Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова: сочинение

Основные темы и идеи лирики Н. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” — это драматическое раздумье автора о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий собой разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”. Чувства Поэта меняются от иронии по отношению к Гражданину к иронии, обиде на самого себя, к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению; чувства Гражданина — от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” до понимания необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом. ”).
Муза Некрасова не только сочувствует народу, она протестует и зовет к борьбе. Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Аполлон Григорьев назвал Некрасова “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”. Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй произведения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “Знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “Будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая. ”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье — это только мечта (“не догнать тебе бешеной тройки”).
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись. Вороти их! в тебе их спасение!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу. герой”). В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой/ Всё пропьют мужики до рубля/ И пойдут, побираясь дорогой. ”).
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая покаянная лирика (“Умру я скоро. Жалкое наследство. ”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя. ”). Именно некрасовский герой явил образец мужества и пример попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека. Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто несет в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Он — народный заступник-страдалец, идущий на жертву. Для лирики Некрасова характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе народных заступников проявляются их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей. ”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их чувство.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

Читайте также:
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Основные темы и мотивы лирики Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов – величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым и целеустремленным, поэтому в своих стихах он затрагивал разные темы и мотивы. Существует множество литературных тем, например: тема любви, памяти, одиночества и т.д. Мотив в литературе является простейшей составной частью сюжета. Читая произведения Некрасова мы можем выделить три основные темы – это тема любви, природы и Родины. Давайте кратко разберем их.

Тема любви. Панаева Авдотья Яковлевна – это русская писательница, которая была женой Некрасова. В честь их любви Николай Алексеевич посвятил целую серию стихов. Произведение “Мы с тобой бестолковые люди” посвящены именно ей, ведь пара, то встречалась, то ссорилась, то мирилась, при этом Некрасов утверждал, что невозможно жить со своим партнером в постоянном согласии. Хоть автор и пишет нам, что любовь приносит ссоры и обиды, но при этом она дарит смысл жизни. Эта любовь принесла влюбленным много счастья и горя, закончившись как и все красивые истории, печально. Любовь в стихах Некрасова утешает, человека, поддерживает в жестоком мире.

Тема природы. Для Некрасова природа – одушевленный предмет, это мать и друг. Он посвящает свои строки обычной красоте нашей природы в разные времена года. Русская природа – не экзотика, но в ней часть души русского человека, часть его жизни. Если в произведении идет речь о природе, то стих необыкновенно легкий и оптимистичный. Создавая свои работы, Некрасов хотел донести до читателя одно, раскрытие народного страдания. В его лирики даже упоминается о женской судьбе, где приходится выходить замуж за раба, рожать ему детей, и ему же подчиняться.

Тема Родины. Некрасов не раз признавался в своей любви к Родине и людям. У нашего автора она вязана с темой труда. Николай Алексеевич Некрасов – великий патриот, у него есть одно популярное стихотворение на данную тему, которое называется “Родина”. Вся его любовь к Родине пронизывает все стихотворения Некрасова. В этом произведении автор написал о тяжелой жизни людей, его мучениях, но автор нам утверждает, что настанет момент, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народу надо сообщить, помочь осознать свою могущественную силу. Некрасов призывал каждого быть гражданином-борцом за свободу и счастье народа, его волнует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера. Николая Алексеевича – идеальный представитель того, как важно быть гражданином своей страны, идеальный образец любви к своей Родине.

В заключении хочу сказать, что Некрасов был замечательным человеком, который неравнодушно относился к своей стране и народу. Во всех его произведениях мы можем увидеть его отношению к окружающему миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Некрасова

Популярные сегодня темы

Одним из важных действующих персонажей рассказа «Хамелеон» считается Елдырин. Елдырин занимает должность городничего. Автор сообщает о том, что герой вместе с

Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

Читайте также:
Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Ранним утром Индюк будит жену и требует, чтобы она сказала, что он является умнейшим среди птиц. Индюшка подтверждает его мнение, но тогда, он говорит о том, что соседи мало его уважают и не воспринимают его серьезно

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Читайте также:
Гражданская лирика Н.А.Некрасова.: сочинение

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Читайте также:
Авторское сочинение по поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Литература языковедение : Сочинение: Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии- ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жиэни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа

(“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.

Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “ заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти ( “и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка- образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье –это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди” , “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу герой”).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”) . Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Читайте также:
Образы крестьянок в поэмах Мороз, красный нос и Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покоянная лирика”- “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Особое место в “покоянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России ( “На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии Некрасова.

«Подвиг любви бескорыстной» по поэме Некрасова «Русские женщины», стихотворению Некрасова « В больнице» и «Еду ли ночью по улице темной…»

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Пусть смерть мне суждена –
Мне нечего жалеть.
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
Некрасов. Русские женщины.

Все творчество Н.А. Некрасова посвящено одной теме – теме России, теме русского народа. Сам поэт так говорил об этом:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Много своих произведений Некрасов посвятил русской женщине. Поэт всегда восхищался ее красотой, мужеством, нравственной чистотой, силой характера, преданностью. В поэме «Русские женщины», а также в стихотворениях «Еду ли ночью по улице темной…» и «В больнице» Некрасов воспевает «подвиг любви бескорыстной», свойственный его соотечественницам.
В «Русских женщинах» автор описывает судьбы двух жен декабристов, княгини Трубецкой и княгини Волконской. Они последовали за своими мужьями в Сибирь. Что это значит? Эти женщины не только променяли жизнь в высшем свете, светские развлечения, роскошь на существование, полное лишений. Некрасов описывает суровый климат Сибири, тяжелейшие условия, в которых придется жить не только декабристам, но и их женам: перегоны по этапам, отсутствие элементарных удобств. Но и это еще – не самое страшное. Княгиня Трубецкая отказывается от всех своих денег, от своего имени, от всех привилегий. Но это не страшит героиню. Она говорит генералу, который пытается ее уговорить вернуться в Петербург:
Ужасно будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь – одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, – это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок тоже можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
«В больнице» рисует нам еще одну женскую судьбу. В череде героев, о которых повествует рассказчик, есть сиделка, которая узнала в одном больном старике своего бывшего возлюбленного. Этот человек умирал, и невозможно было спасти его. Но любящая женщина была с ним до конца:
А всепрощающий голос любви,
Полный мольбы бесконечной,
Тихо над ним раздавался: «Живи,
Милый, желанный, сердечный!»
Сиделка продала все свои вещи, отдала все деньги, чтобы достойно похоронить любимого. Несмотря на то, что любовь дала этой женщине только стыд и разлуку, она продолжала любить и оставалась преданной своему любимому до конца.
В этих произведениях Некрасов воспевает русскую женщину, ради любви готовую на все. Она может отказаться от своего многотысячного состояния, от своего доброго имени, от своей чести, от своей души, наконец. Жертвенность, преданность и мужество – вот черты характера, которые всегда восхищали Некрасова в русских женщинах.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / «Подвиг любви бескорыстной» по поэме Некрасова «Русские женщины», стихотворению Некрасова « В больнице» и «Еду ли ночью по улице темной…»

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

«Подвиг любви бескорыстной» по поэме Некрасова «Русские женщины», стихотворению Некрасова » В больнице» и «Еду ли ночью по улице темной…»

Пусть смерть мне суждена —
Мне нечего жалеть.
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
Некрасов. Русские женщины.
Все творчество Н. А. Некрасова посвящено одной теме — теме России, теме русского народа. Сам поэт так говорил об этом:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Много своих произведений Некрасов посвятил русской женщине. Поэт всегда восхищался ее красотой, мужеством, нравственной чистотой, силой характера, преданностью. В поэме «Русские женщины», а также в стихотворениях «Еду ли ночью по улице темной…» и «В больнице» Некрасов воспевает «подвиг любви бескорыстной», свойственный его соотечественницам.
В «Русских женщинах» автор описывает судьбы двух жен декабристов, княгини Трубецкой и княгини Волконской. Они последовали за своими мужьями в Сибирь. Что это значит? Эти женщины не только променяли жизнь в высшем свете, светские развлечения, роскошь на существование, полное лишений. Некрасов описывает суровый климат Сибири, тяжелейшие условия, в которых придется жить не только декабристам, но и их женам: перегоны по этапам, отсутствие элементарных удобств. Но и это еще — не самое страшное. Княгиня Трубецкая отказывается от всех своих денег, от своего имени, от всех привилегий. Но это не страшит героиню. Она говорит генералу, который пытается ее уговорить вернуться в Петербург:
Ужасно будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь — одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, — это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг — она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок тоже можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
«В больнице» рисует нам еще одну женскую судьбу. В череде героев, о которых повествует рассказчик, есть сиделка, которая узнала в одном больном старике своего бывшего возлюбленного. Этот человек умирал, и невозможно было спасти его. Но любящая женщина была с ним до конца:
А всепрощающий голос любви,
Полный мольбы бесконечной,
Тихо над ним раздавался: «Живи,
Милый, желанный, сердечный!»
Сиделка продала все свои вещи, отдала все деньги, чтобы достойно похоронить любимого. Несмотря на то, что любовь дала этой женщине только стыд и разлуку, она продолжала любить и оставалась преданной своему любимому до конца.
В этих произведениях Некрасов воспевает русскую женщину, ради любви готовую на все. Она может отказаться от своего многотысячного состояния, от своего доброго имени, от своей чести, от своей души, наконец. Жертвенность, преданность и мужество — вот черты характера, которые всегда восхищали Некрасова в русских женщинах.

Читайте также:
«Я лиру посвятил народу своему...»: сочинение

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…» Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем творчестве он сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил ее.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…» (1847) Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова — Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др., —.

Княгиня Е. И. Трубецкая (по поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины») Почему — то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за.

Княгиня Трубецкая в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» Н. А. Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке.

Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова (По поэмам «Мороз, Красный нос», «Русские женщины») Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов «Величавая славянка».

Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного.

«Пленительные образы…» (по поэме «Русские женщины») Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н. Некрасов Николая.

Любимое произведение (поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» ) О подвиге декабристок я узнала на уроке литературы, когда учительница рассказывала нам о поэме Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины». Да.

Образ многострадальной женщины в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает.

«Русская долюшка женщины» в поэзии Н. Н. Некрасова О первом сборнике стихотворений Н. Н. Некрасова, вышедшем в 1856 году, Н. Г. Чернышевский сказал: «Восторг всеобщий. Едва ли «Ревизор».

Характеристика героя Княгиня Трубецкая (Русские женщины Некрасов Н. А.) Н. А. Некрасов написал поэму «Русские женщины. Княгиня Трубецкая», которая рассказывает о самоотверженной жене декабриста, последовавшей за мужем в ссылку.

Судьба русской женщины в произведениях Некрасова Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны.

«Есть женщины в русских селеньях…» (По произведениям Н. А. Некрасова) Я лиру посвятил народу своему. Н. А. Некрасов Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины.

Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова «Величавая славянка» стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт.

Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов — один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень.

Краткое содержание Русские женщины Некрасов Н. А КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ. Поэма в двух частях (1826) Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь.

Образ русской женщины в поэзии Некрасова Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди.

Женский подвиг ради любви Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. М. Цветаева Почему-то, когда речь в России заходит о.

Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» В повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприн обращает свой взор к вечной теме любви. Вера Николаевна Шеина — княгиня, жена.

Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы — все этой женщине я отдал, вce она взяла… Н.

Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и.

Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат.

Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Не дело между бабами счастливого искать. Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Значительная часть творчества Н. А. Некрасова посвящена.

Судьба русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор.

«Сердце народное» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма «Кому на Руси жить хорошо» не исключение. Некрасов.

Судьба русской крестьянки в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор.

Типология крестьянского характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним мирской путь. Н. А. Некрасов В жизни каждого поэта наступают дни, когда.

Матрена Тимофеевна Корчагина (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре.

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.06.2020 · Обновлено 29.06.2020

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей. В настоящей статье Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» по плану, в котором Некрасов живописал тягостную судьбу простой русской женщины.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

История создания

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Композиция

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Образы и символы

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

  1. 1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».
  2. 2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.
  3. 3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

  1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои.
  2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему прибегнуть, да и после не спешит с «печальным признаньем» в совершённом. Но лирический герой не осуждает поступка отчаявшейся женщины, называя её «друг беззащитный, больной и бездомный», ведь продать собственное тело её вынудила нищенская жизнь, нестерпимый голод и желание похоронить сына по-человечески.
  3. Одной из ключевых является в стихотворении тема падшей женщины. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта.
  4. Ещё одна тема, находящая отражение в произведении – тема нищеты, голода, болезни. Сам лирический герой был «больной и голодный», его возлюбленная также истощена горем и нуждой, «вдоволь поплакав» умирает их сын. Безнадёжность положения достигает такой степени, что лирический герой не представляет, как жить дальше:

«С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснём»

Основная проблема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – безысходность положения крестьян. Возможно ли спасение человека из несправедливых социальных условий? Как в существующих общественных условиях ему придти к достойной жизни, а не выживанию? Автор не даёт ответа на этот вопрос, оставляя его для размышлений читателю.

Читайте также:
Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Настроение произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» проникнуто безысходностью, холодом и мраком. Тяжёлая судьба героини, о которой с репортажной чёткостью повествует лирический герой-рассказчик, оставляет у читателя стихотворения горькое послевкусие, навевая тоску, вызывая жалость к «маленькому человеку».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» состоит в описании тяжёлой доли человека, по воле судьбы оказавшегося на социальном дне. Несчастная девушка, историю которой нам повествует лирический герой, была с самого детства обречена на жизнь в нищете, постоянно сталкиваясь с жестоким и пренебрежительным отношением даже самых близких людей.

Коллекцию всевозможных бед, свалившихся на плечи девушки, пополнит и порицание общества, оставляя её совершенно одинокой, беззащитной. Лирический герой, который, судя по сюжету, также не смог остаться с любимой, понимает, что нет её вины в том, какую жизнь приходится влачить, и проклинает несправедливый общественный уклад. Таков смысл стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…». Только его проклятья бесплодны, не способны ничего решить. Они лишь «шевельнутся» в его мыслях и, в конце концов, «бесполезно замрут» .

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» Некрасов стремится передать сюжет максимально реалистично и ясно, в нём можно встретить немало средств художественной выразительности:

  1. 1.Эпитеты: «улице тёмной», «пасмурный день», «Друг беззащитный, больной и бездомный», «отец твой угрюмый», «муж недобрый», «С бешеным нравом, с тяжёлой рукой», «В комнате нашей, пустой и холодной», «заунывные звуки», «слёз безрассудных», «сидели угрюмо», «сокровенная дума», «голод мучительный», «печальным признаньем», «нищетой горемычной», «злая борьба», «роковая судьба», «именем страшным».
  2. 2.Метафоры: «Сердце сожмётся мучительной думой», «В сердце твоём свершалась борьба», «Зрела в тебе сокровенная дума».
  3. 3.Олицетворения: «судьба невзлюбила тебя», «Пар от дыханья волнами ходил», «шевельнутся проклятия».
  4. 4.Анафора:

«Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: