Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Guru · 13.11.2020

Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?

В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.

Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.

Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.

Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.

В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.

Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.

Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.

Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Поливанов показан в поэме, как неадекватный богач, который относится жестоко, как к подопечным крестьянам, так и к своей семье – так, он выдал свою дочь замуж, а потом выпорол зятя, после чего выгнал своих наследников голыми. Для него источником удовольствия были связи с крепостными девушками – они не имели права отказать барину. Кроме того, он жестоко обошелся со своим верным слугой Яковом – отдал его племянника в армию, для того, чтобы развлечься с его невестой. Но за это он понес наказание – Яков, едучи с ним через лес, повесился. На помещика это оказало большое воздействие, и он до ночи был, словно парализован. А ночью он отбивался от волков рядом с трупом холопа. Он омерзителен.

А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.

Сочинение: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме — князя Утятина — обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом. Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура — «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Читайте также:
Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»: сочинение

Рассказывая о диких выходках «последыша» — последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, Соринку он терял»). Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш — «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, — скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по-прежнему остается в руках дворянства. Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

В главе «Савелий — богатырь Святорусский» Некрасов показал еще одного помещика-крепостника — Шалашникова и его способ выколачивания оброка с помощью жестокой порки крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами Оболдуевых и Утятиных отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться относительно простыми и естественными, а с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность народу.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя — помещики — изображены в поэме «последышами», доживающими свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господа помещиков и мир крестьянства. Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель повествует о жизни не только крестьян, но и о помещиках. Их бытие также изменилось после отмены крепостного права. Читая данную эпопею, во время рассказов не ощущаешь жалость к этим лицам. Они выступают в плохом свете. В основном, такие люди жадны и жестоки время от времени, они привыкли жить за счёт чужого труда. Автор, ярко описывая истории о помещиках, показывает общие черты характеров всей Руси в данном социальном слое.

Гавриил Афанасьич Оболт-Оболдуев.

В главе V — «Помещик» повествуется о Гаврииле Афанасьиче Оболт-Оболдуеве:

Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый.
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бранденбурами,
Широкие штаны.

Встретив 7 мужиков, он достаёт пистолет с опаской: струсил, подумав о разбойниках. Сам Гавриил выглядит так же, как и большинство из помещиков: румяный, толстый, усатый, хорошо одет. Такой вид вызывает неприязнь. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов добавляет к описанию слащавости. Оболт-Оболтуев смеется над вопросом крестьян о счастье, не ожидая от них такого. Он даже проверяет их на ощупь: вдруг больны. А после всё же говорит, как хорошо ему жилось до отмены крепостного права:

Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия.
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный.
Удар зубодробительный.
Удар скуловорррот.

Однако после этого события всё изменилось, ведь без крестьянского труда стало тяжелее. В поместье «порядку нет следа». Теперь ему, как и всему остальному социальному слою, придётся самому зарабатывать на хлеб:

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

Кричат: „Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! — учись! трудись. “

Некрасов в данной главе рассказал о тяжести бытия помещиков после отмены крепостного права. Они ничему не обучены и не привыкли делать всё то, что делали крестьяне. В конце главы уже начинаешь понимать, как сложно им переходить к новой жизни.

Князь Утятин.

В части «Последыш» автор пишет о князе Утятине, о его жизни и жизни крестьян на тот момент времени. Знакомство с ним начинается с приплытии трёх лодок на берег реки Волги. Некрасов, описывая помещика, создает ещё один внешний образ:

Причалили три лодочки.
В одной прислуга, музыка,
В другой — кормилка дюжая
С ребенком, няня старая
И приживалка тихая,
А в третьей — господа:
Две барыни красивые
(Потоньше — белокурая,
Потолще — чернобровая),
Усатые два барина,
Три ба́рченка-погодочки
Да старый старичок:
Худой! как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И — разные глаза:
Один здоровый — светится.
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Помещик был богат и хорошо жил, ведь даже и не знал, что произошло на Руси. Стоило ему узнать об отмене крепостного права, как с ним случается удар, что приближает смерть князя: «Недолго жить сердечному…». Из-за злости помещика и боязни сыновей остаться без наследства, Утятину сообщили, что всё вернулось на круги своя. Ради выгоды крестьяне стали вести себя так, как раньше, и работать в губернии. Некрасов, написав о жизни князя, показывает ещё одну сторону России: не все могут признать данного события. Его образ характеризует тех самодуров, что отказываются от правды, которые не осознают свою жизнь без крепостных. Автор даёт Утятину говорящее прозвище — Последыш. Вместе с описанием дряхлого старика это название подчёркивает обречённость дворянства. Он, как и многие, жесток со своими подданными:

Вспылил: «Добро господское
Гноить? Я вас, мошенников,
Самих сгною на барщине!
Пересушить сейчас!…»

Однако со временем такие князи погибнут, уступая место новому поколению. Некрасов выступает против таких людей и доносит до читателей, что от них нужно избавляться и не поддаваться их влиянию. К этому виду помещиков не чувствуешь жалость, а лишь негативные эмоции.

Помещик Поливанов.

В главе «Про холопа примерного Якова верного» мы встречаем ещё одного помещика, который дополняет образ жестокого господина Поливанова:

…Вольничал, бражничал, горькую пил,
Жадный, скупой, не дружился
с дворянами,
Только к сестрице езжал на чаек;
Даже с родными, не только
с крестьянами,

Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек – обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя дул каблуком.

Однако барин отличается от Последыша: после смерти Якова в нём просыпаются совесть и осознание своего греха. С помощью этой истории писатель даёт надежду на переосознание помещиками своей жизни.

Таким образом, Н. А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает образы помещиков в виде строгих, жестоких людей, не привыкших к новой жизни и не сумевших приспособиться к условиям бытия после отмены крепостного права. Но, несмотря на это, остаются отголоски веры на перевоспитание.

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Читайте также:
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Читайте также:
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Сочинение Гражданский пафос Лирики Некрасова (поэзии)

Творчество знаменитого русского поэта является одним из самых ценных наследий русской литературы, относящейся к натуральной школе, цель которой – изображение реально происходящих событий без приукрашивания обстановки, царящей в стране.

Помимо лирических стихотворений основное место в творчестве поэта занимают произведения гражданской направленности, в которых поэт стремится к изображению существующего положения в стране с точки зрения человека и гражданина, беспокоящегося о судьбе собственного народа, отягощенного непосильным трудом, бесправием, нищетой.

Поскольку в период жизни поэта в стране литературное творчество подвергалось жестокой цензуре и живое слово считалось запретным, поэт, имея собственную гражданскую позицию утверждал необходимость обличать и протестовать в целях защиты слабого, безгласного и приниженного народа, поддерживая демократические взгляды своих единомышленников.

Для того, что обойти требования цензуры, поэт в своей лирике зачастую использует приемы сатиры с целью завуалированной критики бюрократов и чиновников, состоящих на царской службе. При этом в данном случае можно наблюдать изменение стихотворной тональности, поскольку она начинает выражать авторский гнев, недовольство и злость в отношении жестокости, равнодушия и лжи представителей власти.

Следует отметить, что некоторые некрасовские произведения являются автобиографичными, отражающими личную авторскую позицию, а повествование в некоторых осуществляется от первого лица.

Впоследствии поэт принимает решение о введении в своих стихотворениях образа русского гражданина, цель которого заключается в активной и смелой защите прав молчащего народа. При этом данный образ, как правило, олицетворяет борца-одиночку, раскрывая тематику, связанную с одиночеством данных людей, отдающих свою жизнь в борьбе за свободу. В данном случае поэт характеризует своего героя в качестве мученика с использованием православных христианских символов.

Кроме обличения и критики поэт в своих произведениях предпринимает попытки раскрытия причин негативных событий, происходящих в русском обществе.

Таким образом, некрасовское творчество пронизано честной гражданской позицией поэта, которая выражает стремление обыкновенного русского человека к установлению справедливого и внимательного отношения к потребностям русского народа, исключению жестокого обращения с людьми, предоставлению им необходимых жизненно важных прав.

2 вариант

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды – бедность и нищету, страдания и муки народа. Поэтапно он становился защитником обездоленных и обделенных крестьян. В качестве противопоставления цензуры тех лет, Некрасов пытался донести правду и показать протест низших слоев населения. Когда он стал редактором крупнейшего журнала того времен «Современник», писатель стал общаться с радикально настроенными политиками и не боялся помочь им, посочувствовать об их тяжкой доле.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Постепенно в литературе Некрасова стали появляться стихи гражданской направленности. Он старался отразить те темы, которые были вокруг него. Эта суровая сатира была предназначена для того, чтобы обличить бюрократизм и взяточничество, обман и ложь. Например, «Пьяница», «Тройка» и многие другие. В этих стихах он сочувствовал и сопереживал крестьянам, у которых было не на кого положиться, кроме себя самих. Он четко отстаивал свои мысли – начальствующий класс угнетает простой народ, это должно рано или поздно прекратиться. Справедливость должна восторжествовать.

Большинство тем, которые описывал Николай Алексеевич, он черпал из своей жизни, писал от своего имени и ярко олицетворял свои чувства и эмоции. Писатель открыто говорил о том, о чем его предшественники и современники не могли даже подумать.

В его стихах особое место занимает гражданин, активно отстаивающий и демонстрирующий свои права. В этих образах можно отыскать черты декабристов и революционеров – Чернышевского или Белинского. Им также посвящены отдельные стихотворения – «Памяти Белинского» и «Пророк». Некрасов показывает, что добиться своих целей может даже один человек. Главное верить в себя и активно действовать.

Когда Николай Алексеевич пишет об угнетателях, слова его накаляются до предела, открыто чувствует гнев и недовольство данной ситуацией. В стихотворении «Родина» он вспоминает свое детство, а также все то, что он наблюдал в те годы. Для него это было крайне жестокие и бесчеловечные времена.

Стихотворения Некрасова крайне важны для русской культуры. В них чувствуется открытость и честность писателя, описаны важные и ключевые времена из истории государства.

Также читают:

Картинка к сочинению Гражданский пафос Лирики Некрасова

Популярные сегодня темы

Действие происходит в канун Рождества. Джеймс и Делла-обычная пара с маленьким доходом, они живут в дешёвой квартире: Не то чтобы вопиющая нищета, но, скорее красноречиво молчащая бедность.

Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого

При первом знакомстве читателя с Дубровским, складывается впечатление, что человек он уверенный в себе. Он молод и совершенно не мучает себя мыслями о деньгах. Вопрос денег никогда не стоял ребром для Владимира

Главные герои сказки – это Иван-царевич и его молодая жена, царевна Лягушка. Второстепенные герои – царь, братья Ивана-царевича, Баба-яга и Кощей Бессмертный.

Главным критиком морально – нравственных устоев российской действительности, на все времена, является Н.В.Гоголь. Что он и доказал, написав бессмертную комедию «Ревизор»

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И НАРОДНОСТЬ ЛИРИКИ H.А НЕКРАСОВА – сочинение.

Перед вами замечательное сочинение-рассуждение по лирике Н. А. Некрасова. Как известно, поэзия Некрасова пронизана гражданским пафосом. Поэта волновали судьбы народа, он всей душой сопереживал бедным и обездоленным.

В сочинении производиться анализ наиболее показательных с точки зрения выражения авторской гражданской позиции произведения — «Поэт и гражданин», «Элегия», «Школьник», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо».

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И НАРОДНОСТЬ ЛИРИКИ H.А НЕКРАСОВА

Я лиру посвятил народу своему,

Не небесам чужой отчизны –

Я песню Родине слагал.

Понятие гражданственности определено Некрасовым уже в первых его произведениях. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» сеть строки:

Отечества достойный сын.

Так Некрасов определяет свое понимание гражданственности, то есть понимание важных задач, стоящих перед страной, и умение работать для их осуществления. Гражданственная поэзия Некрасова определяет народность его произведений, потому что он, думая о судьбе своей Родины, не может не думать о народе. Видно, что для Некрасова понятия гражданственности и народности слиты воедино: защищать интересы крестьян и городской бедноты — значит быть отечества достойным сыном. В стихотворении «Элегия» мы читаем: «Я лиру посвятил народу своему».

С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: людей труда, «заступников народных» и угнетателей. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, восславляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших «против угнетателей народа» тернист, но сознает, что без жертв не могут быть достигнуты великие цели.

Читайте также:
Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется за народное счастье пером. Центральный герой его произведений — народ. Поэт изображает его полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Одним из произведений подлинной гражданственности и народности является стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

Обычное для Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте массу горестных мыслей. Он думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся чиновнике, который не любит «оборванной черни«, о судьбе всего своего народа. В конце стихотворения ставится вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?». Ответ на эти сомнения Некрасов ищет в самом народе. Такие произведения поэта, как «Школьник», «Железная дорога» и поэма «Кому на Руси жить хорошо?» служат продолжением этих раздумий. В стихотворении «Школьник» поэт передал гордость за свою страну, которая «выводит из народа столько славных«, идущих «к своей великой цели«, людей.

Несколько другой подход к проблеме в стихотворении «Железная дорога». Оно построено в виде спора с «утеснителем народа». Особое значение здесь принимает тема воспитания. Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим «чернь”.

Главная мысль стихотворения раскрывает частную гражданскую позицию Некрасова: народ — лучшая часть нации, он сам «грудью проложит дорогу себе».

В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков -правдоискателей в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ способен к борьбе.

О чем бы ни писал Некрасов в своих произведениях, они всегда были выражением его взглядов, которым поэт верен до конца.

Надеюсь, сочинение ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И НАРОДНОСТЬ ЛИРИКИ H.А НЕКРАСОВА помогло вам в подготовке к уроку русской литературы.

Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии

Основные мотивы лирики Некрасова

Уникальный дар Некрасова помог ему донести свои лирические настроения до читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже – «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности.

Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты.

Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Читайте также:
Гриша Добросклонов народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо).: сочинение

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей – это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей.

Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения.

Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова – один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая – это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Читайте также:
Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Многие идеи для своих произведений Некрасов почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный – это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

Женский образ

Писатель очень любил писать о женщинах, делая и прогнозы и выводы. Взять хотя бы стихотворение «Свадьба»


Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать — да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила, что даст впереди… Бедная! лучше вперед не гляди!

Все эти выводы и обращения к девушке, идущей под венец, поэт делает на основании того, что много общался с более старшими женщинами, со старухами, крестьянками, видел реальность их будней.

Прекрасно знал Николай Алексеевич быт не только деревенский. Он легко окунулся в городской помещичий быт. И то, что страдали у него все женщины по-разному хорошо проанализировать по стихотворению «Дешёвая покупка или Петербургская драма».

Распродаётся имущество. Барину всё равно какие цены будут выручены, а барыня мучительно торгуется. Автору интересно, что стоит за этой скрупулёзностью.

Только у няни глаза заслезилися: «Вот и с приданым своим мы простилися!» — Молвила няня… «Какое приданое?» — «всё это взял он за барышней нашею…

Вот и отгадка всей скрупулёзности и печали барыни. Молодая женщина прощается со своими мечтами, со своим образом жизни, с торга продаются её желания и мечты.

Няня меж тем заунывные жалобы Шепчет мне в ухо: «Распродали дешево — Лишь до деревни доехать достало бы. Что уж там будет? Не жду я хорошего!

Таких стихотворений о неприглядной городской жизни у Некрасова достаточно. Сюжеты между матерью и дочерью, когда именно мать толкает дочь или замуж либо просто на распутную дорогу, встречаются часто и вызывают негодование.

Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

Темы и мотивы лирики Некрасова

Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы.

Читайте также:
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную.

Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

Тема народа в лирике Некрасова

Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа.

Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей.

Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться.

Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

Родина в лирике Некрасова

Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом.

Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству.

Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

Образ матери

Нельзя обойти знаменитое стихотворение «Арина, мать солдатская», написанное по воспоминаниям, и основанное на реальных событиях. Когда автор работал над этим произведением, он несколько раз специально ходил в деревню к этой Арине, чтобы не потерять никаких деталей, чтобы правильно передать глубину её горя. Чтобы донести до читателя, что жить было плохо и когда все были живы, но после смерти сына женщина начинает понимать насколько хуже стало её состояние.
Плачет бедная женщина, рассказывая свою историю. Всё произведение пропитано болью и страданием. Из стихотворения мы узнаём, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнёс он «Ваше благородие», и становится понятно, что забит был солдат, пострадал не в бою, пришёл изувеченным от армейского беспредела того времени.

Этим произведением автор отражает горе матерей намного десятилетий вперёд, вплоть до нашего времени.

Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная.

В произведениях Некрасова, старухи и возрастные героини, вообще, живут полной жизнью. Вот хотя бы стих «О чём думает старуха, когда ей не спится».

В произведении образ старухи рисуется в перечислении её грехов. Перебирая собственные грехи, с самой молодости, пожилой человек корит себя, бичует: раз ушла с крестного хода на свидание, в другой раз взяла из-под соседской курочки пару яиц, из-за желания встретить мужа, в самую страду притворилась больной, да и перед праздником спала с ним, а один раз чуть не изменила с солдатом Федькой, молока попила в пост.

То-то я грешница! то-то преступница! С горя валялась пьяна… Божия матерь! Святая заступница! Вся-то грешна я, грешна.

Такое заключение делает автор устами старухи. Всё написано очень простым языком. Поэт будто желает, чтобы читатель разобрал все прегрешения русской простой бабы и пришёл к заключению, что перед ним образ почти святой женщины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: