Подвиг любви бескорыстной по поэме Некрасова Русские женщины, стихотворению Некрасова В больнице и Еду ли ночью по улице темной: сочинение

Подвиг героини Екатерины Трубецкой по поэме Русские женщины (Некрасов Н. А.)

Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме “Русские женщины” описал образ женщин того времени, дал возможность обществу пересмотреть своё мнение о представительницах дворянского сословия. После восстания декабристов, их жёнам было дано разрешение развестись с мужьями, но 11 из них отказались от такого предложения. Смелые женщины последовали за своими мужьями в Сибирь, разделив участь своих избранников. Одной из них была княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. Достоин ли её поступок того, чтобы считаться подвигом?

Прежде всего разберёмся что же такое подвиг.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Для этого заглянем в толковый словарь и найдём в нём такое определение этому слову: подвиг — героический, самоотверженный поступок, совершённый человеком в великом бескорыстном порыве души, в опасных условиях и также связан с тяжёлым трудом и риском. После прочтения поэмы, в которой автор так ярко описывает действия княгини, ответ на вопрос сразу же всплывает в голове: конечно да, это действительно подвиг.

Екатерина предстаёт перед нами перед самым отъездом. Она была первой “декабристкой”, осмелившейся запросить у Николая I право отправиться в Сибирь за мужем, и сподвигнула остальных жён поехать вместе с ней. Отец Екатерины просил дочь остаться, но его слова не повлияли на её решение — княгиня твёрдо решила направиться в Сибирь. Хоть девушка и привыкла к роскошной дворянской жизни, теперь это всё осталось позади. По непроходимым дорогам

в жуткий мороз молодая девушка мчится к возлюбленному. Её не страшит неизвестность сурового края. Екатерина считает своим долгом спасти мужа и не может поступить никак иначе. Ключевым моментом можно считать встречу княгини с иркутским губернатором, который так же всеми силами, способами и даже различными уловками пытался отговорить “декабристку” вернуться обратно:

“Поверьте, вас не пощадят

Не сжалится никто!

Пускай ваш муж — он виноват.

А вам терпеть. за что?”.

Но Екатерина стояла на своём:

“Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!”

“Нет! я не жалкая раба,

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!”.

Она даже была согласна лишиться всего и отказаться от всех своих прав, ведь ей уже было нечего терять. “Вам наши кажутся права Правами — не шутя. Нет! ими я не дорожу, Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо лошадей. “.

По этим строкам можно понять, что княгиня имела большую силу воли и была верна своему супругу. Поняв, что Екатерину никак не убедить, губернатор таки выдал ей отречение от дворянских прав. Подписав его, девушка продолжает свой путь к любимому. Там она живёт впроголодь в небольшом домике, морально поддерживает своего мужа и остальных каторжников, разделяет с ними тяготы ссылки. Княгиня раздала всю свою тёплую одежду нуждающимся, а сама ходила в растрёпанных башмаках и даже обморозила ноги.

Хоть жизнь и помотала молодую девушку, она, несмотря на ужасные условия, всё же была счастлива, находясь рядом со своим мужем. Бескорыстие, верность, доброта, смелость и упорство — всеми этими достоинствами обладает Екатерина Трубецкая, в этом заключается её духовная красота. Многие современники называли Екатерину Ивановну олицетворением неистощимой доброты, удивительным сочетанием тонкого ума и доброго сердца.

До амнистии княгиня не дожила два года. Она скончалась от тяжёлой болезни лёгких рано утром на руках у мужа.

Екатерина потеряла всё, что имела и сделала это осознанно и добровольно. Поверьте, не каждый готов пойти на такое деяние во имя любви и долга. Неужели же поступок этой женщины нельзя считать подвигом?

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75006

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Автор: Guru · Опубликовано 14.10.2020 · Обновлено 17.10.2020

Одно из главных направлений лирики знаменитого русского поэта Н. А. Некрасова — это описание реальной действительности без прикрас, не скрывая ее пороки и несовершенства. Именно в некрасовской поэзии перед читателем раскрывается невеселая повседневность рядового обывателя, выраженная в стихах. Неприглядная картина жизни обычной русской женщины в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» характерна для творческого периода Некрасова тех лет, когда в своих стихах он часто обращается к описанию нелегкой доли униженных и несчастных людей.

История создания произведения

Стихотворное произведение «Еду ли ночью по улице темной…» поэт написал в 1847 году и напечатал в издании «Современник». Как описывают биографы поэта, когда Некрасов впервые прочел стихотворение перед широкой публикой, слушатели не могли сдержать слез.

Высокую оценку стихотворению дал писатель И. С. Тургенев, который в своих письмах критику Белинскому говорил, что оно буквально «свело его с ума». Восторженно отзывался о стихах и Н. Г. Чернышевский. По его мнению, «Еду ли ночью по улице темной…» одно из тех стихов, «которые долго останутся прекрасным примером русской лирики».

Однако цензура не разделяла подобных восторгов и упрекала Некрасова в безнравственности за честность и открытость, с которой поэт передал атмосферу крайней нищеты и отчаяния.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Жанр и стихотворный размер

Стихи «Еду ли ночью по улице тёмной…» во второй половине девятнадцатого века были популярны среди студентов и исполнялись как баллада, а в начале двадцатого века печатались во многих песенниках.

Направление стихов «Еду ли ночью по улице темной…», — критический реализм. Автор в своих лирических произведениях поднимает тему социального неравенства, рассказывая доступным и понятным языком трагическую судьбу несчастной женщины.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с чередованием женской и мужской рифмы. Некрасов — один из первых поэтов в России, использовавший трехсложный стихотворный размер, сближающий поэтический слог с обычным разговорным стилем.

Композиция стихотворения

По смыслу произведение можно разделить условно на четыре части.

  • В первой строфе главный персонаж предается воспоминаниям о бывшей возлюбленной и вспоминает ее историю жизни до того момента, как они встретились.
  • Во второй строфе герой ведет повествование об их совместной доле, полной нужды и лишений, а также о смерти сына.
  • В третьей части появляется тема «падшей женщины», когда несчастная «принарядившись, как будто к венцу» принесла домой гроб для мертвого сына и ужин для отца.
  • В заключительной части герой произведения размышляет о том, где сейчас его любимая, как она живет и с кем.

Главная проблема, затронутая автором — это противостояние обычного человека безразличному социуму и причины, по которым жуткие условия существования толкают человека вопреки его взглядам и убеждениям на ужасные поступки, только чтобы выжить.

Образы и символы

Главный герой произведения — добросердечный человек, который в окружающем его благополучии замечает ужасные проявления, присущие современному обществу. Он отзывчив и правдив, и призывает людей проявить гуманизм к тем, кому не посчастливилось появиться на свет в богатой семье и найти сытое место в жизни.

Грустный образ бедной и несчастной женщины, которую нищета и беспросветность вынуждают торговать собой, еще не раз встретится читателям в творчестве отечественных литераторов.

Ненастная погода, полутьма, дождь и пронизывающий холод мрачного Петербурга точно совпадают с трагичным настроением героев, их глубоким страданием.

Основная тема стихотворения

В стихах «Еду ли ночью по улице тёмной…» современники Некрасова, как в зеркале увидели суровое отражение неприглядной действительности. Вот основные темы, затронутые автором.

  • Конечно же, главная тема — это социальная несправедливость и полное равнодушие общество к тем, кого лишения и нужда довели до того, что человек готов переступить через свои моральные принципы, чтобы не умереть от голода.
  • Важная роль отведена и теме самопожертвования. Несчастной матери, у которой на руках только что умер сын, нет денег даже на гроб. Она нашла выход из положения, но не спешит с «печальным признаньем» в своем поступке. Однако герой не осуждает ее. Он понимает, что торговать собой ее заставила лишь крайняя нищета, мучительный голод и желание достойно проводить сына в последний путь.
  • Тема падшей женщины — также одна из ключевых. В этом поступке раскрывается небывалая сила духа, ведь она отрекается от самого сокровенного. Женщина, только что пережившая смерть сына, не может допустить, чтобы ее муж умер голодной смертью, а покойный сын остался без гроба.
  • И еще одна важная тема — это нищета, болезни и голод. Герой и его возлюбленная истощены, измучены болезнями и голодом. Положение их настолько безнадежно, что герой не видит будущего.

Безысходность положения крестьянского сословия пронизывает все стихотворение Некрасова. Может ли человек вырваться из нищеты и несправедливости? Как в подобных обстоятельствах ему прийти к достойной жизни, а не к жалкому существованию? Автор оставляет эти вопросы без ответа, давая читателю простор для раздумий и выводов.

Основная мысль

Главная задача произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — правдиво описать тяжелую судьбу людей, оказавшихся в силу обстоятельств на дне общества. Лирический герой рассказывает нам о несчастной девушке, с детства обреченной на нищету, которой приходилось терпеть пренебрежение и жестокое обращение даже от мужа и родителей. В довершение всего на плечи беззащитной женщины тяжким грузом ляжет еще и осуждение общества за ее падение. И хоть лирически герой и порицает несправедливые законы общества, его проклятия бессмысленны, и не способны изменить существующий порядок вещей. Они лишь промелькнут в его голове и «бесполезно замрут».

Урок “Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”
план-конспект урока по литературе на тему

Урок “Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”

Скачать:

Вложение Размер
russkie_zhenshchiny.docx 29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подвиг любви бескорыстной в поэме Некрасова «Русские женщины»

Эпиграф: Пока смерть не разлучит нас…

Обучающая: раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жен декабристов во имя любви; показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы Некрасова; дать историческую справку о декабристах и декабристском движении;

Развивающая: развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимания к слову, выделение главного, обогащение речи.

Воспитательная: способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и искусстве, давать ему правильную оценку; воспитывать милосердие, сострадание, достоинство и верность долгу.

Оборудование и материалы: учебник литературы Г.С. Меркина, портрет Н.А. Некрасова, компьютер, портреты декабристок, аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…», фрагменты фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», презентации.

Тип урока: литературно- историческая заочная экскурсия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте свои учебники, приготовьте тетради.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим с вами литературно- историческую экскурсию по сибирским дорогам декабристок. У нас необычное начало урока. Это урок памяти о людях, совершивших подвиг любви бескорыстной. Вглядитесь в прекрасные лица и запомните имена людей, память о подвиге которых хранят благодарные потомки. Итак , внимание на экран!

Демонстрируется фрагмент фильма «Звезда пленительного счастья»

-Имена каких людей показались вам знакомыми? О ком этот фильм? А кто такие декабристы?(Ученики пробуют ответить, затем учитель говорит, что декабристы- это принятое в исторической литературе название участников тайных обществ первой половины 1820 годов, организовавших 14 декабря 1825 года первое вооруженное восстание против самодержавия).

– Но наш урок не совсем о декабристах. Тема нашего сегодняшнего урока «Подвиг любви бескорыстной». Мы только что изучили главы поэмы Некрасова «Русские женщины». Кому посвящена поэма?

Эпиграф нашего урока «Пока смерть не разлучит нас». Я думаю, что позднее вы объясните, почему выбран именно этот эпиграф. Запишите тему эпиграф в тетради.

  1. Стадия вызова интереса.

Читается отрывок из поэмы французского поэта Альфреда де Виньи «Ванда»:

Неправда , что всегда в работе и в сраженье,

Льет пот и кровь рекой один простой народ.

Что стойкость, мужество и самоотверженье

Несвойственны тому, кто в роскоши живёт.

Чем жизнь прекраснее, тем горше с ней расстаться,

Тем большим подвигом должна это считаться.

Святая жертвенность, ты- духа высший взлет!

Демонстрируется презентация «Восстание»

Декабристы, в основном молодые дворяне, военные, были убеждены, что главным препятствием дальнейшему развитию страны являются самодержавие и крепостничество и что надо их ликвидировать. Возможно, движение декабристов имело бы успех, если бы в их среде не наметилась два разных течения. Часть участников выступала сторонниками мирного пути преобразования общества, другая была за решительные меры, вплоть до восстания. Но совместно они обсуждали планы восстания, разрабатывали проекты программных документов, новую конституцию. Среди декабристов были Трубецкой, Волконский, Муравьев, Пестель, Оболенский, Лунин, Пущин и другие. Восстание планировалась на лето 186 года. Но смерть Александра I и известие о том, что правительство знает о заговоре, ускорили события. И вот 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге декабристы сумели вывести около 3000 солдат и матросов, которые должны были поддержать мятеж. Но этим планам не суждено было сбыться. Мятежный полк был расстрелян правительственными войсками. Восстание было подавлено.

Более 600 человек арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. В Петропавловской крепости были повешены 5 осужденных декабристов: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев –Апостол, Пётр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.

Более 100 декабристов были сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь. Многие были разжалованы в солдаты, высланы штрафные батальоны. Жёны 11 осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание. Гражданский и духовный подвиги этих женщин –одна из славных страниц нашей истории и тема сегодняшнего урока. Два подвига: подвиг гражданский -подвиг декабристов и подвиг любви бескорыстной -подвиг их жён.

Цель нашего урока выяснить некрасовское восприятие этого подвига и сравнить его с нашей точкой зрения.

4.Стадия осмысления. Работа над текстом поэмы.

– Что движет , которые отправились за своими мужьями в добровольную ссылку?

– В чём видят женщины свой долг?

-Объясните, почему выбраны к уроку слова: «Пока смерть не разлучит нас…»?

-Какие трудности и препятствия подстерегают женщин?

Подтвердите свои ответы текстом.

-Какой прием использует Некрасов для усиления впечатления в следующих строках?

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,

Нужда и вечный гнёт,

А там балы, блестящий двор,

Свобода и почет .

Учащиеся находят строки из поэмы, подтверждающие их ответы.

– Что ещё движет женами декабристов, кроме чувства долга? (любовь, вера, надежда)

Две женщины стали героинями поэмы. Но в Сибирь отправились и другие.

Результаты исследовательской работы учащихся.

На дом вам было дано задание провести своеобразную исследовательскую работу. Вы должны были найти материал о женах декабристов, которые тоже последовали в Сибирь за своими мужьями. Учащиеся выступают с результатами самостоятельной исследовательской работы. Ими собран материал о Екатерине Трубецкой, Марии Волконской, Полине Гебль, Прасковье Анненковой, Александре Давыдовой и других женах декабристов. Учитель рассказывает об Александре Муравьёвой.

Звучит аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»

Учитель: совершить подвиг , подвиг на войне- это достойное дело. Но такой подвиг подразумевает хотя бы получение какой-то награды (медали, ордена). Подвиг любви всегда бескорыстен, потому что награды может быть только ответное чувство.

Вывод: подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющее двух подвигов. А движущей силой является любовь. В первом случае- любовь к отечеству, во втором-к близкому человеку. Давайте составим кластер.

ЧЕСТЬ ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТИЕ

-В чём видит княгиня Трубецкая свой долг, решившись на отъезд в Сибирь? -Какие средства художественной выразительности использует Некрасов, описывая суровый сибирский край?

-В центре второй части моральный поединок княгини Трубецкой и генерал-губернатора. Каждый из персонажей в этом поединке решает свою главную задачу: княгиня- быстрее добраться до места ссылки мужа; губернатор- не допустить этого. На основе этого диалога сформулируйте вывод об их характерах.

– Внимательно вчитайтесь в данный фрагмент:

Нет, в этот вырубленный лес

Меня не заманят,

Где были дубы до небес,

А нынче пни торчат!

-Что имеет в виду княгиня Трубецкая, приводя этот довод в ответ на аргументы генерал-губернатора?

-В каких строчках поэмы раскрываются представление Некрасова о духовном подвиге жен декабристов?

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный!

-Вы согласны с точкой зрения автора поэмы?

Давайте сделаем вывод. Человек живет до тех пор, пока о нем помнят. Помним и мы о декабристах и их женах. Немногие из них дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году после тридцатилетней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, 3 остались здесь навечно: Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла в 1895 году 93 летняя Александра Ивановна Давыдова. Умерла, окружённая многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее. Существует памятник женам декабристов.

Завершая наш урок, давайте ещё раз вспомним имена всех 11 жён декабристов, последовавших в Сибирь за мужьями.

Демонстрируются презентация «Жёны декабристов».

Учащиеся в тетрадях записывают запомнившиеся имена.

  1. Домашнее задание (для девочек и мальчиков)

– написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Смогла бы я повторить подвиг декабристок?»

-написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Как сегодня я воспринимаю подвиг декабристов?»

Образ женщины в лирике Н. А. Некрасова Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронкова Н.Ю.

В статье исследуется многообразие проявлений человеческих отношений и чувств: любовь, дружба, супружество, отношения по принципу «писатель-критик». Исследуется личность самого поэта .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Воронкова Н.Ю.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в лирике Н. А. Некрасова»

Магистрант, кафедра филологии и массовых коммуникаций, Нижневартовский государственный университет

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ЛИРИКЕ Н.А. НЕКРАСОВА

В статье исследуется многообразие проявлений человеческих отношений и чувств: любовь, дружба, супружество, отношения по принципу «писатель-критик» Исследуется личность самого поэта.

Ключевые слова: межличностные отношения, поэт, своеобразие лирики. Keywords: interpersonal relations, poet, originality of lyrics.

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ЛИРИКЕ НЕКРАСОВА

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.[1,307] Н.А. Некрасов.

Большое внимание Некрасов уделял в своей лирике раскрытию женских образов. Прежде всего – это образ собственной матери поэта, воспетой во множестве стихотворений и поэм; затем Катерина из «Коробейников», Саша из поэмы того же названия, Дарья из «Мороза», княгини Трубецкая и Волконская, Матрена Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо». Далее следуют героини мелких стихотворений: «Я посетил твое кладбище», «Памяти Асенковой», «Свадьба», «В больнице», «Тяжелый крест достался ей на долю», «Дешевая покупка», «В полном разгаре страда», «Песня Любы».

При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом -кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка – при внешнем благополучии – страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.

Все героини Некрасова – женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» – княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них – лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царит «подленькая месть» и ханжество, мужчины там «сборище Иуд, а женщины – рабы». [2,47] Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на

© Воронкова Н.Ю., 2016 г.

волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили. [3,54]

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет.

В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. [4,56]

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня – жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», – говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья.». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка: Три тяжкие доли, имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сыны – раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. [5,52]

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это – крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, – пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.[6,198]

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности.

Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» – обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о Страдалице земли русской, подвиг, которой незаметен, но велик!

В стихотворении «Тройка» поэт только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет: Отцветешь, Не успевши расцвесть, Погрузишься Ты в сон непробудный, Будешь

нянчить, работать и есть. [7,52]

А в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская. » берется уже реальный эпизод из жизни простой крестьянки:

Слышится крик у соседней полосоньки, Баба туда – растрепалися косынки-Надо ребенка качать. [8,150]

Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова. «Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что ты вянешь во времени». [9,46] Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины.

В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои плечи всю мужицкую и женскую работу, не может этого вынести и погибает. Обобщил Некрасов размышления о женской доле в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка». Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь поэмы, довольно уже тем, что ее муж не бьет ее. Женскую судьбу сравнивает она с тремя петлями шелку белого, красного и черного, и горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна: «Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать !».[10,207]

Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и подлинной гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Поэт, радуясь за своих соплеменников, говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно липнет». Она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна и собранна. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадания к людям.

Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить Дарья своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает Савелию – богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример.

Главным же достоинством русской Женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская.» выбивается из сил, чтоб был сыт ее ребенок. Тема материнства затронута и в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и без рекрутщины», то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна, «многострадальная мать». Ее сын Федотка уже умеет сочувствовать чужой беде: он пожалел голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна материнским сердцем понимает Федотку, ограждает его чистую душу от потрясений, принимает на себя все унизительное наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу детей дают силы Матрене Тимофеевне идти искать защиты от несправедливости у губернаторши. Поборов свою

гордость, она унижается перед швейцаром, но цели своей достигает. И нет границ благодарности губернаторше.

Строки: В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото – Сердце народное! -относятся и к Матрене Тимофеевне. [11,220]

Характеры русских женщин в творчестве Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни и порядках в селах и городах, – таких перемен, которые помогли бы «женщинам в русских селениях» по-настоящему проявить любовь всего своего сердца.

1. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений. Т.1. Советский писатель, 1976, с. 307

2. Некрасов Н.А. Русские женщины: Поэмы, стихотворения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 47; с. 54; с. 56; с. 198; с. 207; с. 220

3. Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985, с.52; с.150; с.46

Сочинение Гриша Добросклонов (Образ и характеристика) в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была создана Н.А.Некрасовым после отмены крепостного права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа после реформы, которую все так ждали. «Но принесла ли долгожданная свобода счастье?» – пожалуй, главный вопрос обсуждаемый в поэме.

На фоне семерых героев поэмы особенно ярко автором выделяется образ Гриши Добросклонова – молодого парня, рожденного в очень бедной семье. Отец Гриши был бездельником и увиливал от любой работы, а мать была тяжело больна. После её смерти его любовь к матери в какой – то мере стала проявляться любовью к Родине. Несмотря на то, что семья порой голодала и юность Гриши прошла в очень тяжелой обстановке это не ожесточило его, а наоборот сблизило с простым народом. В отличие от своего отца Гриша вырос трудолюбивым и вопреки всем невзгодам и лишениям остался честным и справедливым человеком, готовым всегда встать на защиту народа.

Гриша Добросклонов – борец за справедливость, который свято верит, что в скором времени все на Руси будут жить хорошо. На первом месте у него было всеобщее благополучие, а не личная выгода и ради этого благополучия он был готов идти до конца и если было бы нужно даже пожертвовать собственной жизнью. Он всячески пытается поднять боевой дух народа, в том числе и с помощью песен.

Гриша повествует читателю о двух дорогах, которые могут привести к счастью, одна из которых ведет к счастью материальному, а другая к духовному. Он выбирает для себя сложный путь, пытаясь добиться счастья для всех. Он встречает на своем пути множество единомышленников и это придает ему еще большую уверенности в успехе. Но в конце этого пути его самого ожидает вовсе не счастье, а чахотка и ссылка в Сибирь. Но несмотря на всё через что Грише приходится пройти в жизни, Некрасов именно его описывает как героя, которому на Руси живется хорошо.

В отличие от богачей чьё богатство измеряется в золоте и деньгах, но всё равно не делает их счастливыми, богатство Гриши заключается в его душевности, любви к народу и вере в светлое будущее. Даже фамилия героя – Добросклонов говорит сама за себя, характеризуя его как человека склонного к доброте. Исходя из этого становится понятно, что автор делает акцент на том, что главное богатство человека во все времена – это его душа, нравственность и самопожертвование. Автор верит, что персонаж Гриши Добросклонова для многих послужит примером для подражания.

Сочинение 2

Гришу Добросклонова показывают читателю еще в эпилоге, и его дальнейшая роль в произведении весьма значима. Его характеристика со стороны автора – попытка показать, как через боль и страдания можно по-прежнему оставаться светлым и позитивным человеком. Григорий родился в семье бедного дьяка и рос в маленьком домике с двумя комнатами. В хозяйстве почти ничего не было, даже скота. Матери герой лишился очень рано, однако она успела дать ему основную мечту жизни – помогать родным и делать блага для своей земли. Отец отправляет сына на учебу в семинарию, так как в те времена было так заведено. Автор применяет мрачные и темные эпитеты для описания того учебного заведения, так как он считал, что в произведении должна быть описана реальность, какой бы суровой она не была.

Однако герой не сдался, он решим и настроен получить образование любым путем: просыпается он рано и бывает допоздна читает нужную ему литературу. Мечтами героя является помощь людям и делание благ для своей земли. Он считает, что творчество, в частности песни, крайне важны для того, чтобы поддерживать позитивное настроение в жизни человека и помогать ему в трудных ситуациях. С их помощью он помогает крестьянам понять то, что и у них есть собственные права, которые они могут использовать для улучшения существования.

Гриша является, пожалуй, самым патриотичным молодым человеком в произведении. Он настроен революционно, жаждая изменить и исправить все недочеты, которых не счесть. Такие люди, как он, в будущем будут менять все элементы системы государства для того, чтобы люди жили лучше. Ему суждено вершить великие дела и вписать свое имя в историю. Он считает, что в жизни человека стоит выбор, состоящий из двух путей. Первый, по его мнению, ведет к славе и материальному богатству. Для его достижения человек должен получить хорошее образование и много работать. Второй путь, как считает Григорий, приведет человека к пониманию вещей духовных, что позволит ему постичь понятия гуманизма и благодетели. Также, он думает, что грандиозная работа над собой позволит человеку обрести элементы этих двух путей, однако в приоритете стоит второй путь, так как владение богатством материальным не даст человеку пользы без осознания духовного пути.

Герой действительно несет позитивный настрой, чтобы показать на собственном примере то, что даже в мрачные и тяжелые периоды нужно оставаться человеком и думать о других. Живя в тяжелых условиях, он как никто другой понимает беды крестьян и хочет изменений для своей страны.

Характеристика Гриши Добросклонова

Некрасов отображает в своих произведениях трудности простого народа. В поэме просматриваются некоторые замечательные образы, на их примере автор отмечает земляков, которые способны оберегать своих земляков и позволить им прикоснуться к своим мечтам.

Образ Гриши Добросклонова считают заступником народа, желающему предоставить народу счастье.

Автор рассказывает о внешности героя, описывая его телосложение и цвет волос. Григорий появился на свет в семье дьяка, который жил бедно, потому что постоянно выпивал. В результате юноша испытал тяжёлую судьбу русского, физический труд и постоянное пьянство отца.

Рано потеряв маму, которая умерла от тяжёлого труда, Гриша убеждается, что жизнь следует посвящать служению народа, несмотря на бедность. В поэме наблюдаем песню, в которой рассказывают о судьбе этой трудолюбивой женщины. Песня вызывает отклик в различных слоях населения, так как она подтверждает человеческое горе. Слова рассказывают о ребёнке, который просит хлеба с солью. Соль не могут купить бедные люди, поэтому мама поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня заставляет мужчину вспоминать свою маму и скорбеть о ней.

Отмечают конкретные черты образа Добросклонова, поэт отмечает перемены в государстве через песню, каждое из них отмечается болью в сердце, душевным страданием, людскими слёзами и мольбами, но обладают верой в прекрасную жизнь.

Автор воспроизводит в Грише Добросклонове прототип людей, изменяющих государственный строй, которые заставляют крестьян отстаивать свободу и независимость. Герой произведения хочет получить хорошее образование, а сейчас помогает людям понять все правила и законы, пытаясь дать им минимальное образование, разъясняя возможность получения выгоды от различных просьб.

Григорий осознаёт сложившуюся обстановку в стране, где процветает несправедливость и крепостное право. Добросклонов видит плохое отношение государственных чиновников к людям, отмечая в песнях слова, которые выявляют его душевные переживания за родную землю.

Автор переживает за судьбу народного заступника, его судьба будет состоять из разных неприятностей. После всех серьёзных испытаний его ожидает народная слава, серьёзные болезни и ссылка на сибирские рудники. Великое соединение с людьми при отсутствии своего счастья – радость правды великой, ради которой живёт главный герой.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для характеристики Гриши Добросклонова.

Образ Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо?

Популярные сочинения

Ольга и Агафья. Оба женских образов в произведении являются положительными. Героини Ольга и Агафья симпатичны читателю. Ольга очень серьезная женщина в возрасте двадцати лет

Что же такое характер? Под этим словом скрывается смысл в том, что это твоё поведение, твой можно так сказать внутренний мир, твоё поведение в кругу людей. На всей земле живёт очень много людей и каждый из них имеет свой уникальный характер

В рассказе автор противопоставляет две манеры поведения, которые воплощены в образа х главных героев – офицеров, оказавшихся в плену. Весте с тем, Толстой, на примере Жилина, дает идеальный, по его мнению, образ отношения к жизни и окружающим.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.

Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.

В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой. Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.

Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.

Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.

По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права. Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.

Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.

Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники. Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.

Прототип

Последний по упоминанию, но первый по важности образ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», — это Гриша Добросклонов. По словам сестры поэта Буткевич А. А., героя стал художник Добролюбов. Буткевич утверждала так неспроста. Во-первых, такие заявления делал сам Некрасов, а во-вторых, это подтверждается созвучием фамилий, характером героя и отношением прототипа к самоотверженным и целеустремленным борцам, выступающим на стороне народа.

Твердохлебов И. Ю. считает, что образ Гриши Добросклонова является неким слепком черт таких известных деятелей, как Белинский, Добролюбов и Чернышевский, которые в сумме создают идеал героя революции. Следует также отметить, что Некрасов без внимания не оставил и новый тип общественного деятеля — народника, который совместил в себе черты как революционного, так и религиозного активиста.

Сейчас слушают

ella nba верю ябраво yerevan yerevanarmenie fila nba fila yrvand yerevanarmenie мой новый день браво filatov karas au au михей и джуманжи старый отель браво желтые ботинки браво желтые ботинки b b project интеллигент ambiguous garnidelia ambiguous kill la ambiguous sex sells dr dre still bassbosted pashtet черная роза sayman kate silent solitude oxt ддт желтая река saymankate bronx voracity myth roid pashtet юрий каморный hydra myth roid мумий тролльlove contraband go cry go oxt
00:00

Общие черты

Образ Григория Добросклонова демонстрирует, что это яркий представитель пропагандиста революции, который стремится подготовить народные массы к борьбе против капиталистических устоев. В чертах этого героя воплотились самые романтические черты революционной молодежи.

Рассматривая этого героя, надо также учитывать, что Некрасов принялся за его создание в 1876 году, т. е. в то время, когда «хождение в народ» уже усложнялось множеством факторов. Некоторые сцены произведения подтверждают, что Грише предшествовали «бродячие» пропагандисты.

Что касается отношения Некрасова к простому рабочему народу, то здесь он высказал свое особенное отношение. Его революционер ведет он жил и рос на Вахлачине. Народный заступник Гриша Добросклонов — это герой, который хорошо знает свой народ, понимает все обрушившиеся на него беды и печали. Он является одним из них, поэтому не вызывает сомнений или подозрений у простого мужика. Гриша — это надежда поэта, его ставка на представителей революционного крестьянства.

Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов! Сама фамилия говорит нам о том, что это очень хороший герой.

Гриша – бедный юноша, который получил церковное образование. Он сирота. Мама его (со странным именем Домна) всё делала, чтобы его воспитать. Она очень его любила, а ещё старалась помогать и другим людям. Но как помочь, если у самих ничего нет (особенно соли)? В поэме говорится, что хлеба можно попросить у знакомых, у соседей, а за соль надо деньги платить, которых и нет. А маленький Гриша плачет – отказывается есть без соли. Думаю, что это не каприз, а потребность растущего организма. Домна уже мукой посыпала хлеб, чтоб обмануть сына, а он требует «ещё» соли. Тогда она заплакала, слезы попали на хлеб, а от этого тот стал солёным.

Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)

И Григорий чувствует в себе силы всё изменить к лучшему. Некрасов пишет, что Добросклонову уготовлена роль народного защитника, а ещё предрекает этому герою чахотку и ссылку в Сибирь. Но Гриша уже выбрал свой путь.

Выбор, по мнению поэта, был из двух путей. Тот, который выбирает большинство, широкий – к материальному благополучию и страстям. А другой – для избранных, кто не думает уже о себе, но только об остальных. Кто готов заступиться за несчастного!

Некрасов верит в этот образ Добросклонова, верит, что такие люди скоро появятся (и уже появились) в России. Они обязательно освободят свой народ он своей же знати. И настанет просвещение, радость… Конечно, с прошлым придётся бороться. И многим из этих героев нужно будет пожертвовать собой.

И Некрасов не ошибся, а его герой стал примером для многих дальнейших защитников народа.

Сборный образ

Сам поэт отмечает, что в образе Гриши он запечатлел черты которые были характерны революционно настроенной молодежи 1860-1870-х годов, французским коммунарам и прогрессивным представителям крестьянства. Исследователи утверждают, что образ Гриши Добросклонова несколько схематичен. Но это легко объясняется тем, что Некрасов создавал новый исторический тип героя и не мог до конца изобразить в нем все, что хотел. На это повлияли и условия, сопутствовавшие созданию нового типа, и исторические особенности времени.

Некрасов раскрывает свое видение общественного деятеля, конкретизируя глубокие исторические корни борьбы народа, изображая духовную и политическую связь героя с судьбой и надеждами народа, систематизируя их в образах конкретных личностей и индивидуальных особенностях биографии.

Последыш

На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.

«Странники дивятся: Дедушка! Что за чудной старик?»

Оказалось, что этот старик не кто иной, как сам князь Утятин. Местные называют его Последышем. Когда князь Утятин узнал об отмене крепостничества, то его хватил удар, и он слёг.

Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.

«Ипат сказал: “Балуйтесь вы! А я князей Утятиных Холоп – и весь тут сказ!”»

Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.

Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.

Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Характеристика героя

Образ народного заступника Гриши Добросклонова описывает простого парня из народа, который жаждет бороться со сложившимися социальными слоями. Он стоит на одном уровне с простыми крестьянами и ничем от них не отличается. Уже в самом начале своего жизненного пути он узнал, что такое нужда, голод и бедность, и осознал, что этим явлениям необходимо противостоять. Для него порядки, царившие в семинарии, были результатом несправедливого социального уклада. Уже во время учебы он осознал все тяготы семинарской жизни и смог их осмыслить.

В 60-х годах XIX века семинаристы росли на сочинениях вольнолюбивых русских авторов. Из среды учащихся клерикалов вышло множество писателей, например, Помяловский, Левитов, Чернышевский и другие. Революционная закалка, близость к народу и природные способности делают образ Гриши Добросклонова символом народного вожака. В характере юного семинариста собраны характерные юношеские черты, такие как непосредственность, застенчивость, совмещавшиеся с самоотверженностью и твердой волей.

Глава 1. Поп

Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.

Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».

Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.

По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.

Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.

Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.

«Крестьянин сам нуждается, И рад бы дал, да нечего…»

Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.

«Что взял? башка упрямая!»

Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.

Чувства героя

Гриша Добросклонов полон любви, которую он изливает на свою мать-страдалицу, на свою родину и народ. В поэме даже имеет место конкретное отображение его любви к простым людям, которым он помогает «по мере сил». Он жнет, косит, сеет и отмечает праздники вместе с простыми крестьянами. Он любит проводить время с другими ребятами, бродить по лесу и собирать грибы.

Он видит свое личное, персональное счастье в счастье других, в крестьянский радости. Не так уж и просто защищать униженных, но Гриша Добросклонов делает все, лишь бы облегчить судьбу обездоленных.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Раскрытие образа

Гриша открывает свои чувства через песни, и через них же указывает путь к счастью простого мужика. Первая песня обращена к интеллигенции, которую герой стремится побудить защищать простой народ, — в этом весь Гриша Добросклонов. Характеристика следующей песни объясняется просто: он мотивирует народ на борьбу, стремится научить крестьян «быть гражданином». Ведь именно это является целью его жизни — он жаждет улучшить жизнь бедного сословия.

Образ Гриши Добросклонова раскрывается не только в песнях, но и в его благородном, лучезарном гимне. Семинарист посвящает себя воспеванию времени, когда на Руси станет возможна революция. Чтобы объяснить, будет революция в будущем или она уже пустила первые ростки, Некрасов использовал образ «третьеводни», который в поэме упоминается четырежды. Это не историческая деталь, сгоревший дотла город — символ низвержения крепостных устоев.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий — сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина».

В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.

Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.

В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой. Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.

Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.

Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.

По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права. Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.

Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.

Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники. Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.

Образ Гриши Добросклонова

Можно ли сказать, что классические произведения ушли в прошлое и нет в них проблем, которые волнуют нас сейчас? Конечно,нет. Время идет, а актуальность проблем не стареет. Пока человек жив ему нужны деньги, пока человек растет ему нужно образование. А на вопрос что необходимо для счастья искали и до сих пор ищут люди всех поколений. Пытается дать ответ на этот вопрос и Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Обычные деревенские мужики в поисках правды на ответ «кому живется вольготно на Руси?» знакомятся с представителями разных слоев населения (поп, помещик, простой крестьянин). И никто из них не может сказать, что они живут счастливо.

На фоне всех героев выделяется Гриша Добросклонов. Его мужики встречают последним. Сын дьякона Тимофея Гриша рано потерял маму, которая очень любила своих сыновей и была заботливой хозяйкой. Несмотря на тяжелое финансовое положение, семья Добросклоновых стремилась дать образование своим детям. Мама не боялась труда и хотела изменить материальное положение семьи. Здоровье ее подвело и Гриша остался без нее.

Жизнь стала еще беднее, кушать практически было нечего. Односельчане кормили мальчиков. А те в благодарность за заботу старались взяться за любую работу и помочь крестьянам. Он с самого раннего возраста полюбил простых людей за их тяжкий труд доброту.

Поступив на обучение в семинарию, Гриша несмотря на голод и холод, твердо поставил перед собой цель окончить ее, а далее поступить в университете. И читатель не сомневается, что так и будет.

Как и других своих героев в поэме Н.А.Некрасов не найдешь описания Григоря Добросклонова. Лишь по отдельным строчкам вырисовывается портрет мужчины с худым лицом, но при этом с широкой костью, за которой и скрывается огромное человеческое сердце. Сама фамилия героя говорит, об отношении автора к нему. Он любит Григория и считает его человеком, который сможет помочь своему народу в борьбе за счастье. Для него не существует личного благосостояния, он будет счастлив лишь когда будут богатыми и сытыми все люди Руси. В его стремлении просматриваются революционные идеи, он полон решимости любыми путями добиться счастья для всех людей. Именно такие люди живут хорошо, несмотря на отсутствие денег и материальных благ.

Образ Гриши Добросклонова интересен и в наше время. Его пример показывает, что только целеустремленные личности могут добиться почета и уважения в обществе.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика Гриши Добросклонова

Популярные сегодня темы

Этот рассказ Горького о старухе Изергиль крайне тонок и лиричен. Сквозь него продета тонкая красная нить философии поиска смысла человеческого существования. Гениальный автор снова провоцирует читателя погрузиться

Что может быть замечательнее похода в зоопарк? Я очень ждал этого события. Мне не терпелось поскорее очутиться в царстве животных.

Островский Александр Николаевич. Помимо того, что он великий и любимый многими писатель, создатель множества пьес, которые ставятся в театре и в наши дни, так ещё и создатель нового театра, человек

В произведении главный герой, который являлся любовником одной женщины, которая была замужем, он был противоположной стороной автора. Немного похожая история произошла и с ним именно это

Карл Великий — центральный персонаж произведения «Песнь о Роланде». Герой является реальным историческим лицом, повелителем, который сколотил огромную империю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: