ямщика загублена: она не приспособлена к крестьянскому быту, а ему нужна в доме хозяйка и работница.

И если Некрасов изображает тяжелой жизнь простого мужика, то судьбы женщин складываются подчас еще более трагически. Поэт показывает горькую участь крестьянки, суровую долю, выпадающую русской женщине. В поэме «Мороз, Красный нос» поэт описывает крестьянку Дарью – женщину и красивую, и трудолюбивую. Образ Дарьи передает все то, чем славилась русская женщина:

Есть женщины в русских селеньях С спокойную важностью лиц.
С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

Но как всякой крестьянке Дарье выпадают в жизни «три тяжкие доли»: выйти замуж за «раба», «быть матерью раба» и «до гробу рабу покоряться». После смерти мужа героиня отправляется за дровами в лес, так как дома замерзают дети. Зимний лес завораживает Дарью. Изнемогая от жизненных невзгод, она засыпает в этом сказочно красивом лесу.
Лишь перед смертью на короткое мгновение героиня ощущает себя счастливой.

Героине другого стихотворения – «Тройка» – автор предрекает ту же самую участь, что и другим женщинам-крестьянкам: «нянчить, работать». Как бы ни была красива девушка, судьба ее определена изначально с рождения:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красота ее очень быстро отцветет от тяжелой работы, от былого веселья не останется и следа, на лице словно застынет выражение «тупого терпенья и бес-смысленный вечный испуг».
Некрасов нашел свой поэтический голос в стихах о народе. В.Г.Белинский, услышав стихотворение «В дороге», воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» И как истинный поэт, Некрасов писал о том, что волнует его. Наполненность его лирики народными образами говорит о том, что поэта тревожила судьба своего народа. Недаром ему принадлежат слова: «Я лиру посвятил народу своему».

ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА

Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного возмущения. Интеллигенция надеялась, что произойдёт крестьянская революция.

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

И пусть его стихи написаны не по литературным канонам того времени, но они так берут за душу, волнуют. Строчки врезаются в память на всю жизнь. Кажется, что его Муза – это крестьянка, которая постоянно трудится на барщине, рожает в поле, в стогу сена. Ей некогда заниматься ребёнком, она вынуждена работать.

Вот в стихотворении «Тройка» Некрасов описывает жизнь русской женщины. Красивая молодая женщина увидела в проезжающей тройке красавца-барина и бежит за ней. Она надеется, что может быть, он остановится и заберёт её с собой. А тут что её ожидает?

Вечно пьяный муж, куча сопливых ребятишек да сварливая свекровь. И будет она вечно терпеть побои пьяного мужа и вечное недовольство свекрови. Это стихотворение похоже на романс. Из него получилась народная песня.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Сюда приходят люди что-то просить. Вот пришли крестьяне. Но швейцар их даже не пустил, так как они бедно одеты и от них плохо пахнет. Никому не интересны горести и страдания простого народа. Некрасов точно выразился, что нет в России такого уголка, «где бы русский мужик не стонал».

Стонет он и на Волге, когда на себя тянет корабли и баржи. Это «бурлаки идут бечевой», запряженные, как лошади или собаки. Глядя на всё это, у Некрасова сердце кровью обливается и рвётся душа. И он спрашивает у народа, долго ли он ещё будет страдать? Насколько у него хватит сил? Не пора ли просыпаться? Вот уже и творческая интеллигенция намекает на какие-то изменения в обществе.

Интересно стихотворение «В дороге». В нём речь идёт о крепостной крестьянке, которую хозяева выучили, дали образование, а потом отдали замуж за простого мужика, ямщика. И она вынуждена колоть дрова, носить воду, ходить на барщину. Но девушка увидела другую жизнь, она хочет так жить, но она, как птичка в клетке.

Муж жалеет её, но называет «белоручка» и «белоличка». Ему не понять, почему она читает книги, долго-долго смотрит на чей-то портрет и плачет. Муж не способен её понять. Для него женщина – баба, ломовая лошадь. Какая у неё может быть душа? Из-за прихоти дворян несчастные оба — и муж, и жена.

Большая поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов писал её 13 лет. Он пытался осмыслить, что принесла крестьянам реформа 1861 года. Она написана от лица семерых странников, которые путешествуют по России и ищут счастливого человека. В конце он задаёт риторический вопрос: «Народ освобождён. Но счастлив ли народ»?

Новая лирика

Николай Алексеевич открыл для русской лирики совершенно новую, городскую реальность. Это разнообразие взглядов даёт возможность увидеть жизнь с разных точек. Если вчитываться в текст, можно услышать многоголосье.
Всегда звучит какой-то главный голос, и к нему подключаются вторые, третьи голоса. Иногда основной голос дорастает до своего самого продукционного звучания, а потом уходит куда-то в глубину и откликается только в отдельных звуках.

Особенно ярко пример этого многоголосья можно отследить в стихотворении 1855 года «Забытая деревня».


Вот голос старушки: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». За ней подаёт голос обманутый крестьянин: «Скажет барин слово – И землицу нашу отдадут нам снова». Следом молодой землепашец, желающий получить барское разрешение на брак, и его избранница Наташа, в ожидании бабьего счастья, подаёт голос.

Когда все сказали своё слово, автор, не жалея никого, рисует реалистичную картинку:

Наконец однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги: На дрогах высокий гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин; а за гробом — новый. Старого отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Эти хорошо отработанные приёмы многоголосья, писатель потом будет использовать и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Противопоставление — вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России,- Там вековая тишина.

Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.

Очень ярко показаны особенность лирики Некрасова, сочетающие в себе не сочетаемое, в многослойном стихотворении «Балет», написанном в 1866 году.

В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.

Есть в России еще миллионы, Стоит только на ложи взглянуть, Где уселись банкирские жены, — Сотня тысяч рублей, что ни грудь! В жемчуге лебединые шеи, Бриллиант по ореху в ушах!

Перенеся читателя на сцену театра, автор становится таким светлым, и даже сентиментальным.

Как не любить балета? Здесь мирный гражданин Позабывает лета, Позабывает чин…

И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.

Подстрекаемый лютым морозом, Совершая дневной переход, Пляшет он за скрипучим обозом, Пляшет он — даже песни поет.

Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.

Поэзия Н. А. Некрасова – поэзия жизни, в которой нет ничего надуманного, вымышленного, нереального, а есть только совершенно новый взгляд поэта на трудный характер судьбы простого человека, на его проблемы и заботы, на человеческие страдания и людскую боль. Главный герой Некрасова – народ, самые обычные, простые русские люди. А суть поэзии Некрасова наиболее точно отражена в одной его строке: «Я лиру посвятил народу своему». И главная задача для поэта была не в том, чтобы скорбеть о порабощённом народе и сокрушаться о его печальной судьбе, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свою поэзию его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. Основным источником этой поэзии было сочувствие угнетаемым людям:

Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты.

Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.

Ему, выросшему в дворянской среде, необходимо было пережить страшную ломку, чтобы сделать «мужицкие очи» своими, и научиться глядеть на мир и на самого себя этими очами. Его сердце было ранено ещё в самом начале жизни, в нём с детства укрепилась боль за страдания своего народа. Ведь уже в те ранние годы поэт до мельчайших подробностей знал жизнь крепостного крестьянства. Он часто тайком убегал к деревенским ребятам, удил с ними рыбу, купался в реке, ходил в лес за грибами. Их усадьба стояла у самой дороги, которая в ту пору была многолюдной и бойкой. Здесь мальчик встречался со всяким рабочим народом: с печниками, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню. Будущий поэт с увлечением слушал их рассказы. Водился мальчик и с рыбаками на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил позднее поэт. Но именно здесь, на этой реке, ему довелось испытать первое глубокое горе, когда он увидел бурлаков, стонавших от непосильной работы. Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними и услышал, как один из них без всякой жалобы, очень спокойно сказал, что ему хотелось бы скорей умереть. Эти слова ужаснули Некрасова:

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски.

Читайте также:
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Этому дворянскому подростку открылось «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети. Но не жалость, а протест вызывали в нём эти бедствия. И уже став взрослым, поэт по-новому прочувствовал впечатления детства, вспомнил горькую жизнь крестьян и решил посвятить своё творчество борьбе за народное счастье.

Разве смог бы он написать «Коробейников», «Крестьянских детей», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провёл своё детство в непосредственной близости к родному народу. По этим произведениям можно изучать жизнь и быт крестьян, их верования, обычаи, народный язык. В них вершина некрасовского мастерства. Так поэма «Крестьянские дети» полна самобытности, лиричности, которая придаёт повествованию характер восторженной песни о русском народе, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста. Основой этого произведения можно считать диалог маленького мальчика с незнакомым прохожим. Уже с первых его слов автор показывает нам, как чувствует себя этот «мужичок с ноготок», как великолепно умеет он постоять за себя и дать отпор всякому, кто вздумает обидеть его. Вековое рабство не растлило народ, чувство свободы и чести сохранилось даже в малолетних его представителях:

В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Но поэт не довольствуется только изображением крестьян, он пытается говорить от их лица, воспроизвести в поэзии их подлинный голос. Такова поэма «Коробейники», в ней все эпизоды, предметы и лица представлены так, как их видят герои: Ванька, Катерина, Тихоныч. Конечно, в характере этих людей есть немало отрицательных черт, объясняемых их темнотой, но в основном они человечны, талантливы, полны бодрого, житейского юмора, помогающего им нести свои тяготы. Нравственная сила героини поэмы заключается в том, что она видит своё право на жизнь в труде. Труд для Катерины – норма её бытия. Трудом определяется вся её личность. Даже любовь к «сердечному дружку», коробейнику Ваньке, выражается у этой труженицы в готовности облегчить своему будущему мужу его нелёгкую жизнь, стать его помощницей и другом. Да и сами коробейники- это типичные « пахари», уходящие из дому на временный промысел. Как и всё к угнетающему их строю. Горестные картины русской действительности, звучащие в рассказах Тихоныча, болью отзываются в сердце поэта, но его душа полна глубокого, искреннего уважения к простому человеку.

Наиболее полное слияние с народными массами мы чувствуем в поэме « Мороз, Красный нос». Она словно продиктована поэту народом. Особенно это выражается в том « внутреннем монологе», который произносить героиня поэмы, когда бежит поздней ночью сквозь лесную чащу по безлюдной тропе, чтобы спасти своего гибнущего мужа. Поэт словно говорит от её лица и живёт её жизнью. Он преклоняется перед простотой и в тоже время величием русской женщины.

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, —

таков женский образ у Некрасова. Его женщины способны «коня на скаку» остановить, в «горящую избу » войти. Это женщины труженицы:

В ней ясно и крепко сознанье, Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье: Семейство не бьётся в нужде…

Все образы поэма « Мороз, Красный нос » — яркое свидетельство того, что народ, у которого даже его «слабая половина» так мужественна, так богата духовными силами, так устойчива и крепка, невозможно сломить.

Хотя в творчестве поэма иногда слышатся и нотки сомнения по поводу будущего русского народа, его размышления о том суждено ли ему всегда быть таким бесправным, угнетённый, или же он воспрянет. Так в « Размышлениях у парадного подъезда » автор обращается к народу с вопросом: « Ты проснёшься ль, наполненный сил?» И вновь сомнения:

Иль судеб повинуясь закону, Всё, что ма, ты уже совершил.

Но как бы ни было ужасно положение народа, Некрасов верит в лучшее будущее для него. Этой верой наполнена поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы автор избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, всё «мужицкое царство», всю «сермяжную Русь». С первого взгляда народная жизнь, изображённая в этой поэме, представляется очень печальной. Уже названия деревень- Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Нелово, Неурожайка – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав поэты изображается деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливые» глубоко несчастны. Это замученные нуждою, больные, голодные люди. И вот среди этих людей назревает бурный протест. В главе «Крестьянка» перед нами престаёт Савелий «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слов трудового крестьянства, которые уже не желают мириться с помещичьим гнётом. Создавая образ народного мстителя, Некрасов показывает, что народ собирает силы для борьбы:

Читайте также:
Счастье в понимании Некрасова и моем: сочинение

Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Савелий не единственный богатырь на Руси. Рядом ним в поэме встают такие же величавые образы русских крестьян: Якима Наголо – вдохновенного защитника чести трудового народа, Ерлилла Грина — деревенского праведника, обладающего чувством ответственности, справедливости, умом и бескорыстной преданностью простым людям. А образ Матрены Корчагиной сумевшей отстоять своё человеческое достоинство в условия произвола и рабства. И, наконец, единственный истинный «счастливец» в поэме – Григорий Добросклонов, для которого главная цель жизни заключается в служении Григория трагично:

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!

Вера в народ была для Некрасова источником вдохновения. Его стихи помогали читателю ещё глубже, как не необходимо по – настоящему любить свой народ, свою родину. И когда в стихотворении «Железная дорога» Некрасов обращался к молодому поколению, мне кажется, что он обращался именно к нам. Ведь не так уж и много изменилось за столько десятилетий, много общего можно найти в жизни народа того и теперь. Сменялись власть и правители, но русский народ оставался прежним . Поэтому и сейчас, когда наша страна переживает трудные времена, только вера в народ даёт нам надежду на лучшее будущее.

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господ ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, яснею Грудью дорогу проложить себе.

Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.

Некрасовская женщина


Несмотря на то что литератор очень много писал о женских страданиях. Он не ковырялся самозабвенно, вынося на всеобщее обозрение грязное бельё. Старался показать ту внутреннюю силу, которая всегда была свойственна русским женщинам.
С сочувствием и пониманием он описывает жизнь простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» написанное в 1862 году, сразу ставя читателя перед фактом:

Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

И тут же, как гимн русской женщине, в поэме «Мороз, Красный нос» в 1863 году Николай Алексеевич пишет:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…

Вот настоящий образ, который пронесен через десятилетия, и сейчас с удовольствием цитируемый, когда нужно описать сильную духом и физическим здоровьем женщину, способную справится с жизненными трудностями самостоятельно, и обойтись без помощи мужчины.

Некрасовская женщина не спасует, не подведёт:

В беде не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: