Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Guru · 13.11.2020

Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?

В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.

Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.

Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.

Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.

В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.

Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.

Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.

Поливанов показан в поэме, как неадекватный богач, который относится жестоко, как к подопечным крестьянам, так и к своей семье – так, он выдал свою дочь замуж, а потом выпорол зятя, после чего выгнал своих наследников голыми. Для него источником удовольствия были связи с крепостными девушками – они не имели права отказать барину. Кроме того, он жестоко обошелся со своим верным слугой Яковом – отдал его племянника в армию, для того, чтобы развлечься с его невестой. Но за это он понес наказание – Яков, едучи с ним через лес, повесился. На помещика это оказало большое воздействие, и он до ночи был, словно парализован. А ночью он отбивался от волков рядом с трупом холопа. Он омерзителен.

А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель повествует о жизни не только крестьян, но и о помещиках. Их бытие также изменилось после отмены крепостного права. Читая данную эпопею, во время рассказов не ощущаешь жалость к этим лицам. Они выступают в плохом свете. В основном, такие люди жадны и жестоки время от времени, они привыкли жить за счёт чужого труда. Автор, ярко описывая истории о помещиках, показывает общие черты характеров всей Руси в данном социальном слое.

Гавриил Афанасьич Оболт-Оболдуев.

В главе V — «Помещик» повествуется о Гаврииле Афанасьиче Оболт-Оболдуеве:

Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый.
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бранденбурами,
Широкие штаны.

Встретив 7 мужиков, он достаёт пистолет с опаской: струсил, подумав о разбойниках. Сам Гавриил выглядит так же, как и большинство из помещиков: румяный, толстый, усатый, хорошо одет. Такой вид вызывает неприязнь. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов добавляет к описанию слащавости. Оболт-Оболтуев смеется над вопросом крестьян о счастье, не ожидая от них такого. Он даже проверяет их на ощупь: вдруг больны. А после всё же говорит, как хорошо ему жилось до отмены крепостного права:

Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия.
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный.
Удар зубодробительный.
Удар скуловорррот.

Читайте также:
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение

Однако после этого события всё изменилось, ведь без крестьянского труда стало тяжелее. В поместье «порядку нет следа». Теперь ему, как и всему остальному социальному слою, придётся самому зарабатывать на хлеб:

Кричат: „Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! — учись! трудись. “

Некрасов в данной главе рассказал о тяжести бытия помещиков после отмены крепостного права. Они ничему не обучены и не привыкли делать всё то, что делали крестьяне. В конце главы уже начинаешь понимать, как сложно им переходить к новой жизни.

Князь Утятин.

В части «Последыш» автор пишет о князе Утятине, о его жизни и жизни крестьян на тот момент времени. Знакомство с ним начинается с приплытии трёх лодок на берег реки Волги. Некрасов, описывая помещика, создает ещё один внешний образ:

Причалили три лодочки.
В одной прислуга, музыка,
В другой — кормилка дюжая
С ребенком, няня старая
И приживалка тихая,
А в третьей — господа:
Две барыни красивые
(Потоньше — белокурая,
Потолще — чернобровая),
Усатые два барина,
Три ба́рченка-погодочки
Да старый старичок:
Худой! как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И — разные глаза:
Один здоровый — светится.
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Помещик был богат и хорошо жил, ведь даже и не знал, что произошло на Руси. Стоило ему узнать об отмене крепостного права, как с ним случается удар, что приближает смерть князя: «Недолго жить сердечному…». Из-за злости помещика и боязни сыновей остаться без наследства, Утятину сообщили, что всё вернулось на круги своя. Ради выгоды крестьяне стали вести себя так, как раньше, и работать в губернии. Некрасов, написав о жизни князя, показывает ещё одну сторону России: не все могут признать данного события. Его образ характеризует тех самодуров, что отказываются от правды, которые не осознают свою жизнь без крепостных. Автор даёт Утятину говорящее прозвище — Последыш. Вместе с описанием дряхлого старика это название подчёркивает обречённость дворянства. Он, как и многие, жесток со своими подданными:

Вспылил: «Добро господское
Гноить? Я вас, мошенников,
Самих сгною на барщине!
Пересушить сейчас!…»

Однако со временем такие князи погибнут, уступая место новому поколению. Некрасов выступает против таких людей и доносит до читателей, что от них нужно избавляться и не поддаваться их влиянию. К этому виду помещиков не чувствуешь жалость, а лишь негативные эмоции.

Помещик Поливанов.

В главе «Про холопа примерного Якова верного» мы встречаем ещё одного помещика, который дополняет образ жестокого господина Поливанова:

…Вольничал, бражничал, горькую пил,
Жадный, скупой, не дружился
с дворянами,
Только к сестрице езжал на чаек;
Даже с родными, не только
с крестьянами,

Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек – обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя дул каблуком.

Однако барин отличается от Последыша: после смерти Якова в нём просыпаются совесть и осознание своего греха. С помощью этой истории писатель даёт надежду на переосознание помещиками своей жизни.

Читайте также:
Образы крестьянок в поэмах Мороз, красный нос и Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Таким образом, Н. А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает образы помещиков в виде строгих, жестоких людей, не привыкших к новой жизни и не сумевших приспособиться к условиям бытия после отмены крепостного права. Но, несмотря на это, остаются отголоски веры на перевоспитание.

Сочинение: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме — князя Утятина — обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом. Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура — «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Рассказывая о диких выходках «последыша» — последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, Соринку он терял»). Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш — «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, — скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по-прежнему остается в руках дворянства. Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

В главе «Савелий — богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника — Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя — помещики — изображены в поэме «последышами», доживающими свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господа помещиков и мир крестьянства. Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Читайте также:
Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова: сочинение

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля – недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить. »

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

Сочинение Образы помещиков в произведении Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни сразу после отмены крепостного права. Жизнь русских крестьян в поэме тесно переплетается с вольготной и счастливой жизнью помещиков.

Читайте также:
Гриша Добросклонов народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо).: сочинение

Твердо и последовательно автор приводит читателя к выводу, что счастья крестьян не возможно, пока есть господа. Образ помещиков Николай Алексеевич описывает, таким образом, как видят их крестьяне. Шалашинков – помещик, которого читатель узнает как полного жестокости человека, грубого, самодура и угнетателя крестьян. Помещик Поливанов предстал в образе скупого человека, не обделенного жестокостью, поступающего только в своих интересах.

Героем главы «Помещик» предстает Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Встреча мужиков с ним пронизана раздражением помещика, его не понимание крестьян. Автор очень точно старался донести читателю чувства бывшего крепостного относительно свободы крестьян.

Строки из произведения:

«Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот» – дают понимание, как ведут себя помещики. А именно: бескарность, физическое и моральное насилия над крестьянами. По мнению помещиков, строгость с их стороны к крестьянам исключительно идет из-за любви, вспоминая неравнодушные моменты для крестьян с жизни последних. А именно, совместная молитва во время военной службы или благодарность крестьян в знак барской милости. Все осталось в прошлом, «…не та уж Русь» – слова Оболт-Оболдуева, с грустью произнося пустых усадьбах, повсеместной и не обдуманной вырубке садов, пьянстве. Крестьяне слушают монолог, согласны с господином, поскольку отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику…». Слезы господина понятны для крестьян. Жизнь без крепостного права – беда для помещиков.

«Последыш» – глава, в которой автор раскрывает читателю, что привычка покоряться у крестьян логично в силу устоявшейся привычки помещика властвовать над ними.

Реформирование крепостного права болезненно была воспринята Утятиным. У помещика случился удар. Крестьяне разыграли комедия для Утятина, чтобы тот продолжал искренне верить в наличие крепостного права на Руси.

«Последыш» – глава показывающая произвол помещиков, их не уважение и подавление достоинства крестьян. Постепенно автор подводит читателя к дням после реформы. Крестьяне по-прежнему полны покорности и не противоречивости, но уже не ждут потока бед от помещиков. Но, не смотря ни на что, Н.А. Некрасов верит, что Русь проснется, поднимется, и счастливых людей в России станет больше. В этом деле главное верить, так как для больших и кардинальных перемен нужно время, переоценка ценностей и смена ориентиров.

2 вариант

«Кому на Руси жить хорошо» является одним из наиболее ярких и монументальных произведений в творчестве Н.А. Некрасова. Здесь во всей полноте раскрываются главные черты российской действительности, современной писателю, для которой характерны глубокие противоречия между простым народом и поместным дворянством.

Не случайно, когда герои поэмы спорят о том, кому же «живется весело, вольготно» в России, на первый план выходит помещик. Автор противопоставляет друг другу две России – крепостную и вольную, и помещики представляют собой класс угнетателей. Их образы часто имеют сатирическую окраску, резко контрастируя с образом простого русского человека.

Оболт-Оболдуев. Первый помещик, которого мы встречаем на страницах поэмы, показан с точки зрения крестьян и выглядит карикатурно. Это некий барин «кругленький, усатенький, пузатенький». Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, автор передает снисходительное, а порой даже презрительное, отношение крестьян к тому, кто имел право владеть крепостными. Он кажется слащавым, а совсем не грозным и страшным.

Читайте также:
Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

При близком знакомстве образ помещика Оболт-Оболдуева кажется еще более ироничным, особенно когда он пускается в пространные рассуждения о собственном благородном происхождении и былых временах. Поначалу он выглядит испуганным появление крестьян, но когда понимает, что ему не причинят вреда, становится напыщенным и важным. Оболдуев с печалью вспоминает о временах до отмены крепостного права, когда он жил в роскоши и безделье, предавался бесконечным празднованиям и разгулу. Он считает себя патриотом, сетует о том, что государство приходит в упадок, так как нет уже крепостных и никто не хочет работать на барских полях. Тем не менее, сам помещик ничего делать не хочет, надеясь и дальше жить за счет крестьянского труда.

Под стать Оболдуеву и помещик Утятин, которого сами крестьяне прозвали Последышем. Он стар, тяжело болен и беспомощен, но при этом имеет столько гонора, что хватило бы на сотню человек. Утятин, будучи самодуром, никогда не заботился о своих крепостных, купал в проруби, нагружал непосильной работой, а с возрастом и вовсе начал творить странные вещи. Родственники так и не смогли объяснить ему, что крепостных освободили, старика едва не хватил удар. Поэтому, боясь остаться без наследства, упросили крестьян сделать вид, что они по-прежнему несвободны.

Утятин – прекрасный образ помещика, настолько закостенелого в приверженностях старым порядкам, что он совершенно неспособен измениться.

Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются исключительно отрицательными персонажами. Помимо тех, кому посвящены отдельные главы, автор упоминает и других представителей барского сословия. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается после отмены крепостного права, помещичья власть все еще сильна не только законодательно, но и в умах людей. Мы узнаем о барыне, которая приказывала высечь мужиков за привычные для них бранные слова. О помещике Поливанове, купившем за взятки деревеньку и отбиравшем у народа все и о племяннике верного Якова, которого забрали в солдаты лишь потому, что барину понравилась его невеста.

Тем не менее, эти помещики – лишь остаточные образы уходящего в прошлое крепостного строя. Автор верит, что в недалеком будущем простой русский народ станет по-настоящему свободен от угнетения.

Также читают:

Картинка к сочинению Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Есть много смыслов в сказке Снежная королева, но, когда речь идет о противодействии между Гердой и Снежной королевой, то Герда одерживает Победу благодаря своей доброте, чистоте и непорочности.

Человек, который не знает истории семьи и страны не человек, а овощ. Он не живет, а существует. Он извлекает выгоду из всех преимуществ, достигнутых людьми, которые раньше жили, но не благодарен и не ценит это.

Исаак Ильич Левитан – известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(769 слов) Одно из важнейших произведений в творчестве Н.А. Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней он рассказывает о тяжёлой доле русского народа и обличает угнетателей крестьянства. Рассмотрим наиболее яркие образы угнетателей, созданные Некрасовым в этом произведении.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

В поэме сатирически изображаются антинародные силы. Помещики, управляющие, купцы, а также предатели народных интересов. Персонажи, противостоящие крестьянам, расположены в поэме по степени усиления их социально-психологической деградации: поп, помещики Гаврила, А. Оболт-Оболдуев, Шалашников, Поливанов, «последыш» князь Утятин, пан Глуховский и другие. Однако дворян Некрасов изобразил реалистично, без гротеска, свойственного, например, М.Е. Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим их образы подробнее.

Интересно, что автор не только создает в своём произведении антитезу «счастливых» верхов и «несчастливых» низов. Верхи тоже в каком-то смысле несчастны в том плане, что и они пребывают в кризисе, когда старое обрушивается, а новое ещё не определилось. Поэт замечает и демонстрирует несостоятельность, жалкость и отсутствие благополучия в как будто бы благополучной на первый взгляд жизни.

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — типичный крепостник, не изменивший своих привычек после реформы 1861 года. Он румяный, осанистый, полный; ему шестьдесят лет; имел седые усы, длинные, что создавало ему важный, солидный вид. В его облике чувствуется и молодцеватость. Гаврила Афанасьевич именитого рода: татарин Оболт-Оболдуев потешил государыню в её именины разными зверями двести с лишним лет назад. Его прапрадед по матери, князь Щепин пытался поджечь Москву с Васькой Гусевым: их казнили триста лет назад. Помещик живет в деревне безвыездно сорок лет и характеризует барскую и помещичью жизнь в прошлом и в настоящем. И рассказ о ней очень многогранен. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: о псовой охоте и роскошных пирах на праздники. В настоящем помещичье сословие переживает кризис: дворяне вроде Оболта-Оболдуева не могут приспособиться к новой жизни, потому что ничему не учились и ничего не умеют. Раньше он паразитировали на крестьянском труде и были беспечны, но теперь им приходится приводить хозяйство в порядок самим, изучать новые реалии и правила, а они совершенно не способны этого сделать. После многих лет праздности помещики потеряли саму способность к обучению. Речь героя — не просто обличение ленивого и глупого барина, который ставит себе в заслугу разумное руководство подневольными людьми. Она о всеобщей беде, обо всех захватывающем кризисе. И о том, что народ в этой ситуации, — единственная сила, полная здоровья, силы и красоты, которая является главным условием развития нашей страны и обновления жизни. Из речи родовитого помещика мы можем сделать вывод, что дворянское сословие деградирует и больше не может служить единственной опорой для государства.

Шалашников — уже более жестокий барин, который требует со своих крестьян очень многого. В отличие от Оболт-Оболдуева, он не пытается стать для крепостных «отцом» и благодетелем, не отмечает с ними праздники и не дарует милости. Он заинтересован только в прибыли — любой ценой. Особое внимание помещик уделял телесным наказаниям, которые должны были сделать людей более сговорчивыми и трудолюбивыми.

Одним из угнетателей народа является князь Утятин. Он олицетворяет упадок, вырождение помещиков. Это существо не только полуживое, но и полуживотное. Он выглядит странным, почти сказочным энциклопедическим персонажем. И описывается-то не столько он сам, сколько его незрячее око: именно оно, мёртвое, ненавидящее, — единственное, что живёт в нём. Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили, и ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Стоит отметить, что мёртвая, отжившая система отношений, уложений, «привычек» держала в своих руках живые силы страны.

Читайте также:
Поиск положительного героя в творчестве Некрасова: сочинение

Поливанов стал воплощением помещика-самодура, поступки которого сложно интерпретировать логически. Он жесток не только по отношению к крестьянам, но и к своей семье. Выдав дочь замуж, он выпорол ее мужа и прогнал наследников «нагишом». Удовольствие герой находил в связях с крепостными девушками, которые были лишены права на отказ. Даже своего верного холопа Якова, который служил ему всю жизнь, барин бесчеловечно наказал: отдал его племянника в рекруты, чтобы самому позабавиться с его молодой невестой. За свою жестокость он был наказан: Яков отвез его в лес и повесился на его глазах, а парализованный помещик всю ночь отбивался от волков возле трупа своего слуги. Его образ внушает читателю омерзение.

Пан Глуховский — садист, наделенный привилегиями дворянина. В тексте не упоминаются многочисленные преступления этого убийцы, но автор дает понять, что этот герой замучил не одну сотню человек, раз превзошел даже разбойника Кудеяра. Сравнение барина с бандитом показало, что помещик ничуть не лучше и даже хуже вора, ведь он губит людей не из-за желания заработать денег, а просто так, забавы ради. Безнаказанность, вседозволенность и праздность дворян приводят к тому, что они превращаются в убийц и насильников: их ничего не сдерживает, им ничего не мешает проявлять самые порочные стороны своей натуры.

Таким образом, Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» многопланово показывает главных угнетателей народа — его прямых владельцев. Он демонстрирует их пороки и обличает их нравственное и духовное убожество, чтобы убедить современников в правильности отмены крепостного права и в необходимости совершенствовать реформы.

Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, – бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Оболт-Оболдуев

Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

Читайте также:
В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.: сочинение

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

Помещик по прозванью Последыш

Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, – последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: