Образы помещиков в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.: сочинение

Сочинение Образы помещиков в произведении Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни сразу после отмены крепостного права. Жизнь русских крестьян в поэме тесно переплетается с вольготной и счастливой жизнью помещиков.

Твердо и последовательно автор приводит читателя к выводу, что счастья крестьян не возможно, пока есть господа. Образ помещиков Николай Алексеевич описывает, таким образом, как видят их крестьяне. Шалашинков – помещик, которого читатель узнает как полного жестокости человека, грубого, самодура и угнетателя крестьян. Помещик Поливанов предстал в образе скупого человека, не обделенного жестокостью, поступающего только в своих интересах.

Героем главы «Помещик» предстает Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Встреча мужиков с ним пронизана раздражением помещика, его не понимание крестьян. Автор очень точно старался донести читателю чувства бывшего крепостного относительно свободы крестьян.

Строки из произведения:

«Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот» – дают понимание, как ведут себя помещики. А именно: бескарность, физическое и моральное насилия над крестьянами. По мнению помещиков, строгость с их стороны к крестьянам исключительно идет из-за любви, вспоминая неравнодушные моменты для крестьян с жизни последних. А именно, совместная молитва во время военной службы или благодарность крестьян в знак барской милости. Все осталось в прошлом, «…не та уж Русь» – слова Оболт-Оболдуева, с грустью произнося пустых усадьбах, повсеместной и не обдуманной вырубке садов, пьянстве. Крестьяне слушают монолог, согласны с господином, поскольку отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику…». Слезы господина понятны для крестьян. Жизнь без крепостного права – беда для помещиков.

«Последыш» – глава, в которой автор раскрывает читателю, что привычка покоряться у крестьян логично в силу устоявшейся привычки помещика властвовать над ними.

Реформирование крепостного права болезненно была воспринята Утятиным. У помещика случился удар. Крестьяне разыграли комедия для Утятина, чтобы тот продолжал искренне верить в наличие крепостного права на Руси.

«Последыш» – глава показывающая произвол помещиков, их не уважение и подавление достоинства крестьян. Постепенно автор подводит читателя к дням после реформы. Крестьяне по-прежнему полны покорности и не противоречивости, но уже не ждут потока бед от помещиков. Но, не смотря ни на что, Н.А. Некрасов верит, что Русь проснется, поднимется, и счастливых людей в России станет больше. В этом деле главное верить, так как для больших и кардинальных перемен нужно время, переоценка ценностей и смена ориентиров.

2 вариант

«Кому на Руси жить хорошо» является одним из наиболее ярких и монументальных произведений в творчестве Н.А. Некрасова. Здесь во всей полноте раскрываются главные черты российской действительности, современной писателю, для которой характерны глубокие противоречия между простым народом и поместным дворянством.

Не случайно, когда герои поэмы спорят о том, кому же «живется весело, вольготно» в России, на первый план выходит помещик. Автор противопоставляет друг другу две России – крепостную и вольную, и помещики представляют собой класс угнетателей. Их образы часто имеют сатирическую окраску, резко контрастируя с образом простого русского человека.

Оболт-Оболдуев. Первый помещик, которого мы встречаем на страницах поэмы, показан с точки зрения крестьян и выглядит карикатурно. Это некий барин «кругленький, усатенький, пузатенький». Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, автор передает снисходительное, а порой даже презрительное, отношение крестьян к тому, кто имел право владеть крепостными. Он кажется слащавым, а совсем не грозным и страшным.

При близком знакомстве образ помещика Оболт-Оболдуева кажется еще более ироничным, особенно когда он пускается в пространные рассуждения о собственном благородном происхождении и былых временах. Поначалу он выглядит испуганным появление крестьян, но когда понимает, что ему не причинят вреда, становится напыщенным и важным. Оболдуев с печалью вспоминает о временах до отмены крепостного права, когда он жил в роскоши и безделье, предавался бесконечным празднованиям и разгулу. Он считает себя патриотом, сетует о том, что государство приходит в упадок, так как нет уже крепостных и никто не хочет работать на барских полях. Тем не менее, сам помещик ничего делать не хочет, надеясь и дальше жить за счет крестьянского труда.

Под стать Оболдуеву и помещик Утятин, которого сами крестьяне прозвали Последышем. Он стар, тяжело болен и беспомощен, но при этом имеет столько гонора, что хватило бы на сотню человек. Утятин, будучи самодуром, никогда не заботился о своих крепостных, купал в проруби, нагружал непосильной работой, а с возрастом и вовсе начал творить странные вещи. Родственники так и не смогли объяснить ему, что крепостных освободили, старика едва не хватил удар. Поэтому, боясь остаться без наследства, упросили крестьян сделать вид, что они по-прежнему несвободны.

Утятин – прекрасный образ помещика, настолько закостенелого в приверженностях старым порядкам, что он совершенно неспособен измениться.

Читайте также:
Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»: сочинение

Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются исключительно отрицательными персонажами. Помимо тех, кому посвящены отдельные главы, автор упоминает и других представителей барского сословия. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается после отмены крепостного права, помещичья власть все еще сильна не только законодательно, но и в умах людей. Мы узнаем о барыне, которая приказывала высечь мужиков за привычные для них бранные слова. О помещике Поливанове, купившем за взятки деревеньку и отбиравшем у народа все и о племяннике верного Якова, которого забрали в солдаты лишь потому, что барину понравилась его невеста.

Тем не менее, эти помещики – лишь остаточные образы уходящего в прошлое крепостного строя. Автор верит, что в недалеком будущем простой русский народ станет по-настоящему свободен от угнетения.

Также читают:

Картинка к сочинению Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Есть много смыслов в сказке Снежная королева, но, когда речь идет о противодействии между Гердой и Снежной королевой, то Герда одерживает Победу благодаря своей доброте, чистоте и непорочности.

Человек, который не знает истории семьи и страны не человек, а овощ. Он не живет, а существует. Он извлекает выгоду из всех преимуществ, достигнутых людьми, которые раньше жили, но не благодарен и не ценит это.

Исаак Ильич Левитан – известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Читайте также:
Счастье в понимании Некрасова и моем: сочинение

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Guru · 13.11.2020

Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?

В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.

Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.

Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.

В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.

Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.

Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.

Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.

Поливанов показан в поэме, как неадекватный богач, который относится жестоко, как к подопечным крестьянам, так и к своей семье – так, он выдал свою дочь замуж, а потом выпорол зятя, после чего выгнал своих наследников голыми. Для него источником удовольствия были связи с крепостными девушками – они не имели права отказать барину. Кроме того, он жестоко обошелся со своим верным слугой Яковом – отдал его племянника в армию, для того, чтобы развлечься с его невестой. Но за это он понес наказание – Яков, едучи с ним через лес, повесился. На помещика это оказало большое воздействие, и он до ночи был, словно парализован. А ночью он отбивался от волков рядом с трупом холопа. Он омерзителен.

А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.

Образы помещиков в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.: сочинение

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель повествует о жизни не только крестьян, но и о помещиках. Их бытие также изменилось после отмены крепостного права. Читая данную эпопею, во время рассказов не ощущаешь жалость к этим лицам. Они выступают в плохом свете. В основном, такие люди жадны и жестоки время от времени, они привыкли жить за счёт чужого труда. Автор, ярко описывая истории о помещиках, показывает общие черты характеров всей Руси в данном социальном слое.

Читайте также:
Стихотворение Н. А. Некрасова Я не люблю иронии твоей (восприятие, истолкование, оценка).: сочинение

Гавриил Афанасьич Оболт-Оболдуев.

В главе V — «Помещик» повествуется о Гаврииле Афанасьиче Оболт-Оболдуеве:

Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый.
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бранденбурами,
Широкие штаны.

Встретив 7 мужиков, он достаёт пистолет с опаской: струсил, подумав о разбойниках. Сам Гавриил выглядит так же, как и большинство из помещиков: румяный, толстый, усатый, хорошо одет. Такой вид вызывает неприязнь. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов добавляет к описанию слащавости. Оболт-Оболтуев смеется над вопросом крестьян о счастье, не ожидая от них такого. Он даже проверяет их на ощупь: вдруг больны. А после всё же говорит, как хорошо ему жилось до отмены крепостного права:

Летело время соколом,
Дышала грудь помещичья
Свободно и легко.
Во времена боярские,
В порядки древнерусские
Переносился дух!
Ни в ком противоречия.
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный.
Удар зубодробительный.
Удар скуловорррот.

Однако после этого события всё изменилось, ведь без крестьянского труда стало тяжелее. В поместье «порядку нет следа». Теперь ему, как и всему остальному социальному слою, придётся самому зарабатывать на хлеб:

Кричат: „Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! — учись! трудись. “

Некрасов в данной главе рассказал о тяжести бытия помещиков после отмены крепостного права. Они ничему не обучены и не привыкли делать всё то, что делали крестьяне. В конце главы уже начинаешь понимать, как сложно им переходить к новой жизни.

Князь Утятин.

В части «Последыш» автор пишет о князе Утятине, о его жизни и жизни крестьян на тот момент времени. Знакомство с ним начинается с приплытии трёх лодок на берег реки Волги. Некрасов, описывая помещика, создает ещё один внешний образ:

Причалили три лодочки.
В одной прислуга, музыка,
В другой — кормилка дюжая
С ребенком, няня старая
И приживалка тихая,
А в третьей — господа:
Две барыни красивые
(Потоньше — белокурая,
Потолще — чернобровая),
Усатые два барина,
Три ба́рченка-погодочки
Да старый старичок:
Худой! как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И — разные глаза:
Один здоровый — светится.
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Помещик был богат и хорошо жил, ведь даже и не знал, что произошло на Руси. Стоило ему узнать об отмене крепостного права, как с ним случается удар, что приближает смерть князя: «Недолго жить сердечному…». Из-за злости помещика и боязни сыновей остаться без наследства, Утятину сообщили, что всё вернулось на круги своя. Ради выгоды крестьяне стали вести себя так, как раньше, и работать в губернии. Некрасов, написав о жизни князя, показывает ещё одну сторону России: не все могут признать данного события. Его образ характеризует тех самодуров, что отказываются от правды, которые не осознают свою жизнь без крепостных. Автор даёт Утятину говорящее прозвище — Последыш. Вместе с описанием дряхлого старика это название подчёркивает обречённость дворянства. Он, как и многие, жесток со своими подданными:

Вспылил: «Добро господское
Гноить? Я вас, мошенников,
Самих сгною на барщине!
Пересушить сейчас!…»

Однако со временем такие князи погибнут, уступая место новому поколению. Некрасов выступает против таких людей и доносит до читателей, что от них нужно избавляться и не поддаваться их влиянию. К этому виду помещиков не чувствуешь жалость, а лишь негативные эмоции.

Помещик Поливанов.

В главе «Про холопа примерного Якова верного» мы встречаем ещё одного помещика, который дополняет образ жестокого господина Поливанова:

…Вольничал, бражничал, горькую пил,
Жадный, скупой, не дружился
с дворянами,
Только к сестрице езжал на чаек;
Даже с родными, не только
с крестьянами,

Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек – обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя дул каблуком.

Однако барин отличается от Последыша: после смерти Якова в нём просыпаются совесть и осознание своего греха. С помощью этой истории писатель даёт надежду на переосознание помещиками своей жизни.

Таким образом, Н. А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает образы помещиков в виде строгих, жестоких людей, не привыкших к новой жизни и не сумевших приспособиться к условиям бытия после отмены крепостного права. Но, несмотря на это, остаются отголоски веры на перевоспитание.

Я лиру посвятил народу своему – сочинение Некрасов

В сегодняшнем сочинении мы поговорим об народном поэте Николае Алексеевиче Некрасове в его произведении хорошо по добрана, и совместима и как ярко он изобразил народ и жизнь в своих произведениях.

Читайте также:
Подвиг любви бескорыстной по поэме Некрасова Русские женщины, стихотворению Некрасова В больнице и Еду ли ночью по улице темной: сочинение

В его творчестве показано не только сочувствие, а и отождествлял себя лично с Российскими крестьянами. Его поэзия в основном посвящена трагической жизни русского народа. Если посмотреть с разных сторон, то он мечтает и желает чтобы жизнь крестьян была прекрасной, но с другой позиции его пожеланий и мечтаний недостаточно.

Большую часть в произведениях Некрасов посвящает страдания русского народа. Эту тему он хорошо раскрыл в стихотворении « Элегия » в этом стихе он поднимает вопрос об восстановлении справедливости. Данное стихотворение он написал в последние годы своей творческой деятельности, этим произведением он как бы подвел итоги своего творческого пути. В основном в его все усилия были направлены и посвящено народу. Поэт сумел создать свой необыкновенный стиль в поэзии в одно время душевный яркий мелодичный подходящий всем. На его произведениях воспитывалось много поколений и надеюсь, новое молодое люди тоже будет прислушиваться. Николай Алексеевич постоянно описывает нелегкую судьбу в жизни народа. Некрасова тревожит жить людей, и он ставит перед собой цель стать одним из толпы перенести все страдания и заблуждения. Ради этого готов на многое даже пройти сложный жизненный путь и подвить свою жизнь этому, но достойно выполнить миссию великого писателя.

Некрасов описывает не только о русском народе, и о любви, хотя и она у него была своеобразной, но он уделил и ей внимание. В его творческой деятельности также проскакивала тема – посвященная гражданской тематике отлично раскрыта тема в стихотворении под названием « Поэт и гражданин ». По его мнению, что автор не волен обходить проблемы, касающиеся и волнующие свой народ. Этого поэта всегда вспоминают, и не забудут, так как он оставил определенный след в своей поэзии для нашего русского народа.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов заслуженно получил звание народного поэта. В своих произведениях он всегда ставит серьезные социально-политические проблемы, которые так сильно волнуют крестьянство: жестокая власть, крепостное право, горькая доля русской женщины, голод и несправедливость. Творчество Некрасова – это поистине благородный отклик поэта на нелегкую жизнь своего горячо любимого народа.

Ярким примером патриотизма Николая Алексеевича является его знаменитая поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее сюжет достаточно прост: семь странников решили отправиться на поиски счастливого русского человека. Поэма Некрасова – это большой путь через все просторы России, встреча с представителями самых разных сословий. Так, странники послушали историю попа о его трудной работе, требующей невероятной самоотдачи. Поп должен всегда помогать нуждающимся в помощи, в любое время суток и в любой календарный день. На поисках счастливого странники встречаются и с богатым купцом, который также не мог назвать себя счастливым: сытая и обеспеченная жизнь развратила его душу, ничего не научила, кроме как командовать своими крепостными. Отдельная часть в поэме посвящается судьбе русской женщины. Странники знакомятся с Матреной Корчагиной, за плечами которой находится множество горя и бед: она рано вышла замуж, свекровь ее нагружала тяжелой физической работой и бесконечно бранила, первый ребенок умер, второго собирались жестоко высечь и после всего этого мужа забрали в рекруты. Несчастная, горькая долюшка русской женщины! В поэме Некрасова развернулась вся нелегкая, полная испытаний жизнь на Руси. Но в строках произведения прослеживается невероятная любовь, преданность и сочувствие к своему народу.

Также Николай Алексеевич посвящает народу большинство своих стихотворений. Так, в «Тройке» лирический герой обращается к русской красавице и ее мечтам о счастливой семейной жизни. Но герой сразу же рушит надежды девушки: он утверждает, что судьба русских женщин всегда складывается трагично и печально (муж-пьяница, злая свекровь). В стихотворении «Железная дорога» Некрасов поднимает тему непосильного труда крестьян. Лирический герой призывает уважать строителей за их терпение и выносливость и утверждает, что подлинный труженик – это и есть народ.

Таким образом, Некрасов посвятил все свое творчество любимому народу, сочувствуя ему и уважая его.

Сочинение на тему Я лиру посвятил народу своему

Невозможно переоценить новаторство Некрасова, потому что он впервые ввел образ русского мужика как главного героя в мир поэтический. Цветаева отмечала, что поэт искренне «пишет народом». Некрасов сам говорил, что его призвание в том, чтобы воспеть «терпеньем изумляющий народ», его страдания. Чувство социальности – главное в творчестве. Преобладающая тема – гражданственность. Он сам определил свое предназначение – «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Строки взяты из стихотворения Некрасова «Элегия», написанном в 1874 году. Названо оно так не случайно, потому что автор, как свидетель событий, с грустью пишет о своих переживаниях, которые пропустил через собственное сердце. С сожалением он говорит об прошедшей моде на скучную тему страданий народа. Но может ли пройти мода на правду той стороны жизни, которую не хотят замечать сильные мира. Его лира не перестанет напоминать о бедственном положении народа.

Читайте также:
Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова: сочинение

Некрасов был свидетелем крушения рабства в России, отмены крепостного права в 1961 году. После всеобщего умиления и ликования приходит осознание недееспособности реформы, которая не облегчила участь народа. Она стала всего лишь полумерой, была плохо продуманной. Нельзя сразу сломать устоявшееся вековое мировоззрение крепостных крестьян, привыкших к барину, хозяину, привить им новый образ жизни. Очень много вопросов у поэта, на которые он не может получить ответ. Острое социальное звучание в главном вопросе: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Истинную ли свободу он получил? Произошли ли перемены к лучшему? Поэт внемлет к народу и не получает ответа. Привыкший влачиться «в нищете, покорствуя бичам», народ по-прежнему обездолен и угнетен. Он не может изменить своей доли, лишь «создал песню подобную стону и навеки духовно почил». Некрасов не принимает такой покорности, безропотности крестьян. А эти качества имеют в основе вековое христианское смирение перед уготованной судьбой. Своей лирой поэт служит тому, кто достоин лучшей участи – своему народу.

Я лиру посвятил народу своему Некрасов

Ежедневно человек взаимодействует с природой. Кто-то наслаждается ею, стремится не навредить и даже помочь, а кто-то, наоборот, видит в ней источник дохода и относится к ней равнодушно.

В произведении будто воспевается широкая добрая душа, заключённая в могучем богатырском теле Герасима, обладающего недюжинной силой. Даже несмотря на свою болезнь, на свою отгороженность и отчужденность от других людей он никогда не падает духом

Художник Григорьев основное внимание в своем творчестве уделял школьникам. Его картина « Вратарь», посвящена любви к футболу и ее с интересом смотрят все поколения. Картина получилась настолько удачной и имела успех, что в 1949 г

Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор

Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.

Сочинение: Некрасов н. а. – я лиру посвятил народу своему. ..

Стихи Николая Алексеевича Некрасова знакомы каждому из нас. Он сумел создать неповторимый и своеобразный язык поэзии, яркий, задушевный, мелодичный и доступный буквально всем. Поражает то, с какой любовью, с каким сочувствием и пониманием, с каким глубоким проникновением в самую суть
жизни рисует поэт простого человека в своих произведениях. Он видит в нем живой ум, талант, человеческое достоинство. Высокая художественность его стихов, глубокое проникновение в жизнь народа, знание его надежд поставили Некрасова в ряд гениальных русских писателей девятнадцатого века.
Некрасов – тонкий проникновенный лирик, прозаик и драматург, сатирик и критик. На произведениях Некрасова воспитывалось не одно поколение революционеров. Поэт как бы заговорил от имени народа, раскрывая его облик с позиции крестьянского демократа – революционера.
Но в творчестве Некрасова присутствует и другое направление. Примером может послужить стихотворение “Тройка”, написанное в 1846 году. В сороковых – пятидесятых годах строки его стихов были пронизаны любовью, которая была одновременно полна драматизма.
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки, –
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.
В стихотворении “Тройка” Некрасов раскрывает будущее, которое ожидает простую крестьянку и которое она не в силах изменить. Но тем не менее, он не может не описать красоту русской женщины, которая остается женщиной, несмотря на “завязанный под мышки передник”, который “перетягивает уродливо грудь”. Некрасов пишет даже с каким-то сочувствием к крестьянской девушке: “. и тоску в сердце, тревогу поскорей навсегда заглуши!”. Этими строками он хочет оградить от тех страданий, которые ожидают ее, если она вовремя не поймет и не осознает свое положение в обществе, положение крестьянки.
Народная жизнь в лирике Некрасова семидесятых годов изображается по-новому. Если ранее поэт схватывал своеобразие неповторимых народных характеров, то теперь крестьянский мир в его лирике представлен в обобщенном виде. В “Элегии” Некрасов обращается к молодежи, будя ее сознание, призывает к действию:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, –
Не верьте, юноши! не стареет она.
Эти строки – в какой-то мере протест Некрасова официальным воззрениям, распространявшимся в семидесятые годы, утверждениям, что реформа 1861 года “направила народную жизнь по пути процветания и свободы”. В этом стихотворении Некрасов поднимает вечную тему, тему народного горя и нищеты:
. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза.
Критики даже сравнивают пушкинскую “Деревню” и “Элегию” Некрасова. И главный, на мой взгляд, вопрос некрасовской “Элегии” заключен в фразе “народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Поэт также призывает юношей идти вперед, бороться:
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Некрасов показывает, что главное в его жизни – служить народу, ради которого он готов умереть:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
И, как сказал Чернышевский, зная о его неизлечимой болезни, “. его слово будет бессмертно, и вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов”.

Читайте также:
Ирония — действенное средство художественной литературы: сочинение

Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятим свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50-70-х годов XIX века.
Народная тема была основной в его творчестве. Стихотворения 40-х годов “В дороге”, “Огородник”, “Тройка”, “Еду ли ночью по улице темной” посвящены тяжелой доле простого люда, крестьянства и разночинства.
В 1849 году Некрасов создает стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом. ”, ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, “родной сестры” страдающего народа.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: “Гляди,
Сестра твоя родная!”

Муза у Некрасова ассоциируется с образом истязаемой публично женщины, она – родная всем несчастным и угнетенным.
“В крови. иссеченная Муза” вдохновляла поэта на создание величайших произведений, в которых тема народных страданий – главная.
К середине 50-х годов окончательно формируется эстетическая позиция Некрасова и его творческая программа. Некрасов твердо стоит на позициях гражданственности и поэзии, общественной направленности и активного вмешательства в жизнь. Некрасов считал, что нельзя безнаказанно “закрывать глаза на совершающееся вокруг”, и эта позиция находит отражение в его критических статьях того периода. Выражение активной гражданской позиции мы находим и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии -“Муза” (1852), “Блажен незлобливый поэт. ” (1852), “Поэт и гражданин” (1856).
В стихотворении “Муза” Некрасов развивает принципы пушкинского реализма, но заостряет внимание на неприкрашенности изображения жизни. Музе Пушкина он противопоставлял свою, “печальную спутницу” “печальных бедняков”. Она не только тоскует, но и призывает к мести, протесту. Стихотворение “Блажен незлобливый поэт. ” рассказывает о поэте чистого искусства, далекого от жизненных проблем. И ему противостоит поэт-сатирик, обличитель.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.

Некрасов уверен, что дело настоящего поэта останется в памяти народа.

Как много сделал он, поймут,
И как любил он – ненавидя.

В 1856 году Некрасов создает поэтический манифест- стихотворение “Поэт и гражданин”. Используя форму спора на общественно-литературные темы, Некрасов не скрывает отличий своей поэзии от творчества Пушкина, Лермонтова, поэтов-декабристов.
Собеседник поэта в некрасовском стихотворении – гражданин. Выбор героя-гражданина не случаен. Позиция К.Рылеева – “Я не поэт, а гражданин. – совпадает с позицией Некрасова, с его желанием посвятить все свои силы защите прав народа.
Гражданин выступает против чистого искусства, он призывает “подчинить свой гений” чувству “всеобнимающей любви” – любви к народу.
Почти в конце своей жизни, в 1874 году, Некрасов словно подводит итог своей поэтической деятельности в стихотворении “Элегия”. Две центральные темы его творчества, тема народа и тема поэзии, становятся здесь по-родственному близкими.
Автор приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта – звать народ к пробуждению.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!

В лице Некрасова мы видим величайшего поэта России, посвятившего все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью. Он сохранял верность своим идеалам, своей гражданской позиции до последних минут жизни.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая-«страдания народа», И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. А. Некрасов Лирика Николая Алексеевича Некрасова многоголосая, разнотемпная и многоликая, но, о чем бы ни писал поэт, это всегда было о России и ее народе, унижаемом и оскорбляемом ежечасно; однако поэт верил, что настанут лучшие времена. Вся деятельность и творчество Некрасова были направлены на то, чтобы приблизить это мгновение, сделать его реальным. В каждом отдельном человеке поэт видел личность, достойную уважения, сочувствия и, если надо, помощи. Своими стихотворениями Николай Алексеевич откликался на все значительные события современной ему действительности, борясь с основным «врагом» России – крепостным правом. А после его отмены – за облегчение участи народа, так и не получившего должной свободы. В «Элегии» поэт правдиво и с тайной горечью говорит о своих заблуждениях, но все же о верном служении России, ее народу. В этом он видел задачу каждого честного гражданина, радеющего о народе не только на словах. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба. Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи. «Довольно ликовать в наивном увлеченьи»,- Шепнула Муза мне: – Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ. » Этот вопрос звучит в подтексте каждого произведения поэта. Что нужно сделать, чтобы народ обрел свободу и независимость, а значит, и счастье?! Народ не безлик, он состоит из конкретных людей, мечтающих о покое и счастье, о сытном куске, теплом жилье – и это не мелочи. Это жизнь, которой довольствуется большинство. Только избранным дано высокое право сказать свое слово в искусстве, судьбе народа, но с них и особо должно спрашиваться. Некрасов твердо в это верил. Толпа гласит: «Певцы не нужны – веку!» И нет певцов. Замолкло божество. О, кто ж теперь напомнит человеку Высокое призвание его. Поэт понимал свою ответственность перед людьми, когда принял «эстафету» от великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И вслед за ними нес своему народу свет правды, добра и справедливости. Это неравная борьба, в ней можно погибнуть. Некрасов это прекрасно понимал, но он выполнял свою высокую миссию в меру своих сил. Стихотворение «Пророк» – прямой отклик на стихи «великих предшественников», клятва народу в верности, желание идти в этой борьбе до конца. Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной. » Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!» Некрасов не возвеличивает себя, не переоценивает собственного вклада в общую борьбу. Он смертный человек, а значит, совершал ошибки, испытывал страх, боль, не всегда хотел «сжигать себя на костре» во имя людей, поэтому он кается в простых человеческих слабостях. Стихи Н. А. Некрасова, кроме огромного гражданского смысла, несут еще и эстетическое наслаждение. Они напевны, сближают читателя с тем прекрасным русским языком, который мы утрачиваем в современном суетном мире. Это и своеобразный лирический дневник, открывающий душу поэта, его необыкновенную совестливость, гражданское самосознание и великую ответственность за дар Божий. И песнь моя бесследно пролетела, И до народа не дошла она, Одна любовь сказаться в ней успела К тебе, моя родная сторона! За то, что я, черствея с каждым годом, Ее умел в душе моей спасти, За каплю крови, общую с народом, Мои вины, о родина! Прости. Но поэт ошибался, песнь его не «бесследно пролетела». Она будила лучшие чувства в душах людей, звала их на борьбу за народное счастье. Не будь в России Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и А. Н. Островского, великой русской литературы, музыки, живописи, неизвестно, как развивалось бы общество.

Читайте также:
Поиск положительного героя в творчестве Некрасова: сочинение

Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой – понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа. Он презирает бесполезное существование, нищету, которая порождает в человеке ничтожность. Причину же нищеты он видит в бездействии народа. Показывая его труд, он считает недопустимым смирение с тяжелой судьбой, нищенским существованием.
Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении “Элегия”, будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ “влачится в нищете”, единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье.
Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, –
Увы! не внемлет он – и не дает ответа.
Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать “обличителем толпы”, “ее страстей и заблуждений”. Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении “Блажен незлобивый поэт. ”. В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых “больных”, самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:
. Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он.
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество – это попытка “разбудить” дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

Читайте также:
Гриша Добросклонов народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо).: сочинение

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: